История герба россии. Двуглавый орел. Византия Палеологов - Quete du graal

А. БАРЫБИН.

Герб - двуглавый орел достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Отчего греческая царевна предпочла московского князя остальным претендентам на ее руку? А претенденты из знатнейших европейских фамилий были, и всем Софья отказала. Может быть, она хотела выйти замуж за человека одного с ней православного вероисповедания? Возможно, но вряд ли непреодолимым препятствием был бы для нее брак с женихом, например, католической веры. Ведь не помешала православная вера перейти в подданство исламскому султану ее дяде Димитрию Палеологу, а позже и брату Мануилу. Основным мотивом был, бесспорно, политический расчет папы римского, у которого воспитывалась Софья. Но решение это пришло не вдруг и не просто.

юди средневековья... От некоторых из них сохранились лишь имена и скудные сведения на страницах летописей, другие были участниками бурных событий, в хитросплетениях которых пытаются сегодня разобраться ученые.

В 1453 году османские войска осадили Константинополь - так изображает осаду старинная гравюра. Империя была обречена.

Великий князь московский Иван III (слева) в сражении с татарским ханом. Гравюра XVII века так символически изображает конец монголо-татарского ига.

Иван III Васильевич правил на Московском престоле с 1462 по 1505 год.

Слева -государственная печать Ивана Грозного. Справа - государственная печать Российской империи конца XVII века.

Государственное знамя с изображением герба.

Сначала обратимся к истории Византии. В 395 году Римская империя разделилась на восточную (Византийскую) и западную. Византия считала себя преемницей Рима и - по праву. Запад вступил в период упадка культуры, духовной жизни, а в Константинополе общественная жизнь по-прежнему бурлила, процветали торговля, ремесла, был введен правовой кодекс Юстиниана. Сильная государственная власть ограничива ла влияние церкви на интеллектуальную жизнь, что благотворно сказывалось на образовании, науке и искусстве. Византия, являясь мостом между Европой и Азией, занимала важнейшее стратегическое положение. Но и воевать она была вынуждена на все четыре стороны - с персами, готами, аварами, гуннами, славянами, печенегами, половцами, норманнами, арабами, турками, крестоносцами.

С конца XII века звезда Византии постепенно клонится к упадку. То было время отчаянной, полной драматизма борьбы с могущественным соперником - турками, энергичным, воинственным и многочисленным народом. (Напор его не ослабевал и держал в ужасе Европу вплоть до XVIII века.) Постепенно, по частям турки захватывали земли империи. В конце XIV века им покоряются балканские славянские страны, и положение Византии становится критическим. Кульминация борьбы пришлась на XV век. Византия сражалась упорно, мужественно, изобретательно. Знаменитая византийская дипломатия проявляла чудеса находчивости. В значительной мере именно ее стараниями в свое время были совершены знаменитые крестовые походы рыцарей, существенно ослабившие турецкий султанат и отсрочившие крах империи.

Своих сил справиться с турецкой опасностью Византии не хватало. Только объединенные усилия всей Европы могли бы остановить турецкую экспансию. Но к такому объединению европейским политикам прийти не удавалось: камнем преткновения оставалась религиозная рознь между православной Византией и католическим Западом (как известно, раскол христианской церкви произошел в IX-XI веках). И тогда император Иоанн VII Палеолог предпринимает в 1438 году поистине историческую попытку сблизить церкви. Византия в то время находилась в тяжелейшем положении: под ее властью оставались ближайшие пригороды Константинополя, несколько мелких островов да деспотат Морея, с которым не было сухопутно го сообщения. Тонкая нить действующего перемирия с турками вот-вот должна была порваться.

Иоанн III договаривается с папой римским Евгением IV о созыве Вселенского собора с целью осуществить наконец объединение церквей. Византийцы проводят максимально возможную в тех обстоятельствах подготовку к собору, который, по их плану, должен принять общие для всего христианского мира церковные догматы. В ходе этой подготовки (для нашего рассказа факт очень важен) митрополитом московским назначают известного церковного деятеля, дипломата, оратора и мыслителя Исидора, убежденного сторонника объединения церквей (именно он невольно сыграл большую роль в судьбе Софьи Палеолог и Ивана Васильевича).

