Родительские собрания логопеда в детском саду. Родительское собрание «Давайте познакомимся» (старшая логопедическая группа). Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком

Среди многочисленных ошибок, наблюдающихся у учащихся начальных классов, выделяется группа, в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи. Отсутствие такой дифференциации не только приводит к буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда грамматических правил. В частности, ребёнок, не дифференцирующий на слух мягкие и твёрдые согласные, не сможет овладеть правилами обозначения мягкости согласных на письме. Для него всегда будет сомнительно, надо ли писать мягкий знак в словах типа день и деньги, и какая буква “а» или «я» должна быть написана, например, после «л» в слове лампа.

Работая над преодолением акустической дисграфии, особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твёрдых и мягких согласных. Вся проводимая с ребёнком работа обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных А-Я»

Тема: Дифференциация гласных "А" - "Я"

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;

- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;

- учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;

Образовательные:

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Семья».

- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

Воспитательные:

- развивать навыки самоконтроля;

- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, метод контроля и самоконтроля.

Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра

Оборудование

Доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Посмотрели в глаза друг другу и улыбнулись.

А сейчас сядет тот кто назовет свое имя

Ребята послушайте загадку

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится?

2. Вступительная беседа.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто может жить в семье? (ответы

Как папу и маму можно назвать одним словом? (родители)

Кто девочка для родителей? (дочка)

Кто мальчик для папы и мамы? (сын)

Как сын и дочка могут ласково называть своих родителей? (мамочка

Как папа и мама ласково могут называть свою дочку? (доченька)

И СЕГОДНЯ НАШЕ ЗАНЯТИЕ НАМ ПОМОГУТ ПРОВЕСТИ ГОСТИ ГЕРОИ МУЛЬТФИЛЬМА ПРОСТОКВАШИНО .

Сегодня на нашем занятие мы будем выполнять их задания.

1 Уточнение произношения звуков [а], [я].

Назовите последнюю букву слова семья.

Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Эти гласные отличаются в написании.

Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й, а]?

Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Запомни образование буквы «Я».

Сегодня на уроке мы будем учиться различать буквы А-Я.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3 Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра: «Скажи наоборот».

Задание от Шарика и дяди Федора

ма-мя ся-са ва-вя ка-кя дя-да фа-фя

тя- та ла-ля пя-па зя-за ба-бя гя-га

Как звучат согласные перед гласной а? (Твердо)

Как звучат согласные перед гласной я? (Мягко)

4 Развитие орфографического навыка писъма

Задание от Папы

Продолжим знакомство с вашей семьей.

Как зовут ваших дедушек и бабушек?

Кто девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Кто мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Кто бабушка для мамы и папы?

Кто дедушка для мамы и папы?

5 Дифференцированный поиск букв “А” и “Я”.

А теперь задание от почтальона Печкина. Он принес письмо, а в нем стихотворение о маме.

В начале прослушайте стихотворение “Материнские руки”

Мамины руки




В любую минуту готовы обнять.







А теперь в стихотворении подчеркните букву “А”, а букву “Я” зачеркните.

6 Физминутка.

7.Развитие слогового анализа и синтеза

Чтение слогов, слов.

Ребята вы любите играть зимой в снежки.

Задание «Игра в снежки»

А сейчас мы поиграем в снежки. Найдите половину слова. (Карточки).

Соберете у доски

Откройте тетради запишите число.

Прочитайте имена детей запишите через запятую и выделите буквы занятия.

Назовите имена своих братьев и сестер.

8 Составление словосочетаний

Найдите в каждой строке по два слова (карточки)

А теперь их прочитаем. Запишите словосочетания в тетрадь подчеркните буквы урока и согласные перед ними синим и зеленым карандашом.

Сами составьте словосочетания о ваших родных.

9 Работа на уровне предложения

Задание от Печкина

Вставь пропущенные буквы А – Я.

- Запишите второе предложение в тетради. Подчеркните гласные А и Я.

Как вы думаете какая должна быть семья.

10 задание.

Печкин принес нам послание, но оно зашифровано. Вот вам шифр.

Семейное согласие всего дороже

Ребята, прочитайте, что у вас получилось?

Как вы думаете, почему так говорят?

Итог урока.

Мы сегодня выполнили все задания наших героев

Скажите какие задания выполняли.

Печкин прислал нам посылку, а в ней подарок для вас.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

КАРТОЧКА 1

Мамины руки

У мамы, как солнышко, теплые руки,
Так нежно умеют они приласкать,
Излечат от боли, избавят от скуки,
В любую минуту готовы обнять.
Играя, мне волосы нежно взлохматят,
Пекут пирожки в выходной по утрам,
И весело ножки щекочут в кровати,
Когда не хочу просыпаться я сам.
Погладят все платья, рубашки и брюки
И тут же другую работу найдут…
Я глажу уставшие мамины руки, –
Пускай хоть немного они отдохнут.

КАРТОЧКА 2

Подчеркни в каждой строке два слова.

