Основные пути развития общества. Возможные пути развития общества. Сильные стороны данного подхода

— динамичная система. Поэтому важнейший вопрос социального познания связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В обществознании предложены четыре основных типа социальной динамики: (1) циклический, (2) линейный, (3) спиралеобразный, (4) ризомообразный (рис. 1.3, соответственно а , б , в , г).

Рис. 1.3. Типы социальной динамики

Циклическое представление о развитии общества — наиболее древнее. Для первобытного человека время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов — времен года, восходов Солнца, фаз Луны. Все повторяется и в социальной жизни: законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности, и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся.

Теории о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно тогда возникают представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель (установление царства божьего на земле) — круг распрямляется в прямую линию. Появляются идеи о цели истории, она приобретает смысл.

Спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д.

Ризомообразная концепция развития общества предложена философией постмодернизма. В ботанике ризомой (от фр. rhizome — корневище) называют корневище многолетних растений, в котором отсутствует стержневой корень. Ризома состоит из побегов, переплетенных между собой, растущих в непредсказуемых направлениях, постоянно отмирающих и вырастающих вновь. В применении к обществу ризома символизирует полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов.

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания. Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus — движение вперед) и регресс (от лат. regressus — движение назад). Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, а регресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

  • первобытнообщинный строй,
  • рабовладельческое общество,
  • феодализм,
  • капитализм,
  • коммунизм.

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого — бесклассовое коммунистическое общество.

Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами — рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. Подобно тому, как феодализм был ликвидирован революцией, капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию.

Обычно формации противопоставлястся цивилизация. Цивилизация — многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция — аграрная — сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация — индустриальная — основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.

Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Традиционная цивилизация

Индустриальная цивилизация

Цикличность развития, стабильность

Линейность развития, прогресс

Медленный теми развития

Высокий теми развития

Эволюционность, постепенность развития

Революционность, скачкообразность развития

Гармония с природой

Покорение природы

Традиционность

Инновационность

Приоритет общинной собственности над частной

Приоритет частной собственности над общинной

Низкая социальная мобильность

Высокая социальная мобильность

Контроль государства над обществом

Развитое гражданское общество

Высокая роль коллектива

Высокая роль личности

Канадский философ Херберт Маршалл Маклюэн (1911- 1980) полагал, что социальная организация зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на «культуре устной коммуникации», задающей локальность, традиционность, веру в авторитет. Второй тип цивилизации — «культура зрения» — порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Она санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наступающая «электронная цивилизация» упраздняет барьеры для общения: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Книжная культура сменяется аудиовизуальной компьютерной культурой, близкой к племенной культуре прошлого. Будущее видится Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ.

Локально-цивилизационная модель предполагает, что нет единой всемирной истории, а есть локальные циклы развития замкнутых цивилизаций, которые рождаются, расцветают, приходят в упадок и умирают.

Таблица 2. Характеристики традиционной, индустриальной и постиндустриальной цивилизаций

Фаза

Традиционная

Индустриальная

Постиндустриальная

Принцип, управляющий развитием

Традиционализм

Экономический рост

Центральное место знаний

Главный сектор производства

Заготовка сырья

Обработка

Главный контингент рабочей силы

Крестьянин, занятый освоением природной среды

Рабочий, занятый переработкой материалов

Служащий, работающий с информацией

Управленческая группа,соединяющая ресурсы

Хозяин, владелец

Предприниматель, профессиональный руководитель

Исследователь, специалист, ведущий администратор

Основная производственная единица

Предприятие, завод, фабрика

Исследовательский институт, сервисный офис

Высший уровень потребностей

Основные бытовые потребности

Социальные потребности

Самореализация, потребность в знаниях

Перспектива времени

Направленность в прошлое

Адаптация к настоящему времени

Направленность в будущее. прогнозы, сценарии

Члены социальной коммуникации

Человек — природа

Человек — машина

Человек — человек

Движущая сила

Природные ресурсы, физическая сила

Созданная энергия

Информация, обработка знаний

Стратегический ресурс

Продукты питания Сырье

Реальный капитал, «свод правил», ноу-хау

Образование, умственный капитал

Технология

Ручной труд

Механизированная технология

Умственная технология

Метод, управляющий решениями

Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт

Эмпиризм, испытательное исследование

Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п.

Русский философ и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) выделяет десять подобных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Каждый тип подобен биологическому организму: жизнь его проходит в борьбе с другими типами и средой. Как и другие организмы, в процессе своей жизнедеятельности он проходит ряд обязательных и неизменных этапов развития — рождение, взросление, дряхление и смерть.

