Странная история о похищении пола гетти, внука известного миллиардера. Пол Гетти III. Безумный наследник миллиардов Семь главных финансовых транзакций семьи Гетти

Благодаря целому ряду известных американских меценатов – страстных коллекционеров и любителей прекрасного, собиравших ценнейшие произведения искусства по всему свету и позаботившихся об их приумножении даже после своей смерти, музеи изобразительного и прикладного искусства Калифорнии занимают весьма солидное место не только в стране, но и в мире. Среди них: Уильям Херст, Арманд Хаммер, Генри Хантингтон, Нортон Саймон и, конечно, Жан Пол Гетти – личность неординарная и весьма любопытная, своего рода феномен.

Пророчество «римского императора»

В жизни и поступках этого странноватого господина, этого богатейшего скупердяя и скупейшего богатея просматривается некая мистическая жилка – со дня его рождения и до последнего вздоха, оказавшая громадное влияние на судьбу не только его собственную, но и его потомства... и на американцев в целом как на его наследников. По существу его следовало бы называть: великий цезарь Пол Гетти-Адриан. По крайней мере, именно так он сам себя идентифицировал.

Один из биографов этой «всемирной нефтяной вышки» запустил в мир некую мистическую историю, которую с тех пор все, кому не лень, перепевают на разные лады. Перепою и я – совсем коротенько. Отец Пола – Джордж Гетти – нефтяной магнат и миллионер в первом поколении, тяжело переживая потерю единственной дочери (10-летняя девочка умерла от брюшного тифа в 1890 г.), увлекся спиритическими сеансами. Магнат пытался получить ответ от потусторонних сил: пошлет ли Бог ему взамен дочери наследника и, если да, то когда. И однажды явившийся на зов дух, расплывчато сообщивший о себе, что при жизни он был властелином Древнего Рима, пообещал безутешному отцу, что через два года у него родится сын. Ровно два года спустя, в 1892 году, на свет появился Жан Пол.

Рассказывал отец сыну о пророчестве «римского императора» или нет – неизвестно, но только первое озарение посетило Пола в подростковом возрасте, когда он впервые в школьной библиотеке увидел в учебнике иллюстрацию: скульптурный бюст цезаря Траяна Адриана Августа, и ощутил вдруг, что слишком хорошо «знает» этого человека.

С тех пор Гетти-младший с трепетным благоговением носил в себе дух древнеримского императора, необычайно гордясь тем, что стал его избранником, стремился жить по его законам и подсказкам (которые постоянно слышал внутри себя). Он досконально изучил его биографию – свою «прошлую инкарнацию», и пытался во всем ей следовать.

Возможно узнав, каким при жизни был римский цезарь Адриан, мистическим образом вселившийся в американского магната, овладевший его душой и мыслями, мы лучше поймем поступки Пола Гетти.

Это был один из величайших правителей Древнего Рима. Скуповатый и амбициозный, умный и расчетливый. А еще – страдавший особым пристрастием к женскому полу. Если верить древним слухам, у него было четыре сотни наложниц. Он не признавал никаких обязательств – ни супружеских, ни отцовских. Собственно, последние ему и не грозили, так как он умудрился остаться бездетным.

Больше всего на свете цезарь любил путешествовать и собирать памятники старины (т.е. предшествовавшей ему эпохи эллинизма). Особо неравнодушен был к мраморным статуям. В Тибуре (ныне Тиволи) – в окрестностях Геркуланума, Адриан якобы построил для себя загородную резиденцию, ставшую одним из наиболее выдающихся памятников античности и получившую название «Вилла деи Папири» – за бесценную библиотеку на папирусах. В эту резиденцию Адриан свозил свои сокровища, превратив «Виллу Папирусов» в настоящий музей.

В стремлении подражать своему кумиру Пол Гетти начал собирать произведения искусства, разумеется, античные, делая исключение лишь для эпохи Возрождения, вложив в свое, почти маниакальное увлечение целое состояние. Римские статуи он приобретал в любом виде – даже в поврежденном, даже фрагментами, испытывая к ним непреодолимую «генетическую» страсть. Так к нему попала часть мраморного торса Геркулеса, вызвавшая у Гетти настоящий шок. Он не сомневался, что однажды уже видел этот торс. Связавшись с предыдущим владельцем древней реликвии, Гетти выяснил, что торс был найден при раскопках «Виллы деи Папири», погребенной под слоем вулканического пепла. Его будто пронизало током. Одержимый навязчивой идеей, Гетти помчался в Италию, в Тиволи. И там, стоя на развалинах «своей виллы», он испытал очередное озарение – четкое ощущение переноса во времени, в эпоху Адриана. «Я уже бывал здесь в прошлой жизни!», – записал он в своей знаменитой черной тетради.

Тогда-то нефтяной магнат и принял решение воссоздать в Америке точную копию виллы человека, с душой которого – он уже в этом не сомневался – делил свое тело, или сам являлся этой душой. Он заказал подробные чертежи остатков Виллы. В каменоломнях Тиволи закупил 16 тонн великолепного золотисто-кремового травертина – натурального камня, из которого была построена вилла, и переправил его в Калифорнию. Нанятые им кураторы по древностям находили и скупали по всей Италии фрагменты старинных барельефов для украшения фасадов его собственной будущей виллы. А еще – заказал свой портрет в мраморе, в античном стиле, наказав скульптору усилить сходство, которое всегда усматривал, с цезарем Адрианом. (Бюст находится в его Музее, в Малибу.)

Любовник, бизнесмен, коллекционер

Эту, похожую на сказку историю я, как нетрудно догадаться, не выдумала, а лишь пересказала. Но! Покопавшись в источниках, я обнаружила одно крошечное несоответствие, разом разрушившее всю ее стройность и достоверность. Дело в том, что Геркуланум, рядом с которым находилась «Вилла деи Папири», и Помпеи погибли в один и тот же день – от извержения Везувия в 79 г н.э. А цезарь Траян Адриан Август жил в 76-138 годах той же эры. Выходит, что к Вилле Папирусов он, в силу несоответствия дат, не мог иметь никакого отношения. Так что, либо у биографа было слишком богатое воображение, либо американский магнат пребывал в параноидальном заблуждении.

А теперь посмотрим, каким был сам Жан Пол Гетти. Казалось, он делал все, что мог, чтобы соприкасавшиеся с ним люди ненавидели и проклинали его. Друзья у него вряд ли были при его жизненном кредо: доверять можно только тому, у кого равные с тобой доходы. А для тех немногих, кто мог его посетить, держал в доме специальные платные телефоны – чтобы кто-нибудь не вздумал позвонить за его счет.

Жены и дети – статья особая, беспрецедентная. Он любил всех пятерых своих жен до тех пор, пока очередная из них не сообщала, что ждет от него ребенка. С этого момента он терял к ней всякий интерес, более того, она начинала раздражать и тяготить его. Так что его четырех сыновей им приходилось растить уже в одиночку. Еще хуже относился он к своим 14 внукам, о которых попросту не хотел ничего знать.

История с одним из них стала притчей во языцех: когда 16-летнего мальчика на целых 5 месяцев похитили в Италии калабрийские мафиози, запросив выкуп 3 млн. долларов, старый скряга, окопавшийся на своей лондонской вилле, и не думал реагировать. Тогда бандиты – в качестве первого предупреждения, прислали в издательство газеты в Риме отрезанное ухо Гетти III-младшего. Но и после этого Гетти II еще раздумывал, платить или не платить. На его счастье, раскошеливаться так и не пришлось – мальчика отыскала полиция. А когда от СПИДа умерла его внучка, он не только не приехал на похороны, но даже не выразил соболезнования сыну и невестке. И такого рода эпизодами полнятся отношения Жана Пола Гетти с его близкими.

А вот что он любил – с отрочества и до глубокой старости, так это женщин. Правильнее будет сказать, не женщин, а секс, считая его залогом молодости и даже бессмертия души. Он мог вызвать в свой парижский офис платных жриц любви с Пляс Пигаля, и мог устроить настоящую охоту за какой-нибудь светской красавицей, обольщая ее своей выдержкой и энциклопедической эрудицией и, как правило, не проигрывал, добиваясь своего. При том, что не обладал привлекательной внешностью, а к старости - так и просто отталкивающей. Зато в придачу к эрудиции у него была слава самого богатого человека в мире. На бесконечные постельные подвиги его подталкивал, как говорят, все тот же цезарь Адриан. Желая не отстать от древнеримского Дон Жуана, он вел учет всем своим «наложницам», записывая их в черную тетрадь в алфавитном порядке – несколько сотен женских имен, снабженных адресами.

Своих конкурентов он попросту заглатывал с потрохами. Лично у меня Гетти-бизнесмен ассоциируется с муравьиным львом – есть такое пренеприятное хищное насекомое. Муравьиный лев устраивает засаду на дне песчаной воронки, спрятав в песке свое большое бледное туловище. И выставив только голову, терпеливо ждет, когда пробегающий мимо муравей свалится в расставленный капкан и попадет прямиком ему в рот. Именно так действовал Пол Гетти. Он имел в Париже, в отеле «Георг V», неприметный офис, из которого мог не выходить месяцами. Рассказывают, что он по телефону покупал концессии, по телефону договаривался о налоговых льготах с султанами и королями. Из этого крошечного офиса он руководил своей армией торговых агентов, брокеров и геологов, целым флотом танкеров...

