Сделайте анализ элементов техники выполнения физических упражнений. Физические упражнения как средства физического воспитания. Упражнение на силу и массу

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для тренировки основных групп мышц человека, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, при гиподинамии у ослабленных больных, а также с целью проведения спортивных тренировок. Способ заключается в выполнении на спортивных снарядах и тренажерах упражнений, связанных только с волевым плавным расслаблением мышц под тяжестью собственного веса тренирующегося, предварительно поднятого на определенную высоту, или под тяжестью спортивных снарядов и грузов, поднятых электромотором на высоту поднятых рук, или под напряжением тренажеров с упругими элементами, сжатыми специальными двигателями. Изобретение обеспечивает ускоренное развитие мышц без дополнительной нагрузки на организм. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к физиологии мышц человека и основано на открытом, ранее не известном медицине, свойстве мышц животных и человека не только затрачивать, отдавать свою энергию в процессе физкультуры, нагрузки и физической работы, но и при особых специальных условиях аккумулировать, насыщать мышечные волокна потенциальной энергией извне, ускоренно оздоровляя организм и особенно укрепляя сердечно-сосудистую систему человека. На основе этого нового открытого свойства мышц человека впервые за много тысяч лет радикально совершенствуется физкультура, увеличивается и ускоряется ее оздоровительное воздействие. Отсюда научно обоснован способ ускоренного лечения и профилактики патологических последствий гиподинамии, разрушающих сейчас здоровье свыше 50% населения земного шара. Эволюционное развитие животных и человека на протяжении длительных периодов происходило на суше, как известно, с превалирующими неровностями, а в жесткой борьбе за выживание требовалась экономия энергии при вынужденных интенсивных передвижениях. Отсюда природа вынуждена была формировать функцию мышц животных и человека в соответствие с общим законом сохранения энергии, то есть с возможностью не только затрачивать свою энергию при подъеме, но и аккумулировать энергию при схождении с возвышенностей. Эти жесткие эволюционные условия создали организм человека, не способный жить без постоянных активных движений. Если человек отработал восемь часов, сидя почти без движений, то, естественно, после работы он должен компенсировать и восстанавливать все свои органы и, в первую очередь, сердечно-сосудистую и мышечную системы усиленной беспрерывной физкультурой так же не менее восьми часов. Здесь уместно сослаться на современные данные нормальной физиологии человека. Общеизвестно, что мышечная система человека представляет не только скелетную мускулатуру но, обслуживая, капилляры она пронизывает весь организм человека. Наряду со своей универсально двигательной функцией, она является общей системной батареей, круглосуточно беспрерывно аккумулирующей и расходующей биоэлектроэнергию на поддержание тонуса и движения по капиллярам жидкой среды, а также постоянное поддержание температуры всего организма. Экспериментально установлено, что устойчивая натренированность и развитие одной группы мышц способствует укреплению и устойчивому развитию всех мышц организма и благотворно сказывается на всем организме в целом. Это доказывает, что биоэлектроэнергия, заряжающая мышечную общую системную батарею, вырабатывается, именно, движением самих мышц с последующей передачей ее всей общей мышечной системе. И наоборот, при гиподинамии мышечная система сердечно-сосудистого аппарата заметно слабеет несмотря на продолжающуюся непрерывно ее деятельность. Это доказывает, что для нормальной жизни организма человека совершенно недостаточно пищевой энергии, а обязательно необходима и дополнительная специфическая биоэнергия, вырабатываемая только мышцами человека и затем поступающая в общую мышечную систему всего организма. Если для нормального питания необходимы витамины, то для энергетической потребности организма, кроме энергии пищи, необходима витэнергия или, вернее, биоэнергия, вырабатываемая только мышцами человека. Сугубо приблизительным примером, хотя и отдаленным, но наглядным примером, служит недавно открытое разделение обычной воды электропотенциалом на две разные по своим свойствам. Продолжительность жизни женщин несколько больше, чем у мужчин. Одной из причин этого неравенства является вынужденная, почти непрерывная подвижность матери по уходу за детьми. Как же быть? Нельзя же все человечество переводить на 8-ми часовую физкультуру после малоподвижной работы. Этот важнейший для дальнейшего совершенствования физкультуры вопрос разрешается предлагаемым изобретением способ энергонасыщения. Рассмотpим причины недостатков современной физкультуры. На протяжении трех тысяч лет и до сего времени физкультура по своему главному принципу не изменилась и не имела научно обоснованного совершенствования. Предлагались десятки различных методов режимов, распорядков, способов увеличения нагрузок, изгибов тела и движения конечностей. Анализировался вопрос о движениях человека, их скоростях, нагрузках с контролем скорости пульса. Но в анализах физкультуры не учитывался главный закон природы закон сохранения энергии. Любое физическое движение человека с точки зрения этого закона относится к движению человека, отдающего энергию своим организмом, например подъем гири весом в 10 кг на стол высотой в один метр с ее оставлением там. Подъем гири весом в 10 кг до высоты одного метра и осторожное ее опускание на землю. Здесь человек уже не отдал свою энергию. Если в первом случае человек поднял и оставил на высоте одного метра гирю в 10 кг, значит он затратил собственной энергии 10 кг/м, передав ее в виде потенциальной энергии. Во втором случае человек не зарядил свою гирю потенциальной энергией. Она осталась на земле. Но человек работал, т.е. поднял и опустил гирю. Куда же ушла энергия? Первому человеку окружающая среда скажет я получила энергию, но второму человеку скажет я не получила энергию. С такой научной неопровержимой логикой можно рассматривать и физическую работу. Но вот подходит к столу с лежащей на нем гирей в 10 кг, поднятой первым человеком, третий человек и осторожно снимает со стола эту гирю и ставит ее на землю. Окружающая среда скажет третий человек взял своим организмом у меня 10 кг/м потенциальной энергии и унес их с собой. Второй пример из производственной рабочей нагрузки и разгрузки. Работают два грузчика. Первый берет с пола гири, например, весом каждая в три килограмма, поднимает их поочередно на высоту одного метра и ставит их на конвейер для полировки. Второй грузчик эти же гири после полировки снимает с конвейера, т.е. с высоты одного метра и ставит на пол. Казалось бы, работа у этих двух грузчиков однозначна, но первый грузчик за один час поднял 180 гирь на высоту одного метра и затратил из своего организма 540 кг/м энергии, разумеется, что затратил он несколько больше своей энергии, учитывая координационную работу вспомогательных мышц и КПД. Но такой расчет баланса энергии совершенно неприемлем для второго разгружающего рабочего. Закон сохранения энергии неопровержимо доказывает очевидную разницу энергораспределения между этими двумя рабочими грузчиками. Разгружающий рабочий получил своим организмом за час работы всю потенциальную энергию гирь, т.е. 540 кг/м. Совершенно другой вопрос, как же эта энергия гирь аккумулируется мышцами и воспринимается организмом разгружающего рабочего. Вполне понятно, что снимая гири с высоты одного метра разгружающий рабочий не только получил 540 кг/м энергии, но и израсходовал некоторое количество энергии с учетом КПД мышц, так же как и первый рабочий в расчете на такие же потери КПД. Однако же разница в работе этих двух рабочих слишком очевидна и научно доказана. Поэтому первый нагружающий рабочий имеет отрицательный энергобаланс, а второй положительный энергобаланс работы. Наглядно видно, что мышцы нагружающего рабочего, сокращаясь, укорачиваются, поднимая груз. Здесь следует вывод: сокращение мышцы под напряжением веса, груза сопровождается отдачей потенциальной энергии организмом. Плавное растяжение расслабление мышцы с увеличение ее длины сопровождается получением потенциальной энергии организмом извне, но только обязательно при напряжении веса, груза. И чем больше груз, вес плавно опускается, растягивая, расслабляя, т.