Как правильно списать основные средства (пришедшие в негодность). Списание основных средств: документальное оформление

Одним из способов выбытия основных средств является его ликвидация.Ликвидация основных средств осуществляется в результате:

    списания в случае морального и (или) физического износа;ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, вызванных форс - мажорными обстоятельствами;по другим аналогичным причинам.
Порядок ликвидации и списания с баланса объектов основных средств установлен п.п.94 - 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н.

1) Создание комиссии.

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.В компетенцию комиссии входит:
    осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;составление акта на списание основных средств (форма N ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место).
2) Составление акта на списание основных средств. Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 утверждены новые формы первичной учетной документации по учету основных средств.Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются следующие формы:
    Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) - форма N ОС-4 ;Акт о списании автотранспортных средств - форма N ОС-4а;Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) - форма N ОС-4б.
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. При списании автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции). В показателях граф "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость":
  • - по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;
  • - по объектам, не проходившим переоценку, - первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
  • В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
  • Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:
  • - в разделе 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма N ОС-4);
  • - в разделе 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма N ОС-4а);
  • - в разделе 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств" (форма N ОС-4б).
3) Оприходование материальных ценностей. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.4) Отметка в инвентарной карточке (книге) . На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 утверждены следующие формы для учета наличия и движения объектов основных средств:
    Инвентарная карточка учета объекта основных средств - форма N ОС-6 ;Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств - форма N ОС-6а;Инвентарная книга учета объектов основных средств - форма N ОС-6б (для малых предприятий).
Указанные формы ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре.Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

2. Бухгалтерский учет

Согласно п.101 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н списание стоимости объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто: по дебету счета учета списания (реализации) основных средств - первоначальная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при реализации основных средств и др.), а по кредиту указанного счета - сумма начисленных амортизационных отчислений, сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам. Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации (п.103 Методических указаний) . Согласно п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н расходы, связанные со списанием основных средств, включая их остаточную стоимость, учитываются в составе:
  • внереализационных расходов – в случае списания при моральном и физическом износе основных средств;
  • чрезвычайных расходов - в случае списания в результате аварий, стихийных бедствий и в иных чрезвычайных ситуациях.
Доходы в виде материальных ценностей, оставшихся после списания основных средств отражаются соответственно в составе внереализационных или чрезвычайных доходов.В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками: Дт 01-"Выбытие основных средств" Кт 01 - отражена первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств; Дт 02 Кт 01-"Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации; Дт 91-2 (99) Кт 01-"Выбытие основных средств" – списана остаточная стоимость объекта основных средств; Дт 91-2 (99) Кт 23 (25, 69, 70, другие счета) – списаны затраты, связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств; Дт счета 10 Кт 91-1 (99) - оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств (по рыночной стоимости) .

3. Налоговый учет

В целях исчисления налога на прибыль необходимо руководствоваться главой 25 НК РФ. Согласно пп.8 п.1 ст.265 НК РФ в составе внереализационных расходов , уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы. При этом, необходимо учитывать требования ст.252 НК РФ о том, что расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Согласно п.13 ст.250 НК РФ в составе внереализационных доходов должны учитываться доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Исключение составляют доходы, указанные в п.18 ст.251 НК РФ, а именно, доходы в виде стоимости материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Указанные доходы не учитываются в целях налогообложения.Дата признания дохода в виде стоимости полученных материальных ценностей определяется в зависимости от метода определения доходов и расходов.При методе начисления такие доходы признаются на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (пп.8 п.4 ст.271 НК РФ).При кассовом методе такие доходы признаются в момент оприходования имущества (п.2 ст.273 НК РФ).В целях исчисления налога на добавленную стоимость необходимо руководствоваться главой 21 НК РФ. Основной вопрос, возникающий при выбытии недоамортизированных основных средств – нужно ли восстанавливать НДС с остаточной стоимости выбывающих основных средств? Позиция налоговых органов. Уплаченная при приобретении ОС и принятии их к учету сумма налога, на которую уменьшен подлежащий уплате в бюджет НДС, должна быть восстановлена в части НДС, которая приходится на остаточную стоимость объекта, недосписанную на издержки производства и обращения через амортизацию. Данная позиция изложена, в частности, в Письме УМНС России по г. Москве от 02.11.2001 N 02-11/50849.Аргументы против. Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено, что при выбытии основных средств до их полной амортизации налогоплательщик обязан возвратить в бюджет налог на добавленную стоимость, приходящийся на остаточную стоимость основных средств. Таким образом, выбытие основных средств до их полной амортизации не влечет возникновения обязанности налогоплательщика по возврату в бюджет налог на добавленную стоимость, приходящегося на остаточную стоимость выбывших основных средств. Такое решение было принято ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2003г. по делу № А44-1997/02-С9 .При исчислении налога на добавленную стоимость необходимо так же учитывать, что согласно пп.2 п.1 ст.146 НК РФ передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций признается объектом обложения НДС.Пример. Организация производит ликвидацию оборудования в связи с полным моральным и физическим износом. Первоначальная стоимость оборудования 30 000 руб., сумма начисленной амортизации - 26 000 руб. Расходы по ликвидации (демонтаж) оборудования составили: - заработная плата и ЕСН работников, занимавшихся разборкой оборудования - 1000 руб., общепроизводственные расходы - 500 руб. Стоимость деталей и узлов, полученных от ликвидации - 2000 руб. В бухгалтерском учете организации будут оформлены проводки:В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками: Дт 01-"Выбытие основных средств" Кт 01 – 30 000 руб. - отражена первоначальная стоимость списываемого оборудования; Дт 02 Кт 01-"Выбытие основных средств" – 26 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации; Дт 91-2 Кт 01-"Выбытие основных средств" – 4000 руб. - списана остаточная стоимость оборудования; Дт 91-2 Кт 69, 70 – 1000 руб. - списаны затраты на заработную плату и ЕСН работников, занимавшихся разборкой оборудования связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств;Дт 91-2 Кт 25 – 500 руб. - списаны общепроизводственные расходы, связанные с ликвидацией оборудования; Дт счета 10 Кт 91-1 - 2000 руб. - оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств (по рыночной стоимости) . Дт 99 Кт 91-9 – 3 500 руб. - на сумму убытка от ликвидации оборудования.В целях налогового учета: сумма внереализационных расходов составит 5 500 руб. (4000 + 1000 + 500); сумма внереализационных доходов составит 2000 руб.

Осуществляется на счете 01. При этом применяется разделение этих активов на находящиеся в резерве (запасе), эксплуатации, в стадии достройки, частичной ликвидации, на консервации, дооборудования, модернизации, реконструкции и так далее.

Общая классификация

В соответствии с имеющимися правами на объекты ОС могут разделяться на:

  1. Принадлежащие предприятию в качестве собственности.
  2. Находящиеся в оперативном управлении, переданные в безвозмездное использование, хозяйственное ведение.
  3. Полученные в лизинг, аренду.

Бухгалтерский учет

Порядок его организации и отражения на счетах хозяйственных операций в некоммерческих и коммерческих предприятиях (кроме банков, других небанковских финансово-кредитных организаций, компаний, находящихся на бюджетном финансировании), а также у индивидуальных предпринимателей устанавливается особой Инструкцией. Ее положения утверждены постановлением Минфина. На основании указанной Инструкции и прочих отраслевых норм и правил организации самостоятельно должны разработать локальные акты, необходимые для обеспечения контроля над использованием и учетом ОС. Данными бумагами утверждаются, в частности:


Цели бухучета

Фиксирование перемещения ОС обеспечивает:

  1. Правильное документальное оформление списания основных средств, их поступления и внутреннего перемещения.
  2. Формирование затрат, касающихся принятием активов как ОС к учету.
  3. Своевременное и полное отражение амортизации объектов.
  4. Достоверное определение результатов от реализации и прочих типов выбытия ОС.
  5. Полную оценку затрат, которые связаны с содержанием и проведением разных видов ремонтов объектов.
  6. Определение расходов на осуществление модернизации, частичной ликвидации, реконструкции, достройки и дооборудования ОС.
  7. Контроль над сохранностью активов, которые приняты к бухучету.
  8. Получение информации, необходимой для раскрытия в отчетности по ОС.
  9. Выполнение анализа эксплуатации основных средств.

