Совет министров. Преобразован совет министров российской империи

19 октября (1 ноября) 1905 г. согласно указу Николая II «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» была возобновлена деятельность Совета министров. Все министерства и главные управления объявлялись частями единого государственного управления.

Создание Совета министров в 1857-1861гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении.

В 1905 г., в связи с образованием Государственной думы, Совет министров был преобразован. На преобразованный Совет возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления».

В состав Совета входили министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях Совета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Совета министров был не сам император, как это было ранее, а назначавшееся им лицо из числа министров.

Председателями Совета министров с 1905 по 1917 гг. были: С.Ю.Витте (1905-1906); И.Л.Горемыкин (апрель-июль 1906); П.А.Столыпин (1906-1911); В.Н.Коковцов (1911-1914); И. Л. Горемыкин (1914-1916); Б. В. Штюрмер (январь-ноябрь 1916); А. Ф. Трепов (ноябрь-декабрь 1916); Н. Д. Голицын (1916-1917).

Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах.

К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет ; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов . Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита.

Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов - они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.

В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешло большинство оставшихся за Комитетом функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др.). Позднее, в 1909 г., для рассмотрения этих «комитетских дел» был образован так называемый Малый Совет министров.

Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции . Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству.

Лит.: Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2-3, М., 1960; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т. 1. СПб., 1998; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Законодательные акты переходного времени... . СПб., 1909; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Преобразование Совета министров Российской империи в 1905 г.: Государственно-правовые проблемы // Правоведение. 1996. № 1; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977.

См. также в Президентской библиотеке:

Об упразднении Комитета министров, передаче его функций в ведение Совета министров и установлении порядка ведения дел по Канцелярии Совета министров за период с 10 октября 1905 года по 7 января 1917 года. РГИА. Ф. 1276. Оп. 1. Д. 29 ;

Полное собрание законов Российской империи: Собрание 3-е. СПб., 1908. Т. 25. № 26820. С. 759 .

СОВЕТ МИНИСТРОВ, высший правительственный орган Российской Империи. Первоначально (окт. 1857) Совет министров был учрежден неофициально. С 12 нояб. 1861 он существовал официально, наряду с Государственным Советом и Комитетом министров. В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного Совета и председатель Комитета министров, а также - по особому назначению царя - другие высшие чиновники. Председателем Совета министров был царь, ему же принадлежала инициатива вынесения на рассмотрение Совета министров всех вопросов. Совет министров обсуждал дела общегосударственного характера, материалы и годовые отчеты о деятельности ведомств, доклады министров с предложением преобразований и реформ и др.

Большинство заседаний Совета министров проходило в 1858-64. В 1870-х его заседания проводились редко, а с 11 дек. 1882 прекратились вообще. На предпоследнем заседании Совета министров (8 марта 1881) были отвергнуты проекты М. Т. Лорис-Меликова. Работа Совета министров возобновилась только в янв. 1905. В июне-июле 1905 Совет министров обсуждал подготовленные комиссией А. Г. Булыгина проекты нового законосовещательного учреждения, которое именно в совете получило название Государственной думы.

19 окт. 1905 Советом министров был утвержден подготовленный председателем Комитета министров С. Ю. Витте проект закона «О мерах к укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений». По этому закону Совет министров был преобразован, и на него было возложено «направление и объединение действий Главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Совет Министров, кроме того, рассматривал предварительные предложения начальников ведомств, совещаний и комиссий по вопросам законодательства перед внесением их в Государственную думу и Государственный Совет; «всеподданнейшие» доклады министров; обсуждал распоряжения начальников ведомств, имевшие общегосударственное значение, предложения начальников ведомств по общему устройству министерств и замене главных должностных лиц; утверждал уставы акционерных обществ.

В состав Совета министров входили министры, главноуправляющие, государственный контролер, обер-прокурор Синода, а также председатель Государственного Совета и наместник Кавказа. Председатель Совета министров назначался царем из высших чиновников, пользующихся особым его доверием. Делопроизводство Совета министров велось постоянной канцелярией Совета министров (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета министров. Председатель Совета министров получил огромные права первого чиновника в государстве, ближайшего сотрудника царя. Относительно самостоятельными были в Совете министров министры: военный, морской, двора и государственный контролер, имевшие право выносить на рассмотрение Совета министров лишь те меры, которые находили нужными обсудить совместно. Заседания Совета министров проводились регулярно 2-3 раза в неделю и фиксировались в специальных журналах. С 1906 компетенция Совета министров расширилась. По ст. 87 Основных законов Российской Империи от 23 апр. 1906 в случае прекращения заседаний Государственного Совета и Государственной думы Совет министров обсуждал законопроекты и через председателя передавал их на утверждение царя как «высочайшие указы», которые вступали в действие без рассмотрения их в законодательном порядке. Это обеспечивало принятие любого закона без обсуждения в Государственной думе и Государственном Совете. Только между 1-й и 2-й Государственными думами (июль 1906 - февр. 1907) через Совет министров было проведено 59 чрезвычайных «указов» по ст. 87. После упразднения Комитета министров 24 апр. 1906 большая часть его административных функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др. - всего 42 категории дел в 1909) была передана в Совет министров.

90 лет назад, 2 июля 1925 года, был расстрелян князь Николай Дмитриевич Голицын. Николай Голицын был последним председателем Совета министров Российской империи. В условиях нарастания политического и экономического кризисов в России это была откровенно слабая фигура, не готовая на роль премьера. Голицын, по отзывам современников, был хорошим человеком, но не имел способностей большого государственного деятеля.

Николай Голицын родился 31 марта (12 апреля) 1850 г. в селе Поречье Можайского уезда Московской губернии. Происходил он из древнего рода князей Голицыных, которые вели своё начало от великого князя литовского и русского Гедимина. Род Голицыных дал России много известных военных, политиков и государственных деятелей.


Детство и юность князя прошли в имении его родителей Дмитрия Борисовича Голицына и Софьи Николаевны (Пущиной), в селах Владимирском и Лыткине Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Николай получил образование в Императорском Александровском (Царскосельском) лицее. Лицей он закончил в 1871 г. и с чином коллежского секретаря поступил на службу в МВД. Служил в Царстве Польском.

Голицын постепенно поднимался по карьерной лестнице. С 1873 года Николай Голицын находился на должности комиссара по Крестьянским делам Кольненского уезда Ломжинской губернии (губерния Царства Польского). В 1874 году получил чин титулярного советника, в 1876 году - коллежского асессора. В январе 1879 году произведен в надворные советники, в ноябре 1879 года стал архангельским вице-губернатором. В 1881 году получил чин коллежского советника. С июня 1884 года вице-директор Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. Входил в различные комиссии министерства. С 1885 года получил чин статского советника и стал исполнять должность архангельского губернатора. В августе 1887 года утвержден в должности губернатора и произведён в чин действительного статского советника. С 1893 году управлял Калужской губернией. В 1896 году Николай Голицын пожалован чином тайного советника. С ноября 1897 года руководитель Тверской губернии.

