Загадки карелии. Загадки и тайны карелии. Глядя на нетронутые леса, кристально чистые озера, горные кряжи и бурные реки невольно вспоминаешь, что Карелия считается одним из возможных мест существования мифической


Странные истории иногда можно услышать в глухих, таежных уголках Карелии. Их рассказывают и отдельные люди, и целые деревни. Многие очевидцы этих событий живы до сих пор и рассказывают об этом своим детям и внукам. Это истории о колдунах и оборотнях, которые, оказывается, живут вместе с нами и являются нашими современниками.


Вообще, наверное, в России немного сейчас найдется уголков (пусть даже отдаленных), как карельская глубинка, в которых так крепка народная вера в различные формы магии и многочисленные поверья. Она бережно хранит разносторонний опыт старших поколений, связанный с оригинальным и глубоким взглядом на мир, во многом отличного от современного «окультуренного» мировосприятия.

Христианство вывело человечество на новый качественный уровень Бого - и самопознания, однако, не секрет, что в душе человека навсегда запечатлелся и мир языческий; мир для многих гораздо более реальный и жизненный, имеющий неумирающую магически-практическую традицию познания и взаимодействия с силами Природы. Язычество – прямой, открытый «разговор», позволяющий на бытовом, практическом уровне жить единой жизнью с Природой. Поэтому неудивительно, что в карельской глубинке наряду с Библией можно встретить литературу по колдовству, знахарству… Неудивительно, что эти столь несовместимые религии соседствуют в душах многих людей.

Однако, возможно, что именно это удивительное сочетание внешне несовместимых верований и создают специфически неповторимую ауру глухой карельской деревни, за которой скрывается зачастую совершенно неисследованный духовный мир, мир, полный своеобразия и тайны.


В небольшой деревушке Суйсарь, что в нескольких десятках километров от Петрозаводска, в 90-х годах уже прошлого века жила очень сильная колдунья, почитаемая не только в самой деревне, но и во всей округе. В то время она была уже в преклонных летах, редко выходила из дома, принимая посетителей в своей маленькой горенке. Она знала и умела все. Проницательные, со стальным блеском глаза пронизывали насквозь, видя твое самое потаенное. «Приходит кто ко мне с ложью, того сразу бить и трясти начинает. Мне лгать нельзя», - не раз говаривала старуха. Потому и приходили к ней немногие.


Икона 16-го века из церкви Ильи Пророка деревни Суйсарь

Она обладала удивительной «властью» над природой и животными. Рассказывали, что когда зимой в деревню неожиданно нагрянул медведь-шатун, она, подойдя к ревущему зверю вплотную, попросила его уйти обратно в лес и больше не приходить. Пристыженный гигант извинительно заурчал и спешно потрусил в тайгу, а она вернулась в дом, предварительно низко, до земли, поклонившись только одной ей известным силам и богам.

Помощь ее была бескорыстна. «Моя жизнь – это моя песня. Кто хочет слушать – пусть слушает. Я за это ничего не беру», - смеялась она.

Однажды к ней обратились за помощью: пропала корова. Искали весь вечер, но все было напрасно. Прибежали к ней. «Жива кормилица», - утешила она, выслушав просьбу, вышла из дома и пошла за деревню. Дойдя до перекрестка дорог, остановилась и долго стояла в молчании. Затем с молитвенною просьбою с низким поклоном обратилась «к лесу северной стороны» отдать корову, не оставлять у себя Закачались при полном безветрии верхушки деревьев из стороны в сторону, зашелестела листва, взметнулась змейкой придорожная пыль. «Нет ее там», - только и молвила. Обратилась она тогда к «лесу восточной стороны», но тот же пришел ответ. И только «лес южной стороны» дружно «закивал» своею еловой гривой. «Жива ваша кормилица, - еще раз повторила она опешившим и не верящим собственным глазам сопровождавшим. – Ждите»! А сама, не оглядываясь, пошла домой.


Дедушка-домовой в представлениях древних корел

Немного прошло времени, послышался звон колокольчика, и все увидели бежавшую (!) к ним навстречу корову из «леса на южной стороне».

Смерть колдуньи была тиха; она передала свои умение и знания по наследству. Но до сих пор помнят именно ее, помнят крепко, как крепко может любить и помнить человеческое сердце.

В тех же 90-х годах в Пудожском районе Карелии из уст в уста передавали «сказы» о некоем странном человеке, которого народная молва окрестила «оборотнем». Этот человек – Федор Иванович Дутов – был потомственный колдун, пользовавшийся недоброй репутацией по причине своего абсолютно нелюдимого и сварливого характера. Рассказывали, что он обладал неким «знанием», благодаря которому мог обращаться в любого животного. Ходили слухи, что изредка из его дома, расположенного на краю деревни (деревня дана без названия, исходя из этических соображений), слышались нечеловеческие крики, переходящие в волчий вой. В эти дни (точнее, ночи) деревню буквально наводняли волки, приводя в трепет местных жителей. Волков стреляли, а наутро трупы их исчезали; Дутов относил их в лес и закапывал. Его боялись, обходили стороной, плевали в след, но…не трогали. Верили в его колдовскую силу, в то, что он может наслать порчу, сглаз, любую неизлечимую болезнь.

Однажды произошло событие, окончательно закрепившее за Дутовым прозвище «оборотня». Дутов неожиданно исчез из деревни. День проходил за днем, но он не возвращался, однако заметили, что в это время в окрестностях деревни появилась стая волков, не дающая покоя ни днем, ни ночью. Решили сделать облаву, поставили капканы, группами выходили на отстрел. Результаты были плачевными, когда вдруг ночью деревня проснулась от душераздирающего воя, воя боли и страдания, подхваченного волчьей многоголосицей. А наутро увидели возвращающегося Дутова с бледным, изможденным лицом и кое-как перевязанной рукой, истекающей кровью. Бросились к тому месту, откуда ночью раздавался страшный, зловещий крик боли, и в одном из капканов увидели перегрызенную волчью лапу и многочисленные следы волков. Никто к капкану даже не притронулся; ужас прогнал людей с этого места. А Дутов с тех пор появлялся только в рукавице на правой руке, независимо от времени года. Его кисть осталась в том капкане навсегда.

Страшна была жизнь этого человека, страшна была его смерть. Она наступила спустя два года после вышеописанных событий. Дутову в то время было около шестидесяти лет. Видимо, он почувствовал приближение смерти. Неизвестно, что он пережил в те мгновения. Рассказывали, что он страшно кричал в течение суток, а вечером появился на крыльце своего дома, смотрел на деревню, на людей и…плакал. А потом бросился в лес, оглушая тишину не то душераздирающим человеческим криком, не то волчьим воем.

