Воздушный транспорт. Не играет существенной роли в общем объеме грузовых и пассажирских перевозок, хотя вне конкуренции по скорости доставки на большие расстояния. Наяда гваделупская (Najas guadelupensis) Не играет существенной роли

Агглютинация происходит при всех взаимодействиях, кроме: 2 . А+b

Агглютинины α и β входят в следующую составную часть крови: 4 . плазму

Агглютиногены А и В находятся в: 3 .эритроцитах

Агранулоцитоз характеризуется: 4.отсутствием или значительным снижением абсолютного числа всех видов гранулоцитов

Активность фибринолитической системы оценивают по: 5. определению антитромбина III

Алиментарный фактор повышающий пептическую активность желудочного сока: 5.частое употребление мясной пищи

Аритмиии являются следствием нарушения свойств: 4) их комбинированные нарушения

Артериальная гипотензия может развиться при: 3.сердечной недостаточности

Артериальные гипертензии подразделяют в зависимости от: 5)все перечисленное верно

Атриовентрикулярная блокада III степени характеризуется: 5) полным разобщением пресердного и желудочкового ритмов

Бледность и понижение температуры кожных покровов у больных с застойной сердечной недостаточностью связано с: 3.повышением тонуса симпатической нервной системы

В зависимости от минутного объема сердца артериальные гипертензии бывают: 2.гипер- и эукинетические

В защите слизистой оболочки желудка от кислотно-пептической агрессии желудочного сока играет роль: 2.секреция бикарбонатов

В кардиомиоцитах накапливается избыток цАМФ в результате: 5)снижение К-АТФазы плазмолеммы

В крови второй группы крови содержатся: 3. А-агглютиноген и b-агглютинин

В крови третьей группы крови содержатся: 2. агглютиноген В и агглютинин a

В крови четвертой группы содержатся: 2 . агглютиногены А и B

В механизме тромбоцитарно-сосудистого гемостаза важное значение имеет: 1. адгезия, агрегация тромбоцитов и выделение ими БАВ (тромбоксан- А2 и др.)

В основе компенсаторного механизма Франка-Старлинга лежит: 1.увеличение сердечного напряжения в ответ напряжение миокарда

В патогенезе лейкозов решающее значение для формирования злокачественного автономного клона клеток имеет: образование злокачественных генов или активация онкогенов в стволовых клетках 11-111 порядка

В патогенезе отеков при застойной сердечной недостаточности имеет значение: 4.повышение содержания в крови альдостерона ии вазопрессина

В патогенезе пептической язвы желудка не играет существенной роли механизм: 2.снижение парасимпатических влияний на слизистую желудка

В патогенезе первичной артериальной гипотонии не имеет значение: 1.повреждение коры надпочечников, сопровождающееся снижением глюкокортикоидов

В патогенезе синусовой (дыхательной) аритмии имеет значение 1) формирование эктопического очага импульсации 2) колебания тонуса вагуса

В патогенезе синусовой брадикардии имеет значение 1)замедление спонтанной деполяризации мембраны кардиомиоцитов

В первой группе крови содержатся: 4. a- и b-агглютинины, отсутствуют агглютиногены А иВ

В первую фазу коагуляционного гемостаза происходит: 5 .образование протромбиназы

В результате второй фазы коагуляционного гемостаза происходит: 5 . образование тромбина

В тучных клетках и базофилах вырабатывается активный антикоагулянт: 2. гепарин

Важным отличием гипертонической болезни от других артериальных гипертензий является: 5.возникает на фоне отсутствия значительных органических поражений внутренних органов, участвующих в его регуляции

Вещества,блокирующие различные фазы коагуляции крови,называются: 4 .антикоагулянтами

Внекишечное проявление энтерита: 2.значительное уменьшение массы тела

Возможная причина развития артериальной гипотензии: 2)гипогидратация организма

Возможной причинно кишечной аутоинтоксикации может быть: 5.ахолия

Возможной причиной развития левожелудочковой недостаточности является: 1.инфаркт боковой стенки левого желудочка

Возможной причиной развития правожелудочковой недостаточности может быть: 1.дефект межжелудочковой перегородки

Возможным последствием хронической артериальной гипертензии может быть: 5.все перечисленной

Возможными причинами снижения секреторной активности поджелудочной железы являются: 1.снижение выработки и выделения секретина

Возникновение стеатореи обуславливают следующие нарушения пищеварения: 3.недостаточность синтеза кишечных липаз

Всасывание каикх витаминов значительно ухудшается при ахолии: 2. витамина В2

Всегда ли при лейкозах в периферической крови можно обнаружить бластные формы ? 2) нет