В 1903 году Голицын назначен сенатором. В 1912 году назначен присутствующим членом Государственного Совета. По своим политическим взглядам Николай Голицын принадлежал к деятелям правого толка. В 1914 году получил чин действительного тайного советника - гражданский чин II класса в Табели о рангах, который соответствовал чинам генерал-аншефа (полного генерала) и адмирала. Действительные тайные советники входили в круг высшей элиты империи и занимали высшие государственные должности. С мая 1915 года Голицын назначен председателем Комитета по оказанию помощи русским пленным. Этот комитет находился под покровительством императрицы Александры Фёдоровны. Николай Голицын вошёл в ближний круг императрицы. 17 декабря 1916 года (9 января 1917 года) по предложению императрицы назначен главой правительства, сменив Александра Трепова.

Голицыну выпала тяжелая доля. Война привела к тяжелому внутреннему кризису России. Решающей чертой положения российского общества была усталость от войны, стихийно разлившаяся в народных массах. Люди были раздражены властью, которая вела непонятную широким массам войну. Армия, где старые кадры были выбиты, а на смену ним пришли офицеры военного времени - молодые люди из интеллигенции и полуинтеллигенции, наскоро окончившие военные училища, равнодушные или оппозиционно настроенные к монархии, ещё держалась старой традицией. Дух старой царской армии был крепок, чтобы удержать дисциплину в многомиллионной массе солдат. Случаи дезертирства и неповиновения на фронте были ещё редчайшим исключением. Но в столичной среде престиж власти был полностью разрушен. Среди рабочих были популярны социалисты. Но главной угрозой были либерально настроенные высшие слои, которые с самоубийственным рвением работали над разрушением царской власти. Представители высших классов распускали слухи, раздували недочёты, повторяли сплетни и наветы, подавали пример неуважения власти.

Эта среда, в целом зажиточных и устроенных в обществе людей, была охвачена страстным желанием добиться перемены строя. Грань между патриотами, «оборонцами» и «пораженцами» зимой 1916-1917 гг. стерлась. Все желали перемен. С одной стороны, в обществе витали слухи о «тёмных силах» (Распутин, императрица и их сторонники), которые окружили царя и мешают победе над Германией. Хотя это была неправда. «Темных сил» не было. «Темные силы» были плодом клеветы или больного воображения. Легенда о «всесильном» Распутине, слухи о «предательнице-императрице», клевета в отношении отдельных министров - все это были только маски, за которыми скрывалась истинная цель - ликвидация русского самодержавия, которое мешало врагам России.

С другой стороны, многие верили в успех правительства «народного доверия». Хотя будущее покажет, что Временное правительство в кратчайшие сроки приведёт Россию к полной катастрофе. Только священная царская власть ещё сдерживала силы разложения. Ограничение самодержавия в опасные годы войны было опасной авантюрой, которая вела к дальнейшей радикализации ситуации и катастрофе, что в итоге и произошло.

Верховная власть понимала необходимость централизации, ограничения деятельности буржуазных общественных учреждений и партий. Однако власть не решалась на жесткие действия, ограничиваясь полумерами. За годы войны сменилось несколько правительств. Престарелого Ивана Горемыкина в январе 1916 года сменил Борис Штюрмер. Штюрмер одновременно с постом председателя Совета министров возглавил МВД и МИД. Он активно боролся против революционного движения и думской оппозиции, а во внешней политике настойчиво и решительно отстаивал русские интересы. За это его крайне невзлюбили союзные представители и думские деятели, ведшие против Штюрмера настоящую травлю. Слабая верховная власть поддалась этому давлению. В ноябре 1916 года Штюрмер был отправлен в отставку.

Председателем Совета министров был назначен Александр Трепов. Однако позиция продолжала наступление. После отставки Штюрмера многим показалось, что власть уже переходит в другие руки. 22 ноября Госдума приняла резолюцию о том, что «влияние темных безответственных сил должно быть устранено» и что «всеми средствами надо добиваться, чтобы был образован кабинет, готовый опереться на Государственную думу и провести в жизнь программу ее большинства». В светских и придворных кругах, вплоть до членов императорской семьи, говорили «о темных силах» и о «министерстве доверия». Дело дошло до того, что некоторые члены императорской фамилии открыто говорили с французским послом о желательности дворцового переворота. А великому князю Николаю Николаевичу (бывшему Верховному главнокомандующему) предлагали совершить военный переворот и занять трон.

В декабре ситуация накалилась. Дума провела заседание по вопросу о запрещении московских съездов общественных организаций. Вопрос о съездах был принят, хотя правые сопротивлялись. В ночь после закрытия думской сессии - с 16 на 17 декабря, был зверски убит Григорий Распутин. Появились слухи о заговорах среди высших представителей общества, среди офицеров гвардии. Царь немедленно выехал в Царское Село. Было решено составить новое правительство из преданных людей, чтобы исключить возможность дворцового переворота. Трепов в новых условиях попросил отставку, его просьбу удовлетворили. Новое правительство возглавил Николай Голицын. Учитывая колебания, обнаружившиеся в среде Государственного совета, император перевёл в разряд неприсутствующих 16 старых членов. Все новые назначенные были правые. В результате в Госсовете получили преобладание правые деятели.

В условиях нарастания кризиса Голицын выступал за диалог с Госдумой, ходатайствовал перед императором Николаем II об отставке министра внутренних дел Александра Протопопова. 27 февраля 1917 года вместе с Родзянко, великим князем Михаилом Александровичем и другими деятелями принимал участие в обсуждении телеграммы императору, в которой сообщалось о серьёзности положения в Петрограде. Предлагалось назначить главой правительства авторитетного общественного деятеля.

Во время Февральской революции князь Голицын не проявил качеств лидера. Когда глава Министерства внутренних дел Протопопов и министр юстиции Добровольский предложили распустить Думу из-за резких выступлений, как предлагал ещё Трепов, другие министры стояли за уступки, вели переговоры с думским большинством. В результате сошлись на том, что следует объявить перерыв думской сессии на несколько недель. Князь Голицын сообщил об этом царю. Когда государь только 25 февраля получил известия о волнениях в столице, он телеграфировал командующему войсками генералу Хабалову: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны против Германии и Австрии». Однако в Совете министров высказали сомнения о серьёзности волнений и необходимости жестких действий.

27 февраля Госдума прекратила существование как законный орган. Был образован «Временный комитет», который рассылал по всей стране телеграммы, искажающие реальное положение дел. Вечером в Мариинском дворце собрался Совет министров. Министры, ещё не понимая, что происходит, решили «умилостивить» толпу тем, что Протопопов «по болезни» сдал полномочия старшему товарищу министра (так тогда называли заместителей). Император в ответ на сообщение об этом телеграфировал князю Голицыну: «Перемены в личном составе при данных обстоятельствах считаю недопустимыми». Увольнение министра внутренних дел Протопопова на фоне начавшееся в столице смуты было для власти только совершенно бесполезным и бессмысленным самоунижением, которое ничего не могло изменить. С этого момента Совет министров утратил своё значение. Восстание в Петрограде перекинулось на окрестности, его можно было подавить только извне.

После победы революции Голицын отошёл от политической жизни. Князь давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. В апреле, когда следствие было завершено, освобожден с разрешением выезда при обязательстве с его стороны не участвовать в политической деятельности. Остался с семьей в столице, занимался сапожным ремеслом.

