Строевая подготовка основные термины и определения плакат. Строевая подготовка. Выполнение воинского приветствия

Строевые упражнения представляют собой одиночные или совместные действия занимающихся на месте, в движении и специальные упражнения в том или ином строю.

Классифицируются строевые упражнения на следующие четыре группы:

I – строевые приемы;

II – построения и перестроения;

III – передвижения;

IV – размыкания и смыкания.

    1. Основные строевые понятия

Строй – установленное размещение занимающихся для общих действий.

Сомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.

Разомкнутой строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом, указанном преподавателем.

Шеренга – это строй, в котором занимающиеся становятся рядом на одной линии.

Фланги – правая и левая оконечности строя.

Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг к другу.

Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий – первый двигающий в колонне.

Замыкающий – последний идущий в колонне.

1.2. Строевые приемы

1. Команда «Становись!» - занимающиеся занимают свои места в указанном преподавателем строю и принимают строевую (основную) стойку.

2. Команда «Смирно!» - занимающиеся принимают строевую стойку (основную) стойку.

3. Команда «Вольно!» - занимающиеся расслабляют в колонне одну ногу или стоят свободно, не сходя с места.

4. «Разойдись!» - команда, при которой занимающиеся расходятся.

5. Для выравнивания стоя подаются команды: «Равняйсь!», «Налево-равняйсь!», «На середину-равняйсь!».

Команда «Отставать!» подается при отмене выполнения строевою приема, по команде занимающихся принимают предшествующее ей положение.

Расчет группы. Команды: «По порядку-расчитайсь!», «На первый и второй – рассчитай!», по три (четыре, пять и т.д.) – расчитайсь!

Повороты на месте. Команды: «Нале-во!», «Напра-во!», «Кру-гом!», «Полповорота нале-во!», «Полповорота напра-во!». Полповорота направо, налево выполняется на 45º, повороты налево, направо выполняются на 90° и кругом – на 180º.

Выход из строя. Команда «Выйти из строя!». По этой команде ученик делает три шага вперед и поворачивается лицом к строю.

Возвращение в строй. Команда «Встать в строй!». По этой команде ученик делает три шага вперед и становится на свое место с поворотом кругом.

    1. Задания на внимание на месте

Для активизации внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния, рекомендуется проводить упражнения на внимание перед началом подготовительной части занятия. Задания выполняются как в одношеренговом, так и двухшеренговом строю.

1. Три шага вперед; 4 – приставить ногу, счет 5-6 поворот налево, счет 7-8 – прыжком поворот кругом. Команда «По заданию – Марш!».

2. Шаг вперед, счет 2 – приставить ногу, счет 3-4 – поворот направо, счет 5-6 – приставной шаг влево, 7-8 – приставной шаг вправо. Команда «По заданию – Марш!»

3. Три шага вперед, счет 4 – приставить ногу, счет 5-6 – присед руки вперед с возвращением в и.п., счет 7-8 – поворот направо.

4. Рассчитать группу на первый – второй, 1-4 – три шага вперед, приставить ногу; 5-7 – перестроение из одной шеренги в две; 8 – пауза; 9-10 – поворот направо; 11-12 – поворот налево; 13-15 – перестроение из двухшеренгового строя в одношеренговый; 16 – пауза. Команда: «С исполнением задания шагом – Марш!».

5. Шаг левой вперед, правую ногу вперед – счет 1, счет 2 - приставить правую к левой, левую руку вперед; счет 3 – упор присев, счет 4 – встать руки вверх, 5-6 – поворот направо руки в стороны, счет 7-8 руки вниз поворот налево.

6. Построение в две шеренги. Команда: «Строевые действия начи-най!» по этой команде движение по квадрату начинать с левой ноги строевым шагом, по счету 1-2, повороты налево выполняются на каждый счет 2 – и.п. Полный квадрат выполняется на 8 счетов. (рис. 1)

Рис.1 Рис.2 Рис.3

7. Рассчитать группу на первый – второй, по команде: «В две шеренги с уступом стройся!», на счет 1 – первые номера выполняют шаг вперед правой ногой вперед, 2 – приставить левую к правой ноге, 3 – левой влево, 4 – приставить правую ногу к левой, вторые с левой шаг назад, правую ногу приставить к левой, правой ногой вправо и приставить левую к правой. Счет 5-6-7-8 обратное перестроение в одну шеренгу на свои места (рис. 2).

