Разные изображения ангелов. Образы ангелов

Изображения Ангелов можно встретить уже в римских катакомбах, правда, без привычных крыльев. Хотя крылатые существа известны даже в доантичную эпоху. Однако в раннехристианских памятниках отсутствуют изображения Ангела Хранителя.

Та его иконография, которая распространилась с XVI-XVII столетий в России, обычно представляет нам «юношу, облаченного в белый хитон, иногда в тунику и гиматий, или плащ, главные атрибуты - крест и обнаженный меч» .

Сколько мы ни искали, но так и не обнаружили иконографию Ангела Хранителя в 11-вековом византийском искусстве, основополагающем для православного мира. Тот «страж храма» из константинопольской Софии, о котором упоминает о. Георгий Флоровский , является, по мнению В.Н. Лазарева, Архангелом Гавриилом , что значительно больше походит на правду. Мерило и зерцало в руках свидетельствуют: перед нами - кто-то из Архангелов, но не «страж храма».

Силы небесные живописали достаточно часто, но не Ангела Хранителя.

Это интересно. Поскольку возникает справедливый вопрос: если молитва, которую вычитывают православные в утреннем правиле («Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души…»), написана преп. Макарием Великим в IV веке, а канон Ангелу Хранителю составлен митрополитом Евхаитским Иоанном Мавроподом в XI столетии, то к какой же иконе обращались молящиеся?

Вызывает недоумение фактическое отсутствие литературы по обозначенной теме. Отдельные авторы ее затрагивают лишь описательно. Не проблемно. А иногда и ошибочно: об одной такой статье известного советского искусствоведа мы уже высказывались в периодической печати .

Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, - требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел Хранитель? Начиная с Тертуллиана и Оригена, ещё первохристианские авторы давали самые разные ответы. Но заключительная молитва канона Ангелу Хранителю говорит совершенно однозначно: «от святого крещения» - нового рождения водой и Духом… Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: «от Бога дарованного ми во веки», то есть Ангел Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой,‹…› егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста Ангелу Хранителю), так как усопшего «обычно сопровождают два ангела ‹…›. Обязанность этих ангелов (Ангела Хранителя и встречного ангела. - В. К. ) - сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь» . И на Страшном Суде Ангел Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения - становится последнему неразлучным другом в вечности.

Бытует мнение, что тот друг и Ангел есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела.

Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва вычитывается Ангелу Хранителю - совершенно другая - святому, во имя которого крещен христианин.

Нет, лик Ангела Хранителя от смертных людей скрыт. Зримо он открывается лишь в момент разлучения души с телом. Уже одного этого достаточно для отрицательного ответа на вопрос: «Имеет ли право на существование иконография Ангела Хранителя?». В противном случае иконописец должен был бы умереть и воскреснуть… Да и коль воскреснет, то он изобразит только своего Ангела. Где гарантии, что его Ангел одинаков хотя бы визуально с Ангелом каждого из нас? Этот вопрос правомерен даже к святым, которые воочию видели своих Хранителей. Ведь если «неизвестно, являются ли Ангелы единосущными друг другу, возможно, что каждый из них - особое творение Божие, особый духовный мир» , - тогда насколько актуальней ставить вопрос об «ипостазировании» Ангелов: есть ли наш Хранитель некая функциональная сила, безликая, а точней, однообразная и трансцендентная - или все-таки конкретная личность, призванная к служению?

Разговор о категориальном анализе личности - трудный; тут все держится на еле уловимых тонкостях. И в человеке ведь различие природы и личности уловить не легче, чем различить единую природу и трех Лиц в Боге.

«Мы привыкли считать эти два выражения - личность и индивид - почти что синонимами, - пишет В.Н. Лосский, - мы одинаково пользуемся и тем и другим, чтобы выразить одно и то же. Однако в известном смысле индивид и личность имеют противоположное значение; индивид означает извечное смешение личности с элементами, принадлежащими общей природе, тогда как личность, напротив, означает то, что от природы отлично».

В.Н. Лосский продолжает: «В нашем настоящем состоянии, сами будучи индивидами, мы воспринимаем личность только через индивид. Когда мы хотим определить, «охарактеризовать» какую-нибудь личность, мы подбираем индивидуальные свойства, «черты характера», которые встречаются у прочих индивидов и никогда не могут быть совершенно «личными», так как они принадлежат общей природе. И мы, в конце концов, понимаем: то, что делает его «им самим» - неопределимо, потому что в его природе нет ничего такого, что относилось бы собственно к личности, всегда единственной, несравнимой и «бесподобной» .

Здесь тайна, происходящая из неограниченных творческих способностей Создателя мира. Она не имеет измеримых «параметров». Существуют ли способы и величины, чтобы измерить тайну?

Но у тайны есть своя антиномия - «индивидуальные свойства». Отсюда возникает понятие «индивидуальность» - совокупность качеств, выражающих сущность отдельного индивида. Человеческая индивидуальность - безусловная экзистенциальная ценность от Бога. Она не отвергается, а включается в Соборное единство; чем и объяснимо требование «портретного сходства» от изографа при живописании иконы того или иного святого, «ибо почитание (воздается иконе) не постольку, поскольку она отстает от сходства (с первообразом), но поскольку она представляет подобие (с ним)», - поясняет св. Феодор Студит. Само слово eiko n «образ» восходит к eiko «имею сходство, похожу». Иконописные подлинники полны указаний типа «пастырь, седой, борода Иоанна Богослова», «округло лице, яко же и Матери Его», «власы Николины» и т.п. Умелая кисть мастера, водимая Творцом, каждый раз из совокупности таких сравнительных черт создает единственный и неповторимый образ человека - личность, что подтверждается и надписью на иконе: это свт. Василий Великий, а не свт. Григорий Богослов. Потому в древности образ сначала одобрялся духовными лицами и потом уже освящался надписью (чина освящения, какой известен сегодня, до XVII в. не существовало: считалось, что икону освящает именно надпись; да и сегодняшний чин освящения есть только акт одобрения, и не больше).

