План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект проведения прогулки в средней группе детского сада "Осень ". Конспект проведения прогулки в средней группе «Осень золотая

Елена Шепилова
Конспект прогулки в средней группе «Здравствуй, осень золотая

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

Задачи:

Образовательная:

Учить детей наблюдать за погодой;

Учить называть сезонные изменения в природе;

Закрепить знания детей о труде взрослых осенью.

Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

Развивающая:

Развивать наблюдательность;

Развивать игровые умения и навыки;

Развивать речевые навыки;

Развивать умение работать в коллективе;

Развивать подвижность.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Воспитывать умение дружно играть.

Оборудование и материалы: осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, смородины, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Лесовика, корзина с яблоками, детские ведёрки, лопатки, веники, аудиозапись для музыкального сопровождения; лейка с водой для эксперимента.

Методические приёмы:

Художественное слово, загадка,

Дидактическая игра,

Экспериментирование,

Наблюдение,

Трудовая деятельность,

Индивидуальная работа по развитию движений;

Игры различной подвижности.

Предварительная работа:

Загадывание загадок;

Чтение художественной литературы;

Беседы об осени;

Спортивные игры и физические упражнения.

Место проведения: территория ДОУ.

1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Как такое время года зовётся? (осень)

Воспитатель: Да, это осень.

Художественное слово:

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышко не видно,

Темны-темны ночи.

А кто из вас расскажет стихотворение об осени. (Дети рассказывают знакомые стихотворения)

Беседа:

Ребята, какие приметы осени, вы знаете? (Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме) .

Воспитатель: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ясная) . Почему? (ярко светит солнце, нет дождя) . Давайте подышим свежим, осенним воздухом.

2. Дыхательное упражнение «Запахи природы»

Нужно представить. Что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.

3. Экспериментальная деятельность «Почему опавшие листья шуршат?»

Цель: показать на примере опыта, почему шуршат сухие листья, развивать интерес к изучению окружающего мира, формировать умение делать выводы

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья).

Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят) . Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)

Почему опавшие листья шуршат? Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать. (намочить часть листьев и «пошуршать»).

4. Игра малой подвижности «Осенние листочки»

Цель: Побуждать детей выполнять движения, согласовывая с текстом; развивать ловкость и координацию движений.

Ход игры: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю. (Под спокойную музыку дети выполняют произвольные движения)

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Словно опять закружиться хотят.

Воспитатель: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад) . На нашем участке очень много нападало листьев. Давайте посмотрим, с каких они деревьев.

5. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

Воспитатель замечает на дереве кормушки.

Воспитатель: Что это, ребята? (кормушки)

Для чего они нужны? (для подкормки птиц)

Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)

Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (становится холодно и голодно)

Как называют таких птиц? (перелётные)

Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами? (зимующие)

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.

6. Подвижная игра: «Перелёт птиц»

Цель: Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности птиц к изменениям в природе, явлениях природы.

Ход игры: На одной стороне участка находятся дети - птицы. На другой стороне - пособия, на которые можно взлететь - это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы полетели в теплые края!» - дети, размахивая руками как крыльями, разбегаются по всему участку, на сигнал: «Началась буря!»- птицы летят к возвышенностям (пособия). Когда воспитатель произносит: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышенностей и продолжают свой полет. Во время игры воспитатель в обязательном порядке страхует детей.

После игры воспитателю передают конверт с письмом

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Оно от Лесовика, давайте его прочтём.

“Дорогие ребята. Я, Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки, собрать осенние листья. Мне одному не справиться. Лесовик”

7. Трудовая деятельность.

Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы. Учить работать сообща, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание заботиться о птицах.

Воспитатель: Ребята, поможем Лесовику навести порядок на нашем участке и развесить кормушки.

После выполнения заданий, в беседке неожиданно находят корзинку с яблоками.

Воспитатель: Ребята, здесь корзинка с яблоками интересно от кого она? Да это от Лесовика! Он благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.

Воспитатель: Ну что же, ребята, я думаю, мы славно потрудились, собрали осенние листья, развесили кормушки, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

8. Самостоятельные игры детей с выносным материалом по интересам

Рисование мелом на асфальте, прыгание через скакалку, игры с песком, игры с мячом, с обручами, катание на велосипеде.

Выносной материал: ведерки, лопатки, мячи, обручи, кегли, велосипед, цветные мелки, песочные наборы.

9. Индивидуальная работа

«Птички раз! Птички два!».

Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой; развивать ловкость.

«По ровненькой дорожке»

Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком; развивать равновесие.

10. Рефлексия. Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось.

