Описанные события происходили в африканских странах. История африки с древнейших времен. Это интересно знать

Называя Африку южнее Сахары «континентом, не имеющим истории», - а такое выражение можно услышать и в наши дни, - люди, по существу, хотят сказать, что мы, европейцы, все еще позорно мало знаем об истории этой части Африки. Причины такой неосведомленности сложны. Во-первых, в основе нашего понятия «история» лежит, вольно или невольно, нелепый этноцентризм; история для большинства из нас - это история национальная или, в лучшем случае, «европейская», «западная». Если же в наши учебные программы просачиваются какие-либо элементы африканской истории, то их обычно преподносят под старомодной рубрикой «европейской экспансии». Во-вторых, что касается истории Западной Африки, то письменные памятники, относящиеся к средневековому периоду ее истории, скажем до 1500 года нашей эры, основываются почти полностью на арабских источниках.

Но в своей работе арабисты нечасто проявляли интерес к Африке, расположенной южнее Сахары. В то же время лишь немногие африканисты - большинство их составляли французы, либо африканцы, воспитанные во французских традициях, - обладали специальной подготовкой, необходимой для работы над арабскими историческими памятниками и документами. Наконец, следует признать, что все мы в той или иной степени продолжаем оставаться жертвами влияния колонизаторской идеологии. Нам бывает трудно осознать, что народы Африки обладали своей собственной самобытной цивилизацией еще за много веков до того, как в конце XV столетия португальцы, а затем и другие европейцы начали навязывать народам Африки свою культуру.

На самом же деле цивилизация - и исключительно интересная - существовала в Африке по крайней мере с VIII века. Она развивалась в районе, известном среди арабов под названием «билад аль-судан» (буквально - «страна черных людей»); название это условно применялось по отношению к широкой полосе саванн, протянувшейся южнее Сахары от Атлантического океана до Красного моря. Крупнейшие государства Западного Судана - Гана, позднее Мали (в верхнем течении Нигера), Гао, расположенное у излучины Нигера, Канем и Борну (в районе озера Чад) - имели ряд общих характерных черт. Своим благосостоянием эти государства обязаны, прежде всего, тому, что они контролировали торговые пути, ведущие через Сахару. Пользуясь этими путями, государства Западного Судана вывозили в Северную Африку и далее в Европу добывавшееся в больших количествах золото, а также рабов, слоновую кость, орехи-кола. В обмен они получали медь, каури - раковины, заменяющие деньги, ткани, лошадей, крупный рогатый скот, бусы.

В этих государствах развились сравнительно централизованные формы управления при господстве династий обожествляемых царей. Династии эти в большинстве случаев сохранялись удивительно долго (династия Сефава в государстве Канем, известном позднее под названием Борну, удерживалась в течение тысячелетия - приблизительно с середины IX до середины XIX века). В государствах Западного Судана существовала сложная иерархия чиновников, тесно связанных с царским двором, жизнь которого проходила согласно тщательно разработанному придворному церемониалу. Были созданы и значительные вооруженные силы. Административная система этих государств обеспечивала в обычных условиях охрану общественного порядка и взимание налогов в отдаленных провинциях.

Начиная с XI века царские семьи и правящие слои этих государств переходят в мусульманство. Ислам либо насаждался в принудительном порядке под нажимом альморавидов, либо распространялся путем мирного проникновения мусульманских миссионеров из Северной Африки. В результате распространения ислама, а также развития связей между государствами Западного Судана и обширным мусульманским миром - эти связи проходили через такие крупные культурные центры, как Фес, Тлемсен, Тунис, Каир и Мекка, - в Западной Африке возникли и свои центры науки. Первое место среди этих центров принадлежит городам Тимбукту и Дженне.

До того как в конце XVIII - начале XIX веков в глубь Западной Африки проникли шотландец Мунго Парк, а вслед за ним Горнеман, Денхэм и Клаппертон, Лайинг и Кайе, Европа почти не сталкивалась с цивилизациями Западного Судана. Отсюда - наша зависимость при изучении истории суданских государств от арабских источников. К ним относятся не только труды арабских географов и историков (начиная с IX века), но и записи местных западноафриканских историков и летописцев, получивших образование в таких центрах, как Тимбукту. К числу источников относятся и немногочисленные арабские надписи, дошедшие до нас.

Откуда, например, нам известно, что правящие династии государств Гана, Мали (или Кангаба, как оно называлось в те времена), Гао и Канем приняли мусульманство в XI веке? Частично из литературных источников. Ибн-Хальдун, крупный тунисский историк, социолог и философ XIV века, дает краткое описание захвата Ганы альморавидами в 1076 году. Что же касается государства Гао, то свидетельства историков подкрепляются несколькими замечательными надгробными памятниками, открытыми в 1939 году в нескольких километрах от Гао.

На этих памятниках, установленных на могилах членов царской династии Гао, вырезаны арабские надписи. Наиболее раннее надгробие датировано 494 годом хиджры по мусульманскому летосчислению (1100 год нашей эры), наиболее позднее - 663 годом хиджры, то есть приблизительно 1264-1265 годами. Надписи на самых древних надгробиях тщательно выгравированы знаками куфического алфавита. Стиль этих надписей навел профессора Соваже на мысль, что они исполнены мастерами- художниками из Альмерии, города в Южной Испании. Соваже высказал предположение, что мастера-каменотесы или даже просто готовые надгробные плиты доставлялись на верблюдах через всю Сахару. Другие надгробия выполнены, несомненно, местными ремесленниками. Приводим перевод одной из таких надгробных надписей:

«Все на земле обречено на уничтожение. Здесь находится могила могущественнейшего благородного царя, поборника истинной религии; он верил в Бога, он выполнял веления Бога, он сражался за дело Божие. Мама, сын Кма, сына Аи, известный под именем Омар ибн-аль-Хаттаб. Да будет милосерден к нему Бог. Бог призвал его к себе в воскресенье, 17 мухаррема, 514 года хиджры (18 апреля 1120 года)».

Строка из Корана, которой начинается эта надгробная надпись, применение туземных сонгайских имен (сонгаи - народ государства Гао) рядом с мусульманскими именами, очевидность торговых и культурных связей между Западным Суданом и Южной Испанией в течение периода владычества альморавидов - все это подкрепляет выводы историков о том, что распространение ислама в этом районе относится именно к XI веку.

