Дальневосточная республика. История буферного государства. Дальневосточная республика-Новороссия. Исторический путь

Историю Дальневосточной республики (ДВР) схематично представляют так. В 1920 году по указанию Ленина на Дальнем Востоке было создано временное буферное государство, чтобы избежать вовлечения РСФСР в прямой военный конфликт с интервентами Антанты. Это государство было просоветским по сути, управлялось большевиками, но по форме – буржуазно-демократическим. ДВР дипломатическими методами постепенно заставила интервентов удалиться, разгромила и изгнала к концу 1922 года оставшихся белогвардейцев, после чего присоединилась к РСФСР.

Эта схема страдает одним большим изъяном: если бы иностранные интервенты действительно хотели воспрепятствовать установлению советской власти на Дальнем Востоке, то никакой манёвр в виде учреждения ДВР им бы не помешал. Ибо ни для кого не было секретом, кто на самом деле верховодит в ДВР и чьим интересам она служит. Создание ДВР имело другую цель: избежать поспешной советизации края, слишком отличающегося по своему социальному укладу от европейской части России. Большевики опасались встретить сильное сопротивление местного населения, когда сами ещё не вполне контролировали большинство районов страны.

Основную часть населения Дальнего Востока в начале ХХ века составляли русские и украинские крестьяне-колонисты и казаки. В 1918 году большинство их выступило против советской власти, но, после укрепления белогвардейских правительств, стало выступать и против них. Громя армии Колчака, красные опирались на помощь местных партизанских формирований. Но сибирские и дальневосточные «красные» партизаны совсем не имели такой мотивации, как крестьяне европейской части России, поддерживавшие большевиков против возвращения помещиков. На Дальнем Востоке помещиков не было никогда, идеал коммуны совершенно не вдохновлял крестьян. Свобода и самоуправление – вот за что сибиряки и дальневосточники боролись и против большевиков, и против белых. Здесь были сильные партизанские формирования (фактически весь народ был вооружён), и большевики просто испугались восстанавливать против себя эту массу. В отношении Дальнего Востока была принята стратегия его постепенной интеграции в советскую государственность.

РСФСР отправляла в ДВР деньги, оружие, боеприпасы, государственные и военные кадры, особенно последние. Так, все главнокомандующие Народно-революционной армии (НРА) ДВР были направлены «из центра»: Эйхе, Буров-Петров, Блюхер. Авксентьевский, Уборевич. Любопытна судьба первого премьер-министра ДВР Абрама Краснощёкова. Он был тоже назначен в ДВР решением Политбюро ЦК РКП(б) и выполнял инструкции по построению буржуазно-демократической государственности настолько добросовестно, что вызвал неудовольствие местных коммунистов. По их настоянию он был отозван, хотя сам Ленин признавал, что Краснощёков был фактическим организатором ДВР. По возвращении в Москву Краснощёков бросился во все тяжкие, устраивал кутежи, соперничал с Маяковским за Лилю Брик и в 1924 году был осуждён на 6 лет тюрьмы за растрату казённых средств и аморальное поведение. Выйдя на свободу через год по амнистии, Краснощёков стал примерным совслужащим, но в 1937 году попал под каток репрессий: в НКВД вспомнили, что он дружил с Троцким ещё до революции, в США. Остальные гражданские руководители ДВР были местные, и им повезло умереть своей смертью.

До конца 1920 года НРА ДВР выгнала войска атамана Семёнова из Забайкалья. В 1921 году она отразила попытки белогвардейских войск Семёнова и Унгерна снова овладеть Забайкальем и помогла Сухэ-Батору в установлении просоветского режима в Монголии. В 1922 году НРА разбила белогвардейцев в Приморье. Однако не менее, а, пожалуй, и более важным фронтом борьбы ДВР был дипломатический. ДВР удалось разобщить белогвардейцев и японских интервентов.

Первоначально реальная территория ДВР занимала только небольшую часть Забайкалья с центром в городе Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ). Но уже в мае 1920 года на переговорах с японским командованием было достигнуто соглашение о выводе японских войск из Забайкалья и Приамурья, что и было исполнено японцами до 21 октября 1920 года. Разбить белогвардейцев после этого не представляло большой сложности для НРА ДВР. В Приморье в это время власть принадлежала Приморской земской управе, в которой также преобладали большевики и сочувствующие им. Это дало возможность объявить об освобождении всей территории ДВР и провести в феврале 1921 года выборы в Учредительное собрание ДВР.

Но в мае 1921 года во Владивостоке произошёл белогвардейский переворот. Белые просили японцев не покидать Приморье. В этих условиях ДВР опиралась на поддержку США, в которых всегда была сильна партия противников вмешательства в дела советской России. Кроме того, США стремились не допустить укрепления позиций Японии на Дальнем Востоке. Нажим США заставил Японию возобновить переговоры с ДВР о выводе войск. Кроме того, делегация ДВР прибыла в декабре 1921 года на открывавшуюся в Вашингтоне международную конференцию по урегулированию в АТР. Хотя ДВР не получила официального дипломатического признания, но своё пребывание в Америке делегация сполна использовала для воздействия на правящие круги США. Япония несколько раз прерывала переговоры с ДВР о выводе войск, но не оказывала вооружённой поддержки белогвардейцам. Те были вынуждены отступать по мере того, как японские войска постепенно отводились к Владивостоку. Наконец, 10 октября Япония согласилась вывести войска из Приморья, что было выполнено к 24 октября. На следующий день части НРА вступили во Владивосток.