Б р л р п д в л а с к о в а я д л д п м а м а з д

См п ф к ц с и л ь н ы й л в п а п а

Д л ш в е с ё л ы й п к ц й д е д у ш к а в к

Ж ш р н д о б р а я д л н в б а б у ш к а д ж

КАРТОЧКА 3

Вставь пропущенные буквы А- Я

Когд_ одн_жды детей спросили, что т_кое семь_, то ответ их был т_ким: «Семь_ – это т_кое сообщество людей, в котором живёт сч_стье». В этом сообществе нет р_внодуши_, _ есть любовь, добро и вз_имопомощь.

снежки

О-

КО- -ЛЯ

ТО-

ВА-

МИ-

ПА- -ША

СА-

ГО-

А-

МА- -НЯ

ТА-

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация букв А-Я в словах, словосочетаниях, предложениях» может быть использован учителями-логопедами общеобразовательных школ.

Конспект логопедического занятия во 2 классе, группа с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Тема: Дифференциация букв А – Я в словах, словосочетаниях, предложениях

Цель :

  • формирование навыка употребления букв А-Я после твердых и мягких согласных на письме в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных перед гласными А-Я,
  • учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я в словах, словосочетаниях, предложениях.

Коррекционно-развивающие:

  • расширять и активизировать словарный запас учащихся, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память.

Воспитательные:

Универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

  1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
  2. Формирование интереса к учебному материалу.

Регулятивные УУД:

  1. Формирование определять цель деятельности на занятии.
  2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
  3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
  4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД :

  1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей.
  2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения на основе анализа делать выводы.
  2. Формирование умения устанавливать аналогии.
  3. Формирование умения обобщать.

Оборудование:

  • презентация, компьютер, камень, карточки (со схемами, синквейном, названиями детенышей), фломастеры, каштаны.

1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

1.Положительный настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня в руках?

Правильно, камень. Этот камень не обычный, а морской. Какой еще он, добавьте?

Давайте согреем его теплом своих рук и передадим друг другу добрые чувства.

Итак, ребята, камень от нашего добра стал теплым. Мы переходим к нашему занятию.

2. Определение темы.

– Мы отправляемся в гости к обитателям Цветочного города, чтобы помочь им в различении букв. Какие это буквы, скоро узнаете.

Послушайте предложение и назовите 2 похожих слова: Петя еще мал, он траву мял.

Как звучит первый звук в слове МАЛ? Почему?

Как звучит первый звук в слове МЯЛ? Почему?

Подберем схемы к словам.

Какая же сегодня тема?

Что мы знаем о буквах А и Я?

Сегодня вместе с обитателями Цветочного города мы будем различать А и Я.

3. Пальчиковый массаж каштаном.

Подготовим пальчики к работе. Выполним круговые движения вправо и влево.

А теперь запишем тему, слова, выделим буквы зеленым и синим цветом.

2. Актуализация знаний.

1. Определение твердости-мягкости согласного на слух.

– Первыми нас встречают Винтик и Шпунтик. Они механики и постоянно мастерят, изобретают что- то своими руками. Давайте и мы поработаем ручками. Как услышите в слове первый звук твердый, то стукните кулачком о кулачок. А если услышите мягкий, то проведете ладошкой по ладошке (бак, ряд, мак, мясо, врач, сядь, вяз, таз, каша, дядя, тяпка).

2. Работа со слогами.

На улице Колокольчиков встречаем Незнайку. Ему нужна помощь: определить лишний слог (са-ся-са).

3. Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа со словами и словосочетаниями.

И вот встречаем Растеряйку. Что вы про него знаете?

Он нес слова и растерял несколько букв. Поможем вставить А или Я и подобрать слова друг к другу так, чтобы получилось словосочетание (бабочка, мышка, шляпа, дятел, клякса, лиса, хитрая, новая, черная, серая, пестрый, яркая).

4. Физкультминутка.

А сейчас доктор Пилюлькин предлагает нам немного отдохнуть.

5. Проверка понимания.

1. Исправить слова.

Около ручейка нас ждет Торопыжка, который поторопился и написал слова с ошибками. Поможем ему исправить (лисата, слоната, телятя, волчята).

Какое правило встретилось в слове ВОЛЧАТА?

А теперь назовем все эти слова одним словом.

Запишите слова правильно в тетрадь.

Проверка.

3. Закрепление новых знаний.

1. Работа с синквейном (составление предложения).

На улице Одуванчиков живет поэт Цветик, который с художником Тюбиком, приготовил сюрприз. Тюбик нарисовал предмет, но какой — секрет. Этот предмет зашифровал Цветик в синквейне. Сейчас вы отгадаете. Но сначала вспомните, что вы знаете о синквейне?

Отгадайте, что это за предмет?

Правильно, мяч. Дополните синквейн (составляют предложение со словом МЯЧ).

Проверка.

Какую букву написали после М в слове МЯЧ? Почему?

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Вот мы и побывали в гостях у наших друзей из Цветочного города. Пора возвращаться домой. Давайте вспомним, кому мы помогали и в чем?

Какая гласная должна стоять после твердого согласного? А после мягкого?

Какие задания понравились?

