Т 14 принят на вооружение или нет. Путин не ставит на «Армату. Танковая информационно-управляющая система

Танк Т-14 «Армата», который в России провозгласили чудом техники, у «которого нет аналогов в мире», не будет производиться серийно и не станет главной боевой машиной армии России. Хотя военным обещали такое оружие много лет. У страны просто нет денег на него.

Провал с хваленым танком признал вице-премьер-министр РФ Юрий Борисов, отвечающий за оборонную промышленность страны. По его словам, нет смысла «засыпать армию дорогими «Арматами», каждая из которых стоит 4 миллиона долларов». У российских военных сегодня есть немало Т-72 и его обновленной версии Т-90. Борисов говорит, что на эти танки «есть большой спрос на рынке», потому что они якобы дешевые и «эффективны против американских, немецких и французских аналогов».

«Если бы существующая бронетехника, в частности, обновленный Т-72, уступал потенциальному врагу, мы бы продвигали закупки нового вооружения. Но они не уступают, а значит покупать что-то нет необходимости», — сказал российский чиновник. Аргументы Борисова удивляют. Ведь, если верить его словам, стоимость танка «Армата» должна быть около 4 миллионов долларов. И это дешевле на 2 миллиона, чем, к примеру, стоит немецкий «Леопард» или израильский танк «Меркава». Последний в России называли единственной моделью, которая могла бы сравниться с Т-14. Более того, хорошо оснащенный Т-90 стоит столько же, сколько и расхваленный новый российский танк.

Впрочем, эксперты говорят, что цена, названная российским вице-премьером, ненастоящая. По словам аналитика Павла Фильгенгауера, стоимость серийного Т-14 была бы не менее 8 миллионов долларов. Сам Борисов еще пять лет назад, будучи заместителем министра обороны, публично настаивал, что России остро необходимо работать над «Арматой», чтобы как можно скорее поставить ее на вооружение. Потому что, как он тогда говорил, Т-72 и Т-90 уже устарели, модернизации не поддаются и с многих точек зрения проигрывают немецким и израильским танкам.

Контекст

«Армата» - просто дорогой гроб

Деловая столица 01.08.2018

У России нет денег на «Армату»

Bloomberg 31.07.2018

Российский танк Т-80 - это не шутка

The National Interest 30.07.2018

Человек Путина хочет создать «русский Эйрбас»

Handelsblatt 25.07.2018 «Наша армия больше не может жить с техникой, которая осталась от СССР. Мы должны сделать большой скачок и создать новую боевую машину до 2015-го. И мы сделаем это», — говорил он в интервью для радио «Эхо Москвы» в 2013 году. Очевидно, Т-14 готовили под юбилей. Революционная машина, которая «берет верх над всем, что есть у других стран», должна была выйти 9 мая 2015 года во время парада на Красной площади. Как раз победе над нацистской Германией во Второй мировой войне исполнилось 70 лет. И тогда перед трибунами проехали 16 машин, которые до того держалиссь в секрете. Но во время генеральной репетиции парада «Армата» сломалась, не сдвинувшись больше с места. Ее еле отбуксировали с площади.

Военный эксперт Руслан Рухов объяснил, что конструкторы нового российского танка пытались воспроизвести передовые разработки, воплощенные в боевых машинах других стран. «Что-то подсмотрели, что-то украли. Но нужно немало времени, денег и усилий, чтобы сложить все это в единую функциональную целостность», — пояснил он. Несмотря на все проблемы, после парада в 2015 году директор Уралвагонзавода Олег Синенков обещал, что его предприятие к 2020 году сделает для армии России 2,3 тысячи Т-14. Но до сих пор существуют лишь те 16 машин, которые ездили по Красной площади.

Год назад Борисов увеличил заказ на Т-90 и уточнил, что армии в ближайшие годы стоит ожидать не больше сотни новых «Арматы». Но теперь даже эти скромные планы пришлось окончательно похоронить. Военный эксперт Александр Гольц, комментируя фиаско «Арматы», напомнил о еще одном «технологическом чуде» России — истребителе Су-57. По его мнению, этот самолет тоже так и не дойдет до серийного производства, оставшись провалом. Многолетняя работа над ним обошлась Москве в 3-10 миллиардов долларов.

Гольц подчеркнул, что на протяжении последних лет Россия переживает экономическую агонию. И ей самое время сократить свой оборонный бюджет. Однако, вместо этого страна выбрасывает деньги на финансирование разработок, которые ей самой не по карману.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Россия в ходе генеральной репетиции парада, посвященного Дню Победы, продемонстрировала свой самый мощный проект со времен окончания холодной войны – танк "Армата" Т-14.

Новый танк России: общие сведения

Танк "Армата" Т-14 станет настоящей изюминкой на праздновании 70-й годовщины победы над фашистской Германией. Так, в параде, который пройдет 9 мая на Красной площади, будет задействовано порядка двухсот единиц военной техники и 16 500 военнослужащих. Выпуск танков осуществляется ОАО "НПК "Уралвагонзавод".

Интересные факты! Министерство обороны России в апреле месяце приоткрыло завесу тайны и показало фотографии инновационного танка, только вот башню его покрыли тканью, поэтому можно было увидеть лишь его платформу. Сегодня увидеть танк "Армата" Т-14 можно на веб-сайте Министерства обороны РФ, где представлены и иные виды новой бронетехники. На генеральную репетицию танк прибыл полностью открытым.

Массовый выпуск нового российского танка



В ходе масштабной программы перевооружения уже к 2020 году планируется выпуск 2 300 танков Т-14, при этом начало эксплуатации этой машины намечено на 2016 год.

Благодаря такому количеству новых танков в российских сухопутных войсках будут заменены все устаревшие танки, которые остались еще с советских времен.