Учредительное собрание ДВР, преобразовавшее себя в Народное собрание – высший орган власти буферного государства – было многопартийным. Большинство мест в нём принадлежало беспартийной левой крестьянской фракции, шедшей за большевиками – 183. 92 депутата были членами партии большевиков. 44 мандата было у правой крестьянской фракции. Кроме них, в парламенте ДВР было 24 эсера, 13 меньшевиков, 9 кадетов, 3 народных социалиста, 13 бурятских автономистов. В июне 1922 года состоялись выборы в Народное собрание 2-го созыва. Они проходили по партийным спискам и пропорциональной системе. 85 мест из 124 получили кандидаты от блока «коммунистов, профсоюзов, бывших партизан и беспартийных крестьян». Состоялась всего одна сессия Народного собрания 2-го созыва – 14 ноября 1922 года – на которой 88 из 91 приехавшего депутата проголосовали за упразднение ДВР и вхождение её территории в РСФСР на основании советских законов.

Законы ДВР в отношении религии и церквей были менее жёсткими, чем в советской России; в частности, церковное венчание было равноправным с гражданской регистрацией брака. В ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область, разрешалось создавать школы с преподаванием на национальных языках (например. в Приморье действовали украинские школы). В обращении находилась своя валюта – дальневосточный рубль. Столицей ДВР с конца 1920 года была Чита.

История Дальневосточной республики неоднозначна. До сих пор вокруг нее возникает множество споров среди исследователей. Когда-то декабристы, которых массово ссылали в Сибирь в тридцатых годах девятнадцатого века, мечтали о создании независимого государства на территории Дальнего Востока и Сибири. При помощи ссыльных образованных дворян сельское хозяйство на Востоке получило толчок к развитию. Идея создания отдельного государства возникла вновь, когда в конце 19-го века началось масштабное переселение людей на Восток, а отсюда произошел новый виток в развитии сельского хозяйства и промышленности региона. А после Октябрьской революции тема создания отдельного государства на Востоке вновь стала актуальной.

Причины появления Дальневосточной республики

После революции, произошедшей в 1917 году и упразднения Российской империи вновь созданная страна большевиков была ослаблена и занята гражданской войной. Азиатские государства, соседствующие с Россией на Востоке, пытались, воспользовавшись ситуацией, отхватить кусок российской восточной земли. Но большевики не собирались лишаться огромной, богатой ресурсами территории. Назревал серьезный вооруженный конфликт, в котором Россия не была заинтересована. Необходимо было принять такое решение, которое позволило бы оттянуть время, чтобы решить внутренние и внешние проблемы молодой страны. И такое решение было найдено.

История создания Дальневосточной республики

Идея создания Дальневосточной республики была неординарной и сложной в своем исполнении. Она заключалась в создании независимого буферного государства, причем независимость эта носила лишь формальный характер.

Когда Колчак был разгромлен в 1920 году, большевики принялись за выполнение поставленной сложной задачи. Сложность заключалась в необходимости решить множество серьезных вопросов за короткий промежуток времени. Люди, занимающиеся созданием новой республики, были разных политических взглядов, из различных социальных слоев, с разным уровнем образования. Поэтому договориться между собой этой разношерстной компании было довольно проблематично.

В городе Томске 19 января принято решение о создании буфера с границами по линиям рек Ангары и Оки. А 3 марта создается Дальбюро в следующем составе: А. М. Краснощеков, Н. К. Гончаров, И. Г. Кушнарев, А. А. Ширямов, П. М. Никифоров, С. Г. Лазо.

В Верхнеудинске 28 марта начал работу съезд трудящихся Прибайкалья, где 2 апреля принимается решение о создании буфера на Дальнем Востоке, власть в котором разделили большевики, эсеры, социал-демократы и земства.

После бурных дебатов 6 апреля создание нового государства, наконец, узаконено посредством принятия «Декларации об образовании независимой Дальневосточной республики».

Правительством РСФСР официально признало правительство ДВР в Верхнеудинске (теперь это Улан-Удэ, столица Бурятии) в 1920 году, 14 мая. В составе Дальневосточной республики в то время находились Забайкальская, Приморская, Камчатская, Сахалинская Амурская области, а также полоса отчуждения КВЖД (Китайской Восточной Железной Дороги).

В Чите в 1920 году, с 28 октября по 11 ноября, после того как был ликвидирован атаман Семенов в Забайкалье, была проведена конференция областных правительств Дальнего Востока. Результатом этой конференции стала Декларация, согласно которой вся огромная территория от реки Селенги и озера Байкал до самого Тихого океана была объявлена независимой республикой с демократической властью. Все правительства, существовавшие на этой территории, были упразднены и превращены в органы местного самоуправления. Демократическое государство-буфер, необходимое для предотвращения агрессии со стороны Японии, путем невероятных усилий было создано. Образование Дальневосточной республики завершилось.

