Что такое утопия и антиутопия в литературе. Антиутопия

Жанр антиутопии получил особое место в литературе ХХ - нач. ХХI вв. в зарубежной и отечественной литературе.

В ходе исследования, мною было проработано огромное количество литературы. Выявлены характерные признаки жанра антиутопии.

Таким образом, в отличие от утопии, то есть идеального общества, антиутопии проливают свет на эпоху, в которой они появились, отражают ее страхи и надежды, ставят человека перед нравственным выбором.

Главной целью антиутопического настроения, является:

  • подрыв основы оптимистического взгляда на будущее;
  • доказать невозможность и кошмарность каких бы то ни было утопий.

Для антиутопии характерно:

  • проекция на воображаемое общество именно тех черт, которые вызывают наибольшее неприятие в обществе современном;
  • расположение антиутопического мира на расстоянии - в пространстве или во времени;
  • описание характерных для антиутопического общества негативных черт таким образом, чтобы возникло ощущение кошмара.

В антиутопии, главная мечта - это выжить, возродиться, вернуть свой мир, приняв таким, каков он есть. Ведь антиутопия - это изображение «будущего без будущего», мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль простой единицы.

В 1980-1990-е гг. в современной русской антиутопии сформировались такие ее жанровые разновидности: сатирическая антиутопия, детективная антиутопия, антиутопия-«катастрофа».

Страх составляет внутреннюю атмосферу антиутопии. Общество боится. Пытается скрыться от действительности, от мира, в котором они живут. Подобная ситуация была в повести Петрушевской «Новые робинзоны», когда семья убегает в лес, скрываясь от царящего тоталитарного режима.

В антиутопии всегда развёрнутый сюжет, который строится на конфликте идей, получающих конкретное воплощение в характерах героев.

Все эти признаки характерны для антиутопий в современной русской литературе.

Исследуя антиутопию, я прочитала следующие произведения, относящиеся к данному жанру: повесть «Невозвращенец» А.Кабакова, сказка «Кролики и удавы» Ф.Искандера, рассказ «Новые робинзоны» Л.Петрушевской.

Повесть А.Кабакова «Невозврвщенец», написанная в 1989г., рисует Москву ближайших десятилетий. Цель повести прогнозировать дальнейшее развитие в стране, будто бы вставшей на путь военной диктатуры. Кабаков предсказал распад казавшегося нерушимым Советского Союза и межнациональные распри, разгул преступности и многое другое.

В рассказе «Новые робинзоны» Л.Петрушевской рисуется картина бегства от бесчеловечной цивилизации, в которой они живут. Жестокость, голод, бессмысленность существования - все это становится бегством от такой реальности.

В сказке Ф.Искандера «Кролики и удавы» с помощи аллегории показывается тоталитарное государство. Жизнь героев антиутопии - это постоянный страх. Его испытывают кролики перед Королём, удавами, которые тоже находятся в этом состоянии перед Великим Питоном. Читая эту сатирическую антиутопию, невольно вспоминаешь слова Салтыкова-Щедрина: «Жил - боялся, и умирал - боялся».

Идеи социализма, спроецированные в будущее, давали неожиданную и довольно безрадостную картину. Произведения такого плана получили название «антиутопии», в противовес утопическим произведениям прошлого.

Антиутопия - изображение возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.

В антиутопии изображено насилие человека над историей, которую упрощают, укрощают, стараясь её выпрямить «ради худосочного жизненного идеала».

Одной из лучших антиутопий, написанных на русском языке, стал роман Евгения Замятина «Мы». Этот роман создавался в 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде. Автору удалось за семьдесят лет до падения коммунистического режима сделать правильные выводы о «великом блефе», воплощенном в идеалах марксизма-ленинизма.

В зарубежной литературе к наиболее известным антиутопиям относятся «О дивный новый мир» О.Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла.

Жанр антиутопии - один из самых популярных в современной литературе. Наибольшей известностью пользуется повесть Александра Кабакова «Невозвращенец», написанная в 1989 году.

В получивших в ХХ веке распространение антиутопиях, или, скорее, так называемых дистопиях («Мы» Замятина, «О дивный новый мир» О.Хаксли, «1984» Оруэлла), будущее изображено с позиций индивидуализма и социального пессимизма, как неизбежное торжество научно-тотализированного «ада». Сатанинской выступает сама государственная машина, аппарат управления, система, в которой сконцентрировано все зло. Антиутопия же обычно направлена на развенчивание утопических тенденций.

Антиутопические романы имитируют жизнь в ее наиболее драматических и трагических изломах. Поэтому их успех огромен. К тому же, антиутопию и критиковать то не за что: ведь автор ничего и не предлагает.

В антиутопических произведениях начала века явственно слышна нота тревоги за бытие современного человека. Это видно на примере антиутопии «Земля» В. Брюсова. Жанр антиутопии стал новым художественным средством, чему способствовала свойственная жанру описательность. Благодаря этому изображаемое становилось конкретным и содержательным, что помогало понять современное состояние мира.

h2Утопия и антиутопия как литературные жанры

Для того чтобы возникла антиутопия, должна существовать утопия - грандиозный проект будущего, воплощение самой смелой и лучезарной мечты человечества о «золотом веке». Антиутопия, в последние годы определяет одно из направлений в мировой фантастической литературе. Утопия и антиутопия становятся часто неразлучными спутниками, как добро - зло, жизнь - смерть.

Утопия (от греч. «оu» - не и «topos» - место, букв. «нигде не находящееся») - жанр эпоса, произведение, художественный мир которого проникнут несбыточными мечтами, вымышленная картина идеального жизненного устройства.

Утопия, как литературный жанр, предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.

