Характеристики правовой культуры. И над родом человеческим нависла угроза самоистребления

«Проблема человека в философии» - Воспитание и образование. Философская антропология. Феномен человека. Проблема человека в философии. Биологическая эволюция человека. Средневековая христианская концепция человека. Основные концепции антропогенеза. Разработка проблем антропогенеза. Философия Древнего Востока. Жизнь. Антропогенез. Немецкая классическая философия.

«Формирование мировоззрения» - Мифологическое мировоззрение. Убеждения. Миропонимание. Методы формирования общественного сознания. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Понятийный аспект мировоззрения. Методы стимулирования деятельности. Целостное представление о природе. Мировоззрение. Способы формирования мировоззрения.

«В чем счастье человека» - Группа профессора Эндрю Освальда. Джеймс Фоулер и Николас Кристакис. Упражнение «Наши эмоции». Что значит счастье для вас. Подавленный гнев перерастает в чувство обиды. Сам себе кузнец. Можно ли стать еще счастливее. Понятие морального сознания. Тренинг. Гнев требует выхода. Нерациональные требования.

«Смысл жизни и счастье» - Смысл жизни и счастье. Надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня. Что это у тебя в руке. Основные термины и понятия. Зачем живёт человек. Что такое смысл жизни. Притча о счастье. Разнообразие смыслов жизни. Смысл жизни Л.Н.Толстого. Счастье - состояние полноты существования. Высказывания о счастье.

«Ценности» - Господство разума над аффектами. Аксиология как учение о ценностях. Фильм: «На пути к золотому сечению». Золотое правило нравственности. Частные разновидности красоты. Различие между познавательным и ценностным отношениями. Содержательные признаки прекрасного. Мораль. Красота в природе. Категории эстетики.

«Программа «Социокультурные истоки»» - Слышать слово. Методика. Семь чудес России. Истоки. Семья. Приобщение к истокам духовности. Слово и образ Отечества. Истоки творчества. Истоки дела и подвига. Комплексная интегративная программа «Социокультурные истоки». Концепция программы. Приобщение к истокам родной культуры. Цель. В поисках истины.

Всего в теме 23 презентации

    Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким -либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большо­го дела -строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

  • И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

  • Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

  • Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему -лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

  • Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...

  • О чем этот миф?

  • Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.


  • С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья.

  • А что определяет суть этого монолога?

  • Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности?

  • По ходу моего объяснения мы будем составлять конспект- схему.



  • Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека - пирамиду ценностей.

  • Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.

  • Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.

  • Ценности -это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека .

  • Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.

  • И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю?


Добро Вера

  • Добро Вера

  • Благородство Надежда

  • Достоинство Истина

  • Красота Свобода

  • Совесть Любовь

  • Как вы думаете, какую роль эти ценности играют в жизни человека?




  • Следовательно, любая ценность носит социальный характер.

  • Под социальной ценностью понимается компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.

  • Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.

  • Кто-то из вас спросит: а разве нормы поведения не воздействуют и не определяют поведение людей? Попробуем провести параллели между ценностью и нормой.



  • Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

  • Дозволение -указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

  • Предписание -указание на требуемое действие;

  • запрет -указание на действия, которые не следует совершать. Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы»и укажите, какие из представленных норм являются запретом?

  • Какие -предписанием? Какие - дозволением?



социальное действие

  • Важнейшим понятием социологии является социальное действие , т. е. преднамеренный, целенаправленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

  • Скажите, каким должно быть поведение человека, включенного в систему социальных отношений.




  • Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не существует. Чтобы наглядно представить, что такое правовая культура общества и личности, из каких частей она состоит, нарисуйте (схематически) дом в три этажа. На каждом из этажей расположена одна из трех характеристик правовой культуры:

  • Правовые знания и умение ими пользоваться.

  • Положительное отношение к праву (уважение к праву).

  • Правомерное (правопослушное) поведение, действия в соответствии с законом .

  • Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению.

  • Затем дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается). Поместите в него все, что вам покажется существенным, из следующего перечня составляющих общей культуры: нравственная культура, художественная культура, политическая культура, техническая культура, информационная культура... Свой выбор обоснуйте. Затем представьте свою работу.


  • Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

  • Можно ли считать это правило моральной нормой? Ответ аргументируйте.

  • Суть правовой культуры правоведы выражают формулой: «Знать- уважать - соблюдать». Согласны ли вы с ней? Почему?

  • На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.

  • Как вы понимаете смысл слов Аристотеля, который говорил: «Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными - поступая умеренно, смелыми -делая смелые поступки... Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»?

  • Домашнее задание

  • Выучите § 5, выполните задания. Напишите эссе на тему: «Если бедность - мать преступлений, то недостаток ума - их отец» (народная мудрость).


Ключевые слова: понятие, содержание, роль, черты, слагаемые, уровни, правовой, культуры

Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений".

В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами , другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным.

Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

Один из современных юристов США - Л. Фридмэн в своей книге "Введение в американское право" пишет: "Правовая культура - это барометр общественной жизни, являющийся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется или нарушается на практике, как его избегают или как им злоупотребляют. Правовая система без правовой культуры не действует".

В отечественной литературе над проблемой правовой культуры активно работают такие ученые-правоведы, как Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.Н. Синюков и др. Выработаны краткие определения данного понятия.

Под правовой культурой предлагается понимать систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей.

В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную, так или иначе, с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля.

Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа "не запрещенное законом дозволено ". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено.

В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма.

Культура - это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода "правовой всеобуч". Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Кроме того, правовая культура - многоуровневое понятие.

Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида , культуру различных слоев и групп населения , должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю . Гегель указывал на несовпадение "теоретической и практической культуры".

Что касается правовой культуры общества , то она включает в себя такие "показатели", как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);

3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Важнейшим понятием социологии, как известно, являет­ся социальное действие, т. е. преднамеренный, целенаправ­ленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

В связи с этим встает вопрос: как тот или иной субъект (участник) социального действия (будь то человек или орга­низация) может быть включен в систему социального взаи­модействия таким образом, чтобы его поведение по отноше­нию к другим было предсказуемо, понятно, должным образом урегулировано? Невозможно же каждый раз дого­вариваться о нормах взаимосвязи. Следовательно, во всем и всегда необходим некий единый порядок (стандарт, крите­рий) поведения, который может стать своеобразным посред­ником во взаимодействии между различными людьми и бу­дет понятен всем участникам социальных отношений независимо от их статуса и характера сотрудничества.

Такие типовые стандарты поведения людей вырабатыва­лись веками на основе различных жизненных ситуаций, бес­конечного количества личных вариантов поведения. Для их создания, как отмечал известный вам французский социо­лог Э. Дюркгейм (1858-1917), множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства и длинные ряды поколений накапливали свой опыт.


К числу «посредников», социальных регуляторов, выра­ботанных самим обществом на протяжении истории, отно­сят, прежде всего, мораль и право.

Единая система нравственных ценностей дает людям моральные стандарты (нормы) поведения, которые скрепля­ют общество, делают возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях.

Из предшествующей части курса вы знаете, что мораль принято характеризовать как систему особых правил - мо­ральных норм. Как и положено нормам, моральные нормы жестко (в императивной форме) устанавливают границу (ме­ру) возможного и должного, помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки и тем самым способствуют урегулированию, или, как говорят философы, гармонизации, отношений между людьми, отношений человека с самим со­бой (самоконтроль, самоорганизация), с окружающей средой. Оценка поступков (своих, чужих) осуществляется с помощью особых моральных понятий (моральных категорий) - добра и зла, справедливости и несправедливости. Если субъект соци­ального действия соблюдает моральные нормы, поведение оценивается как положительное. Не соблюдает - как отрица­тельное, вредное, злое. Моральный контроль при этом осу­ществляет общественное мнение и «внутренний контро­лер» - совесть. Других «контролеров» у морали нет.

В духовной жизни народа моральные нормы складыва ются стихийно или же их формулируют выдающиеся мо­ралисты. Закрепляются (фиксируются) моральные нормы особым образом: или в сознании народа, переходя из поко­ления в поколение, или в религиозных учениях, или в тру­дах моралистов в виде принципов, заповедей и т. д.



