Как преподавать английский язык детям. Как я преподаю английский язык в средней школе

Умение говорить на одном или нескольких иностранных языках всегда считалось признаком специального образования. Однако если в советское время дети начинали изучать английский или немецкий (реже французский) в возрасте 10-11 лет, что соответствует 4-5 классу средней школы, то сейчас даже в самой обычной школе английский преподают детям уже в первом классе. Однако многие родители не доверяют школьному образованию в области иностранного языка. И правильно делают.

К сожалению, очень многие школы стремятся повысить свой статус (до специализированной школы, лицея или гимназии) за счет введения английского языка с первого класса, увеличения количества часов иностранного языка или учреждения спецклассов с уклоном английского языка. Однако прозорливые родители уже давно поняли, что учить детей английскому, впрочем как и немецкому, французскому, испанскому, итальянскому, нужно не в обычной школе. Или по крайней мере не только в школе.

Неминуемо сталкиваясь с проблемой под названием "иностранный язык", родители малыша должны решить сразу несколько задач. Какому языку учить? Кому поручить это нелегкое дело? С какого возраста погрузить ребенка в непонятные ему звуки и буквы незнакомого языка?

Выбирая иностранный язык, можно руководствоваться разными принципами. Конечно, если за границей у вас живут родственники или друзья, к которым вы часто ездите, то лучше выбрать тот язык, на котором говорят они. Ребенку будет проще общаться со сверстниками-иностранцами – с одной стороны, приобрести навыки хорошего произношения и разговорной речи – с другой.

Выбор языка

Если вы хотите как можно раньше заложить основы качественного классического образования малыша, то без иностранного языка не обойтись. В современном мире главным международным языком, на котором говорят все образованные и преуспевающие люди, является английский. Практически в любой столице мира вы всегда сможете обойтись самыми элементарными знаниями разговорного английского, чтобы узнать дорогу, познакомиться с кем-то, сделать заказ в ресторане или купить сувенир. Но знание английского пригодится не только во время путешествий, но и на работе: всегда приятно общаться с иностранными партнерами или коллегами без переводчика. Кроме того, большая часть научных и технических открытий освещается прежде всего на английском языке. Причина тому – несложная грамматика.

Вариант 1. Личный пример

Самым эффективным способом будет, пожалуй, личный пример. Родители, владеющие языками, общаются с ребёнком и между собой на английском языке и ребёнок начинает постепенно говорить на иностранном языке, как на родном.
Обычно такие дети начинают говорить чуть позже, но зато сразу на двух языках. Их вполне можно считать билингва, если даже английский язык родителей неродной. Какое-то время уйдёт чтобы разобраться, что к чему. Например, почему обращаясь к бабушке со словами: «Hey, granny, how are you doing?» она молчит и непонимающе на тебя смотрит. Или почему соседский мальчик после фразы: «Give me your машинка please.» впадает в небольшое замешательство. Все эти проблемы со временем уйдут. Языки будут рассортированы и придёт понимание, с кем и на каком языке общаться, чтобы не попадать в неудобные ситуации.

Вариант 2. Детский садик на английском

К сожалению, вышеописанный метод применим не для всех. Далеко не каждый родитель владеет языком на таком уровне, чтобы общаться со своим ребёнком и не чувствовать дискомфорт. Поэтому, одним из самых популярных способов научить ребёнка языку, это отдать его в англоязычный детский садик, где опытные преподаватели – носители языка будут общаться с ним на иностранном языке, таким образом, обучая вашего сына или дочь.
Процесс ускорит ещё и социальная среда. Кто-то из детей первый запоминает и начинает использовать фразу, скажем, «Do you want me to help you?» и все остальные быстро адаптируют её для своих нужд. Дети играют друг с другом под присмотром преподавателей, по проверенной методике и в процессе осваивают иностранный язык.

Вышеописанный метод эффективен, но, к сожалению не каждому по карману. Обычно англоязычные садики стоят недёшево, и далеко не каждый может себе это позволить.
Поэтому, следующий вариант обучения ребёнка языку, это курсы английского языка.
Там определят уровень вашего ребёнка, и он будет отправлен в соответствующую его уровню группу. Затем, год за годом, в зависимости от финансовых возможностей родителей и способностей ребёнка, он будет постигать иностранный язык, проходя один уровень за другим. При благоприятном стечении обстоятельств, правильном подборе методики, преподавателей и группы, через несколько лет ваш ребёнок начнёт говорить на английском.

Вариант 4. Путешествия

Некоторые родители берут своих детей в заграничные поездки. Они пытаются совместить полезное с приятным, отдохнуть и пообщаться на иностранном языке. Во многих странах, где английский является также иностранным, люди прекрасно им владеют. Дети смотрят фильмы в оригинале, английский преподаётся с детского садика, родители с детьми часто путешествуют в англоязычные страны – всё это даёт возможность детям быстро овладеть иностранным языком.
Поездки в такие страны с возможностью общаться с представителями других культур, безусловно «разговорят» ваших детей. Я видел как в Таиланде дети русских, немцев и французов прекрасно общались на английском, делясь впечатлениями от пребывания в этой стране.