После Октябрьской революции дважды арестовывался органами ВЧК-ОГПУ по подозрению в связи с контрреволюционной деятельности. 12 февраля 1925 арестован в третий раз в связи с «Делом лицеистов». Группа выпускников Александровского лицея, а также выпускники Училища правоведения и бывшие офицеры лейб-гвардии Семеновского полка собралась, чтобы оформить ликвидацию несуществующих больше фондов лицеистов. Собрание совпало с годовщиной убийства семьи Романовых (17 июля 1918 г.). Некоторые старые лицеисты решили отметить память бывшего правителя. Их обвинили в «монархическом заговоре».

Князь Николай Дмитриевич Голицын в заключении болел. Из-за паралича в тюрьме его вывели на расстрел из камеры, поддерживая под руки. Последними словами князя в камере были: «Я устал от жизни. Слава Богу!» 2 июля 1925 года его расстреляли.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА

Летию со дня кончины посвящается

Верный слуга Государя

История написания этой статьи о выдающемся государственном деятеле России времен царствования, мною горячо любимого Святого Государя Императора Николая II, началась удивительным образом.

В июле 1999 года меня пригласили посетить квартиру в историческом центре Петербурга, на Стремянной улице, которая, как мне сказали, принадлежала Министру, служившему верой и правдой своему Императору.

Когда я оказался внутри этих прекрасно отреставрированных апартаментов, меня буквально окутала необыкновенная радость. Восторг! Ощущение неописуемого Царского величия и благодати - таковы были мои ощущения. Но самое главное - я увидел и одновременно почувствовал присутствие здесь в этих покоях Святого страдальца Царя Мученика Николая. Он смотрел на меня, в мое сердце и говорил: "Здесь жил и служил Мне верный слуга"…

Все мое тело наполнилось некой радостью и умилением. На какой то миг в почти пустых покоях предстали вещи, книги, ковры и утварь, как они были во время пребывания здесь владельца, но главное - портреты Государя Императора Александра III и его сына Святого Царя Николая Александровича (1868 – 1918 гг .). В огромном зале, где я увидел светлый образ Святого Царя Мученика, незримо предстал его портрет. Его Императорское Величество Николай II Александрович предстал в полный рост, в парадной, белого цвета военной форме.

И снова прокатилось по залам, в самом сердце и моем теле: "Он любил Меня и был предан Мне " .И в миг все исчезло!

Несколько дней я оставался под сильным впечатлением от увиденного.

Некоторое время я не знал, кому именно принадлежала эта квартира. А ведь Государь только упомянул о нем. О владельце, как бы предвидя мои вопросы, сомнения, и искушения – кто же он, этот верный слуга Государя. Враг тотчас искусил меня – в первый день, в ответ на мой вопрос я услышал от смотрителя апартаментов: «Она кажется, Витте принадлежала». От этого имени мне стало нехорошо.

Но, днем позже, истинная владелица апартаментов, православная образованная женщина, к тому же супруга одного из высших чиновников «Лукойла» ответила определенно и твердо: "Нет, нет, что Вы. Она принадлежала не Витте, а Коковцову. Министру финансов". Увы! Я впервые слышал эту фамилию.

Женщина продолжала и тотчас попросила: "Найдите что-нибудь о нем. И напишите мне кратко, указав источники". Не колеблясь и помня об образе и словах Государя, я дал свое согласие. Но и тогда я еще не осознал, что образ Святого Царя Мученика Николая как бы указывал мне о том же – узнай, вникни и напиши о нем.

На этом удивительные события не закончились. Позднее, я узнал от доверенных лиц удивительные обстоятельства, связанные с этими апартаментами и их владельцем, который пытался их продать. Но безуспешно. И не потому лишь, что запросил за то высокую цену. Просто как будто кто-то не отпускал, не отдавал эти стены в руки нечестивых и непорядочных господ. Кто только не переступал порог этих апартаментов - и богатые евреи, и небедные мусульмане, и отягощенные долларами язычники, респектабельные иностранцы и т. п. Все они были здесь не один раз, но... Как будто сам Святой Государь не позволял им стать новыми хозяевами. Все эти обстоятельства подвигли меня заняться розыском материалов о владельце необычного, необыкновенно красивого, элегантного и, по своему, величественного жилища.

Прошло несколько лет, но до сих пор я с восхищением вспоминаю свой единственный визит в квартиру Владимира Николаевича Коковцова. Именно так звали этого человека. Эта история в который раз убедила меня в Святости Государя Мученика Николая II Александровича и в том, что он и теперь хозяин земли Русской, пекущийся о своих подданных.

Посвящаю этот материал своему трагически погибшему брату во Христе Александру Калоеву, приведшему меня в эти апартаменты, и позволившему соприкоснуться с чудесным изъявлением воли Божией.

Владимир Николаевич

Коковцов

IV.1853 – 16 (29).I.1943 гг.)

Председатель Совета Министров Российской Империи

И сторический портрет личности, безусловно, требует погружения в эпоху, в которой жил и творил на благо Отечества каждый верноподданный Российской Империи. Человек, о котором пойдет речь сегодня, не только верой и правдой служил своему Отечеству, но, по воле Божией, в трагические и судьбоносные моменты ее истории, оказывался в центре событий.

Я глубоко убежден – моим современникам будет полезно узнать о неповторимой истории служения Престолу и Отечеству этого государственного деятеля. Ведь он благополучно созидал в один из самых значительных периодов Русской истории – в эпоху Царствования Святого Государя Императора Николая II (1894-1917 гг .) Александровича. Герой моего повествования был другом Святого Государя, и лично принимал участие во встречах и беседах с членами Святой Царской Семьи.

Жизнь Владимира Николаевича Коковцова почти неизвестна русскому читателю. А между тем, в ней много сторон, которые могли быть примером для подражания. Редкий человек, а тем более политик или чиновник признается в своих заблуждениях и ошибках. Он – признался. И даже более того - раскаялся. В.Н.Коковцов всегда имел на все происходящее свое мнение, свой взгляд. Многие из них и теперь, как никогда, современны и точны, а потому полезны…

Владимир Николаевич Коковцов происходил из старинного дворянского рода, которому принадлежало родовое имение Горна-Покровское в Боровичском уезде Новгородской губернии, пожалованное его предку Царем Алексеем Михайловичем. Дед Владимира Николаевича был Ярославским совестным судьей. Родился будущий Председатель Правительства Российской Империи в Великом Новгороде в семье чиновника. Образование получил во 2-й Петербургской гимназии и Императорском Александровском лицее, который окончил в декабре 1872 году с золотой медалью и чином титулярного советника. Внезапная смерть отца помешала ему посвятить себя научной карьере, и он всецело предался государственной службе, в то время как до несчастья уже подал документы на юридический факультет Петербургского университета. Так, промыслом Божиим, как бы пресеклась юридическая династия рода Коковцовых и началась новая, в которой В.Н.Коковцов достиг высшей ступени государственной иерархии, не запятнав себя изменой и клеветой в адрес Святого Государя Мученика и России.

I. Начало служения

44 года жизни отдал Владимир Николаевич государственной службе Российской Империи.