Данилевский во многом предвосхитил идеи немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), который также отрицал возможность существования общечеловеческой культуры, говоря об истории как о поле борьбы цивилизаций. Каждой из них отмерен свой срок (около 1000 лет); любая эпоха расцвета рано или поздно заканчивается застоем и кризисом. Творчество иссякает, сменяясь бесплодием, бездушностью и механицизмом; богатое содержание теряется за мертвой формальностью. В мировой истории восемь культур достигли зрелости: египетская, индийская, вавилонская, китайская, ара- бо-византийская, греко-римская, западноевропейская и культура майя.

Идеи Шпенглера в дальнейшем развиваются в «теории цивилизаций» английского историка Арнольда Тойнби (1889- 1975). У Тойнби цивилизационный период представлен пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным. Становление каждого типа связано с «жизненным порывом» людей, отвечающих на вызовы истории. Когда энергия порыва иссякает, цивилизацию ждет надлом и окончательная гибель. Кризис цивилизации может быть преодолен попыткой прорыва от локальных ценностей к ценностям мировым. Выразителем мировых ценностей Тойнби считан религию.

Приветствую, дорогих читателей сайта сайт!

Темой сегодняшнего поста будет "Общественное развитие". В прошлом посте мы говорили о концепциях развития общества. Обществознание, как наука, выделяет два направления развития общества — прогресс и регресс. Разберем каждое из этих направлений по отдельности и им дадим краткое определение. Прогресс — движение вперед, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. А регресс в свою очередь — развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему. В пример регресса и прогресса давайте рассмотрим развитие науки. Период античности, как Вы знаете из курса «Всеобщей истории», несомненно был временем прогресса — можно сказать, что наука в то время двигалась семимильными шагами, а вот период Средневековья, конечно же в свою очередь был временем научного регресса — наука почти стояла на месте, именно поэтому Средние века называют «темными».

Понятие общественный прогресс довольно сложно применить к обществу, но считается, что это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности. То есть как Вы видите, в это понятие входят, как материальные, так и не материальные, то есть духовные аспекты.

Критерий общественного прогресса множество, но различные ученые-обществоведы по разному к ним подходят, но мы выделим те критерии, которые ни у кого не вызывают сомнения. Итак первый критерий-рост благосостояния и социальной защищенности людей. Чем лучше живут люди, чем комфортнее они себя в нем чувствуют, тем выше данное общество по своему развитию. Ослабление конфронтации между людьми, тоже один из критериев общественного прогресса. В политической сфере критерием общественного прогресса считается утверждение демократии. В духовной сфере — рост нравственности и духовности общества. Также критерием общественного прогресса является совершенствование человеческих отношений. Также важным критерием считается мера свободы, которую общество в состоянии представить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Кроме направлений развития общества, выделяют еще и формы развития общества (социальной динамики) — эволюция, революция и реформа. Давайте разберемся...

Эволюция — постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом. Вот например эволюция науки и техники проходит чрезвычайно медленно. Представьте, что например древние люди смогли сразу бы изобрести ядерную бомбу — невозможно, нет багажа знаний! Эволюция всегда проходит очень плавно и медленно.

А вот XX век охарактеризовался революцией в науке и технике, тогда произошли быстрые и качественные изменения, коренной переворот в жизни общества.

А реформа — соответственно, комплекс мероприятий, направленный на преобразование, изменение тех или иных сторон общественной жизни. И отличие реформы от эволюции, как правило состоит в том, что реформу почти всегда проводят сверху. С этим вроде разобрались...

С общественным развитием вроде все. Рекомендую Вам как-нибудь законспектировать данный пост, чтобы получше понять его суть. На сегодня все, подпишись на обновления блога . До встречи в следующих постах.

Общество – динамическая система, то есть система, которая всегда в развитии. Общество может развиваться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Формы общественного развития:

1. Прогресс – направление развития общества, характеризующееся движением от низшего к высшему, от простого к сложному

2. Регресс – понятие обратное прогрессу, то есть деградация общества, движение в худшую сторону.

Прогресс применительно к обществу – понятие очень относительное. Прогресс в одной сфере может привести к регрессу в другой. Возникает так называемый вопрос о критериях прогресса. К критериям общественного прогресса относятся:

1. Уровень экономического развития

2. Уровень нравственного развития общества

3. Уровень развития прав и свобод человека

4. Возможность доступа к социальным благам (образование, здравоохранение)

5. Уровень жизни общества (уровень минимального размера оплаты труда, количество людей, относящихся к среднему классу)

Таким образом, если все вышеперечисленное изменяется в лучшую сторону, то можно говорить о том, что общество прогрессирует. По сути, получается, что прогресс применительно ко всему обществу практически невозможен. Прогресс и регресс постоянно переплетаются: к примеру, изобретение деления ядер урана вроде бы прогресс в духовной сфере, но он привел к появлению ядерного оружия, что привело к многочисленным смертям, что прогрессом уже назвать нельзя.

