CAAs - Шпицберген, животные, растения и другая природа. Полярный архипелаг шпицберген

Остров Шпицберген – особая территория, безжизненная полярная пустыня с ледниками, океанскими холодными темными водами и мертвыми горами, напоминающими зубы акулы. Именно на Шпицбергене писатель-сказочник Андерсен назначил владения снежной королевы. Здесь только холод и вечность. Остров Шпицберген – особая территория, безжизненная полярная пустыня с ледниками, океанскими холодными темными водами и мертвыми горами, напоминающими зубы акулы. Именно на Шпицберген писатель-сказочник Андерсен назначил владения снежной королевы. Здесь только холод и вечность. Глядя на пустынные берега Шпицбергена сложно понять, что тянет людей в этот неприветливый холодный край. Скорее всего, это не деньги, здесь живут люди зараженные полярной лихорадкой, свободой от людей и забот. Здесь особенно чувствуешь, что ты не просто человек, - ты вечность.

Формально архипелаг Шпицберген принадлежит Норвегии и по правовому статусу существует по норвежским законам, однако согласно социальному договору около 50 стран могут основывать на острове свои поселки, ловить рыбу и добывать уголь. В настоящее время на Шпицбергене имеется три норвежских поселка, одна польская станция и три российских поселка, из которых один действующий и два законсервированных. Так, что сложно сказать именно какой стране принадлежит архипелаг Шпицберген фактически.





На Шпицбергене много северных рекордов: самый северный университет, дом культуры, церковь. Даже столица Шпицбергена – город Лонгйир - по определениям Википедии является самым северным в мире поселением с численностью населения больше тысячи человек.

Если нравится оригинальный фарфор, то возможно вам будет интересна лимонница посуда . Конечно, лимонницу нельзя относить к жизненно-важным кухонным принадлежностям, но в такой изящной посуде нарезанный лимон может сохраниться неделю прямо на кухонном столе.

Общая площадь, занимаемая островами 61 022 км²

Природные условия

Горный рельеф. Самая высокая точка островов - гора Ньютонтоппен (1712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² - больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами . Многолетнемерзлые породы - мощность слоя до 200 м. Естественная оттайка грунтов в летний период колеблется от 0,5 до 2,5 м.

Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4-5 магнитуд по шкале Рихтера , допускается возможность землетрясений до 6-7 магнитуд.

Геологическое строение

В строении архипелага участвуют, как правило, каледониды . Но они больше похожи на каледониды Гренландии , чем Скандинавии . Однако те и другие являются порождением раннепалеозойского океана Япетус, который раскрылся примерно в начале кембрия (550 млн лет назад) . Этот древний океан располагался в приэкваториальных широтах в субмеридиональном направлении от 30° ю. ш. (древние координаты) на север, между древними континентами Балтика и Канадо-Гренландия. В состав Шпицбергена входят также и более древние породы, (байкальской складчатости) по-видимому, это часть баренцевоморской плиты, которая и имеет протерозойско- раннекембрийский возраст. Большая часть фундамента Шпицбергена формировалась где-то на активной окраине древнего океана Япетус, около 500 млн лет назад, в раннем ордовике , и представляет собой островодужные магматические формации, сильно смятые во время столкновения континентов в силуре . К началу силура океан Япетус стал сокращаться, неся Балтику навстречу Канадо-Гренландии, (450-440 млн лет назад) Британские острова , остров Ньюфаундленд и Шпицберген, который испытывал сильное поднятие и вулканические извержения к середине-концу силура . Затем произошло окончательное столкновение Балтики (Скандинавии), Британских островов , Гренландии , Ньюфаундленда и Северной Америки (Лаврентии). Остатки древних островных дуг, известняков, обломочных океанских пород океана Япетус были смяты и подняты ввысь на 9-11 тыс. метров. На месте столкновения этих частей света поднялся горный хребет выше, чем сегодняшние Гималаи . 400 миллионов лет назад Скандинавия была уже соединена с Гренландией и где-то между ними находился и Шпицберген. Британские острова, Ньюфаундленд и Северная Америка также были соединены вместе. В позднем палеозое местами происходило внедрение гранитоидов . Нынешние месторождения меди , хрома , никеля , титана , железа , цинка , урана и других металлов, которые сейчас находятся на Кольском п-ове, в Скандинавии, Гренландии, Шпицбергене, на Британских островах и на восточном побережье Северной Америки, образовались именно в ту эпоху .