Основные положения и определения

Строй — установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Линия машин — строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины—лобовой частью).

Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.

Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Ширина строя — расстояние между флангами.

Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

Двухшереножный строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Ряд — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой называется неполным.
При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащие неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу
Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.
В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.
Колонны применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.

Развернутый строй — строй, в котором подразделения постро-ены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшеренож-ном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.
Развернутый строй применяется для проведения проверок, расче-тов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй — строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.
Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.
Команды и приказания могут передаваться по колонне командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

Управление в машине осуществляется командами и приказми, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.
В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром.
Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.
Команда разделяется на предварительную и исполнительную ; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.
При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия.
Например: «Автоматы на — ГРУДЬ». «Пулеметы на — ре-МЕНЬ» и т.д.

Исполнительная команда подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называются наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего.
Например: «Взвод — СТОЙ». «Рядовой Петров, кру-ГОМ».
Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произноситься четко, без резкого повышения голоса.

Сигналы для управления строем и сигналы для управления машиной указаны в приложениях 3 и 4.
При необходимости командир назначает дополнительные сигналы для управления строем.

Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами (старшими) машин.
При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ », а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения.
Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом «ВНИМАНИЕ ».
Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.
Например: «Автомат на грудь, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА, делай — ТРИ». «Направо, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА» .

При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85. После этого в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений.
Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.

Построение подразделений производится по команде «СТАНОВИСЬ », перед которой указывается порядок построения.
Например: «Отделение, в одну шеренгу — СТАНОВИСЬ».
По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.

При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований «отделение», «взвод», «рота», «батальон» и «полк» указываются наименования подразделений и частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Строевая подготовка Строевая подготовка, предмет обучения в системе боевой подготовки, имеющий целью выработку у военнослужащих,строевой выправки, подтянутости выносливости, умения правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы с оружием и без него, а также подготовки подразделений (частей) к слаженным действиям.

Этапы строевой подготовки СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОСНОВНАЯ ПОДГОТОВКА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ. 1.В 9-ом классе в начале четвёртой четверти издаётся приказ по Гимназии о переименовании классов в юнармейские отряды. 2.Назнаются командиры юнармейских отрядов и звеньев. 3.Организуются один раз в неделю 30 минутные тренировки по строевой подготовке с командирами отрядов и звеньев.

Основная подготовка Основная подготовка занятий по строевой подготовке включает: 1.Проведение занятий согласно тематического планирования. 2.Обучение приемам строевой подготовки с привлечением командиров звеньев. 3.Контроль выполнения строевых приемов в звеньях. 4.Разбор общих ошибок при выполнении строевых приемов в составе отряда. 5.Постановка задач всему отряду и командирам звеньев на отработку строевых приемов.

Заключительный этап 1.Проведение соревнований между юнармейскими отрядами в выполнении строевых приемов. 2.Участие в окружных конкурсах смотра строя и песни в рамках военно-спортивной игры «Зарница». 3.Участие в Спартакиаде допризывной молодёжи. 4.Несение вахты памяти у Вечного Огня – Пост №1, лучшими учениками по строевой подготовке.

Строевые приемы и движение без оружия 1.Обучение строевой стойке. 2.Обучение поворотам на месте. 3.Движение строевым шагом. 4.Повороты в движении. 5.Отдание воинской чести вне строя

Строевая стойка Строевая стойка принимается по команде «Становись»: встать прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а всё тело несколько подать вперёд; живот подобрать; плечи развернуть.