Вы, конечно, замечали, что понятие «моральные нормы» нередко употребляют в более широком смысле, имея в виду как собственно нормы (относительно конкретные правила), так и принципы морали. В свете изложенных выше размы­шлений о соотношении ценностей и норм есть возможность уточнить, что принципы морали - гуманность, справедли­вость, милосердие - можно характеризовать как высшие ценности морали. Они выражают содержание морали в са­мом обобщенном виде: определяют стратегическое направле­ние наших поступков и вместе с тем служат опорой для частных правил поведения. Нормы морали - это и есть ча­стные правила, которые предписывают человеку способ дей­ствия в более определенной форме. Возьмем, например, выс­шую из моральных ценностей - человеколюбие. Она дает абстрактно-обобщенное представление о самом желан­ном - о сохранении жизни. А воплощается в действитель­ность посредством моральных норм-заповедей, направляю­щих действия людей: «не убивай», «не лги», «не воруй»,


«не завидуй», «не клевещи», «не сквернословь», «уважай старших», «будь терпим к чужим недостаткам», «умей про­щать» и т. д. Это и есть человеколюбие, выраженное в ви­де относительно конкретных моральных требований.

Мы отмечали выше, что норма жестко определяет стан­дарт поведения, независимо от индивидуальных особеннос­тей личности. Это значит, что социальная норма не частное индивидуальное правило поведения, а общезначимое. Каса­ется это и моральных норм.

Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос: как же сделать общее правило автономной позицией лично­сти, осознанным мотивом ее поведения? Как добиться, что­бы общее правило выполнял каждый вменяемый человек? В этом состоит проблема реализации любой моральной нормы.

Дело в том, что между «должным» и «сущим» существу­ет противоречие, которое принято выражать формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу». При всей своей от­носительной конкретности любая моральная норма все-таки остается стандартом, образцом, даже идеалом поведения. Иначе говоря, она в определенной мере тоже абстрактна и умозрительна.

Чтобы воплотить желаемое в действительность, в жизнь, существует только один путь: каждому поступать мораль­но. А это, как известно, требует огромных усилий, душев­ной энергии, даже мужества. Но только собственные созна­тельные действия, совершенные безо всякого подталкивания и принуждения, позволяют реализовать моральные требова­ния в бесконечном многообразии реальных жизненных си­туаций. Научиться этому помогает, во-первых, воспитание, а во-вторых, беспрерывное самовоспитание.

Правовое регулирование социальных отношений также имеет свои особенности.

Из курса права вы уже знаете о различных подходах к определению сущности права, его основных признаках, ис­точниках и системе права. В данном случае мы охарактери­зуем право с социологических позиций - как «посредника» в социальном взаимодействии субъектов.

Право формально уравнивает всех членов общества, за­ставляет нести определенные обязанности перед ним, спо­собствует сохранению основных условий существования как каждого индивида, так и общества в целом.

В общественной жизни, как вы знаете, между людьми и их многочисленными организациями складываются самые разнообразные отношения - экономические, политические, семейные, трудовые, культурные и др. Все они в цивилизо­ванном обществе определенным образом упорядочены. До­стигается это, как мы видели, с помощью социальных норм (моральных, политических, религиозных и т. д.).


Специфика правового регулирования социальных отно­шений состоит в том, что они (эти отношения) основывают­ся на праве, регулируются нормами права. В этом случае социальные отношения обретают новое качество, новый вид - становятся правовыми отношениями. Это означает, что государство с помощью норм права переводит те или иные социальные отношения под свое юридическое покро­вительство, придает им упорядоченность, стабильность, желаемую направленность. Оно запрещает одни действия, разрешает или запрещает другие, устанавливает ответствен­ность за нарушение своих предписаний, пресекает вредную деятельность.