Дальше Лосский говорит, что Ангел и человек - «существа личностные», но человек, для известного богослова, «полнее, богаче, содержание ангельских духов», ибо он поставлен «на грани умозрительного и чувственного» и потому «причастен всем сферам тварной вселенной». Отсюда, как видим, личность Ангела и личность человека существенно разнятся, хотя и Ангел, и человек созданы по образу и подобию Божию. Антропология свт. Григория Паламы свидетельствует, что Ангел, уступая в совершенстве образа, превосходит человека в подобии. По Лосскому, «личность, утверждающая себя как индивид и заключающая себя в пределах своей частной природы, не может в полноте себя осуществлять - она оскудевает» . Ничего такого нет у Божиих Ангелов, ибо они «насыщаются Божественной благодатью и передают ее остальному творению» . Само созерцание Божества, насколько это для них возможно, служит им пищей, по слову преп. Иоанна Дамаскина

Могут ли здесь Ангелы утверждаться в статусе индивидов, а значит, заключать «себя в пределах своей частной природы»? Могли… Но только перестали бы быть Ангелами.

Бесполезно углубляться в вопрос об ангельской природе. Этого не даст нам сделать сама непостижимая природа ангельского мира. И все-таки, Отцы Седьмого Вселенского Собора, указывая на совершенную бестелесность и невидимость Бога, подтвердили положение о допустимости изображать Ангелов на иконах: «Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими, воздухообразными или огненными телами, в которых они неоднократно являлись и были видимы». Отцы не уточнили, временно или постоянно носят Ангелы эти тонкие тела. Они засвидетельствовали только, что бесплотность Ангелов относительна, что Ангелы являлись людям, а потому они в известном смысле изобразимы . Преп. Иоанн Дамаскин прямо говорит, что Ангелы - «описуемы; ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю - они не остаются на небе» .

Вопрос об их изобразимости (в качестве церковно почитаемого образа) оттого и решаем, что Ангелы - личности. Своим опровержением преп. Феодор Студит доказывал иконоборцам: «<…> икона изображает не природу, а личность» . Заметим: конкретную личность, а не символическую - символических личностей человека, как и «личностей вообще», не бывает.

Путать абстрактные формулы с людьми занятие вредное.

Церковная символика укоренена в исторической реальности. Херувимов и Серафимов велел изобразить на крышке Заветного Ковчега сам Ягве, а значит, их лик был Моисею открыт, о чем говорил на VII Вселенском Соборе Патриарх Тарасий, что находит подтверждение в Писании: «виждь и сотвориши Ми по всему, елика Аз покажу тебе на горе» (Исх. 25:8); Архангелов людям посылал Господь, Ангелы писались те, что явились пастухам, возвещая о Рождении Спасителя мира, те, что возвестили Женам Мироносицам радость о Воскресшем, причем поданы они в служебном, «функциональном» плане, а не в качестве образа, на который молятся. Символика же Ангела Хранителя ничем не поддержана - это типично головная работа иконописца, его «идеи». И в результате получилась символическая личность, безадресная для молитвы. Ситуация фактически по Канту: «Пусть только наша идея будет правильной, и тогда, несмотря на наличие препятствий, стоящих на пути к ее осуществлению, она не будет невозможной».

Возникает вопрос: что позволяло преп. Андрею Рублеву изображать Св. Троицу в виде Ангелов, символизирующих три Ипостаси? Насколько правомерен символизм здесь? Отвечает ли данная иконография 82-му правилу Трулльского Собора?

Вот в том-то и дело, что «образ Троицы не есть ипостасный образ Отца, Сына и Духа Святого, а образ троичности Божества и троичного бытия» (Л.А. Успенский). Явление Аврааму трех мужей у дуба Мамврийского, по мнению Церкви, является не символом, а прообразовательным видением Пресвятой Троицы. Это и позволяло преп. Андрею Рублеву Ее изображать не символически, а в качестве прообразов. 82-е правило в данном случае не нарушалось, потому как оно, требуя конкретности, запрещает символы, а не прообразы. Да и речь на Пято-Шестом Соборе велась не об изображении Троицы, а - Иисуса Христа. Икона «Отечество», например, противоречит этому правилу и представляет нам образ Троицы ипостазированным. Но в силу невоплощенности Бога Отца, Его образ - уже символ. [«Ветхий денми» из пророчества Даниила не может быть Отцом - согласно Деяниям Большого Московского Собора (глава 43), Он - Сын во славе Божества, «еже будет во второе Его пришествие».] Образ же Духа Святого в виде голубя правомерен лишь в сюжете «Богоявление».

Икона ветхозаветной Троицы, написанная Рублевым, основана на явлении чувственном, и, говоря словами преп. Иосифа Волоцкого, в ней «почитают и целуют едино существо Божества».

К середине XVI в. чужеродный символизм активно начинает вытеснять из иконописи язык «преображенного евангельского реализма». Появляется икона Ангела Служителя (ныне находится в музее-заповеднике города Сергиев Посад). Этого Ангела некоторые искусствоведы приняли за Ангела Хранителя. Диаконские же облачения, вместо меча кадило в руке говорят о нем как о служителе: греч. diakonos - служитель. Тем не менее, XVI век все сделал, чтобы явить миру образ Ангела Хранителя. А.С. Уваров в свое время писал о нахождении такого образа в клеймах, с пояснительными надписями « Ангел Хранитель хранит человека в дни» и « Ангел Господень хранит человека в нощи» . Сама икона датируется XVII веком, но представляет собой список с иконы XVI столетия, названной А.С. Уваровым «Ангел Хранитель с похождениями». Однако до сего дня подобные памятники XVI в. не дошли. Впрочем, в аналогичном символизме того времени сомневаться не приходится. По меткому замечанию о. Георгия Флоровского, «это преобладание символизма означало распад иконного письма. Икона становится слишком литературной, начинает изображать не столько лики, сколько идеи».