С IX века в трудах арабских географов и историков появляются ценные сведения о государствах Западного Судана. Так, например, Якуби, писавший приблизительно в 872 году, приводит сообщения о государствах Гана и Канем. Из его описаний мы знаем, что в Северную Африку из Ганы вывозили золото, а из государства Канем - рабов, используя для этого торговые пути, ведшие в Феццан. Багдадец Ибн-Хаукаль, путешествуя в первой половине X века, побывал в сахарском городе Аудогаст, расположенном на окраине государства Гана. Аль-Бекри, повествование которого «Масалик ва мамалик» («Пути и государства») относится приблизительно к 1067 году, вскоре после завоевания Англии норманнами, был хорошо осведомлен о жизни государств Западного Судана, несмотря на то что большую часть жизни он провел в мусульманском государстве Кордова (Южная Испания).

Аль-Бекри дает классическое описание государства Гана в период расцвета, до завоевания его альморавидами. По словам аль-Бекри, столица государства Гана состояла из двух поселений, расположенных на расстоянии шести миль одно от другого, - языческого города, в котором жил царь, и мусульманского города. В мусульманском городе было двенадцать мечетей. Царь появлялся перед народом на дворцовой площади. Он восседал на троне, вокруг которого были расставлены царские скакуны, покрытые шитыми золотом попонами. У ног царя лежали его собаки. Царя окружала пышная свита: телохранители со щитами и копьями с золотыми наконечниками, сыновья подвластных царю князей, царские визири, в большинстве мусульмане, а также правитель города. В царской армии насчитывалось 200 тысяч воинов, 40 тысяч из них составляли лучники. Царю принадлежала монополия на золотые самородки; он же распоряжался использованием золотого песка в качестве денег.

Эти свидетельства арабских историков подтверждаются изысканиями современных археологов. Например, историк XVI века Махмуд Кати, живший в Тимбукту, сообщает, что столица государства Гана называлась Кумби. Раскопки, проведенные недавно археологами Мони и Томассеем в Кумби-Сале близ современного города Ниоро во Французской Западной Африке, приблизительно в 300 километрах к северу от Бамако, обнаружили остатки того мусульманского города, о котором сообщал аль-Бекри: добротные каменные дома, мечеть, а за чертой города - надгробные памятники.

В некотором отношении наиболее ценными из всех арабских источников являются дошедшие до нас из первых рук сообщения двух - насколько мне известно, только двух - арабских путешественников-писателей, которые много путешествовали по Западному Судану. Это Ибн-Баттута и Лев Африканский. Оба они были замечательными людьми своего времени. Мухаммед ибн-Абдуллах Ибн-Баттута родился в Танжере в 1304 году. Большую часть своей жизни Ибн-Баттута посвятил путешествиям по странам современного ему мусульманского мира. Он побывал в Малой Азии, Хорасане, Индии, Китае и Индонезии, а также и в Западной Африке, которой он достиг в 1352 году. В то время Западный Судан входил в состав государства Мали. Ибн-Баттута дает весьма интересной, живое описание некоторых сторон организации этого государства.

«Негры имеют замечательные качества. Они редко бывают несправедливы и испытывают большее отвращение к несправедливости, чем любой другой народ. Их султан не щадит никого, кто провинился. В их стране господствует полнейшая безопасность. И путешественник, и местный житель могут не бояться воров и грабителей… Народ тщательно соблюдает часы молитвы… По пятницам, если мужчина не пришел в мечеть рано, он не найдет себе уголка для молитвы, столь велико число верующих… Другая их добрая черта - привычка надевать по пятницам чистые белые одежды. Если даже человек так беден, что имеет лишь одну-единственную старую рубашку, он старательно чистит и стирает ее, отправляясь на молитву в пятницу. Они усерднейшим образом заучивают наизусть стихи из Корана…»

Лев Африканский, известный первоначально под своим полным именем аль-Хасан ибн-Мухаммед аль-Ваззан аз-Зайяти, родился в Гранаде, в Испании, около 1490 года. В семнадцатилетнем возрасте он сопровождал своего дядю, отправившегося по поручению султана Марокко с дипломатической миссией ко двору Мухаммеда Аскиа, властителя империи Гао, которая к тому времени заняла место государства Мали и стала самой сильной державой Западного Судана. Позднее Лев Африканский предпринял новое путешествие по Африке южнее Сахары. Приблизительно в 1518 году он был захвачен сицилийскими корсарами и передан римскому папе Льву X. Папа в 1520 году крестил пленника и дал ему свое имя, назвав его Иоганном Львом де Медичи.

В Риме Лев Африканский написал свое знаменитое «Описание Африки», впервые изданное на итальянском языке в 1550 году. В течение двух последующих столетий Европа черпала в труде Льва Африканского основательную, хотя и значительно устаревшую, информацию о государствах и народах Западного Судана. Сообщения Льва Африканского о расцвете торговли и духовной жизни города Тимбукту и других центров государства Гана во времена их могущества до сих пор не утратили своей ценности: «В Тимбукту, - пишет Лев Африканский, - много судей, врачей и священнослужителей. Все они назначены царем. Он высоко ценит ученых. В Тимбукту продают много рукописных книг, привезенных из страны берберов. Торговля книгами приносит больше прибыли, чем все другие отрасли торговли».

По мнению большинства ученых Африка – колыбель человечества. Останки древнейших гоминид, найденные в 1974 году в Хараре (), определяются возрастом до 3 млн. лет. Примерно к тому же времени относятся останки гоминид в Кооби-Фора (). Считают, что останки в Олдувайском ущелье (1,6 – 1,2 млн. лет) принадлежат тому виду гоминид, который в процессе эволюции привел к появлению человека разумного.

Становление древних людей происходило главным образом в зоне травяной . Затем они распространились практически по всему континенту. Первые найденные останки африканских неандертальцев (так называемого родезийского человека) датируются возрастом 60 тыс. лет (стоянки в , Ливии, Эфиопии).

Самые ранние останки человека современного вида (Кения, Эфиопия) датируются возрастом 35 тыс. лет. Окончательно человек современного вида вытеснил неандертальцев около 20 тыс. лет назад.

Около 10 тыс. лет назад высокоразвитое общество собирателей сложилось в долине Нила, где началось регулярное использование зерен дикорастущих злаков. Считают, что именно там к 7 тысячелетию до А.Д. сложилась древнейшая цивилизация Африки. Формирование и скотоводства в целом в Африке закончилось к середине 4 тысячелетия до А.Д. Но большинство современных сельскохозяйственных культур и домашних животных видимо пришли в Африку из Передней Азии.