В русской литературе идею утопического социализма наиболее полно отразил Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?» Спроектированное им общество будущего основано на социалистических принципах свободы, труда, равенства.

Утопией принято называть несбыточные, идеальные модели будущего. Самыми известными создателями утопических теорий являются Томас Мор, автор книги «Утопия» (произведение, давшее название жанру), Т. Кампанелла «Город Солнца», Платон «Республика», Уильям Моррис «Вести ниоткуда». В их произведениях нашли выражение мечты о «золотом веке».

В отличие от утопии, то есть идеального общества, антиутопии проливают свет на эпоху, в которой они появились, отражают ее страхи и надежды, ставят человека перед нравственным выбором. Граница между утопией и антиутопией оказывается границей между разумом и безумием.

Антиутопия же (от греч. «anti» - против и «utopos» - места, которого нет) - это произведение (обычно эпического рода), в котором изображается социальная и техногенная катастрофа, крах общественных идей, разрушений иллюзий и идеалов.

Впервые термин антиутопоия (англ. dystopia, anti-utopia) был введён английским философом и экономистом Джоном Стюартом Миллом в 1868 году.

Расцвет антиутопии приходится на ХХ век. Связано это как с расцветом в первые десятилетия ХХ века утопического сознания, так и с приходящимися на это же время попытками воплощения, с привидением в движение тех социальных механизмов, благодаря которым массовое духовное порабощение на основе реалий ХХ века возникли антиутопические социальные модели в произведениях таких очень разных писателей, как Дж.Оруэлл («1984», «Скотный двор»), О.Хаксли («О дивный новый мир»), Р.Бредбери (451* по Фаренгейту»). Их антиутопические произведения являются как бы сигналом, предупреждением о возможном скором закате цивилизации. Романы антиутопистов во многом схожи: каждый автор говорит о потере нравственности и о бездуховности современного поколения, каждый мир антиутопистов это лишь голые инстинкты и «эмоциональная инженерия».

Антиутопии разнообразны, не похожи друг на друга, растянулись от Аристофана до Уэллса.

В антиутопии, главная мечта - это выжить, возродиться, вернуть свой мир, приняв таким, каков он есть, «...речь идет о выживании в такие времена,…» (2). Ведь антиутопия - это изображение «будущего без будущего», мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль простой единицы.

Антиутопию как жанр определяет спор с утопией, причем не обязательно спорить с конкретным автором, с конкретной утопией. Аллегорические антиутопии же, в несколько иной форме опровергают или пародируют конкретные утопии, возникшие во внетекстовой реальности. Антиутопия спорит с целым жанром, всегда стараясь облечь свои аргументы в занимательную форму. Можно говорить об исконной жанровой направленности антиутопии против жанра утопии как такового. Это подтверждают и детективные антиутопии, популярные в последнее время («Французская Советская Социалистическая Республика» А.Гладилина).

Исторический процесс в антиутопии делится на два отрезка - до осуществления идеала и после. Между ними - катастрофа, революция или другой разрыв преемственности. Отсюда особый тип хронотопа в антиутопии: локализация событий во времени и пространстве.

Антиутопия изображает общество, в котором утопический вирус всеобщности приобрел характер эпидемии, выкосившей все человеческое и давшей метастазы в виде тоталитарного режима.

Литературные антиутопии былых времен были столь же нереальны, как и сами утопии.

В 1980-1990-е гг. в современной русской антиутопии сформировались такие ее жанровые разновидности:

  • сатирическая антиутопия - «Николай Николаевич» и «Маскировка» (обе - 1980) Ю.Алешковского, «Кролики и удавы» (1982) Ф.Искандера, «Москва 2042» (1987) В.Войнович;
  • детективная антиутопия - «Французская Советская Социалистическая Республика» (1987) А.Гладилина; «Завтра в России» (1989) Э.Тополя;
  • антиутопия-«катастрофа» - «Лаз» (1991) В.Маканина, «Пирамида» (1994) Л.Леонова; «Новые робинзоны» Л.Петрушевской, «Невозвращенец» (1989) А.Кабакова и др.

В основе сюжетов антиутопических романов, как правило, лежит конфликт между «естественной» личностью, не сумевшей приспособиться к «прекрасному новому миру».

Структурный стержень антиутопии - псевдокарнавал. Основа псевдокарнавала - абсолютный страх. Смысл страха в антиутопическом тексте заключается в создании особой атмосферы, того, что принято называть «антиутопическим миром». Как следует из природы карнавальной среды, страх соседствует с благоговением перед властными проявлениями с восхищением ими. Благоговение становится источником почтительного страха, сам же страх стремится к иррациональному истолкованию.

Вместе с тем страх является лишь одним плюсом псевдокарнавала. Он становится синонимом элемента «псевдо» в этом слове, означающая ложность, мнимость. Настоящий карнавал также вполне может происходить в антиутопическом произведении. Он - важнейший образ жизни и управления государством. Ведь антиутопии пишутся для того, чтобы показать, как ведется управление государством, и как при этом живут обычные, «простые» люди.

В антиутопии, люди суть машины, созданные для того, чтобы выполнить определенную работу и умереть (Ф.Искандер «Кролики и удавы»). И если ты останешься частью системы, с тобой все будет в порядке. Но если ты начнешь действовать самостоятельно, другие люди перестают на тебя реагировать.

В основе антиутопии - пародия на жанр утопии либо на утопическую идею. Однако открытия, сделанные в классических произведениях, - образ псевдокарнавала, история рукописи как сюжетная рамка, мотивы страха и преступной, кровавой власти, неисполнение героем просьбы возлюбленной власти и вследствие этого - разрыв - все это «заштамповывается», составляя определенный метажанровый каркас. Отныне он будет повторяться, становясь как бы обязательным, и преодоление этой обязательности станет новаторством следующего порядка. То, что на сегодня представляется обязательными признаками жанра, завтра уже окажется лишь определенным, пройденным этапом его развития.