Правовой статус Шпицбергена

В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключен Договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства-участники Договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага (статья 3). Согласно статье 2 Договора Норвегия получила право на охрану и восстановление флоры и фауны, хотя забота об экологической ситуации не была характерна для того времени. В статье 8 Норвегия обязывалась создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене, при этом устав не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая Норвегию. В 1925 Горный устав для Шпицбергена был принят вместе с Национальным Законом о Шпицбергене .

История

Предположительно, впервые обнаружен викингами или поморами в XII веке (был известен поморам под названием Грумант; сейчас так называется один из заброшенных российских посёлков на островах). С 1194 года некий Свальбард упоминается в норвежских летописях. Однако нет уверенности, что имелся в виду именно сегодняшний Свальбард. Это могли быть и Гренландия , и Ян-Майен .

Китобойный промысел

Во время второй мировой войны, Свальбард не мог выступать в качестве полноценной военной базы, поэтому его население было эвакуировано, а присутствие немецких войск на архипелаге было ограничено забрасываемыми с самолетов и подводных лодок метеостанциями, корректирующими работу немецкой авиации в Заполярье. Для их ликвидации в 1942 году в район Лонгйира из Шотландии был заброшен небольшой норвежский отряд на двух судах Isbjørn и Selis. . Несмотря на то, что оба судна были уничтожены, норвежцы сумели закрепиться на берегу. В 1943 году для уничтожения этого отряда немцы выслали к Свальбарду отряд кораблей из линкора Тирпиц, крейсера Шарнхорст и девяти эсминцев, которые разрушили большую часть Лонгйира и Баренцбурга артиллерийским огнем (одну из подожженных тогда угольных шахт удалось погасить лишь в 1960 м году). Высадка немцев на берег была менее удачной - норвежцы в районе Баренцбурга оказали сопротивление огнем береговой артиллерии и отошли в горы к поселку Грумант .

В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи везде кроме норвежской Свеагрувы. Как результат, норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы. Арктикуголь с задачей диверсификации экономической деятельности справиться не смог и в пост-советский период дотируется из госбюджета. Расходы на поддержание деятельности бывших советских концессий на Шпицбергене только за 2006 год составили 395,6 млн рублей .

Современное состояние

Фуникулер для транспортировки угля

Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством Норвегия и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона). На островах два официальных языка - норвежский и русский , для посещения архипелага гражданам России (как и гражданам большинства других стран) не нужна виза .

Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske Spitsbergen Kulkompani а также по концессии российским государственным трестом «Арктикуголь » (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько, и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, то есть российское предприятие является планово-убыточным и (отчасти) имиджевым проектом .

В настоящее время Свальбард является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и хороших ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует очень интересный полярный музей и университет UNIS , ведется значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда) и снегоходные экскурсии и экспедиции.

В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище , так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как домашних, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT , а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (Мегафон), так и норвежских операторов.

Природа

Национальные парки Шпицбергена

Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населенных пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли, придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днем и ночью летом заметна и может достигать 5-10 градусов Цельсия. Первые снегопады проходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие позволяет движение снегоходов.

Население архипелага - около 2 600 человек (на 1.01.2009) . Из них 69,9 % - норвежцы, 18,3 % русские и украинцы, 0,4 % поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года . С практической точки зрения, несмотря на отсутствие иммиграционного и таможенного контроля, суровый климат и высокая стоимость жизни в Лонгйире эффективно ограничивают трудовую миграцию работниками сферы обслуживания и туристической отрасли. После распада Советского Союза некоторое количество бывших сотрудников Арктикугля переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтерских поселков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.

Самое большое поселение - Лонгйир , около 2000 человек, большинство - норвежцы . Оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения:

  • российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (470 человек), Грумант и Пирамида (законсервированы)
  • норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100)
  • норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгйира более 300)
  • польская исследовательская станция Хорнсунн (10 человек).

Также существует законсервированный поселок-порт Колесбухта, ранее сообщавшийся с Грумантом железной дорогой по берегу. В настоящее время дорога пришла в негодность, а туннель вблизи поселка Грумант засыпан в результате подвижек грунта.

Изменение этнического состава населения с 1990 по 2009 гг.
Год Всего норвежцы русские поляки
1990 3544 1125 2407 12
1995 2906 1218 1679 9
2000 2376 1475 893 8
2005 2400 1645 747 8
2009 2565 1792 470 10

Религия

В Лонгйире находится единственная действующая лютеранская церковь со своим священнослужителем. В Баренцбурге находится православная часовня. В посёлке Хорнсунн находится польская исследовательская станция, состоящая из 10 человек. По согласованию с Русской Православной Церковью и Католической церковью в Норвегии лютеранский пастор окормляет верующих этих церквей.