В 1438 году из Константинополя в Италию выехала делегация во главе с императором и патриархом. Митрополит Исидор с делегацией из России прибыл отдельно. Больше года в Ферраре, потом во Флоренции продолжались ожесточенные богословские споры. Они не привели к соглашению ни по одному пункту. К концу собора на греческую сторону было оказано сильное давление, и византийцы подписали итоговый документ, так называемую Флорентийскую унию, в которой согласились с католиками по всем позициям. Однако в самой Византии уния разделила народ на ее сторонников и противников.

Итак, слияния церквей не произошло, единственно правильный политический ход не состоялся. Византия осталась лицом к лицу с могущественным врагом. С легкой руки французских просветителей XVIII века, видевших в Византии оплот монархизма, о ней традиционно принято говорить как о стране загнивающей, застойной, дряхлеющей (такое отношение усиливалось неприязнью к православию). Наши мыслители Чаадаев и Герцен тоже ее не жаловали. У западных историков до сих пор в отношении к Византии сквозит легкое пренебрежение.

А между тем она стояла в самом важном стратегическом пункте, на границе Востока и Запада, владела проливами и держалась 1100 лет! Византия, пусть ослабевшая, не только героически боролась с многочисленными нашествиями, но и хранила колоссальный культурный потенциал, накопленный древними греками и римлянами. Когда в Европе царили церковное мракобесие и нетерпимость к любому отклонению от библейских канонов, в Константинопольском университете преподавалось римское право, все граждане Византии юридически были равны перед законом, грамотные люди зачитывались античными авторами, а в школах же учили читать по Гомеру! И еще не известно, когда бы появилось итальянское Возрождение, повернувшее человека от бесплодной схоластики к блеску античной культуры, если бы не постоянные культурные контакты европейцев с восточным соседом.

В апреле 1453 года Константинополь был осажден войсками турецкого султана Мехмеда II численностью, по разным оценкам, от 200 до 300 тысяч воинов. Мощнейшая по тем временам артиллерия, огромное количество осадной техники, большой флот, прекрасные специалисты по проведению подкопов и взрывных работ - все было направлено против великого города. Осада велась непрерывно и упорно. Чтобы лишить греков относительной безопасности их морских стен, во внутреннюю гавань Золотой Рог, защищаемую цепями, турки уже в ходе боев перевезли волоком по многокилометровому деревянному настилу 70 тяжелых боевых кораблей.

Что всей этой силе могли противопоставить византийцы? Мощные старинные каменные стены и башни, глубокие рвы, ловушки и другие оборонительные сооружения, построенные в разные времена прекрасными фортифика ционными инженерами. Город был неприступен для доогнестрельного оружия. Но на стенах почти не было артиллерии, и осажденные использовали в бою лишь камнеметные машины. Император смог выставить на стены только 7 тысяч воинов, в гавани находилось всего 25 кораблей. В самом городе шли непрекращающиеся религиозные споры между православными и католиками, спровоцированные принятием Флорентийской унии. Религиозная рознь сильно ослабила оборонный потенциал Константинополя. И это тоже учитывал Мехмед.

Но, несмотря ни на что, боевой дух защитников оказался невероятно высоким. Героическая оборона Константи нополя вошла в легенды. Оборону возглавлял и вдохновлял последний император Византии Константин XI Палеолог, мужественный и опытный воин с сильным и решительным характером. Полтора месяца отражаются все штурмы, все нападения с моря, разгадываются и ликвидируются подкопы.

Но 29 мая 1453 года во время последнего штурма под ударами ядер обрушилась часть стены. В пролом ринулись отборные части янычар. Константин собирает вокруг себя оставшихся защитников и бросается в последнюю контратаку. Силы слишком неравны. Видя, что все кончено, он, потомок древних греков, ринулся с мечом в руках в гущу боя и геройски погиб. Великий город пал. Византия погибла, но погибла непобежденной. "Погибаю, но не сдаюсь!" - девиз ее героических защитников.

Падение Константинополя произвело оглушительное впечатление во всем тогдашнем мире. Европейцы словно бы верили в чудо и ждали, что город вновь устоит, как бывало не раз в прошлом.

Три дня завоеватели убивают, грабят, насилуют, угоняют жителей в рабство. В огне гибнут книги, произведения искусства. Немногие могли спастись на кораблях. Начался исход в Европу из еще свободных византийских земель.

Из ближайших родственников Константина в живых остались два брата - Димитрий и Фома, которые правили каждый своей частью деспотата Морея на полуострове Пелопоннес. Турки планомерно присоединяли к султанату оставшиеся земли Византии. Очередь Мореи наступила в 1460 году. Димитрий остался на службе у султана. Фома уехал в Рим с семьей. После его смерти два его сына, Андрей и Мануил, и дочь Софья оказались на попечении папы римского.

