Шпицберген — территория стратегической важности. Где находится остров Шпицберген. Остров Шпицберген кому принадлежит

В Северном Ледовитом океане есть архипелаг, который состоит из 4 больших и более тысячи маленьких островов.

Самый большой из них носит одинаковое с архипелагом название — Шпицберген . Принадлежит он Норвегии и его народ именует его «Свальбард», что переводится как «прохладные берега».

Упоминания о Шпицбергене относят к 12 веку. Сегодня порядка 65 % территории архипелага оберегается законом.

Ранее на территории архипелага жило немного охотников и шахтеров. Сегодня же это пространство стало достаточно оживленным.

Шпицберген — типичный оазис в грозном Заполярье. Его территория покрыта нескончаемыми снегами с наточенными пиками торосов и необъятными полями ледников.

В водах архипелага Шпицберген непрерывно плавают айсберги — истинные холодные горы.

Когда тут начинается полярное лето, то солнце гораздо ярче светит, чем под Москвой либо Парижем, из-за особенной прозрачности и чистоты воздуха.

На территории архипелага расположены 7 государственных парков. Это — заповедная зона Арктики, ее также называют «Макушкой Европы».

Для белых заполярных медведей тут настоящий рай.

Посудите сами, среднее количество народонаселения архипелага — порядка 2500 человек, а вот белых медведей тут насчитывается наиболее 3-х тысяч.

Поэтому когда местные обитатели уходят за пределы собственных поселений, то они непременно берут с собой оружие.

Большинство путешественников, посещающих Шпицберген, приезжают туда, когда властвует полярное лето.

С мая по август температура воздуха составляет порядка 5−7 градусов больше нуля. С пришествием лета организовываются экспедиции пешком по ледникам и равнинам. На северо-востоке Шпицбергена располагается самый большой ледник Европы — Аустфон.

Уникальные естественные данные и специфичный ландшафт делают полуостров очень увлекательным для коммерческого туризма.

Среди местных обитателей есть такое поверие, что любой человек, когда-нибудь попавший в Арктику, заболевает полярной бациллой, которая затем порождает в нем «неизлечимое заболевание» — влюбленность в природу и экзотику северного края.

Множество людей, уставших от напряженной городской жизни и ежедневных хлопот, попадая в эти грозные края, проникаются величием и красой данных мест, обретают новейшие для себя интересы и раскрывают у себя новые, ранее неизвестные способности.

Флора и фауна Архипелага Шпицберген

По весне неброская флора расцветает и превращает Шпицберген в красивейший архипелаг. Стелющаяся по земле карликовая берёза выпускает свои бархатистые молодые побеги. Маленькие кустарники, больше похожие на траву полярной ивы ярко зеленеют весенней листвой. Мхи от зеленого до темно-красного цвета, сине-зеленые лишайники, покрывают скалы фьордов живописным ковром.

Но на архипелаге немало и высших (сосудистых) растений. Их здесь около 170 видов. Фиолетовые камнеломки, полярные маки непривычного желтого цвета, голубые звездочки незабудок и сиреневые гвоздики радуют глаз коротким полярным летом жителей Шпицбергена.

На архипелаге устраивают свои гнездовья и выводят птенцов 36 видов птиц, хотя отмечены здесь более 90 видов. Но постоянно проживает только полярная куропатка. Остальные на долгую полярную зиму улетают на юг.

Млекопитающих, проживающих на Шпицбергене тоже немало.

Это, прежде всего, белый медведь, отстрел которого запрещен, а за его убийство, если это не было обусловлено спасением жизни, назначается огромный штраф.

Здесь же водятся северные олени, песцы. На лежбищах свободно проживают нерпы, гренландские тюлени, морские зайцы, моржи, киты и белухи.

На архипелаге животные живут в своей родной природе, не нарушаемой человеком. Ведь даже чтобы совершить прогулку, турист должен получить разрешение от губернатора и оплатить аренду охотничьего ружья.

Туристы, прибывшие на Шпицберген, могут выбрать походы на 3 — 5 часов с опытным проводником.

А можно отправиться и на несколько дней. Такие услуги предлагают несколько турбюро в Лонгйеарбиене. В стоимость похода включены питание, транспорт, палатки и спальные мешки.

Но если вас не устраивают пешие прогулки, можно совершить круиз на корабле по Шпицбергену.

Судно перевезет вас в Баренцбург или покажет оглушающие своим криком «птичьи базары» на скалистых уступах фьордов и ледников и гору Пирамиду , а может быть и лежащий у ее подножья одноименный город-призрак.

На Шпицбергене можно заказать и конные экскурсии, заполярное сафари, катание на собаках, прогулочные катания на каяках, рыбалка на арендованных лодках или катерах.

С 1975 года с открытием аэропорта в Лонгйире все больше туристов со всего света приезжают на Шпицберген. Зимой самолеты из Тромсе прилетают пять раз в неделю, а летом делают 6−7 рейсов.

Если вы не стеснены в средствах, то можно забронировать в фирме «Хуртигуртен» на июль и август восьмидневный круиз вокруг архипелага с остановками в Баренцбурге, Лонгьире и Ню-Олесунне.

Лонгиербюен — самый туристический поселок на Шпицбергене, так как здесь расположено большинство гостиниц и кемпингов.

Но следует учитывать, что за пользование туалетом, горячей водой в душе, может быть, придется доплатить.

Российскими рублями вы можете расплатиться в пос. Баренцбурге, а в Лонгиере принимают шведские кроны.

И хотя по Пражскому соглашению весь Шпицберген стал безналоговой зоной и некоторые товары дешевле, чем на материке, следует учитывать, что доставка продуктов на заполярный архипелаг весьма дорогостоящая. Поэтому, по возможности, следует палатку и некоторый запас продуктов взять с собой. Да и сам отдых, экскурсии, услуги проводников не эконом-класса.



Кликните по изображению для увеличения

Управление по туризму Шпицбергена советует всем путешествующим по архипелагу иметь ружья или пользоваться услугами местных гидов. Прокат ружья на 4 недели не требует специального разрешения на оружие.

Как добраться до архипелага Шпицберген

В город Лонгьир — столицу Шпицбергена - практически постоянно осуществляются ежедневные авиарейсы из столицы Норвегии — Осло с пересадкой в Трумсё.

Добраться туда можно с помощью авиакомпаний SAS (через Трумсё и прямые рейсы из Осло) и Norwegian (только прямые перелеты из Осло).

Примерное время перелета

  • из Осло составляет — 2 часа 45 минут
  • из Трумсё — 1 час 40 минут.

Получить визу «Шенген» в загранпаспорт или туристический ваучер можно всего за пять рабочих дней, но даже виза не гарантирует, что пограничники не запретят въезд.

Путешествия

Где находится остров Шпицберген. Остров Шпицберген кому принадлежит?

27 апреля 2015

Остров Шпицберген остается для большинства россиян своеобразной «терра инкогнита» - неизведанной землей. Некоторые люди даже затрудняются ответить на вопрос о государственной принадлежности этой территории. Большинство знает лишь, что Шпицберген расположен где-то далеко на севере, за Полярным кругом, а Российская Федерация имеет на него какое-то право.

Стоит ли сравнивать этот остров с Курилами? Мы разъясним данный вопрос ниже. Несмотря на расположение «почти у Северного Полюса», путешествия на Шпицберген достаточно популярны. О том, когда ехать на заполярный клочок суши, где остановиться и что посмотреть, мы расскажем в данной статье.