«Поздняя осень»

Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в гости к природе. Но прежде чем идти в гости давайте вспомним, как вести себя в гостях у природы?

Дети называют правила.

Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы знаете все правила поведения в природе и с вами можно смело отправляться. Итак, в путь!

Дети выходят на территорию детского сада.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А какой период?

Дети: Сейчас поздняя осень.

Стихотворение И. Мазнина «Поздняя осень».

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед.

Воспитатель загадывает загадку.

Снег идёт и тут же таит,

Зима упорно наседает,

Твердеет на стволе кора,

И можно встретить снегиря!

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что у осени есть три периода. Какие?

Дети: Ранняя осень, золотая и поздняя.

Воспитатель: Какие признаки поздней осени вы знаете?

Дети: Идут холодные дожди со снегом. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее. В ноябре листьев почти не осталось. Деревья готовятся к зиме. Опустели клумбы, не слышно пения птиц, ночи длиннее, день короче. На улице становится все холоднее.

Игра «Зайка»

Зайка серенький сидит (Сложить лапки на груди, как у зайчика)

И ушами шевелит. (Загибают пальчики – ушки зайчика)

Зайке холодно сидеть, (Гладить поочередно одной рукой другую)

Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладошки)

Зайке холодно стоять, (Скрестить руки перед грудью, потирать бока)

Надо зайке поскакать. (Прыгают пальчики поочередно по столу)

Кто-то зайку напугал – (Ладонями закрыть лицо)

Зайка – прыг – и ускакал (убегают пальчики по столу).

Воспитатель: А какие вы знаете народные приметы? А пословицы и поговорки?

Поговорки и пословицы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь – ворота зимы. Ноябрь – сумерки года; ноябрь осень замыкает. В ноябре снегу надует – хлеба прибудет. Осенняя пора – птицы со двора.

Приметы: первый прочный снег падает с ночи; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. Сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду.

Предлагает вспомнить как листочки падали на землю и подвигаться под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Ноябрь» Дети свободно двигаются в такт музыке.

Наблюдение за погодой , отмечаем состояние погоды на календаре, повторение условных обозначений.

Беседа о значении подкормки для зимующих птиц

Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Устроив кормушки). Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек.

Педагог и дети кладут в кормушку заранее подготовленный корм для птиц.

Воспитатель: А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края осенью?

Дети: Перелетные.

Педагог показывает иллюстрации «Перелетные птицы», вместе с детьми повторяет названия птиц.

Д/И «Кого не стало?»

Цель: развивать память, внимание.

Педагог показывает 3-4 картинки перелетных птиц, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают, какой птички не стало.

Подвижная игра «Птицы и осень»

Из играющих выбирают «осень». Остальные – «птицы». Каждый из детей говорит, какая он(она) птица. После этого игроки произносят такие слова:

«Птицы» (хором):

Осень, осень золотая,

Собираемся мы в стаи,

Улетаем в теплый край,

Говорим тебе: Прощай!

«Осень»:

Что ж! Счастливого пути,

Стайка быстрая, лети,

Вместе с юною весной

Возвращайся в край родной.

«Птицы» (хором):

Улетаем в теплый край,

Ты нас, осень, догоняй!

После этих слов «птицы» убегают, «осень» пытается их догнать.

Организация труда на площадке: очистка площадки от снега.

Светлана Вовк
Конспект проведения прогулки в средней группе «Осень золотая, в гости к нам пришла»

Цель : конкретизировать и закреплять представления детей об осенних изменениях в природе, расширять словарный запас, формировать умение видеть красоту осенней природы , совершенствовать двигательные навыки.

Задачи :

Образовательные :

Учить детей замечать изменения, происходящие осенью ;

Закреплять знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе, происходящих осенью ;

Учить детей на ощупь отыскивать и называть различные плоды;

Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах;

Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.

Развивающие :

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;

Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас;

Развивать вестибулярный аппарат, координацию движений.

Воспитательные :

Воспитывать умение слушать друг друга;

Воспитывать выдержку, дисциплинированность;

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Словарная работа : заморозки, перелетные, зимующие, спячка, желудь, каштан.

Предварительная работа : сбор природных материалов, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке , ведение календаря природы, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий.

Оборудование и материалы : семена деревьев – клен и рябина; листья; плоды – шишки, желуди, каштаны; мешочек; кормушка для птиц; корм для птиц; венок из листьев; ободки для «птиц» ; корзинки; муляжи овощей и фруктов; выносной материал для свободных игр.

Виды детской деятельности, используемые на прогулки : наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная деятельность, дидактическая игра, трудовая деятельность, игры различной подвижности.