Но в чем же заключается особенность танка "Армата" Т-14?

Необитаемая башня



Основная особенность этой уникальной боевой машины – это необитаемая башня . Так, экипаж танка, состоящий из трех человек, располагается в обособленной капсуле, тогда как управление орудием осуществляется дистанционно.

Благодаря такой конструкции значительно увеличивается, во-первых, уровень безопасности самого экипажа, члены которого находятся в бронированной части машины; во-вторых, эффективность применения орудий.

Кроме того, новая необитаемая башня стала намного меньше, благодаря чему существенно уменьшился силуэт танка.

Технические характеристики танка "Армата" Т-14

Но на необитаемой башне новшества танка "Армата" Т-14 не заканчиваются.

Пушка



Гладкоствольная 125-милиметровая пушка производит огонь не только обычными снарядами, но и управляемыми ракетами.

Боекомплект пушки составляет 45 снарядов, при этом автомат заряжания – 32 снаряда. Скорострельность танка – 10 -12 выстрелов в минуту.

Боекомплект расположен в особом модуле, что значительно увеличивает "живучесть" танка. А все благодаря тому, что исключается возможность детонации боезапасов при попадании в корпус машины снаряда.

Важно! "Армата" может стрелять следующими видами снарядов:

  • осколочно-фугасными
  • ракетами "земля-воздух"
  • бронебойно-подкалиберными
  • ракетами "земля-земля"
  • кумулятивными.

Пулемет



Танк "Армата" оснащен спаренным (с двумя стволами) 7,62 -милиметровым пулеметом, расположенным снаружи башни (боекомплект пулемета – 1000 патронов, при этом такое же количество патронов хранится в лентах на корме башни).

Танк оборудован дополнительной установкой с 12,7-милиметровым пулеметом под названием "Корд", который устанавливается вместе с командирской панорамой (боекомплект пулемета – 300 патронов в самой ленте, и еще столько же патронов хранится в ящике ЗИП непосредственно на корме башни).

Электронные системы



Танк оснащен электронными системами , осуществляющими сбор и анализ тактических данных из различных источников. Наличие новой электроники позволяет значительно сократить время между обнаружением цели и непосредственным ее поражением.

На танке "Армата" уменьшено так называемое "время реакции" с 5 – 6 секунд до 3 – 4 секунд, как у немецких и американских машин.

Улучшена и такая характеристика как дальность поражения цели , которая у "Арматы" составляет более 3,5 км. Для сравнения: у устаревших российских танков данный параметр не превышал отметки в 2,5 км, тогда как у современных американских и немецких машин он равен 3 – 3,5 км.

Платформа



Интересный факт! Согласно конструкторской задумке, платформа "Арматы" может использоваться для иных боевых машин, например, для боевой машины пехоты либо самоходной артиллерийской установки. Это поможет сократить расходы по изготовлению перечисленных видов боевых машин, а также упростит техническое их обслуживание и ремонт.

Платформа танка представлена в двух вариантах:

  • шасси с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения (или ПМТО)
  • шасси с задним размещением моторно-трансмиссионного отделения (или ЗМТО).

Броня



Броня танка может выдержать попадание противотанковых ракет, тогда как активная защита помогает перехватывать снаряды непосредственно на подлете к танку. Стойкость брони – более 900 мм.

Силовая установка



Данная часть танка "Армата" – это мощный дизельный двигатель на 1500 л.с.

Моторесурс танка (количество часов, которое двигатель может проработать без ремонта) составляет 2 000 часов.

Масса установки – около 5 тонн.

Дополнительное оборудование "Армата" Т-14



Среди дополнительных систем танка "Армата" Т-14 можно отметить следующие:

  • кондиционер
  • радар самолетного типа, который может фиксировать динамические и аэродинамические цели
  • система ночного видения
  • новая броня, позволяющая уменьшить на 15% толщину корпуса, что никак не отразится на защитных характеристиках машины
  • защита от оружия так называемого массового поражения
  • ИУС шасси (или "цифровой борт"), с помощью которого можно будет реализовывать запуск, управление, а также диагностирование и регулировку машины
  • семикатковая подвеска, которая управляется при помощи лопастных амортизаторов;
  • 12-ступенчатая автоматическая коробка передач (возможно ручное переключение)
  • цифровые системы управления, упрощающие и ускоряющие работу танка.

Отметим, что танк "Армата", масса которого составляет порядка 50 тонн, оборудован мощным дизельным двигателем. Машина в состоянии развить скорость 80 – 90 км/ч.

Корпус танка "Армата"

Особого внимания заслуживает корпус танка "Армата", который изобилует видеокамерами высокого разрешения, позволяющими экипажу контролировать окружающую обстановку. Камеры функционируют независимо от времени суток и погодных условий.

САЗ (система активной защиты)


Танк оборудован системой активной защиты под названием "Афганит", благодаря которой стало возможным противостояние снарядам и ракетам противника на расстоянии, не превышающем 20 м.

Проще говоря, данная система представляет собой противоракетную и противоснарядную оборону танка, защищающую боевую машину от наземных и воздушных ударов.

Главная цель САЗ – осуществлять перехват не только высокоскоростных кинетических ракет, но и ударных ядер, скорость подлета которых составляет 2 500 – 3 000 м/с.

Динамическая защита



Помимо активной защиты, танк "Армата" (вернее башня машины) оборудован тремя блоками динамической защиты, представляющими собой контейнеры с предустановленными элементами динамической защиты, разделенными слоями наполнителя.

С развитием информационных технологий изменилась доктрина ведения войны. Акцент стал делаться не на массированные удары и скопления войск, а на тактический обмен данными и применение высокоточного оружия.