Система управления ДВР

Столица Дальневосточной народной республики была перенесена в Читу. Избрано Учредительное собрание 12 января 1921 года посредством прямых выборов. Результатом этих выборов стала следующая расстановка сил: из 424 депутатов 92 - коммунисты, 183 - крестьянская фракция большинства, 44 - крестьянская фракция меньшинства, 14 - меньшевики, 18 - эсеры, 13 - бурят-монгольская фракция, 8 - кадеты, 3 - народные социалисты, 6 - сибирские эсеры, 1 - внепартийный. В период с 23 по 27 апреля при помощи Конституционной комиссии, которая внесла проект Основного закона, Учредительным собранием была принята Конституция.

Конституция ДВР

Конституция ДВР представляла собой Основной закон как договор между гражданином и государством. В нем было предусмотрено следующее: образование гражданского общества и смешанной экономики, разделение властей, многопартийность, верховенство закона, права и свободы граждан. Деление на сословия отменено, перед законом равны все граждане. Конституцией были гарантированы свободы печати, слова, совести, свобода выражения своего мнения, создания обществ и союзов.

Экономика ДВР

Экономика ДВР основывалась на свободе предпринимательства, многообразии форм собственности, привлечении иностранного капитала, создании коммерческих банков и акционерных предприятий. Конституцией была закреплена государственная собственность на недра, воды, землю и плановое регулирование экономики страны. Между ДВР и РСФСР заключен экономический договор. Была проведена денежная реформа, согласно которой введен рубль Дальневосточной республики на основе золотого стандарта.

Народное собрание

Народное собрание в Дальневосточной республике стало высшим органом власти. Его формирование происходило с помощью выборов на двухлетний срок по пропорциональной системе представительств. Кандидаты выдвигались партийными и общественными организациями списками и группами избирателей. Согласно принятой Конституции, в Народное собрание избирались: для гражданского населения - 1 депутат от 15 000 избирателей, для военнослужащих граждан - 1 депутат от 7500 человек.

Правительство ДВР

Народным собранием, работа которого осуществлялась сессионно, в свою очередь, избиралось Правительство как высший орган государственной власти, который действовал постоянно на протяжении всего срока полномочий народного собрания.

Выборы Правительства считались состоявшимися при участии двух третей депутатов, и осуществлялись тайным голосованием. Главой Правительства избран большевик А. М. Краснощеков.

Совет министров и ряд министерств осуществляли функции исполнительно-распорядительные. При Совете министров находились совещательные органы, такие так Совет обороны ДВР и Высший экономический совет. Министрами имели право становиться члены Правительства и граждане, которые обладали правом избираться в Народное собрание. Чтобы решать срочные текущие вопросы, у Совета министров был действующий от его имени Президиум. Однако все его решения в обязательном порядке утверждались Советом министров.

Местные органы управления

Территориально Дальневосточная республика делилась на области, которые состояли из уездов, а уже уезды делили на волости.

Исходя из этого, в Конституции была предусмотрена система представительных местных органов власти (уездные, городские, областные, волостные собрания уполномоченных, а также собрания сельские). Органами, несущими функции исполнительно-распорядительные, являлись соответствующие территории управления и отделы, у села это был сельский комитет. Существовали еще и социальные уполномоченные должностные лица. Например, областные правительственные эмиссары.

Контрреволюционный переворот во Владивостоке

Советская Россия контролировала решение всех важнейших вопросов, касающихся политики ДВР. А армия Дальневосточной республики, которую называли Народно-революционной, с самого начала создавалась как часть армии Советской России. Япония опасалась увеличения влияния ДВР в Приморье, поэтому саботировала военный переворот во Владивостоке, который привел к установлению Временного Приамурского Правительства, состоявшего из белогвардейцев и членов несоциалистических партий. В ноябре 1921 года Белая армия начала наступление. Уже 21 декабря белые заняли Хабаровск. Со стороны ДВР, не без помощи России, были предприняты экстренные меры по укреплению оборонительной способности республики. Одновременно с этим из Народного собрания были устранены социал-демократы и эсеры. Боровшийся за независимость ДВР Краснощеков в срочном порядке заменен на Н. М. Матвеева, поменяли и военного министра на В. К. Блюхера. В 1922 году, в феврале, армия ДВР при помощи партизанских отрядов, перейдя в контрнаступление, разгромила белогвардейцев. 14 февраля, после победы у станции Волочаевка, армия Блюхера заняла Хабаровск.

Положение Советской России и Дальневосточной республики к концу 1922 года значительно укрепилось, а Япония была проигнорирована на конференции в Вашингтоне. К тому же основная масса японцев уже начала выказывать недовольство относительно затянувшейся интервенции на Дальнем Востоке. Как следствие, в октябре 1922 года японское правительство выводит свои войска из оккупированных ими приморских земель. В 1922 году, 25 октября, войска народной революционной армии ДВР вошли во Владивосток.

Вскоре в Дальневосточной республике рабочими проводятся митинги с требованиями о соединении с Советской Россией. Народное собрание второго созыва в ноябре 1922 года принимает решение о своем роспуске и установлении Советской власти на Дальнем Востоке. Вечером 14 ноября армейские командиры республики от имени Народного собрания обратились во Всероссийский ЦИК с просьбой о принятии Дальневосточной республики в состав Советской России. Буферное государство, созданное невероятными усилиями стольких людей, с блеском выполнив свою миссию, кануло в историю. А в 1922 году, 15 ноября, в составе РСФСР появилась Дальневосточная область.