е. удлиняя мышцу с грузом, тем больше она получает потенциальной энергии. Растянуть пружину с усилием и так ее растянутой зафиксировать, значит отдать ей потенциальную энергию, зарядить ее. Также, тянуть мышцу под напряжением, плавно удлиняя ее специальным снарядом или под напряжением веса груза, всегда сопровождается насыщением этой мышцы потенциальной энергией. Например, человек плавно опускает груз. Мышца несоизмерима совершенней упомянутой растянутой и в таком виде зафиксированной пружины. Пружина не может аккумулировать затраченную на ее растяжение потенциальную энергию. Если снять фиксацию она моментально возвратит затраченную энергию. Мышца же в самом процессе плавного расслабления, удлинения под напряжением груза, веса немедленно одномоментно утилизирует получаемую энергию. Используя природную мудрость в функции мышцы, изобретатели решили использовать ее на благо людей. Энергию "Спуска вниз" сейчас стали использовать наши энергопоезда в горных местах, у которых вместо тормоза, который перегревался и быстро изнашивался, включался при спуске электропоезда вниз электрогенератор. Вращение электрогенератора сцепленного с колесами движущегося вниз электропоезда и сдерживало большую скорость электропоезда и одновременно вырабатывало электроэнергию. Не только при спуске электропоезда вниз по уклону, но и при любом обычном опускании всех грузов с тормозом для плавного замедления спуска применяемые тормоза, поглощая энергию спуска, нагреваются. Но такие "пресловутые" тормоза, даже в несовершенной технике и то стали вытесняться упомянутыми тормозами-электрогенераторами. Этот пример автор приводит потому, что из практики бесед на тему этого изобретения, у многих лиц даже с высшим образованием сложилось неправильное, устаревшее понятие, что при спуске вниз возможен только тормоз, который должен обязательно нагреваться, и поэтому человек, снимающий со стола груз, должен сильнее нагреваться, чем первый рабочий, нагружающий гири на стол. Однако практика это не подтвердила. Кроме того, надо учитывать, что тормозные колодки нагреваются только с поверхности соприкосновения и их тепло поэтому быстро рассеивается. Мышца же работает всей своей массой, а поэтому если бы и образовалось дополнительное тепло внутри самой мышцы, оно не могло бы быстро уйти и не могло бы быть безразличным для организма. Наряду с этим, здесь уместно напомнить элементарные сведения о физиологии мышц человека, утверждающие, что температурный биопотенциал мышечного волокна играет важнейшую роль в синтезе специфических белков, обусловливающих развитие мышечного волокна, которое может развиваться только при избытке энергопотенциала мышцы. Отсюда становится очевидным, что энергопотенциал в мышцах рабочего, снимающего гири с конвейера, будет в лучших условиях, т. е. положительным, а энергопотенциал мышц нагружающего рабочего будет отрицательным. Этот пример дает научное объяснение извечной загадке человечества причины успеха и неуспеха нормального развития физического состояния человека. Исходя из предложенного нового способа энергонасыщения человека, и физкультура, и физическая работа приобретают новые принципы своего назначения и применения в свете основного закона природы закона сохранения энергии. Отныне человек может использовать для насыщения своего организма потенциальной энергией извне специальные энергоотдающие снаряды, работающие, например, от электромоторов или других энергоисточников. Для ускоренного физического развития и лечения гиподинамии физкультура делится для назначения специалистами на следующие виды: 1) движения человека, отдающие свою энергию; 2) движения человека, отдающие и получающие энергию (1); 3) движения человека, получающие энергию; 4) массажная физкультура без волевого напряжения мышц. Указанные первый и второй виды физкультуры могут проводиться и со специальными энергоснарядами и без них, но вторая пара физкультуры, т.е. третий и четвертый виды, проводятся со специальными энергоотдающими снарядами, работающими от энергоисточников извне. Физиологически правильно организованная физкультура применяет указанные виды физкультуры в зависимости от физического состояния организма, его энергонасыщенности. Проводимая ранее физкультура без спланированного учета закона сохранения энергии давала медленные и мало эффективные результаты и очень часто человек оказывался в заколдованном круге незнания. Физически ослабленному человеку приходилось длительно заниматься изнурительной энергоотдающей физкультурой, тогда как его организм сам не имел необходимого избытка энергопотенциала в мышцах для нормального их развития. Ведь открытое в физиологии мышц "явление переноса натренированной устойчивости одной группы мышц на другие мышцы" убедительно доказывает, что работа одной группы мышц создает необходимое энергонасыщение всего организма, что и создает благотворную устойчивость и других остальных мышц человека. Наука лишь только сейчас приступила к изучению этого загадочного биоэлектроэнергетического потенциала мышц, но уже стало ясно, гипертрофическая их устойчивость очень требовательный процесс, для выполнения которого следует обеспечить несколько необходимых условий одновременно. Поэтому открытый новый способ энергонасыщения человека в более расширенном названии имеет следующую формулу: открыт способ ускоренного оздоровительного насыщения человека потенциальной энергией в контакте с энергоотдающими снарядами на новом принципе с учетом закона сохранения энергии как в физкультуре, так и в физической работе. В задачу этого способа ускоренного гармоничного физического развития человека не может входить описание устройств всевозможных энергоснарядов, используемых с учетом закона сохранения энергии. Их может быть сотни разных конструкций, а монтироваться они могут на уже давно известных узлах механики, например таких как роботостроительные. Но все конструкции для выполнения этого открытого способа ускоренного оздоровительного развития физических возможностей человека возможны только на ранее неизвестном предложенном новом принципе, основанном на учете закона сохранения энергии. Поэтому такие всевозможные конструкции не могут претендовать на приоритет. Поэтому в задачу описания предложенного способа возможно включить и могут быть рассмотрены только схемы основных принципиальных конструкций, обеспечивающих гармоничное развитие всего тела человека, т.е. всех групп мышц туловища и конечностей. Естественно, для такой комплексной задачи и к тому же в ускоренном выполнении необходима энергетическая помощь человеческому организму именно извне, в виде специальных энергоотдающих снарядов, работающих от обычных бытовых энерготочек, как, например, электророзеток, электроаккумуляторов, бензиновых двигателей и т.п. Всякий грамотный человек после уяснения принципиального смысла данного изобретения самостоятельно сможет собрать самодельный специальный энергоотдающий снаряд. Понятно, что сделать универсальный снаряд для энергонасыщения всех групп мышц туловища и конечностей без специальной мастерской очень трудно и это займет много времени. Но простота конструкции и логика их принципиального действия делают их весьма доступными для всех слоев общества, всех возрастов как в городе, так и на селе. Прежде чем приступать к использованию этого этого способа энергонасыщения человека следует хорошо уяснить себе для практического применения, какие движения человека, когда, почему и при каких условиях являются энергоотдающими или же получающими энергию извне. Только тогда можно приступать к устройству самодельного энергоотдающего снаряда. В ближайшее время будет массовым выпуск фабричных энергоотдающих снарядов по рассмотренным конструкциям и на прилагаемой схеме с фиг. 1 и 2. Поскольку мышцы ног человека обладают большой силой и поэтому не только способны отдавать в большом количестве собственную энергию, но в не меньшей степени способны и аккумулировать в больших количествах энергию извне при помощи специальных снарядов, отдающих энергию человеку. На фиг. 1 изображена схема конструкции энергоотдающего снаряда мышцам ног. На фиг. 1 обозначены: 4 электромотор как источник энергии, 3 редуктор или коробка скоростей, 12 двухколенный рабочий вал, вращающийся посредством редуктора от электромотора 4, 1 рабочая штанга для ножной педали, обозначенной позицией 5, 11 регулятор длины штанги, 7 нижний пол для моторного механизма, 6 верхний пол для тренировочного зала, 9 направляющие кольца верхнего пола, состоящие из роликов для уменьшения трения, 2 - неподвижные поручни для поддержания равновесия человека в процессе выполнения процедуры с включателем мотора. Pабота этого педального энергоотдающего снаряда. Человек берется за ручки неподвижных поручней, становится на педали и нажимает на включатель мотора, находящийся на ручке поручня. Педали плавно и медленно поочередно движутся вверх и вниз. Скорость движения их заранее устанавливается в коробке скоростей. Для взрослого человека в начале тренировки скорость их движения около одной секунды на одно движение, т.