Экономика

С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооруженным глазом. Такая геологическая формация привела к возникновению многочисленных небольших шахт и угольных разрезов вдоль береговой линии, которые открывались и закрывались по мере исчерпания и разведки пластов. Размер поселений на Шпицбергене обычно соответствовал мощности близлежащих угольных разрезов.

Исчерпание основных легкодоступных месторождений угля к середине 70-х годов поставило вопрос об экономической целесообразности существования Лонгйира, к тому времени уже дотировавшегося норвежским правительством. В аналогичном положении оказалась и норвежская государственная фирма Kings Bay AS которой принадлежало поселение Ню-Олесунн. По этой причине норвежское правительство начало активную диверсификацию экономики Свальбарда и предоставило жителям архипелага налоговые льготы. Кроме того, в 1993 году шахтерский город Лонгйир был продан национальному правительству, которое сконцентрировалось на развитии университетского центра и туризма.

В настоящее время единственной крупной рентабельной шахтой на архипелаге является Свеагрува , которая и является основным источником дохода Свальбарда (2,008 миллионов норвежских крон в 2007 году ). Также уголь добывается на шахте N7 в Лонгйире, обеспечивая углем местную электростанцию. Вторым по значимости источником доходов является туризм (317 миллионов крон), третьим источником является обеспечение научной деятельности (142 миллиона крон). В частности, Kings Bay обеспечивает логистической поддержкой около 200 ученых работающих в поселке Ню-Олесунн в летний сезон, а также отвечает за снабжение других научных станций. Туристический бизнес сконцентрирован вокруг Лонгйира, куда прилетают туристы из континентальной Норвегии (два рейса в день), а также приходят круизные суда. Все виды бизнеса в пределах норвежских поселений демонстрируют стабильный рост. В частности, скачок цен на углеводороды в конце 2000х годов обеспечил рекордные цифры добычи в Свеагруве (свыше 4 миллионов тонн в год), а количество пассажиров круизных судов выросло с 20 тысяч в 2005 до 30 тысяч человек в 2008 году.

Таким образом, несмотря на значительные начальные вложения норвежского правительства в инфраструктуру аэропорта, морского порта и научной сферы, Свальбард сегодня полностью находится на самоокупаемости, со среднегодовым доходом жителей на 23 % выше чем в среднем по Норвегии.

Российское экономическое присутствие

Исчерпание в 1990-х годах угленесущего слоя на шахте Пирамида поставило крест на прибыльности Арктикугля, быстро превратившегося в дотационный ресурс. При этом запланированные государственные расходы на содержание треста составляют 870, 820 и 806 миллионов рублей за 2008, 2009 и 2010 год, а деятельность сводится к поддержанию жизнедеятельности Баренцбурга , с 2006 года добывающего уголь только для собственного потребления. Несмотря на это, руководство Арктикугля регулярно заявляет о скором возобновлении добычи на Пирамиде или в Груманте - позиция, частично поддерживаемая норвежскими шахтерами. С политической точки зрения, открытая лицензия на добычу угля для российского предприятия облегчает функционирование Cвеагрувы , часто критикуемого норвежской партией зеленых, уже добившейся запрета на добычу нефтепродуктов в районе Свальбарда.

Сам посёлок Баренцбург не представляет долговременного туристического интереса - несмотря на частые летние рейсы судов из Лонгйира , большинство туристов посещает российское поселение не более чем на пару часов. Развитию независимой туроператорской инфраструктуры в Баренцбурге и научно-логистической базы в Пирамиде мешает как отсутствие наземного сообщения с аэропортом, так и госмонополия на использование зданий и сооружений поселков ФГУП "ГТ «Арктикугль». Кроме того, Баренцбург не располагает ремонтной и логистической базой для базирования наиболее востребованного (маломерного) круизного флота ледового класса, а подходящие суда бывшего советского научного флота находятся в аренде («Академик Мултановский», «Профессор Молчанов ») у зарубежных фирм либо проданы («Polar Pioneer » - бывший «Академик Шулейкин», «Академик Шокальский», «Spirit of Enderby» - бывший «Профессор Хромов») иностранным туроператорам.

В долгосрочной перспективе, незамерзающий порт Баренцбурга может использоваться как база для обслуживания Северного Морского Пути , повышая вероятность своевременного предоставления ледокольного сопровождения и снижая риски, связанные с ледовыми повреждениями судов. Развитию Баренцбурга в этом направлении мешает как отсутствие дороги в пос. Лонгйир, так и устаревший формат экономической деятельности России в регионе.