XVII век лишь усугубил сложившееся положение.

Теперь пришла пора задать следующий вопрос: «Почему Ангелы однообразны, то есть, одинаковы ликами?» Выше мы уже говорили о требовании Отцов к иконописцу добиваться «портретного сходства» с первообразом. Так вот, «одинаковость» у Ангелов - тоже в известной мере «сходство», хотя звучит это парадоксально. Судите сами: Ангелы, будучи личностями и не будучи индивидами - «порождениями биологического родового процесса» (архим. Киприан /Керн/) - приобретают «неуловимые», а, следовательно, ни с кем не сравнимые черты - как такую тайну может разрешить изограф, если, по учению Церкви, на иконе следует изобразить личность и символически указать на природу изображаемого? Как? Только «апофатически» - от обратного, - чтобы не с кем было сравнить (Ангел в образе юноши - банальная выдумка искусствоведов). Вот древний художник, согласно с требованиями св. Отцов, исключительно духовидчески, умозрительно, а не рационалистически, и представил лик без усов, бороды, без морщин и каких бы то ни было типажных признаков, лик без единой приметы пола (ибо Ангелы - бесполы).

Что можно в таком случае получить, имея вдобавок самые смутные представления о природе ангельского мира? - только то, что получили: фактическую одинаковость (она заодно и подчеркивает меньшее совершенство в образе Божием у Ангела по сравнению с человеком). Даже одежды отличаются не характером, а иерархически: у Архангела вместо гиматия изображается плащ, вместо хитона - далматик с оплечьем и подольником; волосы же и прически - разницы не имеют.

Вот откуда «в известном смысле » изобразимость, о которой говорили Отцы Седьмого Собора.

Историк философии может справедливо спросить: «Различать «личность» и «индивидуальность» стали лишь с XVIII века, начиная с Канта и Гердера. Поэтому древний изограф не мог даже гипотетически вводить такие понятия в живопись».

Отвечаем. Во-первых, понятием «личность» пользовались Отцы, изобличавшие ариан, в IV веке - «в период тех богословских споров, которые велись вокруг тринитарного и христологического догматов». Во-вторых, отсутствие термина «индивидуальность» или «индивид», не говоря уже о названном различении, вовсе не означает отсутствие самого понятия. Из слов преп. Феодора Студита о сходстве изображения на иконе с первообразом становится ясно, что этот святой имеет в виду именно «индивидуальность». Самость, гордыня - весь перечень грехов,- судя по библейской истории, всегда сопутствовал человеку после потери рая. А ведь они и есть черты, присущие индивиду. Не всякий иконописец мог категориально проанализировать и различить тонкости хитросплетений такой философии, но он обладал, повторяем, мистическим умозрением - зрением умного мира, которое отвлеченные понятия переводило в художественные образы - «краски мудрости», «богословие в красках». Да и само богословие иконы принадлежало преимущественно Отцам, а не художнику. Когда же данный принцип был нарушен, и иконописец начал «действовать» самостоятельно, то вместо богословия получился литературный суррогат с претензиями на философию, обернувшийся «символизмом идей». Из античного прошлого выходила великая тень Платона: идея как метафизическая сущность вещи стала зрительным образом.

Дух времени вершил свое дело.

Все на удивление похоже! В русской истории XVI век - это популяризация великодержавных идей, воплощенных в соответственные деяния. XVII столетие страна начинала смутой, а кончила - петровскими «реформами». «В области художественного творчества, - пишет Л.А. Успенский, - так же как и в области богословской мысли, исчезает творческое переживание предания и переосмысление Православия в свете того, что несет иноверие. Изменения в религиозной психологии эпохи выражаются в разрыве между молитвенным подвигом и творчеством, так же как и богословской мыслью» . Складывается впечатление, что некоторым русским живописцам того времени становится трудно помыслить Бога «вне» плоскости иконы, обитающим «в неприступном свете». А коль так, то с иссяканием высокого богомыслия утрачивается и всякое трезвение в изображении неизобразимого. Начинают играть «фантазии», иной раз даже чем-то объясняемые. Тут и случается рецидив авторского произвола, воспитанный влияниями «извне». И его логическим продолжением в XVIII веке станет появление многочисленных языческих «купидонов» в церковном искусстве.

Вот на такой почве культивировалась иконография Ангела Хранителя. Но исчезало полуторатысячелетнее сознание ее невозможности.

Родословная этого феномена прослеживается от образа XIII века «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину». Особую роль здесь сыграла икона Архистратига Михаила из Архангельского собора Московского кремля (XV в.). Из 18-ти ее клейм 6 отображают покровительственные и карающие деяния, 6 - спасительные и еще 6 - битву с сатаной . Перед нами никто иной, как Ангел Хранитель «всея Руси», с его функциями и действиями, но не в прямом, а в переносном значении. Московский памятник становится для Руси своеобразным эталоном. Икона из Углича - тому подтверждение, с учетом, конечно, «вкусовых» изменений XVI века. В свою очередь, угличский Архангел - эталонный образ для работавших вместе костромских и ярославских изографов, с которого они создают фрески Ангела Хранителя .

