Как вести себя на крестопоклонной службе. Церковные праздники с выносом креста

Слово о кресте …для нас, спасаемых, - сила Божия.
1 Кор. 1, 18

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста - до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - укрепление верующих, крест - ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» - говорится в одной из стихир праздника.

О поклонении Кресту

… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество - благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь - прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как - божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, - в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом - и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам - яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону - главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один - Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Преподобный Иоанн Дамаскин ,
Точное изложение православной веры кн. 4

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

В нашем соборе хранится частица истинного Креста Господня, но очень малая. Эта частица происходит из Святого града Иерусалима, именно из того ковчега, где хранится оставшаяся там часть Креста. Ковчег с частью Креста Господня был захвачен, когда Иерусалим был захвачен персами в 614 году. В 624 году византийский император Ираклий победил персов и возвратил эту святыню в Иерусалим, где она с тех пор непрерывно пребывает. В 2002 году архиепископ Марк получил в Иерусалимском Патриархате эту маленькую частицу Креста Господня, которая откололась при чистке ковчега. Частичка погружена в воскомастих под стеклом в центре резного креста (см. фото). Церковные праздники с выносом Креста

Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Гоcподня.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

1 августа (а по новому стилю 14.08.) начинается строгий Успенский пост . В первый день Успенского поста Православная Церковь празднует изнесение, или так называемое "Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня". Русское название праздника «происхождение» означает торжественную церемонию, крестный ход или коротко - «изнесение» (согласно точному значению греческого слова). С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, Кресту дарована необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует история праздника.

Крест стали обносить в Константинополе во время эпидемии болезни, а потом в память об исцелении из года в год 1-го августа совершался вынос животворящаго креста Господня из царских чертогов в церковь св. Софии. Там совершалось водосвятие, а затем, две недели (совпадает со временем Успенского поста) святой Крест носили по городу. 14 августа, а по новому стилю 27 августа, Животворящее Древо Креста возвращалось в царские палаты. По примеру константинопольской церкви это празднование введено на Руси. Оно здесь соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года.

По принятому ныне в Русской Церкви чину в этот день на утрене после великого славословия совершается торжественное изнесение (про-исхождение) святого Креста на средину храма для лобзания и совершается поклонение по чину Крестопоклонной Недели а после литургии - чин малого освящения воды. Вместе с освящением воды по обычаю совершается освящение меда нового сбора (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 21–31). В народе 14 августа называют Медовым Спасом, а Преображение - Яблочным Спасом. К богословскому смыслу праздников освящение меда и плодов отношения не имеет, но это наши многовековые народные традиции, и Церковь благословила их. Хорошо и первый мед освятить, и первые плоды. Только бы это не закрывало главную, духовную сущность праздников и постов - покаяние и милосердие. С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и подвигов благочестия, а также заповедь о милосердии, которые верующий народ старался сделать своим законом жизни. Будем следовать этим светлым путем, и да дарует милосердый Отец Небесный нам победу над страстями и вечное блаженство, по молитвам Пресвятой Богородицы, Всемилостивого Спаса и силою Честнаго Животворящего Креста.

Неделя 3-я Великого Поста, Крестопоклонная 11.03.2018.

B cepeдине Четыредесятницы в субботу вечером на всенощном бдении в середину храма торжественно выносится и возлагается Крест для того, чтобы напоминанием o cтрaданиях и смepти Господней воодушевить и yкpeпить пocтящихся к продолжению . Поклонение Кpecтy продолжается и на четвертой неделe Поста – до пятницы, потому вся четвертая неделя называется Крестопоклонной и богослужебные тексты определяются темой Креста. Эта седмица обозначает средину постного поприща.