Его компания Getty Oil сумела подмять под себя гигантский концерн Tidewater Oil , затем Skelly Oil и принадлежавший Рокфеллерам Standard Oil . На протяжении 20 лет он разорял и уничтожал конкурентов – компанию за компанией, пока не превратил Getty Oil во всемирный концерн. А затем выкупил целую нефтяную концессию в Саудовской Аравии, на чем заработал дополнительные миллиарды. С 1957 года стал самым богатым человеком планеты, удерживая пальму первенства почти 20 лет – вплоть до самой смерти.

После Второй мировой войны он переехал в Великобританию. Англичане тотчас возненавидели его за то, что магнат по бросовым ценам скупал имения разорившихся аристократов, за то, что «пожирал трупы банкротов и несчастных людей», как высказался о нем однажды лорд Бивербрук. Гетти приобрел в Лондоне огромное старинное имение Саттон-Плейс – у самого крупного, но разорившегося коллекционера Англии, герцога Сазерлендского – всего за 600 фунтов. В этом имении безвылазно и уединенно он прожил, как минимум, последнюю дюжину лет – за глухой каменной стеной, охраняемой вооруженной охраной с 20-ю собаками.

Коллекционировать произведения искусства древнего мира Пол Гетти начал в 50-х годах. Его многочисленные кураторы рыскали по миру, заключая сделки с любыми арт-диллерами и черными археологами. И хотя он теперь жил в Англии, коллекцию свою собирал в Штатах, на тихоокеанском побережье, на специально для этого купленной вилле в Малибу. В 1953 году Жан Пол основал благотворительный фонд Getty Trust , в который и перевел почти все свое состояние. А на его базе создан музей J.Paul Getty Museum . Как строил Гетти свою «Виллу деи Папири» на Тихом океане, я уже рассказала выше. Строительными работами и переброской туда произведений искусства он руководил заочно – из Саттон-Плейс. И, по иронии судьбы, так никогда и не увидел результатов своих трудов, своей осуществленной мечты. На долгое плавание через океан тщедушный старец уже не отваживался, а самолетов и вовсе панически боялся.

Зная, что цезарь Адриан умер в собственной постели, во сне, Гетти последние годы жизни спал только в кресле, у камина, завернувшись в плед. В нем он и умер в 83 года – ночью, во сне. И никого с ним рядом, кроме слуг, не было. Объявляя о его кончине, ведущий теленовостей Би-Би-Си сказал: «Скончался самый богатый и самый одинокий человек на планете». В Калифорнию он все-таки вернулся, к тому же самолетом. Только уже в гробу.

Наследство

Жан Пол Гетти оставил после себя самое большое состояние в мире – гигантскую нефтяную компанию Getty Oil и свыше 200 различных концернов, а также виллы, дворцы, поместья в разных странах. Однако в историю он вошел как крупнейший коллекционер и основатель частного музея. Его собрание классифицируется как лучшее среди мировых коллекций античного и средневекового искусства.

Меценат-одиночка и после смерти пожелал остаться для своих близких скаредным, чудаковатым, ненавистным эгоистом. При таком громадном состоянии, он практически лишил наследства своих сыновей и внуков, не говоря уже об их матерях – его бывших женах. Слушая нотариуса, зачитывающего завещание, его родные якобы не верили своим ушам. Впрочем, это не совсем так. Просматривая дальнейшую жизнь его сыновей, нетрудно убедиться, что жили они в праздности и достатке, в частности – на деньги от продажи части нефтяных акций, оставленных им отцом.

Так кому же в результате достались баснословные богатства нефтяного короля? Понятное дело – цезарю Адриану! Вернее – воплощенной в вилле, в Малибу, памяти о нем. Травертиновым стенам и мраморным статуям из далекого Тибура. Ведь не о будущих же поколениях думал уходя из жизни старик, презревший собственных детей и внуков, а о славе своей и бессмертии. Но это, так сказать, из области мистики и домыслов. Все свое состояние он еще при жизни перевел в Фонд Гетти. А перед Фондом стояла и стоит лишь одна задача – сохранять и приумножать коллекцию ее создателя.

Таким образом, многомиллиардный Фонд Музея Гетти стал самым большим наследством, оставленных когда-либо официальному заведению – не только в США, но и в мире. Это дало ему беспрецедентную свободу в приобретении произведений античного и классического искусства на престижнейших аукционах Лондона и Нью-Йорка.

Собрание художественных произведений Музея Гетти, разрастаясь год от года, уже не помещалось на вилле в Малибу, и Фонд принял решение создать новый Центр Гетти, куда более просторный, чем прежний. Чтобы большее количество людей могло его посещать, местом для Центра-Музея избрали Лос-Анджелес. Но Музей в Малибу сохранен в неприкосновенности. В нем по-прежнему экспонируется собрание произведений искусства древней Греции, Рима и Этрурии, общая стоимость которых оценивается в 2,5 млрд. долларов.

Центр Гетти в Лос-Анджелесе

Строительство Центра, начатое в 1983 году в Брентвуде продолжалось 14 лет и обошлось в 2 млрд. долларов. 33 маститых архитектора представили на конкурс свои варианты проекта. После долгих дебатов и колебаний выбор остановили на варианте 63-летнего архитектора-модерниста Ричарда Мейера из Нью-Йорка, что, честно говоря, не кажется бесспорным. Вот когда для коллекции абстрактного искусства золотопромышленника Соломона Гуггенхайма архитектор-новатор Франк Ллойд Райт построил в Нью-Йорке здание «Музея на Манхэттене» в абстрактно-авангардном стиле, получилось органичное единство «упаковки» и содержимого. А соответствуют ли современные архитектурные формы Центра Гетти произведениям «старых мастеров» и античной скульптуре – большой вопрос. Тем более, что Фонд, уважая прижизненные предпочтения его создателя, не приобретает произведения искусства XX и XXI веков.

The Getty Center in Los Angeles включает в себя Музей Пола Гетти, специальную Грант-программу и НИИ истории искусства и гуманитарных наук, с собственной библиотекой на 800 тысяч томов, плюс более 10 филиалов на территории США. Комплекс зданий, расположенный на вершине холма и органично вписанный в его рельеф, состоит из взаимосвязанных между собой шести сооружений с террасами и просторными обзорными площадками, откуда открывается величественный вид на лежащий внизу Лос-Анджелес, на далекие вершины гор – с одной стороны, и на Тихий океан – с другой.

В качестве строительного камня был использован тот самый травертин. Его завози­ли, как это делал сам Гетти, из карьера Бани ди Тиволи, которым пользовались еще древние римляне при строительстве Колизея, колоннады Собора Святого Петра и фонтана Треви. В планировку комплекса включены прямо-таки архитектурные сады ландшафтного дизайнера Роберта Ирвина, одна только центральная часть которых, с лабиринтом из кустов азалий посреди водоема, занимает территорию в 12400 кв. метров.

Благодаря удачным финансовым операциям директора-распорядителя нового Центра Гарольда Уильямса (бывшего советника по безопасности США при президенте Картере) средства, завещанные Полом Гетти, существенно приумножились, составив 4,3 млрд. долларов (что в 4 раза превысило средства, которыми располагает крупнейший музей США – Метрополитен). Таким образом у Центра Гетти появилась возможность ежегодно тратить 225 млн. долларов, из которых 40 ассигнуется на приобретение новых произведений искусства, а остальные деньги идут на финансирование различных программ.

Такая беспрецедентная финансовая свобода американского Фонда Гетти больно ударила по интересам европейских музеев, не выдерживающих конкуренции с ним. Непомерно взвинчивая цены, Фонд скупал на аукционах все стоящие произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства. В результате Центр Гетти превратился в самый крупный художественный музей Калифорнии, пополнив собой число известнейших музеев мира. Собрание музея настолько обширно, что часть его экспозиций обновляется каждые 10 недель.

Летом 2007 года все СМИ писали о том, что Министерство культуры Италии, после многолетних переговоров и дорогостоящих препирательств в судебном порядке, предъявило претензии Центру Гетти в отношении 52 произведений искусства, якобы приобретенных им незаконно. Последний дал обязательство вернуть Италии 40 античных произведений искусства на общую сумму 100 млн. долларов. Конфликт разгорелся из-за мраморной статуи Афродиты, датированной V веком до н. э. (2,20 метра высотой) – римской копии с греческого оригинала. Итальянская сторона сумела доказать, что статуя была приобретена у посредников, которые незаконно вывезли ее с Апеннинского полуострова. Тогда, в 1988 году, Фонд Гетти заплатил за нее 18 млн. долларов. Скульптура основательно повреждена и оббита, и вообще-то не слишком соответствует пропорциями своего мощного тела Афродите. В конце концов, было достигнуто соглашение: мраморная «Афродита» останется в экспозиции Музея до конца 2010 года. В марте 2011 года ее дипломатической почтой без лишнего шума перевезли сначала в Рим, а потом в Сицилию, где она первоначально и была найдена.

Не менее жаркие дебаты шли и с Министерством культуры Греции, на сей раз вокруг изумительной красоты бронзового «Юноши-победителя» – не римской копии, а оригинала IV века до н.э. Статуя классифицируется как величайший шедевр Древней Греции, дошедший до наших дней. Ее обнаружили и подняли со дна моря в нейтральных водах итальянские рыбаки, после чего бронзовый юноша был куплен охотниками за древностями и вывезен в Швейцарию, где в 1977 году за 4 млн. долларов его и приобрел Фонд Гетти.

Претензии к обоим музеям Гетти и нью-йоркскому Метрополитену начались с расследования деятельности арт-дилера Джакомо Медичи – крупнейшего перекупщика и посредника между черными археологами Италии и Греции – с одной стороны, и частными и государственными собраниями США – с другой. Ну да, подобные недоразумения и проблемы вокруг купли-продажи произведений искусства возникают постоянно и повсеместно. И не стоит, наверное, в эту кухню особенно вникать. Важнее то, что Центр Гетти держит свои двери широко открытыми для посетителей, желающих окунуться в мир вечного и прекрасного.

Миниатюрный поезд поднимает их от места парковки на вершину холма. В выставочных залах и на всей территории гостей сопровождают аудиогиды, дающие исчерпывающие профессиональные комментарии о Музее, об уникальных шедеврах мирового искусства, представленных здесь на обозрение. За доставку и посещение музея, согласно воле его создателя, не взимается ни цента.

Так что, какими бы странностями ни грешил при жизни Жан Пол Гетти, американцы должны испытывать чувство глубокой признательности к этому человеку, потому что в результате именно они оказались единственными и полноправными наследниками собранных им эстетических сокровищ и огромного капитала, пущенного на их приумножение.

Жан Пол Гетти (15 декабря 1892 - 6 июня 1976), ставший миллионером в далеком 1916 году, отказался от выплаты денег за похищенного бандитами внука в 1973 г.

Жан Поль Гетти, 1944 год

Нефтяной магнат с начала прошлого столетия разбогател за счёт недр Ближнего Востока. За 12 лет, проведенных в пустыне Саудовской Аравии, Гетти из маленькой компании создал империю нефтедобычи. В 1957 году в журнале «Форбс» миллионера назвали миллиардером по оценке состояния. Попал тогда Жан Пол и в книгу Гиннесса как самый богатый человек.

Похищенный внук

В 1973 году летом похитили «золотого мальчика» – внука нефтяного магната с целью выкупа. Парень слыл наркоманом и плейбоем, часто бывал на богемных вечеринках Рима. На выходе с одной из них он был украден. Его дед не стал выкупать Пола. Старик был недоверчив, посчитав, что внук сам организовал похищение с целью выманивания денег.

И не хотел в будущем передавать свою нефтяную империю в руки родственников, думая, что они не смогут управлять ею как следует.

Когда похитители снизили требования до 3 миллионов долларов, миллиардер всё-таки выделил средства на выкуп. Но выделил он только 2,2 миллиона долларов, ещё 800 тысяч он одолжил своему сыну под 4 процента годовых.

Отец Пола III получил по почте отрезанное ухо сына. Итальянские бандиты требовали $17 000 000, потом сумму снизили до $3 000 000. После этого Жан Пол Гетти выделил 2,2 миллиона долларов за выкуп внука, а ещё 800 тысяч он одолжил своему сыну Джону Гетти под 4 процента годовых. Деньги эти Джон выплачивал с рассрочкой и с процентами.

Его 16-летнего сына нашли на шоссе больного, измученного и голодного почти через полгода после похищения. Полиции не удалось найти похитителей и их убежище. Пола III привезли домой, вымыли и накормили. Однако он и далее продолжил употреблять наркотики, ослепнув и оглохнув от них, умер в инвалидной коляске в возрасте 54 лет.

Все деньги мира

Жан Пол Гетти и его похищенный внук поразили Ридли Скотта, который на основе этой истории снял фильм «Все деньги мира».

Жан Гетти умер в начале июня 1976 года, завещав большую часть своего состояния музею.

Компанию скончавшегося магната продал через 8 лет его четвертый сын. Она ушла за $10 миллиардов фирме Техасо.

Пол Гетти был убежден, что

«длительные отношения с женщиной возможны, только если вы банкрот».

Он был женат 5 раз. Из шестерых рожденных сыновей один умер в 12-летнем возрасте (родившийся от Луизы Дадли). Из внуков лишь один основал новую компанию (фотоагенство Getty Images), далёкую от нефтепромышленности.

Крах нефтяной империи

Вся империя Жана Пола Гетти распалась после его смерти. Нелюдимый и скупой магнат провёл жизнь в работе, но не жалел денег на покупку картин. Даже занимался немного наукой, писал книги на . Вся коллекция картин магната согласно завещанию перекочевала после его кончины в музей Лос-Анджелеса, открытый в 1997 г. и названный его именем.

Отцом миллиардера Жана Пола был тоже нефтяной магнат Джордж Гетти, а мать – дочерью эмигрантов из Ирландии. Гены «сработали» правильно в отношении Жана, но дали сбой на потомках. Эта «осечка» и послужила главной причиной падения нефтяной империи.

Как часто в современности мы видим это – «золотую молодежь» (детей богачей), тратящую свое время и деньги (причем не заработанные ими) на сомнительные развлечения и наркотики вместо полезной деятельности. Этот результат очевиден на примере семьи Гетти.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жан Пол Гетти
Jean Paul Getty
220px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

предприниматель

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Отец:
Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Семья

Пол Гетти говорил, что «длительные отношения с женщиной возможны, только если вы банкрот». Он был женат пять раз:

  1. Жаннет Дюмон (1923-1925); один сын Джордж Франклин Гетти II (1924-1973)
  2. Аллен Ашби (1926-1928)
  3. Адольфина Хелмле (1928-1932); один сын Жан Рональд Гетти
  4. Эни Рок (1932-1935); два сына Джон Пол Гетти (1932-2003) и Гордон Гетти (1934)
  5. Луиза Дадли (1939-1958); один сын Тимоти Гетти (умер в возрасте 12).

Внук Пола Гетти, Марк Гетти основал компанию Getty Images .

Напишите отзыв о статье "Гетти, Пол"

Примечания

Ссылки

  • Игорь Добротворский. // Деньги и власть или 17 историй успеха. - М ., 2004.

Отрывок, характеризующий Гетти, Пол

Кое-как стряхнув нахлынувшую печаль, я заставила себя думать о Караффе. Подобные мысли тут же отрезвляли и заставляли внутренне собираться, так как я прекрасно понимала, что данный «покой» являлся всего лишь временной передышкой...
Но к моему величайшему удивлению – Караффа всё также не появлялся...
Проходили дни – тревога росла. Я пыталась придумать какие-то объяснения его отсутствию, но ничего серьёзного, к сожалению, в голову не приходило... Я чувствовала, что он что-то готовит, но никак не могла угадать – что. Измученные нервы сдавали. И чтобы окончательно не сойти с ума от ожидания, я начала каждодневно гулять по дворцу. Выходить мне не запрещалось, но и не одобрялось, поэтому, не желая далее сидеть взаперти, я для себя решила, что буду гулять... несмотря на то, что возможно это кому-то и не понравится. Дворец оказался огромным и необычайно богатым. Красота комнат поражала воображение, но лично я в такой бьющей в глаза роскоши никогда не смогла бы жить... Позолота стен и потолков давила, ущемляя мастерство изумительных фресок, задыхавшихся в сверкающем окружении золотых тонов. Я с наслаждением отдавала дань таланту художников, расписывавших это чудо-жилище, часами любуясь их творениями и искренне восхищаясь тончайшим мастерством. Пока что никто меня не беспокоил, никто ни разу не остановил. Хотя постоянно встречались какие-то люди, которые, встретив, с уважением кланялись и уходили дальше, спеша каждый по своим делам. Несмотря на такую ложную «свободу», всё это настораживало, и каждый новый день приносил всё большую и большую тревогу. Это «спокойствие» не могло продолжаться вечно. И я была почти уверена, что оно обязательно «разродится» какой-то жуткой и болезненной для меня бедой...
Чтобы как можно меньше думать о плохом, я каждый день заставляла себя всё глубже и внимательнее исследовать потрясающий Папский дворец. Меня интересовал предел моих возможностей... Должно ведь было где-то находиться «запрещённое» место, куда «чужым» входить не дозволялось?.. Но, как ни странно, пока что никакой «реакции» у охраны вызвать не удавалось... Мне беспрепятственно разрешалось гулять везде, где желалось, конечно же, не покидая пределов самого дворца.
Так, совершенно свободно разгуливая по жилищу святейшего Папы, я ломала голову, не представляя, что означал этот необъяснимый, длительный «перерыв». Я точно знала, Караффа очень часто находился у себя в покоях. Что означало только одно – в длительные путешествия он пока что не отправлялся. Но и меня он почему-то всё также не беспокоил, будто искренне позабыл, что я находилась в его плену, и что всё ещё была жива...
Во время моих «прогулок» мне встречалось множество разных-преразных приезжих, являвшихся на визит к святейшему Папе. Это были и кардиналы, и какие-то мне незнакомые, очень высокопоставленные лица (о чём я судила по их одежде и по тому, как гордо и независимо они держались с остальными). Но после того, как покидали покои Папы, все эти люди уже не выглядели такими уверенными и независимыми, какими были до посещения приёмной... Ведь для Караффы, как я уже говорила, не имело значения, кем был стоящий перед ним человек, единственно важным для Папы была ЕГО ВОЛЯ. А всё остальное не имело значения. Поэтому, мне очень часто приходилось видеть весьма «потрёпанных» визитёров, суетливо старавшихся как можно быстрее покинуть «кусачие» Папские покои...
В один из таких же, совершенно одинаковых «сумрачных» дней, я вдруг решилась осуществить то, что уже давно не давало мне покоя – навестить наконец-то зловещий Папский подвал... Я знала, что это наверняка было «чревато последствиями», но ожидание опасности было во сто раз хуже, чем сама опасность.
И я решилась...
Спустившись вниз по узким каменным ступенькам и открыв тяжёлую, печально-знакомую дверь, я попала в длинный, сырой коридор, в котором пахло плесенью и смертью... Освещения не было, но продвигаться дальше большого труда не доставляло, так как я всегда неплохо ориентировалась в темноте. Множество маленьких, очень тяжёлых дверей грустно чередовались одна за другой, полностью теряясь в глубине мрачного коридора... Я помнила эти серые стены, помнила ужас и боль, сопровождавшие меня каждый раз, когда приходилось оттуда возвращаться... Но я приказала себе быть сильной и не думать о прошлом. Приказала просто идти.