Выберите проявления, характеризующие эректильную фазу шока: 2) артериальная гипотензия

Выброс лейкоцитов из депо ведет к распределительному лейкоцитозу при: 1.возбуждении блуждающего нерва

Выделяют следующие виды патологических лейкоцитозов: 2.травматические

Выделяют следующие виды сдвига нейтрофилов вправо: дегенераторный

Выделяют следующие формы эссенциальной артериальной гипертензии: 5)все перечисленное верно

Гематомы характерны для: 4. дефицита плазменных факторов

Гемодинамика при сердечной недостаточности характеризуется: 1.повышение венозного давления

1.повышения чувствительности адренорецепторов к прессорным факторам

Гипернатрийэмия способствует развитию артериальной гипертензии посредством: 3.повышения вазомоторного компонента сосудистого тонуса

Гиперрегенераторный сдвиг влево проявляется: 2.увеличением общего числа лейкоцитов 20-25 х10/9

Гиперсекреция в тонкой кишке возникает в результате: 2.избыточной продукции гастрина

Гипосекреция (ахилия) является причиной недостаточного усвоения ионов: 2.железа

Гипосекреция и ахилия в желудке чаще всего наблюдается при: 4.атрофических гастритах

Гипотония характеризуется: 2)снижением тонуса сосудов

Гормональным механизмом обеспечивающим повышение сосудистого тонуса при сердечной недостаточности является: 1.выделение минералокортикоидов

Гормональным механизмом обеспечивающим повышение сосудистого тонуса при сердечной недостаточности является: 3.активация кортико-гипотоламо-гипофизарной системы

Гуморальный фактор угнетающий моторику желудка: 4.серотонин

Гуморальный фактор усиливающий моторику желудка относят: 2.гастрин

Действие Helicobacter pylori на слизистую определяется: 1.выработкой уреазы

диссоцияция с интерференцией заключается в: 4) уменьшение в покое частоты генерации синусо-предсердным узлом импульсов возбуждения ниже нормы с одинаковыми интервалами между ними

Дисфункция пищевода характеризуется: 4.затруднением прохождения пищи по пищеводу в желудок

Диффузный спазм пищевода характеризуется: 3.сокращением гладкой мускулатуры всех отделов стенки пищевода при сохраненном тонусе нижнего сфинктера

Для каких из перечисленных заболеваний характерен панцитоз (увеличение содержание в крови эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов)? эритремии (болезнь Вакеза);

Для левожелудочковой недостаточности характерны следующие проявления: 4.уменьшение сердечного выброса

Для лейкемоидной реакции характерно: 1.значительное увеличение числа зрелых форм лейкоцитов

Для острого лейкоза в развернутую стадию в периферической крови характерны: резкий сдвиг формулы влево и лейкемоидный провал

Для панкреатической ахилии не характерно: 1.булимия

Для пароксизмальной тахикардии предсердий характерно: 3.ЧСС превышает 250/мин

Для протекания всех фаз гемокоагуляции необходимо участие ионов: 4. кальция

Для растройства кишечного пищеварения при недостаточном или полном прекращении поступлении желчи в кишечник не характерно: 2.ускорение периваривания и всасывания жиров

Для регенеративного сдвига влево характерно: 3.увеличение сегментоядерных

Для третьей стадии гипертонической болезни характерно: 2)поражение органов мишеней и нарушение их функции

Защитное значение рвоты на организм заключается: 1.устранение из организма токсических веществ

Избыточное ощелачивание при гиперсаливации приводит к: 2.снижению пептической активности желудочного сока

Извращение аппетита называют: 5.парарексией

Изменения показателей газового состава и КОС при острой ДН следующие: гипоксемия, острый дыхательный ацидоз;

Индекс ядерного сдвига отражает: 1. сумму всех молодых форм нейтрофилов

Интенсивность функционирования гипертрофированных кардиомиоцитов в фазе устойчивой компенсации: 1.снижается до нормы

Использование цитостатиков для лечения лейкозов в недостаточной дозировке может ускорить развитие опухолевой прогрессии, потому что: 3) возможен отбор из лейкозных клеток наиболее злокачественных клонов

Истиная лейкопении развивается вследствие: 4.все перечисленное

Истинный лейкоцитоз характеризуется: 4.качественными изменениями лейкоцитов

Истинный лейкоцитоз: обусловлен увеличением числа лейкоцитов в крови сосудов кишечника после приема пищи

3.эссенциальные

К «симптоматическим» артериальным гипертензиям не относят: 3.эссенциальные

К алиментарным факторам повышающим пептическую активность желудочного сока относят: 5.частое употребление мясной пищи