е. равна скорости обычного хождения человека. На этом снаряде в зависимости от волевого желания человека могут использоваться все четыре вида энергофизкультуры, то есть энергоотдающая, одновременно энергоотдающая и энергополучающая, только энергополучающая и массажная, которая в большей степени относится к энергополучающей, но с особой физиологической особенностью. Начнем рассмотрение с первого вида энергофизкультуры энергоотдающей, именно, человеком. Поскольку педали движутся поочередно вверх и вниз, легко понять и спланировать свою процедуру. Движения с усилием человека, помогающим мотору, будут для человека энергоотдающими. Например, при подходе педали к верхней своей точке, человек быстро становится на поднятую вверх педаль, понятно, что в этом случае от электромотора не требуется затраты энергии, под тяжестью человека педаль и без мотора может опускаться вниз. После опускания вниз педали с наступившей на нее ногой человека в это время вторая педаль подходит к верхней своей точке, человек второй ногой также быстро становится на вторую поднявшуюся педаль, она плавно также опускается с весом человека. Получается полная аналогия с восхождением человека по ступенькам лестницы. Здесь человек, как и при подъеме по лестнице, становясь, например, правой ногой на поднявшуюся педаль, сам всем телом поднимается на уровень этой поднявшейся педали с отрывом левой ноги от второй нижней педали и занося ее вверх, чтобы через секунду поставить на поднимающуюся левую педаль. Он выполняет точно такую же работу, как при подъеме по обычной лестнице, оставаясь на одном месте и держась за неподвижные поручни. Но такое же восхождение можно выполнять и без отрыва ног от педалей. Здесь уже будет не полная отдача человеком своей энергии. Становясь правой ногой на правую педаль, а левой на левую, человек без отрыва левой ноги не может выпрямить правую ногу и подняться всем своим телом на всю высоту правой поднявшейся педали. В этом случае он должен ждать некоторое время, когда эта правая педаль несколько снизиться для создания полного давления на правую ногу. Вот здесь в зависимости от интенсивности поочередного давления ногами на поднявшиеся педали и будет зависеть полнота, вернее, количество отдаваемой энергии человеком. Pассмотрим третий вид энергофизкультуры насыщение энергией извне, от электромотора организма человека. Тот же энергоснаряд с ножными педалями и электромотором. Человек становится, например, правой ногой на правую педаль, но уже не на поднявшуюся вверх педаль, а на опущенную и ждет поднятия верх. После ее поднятия он плавно опускается на опущенную левую педаль и, стоя ногой на этой опущенной педали, ждет ее подъема в верхнее положение, затем с этой поднявшейся левой педали он плавно опускается, т.е. сходит вниз, и становится всем своим весом на правую опущенную педаль и ждет, пока она поднимет его, точнее вес его на верхнюю точку подъема педали, откуда он плавно опускает свободную левую ногу на опущенную левую педаль, то есть он все время сходит вниз с поднимающих его педалей на опущенные. Также полная аналогия схождения вниз по ступенькам лестницы, стоя на одном месте и держась за неподвижные поручни. В этом случае электромотор работает с полной нагрузкой, передавая свою энергию организму человека, но при выполнении первой процедуры, то есть отдающей свою энергию организмом человека, когда он все время восходит, становясь попеременно на поднявшиеся педали, электромотор не только можно отключать, но к так работающим от усилий ног человека, педалям, подключенный электрогенератор будет вырабатывать электроток за счет энергии организма человека. Нельзя представлять себе, что насыщение организма человека энергией извне, процедура очень легкая и не требует труда. Безусловно, она легче энергоотдающей процедуры, но надо учитывать, что и энергонасыщение требует определенной систематики, волевой настойчивости и труда. Массажная энергофизкультура дисциплина более объемная, она включает обычный массаж тканей, но главное ее воздействие на организм человека это динамически внутренний массах мышц без их волевого усилия. Человек становится одновременно на две педали и включает электромотор, при этом он не проявляет никаких мышечных усилий, его ноги педали движут попеременно вверх и вниз. Происходит поступательно-возвратное изменение длины мышц, а это улучшает питание, исключает застойные явления в ногах и является эффективным и обязательным началом перед энергонасыщением с волевым усилием энергоразминка. Энергофизкультура мышц рук может производиться на этом же педальном энергоснаряде, но с предварительной сменой педалей на рукоятки с некоторым их удлинением для удобства проведения процедуры. Человек берется руками за рукоятки и полулежа на вытянутых с упором в пол ногах включает электромотор. Происходит энергоразминка мышц рук, то есть зависимые движения рук без волевого усилия. Затем по желанию волевая энергофизкультура. Если, например, энергоотдающая, то человек так же в соответствии с законом сохранения энергии, на принципе рассмотренном для ног, выжимаясь на руках, своим общим весом упираясь, например, правой рукой в поднявшуюся правую рукоятку, ждет ее опускания совместно с опусканием всего его туловища. Затем левой рукой выжимаясь и выпрямляя ее, ждет ее опускания с опусканием веса его туловища, затем правая рука, отжимаясь, выпрямляется и упирается в поднявшуюся правую рукоятку и дальше в такой последовательности. Надо помнить, что здесь отжим силовой с выпрямлением согнутой в локте руки происходит на поднятой рукоятке. Вполне понятно, что здесь для выполнения такой процедуры нужны хорошо натренированные мышцы рук. Поэтому для детей и начинающих взрослых такая силовая процедура не подходит и она заменяется точно такой же установкой, то есть электромотор, рукоятки и та же схема, но установка располагается не параллельно полу, где рукоятки движутся перпендикулярно вверх, а вся установка устанавливается под углом в 45 град к нижнему полу. Поэтому и рукоятки будут выходить под этим углом, что облегчит ученикам отжим рукой своего веса от выступившей рукоятки, поскольку наклон выпрямленного тела составляет также около 45 град. Для более быстрого уяснения принципа насыщения энергией извне мышц рук целесообразно сейчас рассмотреть эту энергофизкультуру. Для аккумуляции энергии извне мышцами рук процедура проводится на этом же снаряде так: человек берется за обе рукоятки, включает на рукоятке кнопку и проводит кратковременную массажную энергоразминку, то есть пассивное движение рук, подчиняясь движениям рукояток, сохраняя заданный общий наклон выпрямленного тела. Для перехода к непосредственному насыщению мышц энергией извне рука выпрямляется с опором на нее всего веса тела в момент опускания рукоятки, и так, не сгибая руки локте и не меняя общего заданного наклона выпрямленного тела, человек ждет с выпрямленной для упора рукой, когда силой мотора педаль поднимет вес туловища человека на высоту своего выступа, только тогда выпрямленная, например, правая рука, удерживающая вес туловища, начинает плавно сгибаться в локте, чтобы выпрямить левую руку для упора в левую опущенную рукоятку с последующим ожиданием подъема на вытянутой руке и т.д. Здесь для насыщения мышц рук энергией извне используется вес туловища человека, которое поднимается мотором, а опускается попеременно руками на опущенную рукоятку с упором на вытянутую руку; в момент опускания поднятого мотором туловища происходит плавное сгибание руки под тяжестью опускаемого туловища, здесь и происходит насыщение разгибательных мышц руки энергией извне, а точнее от электромотора. Такое же насыщение разгибательных мышц рук энергией извне, причем одновременно обеих, если, например, специальный подъемник штанг будет поднимать их на высоту вытянутых рук человека, а он будет вытянутыми кверху руками их снимать и ставить на нижнюю полку подъемника, то в этой процедуре происходит насыщение энергией не только упомянутых разгибательных мышц, но и сгибательных. Наряду с этим такой подъемник штанг обеспечивает энергонасыщением также и мышцы туловища. На примере работы педально-рукоятного энергоснаряда хорошо видно, что энергонасыщение происходило в основном разгибательных мышц рук, которым приходилось плавно опускать вес своего туловища на опустившуюся рукоятку. Насыщение сгибательных мышц рук энергией, кроме упомянутого подъемника штанг, очень наглядно можно демонстрировать на самоподнимающемся энерготурнике или на самоподнимающихся подвесных кольцах. Эти энергоснаряды также работают при помощи электромоторов. На фиг. 2 показана принципиальная схема самоснимающихся подвесных колец. Регулятором длины 11 устанавливается высота колец на уровне плеч ученика, а также размер шага подъема колец. Ученик берется согнутыми руками в локтях за кольца, которые поднимают его на высоту не касания земли носками ног, затем он, разгибая руки, опускается на землю. Здесь он должен так же, как и с рукоятками, напрягая усилие мышц, плавно опуститься на землю. Следует обратить внимание, что здесь плавно опускают вес ученика на землю не разгибательные, а уже сгибательные мышцы рук бицепсы. Здесь тренировочное насыщение энергией бицепсов рук не должно доводиться до переутомления. Как и всякая гимнастика, здесь необходимо постепенное вхождение в эту тренировку. Порядок энерготренировки следующий: за опустившиеся до плеч ученика подвижные кольца ученик берется руками, согнутыми в локтях, кольца поднимают ученика обязательно с так согнутыми руками на максимальную высоту установленного шага подъемника, здесь ученик плавно разгибает, опускает, выпрямляет руки, а в это время кольца опускают его на землю и останавливаются на уровне плеч для следующего подъема. Здесь вместо колец можно подцеплять специальную закрепляющуюся перекладину внутри колец. Получается энерготурник или энерготрапеция. На таких энергоснарядах, кроме рассмотренного энергонасыщения мышц рук, предусмотрено также энергонасыщение мышц брюшного пресса. Для этого под энерготурник ставится диван, у которого с ножной стороны встроена специальная планка для фиксации ног путем подсовывания под нее носков ног. С такой фиксацией ног ученик может без помощи рук подняться с лежачего положения на сидячее на диване всего несколько раз и мышцы брюшного пресса начинают уставать. Для общего укрепления мышц брюшного пресса, а также для лечения паховых и других межмышечных грыж абсолютно показано энергонасыщение мышц брюшного пресса. Ученик лежа на диване лицом к висящему над ним энерготурнику пользуется энергией турника для подъема его в сидячее положение, то есть, лежа, с фиксированными ногами он берется руками за опустившийся над ним энерготурник, который подтягивает его до сидячего положения, затем после свободного ухода турника вверх ученик без помощи рук плавно опускает туловище в исходное положение, то есть при помощи мышц брюшного пресса без помощи рук ложится на диван с фиксированными носками ног. Здесь происходит чистая энерготренировка без отдачи собственной энергии организмом. Как отмечалось в начале этой работы, всякое расслабление с удлинением мышцы под нагрузкой весом всегда сопровождается насыщением мышцы энергией извне. Это закон сохранения энергии, сопоставляя его с работой мышц, легко уяснить, какие движения и нагрузки в мышцах являются энергонасыщающими для организма и какие - отнимающими энергию от организма. Рассмотренный педально-рукояточный энергоснаряд, а также энерготурник обеспечивают возможность энергонасыщения всех основных групп мышц человека за исключением спины и поясницы. Для насыщения этой группы мышц необходимо опускать поднятый электромотором груз на высоту человеческого роста. Как уже упоминалось, для этой цели целесообразно использовать специальный энергоснаряд штангоподъемник. Он представляет собой плоский шкаф с вмонтированным электромотором, силой которого движется по вертикальным пазам специальная полка для подъема штанг на высоту человеческого роста. После подъема штанга останавливается и ждет ее снятия учеником. После снятия штанги пустая полка автоматически опускается вниз и ждет, когда на нее будет положена штанга для подъема. Таких штангоподъемных снарядов может быть много разных конструкций, например, кроме упомянутого сейчас одноштангового подъемника, есть конструкции кругового замкнутого подъема и движения многоштангового механизма с применением мотоциклетных передаточных цепей для одновременного пользования целой группы людей в специализиpованных профилакториях и санаториях. Поэтому нет возможности сейчас здесь включать и рассматривать очень большой раздел всевозможных конструкций подъемников грузов, изобретенных ранее для других целей, но пригодных в качестве энергоснарядов. Поднятая штанга электромотором приобретает потенциальную энергию и ждет человека, чтобы ее передать. Из ранее рассмотренного принципа закона сохранения энергии эта энергия аккумулируется мышцами спины и поясницы человека, снимающего и ставящего штангу на нижнюю полку подъемника, здесь также при плавном опускании штанги происходит расслабление с их удлинением под весом штанги группы мышц спины и поясницы. В санаториях, профилакториях, специальных лечебницах предусматривается установка на открытом месте стандартных для домов подъемных лифтов с выходом людей после подъема на гору, естественный или искусственный холм с пологим спуском вниз для последующего искусственного насыпного пути. Вполне понятно, что и в домах подъемные лифты вполне могут выполнять функцию энергонасыщения мышц ног при спуске, т.е. схождении вниз человека по этажной лестнице дома с предварительным подъемом человека на лифте. Но сейчас по санитарным требованиям такую энергофизкультуру рекомендовать нельзя. Воздух лифтов и лестничных клеток обычно сильно загрязняется, а при схождении по этажной лестнице, у человека усиливается дыхание. Это же относится и к метро, где движущийся эскалатор может служить подъемником людей для последующего их схождение по лестнице для энергонасыщения мышц ног, но и здесь это не может рекомендоваться по гигиеническим причинам. Для открытых мест с гористым и холмистым уклоном, пригодным для пешеходного спуска, рекомендуется использовать приспособленный автомобильный транспорт для подъема наверх людей с недостатком энергонасыщения в организме, т. е. физически ослабленных, усталых и людей умственного труда в условиях курортов, профилакториев и пр. Для семейных процедур энергонасыщения рекомендуется широко использовать личный легковой транспорт, особенно в холмистых и гористых местах. На машине люди поднимаются на верх горы, холма, а вниз сходят пешком. Наука движется вперед, настала очередь и для совершенствования физкультуры, физической работы медицинской профилактики гиподинамии, лечебной физкультуры и общей терапии укрепления мышц сердца. Медицина не знала, что человека надо лечить не только улучшением условий быта, витаминами и лекарствами, организм человека и в первую очередь мыщцы его сердца нуждаются в биоэнергии, вырабатываемой в основном скелетными мышцами, причем мышцами без энергетического истощения. Прежде чем лечить лекарствами ослабленное сердце, обязательно надо установить причину его слабости. И среди этих причин важное место занимает недостаток мышечной биоэнергии. Научные эксперименты в области современной физиологии это полностью подтверждают. Человек сидячего труда очень часто попадает в этот заколдованный круг. Ссылаясь на слабое сердце, он избегает необходимой физкультуры и физической работы, которые ему и в действительности мало помогают, поскольку сами его мышцы в настоящее время являются энергоистощенными и вырабатываемая ими биоэнергия мало заметна для человека и его сердца. Необходимо срочное энергонасыщение, а медицина просмотрела основной закон природы закон сохранения энергии. Рассматриваемое изобретение энергонасыщения человека сейчас не ставит себе инструктивно-методологическую задачу. Нормы для различного физического состояния человека и всех возрастов будут изучаться на протяжении нескольких лет. Как и всякое физическое совершенствование организма человека, энергонасыщение категорически отвергает алкоголь, курение и лень. Здесь необходима сила воли, распорядок и труд. Поскольку энергонасыщение ускоряет развитие мышц, оно широкое развитие получит среди участников международных соревнований всех стран мира, что обеспечит его быстрое распространение по нашей планете.

Страница 4 из 4

Техника физических упражнений

Техника физических упражнений - это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача. На­пример, выполнять бег можно с разной скоростью, разными спо­собами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной впе­ред и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результатив­ность использования его в различных жизненных ситуациях.

Техника физических упражнений совершенствуется под воздей­ствием систематических тренировок. Критерием оценки эффектив­ности техники движения являются качественные и количествен­ные результаты выполнения двигательной задачи. Совершенство­ванию техники движения способствует применение спортивного инвентаря, учет биомеханических закономерностей.

В технике физических упражнений выделяют основу, определя­ющее звено и детали.

Основа техники - главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Отсутствие отдельных элементов основ техники приводит к невозможности выполнения упражнения.

Определяющее звено техники - наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места - это будет отталкивание двумя ногами).

Детали техники - второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенно­стей человека и условий, в которых упражнение выполняется.

При анализе техники физических упражнений во внимание при­нимается ряд признаков, характеризующих рациональное выпол­нение движения.

В методике физического воспитания важное место отводится кинематическим характеристикам двигательных действий.

К ним относятся пространственные, пространственно-времен­ные, временные и ритмические характеристики.

Пространственная характеристика двигательных действий

Движения человек выполняет в пространстве. К пространствен­ным характеристикам относятся: исходное положение и положе­ния тела и его частей во время выполнения упражнения, траекто­рия движения.

Исходное положение - выражает готовность к действию, это точно принятое, эффективное, экономное соотношение взаимо­действующих сил. Эффективность и результативность упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняю­щий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движение.

Принятое исходное положение создает наиболее выгодные ус­ловия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых упражнений. Изменяя исходное положение тела или его частей, можно изменить сложность упражнения, усилить или снизить нагрузку на разные группы мышц. При принятии исход­ного положения в теле или отдельных его частях наблюдается ста­тическое напряжение. Некоторые исходные положения и стати­ческие позы имеют самостоятельное значение, например стойка «смирно».

В работе с детьми используются разнообразные исходные по­ложения: для ног - ноги вместе; на ширине плеч или слегка расставлены и т.д.; для рук - руки вдоль туловища, вперед, на поясе и т.д.

Траектория движения - путь движущейся части тела или пред­мета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи.

В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду дви­жения.

По форме траектории бывают прямолинейные и криволиней­ные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется раз­вивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодо­ления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги.

Направление движения. Направление движущихся частей тела вли­яет на эффективность воздействия физических упражнений, вы­полнение двигательной задачи.

Направление движения определяется по отношению к собствен­ному телу. Их принято называть парно-противоположной терми­нологией - «вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево».

Направление сгибательных движений определяют по плоско­стям тела, применяя термины «вперед», «назад»; для движений в боковой (переднезадней) плоскости: например, наклон назад, впе­ред, вправо-влево; для движений в линейной плоскости: накло­ны в сторону, направо, налево; для вращательных движений в го­ризонтальной плоскости: например, повороты направо, налево. Применяются также промежуточные направления (например, впол­оборота налево и др.).

Амплитуда движения - величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линей­ными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полу­приседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги).

Амплитуда движений зависит от строения костей, суставов, эла­стичности связок и мышц. Подвижность сочленения, которая до­стигается сокращением мышц, называют активной. Подвиж­ность, вызываемая действием внешних сил (партер), называется пассивной. Величина пассивной подвижности больше актив­ной. В жизни и в практике физического воспитания максималь­ная, анатомически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требует­ся добавочная затрата мышечных усилий, направленных на пре­дельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышцы и связки.

Пространственно-временные характеристики

Скорость движения определяется отношением величины (дли­ны) пути, пройденного телом или его частью, к затраченному на это времени. При выполнении физических упражнений различают скорость движения всего тела и отдельных частей тела. Если временные характеристики не будут соответствовать требованиям дви­гательной задачи, ее выполнение окажется невозможно или будет затруднено. От степени своевременности и согласованности всех движений во времени в составе сложного двигательного действия зависит возможность его выполнения и конечная эффективность. В процессе физического воспитания ребенка необходимо учить управлять скоростью движений: выдерживать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или замедлять ее.

Временные характеристики

К временным характеристикам относится длительность выпол­нения упражнений и его отдельных элементов, отдельных стати­ческих положений и темп движения.

Каждое упражнение выполняется в течение определенного вре­мени и в определенной временной последовательности. По дли­тельности выполнения упражнений и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его.

Большое значение имеет темп движений - количество дви­жений в единицу времени или частота повторения циклов движе­ний. Изменение темпа движений приводит к увеличению или умень­шению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста выпол­няют упражнения в умеренном темпе, увеличение его повышает нагрузку на организм. У каждого ребенка свой индивидуальный темп движений. Это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста, массы и т.д.

Под воздействием систематических упражнений можно научить детей приспосабливаться к общему темпу.

Ритмическая характеристика

Ритм - одно из условий жизни, он проявляется во всем, фор­мируя цикличность. Каждое движение совершается в определен­ном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени силь­ных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления яв­ляется показателем правильности выполнения физического упраж­нения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ос­нову ритма составляет закономерное расчленение временной по­следовательности акцентов. Без акцентов нет ритма, утверждал из­вестный психолог Б.М.Теплов.