Среди известных американских предпринимателей XX века Жан Поль Гетти занял особое место. В его характере соединились, казалось бы, не сочетаемые в одном человеке качества, любое из которых могло либо погубить его, либо прославить. Будучи в течение почти двадцати лет вплоть до самой своей смерти в 1976 году самым богатым человеком на планете, миллиардер Гетти являлся неисчерпаемой и вечной темой для колонок светских новостей вечерних газет и для телевизионных программ о жизни знаменитостей.

Им пугали детей, его жизнь ставили в пример студентам экономических факультетов престижнейших университетов и слушателям школ бизнеса. Его высказывания становились афоризмами и поговорками, расхожими в среде богатых людей. Так, ему принадлежит авторство известной следующей сентенции: если человек действительно богат, то ему никогда не придет в голову интересоваться, кто богаче его, а кто нет.

Или вот еще одно изречение Гетти: миллиардер, который может сосчитать свои миллиарды, наверняка таковым не является. Журналисты и телерепортеры, рассказывая о жизни Гетти, перед его фамилией всегда употребляли такие прилагательные, как необъяснимый, загадочный, непредсказуемый, удивительный, непостижимый. Отвечая на вопросы об источнике своего богатства, он всегда с простодушным видом говорил, что всего лишь пробурил нефтяную скважину в нужное время и в нужном месте.

Так познакомимся же поближе с жизнью этого человека.

15 декабря 1892 года в семье иммигрантов, прибывших на вожделенную американскую землю с Британских островов, родился мальчик, которому родители дали имя Жан Поль. Появление на свет сына в семье было воспринято как «дар Божий», ибо за два года до его рождения от тифа у них умерла дочь. Сломленные горем отец и мать после ее смерти чуть ли не ежедневно посещали церковь, где молили Господа послать им в утешение сына. И когда в семье Джорджа и Сары Гетти родился мальчик, то родители всем знакомым под Рождество только и говорили о том, что их сыну уготовлено большое будущее.

Жан Поль от рождения не был розовощеким крепышом. Он рос худеньким, слабым, скорее даже хилым ребенком. Мальчик часто болел, ростом был ниже своих сверстников. Родители всячески оберегали болезненного мальчика от шумных уличных игр с другими детьми. Они воспитывали сына в довольно строгих пуританских традициях и правилах и стремились дать своему единственному ребенку самое лучшее по тем временам воспитание и образование.

Гетти хорошо учился в школе и ему не составляло никакого труда запомнить, например, слово в слово, выступление президента США или несколько страниц текста с таблицами, а потом безошибочно воспроизвести их. За такие исключительные интеллектуальные способности за ним в школе закрепилось прозвище «энциклопедия», которым его «за спиной» называли не только одноклассники, но и учителя.

Окончив к двадцати двум годам два лучших по тем временам учебных заведения в мире - Калифорнийский и Оксфордский университеты он решил применить свои способности в той области, в которой довольно успешно трудился его отец - Джордж Гетти, а именно в нефтяном бизнесе.

Когда в начале XX века в американской Оклахоме вспыхнула нефтяная лихорадка, сотни и тысячи авантюристов и трудяг, бандитов и геологов, проходимцев и инженеров со всего мира ринулись в этот экономически неосвоенный американский штат, мечтая о золоте и богатстве, ежедневно вознося Господу молитвы о ниспослании им удачи. Некоторым везло, кое-кому из них удавалось заработать миллионы. К последним с 1906 года стал принадлежать Джордж Гетти. Его сын, видя с четырнадцати лет те возможности и перспективы, которые открывают деньги тем, кто их имеет, еще со школьных лет мечтал сначала присоединиться к отцу в его нефтяном бизнесе, а затем открыть собственное дело. Начав с элементарной перепродажи нефти и нефтеносных участков в хорошо знакомой ему со школьных лет Оклахоме, он менее чем за два года к 1916 году заработал первый миллион долларов, что по ценам того времени было огромной суммой. Достаточно упомянуть, что самый популярный автомобиль за всю историю мировой автомобильной промышленности «Форд-Т» стоил тогда лишь около 300 долларов.

Но молодому миллионеру мало было заниматься торговыми операциями или эксплуатировать несколько нефтеносных скважин. Он хотел создать широко разветвленную нефтяную компанию полного технологического цикла - от добычи нефти и ее переработки до продажи бензина на автозаправочных станциях по всей Америке. Но создать «на ровном месте» такую фирму с организационной точки зрения было невозможно хотя бы из-за существовавшей в этой сфере американского бизнеса жестокой конкуренции. Поэтому Поль Гетти решил купить недостающие для его небольшой фирмы «Гетти ойл» нефтеперерабатывающие предприятия и сеть автозаправочных станций. В качестве объекта предстоящего приобретения он выбрал крупную фирму - «Тайдватер ассошиэйтед ойл компани», отвечавшую, по мнению молодого амбициозного нефтяного предпринимателя, всем его требованиям и, которая, кстати, была во много раз больше «Гетти ойл».

И Жан Поль Гетти с начала 20-х годов стал постепенно, незаметно для других предпринимателей скупать ее акции. Он действовал терпеливо, расчетливо, с холодной методичностью человека, уверенного в своем неминуемом успехе. (Попутно в 1928 году он приобрел у своего отца 33 % акций его собственной нефтяной фирмы «Джордж Гетти» за 1 млн. долларов, что значительно увеличило присутствие Гетти-младшего в нефтедобывающей промышленности.) Около двадцати лет день за днем его агенты по всей Америке скупали акции «Тайдватер». Было израсходовано более 80 млн. долларов.

И вот наконец пришла долгожданная победа. Контрольный пакет одной из крупнейших нефтеперерабатывающих корпораций США стал принадлежать Полю Гетти. Примечательно, что, только потеряв контроль над «Тайдватер», ее бывшие владельцы узнали, что их фирма стала жертвой многолетнего экономического наступления человека, о существовании которого они даже не знали!

Интересно, что в погоне за обретением контроля над «Тайдватер» Гетти однажды столкнулся даже с интересами клана Рокфеллеров, которым принадлежал крупный пакет акций этой корпорации. Уж как только через агентов и подставных лиц, чиновников и журналистов при помощи слухов и сплетен ни старался Поль Гетти убедить Рокфеллеров в целесообразности начать продажу акций «Тайдватер»! В конечном итоге его ухищрения достигли желаемого результата, и Джон Рокфеллер-младший дал указание постепенно сбывать акции, которые тут же и скупались агентами Гетти. Продавая акции «Тайдватер», Джон Рокфеллер, которого уж никак нельзя было назвать новичком в нефтяном бизнесе, тоже не знал, что они скупаются по распоряжению Гетти и для Гетти.

Осуществление этой грандиозной экономической операции на нефтяном рынке США показало американским предпринимателям, что в большой нефтяной бизнес уверенной поступью пришел человек, который настолько хитер, чтобы провести Рокфеллеров, настолько терпелив, чтобы в течение двадцати лет вести настоящую биржевую войну, и настолько умен, чтобы о его существовании никто не знал.

Но заниматься нефтяным бизнесом на американском континенте новоиспеченному нефтяному магнату стало уже неинтересно.

В 30-40-е годы многие нефтяные дельцы обратили внимание на разведку нефти в странах Ближнего и Среднего Востока.

Поль Гетти как и ряд других предпринимателей был уверен, что на территории королевства Саудовская Аравия находятся неисчерпаемые запасы нефти. Он решил принять участие в торгах на приобретение концессии на разведку и разработку нефти в этой стране, 99 процентов территории которой занимала безводная пустыня.