Также есть такое понятие как стагнация – остановка в развитии. Это очень опасное явление. Оно означает, что общество не способно воспринимать новое, стремится сохранить порядки, которые уже реально устарели и не подходят новому времени. На мой взгляд, неплохой пример стагнации – это правление Николая II: он изо всех сил пытался сохранить уже отжившие устои общества, сохранить абсолютную монархию. В итоге его упорство, желание стоять на месте привело к революции.

Пути осуществления изменений в обществе:

1. Эволюция – длительные, постепенные изменения, не предполагающие резких перемен, осуществляемые путем накапливания новшеств.

Внешним проявлением эволюции является реформа – усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающее фундаментальных основ жизни общества.

Реформы бывают прогрессивными, то есть они создают то, чего не было ранее (реформы Александра II – он провел крестьянскую реформу, дав крепостным, пусть пока относительную, но все же свободу) и регрессивными (контрреформы Александра III привели к тому, что много вернулось к дореформенным временам, то есть общество повернуло назад).


Реформа является деятельностью «сверху», инициатива изменений исходит от власти.

2. Революция – коренное изменение всех или большинства сфер общественной жизни, приводящее к переходу общества в качественно новое состояние.

Революции происходят в условиях острого кризиса, когда власти не готовы к изменениям, противостоят им. Февральская революция в России произошла из-за нежелания крестьян и рабочих смиряться со своим бесправным положением.

Революции освобождают значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать инициаторам революции.

3. Инновация – однократное улучшение какой-либо сферы общества, связанное с повышением адаптационных возможностей индивида. Инновация является «профилактикой болезни» в то время как реформу можно сравнить с лечением уже имеющегося заболевания, в революцию с кардинальным вмешательством в эту болезнь (операция, к примеру).

Главное в этом разделе – понять относительность прогресса и научиться отличать реформы от революций. Еще раз напомню: реформа проводится по инициативе власти, революция – по инициативе народа. Реформа – изменение в какой-либо сфере общественной жизни, революция – кардинальное изменение почти всех сфер жизни общества. Реформа предполагает постепенные преобразования, революция же протекает стихийно, изменения происходят резко.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества.

В этой теме важно понять, в чем отличие этих подходов.

Цивилизация – исторически сложившаяся социо-культурная целостность, обладающая особыми формами материальной и духовной культуры. Также это определенный уровень, стадия развития общества.

Цивилизационный подход делает акцент на уникальности и самобытности каждой цивилизации.

По мнению большинства ученых, в мире 6 цивилизаций:

  1. западная
  2. восточно-европейская
  3. мусульманская
  4. индийская
  5. китайская
  6. латиноамериканская

Культура каждой из этих цивилизаций отличается от других.

Формация – определенный этап в развитии общества, характеризующийся уровнем развития производственных сил и отношений, экономики в целом.

Формационный подход был предложен Марксом и Энгельсом. По их мнению, каждое общество обязательно проходит через определенные стадии. Таким образом, акцент в этом подходе на общих чертах, на общности пути, который проходит каждый народ, страна или государство.

Маркс и Энгельс выделили следующие формации, то есть стадии, через которые проходит любое общество:

  1. первобытно-общинный
  2. рабовладельческий
  3. феодальный
  4. капиталистический
  5. коммунистический

По мнению Маркса, классовое общество капиталистической формации изживет себя, и после этого классы исчезнут, будет создано социалистическое общество, а позже и коммунистическое. Именно коммунизм ученый считал идеалом, к которому рано или поздно придут все.

Запомните: цивилизационный подход предполагает уникальность пути развития каждой цивилизации, а формационный подход ориентируется на общность пути развития.

Пути развития общества — это эволюционный, революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

Эволюция — это (от лат. evolutio - «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.

Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П . Он назвал положительные стороны эволюции :

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio - поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

  • Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
  • Долговременные (например, неолитическая, то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»

Бердяев Н .: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные , то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества (реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская, судебная, военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

  • «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит: введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
  • «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
  • « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

1. Человек нуждается в обществе

Согласно Библии, первые люди Адам и Ева в саду Создателя были вместе и общались. Однако это общение еще не было в полном смысле слова общественным. Всем также известно, к чему оно привело. Изгнанные из Эдема, Адам и Ева должны были в поте лица добывать хлеб свой. С этого момента и началась их общественная жизнь.

Эта библейская история говорит нам, кроме всего прочего, о том, что действительное общество начинает существовать только тогда, когда все условия своего существования – материальные (пища, кров, одежда, орудия труда) и идеальные (знания, верования, традиции и т. д.) – люди создают не в одиночку, а совместно с другими людьми. Вся наша жизнь от начала до конца проходит в обществе, и поэтому любое наше действие имеет общественную форму и протекает в условиях, созданных обществом.

