Врачевание в древней и средневековой руси. Медведь А.Н. Болезнь и больные в Древней Руси: от «рудомета» до «дохтура. Санитарное дело. Бани. Эпидемии

История

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в.

К этому времени на Руси сформировались раннефеодальные отношения. Древние славянские города Киев, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Псков, Новгород (см. рис. 62) становились крупными" центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией древней Руси был «великий путь из варяг в греки», который связывал Русь со Скандинавией и Византией.

Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. лри князе Владимире (978-1015). Этот серьезный политический акт не был случайным событием: возникновение социального неравенства и формирование классов явились объективными историческими предпосылками для замены языческого многобожия монотеизмом. Христианство на Руси было известно с IX в. Многие приближенные князя Игоря (912-945) были христианами. Княжившая после Игоря его жена Ольга (945-969) посетила Константинополь и приняла крещение, став первым христианским монархом на Руси. Большое значение для распространения идей христианства в Киевской Руси имели ее давние связи с Болгарией - посредницей в передаче культуры, письменности:и религиозной литературы. К концу X в. Киевская Русь уже вошла во взаимодействие с византийской экономикой и христианской культурой.

Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия. Оно содействовало укреплению феодализма, централизации государства и сближению его с европейскими христианскими странами (Византией, Болгарией, Чехией, Францией, Англией, Германией, Грузией, Арменией и др.), чему способствовали также и династические браки. Эти связи благотворно отразились на развитии древнерусской культуры, просвещения, науки.

Истоки культуры Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен, которая с развитием государственности достигла высокого уровня, а впоследствии была обогащена влиянием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи - самые образованные люди того времени. (Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр.) Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней.

Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019-1054) - третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава Мудрого в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения. Ярослав всячески способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык. Сам он знал 5 иноземных языков и «книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне». Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион писал в то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125- 1132)-сына Владимира Мономаха, оно распалось на несколько феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208-1255), внука Чингиз-хана.

Развитие врачеваний

На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» - древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» .(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках (рис. 66), которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее - в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры-первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.

Со всей Руси ходили в Киево-Пе-черскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Пе-черский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них - пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий ^\ в.4), тапетивавший мазяжа ирсжа-женных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) -ближайший ученик преподобного Антония.

Агапит бесплатно лечил и обитаполнять Самые чёрные работы, б"ЫтЬ терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии.

В то же время врачевание в древней Руси не было церковной монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя народная (мирская) медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям.

Ylp-а дворах князей. «. бояр ^по ■всей вероятностное XII в.) служили светские лечцы как русские, так и иноземные. Так, при дворе Владимира" Мономаха служил лечец-армянин, имявал за ними и пользовался большой популярностью в народе. Однажды он исцелил Владимира Мономаха *, когда тот был еще черниговским князем,- послал ему «зелья», от которого князь Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя, но Агапит попросил передать дорогие

княжеские поларки неимущим людям.

«И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали».

Таким образом, «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выределять болезнь по пульсу и внешнему -виду больного и был очень популярен в народе. А при княжеском дворе в Чернигове в XII в. служил известный врачеватель Петр Сириянин (т. е. сириец). Лечцы широко использовали в своей практике опыт народной медицины.

Некоторые, древнерусские мона-стырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания.

Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник Святослава». Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076 гг.) для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. «Изборник» по своему содержанию вышел за рамки первоначальной задачи - связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской мора-п» - и приобрел черты энциклопедии. Описаны в нем и некоторые болезни, соответствующие тому времени представления об их причинах, лечении и гредупреждении, приведены советы о витании (например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать. тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения.

В «Изборнике» говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые уме-.7Н «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие больные или: мертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны. гаже ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское государ-" ство в X-XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о спвг циалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств.

На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X-XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы - одни из древнейших в Северной Европе (рис. 68). Заметим, что в Германии водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в.

Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня (рис. 69), которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора (XI в.). Спустя столетия известный русский акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812) писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою... бане» (1783).

В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». Так, в 1092 г. в Киеве «многие человеки умирали различными недугами». В центральной части Руси «в лето в 6738 (1230)... бысть мор в Смоленске, ство,риша 4 скуделницы в дву положишь 16000, а в третью 7000, а в четвертую 9000. Се же зло бысть по два летг. Того же лета бысть мор в Новгороде: от глада (голода). И инии люди резж ху своего брата и ядаху». Гибель! тысяч жителей Смоленска свидетель ствует о том, что болезнь была чреэ-вычайно заразной и сопровождал а ~ высокой смертностью. Летопись соо< щает также о «великом море» на I си в 1417 г.: «..мор бысть страшен ЗГ ло на люди в Великом Новгороде и э Пскове, и в Ладозе, и в Руси».

В народе бытовало мнение, что я ровые поветрия возникают от свегг естественных сил, изменения положи ния звезд, гнева богов, перемены -:-годы. В русских народных сказках т*-ма изображалась женщиной гром ного роста с распущенными волосг? з белой одежде, холера - в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии:: идущий следом за ними голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, го-эожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий - эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней.

Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240-1480).

Монголо-татарское иго разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней Азии и Кавказа. Непрекращающаяся борьба русского народа заставила завоевателей отказаться от идеи создания на Руси своих органов управления. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы.

Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Бело-зерский монастырь, основанный в 1397 г. и не подвергавшийся вражескому нашествию. В стенах монастыря в начале XV в. монах Кирилл Белозерский (1337-1427) перевел с греческого «Галиново на Иппократа» (комментарии Галена к «Гиппократову сборнику»). При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры.

В XIII-XIV вв. в русских землях окрепли новые города: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. Во главе объединения русских земель встала Москва.

1. Развитие врачевания в Древней Руси (народная и монастырская) (IX-XVI вв.) 2. Становление светской («придворной») медицины в России (XVI-XVII вв.) 3. Реформы в области медицинского образования в конце (XVII- начало XVIII вв.)

Проблематика 1. Соотношение состояния медицины на Руси и в странах Западной Европы (синхронно по периодам) 2. Проблема преемственности традиций врачевания Византии и средневековой Руси: самостоятельность или калька? 3. Вопрос о становлении врачевания в социальноисторическом контексте и роли государства в этом 4. Проблема периодизации («долгое средневековье»)

Три направления врачевания в Древней Руси: 1. Народная медицина (с языческих времен). 2. Монастырская медицина (с принятием христианства). 3. Светская (мирская) медицина (формировалась параллельно монастырской, в «миру»).

НОСИТЕЛИ НАРОДНОГО ВРАЧЕВАНИЯ ü Колдун ü Ведун ü Кудесник ü Знахарь ü Калика перехожий Врач «врати» - говорить, заговаривать

МОНАСТЫРСКАЯ МЕДИЦИНА Первая на Руси больница, была устроена Феодосием ПЕЧЕРСКИМ в середине 1070 -х гг. при Киево. Печерской лавре.

Врачевателя на Руси МОНАСТЫРСКИЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ называли: В монастырях было принято оказывать помощь болящим, и при некоторых из них устраивались целые госпитали. ü Льчец ü Целебник ü Льчец-резальник Монастырские врачевали занимались уходом за больными, следили за их питанием и лечили народными средствами, которые им были известны, молясь о пациентах Богу.

ДРЕВНЕРУССКИЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ АНТОНИЙ (XI в.) – первый организовал уход за больными в монастыре. АЛИМПИЙ (XI в.) – АГАПИТ (ум. в 1095) безмездный врач, был известным прославился лечением иконописцем и Владимира одновременно Мономаха. лечил прокаженных. Известны также имена монахов-лечцов: Ефрем, Кирилл, Дамиан и Пимен Постник.

Медицинские произведения XV-XVI вв. «ГАЛИНОВО НА ИПОКРАТА» - небольшой переводной трактаткомментарий, в котором кратко излагались теории медицины античных авторов.

Медицинские произведения XV -XVI вв. «ВРАТА АРИСТОТЕЛЕВЫ» или «ТАЙНАЯ ТАЙНЫХ» Обрисован этический облик врача. Высказаны принципы построения медицинской помощи в государстве. Изложены способы исследования глаз, уха, неба, кожи, груди, конечностей.

«ВЕРТОГРАД ЗДОРОВЬЯ» 1534 г. Прописи для лечения всех известных тогда болезней. Содержал главы «Учения» , «Рассуждения о пульсе» , «О лихорадке» . Правила «вхожьдения бальнаго» . Советы, как вести себя здоровому при моровых поветриях.

Врачевателя на Руси СВЕТСКИЕ («ПРИДВОРНЫЕ») ЛЕКАРИ называли: Светские лекари-иноземцы упоминаются в хрониках, относящихся уже ко временам правления Ивана III - два врача «мастера жидовин ЛЕОН да немчин АНТОН» - неудачно лечили его детей, за что и поплатились жизнями. Иностранных лекарей привлекало в Москву полное отсутствие конкурентов и щедрые награды, раздаваемые русским князем в случае успеха. Врач «мудрый» «хитрок» , «филозов» .

Элизеус БОМЕЛИУС (Елисей Бомелий). В конце лета 1570 г. переехал в Россию и быстро обрёл большое влияние на Ивана Грозного, став впоследствии его любимцем. Официально числился придворным лекарем. Занимался астрологией и магией. В летописях упоминается как «лютый волхв» и «злой еретик» , «безумный Бомелий» . Иногда выполнял обязанности палача. Сам Малюта Скуратов боялся его. Трепетали бояре, гадая, кому подадут на царском пиру чашу с отравой. Иван Грозный приказал зажарить его живьём. После пытки его бросили в тюрьму, где он и умер.

При Борисе Годунове из Европы приглашались врачи, и при дворе существовал целый штат из пяти человек. Все они были немцы, и с тех пор русская медицина надолго осталась в руках выходцев из германских государств. Они старались не допускать «чужаков» на эту благодатную ниву. Услуги врачей были дороги, - иметь при себе ученого доктора-иноземца было невообразимой роскошью. Такое могли себе позволить только цари. Пользоваться услугами царских лекарей имели право только близкие к трону придворные. Исключением были только богатейшие купцы Строгановы, нанявшие медика, который жил при их «дальних заводах» .