Вариант 5. Англоговорящая няня

Для состоятельных и занятых родителей есть ещё один вариант – это англоязычная няня. Она берёт на себя все заботы по воспитанию и образованию ребенка. Общается с ним только на английском, контролирует выполнение домашних задани й по различным предметам. Она умеет сама учиться и учит этому своих подопечных.
В основном, такие няни-учителя хорошо подходят для детей, которые находятся на домашнем обучении. Дети учатся дома, и ходят сдавать экзамены в школу. Навык самостоятельного обучения развивается не сразу, поэтому ученику необходима в этом помощь. Помимо просто заучивания материала, нужно ещё и понимание принципов работы тех или иных законов. Что стоит за всеми этими формулами, знаками, линиями. В школе с этим помогают учителя, а тем, кто на домашнем обучении няня-учитель.

Вариант 6. Репетитор в помощь

Почти все вышеуказанные варианты требуют немалых финансовых вложений. Поэтому, менее расходный и более эффективный вариант может быть репетитор, который будет приходить к вам, или ваш ребёнок будет приходить к нему, и он будет объяснять все сложные моменты английской грамматики или выполнять любую другую задачу, которую вы перед ним поставите.
Здесь надо не забыть чётко поставить преподавателю цели. Английский язык имеет много аспектов. Говорение, письмо, грамматика, аудирование и т.д. Надо понимать, что занимаясь английским 2 раза в неделю по 2 академических часа, ваш ребёнок не освоит все эти навыки. Чтобы в школе была пятёрка и хорошо говорить - потребуется больше временных затрат. Поэтому для преподавателя надо ставить чёткие задачи, например: «сосредоточьтесь пожалуйста на разговорной речи» или «сосредоточьтесь пожалуйста на тестах, - у Пети сложности с грамматикой». Добившись положительного результата на одном поле, можно перейти на другое. Всё и сразу, к сожалению, не даст нужного результата.

Ну что же делать родителям, которые в силу каких-то причин ограниченны в средствах и сами английским не владеют? Ответ будет такой - необходимо разобраться самому в методах и подходах и направлять своего ребёнка в нужном направлении, т.е. просто быть осведомлённым о самом процессе.

ВАЖНО 1

Не важно, на сколько вы заняты. Вы всегда можете воодушевить вашего ребёнка смотреть фильмы или программы на английском языке. Это могут быть мультфильмы, фильмы или просто познавательные каналы, такие как "Discovery".

ВАЖНО 2

Если разбить всё овладение языком на способности, то мы получим три основных способности:

1) Говорение и письмо . Эта способность развивается посредством изучения правил, а также попыткой их использовать. Здесь необходим учитель, который будет Вас исправлять.

2) Понимание на слух . Эта способность развивается через просмотр фильмов, слушание аудиокниг, общение с англоговорящими приятелями. Правда, это должен быть не просто просмотр, а просмотр с проработкой материала. Выписыванием слов и их заучиванием.

3) Чтение . Эту способность развивают посредством чтения книг, различных статей с их переводом. Сейчас существует множество адаптированных книг, которые помогут Вам в этом.

Основой всех этих способностей является лексика , т.е. словарный запас. Кто-то может возразить, сказав, что надо ведь и правила ещё знать, чтобы говорить, одних слов недостаточно. Да, Вы правы. Но чтобы выучить основные правила, понадобится относительно немного времени. А вот чтобы пополнить словарный запас до свободного чтения книжек и понимания фильмов, уйдёт не один год.

Словарный запас пополняется всю жизнь. Чтобы облегчить этот процесс, можно воспользоваться увлекательным способом изучения слов на карточках. Именно, на реальных твёрдых бумажных карточках с транскрипцией и картинками!

ВАЖНО 3

Давайте количественную оценку процессу обучения. По окончанию месяца посмотрите в «таблицу успеха» сколько было сделано и оцените прогресс своего ребёнка. Если вы увидите, что прочитано 30 страниц текста, выучено 120 слов, просмотрено 4 фильма, заученно наизусть 10 текстов, 5 часов разговора в Скайпе с приятелями, то знайте, что ваш ребёнок на правильном пути. На определённом уровне, количество перейдёт в качество, и ваш ребёнок заговорит на английском языке.

Когда вы задумываетесь о подработке репетитором (или начинаете рассматривать это как основной вид заработка), перед вами встает вопрос — как найти учеников ?!

Как начать работать репетитором: даем объявление

Не советую пользоваться дедовскими методами — клеить объявления или кидать рассылку в почтовые ящики. Даже в наш век новых технологий почти на каждом заборе висит реклама услуг репетитора. Как вы думаете, что приходит на ум потенциальному ученику, который видит такие объявления? Преподаватель не умеет пользоваться интернетом? У него не хватает денег для размещения объявлений на сайте или нет компьютера? Он не ценит труд дворников, которые потом это все срывают?

В интернете есть много бесплатных специализированных сайтов (этот , этот или этот), помогающих разместить рекламу своих услуг (но вам придется заплатить определенную сумму после получения нового ученика), есть форумы жильцов микрорайонов, куда, скорее всего не бесплатно, вы также можете подать свое объявление, чтобы найти учеников.

На сайте зарегистрировались, следующий этап — презентация услуг . Кроме стандартного описания своих данных и загрузки подходящего фото вам нужно:

  • обозначить цену на занятия и их формат
  • рассказать, какой язык вы преподаете (общий или для специальных целей) и к каким экзаменам готовите (если готовите)
  • занимаетесь у себя или на выезде, а также занимаетесь ли дистанционно
  • обозначить желаемый возраст учеников, их уровень подготовки и цели обучения
  • рассказать о себе
Как начать работать репетитором: рассказываем о своих услугах

Цена занятий складывается из нескольких параметров:

  • популярность языка, который вы преподаете (преподаватели редких языков вроде корейского или польского имеют полное право просить больше, т.к. их мало кто знает, по сравнению с тем же английским)
  • ваш профессиональный опыт (и иногда образование — если вы закончили престижный ВУЗ, например, МГУ или МГИМО, можно слегка поднять цену)
  • место проведения занятий (если преподаватель выезжает к ученику, цена занятия будет выше)
  • репутация и отзывы . Набрали учеников, подготовили к экзаменам, они их успешно сдали — подвесили на сайт дипломы, опубликовали отзывы — и можно повышать цену на занятия. Хороший репетитор, как правило, стоит дороже.

Исходя из этих факторов, и просмотрев, сколько стоят репетиторы с похожими параметрами в вашем городе, надо определить продолжительность ваших занятий . До 7 лет обычно занимаются по 45 минут, с 7 — 14/15 по 60 минут, с 15 лет для большей эффективности лучше заниматься около 90 минут.

Вы можете преподавать общий язык (например, General English) или язык для специальных целей (Business English, Law English и т.д.). Последний, как правило, стоит дороже.

Дороже и подготовка к экзаменам . Исключением из правила может стать, разве что, ЕГЭ — к нему готовится очень много школьников, причем ученик часто занимается с 2-3 репетиторами по нескольким предметам одновременно, а кошелек родителей не резиновый — вот и оплачивается этот экзамен также, как и остальные занятия. А вот подготовка к международным экзаменам, типа TOEFL или IELTS, стоит больше обычных занятий.

Странной выглядит ситуация, когда репетитор (особенно почти без опыта работы) пишет, что он готовит ко всему — ЕГЭ, международные сертификаты, деловой английский … Складывается впечатление, что он хватается за все, и ничего не знает достаточно глубоко. Репетиторы с опытом работы, как правило, специализируются на чем-то одном — обучение деловому языку, подготовка к ЕГЭ или какому-то международному сертификату, и становятся экспертами в своем деле.

Место занятий. Идеальным мне кажется вариант, когда у репетитора есть свой кабинет, в котором он может создать рабочую атмосферу, где у него все под рукой. Ведь на занятия приходится таскать кучу вещей — книги (иногда их несколько к одному ученику), доп.материалы (слава богу у нас есть планшеты — туда вмещается значительная часть материалов к занятиям), для младших школьников — мяч, наглядные пособия, игрушки и т.д.

Отмечу еще занятия по skype , которые сейчас чрезвычайно популярны. Лично для меня их эффективность крайне сомнительна, хотя такие занятия очень удобны для ученика и учителя — никуда не надо ехать, комфортная обстановка, печеньки и кофе под рукой…

Многие начинающие репетиторы (и со мной такое тоже было) начинают хвататься за все возможные заказы, боясь не найти работы. Не переживайте, это просто дело времени! Если вы ответственно и с любовью относитесь к своему делу, ученики к вам потянутся. Главное — определитесь, с каким возрастом вам комфортнее всего работать. Как правило, легче работать либо со старшими школьниками, либо со взрослыми людьми. Для работы с детьми у вас должна к этому лежать душа, и нужно понимать психо-физиологические особенности разных возрастов, так что это дело вкуса.

Не берите учеников, с которыми вам потом будет некомфортно работать, просто из-за страха никого не найти!