Общественность, или что то же самое, социальность вошла в плоть и кровь нашего существа, в сущность нашего «я». Обособленный человек, не нуждающийся в общении с другими людьми и их помощи, есть не более чем плод фантазии. Еще Аристотель заметил, что «тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемент государства (в нашем случае - общества - О.В.), становясь либо животным, либо божеством».

Общество есть естественная жизненная среда для человека. Еще до его рождения общество готовится к нему. Рождаясь, человек сразу же оказывается в обществе. На протяжении всей своей жизни он находит в обществе и посредством общества все условия для своего существования и развития. И даже когда он уходит из этого мира, он остается в памяти общества, прежде всего близких ему людей. А если его жизнь и труды оказали заметное влияние на общественную жизнь, то он надолго, а в некоторых случаях возможно и навсегда, остается в общественной памяти.

Что же такое общество - это странное образование людей, рождающее их из себя, делающее их полноценными личностями, а потом помнящее о них долго? Достаточно ли обществом назвать простую совокупность людей? Или может быть это их особая форма организации? А может быть это некий надличностный организм, клеточками которого являемся все мы, люди? Вопрос этот осложняется тем, что общество не дано нашим органам чувств подобно другим окружающим материальным предметам. Мы видим вокруг себя людей, но не общество. О его существовании мы можем только догадываться. По этому поводу Вл. Соловьев замечал: «Из того, что образ единства социальных тел не ощутителен для наших внешних чувств, никак не следует, чтоб его вовсе не существовало: ведь и наш собственный телесный образ совсем не ощутителен и неведом для отдельной мозговой клеточки или для кровяного шарика... Требуется, прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительному живому существу, с которым мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии».

Когда мы видим плоды коллективных человеческих усилий: обработанную землю, жилища, прирученный скот, ритуальные постройки, кладбища, мы говорим «здесь у людей есть общество». Мы утверждаем это не на основании чувственного восприятия самого общества, ведь оно непосредственно нам не дано, а на основании догадки о том, что между людьми здесь установлена определенная форма отношений, которую можно определить как общественность .

Что же такое общественность? В бытовой речи это понятие употребляется, когда мы хотим указать на что-то принадлежащее всем, всему обществу. Например, общественные здания, общественная земля, общественное мнение. Общественностью мы также называем большие группы людей, проявляющие свое мнение или единство воли в отношении того или иного вопроса. Мы говорим, например, «мировая общественность против распространения ядерного оружия». Но во всех случаях мы говорим так, потому что общественность есть особая форма совместного бытия людей. Заметим, форм совместного бытия людей может быть много, но не все они отличаются качеством общественности. Чтобы эта мысль была понятной, рассмотрим несколько примеров.

1. Пляж. Люди лежат под жарким солнцем, каждый сам по себе, не обращая внимания на других. Хотя они отдыхают совместно, то есть в одном месте, но поскольку между ними нет общения, то нет и общественности.

2. Рынок. Здесь человеческая масса находится в постоянном движении и деятельности. Всех объединяет одна мысль - купить подешевле, продать подороже. Каждый думает о своей личной выгоде и видит в окружающих людях не более как продавцов и покупателей. И хотя перед нами совместное бытие людей, до краев наполненное страстями и энергией общения, мы не видим здесь общественности. Хорошо, что рыночные отношения не могут охватить всю общественную жизнь целиком, иначе бы общество перестало существовать.

3. Военное сражение. Не на жизнь, а на смерть бьются две армии. Может быть за территорию, за богатства, собранные в подвалах царского дворца, за население противника, которое можно превратить в рабов, за идею, религиозную, национальную или общечеловеческую. На первый взгляд, в войне есть все признаки общественности. У каждой армии есть единство цели - победить. Напряжение человеческих сил, энергия межчеловеческого общения, индивидуальная и коллективная активность людей - все превышает нормальные человеческие пределы. На войне в полной мере проявляется личность человека, его лучшие, высокие и низменные качества. Наконец, война приводит к гибели множества людей, опустошению территории и разрушению экономических основ общества. Но есть ли в отношениях людей на войне признак общественности? Здесь есть два ответа. Если воины защищают общие им ценности, свою землю, народ, свои святыни, то такая война укрепляет общественную связь, которая есть между ними. Могут быть разрушены города и села, пленены массы людей и поруганы святыни, но дух общественности здесь живет и от бед войны становится только крепче. Но если люди не объединены единым духом справедливой войны и каждый преследует в ней только свою выгоду, что нередко бывает в войнах захватнических, то такая армия не более, чем шайка бандитов, между которыми не может быть никаких подлинно общественных отношений.