Туризм

Архипелаг Шпицберген (Свальбард) является территорией Норвегии и управляется норвежским губернатором (норв: Sysselmannen), который определяет достаточно строгие правила для туризма. В частности, на Свальбарде запрещены туристические вертолетные экскурсии. Кроме того, нельзя беспокоить диких животных (включая белых медведей), и все случаи применения оружия на поражение расследуются полицией. Также под охраной находятся следы деятельности человека ранее 1946 года.

Для обеспечения безопасности самостоятельных путешествий по архипелагу, туристы обязаны получать разрешение на выход за пределы нулевой зоны (куда входят Лонгйир , Баренцбург, Грумант и Пирамида), а также иметь страховку и поддерживать связь при помощи спутниковых телефонов или радиостанций. Стандартным пешим маршрутом нулевой зоны является переход из пос. Лонгйир через долину Адвентдален в Колесбухту, далее в Грумант и возвращение в поселок через долину Бьорндален. Также существуют пешие маршруты вокруг ледников Исфьорда и Пирамиды, заброска производится зодиаками с попутными туристическими судами линии Баренцбург - Лонгйир - Пирамида.

Большинство полярных туристов прибывает на Свальбард в течение полярного дня, с марта по август. Весной наиболее популярны снегоходные маршруты и лыжные маршруты, а в июле-августе пешие экспедиции. На протяжении полярного дня температура на Свальбарде в среднем составляет около пяти градусов тепла, хотя снегопады также не редкость. В мае-июне тундра сильно заболочена и основные туристические маршруты проходят по ледникам и фьордам (на каяках).

Развитие арктических круизов дало хороший стимул гостиничной индустрии Лонгйира, которая зарегистрировала в 2008 году 93 000 постояльцев при достаточно высокой стоимости гостиничных номеров (от 120 долларов США). Несмотря на то, что в городе нет отелей экономического класса, туристы также могут остановиться в хостеле либо на кемпинге прямо напротив аэропорта. Гостиница имеется и в Баренцбурге, но пользуется низкой популярностью ввиду неразвитости в поселке туристической индустрии.

Оружие и охота

Шпицберген (в том числе Лонгйир) находится на пути сезонной миграции белых медведей к паковому льду. Несмотря на то, что вероятность встретить медведя полярным днем на 78-й параллели невелика, на архипелаге принято носить крупнокалиберное оружие (нарезное или гладкоствольное) при выходе за пределы Лонгйира. Также рекомендуется при себе иметь сигнальный пистолет и ограждать места ночевки сигнальными минами. В городе есть несколько спортивных магазинов, арендующих оружие и боеприпасы для туристов. В 2009 году губернатором Свальбарда введено новое правило аренды оружия, для чего необходимо предоставить справку из полиции страны постоянного проживания.

На архипелаге живёт большое количество животных (в том числе Шпицбергенских северных оленей), однако для охоты требуется заранее получить лицензию у губернатора.

Российские проекты и перспективы

Несмотря на полную открытость архипелага для всех желающих жить и работать, частный российский бизнес на Шпицбергене практически отсутствует. В то же время, российская государственная собственность используется крайне неэффективно и требует затрат, как на поддержание, так и для сохранения юрисдикции (норвежский закон устанавливает максимальный срок заброшенности объектов). Для обоснования постоянных дотаций руководство Арктикугля выносило на обсуждение различные проекты - в том числе возобновление добычи угля в Груманте и Пирамиде, развитие Баренцбурга в качестве рыболовной базы и т. д. При этом серьёзная проработка проектов не производилась и публичных оценок стоимости строительства необходимой инфраструктуры (к примеру, наземной дороги Баренцбург - Лонгйир либо восстановление железной дороги Грумант - Колесбухта) неизвестно.

Кроме того, в российкой периодике периодически озвучивались и экзотические проекты, как то: строительство в Баренцбурге офтальмологических и бальнеологических центров (вблизи посёлка открыт мощный источник минеральной воды), добыча полудрагоценных камней, переработка рыбы на фабрике с персоналом из трудовых мигрантов , регулярная добыча и первичная обработка водорослей для нужд птицеводства в качестве пищевой добавки в птичий корм и так далее.