Ж. Далькроз говорил, что всякий ритм есть движение. В образо­вании и развитии чувства ритма участвует все тело человека. Каж­дый ребенок имеет свой индивидуальный ритм. Ритмические движения нравятся ребенку. Он с удовольствием прыгает через ска­калку под стихотворный ритм. Под воздействием занятий физи­ческими упражнениями можно изменить соотношение длительно­сти активных и пассивных частей движения.

Чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильного, экономного решения двига­тельной задачи. Ритмические движения выполняются легко и дли­тельное время не вызывают утомления.

Качественные характеристики движений

В теории физического воспитания широко используются коли­чественные характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики. Они представляют собой комп­лекс частичных признаков в их единстве. Качественные характери­стики многообразны, тем не менее некоторые из них можно выде­лить. Так, понятие «точность движения» включает пространствен­ные, временные и силовые характеристики.

Точность движения - это степень соответствия требованиям дви­гательной задачи, которая будет выполнена, если движение соот­ветствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.

Экономные движения - движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Энергичные движения - движения, выполняемые с ярко выра­женной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодоле­ваются значительные сопротивления.

Плавные движения - движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедле­нием, с закрепленными траекториями при изменении направле­ния движений. Плавные движения характерны для художествен­ной гимнастики.

Выразительность движения - выражение психического состоя­ния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным от­ражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

Воспитание выразительности движений имеет огромное значе­ние, поскольку обеспечивает:

Управление психическими процессами;

Установление связи между внутренними переживаниями и внешними проявлениями;

Развитие психики, психофизических качеств;

Развитие отделов коры головного мозга;

Гармонизацию личности и т.д.

Важными средствами формирования выразительности движе­ний являются имитационные упражнения и сюжетные подвиж­ные игры.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006. - 368 с. С. 43-51.

Страница 10 из 15

24. Техника физических упражнений (основы, определяющие звено, детали техники, фазы двигательных действий) и их характеристики

В процессе совершенствования форм физических упражнений изыскивают рациональные способы выполнения двигательных действий. Важной предпосылкой этого является познание закономерностей, которым подчиняется так называемая техника физических упражнений.

В каждом произвольном двигательном акте есть двигательная задача, осознаваемая как конкретный желательный результат действия, и способ, каким она решается. Во многих случаях одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими различными способами (например, выполнить прыжок в высоту можно отталкиваясь и ближней к планке, и дальней от нее ногой), причем среди них есть относительно менее эффективные и более эффективные. Те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений.

Различают основу техники движений, ее главное звено и детали.

Основа техники движений - это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, какие, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (порядок проявления мышечных сил, основные моменты согласования движений в пространстве и во времени и т.д.). Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным само решение двигательной задачи.

Главное / определяющее звено (или звенья) техники движений - это наиболее важная часть данного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение движений, входящих в состав главного звена, обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует значительных мышечных усилий.

К деталям техники движений обычно относят ее отдельные составляющие, в которых проявляются индивидуальные вариации техники непринципиального характера. Часто у разных индивидов они так или иначе различаются, поскольку обусловлены морфологическими и функциональными особенностями. При неизбежных индивидуальных различиях в деталях техники в принципе нельзя отступать от ее общей закономерной основы. С другой стороны, общие закономерности техники движений не исключают целесообразности индивидуального варьирования ее, в том числе и по формам использования основного механизма. Техника движений менее всего может быть уподоблена «безразмерной одежде», которая подходит каждому. Механическое копирование индивидуализированной техники выдающихся спортсменов нередко приводит к отрицательным результатам.

В каждом двигательном действии выделяют подготовительную, главную и заключительную части, . согласно которым строиться педагогический процесс обучения и совершенствования двигательного навыка. Например, для совершенствования техники броска упражнения разделяют на замах, собственно бросок, и торможение после броска.

25. Основные характеристики техники физических упражнений (пространственные, временные, пространственно-временные, динамические, ритмические)

В связи с различными аспектами анализа техники движений выделяют кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую) и ритмическую или, более широко, общую координационную структуру движений. Реально эти грани структуры не существуют изолированно друг от друга.

Пространственные характеристики. Пространственно техника физических упражнений характеризуется:

Рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата, обеспечивающим целе сообразное исходное положение перед началом действия и оперативную позу в процессе его выпол нения:

Правильное исходное положение служит одной из важных предпосылок эффективного выполнения последующих движений, в частности их внешней результативности. Особые требования в этом отношении предъявляются к спортивным стартовым положениям (низкий старт спринтера, боевая стойка фехтовальщика, боксера и т. д.)

Рациональная оперативная поза в процессе выполнения упражнения помогает поддерживать статическое и динамическое равновесие тела, целесообразно координировать движения, эффективно проявлять силовые и другие физические качества. Так, горизонтальное положение тела пловца, низкая посадка конькобежца и велосипедиста уменьшают сопротивление внешней среды и этим способствуют быстром) передвижению.

Соблюдением оптимальной траектории движений (направление, форма и амплитуда движения). Технику физических упражнений характеризует не сама по себе траектория перемещения тела, а

оптимальное сочетание траекторий движения его различных звеньев, рациональное регулирование этих движений по направлению, амплитуде и форме траектории.

Совершая движение в трехмерном пространстве необходимо каждый раз выбирать из всех возможных направлений такие, которые были бы наилучшими для эффективного выполнения упр-я.

Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц. Максимальная, анатомически возможная амплитуда движений при выполнении физических упражнений используется не всегда. Это обусловлено характером движения и требованиями, предъявляемыми к гибкости и проявлению мышечных усилий при выполнении упражнения.

Движения отдельных звеньев двигательного аппарата человека по форме траектории криволинейны (а не прямолинейны), что обусловлено естественными особенностями строения и функций органов движения живых существ. Общий же путь перемещения тела нередко должен быть возможно близок к прямолинейному (например, при ходьбе, беге), что требует тонкого согласования траекторий отдельных звеньев тела и общей траектории движения тела.

Временные характеристики. С позиций биомеханики движения характеризуются во времени его моментами, длительностью и темпом (частотой повторений, или количеством движений в единицу времени). Что бы составить представление о том, как строится во времени технически правильно выполняемое физическое упражнение так же выделяют: своевременность их начала, изменения и завершения и согласованность по времени друг с другом (выражается в синхронности) и последовательность.

Пространственно-временные характеристики. Пространственные и временные параметры движений могут быть разделены только условно. Они выражаются в величинах скорости и ускорения, придаваемых звеньям двигательного аппарата. Технику физических упражнений характеризует в этой связи целесообразное сочетание и регулирование скоростей движений в процессе двигательных действий.

Динамические характеристики. Биомеханические силы, с использованием которых совершаются движения человека, принято подразделять на внутренние (силы активного сокращения - тяги мышц, силы упругого, эластического сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы, возникающие при взаимодействии звеньев опорно-двигательного аппарата, и т. д.) и внешние (гравитационные силы, силы реакции опоры, силы трения, силы сопротивления внешней среды, инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.). Взаимодействие всех этих сил составляет силовую, или динамическую, структуру двигательных действий. Эффективность техники физического упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняющий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движения.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений. Применительно к физическим упражнениям ритм означает определенную упорядоченность движений в составе целостного действия, при которой акцентированные (связанные с активным нарастанием мышечных напряжений) фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (отличающимися меньшими напряжениями либо расслаблением). Оптимальная степень нарастания и спада усилий, а также рациональное соотношение длительности фаз напряжения и расслабления, позволяет оптимизировать режим мышечной деятельности и целесообразно использовать как внутренние, так и внешние силы движения.