Обучение поворотам на месте в составе звена

Методика обучения поворотам на месте 1.Командир звена выстраивает звено в одну шеренгу. 2.Рассказывает, что повороты на месте выполняются по командам: «Напра - Во», «Пол-оборота напра-ВО», Нале-Во», «Пол-оборота нале-ВО». «Кру-Гом». При этом поворот производится по исполнительной команде. 3.Показывает выполнение приема в целом, подавая команду самому себе. 4.После этого, медленно выполняя поворот, поясняет, что повороты налево и кругом производятся на левом каблуке и на правом носке, а поворот направо – на правом каблуке и левом носке. 5.Размыкает звено на один шаг и приступает к обучению звена поворотам. 6.Переходит к отработке поворотов на месте в два счёта: по счёту раз необходимо повернуться в указанную сторону, сохраняя положение корпуса как при строевой стойке, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу; по второму счёту кратчайшим путём приставить сзади стоящую ногу, не сгибая её в колене; 7. Приступает к отработке поворотов в целом.

Участие в конкурсах Учебные сборы Допризывная молодёжь Прохождение торжественным маршем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по строевой подготовке

Тема занятия: «Строевые приемы в составе отделения. Устав караульной и гарнизонной службы Вооруженных Сил Российской Федерации»Цель: совершенствовать качество строевой подготовки обучающихся, из...

План-конспект занятия по строевой подготовке

Данное занятие по строевой подготовке позволяет обучить учащихся эффективно и качественно на начальной стадии обучения....

Разработчик: преподаватель ОБЖ ГАПОУ «Мурманский индустриальный колледж» Коротюк Ольга Алексеевна 1 КОНСПЕКТ УРОКА № 2 (тема 10 класса) 1 курс, группа № 15, № темы 8, № урока в теме 5. 25.01.2017г., 3 урок (10.30 – 11.15ч). Тема урока: «Строевая подготовка». Цели: образовательная – повторить и углубить полученные учащимися ранее знания о строях, их элементах и порядке управления ими; ознакомить ♦ учащихся с обязанностями солдат перед построением и в строю; объяснить и разъяснить порядок подачи и выполнения команд в строю; ♦ развивающая ­ совершенствование навыков и знаний строевой выучки в воинской жизни как один из видов подготовки к действиям военнослужащих в разных условиях повседневной жизни, ратной учебы и в бою; ♦ воспитательная ­ формирование большого воспитательного потенциала, деятельностные, информационно­оценочные, непосредственно связанного с воинской этикой и эстетикой армейской и флотской службы. Компетенции ­ аналитико­рефлексивные. Тип урока: повторение и закрепление знаний. Форма проведения: классно ­ урочная. Методы, используемые на уроке – словесные, наглядные и практические: работа с текстом Строевого устава Вооруженных сил РФ. Понятийно ­ категориальный аппарат – строй, шеренга, линия машин, фланг, фронт, интервал, двухшереножный строй, ряд и т.д.

2 – обществознание, ВПС (внутрипредметные связи) – тема «Начальная военная подготовка в войсках», «Тактическая подготовка». МПС (межпредметные связи) физкультура. Способ проверки: устный опрос, оценивание правильности выполнения команд. Оборудование: Строевой устав Вооруженных сил РФ (от 11.03.2006 г.); рисунки на плакатах, мультимедийный проектор. Литература для учащихся правоведение, Основная 1.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений [Текст]/ А.Т. Смирнов [и др.]. ­ М.: Просвещение, 2012. С.­ 140 – 145. для 2.Основы общеобразовательных учреждений 10 класс [Текст]/ А.Т.Смирнов, жизнедеятельности: безопасности Учебник М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2010.­ 234 с. Литература для преподавателя Основная 1. Смирнов А.Т. Учебная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10­ 11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ А.Т. Смирнов [и др.]. ­ М.: Просвещение, 2012. С. 28. 2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений [Текст]/ А.Т. Смирнов [и др.]. ­ М.: Просвещение, 2012. С.­ 140 – 145. 3. Смирнов А.Т. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст]/ А.Т. Смирнов [и др.]. ­ М.: Просвещение, 2007.

4. Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5­ 11 классов [Текст]/ А.Т. Смирнов [и др.]. ­ М.: Просвещение, 2010. 3 Дополнительная 1. Нурмиев, М.Н. Основы военной службы. Строевая подготовка. [Текст] /Нурмиев М.Н.//ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. Ежемесячный научно – методический и информационный журнал № 6 июнь 2012. – стр.30 ­ 34. 1. Организационный момент (2 мин) План урока: Значение строевой подготовки. Строевой устав Вооруженных сил РФ (5 мин). 2. Строи и их элементы (10 мин). 3. Предварительные и исполнительные команды (10 мин). 4. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю (7 мин). 5. Закрепление материала (8 мин). 6. Подведение итогов (3 мин). Ход урока Учащиеся выстраиваются в коридоре в двухшереножном строю. Преподаватель, приняв рапорт и проверив внешний вид учащихся, объявляет тему, цели урока, обращая внимание на то, что с некоторыми вопросами, о которых пойдет речь, учащиеся уже знакомы, т.к. на уроках, посвященных основам военной службы, используются элементы строевой выучки. Теперь предстоит повторить и углубить полученные ранее знания. Затем он задает вопрос: как называется строй, в котором вы стоите? Учащиеся. Двухшереножный. Преподаватель. А строй в одну шеренгу? Учащиеся. Одношереножный.

4 Преподаватель. Правильно. А теперь приготовьтесь выполнить мою команду. Середина ­ ученик Копылов Илья. Отделение, от средины разом ­ КНИСЬ! Учащиеся выполняют команду. Преподаватель. Как теперь называется ваш строй? Учащиеся. Разомкнутый. Преподаватель. Отделение, к средине СОМ­ КНИСЬ! Как теперь называется ваш строй? Учащиеся. Сомкнутый. Преподаватель. А сейчас по моей команде вы должны быстро, без суеты и шума войти в класс и занять свои места. Внимание, по местам! Значение строевой подготовки. Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации. Преподаватель. Военная история дает множество примеров того, сколь велико значение построения войск. Так, фаланга, известная с Троянской войны (около середины XIII в. до н.э.) благодаря Александру Македонскому (356 – 323 г.г. до н.э.), приобрела репутацию непобедимой в те времена ударной силы. Развитие огнестрельного оружия заставило преобразовать пеший боевой порядок из колонн и атакующих линий в цепь, что повысило значимость умений каждого солдата быстро и точно выполнять команды. В Российской армии говорят: «Без строя нет победы! Красив в строю – силен в бою!» На войне от умения быстрее и лучше, чем противник, выполнять команды, действовать в составе отделения, взвода, экипажа танка или БМП, расчета орудия, ракетной установки зависят исход боя и жизни солдат. Всему этому необходимо настойчиво учиться.

5 Строевая подготовка включает одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание подразделений; строевые смотры подразделений и частей; способы передвижения военнослужащих на поле боя (преподаватель кратко комментирует каждый из перечисленных пунктов). Готовя подразделения к слаженным действиям в различных строях, строевая подготовка служит одной из основ успеха тактической подготовки. Она также выполняет важные воспитательные функции – формирует у военнослужащих выправку, привычку поддерживать образцовый внешний вид, дисциплинированность, подтянутость, расторопность, ловкость, выдержку. Строевая подготовка осуществляется как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни солдат и офицеров в соответствии с требованиями Строевого устава Вооруженных сил РФ. Он определяет строевые приемы и движение, строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах, порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, выноса Государственного флага РФ и Боевого знамени воинской части, обязанности военнослужащих перед построением и в строю, требования к их строевому обучению, способы передвижения на поле боя и действия при внезапном нападении противника. Им руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и военных образовательных учреждений Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов России, а также граждане, призванные на военные сборы. Запомните: строевая выправка ­ это не только молодцеватый, подтянутый внешний вид, но и дисциплинированность, способность четко действовать вне строя и в строю. Строи и их элементы Преподаватель. Запишем определение.

6 Строй ­ установленное Строевым уставом Вооруженных сил РФ размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Преподаватель. Как вы считаете, можно ли назвать строем солдатский хор? Ведь каждый его участник размещается в соответствии с определенным ему местом... Учащиеся высказывают свои мнения. Преподаватель. Хор нельзя назвать строем, потому что такое размещение не установлено Строевым уставом. Рассмотрим элементы строя (слайд 1, одношереножный строй (шеренга) и его элементы). Найдите в Строевом уставе: что такое шеренга? Учащиеся. Шеренга ­ строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах. Преподаватель. Запишем это определение. А как называется строй, аналогично – на одной линии одна возле другой – расположены машины воинского подразделения. Учащиеся. Линия машин. Преподаватель. Рассмотрите элементы строя, изображенные на слайде 1, и запишите в тетради их определения. Учащиеся по очереди диктуют одноклассникам определения: Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются. Фронт – сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины – лобовой частью). Тыльная сторона строя – сторона, противоположная фронту. Интервал – расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