Софья своим обаянием, красотой и умом заслужила всеобщую любовь и уважение в Риме. Но годы шли, ей пора замуж. Папа Павел II предлагает высокородных женихов, однако всех она отвергает (и даже короля Франции, и герцога миланского) под предлогом, что они не ее веры. Окончательное решение выдать Софью замуж за князя московского Ивана III Васильевича, овдовевшего несколько лет назад, папа принял под влиянием кардинала Виссариона. Виссарион Никейский, один из самых просвещенных людей своей эпохи, в прошлом православный митрополит - близкий друг и единомышленник Исидора московского в стремлении объединить церкви. Они вместе активно выступали на Флорентийском соборе, и, естественно, Виссарион много слышал и знал о России.

Великий князь московский был в ту пору единственным православным монархом, независимым от турок. Опытные политики в Риме видели, что усиливающаяся Россия имеет будущее. Римская дипломатия постоянно искала способы противодействия османской экспансии на Запад, понимая, что после Византии может наступить черед Италии. Поэтому в будущем можно было бы рассчитывать и на военную помощь России против турок. И тут такой удобный случай: браком вовлечь Ивана Васильевича в сферу римской политики и сделать попытку подчинить католическому влиянию огромную и богатую страну.

Итак, выбор сделан. Инициатива исходила от папы Павла II. В Москве обо всех тонких хитросплетениях в папском дворце и не подозревали, когда нагрянуло посольство из Италии с предложением династического брака. Иван, по своему обыкновению, советовался с боярами, с митрополитом, с матерью. Все дружно говорили ему одно, и он согласился. Последовал обмен посольствами. Затем были триумфальное путешествие невесты из Рима в Москву, торжественный въезд Софьи в Кремль, первое свидание молодых, знакомство невесты с матерью жениха и, наконец, свадьба.

А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран - Византии и России, - имеющие отношение к двуглавому орлу.

В 987 году великий князь киевский Владимир I заключил договор с византийским императором Василием II, по которому он помог императору подавить мятеж в Малой Азии, а взамен тот должен был отдать Владимиру в жены свою сестру Анну и прислать священников для крещения языческого населения. В 988 году на Руси официально вводится православие по византийским обрядам. Этот шаг определил дальнейшую судьбу и культуру России. Но принцесса не приехала. И тогда в 989 году великий князь захватывает византийскую колонию Херсонес в Тавриде. В последовавших переговорах пришли к соглашению: Владимир вернет город грекам, как только Анна приедет к жениху. Так все и получилось. Этот династический брак стал исключительным событием в то время: Анна - сестра Василия II и дочь предыдущего императора Романа II. До этого момента ни одна порфирородная принцесса или царевна византийская не выходила замуж за иностранца.

Порфирородными считались дети императоров, рожденные в особом помещении женской половины император ского дворца в Константинополе - Порфире. Императорами в Византии могли стать даже случайные люди, что, кстати, часто и происходило. Но порфирородными могли быть только дети правящих императоров. Вообще в раннем средневековье авторитет и престиж византийского двора в глазах европейцев были огромны. Королевские дома Европы почитали для себя за высшую честь иметь хоть какой-нибудь знак внимания от императора, не говоря уж о родственных связях. Поэтому женитьба Владимира на Анне имела большой резонанс в том мире и увеличила международный вес новой христианской державы в самом начале ее христианского пути.

И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи - двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией.

Несколько слов о самых первых следствиях для России приезда Софьи с гербом ее предков. Высокообразо ванная по тем временам, она сама и ее греческие приближенные явно положительно повлияли на культурный уровень при дворе великого князя, на становление иностранного ведомства, на увеличение престижа великокня жеской власти. Новая жена поддерживала Ивана III в его стремлении наладить отношения при дворе, упразднить уделы и установить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Софья с ее ореолом императорского величия Византии была для русского царя идеальной женой.

Это было великое княжение. Фигура Ивана III Васильевича, в основном завершившего объединение русских земель в единое государство, была для своего времени по масштабности деяний сравнима разве что с Петром I. Одно из самых славных дел Ивана III - бескровная победа России над татарами в 1480 году после знаменитого "стояния на реке Угре". Полное юридическое освобождение от остатков ордынской зависимости ознаменова лось появлением на Спасской башне Кремля византийского, а теперь русского двуглавого орла.