В 1948 году он переехал в Париж и поселился в уютном отеле «Георг V», переоборудовав маленький гостиничный номер в кабинет, стены которого были увешаны крупномасштабными геологическими картами строения Аравийского полуострова. Именно из этой комнаты Жан Поль Гетти и руководил много лет работами по разведке нефти на Ближнем Востоке.

Магнат предложил королю Саудовской Аравии такие условия продажи им концессии на разведку и разработку нефти на нейтральной территории между Саудовской Аравией и Кувейтом, что тот просто не мог ему отказать. Поль Гетти в отличие от АРАМКО (Арабско-американской нефтяной компании), действовавшей в регионе с 1933 году и образованной крупнейшими американскими нефтяными корпорациями, предложил заплатить королю за концессию ни много ни мало 9,5 млн. долларов наличными плюс 1 млн. долларов ежегодных выплат, даже если нефть не будет найдена. В 1949 году ему была предоставлена столь желаемая им концессия.

В течение четырех лет Гетти посылал дорогостоящие буровые экспедиции в далекую Саудовскую Аравию. Из очень богатого нефтяного магната он стал просто богатым, а из просто богатого человека незаметно для самого себя превратился в того, кто вынужден брать деньги в долг. Ему минуло шестьдесят лет, состояние поглотили геологические экспедиции, но нефть, к сожалению, так и не была найдена. Многие коллеги перестали с ним работать, посчитав его прожектером и авантюристом. Но Поль Гетти, месяцами не выходивший из своего гостиничного номера, все всматривался в геологические карты строения земной коры Аравийского полуострова, вычерчивая на них маршруты следующих экспедиций и места бурения скважин. Он никогда не бывал в Саудовской Аравии. В те годы не существовало спутников, которые могут сфотографировать любой уголок земного шара в помощь геологам с высокой точностью. Не было промышленного телевидения. Об использовании компьютеров для обработки данных сейсморазведки тогда никто и слышать не слыхивал. Однако Поль Гетти, руководствуясь лишь знаниями геологии и геодезии, полученными им еще в далекие студенческие годы, с неумолимостью не то фанатика, не то пророка, посылал из Парижа в Саудовскую Аравию телеграммы, указывая геологам, в каком месте нужно бурить скважины.

И вот когда он уже был практически разорен, из Саудовской Аравии пришла телеграмма, текст которой был согласован еще четыре года назад. Она состояла из следующих слов: «Мы встретили Вашу леди». Седой старик машинально отложил ее в сторону на ворох других телеграмм. Через несколько мгновений схватил ее и стал перечитывать текст снова и снова: мы встретили Вашу леди… встретили… встретили… леди… Его руки задрожали, из глаз полились слезы. На самом же деле банальная и на первый взгляд наиглупейшая фраза означала: нефть найдена!

Нефть, найти которую он стремился в течение четырех лет, была обнаружена при бурении последней скважины. На следующее бурение у него уже не было денег!

Черная маслянистая жидкость, выбивавшаяся на поверхность из недр Аравийского полуострова, принесла Полю Гетти миллиарды долларов, славу самого богатого человека на планете с 1957 года вплоть до самой своей смерти в 1976 году, а Саудовской Аравии - нефтедоллары, на которые ее народ процветает и по сей день. Как видно, нефть правильно называют черным золотом, ибо она превратилась в настоящее золото и несметные богатства для тех, кто ее искал и нашел в безводной Аравийской пустыне. Бурильщики Поля Гетти, пробурив скважину, стали качать нефть из известного в наши дни геологам всего мира Мессопотамского нефтегазового бассейна, который расположен в недрах таких стран как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ и Ирак, и является самым крупным в мире.

Нефть Саудовской Аравии, приносящая ежедневно магнату около 0,5 млн. долларов прибыли, способствовала быстрому росту «империи» Гетти, основой и стержнем которой стала принадлежащая лично ему нефтяная фирма «Гетти ойл». Миллиардеру кроме «Гетти ойл» принадлежали также танкеры и трубопроводы, нефтяные терминалы и нефтеперерабатывающие заводы, бензовозы и бензоколонки. Его деловые интересы простирались от Саудовской Аравии до Оклахомы и от Калифорнии до Аляски. По сути он создал транснациональное многопрофильное нефтяное королевство, «некоронованным» королем которого он оставался до самой своей смерти от рака простаты 6 июня 1976 года.

Последние полтора десятка лет магнат безвыездно прожил в Англии в средневековом замке Саттон-плейс, расположенном недалеко от Лондона в графстве Суррей. Замок с примыкающими к нему землями был куплен у разорившегося герцога Сазерлендского по сути за чисто символическую цену - около 1,5 млн. долларов. Спокойную жизнь в нем миллиардера оберегала созданная для этой цели служба безопасности, которая использовала специально выдрессированных и натасканных для охраны людей две дюжины собак.

Но Жан Поль Гетти кроме добычи нефти и зарабатывания денег имел и другие интересы. Он коллекционировал древнегреческие и древнеримские статуи, иногда покупал картины кисти известных мастеров. Но собирание им произведений искусства не носило системного характера. Его приобретения никак нельзя было считать увлечением и тягой к прекрасному. Покупки делались всегда практически случайно и только тогда, когда произведение искусства предлагалось к продаже «по бросовой» цене. Продавцом же, как правило, был разорившийся британский аристократ.

Но создавая громадную транснациональную нефтяную империю, приобретая недвижимость и произведения искусства, Жан Поль Гетти допустил непростительный для человека его ума промах - ужасную ошибку. Она состояла в том, что имея четырех детей (он был пять раз женат) и шестнадцать внуков, проницательный нефтяной магнат, который подчинял своей воле королей и президентов, сенаторов и министров… не подготовил себе наследника. Он единолично руководил всеми своими предприятиями, сам принимал решения и сам проверял их исполнение. После его смерти вдруг неожиданно выяснилось, что никто вместо него не может хотя бы несколько дней управлять «Гетти ойл». Когда же было оглашено завещание самого богатого человека на планете, то дети и внуки оцепенели от удивления и охватившего их ужаса, ибо практически все свои активы и имущество, включая «Гетти ойл», нефтяной магнат завещал… благотворительному фонду имени самого себя. Фонду принадлежал построенный в античном стиле на калифорнийском морском курорте Малибу незадолго до смерти миллиардера по его необъяснимой прихоти Музей искусств, в котором и были размещены собранные Полем Гетти в течение всей его жизни произведения живописи и скульптуры. Таким образом, музей в Малибу по случайному стечению обстоятельств в один момент стал самым богатым музеем в мире.

Дети самого богатого человека в мире, оставшись без наследства, и в суд подавали и, оспаривая его завещание, пытались задним числом доказать, что нефтяной магнат был просто сумасшедшим, а поэтому дескать вообще нельзя всерьез принимать последнюю волю покойного и т. д. и т. п. Но все их усилия оказались напрасными. Завещание «некоронованный» король нефтяного бизнеса оформил юридически грамотно и поэтому оно вступило в законную силу.

Однако, получив по завещанию работающую как механизм точнейших часов нефтяную империю, сотрудники благотворительного фонда не смогли управлять ею. Фирма «Гетти ойл» спустя восемь лет после смерти ее создателя была приобретена другим американским нефтяным гигантом - «Тексако». Но со сменой владельца спокойные времена для «Гетти ойл» не наступили. Осуществив за 10 млрд. долларов. данную покупку, в соответствии с антимонопольным законодательством США корпорация «Тексако» была обязана продать часть промышленных активов «Гетти ойл». Новые владельцы решили продать сеть автозаправочных станций «империи» Поля Гетти, что и было сделано в 1985 году. Новым хозяевам сети бензоколонок было довольно сложно с ними управиться, и в 1997 году они разделили фирму на две части, приняв решение продать их в будущем.

Узнай сам Жан Поль Гетти, что детище всей его жизни управляется плохо да еще к тому же и распродается по кускам, он бы вернулся из загробного мира, чтобы в этом мире привести все дела в порядок. Но чудес на свете не бывает. Нефтяная транснациональная империя Поля Гетти как независимое и самостоятельное предприятие перестала существовать.

А ведь создавая «Гетти ойл», магнат лишился практически всех естественных человеческих качеств и свойств характера. Он превратил себя в самую совершенную в мире машину по зарабатыванию денег. В его душе не осталось ничего человеческого - он был жаден до скаредности, болезненно подозрителен и чудовищно мстителен. Много лет он судился со своей матерью за отцовское наследство, а затем не разговаривал с ней около тридцати лет. На вопрос, почему? - магнат ответил, что если бы не она, то он стал бы миллиардером на десять лет раньше!

Его скупость стала нарицательной. Как анекдот в 70-е годы в США рассказывали, что Гетти у себя дома в английском замке Саттон-плейс установил в комнате для гостей… платный телефонный аппарат.