Древняя история Африки

Во второй половине 4 тысячелетия до А.Д. усилилась социальная дифференциация в Северной и Северо-Восточной Африке и на основе территориальных образований – номов возникли два политических объединения – Верхний Египет и Нижний Египет. Борьба между ними завершилась к 3000 году до А.Д. возникновением единого (так называемый Древний Египет). В период правления 1 и 2 династии (30-28 века до А.Д.) складывалась единая для всей страны единая ирригационная система, закладывались основы государственности. В эпоху Древнего царства (3-4 династии, 28-23 века до А.Д.) произошло оформление централизованной деспотии во главе с фараоном – неограниченным хозяином всей страны. Экономической основой власти фараонов стало многоотраслевое (царское и храмовое).

Одновременно с подъемом хозяйственной жизни усиливалась местная знать, что привело вновь к распаду Египта на множество номов, к разрушению ирригационных систем. В продолжении 23-21 веков до А.Д. (7-11 династии) шла борьба за новое объединение Египта. Государственная власть особенно укрепилась при 12 династии в период Среднего Царства (21-18 века до А.Д.). Но вновь недовольство знати привело к распаду государства на множество независимых областей (14-17 династии, 18-16 века до А.Д.).

Ослаблением Египта воспользовались кочевые племена гиксосов. Около 1700 года до А.Д. они овладели Нижнем Египтом, а к середине 17 века до А.Д. уже правили всей страной. Тогда же началась освободительная борьба которую к 1580 году до А.Д. закончил Яхмос 1 который основал 18 династию. С этого начался период Нового Царства (правление 18-20 династий). Новое Царство (16-11 века до А.Д.) – время наивысшего роста экономики и культурного подъема страны. Усилилась централизация власти – управление на местах перешло от самостоятельных наследственных номархов в руки чиновников.

В последствие Египет испытывал нашествия ливийцев. В 945 году до А.Д. фараоном себя провозгласил ливийский военноначальник Шешонк (22 династия). В 525 году до А.Д. Египет был завоеван персами, в 332 году – Александром Македонским. В 323 году до А.Д. после смерти Александра Египет достался его военноначальнику Птолемею Лагу, который в 305 году до А.Д. объявил себя царем и Египет стал государством Птолемеев. Но бесконечные войны подорвали страну, и к 2 веку до А.Д. Египет был завоеван Римом. В 395 году уже нашей эры Египет стал частью Восточной Римской Империи, с 476 года – в составе Византийской Империи.

В 12-13 веках ряд попыток покорить предприняли и крестоносцы, что еще больше усугубило хозяйственное падение. В 12-15 веках постепенно исчезли культуры риса и хлопка, шелководство и виноделие, упало производство льна и других технических культур. Население очагов земледелия, включая долину , переориентировалось на производство зерновых, а также фиников, оливок и садово-огородных культур. Огромные площади заняло экстенсивное скотоводство. Исключительно быстро шел процесс так называемой бедуинизации населения. На рубеже 11-12 веков большая часть Северной Африки, а к 14 веку и Верхний Египет превратились в полупустынные сухие . Исчезли почти все города и тысячи селений. За 11-15 века население Северной Африки уменьшилось по оценкам тунисских историков примерно на 60-65%.

Феодальный произвол и налоговый гнет, ухудшающаяся экологическая обстановка привели к тому, что исламские правители не могли одновременно сдерживать недовольство народа и противостоять внешней угрозе. Поэтому на рубеже 15-16 веков многие города и территории Северной Африки оказались захвачены испанцами, португальцами и орденом иоаннитов.

В этих условиях Османская Империя, выступавшая в роли защитников ислама, при поддержке местного населения свергла власть местных султанов (Мамлюков в Египте) и подняли антииспанские восстания. В результате к концу 16 века почти все территории Северной Африки стали провинциями Османской Империи. Изгнание завоевателей, прекращение феодальных войн и ограничение турками-османами кочевничества привели к возрождению городов, развитию ремесел и земледелия, появлению новых сельскохозяйственных культур (кукуруза, табак, цитрусовые).

О развитии Африки южнее Сахары в средние века известно гораздо меньше. Достаточно большую роль играли торгово-посреднические контакты с Северной , и Передней Азией, что требовало большого внимания к военно-организационным аспектам функционирования общества в ущерб развития производства и это естественно вело к дальнейшему отставанию Тропической Африки. Но с другой стороны, по мнению большинства ученых, Тропическая Африка не знала рабовладельческого строя, то есть от общинного строя переходила к классовому обществу в раннефеодальной форме. Главные центры развития Тропической Африки средневековья это: Центральный и Западный , побережье Гвинейского залива, бассейн , область Великих озер.

Новая история Африки

Как уже отмечалось к 17 веку страны Северной Африки (кроме Марокко) и Египет входили в состав Османской Империи. Это были феодальные общества с давними традициями городской жизни и высокоразвитым ремесленным производством. Своеобразием социальной и хозяйственной структуры Северной Африки являлось сосуществование земледелия и экстенсивного скотоводства, которым занимались кочевые племена, сохранившие традиции родоплеменных отношений.

Ослабление власти турецкого султана на рубеже 16-17 веков сопровождалось хозяйственным упадком. Население (в Египте) с 1600 по 1800 годы сократилось вдвое. Северная Африка вновь распалась на ряд феодальных государств. Эти государства признавали вассальную зависимость от Османской Империи, но имели самостоятельность во внутренних и внешних делах. Под флагом защиты ислама они вели военные действия против европейских флотов.

Но уже к началу 19 века европейские страны добились превосходства на море и с 1815 года эскадры Великобритании, Франции, и стали предпринимать военные действия у берегов Северной Африки. С 1830 года Франция начала колонизацию Алжира, часть территорий Северной Африки были захвачены .

Благодаря европейцам Северная Африка стала втягиваться в систему . Рос вывоз хлопка и зерна, открывались банки, строились железные дороги и телеграфные линии. В 1869 году был открыт Суэцкий канал.

Но такое проникновение иностранцев вызвало недовольство среди исламистов. И с 1860 года во всех мусульманских странах началась пропаганда идей джихада (священной войны), что приводило ко множественным восстаниям.

Тропическая Африка до конца 19 века служила источником поставки рабов на невольничьи рынки Америки. Причем местные прибрежные государства чаще всего играли роль посредников в работорговле. Феодальные отношения в 17-18 веках сложились именно в этих государствах (район Бенина), на отдельной территории была распространена большесемейная община, хотя формально и существовало множество княжеств (как почти современный пример – Бафут).