Кочепасова Г.В.,
учитель-логопед

Гласных звуков

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: . Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

— губы в спокойном положении;

— зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

— широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

— мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й, а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й, а] похожа.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании.

Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й, а]?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:

1. Запомни образование буквы «Я».

2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.

3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь

Образец: рыб – рыбка

4. Исправь ошибки:

5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.

1. ____________ 1. ____________
2. ____________ 2. ____________
3. ____________ 3. ____________

6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?

7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.

Кораблики перевернулись и утонули.

Была весна.

Митя и Аня пускали кораблики.

Вдруг подул сильный ветер.

На улице ярко светило солнце.

После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:

5. Итог занятия.

5.1. Обобщающая беседа.

Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?

Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.

Логопед. Что нового узнали?

Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.

Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.

5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).

Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й

Задачи:

  • совершенствовать навык дифференциации звуков А-Я,
  • учить навыкам выделения данных звуков из слогов, слов,
  • развивать фонематический слух, овладение навыками кинетического анализа на основе правильной артикуляции звука,
  • расширять словарный запас,
  • развивать самоконтроль: зрительный, тактильный и слуховой,
  • развивать коммуникативные умения,

Оборудование:

  • магнитные предметы, звуковые линейки, слоговые таблицы, зеркала, наглядные пособия.

Ход урока:

Организационный момент:

Сядет тот, кто ответит на вопрос чем отличается гласный звук от согласного звука? В каком случае гласная буква Я может обозначать 2 звука? Где в слове могут находиться гласные звуки и буквы?

Сообщение темы урока:

Сегодня к нам на урок пришли гномы Нак и Няк. Выделите гласные буквы в этих именах. Догадайтесь, над какими звуками мы будем сегодня работать? Будем учиться различать буквы А-Я и звуки, которые они обозначают. Тема сегодняшнего урока: «Различение гласных букв А, Я».

Основная часть занятия:

Сравнительный анализ звука и буквы.

При произношении звука А челюсть опущена, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов. Буква Я обозначает 2 звука ЙА. При произнесении Й кончик языка касается нижних зубов, спинка языка сильно напряжена, приподнята, голосовые связки работают.
Звук А на письме обозначается буквой А. Буква Я может обозначать 1 или 2 звука. Приготовьте зеркала, произнесите звук А: протяжно, отрывисто, с паузой.

Какую разницу почувствовали при произношении звука Й? (ответы детей)

Сегодня я получила письмо от Нака и Няка. Они вам передали гостинец. Он не простой, с заданиями. Попробуйте с этими заданиями справиться.

Задание №1.

Распределите предметы на 2 группы: ананас, яблоко, арбуз, вишня, клубника, банан.

Как одним словом назвать каждую группу предметов?

Правильно, это ягоды и фрукты. В каких словах встречается А, Я?

Задание № 2.

Ребята, прочитайте слово, написанное на доске ЯГОДА. Определите количество букв, звуков, слогов в слове, поставьте знак ударения. Разделите слово на грамотное письмо, с помощью звуковой линейки, определите количество слогов в слове, выделите ударный слог. Определите первый и последний слог в слове.

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.
Выпрямляйся, потянись,
А теперь назад прогнись.
Поднимай-ка руки, плечи,
Чтоб работать было легче.

Работа с буквами А-Я на уровне слова.

Загрустила буква Я, призадумалась и А.
Помогите им друзья записать слова все с Я.

На доске:

Пр.ник, кл.кс., печк., вишн..

Запишем эти слова в тетрадь.

Используя слова плакса, клякса проговорим скороговорку:

Валя плакса, в тетради клякса.

Задание № 3.

Запиши эту скороговорку с помощью «ленивого» диктанта. Выдели буквы А, Я.

(АЯ АА, А ЯА.)

Сколько слов в этом предложении?

Какие гласные встречаются в 1,2,4,5 словах?

Работа над словообразованием:

Определи детенышей.

Белка прыгала к…. Выдели ударный звук, назови орфограмму.
Лось шагал к своим…. (ча-ща)
Торопился волк к …
А лиса неслась к……

Работа над деформированным предложением:

Таня, Оля, и, играли, лужайке, мяч, на, в. (Таня и Оля играли в мяч на лужайке).

Составление схемы предложения по разрезным карточкам. Запись предложения в тетрадь.

Итог занятия.

  • Чему мы учились?
  • Что нового узнали?
  • Что понравилось?

Григорьева М.А.,
учитель-логопед

Тема: « Дифференциация гласных А-Я»

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных А, Я . Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

Губы в спокойном положении;

Зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

Широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

Мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й, а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й, а] похожа.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании.

Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й, а]?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:

1. Запомни образование буквы «Я».

2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.

3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь

Образец: рыб – рыбка

4. Исправь ошибки:

5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.

6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?

7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.

Кораблики перевернулись и утонули.

Была весна.

Митя и Аня пускали кораблики.

Вдруг подул сильный ветер.

На улице ярко светило солнце.

После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:

5. Итог занятия.

5.1. Обобщающая беседа.

Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?

Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.

Логопед. Что нового узнали?

Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.

Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.

5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).

Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й , а], различную долготу и силу звучания: