Церковная организация и церковное право в киевской руси. Презентация "общественный строй и церковная организация на руси"

Древнейшее упоминание об учреждении церковной иерархии на Руси содержится в упоминавшемся ранее "Окружном послании" патриарха Фотия, где говорится о посылке к "росам" митрополита Михаила. Однако, как уже говорилось, даже если речь в послании идет о Киеве, просуществовала эта епархия недолго. Несколько более вероятно существование церковной организации в середине Х в. Упоминаемая в договоре 945 г. церковь св. Ильи, в которой присягали дружинники названа "соборной". Это означает, что она была не единственной, а главной в городе, и служил в ней не один священник, а несколько ("собор"). Вполне возможно, что священник, возглавлявший клир этой церкви и, соответственно, имевший право старшинства по отношению к другим церквам, мог иметь архиерейский сан. Но если учесть, что до Владимирова крещения периоды сравнительно успешного распространения христианства сменялись полосами языческой реакции, то следует признать, что постоянно действующей и самовоспроизводящейся церковной организации в это время скорее всего быть не могло.

Но значит ли это, что сразу же после Крещения церковная организация обрела законченные и стройные формы? Официальная церковная историография именно так и трактует данный вопрос: непосредственно после обращения киевлян в новую веру была учреждена митрополия во главе с Михаилом, поставленным константинопольским патриархом, а следом стали создаваться подведомственные митрополичьей кафедре епископии. Однако данные источников этого не подтверждают. Первое упоминание о киевском митрополите в "Повести временных лет" относится лишь к 1039 г. В данной погодной статья говорится, что митрополит-грек Феопемпт участвовал в освящении Софийского собора. На этом основании А.Е. Пресняков делал вывод, что официальный список митрополитов, начинающийся с Михаила - явно позднего происхождения, а имя первого архиерея "заимствовано" из "Окружного послания" Фотия. В действительности же, по его мнению, первым предстоятелем Русской церкви был тот "поп Анастас", который, согласно "Повести временных лет", был приведен Владимиром из Корсуня, руководил крещением киевлян, а после этого возглавил клир Десятинной церкви. В пользу этой версии говорят следующие факты:

1. Об особом положении Анастаса свидетельствует то, что именно ему Владимир передал на хранение свою казну и доверил сбор в пользу церкви десятины от всех даней и доходов.

2. Известно, что новгородцев крестил корсунянин Иоаким, ставший после этого епископом. В соотнесении с этим фактом представляется весьма маловероятным, чтобы Анастас, осуществлявший аналогичную миссию в стольном граде, получил бы во вновь созданной епархии меньший сан.

3. В хронике Титмара Мерзебургского сообщается, что в 1018 г. польского короля Болеслава, поддержавшего Святополка, встречал в Киеве местный архиепископ. Это согласуется с летописным известием о бегстве Анастаса вместе с Болеславом, когда тот вынужден был оставить Киев. Из этих двух фактов нетрудно сделать вывод, что упоминаемый Титмаром архиепископ и есть Анастас. А умолчание летописи о его архиерейском сане может быть объяснено отношением летописца к предательству Анастаса.

Кто был преемником первого предстоятеля Русской церкви, сказать трудно. В официальном списке митрополитов после мифического Михаила значится Леон. В "Житии Бориса и Глеба" также упоминается данное имя. При этом автор называет Леона то митрополитом, то архиепископом, что также свидетельствует в пользу гипотезы А.Е. Преснякова. В связи с этим заслуживает внимания его предположение о первоначальном подчинении Киевской архиепископии не напрямую Константинопольскому патриархату, а болгарской (Охридской) епархии. По крайней мере, весьма многозначительно совпадение дат: в 1037 г. упраздняется автокефалия Болгарской церкви, а вскоре в Киеве появляется митрополит Феопемпт. Очевидно, повышая статус Киевской кафедры и напрямую подчиняя ее Константинополю, византийцы стремились укрепить свое влияние на Руси.