На основе подобной концепции в США разработана доктрина сетецентрической войны. Ее ключевой аспект заключается в координации действий подразделений, обмене информацией в реальном времени и эффективном нанесении ударов. Принципы данной доктрины перенимаются и другими государствами, включая Россию.

Т-14 «Армата» (Armata) - российский основной боевой танк, разработанный в рамках концепции сетецентрической войны . Рассчитан на действия в составе группы, разведку, корректировку и управление огнем. Значительный акцент сделан на коммуникационном оборудовании машины.

История разработки и поколение танков

История разработки платформы и танка «Армата» связана с соперничеством США и СССР в создании машин с необитаемой башней. Первые чертежи подобных проектов начали разрабатываться в 1980-х годах. Позднее они были продолжены несколькими разработками - объектами 195, 640 и 299.

Несмотря на экономические трудности 90-х российским конструктором удалось создать первый танк, ориентированный на ведение сетецентрической войны. В основу разработки легло создание универсальной боевой платформы «Армата», работа над которой велась с 2009.

Для ее конструирования использовались наработки предыдущих опытных танков и боевых машин. Особенность новой платформы заключалась в широком спектре ее применения. Модульная система позволяла дополнять ее необходимыми вооружениями в соответствии со спецификой заказа.

С учетом универсальности платформы башня Т-14 Армата сделана необитаемой с автоматизированным управлением вооружениями. Сам экипаж полностью перемещен в отделение управления в носовой части корпуса.

Подобная компоновка обеспечила экипажу дополнительную защиту. Данный аспект решает одновременно две задачи - повышает эффективность экипажа, чувствующего свою «неуязвимость» и защищает подготовленных профессионалов, ценность которых стала приравниваться к стоимости самого танка.

Также при разработке танка «Армата» учитывалось возросшее значение пехотных соединений, вооруженных современными противотанковыми ракетными комплексами. В данном контексте понятие одиночного танка признано устаревшим. В новой концепции ведения боя акцент ставится на тактические звенья из нескольких боевых машин.

С учетом данного фактора и создавалась универсальная платформа «Армата». Разработанный на ее основе Т-14 выполняет функцию разведки и координации действий с другими машинами тактического звена. Это не уменьшает боевых характеристик танка, однако меняет условия его применения в бою.

Наименование платформы и танка не имеет ничего общего с армадой. За основу взято название первых русских пушек XIV века на базе латинского корня arma, переводимого как «оружие».

Первая демонстрация

Первые прототипы техники на платформе «Армата» были представлены в 2013 году на международной выставке Russia Arms Expo в Нижнем Тагиле. Через два года несколько вариантов боевой техники было показано на Параде Победы 9 мая 2015. Именно тогда Т-14 представили в качестве перспективного современного танка.

Конструкция танка Т-14

Конструкция танка Т-14 имеет несколько ключевых особенностей, отличающих его от современных аналогов. С учетом универсальности платформы и модульной сборки изменена компоновка машины. Больший акцент сделан на автоматизацию боевой части и безопасность экипажа. С учетом данных аспектов и строится конструкция танка.

«Армата» оснащена танковой информационно-управляющей системой (ТИУС). Она обеспечивает автоматизированное управление узлами и агрегатами машины. О возникновении неисправностей сообщается экипажу. Также данная система определяет, какие поломки необходимо ремонтировать в первую очередь.

Бронекапсула и необитаемая башня

Основная проблема многих танков заключалась в нахождении боекомплекта вместе с экипажем. Это создавало угрозу его гибели в случае попадания кумулятивного снаряда , в этом случае даже исправный технически танк выходил из строя.

Разработки автоматизированной подачи снарядов в орудие велись во многих странах. Сложность заключалась в подаче боеприпасов при изменении положения башни и угла стрельбы. Пробные механизмы показали свою ненадежность, из-за чего в экипажах многих зарубежных танков до сих пор присутствует заряжающий, хотя сам боекомплект хранится отдельно от экипажа.

Российские разработчики сумели оптимизировать данный процесс, сделав его более надежным. Благодаря этому средняя часть корпуса и башня стали необитаемыми, а боекомплект надежно изолирован от экипажа. Последний перемещен в переднюю часть с собственным бронированием, отделяющим его от остальной части танка.

Бронирование башни состоит из двух слоев - основная защита и противоосколочный кожух. Последний защищает приборы от пуль, осколков и фугасных снарядов. Также обеспечивает машине радиолокационную незаметность и защиту от радиомагнитных импульсов. Часть боекомплекта орудия хранится в задней части башни. Здесь же располагается дополнительное питание для пулемета. Вся зарядка автоматизирована.

Бронекапсула Т-14 обеспечивает надежную защиту экипажа и радиоэлектронного оборудования от кумулятивных и осколочных снарядов. Выживаемость обеспечивается и в случае детонации боекомплекта или топливных баков. Они также изолированы бронированными перегородками и имеют выбиваемые люки, направляющие силу взрыва в сторону от экипажа.

РЛС с фазированной решеткой

Радиолокационная защита (РЛС) Т-14 «Армата» входит в систему «Афганит». Ее ключевая особенность - применение радара на активной фазированной решетке (АФАР), выполненного по аналогии с разработками для истребителей Су-57. В основе технологии - применение низкотемпературной керамики Ка-диапазона 26,5-40 ГГц (LTCC).

Конструктивно радар размещается на башне четырьмя панелями, защищенными противоосколочным экраном. Их расположение обеспечивает обзор в 360 градусов без вращения. По предварительным данным «Армата» способна обнаруживать до 40 наземных и 25 воздушных динамических целей одновременно.

Спорным считается радиус обнаружения целей. Источники указывают на покрытие в 100 км. Известно о попытке снизить мощность радара, однако в итоге решено было оставить ее как есть. Именно данный аспект и предопределил роль Т-14 в тактическом звене - разведка и целеуказание для ведения огня другими машинами.