Проблема нововведений XVI - XVII веков остро стоит и в наше время. Широкое распространение непозволительных икон не находит надлежащей критики в церковной, литературе. Л. А. Успенский писал: «Мы знаем: так же как человеческая мысль не всегда была на высоте подлинного богословия, так и художественное творчество не всегда было на высоте подлинного иконописания, и среди прочих заблуждений мы часто встречаем образ Бога Отца, особенно распространившийся в православном мире с XVII века» .

Добавим сюда и образ Ангела Хранителя.

Седьмой Вселенский Собор на все века провозгласил, что «иконописание зависит от св. Отцов и только художественный его аспект принадлежит художнику» .

Этого-то и не было, на наш взгляд, при разработке иконографии Ангела Хранителя.

Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996. С. 14..

Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. С. 401.

Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Искусство, 1986. Табл. 122.

Кутковой В.С. От веры в науку - к вере в науке // Покров. Великий Новгород, 2002. №2 (9). С. 6-8.

Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. СПб., 1994 С. 40.

Преп. Иоанн Дамаскин пишет, что Ангелы «являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтоб они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря потому, как могут видеть смотрящие». - Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 47.

Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 179.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991 С. 92-93.

См.: 1) роспись северной стены церкви Воскресения в Ростове (ок. 1675 г.);

2) фреска церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (1694-1695).

Успенский Л.А. Указ. соч. С. 121-122.

Много заблуждений даже среди верующих людей существует насчет Ангелов. Связано это с тем, что с богословской стороны тут далеко не все ясно, ведь эти существа недоступны непосредственному человеческому наблюдению. Тем не менее, в православии существует традиция приобретать икону Ангела хранителя, молиться перед ней своему небесному заступнику.


Кто такие ангелы

Существует каноническое учение об Ангелах, которое, впрочем, пестрит разными пробелами. Но создания эти часто упоминаются в Священном Писании, непосредственно участвуя в человеческой истории еще с райских времен. Бог поставил Херувима у райских ворот, чтобы Адам не мог туда вернуться. Ангелов Господь повелел изобразить на Ковчеге Завета, затем в Иерусалимском храме.

Изображение Ангелов не только не запрещалось, но и поощрялось уже со времен Ветхого Завета. Согласно мнению Православной Церкви, у каждого человека имеется личный Ангел, который дается после Крещения, хотя многие считают, что сразу после рождения. Икону Ангела Хранителя можно подарить младенцу на день рождения или на крестины.

В иудаизме существует несколько сложных иерархий ангельских чинов, но после появления Нового Завета христиане разработали собственную. Григорий Богослов, например, приводит такой порядок, начиная с наименьшего достоинства:

  • Ангелы.
  • Архангелы.
  • Престолы.
  • Господства.
  • Начала.
  • Власти.
  • Силы.
  • Воинства.
  • Века.
  • Херувы.
  • Серафы.

Как правило, во многих подобных систематизациях собственно ангелы являются наименьшими чинами. Может поэтому именно они чаще всего являлись библейским праведникам, затем святым. По учению Церкви, Ангелы являются личностями, но природа их больше имеет сходства с Божественной. Тем не менее, сильно отличается от нее: например, ангелы не могут быть одновременно в двух местах.

Сегодня церковь придерживается такой иерархии, где высшим чином являются Серафимы, низшим (девятым по счету) - ангелы. От Бога Ангелы наделяются рядом недоступных человеку способностей:

  • Невидимость для людского глаза.
  • Умение летать.
  • Способность проявляться в человеческом мире и влиять на него (в ветхозаветном сюжете Ангелы, например, уничтожали города).
  • Умение говорить с людьми на их языке.
  • Способность читать человеческие мысли.


Зачем Ангел человеку

Бог наделяет ангелов разными обязанностями, использует их как посредников между Собой и людьми. Считается, что Господь посылает их, потому что люди просто не могут выдержать встречи с Ним. Даже вид ангела способен навести на человека ужас, хотя внешне они походят на людей, только с крыльями. Как на самом деле выглядят небесные создания, сказать трудно (в Библии имеются различные описания). Икона святого Ангела-Хранителя изображает лишь канонический образ, утвержденный правилами Церкви.

Согласно церковному преданию, Ангел-хранитель должен наставлять человека в постижении Божиих установлений, ограждать его от нападок темных сил. Человек не видит эти баталии, они скрыты ради того, чтобы не пугать слабых духом. Но он может чувствовать поддержку высших сил. Многие переживали в жизни необъяснимые события - например, когда чудом удавалось избежать автокатастрофы, происходили необъяснимые совпадения, встречи с нужными людьми. В таких случаях надо благодарить своего Ангела.

Молитвы возле иконы Ангела-Хранителя могут носить и характер просьбы: прежде всего, помощи надо просить в духовных аспектах своей жизни. Считается, что в загробной жизни Ангел будет доступен для восприятия человека, с ним можно будет общаться и даже дружить. Во время же земного пути надо просить, чтобы он наставлял в вере и всяком добром деле, которое будет способствовать спасению души.


История изображений

В искусстве Древнего Востока часто встречаются изображения крылатых существ: ими украшен, например, алтарь в Мегиддо. В Самарии были найдены фигуры крылатых ангелов. Ветхий Завет называет целый ряд предметов с изображением серафимов, которые находились в Храме.

В русской иконописной традиции всем привычные образы стали появляться в конце 16 в. В качестве атрибутов Ангелы имели крест (для благословения) и меч (для защиты от темных сил). Одежда их напоминает дьяконское облачение - конечно, ангелы, являясь бесплотными духами, не нуждаются в нем, это просто символ их служения на небесах. Цвет плаща обычно зеленый, хитона - красный, либо одеяние может быть белого цвета.