Он начал служить в 1873 – 1879 гг. на штатной должности в Департаменте Министерства юстиции, где занимал должности младшего, старшего помощника столоначальника, столоначальника статистического, а затем уголовного отделений. В 1878 году командирован за границу для изучения постановки тюремного дела. По возвращении в Санкт-Петербург, в 1879 г. переведен на службу в Министерство внутренних дел и назначен инспектором 5-го класса. В 1882 г. он назначен помощником начальника Главного тюремного управления Министерства внутренних дел и на этой должности участвовал в подготовке «Уставов о ссыльных содержащихся под стражей ».

В августе 1888 г. в возрасте 35 лет Владимир Николаевич произведен в действительный статские советники. С 1890 г. он уже помощник статс-секретаря Государственного совета и председатель Хозяйственного комитета Государственной канцелярии. В том же году Государем Императором Александром III Миротворцем он пожалован орденом Святого Станислава 1-й степени. В 1891-1892 гг. – исполняющий должность статс-секретаря, а в 1892-1895 гг. – статс-секретарь Департамента государственной экономии Государственного совета, где он подробно изучил вопросы бюджета и государственного хозяйства. В том же 1895 году он пожалован Святым Государем Императором Николаем II Александровичем одной из высшей государственной наградой России орденом Святой Анны 1-й степени.

В декабре 1895 – марте 1896 гг. Владимир Николаевич становится товарищем Государственного секретаря, а в 1896 и до начала нового века (1902 г.) занимает должность товарища Министра финансов при С.Ю.Витте. В этот период времени он руководит казначейской частью. При его активном участии разработано и проведено знаменитое преобразование питейной системы в России, при котором государство после столетнего перерыва взяло под контроль производство спиртных напитков что, тем самым, существенно пополнило казну государства.

В мае 1896 года, после Коронационных торжеств Владимир Николаевич Коковцов, наряду с другими выдающимися государственными деятелями России был пожалован Святым Государем Императором Николаем II Александровичем чином тайного советника. В нем он прослужил 9 лет. Три года спустя в 1899 году последовало Высочайшее пожалование орденом Святого Владимира 2-й степени. Так завершился в его жизни XIX век.

В мае 1900 года на 48-м году жизни Владимир Николаевич назначается сенатором, а в 1902-1904 гг. он уже занимает одну из высших ступеней в государстве – должность Государственного секретаря Российской Империи. Пройдет еще год и в январе 1905 года в разгар Русско-японской войны и организованной врагами внутренней смуты Владимир Николаевич будет назначен статс-секретарем Его Императорского Величества.

О восхождении В.Н.Коковцова по служебной лестнице сдержанно, ревностно и как всегда саркастично и предвзято повествует в своих мемуарах его учитель и наставник - масон, Министр финансов, граф Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915 гг. ).

Из его воспоминаний мы узнаем некоторые подробности о восхождении В.Н.Коковцова:

"Сперва он служил в тюремном управлении, а потом в Государственной канцелярии и дошел до поста Статс-секретаря департамента экономии. Министр финансов имел всегда больше всего дело с этим департаментом. Когда открылся пост одного из товарищей (заместителей – здесь и далее прим. А.Р.) Министра финансов, то Председатель департамента Сельский (Д.М. - граф, статс-секретарь, Председатель Государственного Совета в 1905 - 1906 гг. ) и другие члены просили меня взять на это место Коковцова, так как им будет удобнее всего иметь дело с ним. Я его взял, и он служил у меня лет шесть (1896 - 1902 гг.)... я сделал Коковцова моим товарищем... покуда не был, не без моего сильного содействия, назначен Государственным Секретарем, я рекомендовал его Государю (Святой Царь Мученик Николай II (1894 – 1917 гг. )) на эту должность"... (С.Ю.Витте, "Избранные воспоминания", 233, 462 стр . ).

Надо сказать о том, что обстоятельства последних назначений были трагичными.

II. Трагическое возвышение

2 апреля 1902 года в Великий пост, в день памяти Святых мучеников в обители Святого Саввы убиенных (†796 г.) в здании Мариинского Дворца, где располагался Государственный Совет, был сражен пулей эсера, социалиста-революционера С.Балмашева 49-летний Министр внутренних дел, егермейстер (в 1899-1902 гг.) Дмитрий Сергеевич Сипягин. Эта трагедия, всколыхнувшая все русское общество, повлекла за собою множественные изменения в составе Правительства Российской Империи.

Святой Государь Император Николай II Александрович не колеблясь назначает на место убиенного Министра нового слугу Престола. Его должность занимает 55-летний Вячеслав Константинович фон Плеве (1846 - 1904 гг .).

На оставленный им пост Государственного секретаря претендует несколько достойных и опытных мужей Отечества, однако, по настоянию младшего сына Государя Императора Николая I Подвиголюбивого (1825 - 1855 гг. ), Великого Князя, генерал–фельдмаршала Михаила Николаевича (1832 - 1909 гг .) Государственным секретарем Империи назначается Владимир Николаевич Коковцов.

Граф С.Ю.Витте об этом пишет весьма сдержано:

"Замечательно, что Председатель Государственного Совета - Великий Князь Михаил Николаевич, желавший, чтобы Государственным Секретарем после Плеве был назначен Коковцов, не решался сам просить о том Государя, а потому, обратился ко мне с просьбой, чтобы я рекомендовал Государю назначить Коковцова Государственным Секретарем. Я исполнил желание великого князя, и рекомендовал Императору Николаю II назначить Коковцова Государственным Секретарем, за что Великий Князь меня очень благодарил…" («Избранные воспоминания», 233 стр .). И продолжает далее:

"Когда он был у меня товарищем, то касался только дел бюджетных и налоговых и не имел никакого отношения к делам банковым и вообще кредитным, каковыми делами занимался мой другой товарищ, Романов (П.М. - в 1897 - 1905 гг. товарищ Министра финансов – прим. А. Р.). Содействовал же я этому назначению, опасаясь, что последует гораздо худшее…" (463 стр .). Опасениям Витте не суждено было сбыться – Коковцов справился в столь трудный момент истории с возложенными на него Богом и Государем обязанностями. Впрочем, он поступал так всегда.

III. По воле Божией

О ставаясь на высоких должностях, В.Н.Коковцов принимает самое деятельное участие в разрешении острейшего в начале XX века в России "крестьянского кризиса ".

12 ноября 1901 года Высочайшим Указом было объявлено об учреждении обширной Комиссии, на которую возлагались особые полномочия. Суть же выражалась словами Высочайшего Указа:

"Для всестороннего обсуждения вопроса об экономическом упадке центра, в связи с условиями хозяйственной жизни других частей Империи…".

Председателем этой Комиссии, как пишет выдающийся историк и летописец С.С.Ольденбург в своем непревзойденном труде "Истории Царствования Императора Николая II" , был назначен товарищ Министра финансов В.Н.Коковцов.

К участию в ней были приглашены представители ведомств, специалисты-теоретики и земские деятели из числа сельских хозяев. Комиссия, - "…целью которой было всестороннее обследование сельскохозяйственной проблемы, не могла дать быстрого ответа на поставленные вопросы; она занялась собиранием обширного материала: и только через два года - в октябре 1903 года - собралась на пленарную сессию для подведения итогов своих работ…" (С.С.Ольденбург, стр. 174-175 ).