Страшно мене что то за Кубу Украину... Штурм Марьянки..где то под Донецком! Из Сибири оxренеть как далеко! Помню единственного знакомого из теX краев: был у меня приятель еврейчик по фамилии Ше...ман...Рассказывал что в футбольную школу Спартака его не взяли(типо мест в общаге нет-xаxа!!!)))) но зато взяли на филфак Иркутского Университета и первым его журналистским опытом была статья про местного раввина написанная булгаковским слогом...Редактор писал кипятком был очень доволен и разместил сие творение на первой полосе!)))) Статья и вправду была отличная!!! Мишенька женился на русской и продолжил стяжать журналистскую славу! В90е голодный года было Это и просто и сложно! Но быстренько освоив искусство "джинсы" товарищ мой что называется был в тренде...Но прокололся! Нарыл материальчик про строительство на БАМе(кто молод и ленив поясню: БАМ-Байкало-Амурская Магистраль остальное в гуггле!)и понеслось!!! во всю широту своего булгаговского таланта дружище мой расписал всю Эту историю! И так было все красиво и правильно что встали в ружье и прокуратура и даже депутатская комиссия...зашевелились "бандюки" крышевавшие город Тында.. МиXа стал вмиг восточносибирским "невзоровым" или "листьевым"... Нет ну а че!)))) Круто ведь вышло!!! Буча поднялась большая посыпались угрозы и предложения а работе из престижныx изданий...Чем потомок Моисея и не преминул воспользоваться и укатил в Москву!(предварительно пожав все плоды провинциальной славы) Далее следы его затерялись...Где он где он...Вот такой вот осколок судьбы! Остается только добавить что героем той статьи которая вознесла товарища к высотам столичным, был его тесть-то есть папа его жены! Все расклады все данные он получил от него распивая с ним водку и коньяк..А потом и слил!!! Вот так! Ну да ладно я ведь не про это Xотел написать...Так просто вспомнил молодость! Продолжим про Украину!

Должен повторить что история всегда повторяется в самыX гнусныx своиx проявленияx! Ситуация где в одну кучу смешались кони люди развал государства,выделения из него новыx образований с буквами "лднр" и все это на фоне гражданской войны... Такое уже было! было в начале 20x -годов прошлого века!b и было это так: Идея создания автономного государства в Сибири и на Дальнем Востоке родилась еще среди ссыльных декабристов. Возникала она в 80-90-е гг. XIX, в. в связи с ростом переселенческого движения. После октябрьского переворота и распада Российской империи идея о самостоятельности Дальнего Востока снова стала актуальной. Однако большевики имели свои претензии на эту территорию и стремились сохранить ее в составе Советского государства. В то же время страны Азии, прежде всего Япония, пытались оставить Дальний Восток с его богатыми ресурсами за собой. Назревали серьезные противоречия между этими силами, необходимо было найти решение, которое не позволило бы этим противоречиям вылиться в вооруженный конфликт.

Новая обстановка, сложившаяся в связи с развертыванием войны с Польшей и Врангелем и непримиримостью Японии, вынуждала временно воз-держаться от советизации края. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение создать на Дальнем Востоке буферную республику, которая, парализовала бы агрессивные поползновения империалистической Японии и других государств.

ДВР была провозглашена 6 апр. 1920 г. в Верхнеудинске (Улан-Удэ) на Учредительном съезде трудящихся Прибайкалья, избравшем Временное правительство ДВР, руководящую роль в которой играл рабочий класс во главе с компартией. Первой её столицей стал Верхнеудинск ДВР отличалась от Советской России тем, что там продолжали легально существовать различные политические партии, в том числе буржуазные, действовали Учредительное Собрание и коалиционное правительство и не действовала политика военного коммунизма. ДВР была независима от Советской России. Однако эта независимость действительно была лишь формальной. ДВР появилась во многом благодаря большевикам, которые при создании республики вложили в нее осуществление своих интересов на Дальнем Востоке.

Cоздание ДВР стало вторым по значению и масштабу после Брестского мира внешнеполитическим компромиссом Советской России, позволившим выиграть время и освободить Дальний Восток от интервентов без прямого военного столкновения с Японией. До объединения областей Забайкалья и ДВ вокруг читинского правительства в ДВР сохранялось старое территориально-административное деление. Согласно акту об образовании ДВР в её состав первоначально входили 5 областей: Забайкальская, Амурская, Приморская, Сахалинская, Камчатская. После политического объединения Забайкалья и Дальнего Востока в данное территориально-административное устройство были внесены существенные изменения. В конце 1920 г. Забайкалье было разделено на две области (Забайкальскую и Прибайкальскую). Из территории Сахалинской и части Приморской и Амурской областей была образована Приамурская область. В соответствии с Конституцией ДВР была образована Бурят-Монгольская автономная область. Территория области делилась на уезды, волости и селения. Новому государству необходимо было создать и закрепить как систему центральныx органов власти, так и органы местного самоуправления. Республика стала унитарным государством с одной автономной областью (Бурят-Монголия). Представительный органы власти являлись его политической основой. В систему такиx органов входили: Народное Собрание, Правительство, Совет Министров, центральные ведомства (министерства и специальные ведомства), собрания уполномоченных с их исполнительно-распорядительными органами, а также особо уполномоченные должностные лица в административных единицах, органы государственного контроля, органы суда и прокуратуры.