Герой антиутопии всегда эксцентричен. Именно таким предстаёт перед нами герой антиутопии Л.Петрушевской «Новые робинзоны» - «И отец начал лихорадочные действия, он копал огород, захватив и соседний участок, для чего перекопал столбы и перенёс изгородь несуществующих соседей…» .

Герой живет по законам аттракциона. Аттракцион - это излюбленное проявление власти.

Собственно, в эксцентричности и «аттракционности» антиутопического героя нет ничего удивительного: ведь карнавал и есть торжество эксцентричности. Участники карнавала одновременно и зрители, и актеры, отсюда и аттракционность. Таким образом, аттракцион как сюжетный прием антиутопии вполне ограничен другим уровням жанровой структуры.

«Антиутопия смотрится в утопию с горькой насмешкой. Утопия же не смотрит в ее сторону, вообще не смотрит, ибо она видит только себя и увлечена только собой. Она же не замечает, как сама становится антиутопией, ибо опровержение утопии новой утопией же, «клин клином» - один из наиболее распространенных структурных приёмов. Отсюда - матрёшечная композиция антиутопии» (3). Очень часто в антиутопии встречается рамочное, «матрешечное» устройство повествования, когда само повествование оказывается рассказом о другом повествовании, текст становится рассказом о другом тексте. Это характерно для таких произведений, как «Мы» Е.Замятина, «Приглашение на казнь» В.Набокова, «1984» Дж.Оруэлла, «Любимов» Абрама Терца, «Зияющие высоты» А.Зиновьева, «Москва 2042» В.Войновича, «Невозвращенец» и «Сочинитель» А.Кабакова.

Ритуализация жизни - ещё одна структурная особенность антиутопии. Именно эта особенность встречается в произведении Е.Замятина «Мы», когда нумера носят одинаковую одежду, получают розовые талоны и едят одинаковую пищу. А в антиутопии «Кролики и удавы» Ф.Искандера «Дело в том, что, появляясь среди удавов, Великий Питон произносил боевой гимн, который все удавы в знак верности должны были выслушать, приподняв голову». Общество, реализовавшее утопию, ритуализовано. Там, где царит ритуал, невозможно хаотичное движение личности. Напротив, ее движение запрограммировано.

Антиутопия принципиально ориентирована на занимательность, развитие острых, захватывающих коллизий. В антиутопии человек непременно ощущает себя в сложнейшем, иронико-трагическом взаимодействии с установленным ритуализованным общественным порядком.

В сравнении с научной фантастикой антиутопия рассказывает о куда более реальных и легче угадываемых вещах. Научная фантастика скорее ориентируется на поиск иных миров, моделирование иной реальности, иной «действительности». Мир антиутопии более узнаваем и легче предсказуем. Антиутопии используют фантастику с целью дескридитации мира, выявления его нелогичности, абсурдности, враждебности человеку.

Это не означает, что антиутопия значительно расходится с фантастикой. Она активно использует фантастику как приём, расходясь с нею как с жанром.

Пространство антиутопии всегда ограничено. Это жильё героя, на которое он в обществе воплощенной утопии теряет право. Реальное в антиутопии - пространство надличностное, государственное, принадлежащее социуму, власти, которое может быть замкнутым, расположенным вертикально, создающим конфликт верха и низа. «Отец же рыл там погреб и чуть ли не подземную землянку с печью,…» («Новые робинзоны» Л.Петрушевская.).

Страх составляет внутреннюю атмосферу антиутопии. «Идем, - жена дёргала меня за руку. - Идем, ты же знаешь, я боюсь толпы!» (А.Кабаков «Невозвращенец»). Но нельзя бесконечно долго бояться. Человек тянется к удовольствию. Он находит его либо в патологическом унижении перед властью, либо в изуверском насилии над отведенной для этого частью общества, что производит еще более страшное впечатление на всех остальных. Происходит конденсация садомазохистских тенденций в социуме. Взаимонаправленные садизм, мазохизм структурируют репрессивный псевдокарнавал, а карнавальное внимание к телесному ведет к гипертрофии садомазохистских тенденций, что обуславливает повышенное внимание в антиутопиях к теме смерти: то появляются сцены казни, то распятия, то умерщвление плоти. Например, в антиутопии Ф.Искандера «Кролики и удавы» «Смысл казни - самопоедание удава…» .

Для повествования в антиутопии весьма продуктивным оказывается мотив «ожившего творчества». События, описываемые в рукописи героя, становятся «сверхреальностью» для произведения в целом. Акт творчества возвышает героя-рассказчика над остальными персонажами. Обращение к словесному творчеству - не просто сюжетно-композиционный ход. Рукопись проявляется как подсознание героя, более того, как подсознание общества, в котором живет герой. Так замятинский нумер D-503 пишет дневник. Так же в антиутопии А.Кабакова «Невозвращенец» главный герой пишет дневник. И в одном, и в другом дневнике описывается все то, что испытывает общество и то, что происходит вокруг героя.

Рукопись, которую пишет герой, можно рассматривать как донос на все общество. Дело в том, что рукопись героя лишь условно предназначена для саморефлексии. В действительности же, она имеет своей целью предупредить, известить, обратить внимание, проинформировать, словом, донести до читателя информацию о возможной эволюции современного общественного устройства. Подобная повествовательная структура позволяет полнее и психологически глубже обрисовать образ автора «внутренней рукописи», который, как правило, оказывается одним из главных (если не самым главным) героев самого произведения в целом.

Для антиутопий характерен мотив предостережения. Автор пытается предостеречь общество от того ужаса, который преследует героев антиутопии.