Как начать работать репетитором: рассказываем о себе

Потенциальные ученики уже знают все нужные факты о вас, теперь нужно рассказать о себе . Вы можете посмотреть популярные странички репетиторов и как они себя рекламируют. Я в такой анкете кратко описываю свою методику, какие предъявляю требования к ученикам, и чего им следует ждать на занятиях. Это экономит и мое время, и время ученика — становится понятно, нужен ему такой репетитор или нет. Можно также указать, почему вы выбрали именно эту профессию и чем она вас привлекает. Поверьте, ученик всегда заметит, если вы любите предмет, которому обучаете, а еще лучше будет, если сумеете заразить и его своим энтузиазмом!

Итак, объявление готово, осталось отслеживать новые заказы и отбирать те, которые вам подходят (лучше по всем параметрам), чтобы потом занятия приносили радость и вам, и ученику!


Хороший педагог - важная составляющая успеха в изучении английского. Как не запутаться в многообразии предложений и по каким критериям выбирать преподавателя - рассказывает руководитель школы иностранных языков Алиса Резникова.

Алиса Резникова

Руководитель школы иностранных языков, преподаватель, автор программы изучения разговорного английского и французского за три месяца.

Вы взяли себя в руки и в очередной раз решили выучить английский язык. Вы в поисках педагога, и в глазах рябит от изобилия вариантов. Вам обещают репетитора с многолетним стажем и тремя образованиями, моментальные результаты, королевское произношение, подготовку к кембриджским экзаменам и обучение вашей ручной собачки. Перед вами первая сложность - выбор преподавателя. Впрочем, если на этом этапе принять правильное решение, эта же сложность станет и последней на пути к долгожданному понятному английскому.

На что же обратить внимание при выборе специалиста? Перед вами 11 основных аспектов.

1. Образование

Международные дипломы и сертификаты действительно подтверждают отличный уровень владения современным английским, а вот диплом лингвиста зачастую может быть тревожным звоночком. Важно понять, интересуется ли преподаватель развитием языка или он ограничен тем, что было изучено по учебнику много лет назад.

Помните, как в школе вас учили говорить we shall для передачи будущего времени? В современном английском эта форма давно считается устаревшей и практически не используется. К сожалению, с преподаванием английского во многих вузах ситуация аналогична той, что сложилась в школах.

В то же время, если у вашего преподавателя есть психолого-педагогическое образование, это может оказаться ощутимым преимуществом, так как педагог будет лучше чувствовать особенности вашего восприятия и сможет найти к вам подход, независимо от личных симпатий.

2. Опыт работы

Ни один диплом не может гарантировать того, что педагог будет слышать ваши вопросы, чутко адаптировать свои материалы и оперативно находить решения нестандартных проблем, которые могут возникнуть в ходе обучения. Это приходит с практикой. Кроме того, только опытный педагог сможет определить, что именно мешает вам на пути к освоению языка, и подобрать материалы, точно отвечающие вашим целям.

Даже если вы выбираете преподавателя, для которого английский - родной язык, его опыт работы всё ещё остаётся одним из важнейших критериев. Особенно сейчас, когда любой носитель языка может начать преподавать просто потому, что это востребовано на рынке образования. А ведь человеку, мыслящему с вами на одном языке, гораздо легче понять ваши проблемы и предложить способы их решения. Попробуйте сами придумать, как бы вы объяснили иностранцу, изучающему русский, произношение звука [ы]? А тот факт, что в почти идентичных фразах «Я иду из офиса» и «Я иду с работы» нужны разные предлоги?

Носитель языка всегда использует его правила интуитивно, не задумываясь о том, как они на самом деле работают. Помните об этом, когда вам покажется, что полностью англоязычный курс с иностранцем - это простое решение всех проблем.

3. Честность и профессионализм

giphy.com

Не стоит отказываться от преподавателя, который на один из ваших вопросов ответил: «Не знаю». Ведь и своим родным языком вы не владеете в совершенстве. Знаком ли вам смысл этих исконно русских слов: рундук, скарб, орарь? Вряд ли. Но эти пробелы в знаниях, скорее, являются вашими возможностями для роста и наверняка не мешают вам свободно общаться, работать, получать образование на русском языке.

Важная поправка: хороший педагог никогда не оставит вас один на один с проблемой и после его «не знаю» обязательно последует «я уточню информацию и отвечу вам в следующий раз».

4. Вовлечённость

Любой популярный язык в современном мире изменяется молниеносно. Ещё 15 лет назад мы недоумевали бы, услышав фразы вроде «Вышли на мыло» или «Кинь денег на мобильник». Теперь же они норма нашей повседневной жизни.

С английским ситуация обстоит даже интереснее. Благодаря тому, что это язык международного общения, он изменяется ещё более стремительно. Каждый год в английском языке появляется около 4 тысяч ! Причём изменения происходят так быстро, что российская школа не всегда успевает за ними: до сих пор на уроках английского можно встретить использование слова supper для обозначения ужина, хотя в реальности его уже давно вытеснил dinner.