Как относиться к рассказам о сверхъестественных силах, якобы обитающих в доме? Наука рассматривает их просто как вымысел, который не имеет под собой ничего, кроме чисто человеческого желания ВЕРИТЬ в эти силы. Например, легенды о домовом. Они передаются из поколения в поколение и для нас являются лишь сказочным мифом, сохранившимся со времен глубокой древности. Но то, что «встречи» с домовым происходят и в настоящее время и имеют какую-то реальную основу, об этом наука умалчивает. Появляется путаница из-за нежелания разобраться, как-то дифференцировать факты. А ведь их огромное множество.

В основу данной статьи положены собственные впечатления одного из авторов данного материала – Алексея Попова, полученные во время прохождения педагогической практики в 1983-м году в деревне Гридино Кемского района Карельской АССР, где мы явились свидетелями весьма интересных и любопытных событий, которым затрудняемся дать какое-либо привычное объяснение.


Деревня Гридино

Но прежде небольшая историко-мифологическая справка о происхождении домовых.

Бог при Вавилонском столпотворении наказал народ, дерзнувший проникнуть в тайну Его величия, смешением языков, а главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы… Кто в момент наказания находился дома - сделался домовым, в горах - горным духом, в лесу - лесовиком. Поверье прибавляет, что, несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние, поэтому народ видит в этих бестелесных существах падших людей и придает им человеческие черты и свойства.

По общим понятиям, домовой представляет собой дух без тела, без крыльев и без рогов, который живет в каждом доме и в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только проказит, шутит иногда, но нередко оказывает услуги, если полюбит хозяина или хозяйку.

В простом народе к домовому питают уважение, боятся чем-либо оскорбить и даже остерегаются произносить его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а Дедушкой, Хозяином.

А теперь о наших приключениях в деревне Гридино.

Началось все с курьеза. Нас с Александром Старосветским, приехавшим вместе со мной для прохождения педагогической практики, поселили в доме на самом берегу залива Белого моря. Первое, что мы увидели, войдя в дом, был большой глаз, нарисованный на стене. Не имея ни малейшего представления, что сей символ означает, мы бы о нем забыли, если бы на следующий день нам не объяснил бы его значения председатель колхоза Иван Ипатьевич Мехнин. Оказывается, в этом доме незадолго до нашего прибытия жили две практикантки, которые вынуждены были обратиться к председателю с просьбой о переселении их, ибо они постоянно слышали в доме какие-то странные звуки, непонятное бормотание, удары в стену, тяжелые шаги на чердаке и жили поэтому в состоянии постоянного страха, не имея возможности объяснить происходящее. Обратившись за разъяснениями к местным жителям, они не успокоились, ибо им сказали, что «это проделки «Хозяина» и не стоит обращать на них внимания. Однако, девушки так и не смогли свыкнуться с таким положением дел и вынуждены были уехать до официального срока окончания педагогической практики.


Деревянная скульптура домового. 13-й век

Несколько позже мы убедились, что символ «глаза» наиболее точно передавал наше психологическое состояние: мы постоянно чувствовали чье-то незримое присутствие, было ощущение, что за нами кто-то постоянно наблюдает, хотя каких-либо «явных» свидетельств в пользу этого предположения не было. Все основывалось (ПОКА) только на нашем субъективном восприятии и следует заметить – это неприятное ощущение. Мы так же часто, особенно, по ночам или вечером, слышали глухое бормотание, доносившееся из-за стены, чьи-то размеренные шаги, плач, иногда четкие удары в стену. Создавалось впечатление, что у нас есть соседи, хотя мы были одни во всем доме. Мы также уже собирались обратиться за помощью к местным жителям, когда произошло событие, которое и послужило поводом для более серьезного отношения к этим явлениям.

Это случилось на пятый день нашего пребывания в Гридино. Было около 23 часов. Старосветский готовил чай, а я пошел в сени, чтобы набрать керосин для лампадки. Неожиданно послышались глухие удары, исходившие сверху, а вслед за ними испуганный возглас Старосветского. Я вернулся на кухню, но на мой вопрос он ничего вразумительного ответить не мог, но в ту же минуту послышались тяжелые размеренные шаги (шаги, несомненно, «человеческие») на чердаке. Но что это были за шаги! Трудно даже представить вес этого «существа», ибо тяжелые потолочные балки прогибались под тяжестью этих «шагов» и из образовавшихся щелей на нас сыпались опилки. Это длилось около минуты. «Кто-то» не просто топтался на месте, а ходил по чердаку, что мы явственно слышали и видели, а сыпавшиеся опилки лишь доказывали, что это не галлюцинации. «Он» сделал восемь или десять «шагов» и все прекратилось так же неожиданно, как и началось. У меня возникло желание подняться на чердак, но чисто физический страх был настолько силен, что я не смог перебороть себя.

Только на следующее утро мы поднялись наверх. Чердак был захламлен до последней степени: все покрылось пылью и обросло паутиной. Видно было, что здесь давно никто не бывал, никаких следов мы не обнаружили, что поразило меня еще в большей степени, нежели ночное событие. Если бы обнаружились пусть самые фантастические следы, это не удивило бы в такой степени, поскольку получило бы хоть какое-то логическое объяснение.

Между тем события развивались... Вечером 11 декабря, около 19 часов, когда А.Старосветский был на факультативных занятиях в школе, ко мне прибежал мальчишка-сосед из дома напротив и рассказал следующее:

«Буквально полчаса назад, когда я растапливал печь, моя собака, доселе мирно дремавшая в углу, заворчала, насторожилась и вдруг с громким лаем выскочила из кухни в сени. Я, недоумевая, вышел за ней. Крышку на чердак мы не закрывали, и теперь она лаяла, глядя в этот проем. Я подумал, что, может быть, туда зашла кошка, хотя никаких звуков оттуда не доносилось. Собака распалялась все больше, встала передними лапами на лестницу, ведущую на чердак, и лаяла все громче. Мне стало не по себе, однако желание разобраться в происходящем было сильнее. Я начал помогать собаке взбираться вверх по лестнице, и так, постепенно, она добралась до самого края чердака, когда произошло невероятное. Она продолжала все также неистово лаять, когда вдруг слетела вниз. Она не просто упала. Было впечатление, что ее просто «вышвырнули» оттуда, притом с такой силой, что она пролетела мимо меня и ударилась о входную дверь. Потом, жалобно заскулив, забилась в угол».

Мы вместе обследовали чердак, но никаких следов, которые могли бы дать хотя бы какой-нибудь намек на разгадку, не обнаружили.

А сейчас остановимся на очередном явлении, свидетелями которого мы явились, - наиболее сложного и интересного по своей динамике.

Это произошло незадолго до нашего отъезда - 19 декабря. Было около 20 часов. Мы только что отужинали, и я пошел в комнату, чтобы растопить печь, но меня тут же позвал Старосветский. Я вернулся на кухню, и мне сразу бросились в глаза наши шерстяные носки, доселе мирно сушившиеся на веревке над печкой. Теперь они медленно раскачивались в строго вертикальном направлении, причем амплитуда колебаний увеличивалась. В конце концов, они раскачались настолько сильно, что слетели с веревки и упали на пол. Веревка же продолжала совершать те же движения вверх-вниз пока, наконец, не «успокоилась». Не успели мы опомниться и как-то проанализировать случившееся, как неожиданно на пол полетела с кухонной полки вся находившаяся там посуда. Причем сама полка оставалась совершенно неподвижной. Создалось впечатление, что «КТО-ТО» или «ЧТО-ТО» огромной «рукой» смахнул все вниз. На этом все прекратилось так же неожиданно, как и началось. В ушах стояла звенящая тишина, а в душе - полный разлад: ни одного определенного чувства.

Вот так, в общих чертах, «выглядела» странная сила, которая называется «гридинским Хозяином». Все это, по нашему общему субъективному мнению, походило на хорошо подготовленный «спектакль», в котором мы оказались «зрителями».

Вывод, который непосредственно вытекал из наших наблюдений, был следующий. Видимо, во всех этих явлениях существует гораздо более сложная причинно-следственная связь. Трудность решения проблемы в том и состоит, что с одной стороны, она реальна, а с другой - не поддается тривиальному логическому объяснению и часто идет в разрез с известными нам физическими законами.

Материалы этого раздела написаны Поповым Алексеем, ученым который занимается исследованием аномальных явлений одного из наиболее загадочного и таинственного уголка нашей страны – Карелии. Подробнее об авторе можно узнать из этой статьи, а о его работе – из других публикаций этого раздела.

Известный на весь мир остров Валаам, что в Ладожском озере, примечателен не только своей удивительной дохристианской и христианской духовной историей, известен не только как центр православия Северо-Запада России, привлекает не только своей живописностью, но уникален и как место, где достаточно часто в течение многих лет наблюдаются так называемые аномальные явления.

Известно, что религиозные обряды, как правило, совершаются в специальных местах. В современных религиях это, обычно, происходит в различных культовых зданиях. Святилища, где совершались религиозные церемонии, имелись и у народов, религии которых мы обычно называем языческими. Иногда они также располагались в различных строениях, но чаще находились прямо под открытым небом, к примеру, на вершине горы, на острове, в пещере, в священной роще и т.д. Виды священных мест у разных народов могли быть самыми разнообразными, равно как различны божества, которым люди поклонялись.

Странные истории иногда можно услышать в глухих, таежных уголках Карелии. Их рассказывают и отдельные люди, и целые деревни. Многие очевидцы этих событий живы до сих пор и рассказывают об этом своим детям и внукам. Это истории о колдунах и оборотнях, которые, оказывается, живут вместе с нами и являются нашими современниками.

До сих пор пытливый исследователь может найти в глухих таежных уголках Карелии памятники, которые часто не укладываются в систему логических представлений современного человека. Комплекс на горе Воттоваара (Муезерский район Республики Карелии), привлекающий из года в год все большее число туристов, – один из таких памятников.

Петроглифы, как и знаменитые Кижи и Валаам, считаются одними из главных туристских брендов Карелии, тем более, что открытия новых наскальных изображений продолжаются до сих пор. Последнее открытие неизвестных ранее петроглифов было сделано в 2005-м году совместной экспедицией карельских и британских археологов на реке Выг.

О Ладожском озере говорят и пишут очень много. Мы же заметим лишь, что оно хранит в себе огромное количество тайн. Это и загадка его образования, и поражающие воображение флора и фауна, и непонятные звуковые и световые явления, наблюдаемые время от времени над озером. Но сегодня наш рассказ о не менее удивительной тайне Ладожского озера - неведомом науке огромном «монстре», якобы обитающем в озерных глубинах.

Карелия многим хорошо известна не только, как «страна лесов, озер и рек», но и как территория с прекрасно сохранившимися до настоящего времени многочисленными культовыми сооружениями древности: лабиринтами, дольменами, сейдами, привлекающими из года в год все большее количество исследователей и туристов. Однако, иногда эти древние святилища преподносят сюрпризы, далеко не укладывающиеся в рамки привычных нам знаний. Более того, именно в местах расположения данных объектов довольно часто происходят весьма странные и загадочные встречи.

В массовом сознании рядового россиянина наша республика постепенно становится тем же, чем была в свое время Лапландия для жителей Европы – далекая, полусказочная страна, на территории которой возможны любые чудеса.

В начале 90-х годов на северо-западном побережье Онежского озера было открыто святилище времен неолита, названное Пегремой, в составе которого находились зооморфные идолы, диски из песчаника и пр., что свидетельствовало о развитости религиозно-магического культа и глубоких навыках в обработке камня у наших далеких предков.

Карелия – прекрасный живописный уголок России. Край, в который влюбляется каждый, кто хоть на мгновение прикоснулся к его чарующей красоте. Карелия многими воспринимается как храм. Её красота вызывает чувство возвышенного, её пейзажи содействуют молитвенному общению с мировой гармонией. Край – хранитель! Он сберег и былинный эпос и традицию шатрового зодчества. Он один из немногих последних осколков великого духовного материка, имя которому Святая Русь.

Осенью 1928-го года над карельской деревней Щукнаволок, что в ста двадцати километрах от Петрозаводска, пролетел странный цилиндрический объект и рухнул в Ведлозеро, на берегу которого деревня и расположена. Это необычное явление наблюдали около пятидесяти жителей Щукнаволока и, расположенного неподалёку, села Ведлозеро.

Вопрос о возможном существовании великанов не так прост, как кажется на первый взгляд. Согласно концепции мировой истории знаменитого вавилонянина Бероса, Земля в доисторические, допотопные времена была населена гигантами, сосуществовавшими с человечеством. Собственно, о том же повествует ветхозаветная «Книга Бытия».

Истоки о существах океанов и морей, до пояса похожих на людей и с рыбьими хвостами, уходят в тысячелетнюю древность. Самое старинное сказание существовало в Вавилоне. Господином вод называли бога Оаннеса. Хотя жил он в земном море, но считалось, что он выходец из Космоса, принесший с собой знания для жителей Вавилона. Боги моря фигурируют также в религиозных сказаниях Сирии, Индии, Китая, Греции, Италии. Даже те, кто не верил в этих богов, допускали существование странных морских существ. Так, древнегреческий натуралист Плиний Старший писал о «русалках и наядах»: «Иногда их мертвые тела находили на берегу». Он подтвердил, что это не досужие выдумки, а реальные факты.