Народное собрание ДВР было однопалатным представительным учреждением - парламентом государства, переходного к социалистическому типу. Оно сформировалось на основе выборов по пропорциональной системе представительства сроком на два года. Нормы представительства в Народном собрании определялись с таким расчетом, чтобы оно было действительно представительным учреждением. По Конституции в Народное собрание должен был избираться один депутат от 15 000 граждан республики (для гражданского населения), для военнослужащих - 1 депутат от 7500 избирателей. Эсеры и меньшевики требовали сделать Собрание по примеру ведущих государств мира двухпалатным постоянно действующим парламентом. Большевики же, выступили против. Острота дебатов доходила порой до рукопашных схваток. Единственным вопросом, по которому было достаточное согласие между фракциями, был вопрос о прекращении японской интервенции. К компетенции Народного собрания Конституция относила: рассмотрение и принятие законов по всем вопросам государственной и общественной жизни, в том числе, законов об изменении или отмене Конституции. Рассмотрение и одобрение всех международных договоров; установление государственной росписи доходов и расходов, установление налогов, пошлин, повинностей и займов; установление и изменение монетной и денежной системы; решение вопросов об организации вооруженных сил республики; осуществление высшего надзора за центральными органами управления; дарование амнистии; объявление войны и заключения мира и др. 23-27 апреля 1921 г.

Народное Собрание обсудило и приняло Конституцию. Для разработки Основного закона была создана Конституционная комиссия, которой было поручено создать проект, соответствующий демократическим правовым нормам. Основной закон ДВР фиксировал общественный договор между личностью и государством, в котором предусматривалось создание смешанной экономики, гражданского общества, многопартийность, разделение властей, права и свободы граждан, верховенство закона. Конституция провозглашала широкие гражданские и личные права, причем раздел «О гражданах и их правах» предварял раздел «О властях». Отменялись сословное деление граждан, устанавливалось их равенство перед законом, гарантировалась свобода слова, печати, совести, выражения собственного мнения, создания союзов и обществ, не преследующих целей, наказуемых уголовными законами республики. Каждый гражданин должен был подчиняться закону и мог делать все, что не запрещалось законом. В Конституции не декларировалась руководящая роль ни одной политической партии, не регулировались нормы взаимоотношения между государством и общественными организациями. В ДВР сохранялся институт частной собственности, не проводилась национализация крупной промышленности. В ДВР отсутствовала монополия внешней торговли, не были национализированы банки. Применялся наемный труд, хотя он и ограничивался путем правовой регламентации условий труда. В государстве была проведена денежная реформа и введен рубль на основе золотого стандарта.

Функцию систематического и непрерывного высшего руководства государством выполняло Правительство - постоянно действующий высший орган государственной власти. Правительство получило право издавать временные законы, принятие которых не могло быть отложено до следующей сессии Народного Собрания. Теоретически Правительство являлось вторым по значению органом в государстве после Учредительного собрания, а на практике – именно этот орган управления руководил жизнью страны, проводил соответствующую политику. Деятельность Правительства началась с Акта о принятии власти, который выглядел следующим образом: Окончательно правовое положение Правительства ДВР определяла её Конституция. В соответствии с ней Правительство избиралось Народным собранием на срок его полномочий, т.е. на два года. Выборы Правительства производились Народным собранием и при тайном голосовании и считалось действительными при присутствии 2/3 всех его депутатов. Правительство, избранное Учредительным собранием, действовало до конца существования ДВР (победа коммунистов). Особенностью политического строя ДВР было то, что Правительство как бы играло роль коллективного президента. Точнее, роль президента на самом деле играл Председатель Правительства (Краснощеков), которому подчинялись все члены Правительства. Когда 26 мая 1922 г. состоялся переворот, Правительство Меркулова, пришедшее к власти, получило еще больше полномочий. В частности, Меркулов разогнал Учредительное собрание, назначив выборы в новое. Это, кстати, было прямым нарушением Конституции, согласно которой Правительство было подотчетно Народному собранию. Оценивая деятельность Правительства ДВР в целом за период существования республики, можно сказать, что она была достаточно продуктивна, несмотря на неспокойную политическую ситуацию, на противоречия в самом Правительстве. За период своей деятельности Правительство приняло ряд правовых актов, регламентирующих жизнь государства.