В дополнение к РЛС с фазированной решеткой имеются два радара для обнаружения целей на коротких дистанциях. Их работа ориентируется на обнаружение снарядов и целей в случае, когда основной радар выключен.

Активная защита «Афганит»

Комплекс активной защиты «Афганит» - это радиолокационное распознавание угроз и целей. Включает следующие возможности и функции:

  • автоматический поворот башни в сторону подлетающего снаряда, что подставляет под удар наиболее защищенную лобовую часть;
  • открытие ответного огня для защиты машины и ближайшей техники, управление пулеметом для отстрела подлетающих снарядов;
  • защита от средств радиоэлектронной борьбы и обнаружения;
  • обеспечение стелс-маскировки за счет теплоизоляции корпуса и снижение радиолокационной видимости;
  • создание дымометаллических завес для защиты ближайшей пехоты, включая десант на корпусе машины, радиоэлектронное поражение подлетающих управляемых снарядов.

С учетом дальности радаров «Афганита» комплексная защита используется как для отражения угроз, так и для координации и нанесения ответных ударов вплоть до превентивных мер. Данный аспект актуален для действий в составе тактического звена.

Компоновка

Т-14 «Армата» имеет классическую компоновку с поправкой на размещение экипажа. Конструкция делится на три части:

  • в передней располагается бронекапсула с тремя членами экипажа и всем оборудованием по управлению машиной;
  • в средней части хранится основной боекомплект, здесь же расположен механизм подачи снарядов в башню;
  • в кормовой части традиционно располагается моторно-трансмиссионное отделение с топливными баками.

Необитаемая башня танка «Армата» сообщается со средней его частью. В ней имеется собственное разделение, в кормовой части располагается часть боекомплекта. Здесь же располагаются основные радары, вооружение, приборы наблюдения и наведения.

Защита

«Армата» имеет комбинированную комплексную защиту в несколько уровней. Помимо системы «Афганит», способной отражать угрозы на подлете, имеется комплекс «Малахит». Принцип действия последнего рассчитан на упреждающую детонацию приближающихся снарядов.

Подобная система защищает танк от бронебойных снарядов, легких ракет РПГ и тяжелых противотанковых управляемых ракет (ПТРК). Акцент также делается на защите ближайшей пехоты от детонации боеприпасов, а также снижении вероятности ослепления приборов наблюдения и наведения.

Пассивная защита корпуса Т-14 представлена следующими элементами:

  • лобовая защита на основе композитных материалов, по неподтвержденным данным способна выдерживать попадания ПТРК калибром до 150 мм и бронебойных оперенных подкалиберных снарядов (БОПС) до 120 мм;
  • внутренние бронированные ограждения, изолирующие отсеки в случае попадания и детонации топливных баков и боекомплекта.

Противокумулятивные экраны используются преимущественно на башне. Предусмотрены они и для топливных баков, обеспечивая им дополнительное бронирование.

Противоминная защита

Противоминная защита «Арматы» представлена двумя ключевыми аспектами: V-образным бронированным днищем и дистанционными миноискателями. Последние подключаются к системе удаленного уничтожения мин. Взрыв осуществляется за счет искажения магнитного поля танка.

V-образное днище дополняется энергопоглощающими материалами (пеноалюминий с закрытыми порами) и специальными противоминными креслами. Конструкция последних позволяет значительно снизить ударную волну и нагрузку на экипаж как от взрывов, так от движения по неровной поверхности.

Противоракетная защита

Противоракетная защита Т-14 «Армата» представлена тремя ступенями:

  • комплекс активной защиты «Афганит» обеспечивает перехват снарядов, подавление их управления, уничтожение;
  • динамическая защита «Малахит» обеспечивает отражение и уничтожение снарядов разного калибра на близкой дистанции;
  • собственное бронирование танка защищает от попаданий боеприпасов, преодолевших первые два уровня.

Сведения о способности танка выдерживать попадания современных управляемых боеприпасов пока не имеют точных данных. По заключению экспертов лобовое бронирование машины даже без динамической защиты не пробивают лучшие ПТУР НАТО. Многие западные аналитики также считают, что броня «Арматы» способна выдерживать попадания самых современных противотанковых снарядов.

Технологии невидимости

Технология невидимости «Арматы» представлена следующими аспектами:

  • теплоизоляционное покрытие корпуса с внутренней стороны;
  • система смешивания выхлопных газов с холодным воздухом;
  • плоские отражающие грани в конструкции корпуса снижают радиолокационную заметность;
  • покраска танка снижает нагрев от солнца и обеспечивает поглощение радиолокационных волн;
  • присутствует система искажения магнитного поля.

Все эти факторы значительно уменьшают радиолокационную, инфракрасную и магнитную заметность «Арматы». В ряде случаев исключается идентификация Т-14 именно как танка или боевой машины.

Двигатель и трансмиссия

На «Армате» установлен двенадцатицилиндровый X-образный четырехтактный дизельный двигатель с турбонаддувом 12Н360. Мощность силовой установки переключается и может соответствовать одному из трех показателей - 1200, 1500 или 1800 л. с.

Применение четырехтактного двигателя улучшило экономичность хода, что увеличило дальность марша без дозаправки. Повысился моторесурс машины, она легче заводится при низких температурах, для обдува требуется меньше воздуха, что снижает инфракрасную заметность танка. При необходимости замена двигателя производится за 30 минут.

Коробка передач «Арматы» автоматическая, есть возможность ручного переключения. Всего 16 передач, по восемь для переднего и заднего хода.

Экипаж

Экипаж Т-14 «Армата» состоит из трех человек: командира, механика-водителя и наводчика. Все трое размещаются в передней части, в бронекапсуле. Конструкция танка, его компоновка, внешняя и внутренняя защита обеспечивают высокую вероятность выживания экипажа даже в случае потери самой машины.