См. также

Примечания

  1. Kovacs K.M., Lydersen Ch. Birds and mammals of Svalbard. Polarhandbok № 13. - Oslo, 2006, 203 p.
  2. В.В. Славинский Тепловой режим литосферы пассивных континентальных окраин на примерах Северо-Западного Шпицбергена и Юго-Восточной Австралии // Материалы XLII Тектонического совещания . - Москва: Геологический институт (ГИН) РАН, 2009. - Т. 2. - С. 191-195.
  3. А.И. Конюхов Сколько было Атлантических океанов? . Архивировано из первоисточника 3 июня 2012. Проверено 11 февраля 2012.
  4. http://www.norway.mid.ru/sp_ru.html О Шпицбергене. История // Official Web site of the Embassy of the Russian Federation in Oslo, Norway
  5. ORTELIUS, ABRAHAM «Septentrionalium regionum Descrip.», 1570-е гг.
  6. Svalbard"s history - the cruise book from Svalbard . Norsk PolarInstitute. Архивировано
  7. С. Патянин // Операция “Цитронелла” . цусима.org.ru. Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 10 ноября 2010.
  8. ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ВЫПУСК ШЕСТОЙ октябрь, 2007 . Совет Федерации Федерального собрания РФ. Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 2 ноября 2010.
  9. «Язык на Шпицбергене» - travel.ru
  10. «Визы на Шпицберген» - travel.ru
  11. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 4 апреля 2011 г. N 142 г. Москва «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию Государственный трест Арктикуголь» Российская Газета
  12. «Великая книга катастроф» Николай Непомнящий ISBN 5-373-00693-9, 9785373006934
  13. http://www.ssb.no/befsvalbard_en/tab-2009-10-22-01-en.html
  14. Данные норвежской статистики
  15. Знакомьтесь: Архипелаг Свальбард. Что говорят нам цифры Норвежское бюро статистики
  16. Будем в Арктике строить фабрики? Мурманский Вестник
  17. Шпицберген. История отечественного освоения архипелага

Литература

  • Наталья Козлова Остров арестованных кораблей // Российская газета : газета. - 2005. - № 3904.
  • Надежда Сорокина Москва не ослабит позиций на Шпицбергене // Российская газета : газета. - 2006. - № 4024.
  • Е. М. Зингер Страна гор и ледников // Природа : журнал. - 1997. - № 8.
  • Л. М. Саватюгин, М. В. Дорожкина Архипелаг Шпицберген: Российские имена и названия. - Санкт-Петербург: Наука, 2009. - 272 с.
  • Н. А. Гнилорыбов Угольные шахты на Шпицбергене. - Москва: Недра, 1988. - 191 с.
  • Е. М. Зингер Шпицберген - ледовый архипелаг. - Москва: Пента, 2006. - 302 с.
  • Ф. Н. Чернышев Русская экспедиция на Шпицбергене. - Мир Божий. - 1901. - 261 с.
  • Н. Е. Королёва, Н. А. константинова, О. А. Белкина, Д. А. Давыдов, А. Ю. Лихачёв, А. Н. Савченко, И. Н. Урбанавичене Флора и растительность побережья залива Грен-фьорд (архипелаг Шпицберген). - Апатиты: Изд. К & М, 2008. - 132 с.
  • Кокин О. В. Рельеф и отложения краевых зон ледников Западного Шпицбергена.
История картографирования и археологическое изучение
  • Старков В. Ф. Очерки истории освоения Арктики. Том 1: Шпицберген / Ред. д-р ист. наук А. К. Станюкович. .. - Изд. 2-е. - М .: Научный мир, 2009. - 96 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-91522-101-6 (обл.)

Ссылки

  • в «Современной энциклопедии»
  • Sysselmannen.no - веб-сайт губернатора Шпицбергена
  • Svalbard Tourism - веб-сайт официального туристического совета
  • TopoSvalbard - интерактивная карта от Norwegian Polar Institute (норв.) (англ.)
  • История одного города: Лонгийербюен (Шпицберген) на «Эхе Москвы »
Фото

Архипелаг Шпицберген - суровый северный край, лежащий за полярным кругом всего в тысяче километров от северного полюса. Архипелаг находится под юрисдикцией Норвегии, однако для большинства стран, в том числе и для России, для въезда сюда не требуется виза.

Шпицберген привлекает многочисленных желающих познакомиться с первозданной природой Арктики. Значительной части архипелага придан статус национального парка. Пейзажи архипелага поражают воображение, заснеженные равнины обрываются у моря величественными фьордами, а на остроконечных горах возвышаются могучие ледники.

Необычайно богат и животный мир Шпицбергена. На прибрежных камнях здесь расположились шумные птичьи базары, по тундре бродят северные олени, и конечно же здесь можно встретить белого медведя - символ Шпицбергена.

На архипелаге практически нет дорог, поэтому туристам обычно предлагают совержить вокруг архипелага круиз на теплоходе.