Где находится остров Шпицберген

Начнем с маленькой поправки. Дело в том, что определение «остров» применительно к Шпицбергену будет некорректным. Это архипелаг. Лежит он всего лишь в полутора часах лета от Северного полюса. А потому типичный ландшафт - бескрайняя снежная пустыня, вечная мерзлота, белые медведи.

Архипелаг, общей площадью шестьдесят одна тысяча квадратных километров, состоит из трех больших островов, семи небольших и большого числа совсем маленьких. По-настоящему обитаем лишь самый большой - Западный Шпицберген (37 673 км 2). Там находится единственный аэропорт и столица края, город Лонгйир.

Кроме него на Западном Шпицбергене имеются поселки: Баренцбург, Ню-Олесунн, Грумант и Пирамида. Два последние сейчас обезлюдели. На других островах (Северо-Восточной Земле, Эдж, Баренца, Белом, Конгсёйа, Вильгельма, Свенскёйа) людей живет не более десятка, да и то только в летний период. Численность населения всего архипелага не превышает трех тысяч человек.

Климат

Остров Шпицберген лежит в Северном Ледовитом океане между 76 и 80-м градусами северной широты и 10°-32° восточной долготы. Однако такое расположение вовсе не означает, что архипелаг - сплошная арктическая пустыня. Благодаря Шпицбергскому течению (ответвлению Гольфстрима) море возле берегов никогда не замерзает. Климат на архипелаге не настолько суров, как в других местах на тех же широтах. Например, средняя температура воздуха в январе здесь всего 11-15 градусов ниже нуля. В июле столбик термометра поднимается лишь до +6 °С.

Туристических сезонов здесь два: начиная с марта и по май приезжают любители зимних забав и желающие приобщиться к суровой заполярной зиме. Они катаются на снегоходах, любуются северным сиянием. С июня по август архипелаг посещает совсем другая публика. Туристы наслаждаются полярным днем, каякингом среди айсбергов, наблюдением за белыми медведями. Есть и такие, которые рассматривают этот архипелаг как перевалочную базу на пути к покорению Северного полюса.

Видео по теме

Природа

Норвежцы называют остров Шпицберген Свальбардом, что означает «студеный край». А голландец Баренц назвал архипелаг не по климатическим характеристикам, а по рельефу - «Остроконечные горы». На языке первооткрывателя это звучит как Шпиц-Берген. Наивысшей точкой является пик Ньютон. Он находится на Западном Шпицбергене. Его высота не слишком большая - 1712 метров, однако географическое положение горы превращает ее в покрытую снегом глыбу.

Кстати, ледники покрывают более половины площади всего архипелага. Даже летом можно встретить островки снега. Берега у островов изрезаны, много фьордов. Растительность здесь типично тундровая. Встречается карликовая береза, полярная ива, лишайники и мхи. Наиболее часто встречающийся зверь - белый медведь. Обитают тут также песец и шпицбергенский олень (самый низкорослый из всех северных видов). Птицы в основном прилетают на летний период. На зиму остается лишь полярная куропатка. Зато море вокруг берегов Шпицбергена кишит разнообразной живностью. Тут водятся киты, моржи, белухи, нерпы.

История

Скорее всего, архипелаг был открыт средневековыми викингами. В летописи 1194 года упоминается некий край Свальбард. Примерно с XVII столетия остров Шпицберген стал известен поморам. Те называли его Грумант. Для мира архипелаг открыл голландский мореплаватель Вильгельм Баренц в 1596 году, хотя приблизительно в то же время на картах нашей страны появились острова, названные Святыми Русскими.

Поскольку Баренц описал, что видал в здешних водах огромное количество китов, к берегам устремилось множество рыболовных суден. Вскоре свои претензии на острова стали предъявлять Дания и Великобритания. В 60-х годах восемнадцатого века здесь побывали две научные экспедиции, организованные М. Ломоносовым.

Несмотря на то что русские не построили тут ни одного поселка, некоторые поморы летом приезжали сюда для промысла. Когда животных на архипелаге осталось критически мало, острова были заброшены в течении ста лет. Новый всплеск интереса к Шпицбергену возник на переломе XIX-ХХ веков, когда человечество вознамерилось достигнуть Северного полюса. Свободные от льдов воды и относительно мягкий климат острова использовались арктическими экспедициями. Шпицберген стал основной отправной базой.

Остров Шпицберген: кому принадлежит?

Когда на архипелаге были найдены мощные залежи угля, интерес к затерянным за Полярным кругом островам вновь обострился. Но в 1920 году вопрос о государственной принадлежности земель наконец-то решился миром. В Париже был подписан так называемый Шпицбергенский трактат, согласно которому архипелаг отходил под суверенитет Норвегии. Однако, согласно этому соглашению, все стороны договора (Великобритания, США, Франция, Япония, Швеция, Италия, Нидерланды и позже СССР) сохраняли за собой право разрабатывать полезные ископаемые.

Нужна ли виза для посещения архипелага?

Теоретически нет. Ведь неважно, чей остров Шпицберген, граждане всех вышеперечисленных стран-подписантов могут свободно посещать архипелаг. Однако на практике добраться до Шпицбергена прямиком из России не так то просто. Лишь в сезон туда изредка отправляются чартерные рейсы, а места в самолетах зарезервированы за полярными исследователями или госслужащими. Поэтому туристы вынуждены лететь через Осло (компаниями SAS и «Норвежские авиалинии»). А это требует многократной шенгенской визы для въезда в Норвегию. Можно посетить архипелаг и в ходе роскошного круиза на океанском лайнере «Капитан Хлебников».

Туризм

Власти Норвегии очень быстро переориентировали экономику архипелага в условиях уменьшения поголовья китов и белых медведей и падения цен на уголь. Сейчас главная ставка на экотуризм. Направление новое. Пока что лишь две тысячи туристов ежегодно посещают холодные острова. Не способствуют развитию этой отрасли и цены. Здесь все дорого: от отельного номера (самый простой эконом-вариант обойдется в сто долларов за ночь) до еды. Однако богатых туристов это не останавливает. Подъем к ледникам, морской рафтинг, катание на собачьих упряжках, сбор окаменелостей (их на архипелаге очень много) - все это входит в обязательную программу.

Острова - беспошлинная зона торговли. Благодаря ей население архипелага живет зажиточнее норвежцев на континенте. От трудовых мигрантов защищен остров Шпицберген. Работа на многих шахтах прекращена и они переоборудованы в музеи. Не прекращают выработку угля лишь российские горняки. Хотя эта добыча нерентабельна и находится на дотации государства.

Денежный скандал

В 1993 году Московским двором была отчеканена юбилейная монета «Остров Шпицберген». На ней был изображен белый медведь и карта архипелага. Поскольку на деньгах имелась надпись «Российская Федерация», Норвегия восприняла это как посягательство на ее территорию. Дипломатический скандал был исчерпан лишь тогда, когда эти деньги были изъяты из обращения. Оставшиеся на руках у коллекционеров монеты пользуются высоким спросом.

“Макушкой Европы” нередко именуют этот затерянный в ледяных просторах Арктики гористый архипелаг.

Некоторые его острова находятся за восьмидесятым градусом северной широты. Только север Гренландии да канадский остров Элсмир расположены еще ближе к Северному полюсу.


