Японские метательные звездочки. Холодное оружие: сюрикэн. В Японии представлены три основных типа сюрикена

Загадочная страна Япония дала миру множество интересных и полезных вещей – отличные автомобили, бытовую технику, роботов (которые в ближайшем будущем станут на одну ступень с человеком). Культура Японии многообразна, и в этом ее привлекательность – она не похожа на традиции и обычаи других стран (справедливости ради заметим, что в принципе все страны различны между собой – это и является уникальным).

Многие постоянно ездят в страну Восходящего солнца, знакомятся с ней, проникаются любовью и уважением к тысячелетним традициям. В отличие от западных стран, до нас дошли в большинстве своем обычаи Японии почти в первозданном виде. Особое внимание приковано к оружию – традиционному, непохожему ни на одно в мире. Безусловно, самым знаменитым является меч катана – в наши дни предмет коллекционирования (а когда-то меч самураев). Но Япония придумала и другие типы вооружений-не менее страшные и смертельные, требующие ловкости, точности. К таким относится сюрикен. Расскажем подробнее, что это за вид.

Рука, бросающая лезвие

Данный вид оружия был частью экипировки ниндзя – японских наемников, обладавших отличными навыками борьбы, почти сверхъестественной реакцией, скоростью. В японском языке слово «сюрикен» состоит из нескольких – сю (рука), ри (выпустить, отпустить), кен (лезвие, острие). Таким образом, данное слово можно перевести, как рука, бросающая лезвие.

Действительно, сюрикен требовал превосходных навыков и удивительной точности и меткости. В наши дни этим словом обозначают все метательное оружие небольших размеров, которые можно скрыть в одежде.

Разделяют два типа сюрикенов – сякен (те самые знаменитые звезды) и бо-сюрикен (метательные стрелы). Внешний вид различный, но похожий друг на друга – звезды, иглы, ножи и так далее. Читатель может поинтересоваться – а почему именно в такой «звездной» форме делали это оружие? Ответ довольно прост – японцы (и ниндзя особенно) верили в мистику. Некоторые знаки наносились на одежду (как кресты на плащи тамплиеров), на оружие. Чего проще было сделать само оружие в виде знаков? Таким образом, воины верили, что на их стороне могущественные силы, которые помогут им в бою.

История происхождения

Проследить историю происхождения уникального метательного оружия ниндзя очень трудно (ведь согласитесь, ниндзя не рассказывают никому о своих секретах). К тому же, метание сюрикенов, как вид боевого искусства, был тайным – ему обучались лишь избранные. Тем не менее, есть некоторые факты о создании тех или иных видов сюрикена, которые изготавливались для определенных семей ниндзя.

Существовали различные формы, размеры – 4-угольные, 8-угольные, были даже в форме треугольника. Первые упоминания о сюрикенах относятся к 16 веку – именно тогда в японских трактатах впервые упоминается некий метательный снаряд, сделанный из металла, с заточенными острыми краями. До этого периода японцы в бою бросали камни (причем довольно метко), затем наступил черед маленьких копий (размером с наконечник). Но именно сюрикену досталась вся слава метательного японского оружия.


Сразу отметим, что сразу убить с помощью этого оружия, конечно, трудно – размеры не позволяют (не идет речь о повреждении жизненно важных органов, например, применении сюрикена на горло противника). Однако, нанести существенные и болезненные травмы не составляло большого труда. Воины ночи – ниндзя – чаще всего неожиданно ранили противника стальной «звездой».

Можно было рассечь что-либо или колоть в ближнем бою (тут смерть наступит наверняка – от множества мелких и точных ран). В мирное время сюрикены использовались в быту – например, при лазании по деревьям.

Слава сюрикена

Но не только в этом заключался успех использования сюрикена. Ведь в талантливых руках любое оружие будет смертельным. В чем же заключалась слава сюрикена? В технике метания. Даже здесь были свои правила, которым воины неукоснительно следовали. Например, бо сюрикен кидали с полуоборотом и без него – этой технике будущие ниндзя учились долго, по деталям отрабатывая каждое движение.

Еще труднее обстояло дело с метанием сякена – тут нужно было учитывать форму оружия. Здесь необходима подкрутка, которая обеспечивает более четкое и точное движение и меткое попадание в цель.

Ее можно добиться, держа сюрикен за края по направлению движения кисти. Последний тип оружия бросали один за другим на высокой скорости. Всего у воина могло быть до 30 метательных пластин, которые он пускал в ход.