Французы с середины 19 века расширили владения по , португальцы удерживали прибрежные районы современных Анголы и Мозамбика.

Это достаточно сильно сказывались на местном хозяйстве: сократился ассортимент продуктов питания (европейцы ввезли из Америки и широко распространили кукурузу и маниок), пришли в упадок под влиянием европейской конкуренции многие ремесла.

С конца 19 века в борьбу за территорию Африки включились (с 1884 года), (с 1869 года), бельгийцы (с 1879 года), португальцы, .

К 1900 году в руках колониальных захватчиков оказалось 90% Африки. Колонии были превращены в аграрно-сырьевые придатки метрополий. Были заложены основы специализации производства на экспортных культурах (хлопок в Судане, арахис в Сенегале, какао и масличных пальм в Нигерии и т.д.).

Начало же колонизации Южной Африки было положено в 1652 году когда на мыс Доброй Надежды высадилось около 90 человек (голландцев и немцев) с целью создания перевалочной базы Ост-Индской компании. Так было положено начало созданию Капской колонии. Результатом создания этой колонии стало истребление местного населения и появление цветного населения (так как в течении первых десятилетий существования колонии смешанные браки разрешались).

В 1806 году Великобритания захватила Капскую колонию, что привело к притоку переселенцев из Британии, отмене в 1834 году рабства и введению английского языка. Буры (голландские колонисты) восприняли это отрицательно и продвинулись на север уничтожая при этом африканские племена (коса, зулу, суто и др.).

Очень важный факт. Установив произвольные политические границы, приковав каждую колонию к своему рынку, привязав ее к определенной валютной зоне, Метрополи расчленили целые культурно-исторические общности, нарушили традиционные торговые связи, приостановил нормальный ход этнических процессов. В результате ни одна колония не обладала более или менее этнически однородным населением. В пределах одной колонии соседствовало множество этнических групп, принадлежавших к различным языковым семьям, а иногда и к разным расам, что естественно осложняло развитие национально-освободительного движения (правда в 20-30 годы 20 века военные выступления имели место в Анголе, Нигерии, Чаде, Камеруне, Конго, ).

В годы 2 мировой войны немцы пытались включить африканские колонии в «жизненное пространство» третьего рейха. Война велась на территории Эфиопии, Сомали, Судана, Кении, Экваториальной Африки. Но в целом война дала толчок развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, Африка поставляла продовольствие и стратегическое сырье воюющим державам.

Во время войны в большинстве колоний стали создаваться национально-политические партии и организации. В первые послевоенные годы (с помощью СССР) стали возникать компартии часто возглавляющие вооруженные выступления, возникли варианты развития «африканского социализма».
В 1956 году освободился Судан,

1957 году – Золотой Берег (Гана),

После завоевания независимости пошли по разным путям развития: ряд стран, в основном бедных природными ресурсами пошел по социалистическому пути ( , Бенин, Мадагаскар, Ангола, Конго, Эфиопия), ряд стран, в основном богатых – по капиталистическому (Марокко, Габон, Заир, Нигерия, Сенегал, ЦАР и др.). Ряд стран под социалистическими лозунгами проводил и те и другие реформы ( , и др.).

Но в принципе большой разницы между этими странами не было. И там и там проводилась национализация иностранной собственности, земельные реформы. Вопрос стоял только в том кто за это платил – СССР или США.

В результате 1 мировой войны вся Южная Африка попала под британское владычество.

В 1924 году был принят закон о «цивилизованном труде» по которому африканцы отстранялись от работ требующих квалификации. В 1930 году был принят закон о распределении земель, по которому африканцы лишались прав владения землей и должны были размещаться в 94 резерватах.

Вся история Африки состоит из загадок. И хотя этот материк по праву считается колыбелью человеческой цивилизации, ученым очень мало что известно о действительной истории Африки и ее населения.

Много тысяч лет назад Африка выглядела совсем не так как сейчас. Территория пустыни Сахары, например, была саванной, вполне благоприятной местностью для поселения и земледелия и была заселена людьми.

По всей Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, найдено множество предметов быта. Это говорит о том, что люди здесь занимались и земледелием и охотой и рыболовством, а также имели свою культуру.

Именно в то время и зарождалось первое Африки.

Впоследствии когда саванна стала превращаться в пустыню племена и народы отсюда двинулись на юг.

На территориях Африки южнее Сахары также находят остатки древних цивилизаций. Их несколько и они все примечательны своей развитой металлообработкой.

История народов Африки

Судя по находкам археологов добывать и обрабатывать металлы научились тут задолго до того как это ремесло было освоено другими культурами. И известно, что соседи охотно торговали с жителями этих мест, поскольку были заинтересованы в приобретении качественных изделий из металла.

Весь Древний Восток, Египет, Индия и Палестина везли из Африки железо и золото. Даже Римская империя постоянно торговала со страной Офир, как они называли эти богатейшие земли. Конечно, заезжая за товарами древние купцы везли сюда и свои предметы быта, обычаи и легенды, что обеспечивало смешение и других континентов.

История Африки обладает некоторыми современными историческими сведениями, что одним из первых мест в Тропической Африке, где развивалась и формировалась цивилизация была Гана, около 3 века до н. э. Южнее и вокруг нее также складывались свои очаги культур.

Надо сказать что цивилизации, развивающиеся в были не похожи на цивилизации Средиземноморья или Востока. Этим впоследствии воспользовались колонизаторы, объявив их слаборазвитыми и примитивными.

История древнего освоения Африки

Пожалуй, наиболее хорошо изучена и описана из всей Африки это Египетская цивилизация, но и в ее истории остается еще очень много загадок фараонов.

Известно, что здесь пролегали основные торговые пути, и постоянно происходило общение с другими соседними и более отдаленными народами. Каир до сих пор остается самым большим городом в Африке, центром взаимодействия и торговли народов Африки, Азии и Европы.

Гораздо менее изучена древняя горная цивилизация Абиссинии, центром которой в древности был город Аксум. Это территория Большого Африканского Рога. Здесь пролегает древнейший тектонический разлом, рифовая зона, и горы здесь достигают высоты свыше 4000 метров.

Географическое положение страны обеспечивало суверенное развитие с небольшим влиянием других культур. Именно здесь, как показывают исторические исследования и находки археологов, и зародилась человеческая раса, на территории современной страны Эфиопии.