Преподаватель может отлично владеть английским, но, если он не влюблён в этот язык, он сможет обучить вас только тому, что написано в учебниках, а не живому языку, с которым вы столкнётесь по окончании занятий. Спросите потенциального педагога о новых тенденциях в лексике или грамматике. И будьте уверены, если преподаватель не просто выучил язык когда-то, а действительно живёт им каждый день, ему будет что вам рассказать.

5. Программа обучения

Очевидно, что обещания из серии «выучи английский, пока спишь» мало соответствуют реальности. Если бы и был универсальный метод, работающий легко, быстро и для всех, весь мир уже давно говорил бы по-английски.

Суть в том, что идеального метода не существует, зато всегда есть метод, который будет подходить именно вам.

Согласитесь, было бы бесполезно учить ужа плавать брассом. Однако ужи отлично плавают, несмотря на свои «недостатки» в виде отсутствия лап. Ровно так же дела обстоят с английским: научиться общаться может любой человек, несмотря на свои «недостатки» в виде персональных особенностей восприятия информации. Ваша задача - найти преподавателя, готового адаптировать свой курс под вас, а не убеждающего вас в необходимости идти чётко по общей структуре.

6. Специализация

В английском языке очень популярна поговорка «Jack of all trades, master of none», которая описывает человека, берущегося за всё, но не являющегося мастером ни в чём. Очень часто в своих объявлениях преподаватели указывают, что могут подготовить вас и к ЕГЭ, и к международным экзаменам, и ко вступительным в медицинский вуз, и к командировке, и к туристической поездке в ЮАР.

Да, действительно, во всех этих случаях вам понадобится один язык - английский. Но разница может быть существенной, причём как в терминологии, так и в грамматике. Если у педагога в резюме указан такой разброс программ, обязательно уточните, преподаёт он все эти специальности сам или сотрудничает с другими преподавателями. Если он работает один, поинтересуйтесь его опытом именно в вашей целевой сфере.

7. Цена

Стоимость занятий английским может варьироваться от 5 до 225 долларов за академический час. Как ни парадоксально, совсем не факт, что дорогостоящие занятия приведут вас к желаемой цели. Основным критерием для вас должна стать не сама стоимость обучения, а соотношение цены и качества. Вряд ли вам хочется учить английский много лет, пусть это и будут занятия всего по 5 долларов.

8. Сроки

Этот критерий очень часто не указывается в объявлениях преподавателей по простой причине: они не готовы брать на себя ответственность за ваш результат. Скорее всего, на вопрос о сроках обучения вам ответят, что всё очень индивидуально, ведь у всех разная обучаемость. Это действительно так, но фокус в том, что ваша обучаемость станет очевидна для хорошего преподавателя за первые 2–4 встречи. Поэтому идеально, если на вопрос о длительности курса педагог называет приблизительные сроки и указывает, что точные цифры сможет сообщить вам примерно через неделю занятий.

9. Результаты

Неуверенный в своих силах преподаватель будет уходить от обсуждения ваших результатов в пространные размышления о том, насколько сильно они будут зависеть от вас, от частоты занятий и от положения Луны в третьем доме. Опытный же педагог лаконично представит вам возможные варианты развития событий: какие усилия и за какой срок смогут привести к тем или иным результатам.

10. Резюме и первое общение

Здесь есть два важных момента. Безусловно, должно быть лаконичным и грамотным, ведь именно оно отражает то, как преподаватель относится к работе и ведёт дела. Но более интересен другой аспект: то, как педагог преподносит вам информацию. Если он уже на первой встрече осыпает вас непонятными терминами и аббревиатурами, задумайтесь: скорее всего, в такой же манере он будет вести и ваши занятия.



giphy.com

Хороший педагог не будет заставлять вас краснеть от незнания простых вещей - вместо этого он сделает их для вас таковыми. Не смотреть свысока, быть понятным и доходчивым - норма общения такого преподавателя.

11. Любовь и ненависть

Насколько важно, чтобы вас привлекала и вдохновляла личность педагога, ровно настолько же не важно, чтобы вам было легко и приятно на занятиях с этим педагогом. Истинный учитель не будет стараться понравиться вам, не будет следовать вашим прихотям. Он будет делать ровно то, что поможет вам прийти к выбранной цели. В процессе вам могут быть непонятны его мотивы, вас может раздражать его придирчивость. Но надо всем этим вы посмеётесь вместе, когда к концу курса будете по-английски обсуждать, как начинались ваши занятия.

Сложно преувеличить важность осознанного выбора педагога для эффективного изучения иностранного языка. Ведь именно здесь, в самом начале пути, решается, потратите ли вы свои ресурсы впустую, упав в собственных глазах и затаив обиды на учителя, или влюбитесь в язык, достигнете намеченного уровня и с помощью нового мощного инструмента в ваших руках добьётесь целей, о которых раньше только мечтали.