Смысл праздника в том, что православные xpистиaне, coвершая дyxoвное путешествие в Heбесный Иepycaлим – к Пacxe Господней, нaxoдят в cepeдине пути «Древо Кpecтное», чтобы под eго ceнью нaбраться cил для дальнейшeго пути. И Крест Господень предваряет Xpистову победу над смертью – Cветлoe Bocкpeceниe. C целью большeго воодушeвления нас к терпению в подвигax, Cв. Церковь в настоящий день утешительно преднапоминaeт нам и о приближающейся Паcxe, воспевая страдания Cпасителя coвместно c paдостным Eго воскресением: «Kpeсту Tвоему покланяемся Владыко и святое Bocкресеніe Твое славимъ».

Богослужение Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) аналогично богослужению на праздник Крестовоздвижения и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа). По традиции в этот день в храмах принято надевать облачения фиолетового цвета. Накануне вечером совершается всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом). На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия при пении Трисвятого священнослужитель трижды кадит вокруг престола с возложенным на него крестом, после чего держа Крест на голове в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает вынос Креста через северную дверь. Остановившись на амвоне священнослужитель произносит «Премудрость, прости», затем при пении тропаря «Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» переносит Крест на середину храма и кладёт на аналой. При общем поклонении Кресту поется другой тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», во время которого трижды совершаются земные поклоны и поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем. Затем следует сугубая ектения и обычное окончание всенощного бдения с первым часом.

Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября, отдание праздника - 21 сентября /4 октября.

Под конец всенощного бдения 26 сентября (по н.ст) в этот день совершается чин Воздвижения Креста. наподобие того, как это происходило в те далекие времена в Иерусалиме, когда рачением св. царицы Елены был обретен Крест Христов. При огромном стечении народа не было возможности всем подойти и приложиться ко Кресту. Поэтому патриарх Макарий поднял Крест, чтобы всем было его видно (т.е. совершил его воздвижение – слав.) Народ же совершал поклонение Кресту и молился: «Господи помилуй!».

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306 - 337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и вновь освятить места, связанные с памятью Спасителя. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим. Прибыв в Святой град, святая царица Елена уничтожила идольские капища и очистила город от языческих идолов. Был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место. Во время раскопок на Голгофе были найдены три креста и благодаря совершившемуся чуду через прикосновение к Истинному Древу был узнан и определен Крест Спасителя...

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - проповедь епископа Агапита в кафедральном соборе в Мюнхене "...(Царица Елена) - откуда брала она уверенность, что она может найти такую святыню Христову? Вот эта загадка, которая останется на веки вечные – как может личность такая быть мужественная, чтобы на фоне язычников, языческого государства, где язычники преобладали, где триста лет язычники угнетали христиан, старались их держать в социальных условиях пониже все время - тут вдруг у власти оказывается женщина, которая в Риме вообще не имела того почета, который она позже в византийское время получит, стоит женщина и догадываясь только, не зная с уверенностью найдет ли, обретет ли она этот Крест. И Господь не посрамил ее надежды и Крест Животворящий был найден... "

В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу. Сразу после самого исторического события, обретения Честного и Животворящего Креста Господня благочестивой императрицей Еленой, древней Церковью был определен Чин Воздвижения и является с тех пор неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения.

После обретения св. Креста император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Через десять лет был завершен храм Воскресения Христова на Голгофе. В освящении храма 13 сентября 335 года принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Выбор 13 и 14 сентября как даты праздника Обновления (т.е. освящения) мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей (суккот), одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. День Обновления Мартириума, а также Ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте распятия и воскресения Спасителя стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а 14 сентября воспоминание обретения Честного Креста, который был обретен здесь же, с церемонией поднятия Креста для обозрения всеми молящимися, вошло в праздничное торжество в честь освящения храма Христова Воскресения. В древних месяцесловах этот праздник назывался "Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня". Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по ст. стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Тогда же и возникло чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим".

Первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления, впоследствии же праздник Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, но сделался предпраздничным днем перед Воздвижением, а Воздвижение стало основным праздником. Особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г праздник получил большое распространение на Востоке. С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста.