Антиутопии связаны с реальной жизнью, они показывают, что выходит из утопических идей, если их претворять в жизнь, поэтому антиутопии всегда строятся на остром конфликте, подсказанном жизнью, имеют драматический, напряженный сюжет, яркие характеры героев.

Сюжетный конфликт возникает там, где герой отказывается испытывать наслаждение в собственном унижении властью. Так произошло с замятинским I-330, так происходит затем с Уинстоном, героем Оруэлла в «1984», а в продолжении и с «новыми робинзонами» Петрушевской, которые убегают в лес от царящего тоталитарного режима, главный герой А.Кабакова прихватив с собой жену, сбегает в будущее от «компетентных органов», которые стараются контролировать его каждый шаг.

Антиутопия более свободна в использовании художественных средств, она обращается к научной фантастике, сатирическим приёмам, аллюзиям, реминисценциям. В антиутопии всегда развёрнутый сюжет, который строится на конфликте идей, получающих конкретное воплощение в характерах героев.

Характерным явлением для антиутопии является квазиноменация. Суть её в том, что явления, предметы, процессы, люди получают новые имена. Например, у замятинских героев не было имен, были нумера (D-503), у Ф.Искандера вместо имен были прозвища (Возжаждавший, Задумавшийся, Удав-Пустынник и др.)

Жанр антиутопии дал много примеров пародирования сакрального. Видимо, некая сатирическая «подоснова» жанра, его разоблачительная направленность способствует накоплению и выражению пародийных элементов. Так, в «Любимове» А.Терца пародируется евангельский мотив превращения воды в вино: Леня Тихомиров превращает в водку обычную речную воду.

Итак, утопия и антиутопия довольно активно развиваются в литературе русского зарубежья. Мы видим преобладание одних и тех же жанровых признаков - при всех различиях между стилевыми манерами. Антиутопия отличается от утопии своей жанровой ориентированностью на личность, на ее особенности, чаяния и беды, словом, антропоцентричностью. Личность в антиутопии всегда ощущает сопротивление среды. Социальная среда и личность - вот главный конфликт антиутопии.

Антиутопия, есть одна из форм реакции против социалистических идей и социализма как общественной системы.

Вряд ли можно считать случайным то обстоятельство, что повествователем в антиутопии зачастую оказывается характерный, «типичный» представитель современного антиутопического поколения. Предчувствие усложненности мира, страшная догадка о несводимости философского представления о мире к догматам «единственно верной» идеологии становится главным побудительным мотивом для его бунта, и не имеет значения, должен герой сознавать это или нет.

Писатели - антиутописты ставили перед собой задачу показать механизм и последствия тоталитарного режима, моральное разрушение личности в результате манипулирования человеческим сознанием.

Именно разрушение личности произошло в повести Кабакова «Невозвращенец», когда главным героем начали манипулировать «компетентные органы».

Представляю вашему вниманию 9 потрясающих книг, описывающих антиутопический мир будущего. Шокирующие, местами напоминающие нашу реальность и заставляющие задуматься 9 романов. Советую всем — читать.

1. О дивный новый мир

Действия романа разворачиваются в 2541 году в Лондоне. Все люди на земле живут в едином государстве, жители которого — общество потребления.В едином государстве правит технократия. Под запретом наука, искусство, религия. Есть только индустрия развлечений: синтетическая музыка, кино с примитивным сюжетом, электронный гольф. В этом мире нет чувств, отсутствует любовь. Даже дети здесь больше не рождаются. Все новые граждане появляются из пробирки. А для того что бы новый человек с самого рождения знал свое место и был рад жить в таком государстве, выращивают эмбрионы при разных условиях. Например тем кто в будущем будет заниматься физическим трудом дают мало кислорода, что бы умственные способности не развивались. Даже названия у всех каст разные и костюмы. В любой касте воспитывается восторг перед высшей и презрение к низшим кастам. Если у гражданина возникают психологические проблемы их легко решить с помощью наркотика — сомы.

Девиз общества Мирового Государства — “Общность. Одинаковость. Стабильность”.

2. 1984

Роман Джорджа Оруэла написан в 1949 году и описывает угрозы тоталитаризма. В последствии роман стал одним из самых популярных в мире романов антиутопий. Произведение “1984” было запрещено на территории СССР до 1991 года.

В мире 1984 года существуют всего лишь три государства: Океания, Евразия и Остазия, которые ведут между собой нескончаемую войну. Война осуществляет одну из целей правительства — сохранить общественный строй основанный на неравенстве, не допустить повышение уровня жизни людей. В Океании существует огромный аппарат подавления личности — министерство правды, которое занимается тем, что уничтожает правду и создает взамен нее свою “правильную” правду. Кроме этого существует полиция мыслей которая с помощью вертолетов, патрулей и встроенных в каждую квартиру телеэкранов круглосуточно следит за всеми гражданами. В Океании на каждом шагу присутствует идеологическое давление: плакаты с изображением Старшего Брата, который следит за всеми (ничего не напоминает? Большой Брат следит за тобой), абсурдные лозунги, государство вмешивается в личную жизнь и досуг жителей, их постоянно окружают слежки и доносы.

3. Мы

Роман-антиутопия Евгения Замятина был написан в 1920 году.

Действия романа разворачиваются примерно в 32м веке в Едином Государстве, в утопическом городе всеобщего счастья, а точнее городе тотального контроля над личностью. Здесь нет имен, все имена заменены на номера. Государство полностью взяло на себя заботу о гражданах и приковало их к счастью: к огромному, всеобщему, равному и обязательному. Жителям Единого Государства незнаком голод и холод, они не знают страданий, но вместе со всем плохим они не знают и хорошего — любви. Любовь сведена к случайным связям, которые тоже контролируются государством и на такие встречи выдаются гражданам разовые талоны. Создана новая наука — Детоводство. Дети не растут в семьях, их воспитывает Единое Государство, помещая в Детско — Воспитательные заводы под присмотр роботов.