Современное изучение открывает нам все больше подробностей развития человечества.

Культура здесь интересна тем, что данная территория никогда не была никем колонизирована и до сегодняшнего дня сохранила много удивительных особенностей.

В средние века на север Африки пришли арабы. Они оказали сильное влияние на становление культур всей северной, западной и восточной Африки.

Под их влиянием на местности стала быстрее развиваться торговля, появляются новые города в Нубии, Судане и Восточной Африке.

Образуется единая область Суданской цивилизации, простирающаяся от Сенегала до современной республики Судан.

Стали образовываться новые мусульманские империи. К югу от суданских областей формируются свои города из народов местного населения.

Большинство африканских цивилизаций, известных историкам, переживало подъем до конца 16 века.

С этого времени с проникновения европейцев на материк и с развитием трансатлантической работорговли происходит упадок африканских культур. Вся северная Африка (кроме Марокко) к началу 18 века вошла в состав Османской Империи. К концу 19 века, с окончательным разделом Африки между европейскими государствами, наступает колониальный период.

Африка насильно приобщается завоевателями к индустриальной европейской цивилизации.

Происходит искусственное насаждение не свойственных ранее для данной местности образов жизни, взаимоотношений и культур; грабеж природных ресурсов, порабощение основных народов и уничтожение аутентичных культур и исторического наследия.

История Азии и Африки в средние века

К 1900 году практически весь материк был поделен между основными европейскими державами.

Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Испания и Португалия — все имели свои колонии, границы которых постоянно корректировались и пересматривались.

После Второй Мировой войны быстро начался обратный процесс деколонизации.

Но ранее все границы колониальных территорий проводились искусственно, без учета различия народов и расселения племен. После предоставления им независимости почти во всех странах сразу начались гражданские войны.

Власть диктаторов, междоусобные войны, постоянные военные перевороты и как следствие экономические кризисы и растущая бедность — все это было и остается выгодной деятельностью правящих кругов всевозможных цивилизованных стран.

В целом при ближайшем рассмотрении мы можем увидеть, что история Африки и России очень схожи друг с другом.

И та и другая земля была и остается богатейшей кладовой не только природных ресурсов, но и интереснейших и нужных источников знаний аутентичных культур местных народов.

К сожалению, в настоящее время на обеих землях все сложнее отыскать среди остатков сведений о местном населении историческую правду и ценные знания древних великих племен.

В XX веке история стран Африки, также как и России испытали на себе губительное действие социалистических идей и управленческие эксперименты разного рода диктаторов. Это привело к тотальной бедности народов, к оскудению интеллектуального и духовного наследия стран.

Тем не менее, и здесь и там сохранился достаточный потенциал для возрождения и дальнейшего развития местных народов.

История народов Африки уходит в глубокую древность. В 60-80-х гг. XX в. на территории Южной и Восточной Африки ученые нашли останки предков человека - австралопитековых обезьян, что позволило им высказать предположение, что Африка могла быть прародиной человечества (см. Становление человечества). На севере континента около 4 тыс. лет назад возникла одна из древнейших цивилизаций - древнеегипетская, оставившая многочисленные археологические и письменные памятники (см. Древний Восток). Одним из наиболее населенных районов Древней Африки была Сахара с обильной растительностью и разнообразным животным миром.

Начиная с III в. до н. э. происходил активный процесс миграции негроидных племен на юг континента, связанный с наступлением пустыни на Сахару. В VIII в. до н. э. - IV в. н. э. на северо-востоке Африки существовали государства Куш и Мероэ, связанные во многом с культурой Древнего Египта. Древнегреческие географы и историки называли Африку Ливией. Название «Африка» появилось в конце IV в. до н. э. у римлян. После падения Карфагена римляне основали на территории, прилегавшей к Карфагену, провинцию Африка, затем это название распространилось на весь континент.

Раннее средневековье Северная Африка встретила под властью варваров (берберов, готов, вандалов). В 533-534 гг. её завоевали византийцы (см. Византия). В VII в. их сменили арабы, что привело к арабизации населения, распространению ислама, формированию новых государственных и социальных отношений, созданию новых культурных ценностей.

В древности и раннем средневековье в Западной Африке возникли, сменяя друг друга, три крупных государства. Их образование связано с расширением межгородской торговли в бассейне реки Нигера, пастушеским земледелием, широким применением железа. Письменные источники о первом из них - государстве Гана - появляются в VIII в. с приходом арабов в Африку южнее Сахары, а устные предания относятся к IV в. Ее расцвет относится к VIII-XI вв. Арабские путешественники называли Гану страной золота: она была крупнейшим поставщиком золота в страны Магриба. Здесь, пересекая Сахару, проходили караванные пути на север и юг. По своему характеру это было раннеклассовое государство, правители которого контролировали транзитную торговлю золотом и солью, облагали ее высокой пошлиной. В 1076 г. столицу Ганы город Кумби-Сале захватили пришельцы из Марокко - альморавиды, положившие начало распространению ислама. В 1240 г. царь малинке из государства Мали Сундиата подчинил себе Гану.

В XIV в. (время наивысшего расцвета) огромное по территории государство Мали простиралось от Сахары до грани леса на юге Западного Судана и от Атлантического океана до города Гао; его этническую основу составлял народ малинке. Важными центрами мусульманской культуры стали города Томбукту, Дженне, Гао. Внутри малийского общества распространились раннефеодальные формы эксплуатации. Благополучие государства основывалось на доходах от караванной торговли, земледелия по берегам Нигера, скотоводства в полосе саванны. Мали неоднократно подвергалось нашествию кочевников, соседних народов; династические распри привели к его упадку.

Государство Сонгай (столица Гао), выдвинувшееся на первый план в этой части Африки после падения Мали, продолжило развитие цивилизации Западного Судана. Его основное население составлял народ сонгаи, и поныне живущий вдоль берегов среднего течения реки Нигера. Ко 2-й половине XVI в. в Сонгае сложилось раннефеодальное общество; в конце XVI в. его захватили марокканцы.

В районе озера Чад в раннем средневековье существовали государства Ка́нем и Бо́рну (IX-XVIII вв.).

Нормальному развитию государств Западного Судана положила конец европейская работорговля (см. Рабство , Работорговля).

