Повседневная жизнь викингов. Культура викингов

Средневековая культура Норвегии, Дании, Швеции, Исландии и Германии имеет общие корни, связанные с приходом в Северную Европу кочевников-гуннов из глубин Азии. Они смешались с жившими там племенами и под воздействием пассионарного толчка преобразили этническую карту этого региона. Волею исторических судеб хранительницей скандинавской культуры стала Исландия, куда по разным причинам переселялись главным образом норвежцы. Культура Скандинавии представляет для нас особенный интерес, с одной стороны, потому что мы тоже северяне и живем в сходных географических условиях, а с другой - потому что варяги-русь, среди которых было немало скандинавов, соединившись со славянами, положили начало древнему государству на территории нашего Отечества.

Время с конца VIII в. до первой половины XI в. называют эпохой викингов. Слово «викинг» происходило от норвежского «вик» - залив, бухта, прибрежное поселение и обозначало морских грабителей, пиратов северных морей (синоним - варяг). Скандинавы строили небольшие одномачтовые суда - дракены, которым давали образные имена «Длинный змей», «Морская птица», «Пожиратель ветра». Эти ладьи обычно имели 18 - 20 м в длину и 3 - 4 м в ширину, носы украшали головы драконов. В поход нередко снаряжались десятки и даже сотни кораблей. Воины были хорошо вооружены: длинный меч, боевой топор, пика, железный шлем, кольчуга и щит. Норвежцы и датчане ходили в походы на Запад, шведы - на Восток. В XI веке походы практически прекратились, скандинавы принялись осваивать завоеванную территорию 1 .

По преданию обнаружил новую страну и назвал ее Исландией («ледяной страной») Флоки Вильгердарсон. А первыми поселенцами были Ингольв Арнарсон и его двоюродный брат Хьёрлейв, оба из западной Норвегии. Они ходили в викингский поход и поссорились с сыновьями ярла Атли, двоих из них они убили. Поэтому, опасаясь мести, братья решили уехать из родных мест. Сначала они отправились на разведку и, убедившись, что там жить можно и место не занято, вернулись, чтобы основательно подготовиться. Хьёрлейв совершил поход в Ирландию, где взял рабов и много имущества. Приплыв в Исландию, они бросили в воду священные столбы с изображением богов, намереваясь поселиться там, где волнами прибьет столбы к берегу. Высадились они раздельно и поселились неподалеку друг от друга. На следующий год рабы убили Хьёрлейва и попытались бежать. Ингольв их догнал и убил. Это было в 878 г.

Вслед за Ингольвом стали приезжать и другие норвежцы, поселяясь на пригодных для обработки клочках земли. Основную массу общины-храппы составляли крестьяне-бонды. Наиболее влиятельные и богатые крестьяне назывались хёвдингами. Из своей среды бонды выбирали жреца-годи, который совершал обряды жертвоприношений в капище, предводительствовал на общем со- брании-тинге, проводимом весной и осенью.

В 930 г., в конце эпохи заселения страны, было принято решение проводить на лавовом поле, названном Полем Тинга, всеис- ландское вече-альтинг. На альтинг съезжались не все бонды, а лишь представители - по одному от каждых девяти во главе с годи. Альтинг собирался для принятия законов, судебного разбирательства и избрания законоговорителя-старейшины, получавшего полномочия на три года. Но это был не король или вождь, его обязанностью было лишь знание законов и возвещение их со Скалы Закона во время альтинга, вне общего собрания он никакой власти не имел.

Особенностью этого государства было отсутствие исполнительной власти и совмещение законодательной и судебной. Поэтому во время принятия законов в них предусматривался механизм их исполнения и порядок реализации. Саму реализацию и контроль за исполнением закона брали на себя заинтересованные лица.

Христианизация Исландии произошла в 1000 г. Христиане появились раньше, но именно к этому году их стало около половины и возникла опасность раскола общества на две части. И тогда годи Торгейр, бывший в это время законоговорителем, произнес свою знаменитую речь со Скалы Закона, в которой на исторических примерах показал опасность раскола общества и религиозной вражды и предложил официально принять христианство, как это сделано в большинстве европейских стран, но одновременно не преследовать тех, кто будет продолжать выполнение древних обрядов. Иначе говоря, веротерпимость провозглашалась в качестве закона. Уникальный для того времени пример!