К аллоритмиям относят: 4)все перечисленные

К аритмогенным эффектам увеличения внеклеточного содержания ионов К относят: 3) снижение порога возбудимости кардиомиоцитов

К биологическим факторам, непосредственно повреждающим органы пищеварения относят: 3.дефицит или избыток витаминов

К веществам обладающим сосудосуживающим эффектам не относят: 3.альдостерон

К возможным осложнениям артериальной гепертензии относят: 4.инфаркт миокарда

3.инсульт

К возможным последствиям хронической артериальной гипертензии относят: 3.инфаркт миокарда

К вторичным антикоагулянтам относят: антитромбин IV

К группе высокого риска развития артериальной гипертензии относят пациентов: 3)с протеинурией и креатинемией 1,2-2мг/дл

К группе очень высокого риска развития сердечно-сосудистых осложенений относят пациентов с: 2)ассоциированными заболеваниями(стенокардия, сердечная недостаточность и т.д.), независимо от степени АД

К интрапульмональным причинам ДН не относятся: 3)Поражение дыхательных мышц;

К интрапульмональным причинам ДН относятся: 1) нарушения вентиляционно-перфузионных соотношений;

К клиническим признакам синдрома мальабсорбции не относят: 3.снижение массы тела

К комбинированным аритмиям относят: 5)все перечисленное верно

К компенсаторному механизму, связанному с нарушением функции сердца относят: 2.изменение минутного объема

К метаболитам с гипотензивным эффектом относят: 1)оксид азота

К механизму развития гипертонической болезни не относят: 2.истощение функции коры надпочечников

К механизму срочной кардиальной компенсации гемодинамических нарушений при сердечной недостаточности не относят: 4.гипертрофию миокарда

К механизму срочной экстракардиальной компенсации гемодинамических нарушений при сердечной недостаточности относят: 2.повышение активности симпатической нервной системы

К молекулярно-клеточному механизму развития сердечной недостаточности относят: 1.дефекты генов и их экспрессии

К молекулярно-клеточному механизму развития сердечной недостаточности: 4.повреждение мембранного аппарата

К нарушениям проводимости в сердце относят: 4)изменение скорости проведения импульса (замедление,блокада)

К номотопным аритмиям в результате нарушения автоматизма сердца не относят: 1)атриовентрикулярный ритм

К осложнениям артериальной гипертензии не относят: 1)снижение сердечного выброса

К основному механизму снижения сократительной функции миокарда при сердечной недостаточности не относят: 5.дегрануляцию клеток

К основным проявлениям острой ДН не относится: 1)брадипноэ;

К основным свойствам миокарда не относят: 5.гликолитический метаболизм углеводов

К особенностям мембранного пищеварения относят: 1.осуществляется ферментами, фиксированными на мембране щеточной каемки кишечника

К причинам развития сердечной недостаточности при миокардиальном типе не относят: 5.стеноз аорты

К причинам развития эссенциальной гипертензии относят: 3.генетические дефекты центров вегетативной нервной системы

К проявлению синдрома мальабсорбции относят фактор: 5.все перечисленные факторы

К развитию сердечной астмы может привести следующий тип сердечной недостаточности: 4.левожелудочковая и тотальная

К распределительному лейкоцитозу приводит: 2.анафилактический шок

К рефлекторно приспособительному механизму со стороны сердца при сердечной недостаточности относят: 2.усиление сердечных сокращений (закон Старлинга)

К симптоматическим артериальным гипертензиям не относят: 1.эссенциальные

К синдрому слабости синусового узла относится: 5 - все перечисленное

К сосудосуживающему эффекту ангиотензина 2 не относится: 1.стимуляция секреции глюкокортикоидов

К стадии компенсаторной гиперфункции миокарда не относят: 5.завершенный миосклероз

К типовым изменениям количества лейкоцитов в единице объема крови относят: лейкоцитозы

К усилению перельстатики кишечника приводит: 5.ахилия

К факторам риска развития гипертонической болезни не относят: 5.кахексию

К фактору не участвующему в патогенезе отрыжки относят: 3.кардиоспазм

К фактору обуславливающим силу сердечных сокращений при недостаточности сердца относят: 5.симпатические рефлексы

К фактору перегрузки сердца увеличивающим постнагрузку относят: 3.артериальную гипертензию

К фактору риска развития гипертонической болезни не относят: 5.острую пищу

К физиологическим лейкоцитозам относят: 3.травматические

К функциональным характеристикам лимфоцитов относят: 3.продуцируют гистамин

К числу эндогенных веществ, способствующих снижению АД путем снижения периферического сосудистого сопротивления не относят: 1.катехоламины