Особые сведения

В качестве единицы бухгалтерского учета ОС выступает инвентарный объект. Он может идти со всеми принадлежностями и приспособлениями или являться обособленным конструктивно предметом. Объектом ОС может быть самостоятельная группа ценностей, которые представлены одним целым и предназначаются для исполнения конкретных функций. Обособленный комплекс может быть в виде одного или нескольких предметов, у которых общие принадлежности и приспособления, управление или они смонтированы на едином фундаменте. Вследствие конструктивных особенностей каждый элемент может исполнять функции только в составе группы, а не самостоятельно. Например, в стоимость транспортного средства включена цена запасного колеса с камерой и покрышкой, а также набора инструментов.

Капитальные вложения

В случае присутствия в составе одного объекта частей с различным нормативным сроком полезного применения или службы, каждая из них учитывается в качестве самостоятельного инвентарного предмета. Так, например, капитальные вложения в участки земли, на коренное улучшение территорий (оросительные, осушительные и прочие мелиоративные мероприятия) и в воду, недра и иные природные ресурсы будут учитываться отдельно. Поступления на совершенствование состояния надела, находящегося в собственности предприятия, фиксируются в составе объекта, в отношении которого они были осуществлены. Капвложения во взятое в аренду ОС учитываются как самостоятельные поступления, если по договору аренды такие отчисления будут считаться собственностью арендатора. Объект, которым владеют две и более организации одновременно, отражается соразмерно долям.

Важный момент

Все хозяйственные операции, которые связаны с внутренним перемещением, поступлением или выбытием ОС, должны своевременно регистрироваться в статьях бухгалтерского учета. По самому факту осуществления операции составляется первичный акт (на списание основных средств, поступление либо направление их по какой-либо статье). В соответствии с этими бумагами будет осуществляться бухгалтерский учет ОС.

Особенности составления бумаг

Оформление списания основных средств осуществляется в соответствии с требованиями отраслевого законодательства. Правила установлены также в упомянутой выше Инструкции. Постановлением Минфина утверждена также унифицированная форма списания основных средств. Она должна быть заполнена соответствующим образом по установленным нормативам. В частности, образец акта списания основных средств содержит поля для внесения всех необходимых реквизитов. После заполнения бумага должна подписываться ответственными сотрудниками. Акт на списание основных средств может содержаться на электронном либо бумажном носителе.

Инвентарный номер

Он присваивается каждому объекту ОС вне зависимости от того, используется ли он (находится в эксплуатации), законсервирован или отправлен в запас. Это необходимо для обеспечения контроля над сохранностью и организации учета имущества. Инвентарный номер присваивается в бухгалтерии в момент принятия объекта к бухучету. Если предмет имеет несколько фрагментов с разными сроками полезного использования и учитываемые как отдельные, каждой части будет присвоен свой инв. номер. Объект может состоять из нескольких элементов, для которых установлен общий период эксплуатации. В этом случае ему присваивают один номер. Назначенное число сохраняется за предметом в течение всего времени нахождения его на данном предприятии. Инвентарный номер выбывшего ОС не может перейти к вновь поступившему в течение пяти лет с года, следующего затем, когда был утвержден акт на списание.

Выбытие активов: краткая характеристика

Для фиксирования перемещения активов открывается специальный счет списания основных средств к сч. 01. Законодательством установлены случаи, когда может иметь место выбытие ОС. Причины списания основного средства могут быть следующими:

  1. Износ.
  2. Безвозмездная передача.
  3. Продажа.
  4. Полная либо частичная ликвидация.
  5. Авария, стихийное бедствие или иная чрезвычайная ситуация, которая повлекла невозможность последующей эксплуатации или нецелесообразность восстановления.

Специфика

Сумма списания основных средств в случае продажи принимается к учету согласно договору, в соответствии с бумагами, составленными по установленным законом правилам. При ОС между предприятиями одинаковой формы собственности остаточная стоимость (восстановительная первоначальная стоимость за минусом амортизации) и затраты по передаче по решению владельца относятся к внереализационным расходам. Списание основных средств бюджетных учреждений при безвозмездной передаче осуществляется с отнесением затрат на увеличение расходов соответствующих статей и элементов классификации. Издержки и прибыль от выбытия отражаются как внереализационные или операционные в периоде отчетности, к которому они отнесены. Стоимость объектов списывается с бухгалтерского баланса.