4. Библиотека. Как мы увидели, общественность рождается вследствие человеческой совместной активности. Но вот перед нами ряды столов, стеллажи с книгами. Характерная для библиотеки тишина. Кто-то читает труд античного философа, кто-то углубился в сложные математические расчеты. Кто-то перечитывает любимого классика, а кто-то просто отдыхает за чтением юмористического журнала. Перед нами так называемый «ученый мир». Здесь каждый напряженно работает над своей научной или духовной темой. И хотя внешний наблюдатель не заметит здесь никакого материального движения, объединяющего всех присутствующих, разум подсказывает нам, что здесь витает дух общественности. Эти люди создают то, что можно назвать духовным богатством общества.

5. Рабочий кабинет философа. В тишине под светом лампы в одиночестве философ читает труд своего далекого исторического предшественника. Мы не видим здесь не только никакой материальной деятельности, но, кажется, само время замерло. Сам собой напрашивается вывод, что философ пребывает вне общества и его индивидуальный труд лишен какого-либо признака общественности. Но послушаем авторитетного человека, великого немецкого философа Г. Гегеля: «Круг жизни крестьянки очерчен коровами - Лизой, Чернушкой, Пеструшкой и т. д., сынишкой Мартеном и дочкой Уршелью и т. д. Философу так же интимно близки - бесконечность, познание, движение, чувственные законы и т. д. И что для крестьянки ее покойный брат и дядя, то для философа - Платон и Спиноза и т. д. Одно столь же действительно, как и другое, но у последнего преимущество - вечность». Итак, кто увидит здесь скрытую суть вещей, согласится, что философ в своих трудах пребывает в сфере общественности, причем такой общественности, в которой светится вечность.

Оставим, однако, примеры, их можно приводить множество, и зададимся вопросом «что же такое общественность»? Что составляет ее суть?

Общественность - особое качество человеческих отношений, когда совместные действия людей направлены на достижение общих целей, в результате которых создается общественное богатство, равно доступное всем и обогащающее жизнь людей не только в материальном, но, что еще более важно, в нравственном отношении. Иначе говоря, общественность проявляет себя в наличии всеобщего достояния , которое может иметь материальную (совокупность материальных благ), социальную (система общественных отношений и институтов) и идеальную (система идей, знаний, верований) форму. Платон называл это, образующее общество начало, общественным благом. Но в этом понятии не раскрытым остается очень важная черта - доступность общественного блага каждому члену общества. Ведь благо для общества не всегда также есть благо для отдельных его членов. Платон ставил общественное благо выше личного, так как был холистом , то есть считал, что из общего рождается частное, а не наоборот. Современное общество, пройдя долгий исторический путь развития, пришло к пониманию того, что общество в целом может быть благополучным только тогда, когда права человека как личности ставятся на первый план, и общественное благо осознается всеми членами сообщества как их общее достояние. Таким образом, если люди преумножают всеобщее достояние, то это ведет к процветанию и развитию общества. Если же, наоборот, каждый думает только о своем личном благе, то общественное начало в отношениях между людьми слабеет и чахнет. Это может привести даже к смерти общества. Следовательно, прочность общественного бытия, устойчивость общества силам разложения определяются отношением людей к их общественному достоянию.

Первые, примитивные формы общественного достояния мы видим уже в родоплеменных сообществах. Количественный рост общественного достояния сопровождается его качественным преобразованием и ростом его разнообразия. Последнее и принято называть развитием общества.

Сегодня вряд ли найдется человек, который бы отрицал тот факт, что общества развиваются, хотя немало людей отрицают общественный прогресс. Если мы сравним начало человеческой истории с ее современным состоянием, то во всем - от материальных условий до форм духовной жизни - увидим такие разительные различия, которые вызывают чувство восхищения и гордости за человеческий род. Перейти от каменного топора к компьютеру и ядерному реактору, от хижины из листьев к искусственному кораблю-дому на орбите Земли, от примитивных форм управления родовой общиной к всемирному гражданскому общественному порядку, от родовых (и зачастую бесчеловечных) божков к великим мировым религиям, исполненным глубокого и универсального смысла - разве это не поразительные факты развития общества? В них не трудно увидеть основные черты того, что мы называем развитием. Развитие - это не только переход от низшего к высшему, но и от простого к сложному, многообразному. При этом возрастает не только степень сложности системы общества, но и раскрываются новые возможности, что еще более подстегивает энергию развития.

3. Причины общественного развития

Что же заставляет общество развиваться? Каков глубокий источник общественного развития? Ответ на этот вопрос дает нам наука о человеке, философская антропология. Человек - единственное существо на планете, которое осознает различие между реальным и идеальным, его переживает и старается преодолеть. Все, что человек делает, он соотносит с идеальным образом этого дела, и несходство с ним заставляет человека упорно повторять работу, добиваясь приближения результата к тому, что должно быть. Иными словами, человек различает существующее и должное и стремится своим трудом заполнить брешь между ними. Инструментом ему в этом труде является разум, а путеводным маяком - нравственное чувство. Почему это удивительное свойство человеческого сознания - стремиться от действительного к идеальному имеется только у человека - этот вопрос выходит за рамки нашей темы. Отметим только, что эта способность имеется у всех людей вне зависимости от их индивидуальных особенностей.