В утреннем тумане морякам, подплывающим с юга к архипелагу, кажется, что из дымки проступают контуры башен средневековых замков. Это темнеют сквозь серую пелену горные пики Шпицбергена, достигающие 1700 метров в высоту.


Но вот корабль подходит ближе, туман рассеивается, и перед вашими глазами открывается панорама прихотливо изрезанных черных скалистых берегов, увенчанных белыми ледниками.


Местами ледяные языки спускаются прямо к морю, обрываясь уступами прозрачно-голубого льда.


Узкие извилистые заливы расчерчены пенными полосками водопадов. А в глубине самого большого залива — Исфьорда — приветливо светятся яркими красными, зелеными и синими кубиками дома столицы Шпицбергена — поселка Лонгьир.

Больше тысячи островов входит в состав архипелага. Правда, почти все они невелики, только пять из них заслуживают эпитета “крупные”. Это Западный Шпицберген, Северо-Восточная земля, остров Эдж, остров Баренца и Земля Принца Карла.

По площади Шпицберген больше, чем Швейцария, и мог бы разместить на своих островах две Бельгии.

Издавна у архипелага было несколько названий. Голландцы именовали его Шпицберген, русские — Грумант, норвежцы — Свальбард. Современные журналисты часто называют этот край “Островами туманов”.

Действительно, Шпицберген — одно из самых “туманных” мест на Земле. Даже знаменитый африканский Берег Скелетов - пустыня Намиб и печально известное своими дождями и туманами Берингово море не могут сравниться с ним в этом отношении.

Больше 90 дней в году (четверть года!) стоят туманы над островами. А в июне-октябре ежемесячно бывает от 12 до 20 дней с туманами.


Туманы на Шпицбергене такие плотные, что уже в пяти шагах ничего не видно. Приглушаются звуки, искажаются очертания предметов, так что невозможно узнать даже привычную местность. Все постройки и крупные камни покрываются пушистой щеткой инея.

Весной во время тумана здесь можно наблюдать необычное оптическое явление, которое на языке ученых именуется “глория”. Низкое полярное солнце отбрасывает на пелену тумана и низкие облака длинные тени предметов, которые окружены радужным контуром.

Известный полярный исследователь Амундсен, совершивший вынужденную посадку на самолете во льдах к северу от Шпицбергена, так описывает глорию:

В стороне от нас, в тумане, я увидел полное отражение нашей машины, окруженное ореолом всех цветов радуги. Зрелище изумительное, красивое и своеобразное.

С борта теплохода, идущего к Шпицбергену, уже издалека можно разглядеть причудливо зазубренные остроконечные вершины гор, за которые ему и дали такое название (Шпицберген — по-голландски “Острые горы”).


Имя это присвоил архипелагу открывший его в 1596 году голландский мореплаватель Виллем Баренц. Правда, справедливости ради, надо сказать, что русские поморы еще за два века до голландца хаживали на своих лодьях к холодному Груманту (так называли они архипелаг).

Однажды четверо русских зверобоев, высадившись здесь для охоты, наутро не обнаружили своего судна, раздавленного льдами. Российские робинзоны прожили на Шпицбергене целых шесть лет, прежде чем были спасены случайно зашедшим на острова другим русским судном.




После Баренца на архипелаге побывало немало знаменитых мореплавателей и исследователей. Гудзон и Чичагов, Норденшельд и Нансен, Амундсен и Русанов прокладывали здесь свои маршруты.

Но главный вклад в изучение Шпицбергена, бесспорно, был сделан смелыми поморами, в течение пяти веков осваивавшими суровые острова.

До сих пор на карте архипелага можно найти и Русские острова и бухту Русскую, гору адмирала Макарова и мыс Ермака, долину Русанова и бухту Соловецкую.




Уникальность природы Шпицбергена определяется тем, что к его западному побережью подходит одна из ветвей теплого Северо-Атлантического течения — продолжения Гольфстрима. Нагретые воды по фьордам проникают далеко в глубь островов и согревают их.

В феврале мороз здесь не превышает пятнадцати градусов, а средняя годовая температура на островах — шесть градусов выше нуля. (И это на восьмидесятой широте!)


Поэтому побережье островов летом покрывает зеленый ковер тундры, пестреющей яркими цветами.


Пурпурные камнеломки, желтые полярные маки, голубые незабудки и лиловые гвоздики радуют долгим полярным днем глаз жителей Логьира и других шпицбергенских поселков: Баренцбурга, Пирамиды, Ню-Олесунна, Лонгиербюена и Свеагрувы.


А снежные поля на склонах в это время местами окрашиваются в розовый цвет — из-за появления на них микроскопических водорослей.

Широкие долины, уходящие высоко в горы, заполнены здесь ледниками. Их безмолвные грязно-белые реки медленно (обычно со скоростью метр в сутки, не больше) движутся к морю.


На месте впадения ледников во фьорды лед сползает в воду и отламывается. Так образуются айсберги.


В некоторых долинах, там, где ледники заканчиваются, не дойдя до берега, из-под них текут короткие, но бурные речки, самая длинная из которых всего 48 километров. Зимой все они промерзают до дна.

Источенные ледниками горные вершины островов принимают самые фантастические формы. Так, гора Скансен напоминает старинную крепость, гора Темпель — древнеиндийский храм, а гора Пирамида похожа на штабель гигантских аккуратно сложенных тюков сена.

Самая знаменитая гора — Тре Крунер — имеет три вершины. Их названия: Свеа, Нора и Дана — символизируют братство трех скандинавских стран — Швеции, Норвегии и Дании. Усеченные пирамидальные контуры трех вершин расцвечены четкими горизонтальными полосами желтых известняков и красных песчаников.


Древние скандинавские легенды представляли Шпицберген мрачной страной холода, мрака, снега и льда. Викинги считали, что это самый негостеприимный край на свете. Но это несправедливо. По сравнению с другими арктическими островами, например, Элсмиром или Северной Землей и Землей Франца-Иосифа, Шпицберген выглядит настоящим оазисом в ледяной полярной пустыне.

Его населяют три тысячи человек, по большей части ученых-исследователей Севера и, как ни странно, шахтеров. Залежи угля образовались тут сотни миллионов лет назад, когда Шпицберген составлял одно целое с Европой и климат его был несравненно теплее, чем ныне. Теперь российские горняки по договоренности с норвежцами занимаются здесь добычей угля.

Но жизнь на островах можно встретить не только в людских поселениях. Тут водятся северные олени и песцы, юркие грызуны-лемминги и белые куропатки.


Над долинами бесшумно кружит полярная сова, а на лето сюда прилетают тысячи перелетных птиц: уток, гусей и лебедей.

Больше всего шума и плеска на побережье. С теплым течением приходят к острову стаи трески и сельди, палтуса и пикши, а за ними приплывают тюлени: гренландский и морской заяц.

На галечных пляжах под скалами устраивают свои лежбища клыкастые моржи, а в открытом море нередко можно увидеть фонтаны китов.


Последних в водах Шпицбергена немало и до сих пор, хотя китобойные флотилии охотились в этих местах со времен Баренца и Гудзона. Больше всего белух и касаток, но встречается и знаменитый единорог-нарвал.

Голова этого кита заканчивается острым двухметровым костяным наростом, похожим на рог.

Говорят, что у Ивана Грозного был посох из красивого, витого рога нарвала (видимо, привезенного русскими поморами с Груманта).

Приходит на острова и главный охотник за тюленями — .

Самый крупный хищник полярного бассейна теперь находится под охраной закона и совсем не боится человека.


Порой встречи с ним заканчиваются печально для полярников, особенно на дальних островах.


И случается, что в Баренцбург или Лонгьир от работающих где-нибудь на островах Принца Карла исследователей летят отчаянные радиограммы вроде следующей:

Срочно высылайте вертолет для эвакуации. Окружены девятью голодными медведями. Не рискуем выходить из домика.


Прижился на архипелаге и завезенный сюда в 1920-е годы из Гренландии овцебык. Стадо этих могучих приземистых копытных, покрытых густой и длинной, до земли, шерстью, заметно выросло за последние годы, благо на Шпицбергене нет их главных врагов — волков.

В суровые зимы самки овцебыков прячут маленьких детенышей у себя под брюхом, где в любую пургу тепло и уютно в пологе из шерсти. Сейчас овцебыков на Шпицбергене больше сотни, а ведь вначале было всего 17.

Украшение Шпицбергена — его замечательные птичьи базары. На крохотных уступах отвесных скал, обрывающихся к морю, галдят и суетятся десятки тысяч чаек-моевок, кайр, чистиков, глупышей, тупиков и бакланов. А над скалами парят хищные чайки-бургомистры, высматривая добычу.


Рыбы в море хватает и тюленям, и чайкам, тем более что у западного берега даже зимой под действием теплого течения граница плавучих льдов образует глубокий изгиб, как бы залив с ледяными берегами, обращенный на север.

В старину его называли Бухтой Китоловов, так как именно здесь был центр китобойного промысла. В иные зимы у западного побережья льда нет совсем, а Исфьорд покрывается ледяным покровом лишь на месяц-полтора.

Однако Север есть Север, и с октября по февраль над Шпицбергеном царствует полярная ночь. Тем не менее, архипелаг не становится в это время “страной вечного мрака”. В ясную погоду его освещает луна.

Как писал великий полярник Фритьоф Нансен, “взамен солнца остается восхитительнейшее сияние луны: она день и ночь кружит по небосводу…”.

Лунный свет отражается мириадами снежных и ледяных кристаллов и позволяет не только свободно передвигаться без фонаря, но и различать дальние горы. Особенно светло бывает в полнолуние.

А в декабре-январе в морозную погоду на небе полыхают полярные сияния. На фоне пламенеющего неба возникают световые узоры самого фантастического вида, непрерывно меняющие свою форму и цвет.


Можно часами стоять, забыв надеть шапку, на трескучем морозе, не в силах отвести глаза от удивительной игры красок в холодном небе.


Слова бессильны описать это поистине грандиозное зрелище. Как жаль, что в это время на островах не бывает туристов!

И все они не могли забыть его суровой красоты, ослепительно белых горных пиков и синей глади фьордов, оглушительного гомона птичьих базаров и скромного очарования тундровых цветов, зеленовато-прозрачных стен прибрежных ледниковых обрывов и красок северного сияния…

И когда зимовщики, возвращаясь на родную землю, отплывают от берега, то с борта теплохода они по традиции бросают в воду старые сапоги — в знак того, что когда-нибудь вернутся на эту студеную, но прекрасную землю.

Что несомненно является плюсом с точки зрения дешевых путешествий по Европе. Несколько лет назад мы задались целью объездить всю Европу и сейчас у нас в копилке 42 страны. Но одно из самых запоминающихся путешествий в моей жизни случилось, когда в феврале мы отправились на поиски северного сияния на остров Шпицберген в Северном Ледовитом океане, который, кстати, относится к числу самых больших европейских территорий с нетронутой дикой природой.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Добраться до Шпицбергена дешевле и проще всего самолетом из Норвегии. Регулярные рейсы в международный аэропорт Лонгйира выполняют SAS и бюджетная Norwegian Airlines . Цены на билеты зависят от сезона и твоих финансовых возможностей, в среднем прямой перелет из Осло стоит от € 179 (Norwegian Airlines) и от € 384 (SAS). Из , крупнейшего города на севере Норвегии – от € 240. Такая поездка подразумевает, что у тебя есть шенгенская виза, и ты можешь пройти таможенный контроль норвежских властей. Мы летели в Лонгйир Norwegian Airlines из Берлина с пересадкой в и билеты на двоих обошлись нам в € 316.

«Отели больше похожи на временные вагончики для строителей, даже 4* Radisson Blue. Суровые погодные условия просто не позволяют строить ничего другого»

ДЕНЬ 1

Общей картины того, чем занимаются люди на архипелаге, у меня не было, потому поездка вышла по-настоящему интересной и впечатляющей. Приключения начались еще до того, как мы приземлились на острове. Где-то на середине пути пилот по громкой связи объявил, что все желающие через несколько минут смогут понаблюдать за северным сиянием в иллюминаторы с правой стороны. Это было невероятное и захватывающее дух зрелище, которое хотя бы один раз стоит увидеть каждому.

Прилетев в Лонгйир вечерним рейсом, мы обнаружили занесенную снегом и покрытую льдом взлетно-посадочную полосу, что неудивительно, так как местный аэропорт принимает только 3-7 рейсов в неделю. На выходе из аэропорта нас уже ждали рейсовые автобусы, которые развезли всех пассажиров в отели, больше похожие на временные вагончики для строителей, даже 4* Radisson Blue. Суровые погодные условия просто не позволяют строить ничего другого.

Мы поселились в бывшем шахтерском общежитии, переоборудованном в отель, – Coal Miners Cabins (Nybyen, 9171, Longyearbyen) в 20 минутах ходьбы от центра города. Номера гостиницы расположены в отдельно стоящих зданиях, в каждом из которых есть общая ванная комната и гостиная. Из нашего номера открывался прекрасный вид на горы. В главном здании у стойки регистрации можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi, купить закуски и сувениры в магазине. При отеле есть свой ресторан Coal Miners Bar & Grill (13 S Centre St. Lansford, PA 18232) с бесплатным завтраком для постояльцев.

После ужина мы пошли набираться сил для следующего дня. Тем более, что в вечернее время в здешних широтах передвигаться в одиночку крайне опасно – есть вероятность встретить белого медведя. Вот почему каждый житель архипелага носит с собой ружье, даже отправляясь в паб выпить пива с друзьями.

ДЕНЬ 2

Шпицберген, или Свальбард, как его называют норвежцы, означает «холодные берега» – это обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном ледовитом океане. Архипелаг находится в совместном владении 41 страны, которые подписали договор в 1920 году. В теории это означает, что жители всех этих стран могут приезжать на Шпицберген без визы и работать там. По факту, кроме Норвегии, которая считает эти земли фактическим своими, значительную (по арктическим меркам) хозяйственную деятельность на архипелаге осуществляет только Россия, у которой на острове есть свой населенный пункт – поселок Баренцбург, а также законсервированные поселки Пирамида и Грумант.

Административный центр Свальбарда – самый большой поселок Лонгйир, который в 1906 году построила компания «Арктик Коул Ко». Поселок назвали в честь учредителя этой компании – американца Джона Лонгйира.

Полярный день на Шпицбергене продолжается с марта по август, именно в это время сюда прибывают основные потоки туристов. Зимой световой день длится всего 4 часа (с 10.00 до 14.00), поэтому чтобы увидеть нетронутую дикую природу, нужно вставать пораньше. Нам очень повезло с прогнозом, было не так уж холодно, в среднем -15. Но надо понимать, что погодные условия могут поменяться в любой момент, так что необходимо запастись теплой одеждой, термобельем, удобной обовью и по возможности максимально закрывать лицо. Слишком забивать чемоданы не стоит, потому что в Лонгийре можно приобрести все необходимое.