Верующие должны воспринимать этот праздник, конечно, не только, как воспоминание величайшего исторического события, имевшего место более полторы тысячи лет назад. Праздник имеет глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Спасителя, Страшный суд будет предварен явлением знамения - это будет второе воздвижение Креста Господня.
Именно тогда, когда мы четко видим море зла и всей жестокости мира сего, нам должно быть ясным, что Христос на Кресте берет это нападение зла на Себя в самом центре, по самой сути, и Своим присутствием открывает в происходящем совершенно новый смысл. Здесь победа любви, которая ищет вобрать и нас в себя полнотою преображенной жизни - бесконечной благости. К этому и мы призваны в совершенной свободе: Вслушиваться в столь неслыханное событие. Молчанию открывается сия глубина.

Чин Воздвижения Креста

В современной практике Русской Православной Церкви в день Воздвижения соблюдается пост. Чин Воздвижения Креста совершается на Всенощном бдении (т.е. 26 сентября) только в кафедральных соборах, в приходских же храмах в день Крестовоздвижения выносится крест на средину храма, и там полагается на аналогии, затем следует поклонение Кресту, так как в Крестопоклонное воскресенье (3-е воскресенье Великого поста). В Иерусалимском уставе, начиная с наиболее ранних редакций и заканчивая современными изданиями, чин Воздвижения Креста сохраняет черты, известные по студийским памятникам: он совершается после великого славословия и пения тропаря Креста, состоит из 5-кратного осенения Крестом и возвышения его на четыре стороны света. Прежде чем возвысить Крест, архиерей должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь. Изменением в Русской Православной Церкви по сравнению со студийскими памятниками является добавление в чин 5 диаконских прошений. После каждого прошения поется многократное «Господи, помилуй». Епископ при пении «Господи помилуй» совершает воздвижение Креста на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз еще раз на восток. Крест снова полагается на аналой и все молящиеся целуют украшенный живыми цветами и благовонными травами Крест и священнослужитель совершает помазание святым елеем. Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата.

Лимбургская ставротека

В память обретения Креста Господня св. равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина, в храмах выносится в конце всенощного бдения Крест на средину. Перед ним кладутся поклоны при пении: "Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое воскресение Твое славим!"

В Германии хранится в г. Лимбурге на реке Лан византийская ставротека (гр. ставрос - крест), которая содержит два больших куска Спасителева Креста (см. фотографию). Вокруг эти двух крестообразно вложенных частей устроены маленькие дверцы над отделениями для различных мощей. Ставротеку увезли с собой крестоносцы, в 1204 году разорившие Константинополь и захватившие большое количество святынь. Ставротека выставлена в епархиальном музее Лимбургского собора. Фильм о лимбургской ставротеке с деталями и комментарием на немецком языке .

Каждую среду и пятницу в Церкви на Богослужениях воспевается Крест

Тропарь Кресту: Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Кресту: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый,
имже нас спасл еси от работы вражия.

Причастен – Креста: Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди

Третья седмица Великого поста носит название Крестопоклонная неделя. Фото главного её символа - украшенного цветами креста - вы видите на этой странице. Крестопоклонная неделя как бы подводит итог первой половины нелёгкого пути. В пятницу на вечерней службе из алтаря торжественно выносят для всеобщего поклонения празднично украшенный крест. Он будет находиться посреди храма на аналое до пятницы следующей, 4-й недели Великого поста, напоминая о приближающейся и Пасхе.

Крест - символ искупительной жертвы

Начиная разговор о том, какое значение имеет для православных христиан Крестопоклонная неделя, необходимо дать ответ на вопрос, почему именно крест, то есть орудие мучения, выбран в качестве объекта поклонения.

Ответ вытекает из самого смысла крестных страданий Спасителя. На нём была принесена Его искупительная жертва, открывшая повреждённому грехом человеку врата вечной жизни. С тех пор христиане всего мира видят в кресте, прежде всего, символ спасительного подвига Сына Божьего.