Мероэ и Аксум - наиболее значительные государства Северо-Восточной Африки в период между IV в. до н. э. и VI в. н. э. Царства Куш (Напата) и Мероэ располагались на территории севера современного Судана, государство Аксум - на Эфиопском нагорье. Куш и Мероэ представляли собой позднюю фазу древневосточного общества. До наших дней дошло немного археологических памятников. В храмах и на стелах вблизи Напаты сохранилось несколько надписей на египетском языке, которые позволяют судить о политической жизни государства. Гробницы правителей Напаты и Мероэ строились в форме пирамид, хотя по размерам были значительно меньше египетских (см. Семь чудес света). Перенос столицы из Напаты в Мероэ (Мероэ находился примерно в 160 км севернее современного Хартума) был, очевидно, связан с необходимостью уменьшить опасность от вторжений египтян и персов. Мероэ был важным центром торговли между Египтом, государствами побережья Красного моря и Эфиопией. Вблизи Мероэ возник центр по переработке железных руд, железо из Мероэ экспортировалось во многие страны Африки.

Период расцвета Мероэ охватывает III в. до н. э. - I в. н. э. Рабство здесь так же, как и в Египте, не было главным в системе эксплуатации, основные тяготы несли деревенские общинники - пахари и скотоводы. Община платила налоги и поставляла рабочую силу для строительства пирамид и оросительных систем. Цивилизация Мероэ остается все еще недостаточно исследованной - мы еще мало знаем о повседневной жизни государства, его связях с внешним миром.

Государственная религия следовала египетским образцам: Амон, Исида, Осирис - боги египтян - были и богами мероитов, но наряду с этим возникают и чисто мероитские культы. Мероиты имели собственную письменность , алфавит содержал 23 буквы, и хотя его изучение началось еще в 1910 г., до сих пор язык Мероэ остается труднодоступным, не позволяющим расшифровать сохранившиеся письменные памятники. В середине IV в. царь Аксума Эзана нанес решительное поражение мероитскому государству.

Аксум - предтеча эфиопского государства, его история показывает начало той борьбы, которую вели народы Эфиопского нагорья за сохранение своей независимости, религии и культуры в условиях враждебного окружения. Возникновение Аксумского царства относится к концу I в. до н. э., а его расцвет - к IV-VI вв. В IV в. государственной религией стало христианство; по всей стране возникали монастыри, оказывавшие большое экономическое и политическое влияние. Население Аксума вело оседлый образ жизни, занимаясь сельским хозяйством и скотоводством. Важнейшей культурой была пшеница. Успешно развивалось орошение, террасное земледелие.

Аксум был важным торговым центром, связывавшим Африку с Аравийским полуостровом, где в 517-572 гг. ему принадлежал Южный Йемен, но могущественная персидская держава вытеснила Аксум с юга Аравии. В IV в. Аксум установил связи с Византией, контролировал караванные пути от Адулиса по реке Атбаре до среднего течения Нила. Аксумская цивилизация донесла до наших дней памятники культуры - остатки дворцов, эпиграфические памятники, стелы, крупнейшая из которых достигала высоты 23 м.

В VII в. н. э., с началом арабских завоеваний в Азии и Африке, Аксум утратил свое могущество. Период с VIII по XIII в. характеризуется глубокой изоляцией христианского государства, и лишь в 1270 г. начинается его новый подъем. В это время Аксум теряет свое значение политического центра страны, им становится город Гондэр (севернее озера Тана). Одновременно с укреплением центральной власти возросла и роль христианской церкви, монастыри сосредоточивают в своих руках крупные земельные владения. В хозяйстве страны стал широко применяться труд рабов; получают развитие барщина и натуральные поставки.

Подъем коснулся и культурной жизни страны. Создаются такие памятники, как летописи жизни царей, церковной истории; переводятся труды коптов (египтян, исповедующих христианство) по истории христианства, всемирной истории. Один из выдающихся эфиопских императоров - Зэра-Яыкоб (1434-1468) известен как автор работ по теологии и этике. Он выступил за укрепление связей с папой римским, и в 1439 г. эфиопская делегация приняла участие во Флорентийском соборе. В XV в. в Эфиопии побывало посольство короля Португалии. Португальцы в начале XVI в. оказали помощь эфиопам в борьбе против мусульманского султана Адаля, надеясь затем проникнуть в страну и захватить ее, но потерпели неудачу.

В XVI в. начался упадок средневекового эфиопского государства, раздираемого феодальными противоречиями, подвергавшегося набегам кочевников. Серьезным препятствием успешному развитию Эфиопии была ее изоляция от центров торговых связей на Красном море. Процесс централизации эфиопского государства начался лишь в XIX в.

На восточном побережье Африки в средние века выросли торговые города-государства Килва, Момбаса, Могадишо. Они имели широкие связи с государствами Аравийского полуострова, Передней Азией и Индией. Здесь возникла цивилизация суахили, впитавшая в себя африканскую и арабскую культуру. Начиная с X в. арабы играли все большую роль в связях восточного побережья Африки с большим числом мусульманских государств Ближнего Востока и Южной Азии. Появление португальцев в конце XV в. нарушило традиционные связи восточного побережья Африки: начался период длительной борьбы африканских народов против европейских завоевателей. История внутренних областей этого района Африки известна недостаточно из-за отсутствия исторических источников. Арабские источники X в. сообщали, что в междуречье Замбези и Лимпопо находилось крупное государство, обладавшее большим количеством золотоносных рудников. Цивилизация Зимбабве (её расцвет относится к началу XV в.) наиболее известна в период государства Мономотапа; до наших дней сохранились многочисленные общественные и культовые сооружения, свидетельствующие о высоком уровне строительной культуры. Крах империи Мономотапы наступил в конце XVII в. в связи с расширением португальской работорговли.

В средние века (XII-XVII вв.) на юге Западной Африки существовала развитая культура городов-государств йоруба - Ифе, Ойо, Бенин и др. В них достигли высокого уровня развития ремесло, земледелие, торговля. В XVI-XVIII вв. эти государства принимали участие в европейской работорговле, что и привело их к упадку в конце XVIII в.

Крупным государством Золотого Берега была конфедерация государств Аманти. Это наиболее развитое феодальное образование Западной Африки в 17-18 вв.

В бассейне реки Конго в XIII-XVI вв. существовали раннеклассовые государства Конго, Лунда, Луба, Бушонго и др. Однако с приходом в XVI в. португальцев их развитие было также прервано. Исторических документов о раннем периоде развития этих государств практически нет.