Все большее число серьезных ученых склоняются к мысли, что многочисленные мегалитические памятники, сохранившиеся на территории современной Карелии и созданные тысячелетия назад – это закодированное древнее знание, доставшееся нам в наследство от далеких предков. Традиции, возникшие в глубинах веков и тысячелетий, передавались от поколения к поколению, закреплялись в камне и обрядовой символике, демонстрируя единство человека и высших космических сил.

От идеи до воплощения в жизнь прошло почти два года. Претерпев некоторые изменения, идея трансформировалась с учетом видения пространства выставки дизайнером и художником и пожеланий рабочей группы, руководителем которой стала Ирина Викторовна Палова, заместитель директора музея «Кижи». Даже название выставки поменялось за несколько недель до её открытия. Очень хотелось «оживить» загадку в стенах выставочного зала музея-заповедника «Кижи», чтобы она действительно жила в памяти посетителей и передавалась из уст в уста, как в былые времена. Уверенности в том, что этот замысел может быть осуществлен, придали итоги конкурса детского художественного творчества «Мы рисуем загадку», который был организован и проведен в преддверии выставки.

Конкурс вызвал большой интерес - загадки вдохновили детей и взрослых на создание прекрасных работ. Количество работ, присланных на конкурс из разных регионов России и из-за рубежа, а также отзывы самих участников наглядно продемонстрировали, что тема актуальна и интересна.

Выставка «Где живет загадка?» посвящена старинным русским, карельским и вепсскими загадкам, бытовавшим на территории Карелии.

Мир загадок - предметный мир крестьянской жизни, хозяйства, природы. Загадка скрывается в самых простых вещах. В центре внимания оказывается предмет, который можно осознать через разные его смыслы, в том числе пытаясь понять и отгадать народную загадку.

Многие загадки точны этнографически и расскажут нам о конкретных, весьма любопытных, деталях. Загадка как исторический документ является полноценным свидетельством ушедшего времени и может многое рассказать об истории предмета, о жизни и традициях народа, которым она была создана.

Например, сито для просеивания муки загадывается так: «В лесу срублено, на базаре куплено, по краям липа, а посреди иго-го». Действительно, раньше при изготовлении внутренней сетки для сита использовался конский волос. Мох, который укладывали между бревнами сруба,- плотницкий прием, который загадывается как «болото в избе».

В тексте загадки читается связь с историей материальной культуры народа. Карельская загадка про сосну рассказывает нам о жизни карел и о традиционных промыслах: «Шкуру съедают, кровь в город продают, тело сжигают, рога в лесу оставляют». Поговорка про то, что в голодные годы «карел кору ел» находит свое подтверждение в этой загадке. Действительно, сосновую кору сушили, перемалывали и подмешивали в хлебную муку. Смолу-живицу собирали и продавали в город. Древесину использовали не только для строительства, но и для производства древесного угля, а вот ветки никак не использовались, и перед тем как вывезти из леса ствол, ветки для удобства транспортировки отрубали.

Подобная «составная» загадка есть и у русских Заонежья, но про березу: «Прихлопка, прихлебка, на ноги обутка и ночью свет». Прихлопка - это березовый веник, которым парились в бане, прихлебка - березовый сок, на ноги обутка - лапти из бересты, ночью свет - лучина, которой пользовались вместо свечей, стоивших очень дорого.

Подготовленному взрослому не всегда удается отгадать подобные загадки, а детям, не имеющим специальных знаний, и вовсе не представляется возможным. Однако процесс узнавания и расшифровывания загадки вместе с экскурсоводом вызывает у детей неподдельный интерес. Современному ребенку старинные загадки даются непросто, но иногда бывает достаточно беглого взгляда на предмет, чтобы найти отгадку: «глаза в ушах» - у ушата, или ухват возле печи, загаданный как «рога в избе».

В живом бытовании на территории Карелии до наших дней загадка, к сожалению, практически не сохранилась. Тем не менее, в современном обществе существует интерес к старинной загадке как к особому фольклорному жанру. Определенным источником сохранения загадок являются письменные книги, архивные документы, а музей, в свою очередь, способен сохранять и популяризировать загадку как нематериальное культурное наследие, музейными средствами.

Выставка позволяет современному ребенку познакомиться с подлинным предметом - увидеть, ощупать, оценить фактуру и цвет, ощутить вес и динамику при взаимодействии.

На помощь в организации выставки пришли наши давние партнеры - Детский музей Дворца творчества, детей и юношества г. Петрозаводска и музейно-образовательные комплексы Детского музейного центра, предоставившие этнографические предметы для выставки. Несколько подлинных предметов из частных коллекций заняли свое почётное место на выставке. Почетное, потому что эти вещи можно использовать по прямому назначению: веретено - вертеть в руках и наматывать нить, ухватом - хватать чугун и ставить его в печь.

Уникальные предметы - самовары, разные по форме и по размеру, коллекция красивейших амбарных ключей и замков из фондов музея-заповедника «Кижи» - представлены в витринах. Совместить в пространстве игровой выставки две практически несовместимые стихии - неприкосновенные фондовые предметы и интерактивные экспонаты - оказалось задачей непростой, решение которой было делом принципиально важным.

Помимо внутреннего содержательного наполнения, большое значение имеет художественно-образное решение выставки. Пространство детской выставки должно быть ярким, красивым, комфортным для детей. С этой задачей справились художники - Ирина Панкова, Светлана Петрякова. Кроме того, сами дети стали соавторами выставки - здесь представлены работы воспитанников студии «Кижская палитра» и участников конкурса детского творчества.

Выставка задумана как передвижной проект, открытый для партнерства и готовый включить в себя дополнительные экспонаты, подлинные предметы из музейных коллекций партнеров проекта, игровые пособия и детские творческие работы.

В выставочном зале музея-заповедника «Кижи» по адресу: ул. Федосовой, 19 выставка «Где живёт загадка?» продолжит свою работу до 28 июня.

Анна ИСАКОВА

«Загану тебе загадку»

Так говорили своим внукам заонежские бабушки, загадки они любили и часто сами их сочиняли. Эта традиция жива и по сей день. Предлагаю читателям отгадать мои тридцать три загадки.