Первым делом мы отправились посмотреть город, и по дороге нам встретились настоящие местные жители – северные олени, которые гуляли в непосредственной близости к частным домам и никого не боялись. Второе, что бросилось в глаза – это огромное количество снегоходов, которые являются основным средством передвижения зимой. По официальным данным их количество превышает даже численность населения.

Надо сказать, что я не любительница музеев, но Svalbard Museum (Postboks 521 9171 Longyearbyen) , где интересно рассказывается о геологии и истории региона, его уникальной флоре и фауне, человеческой деятельности, точно не должен остаться без твоего внимания. Там же на память я приобрела сережки в виде белых медведей, так как настоящих, к счастью, мне встретить не удалось.

На Шпицбергене самым тесным образом переплетены культура и традиции людей разных национальностей и профессий. Викинги-норвежцы, русские поморы, голландцы, шведы; китобои и охотники, путешественники, арктические авантюристы, участники научных экспедиций, шахтеры. Так, например, на острове существует традиция снимать обувь в помещениях (даже в гостиницах и некоторых ресторанах), ее заложили шахтеры, чтобы не носить угольную пыль в дом.

«Первым делом мы отправились посмотреть город, и по дороге нам встретились настоящие местные жители – северные олени»

Своеобразной достопримечательностью города являются абсолютно все его дома и постройки, окрашенные в красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета и подсвеченные в темное время суток сотнями огней, которые очень живописно отражаются от снежной белизны. В Лонгйире также располагается самая маленькая северная церковь в мире.

На Шпицбергене не рождаются и не умирают. Женщин на последних сроках беременности и тяжелобольных пациентов вывозят на ближайший материк. Все потому, что по закону на архипелаге запрещено умирать и нет кладбищ. Штраф для родственников, нарушивших это табу, сопоставим со стоимостью транспортировки усопшего на материк. Любопытно, что в стремлении защищать природу в Лонгйире запретили также разводить кошек, чтобы те не истребляли популяции местных птиц.

Несмотря на удаленное месторасположение, в городе достаточно развитая инфраструктура. Везде принимают к оплате карты, что является огромным плюсом. Есть большой супермаркет Svalbardbutikken (Coop Svalbard 9170 Longyearbyen) , где можно запастись всем необходимым, в том числе алкоголем, который продают иностранцам только при наличии посадочного талона. Переживать не стоит, в баре или ресторане талон у тебя не потребуют.

На обед мы решили заглянуть в колоритное место под названием Kroa (Steakers Svalbard AS Postboks 150 9171 Longyearbyen) , где при входе тебя встречает надпись на русском «на самом краю света», а барную стойку украшает внущительный бюст вождя мирового пролетариата Ленина. Говорят, что раньше он стоял в ныне законсервированном поселке Пирамида, потом перекочевал в Баренцбург, а после был подарен ресторану. Интерьер дополняют охотничьи ружья, коряги, шкуры, картины и старые фотографии. Кухня скандинавская и европейская, есть блюда, многие из которых ты не найдешь почти нигде, например мясо тюленя или кита. И обязательно попробуй пиво из местной пивоварни – когда еще тебе предоставится такая возможность! Это место весьма популярно, поэтому советую заранее забронировать столик.

Но самым запоминающимся моментом второго дня, да и всего путешествия в целом, стала вечерняя экскурсия на собачьих упряжках. Из всего разнообразия предложений, изучив кучу отзывов, мы остановились на Svalbard Villmarkssenter (Svalbard Villmarksenter AS Pb 396 9171 Longyearbyen) . В тур был включен трансфер из отеля и обратно, экипировка, а также горячий чай с закусками после прогулки.

Нашей проводницей оказалась француженка, которая переехала сюда несколько лет назад, бросив наскучившую работу, в поисках приключений. После прибытия в Svalbard Villmarksenter мы получили инструкции о том, как обращаться с собачьей упряжкой, утеплились и отправились парами (одна пара на санях) в наше мини-путешествие. Удивительно, насколько на вид хрупкие собаки оказались выносливыми и быстрыми, вот кто уж точно получает удовольствие от своей работы! За несколько часов мы подружились с нашеми четвероногими друзьями, бороздили безлюдные арктические ландшафты, созерцали кристально чистое небо, полное звезд, и несколько раз наблюдали за изумительным природным явлением – северным сиянием.

«Алкоголь продают иностранцам только при наличии посадочного талона»

ДЕНЬ 3

В заключительный день у нас была запланирована экскурсия на угольную шахту Gruve-3 Svalbard (Gruve 3 AS Pb 613 9171 Longyearbyen) . Низкоходная шахта № 3, добывающая уголь до 1996 года, сейчас переоборудована в музей. Все оборудование и машины оставили в нетронутом состоянии, что дает реальное представление работы угольной шахты в те дни. Там же есть макет шахты, где, надев специальные наколенники, можно примерить на себя нелегкую работу шахтера.

Самая большая угольная компания Norske Spitsbergen Coal Company была основана в 1916 году и управляла семью угольными шахтами в Лонгйире. Раньше основой экономики Шпицбергена была именно добыча угля, но сейчас этот процесс перестал быть рентабельным и поддерживается скорее по традиции, а деньги приносит туризм. Теперь только в шахте № 7 работают люди и 30% добытого угля используется для обеспечения тепла и электричества жителям Лонгйира.

Ну и напоследок мы заглянули в самый северный магазинчик, торгующий шоколадом, – Fruene (Fruene AS, Pb 620, 9171 Longyearbyen) . У них есть большой выбор сладостей для дегустации, в том числе маленькие белые медведи, и горячий шоколад, перед которым так сложно устоять, когда за окном мороз.

Что еще можно посмотреть на острове? Заброшенное шахтерское поселение Пирамида , социалистический заповедник с прекрасно сохранившимися зданиями. Хранилище семян , которое получило название второй «Ноев ковчег» и представляет собой огромное сооружение в виде подземного 120 метрового тоннеля. В нем хранятся все виды зерна. Каждая страна мира имеет свой отсек. Необычный банк был создан для сохранения в безопасности запаса семян на случай глобальной катастрофы.

Для того чтобы понять, что такое Шпицберген, определенно нужно на нем побывать и увидеть все своими глазами. Мне захотелось вернуться сюда летом. Заняться трекингом и отправиться в поход на поиски китов, тюленей, моржей и птичьи базары. Так что если ты любишь необычные путешествия и дикую природу, то смело отправляйся в край, где царствуют белые медведи, голубые айсберги и острые горы.

Лайфхаки

Перейти к навигации Перейти к поиску

Шпицберген
норв. Svalbard
Характеристики
Крупнейший остров Западный Шпицберген
Общая площадь 61 022 км²
Наивысшая точка 1712 м
Население 2642 чел. (2009)
Плотность населения 0,04 чел./км²
Расположение
78° с. ш. 16° в. д.
Акватория
Страна

Шпицберген

Шпицберген на Викискладе

Шпицбе́рген (нем. Spitzbergen ), также Сва́льбард (норв. Svalbard ), Спитсбе́рген (нидерл. Spitsbergen ), Гру́мант - обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26" и 80°50" северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Самая северная часть . Административный центр - город . Архипелаг и прибрежные воды - демилитаризованная зона.

Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только , имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок , а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

Этимология

Русское название «Шпицберген» заимствовано из голландского нидерл. Spitzbergen - это название дал архипелагу в 1596 году голландский мореплаватель В.Баренц, буквально оно означает «острые горы» (нидерл. spitz - «острый», нидерл. bergen - «горы»). У русских поморов употреблялось название «Грумант», которое считается искажённой передачей топонима «Гренландия», - по средневековым представлениям Шпицберген на севере соединялся с Гренландией, а её название известно в формах «Груланд, Грутланд». В самой Норвегии принято название «Свальбард» (норв. Svalbard ) - «холодный край», которое скандинавские мореплаватели XII века дали какой-то открытой ими северной земле, позже отождествленной Ф.Нансеном со Шпицбергеном.

География

Карта архипелага Шпицберген

Площадь архипелага - 61022 км².

Состоит из трех крупных островов - Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля и остров Эдж; семи более мелких островов - остров Баренца, Белый, Земля Принца Карла, Конгсёйа (Королевский остров), Медвежий, Свенскёйа, остров Вильгельма; а также групп островов, маленьких островков и шхер, общей площадью 621 км².

Наиболее крупные острова:

Природные условия

Горный рельеф. Самая высокая точка островов - гора Ньютон (1712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² - больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами. Многолетнемёрзлые породы - мощность слоя до 200 м. Естественное оттаивание грунтов в летний период колеблется от 0,5 до 2,6 м.

Растительность тундровая - берёза карликовая (лат. Bétula nána ), полярная ива (лат. Salix polaris ), мхи, грибы, лишайники и более 170 видов сосудистых растений.

Из млекопитающих на островах только белый медведь, шпицбергенский северный олень (самый маленький из видов северных оленей), а также песец. Попытки интродукции на архипелаг других сухопутных млекопитающих, в частности полярных зайцев и овцебыков из Гренландии, успехом не увенчались. Также около берегов Шпицбергена изредка можно встретить нарвалов. На архипелаге в изобилии присутствуют морские животные - нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, моржи, белухи, киты. Все перечисленные животные (кроме белых медведей) достаточно часто встречаются в непосредственной близости к населённым пунктам.

На Шпицбергене отмечается около 90 видов птиц, из которых 36 постоянно гнездятся на архипелаге. Единственным видом, проживающим на Шпицбергене круглый год, является полярная (белая) куропатка (лат. Lagopus mutus hyperboreus ). Остальные птицы на зиму улетают в южные страны, и возвращаются на архипелаг лишь весной для гнездования и выведения потомства.

Около половины территории занимают природоохранные зоны: 3 заповедника и 3 заказника.

Крупные залежи высококалорийного каменного угля - оцениваются в 10 млрд тонн. Уникальной особенностью Шпицбергена также является значительное количество пород с окаменелыми останками растений и животных. В 2007 году норвежской группе палеонтологов удалось обнаружить на архипелаге останки крупнейшего плиозавра Pliosaurus funkei . Высокое разнообразие геологических пород архипелага объясняется его длительной миграцией по мантии Земли, во время которой Шпицберген побывал в разных климатических зонах.

Климат арктический, на западе значительно смягчён тёплым Шпицбергенским течением (часть Гольфстрима). Средняя температура воздуха на побережье от +4…+6 °C (июль) до −10…−14 °C (январь). Из-за влияния Гольфстрима зимние температуры на Шпицбергене в среднем на 20 градусов выше, чем в прочих местах сравнимой широты. Максимальная зафиксированная температура +24,5 °C (июль 1978), минимальная −46,3 °C (март 1986).

Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4-5 баллов по шкале Рихтера, предполагается возможность землетрясений до 6-7 баллов.

Природа

Национальные парки Шпицбергена

Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населённых пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли, придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днём и ночью летом заметна и может достигать 5-10 градусов Цельсия. Первые снегопады проходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие делает возможным движение снегоходов.

В строении архипелага участвуют, как правило, каледониды. Но они больше похожи на каледониды Гренландии, чем Скандинавии. Однако те и другие являются порождением раннепалеозойского океана Япетус, который раскрылся примерно в начале кембрия около 550 млн лет назад. Этот древний океан располагался в приэкваториальных широтах в субмеридиональном направлении от 30° ю. ш. (древние координаты) на север, между древними континентами Балтика и Канадо-Гренландия. В состав Шпицбергена входят также и более древние породы (байкальской складчатости). По-видимому, это часть баренцевоморской плиты, которая и имеет протерозойско-раннекембрийский возраст. Большая часть фундамента Шпицбергена формировалась где-то на активной окраине древнего океана Япетус около 500 млн лет назад в раннем ордовике и представляет собой островодужные магматические формации, сильно смятые во время столкновения континентов в силуре. К началу силура океан Япетус стал сокращаться, неся Балтику навстречу Канадо-Гренландии,(450-440 млн лет назад) Британские острова, остров Ньюфаундленд и Шпицберген, который испытывал сильное поднятие и вулканические извержения к середине-концу силура. Затем произошло окончательное столкновение Балтики (Скандинавии), Британских островов, Гренландии, Ньюфаундленда и Северной Америки (Лаврентии). Остатки древних островных дуг, известняков, обломочных океанских пород океана Япетус были смяты и подняты ввысь на 9-11 тыс. метров. На месте столкновения этих частей света поднялся горный хребет выше, чем сегодняшние Гималаи. 400 миллионов лет назад Скандинавия была уже соединена с Гренландией и где-то между ними находился и Шпицберген. Британские острова, Ньюфаундленд и Северная Америка также были соединены вместе. В позднем палеозое местами происходило внедрение гранитоидов. Нынешние месторождения меди, хрома, никеля, титана, железа, цинка, урана и других металлов, которые сейчас находятся на Кольском полуострове, в Скандинавии, Гренландии, Шпицбергене, на Британских островах и на восточном побережье Северной Америки, образовались именно в ту эпоху.

Правовой статус Шпицбергена

В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключён Договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства-участники Договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага (статья 3). Согласно статье 2 Договора Норвегия получила право на охрану и восстановление флоры и фауны, хотя забота об экологической ситуации не была характерна для того времени. В статье 8 Норвегия обязывалась создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене, при этом устав не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая Норвегию. В 1925 Горный устав для Шпицбергена был принят вместе с Национальным законом о Шпицбергене.

Военное значение

Географическое расположение Шпицбергена является чрезвычайно выгодным с военной точки зрения, позволяет контролировать судоходство и авиационное сообщение в Северном Ледовитом океане при условии расположения на острове необходимой военной инфраструктуры (пунктов базирования флота, аэродромов, радиолокационных и гидроакустических станций).

Советский Союз в своих переговорах с Норвегией неоднократно поднимал вопрос о совместном использовании территории Шпицбергена для обеспечения обороны острова, в частности для размещения советских военных баз на острове как в период Второй мировой войны, под предлогом необходимости защиты с суши северных конвоев, так и на заре Холодной войны, на фоне нарождающегося противостояния с США. Норвежский Стортинг неоднократно рассматривал вопрос о предоставлении территории СССР под военные нужды, но всегда отклонял эти проекты большинством голосов. Одно из последних голосований по этому вопросу относится к лету 1947 года, когда большинство парламентариев в очередной раз отказали СССР в создании военной базы на острове (из 112 голосовавших 11 проголосовали «за», 101 «против» строительства советской военной базы).