Развитие, однако, характеризуется не только совершенствованием существующего, но и раскрытием новых возможностей, иначе говоря, диверсификацией, обогащением человеческого бытия новыми условиями, делающими его жизнь более универсальной, а его силы более могущественными как в материальном, так и в идеальном отношении. Причина этого также коренится в природе человека. Человек в интеллектуальном отношении существо бесконечное. Любое конечное бытие ограничивает его и вызывает в нем желание преодолеть эту ограниченность.

Мир вокруг человека находится в непрерывном изменении. Человек постоянно сталкивается с все новыми факторами, ограничивающими свободное проявление его воли. Где возможно, человек старается изменить эти факторы в соответствии со своими потребностями. Там, где он не может быть хозяином положения, он старается приспособиться к новым условиям. Но есть и такие факторы, перед которыми человек бессилен, тогда он ищет спасения от них. В любом случае ему приходится использовать, как говорил Г. Гегель «хитрость разума», то есть находить способы, как сталкивать одни силы природы с другими, извлекая из этого пользу для себя. Для того, чтобы это делать успешно, человек должен знать природу вещей, окружающих его. Но поскольку условия окружающей среды постоянно меняются, процесс познания природы вещей никогда не может остановиться. Иначе говоря, сама природа побуждает человека к развитию.

Назвав эти общие причины развития, мы тут же сталкиваемся с вопросом: если эти причины общие для всех людей, живущих и когда-либо живших, то почему общества развиваются по-разному, почему у них разные темпы, направления и формы развития?

4. Разнообразие форм и типов общественной эволюции

Уже более 2000 лет феномен общественного развития ярче всего проявляется в Европе. За последние 400 лет доминирование в этом отношении европейского мира над остальным привело к тому, что сам принцип развития стал отождествляться с более широким понятием, куда входит и Европа - то есть с понятием Запада. Даже быстро развивающийся Тихоокеанский регион мы сегодня называем самым западным из восточных регионов мира.

Другие общества уступают западному по темпам развития, но поражают своими формами и упорством в развитии, которое им приходится проявлять на больших территориях, как например, в России, или своей могучей основательностью и неспешностью, как например, индийская и китайская цивилизации. Кроме того, мы замечаем в развитии всех обществ такое качество, как нелинейность, которая выражается в следующих проявлениях:

Процесс развития не является равномерным. Он включает в себя две фазы: фазу поступательного, спокойного движения вперед и фазу резких, порой катастрофических изменений, когда ломается логика предыдущего развития, темпы социальной жизни резко возрастают, и в результате общество качественно меняется.

Развитие общества не идет в одном направлении к заранее известной цели. Вектор развития может резко и неожиданно меняться. Только во второй половине XX в., то есть относительно недавно, среди ученых, изучающих природу общества, утвердилось мнение, что будущее общества есть открытая система с бесконечным количеством возможностей и путей. Предсказать, какие факторы естественной или антропогенной природы станут в будущем определяющими, принципиально невозможно.

Развитие отдельных обществ может то ускоряться, то затухать. Тем самым среди народов и культур происходит смена «лидера» по тем или иным критериям развития. Слово «лидер» поставлено в кавычки, потому что в действительности не существует объективной точки отсчета, по которой можно оценивать развитие общества в целом. Все общества взаимодействуют друг с другом, перенимая какие-то достижения (материальные, социальные или духовные).

Кроме того, есть общества, которые в своей истории почти не развивались и на сегодняшний день остающиеся на уровне чуть ли не каменного века. Такое существование без развития называется стагнацией . В состоянии многовековой стагнации еще до XX в. пребывали многие общества на азиатском, южноамериканском и африканском континенте. Сейчас таких обществ осталось крайне мало. Но ошибочно было бы думать, что отсутствие развития - это результат их духовного сна. На самом деле эти общества полны жизненной силы, владеют глубокими знаниями природы, в которой живут, и им вполне свойственно нравственное чувство, не меньшее, чем развитым обществам. Особенность их общественной жизни в том, что они выбрали путь гармонии с природой. Однажды найденное ими состояние гомеостаза поддерживается их общественным укладом на протяжении тысячелетий, и ради сохранения status quo они избегают тесных контактов с другими, так называемыми цивилизованными народами.

Наконец, есть общества, которые не только прекратили развитие, но и саму свою жизнь. Эти общества умерли или умирают. Так ушли в прошлое цивилизации Вавилона, Крита, Микен, Древней Греции и Рима и др.