  1. Летом - бежит, зимой - лежит, а в доме круглый год стоит.
  2. С неба летит, на земле лежит, весна придёт - в землю уйдет.
  3. Стекольщик молодой приходит зимой.
  4. Всю зиму пролежал - весной убежал.
  5. Зимой плачет и растет, весной с крыши упадёт.
  6. Огнём пышет, теплом дышит.
  7. Домашняя зверушка - мышке не подружка.
  8. Круглолицая девица умылась водицей.
  9. Девицы круглолицы на лавке сидят.
  10. Белая метелица по полю стелется.
  11. За глухими воротами высокий дом - много добра в нём.
  12. Кожаное брюшко, широкий рот.
  13. Собрались красавицы в хоровод.
  14. Девичий хоровод по воде плывет.
  15. Крыльями машет, а взлететь не может.
  16. Щука по озеру проплывает, плавниками воду загребает.
  17. Пояс узорный на камне лежит.
  18. Длинный хвост к руке прирос.
  19. Выходит днём, горит огнём.
  20. Стоит девица на одной ножке, в зеленом сарафане, в ушах сережки.
  21. Стройная девица в белое платье рядится, косы распустила, ветру кланяется.
  22. Старый Федот сторожит огород.
  23. Строй солдат, копья в ряд.
  24. Стоит отряд, стрелы в небо глядят.
  25. Красный нос в землю врос, распустил зеленый хвост.
  26. Два братца пошли по озеру кататься.
  27. Четыре сестры хозяина в лес повели.
  28. У худой козы шесть рогов, а у коровы - двенадцать.
  29. Воды полно брюхо и одно ухо.
  30. Два ножа наперегонки стекло режут.
  31. Польёшь водой - зашипит змеёй.
  32. У одной матери сто детей.
  33. По черному полю катится колоб.
Отгадки:

1. Вода. 2, 4. Снег. 3. Мороз. 5. Сосулька. 6. Печь. 7. Кошка. 8. Вымытая тарелка. 9. Тарелки на посудной полке. 10. Мука на столе. 11. Шкаф. 12. Кошелёк. 13. Венок. 14. Гадание на венках. 15. Мельница. 16. Лодка. 17. Змея. 18. Кнут. 19. Солнце. 20. Ёлка. 21. Берёза. 22. Пугало. 23. Забор. 24. Лук на грядке. 25. Морковка. 26, 30. Коньки. 27. Лыжи, палки. 28. Мутовка, вешалка. 29. Кружка. 31. Каменка. 32. Колос. 33. Луна.

Татьяна Николюкина

Контрольная

Литература и библиотековедение

Министерство образования РК ГАОУ СПО РК

«Петрозаводский Педагогический колледж»

Контрольная работа по учебной дисциплине:

«Литература ».

Тема:

«Карельские пословицы поговорки загадки. Портрет жанра. Воспитательские возможности» .

Выполнила: студентка заочного отделения

Гр. 414-ДО

Михайлова Анна.

Преподаватель: Зайцева Валентина Викторовна

Петрозаводск 2014 г.

План:

  1. Пословицы и поговорки. 3 - 4
  1. Примеры карельских пословиц и поговорок. 5 - 6
  1. Отличие Пословиц от Поговорок. 7 -8
  1. Загадки. 9 - 10
  1. Примеры карельских загадок. 11
  1. Немного из истории… 12 - 13
  1. Воспитательские возможности на примере занятия 14 - 16

По краеведению «Гости в нашем доме».

8. Список литературы.

Пословицы и Поговорки.

Пословицы и поговорки являются отражением мудрости многих поколений, не утратившие веками своей актуальности. Многие годы эти изречения являлись сводом законов нравственности и норм поведения, оказывали непосредственное влияние на формирование духовности нации.

«цветом народного ума… житейской народной правдой» назвал пословицы В. Даль. В отличии от других фольклорных жанров пословицы бытуют самостоятельно, употребляют их в живой разговорной речи, служат для сравнения, сопоставления, стремления выразить мысль более ярко, образно. По форме они выразительны, метки, кратки, легко запоминаются.(1-156)

Тематика пословиц и поговорок чрезвычайно разнообразна: « это стоны и вздохи, плачь и рыдания, радость и веселье, горе и утешения в лицах» (В. Даль). В пословицах и поговорках по- своему отражены общечеловеческие воззрения, верования, социальные условия жизни народа, но в тоже время проявляется национальное своеобразие.

Пословицы связаны с народными приметами, хозяйственным календарём. Неписанными правилами крестьянского бытия. В них видны все древни занятия карелов – охота, рыболовство, земледелие, животноводство. По- своему жанр затрагивает вопросы морали, народно педагогики, любви к дому, родным местам. Осуждаются пороки - лень, трусость, зло, бесчестие, ложь. Утверждаются положительные нравственные качества – трудолюбие, смелость, добро, честь, правда. Считается, что «мужских» пословиц больше, женская тематика отражена меньше.

Пословицы противоречивы, как сама жизнь. Одни оптимистические, другие пессимистичны; одни утверждают коллективизм, другие индивидуализм. У одного и того же народа пословичные суждения могут быть прямо противоположны одно другому. Так финские пословицы говоря:

  • Званый гость хорош, названный лучше.
  • Собака на зов идёт, хороший человек без приглашения, но: незваному гостю немытую ложку

В пословичном репертуаре любого народа есть тексты глубоко философичные, мудрые по мысли.

К последним можно отнести такую пословицу:

  • Нет такого старого, кто не надеяться ещё год прожить, нет такого молодого, кто поверит – что станет старым.

В силу меткости, краткости, точности выражения мысли, практического применения пословицы и поговорки и сегодня наиболее распространенный жанр карельского фольклора.(1 – 157)

Примеры карельских пословиц и поговорок.

В чужом краю и летом холодно.

Не спеши, когда идёшь ссориться.

Хорошо старому стареть при хороших детях, хорошо малому расти при отце да матери.

Шутки шутит, а на сердце смола кипит.

Лучше горсточка почёта, чем полный подол позора.

Не та красавица что красива, а та что любима.

С хорошей женой даже в решете воду натаскаешь.

От уженной рыбы, да чужого молока не ожиреешь.

Милым забытая – не параличом разбитая.

Жизнь холостяцкая, что день без солнца.

Бедность не на радость приходит.

Щедры господа на обещанья.

Береги умное слово от прохожего.

Рыба не клюёт червячка сэкономишь.

У каждой птицы свои песни, у каждой страны свои обычаи.