При этом регулируемые отношения (экономические, по­литические, семейные и т. д.), конечно же, не утрачивают своего фактического содержания (т. е. продолжают оставать­ся экономическими, политическими, семейными и т. д.). Однако они обретают новое, дополнительное качество, ста­новятся правовыми. Возьмем, например, семейные отноше­ния. В них есть много личного, интимного в отношениях между взрослыми, взрослыми и детьми, что не может и не должно регулироваться правом. Но в жизни семьи есть и та­кие стороны, которые нуждаются в правовом регулирова­нии: сам институт брака, имущественные отношения супру­гов, права и обязанности родителей, права и обязанности детей и т. д. Урегулированные нормами права, семейные от­ношения становятся правовыми отношениями. Но это вовсе не означает, что они перестают быть семейными. То же можно сказать о всех других видах социальных отношений: становясь правоотношениями, они не утрачивают своей спе­цифики. И это понятно: нормы права только регулируют, а не создают общественных отношений. Отношения творит са­ма жизнь общества, а нормы права служат средством их ста­билизации, упорядочения.

Как вы, очевидно, уже поняли, нормы права и правовые отношения тесно взаимосвязаны. Между ними существует причинно-следственная связь. Не только нормы права воз­действуют на правовые отношения (будучи юридической ба­зой, на основе которой они возникают и развиваются), есть и обратная связь. Правовые отношения, в свою очередь, ока­зывают влияние на нормы права. Ведь именно благодаря правовым отношениям и через них реализуется на практи­ке, воплощается в жизнь государственная воля, заложенная в нормах права. Сама норма права имеет, в сущности, абст­рактное содержание. Здесь в общей, обезличенной форме да­ются лишь образцы будущих общественных отношений. Свою настоящую жизнь, т. е. воплощение в реальную дей­ствительность, абстрактные нормы права получают только тогда, когда становятся правовыми отношениями конкрет-


цых лиц - субъектов права. Не случайно правовые отноше­ния называют формой конкретизации абстрактного содер­жания нормы права.

Подведем итог. Правовые отношения можно определить как социальные отношения, урегулированные нормами пра­ва. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм. В этом и состоит специфика пра­вового регулирования социальных отношений. Правовые нормы непосредственно порождают правовые отношения и вместе с тем реализуются через них. Нет нормы - нет пра­вовых отношений.

И еще одна черта, которую важно отметить. Правовые отношения, как и нормы права, на базе которых они возни­кают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. И в этом также проявляется специфика правового регулирования социальных отношений.

А в заключение вернемся к вопросу о правовой культу­ре. Она является частью общей культуры. Неподготовленно­го в юридическом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Под правовой культурой понимают до­стигнутый уровень развития в правовой организации жиз­ни людей. Она находит свое выражение в уровне развития правовой деятельности общества, в качестве юридических актов, в уровне правосознания и, конечно, в том, насколь­ко высока степень гарантированности государством и обще­ством прав и свобод человека.

Основа правовой культуры - правовые знания. Каждому необходимо знать хотя бы исходные положения действую­щего законодательства, и в первую очередь Конституции РФ. Без правовых знаний гражданин не сможет ни реали­зовать, ни защитить свои права. А представьте ситуацию, когда юридически неграмотными оказываются люди, зани­мающиеся законотворчеством (депутаты парламента и т. д.), работающие в судах, правовых органах, органах государст­венной власти и управления (госчиновники).

Понятие «правовая культура» всегда предполагает оцен­ку качества правовой жизни общества и сравнение его с наиболее развитыми образцами, идеалами и ценностями. К высшим ценностям современной правовой культуры отно­сятся в первую очередь правовое государство и права чело­века. Их признание, защита и реальное осуществление пред­ставляют собой высший уровень правовой культуры современного общества.

Правовая культура - понятие многоуровневое. Условно разделяют правовую культуру всего общества и правовую культуру личности. Правовая культура общества включает ряд элементов. Прежде всего, это достигнутый уровень пра­вового сознания общества. Он складывается из полноценно-


го законодательства, развитой правовой системы, эффектив­ного независимого правосудия. Важно также, как гаран­тированы права и свободы граждан, каково состояние закон­ности и правопорядка, насколько четко работают правоохра­нительные органы, какова юридическая грамотность населе­ния, каково его отношение к законам и т. д.