5. Факторы, влияющие на ход развития общества

Глядя на все это разнообразие форм, направлений и темпов развития, естественно задать вопрос, чем это разнообразие определяется? Первый философ, кто поставил вопрос о причинах общественного развития был Августин Аврелий (354-430). Он утверждал, что причиной развития является укорененная в живой природе, а в человеке еще и сознательно проявляющаяся тяга к Создателю. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в тебе». До Августина мыслители трактовали движение общества как цикличное, где периоды сменяли друг друга подобно вечному круговороту времен года. Это круговое, возвратное движение истории нашло отражение в известной мудрости Екклесиаста «Восходит солнце и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится по ходу своему, и возвращается ветер на круги свои». Августин в представлении о движении общества разорвал этот природный круг и представил историю как восходящий путь, который совершает человечество от звероподобного начала своей истории к Граду земному, а от него к Граду Божьему. Но Августин, естественно, не мог видеть разнообразие путей общественного развития, не только потому, что был первым теоретиком общественного развития, но, главное, потому, что жил в замкнутом мире средиземноморского региона. Культуры, населявшие этот регион, мало отличались друг от друга по уровню и характеру своего развития.

Впервые о многообразии факторов, влияющих на общественное развитие ученые, историки, философы заговорили в эпоху Просвещения, когда обозначился качественный отрыв западноевропейской цивилизации от соседних с ней культур. С этого времени и начинается уникальный марафон Запада, приведший в XX в. к его несомненному технологическому и (с некоторыми оговорками) социальному лидерству. Такие выдающиеся мыслители западной культуры, как Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ф.-М. Вольтер, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель, О. Конт, К. Маркс, О. Шпенглер А. Тойнби и многие другие, исследовали факторы общественного развития. Попробуем обобщить различные точки зрения.

1. Общественное развитие преимущественно определяется природно-географической средой. Она включает в себя ландшафтные, климатические условия, наличие природных ресурсов. Одним из первых обратил внимание на эти факторы Ш.Л. Монтескье. По его мнению, Европа обладает уникальными климатическими и ландшафтными особенностями для развития.

2. Численность народонаселения как один из главных факторов общественного развития определил Ж.-Ж. Руссо. Рост народонаселения на ограниченных территориях, как он утверждал, приводит к необходимости устанавливать общественные связи и заботиться о том, чтобы они не нанесли друг другу ущерба, что неизбежно завершается общественным договором ради всеобщего спокойствия и свободного развития.

3. Экономически-технологические факторы общественного развития на первое место ставит марксистская историко-философская доктрина. Основоположники марксизма показали, что характер и темпы общественного развития определяются нововведениями в способе производства. Наиболее революционным элементом способа производства являются производительные силы общества, орудия труда. «Пар, электричество и сельфактор были несравненно более опасными революционерами, чем Барбес, Распайль и Бланки», – писал К. Маркс. По мнению классиков марксизма, со временем изменения в способе производства приведут к тому, что частные, разобщенные формы труда и жизни уступят место коллективной деятельности. Вслед за этим изменится характер общественных отношений, частная собственность, деньги, а вместе с ними богатство и бедность уйдут в прошлое и воцарится свободный всеобщий труд и коллективизм.

4. Духовные факторы общественного развития стали предметом изучения культурологов конца XIX – первой половины XX в. Так, многие мыслители отмечали, что общественное развитие тесно связано с характером религиозности общества. При этом они обращали внимание на тот факт, что каждая религия своеобразно смотрит на цели и средства общественного развития. Так, христианство во главу угла ставит творческую личность. Особенно здесь ярко проявляет себя протестантизм, проповедующий, что главный критерий богоизбранности человека есть его труд. Бог трудился над созданием мира и человека. Человек, в свою очередь, если он создан по образу и подобию Божьему, должен проявлять в себе эту божественную природу и трудом своим совершенствовать мир свой.

Буддизм же видит задачу человека на земле в сохранении изначальной гармонии мира и человека, поскольку отрицает западноевропейский идеал героя-преобразователя. Буддистское мировоззрение выразилось в учении «у-вей», и как верно заметил А. Панарин, оно отрицает западный образ мира как мастерской, где царит дух технологии. В буддизме скорее доминирует дух «эмбриологии - учения о том, каковы пути естественного зарождения и вызревания явлений в материальном лоне космоса».