Двуглавые орлы в гербах не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской империи, а после ее распада в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.

Как он появился в Византии? Известно, что в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел - государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел делается гербом Византии.

В появлении двуглавого орла как символа еще много непонятного. Известно, например, что он изображал ся в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, двуглавый орел прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.

В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества - всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной - двуглавый орел. Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. На печатях двуглавый орел просуществовал до 1918 года. С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. И вот 30 ноября 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина двуглавый державный орел России вновь возвращен на российский герб. А в конце XX века Дума узаконила все атрибуты символики нашей страны.

Византийская империя была евроазиатской державой. В ней жили греки, армяне, турки, славяне и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство этих двух начал. Как нельзя более подходит это и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России - не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он - символ исторической преемственности культурных традиций - от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел - символ объединения и единства земель российских.

От хеттов двуглавого орла заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне, турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII веке в Западной Европе возникают государственные геральдические символы - гербы. На различных европейских гербах двуглавый орел появляется уже в XIII веке. В это же время он становится гербом Сербии, позднее также Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его унаследовала Австрийская (с 1867 - Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после поражения в Первой мировой войне. В Византии (Ромейской державе) государственного герба как такового не существовало. Однако золотой двуглавый орел на красном поле был личным символом последней византийской династии - Палеологов. Племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики - двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки.

Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ - с державой и скипетром. При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами - главным царским атрибутом. Символика орла сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в 1523-1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем . Когда знаменитый старец писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей ответственности России: четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим будет стоять вечно, - а мир простоит лишь столько, сколько продержится хранящий православную веру третий Рим. А потому двуглавый орел - не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.

Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, - он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46: 5-13).

(Восточная) Римская империя, Византия
Byzantium (лат.) , Imperium Romanum, Romania (лат.) , Βασιλεία Ῥωμαίων, Ῥωμανία (греч.)

Раздел находится в разработке!

Византийская империя или Восточная Римская империя была продолжением Римской империи в эпоху Средневековья. Столицей был Константинополь, ныне известный как Стамбул. За тысячу лет империя превратилась в мощную силу, несмотря на военные неудачи и потери территории. Империя вступила в длительный спад после двенадцатого века, что привело к падению Константинополя от турков в 1453 году.

Византийская история с удобством может быть разделена на следующие периоды.

Первый простирается до начала VIII века, исходные же его моменты хронологически не поддаются определению, подобно тому, как не отыскана дата, разграничивающая конец древней и начало новой истории. В смысле объема и содержания исторического материала сюда должны входить факты, характеризующие и подготовляющие византинизм, хотя бы они хронологически относились к цветущей поре Римской империи. Такой же этнографический переворот, какой на Западе подготовил переход от древней истории к средней, постепенно совершается и на Востоке. Разница только та, что Запад вполне сделался добычей новых народов, будучи поглощен германской иммиграцией, Восток же обнаружил больше приспособляемости к новым историческим условиям и пережил критическую эпоху с меньшими для себя потерями. В борьбе с готами и гуннами империя поплатилась лишь временными потерями. Труднее было положение в VI и VII вв., когда с одной стороны теснили авары и славяне, с другой персы.

Победы Юстиниана (527-565) и Гераклия (610-641) задержали напор внешних врагов и определили на будущее время политические задачи империи. Самым важным делом царей этого периода было организовать отношения славян к империи. Эта задача достигалась системой размещения славянских племен по западным и восточным провинциям, предоставлением им свободных земель для сельскохозяйственной культуры и невмешательством во внутренний порядок славянской общины. Вследствие этого окраины империи приобрели оседлое земледельческое население, составившее преграду против неожиданных вторжений новых врагов; военные и экономические средства настолько увеличились, что надвигавшаяся опасность арабского завоевания не имела для империи гибельных последствий.