1. СТРОИТЕЛЬСТВО АПТЕК 1672 г. – вторая аптека на Руси. 1706 г. – Указ об открытии вольных аптек. 1581 г. – первая Царева аптека

2. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНОЙ 1620 г. - АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ РЕОРГАНИЗАЦИЯ: 1716 г. - АПТЕКАРСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1721 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1763 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КОЛЛЕГИЯ 1803 г. – МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

3. ОГАНИЗАЦИЯ БОЛЬНИЦ И ГОСПИТАЛЕЙ Первый ВРЕМЕННЫЙ ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ был создан на территории Троицко. Сергиевской Лавры в период польсколитовской интервенции 1611 -1612 гг.

Федор Михайлович РТИЩЕВ (1626 -1673) На свои средства открыл ряд больниц, богаделен, школу в Андреевском монастыре. 1650 г. – приют для бедных больных, нищих и пьяных. 1656 г. - Амбулаторный приют.

1682 г. – БОЛЬНИЦЫБОГАДЕЛЬНИ («шпитальные дома») 1707 - первый ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ 1670 г. - Приказ СТРОЕНИЯ БОГАДЕЛЕН 1712 г. – Указ о строительстве «ШПИТАЛЕТ» для самых увечных 1715 г. – Указ об обязательном строительстве ГОСПИТАЛЕЙ

1715 г. - созданы ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА, в которых должны были служить женщины в роли сиделок. 1721 г. – вышел указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования» . 1728 г. – Медицинская коллегия ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными. С 1775 г. начали создаваться «ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ» .

ОФИЦИАЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ Повышение температуры - ГОРЯЧКА Жар и озноб – ЛИХОРАДКА Эпилепсия – ПАДУЧАЯ Инфаркт миокарда – РАЗРЫВ СЕРДЦА Тиф – ГНИЛАЯ ГОРЯЧКА Гепатит – ЖЕЛЧНАЯ ГОРЯЧКА Инсульт – АПОПЛЕКСИЧЕСКИЙ УДАР а в случае смерти – КОНДРАШКА Туберкулез легких – ЧАХОТКА Скарлатина – КРАСНУХА Дифтерия и круп – ГЛОТОШНАЯ Гангрена – АНТОНОВ ОГОНЬ Ангина – ГРУДНАЯ ЖАБА

ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ 1654 г. – первая ШКОЛА РУССКИХ ЛЕКАРЕЙ. В 1702 г. в Россию был приглашен Николай Ламбертович Бидлоо, ставший лейб-медиком Петра I. В 1707 г. - при первом военном госпитале в Москве он открыл ГОСПИТАЛЬНУЮ ШКОЛУ. Составил рукописное руководство «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре» , по которому учились первые российские лекари.

1727 г. - при Большом морском и сухопутном госпитале было устроено МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ. 1754 г. – организация ШКОЛ ПОВИВАЛЬНЫХ БАБОК («бабичье дело»). С 1786 г. все госпитальные школы были преобразованы в МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА.

ПРИГЛАШЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ДОКТОРОВ МЕДИЦИНЫ В 1668 г. по приглашению царя Алексея Михайловича в Москву приехал немецкий врач Лаврентий БЛУМЕНТРОСТ, ставший его лейб-медиком. Сыновья продолжили дело отца: Лаврентий ХРИСТИАН уже в 1687 г. был записан как «доктор Лаврентий Лаврентиев Блументрост, меньшой» . Его братья - Иван и второй Лаврентий, стали «посланцами из России» в европейских университетах. Иван БЛУМЕНТРОСТ в 1702 г. вернулся в Москву в звании доктора медицины, став полковым хирургом. в 1722 г. стал президентом Медицинской канцелярии. Лаврентий БЛУМЕНТРОСТ лечил Петра I. В 1725 г. был назначен президентом Академии наук.

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ДОКТОРА МЕДИЦИНЫ, получившие образование за границей Юрий ДРОГОБЫЧСКИЙ Получил образование в Польше (Кракове), долгое время работал за границей. Франциск Георгий СКОРИНА Получил образование в Польше (Кракове) и в Падуе. Иван АЛМАНЗЕНОВ - изучал медицину в Кембридже

Петр Васильевич ПОСНИКОВ В 1692 г. поехал учиться за границу В 1701 г. вернулся с дипломом Падуанского университета в звании доктора философии и врачебной науки.

ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК 1724 г. Ломоносов считал медицину наукой «полезнейшей роду человеческому, которая через познание свойства тела. . . достигает причины» . Тесно связывал медицину с естествознанием, в частности с физикой и химией.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 25 января 1755 г. был утвержден проект университета. С 1758 г. предполагалось разделение студентов по трем факультетам (философский, юридический и медицинский). Медицинский факультет начал свою деятельность в 1764 г. 1755 г.

МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ В 1798 г. медикохирургические училища были реорганизованы в Медико-хирургическую Академию 1798 г. С 1881 г. МХА стала называться ИМПЕРАТОРСКАЯ ВОЕННОХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. физиолог И. М. СЕЧЕНОВ, терапевт С. П. БОТКИН, хирург Л. А. БЕККЕРС, офтальмолог Э. А. ЮНГЕ, химик А. П. БОРОДИН, психиатр И. Н. БАЛИНСКИЙ и др.

История медицины представляет собой огромное поле для исследователей. Но если обратиться к более узкой теме, то роль врачевания в истории Древней Руси обычно трактуется вне историко-культурного контекста эпохи и сопутствующих ей культурных реалий. Восполнить этот пробел призвано исследование доцента кафедры социально-гуманитарных наук Академии социального управления, кандидата исторических наук А.Н. Медведя. Автор давно занимается вопросами истории естественнонаучных знаний. Полное название его книги, вышедшей в Санкт-Петербурге в 2017 г., звучит так: «Болезнь и больные в Древней Руси: от «рудомета» до «дохтура. Взгляд с позиций исторической антропологии».

«История древнерусского врачевания, – пишет А.Н. Медведь, – со временем обросла большим количеством мифов и заблуждений, с завидным постоянством кочующих из книги в книгу». Ученые изучают в основном письменные источники, не привлекая материалы археологических раскопок и др. Древнерусские захоронения почти не становятся местом изучения палеопатологий, а именно, чем болели и чем лечились русичи.
Автор книги считает, что с позиций антропологии можно ответить на вопросы по истории медицины. Для этого он выделил четыре основных вопроса: 1) этиология болезни и связь с культурой и менталитетом средневекового русского общества; 2) роль и положение лекаря; 3) отношение к больному и уход за ним; 4) терапия как отражение мировоззрения древнерусских людей.

А.Н. Медведь исследовал мотив болезни как наказания божьего, в частности эпидемии, сведения о которых почерпнуты у летописцев, в грамотах священнослужителей и приказах князя и царя. Рассматриваются врачи дворовые и врачи дворцовые. Смерть от болезней настигала как бедных, так и знатных. Автор отмечает, что великие князья держали подле себя иностранных врачей, что объяснялось «модой» и тем, что заграничные методы лечения казались более прогрессивными. Простой народ или не лечился совсем, уповая на молитвы, или пользовался услугами знахарей. Православному исцелению (теотерапии) отведена целая глава. Рассмотрены священные предметы в целительной практике: иконы, мощи святых, пояс Шимона, привески к иконам, христианские амулеты. До нашего времени дошли берестяные грамоты с заговорами от различных болезней. Автор упоминает необычные средства лечения, в частности, нефть. А вот самым распространенным хирургическим средством было...кровопускание, а не ампутация.

Исследование написано доступным языком и будет, несомненно, интересно всем, кто интересуется историей повседневности, историей медицины.

Министерство образования Российской Федерации

Челябинская Государственная медицинская академия

Кафедра социально гуманитарных наук

По Истрии России

На тему: «Врачевание и знахарство Древней Руси».

Выполнила: студентка 191 группы

Ведёркина Арина Сергеевна

Проверил: старший преподаватель

Кокунин Евгений Валерьевич

Челябинск 2009 г.

1. Введение._____________________________________________________________3

2. Основная часть._____________________________________________________4-10

    Основные формы врачевания в Древней Руси.____________________________4-9

    Санитарноедело.______________________________________________________10

3. Заключение.__________________________________________________________11

4. Список используемой литературы._______________________________________12

Введение.

Древняя Русь (или, по-другому, средневековая Россия) была в период средневековья одним из значительных государств. Возникнув в IX веке на месте небольших княжеств, она быстро стала могучей державой, обладавшей, в частности, довольно высокой культурой, в том числе медициной. Культуру Древнерусского государства обогащали контакты как с Западом, так и с Востоком. Особенно важными были весьма плодотворные связи с Византией - хранительницей достижений древней цивилизации. Эти связи значительно расширились и укрепились после принятия Древней Русью христианства (Х век), хотя тесные связи с Грецией, сопровождавшиеся проникновением достижений древнегреческой культуры, начались еще в дохристианские времена. Это относится и к медицине, которая в то время вовсе не ограничивалась знахарством или применением народных средств врачевания: являясь составной частью культуры, питаясь ее достижениями, медицина соответствовала ее общему уровню. "Греческое христианство, - утверждает известный историк Б.А.Рыбаков, - застало в 980-е годы на Руси не простое деревенское знахарство, а значительно развитую языческую культуру.... Язычество древней Руси IХ-ХIII вв. - важный раздел русской средневековой культуры" .