Христианское учение о спасении

Христианское учение свидетельствует о том, что для спасения повреждённой первородным грехом человеческой природы Сын Божий, воплотившись от Пречистой Девы Марии, обрёл все элементы, свойственные ей. Среди них страстность (способность ощущать страдания), тленность и смертность. Безгрешный, Он вместил в Себе все последствия первородного греха, чтобы в муках на кресте исцелить их.

Страдания и смерть были ценой такого исцеления. Однако в силу того, что в Нём неслитно и нераздельно сочетались две сущности ― Божественная и человеческая ― Спаситель воскрес к жизни, явив собой образ нового человека, избавленного от страданий, болезней, и смерти. Следовательно, крест ― это не только страдания и смерть, но, что очень важно, Воскресение и Жизнь вечная для всех, кто готов следовать за Христом. Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига.

История праздника поклонения кресту

Традиция эта родилась четырнадцать веков назад. В 614 году Иерусалим был осаждён персидским царём Хосрой II. После длительной осады персы захватили город. Среди прочих трофеев они вывезли Древо Животворящего Креста, хранившееся в городе с тех пор, как оно было найдено Война продолжалась ещё много лет. Объединёнными силами с аварами и славянами персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Божьей Матери. Наконец, ход войны переменился, и персы были разгромлены. Эта война продолжалась 26 лет. По её окончании главная христианская святыня ― Животворящий Крест Господень ― была возвращена в Иерусалим. Император лично внёс его на руках в город. С тех пор каждый год праздновался день этого радостного события.

Установление времени празднования

В тот период порядок великопостных церковных служб ещё не был установлен в своём окончательном виде, и в него постоянно вносились некоторые изменения.

В частности, вошёл в практику перенос праздников, выпадавших на Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. Традиция, по которой Крестопоклонная неделя стала по счёту третьей неделей поста, сохранилась до нашего времени.

В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, то есть новообращённых, которых было намечено на Пасху. Весьма целесообразным считалось начинать их наставление в вере с поклонения кресту. Так продолжалось вплоть до XIII века, когда Иерусалим был завоёван крестоносцами. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы его встречаются в некоторых ковчежцах.

Особенности церковной службы в дни праздника

Крестопоклонная неделя Великого поста имеет характерную особенность, присущую только ей. На церковных службах этой седмицы вспоминается событие, которому ещё только предстоит свершиться. В обыденной жизни вспоминать можно только то, что уже произошло, но для Бога нет понятия времени, и поэтому в службах Ему грани прошедшего и будущего стираются.

Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― о грядущей Пасхе. Уникальность воскресной церковной службы заключается в том, что она сочетает в себе и полные драматизма молитвы Страстной седмицы, и радостные пасхальные песнопения.

Логика такого построения проста. Данный порядок чинопоследования пришёл к нам из первых веков христианства. В те времена в страдания и воскресение были слитны, и являлись звеньями одной неразрывной цепи. Одно логически вытекало из другого. Крест и страдания теряют всякий смысл без воскресения из мёртвых.

Крестопоклонная неделя ― это своего рода «предпразднственный» праздник. Она служит наградой для всех, кто достойно прошёл первую половину Великого поста. Обстановка в этот день, хотя и менее торжественная, чем на но общий настрой тот же.

Особое значение праздника в наши дни

Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― приобрела особенно важное значение в наши дни. В евангельские времена, когда казнь на кресте считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы, далеко не все были способны принять в качестве Мессии человека, пришедшего в столь смиренном облике, разделявшего трапезу с мытарями и грешниками и казнённого на кресте между двух разбойников. Понятие жертвенности ради других не умещалось в сознании.