7 Ширина строя – расстояние между флангами. Преподаватель. Когда военнослужащие одной шеренги располагаются в затылок военнослужащим другой шеренги, они образуют двухшереножный строй. Прочтите его определение и рассмотрите слайд 2 (двухшереножный строй и его элементы). Преподаватель. Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются. На слайде дважды встречается слово «ряд». Прокомментируйте связанные с ним понятия. Учащиеся. Ряд – два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным. Преподаватель. Правильно. Нужно также помнить, что при повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу. В начале урока вы выполнили команду «Разом ­ КНИСЬ!» Вы знаете, что одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми. Чем отличаются интервалы в них? Учащиеся. В сомкнутом строю интервалы между военнослужащими в шеренгах равны ширине ладони между их локтями, а в разомкнутом ­ одному шагу или же другой величине, указанной командиром. А как называется расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями? Учащиеся. Дистанция. Преподаватель. На какой дистанции друг от друга располагаются шеренги двухшереножного строя. Учащиеся. На дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего).

8 Преподаватель. Военнослужащие могут быть построены не только в шеренгу, но и в колонну. Чем отличается это построение? Учащиеся. Расположение в шеренге ­ на одной линии. Колонна ­ строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подраз­ деления (машины) ­ одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром. Преподаватель. Какие могут быть колонны? Учащиеся. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Преподаватель. Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в развернутый или походный строй. Преподаватель. Давайте выясним: чем отличается развернутый строй от походного? Учащиеся. Развернутый ­ строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн. А в походном строю подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим. Преподаватель. Развернутый строй, как правило, применяется для проверок, расчетов, смотров, парадов, а походный ­ для передвижения подразделений, прохождения торжественным маршем, с песней и в других случаях. Рассмотрите слайд 3 (походный строй). Объясните понятие «глубина строя» применительно к действиям в пешем порядке и на технике. Учащиеся. Глубина строя – расстояние между первой шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах – расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

Преподаватель. На слайде 3 обозначены направляющий и замыкающий военнослужащие в походном строю. Уточните эти понятия. Учащиеся. Направляющий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным, а замыкающий – последним в колонне. 9 Предварительные и исполнительные команды Преподаватель. Командиры управляют строем командами и приказаниями, которые подаются голосом, сигналами и личным примером, передаются с помощью технических подвижных средств, по колонне могут передаваться через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. Команды делятся на предварительные и исполнительные. Предварительная команда привлекает внимание военнослужащих и означает, что за ней последует исполнительная команда, требующая от них немедленных действий. По всякой предварительной команде военнослужащие в строю принимают строевую стойку, вне его поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку, а в движении переходят на строевой шаг. При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необхо­ димости указывается наименование оружия. Для привлечения внимания в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего: «Взвод, СТОЙ!» или «Рядовой Сидоров, напра­ВО!» По исполнительной команде военнослужащие немедленно и точно выполняют ее. Найдите предварительную и исполнительную команды в словосочетании: «Отделение, СТОЙ!» Учащиеся отвечают на вопрос.

Преподаватель. Прислушайтесь: чем отличается подача этих команд? 10 «Отделение...» Как она подается? Учащиеся. Отчетливо, громко и протяжно. Преподаватель. А как подается исполнительная команда? Учащиеся. После паузы, громко, отрывисто и четко. Преподаватель. Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю Преподаватель рассказывает, а заранее подготовленный им ученик демонстрирует и имитирует соответствующие действия. Военнослужащий обязан: ♦ проверить исправность закрепленных за ним оружия и боеприпасов, вооружения и военной техники, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения; ♦ аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки; ♦ знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; ♦ соблюдать требования безопасности; ♦ не выходить из строя (машины) без разрешения; ♦ в строю без разрешения не разговаривать и не курить; ♦ быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим; ♦ передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.