Миллиардер никогда не справлял никаких праздников. Однажды корреспондент одной центральной советской газеты, ошибочно по своей журналистской наивности полагая, что в новогоднюю ночь самый богатый человек в мире вместе со своими родственниками и близкими друзьями празднует этот очаровательный праздник, приехал в Англию в поместье Саттон-плейс, чтобы взять у Поля Гетти интервью.

Долго же он звонил и стучался во все двери замка. Наконец, полусонный охранник с фонариком в руке отпер дверь и спросил у наивного представителя советской прессы, что он, собственно, хочет? Услышав в ответ, что тот проделал столь далекий путь лишь только для того, чтобы спросить у миллиардера, как он празднует Новый год, привратник удалился, попросив подождать.

Минул час, может быть, больше. Наконец, за дверью послышались шаркающие шаги и старческое недовольное бормотание. Через несколько минут дверь отворилась, и на пороге в пижаме и со свечой в руке предстал сам хозяин дома - «некоронованный» нефтяной король Жан Поль Гетти. «Что вы от меня хотите?» - спросил он смущенного представителя прессы. Советский корреспондент с присущей всем журналистам прямотой повторил свои слова, сказанные им ранее охраннику. Магнат удивленно уставился на него немигающими серыми глазами, заглядывая как бы в самые отдаленные уголки загадочной советской души, и сказал: «Молодой человек! Новый год - это самый бесполезный и дорогостоящий праздник из всех, которые я знаю! Я лучше пойду спать». С этими словами он повернулся и ушел. А советскому журналисту пришлось вернуться в Лондон ни с чем.

Миллиардер был далеко не тривиальным человеком. Он любил то, что другие ненавидели или даже боялись, например львов, которых в его британском замке он содержал множество, вселяя ужас и страх в своих слуг и сотрудников личного офиса.

Магнат панически боялся умереть лежа в постели, ибо в юности какая-то гадалка в Париже предсказала ему именно такую смерть. Почти десять лет до своей смерти он спал сидя, завернувшись с головы до ног в плед из ангорской шерсти, всякий раз мгновенно просыпаясь, как только сползал вниз с кресла. Кстати, он так и не умер лежа в постели… Гетти умер, сидя в кресле.

Всю свою жизнь он ненавидел своих детей и никогда не упускал случая, чтобы показать свою неприязнь к ним. Его дети всегда отвечали ему таким же равнодушием и презрением, каким он их одаривал всю жизнь сам. Отсутствие семьи, родительского внимания и заботы сделали то, что ни одного из четырех сыновей миллиардера нельзя даже с большой долей иронии назвать достойными и полноценными членами общества и гражданами своей страны.

Так, его старший сын Джордж был алкоголиком и покончил жизнь самоубийством, выпив смертельную дозу снотворного. Другой отпрыск, названный тоже Полем, являл собой странную смесь всех отвратительных человеческих пороков, будучи одновременно алкоголиком и наркоманом, страдавшим к тому же циррозом печени и диабетом. Естественно, что он не мог прожить долгую жизнь. Еще один сын магната - Рональд Гетти разорился дотла, переехал в ЮАР, где стал вести жизнь нищего странствующего бродяги. Самого же младшего из сыновей богатейшего человека в мире - Гордона тоже коснулась тяжелая длань судьбы. Как он ни старался заняться предпринимательской деятельностью, пытаясь создать процветающую фирму, ему всегда и везде не везло.

Тяжелая судьба не обошла также и представителей третьего поколения семьи. Однажды, в 1973 году в Италии его 16-летнего внука, названного в честь деда Жаном Полем, похитили террористы. Бандиты потребовали у его деда выкуп в размере 2 млн. долларов, обещая в случае отказа выплаты, убить подростка. В качестве серьезности своих преступных намерений они отрезали у несчастного мальчика ухо и послали его вместе с их ультиматумом миллиардеру. Каково же было их удивление, когда самый богатый человек в мире отказался заплатить выкуп, заявив, что если он сегодня за одного внука заплатит пару миллионов долларов, то другие гангстеры буквально на следующий день украдут его остальных тринадцать внуков!

Измученного и обессиленного ребенка обнаружили совершенно случайно итальянские полицейские в каком-то притоне во время очередной облавы на наркоманов. Внук всесильного нефтяного магната был так потрясен равнодушием деда к его судьбе, что еще в юношеские годы пристрастился к наркотикам и в конце концов от передозировки героина ослеп и был парализован. Его же сын Балтасар является самым известным из семьи почившего миллиардера - он актер, снявшийся в ряде известных фильмов, например в историческом блокбастере «Робин Гуд - принц воров».

Судьбы и жизнь, воспитание и образование, проблемы и настроения своих собственных детей и внуков никогда не интересовали нефтяного дельца. Его привлекали только деньги и слава самого богатого человека на свете. Выстроив самую мощную нефтяную империю в мире, своеобразный конгломерат предприятий, работающих как точный хронометр, он не создал за своей спиной надежного семейного «тыла». После его смерти, некогда процветающие предприятия, лишившись централизованного управления, не будучи переданы по наследству никому из его родственников, стали сначала менее прибыльными, а затем и просто убыточными. И в этой возникшей ситуации «некоронованный» нефтяной король был виноват сам, ибо создав громадный бизнес, он не позаботился о его сохранении и развитии после собственной смерти.

Уже через десять лет после его кончины мало кто в США мог вспомнить, кем был Жан Поль Гетти в жизни - преуспевающим бизнесменом, киноактером или известным бейсболистом.