С 10 по 24 октября 1903 года под Председательством В.Н.Коковцова Комиссия завершила свою работу, высказав несколько "безобидных" пожеланий: о финансовой помощи земствам, о кустарной промышленности, об упорядочении переселенческого дела, о сокращении выкупных платежей. Все рекомендации Комиссии Коковцова, по воле Божией, в силу обстоятельств и под давлением революционных, смутных событий, были исполнены. Таким образом, последующее вскоре назначение Владимира Николаевича Государственным секретарем Российской Империи не было случайным.

Даже враги признавали за ним талант руководителя, чувствующего пульс своего времени. По мнению графа Витте, В.Н.Коковцов, - "...один из самых выдающихся финансистов в банковской сфере,… который, вследствие своей натуры, легче плавает по различным течениям…», - и является, - "…лицом более характерным…" (С.Ю.Витте, «Воспоминания», 233, 413 стр .). Многие его современники также считали Коковцова наиболее достойным претендентом на должность Министра финансов Российской Империи.

Господу было угодно возложить на него тяжкое бремя ответственности в самый трагический для Российской Империи момент.

IV. Назначение в дни войны

27 января 1904 года внезапным нападением на Русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, началась война с Японией:

"Известие о начале войны поразило, всколыхнуло Россию... всюду почувствовали: на Россию напали... В первый период войны это настроение преобладало: на Россию напали и надо дать отпор врагу"… (С.С.Ольденбург, 230 стр. ).

В первые же дни войны Святой Государь Император Николай II назначает Коковцова Министром финансов со словами :

"Помните, Владимир Николаевич, двери этого кабинета всегда открыты для Вас, в любое время, когда Вы захотите прийти"…

Святая Императрица Александра Федоровна (1872-1918 гг .) также была хорошо расположена к Коковцову. Уже после назначения, в ходе их первой беседы, она сказала:

"Я желала увидеть Вас, чтобы сказать, что как Царь, так и Я, просим Вас всегда быть полностью искренними с Нами и говорить Нам правду, не колеблясь, как бы она не была неприятна для Нас . Верьте Мне, что, несмотря на это, Мы отблагодарим Вас за нее со временем…» (Р.Мэсси, "Николай и Александра", 202-203 стр. ).

Преданный Государю и Отечеству Министр оказанное ему высокое монаршее доверие полностью оправдал. Летописец Государя С.С.Ольденбург писал:

"Новый Министр финансов В.Н.Коковцов успешно выпускал внешние займы на французском и отчасти на германском рынке для покрытия военных расходов, не вводя новых налогов и сохраняя свободный размен банковских билетов на золото …" (249 стр .). Более того, в трудный период внешней агрессии и внутреннего бунта ему удалось разместить ряд внутренних займов. Высочайшее доверие Святой Царской Семьи решительно меняет всю его жизнь.

Совет министров 19.10.1905-27.02.1917

19.10.1905 С. м. был преобразован с целью «укрепления единства в де­ятельности министерств и главных управлений». Ha преобразованный С. м. возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ве­домств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления».

Председателем С. м. император назначал одного из министров или «осо­бое, призываемое к тому монаршим доверием, лицо». B случае председатель­ствования в С. м. императора председатель С. м. участвовал в его работе на правах члена; в случае отсутствия председателя С. м. его замещал один из членов С. м. по назначению императора. Председатель С. м. имел право все­подданнейшего доклада императору по делам, подлежавшим ведению С. м. и требовавшим разрешения императором; ему были предоставлены также права требовать от глав ведомств и частей управления необходимых сведений и разъяснений и «участвовать по делам всех ведомств в Государственной думе и Государственном совете». Главы ведомств были обязаны предвари­тельно сообщать председателю С. м. подлежавшие представлению императо­ру всеподданнейшие доклады, имевшие «общее значение» или касавшиеся компетенции других ведомств; эти доклады могли быть внесены председате­лем на рассмотрение С. м. или, по соглашению председателя С. м. с главами ведомств, докладываться главами ведомств непосредственно императору. «Учреждение Совета министров» предусматривало «в случае надобности» представление императору всеподданнейших докладов по подобным делам главами ведомств в присутствии председателя С. м.

B состав С. м. входили: министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, во­енный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главно­управляющий землеустройством и земледелием (с 26.10.1915 - министр земледелия), государственный контролер и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях С. м. только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции своих ведомств.

Согласно ст. 13 «Учреждения Совета министров», «никакая, имеющая общее значение, мера управления» не могла быть принята главами ведомств помимо С. м. Однако из ведения С. м. фактически были изъяты дела госу­дарственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства импе­раторского двора и уделов; они вносились на рассмотрение С. м. лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств, когда они счита­ли это необходимым, или в случаях, когда эти дела затрагивали компетен­цию других ведомств.

Указом 14.04.1906 было установлено, что «ревизионная деятельность Го­сударственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Совета министров»; это фактически выводило деятельность Государственно­го контроля из сферы ведения С. м.

Вне компетенции С. м. находились также Собственная e. и. в. канцеля­рия и Собственная e. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.1

K кругу ведения С. м. относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет; меры уп­равления, имеющие общее значение; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления (исключая должности по министерствам императорского двора и уделов, военному, морскому и иностранных дел); рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обо­роны и внешней политики, а также дел по Министерству императорского двора и уделов.

С. м. обладал значительными правами в области государственного бюд­жета и кредита: руководил составлением смет государственного бюджета и отпуском средств на нужды государственного управления; разрешал разно­гласия по вопросам смет между ведомствами, Министерством финансов и Государственным контролем; открывал министерствам и ведомствам креди­ты, если к началу сметного года государственная роспись не была утвержде­на; разрешал ассигнования сверхсметных кредитов министерствам и ведомст­вам на неотложные нужды.

Согласно ст. 87 Основных законов 1906, С. м. получил и широко ис­пользовал право принятия во время прекращения занятий Государственной думы мер, требовавших обсуждения в обычном законодательном порядке. Однако эти меры формально не должны были вносить изменения в Основ­ные законы, Учреждения Государственной думы и Государственного совета и положения о выборах в них. Действие мер, принятых С. м. в период пере­рыва занятий думы, прекращалось, если в думу в течение двух месяцев после возобновления ее занятий не вносился правительством соответствующий при­нятой мере законопроект, а также после отклонения законодательными уч­реждениями этого законопроекта.

При преобразовании С. м. 19.10.1905 к нему перешла часть компетенции Комитета министров, в том числе дела, требовавшие «общего соображения» или содействия разных министерств, в том числе и затрагивавшие интересы Военного и Морского министерств; дела, оказавшиеся затруднительными для их разрешения главой ведомства; все дела по военной части, предпола­гавшие новый распорядок и дополнение правил по гражданскому управле­нию, а также ограничение, распространение или отмену мер, ранее принятых и получивших утверждение императора; дела об охране «общественного по­рядка, спокойствия и безопасности»; дела по народному продовольствию; дела по чрезвычайным происшествиям; высшие административные дела по расколам; дела о воспрещении сообществ.

K С. м. перешли также - сначала частично, а с 23.04.1906 полно­стью - текущие дела по всем министерствам и ведомствам, решение кото­рых превышало пределы власти главы ведомства, а также дела, требовавшие санкции императора.