К экстрапульмональным причинам развития ДН не относится: миастения;

К экстренному механизму компенсации сердечной недостаточности относят: 2.тахикардию

Как изменится кровоточивость и синтез белка при печеночной недостаточности: 3 снижение синтеза белка, прокоагулянтов э увеличение кровоточивости

Как изменяется эвакуация пищевых масс из желудка при повышении секреции и кислотности желудочного сока: 1.замедляется

Как изменяется амплитуда при гаспинг-дыхании: убывает;

Как изменяется амплитуда при гастинг-дыхании? нарастает, затем убывает.

Какая величина АД в мм РТ.ст. свидетельствует о наличии гипертензии у людей в возрасте от 20 до 60 лет: 4.170/110

Какие виды аритмий относятся к гетеротопным: (6) 5) идиовентрикулярный ритм

Какие виды аритмий относятся к номотопным: 2) АВ–ритм

Какие изменения показателей внешнего дыхания характерны для тяжелой ДН (3 стадии): повышение МОД;

Какие клетки являются потомками В-лимфоцитов: 4.плазматические клетки

Какие медико-социальные факторы не влияют на увеличение частоты развития ДН: 3)снижение рождаемости;

Какое дыхание не является терминальным: гаспинг-дыхание.

Какое дыхание является терминальным? Биота;

Какое из указанных медико-социальных условий не влияет на увеличение частоты возникновения дыхательной недостаточности (ДН): широкое распространение заболеваний сердечно-сосудистой системы;

Какое патологическое состояние, которое сопровождается инспираторной одышкой: дифтерия;

Какое состояние приводит усилению перельстатики кишечника: 5.ахилия

Какое явление лежит в основе компенсаторной паузы после желудочковой экстрасистолы? 1) снижение возбудимости клеток синусно-предсердного узла рефрактерности 4) положительный дромотропный эффект экстрасистолы

Какой вид гипоксии развивается при острой артериальной гипотензии: 2.циркуляторная

Какой из перечисленных вариантов наиболее характерен для типичного течения хронического лимфолейкоза? выраженный лейкоцитоз с абсолютным лимфоцитозом.

Какой из показателей с наибольшей вероятностью характеризует нарушение систолической функции левого желудочка сердца? 2) снижение ударного объема сердца (УОС)

Какой из ЭКГ признаков отражает наличие в миокарде очага некроза? 5) смещение сегмента ST вверх от изолинии

Какой из ЭКГ признаков отражает наличие в миокарде очага субэндокардиальной ишемии? 3) положительный «коронарный» зубец Т

Какой процесс является своеобразной формой инфильтративного роста при лейкозе? вытеснение других ростков гемопоэза в костном мозге;

Какой тип дыхания развивается при стенозе гортани? редкое глубокое дыхание с затрудненным вдохом.

Какой тип лейкоза чаще всего характерен для детского возраста: острый лимфобластный лейкоз.

Какой фактор имеет, как правило, большее значение в патогенезе язвенной болезни 12-перстной кишки: 1.кислотно-пептическая агрессия

Клиническим проявлением поражения дыхательного центра является: апнестическое дыхание;

Коагуляционный гемостаз включает следующие стадии: 5.образование тромбопластина, тромбина, фибрин

Комбинированные нарушения ритма обусловлены: 4)сочетанием изменений свойств возбудимости, проводимости и автоматизма

Компенсаторный механизм, обеспечивающий нормальный газовый состав крови при ДН это: гипервентиляция;

Кровоточивость на ранних стадиях острого лейкоза связана с: угнетением мегакариоцитарного ростка

Лабораторные показатели при ДВС-синдроме в стадию гипокоагуляции имеют следующие значения: 3. время свертывания крови и протромбиновое время увеличены

3.гипоксии

Лейкемоидная реакция может развиться при: 3.дистрофия печени

Лейкемоидная реакция может развиться при: 3.остром инфекционном процессе

Лейкопения проявляется: 3.активацией миелопоэза

Лейкопения характеризуется: 1.состояние,характеризующееся увеличением числа лейкоцитов в единице объема крови выше 9х10 9/л

Лекарственные средства, которые способствуют развитию лейкопении: 1.сульфаниламиды

Механизм абсолютных эритроцитозов связан с: активацией симпатоадреналовой системы

Механизм ДВС-синдрома в стадию гиперкоагуляции связан с: 3. активацией обоих каскадов свертывания

Механизм образования белого тромба связан с:

Механизм образования белого тромба связан с: 2.Адгезией, агрегацией и агглютинацией тромбоцитов.