Важное место в системе центральных органов государства в ДВР занимал Совет Министров. Это место определялось содержанием и юридической природой его полномочий. Первый Совет Министров, официально называемый народно-революционной властью или Временным правительством, был избран 2 апреля 1920 г. Съездом представителей трудового населения Прибайкалья и действовал по ноябрь 1920 г. Его правовое положение определено Конституцией ДВР и «Положением о Совете Министров ДВР» от 8 сентября 1921 г. Совет Министров образовывался Правительством республики и состоял из Председателя Совета Министров и министров. Был подотчетен Народному Собранию, а в период между его сессиями – Правительству ДВР. Что касалось состава Совета министров, то, поскольку он формировался Правительством, большинство его членов были большевиками. Число представителей различных партий в Совете Министров соответствовало представительству этой партии в Правительстве. Исполнительно-распорядительный орган – Совет министров – был коалиционный: 9 большевиков, 3 меньшевика, 3 эсера, 1 народный социалист. Для оперативного решения текущих вопросов Совет министров ДВР имел президиум, действующий от имени Совета министров. Последний утверждал все его решения. Совет министров осуществлял практическое руководство государством, приводя в исполнение акты Народного собрания и Правительства. Для этого был образован ряд министерств, которые и руководили соответствующей отраслью. В апреле 1920 г. в ДВР образовалось 14 министерств: Иностранных дел - министр Юрин, МВД- министр Знаменский, затем Матвеев, Финансов - министр Тугаринов, Земледелия - министр Иванов, Труда - министр Носок-Турский, Промышленности, Продовольствия - министр Гроссман, Просвещения – министр Малышев, Транспорта – министр Щатов, Здравоохранения - министр Петров, Военных дел - министр Матвеев, затем Блюxер, Призрения - министр Гаврилова, государственный контролер - Пичугин, Дальтелеграф – Герасимова управляющий делами правительства – Федорец, зам. Председателя Правительства – Матвеев. Большевики занимали посты министров финансов, промышленности, на-циональных дел, просвещения, юстиции, председателя правления Дальбанка, ряд мест зам.министров. Коммунисты руководили министерствами труда, земледелия, торговли, почты и телеграфа, силовыми структурами. Главой Совета Министров стал П.М.Никифоров. В конце 1921 г. Народное Собрание упразднило министерства Промышленности, Продовольствия, Торговли, Земледелия, ЦСУ и образовало единое министерство Народного Хозяйства. Деятельность Совета Министров продолжалась вплоть до ликвидации ДВР в 1922г.

Также в Дальневосточной республике существовали органы местного управления, которые долгое время не были четко сформированы. Получилось это из-за того, что из-за большой территории население было рассеяно, также существовали претендовавшие на автономию национальности, но самое главное сформировать окончательно местные органы было нельзя без устоявшегося центрального аппарата, легитимность которого не была подкреплена Конституцией. Кроме Конституции ДВР и «Положения о местных органаx...»(принято Правительством 1.08.1921г.), иx деятельность регулировалась еще одним законом: Положением о выборах в областные, уездные, городские и волостные собрания уполномоченных Существовали также местные органы, образованные по территориально- национальному принципу. Например, БМО - бурято-монгольская автономная область, руководимая, в соответствие с законом, областным собранием уполномоченных. Местные органы управления в ДВР имели определенную самостоятельность, но Правительство контролировало их деятельность с помощью областных Эмиссаров. Это было довольно специфическое учреждение, не имеющее аналогов ни в Российской Империи, ни в Советской России.

Тем не менее, учитывая сложную обстановку в государстве и для лучшего контроля за органами управления на местах, Правительство посчитало нужным принять «Положение об областных эмиссарах правительства ДВР» от 9 июня 1921 г. По этому "Положению…» областной эмиссар осуществлял контроль над исполнением законов местными властями, назначался и подчинялся непосредственно Правительству ДВР. Однако ситуация на местах оставалась довольно сложной. Эмисса-рам не желали подчиняться, пока не началось применение силы. В конце концов, им удалось подчинить себе местные органы, но оставалась скрытое недовольство, порожденное как действиями областных эмиссаров, так и ГПО. Возможно, поэтому осенью 1922 г. местные органы не попытались оказать поддержку центральной власти и благополучно приняли новую власть - Советов.

В ДВР особое внимание уделялось формированию правоохранительных органов. С декабря 1920 г. было начато формирование органов правосудия и надзора за исполнением законов. В этих целях Правительство утвердило «Положение о Министерстве Юстиции Дальневосточной республики». Оно регламентировало систему судопроизводства в республике, структуру и задачи народных судов. Суд состоял из двух инстанций: народный (рассматривал дела по существу) и кассационный (съезд народных судей), Также существовали: Политические народные суды - для рассмотрения дел о контрреволюции, дезертирстве, саботаже, спекуляции, опасных должностных и уголовных преступлений против личности. Высший кассационный суд по политическим делам – для рассмотрения кассаций, жалоб и протестов.

Также в ДВР существовали военные суды, а с весны 1922 г. образовалась система прокурорского надзора. Функционировала таможенная служба. Гражданам республики, выезжающим за ее территорию, выдавались заграничные паспорта.

Еще одним правоохранительным органом являлась ГПО - государственная политическая охрана, созданная в 1920 г. большевиками. В ее задачи входили: борьба с контрреволюцией среди гражданского населения, обращение особого внимания на деятельность политических партий. Понимая непригодность данного положения, политические партии начали активно противодействовать большевикам. Их тактика была направлена на отстранение коммунистов от власти, создание самостоятельной демократической республики, независимых профсоюзов, что нашло свое отражение в сочувствии крестьян и рабочих, а также поддержку со стороны японского правительства. Во главе ГПО – директор, который одновременно является заместителем министра внутренних дел.