Подвеска

Танк Армата использует активную подвеску, обеспечивающее ему значительное преимущество по сравнению с машинами предыдущих поколений. В отличие от неуправляемых гидропневматических и торсионных подвесок, активная за счет датчиков учитывает неровности местности и самостоятельно дает команду системе подрессоривания на вертикальное смещение катков.

Подобный принцип действия позволяет машине подстраиваться под неровности местности. Соответственно обеспечивается плавность хода танка, сохраняется скорость, увеличивается точность целеуказания и стрельбы в движении.

Максимальная скорость

Танк «Армата» при своем весе способен развивать скорость в 80-90 км/ч по шоссе, запас хода составляет 500 км. На пересеченной местности скорость снижается до 45-60 км/ч. Запас хода в этом случае зависит от грунта и сложности местности.

Габариты и вес

Технические характеристики танка «Армата» по габаритам имеют следующие показатели:

  • длина корпуса - 8,7 м;
  • общая длина с повернутой вперед пушкой - 10,8 м;
  • ширина корпуса - 3,5 м;
  • высота - 2,7 м;
  • ширина колеи - 2,8 м.

Вес танка «Армата» в тоннах составляет 48-55 т, сведения различаются у разных источников. Удельное давление на грунт с учетом массы - 0,775 килограмм на кубический сантиметр.

Вооружение

Несмотря на концепцию применения Т-14 для разведки и координации танкового звена, собственное вооружение «Арматы» соответствует параметрам основного боевого танка. В данном вопросе выделяют следующие аспекты:

  • 125-миллиметровая пушка 2А82-1М;
  • пулеметы «Корд» и ПКТМ.

Наведение орудия и пулеметов осуществляется за счет системы управления огнем (СУО). Баллистический вычислитель производит необходимые расчеты за счет следующих параметров:

  • определение собственного положения танка по ГЛОНАСС-приемнику и инерциальной системе навигации;
  • гироскопическое вычисление положения танка по угловой ориентации в пространстве;
  • расчет направления и скорости ветра;
  • определение температуры и влажности воздуха;
  • учет искривления ствола при нагреве.

Все датчики располагаются на крыше танка. В совокупности система позволяет автоматически рассчитывать необходимые параметры. Многие эксперты сходятся на мнении, что подобный принцип работы делает управление вооружениями более похожим на компьютерную игру, нежели на реальное управление боевой машиной.

Гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М

Танки «Армата» оснащаются гладкоствольными орудиями 2А82-1М калибром 125 мм. Их дальность поражения составляет 7 км, скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту. По техническим характеристикам такие орудия превосходят лучшие танковые пушки НАТО на 17% по дульной энергии и на 20% по точности поражения.

Подача боеприпасов осуществляется автоматически. Имеется возможность заряжать пушку снарядами в метр длиной, что позволяет применять подкалиберные бронебойные боеприпасы повышенной силы. Общий боекомплект пушки составляет 45 снарядов, однако его штатный состав еще не утвержден.

По необходимости на танки «Армата» допускается установка пушек 2А83 калибра 152 мм. Данное орудие обладает способностью пробивать броню эквивалентом до 1000 мм, что значительно превышает защиту современных танков НАТО. С учетом мощи такой пушки отпадает необходимости в бронебойных снарядах - кинетической энергии выпущенного боеприпаса хватает, чтобы оторвать башню любому танку целиком.

С учетом этого фактора установка данных орудий пока считается нецелесообразной. Это делает Т-14 модернизируемым в случае необходимости усилить огневую мощь танкового звена. Учитывается и вероятное снижение боекомплекта нового орудия - для его увеличения предполагается использовать забашенную нишу.

Ракеты «Рефлекс-М»

Помимо стандартных танковых снарядов Т-14 может поражать цели твердотопливными противотанковыми управляемыми ракетами «Рефлекс-М». Они способны поражать практически любые высокозащищенные надводные, наземные и низколетящие цели.

Заряд данных ракет выполнен по тандемной схеме. Лидирующая часть рассчитана на преодоление динамической защиты цели. Основной заряд ориентирован на пробитие брони и непосредственное поражение техники или дота. Траектория полета снаряда - винтовая линия.

По необходимости танк может использоваться вариант ракеты с термобарической боевой частью. Такие снаряды рассчитаны на поражение живой силы противника, инженерных сооружений и легкобронированной техники.

Пулемет ПКТМ

Пулемет Калашникова танковый модернизированный (ПКТМ) на Т-14 спарен с орудием. Калибр - 7,62 мм. О боекомплекте сведений пока не имеется. Предназначен преимущественно для поражения пехоты и легкобронированных целей.

Пулемет «Корд» для уничтожения вражеских снарядов и ракет

Пулемет «Корд» выполняет роль зенитной установки танка и его ПВО. Интегрирован с активной защита танка. Имеет собственную роботизированную башню, тепловизоры и АФАР-радар, благодаря чему способен поражать даже высокоскоростные цели на расстоянии в 1,5 километра. Предназначен преимущественно для поражения снарядов и ракет.

Достоинства и недостатки

С учетом устройства и ТТХ Т-14 выделяют следующие преимущества нового танка:

  • защищенность экипажа, улучшенная защита самой машины и ее узлов;
  • высокая огневая мощь, точность ведения огня;
  • высокая скорость и плавность хода на пересеченной местности с учетом того, сколько весит танк;
  • незаметность машины для различных способов обнаружения;
  • высокая дальность обнаружения и поражения целей;
  • ресурс для дальнейшей модернизации танка, включая наращивание огневой мощи.