  • Изображение может быть как поясным, так и полным, в таком случае Ангел обычно стоит на облаке. Значение иконы «Ангел-Хранитель» - напоминать о вечном существовании души. Парящая фигура как бы призывает человека в небесные обители, откуда он был вырван грехом.
  • Хотя внешне Ангел имеет человеческий облик, его неземное происхождение подчеркивается наличием больших крыльев, сложенных за спиной.
  • Одна рука может быть поднята в благословляющем жесте, иногда обе руки сложены для молитвы. Взор обычно направлен прямо на зрителя, но может быть направлен в сторону, а голова немного наклонена в почтении, будто Ангел преклонился перед Господом.
  • На образах современных мастеров небесный хранитель может держать маленькую душу (в образе ребенка) на руках.

Как найти «свою» икону Ангела Хранителя

При крещении ребенок получает имя, его покровителем считается определенный святой. Обычно выбирается он по Святкам, но можно это сделать и произвольно, особенно если человек крестится уже будучи взрослым. Если жизненный путь какого-то конкретного святого вдохновляет - можно смело выбрать его как небесного покровителя. Ошибочно такого святого называют «ангелом-хранителем».

Например, если ребенка зовут Кирилл, ему дарят икону святого Кирилла. Но Ангел-Хранитель - это не святой, не человек, а небесное существо, состоящее на службе у Господа! Можно приобрести икону любого святого - Павла, Иоанна, Николая, здесь нет ограничений по имени или дате рождения - и быть не может. Святые не отвергают молитвы людей только потому, что они родились не в тот день. Молитвы могут быть отвергнуты только если они идут не от чистого сердца.

Ошибкой будет и «привязка» какой-то иконы Божией Матери в качестве ангела-хранителя по дате рождения. Подобная классификация неуместна, она не имеет ничего общего с православной традицией. Царица Небесная - покровительница всех людей без исключения. Это скорей вид современного язычества, появившийся из-за повальной безграмотности в вопросах религии.

Церковный праздник для всех ангельских чинов общий - он отмечается 8 ноября (Собор небесных сил). Имена каждого конкретного ангела скрыты от людей, лишь некоторые из них названы в Библии. Тем не менее, существует традиция, согласно которой икона ангела-хранителя подбирается по имени человека. На самом деле это будет образ святого, носившего то же имя, но никак не Ангела.

В чем поможет Ангел

Люди имеют внутри особенное чувство, называемое интуицией. После совершения очередной ошибки многим приходилось говорить: «Эх, ведь внутренний голос подсказывал поступить наоборот…» В подобных случаях и помогает икона «Ангел-Хранитель». Она предостерегает от досадных промахов, плохих поступков. А еще рассеивает сумрак плохих мыслей, когда все кажется безнадежным.

Люди не могут непосредственно общаться со своим Ангелом-Хранителем, но икона поможет сосредоточить мысли на молитве. Хотя некоторые святые и видели ангелов воочию, но многие ли могут сегодня претендовать на святость? Конечно, нет. Поэтому ответы на жизненно важные вопросы, которые следует задавать в молитве, для большинства приходят именно как некий внутренний голос.

Если ответа долго нет - отчаиваться не нужно. Следует продолжать молитву - Господь никогда не бросает человека. Возможно, ответ придет чуть позже, либо сам верующий просто еще не готов к тому, чтобы воспринять ответ. Иногда происходящие в жизни события сами по себе можно трактовать как предостережения. В таком случае надо немедленно изменить свое поведение, постараться встать на правильный путь. Если не получается самостоятельно - обратиться за помощью к священнику.

Где расположить святой образ

Икона Ангела-Хранителя может находиться в любом месте домашнего иконостаса, главное, чтобы центральное принадлежало образу Спасителя . По благочестивой традиции принято размещать иконку около детской колыбели - ничего плохого в этом нет. Будет хорошо, если ребенок станет свидетелем того, как родители произносят молитвы. Детская душа очень отзывчива ко всему - задача родителей дай ей правильную пищу. Вполне уместно будет разместить дома икону святого, который считается хранителем малыша по дате рождения.

Водители часто вешают святые лики в салон автомобиля. Это делается не потому, что иконы обладают какой-то собственной чудесной силой. Они призваны обращать мысленный взор человека к Небу. Чтобы в жизненной суете он не «забегался» настолько, что забудет о самом главном. Иногда это легко, особенно под давлением обстоятельств или неверующих людей.

Многие люди икону Ангела-Хранителя с написанной молитвой предпочитают носить с собой - существуют маленькие образки, предназначенные для хранения в кошельках. Это уже нечто вроде амулета, но напрямую Церковью не порицается. Главное, чтобы человек на первое место ставил не бумажку, а общение с Господом.

Значение иконы «Ангел-хранитель» такое же, как и других святых образов - она должна помочь сосредоточиться на Боге. Почитание ангелов настолько велико в Православии, что для них составлены специальные молитвы. Хорошо выучить некоторые наизусть и читать в дороге, во время монотонной работы, чтобы мысли не блуждали где попало.

Считается, что Ангел сопровождает человека до самой смерти, после которой он призван проводить душу в рай. Злые же богопротивные дела и слова отвращают это чистое создание от человека. Поэтому следует на протяжении всего дня внимательно наблюдать за собой. Пошли, Господи, Ангела-Хранителя всем христианам!

Молитвы Ангелу хранителю

Молитва Ангелу-Хранителю, которую можно повторять во всех случаях, например, перед началом всякого важного дела.