Учет выбытия

Существует определенный порядок списания основных средств. Выбытие ОС в результате обмена, продажи, внесения в уставной фонд и в прочих предусмотренных законом случаях осуществляется в соответствии с договором. При этом списания объекта основных средств (приемки-передачи). Кроме этого, заполняется товарно-транспортная накладная (Минфином утвержден ее образец). Списания основных средств с заполнением ТТН-1 осуществляются в случае, если ОС перемещается с использованием транспорта. При выбытии может также составляться товарная накладная на оприходование и отпуск материальных ценностей по форме ТН-2. Она также утверждена постановлением Минфина и, согласно правилам, сопровождает акт на списание, если при перемещении ОС не используется транспорт (например, отпуск может осуществляться почтой).

Порядок списания основных средств

Выбытие ОС первоначально отражается посредством соответствующих записей. На их основании определяется остаточная стоимость предметов. В частности, документальное оформление списания основных средств следующее:

По дебету сч. 01, субсч. "Выбытие ОС" и кредиту сч. 01 осуществляется снятие восстановительной (первоначальной) цены.

По дебету сч. 02 "Амортизация ОС" и кредиту сч. 01, субсч. "Выбытие ОС" отражается сумма накопившейся амортизации.

Остаточная стоимость

Она отражается в зависимости от причины списания основного средства в той или иной строке баланса. В частности, делаются следующие записи:


Документальное оформление списания основных средств может осуществляться без использования субсч. "Выбытие ОС" сч. 01. При этом накопленная амортизация может быть отражена непосредственно на дебете сч. 02 в корреспонденции с кредитом сч. 01.

Корреспонденция

Расходы, которые связаны с выбытием ОС в результате внесения в уставной фонд в качестве вклада, обмена, продажи, списываются в дебет сч. 91, вследствие ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, ЧС, безвозмездной передаче - в дебет сч. 92 в корреспонденции со счетами:

  1. 26 "Общехозяйственные затраты", 23 "Вспомогательное производство" - на транспортные и производственные расходы, связанные с демонтажем.
  2. 44 "Реализационные расходы" - на сумму издержек, касающихся упаковки, транспортировки проданного имущества, оплаты маркетинговых и посреднических услуг, сборов, пошлин и прочего.
  3. 51 "Р/с" - по размеру денежных платежей, которые связаны с выбытием.
  4. 68 "Расчеты по сборам и налогам" - по сумме НДС и прочих отчислений.

Доходы по выбытию

Они списываются с кредита сч. 91 "Операционная прибыль и расходы" в дебет таких счетов, как:


Итоги выбытия отражаются в бухучете по дебету (кредиту) сч. 91 "Операционные затраты и доходы", сч. 92 "Внереализационные расходы и прибыль" в корреспонденции с кредитом или дебетом сч. 99 "Убытки и доходы" по тому отчетному периоду, к которому они отнесены.

Неиспользуемые ОС

Порядок списания основных средств, которые не применялись в производственном процессе и не подлежат последующей эксплуатации по прямому назначению (кроме передаточных устройств, сооружений и зданий), остаточная стоимость для каждой единицы которых не больше 10 000 базовых величин, которые находятся на балансе юрлиц, подчиненных органам госуправления и прочим государственным организациям, устанавливается соответствующей Инструкцией. Она утверждена постановлением Совмина. Списание основных средств категории "неиспользуемые" производится по состоянию на 1-е число месяца в соответствии с решением юридических лиц и по согласованию с органами госуправления и прочими государственными организациями.

Особые указания

Отходы и лом драгоценных, цветных и черных металлов, полученные вследствие списания основных средств, относящихся к категории "неиспользуемые", должны быть направлены юридическими лицами на переработку в соответствии с правилами, установленными законодательством. Отправка сырья осуществляется организациям, которые имеют разрешительные бумаги (лицензии) на выполнение работ по заготовке отходов и лома цветных и черных металлов.

Дальнейшее применение

Для определения эффективности и целесообразности последующей эксплуатации основных средств, а также для оформления соответствующей документации о списании данных объектов на предприятии распоряжением руководства может быть образована действующая постоянно комиссия. В ее составе присутствуют компетентные должностные лица. В их число включается и главный бухгалтер, а также сотрудники, которые несут ответственность за сохранение основных средств. Дополнительно к работе комиссии могут привлекаться представители уполномоченных служб и инспекций.

Компетенция комиссии

В задачи данного органа входит:

  1. Осмотр объектов, которые подлежат списанию, с применением соответствующей технической документации, данных бухучета. В ходе данной процедуры устанавливается непригодность ОС к восстановлению и последующей эксплуатации.
  2. Выявление оснований для выбытия ОС. Это могут быть, кроме приведенных выше, нарушения порядка эксплуатации предмета (использование не по назначению, в условиях, не соответствующих техническим характеристикам и так далее), продолжительный простой (неиспользование в производственных целях).
  3. Установление лиц, виновных в появлении необходимости преждевременного списания объектов ОС, внесение предложений о применении к ним соответствующего наказания, предусмотренного в отраслевом законодательстве.
  4. Выявление возможности эксплуатации отдельных элементов, материалов, деталей, узлов выбывающего предмета, их оценка с учетом цен вероятного использования.
  5. Проведение контрольных мероприятий в ходе изъятия из списываемых ОС драгоценных материалов, цветных металлов с определением их веса и количества.
  6. Составление соответствующих бумаг. Речь идет, в частности, об актах списания ОС.

Результаты деятельности комиссии

Для проведения анализа целесообразности списания уполномоченный руководством предприятия орган должен получить письмо-заявку. К нему должен быть приложен список неиспользуемых ОС. Комиссия оценивает состояние предметов на месте их расположения. Результаты решения уполномоченного органа оформляются соответствующим актом по ф. ОС-4, для автотранспорта - ОС-4а, либо по ф. ОС-4б (кроме транспорта) - для групп объектов. В бумаге приводятся данные, которые характеризуют предмет. В частности, указывается год постройки или изготовления, дата принятия ОС к бухучету, период срок полезного пользования, исходная стоимость, размер начисленной амортизации, проведенные ремонты. Кроме того, в акте содержатся причины списания с обоснованием невозможности восстановления, описание конструктивных элементов, частей, деталей, узлов. Бумага утверждается начальником предприятия. Демонтаж и разборка ОС до удостоверения актов списания не допускается.

Основные средства списываются с баланса фирмы не так часто, однако, это довольно сложный процесс, и у бухгалтера могут возникнуть сомнения в правильности выполнения процедуры списания. Для того чтобы избежать ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, следует вспомнить нюансы до начала работы. Причинами выбытия объектов являются переход прав собственности, их непригодность для последующего использования, недостача при инвентаризации и другие. В любой ситуации списание необходимо документально зафиксировать.

Документальное оформление списания

Главными нормативными документами, которые содержат рекомендации по , являются:

  • ПБУ 06/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету ОС № 91н от 13.10.2003;
  • Налоговый кодекс РФ.

Согласно методическим рекомендациям процедуру списания объекта ОС предваряет приказ руководителя о создании комиссии, целью которой является определение пригодности ОС, а также оформление документов о его выбытии. В комиссию включаются один из сотрудников бухгалтерии, лицо, ответственное за сохранность ОС, а также работники, которые являются компетентными в технических вопросах списываемого объекта. Помимо членов комиссии, в приказе может быть прописан список действий, которые она должна выполнить.

Важно! Некоторые организации (в основном бюджетной сферы) перед списанием обязаны проводить техническую экспертизу объекта основных средств. Обычно это условие устанавливает вышестоящая организация. Такая экспертиза проводится специализированной фирмой.

Прежде чем вынести решение относительно объекта, комиссия выполняет следующие действия:

  • Непосредственный осмотр ОС с предварительным изучением технических и бухгалтерских документов по данному объекту;
  • Рассмотрение возможности и целесообразности восстановления объекта (бывают случаи, когда восстановление возможно, но оно сопровождается большими затратами, равнозначными стоимости покупки нового оборудования или техники);
  • Выявление причины списания основного средства (износ, аварийная ситуация и т. д.) и виновных лиц, если таковые имеются;
  • Определение допустимости применения частей, материалов выбывающего средства в дальнейшем и оценка их актуальной стоимости на рынке.

Как результат своей работы, комиссия оформляет заключение, которое прописывается в акте списания либо оформляется в виде отдельного документа. После завершения работы комиссии желательно оформить новый приказ руководителя о ликвидации объекта, дабы избежать претензий со стороны налоговой службы. Он послужит основанием для начала работ по ликвидации.

Оба приказа необходимо подписать всем членам комиссии в пункте «С приказом ознакомлены».

Акт о списании заполняется после завершения всех ликвидационных работ. Существует несколько стандартизированных форм акта, выбор которого зависит от вида основного средства. В стандартных ситуациях это форма № ОС-4. Иная форма предусмотрена для списания автотранспорта и групп объектов ОС.

В то же время у организаций есть возможность самостоятельно разработать документ о списании, предусмотрев в нем все необходимые поля. Таковыми являются:

  • Дата формирования акта;
  • Номер и дата приказа руководителя;
  • Состав комиссии;
  • Причина списания;
  • Обнаружившиеся годные детали и материалы и т. д.

Новую форму необходимо отразить в приложении к учетной политике. Составляется два идентичных акта, один экземпляр хранится в бухгалтерии, а другой – у сотрудника, с которым подписан договор о материальной ответственности.

После получения документа бухгалтер ставит пометку о списании основного средства в соответствующей инвентаризационной карточке. Акт является основанием для оприходования металлолома и деталей, признанных годными.

Нельзя списывать ОС в связи с тем, что они не применяются, на забалансовый счет. Основные средства либо списываются с баланса по одной из причин, указанных в ПБУ, либо продолжают «висеть» на 01 счете. На забалансовых счетах учитываются лишь те ОС, стоимость которых при первичном отражении в учете полностью списывается на затраты.

Отражение списания ОС в бухгалтерском учете: основные проводки

В момент поступления акт о списании в бухгалтерию, в учете отражаются такие операции:

  • Перенос первоначальной – если не было восстановления ОС – стоимости оборудования (техники) в дебет счета 01 на отдельный субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Величина накопленной амортизации по оборудованию или технике списывается в кредит счет 01, субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Списание остаточной стоимости объекта с кредита счета 01 в дебет счет 91, субсчет 91–1 «Прочие расходы»;
  • Расходы, полученные фирмой в процессе выбытия ОС, начисляются на 91 счет в корреспонденции с 70 (69), 60 счетами в зависимости от конкретной операции;
  • Материалы (детали, металлолом), полученные от списанного оборудования, приходуются на 10 счет и показываются как доход на счете 91, субсчет «Прочие доходы».

Налоговый учет: некоторые аспекты

Для того чтобы расходы, образовавшиеся при выбытии, были признаны в налоговом учете, необходимо их правильно обосновать в акте. Расходы будут приняты к учету в том периоде, в котором начислены, если причиной списания является износ либо аварийные ситуации. В других случаях расходы либо не признаются (при дарении ОС), либо распределяются равными суммами в течение оставшегося срока амортизации (при его реализации).

Все активы (металлолом, детали), полученные при выбытии ОС, принимаются к учету по рыночной стоимости и включаются во внереализационные доходы. Момент отражения их в учете зависит от метода – кассовый или начисления – определения доходов. Обычно организация получает убыток от выбытия ОС.

Списание основных средств – довольно трудоемкая процедура, поэтому все документы и проводки необходимо внимательно оформить, чтобы в дальнейшем не было выявлено ошибок.

Рассмотрим, как ведется бухгалтерский учет выбытия основных средств на конкретных примерах, какие при этом составляются проводки. Учет в бухгалтерии при выбытии основных средств зависит от того, каким образом объект покидает предприятие.

Выбытие основных средств

Возможны два случая выбытия основных средств:

  1. Списание основных средств – снятие объекта с учета по каким-либо не зависящим от воли предприятия причинам, это может быть, например, физический или моральный износ, кража, хищение.
  2. Передача основного средства другим организациям (продажа, обмен, дарение, взнос в уставный капитал другого предприятия).

Первичные документы, на основе которых происходит выбытие объекта основных средств: при списании - (форма ОС-4, ОС-4а, ОС-4б), при выбытии в другую организацию ( , ОС-1б). Также составляется приказ на списание основных средств, скачать приказ можно в .

В заключение делается соответствующая отметка в .

Выбытие основных средств (списание при износе)

Если объект физически или морально износился и не пригоден к дальнейшему использованию, то его необходимо списать, то есть снять учета. Списывается объект по остаточной стоимости в прочие расходы предприятия.

Проводки при выбытии основного средства при его списании (физический или моральный износ):

Выбытие основных средств (при продаже)

Продажа объекта ОС оформляется через счет 91 “Прочие доходы и расходы”, по дебету сч.91 собираются все расходы, связанные с продажей, по кредиту – доходы в виде выручки. В качестве расходов может выступать остаточная стоимость ОС, транспортные расходы, расходы на демонтаж, НДС, рассчитанный с продажной стоимости.

По результатам реализации объекта ОС может быть посчитан финансовый результат (прибыль или убыток).

Проводки, которыми оформляют в бухгалтерском учете выбытие объекта ОС в результате продажи, рассмотрим на конкретном примере.

Пример продажи основного средства:

Основное средство стоимостью первоначальной 100 000 продаем другому предприятию за 50 000.

Открываем на счете 01 субсчет 2 «Выбытие ОС».

Находим остаточную стоимость объекта, как разницу между стоимостью ОС и начисленной амортизации, в данном примере остаточная стоимость = 100 000 - 20 000 = 80 000.

Если основное средство передается другому предприятию в качестве взноса в , то вместо счета 62 (76) используется счет 58 «Финансовые вложения», проводка Д58 К01.

При дарении объекта остаточная стоимость со счета 01 переносится в дебет счета 91 проводкой Д91/2 К01/2, также по кредиту сч.91.2 собираются все прочие расходы по безвозмездной передаче объекта, в том числе НДС, рассчитанный с рыночной стоимости на аналогичный объект. Дохода в данном случае не будет. Финансовый результат от безвозмездной передачи – это убыток, который списывается проводкой Д99 К91/9.

Выбытие основных средств (при краже и хищении)

Рассмотрим теперь, как ведется учет выбытия основных средств в результате кражи или хищения. Тут возможны два варианта: первый - похищенный объект не застрахован, второй - похищенный объект застрахован от хищения.

  1. Списание не застрахованных основных средств в случае кражи, хищения.

В данном случае остаточная стоимость объекта списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если похищенный объект не будет найден, либо не найдутся виновные лица, то со счета 94 остаточная стоимость списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Проводки при списании не застрахованного основного средства:

  1. Списание основного средства, застрахованного от хищения.

Рассмотрим данный случай на примере:

Из фирмы похищен сканер стоимостью 60000. По нему была начислена амортизация 35000. Страховая фирма возместила 40000.

Проводки при списании застрахованного основного средства:

Сумма Дебет Кредит Название операции
60000 01/2 01/1 Списана первоначальная стоимость ОС
35000 02 01/2 Списана начисленная амортизация по данному объекту
25000 91/2 01/2 Списана остаточная стоимость объекта основных средств
40000 51 76 Оприходованы на расчетный счет страховое возмещение
40000 76 91/1 Страховое возмещение отражаем в на счете 91/1, как прибыль по данному объекту

В данном примере сумма, которую возместила страховая компания покрыла все убытки, понесенные предприятием при краже основного средства, фирма даже осталась в плюсе, в данном случае прибыль составила 40000 - 25000 = 15000 рублей.

  1. Возврат ранее похищенного основного средства

Если похищенный объект найден, то в бухгалтерском учете его нужно восстановить, восстанавливаем как первоначальную стоимость на счете 01, так и на счете 02.

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
- движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - указанными учреждениями самостоятельно;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
- непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
- выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
- утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
- невозможность установления их местонахождения;
- иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
- обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
- приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
- направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
- надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
- надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
- надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
- надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;


- акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
- об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
- об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
- о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
- о возможности использования составных частей и об их оценке;
- о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
- в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
- сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
- сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
- информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
- предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
- информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
- предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
- предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н "О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями" утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
- копии инвентарных карточек;
- копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
- заверенную копию паспорта транспортного средства;
- заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
- сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
- копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
- копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
- копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
- выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
- актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
- письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок "в течение одного месяца". В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель - государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
- письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;
- письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
- список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
- в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
- письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке "Причина списания" указывается "Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)". Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
- вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
- вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
- списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
11. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
12. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.
13. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.
14. URL: http://www.consultant.ru.
15. URL: http://www.garant.ru.