Второй период, от Льва III Исавра до Василия Македонянина (717-867), характеризуется такими чертами, в которых византинизм находит себе полное и всестороннее выражение. Через весь этот период проходит живая борьба идей, нашедшая себе внешнюю формулу выражения в системе иконоборчества. После двадцатилетней анархии, предшествовавшей вступлению Льва III на престол, следуют две династии восточного происхождения, стоявшие во главе империи во весь иконоборческий период: Исавры и Армяне. Та и другая держатся на престоле в постоянном страхе за прочность власти; антагонизм между эллинскими и неэллинскими элементами дает о себе знать в бунтах и появлении самозванцев. Но самая трудная проблема заключалась в разрешении вопроса, выдвинутого иудейством и магометанством. Православному царству нанесен был сильный удар философскими теориями и практическими из них выводами, подвергавшими сомнению основные догматы о божественном сыновстве Иисуса Христа и о Богородице. Византийская ученость пытается отразить этот удар методом и средствами, почерпнутыми из эллинской философии; правительство же пробует ряд практических мер, которыми предполагает ослабить значение нападок со стороны иудейства и магометанства, отняв у христианского богопочитания и богослужения символы и внешние формы. Гонение на св. иконы разделило империю на два враждебных лагеря, в организации которых играл важную роль и антагонизм национальностей. Победа над иконоборством, формально одержанная в 842 г., с одной стороны, знаменует преобладание славянских и эллинских элементов над восточными азиатскими, с другой - подготовляет для византинизма широкое поле деятельности в Европе. Внесение славянского обычного права в имперское законодательство и реформы в социальном и экономическом строе придают этому периоду глубокий интерес.

Третий период - от вступления на престол Василия Македонянина до Алексея I Комнина (867-1081). Существенные черты его истории заключаются в высоком подъеме византинизма и в распространении культурной миссии его на юго-восточную Европу. Трудами братьев Кирилла и Мефодия славянские народы введены в число культурных стран Европы; патриарх Фотий положил преграды честолюбивым притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима. В сфере научной этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий; в сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный из утраченных теперь писателей. Во внешней истории самый выразительный и проходящий через весь период факт - войны с болгарами. Тогда в первый раз поставлен был вопрос о политической роли славянского элемента. Симеон Болгарский принятием царского титула и устройством независимого церковного управления претендовал перенести на славян главенство в империи. Театр военных действий переносился от Адрианополя и Филиппополя в Грецию и к Дарданеллам. Участие русского князя Святослава в этой войне сопровождалось гибельными последствиями для славянского движения. В 1018 г. Болгария замирена и вошла в состав империи. Со стороны Востока самым важным событием было завоевание острова Крита у арабов в 961 г.

Четвертый период - от вступления на престол Алексея I Комнина до 1261 года. Весь интерес периода главным образом сосредоточивается на борьбе европейского Запада с азиатским Востоком. Крестоносное движение неминуемо должно было затронуть Византийскую империю и поставить ее в необходимость озаботиться охранением собственных владений. Вожди крестоносных ополчений мало-помалу теряют из виду первоначальную цель движения - Св. Землю и ослабление могущества мусульман и приходят к мысли о завоевании Константинополя. Вся мудрость политики царей Комнинов (Алексея I и Мануила I) сосредоточилась на том, чтобы держать в равновесии враждебные империи элементы и не допустить преобладания одного из них над другим. Вследствие этого политические союзы заключаются попеременно то с христианами против магометан, то обратно; отсюда особенно поразившее крестоносцев первого похода явление - половецкие и печенежские орды на службе империи. В 1204 году крестоносцы четвертого похода овладели Константинополем и поделили между собой империю. Но горсть патриотов с Феодором Ласкарисом во главе удалилась в Никею, и там образовалось зерно политического движения против латинян и очаг свободы, к которому устремились помыслы всех эллинов. Михаил Палеолог в 1261 г. вытеснил латинян из Константинополя. В более или менее тесной связи с событиями крестовых походов стоят второстепенные факты этого периода. На Востоке появляются турки-сельджуки, которые пользуются крестовыми походами для распространения своей власти на счет Византийской империи. На западе - с одной стороны норманны, утвердившиеся в Южной Италии и Сицилии, вносят личные счеты с империей в крестоносное движение и угрожают морским владениям Византии, с другой - болгары производят полный переворот дел на Балканском полуострове. Восстание Петра и Асеня в конце ХII в. сопровождалось освобождением Болгарии и образованием второго Болгарского царства, которое имеет тенденцию объединить интересы всего славянства на Балканском полуострове. Интересы Болгарского царства и Никейской империи некоторое время совпадали ввиду общей опасности от латинян; но с перенесением столицы обратно в Константинополь вновь проявляется политический антагонизм, которым успешно воспользовались османские турки.