Начало трудным бывает, конец работу украшает.
Лучше рябчик в руке, чем два на сучке.(1 – 158-163)

Богата и мила Карельская земля.
Даже горькая трава без корней мертва.
Сила людская и скалы двигает.
Жизнь прожить - мозоль нажить, либо на руку, либо на язык.
Положил пушинку в общую корзинку.
Кузнец молотом свой хлеб молотит.
Поле потом польешь - силу хлебом вернешь.
Перед хлебушком попляшешь, прежде чем им стол украсишь.
Не накосил сена косою, покосишь деньгою.
Топор теплее шубы греет.
Золотые руки зарабатывают, да рот ненасытный проматывает.
У лодыря и в будни праздник.
Ходячего на сидячего не меняют.
Охотнику погода не помеха.
Где умеют, там имеют.
На хорошей жене дом держится.
Опрятную хозяйку и деревня хвалит.
Где чистота, там и здоровье.
Гость пообедает, дом не обеднеет.
Висок седеет, душа не стареет.
Вино пей, да ума не пропей.
Жену выбирай в будний день.
Где курицы - красавицы, там и петухи - молодцы.
И птицы весною парочками летают.
Кукушка на радость в бору, ребенок на радость в дому.
Изба без детей, что гнездо без птиц.
Вица костей не ломает, а ума прибавляет.
Работа человека красит.
Мастера по батюшке величают.
Молчуну уху не варят.
Жизнь людская - не гладкая дорога.
Метит в рай, поскользнется в ад.
Худая рыба весь невод перепутает.
Начало трудным бывает, конец - работу украшает .(5)

Отличие пословиц от поговорок:

Понятия «пословицы» и «поговорки» настолько часто произносят вместе, что уже не осталось ни малейших сомнений, что речь идет об одном и том же словесном обороте. На самом же деле эти слова синонимами не являются, а называя их вместе, чаще всего имеют в виду только пословицы.

Исследователи полагают, что отличие пословиц от поговорок в следующем:

Пословица передаёт законченное суждение (выражается обязательным наличием подлежащего и сказуемого в предложении), а поговорка только намёк на суждение (отсутствие сказуемого в предложении)

Например:

«Воду в ступе толочь»- поговорка,

« Воду в ступе толочь - вода и будет» - пословица.

Язык написания

Поговорка – это словосочетание, для которого рифма не характерна. Пословица же чаще всего обладает не только рифмой, но и ритмом.

Пословицы просты, в них нет сложных слов и непонятных терминов. Они были созданы простым народом и для народа. Эти фразы лаконичны, конкретны, безапелляционны. Это истина, и с этой истиной спорить не стоит.

Поговорки имеют под собой некий подтекст, иронию. Часто основная идея выражается посредством образов, недоговоренностей, преувеличений.

Характер выражения

Пословица – завершенная самостоятельная фраза. Истинность этого выражения не вызывает ни малейших сомнений, ведь далеко не каждое народное суждение выдерживало проверку временем. Пословица поучает, наставляет, подсказывает, помогает сделать правильный выбор.

И если пословицы – это мудрость народа, то поговорки – это его характер, его язык, его эмоции.

Поговорка является частью какого-либо выражения, добавляя ему настроения, яркости, образности. Как правило, поговорки используют в каком-либо контексте.

Размер

Пословица предполагает изложение мысли максимально коротко. И хотя и имеются пословицы из двух-трех слов, чаще это все же развернутые предложения. А вот для поговорки такая длина является нормой, так как они представляют собой словосочетания. (2)

Загадки.

Загадки близки пословицам по принципу построения фразы, по краткости, выразительности. Значительная часть карельских пословиц и загадок создана в стили калевальской метрики, отчего эти два жанра могут переходить один в другой. Но по условиям бытования в народной среде загадки, естественно, отличаются от пословиц.

Загадка состоит из двух частей – самой загадки и отгадки. Эта двухчастность структуры загадки – одна из её общих жанровых особенностей, имеющая международный характер. Образная часть загадки и отгадка составляют взаимосвязанную систему, без которой загадка теряет смысл. Одна отгадка, как правило, может относиться к нескольким загадкам. Объясняется это тем, что загадка описывает предмет-отгадку не полностью, не даёт её развёрнутой характеристики, а подмечает лишь отдельные её черты, свойства и качества. Так, о сетях есть несколько карельских загадок, и каждая «видит» что-то своё: - Каменный чулок, берестенная обувь, в середине ветхая; - деревянный колокол, каменное копыто пошло болота месить, воды моря бороздить; - Изба одна, окон тысяча; - В воде стоит, на земле падает.

Наблюдается и обратное явление, когда к одному тексту загадки можно «приставить» разные отгадки. Щель в бревне и скрип дверей загадываются одинаково: - Кто первый смеётся, когда в избу входишь?

Основой образной части загадки является метафора. Метафорические загадки по сравнению с неметафорическими (загадки = вопросы, загадки = шутки) считаются более древними. В тексте загадки отгадке соответствуют замена, метафора. Излюбленным приёмом метафоризации в карельских загадках является «одушевление» неодушевлённых предметов. Предметы домашнего обихода: серп, челнок, воз сена – уподоблены волку; звон церковного колокола, раскаты грома – вой волка; люлька, лодка, ткатский станок – зайцу. В роли метафор также выступают овца, корова, конь, собака… . Метафоры противопоставлены отгадки «уводят» от правильного решения, нахождения отгадки. Это придаёт загадкам своеобразную алогичность, ставит предметы, явления «с ног на голову», создаётся необычность мира загадок. Только в загадках можно встретить предметы, имеющие «много ног, а в поле на спине несут» (борона), «выше высоких деревьев, ниже придорожной травы» (дорога). При отгадывание метафора в загадке какбы снимается, она заменяется реальным предметом, и абракадабра, алогизм, замысловатость исчезают.

Для неподготовленного человека разгадать загадку – занятие не совсем простое, но в народной бытовой традиции к этому приучались с детства. Детям были знакомы и предметы загадывания (отгадки) и предметы, которым они уподоблялись. При внимательном рассмотрении многих загадок в них обнаруживаются детали, подробности, которые « подсказывают» отгадку, являются связывающим звеном между отгадкой и загадкой. В образной системе загадок встречаются конкретные детали, используемые в прямом значение слова: Кривой, изогнутый все поля обходит. « Поля» - поля здесь явная подсказка для отгадки. (серп) Щебечет стрекочет за костяными замками. Здесь подсказкой отгадки является «костяной». (Зубы) часто в качестве подсказок выступают числа: Медведь на трёх ногах на возвышении стоит. (Самопрялка). У самопрялки действительно три ноги – стояка. Небольшие числа практически всегда точны, а сотни и тысячи используются для обозначения множественности: Сто глаз два уха. (Корзина)

Карельские загадки, как и загадки других народов, самым подробнейшим образом отражают жизнь прошлого, начиная с предметов домашнего обихода (умывальник, безмен, самопрялка, серп, решето) и кончая явлениями природы (дождь, гром, молния, снег, солнце, луна).