Эпоха «народовластия» продолжалась до XIII в., когда усилилось влияние и авторитет богатых хёвдингов, которые стали бороться за власть, за звание ярла (наместника короля Норвегии). Они могли содержать большие дружины наемных воинов. Первая половина века называется эпохой Стурлунгов по имени основателя рода - Стурлы из Хвамма и его сыновей Торда, Сигхвата и Снорри. Снорри Стурлусон - не только самый активный политический деятель, избиравшийся законоговорителем, но и известный автор, написавший (или, точнее, составивший) сборник саг «Крут земной» и «Младшую Эдду». В это время написано большинство саг, рассказывавших о деяниях норвежских и исландских викингов, а также записаны эпические сказания «Старшей Эдды», излагающие скандинавскую мифологию. Кончился этот «черный век», сопровождавшийся эпидемиями, голодом, извержениями вулканов, землетрясениями, переходом Исландии под власть норвежского конунга.

Когда в XVI в. Исландия вместе с Норвегией стала датским владением, у исландцев было отнято право носить оружие. Однажды бурей занесло в Исландию алжирских пиратов, которые обнаружили страну, где можно спокойно и безнаказанно грабить, не опасаясь никакого сопротивления или возмездия. Только в XX в. Исландия получила автономию, а потом и независимость.

Тысячи лет назад территория Скандинавии была основным центром оледенения в Европе; толщина ледника доходила в этих местах до трёх километров. Однако, если 17000 лет назад численность населения этих областей составляла всего около 1000 человек, то уже 11000 лет назад, сразу после окончания ледникового периода, их количество возросло в десятки раз. Учёные относят древнейшее население Северной Европы к атланто-балтийской подрасе. Их поселения обнаружены в разных частях Скандинавского полуострова, Великобритании и материковой Европы. Это Маглемосе в Дании и Эртебёлле на юге Скандинавии, Комса и Фосна на атлантическом побережье Норвегии, Сандариа в юго-западной Швеции, Стар-Карр в Йоркшире (Англия) на берегу древнего озера - всё это приморские и приречные культуры, возраст которых 11000-9000 лет.

В древнейших скандинавских поселениях как правило было до 20 домов, в которых жило около 100 человек. Прочные трапецевидные домики столбового типа имели площадь от 5,5 до 30 кв.метров, полы домиков были обмазаны известью. Их обитатели занимались в основном рыбной ловлей, сбором моллюсков и охотой, применяли кремниевые топоры, костяные изделия, знали лук и стрелы, пользовались лодками-однодеревками, приручали собак. Люди изготовляли костяные, роговые и янтарные изделия с художественными изображениями, а также рисунки, выполненные на мыльном камне. В деревнях существовали специальные жертвенные места и святилища. Древнейшими Божествами были Богиня Земли и плодородия, плывущая в ладье, и Богиня Воды - обнажённая дева, держащая перед собой двумя руками сосуд со священной водой. Верховного невидимого Творца всех вещей древние скандинавы называли Все-Отцом, а верховными Божествами нашей Вселенной считались Отец Ху и Мать Керидвен.

Около 7000 лет назад в Скандинавию начали прибывать первые арийские переселенцы с Южного Урала. Тогда в Северной Европе начинают появляться жилые районы с центром в виде крупного поселения, окружённого несколькими малыми. Население таких районов достигало уже от 400 до 2000 человек (например - Уэссекс в Англии). Люди охотились на тюленей, содержали свиней, выращивали злаки, применяли шлифовку и полировку своих орудий (ножей, серпов), использовали свёрла, изготавляли посуду и другие керамические изделия из обожжёной глины. Более тысячи предметов керамики и украшений найдено в Скандинавии на берегах Литторинового моря. Возле поселений располагались длинные курганы - места погребений вождей и других людей высокого ранга. Для каждого из них сооружались колоссальные насыпи из крупных камней или мегалитические гробницы из каменных плит. Нередко гробницы и различные предметы быта украшались рунами - своеобразными иероглифами-символами, имевшими религиозное либо мистическое значение.