Волхвы, составлявшие, по Б.А.Рыбакову, основную часть жреческого сословия дохристианской Руси, занимались, в числе прочего, и лекарским знахарством - в этом им помогали женщины ("ведьмы", от слова "ведать - знать), которых позднее, в ХII в., называли "бабы богомерзкие". Волхвы должны были, в частности, знать целебные свойства трав - это знание было результатом наблюдений, которые велись, начиная, вероятно, еще от первобытного общества. Правомерно считать, что волхвы были целителями, лечившими людей рациональными средствами народной медицины с использованием некоторых достижений древних греков. Это подтверждают и записки путешественников, посетивших нашу страну в те далекие времена (арабский путешественник Ахмед Ибн-Фадлан, 20-е годы Х века, арабский писатель Ахмед Ибн-Даста, около 30-х годов Х века),

В Древней Руси существовали три основные формы врачевания :

1) народное врачевание. Люди, которые им занимались, назывались кудесниками и знахарями;

2) монастырская медицина (в основном получила распространение после принятия на Руси христианства);

3) светская (или ее еще называют мирской) медицина, появившаяся во время правления Ярослава Мудрого. Она же носила название иноземной.

Лекари-ремесленники специализировались на врачевании разных болезней – кожных, внутренних, также были костоправы, «почечуйных» дел мастер (лечение геморроя).

Народная медицина.

Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России. По сути, корнями ее было язычество, которое исповедовали славянские племена до объединения и создания государства и до принятия христианства. Таким образом, момент зарождения народной медицины можно отнести к тому времени, с которого начинается историческое описание жизни русского народа, т. е. ко временам доисторическим. С принятием христианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелетие уже исторической жизни народа и даже в наше время она продолжает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступают в спор с научной медициной.

В наше время известно изрядное количество случаев, когда научная медицина оказывалась бессильной перед каким-нибудь случаем заболевания, даже несмотря на то что достигла наивысшего теоретического и практического развития и технического оснащения. И были случаи, когда буквально «из гроба вытаскивали» человека и возвращали ему здоровье люди, владеющие навыка ми народной медицины. С развитием и ростом Русского государства народная медицина вплоть до второй половины XIX в. оставалась единственным способом лечения болезней и

поддержания здоровья простых людей, так как не существовало более доступной врачебной помощи. Ситуация изменилась во второй половине XIX в., когда появились первые земские учреждения и собственно земская медицина.

Никто не может объяснить, почему, но забота о здоровье всего народа русского мало интересовала правителей Русской земли очень долгое время. Существовали вплоть до конца XVII в. Лишь «государевы врачи», которые лечили государя, семью его и особо приближенных лиц. Петр I пытался изменить ситуацию, но радикальных преобразований не добился, сделав медицину доступной для привилегированных слоев населения. Надо сказать, что на тот момент ему и не приходила мысль о том, что помощь врача нужна всем слоям общества.

Лишь Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное право и проведший большое количество пре образований во всех сферах жизни россиян, стал автором первых шагов к доступности медицинской помощи, провел земскую реформу и ввел земскую медицину.

Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.

Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком.

Боялись их потому, что верили, что они могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.

Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.

По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну.

Лечцы широко использовали в своем деле не только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и различные магические заговоры, но и продукты животного и минерального происхождения, например растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин. Наиболее известным целебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан. Название это исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода».

Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде» – древнейшем своде законов. Свод этот был составлен еще при Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–1125 гг.). Там-то впервые и нашли закон о праве требовать возмещения морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца) брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду.

Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности. К сожалению, нам досталась в наследство лишь малая толика тех источников, так как большинство из них погибло или было украдено во время войн. Интересно то, что в дошедших до нас книгах есть средства, которые применялись не только после принятия христианства, но и задолго до него.

Монастырская медицина.

Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог,

воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.

Монастырские больницы носили название «лечебницы» и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стали лечебница в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра.

Оттуда пошла и житийная литература. В XIII в. там был создан «Киево-Печерский патерик» – сбор рассказов и историй об этом известнейшем монастыре. Множество известных зодчих и живописцев принимали участие в создании интерьера лавры. О них, быте и деятельности монахов, укладах и нравах Киева рассказывалось в патерике. В 1661 г. он впервые был напечатан и издан в типографии той же Киево-Печерской Лавры.

В пещерах монастыря похоронены люди, вошедшие в историю России: основатель Лавры Антоний, летописец Нестор, врачеватели Дамиан и Агапий и даже основатель Москвы – Юрий Долгорукий.

Как ни странно, в лавре находили способы лечения самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими

случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.

Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение.

Монастырские лечебницы были также центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и по этим источникам преподавали медицину. Большой известностью пользовались такие писания, как «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (около 1549 г.), «Шестоднев» Иоанна Экзарха болгарского, а также переведенный с болгарского оригинала в 1073 г. «Избор ник», состоявший из отрывков сочинений величайших византийских богословов и проповедников. В 1076 г. был составлен другой «Изборник». Он стал своеобразным источником знаний во всех областях – от домашнего быта и основ и норм христианской морали до руководств и советов по лечению различных заболеваний, ведению здорового образа жизни, правильному питанию и т. п.

Светская медицина.

Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со

светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.

Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

Санитарное дело. Бани. Эпидемии.

В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X–XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовым и, относящимися к Х-XI вв., в отличие от Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Германии.

Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями. Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск. Так, например, в 1230 г. в Смоленске эпидемия унесла десятки тысяч жизней, что свидетельствует о чрезвычайной заразности болезни. Люди понимали, что болезнь переходит от человека к человеку, поэтому отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал последний больной и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на кладбищах при церквах.

Заключение.

Первым отечественным государственным органом, ведающим вопросами здравоохранения населения, был Аптекарский приказ, основанный во второй половине XVI столетия. Можно сказать, что это была первая серьёзная попытка закрепить за государством определённую часть заботы о здоровье людей. Однако значимые перемены в этой системе начались только в эпоху Петра I (1672–1725) и объяснялись отчасти особым интересом императора к медицине, анатомии и естествознанию. Именно при Петре была открыта первая русская медицинская школа, позднее, в 1755 году, - медицинский факультет Московского университета, которые и стали готовить профессиональных отечественных врачей.

Благодаря Приказу число русских лекарей, которые получили такое звание после работы подлекарем у докторов и иностранных специалистов, значительно увеличилось, хотя простое население предпочитало обращаться к народным лечцам - им и доверяли больше, и услуги их стоили гораздо меньше. Но именно с эпохи Петра I начинается постепенный переход от медицины народной к медицине «по науке» - затронувший сначала первых лиц государства и их приближённых, затем, по мере увеличения количества обученных врачей, и более низкие сословия.

Однако многовековое господство народной медицины не могло пройти бесследно - и по сей день многие в нашей стране предпочитают поправлять здоровье исключительно народными средствами. Правда, порой, особенно когда дело касается серьёзных болезней, это приводит к печальным последствиям - всё же лечить онкологические заболевания настоем болиголова в XXI веке занятие сомнительное.

Нет человека, который когда-нибудь чем-нибудь не болел. Но иногда достаточно затратить минимум усилий, чтобы почувствовать себя непобедимым перед любой болезнью, - ведь природа позаботилась о нашем совершенстве, одарив человеческий организм способностью в нужный момент подключать те внутренние резервы, которые заложены в каждом. Надо только знать, как это делается, и тогда можно вырваться практически из любого заболевания.

Список используемой литературы:

    врачевания» ; у древних ацтеков в пантеоне был Иштлилон, ... все это лишь перевоплощения древней Матери мира. В языческой Руси слово „Мать-земля...

  • Роль религии в истории человечества

    Реферат >> Религия и мифология

    Мифологическому натурализму религий древних ариев и автохтонных... феодальной раздробленности Руси , была широкая... зачатки психотерапии. Развивались знахарство , шаманство, возникла... мистическими, магическими формами врачевания , использовали рациональные лечебные...

  • Фитопрофилактика в периоды подъёма заболеваемости ОРВИ и гриппа

    Реферат >> Педагогика

    Таким путем накапливался опыт врачевания . Рецепты передавались из... относились к траволечению как к знахарству , то сейчас отношение в... в соотношении 1:5 Порошки - древнейшая и самая простая лекарственная форма, ... Этот метод на Руси издавна почитался как...

Что-то опять не работается, видимо еще не окончательно оклемался после ангины. В таком случае, продолжим медико-исторические повествования. Сегодня мы продолжим тему медицины Средневековья, только переместимся из Западной Европы в Восточную, на Русь (сначала Киевскую, а потом состоящую из различных княжеств).

Можно выделить три основных направления, по которым развивалась русская медицина: языческая народная, монастырская и светская. Сравнивая их развитие и степень влияния, можно объяснить популярность Гэ Малаховых, газеток типа ЗОЖ и прочих народно-альтернативных источников и методов.

"Скажи мне, кудесник, любимец богов..."

Языческая медицина развивалась издавна и была неотъемлемой частью языческой культуры.

Вот что писал в 1891 году профессор Казанского университета, историк и публицист Н.П.Загоскин в своей книге "Врачи и врачебное дело в Старинной России":
"Русская народная медицина так же стара, как стара и историческая жизнь русского народа; корни ее уходят в глубину доисторической, языческой поры жизни нашего народа. Она пережила, затем, тысячелетний период уже исторической жизни его - и до наших дней сохранила за собой огромную силу, существуя наряду с научною медициною и даже вступая с ней, подчас, в борьбу".

Знакомо? Больше ста лет назад написано, а до сих пор актуально.

А вот еще одно объяснение от профессора Загоскина:
"Доступной для народных масс врачебной помощи в нашем отечестве не существовало вплоть до введения земских учреждений и тесно связанного с ними возникновения земской медицины".

Земская реформа, если не ошибаюсь - это 1864 год. Первая аптека на Руси появилась только в 1581 году в Кремле. А теперь прикиньте, сколько веков наши люди лечились у волхвов, ведунов, кудесников и бабок-костоправок травами, заговорами и водой.

Врачеватели-язычники в народе считались посредниками между миром людей и таинственными силами природы, которые могут обращать эти силы как на пользу человеку, так и во вред. При этом волхвы-ведуны работали одновременно по нескольким направлениям - тут и публичные магические действия, и лекарское знахарство, и гадания о личной судьбе. За помощью к ним обращались как простые люди, так и князья главного калибра, вспомните хотя бы "Песнь о вещем Олеге".