Однако, как показало будущее, результат оказался обратным. Именно на начало 40-х гг. XI в. приходится резкое обострение русско-византийских отношений, апогеем которого был поход княжеской дружины на Константинополь в 1043 г. Видимо, деятельность митрополита сыграла в этом не последнюю роль, поэтому он оказался persona non grata. Об этом говорит тот факт, что в следующем, 1044 г. по распоряжению Ярослава состоялось крещение останков Олега и Ярополка - акция, которая никоим образом не могла быть одобрена архиереем-греком. Следовательно, к этому моменту Феопемпта в Киеве уже не было. А в 1051 г. собор русских епископов избирает на митрополию Илариона, ставленника великого князя. Правда, вскоре после смерти Ярослав он был, очевидно, смещен с кафедры и отношения с Константинополем восстановлены, поскольку под 1055 г. уже упоминается новый митрополит - грек Ефрем. Только еще один раз после Илариона киевскую кафедру занимал "русин", поставленный без ведома Константинополя. Это был знаменитый книжник Климент Смолятич (1147-1154), возведенный на митрополию по инициативе Изяслава Мстиславича и занимавший кафедру до его смерти.

К концу XI в. складывается епископальная организация древнерусской церкви. В начале этого века на Руси было 9 епархий, причем Тмутаракань имела статус архиепископии. С 1165 г. архиепископией становится и новгородская кафедра. Причем согласно неписаной конституции вечевой республики владыка лишь утверждался киевским митрополитом, а выбирало его вече.

С увеличением числа городов и ростом их экономического значения росло и число епархий. К середине XIII в. их было уже 16. В сравнении с Византией, где насчитывалось более 90 митрополий и около 6 тыс. епископий, это было ничтожно малое число. Причины столь высокой степени централизации древнерусской церкви по-разному объясняются в исторической литературе. Н.М. Никольский считал, что такая структура была выгодна великокняжеской власти, тогда как Константинопольский патриархат был заинтересован в увеличении числа епархий, чтобы экспортировать на Русь "излишки" духовенства. По мнению Д. Оболенского Византии была выгодна раздробленность Руси (как политическая, так и церковная), поскольку это превращало отдельные княжества в "пешки на шахматной доске византийской дипломатии". В то же время Г.Г. Литаврин убедительно показал, что Византия вовсе не была заинтересована в политической раздробленности Руси, т.к. внутренняя нестабильность дезориентировала имперских политиков. Поэтому вряд ли Византия стала бы устранять столь важный фактор этнополитической консолидации, как единая церковная организация. За всю историю Киевской Руси лишь один раз была предпринята попытка дробления митрополии: в начале 70-х гг. XI в. (до 1076 г) помимо киевской существовали черниговская и переяславская митрополичьи кафедры.

Еще одной загадкой ранней истории русской церкви является молчание источников о существовании в X - нач. XI вв. на Руси монастырей. Упоминания о них, если и встречаются в текстах, то на поверку оказываются поздними и недостоверными. Только с эпохи Ярослава Мудрого получает развитие монастырская организация, что самими летописцами осознавалось как новое явление : "чернорисцы поча множитися и монастыреве почаху быти", - сообщает "Повесть временных лет". Большинство монастырей, возникших в это время, были княжескими, т.е. основанными на средства князей и в честь их небесных патронов. Так, Ярослав основал в Киеве Георгиевский и Ирининский монастыри в честь святых-покровителей - своего и своей жены, а по повелению и на средства его сына Изяслава был учрежден Дмитриевский монастырь.

Первым некняжеским монастырем в Киеве был Печерский. Его основателем был Антоний, "русин", родом из городка Любеч под Черниговом. Постриг он принял на Афоне, в самом крупном и влиятельном центре православного монашества. Примерно в 1028 г. он возвратился в Киев и поселился на берегу Днепра в пещере, вырытой им рядом с кельей Илариона - будущего митрополита. Вскоре Антоний приобрел славу великого подвижника, и когда вокруг его кельи появилось еще 12 пещер отшельников, Антоний принял решение об основании монастыря и поставил игуменом Варлаама. Впрочем, правильнее было бы назвать эту обитель скитом ("особножительством"). Монастырем ("киновией") в точном смысле этого слова она стала лишь в 1057 г., когда новый игумен Феодосий ввел "общежительский" устав Феодора Студита.

Авторитет Печерского монастыря, основанного не князем, а подвижниками веры, был чрезвычайно велик. Он стал главным очагом распространения монашества на Руси. Так, сам Антоний основал под Черниговом в Болдиных горах Елецкий Успенский монастырь, Варлаам стал игуменом Дмитриевского монастыря в Киеве, а другой печерский игумен - Стефан, рассорившись с братией, основал по соседству Влахернский монастырь.

В 1170 г. игумен Печерского монастыря получает сан архимандрита. Это означало, что данный монастырь является наиболее влиятельным в городе и его настоятель имеет право старшинства по отношению к другим игуменам и может представлять интересы всех монастырей перед светской властью. Наиболее ярко проявлялась эта функция архимандрита в Новгороде, где он выступал от имени всего монашества города на вече. Появление архимандритии в Новгороде датируется рубежом XII-XIII. В XIII в. архимандритии появляются также в Ростове и Владимире-на-Клязьме.

Весьма своеобразны были формы материального обеспечения древнерусской церкви. Киевская держава может быть отнесена к тому типу государственных образований, которые историки называют "варварскими" или "дофеодальными", поскольку возникают они задолго до полного оформления феодального способа производства. Присвоение прибавочного продукта феодализирующейся военной элитой осуществлялось в таких государствах в форме централизованной ренты, т.е. сбора дани (в Киевской Руси - полюдья ). В этих условиях единственно возможной формой материального обеспечения церкви было отчисление на ее нужды "десятины" - десятой доли доходов князя. Другой источник доходов получила церковь с передачей в ее юрисдикцию семейного и гражданского права. Взимаемые судом "виры" по этим делам также пополняли церковную казну. С развитием внутренней торговли добавилась и такая статья доходов, как "торговая десятина" - доля с торговых пошлин, передаваемая в распоряжение церкви.

Начиная с XI в. все возрастающую роль стало играть церковное землевладение. В основном, земли и села жертвовались князьями при основании монастыря или передавались уже существующим обителям "на помин души". О том, что уже в XI в. некоторые монастыри превратились в крупные хозяйственные комплексы, говорит факт существования при Печерском монастыре богадельни, на содержание которой расходовалась десятая часть доходов монастыря.

Не только монастыри, но и храмы владели недвижимостью в пределах города и его округи. В связи с этим даже возникает особая корпорация городского белого духовенства, известная по письменным источникам как "клирошане" или "крылошане". Название это произошло от греческого слова "клирос" (), обозначающего штат "соборной" церкви, в которой, в отличие от обычного приходского храма, богослужение велось ежедневно, что требовало привлечения значительно большего числа духовных лиц ("собора"). Как правило, соборные церкви были кафедральными, т.е. в них служили архиереи. Поэтому все пожертвования недвижимости в пользу епархии поступали в распоряжение соборной церкви. Таким образом, клирошане выступают в качестве особой корпорации, группирующейся вокруг кафедрального собора, члены которой являлись наследственными владельцами недвижимости, принадлежавшей данному храму. Но поскольку к службе в соборе по будним дням привлекался и персонал остальных приходских церквей, клирошане фактически являлись корпоративной организацией всего городского белого духовенства. И в этом качестве клирос мог даже брать на себя некоторые функции архиерея.

С момента образования Древнерусского государства в нем появился структурированный общественный строй - и своеобразное классовое расслоение, хотя последнее в ранний период истории было выражено не очень четко.

Основные слои населения Древней Руси

Посмотрим, как выглядел общественный строй в славянском государстве XI – XV веков.

  • Главным человеком славянского государства был, безусловно, князь. Правда, здесь нужно сделать примечание - помимо великого князя, являвшегося «фигурой номер один», существовало еще множество удельных князей, его родичей. В собственных вотчинах главенствовали именно они. Князь регулировал все сферы общественной жизни - он был верховным судьей, законодателем, военачальником.
  • Ниже князя стояла его дружина, в которую входили и бояре. Они были советчиками князя и его доверенными, тогда как дружина младшая состояла из воинов.
  • Совершенно особенной кастой являлось духовенство - сначала это были языческие волхвы, затем православные священники. Они имели приблизительно такую же власть, как и бояре - а иногда могли так сильно влиять на верующего князя, что даже диктовали ему свои решения.
  • Самой нижней кастой древнеславянского общества были крестьяне, делившиеся на земледельцев, охотников и первых ремесленников. В первые века развития Руси простые люди вовсе не были закабаленными крепостными - они обладали личной свободой и всеми правами. Однако уже в XI веке в Древней Руси существовали зависимые люди - холопы, челядь из числа пленных врагов, слуги, работающие на хозяина по добровольному договору.

Как выглядела древнерусская церковь?

В духовной сфере тоже существовало свое особое расслоение. В каком-то смысле церковь была «государством в государстве» - по крайней мере, ее структура сильно напоминает структуру светского социума.

Во главе церкви в масштабах всей страны стоял митрополит. Но поскольку Древняя Русь была слишком велика и раздроблена, в каждом регионе имелся еще и свой епископ - напрямую подчиненный митрополиту. И уже власти епископа подчинялись низшие слои духовного общества - дьяки и священники, называвшиеся «белым» духовенством, и монастырские монахи, представлявшие духовенство «черное».

Также важно отметить, что долгое время высшее управление русской церковью осуществлял константинопольский патриарх - он же и назначал митрополитов. Только в 1051 году, когда митрополит впервые был назначен на Руси, ситуация начала постепенно меняться.

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха . Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри.

Церковь - важный элемент политической системы древнерусского общества, тесно связанный с государством. Христианская религия отвечала идеологическим требованиям княжеской власти, проповедуя божественное происхождение власти монарха, покорность подданных государству. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.

Церковная организация (русская церковь - часть Константинопольской патриархии):

  • 1) митрополит (назначался константинопольским патриархом)
  • 2) епископы (во главе епархий - крупных церковных округов)
  • 3) церкви (гос. образования) и монастыри (добровольные сообщества людей)

Церковное право (церковные уставы Владимира и Ярослава):

  • 1) доля церкви в княжеских доходах
  • 2) разделение церковной и светской юстиции
  • 3) круг преступлений, подсудных церкви (семейные, колдовство, богохульство)

Роль церкви в ДРГ: укрепление государственности, объединение русских земель, влияние на культуру, приобщение к европейскому христианскому миру. Церковь способствовала распространению византийского права на Руси и, заинтересованная в защите собственнических прав на дарованные ей земли, способствовала более точному определению понятия собственности.

За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковные наказания -- эпитимьи . Так, византийский закон предусматривал, например, за блуд с сестрой 15 лет «поститися и плаката»; легкой эпитимьей считались 500 поклонов в день. Эпитимья часто соединялась с государственной карой. По мнению С. В. Юшкова, церковь применяла кроме эпитимий членовредительные наказания и тюремное заключение .

Наконец, что не менее важно, Церковь через ее руководителей - епископов и настоятелей монастырей - обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью установление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примирение противоборствующих народных партий.

В тот период главой русской Церкви был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал константинопольский патриарх.

Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа. Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епископский престол оказывался вакантным.

При Владимире на Руси было основано восемь епархий С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собственном княжестве. Накануне монгольского вторжения на Руси уже было пятнадцать епархий.

С 1165 г. епископ Новгорода носил титул архиепископа . Каждый епископ обладал значительной властью над священниками и другим духовенством в своей епархии. Однако приходской священник часто назначался прихожанами, и епископ обычно подтверждал это назначение.

Русское монашество следовало византийскому образцу. На Руси, как и в Византии, не существовало специализации в деятельности монахов, и все монахи образовывали как бы один орден. Что касается их организации, то некоторые из византийских монастырей строились по общинному типу. Братья жили в одном здании, получали от монастыря одежду, питались вместе и трудились под наблюдением настоятеля. В других монастырях каждый монах жил в своей собственной келье.

Первые русские монастыри, очевидно, были именно последнего типа, а общинный устав - такой как в монастыре Студион в Константинополе - был впервые введен на Руси в Печерской Лавре в Киеве в одиннадцатом веке. Этот монастырь играл важную роль в поддержке христианской морали и образования, и в его стенах была написана первая киевская летопись. Под покровительством князей монастыри быстро распространились по Руси в киевский период, к концу которого их число достигло пятидесяти восьми, к чему нам следует еще прибавить двенадцать женских монастырей. За единственным исключением, все мужские и женские монастыри располагались в городах. Это является ярким контрастом по отношению к ситуации; сложившейся в монгольский период (с тринадцатого по пятнадцатый век), во время которого большинство новых монастырей было основано в "пустыне" (то есть в девственных лесах), и, таким образом, им было предназначено сыграть важную роль в колонизации Северной Руси.

Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства. Тяжбы между представителями Церкви и мирянами рассматривал смешанный суд епископа и князя или, соответственно, их чиновников.

Кроме того, были особые случаи, когда даже люди, не являющиеся представителями Церкви, подчинялись юрисдикции епископа. К этой категории относились преступления против Церкви и религии, семейные конфликты, а также случаи, связанные с моральными провинностями. Списки подобных дел были включены в так называемые "Церковные уставы", большинство из которых известно только в более поздних и неофициальных списках. Мы обнаруживаем в них упоминание о таких преступлениях, как ограбление церкви, срезание крестов (по-видимому, на кладбищах и на перекрестках), кража одежды с тел усопших, а также, то, что современному читателю может показаться значительно меньшим преступлением,- привод в церковь собаки или какого-то другого животного, и так далее. Что касается семейных конфликтов и преступлений против морали, то в список занесены следующие случаи: ссора между мужем и женой по поводу собственности; избиение родителей детьми (но не наоборот); супружеская измена; изнасилование женщины или девушки (а если монахини, то это требовало самых высоких штрафов); оскорбление, особенно, когда женщину называли "шлюхой" и так далее.

Предпосылки феодальной раздробленности. Отличительные черты феодальных княжеств и феодальных республик

Феодальная раздробленность (удельный период) - раннефеодальное гос-ва рассыпается на отдельные самостоятельные княжества, которые формально сохраняют единство.

Предпосылки для раздробленности создала знаменитая резолюция Любечского съезда князей 1097 года: "Каждый да держит вотчину свою" После этого князья постепенно перестали признавать свою зависимость от киевского великого князя.

Причины , вызвавшие распад Киевской Руси, разнообразны. Среди экономических главной можно назвать сложившуюся к этому времени систему натурального хозяйства. При данной системе отдельные хозяйственные единицы, такие как семья, община, княжество и др., изолировались друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь произведенный продукт. Вследствие этого товарный обмен не получил широкого распространения. Ослабление экономического единства в следствие упадка традиционных торговых путей - исчезновение торгового пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию),

Наряду с экономическими причинами можно выделить и социально-политические . Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты в землевладельцев, добивались политической независимости. Начался процесс оседания дружины на землю (ослабление их зависимости от князя).

В этот период происходят изменения в системе государственного управления -- на смену десятичной системе приходит дворцово-вотчинная. Формируются два центра управления -- дворец и вотчина. Отсутствует сильный преемник, который мог бы объединить княжества.

В процессе распада Киевского государства существенную роль играли и внешнеполитические причины . Ослабление внешнеполитической угрозы в начале 12 в.

Последствия:

  • - Ослабление государства. Главными из них были: вторжение монголо-татар.
  • - Усложнение усобиц

В XIII в. Киевское княжество окончательно утратило свое значение славянского государственного центра. Начинается отток населения на запад и северо-восток. Сформировался конгломерат феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киевское, Новгородская земля. Внутри этих княжеств происходил процесс дробления на еще более мелкие феодальные образования. ГВК. Здесь очень рано формируется боярство. Это сословие имело большой удельный вес, политическую и экономическую силу, поэтому князь был вынужден с ним считаться. Все важные вопросы решались князем совместно с боярами. Большое влияние соседних католических стран. Ярослав Осмомысл, Роман и Даниил Галицкий. ВСК укрепление боярства начинается после распределения земель (1097 г.). Хотя боярство пыталось установить контроль над властью, князья имели большую самостоятельность. Здесь раньше всех начинают использовать временное пожалование, а также форму служилого землевладения. Основаны новые города. Развивается земледелие и скотоводство (благодаря благоприятным природным условиям). Активное стремлени влиять на политику других княжеств НЗ. Боярство уходит корнями в родоплеменную знать, т.е. коренное население региона. Отсутствует княжеское единовластие, даже при участии боярство. Главенствующее положение занимает вече (аристократическая республика). Развивается в основном ремесло и торговля. 1136 - изгнан Киевский наместник. Вече, посадник, архиепископ Но полного распада не произошло:

  • - сохраняется религиозная общность
  • - сохраняется титул ВК
  • - сохраняется понятие русской земли

Причины возвышения Москвы:

  • - превращение в религиозный центр - 1327
  • - отсутствие мощного боярского землевладения, не делилась на уделы
  • - политика правителей
  • - выгодное ЭГП, пересечение торговых путей
  • - миграционный поток

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общественный строй и церковная организация на Руси В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь? До сих пор мы изучали главным образом политическую историю нашего Отечества – объединение восточнославянских племён под властью князя киевского. При этом выяснили, что единство Древнерусского государства было бы невозможно без объединения людей, живших на его территории в сплочённое общество, которое называют народом. Народ (народность) - большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая говорит на одном языке, связанная одной верой, общими духовными ценностями, общей хозяйственной деятельностью Вспомните, по каким признакам судят что люди принадлежат к одному народу?

2 слайд

Описание слайда:

«В год 6420 . Послал Олег заключить мир и установить договор между греками и русскими.[Послы князя Олега Вещего заявили в Царьграде]: «Мы от рода русского, от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его». Повесть временных лет 1. Формирование Древнерусской народности Какие факторы, по вашему мнению, способствовали объединению восточнославянских племён в единый русский народ?

3 слайд

Описание слайда:

Изучите первый пункт § 9 учебника (с.69 – 70) «Формирование древнерусской народности», выясните, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности. Заполните схему: Единая древнерусская народность Духовный фактор Военный фактор Военный фактор (оборона) Общие цели походов воспитывали чувство родства, единства Родины Экономический фактор Экономический фактор (общие дела, торговля) Формировался единый древнерусский язык Духовный фактор (христианство) Единая вера, единые нормы поведения, праздники, традиции

4 слайд

Описание слайда:

2. Основные слои населения Древней Руси Итак, все люди в Древнерусском государстве сплотились в единый народ, который, однако, как и в других странах, состоял из различных слоёв, которые мы называем сословиями Вспомните, по каким признакам люди объединяются в одно сословие? Назовите основные сословия Западной Европы? Сословия – большие группы людей, имеющие общие признаки (занятия, права и обязанности) Население древней Руси делят на свободное и зависимое. Назовите известные вам слои населения Древней Руси

5 слайд

Описание слайда:

На вершине Древнерусского общества стояли князья из рода Рюриковичей. Власть князя опиралась на дружину, которая делилась на старшую и младшую. Старшая дружина(бояре) была наиболее приближена к князю. С ними князь советовался, их назначал на высшие государственные должности (наместники, тысяцкие – главы народного ополчения, ставил во главе посольств). Младшая дружина – воины и исполнители княжеских поручений. С распространением христианства всё большее влияние приобретает православное духовенство Свободное население (Высшие сословия)

6 слайд

Описание слайда:

Назовите главное занятие восточных славян? Как вы считаете, какое сословие - самое многочисленное в Древнерусском государстве? Основная масса населения – люди (свободные крестьяне – общинники). Они жили в деревнях – небольших поселениях. Жители нескольких близлежащих деревень составляли соседскую (территориальную общину) - (вервь или мир) Каковы основные признаки соседской общины? Крестьяне – общинники сообща платили дань государству за право пользоваться землёй и защиту Земля считалось совместной собственностью общины, земли, пригодные для пашни делились на наделы для каждой семьи

7 слайд

Описание слайда:

С IX в. появляются укреплённые поселения, огороженные крепостными стенами – города. В Скандинавии Русь называли «Гардарикой» – страной городов. Назовите известные вам Древнерусские города. Каковы основные занятия жителей городов? Города: Укрепления, где могли укрыться в случае опасности люди из близлежащих селений; 2. Административные центры - центры управления, здесь озвучивалась воля князя, вершился суд; 3. Центры ремесла и торговли Основным населением городов были купцы и ремесленники. Князья собирали с торговых людей мыто – торговую пошлину, что приносило большой доход. В города крестьяне везли выращенные продукты, а покупали ремесленные изделия

8 слайд

Описание слайда:

На городском торгу сходились люди из разных земель, в общении между ними складывались единые традиции, формировался единый древнерусский язык Свободное население (Низшие сословия)

9 слайд

Описание слайда:

Вотчины, в отличие от общинных земель, были в личной собственности феодалов (землевладельцев). Вотчина состояла из княжеской усадьбы, примыкавших к ней пахотных земель и деревень, в которых жили и трудились на князя зависимые крестьяне. Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам за службу, а также Церкви. Так появляются боярские и церковные вотчины Особое место среди древнерусских поселений занимали расположенные рядом с крупными городами вотчины (от слова «отче» – отец; вотчина – земля отца) - наследственное земельное владение князя (преходящее от отца к сыну). А. Васнецов. Двор князя Вспомните, какие повинности в пользу феодала несли зависимые крестьяне в Западной Европе? 3. Земельные отношения Какие сословия Древней Руси являлись феодалами (землевладельцами)?

10 слайд

Описание слайда:

Работая с п.3 § 3 (с.71), заполните таблицу: Зависимое население Древней Руси Зависимое население Характеристика Рабы (Холопы челядь) Смерды Закупы Рядовичи Военнопленные (челядь) или продавшие себя в рабство за долги (холопы) Зависимые крестьяне, которые несли повинности в пользу князя Разорившиеся крестьяне – общинники, получившие от князя«купу»- ссуду скотом, орудиями труда и отрабатывающие долг Люди, заключившие с князем (или другим землевладельцем)«ряд»- договор, согласившись жить и работать на господина

11 слайд

Описание слайда:

4. Церковная организация. Храмы и богослужения Почему Церковь играла огромную роль в жизни людей в Средние века? После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация. До середины 15 в. Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольского Патриарха, который назначал на Русь митрополита – главу Русской православной церкви, резиденция которого находилась в Киеве. Первым русским митрополитом стал Иларион, современник Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый поставил его на митрополичий престол без согласования с Константинопольским патриархом, т.к. Русь находилась в тот момент в состоянии войны с Византией. В крупные города митрополит назначал епископов. В подчинении епископов находилось местное духовенство, которое делилось на белое и чёрное Вспомните, кого относят к чёрному и белому духовенству? Святой Иларион, митрополит Киевский. Икона XI в. Составьте схему: Организация Русской православной церкви

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Храмы (церкви и соборы – центральные городские храмы) Приходские (строились на деньги городских или сельских жителей – прихожан данного храма) Домовые (строились в домах и усадьбах обеспеченных людей для их семей) Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. При каком князе возведён собор?

14 слайд

Описание слайда:

5. Монастыри Вспомните, каковы причины возникновения монастырей в Западной Европе? Приведите факты, подтверждающие, что монастыри в Западной Европе были не только духовными центрами, но и культурными Монахи основывали свои религиозные общины- монастыри, во главе которых стояли игумены. Один из первых монастырей на Руси основал монах Антоний из Любеча. Он поселился близ Киева в пещере, жил уединённо, однако вести о его святости распространились и к нему стали приходить другие люди. Так возник Киево – Печерский монастырь («Печерский» – от слова – «пещера»). Монахи сообща вели хозяйство, переводили с греческого церковные книги, писали иконы, летописи. Вспомните имя самого известного летописца - монаха Киево – Печёрского монастыря? Киево – Печерский монастырь

16 слайд

Описание слайда:

Единая Православная вера объединила разрозненные племена - предков русских, украинцев, белорусов в единый народ. Православная вера скрепляет дружбу наших братских народов уже более тысячи лет едиными христианскими ценностями, которые принципиально отличаются от языческих. Вспомните, жестокую месть древлянам Ольги (тогда ещё язычницы) - по языческой традиции кровной мести. Вспомните, что Владимир - христианин говорил о себе – язычнике: «Я был зверь, а не человек» Изучите п. 6 § 9 (с.75) «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», объясните, какие ценности процветали в язычестве, какие ценности принесло православное христианство? Язычество – культ силы и жестокости Православие - культ смирения и добрых дел

17 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: Учебник параграф 9. Вопросы и задания с. 76. Сообщение (презентация) Первые русские святые