4. 451 градус по Фаренгейту

В романе Рея Бредбери описывается общество опирающееся на массовую культуру потребительского мышления, в котором все книги подлежат сожжению; хранение книг является преступлением, а люди заинтересованные в сохранении книг и информации из них оказываются вне закона. Главный герой романа Гай Монтэг работает пожарным, не совсем таким пожарным как вы себе представляете. В романе пожарный — это человек сжигающий книги. Гай добросовестно выполняет свою работу будучи уверенным, что работает на пользу человечества. Но однажды, поддавшись каким то внутренним чувствам он не сжигает одну книгу, а берет ее с собой домой. С тех пор он разочаровывается в идеалах общества, становится изгоем и присоединяется к подпольной группе маргиналов, которые для спасения книг заучивают их полностью для передачи потомкам.

5. Рассказ Служанки

Действия романа Маргарет Этвуд происходят в будущем в тоталитарном государстве, где только одна женщина из ста способна иметь детей. Подходящих женщин отправляют в специальные лагеря. Таких женщин называют Служанками и они должны носить красную одежду. Они не имеют права владеть собственностью, любить, работать, читать, посещать вечеринки, гулять. Один раз в день они могут выйти за покупками, но разговаривать им не положено. Им остается только одна функция. Раз в месяц они встречаются со своим хозяином от которого и должны родить детей для представителей привилегированных слоев населения, чьи жены детей иметь не могут.

Служанка — это все лишь сосуд для воспроизводства.

6. Механическое пианино

Роман Курта Воннегута опубликован в 1952 году и повествует о недалеком будущем в котором ручной труд полностью заменен машинным. Повсеместное использование машин вызывает социальные противоречия между зажиточным верхним классом — инженерами и обслуживающим персоналом роботов — и нижним, чьи навыки были полностью заменены машинным трудом. Все акценты в книге направлены не на технические особенности, а на социальные аспекты которые больше всего беспокоят жителей города будущего.

7. Не отпускай меня

Роман 2005 года Кадзуо Исигуро. В романе описываются воспоминания главной героини Кэти, молодой женщины 30 лет о своем детстве и необычной школе-интернате. Действия происходят в антиутопической Великобритании в конце ХХ века, в которой люди клонируются для создания живых органов для пересадки. Именно Кэти и ее друзья по интернету и есть клоны для пересадки органов. В характерной для Исигуро манере правда становится ясной далеко не сразу и раскрывается постепенно, намеками.

8. Биологический материал

Роман-антиутопия ставший бестселлером написан шведской писательницей Нинни Хольмквист.

В романе описывается недалекое будущее. Цивилизованная европейская страна в которой общество делится на полезных и ненужных людей. Если гражданин к 50 годам не завел семьи и детей, которые являются вкладом во благо государства, он объявляется ненужным и перевозится в Отделение резервного банка биологического материала, где он живет в условиях дорогого дома престарелых, одновременно отдавая свои органы для других, нужных, людей. Государство считает что именно таким образом гражданин должен заплатить свой долг перед обществом.

Главная героиня, писательница Доррит Вегер, попадает в такое отделение, где в первые в своей жизни находит свою любовь….

9. Кысь

Постапокалиптическая антиутопия Т.Н.Толстой. В романе рассказывается о России после ядерной войны. Роман пронизан присущим русским людям сарказмом и иронией. Герои романа мутировавшие от радиации люди живущие среди таких же мутантов-растении и животных. В массах прежняя культура вымерла, ее носителями являются только “прежние” — люди жившие до взрыва. Главный герой — Бенедикт, после смерти матери остается под опекой “прежнего” Никиты Ивановича, который пытается приучить его к культуре, но все безрезультатно.

Автор

Варвара

Творчество, работа над современной идеей миропознания и постоянный поиск ответов

«Антиутопия как обособленный литературный жанр»

Характеристика жанра «антиутопия», его история и основные черты

Антиутопия, как правило, изображает общество, зашедшее в социально-нравственный, экономический, политический или технологический тупик из-за ряда неверных решений, принятых человечеством. Антигуманный тоталитаризм, диктат, отсутствие свободы, страх, доносительство, безнадёжность борьбы - вот темы, затрагиваемые этим жанром. Сюжет часто выстраивается на противодействии личности или небольшой группы личностей правящему диктату, чаще всего заканчивающемся поражением героев [Морсон 1991].

Рассмотрим жанр антиутопии более подробно.

Антиутопия как жанр является разновидностью утопии (греч. ou - не, нет и topos - место, т.е. место, которого нет; иное объяснение: eu - благо и topos - место, т.е. благословенное место) - литературно-художественного произведения, содержащего картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства [Полонский 2003]. В основе утопии лежит религиозно-мифологическая идея о Земле Обетованной. Жанр зародился ещё в эпоху Возрождения, название ему дала одноименная книга Томаса Мора, английского гуманиста и политика, вышедшая в 1516 году. Действие книги происходит на фантастическом острове Утопия, где нет частной собственности, труд -- всеобщая обязанность, а распределение благ происходит по потребностям граждан. Создавая книгу, Мор частично опирался на диалог Платона «Государство». Развитием идей Мора стал труд «Город Солнца» (1602) Томмазо Кампанеллы, мечтаниям об идеальном мире также предавались Фрэнсис Бэкон («Новая Атлантида», 1627), Игнатиус Доннелли («Золотая бутыль», 1892), Эдвард Беллами («Золотой век», 1888) и др. Утопические линии можно проследить и в произведениях Вольтера, Руссо, Свифта [Ионин 1988].