11 Учащиеся по предложению и наводящим вопросам преподавателя обсуждают услышанное и увиденное. Закрепление материала Преподаватель назначает одного из учащихся на роль командира, 5­10 учащихся ­ на роли солдат отделения и ставит задачу: подать и выполнить команду на построение в одну шеренгу. Один из учеников, действующий в роли командира отделения, подает команду: «Отделение, в одну шеренгу становись!» Учащиеся, вызванные преподавателем, выполняют команду. Затем класс анализирует выполненные действия, выясняет: могли ли назначенные учащиеся правильно выполнить команду без предварительной подготовки к построению? Преподаватель предлагает действующему в роли командира отделения подать команду ученику Носову выйти из строя. Класс оценивает и обсуждает, как подана команда и как выполнил ее Носов. Подведение итогов Преподаватель оценивает активность учащихся, их действия на уроке и дает задание на дом ­ закрепить полученные знания по учебнику. Дата Тема: «Строевая подготовка» Домашнее задание Понятия Учебник ОБЖ 10 класс Смирнов А.Т. Мишин Б.И. § 8.5, стр.140­144. Оформление доски: конспект учеников соответствует информации находящейся на доске.

Содержимое страницы

Строевая подготовка , являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она закаляет волю воинов, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность и исполнительность.

Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою. Сейчас, когда подразделения и части насыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою, уровень строевой выучки должен быть особенно высок.

Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.

Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на боевой технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений и частей. Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.

В практике работы командиров обучение и воспитание составляют единый процесс и всегда между собой взаимосвязаны. Следовательно, в процессе строевого обучения подчиненных командир должен постоянно вести воспитательную работу, направленную на привитие высокой дисциплины, исполнительности и преданности Родине.

В овладении методическим мастерством решающее значение имеют умение командира анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, его систематическая работа над повышением своих знаний.

СТРОЕВОЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В веден в действие

Приказом Министра обороны

Российской Федерации

Настоящий Устав определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием ; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого знамени воинской части в строю, порядок совместного выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени воинской части; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном ​​нападении противника.

Строевые приемы без оружия ​​

Строевым уставом руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - воинские части).

Действие Устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на граждан, призванных на военные сборы.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. СТРОИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

1. Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

2. Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

3. Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

4. Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).

5. Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

6. Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

7. Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

8. Ширина строя - расстояние между флангами.

9. Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

10. Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

11. Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

12. Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.

Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в развернутый или походный строй.

13. Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Развернутый строй, как правило, применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

14. Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

15. Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

16. Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.

Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.

В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром.

Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.

17. Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.

При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия.

Например: "Автоматы на - ГРУДЬ". "Пулеметы на ре-МЕНЬ" и т.д.

Исполнительная команда (в Уставе напечатана крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего.

Например: "Взвод (3-й взвод) - СТОЙ". "Рядовой Петров, кру-ГОМ".

18. Сигналы для управления строем и сигналы для управления машиной указаны в приложениях 3 и 4 к настоящему Уставу.

При необходимости командир может назначать дополнительные сигналы для управления строем.

19. Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами (старшими) машин.

При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал "ВНИМАНИЕ", а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения.

Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом "ВНИМАНИЕ".

Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

20. Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда "ОТСТАВИТЬ". По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

21. При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.

Например: "Автомат на грудь, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ". "Направо, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА".

22. При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85 настоящего Устава. После этого в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений.

Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.

23. Построение подразделений производится по команде "СТАНОВИСЬ", перед которой указывается порядок построения.

Например: "Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ".

По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.

24. При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований "отделение", "взвод", "рота", "батальон" и "полк" указываются наименования подразделений и воинских частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.

ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРЕД ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ

25. Командир обязан:

  • указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику; при необходимости назначить наблюдателя;
  • проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (воинской части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента;
  • проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения и правильность его подгонки;
  • поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю;
  • при подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку;
  • при построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правильность крепления перевозимых (буксируемых) вооружения и военной техники и укладки военного имущества; напомнить личному составу требования безопасности; в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.

26. Военнослужащий обязан:

  • проверить исправность закрепленных за ним оружия и боеприпасов, вооружения и военной техники, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
  • аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
  • знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;
  • в строю без разрешения не разговаривать и не курить;
  • быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
  • передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.​