Отцом и Учителем древних скандинавов считался одноглазый Бог Один (или Вотан). Согласно легендам, когда-то из тумана, возникшего в первобытном Хаосе, получился ледяной гигант Имир. От Имира произошёл род могучих и жестоких великанов. Сыновья одного из них - Бури, которых звали Один, Вили и Ве, восстали против Имира и после долгой и жестокой борьбы убили его. Из тела Имира они создали Землю в виде плоского круга в океане крови Имира. Землю они назвали Митгард и населили её людьми, сделанными из деревьев. А для себя высоко над Землёй Боги построили небесный город Асгард, дорогой в который служила радуга. В Божественном Асгарде обитало 12 Божеств: сыновья Одина - Тор (Гром) и Бальдр (Весна), мать Тора - Ёрд (Земля), мать Бальдра - Фригг (Мудрость), а также древний арийский Бог Тивас (Дьяус) или Тюр (Война), Хёд (Судьба), Локи (Огонь), Фрейя (предводительница небесных дев-воительниц "валькирий") и др. Один из обитателей Асгарда содержал в себе корень Зла. Это был Локи. Он подговорил Хёда, слепого Бога Судьбы, убить любимого сына Одина - Бальдра. Со смертью Бальдра исчезли свет и радость из жизни Богов. Потрясённые Боги собрались на совет, чтобы открыть секрет оживления этого Духа молодости и жизни.

Хранителями знаний на территории Северной Европы были жрецы "друиды" (на санскрите "дру" - "лес", по галльски "друидх" - "мудрец, волшебник", по ирландски "друи" - "люди дубовых деревьев"). Главные друиды были в Британии, Ирландии, Галлии и Скандинавии. Согласно установленному порядку, друиды обладали правом давать имена городам и местностям и выступать на собраниях перед их правителями. Священным деревом для друидов был дуб, священными символами - змея и крест из дубовых веток, священным Божеством - Мадонна, Непорочная Мать с младенцем на руках. Друиды жили в полном воздержании и аскетизме, местами их обитания были уединённые пещеры или хижины и грубые дома из камня, где они проводили время в молитвах и медитациях, выходя только для исполнения религиозных ритуалов. Друиды всегда были одеты в белые одежды - символ чистоты и невинности и приближенности к Солнцу; головы друидов украшали тиары в виде круга из солнечных лучей. Высшие друиды носили спереди на поясе брошь, в центр которой был вделан большой белый камень - увеличительное стекло, которым они зажигали огонь на алтаре. Божество Солнца, поклонение которому пришло в Скандинавию в незапамятные времена из близкой к Британии Атлантиды, изображалось в виде золотого диска, окружённого ореолом, в колеснице, влекомой лошадью; символом его было колесо со спицами или крест в круге.

Обычных людей друиды учили морали, а посвящённых - высшим эзотерическим учениям. Они говорили, что душа бессмертна, и верили в её воскрешение. Друиды верили в три мира и в переселение души человека из одного тела в другое для наказания и поощрения. На Земле Добро и Зло так переплетены и уравновешены, что человек имеет свободу каждое мгновение выбирать между ними. Друиды утверждали, что все люди в итоге должны быть спасены, но многие из них должны ради этого возвращаться на Землю неоднократно, пока не преодолеют в себе все элементы Зла. Ад - это наказание за грехи и чистилище души. Посвящения происходили в дни равноденствий и солнцестояний в специальных храмах, имевших форму круга или яйца, из которого, согласно мифам, произошла когда-то вся Вселенная. Существовали также храмы в виде змеи и креста. Святилища друидов обнаружены практически по всей территории Северной Европы. В одной только Франции имеется более ста мегалитических каменных кругов и более 6000 других древних сооружений. Все они были возведены в интервале 5000-2500 лет до н.э. Самый крупный в Северной Европе мегалитический комплекс расположен в Карнаке, на территории Западной Франции. В длину он простирается на 8 километров и включает каменные глыбы высотой до 7 метров. В Англии крупнейшим каменным сооружением является Эйвбёрихендж в графстве Уильтшир. Мегалит имеет внешний круг диаметром 427 метров и два внутренних круга диаметром около 100 метров, а входящие в него валуны весят от 60 до 90 тонн!

Наиболее знаменитое из древних святилищ - Стоунхендж на юго-западе Англии. "Стоунхендж" в буквальном переводе с английского означает "висящий камень". Это сооружение преставляет собой огромное каменное кольцо, окружённое двумя валами, диаметром более 100 метров, разделёнными рвом. Внешний вал имеет ширину 2,5 метров и высоту 0,8 метра, внутренний вал - ширину 6 метров и высоту 1,8 метра. С северо-востока находится вход - аллея шириной 12 метров и длиной 25 метров, ведущая в сердце Стоунхенджа. Направление аллеи указывает на точку горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит Солнце. Центральная часть Стоунхенджа - окружность диаметром 31 метр, по которой стоят 30 каменных блоков массой по 25 тонн; высота блоков 5,5 метров, глубина, на которую они вкопаны, 1 метр, а всего в сооружении использовано свыше 80 каменных блоков весом до 35 тонн. Строительство Стоунхенджа было начато в 2800 году до н.э. и завершилось в 1600 году до н.э.. Мегалит служил одновременно местом культовых обрядов, астрономической обсерваторией и своеобразным календарём, так как фиксирует на горизонте точки восхода и захода Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. В расположении камней хитроумным способом зашифрованы данные обо всех лунных и солнечных затмениях прошлого, настоящего и будущего.

Древние кельты называли Стоунхендж "Работой Эмриса", поскольку его создателем считался прорицатель Эмрис, которого скандинавы знали под именем Мирддина, а британцы - как Мерлина, ставшего позднее главным советником легендарного короля Артура (? - 516 г.г. н.э.). Согласно легендам, изначально под его наблюдением было возведено целых три подобных мегалитических храма, располагавшихся на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга. Сам Эмрис обитал в гигантском Стеклянном Дворце, возведённом им на острове Энлли вблизи ирландского побережья, позднее погрузившемся в океан. Благодаря особой конструкции Дворца, форма которого напоминала треугольную пирамиду, течение времени внутри него было сильно замедлено, и прорицатель мог оставаться молодым в течение тысяч лет. Если проплывавшие мимо острова Энлли корабли подходили к нему слишком близко, они попадали под влияние невидимых сил Стеклянного Дворца, и те из людей, кто проводил на острове всего лишь три дня, возвращаясь на родину обнаруживали, что на самом деле прошло уже целых 30 лет. скандинавия культура мегалитический стоунхэндж

Эмрис и другие посвящённые древности знали, что любой магический круг, от маленького кольца на пальце руки до гигантского Стоунхенджа, может служить приёмником и генератором энергетических сил Земли. Тот же Стоунхендж был возведён Эмрисом при помощи магического кольца, воздействовавшего на передвижение каменных блоков. Исследователи предполагают, что на одной из граней каждого монолита строители вырезали несколько концентрических колец определённого диаметра, ширины и глубины и перераспределяли массу монолита по объёму таким образом, что его центры масс и инерции оказывались смещёнными друг относительно друга. Затем Эмрис воздействовал на мегалит своим кольцом, заклинанием или прикосновением жезла, создавая в нём вибрации определённой частоты. Возникавший в системе концентрических колец устойчивый колебательный резонанс порождал инерционные силы, которые компенсировали силу тяжести каменного блока. Благодаря этому многотонный блок становился практически невесомым и легко перемещался по воздуху в нужное для строителей место.

Слово "викинг" происходит от древненорвежского "викингр", что буквально переводится как "человек из фьорда". Именно в фьордах и бухтах появились их первые поселения. Эти воинственные и жестокие люди были очень религиозны и поклонялись своим божествам, совершая культовые обряды и принося им жертвы. Главным богом был Один -- Отец всех Богов и Бог павших в бою, которые после смерти становились его приемными сыновьями. Викинги свято верили в загробный мир, и поэтому смерть их не страшила. Истинный воин должен принять смерть на поле брани с оружием в руках, лишь тогда он попадет в золоченые палаты Одина -- Вальхаллу, где есть место только доблестным воинам, которые будут участвовать в последней битве богов. Такая религия воспитывала в скандинавах непреклонность и бесстрашие даже перед лицом поражения и смерти.

Перенаселение приморских районов Скандинавии, нехватка плодородных земель, стремление к обогащению -- все это неумолимо гнало викингов с родных мест. А под силу это было лишь сильным, легко переносящим лишения и неудобства воинам. Из подготовленных к сражениям викингов формировались отряды, каждый из которых состоял из нескольких сот воинов, беспрекословно повинующихся вождю клана и конунгу-князю. На протяжении всей эпохи викингов эти отряды были исключительно добровольными.

Вооружение викинга состояло из легких доспехов, шлема, часто рогатого (чтобы врагу труднее было наносить удар), иногда копья, кинжала и часто -- меча. Важной воинской принадлежностью было и весло корабля. Это не значит, что его постоянно носили с собой или ходили с ним в бой. Дело в том, что воины-викинги всегда гребли сами. Сидеть за веслом -- дело свободного человека. Если же весло давали рабу, то он переставал быть рабом и становился равным.

Важную роль для викингов играл корабль. Они относились к нему как к своему жилищу. Часто он на всю жизнь заменял им родной дом. От скорости и других качеств корабля зависела удача в военном сражении. Киль судна делался из одного целого дерева, в длину он достигал 20-50 метров, то есть на одном корабле могло уместиться 150 человек. Нос судна украшали деревянной головой змея и дракона, поэтому викинги называли свой корабль «дракон» или «большой змей» - драккар. Ладья была очень устойчива и имела большую осадку, что позволяло ему быстро входить в устья рек. Помимо весел драккар имел четырехугольный парус и был чрезвычайно легок в управлении. Даже в бурю с ним мог справиться один человек.

Во время сражения один из воинов обязательно нес знамя клана. Это было крайне почетной обязанностью, а знаменосцем мог стать лишь избранный -- считалось, что знамя обладало чудодейственной силой, помогающей не только победить в бою, но и оставить несущего невредимым. Но когда преимущество противника становилось очевидным, основной задачей для воинов было сохранение жизни своего конунга. Для этого викинги окружали его кольцом и заслоняли щитами. Дружинники приносили вождю клятву верности, нарушив которую, они покрыли бы себя несмываемым позором. Вернуться из сражения, в котором пал вождь, было признаком трусости, самым постыдным делом.

Особым бесстрашием обладали берсерки (у скандинавов -- могучий, неистовый богатырь). Они не признавали доспехов и шли напролом "словно безумные, подобно взбесившимся псам и волкам", наводя ужас на войска противников. Они умели вводить себя в эйфорическое состояние и, прорываясь сквозь передний строй врагов, наносили сокрушительные удары и бились до смерти во имя Одина. Один берсерк приравнивался к 20 воинам.

Закаленные в боях викинги, как правило, одерживали победы как на море, так и на суше, снискав себе славу непобедимых. Повсюду вооруженные до зубов отряды действовали примерно одинаково -- их десант застигал города и селения врасплох. Помимо захвата чужих земель они вели и мирную колонизацию. В 874г. норвежцы заселили Исландию. В 80-е гг. Х в. ярл Эрик Рыжий открыл Гренландию, которая вскоре также была заселена скандинавами. А в 986г. сын Эрика Рыжего, Лейх Счастливый, на 500 лет раньше Колумба посетил Северную Америку, которую называл тогда «Винланд».

скандинавия язык литература зодчество

Одной из главных черт характера норманнов была любознательность. «Что нового на свете?» - вот обычный вопрос, которым встречали в Скандинавии приезжего. Норманны рано вступили в сношения с кельтами Ирландии: сказания, песни и искусство ирландцев переходили к ним через кельтских пленников.

Гораздо более медленно из романских и германских стран проникало христианство. Дания приняла христианство в X в., Норвегия - в XI в. Долго еще на свете держались старинные религиозные понятия и смешивались с христианскими. Иной вождь принимал веру в Христа, называл его именем место своего поселения, но по старинке обходил поле со священным огнем, чтобы изгнать с него злых духов. Своеобразные смешанные понятия этого народа отражены в песнях Эдды, которые составились из произведений норманнских певцов, скальдов. B Эдде действуют старинные боги, но образ благородного, нежного и страждущего Бальдра или картина конца мира навеяны христианством.

C IX в. старший рунический алфавит, который состоял из 24 рун, сменяется младшим руническим алфавитом, состоящим из 16 рун. Надписи старшим руническим алфавитом относятся к эпохе III-IX вв. Найдено около 200 надписей, преимущественно в Норвегии, Дании и Швеции. Древнейшей считается Надпись (одно слово на наконечнике копья из Эвре- Стабю (Норвегия, ок. 200 г. н. э.). Скорее всего, это имя владельца копья. Надписи вырезались на оружии, гребнях, пряжках, амулетах, позднее - на могильных камнях и скалах, состояли из одного или Нескольких слов и имели магическое значение. Толковать руны очень сложно. Их изучением занимается особая наука - рунология. Около 2500 надписей Младшими рунами найдено в Швеции, около 500 - в Норвегии с ее островными колониями и около 400 - в Дании. Большинство надписей младшими рунами - на могильных камнях.

Эпические песни из «Старшей Эдды» - могучие повествования исландских родовых и королевских саг. «Старшая Эдда» представляет собой сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказания о богах и героях. Записана «Старшая Эдда» в Исландии, как полагают, в XII в. после появления там латинской письменности. Самая древняя из дошедших до нашего времени рукописей относится ко второй половине XIII в. «Старшая Эдда» состоит из отдельных лирико-эпических песен, связанных единством содержания, но не имеющих той внешней цельности, которую признают основным признаком эпоса (например, «Песнь о Нибелунгах» или «ПеСнь о Роланде»).

«Младшая Эдда» - прозаический трактат по скандинавской мифологии и поэтике, написанный в XIII в. исландским скальдом Снорри Стурлусоном.

Скальды сопровождали норманнов во всех важнейших походах. Олаф Святой, собирая поход против Канута Датского, велел призвать к себе четырех скальдов и сказал им: «Теперь высматривайте все достойное внимания, чтобы было вам о чем петь и рассказывать».

Средневековые летописи норманнов наполнены рассказами об их морских набегах. Корабль для скандинава был существом, одаренным жизнью, подобно коню. Украшения и названия, дававшиеся кораблю, поддерживали эту политическую иллюзию. Ha носу корабля изображалась голова дракона, быка, коня или другого животного. От кормы корабля шел звериный или змеиный хвост.

Исландские саги - прозаические, эпические повествования на исландском языке - занимают особое место в скандинавской литературе. Саги слагались скальдами в устной форме и впервые были записаны в XII в. Они очень разнообразны по содержанию. Многие из них отражают действительные исторические события. Например, «Сага об Эгиле» - сказание ό знаменитом викинге и скадье X в. Эгиле Скалагримссоне; «Сага о Ньяле» - о мудром исландском законнике конца X - начале XI в.; «Сага об Эрике Рыжем» - об открьггии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Скандинавские саги отражали характер жестоких и неустрашимых норманнских героев. У норманнов было поверье, что сердце у людей храбрых меньше по объему и бескровнее, чем у обыкновенного человека, а трусость и робость происходят от обильного прилива крови к сердцу. Герой одной саги, услышав об убийстве своего отца, не меняется в лице. Он не краснеет, потому что гнев не расходится по его коже, и не бледнеет, потому что гнев не поступает ему B KOC-

Деталь собора в Лунде. XII в.

ти. Сердце его не дрогнет от ужаса, оно сковано и закалено искуснейшим из кузнецов. Когда враги наконец убивают героя и вскрывают ему грудь, чтобы взглянуть на его сердце, оно оказывается величиной с орех, твердым, как рог, и бескровным.

Топография занимает огромное место в сознании скандинава. Первый вопрос, который задают новому Человеку,- это его имя и место жительства. Упоминание в сагах о любом лице, даже совершенно случайном персонаже, сопровождалось сведениями о его происхождении: чей он сын и откуда родом. Это касается не одних людей: в рассказах о богах и великанах всякий раз сообщается, где расположены их усадьбы и как они называются.