Другой важнейший элемент правовой культуры общест­ва - уровень развития правовой деятельности, которая складывается из теоретической и практической деятельнос­ти. Под теоретической имеется в виду деятельность ученых-правоведов, а также специальное юридическое образование в школах и вузах. Практическая правовая деятельность складывается из правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Правовая культура личности, помимо правовых знаний, включает также понимание своего правового статуса - пра­вильное уяснение своих прав и обязанностей, свободы и от­ветственности, норм взаимоотношений с другими людьми. Вместе с тем знания останутся бесполезным интеллектуаль­ным грузом, если человек не приучит себя к правовой дея­тельности, практическому применению правовых норм.

■■Основные понятия: ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения.

■■Термины: нормы морали, нормы права.

Проверьте себя

1) Чем отличается ценность от нормы? 2) Какова роль со­циальной нормы? 3) Как соотносятся принципы морали и нормы морали? В чем основные особенности моральной нор­мы? 4) Какую моральную проблему выражают формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу»? 5) В чем состоит специфика правового регулирования социальных отноше­ний?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. «Золотое правило» морали гласит: «Поступай по отно­
шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие посту­
пали по отношению к тебе». Можно ли это правило считать
моральной нормой? Или же это высшая моральная цен­
ность?

2. На вопрос о том, что для вас является высшей ценно­
стью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конеч­
но, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой
ответ аргументируйте.

3. Суть правовой культуры правоведы выражают форму­
лой: «Знать - уважать - соблюдать». Раскройте ее содер­
жание.

4. Как вы объясните правовой афоризм: «Жизнь пра­
ва - в правоотношениях»?


5. Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не действует. Объясните почему.

i Сработайте с источником

Познакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников рус­ской и американской социологии - Питирима Сорокина (1889-1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жиз­ни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор ана­лизирует состояние этики (морали) и права западного общества 40-х гг. XX в. По мнению современников автора, его оценки излишне категорич­ны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.

Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и пра­ва...

Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании. - Ред.) этических и правовых норм. Де­вальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности поте­ряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и боль­ше на истинные нравственные ценности смотрят как всего лишь на «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материаль­ные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую за­весу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. По­добным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти эли­ты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы... С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу - важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен» и «ты должен», как моральные императивы, все меньше и мень­ше определяют поведение людей... Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют на­ше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме гру­бой силы и обмана. Отсюда - современное «право сильно­го». И в этом - основная черта современного кризиса в этике и праве.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 500.

вопросы и задания к источнику. 1) Как оценивает автор состо­яние моральных и правовых ценностей современного ему общест­ва? 2) Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы? 3) Во что они превращаются в руках властной


элиты? 4) Какую роль должны играть в обществе моральные и пра­вовые нормы? Найдите в тексте подтверждения мысли автора. 5) Что происходит, когда моральные ценности теряют свое влия­ние в обществе? 6) Можно ли оценки П. Сорокина применять к со­временному состоянию моральных и правовых ценностей в нашей стране (учитывая склонность автора к излишней категоричности суждений)? Свой ответ аргументируйте.

Которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к , но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — , нравственностью, . необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

Правовая культура включает в себя такие элементы , как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

Специфика правовой культуры

Любая — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.

Любое , любое , любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с другой — оказывает на эту действительность влияние. Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

Правовая культура и правосознание

Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с , которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание — на правовую культуру.

Как и в правовом сознании, в правовой культуре с учетом ее носителей можно выделять подвиды. Самым широким явлением выступает правовая культура общества. Определенными характерными чертами и особенностями обладает правовая культура народа , отражающая специфику национального правосознания, а также правовая культура социальных групп населения страны, например , граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признакам. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в юроде или сельской местности, бытовая среда, в том числе возможное общение с липами, отбывавшими наказание за преступление в местах лишения свободы. Итак, массовая и групповая, индивидуальная правовая культуры — это реалии современного общества.

Осознанная социально-правовая активность личности, т. е. использование ею правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка, — высшее выражение правовой культуры, оказывающее позитивное воздействие на массовую правовую культуру. Широта и реальная гарантированность естественных и других прав и свобод личности — один из первых и важных признаков самой правовой культуры.

Формирование правовой культуры

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

  • идеологический (правовые идеи);
  • нормативный (правовые нормы);
  • поведенческий (правовые поступки);
  • объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском , просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в , преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.