РСЯ Motionplista плиткаСейчас читаютDFP 2 horizontal ads

2016-08-23 06:43:51

Ну что ж, как человек, нудно, долго и с переменным успехом изучающий языки - правда, в моем случае это немецкий - прокомментирую с точки зрения студента. 1. Не соглашусь с позицией автора по образованию. Международные сертификаты выдаются за НЕСКОЛЬКО недель тренинга и гарантирует, что автор прослушал курс из стольки-то часов. Высшее образование гарантирует, что преподавателя 5 лет обучали тонкостям как собственно языка, так и методики преподавания. Мой выбор - это однозначно высшее ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ образование + от 5 лет опыта работы преподавателем. И кстати shall - это "королевский" английский. В просторечии не употребляется, но когда я, будучи на важных переговорах желаю звучать аристократично - тут-то и идет в ход shall. 2. "Не знаю" Я безусловно откажусь от преподавателя, если он так мне ответит. Дело в том, что я не могу себе представить ситуации, когда я буду спрашивать что-то запредельное типа "рундук". Мы, студенты, люди более простые - спрашиваем про непонятные места в песне или в сообщении носителя с Фейсбука. Преподаватель должен владеть языком как минимум на уровне С1, в на этом уровне точно знают не только что мне сказал немец на фейсбуке, но и даже как будет рундук по немецки. Если же преподаватель этого не знает - у меня большой, нет - БОЛЬШОЙ! - вопрос к его профессионализму. 3. Насчет 4000 новых слов ежегодно. Как-то, проживая в России в давние 90е годы, я несколько лет не слышала английского языка. И вот наконец удалось мне найти свежайший сериал НЕПЕРЕВЕДЕННЫЙ! В оригинале! Плача от счастья, я начала его смотреть, и была мысль - наверное, слова уже изменились, новые появились! Просмотрела весь сезон, за все это время услышала только одно новое слово. Даже не новое слово, а старое с новым значением. Hammered - нетрезвый в стельку. Думаю, что значение новых слов очень сильно преувеличено. Американцы люди простые и словарный запас простой и не склонен к большим изменениям. 4. Специализация. Что касается изучения языка, то основная специализация - это экзамены. У нас, немецких студентов, это в основном TestDaf. И я не помню вообще, чтобы мне попадались преподаватели, которые готовят ТОЛЬКО к экзаменам. Но зато я встречала много преподавателей, которые помимо общего курса преподают и экзамены. Когда преподаешь 10-15-20 лет - можно, знаете ли, изучить не только преподавание общего курса. В частности мой преподаватель Елена - кандидат наук, доцент Высшей школы экономики, с опытом 13 лет - не только прекрасно довела меня уже вот до В2, но и успешно готовит к сдаче экзамена. И я кстати знаю что она и медиков готовит, и все у нее получается. 5. Сроки и результаты. Соглашусь с тем, что сроки и результаты должны быть четкими, замалчивание и неуверенность в этом вопросе - очень плохой признак. Я помню, что мне очень понравилось, когда мне в текущей моей школе, Alma Mater School, уже во время пробного урока предложили обсудить цели и результаты, которых хочу достичь. Помню, что я сказала что мне нужно для себя, а преподаватель поправила, что для себя - это не цель, ее не измерить и не поставить сроки достижения. И предложила мне поставить целью достичь уровня А2 для начала. Объяснила, что я на этом уровне смогу. Мне понравилось. Объяснила, сколько конкретно времени/занятий в среднем уходит на достижение этого уровня и что от меня зависит, растяну я этот срок или сокращу. Мне еще больше понравилось. Мне понравилась именно конкретика, то что люди сразу же ставят перед студентом сроки и цели. Очень круто и очень профессионально. В других школах мне просто давали учебник, преподавателя - и впреред, о каких-то целях-сроках речь вообще не шла. 6. Цена. Вот тут я бы очень порекомендовала не вестись на очень низкую цену. Допустим, моя Alma Mater не самая дешевая школа, порыться - так можно и в 2 раза дешевле найти. Только кто там учить будет за такую цену? И я даже знаю ответ - какие-то непонятные учителя, после которых я особо не продвинулась, я даже подозреваю что то были студенты языковых вузов. Да, я долго пытаюсь учить немецкий:) А в этой школе за 800 руб в час меня учит доцент одного из лучших вузов России. Есть разница? В целом у меня на занятия немецким уходит чуть больше 9000 рублей в месяц при занятиях 3 раза в неделю по 60 мин. Хотелось бы подешевле, но уже не дергаюсь, как говорится "работает? - вот и не трогай!" 7. Важный аспект, неупомянутый в статье. Все ваши попытки определить хорошего преподавателя напрасны, если вы собираетесь НА КУРСЫ. Прежде всего, потому что на курсах программа четкая, неизменная, от преподавателя мало что зависит. И из моего опыта - напрасная трата денег и что более важно - времени. Время говорения на каждого студента минимальное, то есть речь не развивается. Индивидуально работать с вами никто не будет, если что-то не понял - ваши проблемы. Правда, там есть большой плюс - низкая цена. Так что если вы усидчивы и склонны к самообразованию - то это ваш вариант. Мне лично помогло только одно: хороший преподаватель в формате индивидуальных занятий по скайпу с контролем сроков и ежемесячными отчетами об успеваемости.