26. Этап начального разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики)

1) сформировать в первоначальном виде ориентировочную основу действия (ООД). Делиться на более частные:

Выработать логический проект (смысловую основу) действия на базе соответствующих знаний

Сформировать или актуализировать (сделать более явными Я включенными в ООД) зрительные, двигательные и вообще чувственные представления о разучиваемом действии;

Выделить основные опорные точки (ООТ) в наблюдаемом, а затем и в самостоятельно выполняемом занимающимися действии.

2) разучить в доступной, пусть даже значительно упрощенной форме новые элементы техники действия и общий порядок практического выполнения движений, входящих в его состав (основной механизм его техники). Делиться на более частные:

Использовать сформировавшиеся ранее двигательные операций (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового действия;

Сформировать в облегчающих условиях новые элементы и объединяющие звенья техники движений;

Предупредить или устранить временные искажения в технике движений.

Эти частные задачи могут быть конкретизированы и более детально в зависимости от уровня подготовленности обучаемых и их индивидуальных особенностей. Средства и методы:

Метод речевого воздействия

Наглядно-демонстрационные средства и методы

Метод расчленено-конструктивного упражнения

Метод целостно-конструктивного упражнения и д.р.

На этапе начального разучивания двигательного действия причины ошибок выполнения могут быть следующие:

Недостаточная подготовленность обучаемых

Изъяны в информации, сообщаемой преподавателем, несовершенство методов ее передачи

Искажение воспринятой информации, недостаточный самоконтроль

Отрицательные взаимодействия в процессе формирования движений, негативное влияние факторов утомления

Неблагоприятные внешние условия выполнения действия и т.д.

27. Этап углубленного разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики)

Целевая установка на втором этапе разучивания двигательного действия - завершить его формирование в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве как в деталях, так и в целом.

Частные задачи на данном этапе:

1) оптимизировать 00Д, придав ей качества вполне осмысленной и детально разработанной программы осуществления действия (в частности, пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления обучаемых об ООТ, добиться достаточно ясного и адекватного отображения их в живых образах, точных понятиям и установках);

2) совершенствовать технику выполнения действия, особенно в отношении точности движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их общей слаженности и ритмичности в составе целостного действия при постепенно усложняющихся условиях его выполнения;

3) повысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операций и целесообразной коррекции их по ходу действия.

В этих задачах находят свое отражение закономерности второй стадии формирования двигательного действия, когда оно приобретает все черты сложившегося двигательного умения и начинает постепенно переходить в двигательный навык. По мере углубленного разучивания действия на первый план все больше выдвигаются задачи дальнейшего совершенствования его уже в качестве навыка.

Средства и методы:

Метод целостного упражнения

Речевой метод

Метод идеомотороного упражнения

Метод обеспечения наглядности

Частота занятий на втором этапе разучивания действия остается обычно такой же, как и на первом (чем больше интервалы между занятиями, направленными на формирование нового двигательного действия, тем больше вероятность забывания полученной о нем информации - лучше чаще, но понемногу).

Определяющие черты методики:

Усложнений заданий

Выполнение контрастных и сближаемых заданий

Выполнение действия в усложненных условиях и т.д.

28. Этап закрепления и совершенствования двигательного действия (задачи и особенности методики)

На этом этапе реализуется конечная цель обучения действию, т. е. достигается итоговый целевой результат, намечаемый в пределах относительно завершенного цикла обучения отдельно взятому действию. Цель состоит в том, чтобы обеспечить заданный уровень овладения действием, необходимый для эффективного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совершенствования в двигательной деятельности.

1) довести процесс освоения всех сторон действия (ориентировочной, собственно исполнительной и контрольной) до уровня превращения двигательного умения в навык;

2) обеспечить необходимую степень стабильности и вариативности двигательного навыка, надежности и экономичности техники действия;

3) гарантировать необходимое соответствие между техническими характеристиками движений и уровнем развития двигательных качеств (способностей) применительно к условиям эффективного использования действия, добиться в итоге необходимой степени его результативности.

Средства и методы:

Метод стандартно-повторного упражнения

Метод варьиативного упражнения

Идеомоторные упражнения

Игровой и соревновательный метод

Многократное воспроизведение разученного целостного действия, являясь на этом этапе главным фактором становления и совершенствования двигательного навыка, при известных условиях служит одновременно и фактором развития двигательных качеств (силы, быстроты т.д.) определяющих его эффективность. Дно из решающих условий - повышение степени мобилизации функциональных возможностей организма в процессе выполнения упражнения.

Методы преподавания на завершающем этапе обучения действию еще в большей мере, чем на предшествующем этапе, объединяются, а отчасти и замещаются методами самообучения, в том числе методами самостоятельного углубления и практического применения обучаемыми усвоенных знаний о действии, самостоятельным осмысливанием закономерностей совершенствования его техники и поиском индивидуализированных способов повышения его результативности.

Определяющие черты методики:

Выполнение задания по точному предвидению параметров действия

Выполнение задания по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках действия

Выполнение по ходу действия дополнительных, отвлекающих заданий и т.д.

29. Общая характеристика общепедагогических и специфических принципов физической культуры.

Под принципами в теории и практике воспитания подразумевают те наиболее важные, краеугольные положения, которые, обобщенно отражая фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, тем самым направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели.

Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют раскрыть логику решения задач, очерчивают главные правила их реализации.

В числе принципов, имеющих основополагающее значение в качестве идейной основы системы воспитания в целом, надо иметь в виду прежде всего общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Таковыми в условиях социалистического общества являются принципы, предусматривающие объединенное использование социальных факторов направленного развития человека (культуры, воспитания, образования) для обеспечения его всестороннего гармоничного развития и органическую связь воспитания с практикой социалистического строительства. В сфере физического воспитания эти принципы преломляются в ряде кардинальных положений, обязывающих гарантировать единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания, осуществлять всестороннюю физическую подготовку подрастающего и взрослого поколений к трудовой и другим общественно важным видам деятельности, всемерно содействовать развитию жизненных сил и ценностей человека как высшей ценности общества.

В физическом воспитании должны получать свое конкретное воплощение и общепедагогические принципы, поскольку они отражают общие педагогические закономерности, действующие и в сфере физического воспитания. В общей педагогике такие принципы сформулированы применительно к закономерностям обучения (дидактические принципы) и воспитания в узком смысле этого понятия (принципы педагогических воздействий, направленных на формирование сознания и поведения воспитываемых, на развитие личностных качеств). Фактически дидактические принципы (сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и т. д.) содержат ряд универсальных методических положений, без соблюдения которых не мыслится рациональная методика не только в обучении, но и вообще, ни в одном из основных аспектов педагогической деятельности. В этом отношении они представляют собой общеметодические принципы. Именно в таком качестве они утвердились и в методике физического воспитания. Их содержание здесь получило свою конкретизацию в соответствии с особенностями этого вида воспитания.

Определяя краеугольные позиции, линии и подходы в педагогической деятельности, названные принципы являются своего рода общим руководством к действию во всех сферах воспитания. Но в качестве предельно обобщенных положений они, естественно, не раскрывают специфических закономерностей каждого отдельного вида воспитания. Эту роль призваны выполнять специальные принципы. В частности, таковыми являются принципы, очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения (например принцип построения спортивной тренировки).