Пятый период обнимает время от 1261 до 1453 года. Факты внешней и внутренней истории этого последнего периода определяются исключительными условиями, в которых находилось царство Палеологов. По завоевании Константинополя Михаил Палеолог употребляет все усилия к тому, чтобы соединить под своей властью находившиеся под чуждым господством провинции империи. Для этого он вступает в весьма тяжкие и обременительные договоры с Генуей и Венецией, жертвуя в пользу этих торговых республик существенными интересами империи; в этих же соображениях он сделал весьма важные уступки Папе, дав согласие на унию с римской церковью (Лионский собор 1274). Та и другая жертва не только не принесли ожидаемых выгод, но напротив - сопровождались прямым ущербом для империи. С началом XIV в. в судьбах империи начинают играть главную роль османские турки. Завоеванием Бруссы, Никеи и Никомидии турки утвердили свое господство в Малой Азии и в 1354 г. занятием Галлиполи стали твердой ногой в Европе. Господство на Балканском полуострове делили между собой греки, сербы и болгары. Ревниво оберегая лишь собственные интересы, греки пользовались услугами османских турок против славян; в свою очередь, эти последние поддерживали турок против греков. Османское могущество вырастает на счет политической розни между государствами Балканского полуострова. Несмотря на грозящую со стороны турок опасность, Палеологи не были в состоянии отрешиться от близорукой политики и продолжали возлагать все надежды на союз с Западом и на иноземную помощь. В 1341 г., по смерти Андроника Младшего, внутренние усобицы из-за обладания престолом и церковный раскол, порожденный борьбой между национальной и западнической партиями, на долгие годы отвлекли внимание правительства от политических дел. Между тем турки наносят грекам и славянам одно поражение за другим: в 1361 г. взят ими Адрианополь, затем битвой на Марице и на Косовом поле (1389) сокрушена была Сербия и скоро за тем - Болгария (1393). Мало-помалу Византийская империя ограничена была небольшой полосой между Черным и Мраморным морями. Хотя оставались в связи с ней некоторые провинции, но в XIV и XV веках обнаруживается резкий антагонизм между Константинополем и провинциями, которые стремятся к политической особности. При царе Константине XI Палеологе (1449-1453), братья которого Димитрий и Фома имели независимые княжения в Пелопоннесе, Константинополь предоставлен был исключительно собственным силам и средствам в последней борьбе его с морскими и пешими силами Магомета II. 29 мая 1453 г. Византийская империя перестала существовать.

Восточная Римская империя

Династия Константина

Вне династий

Династия Феодосия

Династия Львов

(1) 474-475
475-476

Византийская империя

Династия Львов

(2) 476-491

Династия Юстиниана

Вне династий

Династия Никифора

Вне династий

Аморийская династия

Македонская династия

Династия Дука

Династия Комнинов

Он был утвержден в 1993 году указом первого президента страны Бориса Ельцина. Однако символы, которые изображены на гербе России, имеют гораздо более долгую историю, уходящую корнями в период становления Московского княжества. На гербе РФ изображен двуглавый орел, расправляющий крылья. Что символизирует он на гербе России?

Любой государственный герб – это не только изображение на денежных знаках, документах и шевронах полиции. В первую очередь герб является общенациональным символом, предназначенным объединять людей, живущих на данной территории.

Что же означает государственный герб Российской федерации? Когда он появился? Был ли герб средневековой Руси похож на современный? Почему у российского орла две головы?

История герба России богата и интересна, однако прежде чем рассказать о ней, следует дать описание этого национального символа.

Описание герба РФ

Герб Российской федерации – это геральдический щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла, расправившего крылья.

Каждая голова орла увенчана короной, кроме того, над ними расположена еще одна корона, большего размера. Три короны соединены золотой лентой. В правой лапе двуглавый орёл держит скипетр, а в левой – державу. На груди двуглавого орла находится еще один щит красного цвета с изображением всадника, поражающего серебряным копьем дракона.

Как это и положено по геральдическим законам, каждый из элементов российского герба имеет собственное значение. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. Следует отметить, что двуглавый орел используется в государственных гербах Сербии и Албании – в странах, государственные традиции которых также испытали сильное влияние Византии.

Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора).

Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.

Изображение всадника является традиционным для Российского государства. Этот символ (так называемый ездец) был в употреблении еще в Киевской Руси, он присутствовал на княжеских печатях и монетах.

Изначально всадник считался изображением государя, но во время царствования Ивана Грозного царь на гербе был заменен святым Георгием.

История герба России

Центральным элементом российского герба является двуглавый орел, впервые этот символ появился во время царствования Ивана III, в конце XV века (1497 год). Двуглавый орел был изображен на одной из царских печатей.