История

Предположительно, русские поморы и викинги обнаружили архипелаг в XII веке.Свальбард впервые упоминается в «Исландских анналах» в записи под 1194 годом, сообщающей, что «найден Свальбард» (Svalbardi funnin ). Название «Свальбард» переводится как «холодные берега».

Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова считает, что в середине XVI века на Шпицбергене существовали поселения поморов. Всего известно более восьмидесяти поморских памятников.

В 1596 году острова были открыты и документированы голландцем Виллемом Баренцем, который дал главному острову название «Спитсберген», что в переводе означает «острые горы». Баренц обнаружил на острове и в его сопредельных водах большое число моржей и китов, что дало старт многочисленным промысловым экспедициям. Примерно в это же время архипелаг появился на картах под названием «Santi Rustene». Через несколько лет свои претензии на эти земли заявили и .

Китобойный промысел

В XVII и XVIII веках использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в этом регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. , наряду с и , и сегодня продолжает этот промысел, несмотря на мораторий Международной комиссии по регулированию китобойного промысла и запрет на экспорт китового мяса.

В 1743 году на острове Эдж (Малый Брун) в юго-восточной части архипелага высадились четверо русских зверобоев из Мезени во главе с кормщиком Алексеем Химковым, судно которых затерло льдами недалеко от его берегов. Не имея практически никаких припасов, они сумели провести на острове более 6 лет, занимаясь охотой на медведей, моржей и тюленей, ловлей песцов и заготовкой шкур. В августе 1749 года трое выживших зимовщиков были обнаружены русским торговым судном и доставлены в .

В 1760 году заинтересовавшийся их историей французский ученый Пьер Людовик Леруа опубликовал на немецком языке в и сочинение, переизданное в 1766 году на французском в , а в русском переводе 1772 года получившее название «Приключения четырёх российских матросов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных, где они шесть лет и три месяца прожили».

В 1765-1766 Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к Шпицбергену под началом В. Я. Чичагова, однако суровый климат не позволял организацию на архипелаге постоянных поселений и вплоть до начала XX века Шпицберген официального российского присутствия не имел. Тем не менее, поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку.

После прихода в упадок китобойного и пушного промысла в конце XVIII века, на протяжении следующих ста лет Шпицберген был фактически заброшен и считался terra nullius - ничейной территорией, то есть, несмотря на номинальные претензии на него разных стран, фактически никем не управлялся. Новая волна интереса началась лишь в конце XIX века, когда круглогодичный доступ к портам и относительно мягкий климат сделали Шпицберген основной базой для полярных экспедиций и арктического туризма.

На архипелаге побывало множество знаменитых исследователей, включая Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена и Эрнста Шеклтона. Северная часть острова Западный Шпицберген названа Земля Андре, в честь Соломона Андре, совершившего в 1897 году попытку достичь Северного полюса на воздушном шаре. В 1912 году Западный Шпицберген был также подробно описан и картографирован в рамках последней экспедиции знаменитого российского арктического исследователя и пионера Северного морского пути В. А. Русанова. Посещали Шпицберген и первые арктические туристы - состоятельные европейцы, включая представителя королевской семьи Монако принца Альберта.

С начала XX века на островах стало постепенно меняться и экономическое положение. Добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями привела к организации постоянных поселений. Суверенитет Норвегии над архипелагом был признан в 1920 году, когда , Италия, и подписали в Париже Шпицбергенский трактат. Норвежцы спешили закрепить за собой спорные земли в отсутствие главного соперника - Российской империи, что определило беспрецедентные условия договора. По соглашению, все страны-участницы трактата сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге. 7 мая 1935 года к нему присоединился и СССР, уже имевший к тому времени на Шпицбергене несколько рабочих посёлков. СССР интересовал не только местный уголь, но и рыба. Уже в 1934 году к Шпицбергену была отправлена экспедиция на зверобойном боте «Николай Книпович», которая обнаружила сельдь. За ней совершил рейс к островам корабль «Авангард», который вернулся в Мурманск с 25 тоннами улова после 18-дневного плавания.

С середины 1920-х годов Шпицберген становится всемирно известен как база полярной авиации - например, полётов Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена-Эллсворта-Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».

Во время Второй мировой войны, Шпицберген не мог выступать в качестве полноценной военной базы, поэтому его население было эвакуировано, а присутствие немецких войск на архипелаге было ограничено забрасываемыми с самолётов и подводных лодок метеостанциями, корректирующими работу немецкой авиации в Заполярье. Для их ликвидации в 1942 году в район Лонгйира из был заброшен небольшой норвежский отряд на двух судах Isbjørn и Selis. Несмотря на то, что оба судна были уничтожены, норвежцы сумели закрепиться на берегу. В 1943 году для уничтожения этого отряда немцы выслали к Шпицбергену отряд кораблей из линкоров «Тирпиц», «Шарнхорст» и девяти эсминцев, которые разрушили большую часть Лонгйира и Баренцбурга артиллерийским огнём (одну из подожжённых тогда угольных шахт удалось погасить лишь в 1960 году). Высадка немцев на берег была менее удачной. Норвежцы в районе Баренцбурга оказали сопротивление огнём береговой артиллерии и отошли в горы к поселку Грумант.

В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи везде кроме норвежской Свеагрувы. Как результат, норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы. Арктикуголь с задачей диверсификации экономической деятельности справиться не смог и в пост-советский период дотируется из госбюджета. Расходы на поддержание деятельности бывших советских концессий на Шпицбергене только за 2006 год составили 395,6 млн рублей.

Также с 1949 года возобновились советские промысловые плавания к Шпицбергену за рыбой. Первая крупная экспедиция 1949 года выловила 462 тонны сельди.

Современное состояние

Канатная дорога для транспортировки угля

Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза.

Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske, а также по концессии российским государственным трестом Арктикуголь (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, то есть российское предприятие является планово-убыточным и отчасти имиджевым проектом.

Действует аэропорт Свальбард с регулярными рейсами в Норвегию ( , ) и нерегулярными (чартерными) рейсами Арктикугля в Москву. Один из таких рейсов стал причиной крупнейшей трагедии в истории Шпицбергена - 29 августа 1996 года при заходе на посадку прямо напротив потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 129 пассажиров и 12 членов экипажа.

В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует полярный музей и Свальбардский международный университет, ведётся значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда), снегоходные экскурсии и экспедиции.

В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT , а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (МегаФон), так и норвежских операторов.

Население

Население архипелага - около 2600 человек (на 1 января 2009 года). Из них 69,9 % - норвежцы, 18,3 % - русские и украинцы, 0,4 % - поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года. С практической точки зрения, несмотря на отсутствие иммиграционного и таможенного контроля, суровый климат и высокая стоимость жизни в Лонгйире эффективно ограничивают трудовую миграцию работников сферы обслуживания и туризма. После распада СССР некоторое количество бывших сотрудников «Арктикугля» переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтерских посёлков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.

Самое большое поселение - , около 2000 человек, большинство - норвежцы. Оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения:

  • российские шахтёрские посёлки: (470 человек), Пирамида (3-4 человека зимой, около 15 - летом, большей частью законсервирован) и Грумант (законсервирован);
  • норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100);
  • норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгйира более 300);
  • польская исследовательская станция Хорнсунн (10 человек).

Также существует законсервированный поселок-порт Колесбухта, ранее сообщавшийся с Грумантом железной дорогой по берегу. В настоящее время дорога пришла в негодность, а туннель вблизи поселка Грумант засыпан в результате подвижек грунта.