Термин «антиутопия» впервые употребил британский философ Джон Стюарт Милль в парламентской речи 1868 года, однако в литературе элементы антиутопии проявились значительно раньше. История антиутопии, ещё не выделенной в отдельный жанр, уходит корнями в античность. Некоторые труды Аристотеля и Марка Аврелия имели явные антиутопические черты. Те же черты можно проследить и в третьей книге «Путешествий Гулливера» (1727) Джонатана Свифта, где описание летающего острова Лапута фактически представляет собой технократическую антиутопию. Элементы антиутопии встречаются в книгах Жюля Верна («Пятьсот миллионов бегумы»), Герберта Уэллса («Когда спящий проснется», «Первые люди на Луне», «Машина времени»), Уолтера Бесанта («Внутренний дом»), Джека Лондона («Железная пята») [Чаликова 1991].

Поводом к расцвету жанра антиутопии послужила Первая мировая война и сопутствовавшие ей революционные преобразования, когда в некоторых странах начались попытки воплотить в реальность утопические идеалы. Ярче и нагляднее всего этот процесс произошёл в большевистской России, тем закономернее появление первой великой антиутопии именно здесь. В своём романе «Мы» (1924) Евгений Замятин описал запредельно механизированное общество, где отдельная личность становится беспомощным винтиком-«нумером». Замятин заложил основы будущего развития жанра, многие детали тоталитарной системы, придуманные автором, впоследствии стали классическими в работах антиутопистов всего мира: насильственное искоренение инакомыслия, навязчивые СМИ как главный способ прививания идеологии, развитая система слежения, синтетическая пища, отучение людей от проявления эмоций [Архипова 1992]. В числе прочих советских антиутопий стоит отметить «Ленинград» Михаила Козырева, «Чевенгур» и «Котлован» Андрея Платонова, также антисоциалистические настроения легли в основу произведений «Будущее завтра» Джона Кенделла (1933) и «Гимн» Эйн Рэнд (1938).

Помимо социализма, ХХ век подарил писателям и такую антиутопическую тему, как фашизм. Первое антифашистское произведение, «Город вечной ночи», было написано американцем Мило Хастингсом в 1920 году, спустя всего год после возникновения НСДАП. В этом провидческом романе Германия отгораживается от всего мира в подземном городе под Берлином, где устанавливается «нацистская утопия», населенная генетически выведенными расами сверхлюдей и их рабов. К теме фашизма обращались и Герберт Уэллс («Самовластие мистера Парэма», 1930), Карел Чапек («Война с саламандрами», 1936), Мюррей Константайн («Ночь свастики», 1937) [Любимова 2001].

Под перо антиутопистов попали и менее радикальные общественные тенденции. Олдос Хаксли в одной из величайших антиутопий в истории литературы «О дивный новый мир» (1932) искусно препарирует капитализм, доведённый им до абсурда. Автор изображает технократическое кастовое государство, основанное на достижениях генной инженерии, где летосчисление ведется от Рождества американского автомобильного магната Генри Форда, а зато такие понятия, как «мать», «отец», «любовь» считаются непристойными [Лазаренко 1991].

С вариациями на тему тоталитаризма и абсолютного конформизма можно ознакомиться в произведениях Джорджа Оруэлла «Скотный двор» (1945) и «1984» (1948), которые будут рассмотрены далее. Близки к идеям Оруэлла более поздние «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «Заводной апельсин» Энтони Берджесса (обе -- 1953).

В настоящее время жанр антиутопии во многом смыкается с научной фантастикой и пост-апокалиптикой, также логическим продолжением традиций технократических антиутопий стал жанр киберпак, популярный как в литературе, так и в кинематографе.

Антиутопия является логическим развитием утопии. В противоположность последней, антиутопия ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя. Расцвет антиутопий приходится на ХХ век, век бурных социально-политических и культурных событий, двух мировых войн и революций, интенсивного развития науки и создания тоталитарных режимов. На смену романам-мечтаниям проходят романы-предупреждения, писатели выносят на суд читателя своё видение дальнейшего развития человеческой цивилизации, обусловленное разочарованием в утопических идеалах прошлого и неуверенностью в завтрашнем дне. Угроза потери нравственности подкреплена научно-техническим прогрессом, делающим возможным духовное и физическое порабощение человечества. Идеи и цели писателей-антиутопистов мало отличаются друг от друга, средства же их выражения дают простор для осмысления как учёным-литературоведам, так и многочисленной читательской аудитории [Новиков 1989].

Жанр антиутопии как никакой другой связан с истоической действительностью. Антиутопия выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции, чаще всего современные самим авторам, как то фашизм, тоталитаризм и др. Произведения этого жанра являются одновременно и реакцией на эти тенденции, так и предсказанием их дальнейшего развития. Черты общества, вызывающие наибольшее неприятие автора, приписываются некоему воображаемому обществу, расположенному на расстоянии - в пространстве или во времени. Действие антиутопий происходит либо в будущем, либо на географически изолированных участках земли [Шишкин 1990].

Общество, описываемое в антиутопии, обычно изображено зашедшим в тупик - экономический, политический или технологический, причиной чему послужил ряд неверно принятых человечеством решений. Это может быть, к примеру, неконтролируемый технологический прогресс, выражающийся в роботизации производства, внедрением технически совершенных систем слежения за населением, кризис перепроизводства и перевооружения; или диктат, крепнущий годами и держащий в страхе всё государство; или финансовая избыточность, обедняющая нравственность людей; или же совокупность этих причин [Шишкин 1993].