Место проведения : территория участка.

Ход прогулки:

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой сегодня осенний денёк . Послушайте мою загадку :

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

Полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое?

Дети : Осень .

Воспитатель : Да, это осень . Кто знает стихи об осени , расскажите нам (дети рассказывают знакомые стихотворения)

Воспитатель : Ребята, какие приметы осени , вы знаете?

Ответы детей : Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, улетают птицы на юг, насекомые и животные готовятся к зиме.

Воспитатель : Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки . Деревья сбросили листву. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям, звери готовятся к спячке.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? Почему? Давайте подышим свежим, осенним воздухом .

Опытно-экспериментальная деятельность :

Воспитатель : Раздаю детям семена клена с крылышками и предлагаю их подбросить и проверить , смогут ли они летать. Такое же исследование проводим с нелетающими семенами (рябина) . Предлагаю сравнить летающие и нелетающие семена по весу : какие из них тяжелее? (далее идет обсуждение и делается вывод – тяжелые семена не могут летать, а легкие могут.

Дыхательное упражнение :

Положим листик на ладошку и подуем на него. У нас получился листопад.

Воспитатель : Давайте представим, что мы осенние листочки . Покажем, как они упали на землю.

Игра малой подвижности «Листопад»

Листопад, листопад, Дети кружатся на месте

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят. Присаживаются на корточки

Воспитатель : Утром я шла на работу и собрала по дороге плоды с разных деревьев, а с каких деревьев, забыла. Подскажите мне, с какого дерева плод.

Дидактическая игра «С какого дерева плод?»

Воспитатель : У меня есть волшебный мешочек, туда мы положим все плоды, и сыграем еще в одну игру.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Шишку, каштаны, желуди кладу в мешочек и предлагаю по очереди отгадать на ощупь разные плоды «Миша, опусти, пожалуйста, руку в мешочек и вынь шишку» и т. п.

Воспитатель замечает на дереве кормушку.

Воспитатель : Что это, ребята? (кормушка)

Для чего она нужна? (для подкормки птиц)

Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)

Какие птицы улетают в теплые края? (ласточки, утки, журавли)

Зачем они это делают? (исчезают насекомые, начинают замерзать водоёмы)

А какие птицы живут с нами круглый год? (воробьи, голуби,

Чем мы можем им помочь?

Давайте насыплем в кормушку корм и повесим её на место. Птицы скажут нам спасибо.

Воспитатель : Ребята, у меня есть интересная осенняя игра «Птицы и осень » . Давайте поиграем.

Подвижная игра «Птицы и осень »

Из играющих выбирают «осень » . Остальные – «птицы» . Каждый из детей говорит, какая он (она) птица. После этого игроки произносят такие слова :

«Птицы» (хором) :

Осень , осень золотая ,

Собираемся мы в стаи,

Улетаем в теплый край,

Говорим тебе : Прощай!

«Осень » :

Что ж! Счастливого пути,

Стайка быстрая, лети,

Вместе с юною весной

Возвращайся в край родной.

«Птицы» (хором) :

Улетаем в теплый край,

Ты нас, осень , догоняй!

После этих слов «птицы» убегают, «осень » пытается их догнать.

Воспитатель : А у меня есть еще одна интересная игра.

Подвижная игра «Кто скорее соберет»

Выбираются две бригады : овощеводов и садоводов (по два-три человека) . По сигналу (хлопку) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки (картинка «яблоко» , картинка «огурец» на корзинках). Выигрывает та бригада, у которой меньше ошибок. Игра продолжается с другими участниками.

Воспитатель : Ну что же, мои ребята, я думаю, мы славно потрудились, поэкспериментировали, увидели и рассказали об изменениях в природе, положили корм в кормушку, поиграли. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

Игры детей с выносным материалом по интересам.

Список использованной литературы :

1. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами » Пособие для педагогов дошк. учрежд. –М.: Мозаика-Синтез, 2008

2. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» . – М.: ТЦ Сфера, 2008

4. Вороневич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2008

5. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду . Младшая и средняя группы – М .: ТЦ Сфера, 2010

6. О. С. Ушакова «Придумай слово» - М.: ТЦ Сфера, 2009


Конспект проведения прогулки в средней группе детского сада "Осень "

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель и задачи:

Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха), о состоянии растений осенью , об особенностях жизнедеятельности птиц.

Расширить знания о зависимости птиц от условий внешней среды.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

Развивать подвижность.

Оборудование и материалы: изготовленные заранее фигурные кормушки для птиц , корм для птиц.