Религия

В Лонгйире находится единственная действующая лютеранская церковь со своим священнослужителем. В Баренцбурге - православная часовня. По согласованию с Русской православной церковью и Католической церковью в Норвегии лютеранский пастор окормляет верующих этих церквей.

Экономика

С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооруженным глазом. Такая геологическая формация привела к возникновению многочисленных небольших шахт и угольных разрезов вдоль береговой линии, которые открывались и закрывались по мере исчерпания и разведки пластов. Размер поселений на Шпицбергене обычно соответствовал мощности близлежащих угольных разрезов.

По мере истощения угольных запасов власти Норвегии старались диверсифицировать экономику острова путём развития туризма, с целью уменьшения дотационности региона, и расширения научно-исследовательского сектора. В связи с распадом СССР аналогичная диверсификация российского сегмента экономики из-за финансовых трудностей началась с опозданием.

См. также

  • Рубль Шпицбергена
  • Земля Франца-Иосифа

Примечания

  1. Поспелов, 2002, с. 475.
  2. Kovacs K.M., Lydersen Ch. Birds and mammals of Svalbard. Polarhandbok № 13. - Oslo, 2006, 203 p.
  3. В.В. Славинский. Тепловой режим литосферы пассивных континентальных окраин на примерах Северо-Западного Шпицбергена и Юго-Восточной Австралии // Материалы XLII Тектонического совещания. - Москва: Геологический институт (ГИН) РАН, 2009. - Т. 2 . - С. 191-195 .
  4. А.И. Конюхов. Сколько было Атлантических океанов?. Проверено 11 февраля 2012. Архивировано 3 июня 2012 года.
  5. О Шпицбергене. История. Сайт посольства России в Осло, Норвегия.
  6. Norway: Spitsbergen Decision. // Military Review . - July 1947. - Vol. 27 - No. 4 - P. 68.
  7. Очерки истории освоения Арктики. Том I. Шпицберген. Добаренцевый период в истории Шпицбергена
  8. Поморы с острова Грумант // Журнал «Вокруг света». Сентябрь, 1983
  9. Abraham Ortelius: Septentrionalium Regionum Descrip. (англ.) . Barry Lawrence Ruderman Antique Maps Inc.. Проверено 5 января 2015.
  10. Цетлин М. Заполярные Робинзоны // Наука и жизнь. - 1973. - № 2.
  11. Петр-Людовик Ле Руа. Приключения четырёх российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных.
  12. Порцель А. К. Первые советские рыбопромысловые экспедиции к Шпицбергену и Исландии (1946-1952 гг.) // Арктика и Север. - 2015. - № 18. - С. 97
  13. Svalbard"s history - the cruise book from Svalbard. Norsk PolarInstitute. Проверено 2 ноября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  14. С. Патянин // Операция “Цитронелла”. цусима.org.ru. Проверено 10 ноября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  15. Присутствие Российской Федерации на архипелаге Шпицберген: политико-правовые, экономические и гуманитарные аспекты // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации: научно-информационный бюллетень / Совет Федерации, Ком-т по делам Севера и малочисл. народов / отв. за вып. В. Я. Стрельцов. - М. : Изд. Совета Федерации, 2007. - Вып. 6 . - С. 127 . Архивировано 17 февраля 2012 года.
  16. Порцель А. К. Первые советские рыбопромысловые экспедиции к Шпицбергену и Исландии (1946-1952 гг.) // Арктика и Север. - 2015. - № 18. - С. 102
  17. РФ продолжит своё присутствие на норвежском Шпицбергене. Взгляд (24 марта 2009). Проверено 5 января 2015.
  18. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 4 апреля 2011 г. N 142 г. Москва «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию Государственный трест Арктикуголь» Российская Газета
  19. Николай Непомнящий, Михаил Курушин. [Кн. 4: Катастрофы в воздухе, Ч. 2: Хроника последних десятилетий] // Великая книга катастроф. - М. : Олма медиа групп, 2007. - 255 с. - ISBN 978-5-373-01023-8.
  20. Population in the settlements. Svalbard

Литература

  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. - Л. : Гидрометеоиздат, 1977. - 144 с.: ил. с.
  • Шокальский Ю. М. -. Шпицберген // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Наталья Козлова. Остров арестованных кораблей // Российская газета: газета. - 2005. - № 3904 .
  • Надежда Сорокина. Москва не ослабит позиций на Шпицбергене // Российская газета: газета. - 2006. - № 4024 .
  • Ле Руа П. Л. Приключения четырёх российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных / Пред. М. И. Белова. Прим. В. Ю. Визе. - 4-е изд. - М.: Мысль, 1975. - 56 с.: ил.
  • Зингер Е. М. Страна гор и ледников // Природа: журнал. - 1997. - № 8 .
  • Саватюгин Л. М., Дорожкина М. В. Архипелаг Шпицберген: Российские имена и названия. - Санкт-Петербург: Наука, 2009. - 272 с.
  • Гнилорыбов Н. А. Угольные шахты на Шпицбергене. - Москва: Недра, 1988. - 191 с.
  • Зингер Е. М. Шпицберген - ледовый архипелаг. - М. : Пента, 2006. - 302 с.
  • Наука на Шпицбергене: история российских исследований. - СПб. : ГАМАС, 2009. - 408 с.
  • Чернышев Ф. Н. Русская экспедиция на Шпицбергене. - Мир Божий. - 1901. - 261 с.
  • Н. Е. Королёва, Н. А. Константинова, О. А. Белкина, Д. А. Давыдов, А. Ю. Лихачёв, А. Н. Савченко, И. Н. Урбанавичене. Флора и растительность побережья залива Грен-фьорд (архипелаг Шпицберген). - Апатиты: Изд. К & М, 2008. - 132 с.
  • Михайлов И. А. Архипелаг Шпицберген: перекрёсток событий и судеб. - М. : Научный мир, 2004. - С. 226. - 1000 экз. - ISBN 5-89176-256-0.
  • Кокин О. В. Рельеф и отложения краевых зон ледников Западного Шпицбергена.
  • С. В. Радзиевская. Остров мужества.
  • Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь / отв. ред. Р. А. Агеева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Русские словари, Астрель, АСТ, 2002. - 512 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-17-001389-2.
  • David Roberts. Four Against the Arctic: Shipwrecked for Six Years at the Top of the World. (2003). Simon & Schuster. ISBN 0-7432-2431-0.
История картографирования и археологическое изучение
  • Старков В. Ф. Очерки истории освоения Арктики. Том 1: Шпицберген / Ред. д-р ист. наук А. К. Станюкович; Рецензенты: д-р ист. наук В. П. Даркевич, канд. ист. наук В. И. Завьялов. Институт археологии РАН. - Изд. 2-е. - М. : Научный мир, 2009. - 96 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-91522-101-6.

Ссылки

  • Шпицберген // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Шпицберген в «Современной энциклопедии»
  • Шпицберген в БЭС
  • Шпицберген // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  • Sysselmannen.no - веб-сайт губернатора Шпицбергена
  • Svalbard Tourism - веб-сайт официального туристического совета
  • TopoSvalbard - интерактивная карта, Норвежский Полярный Институт
  • История одного города: Лонгийербюен (Шпицберген) на «Эхе Москвы»
  • Русскоязычный сайт - Шпицберген. Ру
  • В. Н. Анчишкин. Арктический роман