Мадагаскар в I-X вв. развивался в изоляции от материка. Населявшие его малагасийцы образовались в результате смешения пришельцев из Юго-Восточной Азии и негроидных народов; население острова состояло из нескольких этнических групп - мерина, сокалава, бецимисарака. В средние века в горах Мадагаскара возникло королевство Имерина.

Развитие средневековой Тропической Африки в силу природных и демографических условий, а также из-за ее относительной изоляции отставало от Северной Африки.

Проникновение европейцев в конце XV в. стало началом трансатлантической работорговли, которая, как и арабская работорговля на восточном побережье, задержала развитие народов Тропической Африки, нанесла им невосполнимый моральный и материальный ущерб. На пороге нового времени Тропическая Африка оказалась беззащитной перед колониальными захватами европейцев.

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 21. Европа и мир (1750—1900 годы)
21.19. Африка

Более трехсот лет после 1500 года прямой контроль Европы над Африкой ограничивался несколькими фортами и факториями вкупе с небольшой группой поселений в районе мыса Доброй Надежды. Крупной проблемой, с которой столкнулся континент, особенно юг Сахары, являлась очень низкая численность населения — в 1900 году в Африке проживало лишь около 100 млн человек. Это, в сочетании с плохими коммуникациями и массой заболеваний означало, что социальной и экономической базы для построения развитых политических структур здесь не существовало. Когда в конце XIX века европейцы стали оказывать более действенное влияние на Африку, оно быстро разрушило все существующие здесь структуры. Впервые в мировой истории Африка, за исключением северных районов вдоль побережья Средиземного моря, оказалась под управлением внешних держав.

В Западной Африке влияние работорговли в течение XIX века уменьшалось, и постепенно стали продаваться не столько люди, сколько иные товары — в особенности пальмовое масло. Британцы контролировали район вокруг реки Гамбия, а также колонию Сьерра-Леоне (там селили освобожденных рабов), а также поселения на Золотом Берегу и дальше на восток в Лагосе. В руках португальцев находилось несколько островов и колония Луанда на материке, у французов были Сен-Луи в Сенегале и Либревиль (основанный в 1849 году). В 1822 году Соединенные Штаты основали колонию Либерия для того, чтобы оправлять туда свободных чернокожих, поскольку американцы не хотели, чтобы они жили в Америке, в 1847 году Либерия стала полностью независимой.

В начале семидесятых годов XIX века британцы двинулись с Золотого Берега вглубь страны и напали на царство Ашанти, уничтожив его столицу Кумаси, а затем отступили обратно к побережью, чтобы не связывать себя никакими обязательствами. Главной силой в этом регионе в данный период являлся халифат Сокото, основанный в 1817 году и представляющий собой свободный альянс примерно тридцати «государств», которые управлялись исламскими законами и признавали главенство центрального правителя в Сокото. Это было последнее крупное рабовладельческое государство в мире. Далее на востоке войска Египта продвинулись на юг в Судан, но очень скоро он был захвачен британцами (номинально став англо-египетской территорией).

В Южной Африке в начале XIX века почти постоянно велись боевые действия среди народностей языковой группы нгуни, что привело к возвышению в племени мтетва ранее незначительного вождя Чака, основавшего царство Зулу. Хотя в 1828 году он был убит, царство, в котором доминировали военные вожди, сохранилось в качестве крупной региональной державы. Столь же важным стало создание царства Свази к северу и западу от Зулу и царства Ндебеле на юго-западе современного Зимбабве, где вожди, сбежавшие на север от зулусов, с сороковых годов XIX века правили местным народом Шона.

Главное давление на эти царства шло с юга — после того, как британцы в 1806 году захватили голландскую колонию на мысе Доброй Надежды. В 1838 году, перед отменой рабства в Британской империи, численность рабов, живущих в этой колонии, достигла пика, превысив 40 000 человек. Даже после отмены рабства черные неквалифицированные рабочие оставались лишь наполовину свободными, а с 1828 года британцы ввели в регионах восточнее мыса Доброй Надежды строгую национальную сегрегацию. Это оказалось невыносимыми для многих белых бедняков, особенно для фермеров голландского происхождения (африканеров). Они начали переселяться на север, в район Оранжевой реки, а к сороковым годам XIX века — в Трансвааль, чтобы избежать того, что они считали «расовым равенством».

Африканеры успешно добились независимости, но их государства оставались очень маленькими: даже к 1870 году в Оранжевом Свободном государстве и Трансваале по-прежнему проживало лишь 45 000 белых. Далее на востоке медленно росла британская колония Наталь (зулусы десятилетиями продолжали представлять для нее серьезную угрозу), но в целом на юге Африке не происходило серьезных изменений до открытия в 1867 году огромных алмазных месторождений в Кимберли. Дохода с них было достаточно для финансирования самоуправления небольшой белой общины на мысе Доброй Надежды.

В конце семидесятых годов XIX века британцы попытались подчинить своему контролю две лежавшие севернее бурские республики, но потерпели неудачу. В девяностые годы XIX века растущая добыча минеральных богатств в Трансваале побудила британцев предпринять более решительные действия. Они смогли спровоцировать войну — хотя на то, чтобы подавить сопротивление буров, им потребовалось три года. В конечном счете бурские республики были включены в состав контролируемого белыми Южно-Африканского союза, созданного в 1910 году.

В Восточной Африке значительные изменения произошли в начале XIX века, после изгнания португальцев и установления здесь правления исламской династии Омани. В 1785 году мусульманские правители взяли под контроль Кильву, а в 1800 году — остров Занзибар. Теперь все порты на материковом побережье находились под властью султана Занзибара. Во внутренние районы были открыты торговые пути, основными предметами торговли являлись слоновая кость и рабы. Примерно 50 000 рабов в год отправлялись в район Персидского залива и в Месопотамию, на самом острове Занзибар насчитывалось около 100 000 рабов — примерно половина населения. Они в основном занимались выращиванием гвоздики для сбыта в Европе.

Во внутренних районах Африки существовавшие здесь государства упорно отказывались от внешних контактов — к 1878 году Руанда позволила лишь одному арабскому купцу поселиться в стране. В других местах, особенно в районе Великих озер, внешнее влияние было гораздо сильнее. Давно существовавшее царство Буганда рухнуло, не выдержав внешнего давления, местная экономика быстро трансформировалась под влиянием активной торговли: примерно на 600 миль к побережью перегонялся скот на продажу; в том же направлении шли караваны, везущие слоновую кость и рабов, навстречу им с побережья привозили новые продукты.