Позднее разномастных кудесников стали именовать лечцами (бррр, еле выговорил). Именно так их называли в "Краткой Русской Правде" - древнейшем из дошедших до нас своде русских законов (первая четверть XI века, правление Ярослава Мудрого). Самое интересное, что в "Русской Правде" была узаконена оплата труда лечцов.

Человек, которому кем-либо была нанесена рана, имел право требовать от обидчика 3 гривны и сверх того - особое вознаграждение тому, кто будет лечить эту рану ("за обиду 3 гривны, а летцю мзда" ). В более поздних редакциях это вознаграждение называлось "лечебным".

Знания лечцы передавали исключительно от отца к сыну, чужаков к секретам профессии не допускали.

Травки, камешки, нарзан

Лечцы широко использовали различные средства растительного, животного и минерального происхождения.

Из растений наиболее популярны были: полынь, крапива, подорожник, багульник, "злоненавистник" (бодяга), липовый цвет, листья березы, кора ясеня, можжевеловые ягоды, лук, чеснок, хрен, березовый сок и пр.

Среди продуктов животного происхождения особое место занимали мед, кобылье молоко, печень трески и панты оленя.

Были в ходу и минералы, так, растертый в порошок хризолит давали при болях в животе. Для родовспоможения на женщин одевали ожерелье из яхонта. Уксус, медный купорос, скипидар, селитра, "серный камень", мышьяк, сурьма, ртуть - всё это использовалось в терапевтических целях.

Нарзан знаете? Я вот люблю его больше других минералок (если не считать сугубо читинские Молоковку и Куку, но их в Мск не купишь). Между тем, еще древние русичи знали "кислую воду", использовали ее для лечения проблем с ЖКТ. Есть мнение, что "живая вода" из сказок - это как раз нарзан. В переводе, как мне тут подсказали, с кабардинского, нарзан - "богатырь-вода". Это слово перекочевало в древнерусский и благополучно дожило до наших дней.

Многие рецепты древнерусской медицины дошли до нас в виде более чем 200 сборников - травников и лечебников. Записаны они были, правда, позже - с распространением по Руси христианства и грамоты.

Были в лечебниках действительно эффективные рецепты, которые впитала в себя научная медицина. Была и откровенная ерунда, основанная на поверьях и мифах. Вот, например, один рецепт для лечения алкоголизма. Нет желающих опробовать на себе? ;)

Уйду в монастырь

С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская медицина , и, вместе с ней, монастырские больницы. Первые подобные ЛПУ появились в Киеве и Переяславле. В Никоновской летописи записано, что в 1091 году митрополит Ефрем поставил в Переяславле "строение банное", устроил больницы и приставил к ним врачёв , которые подавали "всем приходящим безмездно врачевание". Позднее больницы появились в Новгороде, Смоленске и Львове.

Наибольшей популярностью пользовалась Центральная клиническая больница при Киево-Печерской лавре. Со всей Руси стекались страждущие, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными.

Монахи считали врачевание делом их подвижнического долга и относились к накоплению знаний и опыта с усердием. О нескольких таких докторах стало известно из летописей. Один из первых - "пречудный лечец Антоний", практиковывший ранее в Афонском монастыре. Известно, что он сам готовил "зелья", которыми лечил своих пациентов.

Второй - преподобный Алимпий, который готовил собственного рецепта мази для прокаженных, которым не смогли помочь "волхвы и неверные люди".

Третьим, особенно славным врачевателем Киево-Печерской лавры, был преподобный Агапит, лучший ученик уже упоминавшегося Антония. В основном он стал популярен после того, как излечил внука Ярослава Мудрого - черниговского князя Владимира Всеволодовича (более известного, как Владимир Мономах). После этого случая популярность Агапита возросла невероятно.

В "Киево-Печерском патерике " (древнейший список его датирован XV-м веком) по сути содержались сведения о врачебной этике XI-XII веков: врач должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать всё, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии.

Ведунов и прочих народно-языческих целителей церковь гоняла, их действия расценивались как преступление, сговор с дьяволом. Могли и на костре сжечь по примеру своих западноевропейских коллег. Так, в одном из самых продвинутых княжеств - Новгородской республике - в 1227 году сожгли четырех волхвов. Правда, к таким мерам социальной защиты прибегали редко, лишь в особо запущенных случаях.

Возмездные лечцы

Тем не менее, церковь не смогла монополизировать врачевание. Уже при Ярославе Мудром на Руси существовали вольные каменщики врачи и частная врачебная практика, то есть светская медицина . В отличие от "безмездной" монастырской медицины, частная медицина была "возмездной", то есть платной. В городах при дворях князей и бояр служили светские лечцы, как отечественного, так и зарубежного производства.

В том же "Патерике" упоминается безымянный лечец-армянин, который практиковал в XI-XII вв. в Киеве. О нем пишут следующее: "хитёр зело во врачевании, яко прежде того не быти таковому". Этот лечец умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного, практика его была очень успешна, его услугами пользовались князья Всеволод и Владимир (который Мономах).