Безумцем нарекли они Спасителя. И не таким же безумием в наши дни кажется проповедь самопожертвования ради ближних? Не поставлен ли во главу угла лозунг, призывающий к обогащению и достижению личного благополучия любыми доступными путями? Вопреки исповедуемой ныне религии обогащения, неделя 3-я Великого поста ― Крестопоклонная ― напоминает всем о том, что величайшей добродетелью является жертва, принесённая ближним. Святое Евангелие учит нас: то, что мы делаем для ближнего, мы делаем для Бога.

Представляем вниманию читателей ранее не переиздававшуюся статью святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Она была написана в бытность им архимандритом Холмской духовной семинарии, что на территории современной Польши, и опубликована в журнале «Беседа», который издавался в Варшаве. Публикацию подготовила старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ХХ века ПСТГУ Наталия Александровна Кривошеева .

Вот и Великий пост. Четвертая Неделя его называется «Крестопоклонною». Называется она так потому, что в третье воскресенье Великого поста на утрени выносится на средину храма для поклонения святой крест, который и остается здесь до пятницы. Зачем же это делает Святая Церковь?

Путники, проходящие далекий и тяжкий путь, если находят на дороге ветвистое дерево, садятся под тень его, отдыхают здесь и затем, облегчившись и собравшись с силами, продолжают свой путь. Так и проходящим во время поста путь подвигов, трудов и лишений Церковь предлагает живоносное дерево креста Господня для «облегчения, прохлаждения и утешения их».

Время поста есть усиленное время подвигов благочестия. Если когда, то именно в посту нужно распинать свою плоть со страстями и похотьми ее. Истинный пост в том и состоит, чтобы отчуждаться от всего худого, удерживать язык свой от всякого слова праздного, тем более слова гнилого и неподобного, оставить ненависть и ярость, удалить от себя все похоти и прихоти плотские. Удаление от этого должно составлять для нас не пост, не принуждение и труд, а дело самое подходящее, покой и радость. Но природа наша повреждена грехом и приучена нами к нарушению законов, а посему кто хочет быть свободным от грехов, для того это представляется делом далеко не легким. Чтобы подкрепить христианина в таких богоугодных трудах и подвигах, Церковь и предлагает в утешение и ободрение животворящий Крест Христов.

Нам приходится бороться с грехом, распинать свои страсти и похоти, страдать. А Христос Спаситель разве не вел напряженной борьбы с представителями [зла] - диаволом и злыми людьми? Разве не страдал Он от них тяжко? Разве не был Он распят? И ведь мы страдаем за свои собственные грехи, получаем «по делом», а Он, Премилосердный, страдал не за Свои грехи, а за чужие, за наши людские!

Чтобы исторгнуть из своей плоти «жало греховное», нам приходится обуздывать ее постом, строгим воздержанием от всего, что служит к ее угождению. А Христос разве не сорок дней постился, хотя и имел природу безгрешную? Чудесно насыщая других, разве Сам Он не алкал и не жаждал? Во время поста Церковь усиленно призывает нас проводить время в бодрствовании и молитвах. А Христос Спаситель разве не беседе с Отцом Своим, не горячей молитве Ему посвящал все Свое время, оставшееся свободным у Него от учения и благотворения людям? Так, значит, путь поста есть путь Христа, и кто хочет Ему служить, тот за Ним должен и следовать, и за это ему обещают от Христа блаженство и славу, ибо «где - крест, там - и слава».

С понятием о кресте у нас соединяется не только понятие о страданиях, но и о славе

С понятием о кресте у нас соединяется не только понятие о страданиях, но и о славе, которая следует за страданиями. Так, на кресте Спаситель терпит тяжкие страдания. Неповинный осуждается на позорную казнь и пригвождается ко кресту; увенчанный терновым венцом, в ребро прободается, терпит поругания и поношения и испытывает тяжелые муки. Но в то же время на Кресте Он совершает то великое дело искупления людей, для которого Он и пришел на землю, и тем не только прославляет Себя, но вводит в Царство славы и других и прославляет даже самый Крест: с того времени крест - уже не позорное орудие казни, а, напротив, предмет самый дорогой и священный для христиан. Посему и христиане, если идут путем подвигов и борьбы с грехом, если покорно и с усердием несут свой крест, то есть различные бедствия, лишения, огорчения и т.п., пусть утешатся: Царствие Божие силою берется, и они, как употребляющие для этого усилия, при помощи Божией возьмут его. Если они участвуют в страданиях Христовых, то будут участвовать и в славе Христовой; если они с Ним умирают, то с ним и воскреснут.