Здравствуйте, уважаемые читатели и все, кто заглянул ко мне на сайт!

Сегодня я хотела бы рассказать о своём личном опыте, как я начала работать репетитором по английскому языку. В последнее время мне приходится делиться своим опытом со своими учениками, которые уже заканчивают университеты и хотят дополнительно работать в качестве репетитора.

Именно так, в качестве дополнительного заработка, многие видят в этом предназначение. Не спорю, я тоже начинала этот путь с возможности подзаработать и набраться опыта.

Моя первая работа в качестве учителя

До окончания педуниверситета мне оставалось полтора года, когда я задумалась о том, чтобы попробовать себя в качестве репетитора. Было это в конце 2004 года. Мне было 20 лет. Я долго думала, как же рассказать о своих услугах.

В то время я устроилась на полставки в одно из училищ г. Казани. Там я преподавала немецкий и английский языки. Надо сказать, что большинство детей там было из неблагополучных семей. И, естесственно, иностранный язык там никому не нужен был.

Но, потратив огромные усилия, я смогла заинтересовать несколько учеников, чему я была очень рада, учитывая мой небольшой опыт в ведении уроков и, тем более, в общении с трудными подростками.

Мои первые ученики

Проработав там полтора года, получая тогда сущие копейки, я всё же получила огромный опыт и накопила достаточно учебного материала. Недолго думая, я решила заняться своим «продвижением».

Напечатала рекламные листовки и бросала их по почтовым ящикам в домах. Причём тогда ещё не было домофонов и вход в подъезды был свободным. Надо сказать, этот метод оказался удачным для меня, так как целых два ученика обратились ко мне.

С первым надо было делать домашние задания, со вторым — подтягивать по школьной программе. Помнится, я брала за 60 минут — 200 р. (выезжала к ним).

С этого момента я начала свои первые занятия. Честно сказать, выполнять домашние задания было слишком скучно для меня. Тут никакого развития не получишь. Особенно, если ученику нужно просто сделать домашку, а он даже не хочет её понимать. Лишь бы двойки не было!

А вот со вторым учеником было интереснее заниматься. Девочка была способной и схватывала всё быстро. С ней мы очень хорошо продвинулись.

Моё знакомство с компанией «Ваш репетитор»

Но как-то в интернете я набрела на сайт Ваш репетитор. Изучила его, вроде нормальным показался. Решила подать анкету и забыла. Дело было в 2008 году. Где-то через месяц мне позвонили, чтобы уточнить мои данные. Я была удивлена, так как совсем не ожидала.

С этой компанией я начала сотрудничать с 27 ноября 2008 года. Именно тогда мне и дали первого ученика, Анатолия (11 класс, подтянуть грамматику). Я очень обрадовалась своему первому заказу. А политика этой компании такова, что они дают тебе ученика, а ты платишь им единожды сумму занятия. Раньше так было, сейчас чуть-чуть побольше. Но в итоге, всё равно обе стороны в выигрыше.

И с этого момента началась моя активная репетиторская деятельность. Я не понимаю, почему многие до сих пор клеят объявления, когда можно зарегистрироваться в подобных сайтах. В интернете сейчас очень много похожих компаний, но, по-моему, они не дотягивают до той популярности, которую имеет компания Ваш репетитор.

Помню самое сложное было для меня тогда — это завести электронный кошелёк, на который нужно было закидывать деньги и, таким образом, расплачиваться с компанией. Но, справившись с этой задачей, я очень полюбила эту систему электронных денег!

Они все разные...

или немного о саморазвитии

Работая и по сей день в этой копании, я знакомлюсь со многими интересными учениками, с новыми задачами, которые они ставят передо мной.

Кому то непонятна грамматика, кто-то вдруг надумал сдавать ЕГЭ по английскому, взрослым ученикам обычно нужен разговорный для выезда заграницу, кому-то просто нравится изучать иностранные языки и хотят знать его лучше. Все ученики разные, задачи — тоже.

Самое главное, что я выношу из этих занятий — колоссальное саморазвитие. Да! Именно сама развиваюсь и в плане языка, и в плане методики преподавания. Пусть уж простят меня школьные учителя (сама таковой являюсь), но в школе я остановила своё развитие, за исключением того, что некоторые ученики хоть как-то держат меня в тонусе!

Слишком много бумажной волокиты, большая нагрузка (сейчас у меня 30 часов+классное руководство), группы с разным уровнем и т.д. Всё это одновременно и огорчает меня, и делает выносливее. Работа в школе вообще многому меня научила...