Светские врачи всячески подчеркивали свою обособленность от языческого знахарства и от монастырской медицины, хотя использовали лучшие достижения и опыт как первых, так и вторых.

Граждане резалники

Хирурги в Древней Руси тоже водились. Их называли "резалниками". Упоминания о хирургических операциях сохранились, например, в "Изборниках", своеобразных дайджестах на философско-религиозную тематику. Резалники умели "разрезать ткани", "оттирать" (ампутировать) конечности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризация). Описаны ножи для рассечения и точила (не путать с тачилами;)) врачебные. Вместе с тем, резалники владели и терапевтическими методиками, знали травы, мази и т.п. То есть однозначного разделения на терапевтов и хирургов все-таки не было.

Естественно, была развита и военно-полевая хирургия, куда ж без нее во времена постоянных локальных и глобальных конфликтов. Для перевязки ран использовался, например, высушенный мицелий грибов или "древесный мох". Раны промывали целебными жидкостями, присыпали и окуривали дымом. Глубокие раны ("фистилы") спринцевали.

Наложение швов также практиковалось, для этого были и иглы, и нити специальные. В летописях сохранились упоминания шин для транспортной иммобилизации раненых и поломанных, а также о различных протезах для ампутантов. Протезы были деревянные, с металлическим усилением.

Иди в баню!

А вот по уровню развития санитарного дела в X-XIV вв. Древняя Русь давала сто очков форы Западной Европе. Об этом свидетельствуют, прежде всего, археологические раскопки Древнего Новгорода, начатые в 1932-м году и во многом сформировавшие наши представления о средневековом русском городе.

Улицы в городе X века были покрыты многоярусными (до 30 слоев) деревянными настилами, по городу проведены глиняные и деревянные водоводы и водосборники. Для сравнения - в средневековой Германии мостовые появились в XIV веке, а водопроводы - в XV. Кроме того, при раскопках Новгорода было найдено множество предметов санитарно-гигиенического назначения.

Ну а про русские бани вы и так прекрасно всё знаете. Действительно, не считая свой основной функции - помыццо, она могла помочь при очень многих заболеваниях. К тому же, баня была самым чистым помещением в усадьбе, в ней принимали роды, обрабатывали новорожденных, вправляли вывихи, делали кровопускания, проводили сеансы массажа, втирали лекарственные мази при заболеваниях кожи и суставов. Первое описание паровой бани относится к XI веку.

Чума на оба ваших дома

Бани и водопроводы - это, конечно, здорово. Вот только британцы еще не выпустили холеру из Индии, а от болезней, передающихся воздушно-капельным путем, никакая канализация не спасает. Поэтому мор являлся на Русь с завидной регулярностью. С XI по XVIII век в летописях упоминается более чем о 50 эпидемиях. Начинались они обычно с пограничных городов (Смоленск, Новгород), а потом распространялись по торговым путям вглубь страны. Смертность во время мора мало чем отличалась от европейской: так, во время эпидемии 1230 года в Смоленске погибло 32 тысячи жителей.

Отношение к эпидемиям у населения было двоякое. С одной стороны, "заморное место" запирали, то есть на дорогах ставили заставы, в лесах устраивали засеки. С другой стороны, вплоть до XV века умерших во время эпидемии, хоронили по религиозным ритуалам на кладбищах при церквях, при скоплении народа, что только способствовало распространению болезней. Кроме того, причиной мора считали гнев божий, расположение звезд, перемену погоды. А главным методом прекращения эпидемии считались массовые молебны, причем зачастую доходило до крайностей. Так, в Новгороде в XIV веке горожане за 24 часа построили церковь Андрея Стратилата , которая сохранилась до наших дней.

Иго-gо

Монголо-татарское нашествие нанесло сильнейший удар по многим аспектам жизни Руси, в том числе и по медицине. Светская медицина угасла, многие монастыри были разорены и сожжены. Однако те, кого пронесло, стали центрами национальной медицины. Одним из ведущих в то время был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году и не подвергавшийся набегам. В стенах монастыря в начале XV века монах Кирилл Белозерский перевел с греческого "Галиново на Иппократа" - комментарии Галена к "Гиппократову сборнику". При монастыре было несколько больниц, одна из них реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры.

Возрождение культуры и медицины началось только после ликвидации ига (для Северо-Восточной Руси - это 1480-ый год).

Рисунки:

1. Помощь больным и немощным в монастыре. Миниатюра из рукописи XVI века.
2. Страница из Киево-Печерского патерика
3. Большие больничные палаты Кирилло-Белозерского монастыря

Литература:

1. Багриновский Г.Ю. Энциклопедический словарь спиртных напитков. - М.: Астрель, 2003
2. Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в X-XVIII вв. - М.: Медицина, 1960
3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь (электронный вариант)
4. Загоскин Н.П. Врачи и врачебное дело в Старинной России. - Казань, 1891 (репринт)
5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988
6. Сорокина Т.С. История медицины - 2-е изд., переработ. и дополн. - М: ПАИМС, 1994.