Многие характеристики и показатели при этом остаются неподтвержденными или засекреченными. Однако и имеющиеся данные подтверждают исключительное положение «Арматы» среди современных танков. Вместе с тем обращают внимание и на недостатки Т-14.

Основные вопросы вызывает решение перевести экипаж в бронекапсулу. Это повышает его защищенность, однако не позволяет вести обзор с башни. Соответственно увеличивается роль оптической техники, что создает особые требования к ее защите от поражения и ослепления.

Другой недостаток - стоимость нового танка. Даже в серийном производстве его сборка обходится порядка 250-350 млн рублей, что ставит под сомнение массовый выпуск таких танков для армии, а также вероятность их изготовления для экспорта.

Несмотря на противоречивость и неточность ряда аспектов, проект оценивается положительно. Западные военные аналитики указывают на конструкторское понимание российских разработчиков современной концепции боевых действий. Создание «Арматы» демонстрирует переход от количества используемой техники к качественной боеспособности небольших тактических групп.

Сравнение Арматы с другими танками

Сравнивая Т-14 с современными танками, западные эксперты сходятся на мнении, что «Армата» принадлежит к следующему поколению. Отмечается целый ряд преимуществ и разработок, которые впервые сочетаются в конструкции одной машины.

Так, АФАР-радар, способный рассчитать позицию выстрела по подлетающему снаряду, имеется и у израильского танка «Меркава» . Однако последний не имеет способности отражать боеприпасы, а лобовая броня у него более слабая. С учетом расположения двигателя в передней части корпуса, пробитие лобовой защиты почти гарантированно выводит такую машину из строя.

Британские эксперты также высказывают опасения о способности собственных машин вступать в противостояние с «Арматой». Имеющийся на вооружении «Челленджер-2» не способен пробить броню Т-14, что требует его срочной замены.

Аналогичную оценку «Армате» выдвинуло и германское Министерство обороны. По его оценке, «Леопард-2» не способен пробить броню Т-14. На основе данного аспекта создан франко-германский концерн по совместной разработке нового современного танка.

Китайские разработчики уверены, что их VT-4 превосходит «Армату», хотя и указывают на более лучшую трансмиссию Т-14. При этом правительство рассматривает вопрос о возможности закупок российских танков.

Официальных заявлений от США не имеется, однако по оценкам экспертов и различных изданий новостей, американский «Абрамс» также уступает «Армате» по ряду параметров. Высказывается мнение о его модернизации и способности после нее первым обнаруживать противника, что повышает его шансы на выживание.

Участие в учениях

Танк «Армата» еще не принимал участия в масштабных учениях и боевых действиях. С 31 декабря 2018 он проходит государственные испытания. С учетом его стоимости первоначальные заказы Минобороны РФ на закупку были сокращены. Пока речь идет о сборке 132 машин, в число которых входят и БМП Т-15.

Несмотря на отсутствие учений с применением Т-14, ТТХ и конструктивные особенности «Арматы» формируют сегодня новые требования к танкам следующего поколения:

  • на пересеченной местности должна сохраняться хорошая скорость и точность мобильной стрельбы;
  • радар АФАР для обнаружения угроз становится обязательным атрибутом современной техники;
  • танк должен оборудоваться стелс-технологиями для снижения заметности, включая создание помех и динамическое изменение сигнатур;
  • прежние дымовые завесы не способны скрывать машину в инфракрасном и радиолокационном диапазоне, что требует создания новых непрозрачных мультиспектральных заслонов;
  • активная защита танка должна иметь возможность поражать управляемые ракеты и бронебойно-подкалиберные снаряды;
  • зенитный пулемет также устаревает, вместо него акцент смещается в пользу роботизированных установок, способных сбивать объекты с высокой скоростью движения;
  • в вооружение танка должны входить электромагнитные средства борьбы хотя бы против управляемых ракет;
  • лобовое бронирование танка должно соответствовать эквивалентной толщине в 1000 мм;
  • динамическая броня машины должна отражать атаки ручных гранатометов и тяжелые противотанковые ракеты с тандемными боеголовками;
  • чтобы значительно повредить танк уже недостаточно пробить его башню, требуется значительная ударная сила;
  • боеприпасы, рассчитанные на поражение экипажа осколками, становятся малоэффективными при наличии броневой капсулы.

В контексте подобных описаний и требований, выдвинутых разработкой и испытаниями Т-14 ожидается, что и другие государства активно начнут разрабатывать танки нового поколения. Останется ли «Армата» конкурентоспособной после появления аналогов в других странах - покажет время.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Как же обстоят дела с выпуском Т-14 на сегодняшний день?

Т-14 «АРМАТА»

Еще в марте 2017 г. в связи с тяжелым финансовым положением, в которое попало руководимое им предприятие, полномочия Олега Сиенко были досрочно прекращены. А количество построенных здесь танков Т-14 исчисляется пока не тысячами, а всего лишь несколькими десятками машин. 12 танков насчитывалось в первой опытно-промышленной партии (они и прошли по Красной площади в 2015 году), после этого еще сто танков были заказаны для «войсковых испытаний».

В 2017 году вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что испытания танка Т-14 «Армата» закончатся в 2018 году, а со следующего 2019 года, начнётся его опытно-войсковая эксплуатация (для этого, по всей видимости, и предназначалась вышеупомянутая партия из сотни танков). Позже, в феврале 2018 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов (с марта 2018 г. вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам), подтвердил, что у Минобороны есть контракт на поставку для испытаний двух батальонов танков Т-14. Более подробная информация прозвучала в выступлении замминистра обороны Алексея Криворучко на форуме «Армия-2018»: «… на сегодня подписан контракт на 132 машины Т-14 и Т-15. Первые девять машин мы получим уже в этом году, серийные машины. До конца 2021 года контракт будет выполнен».