К сожалению, с появлением огнестрельного оружия в Японии (а вместе с ней и сюрикен) перестали пользоваться повсеместно. После начала многие мастера боевых искусств ушли на фронт. Не всем повезло вернуться с поля боя. Некому стало обучать тонкостям метания сюрикена.

Казалось бы, эти традиции были обречены на вымирание. Но интерес Запада к японской культуре и традициям снова возродил интерес народа к метательному оружию.

Повсеместно начали появляться новые школы боевых искусств, где молодые люди имеют возможность прикоснуться к тайне сюрикена. И конечно, не в последнюю очередь, сюрикен получил второе «рождение» благодаря кинофильмам о ниндзя – непобедимых воинах ночи, выпускающих свои смертельные «звезды».

«Звездочки» ниндзя стали известны и популярны благодаря многочисленным фильмам, компьютерным играм и, конечно, аниме. Популяризация этого вида холодного оружия сыграла свою роль - сюрикэн в массовом сознании воспринимается как традиционное оружие японцев, наравне с катаной.

Бо-сюрикэн

Сюрикэн переводится как «лезвие, скрытое в руке». И вопреки сложившему стереотипу, количество их разновидностей поражает воображение. Они отличают не только по форме, но и по размеру, весу и методу изготовления. И чтобы не запутаться в «звездном небе» сюрикэны принято делить на две большие группы: бо-сюрикэны (или бодзё-сюрикэны) и сякэны.

Бо-сюрикэны - это метательное оружие, которое по форме имеет вид стержня. Он мог быть четырех- или восьмигранным или же круглым. Чаще всего затачивалось оружие с одной стороны. Правда, изредка встречаются и варианты с двухсторонней заточкой. Но они, скорее, исключение из правила. Дело в том, что эти «палки» по правилам метались так, чтобы они летели без вращения. Вес бо-сюрикэнов колеблется от 30 до 150 граммов, а длина - от 12 до 25 сантиметров. В зависимости от пожелания воина или же от умения самого кузнеца бо-сюрикэны могли быть в виде иглы, гвоздя, ножа и так далее (всего порядка 50 форм). Дальность полета, конечно, не впечатляет - 7-8 метров. Да и убойная сила не на высоте. Поэтому этот тип применялся в основном для отвлечения противника.

Сякэн

Название «Сякэны» переводится как «меч-колесо». В отличие от «палки» они имели более изощренную, звездообразную (или же круглую) форму. Изготавливались они из тонкой металлической пластины, а края «звезды» остро затачивались. Диаметр сякэна колеблется от 100 до 180 миллиметров, а его толщина - от 1 до 3 миллиметров. По центру обязательно делали отверстие. Оно не только улучшало аэродинамические показатели оружия, но и добавляло ему удобства. Звездообразные сюрикэны можно было носить на веревке. Благодаря конструкции, дальнобойность сякэнов достигает 12-15 метров.

Как и в случае с бо-сюрикэнами, сякэны имеют огромное количество самых разнообразных вариаций. Дело в том, что какого-либо стандарта в средневековой Японии, касавшегося сюрикэнов, банально не существовало. А мастера руководствовались либо собственным видением оружия, либо подстраивались под требования различных школ боевых искусств (в каждой применялась собственная техника использования «звездочек» и «палок»).

По сложившейся традиции мастера украшали сюрикэны узорами и особыми мистическими знаками. В те далекие времена бытовало поверье, что они способны привлечь в союзники некие могущественные силы.

История оружия

В Японии, в отличие от той же Европы, метательное оружие не стало массовым. Почему так произошло, сказать трудно. Известно, что шли японцы традиционным путем - метали в солдат вражеских кланов камни и любые «штуки», подвернувшиеся под руку. Потом это направление стало постепенно развиваться. А сюрикэны впервые упоминались в «Военной повести замка Осака». Ориентировочно в шестнадцатом веке появились цубутэ - пластины из металла с заточенным краем. Они были либо восьмиугольной, либо круглой формы. Из них-то, скорее всего, и появились будущие сякэны. А из индзи-яри - метательных ножей - бо-сюрикэны. Правда, есть предположение, что они «эволюционировали» из повседневных предметов. Поэтому сохранились названия. Например, ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя) и так далее. Но вот откуда именно появились сюрикэны, точно до сих пор неизвестно.

В средневековье, к середине эпохи Эдо в Японии сформировался тип боевого искусства сюрикэндзюцу - метание сюрикэнов. Правда, допускались к тренировкам только избранные, поскольку это искусство являлось тайным. Хотя занимались им ниндзя, осваивали его и самураи.

Массовость сюрикэнов у воинов обусловлено не только удобством в бою (причем в ближнем бою ниндзя использовали их как кастет или нож), но и дешевизной изготовления. Времени на создание «звездочки» уходило мало, да и не требовало особого умения от кузнеца.

Известно, что сюрикэны использовали по-разному. Броски совершались их разных позиций, меняя траекторию полета.
Так, бо-сюрикэны бросали с оборотом и без него. Воин зажимал оружие между большим и указательным пальцем и совершал бросок. Мастера от ученика отличало то, что его «игла» летела по прямой линии, не отклоняясь от траектории. Поэтому бросать бо-сюрикэн, заточенный с обоих концов, было, конечно, гораздо проще. Но с другой стороны, это говорило о низкой квалификации воина. А в средневековой Японии на это обращали большое внимание.

И бо-сюрикэны, и сякэны обычно метали очередями. Опытный ниндзя за 15 секунд мог кинуть в противника 5-6 «звездочек» или «палок». Поскольку японские солдаты были хорошо защищены доспехами, убойная сила метального оружия являлась весьма низкой. Поэтому ниндзя старался поразить сюрикэнами лицо, глаза или горло.

Обычно (если дело происходило во время сражения) у метальщика было лишь несколько секунд, чтобы нанести противнику как можно больший урон, прежде чем тот приблизиться на расстояние удара катаной или копьем. А вот ниндзя часто использовали отравленные сюрикэны. Особенно, если требовалось устранить какого-то определенного человека. Тогда шансов на то, что миссия будет выполнена успешно, становилось существенно больше. Также известно, что ниндзя использовали сюрикэны не только в качестве смертоносного оружия. С помощью «звездочки» можно было вырезать отверстие в стене, чтобы вести наблюдение, поддеть гвоздь, перерезать веревку и так далее. А поскольку сюрикэны являлись расходным материалом, то воины обычно носили при себе их не по одному. Чаще всего, по 10 штук. Одни использовали веревку, другие - заворачивали в ткань. Самые же опытные ниндзя прятали «звездочки» и «иглы» в рукава, карманы и волосы.

В наше время сюрикэны продаются в самых обычных магазинах Европы и США. Добрались они и до России. Правда, у нас «звездочки» и «иглы» считаются холодным оружием, если длина их лучей превышает 8 миллиметров.

Кроме катаны, среди оружия Японии огромную известность приобрели метательные лезвия, которые были «визитной карточкой» наемных убийц и шпионов ниндзя - сюрикены.

Оружие сюрикен

Зачастую сюрикены называют звездой ниндзя, так как пользовались ими в основном воины ночи. Распространение среди японских наемных убийц они обрели из-за того, что заостренные пластинки, звезды с острыми краями и тонкие лезвия запросто можно скрыть под одеждой и внезапно, исподтишка применить против врага. Взяв сюрикэны необходимой формы в две руки, ниндзя мог не только метать их, но и рассекать и колоть ими в ближнем бою. К тому же, сюрикены помогали при лазании по деревьям и при разведении костра использовались в качестве кресал.

Виды сюрикэнов

Сюрикены разделены на множество типов, обычно это метательное оружие ниндзя классифицируется по двум видам: метательные стрелки бо-сюрикэн, и заточенные звезды или пластины сякен.

Бо сюрикены, в свой черед, бывают в форме палочки (хасидзё), острого клина (кусабигата), веретена (босуйгата), игл (харигата), ножей(тантогата) и т.д. Существует около пятидесяти типов бо.

Бо сюрикен

Наиболее часто ниндзя использовали всем известные метательные «звезды», по другому называемые сякен. Многообразие сякенов очень велико (несколько десятков видов): в форме креста, многоконечные звездочки или свастики, в форме железного кольца (тэккан).

Наиболее интересны среди сякен тэцумари-сюрикэн и мандзи - сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн изготавливали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. На заостренные части мандзи-сюрикэна наносился яд.

Метание сюрикенов

Техника метания сюрикэнов происходит от мастерства метания всевозможных ножей - танто и т.п., и особых стрел для метания утинэ.

Приемы метания сюрикэнов

Бо-сюрикэн метают используя бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок с отсутствием оборота (тёку-дахо). Во время выполнения броска вращение вокруг поперечной оси пытаются полностью исключить. Бодзё-сюрикэн с правильной балансировкой движется практически прямолинейно.

Сякены обычно бросали партиями с высокой скоростью по очереди. При метании необходима подкрутка, что делается с помощью хвата сякэна ближе к краям и движению кисти, который напоминает щелчок пальцами. При таком закручивании движение сякена более точное, а во время броска в горизонтальной плоскости создается эффект крыла, который увеличивает дистанцию полета.

Воин ночи был обязан уметь метать сюрикены не только точно, но и неожиданно, из любой позиции тела.

Способы метания сюрикенов

  • Тодзи-но ката - бросок совершался движением сверху вниз той рукой, которая была противоположна ноге, вынесенной вперед.
  • Хон-ути - то же, что и Тодзи-но ката, но рука и нога были одноименные
  • Ёко-ути - бросок сюрикена в горизонтальной плоскости от плеча;
  • Гяку-ути - хон-ути с телом, развернутым боком;
  • Дза-ути - бросок в вертикальной плоскости сидя на коленях;
  • Хандза тодзи-но ката - тодзи-но ката сидя на одном колене;
  • Хандза хон-ути - хон-ути сидя на одном колене;
  • Хандза ёко-ути - ёко-ути сидя на одном колене;
  • Хандза гяку-ути - гяку-ути сидя на одном колене.
  • Нэ-ути - бросок сюрикэна лежа на земле;
  • Дзюдзи-ути - метание сразу двух сюрикенов в разные стороны;
  • Онкэн-ути («спрятанное лезвие») - неожиданный резкий бросок сюрикена из скрытого кармана;
  • Интю-ути - метание лежа в темноте;
  • Хая-ути («скоростное метание») – поочередные броски с большой скоростью правой рукой, левая рука при этом сжимает пачку сюрикенов и большим пальцем выдвигает их для подачи в правую руку.

Часто сюрикены метали сразу по нескольку штук за бросок, что позволяло лишить лишить врага зрения или вонзить сякены в обе ноги.

Сюрикены сложно было метать на дальние расстояния, поэтому они использовались в основном для задержки преследователей или ранения соперника с последующим вступлением в рукопашную схватку.

В основном сюрикены метали в глаза, виски, шею, участки прохождения артерий. Из-за того, что сюрикены часто бросали в голову, тренировались броскам на круглой двадцатисантиметровой мишени.

Сюрикены также выполняли вспомогательные функции – ими пользовались как отмычками, гвоздодерами, ими прорезали отверстия для слежки.

Ношение сюрикэнов

Наемные убийцы носили сюрикены в особом мешочке на поясе а также в многочисленных скрытых отделениях в одежде или рукоятках меча. Ниндзя носил с собой около двадцати-тридцати метательных лезвий.

Жанр статьи - Ниндзя


В Японии ручное метательное — копья, дротики, топорики и т.д. — большого развития не получило. Исключение составляют, пожалуй, лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются .

Приемы метания сюрикэнов

В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Hэгиси-рю и др., используются самые различные . Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям.

В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо ) и бросок без оборота (тTку-дахо ). При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель , заточенный с обоих концов.

Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.

Однако Hава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.

Способы ношения сюрикэнов

Изготовление сякэнов

Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ.

Hава Юмио подробно описывает процесс изготовления дзюдзи-сюрикэна (крестообразного сюрикэна) весом в 20 моммэ. Для этого брали стальную болванку весом около 23 моммэ. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму дзюдзи-сюрикэна с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам лезвия. Затем удаляли с заготовки напильником лишний металл, доводя вес звездочки до необходимых 20 моммэ, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.

Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн , то сначала делали крестообразный сюрикэн , а затем зубилом делили лезвия хорошо нагретой болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих стороны, иначе точность бросков была бы крайне низкой.

Особую сложность в изготовлении «звездочек» представляла закалка лезвий. Всем «лучикам» нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение «звездочки». Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку. Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, необходимо закалять только самые кончики «лучиков» «звездочки», чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.

Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную «звездочку», ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.

Отверстие в центре «звездочки» обычно не заделывали, так как через него можно пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако из-за того, что сякэн с дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.

Согласно древним японским трактатам, воины использовали различные предметы как оружие для метания. Самый распространенный снаряд — камни — бросали с помощью исихаджики (японское название пращи), но в арсенале японских воинов были и более экзотичные виды оружия. В одном из дошедших до нас источников (приблизительно 600 год нашей эры) рассказывается история о том, как один японский принц пытался сразить белого оленя, бросив ему в глаз некий овощ цилиндрической формы. В другом древнем источнике содержалось описание метания стрел или того, как воины защищались путем бросания короткого меча вакидазаси. Это, по всей вероятности, и стало прототипом знаменитого японского метательного оружия — сюрикэна. О превращении летающего меча японских самураев в летающую «звездочку» японских ниндзя рассказывает Юрий Кукин.