С1037 г. русская Церковь была организована как епархия константинопольского патриархата. Хотя некоторые русские выступали против такого положения, оно было в некоторой степени выгодно Церкви, делая ее менее зависимой от местных государственного правительства и политики. Под таким угломзрения, русская Церковь в киевский период являлась автономной организацией, своего рода государством в государстве; как мы знаем (Гл. VI, 8), у Церкви даже были свои «подданные», поскольку определенные категории людей находились под ее исключительной юрисдикцией. В то же время, не только в соответствии с византийской теорией «симфонии» между Церковью и государством, но и в качестве действующего организма, Церковь являлась важным фактором в развитии русского государства и народа в целом, а также и русской экономики. В определенной степени церковная администрация, основанная на принципе строгой субординации послужила моделью для укрепления княжеской администрации, как, например, в Суздальской земле. Церковь способствовала распространению византийского права на Руси и, заинтересованная в защите собственнических прав на дарованные ей земли, способствовала более точному определению понятия собственности. С другой стороны, она внесла некоторые феодальные элементы в русскую социальную организацию, возражая против открытого рабства и поддерживая новую социальную группу – «изгоев», чье положение имело некоторое сходство с крепостными (см. Гл. VI, 8).

Наконец, что не менее важно, Церковь через ее руководителей – епископов и настоятелей монастырей – обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью установление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примирение противоборствующих народных партий.

В тот период главой русской Церкви был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал константинопольский патриарх.

Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа . Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епископский престол оказывался вакантным. При Владимире на Руси было основано восемь епархий (см. Гл. III, 4). С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собственном княжестве. Накануне монгольского вторжения наРуси уже было пятнадцать епархий. С 1165 г. епископ Новгорода носил титул архиепископа. Каждый епископ обладал значительной властью над священниками и другим духовенством в своей епархии. Однако приходской священник часто назначался прихожанами, и епископ обычно подтверждал это назначение.

Русское монашество следовало византийскому образцу . На Руси, как и в Византии, не существовало специализации в деятельности монахов, и все монахи образовывали как бы один орден. Что касается их организации, то некоторые из византийских монастырей строились по общинному типу. Братья жили в одном здании, получали от монастыря одежду, питались вместе и трудились под наблюдением настоятеля. В других монастырях каждый монах жил в своей собственной келье.

Первые русские монастыри, очевидно, были именно последнего типа, а общинный устав – такой как в монастыре Студион в Константинополе – был впервые введен на Руси в Печерской Лавре в Киеве в одиннадцатом веке. Этот монастырь играл важную роль в поддержке христианской морали и образования, и в его стенах была написана первая киевская летопись. Под покровительством князей монастыри быстро распространились по Руси в киевский период, к концу которого их число достигло пятидесяти восьми, к чему нам следует еще прибавить двенадцать женских монастырей. За единственным исключением, все мужские и женские монастыри располагались в городах. Это является ярким контрастом по отношению к ситуации; сложившейся в монгольский период (с тринадцатого по пятнадцатый век), во время которого большинство новых монастырей было основано в «пустыне» (то есть в девственных лесах), и, таким образом, им было предназначено сыграть важную роль в колонизации Северной Руси.

Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства. Тяжбы между представителями Церкви и мирянами рассматривал смешанный суд епископа и князя или, соответственно, их чиновников.

Кроме того, были особые случаи, когда даже люди, не являющиеся представителями Церкви, подчинялись юрисдикции епископа. К этой категории относились преступления против Церкви и религии, семейные конфликты, а также случаи, связанные с моральными провинностями. Списки подобных дел были включены в так называемые «Церковные уставы», большинство из которых известно только в более поздних и неофициальных списках . Мы обнаруживаем в них упоминание о таких преступлениях, как ограбление церкви, срезание крестов (по‑видимому, на кладбищах и на перекрестках), кража одежды с тел усопших, а также, то, что современному читателю может показаться значительно меньшим преступлением,– привод в церковь собаки или какого‑то другого животного, и так далее. Что касается семейных конфликтов и преступлений против морали, то в список занесены следующие случаи: ссора между мужем и женой по поводу собственности; избиение родителей детьми (но не наоборот); супружеская измена; изнасилование женщины или девушки (а если монахини, то это требовало самых высоких штрафов); оскорбление, особенно, когда женщину называли «шлюхой» и так далее.