Этот тощий янки с холодными голубыми глазами легко мог войти в историю как самый богатый человек своей эпохи - ведь у него было больше горячих нефтяных долларов, чем у любого из Рокфеллеров. Однако мир запомнил его по другой причине. Пол Гетти до самой смерти верил, что его хилое тело сдано в аренду могущественному постояльцу.
Таинственное существо, завладевшее Полом Гетти , заставляло его вести нефтяные войны, хладнокровно уничтожать конкурентов и охотиться за сотнями женщин. Оно разрушило его жизнь и превратило тщеславного американца в самого несчастного богача на планете.
Как часто бывает, родился этот обуреваемый страстями человек в семье пуритан, привыкших держать в узде свои чувства. Ирландец Джордж Гетти и его жена Сара, дочь шотландских эмигрантов, строго следовали канонам методистской церкви и верили, что за соблюдение христианских заповедей Всевышний вознаграждает богатством. Несчастье заставило набожного ирландца совершить опасный для христианина поступок: после смерти десятилетней дочери, которую унесла обрушившаяся в 1890 году на Средний Запад эпидемия тифа, он начал искать утешения в оккультных науках. Джордж проводил вечера на спиритических сеансах, вызывая духов и умоляя их поспособствовать рождению наследника. Однажды из уст вошедшего в транс медиума он наконец услышал так долго ожидаемое известие. Некий дух, поведавший о себе лишь то, что при жизни он был наделен императорской властью в Древнем Риме, пообещал, что через два года в семействе Гетти родится сын.
Пророчество в точности сбылось. Под Рождество 1892 года на свет появился мальчик, которому родители дали имя Жан-Пол. Будущий создатель нефтяной империи рос маленьким, слабым и некрасивым. Впоследствии он будет вспоминать, что в детстве ощущал себя одиноким и лишенным родительского тепла. Сара Гетти обожала своего сына, но старалась сдерживать чувства, боясь избаловать его, и запрещала общаться со сверстниками, дабы избежать дурного влияния. Строгое воспитание и многочисленные запреты сыграли с Полом плохую шутку: в конце концов его буйный нрав вырвался наружу, как пар из-под крышки кипящего котла. Джордж редко бывал дома, потому как был занят делом - начав со страхового бизнеса, он вскоре поддался овладевшей Оклахомой нефтяной лихорадке и без устали качал волшебную жидкость, неуклонно увеличивая свой капитал. В 1906 году Джордж Гетти стал миллионером. Обратив наконец внимание на подросшего сына, он с удивлением обнаружил, что тот уже давно следует не пуританским принципам, принятым в семье, а своим собственным, вызывавшим у папаши Джорджа ужас. В день, когда ему исполнилось четырнадцать, Пол гордо объявил, что давно уже лишился невинности. В семнадцать он бросил учебу и с головой окунулся в ночную жизнь, то и дело приводя в дом сомнительных девиц. Отец не знал, что и думать: временами ему казалось, что он видит перед собой не своего сына Пола, а совсем другого, незнакомого человека. Этот "другой" был изворотлив, хитер и прямо-таки помешан на сексе. Найти объяснение произошедшим с его сыном переменам Джордж Гетти так и не смог...
А началось все со статуи цезаря Траяна Адриана Августа. Ее изображение Пол увидел в школьном учебнике - и сразу же мальчика охватило странное, необъяснимое чувство, природу которого он смог понять значительно позже. Через много лет он испытает аналогичное ощущение, которое назовет "сильнейшим приступом дежа-вю", когда возьмет в руки отбитый кусок мраморной статуи. А тогда Полу бросилось в глаза удивительное сходство лица могучего властителя с его собственным. Мальчик, которого учителя прозвали ходячей энциклопедией, уже знал кое-что о реинкарнации - переселении душ. Постепенно ему стало казаться, что он смотрит на мир глазами римского диктатора и слышит его грозный голос. Этот голос страшно раздражал, но сопротивляться его приказам было невозможно.
Неожиданно для себя самого Пол соблазнил двух школьных подружек. Но неугомонный дух, "сидевший внутри", не успокоился: он требовал все новых и новых жертв. И только прочитав все книги по римской истории, которые смог разыскать в школьной библиотеке, Пол понял, в чем дело: цезарь Адриан, один из самых великих правителей Древнего Рима, был известен своим непомерным сладострастием.
После смерти Гетти ошеломленные потомки нашли в его знаменитой черной тетради несколько сотен женских имен, написанных в столбик в алфавитном порядке. И напротив каждого имени - адрес. Пол Гетти овладевал самыми красивыми женщинами планеты - киноактрисами, миллионершами, герцогинями, соблазнял несовершеннолетних девиц и путешествовал по борделям... Говорят, он всерьез собирался довести число любовниц в своем донжуанском списке до четырехсот - по легенде, именно столько наложниц было у цезаря Адриана.
Чтобы вести сексуальные битвы подобного масштаба, нужны были деньги. Только они могли дать юноше со взглядом и повадками летучей мыши то, что закаленный в боях римский император привык брать силой. И Пол Гетти начал создавать свою собственную империю. Он фанатично стремился добиться успеха, качая нефть без устали - из-под толстого слоя оранжевой техасской пыли, из-под белоснежного аравийского песка... Вел бесконечные нефтяные войны, сражаясь за черное золото со всем остальным миром, - и побеждал, захватывая все новые сферы влияния.
Гетти подкрадывался к своим жертвам медленно и осторожно. Конкуренты не сразу замечали, что смертельная опасность угрожает из крошечного офиса, расположенного на третьем этаже парижского отеля "Георг V". В этом кабинете Пол проводил сутки напролет, порой забывая даже о еде. Не выходил из кабинета месяцами - по телефону покупал концессии, по телефону договаривался о налоговых льготах с султанами и королями. По телефону же заказывал на несколько часов девочек с Пляс Пигаль. Всего несколько часов секса - и он снова готов к нефтяной войне... Готов руководить своей армией торговых агентов, брокеров и геологов, целым флотом танкеров...
За двадцать лет он поглотил половину своих конкурентов. И любопытно, что всякий раз жертва была в несколько раз крупнее хищника. Да, Пол Гетти умел переваривать лакомые куски любого размера.
В 1939 году он растерзал и проглотил гигантский концерн "Тайд Уотер Ойл" - прежние хозяева этой фирмы долгое время даже не догадывались о существовании Пола Гетти и его небольшой конторы "Гетти Ойл" с капиталом всего в полтора миллиона долларов. Спустя четверть века он одерживает победу над всемогущей некогда "Стандарт Ойл", принадлежавшей клану Рокфеллеров. Уже к середине 60-х годов прибыли "Гетти Ойл" достигают фантастических размеров. По подсчетам журнала "Форчун", в те годы Гетти ежедневно увеличивал свой капитал на полмиллиона долларов.
Британская знать ненавидела его за то, что он по дешевке скупал имения разорившихся аристократов. "Пол Гетти пожирает трупы банкротов и несчастных людей", - заметил однажды лорд Бивербрук и был отчасти прав. Свое английское имение Саттон-плейс Пол Гетти купил у разорившегося герцога Сазерлендского по хищнической цене - всего за 600 тысяч фунтов. Такие деньги нефтяной магнат в те годы зарабатывал за два дня...
Его трофеями становились не только проглоченные нефтяные компании и купленные за бесценок особняки, но и прекрасные женщины. Самой большой победой своей жизни Гетти считал роман с Мари Тессье, внучатой племянницей кого-то из русских Великих князей. Эксцентричная блондинка всячески подчеркивала свое родство с Романовыми, и ее многочисленные поклонники действительно склонны были находить в характере этой дамы типично русские царственные черты - безрассудную смелость, утонченное барство и склонность к хмельным авантюрам.
Они встретились на светском приеме у герцогов Глостерширских. Мари Тессье блистала в кругу молодых обожателей. Гетти совсем недавно исполнилось пятьдесят пять. Некоторое время он неотрывно следил за ней из дальнего угла дворцовой залы. Потом быстро поднялся с дивана, стремительным шагом подошел, представился, заговорил. Через несколько часов полуобнаженная Мари Тессье уже украшала собой интерьер будуара в принадлежавшем Гетти замке Саттон-плейс. Впоследствии она признается интервьюерам, что знаменитый магнат поразил ее своим холодным интеллектом, ледяной выдержкой и фантастической памятью. "Ах, вы подумайте: он наизусть читал мне речи Линкольна!" - восхищалась Мари. Для нефтяного императора связь с Мари Тессье стала настоящим триумфом. Подумать только, родственница русских царей - в его постели!
Впрочем, он забыл ее так же, как всех остальных. Пол Гетти быстро терял интерес к своим живым трофеям. Ни одной из его пяти жен не удалось остаться с Полом больше, чем на три года. Все чаще за его спиной говорили: "Мистер Гетти тяжело болен. Он не может любить ни женщин, ни собственных детей". Странная болезнь... Ее симптомы всегда были одни и те же. Как только очередная супруга объявляла ему, что беременна, Пол переставал испытывать какие-либо чувства, кроме раздражения, и к ней, и к будущему ребенку. Даже тем, кто хорошо знал Пола Гетти , это казалось необъяснимым. Они не ведали, что император Адриан люто ненавидел всех, в ком видел своих преемников, и умер бездетным...
Когда внука нефтяного магната Жан-Пола Гетти Третьего похитили калабрийские мафиози, старик Гетти отказался заплатить им два миллиона долларов выкупа. Только получив по почте отрезанное ухо мальчика, он согласился передать деньги. И, кажется, еще долго жалел об этом. До конца жизни он был убежден, что похищение внука было подстроено самим 16-летним пареньком и его хитрой мамашей с целью заставить старого Пола раскошелиться... Когда изувеченного мальчика выпустили из плена, Гетти отказался поговорить с ним по телефону. Вскоре от СПИДа умерла внучка, он даже не послал ее родителям сочувственной телеграммы.
Судьба детей и внуков волновала Пола намного меньше, чем будущее благородного духа, "обитавшего" в его собственном теле: Гетти панически боялся, что после его смерти римский император вынужден будет переселиться в недостойную оболочку. Вдруг это будет тщедушное тело какого-нибудь китайского рикши или, хуже того, длиннохвостого бабуина... "Сексуальная активность является одной из девяти причин реинкарнации, - прочитал он в одной из книжек. - Что же касается остальных восьми, то они несущественны". Старик Гетти воспринимал секс как лекарство. Известно, что он занимался любовью до преклонных лет, тщательно подбирая партнерш. Уже на девятом десятке затащил в постель свою секретаршу..
Пурпурная тога грозного властителя Рима с годами приросла к нему намертво. Его кумир жертвовал огромные средства на создание монументов и музеев, он построил себе одну из самых роскошных вилл того времени в римском предместье Тибур (ныне Тиволи). Гетти в свою очередь целое состояние вложил в произведения искусства. Первой его покупкой стал драгоценный пейзаж ван Гойена, который приглянулся Полу просто потому, что сельский домик на картине чем-то напоминал милые сердцу сеновалы родной Оклахомы. Следующим приобретением стал "Портрет купца Мартена Лутена" кисти великого Рембрандта. Не исключено, что в момент покупки Гетти не вполне представлял себе, кто такой Рембрандт. Его привлекла дешевизна - дело было в 1940 году, и прежний хозяин картины, напуганный приближением нацистов голландский еврей, уступил ее всего за $ 65 тысяч.