Вообще слово сюрикэн можно расшифровать буквально как «лезвие, скрытое в руке». Вопреки распространенному представлению о том, что это секретное оружие ниндзя, нужно сказать, что сюрикэны также были частью арсенала большинства японских самураев. Сама эволюция оружия произошла как раз благодаря тому, что воины оказывались в ситуациях, когда для спасения собственной жизни приходилось метать в противника различные предметы из своего снаряжения: острие для пришпоривания коня, острую пилку, утинэ (стрела-дротик) или иглы, которые носили в волосах. Технику метания той же «заколки» для волос японцы вполне могли позаимствовать у китайцев, где существовало свое метательное оружие — стрелка пию или, например, заточенные монеты.

Есть 2 вида Сюрикэнов: бодзе-сюрикэн (стержень) и сякэн (звездочка)


Собственно японские сюрекэны как раз разделялись на два основных вида: длинные, тонкие стержни — бодзё-сюрикены, и сякены — плоские металлические диски, каждый из которых подразделяется еще на несколько видов. Так, например, существуют до 50 видов бодзе-сюрикэна, который может быть палочкообразным, клинообразным, веретенообразным или игло-, ноже-, гвоздеобразным. Техника метания этого оружия изучалась самураями во многих школах. В особенности после появления в XVII веке оружия кобудо, которое включало в себя комбинированные виды (например, кусари-гама — серп с цепью с грузом), изучение техники метания таких ножей стало жизненно необходимым.

Некоторые виды сюрикэнов приобрели название в честь школ, в которых практиковали технику их применения: так, заостренный с одного конца и закругленный с другого металлический прут (длиной 15−25 см и диаметром 5−6 мм) носил название Сюрикэн-Сираи Рю, а похожие на утинэ сюрикэны с привязанной к тупому концу кисточкой для ровного полета использовались в школе Негиси Рю.

Не только ниндзя, но и самураи изучали технику владения сюрикэнов


Естественно, у каждой школы был свой способ метания лезвия, однако общая техника заключалась в том, что клинок зажимали между указательным и средним пальцем так, чтобы тупой конец лежал или упирался (при не большой длине стержня) в ладонь, и выбрасывали в сторону противника. По идее, сюрикэн должен лететь по прямой траектории, но для наибольшей эффективности оба конца сюрикэна затачивали.


А вот сякэн был в большей степени распространен как раз у ниндзя, что и сделало популярными знаменитые «звездочки» на Западе, который в 60−70-х годах двадцатого века с жадностью знакомился с новой для него культурой Востока. «Звездочки» метали в основном очередью: быстрыми сериями один за другим, подкручивая кистью снаряд. Создаваемое вращение позволяло более устойчиво, точно и далеко лететь сюрикэну. Кстати, примерная дальность полета сякэна составляла около 12−16 метров, в то время как бодзе-сюрикэн можно было бросить в среднем на 7−8 метров.


Таким оружием пытались поразить самые открытые, незащищенные зоны противника: глаза, горло, виски, открытые места на руках и ногах. Небольшие порезы можно было компенсировать частотой бросков и количеством ран, которые оставляли снаряды. Впрочем, помимо боя ниндзя использовали их и в качестве инструмента, когда нужно было что-то прорезать, поддеть какой-нибудь гвоздь, создать обзор для наблюдения. Вместе с тем, размер сякэна зависел от характеристик самого воина (от его размеров, силы и т. д.). Однако в среднем это были пластины с утолщением в центре и с диаметром от 115 мм до 175 мм. Их изготовление — отдельное искусство: нужно было равномерно закалить и сделать лучи (если речь идет о форме звезды), для этого металл сильно нагревали, формировали из него круглую лепешку, а потом молотом делали лучи, после чего удаляли лишний металл и затачивали.

Существует до 50 видов бодзе-сюрикэна


В России изготовление сюрикэна возможно только в качестве декоративного оружия, где длина лучей не должна превышать 8 мм (по ГОСТу). Так, в 2011 году за незаконное ношение (без разрешения) сюрикэнов на 1 год условно был осужден житель Симферополя.

Источники:

Горбылев А. М. Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя. Минск. 1997.