Механизм образования красного тромба связан с: 4.Активацией прокоагулянтов.

Механизм образования красного тромба связан с: 4.Активацией прокоагулянтов.

Механизм относительных эритроцитозов связан с:

Механизм первичных эритроцитозов связан с: мутацией стволовых клеток (типа КОЕэ)

Механизм развития лейкемоидной реакции заключается в: 3. очаговой геперплазии нормальных ростков эритропоэтической ткани

Механизм развития лейкемоидной реакции обусловлен: 1.гиповолемией

Механизмом внутрисердечной компенсации при перегрузке объемом крови (давлением) является: 2.гомеометрический механизм компенсации

Механизмом повреждения мембран и ферментов клеток миокарда при сердечной недостаточности является: 5.избыточная интенсификация СПОЛ

Миеломная болезнь (плазмоцитома) связана с появлением мутантного клона из: В-лимфоцитов

Миокардиальная сердечная недостаточность развивается при: 2.интоксикации

Может ли нейтропения сочетаться с лейкемоидной реакцией? 1) да

Назовите внелегочный этиологический фактор развития ДН: поражение ЦНС и периферической нервной системы.

Назовите какие клетки присутствуют в лейкоцитарной формуле при хроническом миелолейкозе: большое количество миелобластов;

Назовите клетку экзоцитирующую ФНО (фактор некроза опухолей): Тканевой макрофвг

Назовите клетку, не принимающую участия в процессе метастазирования: Макрофаг

Назовите методы лаборатоной диагностики позволяющие обнаружить кластеры дифференцировки бластных клеток: иммунофенотипирование с помощью моноклональных АТ;

Назовите основной метод диагностики форм острых лейкозов: цитохимическое исследование;

Назовите примеры заболеваний, при которых повышена вероятность развития лейкоза: синдром Кляйнфельтера;

Назовите причину вторичной эмфиземы легких: 4) бронхиальная астма.

Назовите экстрапульмональные этиологические факторы ДН: инсульты;

Назовите, с чем связана реакция «трансплантант против хозяина»: развивается вследствие пересадки Т-лимфоцитов доноров;

Назовите, что является морфологическим субстратом хронических лейкозов: относительно дифференцированные клетки кроветворной ткани;

Назовите, что является результатом изменений в геноме клеток? трансформация нормальных гемопоэтических клеток в опухолевые;

Назовите, этиологические факторы, приводящие к развитию лейкоза: канцерогены;

Наиболее частой причиной развития центрогенной артериальной гипертензии обусловленной органического повреждения стуктур мозга является: 5)опухоли мозг

Наличие каких клеток в периферической крови характерно для острого миелобластного лейкоза? 2) миелобласты, промиелоциты, палочкоядерные нейтрофилы, сегментоядерные нейтрофилы

Наличие каких клеток в периферической крови характерно для хронического миелолейкоза? 1) миелобласты, промиелоциты, миелоциты, метамиелоциты, палочкоядерные нейтрофилы, сегментоядерные нейтрофилы, эозинофилы, базофилы

Нарушение диффузных свойств альвеоло-капиллярных мембран играет основную роль в развитии дыхательной недостаточности при: интерстициальном отёке легкого;

Нарушение моторики желудка не приводит к развитию: 4.запора

Нарушения каких свойств сердца приводят к развитию аритмий? 2) автоматизма

Начальное и ведущее звено в патогенезе респираторного дистресс-синдрома взрослых это: отек легких;

Начальное и ведущее звено в патогенезе респираторного дистресс-синдрома новорожденных это: уменьшение количества сурфактанта;

Не является фактором риска развития недостаточности кровообращения: 4.недостаток жиров в рационе питания

Недостаточность сердца от перегрузки повышенным объемом (преднагрузка) развивается в следующих случаях: 2.гиперволемии

1. протромбиновому времени (время Квике)

Об активности антикоагулянтов судят по: 5. определению антитромбина III

Одна из причин развития дыхательной недостаточности обструктивного типа это: спадение бронхиол при утрате легкими эластических свойств;

Одним из механизмов развития лейкоцитозов является: гемоделюция

Одним из типовых изменений количества лейкоцитов в единице объема крови является: 1.лейкоз

Одной из возможных причин лейкопении является: 1.опухолевая активация лейкопоэза

Основная причина альвеолярной гиповентиляции это: нарушение центрогенных механизмов регуляции внешнего дыхания.