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко всякому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва из «Молитв утренних» в молитвослове (читается утром)

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Часто схема для статей по иконографии выглядит следующим образом: «Есть некий стереотип, но… это не так». Этот материал не является исключением. Ангелы – существа бесплотные, и изображения их всегда символичны, но тем больше простора оставляется неудержимой человеческой фантазии об ангельском облике, их одеяниях и атрибутах.

Первые христианские изображения ангелов, как, впрочем, и все прочие христианские изображения, восходят к античности. Сперва ангелы изображались в качестве персонажей Священной истории, при этом, ничем не отличались от окружающих их людей, и понять, что это – именно ангелы, можно лишь из контекста самого изображения.

Явление ангела Валааму, роспись римских катакомб

По всей видимости, для первохристианских времён такие ныне обязательные и общепринятые атрибуты как нимб и крылья вызывали негативную ассоциацию с языческими культовыми изображениями. И лишь спустя некоторое время образ ангелов принял привычный для нас облик.

Божество света с нимбом, античная фреска из Стабий

Символика нимба и крыльев, в принципе, понятна и общеизвестна и не нуждается в дополнительном истолковании. Что же касается символических ангельских одеяний, здесь все несколько сложнее. Чтобы иметь ключ к «расшифровке» символики ангельских облачений без отсебятины и фантазий, нужно всего лишь понимать контекст эпохи, в которую эта символика складывалась.

Итак, ангелы суть посланники, слуги Царя Небесного, и в попытке передать все величие их чина, позднеримские/византийские художники обращались к образам земного царства. Таким образом, пышный придворный церемониал византийского двора нашел свое отражение в христианской иконографии, и вот ангелы уже предстают пред нами в ризах ромейских сановников или военачальников (архистратиг Михаил). Конечно, времена меняются, и сейчас было бы дико изображать ангельский чин в костюмах госчиновников или в парадной форме представителей министерства обороны (хотя это и являлось бы наиболее адекватным «переводом» византийской иконографии на современный язык). Но для античного и средневекового сознания «осовременивание» реалий духовного мира и Священной истории – вещь обыденная (даже в эпоху Ренессанса в Западной Европе все еще нормально было в религиозной живописи использовать современные костюмы). Впрочем, это уже отдельный разговор.

Основной ангельской «униформой» были одежды античной аристократии – хитон, гиматий и хламида . Не лишним будет напомнить, что хитон – это нижняя одежда, гиматий – это плащ, в который заворачивались поверх хитона, а хламида – тоже плащ, но в него не заворачивались, носили с застежкой на плече или груди. Это сочетание нижней и верхней одежды в античном мире сохранялось довольно долго, хотя фасон этих элементов мог меняться. Так хитон, в зависимости от длины, наличия разрезов, ширины и длины рукавов и т.д., мог называться по-разному: далматика, скарамангий, дивитисий, коловий и т.д. Со временем византийское общество перестало драпироваться в гиматий (в тогу – для римлян) и одновременно стало носить два хитона – нижний и верхний. Это сохранилось до сих пор в богослужебных одеяниях, например, архиерейский стихарь и саккос.


Ангел в хитоне и гиматии, фрагмент византийской мозаики в монастыре Дафни, XII век

Ангел в хитоне и хламиде, византийская икона, XV век

На головах ангелов мы видим диадему. В своем изначальном античном значении диадема – это не женское украшение из бриллиантов, каким мы ее знаем, а всего лишь лента, повязанная вокруг головы. Собственно, белая лента с бахромой в эллинистическое время считалась одной из царских регалий.


Египетский царь Птолемей V в диадеме, монета

В позднеримскую эпоху императоры также стали носить диадему, которая расшивалась жемчугом и драгоценными камнями.


Император Аркадий в диадеме, монета

При этом в центре диадемы надо лбом обычно размещался самый крупный камень. Именно эту диадему с развевающимися концами лент (называемых в русской традиции тороками) мы и видим в иконографии ангелов.


Ангел в диадеме с камнем в центре, фрагмент византийской иконы XII века

И именно с этим атрибутом связаны самые странные и нелепые трактовки позднейшего времени. Не раз приходилось писать, что синдром поиска глубинного смысла в человеке неискореним, как и стремление произвольно истолковать некий непривычный символ. Так, в «Богословии иконы» Языковой повторяется известная нелепица: «Тороки (слухи) - ленты в волосах ангелов, символизирующие слушание ими Бога».

Как ленты на голове могут символизировать «слушание», не объясняется, а древнейший символ власти сводится к функции антенны, принимающей сигнал. Или того хуже – центральный камень в диадеме (обычно ромбовидный) называется «третьим глазом» и символизирует уже не «слышание», но «видение». Ещё приходилось слышать, что концы лент - это… молнии. И все же диадема – это символ власти и священного служения (поскольку помимо царей, в древности диадему имели и жрецы).

В руках ангелов мы часто видим жезл – ещё один из символов власти. Он также имеет место среди регалий византийского двора, и, помимо императора, жезлы той или иной конфигурации могли иметь и придворные чины (например, мандаторы и силенциарии).


Ангел с жезлом в сцене поклонения волхвов, мозаика из монастыря Дафни, XII век

Жезл мог быть как в виде скипетра – длинной трости с украшенным навершием, так и в виде лабарума. Лабарум – древний римский воинский штандарт. Он представлял собой древко с поперечной перекладиной, с которой свисал прямоугольный кусок ткани. На лабарумах ангелов часто изображается троекратное «агиос» - «свят», что восходит к Священному Писанию, в частности,к книге пророка Исаии, где серафимы, окружавшие престол Господа, произносили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3).

Ангел с лабарумом, византийская мозаика собора Марторана, XII век

В русских «иконописных подлинниках» жезл почему-то именуется мерилом, что иногда «глубокомысленно» трактуется как «символы измерения чистоты человеческих душ, отошедших в вечность».