30. Принцип динамичности (постепенного повышения требований) Требования к его реализации в процессе физического воспитания

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок.

Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом - повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия - в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, - то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и «сверхвосстановления».

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит «экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать «избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.

Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. Основные условия повышения требований в процессе физического воспитания уже рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивидуализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретаемых навыков и адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств. Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий, уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.

Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом возможны различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая и волнообразная. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического воспитания.

возможностей занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т. д. Доступность, таким образом, обусловливает последовательность. Требования:

Физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения;

Физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления сил;

Во время физических упражнений и после них происходят приспособительные изменения, но держатся они только некоторое время.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Техника физических упражнений
Рубрика (тематическая категория) Физика

Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целœесообразно с относительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы : подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (к примеру, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (к примеру, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (к примеру, пробежка по инœерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инœерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

В технике любого упражнения выделяют три элемента: основы техники, основное звено, детали.

К базе техники относятся главные элементы упражнения, без которых оно не должна быть выполнено или будет искажено. К примеру, "прыжок в длину с разбега": разбег, отталкивание, полет, приземление.

Основное звено - это наиболее важный элемент основы техники, к примеру: отталкивание.

Детали техники - к ним относят второстепенные элементы не влияющие на конечный результат.

Техника упражнений зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, таких как антропометрические показатели (рост, вес и др.), от двигательных способностей (уровень развития гибкости, силы, быстроты, выносливости), от психики (особенности восприятия, темперамента и др.).

Эталон техники физических упражнений - это техника лучших спортсменов.

Стандарт техники физических упражнений - это основа техники, которой учат всœех.

Индивидуальная техника физических упражнений - это техника проявляющаяся в деталях. Грамотное использование индивидуальных особенностей спортсмена, повышает результаты в выполнении упражнений. Выдающиеся спортсмены часто имеют индивидуальный (неповторимый) стиль выполнения соревновательных упражнений.

Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники принято понимать признаки, на базе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно крайне важно го.

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:

1. результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2. параметры эталонной техники. Сущность его состоит по сути в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;

3. разница между реальным результатом и возможным.

Техника физических упражнений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Техника физических упражнений" 2017, 2018.

Если вы хотите избавиться от атеросклероза, то нужно периодически заставлять эндокринную систему выделять нужные гормоны, это гормон роста и тестостерон, (эстроген у женщин). Гормоны выделяются только в момент сильного напряжения психики. В момент стресса, или максимального усилия. Чтобы добиться максимального усилия или стресса существуют самые простые и эффективные виды физических упражнений.

Для избавления от бляшек в сосудах как нельзя лучше подходит оздоровительная система- Изотон. Поймите, что без усилия над собой ничего исправить и вылечить не удастся. Как говорил — «Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровыми». Будете сидеть на диване, будете зарабатывать себе кучу болезней, в том числе атеросклероз , будете прилагать усилия, будете здоровыми. Все просто.

Виды физических упражнений

Физические упражнения различаются по виду деятельности и способу выполнения. По виду деятельности упражнения бывают силовые, скоростно-силовые и скоростные. По способу выполнения упражнения бывают динамические, статические и статодинамические. Т.к. именно силовые упражнения вызывают максимальный выброс гормонов в кровь и могут применяться людьми обоего пола и различного возраста, то именно такие физические упражнения должны быть взяты за основу. А, вот, как именно силовые упражнения следует выполнять, необходимо разобраться. Для этого нужно понять, чем способы выполнения упражнений отличаются друг от друга.

Статические упражнения

Статические упражнения-это упражнения. при выполнении которых мышцы. остаются в напряженном состоянии, мышцы не сокращаются. движение при этом отсутствует.

Наши мышцы. при выполнении статических упражнений удерживают тело или определенный сустав в неподвижном положении. Яркий пример, это упражнение «планка». Суть упражнения в том, чтобы удерживать тело в неподвижном состоянии, например. 1 минуту. Отлично прорабатывается пресс и много других мышечных групп.

Попробуйте выполнить упражнение «планка» и вы поймете в какой физической форме вы находитесь.

Несомненно мы начинаем терпеть, чтобы выдержать 1 минуту, задерживаем дыхание, останавливаем кровоток, к мышцам перестает поступать кислород и глюкоза. нагрузка на сердце и всю кровеносную систему повышается, увеличивается давление. Все это может быть опасным при существующихотложениях. Поэтому все упражнения рекомендуется выполнять без задержки дыхания.

Существует целый комплекс гимнастических упражнений. за основу которого взяты статические упражнения. называется все это . Калланетика в свою очередь предполагает выполнение статических растягивающих упражнений, которые при своей внешней простоте, являются достаточно сложными и требуют физической подготовки.


Это упражнение я увидел в исполнении нашей сборной по футболу.

Динамические упражнения

Динамические упражнения, это наиболее распространенные упражнения, на которых основаны многие виды спорта, такие как


Представили?. Движение конечностей происходит при большой амплитуде с расслаблением работающих мышц в начальной точке. Хороший пример, это подтягивание на перекладине. Подтянулись, опустились, короткая фаза расслабления мышц. снова подтянулись. фаза психического напряжения, потому как прилагается максимальное усилие. опустились фаза расслабления. Такой вид упражнений вызывает выделение гормонов на последних движениях выполнения упражнений, когда уже тяжело и, действительно приходится делать упражнение через силу.

К сожалению, динамические упражнения связаны с задержкой дыхания во время выполнения упражнения, что также вызывает повышение артериального давления. Поэтому такой способ выполнения упражнений может быть рекомендован лишь молодым людям.

Статодинамические упражнения

При статодинамических движениях не происходит существенного подъема артериального давления, т.к. не бывает запирания дыхания. Пульс поднимается несильно. А т.к. при статодинамических упражнениях происходит ощутимых выброс нужных гормонов, то такие упражнения следует признать самыми безопасными и эффективными для лечения атеросклероза сосудов у людей обоих полов и всех возрастов

В чем основные преимущества статодинамических упражнений
1. Выполнять статодинамические упражнения (например, приседания – как движение, максимально способствующее выделению гормонов) можно в любом месте, в любое время. Зачастую они вовсе не требуют никакого оборудования.
Займет выполнение одного движения совсем немного времени. После достижения психического напряжения следует сделать перерыв минут на 10 или больше. Можно провести еще один – два подхода позднее тем же днем.
2. При выполнении статодинамических упражнений не поднимается давление, т.к. нет задержки дыхания. Во время всего упражнения мы дышим свободно, не натуживаемся.
3. Раз нет повышения артериального давления, то нет и мощной циркуляции крови. А значит, холестериновые бляшки, даже если они есть, не будут сорваны потоком крови.
4. Можно точно определить момент сильного психического напряжения: мы терпим жжение до тех пор, пока в состоянии. После этого прекращаем выполнение упражнения, уверенные, что добились цели – выделения гормона роста и тестостерона.
5. Статодинамические упражнения подходят и для мужчин, и для женщин.
6. Подходят для любого возраста, начиная от детей и заканчивая очень пожилыми людьми.
Любые формы выполнения физических упражнений могут быть полезны для здоровья человека, но только выполнение тех упражнений, которые приводят к выбросу в кровь гормонов тестостерона и гормона роста следует признать важными для лечения и профилактики атеросклероза .