5. Геополитические факторы общественного развития определяются территориальной расположенностью общества, его соседством с другими обществами, их отношениями и борьбой и взаимодействием культурных начал. Основоположником геополитики можно считать Ф. Ратцеля (1844-1904), немецкого географа, исследовавшего вопросы «политической географии». Особый интерес геополитические факторы развития вызвали у ученых в период империалистического раздела мира в конце XIX – начале XX вв. В это время с особой силой начинает проявлять себя закон неравномерного экономического, политического и культурного развития стран. Одни страны попадают под господство других, окончательно складывается колониальная система власти, но вместе с этим активизируется и национальная просветительская мысль, которая ищет объяснения сложившейся ситуации и путей выхода из нее. Тогда, например, окончательно формируется представление о Российской истории, которая складывалась под влиянием двух противоположных культурных начал Запада и Востока. В 1877 г. в канун войны России и Турции Вл. Соловьев пишет статью «Три силы», в которой обозначает русский тип развития как срединный, призванный избежать крайностей восточных и западных цивилизаций и взять у них лучшее. Об этих крайностях он пишет: «Если мусульманский Восток… совершенно уничтожает человека и утверждает только бесчеловечного бога , то Западная цивилизация стремится прежде всего к исключительному утверждению безбожного человека» . Вл. Соловьев видел призвание России в примирении Востока и Запада, в распространении культуры, где бог был бы человечным, а человек – истинно религиозным. Можно не соглашаться с вышеприведенными словами Вл. Соловьева, как проявлением крайней точки зрения на мусульманский Восток и христианский Запад, но не согласиться с ним в том, что в истории развития российского общества ведущую роль играл географический фактор контакта Восточных и Западных цивилизаций нельзя.

6. Огромное влияние на развитие общества оказывают также исторические факторы. История не уходит от нас безвозвратно. Исторические события сохраняют свои следы не только в образе вещей и документах, собранных в музеях, она продолжает жить в своем продолжении в нашем настоящем. Она - тот багаж за спиной, который тяжело нести. В нем есть то, что нам мешает двигаться вперед, но и то, без чего нам в будущем не обойтись. Поэтому страны с большой историей испытывают особые трудности на крутых исторических виражах, зато идут они вперед более устойчивым темпом.

7. В последнее время одним из главных факторов общественного развития становится наука. На базе научного знания, превратившегося в непосредственную производительную силу, формируется новый, постиндустриальный способ производства, который качественно изменяет характер общественности. Общественное развитие становится человеко- и природоориентированным. И хотя общество вполне теперь осознает, что будущее вне нашей власти, но в нашей власти становится настоящее, которое во многом определяет будущее. Технологические и научные изменения в обществе ведут к тому, что общественная инфраструктура станет неизмеримо сложнее, но именно для того, чтобы она обеспечивала людям достойное существование, потребуется свободный, разумный и нравственно развитый, то есть ответственный человек.

Таким образом, мы исследовали некоторые общие начала человеческого общества и факторы, способствующие его развитию. И это исследование показало нам, что развитие отвечает природе человека и через него реализуется главная потребность человека - в обществе и через общество проявлять свою универсальность.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие отношения людей можно назвать общественными?

2. Реален ли прогресс общества?

3. Как географические факторы влияют на общественное развитие?

4. Назовите основные критерии современного развития общества.

Основные определения

Индивид - от лат. individuum - неделимый. Понятие, отражающее одну из сторон человеческого бытия, а именно ту, что человек есть существо целостное, являющееся как бы «атомом» общества. Вместе с тем, это понятие нивелирует людей, так как не выражает духовного своеобразия каждого человека. Особое применение нашло в социологии.

Личность - понятие, отражающее духовную сторону человека. Личность - это диалектическое единство индивидуально-неповторимого и универсального начал человеческого бытия. Каждый человек ощущает свою личность как «я».

Холизм - от греч. holos - целый, весь. Учение, рассматривающее мир как целостный организм. Согласно холистическому принципу, целое предшествует своим частям, определяет их характер. Части целого не имеют независимого существования.

Гражданское общество - особый тип общества, сознательно созданный и управляемый частными собственниками для защиты своей частной собственности (Дж. Локк). Структуру гражданского общества составляют добровольные и самоуправляемые общественные организации, а его исходным элементом является гражданин, то есть человек, наделенный свободой воли, правом выбора, основанном на рациональном решении и автономном нравственном чувстве, и обязанностью личной ответственности за свои поступки.

Диверсификация - от лат. diversificatio - изменение, разнообразие. Рост разнообразия, расширение объектов и видов деятельности человека.

Коллективная деятельность - такая форма деятельности, при которой труд отдельного человека, будучи оторванным от труда остальных членов сообщества, становится бессмысленным.

Литература

Основная

1. Губин В.Д . Философия. Элементарный курс. Раздел 3. Глава 1 и 3. М., 2001.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2005.

3. Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 2005.

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

2. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1993.

3. Волгин О.С. Оправдание прогресса. Идея прогресса в русской религиозной философии. М., 2004.

4. Гегель Г. Философия истории. М.; Л., 1935.

5. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.

6. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.

7. Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

8. Ласло Э . Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1995, № 7.

9. Соловьев В .С. Тайна прогресса // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.

10. Соловьев В.С . Три разговора // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988.

11. Штомпка П . Социология социальных изменений. М., 1996.