Основная причина расстройств переваривающей функции кишечника: 4.растройства выделения желчи

Основной причиной развития лейкопении в результате нарушения процесса формирования лейкоцитов служит: 4.выход большого количества лейкоцитов из сосудистого русла

Основной причиной развития гиперсекреции желудка является: 1.увеличение массы секреторных клеток

Основные механизмы нарушений коагуляционного гемостаза: дефицит одного или нескольких плазменных факторов

Основные свойства злокачественного автономного клона лейкозных клеток: выделение ингибиторов роста, миграция злокачественных клеток,

Основным звеном патогенеза перегрузочной сердечной недостаточности при пороках сердца является: 1.дисбаланс между увеличенной массой актомиозина и массой митохондрий с исходом в относительный энергодефицит

Основным механизмом развития «истинного» лимфоцитарного лейкоцитоза является: 4. усиление пролиферации клеток агранулоцитов

Основным механизмом развития гипертонической болезни по гипотезе Э.Гельгорна является: 1.гиперсекреция ренина в ЮГА почек

Основным механизмом развития лейкемоидной реакции является: поступление в сосудистое русло избытка форменных элементов крови

Основным механизмом развития лейкопений является: 3.гемоконцентрация

Основным патогенетическим механизмом развития демпинг-синдрома является: 2.уменьшение резервуарной функции желудка

Основным фактором определяющим уровень АД является: 4) сердечный выброс и обшее периферическое сосудистое сопротивление

Основным ЭКГ- признаком феномена Вольфа-Паркинсона-Уайта явля ется: 2 – наличие “дельта-волны”

Особенности патогенеза хронического лейкоза: большая часть мутантных бластных клеток дифференцируется, отсутствует «лейкемоидный» провал

Относительным лимфоцитозом сопровождается: 3.туберкулез

Охарактеризуйте понятие «лейкемоидная реакция»: изменение в гемопоэтической ткани и в периферической крови, сходные с лейкозом;

Охарактеризуйте понятие «Лейкемоидная реакция»: состояния, характеризующиеся изменениями в органах гемопоэза, в периферической крови и в организме в целом, сходные с лейкозами.

Профессор психологии и нейробиологии Мэрилендского университета, автор книги «Смех: научное исследование», о роли сознания:

Пока не доказано обратное, почему бы не предположить, что сознание не играет никакой существенной роли в человеческом поведении? Сначала эта идея может показаться весьма радикальной, но на самом деле она довольно консервативна и предполагает наименьшее количество гипотез. Она - прекрасное лекарство от болезни философа - неадекватного предпочтения рационального, сознательного контроля иррациональным и бессознательным процессам. Вопрос не в том, что мы недостаточно сознательны, а в том, что мы переоцениваем сознательный контроль поведения.

Я верю, что это утверждение истинно, но доказать его довольно трудно, потому что думать о сознании сложно. Нас вводит в заблуждение внутренний голос, создающий разумные, но зачастую ложные версии и объяснения наших действий. Луч сознания время от времени озаряет наши поступки, и это только усложняет задачу. Мы не осознаем собственных бессознательных состояний, и поэтому очень переоцениваем те отрезки времени, когда по тем или иным причинам осознаем свои действия.

Мои взгляды на бессознательный контроль сформировались в процессе полевых исследований примитивной вокализации смеха. Я просил испытуемых объяснить, почему они смеялись в той или иной ситуации, и они придумывали правдоподобные объяснения причин своего поведения («Она сделала что-то забавное», «Она сказала что-то смешное», «Я хотел, чтобы она расслабилась»). При этом наблюдения за социальным контекстом показывали, что подобные объяснения не соответствовали действительности. В клиническом контексте такие объяснения называются «конфабуляциями» - честными, но ошибочными попытками объяснить свои действия.

Испытуемые также неверно предполагали, что приняли сознательное решение засмеяться, будто бы смех поддается сознательному контролю . Поэтому испытуемые так уверенно, хотя и неверно, объясняли свое поведение. Но засмеяться - не значит произнести «ха-ха-ха», это не слово, которое можно выбрать произвольно. Если нас попросят засмеяться по команде, мы вряд ли сможем это сделать. В определенном, обычно неформальном социальном контексте мы просто спонтанно начинаем смеяться. Но такое отсутствие волевого контроля не исключает возможности упорядоченного, предсказуемого поведения. Смех возникает в тех местах, где в письменной записи разговора должны были бы стоять знаки препинания; он редко прерывает структуру фразы. Мы можем сказать: «Мне нужно идти, ха-ха», но вряд ли «Мне нужно, ха-ха, идти». Этот эффект пунктуации очень надежен и требует координации смеха с лингвистической структурой речи. При этом смех возникает помимо осознанного контроля говорящего. Другие процессы дыхательных путей, например дыхание и кашель, также прерывают речь и тоже происходят неосознанно.