Обозреватели светских журналов и просто гости Гетти не упускали шанса поиздеваться над эстетическим вкусом хозяина Саттон-плейс. "Он выбирает полотна мастеров по принципу соответствия цвету обоев", - находим в "Лос-Анджелес таймc" конца шестидесятых. Пола Гетти не заботили отзывы нищих щелкоперов - он-то знал, что руководствуется не цветом обоев, а... ценой. Он покупал только то, что продавалось по бросовой цене, - как правило, у банкротов и спившихся аристократов, распродающих фамильные реликвии.
Однако единственное, что его по-настоящему интересовало, - это мраморные скульптуры. Мистер Гетти испытывал к ним необъяснимую тягу: он приобретал древнеримские изваяния по частям у разных владельцев, словно собирал из разрозненных деталей мраморных "трансформеров". В конце 60-х купил у лорда Лансдоуна осколок римской статуи Геркулеса - фрагмент торса с плечом. И вдруг... Старый Гетти затрепетал - ему показалось, будто он видел этого Геркулеса в прошлой жизни. Он немедленно перезвонил лорду Лансдоуну и спросил, где была найдена эта скульптура. Ответ лорда заставил несчастного старика оцепенеть - он стоял несколько минут молча, прижимая к уху телефонную трубку. Оказывается, статуя была обнаружена в ходе раскопок древнего дворца Вилла деи Папири, погребенного под слоем вулканического пепла после извержения Везувия в 79 году н.э. (это извержение стало роковым не только для роскошной виллы, но и для двух городов - Помпеи и Геркуланума). Теперь Полу Гетти казалось, что он нашел объяснение того, почему мраморный Геркулес показался ему старым знакомым - ведь на Вилла деи Папири, по свидетельствам историков, несколько лет прожил великий римский император Траян Адриан Август...
Осколок древней статуи произвел необъяснимое воздействие. Старик бросил все дела и отправился в Италию - туда, где археологи открыли под слоем пепла развалины дворца. И снова ему показалось, что он испытал приступ дежа-вю. "Я уже был здесь в прошлой жизни", - записал миллиардер в своем дневнике. Он приказал сделать подробные чертежи здания - семидесятилетний американец был уже целиком во власти безумной идеи. Он решил построить на Малибу точную копию Вилла деи Папири. И взялся за дело с энергией молодого фанатика. По приказу Гетти из Тиволи были специально привезены 16 тонн золотистого камня травертина (именно из этого камня была построена вилла Траяна в Тиволи). Нефтяные миллионы, казалось, смогли повернуть время вспять - под солнцем вновь зазеленели сады роскошного древнего дворца, заблестели брызги фонтанов и водопадов...
Так частный дом Гетти на Малибу превратился в уникальный музей, в хранилище драгоценных живописных полотен, скульптур и предметов антиквариата. Парадокс заключался в том, что владелец этого роскошного поместья так никогда и не увидел его своими глазами. Пол Гетти руководил строительством из Лондона - через океан. Ему не суждено было побывать в обновленной Вилла деи Папири. Дело в том, что он - по старости - уже не мог переносить трансатлантических морских путешествий. А летать на самолетах панически боялся.
Под конец жизни его начали преследовать страхи и необъяснимые мании. По мнению слуг, лукавый дух Адриана полностью подчинил себе психику старика и теперь издевался над ним. Сначала Пол окружил себя львами. Львы... благородные царственные хищники... только они смогут защитить - нашептывал ему внутренний голос. Любовь к хищникам сопровождалась приступами человеконенавистнической злобы по отношению к детям и слугам. Гетти завел себе живого льва по кличке Нерон. И посадил на столешницу рабочего бюро плюшевого львенка...
Узнав откуда-то, что цезарь Адриан умер в собственной постели, он велел убрать из своей комнаты кровать и проводил ночи сидя в мягком кресле и завернувшись в плед. В последние годы жизни его лицо, изуродованное неудачной пластической операцией (третьей по счету), походило на маску древнегреческого трагического актера. Или нет: на посмертную маску римского императора. Он часами неподвижно сидел в кресле с закрытыми глазами. На его коленях "дремал" плюшевый львенок Нерон...
Пол Гетти умер во сне. Великого донжуана нового времени прикончил рак простаты. Гроб самолетом был отправлен из Англии в Калифорнию. И сразу после смерти тень этого странного человека, положившего жизнь на алтарь служения собственной мании, нависла над его наследниками.
Все началось с завещания. Оглашение документа произвело эффект разорвавшейся бомбы. Четыре сына и четырнадцать внуков Пола Гетти довольно долго не могли осознать свершившегося: старик практически лишил наследства всех своих близких. Сыновья Пола получили жалкие гроши. Преданные слуги - начальник службы безопасности, массажист, врач и бессменная секретарша - немногим больше. Все свои миллиарды Гетти завещал... музею в Малибу.
Это была отчаянная попытка прорваться в бессмертие. Подобно императору Адриану, который увековечил свое имя строительством обновленного римского Пантеона, старый Гетти попытался вложить всю энергию своих долларов в один гигантский прыжок к вечной славе. Вилла в Малибу в одночасье превратилась в самый богатый музей в истории человечества (сегодня эксперты оценивают его активные фонды в два с половиной миллиарда долларов). Детей новоиспеченного мецената столь явная демонстрация любви к искусству поставила на грань банкротства. Но это, как оказалось, был только первый акт семейной трагедии Гетти . За ним последовали второй и третий.
Старшего сына Джорджа, еще недавно процветающего бизнесмена, владельца гольф-клубов и породистых лошадей, быстро сгубил алкоголизм. Воспитанный в постоянном страхе перед всемогущим и презрительным отцом, он покончил с собой, приняв дюжину таблеток снотворного и запив их стаканом кентуккийского бурбона. И в довершение вонзил себе в живот вилку для жаркого. "Его убил собственный отец!" - сквозь слезы крикнет репортерам жена покойного.
Второй сын Гетти - Роналд, рожденный от брака с белокурой немкой Фини Хелмле, вырос вдали от отца и всегда считал, что тот его ненавидит. "Даже после своей смерти отец, словно призрак, незримо участвовал в моей судьбе", - признался Роналд в одном из интервью. Из богатого владельца калифорнийской сети отелей "Рэдиссон Манхэттен-Бич" он превратился в нищего гражданина ЮАР, скитающегося по бантустанам в передвижном домике на колесах. Покойный отец чуть не добил его, оставив Роналду по завещанию... лишь собственный дневник с презрительными замечаниями в адрес сына, встречающимися чуть ли не на каждой странице.
Третий отпрыск нефтяного императора - Пол Гетти-младший - вошел в историю как "золотой хиппи из Марокко". Долгое время он кутил и развратничал на своей африканской вилле со странным арабо-французским названием Пале де Захир - Дворец страсти. Эта вилла в окрестностях Марракеша превратилась в притон для десятков странствующих хиппи: здесь в конце шестидесятых в кулинарный крем для тортов добавляли гашиш и устраивали затяжные сеансы группового секса под южными звездами. По мнению друзей Гетти-младшего , он пытался "переплюнуть" папашу в сладком хобби разбивания женских сердец - говорят, что сыну миллиардера удалось затащить в свою постель Брижит Бардо. Однако наркотическая "идиллия" в марокканском дворце разрушилась в одночасье: Гетти-младший был вынужден лечь в клинику, где у него обнаружили диабет, цирроз печени и целый букет хронических венерических болезней.
Самый младший из потомков старого Гетти - Гордон - пострадал от семейных напастей в меньшей степени. Возможно, только потому, что еще при жизни отца предпочитал общаться с ним как можно реже. Впрочем, и его коснулась тяжелая лапа судьбы: потерпели крах все надежды Гордона открыть свой оперный театр. В известной мере он рассчитывал на средства, которые полагались ему по отцовскому завещанию, - и просчитался.
Судьба внуков тоже сложилась трагически. Старший сын Пола-младшего, Жан-Пол Гетти Третий, вернувшись из подвала, где его прятали похитители-мафиози, был вынужден остаток дней прожить с пластиковым протезом вместо уха. Его психика была навсегда искалечена: он не мог поверить в то, что родной дед отказался заплатить выкуп за его освобождение. Вскоре он пристрастился к виски и наркотикам. Гигантская доза героина ввергла его в затяжную кому, продолжавшуюся несколько недель. Жан-Пол пришел в себя слепым и парализованным.
Через несколько лет его любимая сестра Эйлин, незадолго до этого вышедшая замуж за сына актрисы Элизабет Тейлор, умерла от СПИДа.
Все это заставило младшего из внуков, Марка Гетти , всерьез задуматься над тайной "родового проклятия". Марк внимательно изучил историю других состоятельных семейств Америки и пришел к выводу: трагедии преследовали лишь те кланы, где родственники ненавидели друг друга. Марк даже написал несколько статей на эту тему, в качестве положительного примера он упомянул семейство Рокфеллеров. "В доме Рокфеллеров царил мир, потому что там были наслышаны о Христовой заповеди любви к ближнему, - написал Марк Гетти . - А в доме Гетти , напротив, об этой заповеди никто не знал, зато все были слишком хорошо осведомлены о прихотях цезаря Адриана..." Этот вывод никак не помог несчастному семейству - напасти продолжались. Могущественное заклятие, лишившее его благополучия, потеряло свою силу только после того, как истекло столетие со дня рождения Пола Гетти .
К середине 90-х Небеса, кажется, сжалились над потомками нефтяного императора. Истощенный и сгорбленный, Пол Гетти-младший окончательно излечился от наркомании и даже увлекся крикетом по совету своего старого друга Мика Джаггера. Гордон Гетти разбогател, купил себе "Боинг" и особняк в Калифорнии. У обнищавшего Роналда возникла надежда - его дочери, словно сговорившись, вышли замуж за миллионеров. Даже в доме парализованного Гетти-третьего дела пошли на лад: сын несчастного инвалида - Балтасар - начал удачную карьеру в Голливуде, снявшись в фильме "Робин Гуд - принц воров".
Отпрыски Гетти , долгое время враждовавшие, стали наведываться друг к другу в гости...
Есть только одно место на земле, куда никто из них не любит приезжать, - это старое родовое поместье в Малибу. Здесь в главном зале музея установлен мраморный бюст покойного хозяина, выполненный еще при его жизни. Длинный ровный нос, тонкие стиснутые губы... Скульптор по приказу старика особо подчеркнул сходство оригинала с древними статуями римского цезаря Адриана. И теперь у всех, кто знаком с историей этого странного миллиардера, мраморное изваяние вызывает один и тот же вопрос: не ищет ли нового пристанища неуемный дух римского императораN