Северный Ледовитый океан

Северный Ледовитый океан – это один из самых маленьких океанов Земли. Он расположен в северном полушарии земли в промежутке между Северной Америкой и Евразией. Океан занимает территорию общей площадью 14,75 миллионов квадратных километров. Средняя глубина океана составляет 1.225 метров, а наибольшая – 5.527 метров в Гренадском море. Объем воды в океане составляет 18,07 миллионов квадратных километров.

Визуально океан можно разделить на три природные акватории: Арктический бассейн, Северо-Европейский бассейн и Канадский бассейн. Благодаря благоприятному географическому положению в центральной части океана ледяной покров сохраняется нетронутым на протяжении всего года, при этом находясь в подвижном состоянии. Учитывая, что вода в океане очень холодная, здесь могут обитать только устойчивые к холодным температурам морские обитатели - такие, как киты, пингвины, морские котики и многие другие.

А какие достопримечательности Шпицбергена вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Лонгйир

Лонгйир - крупнейший населенный пункт на острове Шпицберген в Норвегии. Основанный в 1906 году как шахтерский поселок, город получил свое имя от владельца компании по добыче угля - Джона Лонгйира. Сегодня уголь перестал играть важную роль в жизни города, Лонгйир стал научно-исследовательским и туристическим центром.

Ряды одноэтажных домиков Лонгйира, выкрашенных в яркие цвета, выглядят почти празднично на фоне монохромной природы Шпицбергена. В городе существует Университетский центр, построена спутниковая станция, получающая и обрабатывающая данные с орбитальных спутников. Также здесь находится Всемирное хранилище семян - миллионы семян сельскохозяйственных культур содержатся здесь на случай всемирной катастрофы.

Лонгйир привлекает множество туристов, желающих ближе познакомиться с уникальной полярной природой Шпицбергена. В городе есть несколько отелей, работает городской музей.

Этот остров с потрясающим природным ландшафтом находится в восточной части архипелага Шпицберген между островами Эдж и Западный Шпицберген. Он назван в честь известного голландского мореплавателя Вильяма Баренца. Специалисты утверждают, что остров создан за счет пород палеозойского возраста с преобладающим среди других пород - известняк и сланцы.

Его общая площадь составляет в 1288 км² . Большая половина острова, это приблизительно 558 км² , покрыта ледником, а остальная часть острова представляет собой арктическую тундру. Остров Баренца представляет уникальную природную экосистему для проведения научных исследований по изменению климата и возможных движений ледников. Но, по последним исследованиям, ожидать общее таяние и изменение ледников на этом острове не стоит.

Аэропорт Свальбард

Аэропорт Свальбард – самый северный в мире гражданский аэропорт, который обслуживает Шпицберген. Аэропорт находится у подножия горы Платоберге.

За 2009 год пассажиропоток аэропорта составил около 139 тысяч человек. Из этого аэропорта можно улететь в Осло, Тромсё, Ню-Олесунн, Свеа и даже в Баренцбург, поэтому аэропорт считается международным. Поскольку Норвегия входит в Шенгенскую зону, россияне, летающие в Баренцбург, не проходят паспортный контроль.

Свальбард – крупнейшее сооружение, на территории которого располагаются 200 парковочных мест, стоянка такси и пункт проката автомобилей. Аэропорт имеет одну асфальтированную взлетно-посадочную полосу протяженностью 2 323 метра и шириной 45 метров. Под полосой находятся два кульверта, отводящие талую воду с горы.

Заброшенный шахтерский поселок Пирамида

Пирамида - это заброшенный советский шахтерский поселок, расположенный на острове Шпицберген в Норвегии. Поселок был построен во второй половине двадцатого века у самой северной в мире угольной шахты. Его население достигало тысячи человек. Но в девяностые годы добыча угля резко упала и поселок был законсервирован.

Теперь Пирамида - поселок-призрак, сохранивший не только здания, но и множество личных вещей своих обитателей, оставленных здесь как будто в спешке.Территория поселка открыта для посещения, но без сопровождения в его здания заходить не рекомендуется - во избежание несчастных случаев. Пирамида до сих пор рекордсмен по множеству самых северных вещей в мире - среди таких рекордов - памятник Ленину, бассейн и даже рояль.

Необычная тревожная и печальная атмосфера заброшенного города, а также необычайно красивая природа, окружающая поселок, в летний период притягивает сюда туристов. Специально для них в поселке устроен маленький отель и работает экскурсовод.

Баренцбург

Баренцбург - это горнопромышленный поселок на норвежском острове Западный Шпицберген,в архипелаге Шпицберген. Он был назван в честь голландского мореплавателя В.Баренца. Сейчас в этом поселении живут и работают более 300 русских и украинцев.