Некоторые говорят мне оставить школу и переходить работать на себя, развиваться на частных занятиях. Но! Меня держит школьная атмосфера, общение с разными учениками (не только о предмете), я познаю этапы развития детей и мне это ужасно интересно (ведь сама когда-нибудь стану матерью). В конце концов, хоть какой-то режим есть, самодисциплина. Но сейчас речь не об этом...

Помимо моего любимого форума (efl.ru — раздел "Преподавание английского языка), я также изучала бумажную литературу по различным методикам преподавания. Книг, о том как учить английскому языку, на самом деле, сейчас много, все они разные по стилю написания и содержания.

Нельзя сказать, что вот она — идеальная методика! Но прочитав все эти книги, я могу сложить своё мнение и выбрать то, что подходит идеально для меня. Где-то возьму интересные приёмы, где-то автор хорошо мотивирует, а где-то и вовсе дают идеи, которые помогают скреативить что-то своё!

Из этого всего и складывается собственная методика и уверенность в своих силах, что всё получится! Но, конечно, всё это нужно воплощать и апробировать, а то чтение так и останется чтением!

Итак, предлагаю ознакомиться с моими методическими книгами, в которые я время от времени заглядываю, потому что вот так за раз их невозможно прочитать. К ним нужно возвращаться постоянно!

Первые две книги я купила под влиянием компании «Ваш репетитор». Я давно их ждала. Авторы этих книг — практикующие репетиторы Москвы на этом сайте.

Одни из первых моих книг для репетиторов

Методика английского для репетиторов (Марина Иванова)

Марина Иванова-репетитор английского языка, пишет очень просто и доступно для начинающих репетиторов, описывает свой опыт работы с дошкольниками и школьниками, очень интересно читать, как работают другие репетиторы. Опытные репетиторы могут найти также всевозможные методические приёмчики и фишки.

В качестве ознакомления вы можете скачать одну из её книг (авторская методика)

Моя профессия-репетитор (Анна Малкова)

Анна Малкова-репетитор по математике, очень хорошо и подробно описывает принципы работы репетитора, ни как дополнительный заработок, а как настоящая самостоятельная профессия.

В книге рассмотрены все подводные камни репетиторской деятельности, даются ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у новичка.

Следующие книги, я считаю, должен обязательно иметь каждый репетитор (учитель).

Must have книги для репетиторов и учителей

Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс (Е.Н. Соловова)

Для ознакомительного чтения вы можете эту книгу. Надеюсь, она вам понравится!

Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс (Е.Н. Соловова)

Это пособие уже для тех, кто знаком с основами методики. Книга знакомит с коммуникативными технологиями обучения иностранным языкам — использованием видео, музыки, пословиц, диктантов и игр на уроках.

Далее идут книги, возможно, некоторым уже знакомы ещё с института. Но всё же я их тоже назову, так как, наверняка, они могут быть полезны начинающих репетиторам, которые не имеют педагогическое образование. Они идут из серии настольных книг для учителей иностранных языков.

Урок иностранного языка (Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева)

Книга довольно увесистая, 640 стр. Главная задача данного пособия — развить у учителя умение творчески планировать и проводить любые уроки на любом материале, в любых новых условиях. Пригодится начинающим педагогам. Часто попадаются интересные мысли и идеи.

Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие (Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др.)

С этой книгой у меня связаны особые воспоминания. Впрочем, она являлась самой первой моей книгой в институте. Я до дыр её использовала, тогда ещё не было практических руководств. Она действительно как справочник. Сейчас я уже в неё мало заглядываю. Но настольгия наплыла, когда я её достала и сделала фото для вас.

Настольные книги для преподавателей иностранных языков

Завершает наш хит-парад книг для репетиторов (учителей) следующие две книги:

Обучение иностранным языкам (А. Н. Щукин)

Эта книга больше теоретическая, но её необходимо знать тем, кто вступает на поприще образования, кто планирует связать свою жизнь со школой и обучением. Примечательно в ней то, что в конце имеется англо-русский словарь (3000 слов и словосочетаний из области методики и обучения)

Английский язык. Современные методы обучения (А. В. Конышева)

Книга интересна тем, что раскрывает современные методы обучения и их можно использовать для организации самостоятельной работы учеников. Также занимателен материал о ролевых играх, о том, как делать проекты, использовать опоры. Для себя открыла новый метод — Дальтон-план.

Полезные и информативные книги

Вот и завершаю этот пост, но не останавливаюсь писать о репетиторстве, как о самостоятельной профессии. Если вы хотите стать репетитором или уже таковым являетесь, то не пропустите следующие статьи на эту тему. Подписывайтесь на обновления!

P.S. А вы занимаетесь репетиторством? Доставляет ли вам удовольствие? Очень интересен ваш опыт!