B связи с упразднением Комитета министров 23.04.1906 к С. м. перешло большинство оставшихся за Комитетом министров функций; для рассмотре­ния «комитетских дел» 23.05.1906 был образован так называемый Малый Совет министров.

От упраздненного Комитета министров к С. м. перешло также и рас­смотрение записок финляндского генерал-губернатора о делах, требовав­ших координации деятельности в управлении империей и Финляндией; с

20.05.1908 обсуждению С. м. подлежали проекты законов для Финляндии.

B 1914 - 1917 на С. м. было возложено: определение порядка привлече­ния всех видов морских и речных судов и плавучих средств правительствен­ных учреждений всех ведомств к военно-судовой повинности и ведение учета имущества и личного состава (с 28.06.1914); закрытие, установление особого порядка управления и ликвидация дел акционерных обществ, руководи­телями которых являлись подданные воюющих с Россией государств (с 01.07.1915), и акционерных обществ, образованных по законам иностранных государств, по операциям их в России (с 23.10.1916); рассмотрение вопросов об обязательной продаже акций, принадлежавших подданным воюющих с Россией государств (с 08.02.1917).

B период одновременного существования Комитета министров и С. м. (19.10.1905 - 23.04.1906) основной формой документирования заседаний С. м. были мемории, после упразднения Комитета министров - журналы С. м., подразделявшиеся на особые и общие. Особыми журналами оформля­лось рассмотрение в С. м. наиболее важных вопросов, общими журнала­ми - второстепенных.

Делопроизводство С. м. в период 19.10.1905 - 23.04.1906 вела Канцеля­рия Комитета министров, преобразованная 23.04.1906 в Канцелярию С. м.

31.12.1909 в ведение С. м. было из ведения Министерства финансов пе­редано С.-Петербургское телеграфное агентство.

С. м. прекратил свою деятельность 27.02.1917 в ходе Февральской рево­люции. Функции С. м. как высшего органа государственного управления пе­решли к образованному 02.03.1917 Временному правительству.

Председатели Совета министров:

1905.19.10- 1906.22.04 - гр. Витте С.Ю.

1906.22.4 - 08.07 - ГоремыкинИ.Л.

1906.08.7 - 1911.05.09 - Столыпин П.А.

1911.11.9- 1914.30.01 - Коковцов В.Н.

1914.30.1 - 1916.20.01 - ГоремыкинИ.Л.

1916.20.1 - 10.11 - ШтюрмерБ.В.

1916.10.11- 27.12 - Трепов А.Ф.

1916.27.12 - 1917.27.02 - кн. Голицын Н.Д.

3 ПСЗ. Т. 25. № 26820, 19.10.1905; Т. 26. № 27700, 14.04.1906;

№ 27804, 23.04.1906; № 27805, 23.04.1906; № 27929a, 23.05.1906; Т. 28.

№ 30379, 20.05.1908; Т. 29. № 32662, 27.10.1909; № 32871, 31.12.1909;

Т. 30. № 33795, 17.06.1910; Т. 34. № 42295, 19.07.1914; СУ. 1909. Отд. 1.

№ 15, ст. 81; 1915. Отд. 1. № 205, ст. 1609; 1916. Отд. 1. № 115, ст. 910;

№ 302, ст. 2376; 1917. Отд. 1. № 39, ст. 216; № 63, ст. 368.

РГИА, ф. 1276 (16 022 д.).

1 21.11.1907 С. м. признал необходимым, чтобы на его предварительное рассмот­рение вносились все важнейшие законодательные предположения по ВУиМ, а также вопросы, имеющие связь с другими частями государственного управления или требующие новых расходов Государственного казначейства (РГИА, ф. 1276, оп. 20, д. 17, л. 64 - 69 o6.).

Малый Совет министров1

23.05.1906-27.02.1917

B соответствии с повелением императора 23.05.1906 по докладу предсе­дателя Совета министров при рассмотрении «дел ведения бывшего Комитета министров» министров и главноуправляющих отдельными частями в Совете министров заменили их товарищи. Возникшее таким образом Особое совеща­ние, не получившее официального статуса и наименования, являлось вспомо­гательным органом при Совете министров, рассматривавшим и разрешавшим сравнительно маловажные дела административного и финансово-хозяйствен­ного характера. Председательствование в М. С. м. возлагалось на одного из министров по назначению императора. Решения М. С. м. оформлялись общи­ми журналами Совета министров.

K ведению М. С. м. при начале его деятельности были отнесены: дела об утверждении уставов акционерных обществ, не требовавшие рассмотрения в законодательном порядке; назначение пенсий и пособий в размерах, превы­шавших власть министра; составление списка должностей, освобождавших от призыва в армию; рассмотрение постановлений Центрального съезда па­роходчиков и судовладельцев, носящих общий характер; рассмотрение пред­ставлений министров об оставлении без последствий ходатайств губернских земских собраний; установление порядка, срока и формы представления гу­бернаторских отчетов, дела по разъяснению и развитию Устава Православ­ного миссионерского общества; дела об отчуждении домов Государственного банка; рассмотрение представлений ГУЗиЗ о подчинении и изъятии отдель­ных местностей из действия Положения о сбережении лесов.

При условии единогласного принятия решения М. С. м. разрешал дела, имевшие второстепенное значение, или такие дела, по которым была вырабо­тана однородная практика их разрешения. 22.09.1909 за М. С.м. было за­креплено право окончательного решения текущих вопросов управления.2 B М. С. м. проводилось также предварительное, до внесения в Совет минист­ров, обсуждение ряда дел и вопросов.3

K компетенции М. С. м. в ходе деятельности Совета министров было отнесено и рассмотрение дел об установлении усиленной и чрезвычайной охраны в отдельных местностях, учреждении в этих местностях особых жандармских, казачьих и полицейских команд, в том числе законопроектов о штатах различных полицейских учреждений; М. С. м. обсуждал вопросы координации тактики отдельных ведомств относительно Государственной думы.

М. С. м. рассматривал также законодательные дела в порядке дис- пенсации, т. e. изъятия из закона для частных случаев, в том числе изъятия из законов, относившихся к государственному хозяйству: о сдаче в арендное пользование казенных земель, об изменении арендных условий и предоставлении льгот, о допущении в интересах золотой, горной и нефтяной промышленности отступлений от Горного устава, об оказании промышленникам льгот и отступлений от правил, установленных для по­сессионных заводов; изъятие из законов фискальных: по казенным под­рядам и поставкам; о предоставлении льгот подрядчикам; о сложении и рассрочке казенных недоимок; об изъятиях из уставов об акцизных сборах, таможенных и прямых налогах; по делам казенной продажи питей; изъятия из гражданских законов: о разрешении и открытии фабрик и заводов и возведении построек в местностях, где они ограничивались или запрещались законом; об отступлениях от правил о майоратных или фидеикомиссных имениях.4

Делопроизводство М. С. м. вела Канцелярия Совета министров.

Председатели Малого Совета министров:5

1906.13.9- 1911.05.09 - КоковцовВ.Н.

1911.05.10- 1916.25.01 - Харитонов П. А.

1916.20.2 - 16.09 - Хвостов A.A.

1916.21.9- 10.11 - Трепов А. Ф.

1916.14.11- 20.12 - Макаров A.A.