Открытие структурированного, но не поддающегося сознательному контролю смеха - когда люди не могли адекватно объяснить, почему смеются - привело меня к идее распространить эту ситуацию на другие виды поведения. Возможно, мы всю жизнь прислушиваемся к внутреннему голосу, который нашептывает нам те или иные конфабуляции причин наших действий. Правда ли, что важнейшие детали неврологического процесса, управляющего человеческим поведением, недоступны для самоанализа? Может быть, нужно поставить вопрос о сознании животных с ног на голову? Стоит ли гадать о том, обладают ли сознанием другие животные, насколько это сознание больше или меньше человеческого, насколько оно отличается от нашего? Способны ли мы сознательно контролировать свое поведение лучше, чем животные? Сложное общественное устройство пчел, муравьев и термитов показывает, что разумное поведение возможно при отсутствии сознательного контроля в той форме, как мы привыкли о нем думать . Возможно ли и желательно ли создание механического разума? Является ли разумное поведение признаком сознательного контроля? Какие задачи требуют сознания? Чтобы ответить на эти вопросы, может быть полезен парадоксальный подход к функциям, эволюции и развитию сознания.

Рубежный контроль к разделам 1 и 2.

КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право»)

1 курс, 1 семестр

Вариант 1.

    .

С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве, умственный ( физический) труд всё более заменялся физическим ( умственным) .

2. Допишите недостающее понятие.

Различают два вида общения:

    речевое общение;

    ………………… .. . ( неречевое общение)

    Исправьте ошибки в предложении .

Мифологическое мировоззрение провозглашает ( отрицает) возможность постижения и объяснения мира.

Выделяют несколько функций культуры:

    регулятивная функция;

    ……………………… ...; ( образовательная функция)

    воспитательная функция;

    ………………………… ...; ( объединяющая функция)

    …………………………… . ( ретранслирующая функция)

    Заполните таблицу.

Права студентов

Обязанности студентов

1. Право на получение знаний.

2. Право на перевод из одного учебного заведения в другое.

3. Право на поступление в вуз.

4. Право на получении стипендии, материальной помощи.

5. Право на проживании в общежитии, льготный проезд.

6. Право на отсрочку от службы в армии.

1. Обязанность соблюдения учебной дисциплины, выполнение учебных заданий

2. Обязанность выполнения образовательных норм и стандартов.

3. Обязанность бережного отношения к имуществу учебного заведения, соблюдения чистоты и порядка в помещениях.

    Исправьте ошибки в предложении .

Наука не ( не – лишнее) связана с практической деятельностью, поэтому (не – добавить) маловажными являются отношения науки в целом и учёного в частности с обществом.

Вариант 2.

    Исправьте ошибки в предложении .

Удовлетворение потребностей является средством ( целью) трудовой деятельности.

    Допишите недостающие понятия.

Выделяют несколько форм общения:

    ………………………… .; ( бытовое)

    деловое общение;

    ………………………… .; ( убеждающее)

    ………………………… ..; ( обучающее)

    культурное общение;

    …………………………… ; ( межкультурное)

    …………………………… ; ( научное)

    ритуальное общение и др.

    Исправьте ошибки в предложении .

Духовное производство никак не ( напрямую) связано с производством материальным.

    Допишите недостающие понятия.

Различают ценности нескольких видов:

5. Заполните таблицу.

Права студентов

Обязанности студентов

.

Наука возникла исторически раньше ( позже) других видов человеческой деятельности.

Вариант 3.

    Исправьте ошибки в предложении .

В современном обществе роль знаний, квалификации, нравственных качеств существенно снижается (повышается) .

    Допишите недостающие понятия.

В зависимости от способов взаимодействия выделяют общение:

* …………………….; ( перцептивное)

* вербальное;

* ……………………. . (интерактивное)

    Исправьте ошибки в предложении .

Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей. Чем выше культура человека, чем выше уровень его образования, тем меньше ( больше) средств и времени он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей.

    Допишите недостающие понятия.

Различают несколько форм культуры:

    ……………………… .; ( народная)

    ……………………… .; ( элитарная)

    массовая культура.

5. Заполните таблицу.

Права студентов

Обязанности студентов

6.Исправьте ошибки в предложении .

Вопрос о социальной ответственности учёного не ( не – лишнее) играет существенн ой ( существенную) рол и ( роль) ни в одной ( в некоторых) из областей наук.