Современным детям традиционные загадки становятся непонятными поскольку из быта ушли сами предметы, которые загадывали (печь, кочерга, лавки в избе, иконы, помело). У многих народов загадки – живой фольклорный жанр. На смену уходящим загадкам возникают новые, о новых предметах и явлениях. Новые же карельские загадки практически не создаются – связано это с проблемами карельского языка всё меньшего использование его в быту, особенно в детской среде, где, как правило, создаются загадки. (1 – 164-166)

Примеры загадок:

  • Мужичёк – круглячёк, одежда – медная, ножки – пуговки, ходить не может. (Самовар)
  • Горбатый, кривобокий в огненной реке кланяется. (Поварешка)
  • Один говорит: стук - стук, второй говорит: стук – стук, третий говорит: стук – стук, четвёртый говорит: стук – стук, пятый говорит: виу – вау. (Лошадь)(7)
  • Красная корова на травяной привязи. (Брусника)
  • Что у каждого есть? (Имя)
  • Что на свете самое сладкое? (Сон)
  • Без корней растёт, без крыльев летает. (Камень)
  • Два пня в море - один поднимается, другой опускается. (Солнце, луна)
  • Шило, шило впереди, клубок, клубок посередине, сзади ножницы. (Сорока) (1 – 167-172)

Немного из истории….

Проследить возникновение и путь развития карельских пословиц и поговорок не представляется возможным, но их происхождение относят к глубокой древности. Многие из пословиц и поговорок архаичны, сохранили древнюю основу. Значительная их часть создана в стили калевальской метрики. Единый поэтический стиль давал возможность перехода пословиц в эпическую поэзию и, наоборот, строки эпических песен могли стать пословицами.

Также карельские пословицы заимствовали строки из заклинаний, лирических песен, загадок.

При создании пословиц шли от конкретного факта, наблюдения - к общению. А при использовании пословиц в речи происходит противоположный процесс: обобщающий стиль пословицы иллюстрирует конкретную ситуацию факт событие.

Одни пословицы распространены на всей прибалтийско-финской территории (известны финнам, эстонцам, всем группам карелов, ижорцам) и шире - имеют общеевропейское распространение значительно уже. Каждая историческая эпоха создавала свои пословичные выражения. Пармеологи справедливо указывают, что до некоторой степени пословицы могут служить историческим источником, на их основе можно решить, в каком свете народ видел события своей истории.(1 – 156)

Наука пока не может точно ответить на вопрос, когда и как возникли загадки , но все исследователи сходятся в том, что это жанр древний. В карельских загадках также обнаруживаются следы мифологических древностей, элементы заклинательной поэзии. О древности жанра свидетельствуют и следы обрядовой функции загадок в прошлом. Загадывание у многих народов было связано с похоронными, свадебными церемониями, считалось, что оно благотворно сказывалось на результатах охоты влияло на плодовитость домашних животных.

В Карелии сохранились интересные и, надо полагать, архаические сведения о временных ограничениях в загадывании. В северной Карелии был распространён запрет загадывать вечером: «загадывание было утром, вечером сказки рассказывали». По времени года излюбленным сезоном загадывания считалась зима особенно период святок. Нарушения времени загадывания было чревато «хозяйки загадок». О древности жанра свидетельствует и система «наказывания» за неудачное отгадывания, отголоски которой в Карелии сохранились до наших дней.

Позднейший период бытования загадок связан с их развлекательной функцией. Исследователи подчёркивают также роль загадок в познании окружающей действительности, развитии ассоциативного мышления, т.е. их педагогическую функцию.

Не смотря на национальную специфику проявляющуюся в художественной системе, в условиях бытования, в этнографических деталях, загадки являются жанром международным. В них много общих черт с загадками других стран. При этом необходимо учитывать возможность заимствования загадок одним народом от другого, этническую общность близких народов, роль мифологических верованиях и так далее.

Карельская загадка так же обнаруживает интернациональные связи: определённое сходство наблюдается между карельскими и русскими загадками. Заимствование русских загадок особенно заметно в южной Карелии – здесь встречаются прямые кальки русских загадок. В северной Карелии много общего с загадками финскими, эстонскими. Но в целом на фоне международных интернациональных связей карельская загадка – явление национального художественного творчества, связанного с традициями народного быта с историей и культурой народа.

(1 – 166)

Конспект занятия по краеведению

«Гости в нашем доме» в старшей и подготовительной группе.

Цель.

  • Познакомить детей с традициями крестьянской семьи, и приёмом гостей в крестьянском доме.
  • Дать понятие детям красный угол, гостеприимство.
  • Поддерживать интерес к истории нашего народа.

Предварительная работа.

  • Чтение Карельских пословиц и поговорок
  • Экскурсия в музей детского сада (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян).
  • Проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Собери слова в пословицу», «Найди отгадки среди экспонатов».
  • Загадывание загадок.

Ход, содержание, занятие

Ребята, вы ходите в гости?

А гостей у себя дома принимаете?

Часто?

Как у вас принимают гостей?

Расскажите.

Как вы думаете, в давние времена, в старину, любили гостей принимать?

Народ у нас гостеприимный (любят гостей принимать)

Давайте поиграем в «как будто»…

Как будто семья в нашем доме принимает гостей: разделимся на «хозяев» и «гостей».

Наши гости приехали из другой деревни. Подумайте, гости как нужно войти в дом. Как будите вести себя?

А мы хозяева дома будем встречать вас так, как встречали гостей в старину: с хлебом и с солью на полотенце.

В ходе беседы обратить внимание на гостеприимство, как одно из древних и примечательных явлений быта.

  1. Педагог помогает распределить роли между «членами семьи».
  2. Дети уходят на одну минутка с воспитателем договариваются о правилах поведения. Приход гостей. «Гости» кланяются красному углу «хозяину» с «хозяйкой» приветствуют всех в доме.

Хозяева встречают гостей хлебом с солью на полотенце, приветствуют гостей.

Хозяева:

«Здравствуйте, гости дорогие! Входите в наш дом».

Воспитатель:

« Хозяева, куда мы посадим наших гостей»? (на самое почётное место поближе к Красному углу)

Хозяйка:

« Как вам нравиться наш дом»?

Воспитатель:

А вот наша Настенька – мастерица загадки загадывать.

Настенька:

« здравствуйте, гости дорогие. Отгадайте мои загадки:

  1. Поля стеклянные, межи деревянные. (Окно)
  2. Дарья да Марья друг против друга.(Пол и потолок)
  3. Скрипит, поскрипывает в стене стоит. (Дверь)
  4. Каждый угол обежит, в одном углу присядет. (Веник)
  5. Что дороже всего? (Хлеб)»

Кто из вас знает загадки потруднее?

Настенька:

А пословицы в Вашей деревне знают? Вот в нашей деревне говорят так: «Не печь кормит, а руки», « В чужом краю и летом холодно», «Что летом соберёшь - зимой у себя найдёшь», «Гость пообедает, дом не обеднеет».