Третий символ власти, присутствующий в иконографии ангелов, держава – шар, который у римских императоров означал власть над вселенной. Часто держава в руках ангелов украшена крестом или монограммой Христа.


Ангел с лабарумом и державой, мозаика Софии Киевской, XI век

И этот символ на средневековой русской почве стал именоваться «зерцалом» (зеркалом) и получил очередное произвольное толкование: «В византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом» (И.К. Языкова «Богословие иконы»). Как видим, если диадема внезапно стала играть роль антенны, то держава теперь выполняет роль хрустального шара для гадания. Или вот ещё восхитительный образчик поиска глубинного смысла: оказывается, «зерцало» - это «прозрачный шар-сфера, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него».

Сочинители подобных басен часто не задумываются над тем, как выглядят их потуги по раскрытию глубинного смысла в контексте мировой культуры. В греческой мифологии есть известный аналог - зеркальный щит Персея, которым он пользовался, чтобы, сражаясь с Медузой Горгоной, уберечься от ее смертоносного взгляда. Вот только причем здесь ангелы и Господь?

Следующим интересным атрибутом одеяний ангелов является лор – парадное облачение византийских императоров и самых высших придворных (не случайно этот атрибут присутствует в изображениях высших ангельских сил), представляющее собой длинную широкую полосу ткани, замысловато задрапированную на фигуре.

Лор происходит от трабеи – одной из инсигний римских консулов. Консулы, в отличие от других римских магистратов, носили тогу с широкой пурпурной каймой. Драпировка тоги была целым искусством, но со временем она уменьшилась в размере и стала драпироваться сравнительно проще, при этом оформляться стала значительно пышнее. Этот вариант консульской тоги и стал называться трабеей.

Консул в трабее, табличка слоновой кости, V век

С течением времени и сама трабея сузилась и эволюционировала в некое подобие шарфа и стала называться лором (λωρος – по-гречески означает «лента»). Драпировался лор, как уже говорилось выше, довольно сложно: его передний конец свешивался с груди вниз почти до подола, а верхний крестообразно оплетал грудь и спину, выходил из-за спины и перебрасывался через левую руку. Это чисто историческое римское одеяние удачно вписалось в систему христианской иконографии, поскольку в Писании есть упоминания о видении ангелов: «И вышли из храма семь Ангелов.., облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 5–6).


Ангел, облаченный в лор, византийская мозаика Палатинской капеллы, XII век

В Византии на этом варианте не остановились, и лор эволюционировал дальше в направлении упрощения. В конце концов, он стал представлять собой несколько частей: оплечье, полосу, свисающую с груди, и более длинную, свисающую со спины, также огибающую талию и переброшенную через левую руку.

Для любого верующего человека не секрет, что у каждого человека существует личный ангел хранитель. Именно поэтому с самого рождения часто пишется индивидуальная икона Ангела Хранителя для того, чтобы даровать новому человеку.

Ведь этот Небесный наставник, как считается, оберегает каждого человека от его первого и до заключительного вздоха.

Его задача оберегать нашу жизнь. Он не только заботится о физическом состоянии тела, но и состоянии души. В любую трудную для человека ситуации надо помнить, что ты не один и твой ангел уже заботится о тебе, вымаливая Богу, чтобы он защитил твою душу и тело от злых умыслов дьявола.

В этом помогает икона святого Ангела Хранителя, которая напоминает об этом факте и способна установить связь со всевышним и оказать поддержку.

Почему нужны иконы Ангела Хранителя

Икона Ангела Хранителя поможет забыть о трудностях жизни и наставит на следование по Божьим наставлениям. Данному образу на иконе можно молиться в любой момент, когда необходима поддержка, когда страх настиг, когда беда и несчастье появляются, когда необходима защита от врагов и в любой другой момент, когда земные действия не приносят результата. Также для получения поддержки Ангела Хранителя можно использовать нательную икону, которая является популярным и действенным вариантом. Многие носят этот святой образ наряду с нательным крестом для того чтобы дополнительно укрепиться в вере и всегда получать поддержку от своего Небесного заступника.

Как молятся Ангелу Хранителю

Существует несколько молитв данному образу. Одну молитву читаем перед сном и утром, вторую же в течения дня, а третью перед уходом из дома. Также как молится Ангелу Хранителю выбирает каждый лично. Каждая молитва Ангелу Хранителю имеет очень большую силу, и он всегда слышит просящего и не оставит никогда. Так как Ангел Хранитель имеет особую силу и значение, то не стоит забывать о нем и уделять время течении для молясь ему.

Помимо этого, икона и образ Ангела Хранителя позволяют настроиться на определенный лад, всегда иметь связь с духовным миром

Обращаться к личному заступнику следует не только по материальной тематике, но и по духовным делам.

Значение иконы Ангела Хранителя

Ведь для истинно верующего подлинной целью является спасение собственной души, а остальное является второстепенным. И иногда трудно получить нужное наставничество и поддержку в этом мире. Именно тогда может помочь Ангел. Также хорошо дать икону Ангела Хранителя для ребенка, который именно с этого может начинать собственный духовный путь. Зачастую чаду будет удобнее обращаться к Ангелу, хотя и следует грамотно разграничить разницу между Небесными силами и различными сказочными существами, например, о которых ребенок тоже может узнавать из книжек.

Образ Ангела Хранителя можно разместить в любой части комнаты, но в большинстве случаев икону стараются повесить в углу комнаты направленную лицом на восток. Также полезным будет иметь стеклянный стеллаж для защиты икон от пыли и домашних животных.
Перед тем как покинуть дом, желательно помолиться Ангелу Хранителю, чтобы он оберег в течении дня и помог при любых возникших трудностях. Содержание молитвы полезно заранее сформулировать, по возможности записать на чисты лист белой бумаги.