Вариант 4.

    Исправьте ошибки в предложении .

В период становления и развития индустриального производства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как активный субъект производства ( придаток машины) ; такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей.

    Допишите недостающие понятия.

Общение выполняет несколько важных функций:

    информационная функция;

    …………………………… ..; ( обучающая функция)

    воспитательная функция;

    ………………………… . ( функция поддержания совместной деятельности людей)

    Исправьте ошибки в предложении .

Духовное производство направлено на удовлетворение материальных ( духовных) потребностей человека.

    Допишите недостающие понятия.

Основными элементами культуры являются:

    ……………………… ; ( разговорный язык)

    ценности;

    ……………………… . ( нормы)

5. Заполните таблицу.

Права студентов

Обязанности студентов

6.Исправьте ошибки в предложении .

Занятия наукой не ( не – лишнее) требуют специальной подготовки, наличия базовых знаний и навыков владения специальными средствами исследования, специального образования.

Один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым… … Термины гендерных исследований

Нонна Мордюкова: лучшие роли - Нонна Мордюкова скончалась в Москве в воскресенье вечером на 83 м году жизни. Похороны народной артистки СССР пройдут в среду на Кунцевском кладбище. За свою карьеру Нонна Мордюкова снялась примерно в 60 фильмах. Ее дебют в кино состоялся в 1948… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ГЛАВНЫЕ РОЛИ, Россия, киностудия «Агат», 2003. Сериал (12 серий). Главные героини телесериала две подруги Ира и Женя, приехавшие в Москву из Воронежа. Они мечтают покорить столицу, Ира мечтает стать актрисой, страсть Жени автомобили. В Москве они … Энциклопедия кино

ПОЛОВЫЕ РОЛИ - – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Дифференциация П. р. проявляется в половозрастном разделении труда, системе половой стратификации, распределении власти и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Содержание 1 Выпуски шоу 1.1 На Би Би Си 1.2 На Thames Television … Википедия

Административное деление штата Раджастхан Население штата Раджастхан отличается наличием большого числа этнических, этнок … Википедия

Неважно, не имеет значения, ничего не значит, не суть важно, дело десятое; плохо; все равно, неважнецки, плоховато, прескверно, дурно, хреновато, все едино, чхать, по барабану, малосущественно, отвратительно, бедственно, хреново, безразлично, ну… … Словарь синонимов

Патрик Уобертон Patrick Warburton … Википедия

Рынок - (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора

АЛКОГОЛИЗМ - термин, впервые установленный крупнейшим шведским борцом за трезвость Magnus Huss om (1852 г.), к рый понимал под ним все пат. изменения в организме, развивающиеся под влиянием употребления алкоголя. С течением времени этот термин в работах… … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Работа с риском. Трудно быть мачо. Подсадной. Одноклассница. ru , Андрей Кивинов. Крупный строительный супермаркет "Планета-Хауз" оказывается в эпицентре криминальных событий. На этом взрывоопасном фоне разворачивается страстная любовь начальника службы безопасности и…
  • Работа с риском (сборник) , Андрей Кивинов. Трудно быть мачо Крупный строительный супермаркет «Планета-Хауз» оказывается в эпицентре криминальных событий. На этом взрывоопасном фоне разворачивается страстная любовь начальника службы… электронная книга
  • Библиография в моей жизни: Ученый, писатель, рабочий, инженер о роли библиографии в их работе и творчестве , . Редакция научно-практического журнала "Советская библиография" обратилась к ученым, писателям, инженерам, краеведам, рабочим с просьбой рассказать, какую роль играет библиография в их жизни и…

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.

Эмоционально-практическая форма общения (второй - четвертый годы жизни)

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно - как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них.

Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. В то же время они, как правило, легко решают проблемные ситуации «в пользу» других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы (правда, их подарки чаще адресованы взрослым - родителям или воспитателю, чем сверстникам). Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний сверстника. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности с ним, которая выражается в обнаружении одинаковых свойств, вещей или действий. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и ситуативный характер.

Ситуативно-деловая форма общения

Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.

В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется.

«В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы». Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают особое значение. В процессе игры или другой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными.

Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником ребенок оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а «в глазах другого». Этим другим для четырех-пятилетнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и т. д. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.

К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным.

Внеситуативная форма общения

Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.

К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если четырех-пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.

Такова в общих чертах возрастная логика развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений.

Среди наиболее типичных для дошкольников вариантов конфликтных отношений к сверстникам повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников. Остановимся на них подробнее.

Проблемные формы отношения к сверстникам

Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов. См.