Но благодатная сила Креста Христова не только доставляет для «просветившихся постом» подкрепление и утешение, а может коснуться еще и сердца тех из нас, которые и в посту продолжают проводить греховную, суетную жизнь, может возбудить их от тяжкого сна греховного. Может быть, взгляд на Божественного Страдальца, претерпевшего крестную смерть за грехи наши, напомнит именующимся христианами, что они крестились со смертью Христовой, обязались служить Господу, а не миру и греху, а не своим прихотям и страстям! Может быть, взгляд на орудие ужасных страданий Сына Божия сотрясет чье-либо сердце, произведет спасительную перемену мыслей и чувств! Может быть, обрящутся души, хотя и грешные, но еще не дошедшие до крайнего ослепления и ожесточения, которые возвратятся из храма, как возвращались многие с Голгофы, - бьюще перси своя!

Да сбудутся же и оправдаются эти надежды Святой Церкви, и да послужит Крест Христов всем нам во спасение!

О третьем воскресенье Великого поста в Постной Триоди (книга, где содержатся порядок и тексты богослужения) написано: «Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста». Во время поста, говорится в Триоди, мы распинаемся, подобно Христу, при этом «ощущаем горечь, унывая и изнемогая». Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий». Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны.

На вечерней службе в субботу, в конце богослужения после пения Великого славословия («Слава в вышних Богу...»), когда хор поет Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»), священник, держа Крест на главе, выходит из северных (левых) дверей алтаря и становится перед Царскими вратами. Здесь он возглашает: «Премудрость, прости», после чего хор (и весь храм, как правило) поет тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Во время пения тропаря священник несет крест на середину храма и кладет его на центральный аналой. После этого аналой кадится с четырех сторон и начинается поклонение Кресту. Трижды поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Есть традиция: после каждого исполнения тропаря молящиеся кладут земные поклоны. Собственно поклонение Кресту происходит по окончании пения тропаря. Хор поет песнопения (стихиры), начинающиеся словами: «Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на нем же Христос Царь славы волею руце распростер...» Молящиеся по очереди подходят к центральному аналою с лежащим на нем Крестом, делают два земных поклона, затем целуют Крест и делают еще один земной поклон.

Подобным же образом поклонение Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу последующих семи дней за Крестопоклонным воскресеньем. В понедельник и среду утром, во время чтения первого часа так же поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», поются стихиры и молящиеся, совершая земные поклоны, прикладываются ко Кресту. А в пятницу, когда заканчивается чтение часов, священник уносит Крест в алтарь.

Евангелие Крестопоклонной недели

Возьми крест свой. Первая мысль, которая нам приходит в голову, когда мы слышим эти слова, — эго мысль о «кресте», то есть о скорбном жизненном пути. При этом мы реже думаем о самопожертвовании во имя Господа, но чаще о тех трудностях, великих и малых, которые выпадают нам на долю. Мы не можем понять, почему наши скорби спасительны для нас? Почему нельзя двигаться по жизни без креста? Да потому, что жизнь в этом лежащем во зле мире в принципе есть жизнь, исполненная скорби. Жизнь, с ее зыбкой почвой опасностей, соблазнов и пороков, напоминает болото, которое постоянно грозит поглотить человека, увлечь в свою трясину. Обычно люди либо прыгают бездумно с кочки на кочку, либо ищут место посуше, поудобнее; но и тех и других эта «дорога» приводит к трясине, из которой нет выхода.