«Речи Гримнира» - одна из песен цикла «Старшей Эдды» - почти целиком посвящены описанию палат и усадеб богов и героев. B их основе лежит твердое убеждение B том, что и человек и бог должны владеть усадьбой. Место жительства настолько прочно «срослось» с его обитателем, что одно не мыслится без другого. Полное имя человека состоит из его собственного имени и названия двора, в котором он живет. Название жилища может быть производным от имени его обитателя. B иных случаях в топографическом наименовании фигурирует имя бога - покровителя этого поселения, либо в топонимах встречаются слова, свидетельствующие о благополучии и процветании, которые в них царят (лучше сказать: должны царить). Существенно одно: название двора небезразлично для его жителей и их жизни. Это название «отчины», родины, ибо «одаль», «аллод» был не только неотъемлемым наследственным владением семьи, но и «родиной».

Можно сказать, что, подобно тому как человек владеет усадьбой, и она им «владеет», накладывая на его личность свой отпечаток.

B скандинавской мифологии мир - это совокупность дворов, населенных людьми, богами, великанами и карликами. Пока царил первобытный хаос, мир был неустроен,- естественно, не было никаких жилищ. Процесс упорядочения мира - отделение не- бес от земли, учреждение времени, дня и ночи, создание солнца, луны и звезд - был вместе с тем и процессом основании усадеб, создания раз навсегда твердой топографии мира. B каждом узловом пункте мира: в центре его на земле, на небесах, в том месте, где начинается радуга, ведущая с земли на небо, и там, где земля соединяется с небесами,- везде расположены двор, усадьба, бург.

Культ предков, игравший важную роль в жизни скандинавов, был связан с их отношением ко времени. Предок мог вновь возродиться B ОДНОМ ИЗ СВОИХ ПОтомков - в пределах рода передавались имена, а вместе с ними и внутренние качества их носителей. Поэтому могилы и курганы предков располагались бок о бок с усадьбами живых: то были не два разных мира, а единый мир, в котором прошедшее, настоящее и будущее оказывались рядом расположенными и реально существующими.

Важнейшим и древнейшим из ремесел скандинавов было кузнечное. Кузнецом в Скандинавии назывался не только тот, кто ковал железо, но и золотых дел мастер. Мифические карлики, великаны, герои, особенно знаменитый Виланд, занимались кузнечным делом. Лучшее железо добывалось в Англии. АнгЛия была благодатной страной, по понятиям скандинавов, оттуда шло не только железо, но и пшеница и мед. Скандинавы торговали янтарем и мехами.

Очень часто, мы даже не замечаем, как мы проводим время удобно устроившись на подушках от финского бренда Marimekko, укутавшись в плед, лежа на диване из IKEA, и поедая очередную порцию Гравлакса, запивая все это дело Аквавитом, уставившись в экран, по которому идет какой-нибудь скандинавский детектив, попутно зажигая свечи в доме.

подушки от финского бренда Marimekko

Допустим, сегодня вечером мы решили посмотреть новую серию сериала "Мост", действия которого происходят и в Швеции и в Дании, благодаря тому, что преступление происходит на мосту Эресунн, который связывает эти две страны и каждая страна отправляет по детективу на расследование данного дела. Холодная, аутичная Сага из Швеции и горячий датчанин Мартин - откладывают все свои различия в сторону, чтобы найти убийцу. Или, другой вариант - сериал "Правительство", который тоже довольно популярен нынче.

кадр из сериала "Мост", главные гером - Мартин и Сага

Почему нас привлекает вечный ноябрь, дождь, уют, подлинность, функциональность, простота? Наверно, это все близко нашей душе. Эта не поддельная искренность, ясность, практичность, которая дает огромную свободу, на самом деле. Это объясняет нашу любовь к скандинавской атмосфере которую мы стремимся создать в своем доме.

Действительно, несмотря на то что, влияние других культур очевидно и происходит, как и в России, так и в других странах бывшего Советского союза, все же ярко выделяется любовь ко всему скандинавскому. Скандинавские интерьеры набирают огромную популярность не только в Великобритании, Польше, но и в России, Беларуси и Украине. Да, пожалуй, мебельный гигант IKEA завоевал сердца многих.

Скандинавы имеют репутацию холодных и утонченных эстетов, да, это немного скучно, но скучное стало модным. Да и "скучно" не всегда было самым очевидным эпитетом, описывающий скандинавский характер. Первое нашествие викингов датируется 793 годом, когда случился кровожадный набег на монастырь в Линдисфарн. Так началась эпоха викингов.