Одним из важнейших в системе правоохранительных органов являлась милиция. До конца апреля 1921г. аппарата МВД фактически не существовало. Весь его штат - 17 сотрудников. До февраля 1921г. функционировали без каких-либо законодательных актов. 8 февраля Правительство ДВР утверждает «Временное положение о народной милиции». Летом 1922 г. МВД приступило к разработке нового закона о милиции. Однако в связи с вхождением ДВР в состав РСФСР в ноябре 1922г. дальнейшая разработка закона была остановлена. Остается добавить, что Процесс создания и совершенствования правоохранительных органов осуществлялся в крайне сложной обстановке: гражданская война, интервенция, кризис экономики, безработица, рост преступности, частая смена власти. Не было прочной организационно-правовой базы для борьбы с преступностью, органы власти на местах не успели упрочиться.

Не одно независимое государство не может существовать без собственных вооруженных сил. 6 июня 1921г. был создан Совет обороны республики на базе НРА - Народной Революционной Армии. Она защищала ДВР с момента ее создания. 27 июня 1921 г. Был создан – Военный совет НРА и Флота ДВР в составе: военный министр В.К. Блюхер (председатель), В.И.Буров, М.И.Губельман, С.М. Серышев. Военный совет осуществлял «общее руководство всей оперативной, административно-хозяйственной, политико-просветительской деятельностью военного ведомства» (из «Положения о военном министерстве ДВР) Военный совет состоял из Высшей военной инспекции и различных комиссий. Структура Главного штаба НРА отвечала всем современным военно-политическим требованиям даже по меркам сегодняшнего дня.

Была важна и оxрана границ. 19 декабря 1920 г. был издан приказ Главнокомандующего о создании нескольких пограничныx районов. Формирование пограничной оxраны завершилось в июне 1921 г.

Таким образом, после переворота 1917 г. Дальний Восток - одна из самых сложных территорий России, где было множество проблем и противоречий. Большевики не могут заxватить власть в регионе, у ослабленного разрухой и гражданской войной молодого государства для этого пока не xватало сил и возможностей. Им грозила война с Японией, которая в союзе с другими странами хотела захватить богатейшую территорию Дальнего Востока. Противники Советов тоже пытались сохранить эту часть Империи и построить на ней независимое демократическое государство но не могли противостоять натиску силовым путем. Дальнейшее развитие такой ситуации не могло идти без ущерба для всех сторон, а переломить ее пока никто не мог. Положение в корне меняло создание буфера, принявшего на себя все нерешенные проблемы, давшего противникам собраться с силами, избавив от необходимости действовать немедленно.

Временно такая ситуация устраивала всех, пока одна из сторон не находит сил изменить ее в свою пользу. И это были большевики 15 ноября 1922 г. –территория Дальнего Востока вошла в состав РСФСР. Дальний Восток – единственный район нашей страны, где в период ДВР была предпринята попытка построить демократическое правовое государство, переходное к социалистическому типу, используя определенный экономический опыт политико-правовой системы РСФСР и стран Запада.

ДВР в качестве буфера просуществовала определенный период, выполнила свои функции, и стала частью истории. Получилось государство, гибель которого была предрешена. Но отрицательный результат - тоже результат, и необходимо учитывать и его, изучая возможности создания самостоятельного государства. История ДВР служит для этого наглядным примером. Но опыт существования такого государства можно использовать и сегодня. Идею создания ДВР можно реализовать при государственном строительстве в Новороссии, равно как и обоснованный в прошлом статус «буфера». Украинские власти должны понять, что мирное экономическое сотрудничество выгоднее военного противостояния. Исторический путь уже указан.

Идея создания автономного государства в Сибири и на Дальнем Востоке родилась еще среди ссыльных декабристов в 30-х гг. 19 века. Оживление этих идей произошло в 80-90-е гг.19в. в связи с ростом переселенческого движения, увеличением промышленного и сельскохозяйственного производства, отдаленностью от центра и конкуренцией сибирских и российских товаров.

После октябрьского переворота и распада Российской Империи идея о самостоятельности Дальнего Востока снова стала актуальной. Однако большевики имели свои претензии на эту территорию и стремились сохранить ее в составе Советского государства. В то же время страны Азии, прежде всего Япония, пытались оставить Дальний Восток с его богатыми ресурсами за собой. Назревали серьезные противоречия между этими силами, необходимо было найти решение, которое не позволило бы этим противоречиям вылиться в вооруженный конфликт.

Сложная международная и военно-политическая обстановка в начале 1920 г. привела Коммунистическую партию и Советское Правительство к политическому маневру - временному отказу от восстановления советской власти в Забайкалье и на Дальнем Востоке и образованию на этой территории буферной республики (ДВР).

В1920 году после разгрома Колчака большевики пошли на создание буферного государства, формально независимого от Советской России с целью отсрочить войну с Японией и по возможности вытеснить интервентов мирным путем с Дальнего Востока.

Задача большевиков оказалась довольно сложной: необходимо было решить множество политических, экономических, социальных, территориальных вопросов. Например, какие территории войдут в состав буфера, каковы будут критерии их отбора. Или в какой степени республика будет подвержена влиянию Советской России, а в чем получит самостоятельность. Кто получит реальную власть - наиболее интересный вопрос. Мнения по всем этим вопросам не могли не разделиться, так как в числе "создателей" ДВР были представители различных политических взглядов, различных социальных слоев, различного образования. Дебаты практически по всем вопросам, касающимся будущего буфера, были достаточно напряженными.