Другие пытаются найти путь собственными силами. Они — кузнецы собственной жизни и счастья — самоуверенно ступают в болото и говорят: «Мы сами проложим дорогу к прекрасному будущему! Никто не даст нам избавленья!» Некоторые настолько самоуверенны, что не только идут по болоту выдуманным ими путем, но и других увлекают за собой. Кончают они тем, что вместе со своим человеческим стадом забираются в ту же трясину.

Слабый и ограниченный человек никогда сам не найдет настоящего пути в жизни. Его самостоятельный путь всегда будет лишь путем к смерти. Остается одно: взять свой крест и следовать за проводником, за Господом. Правда, та дорога, которой Господь ведет человека по жизни, тяжела и опасна. Но и тогда, когда она кажется невыносимой, не следует выпускать руки Господней, ведущей и поддерживающей нас.

Крест есть у всякого человека. Но каждому дан крест точно по его мерке. Только наша нетерпеливость и непокорность делают его слишком тяжелым. Смысл совершающихся с нами событий обыкновенно сокрыт от нас. Только взглянув в наше прошлое, мы можем обнаружить пользу всего, что происходило с нами, если мы жили с Господом. Когда человек пытается жить по своей воле, это приносит ему множество разочарований. Когда мы сами пытаемся выбрать жизненный путь, мы всегда остаемся недовольны, нам всегда кажется, что мы сделали неудачный выбор. И только тогда, когда мы полагаемся на волю Божию, открытую нам во Христе, мы понимаем, что наш крест, наше место и занятие, которое выпало нам на долю, — самое лучшее для нас.

Икона Крест Христов

Крест — священный символ христианства, знак не только позорной казни и смерти, но знамение победы Христа над смертью.
Христос на древних иконах представлен раскинувшим руки по сторонам креста, словно Он обнимает Своей любовью всех. Образ смерти символизировала черная пещера под крестом, где изображались череп и кости. Согласно Преданию, Голгофа — могила Адама, первого человека, согрешившего против творца и обрекшего человечество на смерть. Но Христос, «Новый Адам», побеждает на кресте смерть и освобождает людей из царства смерти. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», — пишет апостол Павел.

В резных иконах, в прикладном искусстве нередко мы можем видеть крест без изображения Господа. При этом крест обязательно сопровождается над писанием имени Спасителя: (Иисус Христос Сын Божий). Также пишутся имена: Царь Славы и НИКА, что значит «победа», ибо высшая слава Христа — это Его смерть, а Воскресение — это Его победа над смертью.

Изображение Голгофы подписывается буквами МЛРБ, что обозначает: Место Лобное Рай Бысть. В нижней части пишутся буквы ГГ (гора Голгофа), ГА (голова Адама). Изображения орудий страстей Христовых: трость с губкой и копие также подписываются буквами Т и К.

Чаще других в православной (восточнохристианской) традиции используется форма восьмиконечного креста. Из писаний евангелистов можно понять, что ко кресту Христа (видимо, изначально четырехконечному) прибили еще две перекладины: подножие и табличку с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский». Именно эту надпись мы видим в виде букв ИНЦИ и на Распятиях, и на символических изображениях креста. Традиционно на восьмиконечных крестах нижняя перекладина повернута диагонально: левый ее конец поднят вверх, правый опущен в ознаменование того, что один из разбойников, распятых вместе со Христом, покаялся и пошел на небеса («Ныне же будешь со Мной в раю», — сказал ему Спаситель), а другой — хулил Господа и обрек себя на ад.

Над храмами нередко помещают кресты с полумесяцем. Символика этих крестов ничего общего не имеет с исламом, эта древняя форма восходит к раннехристианскому изображению якоря как символа надежды. В одном из посланий апостол Павел пишет, что христиане должны «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий».Широко распространены в православном искусстве различные варианты процветшего креста, подчеркивающие символику креста как Древа Жизни.