Однако нежное культурное вторжение в 21 веке было встречено с распростертыми объятиями. Наши дома сверкают минимализмом скандинавских интерьеров, наши книжные полки завалены книгами Ю Несбе, Стига Ларссона, Фредрика Бакмана, Майка Викинга и Хеннинга Манкелля. Да и раньше, вспомните, книги и мультфильмы Астрид Линдгрен, Туве Янсон... А как же любимый конструктор Lego? Сериал о Торе и Локи от Marvel. Многое нами было позаимствовано из северных культур и быстро вплелось в повседневную жизнь.


Если раньше о Швеции ничего толком не слышали, кроме того, что данная страна производитель хорошей мебели и родина группы Abba. То теперь, мы ищем шерстяной свитер как у Сары Лунд из сериала "Убийство". Сегодня не редкость встретить человека, который любит музыку, в которых воспевают скандинавские мифологические сюжеты, такие как Amon Amarth, Black Messiah и тому подобное. Шведские автомобили Volvo, которые ассоциируются у нас с безопасностью и эффективностью, теплые и нежные вязанные изделия Selbu из Норвегии, которые любят все в мире, включая Кайли Миноуг, Шерил Коул, Клаудию Шиффер и Кейт Хадсон, датская обувь Ecco, в качестве которой не сомневается даже Морган Фриман и Брюс Уиллис. Швеция подарила нам недорогие радости от H&M, а также классический минималистичный культовый бренд Acne. Норвегия познакомила с вкуснейшим лососем и потрясающими фьордами. Финляндия очаровала саунами, любовью к хоккею и рыбалке. Да, всего и не опишешь, сколько всего много! Все это прочно осело в наших экранах, домах, магазинах и книжных полках. Благодаря развитию интернета, доступности фильмов, книг, сериалов, а также возможности путешествовать, мы все больше и больше аккумулируем не только различные материальные объекты из других стран, но и расширяем свой кругозор, меняем мировоззрение и подход к жизни, полагаясь и на менталитет других народов.



Нам нравится политическое устройство и уровень жизни в Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Исландии. Высокие налоги (часто это от 50 до 60% от дохода, например, в Норвегии) создают основу для распределения благ по всей стране. Прозрачность, доступность, возможность влиять - это то, чего нам не хватает.

Семья с ребенком - это основной приоритет таких стран как Швеция и Норвегия. Вы не найдете родителей в этих странах, которые думают над тем, как найти время на общение с ребенком. Благодаря чудесному балансу работа/жизнь, который прочно укоренился в сознании скандинавов им не нужно об этом думать. Да, никакой швед или норвежец не будет брать сверхурочные, задерживаться на работе или думать о ней на выходных. Баланс между жизнь и работой, настолько положительно влияет на развитие детей, что по последним данным Unicef дети в Швеции значительно счастливее детей в других странах. Ведь в воспитании участвуют оба родителя, а зачастую папа наравне с мамой нянчится с ребенком - кормит его смесью, меняет подгузники или собирает грибы в лесу вместе с ребенком... Высокий уровень жизни, а также качество жизни и ее продолжительность в скандинавских странах зашкаливает в хорошем смысле, хоть и медицина там не на самом хорошем уровне (она им просто особо и не нужна, учитывая качество жизни). Чего только стоит их стремление к экологичности и поддержанию здорового образа жизни не только отдельно взятого человека, но и всей страны, планеты. Экология, семья, здоровье, качество жизни - это не пустые звуки в скандинавских странах - это ориентиры по жизни.

Однако, под безупречным и скромным вкусом и спокойствием социально-демократической власти, есть еще одна более интригующая сторона Скандинавии - темная сторона земель полуночного солнца, о чем свидетельствуют многочисленные творения буквально одержимых мрачностью, преступностью и жестокостью авторов скандинавских триллеров и детективов. Скандинавская эстетика умеет играть контрастами, будь то архитектура с ее простыми линями и кислотными цветами на фасадах, скандинавский интерьер в бело-черных тонах, или неоновые резиновые сапоги от Ильзе Якобсона.