1917.05.1 - 27.02 - ДобровольскийН.А.

СУ. 1909. Отд. 1. № 15, ст. 81.

РГИА, в сост. ф. 1276.

1 Неофициальное наименование, встречающееся в мемуарных источниках и при­нятое в исторической литературе; в официальных источниках с 1909 иногда име­новался Советом министров сокращенного состава.

2 РГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 3, л. 93-94.

3 Там же, л. 66 - 69.

4 Там же, оп. 4, д. 12, л. 10-11 об.

5 М. С. м., как правило, возглавлял член Совета министров, назначавшийся импе­ратором замещать председателя Совета министров в случае его отсутствия или болезни (РГИА, ф.

1276, оп. 1, д. 29). B 1909-1911 на заседаниях М. С. м., кроме В. H. Коковцова, председательствовал и П. А. Харитонов. После назначе­ния В. H. Коковцова председателем Совета министров П. А. Харитонов стал по­стоянным председателем М. С. м.

Канцелярия Совета министров

23.04.1906-10.03.1917

Преобразована из Канцелярии Комитета министров для ведения дело­производства Совета министров.

Первоначально в состав К. С. м. входило четыре отделения.

1- е отделение ведало делами кавказскими, железнодорожными (относя­щимися к обществу КВЖД), делами Комитета по заселению Дальнего Вос­тока (с 27.10.1909).

2- е отделение - делами сметными, финансовыми, торгово-промышлен­ными и таможенными; о налогах, пошлинах, податях и повинностях; делами, касавшимися государственной обороны; по всеподданнейшим отчетам гене­рал-губернаторов, губернаторов, начальников областей и наказных атаманов казачьих войск.

3- е отделение - делами по ученой и учебной частям, делами вероиспо­ведными, крестьянскими, землеустроительными, переселенческими, по народ­ному продовольствию, по дорожной и почтово-телеграфной частям; к веДе­нию отделения относились также первоначально дела городские, медицин­ские, нефтяные и о рассрочке и сложении недоимок, с 1911 переданные в ведение 4-го отделения.

4- е отделение ведало делами политическими, полицейскими, пенсионны­ми; делами о применении Устава о службе гражданской; по опекам и по заповедным и майоратным имениям; о принятии в российское подданство и лишении его; об отчуждении церковных имуществ; делами, вносимыми из Канцелярии e. и. в. по принятию прошений; делами об отклонении земских ходатайств; о рассмотрении всеподданнейших отчетов государственного кон­тролера.

01.07.1909 образовано 5-е отделение, ведавшее финляндскими делами, а также составлявшее обзоры периодической печати.

C 17.06.1910 образовано 6-е отделение, ведавшее финансовыми и эконо­мическими вопросами, в том числе финансовыми делами Финляндии;

29.06.1914 образовано 7-е отделение, на которое было возложено веде­ние делопроизводства по Романовскому комитету.

01.01.1917 образовано временное 8-е отделение для ведения переписки председателя Совета министров.

03.05.1916 в составе К. с. м. было образовано Особое делопроизводство для ведения дел сначала Особого совещания по финансово-экономическим вопросам, а с 28.06.1916 - Особого совещания по объединению мероприя­тий, касающихся снабжения армии, флота и организации тыла. B Особом делопроизводстве сосредоточивались все дела, связанные с обстоятельствами военного времени и выходившие за пределы обычной компетенции К. с. м.

Особое делопроизводство вело переписку по поручениям председателя Совета министров, составляло его всеподданнейшие доклады и извлечения из стенографических отчетов Государственной думы; вело делопроизводство по совещаниям и комиссиям, образованным председателем Совета министров для решения частных вопросов, вызванных войной; вело делопроизводство особоуполномоченных председателя Совета министров, назначавшихся в со­ответствии с Положением 03.07.1916.1

B состав К. с. м. входили также Экспедиция (инспекторская часть), Архив, Павильон министров при Государственной думе (с 25.12.1909), Хо­зяйственный комитет (с 19.06.1914).2

10.03.1917 К. с. м. была переименована в Канцелярию Временного пра­вительства.

Управляющие делами Совета министров:

1905.19.10- 1906.02.04 - бар. Нольде Э.Ю.

1910.18.4- 1914.07.03 - Плеве H.B.

1914.24.5- 1917.14.03 - Лодыженский И.Н.

Помощники управляющего делами Совета министров:

1906.21.6- 1910.18.04 - Плеве H.B.

1910.17.5- 1914.24.05 - ЛодыженскийИ.Н.

1914.29.5- 1916.10.10 - Яхонтов A.H.

1914.14.7- 1917 [...] - Никитин B.B.

1916.17.10- 1917.20.03 - Путилов A.C.

3 ПСЗ. Т. 26. № 27804, 23.04.1906; Т. 29. № 32210, 21.06.1909; № 32835, 25.12.1909; Т. 34. № 42065, 29.06.1914; № 42295, 19.07.1914. СУ. 1915. Отд. 1. № 139, ст. 1071; 1916. Отд. 1. № 193, ст. 1628; 1917. Отд. 1. № 63, ст. 368.

РГИА, в сост. ф. 1276.

1 Последний исходящий документ Особого делопроизводства датирован 26.02.1917 (РГИА, ф. 1276, оп. 15, д. 57).

2 B декабре 1916 произошло перераспределение дел между структурными частями К. с. м. (там же, д. 1, л. 30 - 33).

Учреждения при Совете министров

Петроградское телеграфное агентство 14.06.1902*-07.09.1918

Торгово-телеграфное агентство (14.06.1902 - 21.07.1904) С.-Петербургское телеграфное агентство (21.07.1904-19.08.1914) Петроградское телеграфное агентство (19.08.1914 - 07.09.1918)

14.06.1902 Телеграфный отдел при издававшейся Министерством фи­нансов «Торгово-промышленной газете» был преобразован в Торгово-теле­графное агентство, к задачам которого было отнесено «сообщение... тор­говле, сельскому хозяйству, промышленности и кредитным учреждениям необходимых им телеграфных сведений, касающихся торгово-промышлен­ных интересов России».2 Агентство было открыто 01.01.1903, обязанности директора агентства были возложены на редактора повременных изданий Министерства финансов.

21.07.1904 по соглашению министров финансов, внутренних дел и иностранных дел агентство было преобразовано с тем, чтобы, «не при­давая... агентству официально значения правительственного установле­ния, учредить межведомственную телеграфную агентуру».3 Bo главе агент­ства, оставшегося в ведении Министерства финансов, был поставлен Совет из трех директоров: директора-распорядителя (от Министерства финан­сов) и директоров от МВД и МИД. Преобразованному агентству, полу­чившему наименование С.-Петербургского телеграфного агентства, было поручено «сообщать внутри империи и за границей политические, фи­нансовые, экономические, торговые и другие имеющие общественный ин­терес сведения»; на агентство возлагалось также распространение «из­вестий, сообщений, разъяснений и опровержений» высших и центральных правительственных учреждений.4

31.12.1909 агентство было передано в ведение Совета министров; общее руководство деятельностью агентства возлагалось на Совет, в состав которо­го вошли директор-распорядитель, второй директор, назначавшиеся предсе­дателем Совета министров, и заведующий Коммерческим отделом, назначав­шийся министром финансов по соглашению с министром торговли и промыш­ленности. Непосредственное руководство делами агентства осуществлял ди­ректор-распорядитель.