Важнейшей чертой мира, описанного в антиутопии, является ограничение внутренней свободы, отнятие у личности права на критическое осмысление происходящего. Людям прививается абсолютный конформизм, устанавливаются рамки мыслительной деятельности, выход за которые - преступление.

Сюжет выстраивается на противодействии личности или небольшой группы личностей царящему диктату. Судьбы героев в разных произведениях отличаются, но в большинстве случаев антиутопии лишены счастливого конца, и главного героя ждёт поражение, моральное и/или физическое. Это своего рода конкретизация общего для литературы и искусства вопроса о человеке:

«Жанр антиутопии по-своему конкретизирует общий для литературы и искусства вопрос о человеке. Писатели-антиутописты, подобно естествоиспытателям, проводят своего рода научный эксперимент над общественной природой человека, помещая его в заведомо искаженные, девиантные условия жизни и наблюдая за тем, как он будет себя вести. <…> В данном случае, реализуя свое право выбора, человек следует одному из двух возможных вариантов выхода из определенной экзистенциальной ситуации: либо подчиниться и принять предлагаемые условия и, как следствие, утратить собственно человеческую сущность, либо бороться, но и этом случае исход борьбы остается крайне проблематичным» [Борисенко 2004, 5].

Что касается отличия жанра антиутопии от её антипода, то формально антиутопия может быть отнесена к направлению утопии, являясь логическим развитием последней. В то же время, жанры антонимичны друг другу: утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описываемого общественного и/или политического строя, антиутопия отображает его негативные черты.

Также утопии свойственна определённая статичность, тогда как в антиутопии рассматриваются возможные варианты развития описанных социальных устройств. Таким образом, антиутопия обычно имеет дело с более сложными социальными моделями, нежели утопия [Морсон 1991].

Ещё одним, на наш взгляд, важным отличием жанров является своего рода законсервированность жанра утопии, невозможность его литературного развития в отсутствие подкрепления историческими примерами. Антиутопия, в данном случае, является жанром более актуальным, т.к. темы и модели, которые могут послужить её основой, множатся и модифицируются вместе с человечеством.

На карту мира, где обозначена утопия, не стоит даже смотреть, ведь она игнорирует страну, к которой человечество неустанно стремится.

Оскар Уайльд

Каждый из нас однажды слышал термин "утопия". Сегодня в фантастическом жанре утопии часто пишут книги и снимают фильмы. Что такое утопия и какие признаки она имеет? Как появился этот термин? Читайте.

"Рождение" утопии

Термин происходит от древнегреческого и означает "место, которого нет" (u topos). По другой версии, утопия переводится с греческого как "лучшее место" (eu topos). Сегодня так называют жанр литературы, близкий к научной фантастике. В подобных книгах автор приводит описание идеального, по его мнению, общества и общественного строя. Веками известно, что это такое - утопия, но само слово получило распространение благодаря Томасу Мору.

В 1516 году писатель и философ Томас Мор написал книгу на латинском языке. Книга отличалась невероятно длинным названием, что в литературе встречается нечасто. Она называлась "Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Сокращенно ее называли просто "Утопия". Это слово вскоре стало использоваться для описания книг подобного жанра.

Мор поделил свое произведение на два тома. В первом он осуждает общественный порядок того времени. Писатель упрекает королевский деспотизм, разврат духовенства, выступает против смертной казни. Второе представляет собой откровение автора, скрытое ширмой фантастического сюжета. Обе книги совершенно разные, но логически неотделимы друг от друга.

Однако Томас Мор не первый употребил этот термин. Он был известен еще античным философам. Например, слово встречается у Платона в его трактате "Государство", где он описывает идеальную, по его мнению, державу. В качестве прототипа Платон использовал политическое устройство Спарты, но при этом устранил отрицательные черты этого государства - нехватку граждан, некоторые излишне жестокие законы, повальную коррупцию (здесь даже цари брали взятки).

То есть утопия показывает нам картину идеального мира, в котором все счастливы. Мира, появление которого теоретически возможно в будущем, однако крайне маловероятно. Здесь нет нищеты, безработицы, страданий.

Вот что такое утопия в литературе. Повести и романы этого жанра всегда играли важную роль в оценке будущего и формировании сознания читателя. Утопия показывает различные варианты грядущего, рисует дальнейшее движение общества. Эта ее функция сохранилась и сегодня, однако несколько трансформировалась в научную фантастику. Теперь пишут о технологиях и возможностях, которые могут быть доступны человечеству в будущем - жизнь на других планетах и т.д. При этом утопии свойственна острая критика современного общественного строя, несогласие автора с ним.

Утопия и антиутопия

Рассмотрев, что такое утопия и каково значение ее, перейдем к еще одному термину - антиутопия. Под этим словом понимают государственный устрой, основанный на негативных факторах. То есть он отрицает возможность существования утопии, показывая, какой катастрофой обернется стремление к ней. При изначальной тенденции общества к идеалу формируется его полная противоположность.

Синоним антиутопии - дистопия, что означает "плохое место" (от греч dis topos). Определение слова "утопия" имеет однозначный ответ - это несуществующее место.

Главные герои антиутопических произведений противопоставляют себя режиму. Подобных примеров в литературе сотни. Самые известные истории этого жанра - "451 градус по Фаренгейту" (Р. Брэдбери), "1984" (Дж. Оруэлл), "Голодные игры" (Коллинз) и многие другие.

Утопия и христианство

Литераторы считают христианство самой грандиозной утопией. Ведь заповеди Божьи учат нас не воровать, не убивать, не завидовать, уважать близких своих и относиться ко всем как к равным. Если бы все следовали библейским заповедям, это привело бы к образованию идеального общества.

Впрочем, утопические мотивы встречается во всех религиях нашего мира. Кроме этого их можно также найти в мифологии разных народов и даже в сказках, как народных, так и авторских.