Поселок является обособленным, с автономным жизнеобеспечением. Производственно-социальный комплекс Баренцбурга включает в себя шахту, теплоэлектростанцию, больницу, детский сад и другие объекты. Жилой поселок, жилищно-коммунальное и подсобное хозяйство содержится компанией "Арктикуголь". Уголь, добываемый в шахте, используется для собственных нужд поселка, а также идет на экспорт. Для туристов в поселке открыта гостиница с баром и сувенирным магазином.

Здесь можно посетить музей "Помор", основанный в 1995 году. В музее, рассказывающем об истории архипелага Шпицберген с древнейших времен до наших дней, находится геологическая экспозиция,содержащая более 33 видов минералов и горных пород, возраст которых колеблется от 1-2 миллиардов лет до 5-6 тысяч лет.

Северо-Восточная Земля

Северо-Восточная земля - это необитаемый остров в архипелаге Шпицберген, в Северном Ледовитом океане. Относится к территории Норвегии. Занимает площадь 14.5 тысяч квадратных километров.

Поверхность острова представляет собой плоскогорье, высотой до 637 метров. Из всей поверхности острова 11135 квадратных километров занято ледниками. На участках, свободных ото льда, произрастают мхи и лишайники. На северном берегу Северо-Восточной земли расположено значительное количество фьордов.

9 февраля 1920 года в Париже был подписан Шпицбергенский трактат — документ, подтверждающий суверенитет Норвегии над полярным архипелагом Шпицберген в Северном Ледовитом океане.

В состав Шпицбергена входит больше тысячи малых и больших островов, среди них основную часть территории занимают крупные острова — Западный Шпицберген, остров Баренца, Земля Принца Карла, остров Эдж и Северо-Восточная Земля. Общая площадь архипелага составляет 62 тысячи квадратных километров, почти 60% всей территории покрыто вечным льдом.

Вошедшее в Парижский договор название архипелага Шпицберген ("острые горы") дано голландским мореплавателем Виллемом Баренцем в 1596 году.

Русские поморы, задолго до Баренца освоившие путь к архипелагу, называли его Грумант (или Груланд). Приоритет россиян в открытии архипелага признавался и за рубежом. Например, в 1493 году немецкий врач и географ Иероним Мюнцер в письме португальскому королю писал, что на острове Груланда обитает поселение людей, находящихся под властью князя Московского. На карте фламандского картографа и географа Герарда Меркатора, изданной в 1569 году, на месте современного Шпицбергена изображены семь островов под названием "Святые русские". На "Карте Северных земель", датированной концом XVI — началом XVII века, острова обозначены надписью "Русская земля".

Фактическое освоение россиянами архипелага и признание этого факта за рубежом не помешало Баренцу установить на одном из островов столб с государственным гербом и объявить о присоединении Шпицбергена к Нидерландам. Столб в 1612 году сожгли англичане, заявив, что архипелаг еще до Баренца был открыт англичанином Хью Уиллоуби. Переименовав Шпицберген в Новую Землю Короля Якова, англичане объявили о присоединении архипелага к владениям британской короны. Но в 1615 году датско-норвежский король провозгласил Шпицберген частью Гренландии и владением Дании.

В 1871 году шведско-норвежское правительство направило ноты России и некоторым западноевропейским государствам, извещая о намерении присоединить архипелаг. Россия отнеслась к этому отрицательно. Последующий обмен нотами между Россией и Швецией — Норвегией (в 1871 и 1872 годах) привел к согласованию первого договорно-правового режима Шпицбергена (Соглашение 1872 года), согласно которому Шпицберген не находился в исключительном владении какого-либо государства. Но соглашение 1872 года о Шпицбергене не распространялось на остров Медвежий. В 90-х годах XIX века попытку утвердиться на острове Медвежий предприняла Германия. Российский посол в Берлине в июле 1899 года заявил протест германскому правительству, а к острову Медвежий был направлен русский крейсер. От попытки завладения островом Германия отказалась.

После того, как в начале XX века на архипелаге нашли уголь, интерес к нему стали проявлять различные страны — Россия, США, Великобритания, Норвегия, Голландия.

В 1910 году на конференции России, Норвегии и Швеции был разработан проект Конвенции о Шпицбергене, в основу которого было положено Соглашение 1872 года. В 1912 году и затем на международной конференции в 1914 году США и Германия попытались ревизовать проект, но согласия с другими участниками по новому тексту достигнуто не было. Вместе с тем, страны — участницы международной конференции соглашались с ключевым положением российско-норвежско-шведского проекта о том, что Шпицберген остается изъятым из сферы государственного суверенитета. Лишь после первой мировой войны страны отказались от этого ранее согласованного ключевого положения. На Парижской мирной конференции 9 февраля 1920 года без участия России был согласован и оформлен в виде договора новый правовой режим Шпицбергена.

По Договору, который был подписан США, Великобританией, Норвегией, Данией, Францией, Италией, Швецией, Нидерландами и Японией, суверенитет над архипелагом устанавливался за Норвегией, но с оговоркой, что суверенитет имеет ограниченный характер, поэтому позволяет всем государствам, подписавшим договор, наравне с Норвегией заниматься хозяйственной, научно-исследовательской деятельностью на архипелаге и в его территориальных водах. Также за Шпицбергеном закрепился статус демилитаризованной зоны, не позволяющий использование архипелага для военных целей.

14 августа 1925 года Шпицберген стал частью Королевства Норвегии. СССР официально присоединился к Парижскому договору 7 мая 1935 года.

Норвежский парламент в резолюции от 15 февраля 1947 года признал, что СССР является государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на Шпицбергене.

Административным центром Свальбарда (норвежское название Шпицбергена) является самый большой поселок Лонгйир (Лонгъир), который в 1906 году был построен компанией "Арктик Коул Ко". Поселок получил свое название в честь учредителя этой компании — американца Джона Лонгйира. Государственное управление архипелагом осуществляется губернатором Свальбарда, который выполняет функции главы администрации, начальника управления полиции, государственного нотариуса, а также возглавляет аварийно-спасательную службу.

Подчиняется губернатор министерству юстиции Норвегии.

На Шпицбергене постоянно живет около 2 600 человек (постоянными жителями здесь считаются те, кто живет на островах архипелага и намерен оставаться здесь более шести месяцев). Среди них — более 1 700 норвежцев, около 370 украинцев и всего около 100 российских граждан. Кроме них здесь проживают около 500 человек из примерно 40 стран мира.

В настоящее время промышленную добычу угля на Шпицбергене ведет норвежская компания Store Norske на шахтах в Свеагруве, в 60 километрах к югу от Лонгйира, и на шахте № 7 в Адвентдалене.

С 1931 года на архипелаге ведет добычу угля отечественное предприятие — трест "Арктикуголь". В настоящее время в составе треста "Арктикуголь" сохраняется один действующий рудник в Баренцбурге.

На Шпицбергене полностью действует безвизовый режим. Официальными языками являются русский и норвежский.

Морская акватория Шпицбергена таит в недрах большие запасы углеводородного сырья. Наиболее перспективные в этом плане участки моря находятся в шельфовой зоне, принадлежность которой оспаривают Россия и Норвегия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Шпицберген - внушительных размеров островной архипелаг, лежащий на просторах западной части Северного Ледовитого океана. Фактически земли принадлежат королевскому дому Норвегии, однако свои поселения на архипелаге имеет и Россия. Административным центром Шпицбергена считается город Лонгйир.

География и природа острова Шпицберген

Архипелаг включает три крупных острова: Эдж, Северо-Восточная Земля, Западный Шпицберген; семь менее значительных: Белый, Баренца, Королевский, Медвежий, Шведский, Вильгельма, Земля Принца Карла. Как пройти к .

Высшей точкой архипелага является гора Ньютонтоппен высотой 1712 м. Вечный ледниковый покров занимает 35 тысяч км2, что составляет свыше половины совокупной территории островов. Прибрежные зоны изрезаны чудесными фьордами, которые и становятся объектами интереса для туристов Европы.

На Шпицбергене преобладает тундровая флора. Это полярная ивка, карликовая береза, разнообразные виды грибов, лишайников, а также мхов и сосудистых растений. Фауна представлена белыми медведями, которых здесь несметное количество. Компанию им составляют песцы, а также шпицбергенские северные олени. Вторые считаются самыми мелкими из северных оленей. Ранее ученые искусственно пытались заселить острова гренландскими овцебыками и зайцами, однако это предприятие потерпело неудачу. Из морских обитателей выделим: нерпу, морских зайцев, моржей, китов, белух, гренландских тюленей. Кроме белых медведей, все обитатели в большом количестве встречаются вблизи населенных пунктов.

Более половины всех территорий включены в состав природоохранной зоны: три заказника и три заповедника.

Напоследок о климате. Арктическая погода смягчается с западной стороны архипелага теплым Шпицбергенским течением, которое в свою очередь берет начало у Гольфстрима. На берегу средний показатель зимней температуры достигает -14С; летней +4.4С. Причем возможен перепад температуры на 20С как в отрицательную, так и в положительную сторону.