Т-14 «Армата»

Это означает, что к 2022 году Российская армия будет иметь в своем распоряжении всего около сотни Т-14, и соответственно о тысячах «Армат» речь уже не идет. Эти танки, скорее всего, будут направлены в одну из тяжелых бригад (тип Б), в которой по штатам и полагается иметь танки на тяжелой платформе «Армата» (73 единицы) и тяжелые БМП.

Временная заморозка старта крупносерийного производства Т-14 подтверждается и другими заявлениями ответственных за «оборонку» лиц, которые отмечали, что танк Т-14 «Армата» является «слишком дорогим для массовых закупок». Так 30 июля 2018 года вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам Юрий Борисов отметил:«Российская армия не испытывает большой нужды в танках «Армата», а текущие потребности закрываются модернизацией имеющейся военной техники... У нас особой нужды в этом нет, эти модели достаточно дорогостоящие по отношению к существующим. …если бы существующая бронетехника, в частности, обновленный Т-72, уступал потенциальному врагу, мы бы продвигали закупки нового вооружения. Но они не уступают, а значит покупать что-то нет необходимости».

Что касается стоимости Т-14, то точных цифр пока естественно нет. По информации гендиректора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко, относящейся к 2015 году, стоимость одного танка Т-14 «Армата» составляла немногим более 250 миллионов рублей (по тогдашнему курсу около 3,7 млн. долл.), хотя некоторые эксперты оценивали ее в 8 млн. млн. долл. По более поздней информации стоимость танка «Армата» должна быть около 4 миллионов долларов (это на 2 млн. дешевле чем, например, стоит немецкий
«Леопард» или израильский танк «Меркава», а французский «Леклерк» вообще тянет на 8,5 млн. долл.), однако военные рассчитывали на удешевление танков Т-14 к 2020 году.

Т-14 «Армата»

В последний месяц в СМИ довольно оживленно обсуждается тема возможных поставок Т-14 на экспорт. Как сообщало индийское информационное издание «The Economic Times», Индия рассматривает возможность закупки танков Т-14 «Армата», для замены устаревших модификаций Т-72 в рамках программы «Multipurpose future ready combat vehicles». В то же время озвученная сумма вероятного соглашения в 4,5 миллиарда долл. (при ориентировочном объеме в 1770 танков), свидетельствует о том, что информация об экспорте «Арматы» вряд ли соответствует действительности. Если верить информации индийских СМИ, за один танк Дели планирует заплатить чуть больше 2,5 миллионов долларов, тогда как даже на внутреннем рынке цена на «Армату» превышает 3,7-4 млн. долл.

Напоминаем Вам, что в нашем журнале "Наука и техника" Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги , постеры , магниты , календари с авиацией, кораблями, танками.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Кампания по продвижению в войска перспективного российского танка «Армата» в последнее время приняла неожиданный оборот. Заявление вице-премьера Юрия Борисова в конце июля («…зачем наводнять „Арматами“ все вооруженные силы, у нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все …») о нецелесообразности закупок для армии танка «Армата» в связи с его дороговизной для многих оказалось неожиданным.

После победных утверждений на самом высоком уровне о создании перспективного танка вдруг выяснилось, что для армии он не очень-то и нужен. Ранее было заявлено о планируемой закупке 2300 танков, затем это количество было уменьшено до 100 танков; теперь же говорят о закупке опытной партии в 20 танков. К тому же, по данным Минобороны, в 2018-2019 годах планируется закупать только модернизированные танки Т-80 и Т-90.

Встаёт естественный вопрос: что случилось и почему так резко изменились планы по этому танку?

Могу предположить, что дело здесь не только в стоимости танка, по всей видимости, есть организационные и технические проблемы. Вся эпопея с танком «Армата» - от неприятия военными этого проекта в начале разработки до стремительного изготовления опытной партии - вызывает много вопросов.

До сих пор непонятно, был ли проведен предусмотренный нормативами полный цикл заводских и государственных испытаний, приняла ли танк межведомственная комиссия и самый главный вопрос: принят этот танк на вооружение российской армии, или нет.

Без проведения этих мероприятий говорить о создании танка несерьезно, а достоверной информации по этим вопросам почему-то нет. Известно только, что такой танк разработан, проходил какие-то испытания, небольшую партию танков показывают с 2015 года на парадах на Красной площади и разные должностные лица устно заявляют о готовящемся запуске его в серийное производство. Также мало что известно о технических характеристиках танка, информация в основном отрывочная и часто противоречивая.

Следует напомнить, что активным продвижением этого танка занимался бывший вице-премьер Дмитрий Рагозин, которого в апреле этого года сменил генерал Юрий Борисов. Не исключено, что новый вице-премьер решил провести предусмотренные нормативными документами действия по полному циклу испытаний танка и после этого принимать окончательное решение о его судьбе.

Если весь цикл испытаний был проведен, а заданные характеристики танка были подтверждены, то перед началом серийного производства, как это было принято раньше, возможно, решили провести комплексные войсковые испытания. Машину проверяют в реальных условиях эксплуатации в армии, прогоняют через разные климатические зоны и убеждаются, насколько она отвечает заданным требованиям.

История разработки этого танка была не такой простой. О начале работ было объявлено в 2011 году, хотя эта концепция танка обсуждалась и ранее. По этой концепции было много вопросов, и, насколько я помню, военные не одобряли ее. Затем как-то быстро была изготовлена партия таких машин, и всем было объявлено о создании принципиально нового танка. За такой короткий срок тяжело пройти все этапы разработки и испытаний, тем более этим должны были заниматься несколько десятков различных организаций.