  • 7 января 1920 года Политцентр отправил делегацию для переговоров о перемирии с Советской Россией и образовании временного буферного государства в Восточной Сибири.
  • 19 января 1920 года в Томске было решено организовать буфер с границами по линии Оки и Ангары. Для решения партийных вопросов буферного строительства ЦКРКП(б) создал 3 марта 1920 года Дальбюро, куда вошли: Н.К.Гончаров, А.М.Краснощеков, А.А.Ширямов, И.Г.Кушнарев, С.Г.Лазо, П.М.Никифоров.
  • 28 марта 1920 года в Верхнеудинске открылся съезд трудового населения Прибайкалья, который 2 апреля принял решение об образовании буфера на Дальнем Востоке с властью в составе коммунистов-большевиков, эсеров, социал-демократов, земства.

После обсуждения 6 апреля 1920г. был принят документ, формально узаконивший создание нового буферного государства. Он имел множество слабых мест, не решал тех многочисленных проблем, которые существовали в связи с образованием нового государства, но давал Дальнему Востоку статус независимой республики - «Декларация об образовании независимой Дальневосточной республики».

На Дальнем Востоке оказалось 4 территории со своими правительствами:

  • - Временное Правительство ДВР в Верхнеудинске
  • - Семеновское Правительство в Чите
  • - Советская власть в Амурской области
  • - Приморское Правительство во Владивостоке

В «Декларации…» ставилась задача объединить эти центры. На роль центра претендовали Верхнеудинск и Владивосток.

  • 14 мая 1920г. Советское Правительство официально признало Правительство ДВР в Верхнеудинске. В состав государства тогда входили:
    • - Забайкальская
    • - Амурская
    • - Приморская
    • - Камчатская
    • - Сахалинская

области, а также полоса отчуждения КВЖД.

Но оставались еще те 4 территории, которые до сих пор имели свои, хотя и не признанные Советской Россией, правительства. Так продолжалось все лето 1920г., когда шла борьба за приоритет, пока ситуация не стала очевидно неприемлемой. Было решено обсудить этот вопрос на новой конференции.

29 октября 1920 года в Чите состоялась конференция, где была принята Декларация, по которой весь Дальний Восток от р.Селенги и Байкала до Тихого океана объявлялся независимой самостоятельной республикой с демократической властью. Основные законы республики должно было выработать Учредительное Собрание, все правительства на территории ДВР утрачивали свои функции и превращались в органы местного самоуправления.

Таким образом, был решен вопрос о единой власти в республике и ДВР, и оставалось только дождаться выборов в Учредительное Собрание, чтобы решить, какие партии получат власть, и сформировать правительство и другие органы управления.

На Дальнем Востоке появился тот буфер, который, с одной стороны, давал надежды на развитие демократического государства и, с другой стороны, на предотвращение агрессии со стороны Японии.

ДВР отличалась от Советской России тем, что там продолжали легально существовать различные политические партии, в том числе буржуазные, действовали Учредительное Собрание и коалиционное правительство и не действовала политика военного коммунизма. ДВР была формально независима от Советской России.

Однако это независимость действительно была лишь формальной. Во-первых, ДВР появилась во многом благодаря большевикам, которые при создании республики вложили в нее осуществление своих интересов на Дальнем Востоке, и продолжали контролировать деятельность органов власти республики на протяжении всего времени ее существования. Во-вторых, в органах власти ДВР было достаточно коммунистов, избранных народом, чтобы влиять на принятие политических решений.

И в-третьих, ДВР все-таки была частью России с исторической и национальной точки зрения, и порвать такие связи было вряд ли возможно.

Тем не менее, создание ДВР стало вторым по значению и масштабу после Брестского мира внешнеполитическим компромиссом Советской России, позволившим выиграть время и освободить Дальний Восток от интервентов без прямого военного столкновения с Японией. Война с Японией была в то время непосильна для России.

Этот компромисс отразился на политическом устройстве ДВР, в котором существовали смешанная экономика, многопартийность, элементы парламентской демократии, свободные демократические выборы. ДВР можно рассматривать как демократическую альтернативу развития всей страны.

В формировании ДВР в Забайкалье ведущую роль играли большевики, но соответствующая расстановка сил не позволила им создать государство со строем, идентичным советскому.

Но большевики не ставили первоочередной задачей создание именно советского строя в республике. Им достаточно было того, что ДВР выполняла буферную функцию и устанавливала относительно стабильный баланс сил в международных отношениях. Во всяком случае, в Советской России считалось, что существование ДВР носит временный характер.

С другой стороны, антисоветские настроенная часть общества возлагала на новое государство большие надежды, связанные с выходом не только Дальнего Востока, но и всей России на демократический путь развития.

На ДВР возлагались надежды на прорыв дипломатической и экономической блокады России в Тихоокеанском регионе. Однако ДВР так и не была официально признана ни одним государством. Внешняя торговля была невелика и носила транзитный характер, иностранные концессии были немногочисленны и просуществовали короткое время - тесные связи ДВР и Советской России отпугивали иностранных предпринимателей.

Тем не менее, создание нового государства являлось важным шагом для истории Дальнего Востока.