B 1909- 1917 в структуру агентства входили Канцелярия, Коммерческий отдел, Политический отдел (до 1916). B 1916 были образованы Отдел внеш­них сообщений и Отдел внутренних сообщений. Агентство имело отделения и корреспондентов во многих городах России, а также в зарубежных странах.

17.04.1916 Положение о ПТА было изменено: Совет ПТА возглавил уп­равляющий делами Совета министров, а в состав Совета были дополнительно включены управляющий Отделом печати МИД и управляющий Коммерчес­ким отделом агентства.

После Февральской революции ПТА состояло при Временном прави­тельстве. 27.04.1917 ПТА было передано в ведение Особой комиссии по лик­видации Главного управления по делам печати; одновременно был утверж­ден штат ПТА. 16.09.1917 ПТА перешло в ведение Канцелярии Временного правительства.

18.11 (01.12) 1917 ПТА было преобразовано в центральный информаци­онный орган при СНК; 07.09.1918 постановлением ВЦИК ПТА, объединен­ное с Бюро печати при ВЦИК, получило наименование Российского теле­графного агентства при ВЦИК (Роста).

Директора ПТА:

1903.01.1 - 1903.14.02 - Федоров M.M.

1903.14.2- 1904.01.09 - Миллер П.И.

Директора-распорядители ПТА:

1904.01.9- 1906.28.04 - Миллер П.И.

1906.03.5- 1907.13.03 - Трубачев C.C.

1907.14.3- 1909 [...] - Гирс A.A.

1909.01.10- 1916 [...] - Ламкерт О.-Ф. И.

1916.15.2- 1917.01.03 - ГурляндИ.Я.

1917.01.3- 01.07 - Ловягин A.M.

1917.01.7- [...]10 - Раецкий C.C.

3 ПСЗ. Т. 29. № 32871, 31.12.1909; СУ. 1916. Отд. 1. № 115, ст. 910;

1917. Отд. 1. № 109, ст. 598; № 246, ст. 1748; Декреты Советской влас­ти. М., 1957. Т. 1. № 77. С. 109-110.

РГИА, ф. 1358 (2104 д.).

1 РГИА, ф. 1358, оп. 1, д. 1, л. 1.

2 Там же, л. 40.

3 Там же, д. 2, л. 1.

4 Там же, л. 2.

Комитет по заселению Дальнего Востока 27.10.1909-17.08.1915

Образован при Совете министров «для объединения и общего направле­ния правительственных мер по колонизации Приамурского края».

B состав комитета входили: председатель - один из членов Совета ми­нистров по назначению императора, члены - представители министерств:

императорского двора и уделов, иностранных дел, военного, морского, внут­ренних дел, юстиции, финансов, торговли и промышленности и путей сооб­щения, а также Главного управления землеустройства и земледелия и Госу­дарственного контроля и в необходимых случаях - Синода и Министерства народного просвещения; на правах членов в заседаниях участвовали во время пребывания в Петербурге приамурский и иркутский генерал-губерна­торы, военные губернаторы Амурской, Приморской и Забайкальской облас­тей, а также иркутский, якутский и камчатский гражданские губернаторы.

Ha комитет возлагалось общее руководство делом изучения и заселения местностей, пересекаемых Амурской железной дорогой; содействие развитию в этих местностях промышленно-экономической деятельности; развитие па­роходных сообщений, грунтовых дорог и подъездных путей в районе Амур­ской железной дороги и осуществление других вспомогательных мероприя­тий в связи с постройкой железной дороги; координация переселенческой деятельности органов местного управления Дальнего Востока; предваритель­ное обсуждение и согласование, до внесения в Совет министров, всех смет­ных и законодательных предположений генерал-губернаторов и централь­ных ведомств по всем вопросам, касающимся заселения Дальнего Востока.

Делопроизводство комитета вела Канцелярия Совета министров.

Последние сохранившиеся журналы датированы 17.08.1915.1 Точная дата прекращения деятельности комитета не установлена.

Председатель Комитета по заселению Дальнего Востока

1909.27.10 -1911.05.09 - Столыпин П.А.2

3 ПСЗ. Т. 29. № 32662, 27.10.1909.

РГИА, ф. 394 (68 д.).

1 РГИА, ф. 1276, оп. 6, д. 153, л. 105 - 106 (Копия журнала комитета... № 29) и л. 107-108 (Копия журнала комитета... № 30).

2 Председатели комитета в 1911 - 1915 не установлены; в 1915 один из журналов подписан заменявшим председателя А. В. Кривошеиным.

Особое совещание, образованное для объединения мероприятий, направленных к укреплению народной трезвости1 1S.06.191S- [ 109.19172

Образовано в соответствии с особым журналом Совета министров от 10.04.1915, утвержденным императором 18.06.1915 как особое междуведомст­венное совещание «для всестороннего обсуждения необходимых, в видах ук­репления начал трезвости в населении, мероприятий»; заключения совещания по завершении его работы должны были рассматриваться Советом министров.

Состав совещания: председатель (по назначению императора) - управ­ляющий МВД кн. Н.Б.Щербатов (01.07 - 26.09.1915), гр. А.А.Бобринский (28.01-08.04.1916), кн. Д.П.Голицын-Муравлин (08.04.1916 -[...]1917), члены - представители министерств и главных управлений, а также «особо приглашенный» В. С. Кривенко (с 06.05.1916); 04.01.1917 председателю сове­щания было предоставлено право привлечь в его состав в качестве полно­правных членов также и лиц по приглашению председателя. B соответствии с этим правом в состав совещания в январе 1917 были включены члены Госу­дарственного совета М. М. Бородкин и А. H. Деревицкий, член Государствен­ной думы И. В. Годнев, председатель Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством протопресвитер Н.А.Любимов, профессор Московского университета А. А. Корнилов, председатель Российского общест­ва борьбы с алкоголизмом А. Л. Мендельсон, председатель комиссии по борь­бе с алкоголизмом общества охранения народного здравия М. H. Нижегород­цев, председатель Российского медицинского общества врачей-трезвенников И. В. Сажин.3

Делопроизводство совещания вела Государственная канцелярия.

Заседания совещания состоялись 05.05 и 29.10.1916.

За время деятельности совещание собирало общие материалы o6 укреп­лении трезвости, сведения по губерниям о состоянии виноделия и уровне потребления спиртных напитков населением, собирало и рассматривало предложения ведомств о введении мер, необходимых для борьбы с наруше­ниями сухого закона и незаконной продажей спиртных напитков. Совещание пыталось также привлечь к участию в своей деятельности общественность и провело «предварительное совещание общественных деятелей».

Точная дата закрытия совещания не установлена; последние его материа­лы датированы сентябрем 1917.4 РГИА, ф. 1242 (18 д.).

1 B записях (журналах) совещания оно именовалось: Особое совещание по укреп­лению трезвости в народе (РГИА, ф. 1242, оп. 1, д. 6, л. 1, 6).

2 РГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 688, л. 287-289 o6.; ф. 1242, оп. 1,д. 14, л. 112.

3 Там же, ф. 1242, оп. 1, д. 4, л. 60, 76.