Происходящие вокруг «Арматы» события говорят о том, что принципиально новая машина так просто не рождается, в ней слишком много новых узлов и систем, которые требуют соответствующей доводки и испытаний. На танке новое всё: силовая установка, пушка, прицельные комплексы, система защиты, ТИУС, боеприпасы, система управления танковым подразделением. Всё это разрабатывается разными организациями, и при провале работ по какому-то узлу или системе танка в целом не будет.

Конечно, перспективный танк для армии необходим, после Т-64 танк нового поколения так и не появился. Попытка создать такой танк в рамках проекта «Боксер» в связи с развалом Союза до конца доведена не была, а другие предложения сводились лишь к модернизации существующего поколения танков и не получили развития.

Проект «Армата» - это действительно проект танка нового поколения. Да, в концепции этого танка есть существенный минус, но надо искать способы его устранения и получения нового качества. В этом танке реализуется слишком много новых идей, наработанных в предыдущие годы по системам и узлам танка, и они не должны умереть.

По концепции танка «Армата» существует много разных мнений, и мне в самом начале его разработки пришлось дебатировать в Интернете по этому поводу с Мураховским, ярым сторонником всего, что бы ни разработал «Уралвагонзавод». Наши мнения разошлись. При оценке любого технического решения, по крайней мере, надо стремиться к объективности, независимо от симпатий или антипатий предлагающих его структур, что бывает далеко не всегда.

У «Арматы» есть одно принципиальное техническое решение, которое ставит под сомнение всю концепцию танка. Это необитаемая башня, управляемая только с помощью электронно-оптических средств. При такой компоновке танка возникают две проблемы:
— низкая надежность управления всеми системами башни только с помощью электрических сигналов;
— невозможность реализации оптического канала для наблюдения, прицеливания и ведения огня из танка.

Управление всеми системами башни только с помощью электрических сигналов резко снижает надежность всего танка в целом. При выходе из строя системы электроснабжения или отдельных ее элементов он становится полностью небоеспособным.

Танк - боевая машина поля боя, и возможностей потери электроснабжения более чем достаточно. К тому же в системе электроснабжения есть слабое звено: вращающееся контактное устройство, размещенное на днище по центру танка, через которое обеспечивается все энергоснабжение башни.

Все разговоры, что на самолетах сделано это же, не выдерживают никакой критики. Самолет не танк, и условия его эксплуатации жесточайшие. К тому же обеспечивать 3- и 4-кратное резервирование - слишком дорогое удовольствие для танка, да и сделать это практически невозможно.

Проблема ВКУ в танке - это довольно серьезный вопрос. Например, при модернизации американского танка M1A2 SEP v.4 пытаются решить эту проблему нетрадиционным способам передачи сигналов через устройства в погоне башни, позволяющие обеспечить надежную и помехозащищенную передачу сигналов в башню.

В принятой компоновке изображение с приборов наблюдения и прицеливания может передаваться членам экипажа только электронным теле-, тепло-, РЛС-видеосигналом. Большинство экспертов склоняются к невозможности обеспечить современными электронно-оптическими системами такой же уровень обзорности, как и традиционные оптические каналы.

Электронные средства передачи видеосигнала и объемного изображения пока еще не достигли уровня разрешающей способности оптического канала. Поэтому прицельный комплекс без такого канала будет обладать определенными недостатками. В связи с этим на танке «Боксер» при полном дублировании действий наводчика и командира мы дополнительно устанавливали простейший прицел-дублер на пушку для ведения огня при отказе всех систем танка.

Проводимые эксперименты по использование только телевизионного канала для вождения танка показали, что из-за плоской телевизионной картинки танк вести практически невозможно . Механик-водитель не чувствовал трассы, малейшее препятствие даже в виде лужи ставило его в тупик и не давало ему возможности оценить местность.

Эта проблема построения круговой объемной картинки так и не решена. Наиболее приблизились к ее решению на израильском танке «Меркава». В разработанной для танка системе Iron Vision, принимающей сигналы от многих видеокамер, размещенных по периметру танка, через компьютер создается трехмерная картинка и выводится на нашлемный дисплей оператора.

О проведении работ по созданию трехмерного телевизионного изображения и нетрадиционным способам передачи электрических сигналов в башню в рамках разработки танка «Армата» ничего не было слышно. Этот недостаток «Арматы» остался. Он очень серьезный и может поставить под сомнение весь проект. Для устранения этих недостатков необходимо проведение цикла разработок, исследований и испытаний, которые позволят оценить все плюсы и минусы такой концепции танка.

В этом танке пытаются реализовать много перспективных наработок науки и промышленности, полученных в предыдущие годы. Можно отметить интересные решения по комплексной защите, когда против ПТУР работает система постановки дымометаллических завес типа «Штора», а активная защита берет на себя снятие бронебойных снарядов с доворотом башни, но насколько это реализуемо при колоссальной разнице скоростей БПС и привода башни, еще надо проверять.

В танке реализованы элементы танковой информационно управляющей системы, концепцию которой я разрабатывал и закладывал в танк «Боксер». Даже спустя столько лет не всё удается реализовать. Главное, реализована система управления танковым подразделением, которая выводит танки на совершенно другой уровень, позволяя им взаимодействовать в процессе боя и обеспечивать командиром различного уровня возможность эффективного целеуказания и целераспределения.

В целом в проекте «Армата» продолжена реализация сетеценрического танка, концепцию которого разрабатывалась в начале 80-х и закладывалась в танк «Боксер». С развалом Союза проект довести до конца не удалось, спустя годы многое реализуется в танке «Армата», и отдельные системы этого танка могут быть использованы при модернизации существующего поколения танков.

При всех проблемных вопросах танка «Армата» в нем заложен ряд перспективных решений, которые действительно делают его танком нового поколения. Вместо пропагандистских кампаний с показом танка на парадах надо отрабатывать концепцию танка, устранять недостатки и добиваться реализации всех его преимуществ.