До этого на печатях чаще всего изображали льва, который терзает змею. Лев считался символом Владимирского княжества и перешел от князя Василия II к его сыну Ивану III. Примерно в это же время распространенным государственным символом становится всадник (позже он превратится в Георгия Победоносца). Впервые двуглавый орел в качестве символа княжеской власти был использован на печати, которой скрепили грамоту на владение земельными участками. Также в царствование Ивана III орел появляется на стенах Грановитой палаты Кремля.

Почему именно в этот период московские цари начинают пользоваться двуглавым орлом, до сих пор вызывает споры среди историков. Канонической является версия о том, что Иван III взял себе этот символ, потому что женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. По сути, впервые эту теорию выдвинул еще Карамзин. Однако она вызывает серьезные сомнения.

София родилась в Морее – окраине Византийской империи и никогда не была близка к Константинополю, орел впервые появился в Московском княжестве через несколько десятков лет после брака Ивана и Софии, да и сам князь никогда не заявлял ни о каких претензиях на трон Византии.

Теория о Москве, как о «третьем Риме» родилась гораздо позже, уже после смерти Ивана III. Существует еще одна версия происхождения двуглавого орла: избрав такой символ, московские князья хотели оспаривать права на него у сильнейшей империи того времени – Габсбургской.

Есть мнение, что московские князья заимствовали орла у южнославянских народов, которые довольно активно использовали этот образ. Однако следов такого заимствования обнаружить так и не удалось. Да и облик российской «птицы» сильно отличается от ее южнославянских аналогов.

В общем, почему на российском гербе появился двуглавый орел, историки точно не знают до сих пор. Следует отметить, что примерно в это же время одноглавый орел изображался на монетах Новгородского княжества.

Официальным государственным гербом двуглавый орел становится при внуке Ивана III – Иване Грозном. Вначале орел дополняется единорогом, однако вскоре его меняет всадник, поражающий дракона – символ, который обычно ассоциируется с Москвой. Первоначально всадник воспринимался как государь («князь великий на коне»), но уже в период правления Ивана Грозного его начинают называть Георгием Победоносцем. Окончательно эта трактовка будет закреплена много позже, в царствование Петра Первого.

Уже во время царствования Бориса Годунова герб России впервые получает три короны, расположенные над головами орла. Они означали завоеванные Сибирское, Казанское и Астраханское царство.

Примерно с середины XVI столетия российского двуглавого орла часто рисуют в положении «вооруженный»: при этом клюв птицы раскрыт, язык высунут. Такой двуглавый орел кажется агрессивным, готовым к нападению. Подобное изменение является результатом влияния европейских геральдических традиций.

В конце XVI - начале XVII века в верхней части герба, между голов орла часто появляется так называемый голгофский крест. Такое нововведения совпадает с моментом обретения Россией церковной независимости. Еще одним вариантом герба того периода является изображение орла с двумя коронами и восьмиконечным христианским крестом между его голов.

Кстати, все три Лжедмитрия во время Смуты активно использовали печати с изображением российского герба.

Окончание Смуты и воцарение новой династии Романовых привели и к некоторым изменениям государственного герба. Согласно тогдашней геральдической традиции, орел начал изображаться с расправленными крыльями.

В середине XVII века, во время царствования Алексея Михайловича, государственный Герб России впервые получает державу и скипетр, орел держит их в своих лапах. Это традиционные символы самодержавной власти. В это же время появились первые официальные описания герба, они сохранились до нашего времени.

В период правления Петра I короны над головами орла приобретают всем известный «имперский» вид, кроме того, герб России меняет свое цветовое оформление. Тело орла стало черным, а его глаза, клюв, язык и лапы – золотыми. Дракон также стал изображаться в черном цвете, а Георгий Победоносец – в серебряном. Подобное оформление стало традиционным для всего периода правления династии Романовых.

Сравнительно серьезным изменениям герб России подвергся во время правления императора Павла I. Это было начало эпохи наполеоновских войн, в 1799 году Британия захватила Мальту, покровителем которой являлся российский император. Подобный поступок англичан привел российского императора в бешенство и подтолкнул к союзу с Наполеоном (что в последствии стоило ему жизни). Именно по этой причине герб России получил еще один элемент – Мальтийский крест. Его значение заключалось в том, что Российское государство претендует на эту территорию.