Виды детской деятельности, используемые на прогулки: дидактическая игра, трудовая деятельность , беседа, игры различной подвижности.

Место проведения: территория ДОУ.

Описание прогулки.

Восп-ль: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

А еще одну отгадайте:

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

(Поздняя осень)

Восп- ль: Да, это поздняя осень. Кто расскажет стихотворение об осени. (Дети рассказывают знакомые стихотворения)

Восп-ль: Ребята, какие приметы осени, вы знаете?

Примерные ответы детей: Стало холодно, по утрам бывают заморозки , дни становятся короче, ночи длиннее, идет снег, вода превращается в лед.

Восп-ль: Да, поздняя осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям. Каких зимующих птиц вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель замечает на дереве кормушки.

Восп-ль: Что это, ребята? (кормушки)

Для чего они нужны? (для подкормки птиц)

Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)

Восп-ль: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода?

Давайте подышим свежим, осенним воздухом.

Дыхательное упражнение. Вдыхаем носиком, выдыхаем ртом.

Подвижная игра «Птицы и автомобиль».

Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях , не наталкиваясь друг на друга, находить свое место.

Хороводная игра «Затейники».

Цель: Обучение детей различным танцевальным движениям , воспитание внимательности.

Восп-ль: Ребята, помните нам приходило письмо от лесовичка? Он просил нас помочь ему развесить кормушки. Поможем?

Восп- ль: Ну что же, ребята, я думаю, мы славно потрудились, развесили кормушки. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

Игры детей с выносным материалом по интересам.

Игра на веранде «Летает, не летает».

Хмурая осень (занятие на прогулке для дошкольников 4-5 лет)

Цели:

— познакомить с осенними явлениями в природе;

— закреплять знания об осенней одежде;

— развивать эмоциональную отзывчивость;

— учить видеть красоту окружающего мира, предлагать называть предметы и явления;

— учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Словарная работа: существительные (осень, погода, ветер, туча, дождь, зонт, куст, дерево, холод, день, жилище, куртка, кофта, шапка, сапоги, ствол); прилагательные (хмурый, дождливый, холодный, теплый, яркий, серый, мокрый, последний, разноцветный, осенний); глаголы (пропасть, летать, мелькать, потянуться, улететь, срывать, спасаться, дуть, шелестеть, кружиться, улыбаться, ложиться, касаться).

Оборудование : загадки, стихотворение А. Фета «Ласточки пропали...», зонты.

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?

Дети . Осень.

Воспитатель . Послушайте стихотворение.

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

А. Фет

Ребята, что вы почувствовали, когда слушали стихотворение?

Дети . Было грустно, печально.

Воспитатель . Какая погода сейчас на улице?

Дети . Хмурая, пасмурная, дождливая. Ветер дует холодный, солнце за тучами прячется.

Воспитатель. Что еще бывает осенью? Отгадайте загадку.

Поглядите, поглядите —

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить?

Не ответишь — подождем,

Отгадаешь под... (дождем).

Дети отгадывают.

Ребята, а куда пропали птицы?

Дети . Улетели в теплые края.

Воспитатель. Когда идет дождик, как от него можно спрятаться?

Дети. Открыть зонтик.

Воспитатель (показывает несколько зонтов). Ребята, посмотрите, какие разноцветные зонты. Какой зонтик вам больше нравится?

Дети отвечают.

Зонты красивые и разноцветные для того, чтобы людям не было скучно в этот хмурый осенний денек. А что значит «хмурый денек»? Сегодня у нас хмурый день?

Дети . Да, серое небо, нет солнца. Мокрые кусты и деревья, ветер срывает последние листья.

Воспитатель. Птицы улетают осенью в теплые края, животные готовят свое жилище, утепляют. Как люди спасаются от холода? Вы сегодня как оделись?

Дети . В теплые куртки, кофты, шапки, теплые сапоги.

Воспитатель . Давайте теперь поиграем. Представьте, что вы осенние листья. Я буду стволом. Подойдите ко мне ближе, все мы вместе большое, красивое осеннее дерево. Подул легкий ветерок. (Дует.) Листики зашелестели, заулыбались, им весело шелестеть друг с другом. (Дети кружатся, улыбаются.) И вдруг подул сильный ветер. (Дует сильнее.) Листья касаются земли и тихо-тихо ложатся на землю.

Дети кружатся и медленно садятся.

Вам понравилось быть листиками?

Дети . Да.

Воспитатель . Какое время года сейчас?

Дети. Осень.

Воспитатель . Правильно. Наступила дождливая хмурая осень.