Священник может помочь выбрать икону Ангела Хранителя в соответствии с потребностями того или иного духовного чада. Как правило, изображение является символическим

Ведь на этом образе не какая-то историческая личность, а бесплотная сущность, которая пребывает на службе у Господа и также помогает лично отдельному человеку. Поэтому зачастую следует осознавать образ именно как символ, а с личным Ангелом устанавливать духовную связь. Много в чем помогает икона Ангела Хранителя и каждый верующий со временем взращивает собственную духовную связь, которая помогает двигаться по духовному пути.


Ангел Хранитель всегда с вами, он не только заботится, но и ведет запись ваших положительных дел и поступков. Данная роль ему назначена для того, чтобы было ходатайствовать Богу во время высшего суда. Поэтому для верующего полезно размышлять на тему того как подумает о вас Ангел Хранитель, когда вы делаете разные дела.

Молитвы Ангелу Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва Ангелу-хранителю на каждый день

О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сердцем сокрушенным и душею болезненною предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имя), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни беззаконий моих и неправд, имиже аз, окаянный, прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господем; явися мне милосерд и не отлучайся мене, сквернаго, даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй молитвами твоими прочее время живота моего без порока прейти и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии, и да не порадуется враг о погибели моей.

Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне, непотребнем и паче всех грешнейшем, да не изымет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя Премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами, да спасет мя, да накажет мя зде по неизреченней милости Своей, но да не обличит и не истяжет мя онамо по нелицеприятному правосудию Своему; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю и таковаго дара всеусердно желаю.

В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити претрепетную душу мою; защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушныя мытарства, да, храним тобою, безбедно достигну рая, ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних Сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, Ему же подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Хэллоуин многие любят за возможность примерить на себя самые неожиданные костюмы и сделать самый невероятный макияж.

Одним из популярных образов этого праздника является ангел. Это может быть и классический ангел – невинный, чистый и нежный образ. И ангел падший – порочный, но невероятно притягательный.

В зависимости от выбранного образа выполняется и макияж ангела на Хэллоуин. Фото различных вариантов образа данного персонажа помогут почерпнуть идеи для выполнения мэйкапа.

Вне зависимости от выбранного образа, сначала нужно подготовить кожу и выровнять тон. И ангел классический, и темный антипод этого персонажа должны иметь идеальную кожу с ровным тоном. Поэтому начать следует с наложения тональной основы и маскировки дефектов, если таковые имеются. Необходимо:

  • наложить основу под макияж (можно использовать свой обычный дневной крем);
  • нанести тональное средство плотной текстуры, подобранное к оттенку кожи;
  • используя консилеры замаскировать затемнения под глазами, а также различные дефекты;
  • припудрить лицо рассыпчатой пудрой.

Макияж классического образа

Если выбран классический вариант образа, то можно сделать макияж в нюдовых оттенках, то есть, в этом случае лицо будет выглядеть естественно, будто косметика не использовалась совсем. Следует избегать использования черного цвета, даже тушь для ресниц лучше взять цветную. Придется обойтись и без яркой помады, следует применять естественный оттенок помады или бесцветный блеск.

Читайте также: Макияж кошки на Хеллоуин своими руками: оригинально, просто, соблазнительно!

Желательно использовать пудру с мерцающими вкраплениями, эти средством можно припудрить не только лицо и шею, но и руки, чтобы кожа немного поблескивала. Если такой пудры нет, то моно использовать обычные блестки, но их не должно быть слишком много.

Однако макияж на Хэллоуин для ангела можно сделать более карнавальным, все-таки это необычный праздник, на котором даже ангелы выглядят оригинально. Например, можно у внешних уголков глаз нарисовать ангельские крылышки. Рассмотрим, как можно сделать такой мейкап своими руками.

Необходимо:

  • нанести базу под тени на нижнее и верхнее веко, чтобы нанесенный макияж хорошо держался и не размазывался, ведь нам предстоит веселиться до утра;
  • берем белый карандаш и у внешнего угла каждого глаза рисуем фигуру напоминающую крыло ангела, вытягивая ее по направлению к виску. Закрашиваем полученный контур белым карандашом;
  • начинаем работать с тенями, накладывая их на верхнее веко. Следует использовать светлые холодные оттенки – голубовато-серый, серебристый, жемчужный. Можно взять тени с блестками или добавить немного блесток отдельно;
  • используя белые тени с сатиновым блеском, заполняем ими весь наш рисунок крыла. Нужно действовать аккуратно, поэтому стоит использовать тонкую кисточку;
  • на края «перышек» нашего крыла кладем немного теней с блестками или просто блесток;
  • теперь берем более темный оттенок и растушевываем его во внутренней складке, это сделает взгляд более выразительным;
  • далее берем гелевую подводку черного цвета, этим средство подводим верхнее веко, а также аккуратно обводит контур рисунка. Соединяем линии рисунка и подводки так, чтобы они выглядели единым целым;
  • у внешнего угла выводим стрелку по направлению, эта линия станет верхней границей небольшого внутреннего крылышка, состоящего из нескольких «перышек»;
  • белым карандашом закрашиваем слизистую нижнего века, а потом темным оттенком, который использовали для выделения складки верхнего века, подчеркиваем линию роста ресниц на нижнем веке;
  • теперь нужно подкрасить ресницы, можно использовать пучки накладных, их наклеивают у внешнего уголка;
  • можно украсить макияж стразами, наклев нескольку штук по контуру нарисованного крылышка;
  • на щеки кладем румяна нежно розового цвета;
  • губы покрываем бесцветным или розовым блеском.