Как и в прошлом, царство Эфиопия по большей части оставалось свободно от этих влияний. Примерно с 1750 по 1850 год его трудно было назвать организованной политической единицей — в нем правили местные военачальники. Оно воссоединилось лишь в начале семидесятых годов XIX века при правлении Йоханнеса IV. Он и его преемник Менелик (который правил до 1913 года) превратили Эфиопию в серьезную региональную державу. Новой столицей стал город Аддис-Абеба, что отражало продолжение передвижения центра государства на юг, шедшего уже в течение 1500 лет.

В 1896 году у Эфиопии хватило сил отразить нападение итальянцев, и она одержала безоговорочную победу в битве при Адуа. Она тоже стала империей — и Италия признала ее полную независимость. С 1880 по 1900 год размер Эфиопии утроился, она получила контроль над Тигре, несколькими районами Сомали, Огаденом и Эритреей, где под ее управлением находились совершенно различные группы населения, ранее формировавшие ядро старого царства.

Разделение Африки между европейскими державами отражало внутреннее давление со стороны Европы, а не действие каких-либо факторов, существовавших в пределах самой Африки. До семидесятых годов XIX века прибрежные форты и фактории европейских держав всего лишь контролировали торговые пути к внутренним районам континента. Лишь несколько регионов были официально разделены между колониальными странами, и за исключением района мыса Доброй Надежды (который климатически подходил для заселения европейцами) все они лежали вдоль южного берега Средиземного моря — области, крайне важной для европейских государств. Франция в 1830 году захватила Алжир, а в 1881 году — Тунис, британцы господствовали в Египте (хотя французы года никак не могли с этим смириться вплоть до 1904 года).

Раздел территории Африки к югу от Сахары явился результатом обычного для европейских держав страха, что если кто-то из них не добьется признания своих собственных зон контроля, эти зоны будут захвачены соперниками. Договоренности о значительной части этих разделов удалось добиться на конференции в Берлине в 1885—1886 годах (американцы тоже участвовали в ней и добились права свободной торговли в ключевых районах). Французы получили значительную часть Западной Африки, но при этом британцы расширили свои колонии на Золотом Берегу и в Нигерии. Южная Африка стала в основном британской, как и немалая часть Восточной Африки. Германия получила свои первые крупные колонии — Камерун, Юго-Западную Африку и Восточную Африку (позднее Танганьика). Португальцы значительно расширили свою империю, получив Анголу и Мозамбик. Бельгийскому монарху было отдано Конго в качестве его частного владения, и оно стало принадлежать собственно Бельгии лишь в 1908 году, после двух десятилетий на редкость скверного управления, разграбления ресурсов и варварского обращения с населением. За время правления бельгийского монарха в Конго погибло около 8 млн африканцев.

Дипломаты, начертив линии на карте, создали колонии — но при этом совершенно не приняли во внимание реальную ситуацию в Африке. Люди из близких национальных групп оказались разделенными, а племена, сильно отличающиеся друг от друга, собраны вместе. Но в Африке карты вообще значили мало, а колониальное правление еще только утверждалось — этот процесс включал десятилетия войн. В период с 1871 года до возникновения Первой мировой войны французы, британцы, немцы и португальцы вели боевые действия только в ходе колониальных войн. Несмотря на это, полностью контролировать свои колонии они все же не могли. В 1900 году в Западной Африке был подавлен последний крупный бунт народности ашанти, но лишь тремя годами ранее британцам пришлось оставить значительную часть внутренних районов Сомали и ограничить свое влияние прибрежной полосой (это положение не менялось до 1920 года). В Марокко к 1911 году французы контролировали лишь восточные районы и побережье Атлантического океана, им потребовалось еще три года, чтобы завоевать Фес и горы Атлас. В 1909 году испанцы потерпели поражение, когда попытались распространить контроль за пределы своих прибрежных анклавов. Хотя итальянцы в 1912 году отобрали Ливию у турок, они контролировали здесь немногим более чем прибрежную полосу.

Даже когда завоевание и умиротворение («пацификация» — любимое слово европейцев) были завершены, европейские державы столкнулись с серьезной проблемой: они одновременно оказались и сильны, и слабы. Они были сильны потому, что, в конечном итоге, могли мобилизовать огромную военную мощь — но слабы из-за того, что в любой своей колонии обычно имели лишь ограниченные вооруженные силы и раскиданную по разным местам администрацию.

Карта 73. Африка в начале XX века

В Нигерии у британцев было 4000 солдат и столько же полиции, но в этих формированиях все, за исключением 75 офицеров, были африканцами. В Северной Родезии (Замбия) — территории величиной с Британию, Германию, Данию, Швейцарию и страны Бенелюкса вместе взятые — британцы имели лишь плохо снаряженный батальон из 750 африканцев под командованием 19 британских офицеров и 8 сержантов. В начале XX века французские силы в Западной Африке (население которой составляло 16 млн человек, проживающих на территории в четырнадцать раз превышающей размер Франции) состояли из 2700 французских сержантов и офицеров, 230 переводчиков, 6000 вооруженных африканских gardes civiles, 14 000 солдат африканских войск и одного батальона, укомплектованного исключительно французами.

Gardes civiles — гражданская гвардия. (Прим. перев.)

Европейская администрация в колониях являлась столь же малочисленной: в 1909 году у британцев в регионе Ашанти и Золотого Берега имелось по пять чиновников на полмиллиона местного населения. За исключением нескольких стран, таких как Алжир, Южная Африка, Кения и Южная Родезия, европейского заселения здесь почти не существовало. В 1914 году в Руанде проживало лишь девяносто шесть европейцев (включая миссионеров). Таким образом, чтобы управлять этими колониями, европейцам приходилось полагаться на группы коллаборационистов, которые правили от их имени на местном уровне. Иногда, как в случае с Бугандой, местным правителям была предоставлена почти полная свобода действий. В Северной Нигерии структуры хауса (государств народа фулани) с преимущественно городским населением, развитой бюрократией, судами, фискальной системой и образованной элитой были просто включены в имперские структуры.

В начале XIX века в результате восстания фулани (фульбе) под руководством Османа дан Фодио власть в большинстве государств Хауса перешла к родовой знати фулани. (Прим. перев.)

В других местах процесс оказывался более трудным, и часто знатные местные жители назначались оплачиваемыми «вождями» для управления искусственно созданными «племенами».