История утопии

Утопия в сознании человечества присутствовала с древних времен. Однако тогда люди относили ее к прошлому, а не к будущему. Это были легенды о счастливых странах, существовавших когда-то. Взять, к примеру, страну Гиперборею, в которую верили древние греки, Беловодье, Опоньское царство, встречающиеся в русских сказаниях. В сущности, все мифы, предания и сказки были основаны именно на утопических мотивах.

Определение термина "утопия" сформировалось благодаря трудам древнегреческих философов. Среди них особенно выделился Платон с его "Государством".

Возрождение жанра

Утопический жанр позднее возродился благодаря Томасу Мору. Он отличился от античных философов тем, что искал решение проблемы общественного строя тех времен на стыке социологии, политики, философии. Он верил, что достичь того будущего, о котором писал, можно путем радикального переустройства общества. А начать нужно с появления справедливых законов, понятиях о равенстве и братстве.

Мор стал родоначальником так называемой социальной утопии. Ее создатели верили, что изменение будущего возможно, если приложить достаточно усилий.

Еще один известный представитель этого жанра - Томмазо Кампанелла, написавший "Город Солнца". Также в жанре утопии работали Оуэн, Морелли, Сен-Симон, Мюнцер.

Начиная с 18-го века в Европе появился так называемый государственный роман, который рассказывал о путешествиях героев по утопическим странам. Эти романы в большинстве своем содержали подробное описание государственного строя данных держав.

Улучшить или уничтожить?

На протяжении этих столетий предпринимались попытки радикального изменения общественного строя, которые сопровождались популяризацией утопических произведений. Но похоже, люди не совсем понимали, что значит утопия. И все заканчивались человеческими страданиями и смертями. Одна из наиболее жестких мер по изменению мира была предпринята социалистами и фашистами в 20-м веке. Особенно отличились те, кто мыслил слишком радикально, - коммунисты и нацисты.

После этого утопические книги начали восприниматься читателем совсем иначе. Даже известные произведения, составляющие классику этого жанра, утратили своих почитателей. Их начали считать описанием жуткого механизма, подавляющего волю общества. В определенном смысле так оно и было. Во всех книгах, написанных в жанре утопии, общество является серой массой, которая слепо следует установленному порядку. Индивидуальностью личности оно поступается ради сытой и спокойной жизни. Но правильно ли это?

Отличительные черты утопии

Классификация отличительных черт утопии выглядит следующим образом:

  1. Присутствие некоей другой действительности, изолированного мира с собственной системой управления. Обычно в утопических произведениях нет временной протяженности. Общество, созданное автором, словно застыло в неподвижности.
  2. Исторические предпосылки не интересуют авторов. Они создают собственный мир, не опираясь на ограниченность реального мира. Именно поэтому для читателя утопия - это нечто несбыточное, ведь она не имеет конструктивной основы. Все здесь создано на воображении писателя. Однако некоторые книги подобного жанра все же содержат подробное описание того, как именно придти к совершенному порядку, описанному в произведении.
  3. Утопия лишена любых внутренних конфликтов. Люди подчиняются системе и довольны ею. Но при этом полное единомыслие делает их сплошной серой массой, лишенной индивидуальности.
  4. В романах этого жанра чаще всего отсутствует сатира, так как описание мира противопоставляется реальности.

Несмотря на то что определение утопии - это нереальный мир, созданный воображением писателя, философ Н.А. Бердяев считал иначе. Он утверждал, что утопия - это один из вариантов развития будущего. Она может быть более чем реальна. К тому же, писал Бердяев, человеческая природа такова, что вера в лучшее ей необходима во всех сферах жизни. Сегодня даже архитекторы разрабатывают проекты, которые можно смело назвать утопией. На фото - один из них, небесный город будущего.

Но несмотря на популярность утопических книг, критика сопровождает жанр на протяжении всей его истории. К примеру Джордж Оруэлл, один из самых известных писателей-утопистов ("Скотный двор"), был уверен, что подобные книги безжизненны, лишены индивидуальности. Сам он писал в жанре антиутопии. Все утопии, говорит Оруэлл, совершенны, но лишены истинного счастья. В своем эссе писатель приводит мнение одного литератора-католика. Тот утверждает, что теперь, когда человечество способно создать утопию, перед ним предстает другой вопрос: как ее избежать?

Виды утопии

Различают две разновидности утопии:

  1. Технократическая. То есть социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического процесса.
  2. Социальная, которая предлагает решение проблемы через изменение общественного строя.

Утопия и научная фантастика

Мнения литературоведов об утопии и научной фантастике разнятся. Одни считают, что они тесно связаны между собой, но относятся к разным жанровым категориям. Другие уверены, что классическая утопия трансформировалась в научную фантастику под гнетом современности. Ведь многие произведения писателей-фантастов либо представляют собой романы-утопии, либо выполняют их функцию - изображение мира, противоположного нашему. К примеру, "Туманность Андромеды", "Час Быка" Ефремова, а также "Полдень, 22-й век" братьев Стругацких.

А вот во второй половине 80-х годов появляются две антиутопии, которые характеризуют будущее как полную катастрофу. Это "Невозвращенец" Набокова и "Москва-2049" Войнича. При этом сами произведения очень разные. Первая представляет собой мрак и ужас, вторая наполнена безудержной фантазией автора и сатирой. Это подтверждает, что утопия как жанр продолжает жить в литературе.

Заключение

Сегодня мы обсудили, что такое утопия. Значение этого термина описано выше. В современной литературе жанр остается популярным и востребованным. Утопические произведения все чаще пополняют полки книжных магазинов. Идеальные миры по-прежнему живут лишь в литературе.