А вы какие пословицы и поговорки знаете?

Настенька:

А хоровод у вас водят?

Погода сегодня хорошая. Давайте во двор выйдем да поиграем, хоровод поводим.

Хозяйка:

Теперь просим отведать нашего угощения.

Дети рассаживаются появляется кукла Настя

Выслушать всех детей. Разгадывают загадки и «гости» и «хозяева».

Выслушать детей и похвалить.

Все уходят «во двор» остаются в доме «хозяева» под руководством воспитателя накрывают стол для чаепития. Остальные дети веселятся под руководством воспитателя, играют в Карельские игры: «На горе- то калина», «Сиди, сиди Яша», «Догонялки».

После этого: « Хозяйка» приглашает к столу гостей. Все садятся за стол, обращая внимание на правила поведения за столом. После чаепития все благодарят «хозяйку»

Задание к детям: рассказать дома о занятие, рисование на тему «к нам гости пришли». Найти с родителями новые пословицы и загадки.(6)

Список литературы.

1. «Карельский фольклор»: хрестоматия. / Изд. Н.А. Лавонен

2. http://thedifference.ru/otlichie-poslovicy-ot-pogovorki/

3. «Русский детский фольклор Карелии». / Сост., автор вступит. Р89 ст. и комент. С. М. Лойтер. – Петрозаводск: Карелия,1991.- 280с.

4. Методический материал детского сада № 19 пос. Деревянка.

5. http://www.gov.karelia.ru/Different/Culture/poslov.html

  1. Авторская музейно образовательная программа «Дом» для детей старшего дошкольного возраста. / Шилова Л.В, Воронина Л.В, Годунова Т.В. – Петрозаводск: Карелия, 1996г.

7. «Карельские народные загадки». / Изд. Н.А. Лавонен

Петрозаводск: Карелия, 1992 г.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70846. ОБРАБОТКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОКРАТНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ НАЛИЧИИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ 375 KB
Получение навыков обнаружения и устранения влияния систематических погрешностей на результаты прямых однократных измерений. Ознакомиться с понятием погрешности средства измерений. Ознакомиться с понятием погрешности результата измерений.
70847. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ С МНОГОКРАТНЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ ПРИ НАЛИЧИИ ГРУБЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ 444 KB
Ознакомление с методикой выполнения прямых измерений с многократными наблюдениями при наличии грубых погрешностей выбросов. Получение навыков обработки результатов наблюдений и оценивания погрешностей результатов измерений. Ознакомиться с видами и методами измерений.
70848. ОБРАБОТКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СЕРИИ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ С МНОГОКРАТНЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ 418.5 KB
Ознакомление с методикой обработки и представления результатов измерений для группы равнорассеянных многократных наблюдений. Получение навыков обработки результатов наблюдений и оценивания погрешностей результатов измерений. Ознакомиться с видами и методами измерений.
70849. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОГРЕШНОСТИ ЦИФРОВОГО ВОЛЬТМЕТРА МЕТОДОМ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ 237.5 KB
Получение навыков проведения метрологических работ в процессе определения контроля погрешности цифрового вольтметра методом прямых измерений. Ознакомьтесь с принципом действия устройством и характеристиками цифрового вольтметра.
70850. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОГРЕШНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ВОЛЬТМЕТРА МЕТОДОМ СЛИЧЕНИЯ 368.5 KB
Получение навыков проведения метрологических работ в процессе определения контроля погрешности электронного вольтметра методом сличения. Ознакомиться с принципом действия устройством и характеристиками электромагнитного вольтметра.
70851. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ПОСТОЯННОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА 494 KB
Ознакомление с прямыми и косвенными измерениями силы постоянного электрического тока; получение сведений о способах учета погрешностей измерений в этих случаях; знакомство с некоторыми средствами измерения силы постоянного электрического тока.
70852. Измерение мощности постоянного электрического тока 521 KB
Ознакомление со способом измерения мощности постоянного тока при помощи амперметра и вольтметра. Ознакомьтесь с косвенными измерениями мощности при помощи амперметра и вольтметра.
70854. Измерение переменного электрического напряжения 593 KB
Получение навыков измерения переменного электрического напряжения. Ознакомление с особенностями влияния формы и частоты измеряемого напряжения на показания приборов. Приобретение представления о порядке работы с электроизмерительными приборами при измерении переменного напряжения.

Людмила Макарова

ЗАГАДКИ

Этот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько загадок. Наказания носили шуточный характер: провести лбом по стене; выдать какой-либо секрет; прокричать что-либо в дымоход и т. д.

Загадки в иносказательной форме дают изображения предметов или явлений. В них часто используются метафоры и сравнения. Отгадывание загадок требует сообразительности, наблюдательности, знания крестьянской жизни, природы.

В загадках много неожиданного, чего нет в реальной жизни.

Например: «У одной мыши два хвоста» (лапоть с подвязками, ботинок со шнурками); или: «У кого глаза в ушах?» (ушат с двумя короткими ручками-выступами, в которых сделаны отверстия для коромысла).

В северных районах Карелии часто встречаются загадки в стихотворной форме.

Акулина в реке, нос на суше. (Берег озера и лодка)

Без ножа рвется, без иголки сшивается. (Лед на реке, озере)

По чему утка плавает? (По озеру)

Вечером и ночью плачет, днем просыхает. (Роса)

Днем кричит, кричит ночами - перевоза не дождется. (Водопад)

Какую воду модно решетом носить? (Лед)

На землю падает, с земли не поднимается. (Дождь)

Что удержит и большое бревно, но не выдержит и маленькой кости? (Вода)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

Два братца в воду глядят, а все не сойдутся. (Берега реки)

Еду-еду – следу нет, режу-режу – крови нет. (Лодка по воде плывет)

Длинный Митрошка стучится в окошко. (Дождь)

Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

На всех садится, никого не боится. (Снег)

На дворе горой, а в избе горой. (Снег)

Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна. (Снег)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог,

Никто его не соберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Град)

Заря – заряница,

Месяц видал,

А солнце заиграло. (Роса)

Меня часто кличут, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут. (Дождь)

Публикации по теме:

Консультация «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» Черкашина Наталья Александровна, воспитатель ГАУСО АО «Свободненский специальный.

Цель: Обучение педагогов интерактивной форме проведения родительского собрания в целях повышения педагогической компетентности родителей.

Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. С давних времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки,.

Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Конспект занятия в старшей группе «Использование малых жанров фольклорной прозы в изучении математики. Цифра и число 6» Использование малых жанров фольклорной прозы в изучении математики. Цифра и число 6 Цель: Закрепить знания о цифре и числе 6 средствами.