Во время царствования Павла I был подготовлен проект Большого герба России. Он был выполнен полностью в соответствии с геральдическими традициями своего времени. Вокруг государственного герба с двуглавым орлом были собраны гербы всех 43 земель, входивших в состав России. Щит с гербами держали два архангела: Михаил и Гавриил.

Однако вскоре Павел I был убит заговорщиками и большой герб России так и остался в проектах.

Николай I принял два основных варианта государственного герба: полный и упрощенный. До этого герб России могли изображать в разных вариантах.

При его сыне, императоре Александре II, была проведена геральдическая реформа. Ею занимался герольдмейстер барон Кёне. В 1856 году был утвержден новый малый российский герб. В 1857 году реформа была завершена окончательно: кроме малого, были приняты еще средний и большой герб Российской империи. Они оставались практически без изменений вплоть до событий Февральской революции.

После Февральской революции встал вопрос о новом гербе Российского государства. Для его решения была собрана группа лучших российских знатоков геральдики. Однако вопрос герба был скорее политическим, поэтому они порекомендовали до созыва Учредительного собрания (где и должны были принять новый герб) пользоваться двуглавым орлом, но без императорских корон и Георгия Победоносца.

Однако через полгода случилась еще одна революция, и разработкой нового герба для России занялись уже большевики.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР, а вместе с ней утвержден проект нового герба республики. В 1920 году ВЦИК принял вариант герба, нарисованный художником Андреевым. Окончательно герб российской советской социалистической республики был принят на Всероссийском съезде в 1925 году. Герб РСФСР использовался до 1992 года.

Существующий ныне государственный герб России иногда критикуют за обилие монархических символов, которые не слишком уместны для президентской республики. В 2000 году был принят закон, который устанавливает точное описание герба и регламентирует порядок его использования.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

На груди Орла со времен Петра I был помещен древнейший герб Москвы. На нем – изображение Всадника Небесного, олицетворяющего образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия, что символизирует извечную борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. В лапах Орел прочно удерживает скипетр и державу – незыблемые символы власти, державности, единства и целостности государства.


В настоящее время двуглавый орел изображен на гербах Албании, России, Сербии, Черногории.

Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи – двуглавый Орел – появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог – племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.
В XVIII веке первый русский историк В. Н. Татищев, ссылаясь на «старую историю Соловетского манастыря», писал: «Иоан Великий (Иоанн III), по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаной с опушенными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». В подтверждение версии Татищева обнаружилась печать, привешенная к жалованной меновой и отводной грамоте великого московского князя Ивана III Васильевича князьям волоцким Федору и Ивану. На лицевой стороне печати был изображен всадник, пронзающий шею дракона, а на обратной стороне двуглавый орел. Грамота и соответственно печать датировались 1497 годом. Версию Татищева поддержал Н. М. Карамзин, в «Истории государства Российского» написав: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».

Двуглавый орел – древнейший солнечный символ


Большинство исследователей этого символа считают, что орел связан с солнцем. Логика здесь такова: орел - царь птиц, Солнце - царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Орел является символом с множеством смыслов. Орел всегда олицетворяет власть и благородство, напоминая человеку о его возвышенном происхождении и божественной природе. Большие распростертые крылья являются символом защиты, острые когти – символом непримиримой борьбы со злом, а белая голова символизирует справедливую власть. Помимо этого, с орлом всегда ассоциируется сила, храбрость, нравственность и мудрость.
Орел с глубокой древности известен как царский символ. Он знак верховенства. Он знак царей земных и небесных. Орел - посланник Юпитера. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда.
Двуглавый орел означает возможность усиления власти, распространение ее на запад и восток. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать еще недремлющего стража, который видит все и на востоке, и на западе.
Орел всегда был солярным символом, являющимся атрибутом солнечных богов во многих культурах. Его рассматривали как священную эмблему Одина , Зевса , Юпитера, Митры , Нинурты (Нингирсу), Ашшура – ассирийского бога бури, молнии и плодородия. Двуглавый орел символизировал Нергал а (Марса), божество, олицетворяющее испепеляющую жару полуденного солнца. А также бога подземного мира.
Орла также рассматривали как посланца богов, который соединял земную и небесную сферу. А в Месоамерике он к тому же считался символом пространства из света и небесным духом.
В христианстве орел служил воплощением божественной любви, справедливости, храбрости, духа, веры, символом Воскресения. Как и в других традициях, орел играл роль посланника небес.