Архитектура и символика православных церквей. Что означают купола православных церквей

Символика русских храмов

Русский храм – сложное и гармоничное явление и помимо непосредственных функций культовой архитектуры заключает в себе разные символы, образы и понятия, ценные для православного россиянина.

Храм – «Дом Божий», «проход» на небеса», образ неба на земле

Храм – Человек или группа единомышленников



Храм – Человек/ группа единомышленников


Храм – корабль, ковчег, спасательный плот.


Сформировать представления о своеобразии русской средневековой архитектуры; познакомить с памятниками русской архитектуры и символическим значением отдельных архитектурных форм; развитие образного мышления.

Рассмотреть и зарисовать схематично шесть особенностей средневековой русской архитектуры:

Шесть особенностей средневековой русской архитектуры

Особенность.

Храмовое многоглавие. Символическое значение верхов


Купола храмов для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него, в храмах встречаются синие , зелёные и даже чёрные купола.

Золотой цвет в православной традиции - символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России - московского храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трёх даров, принесённых волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящён Богородице. Голубой или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звёзды напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Купола зелёного цвета венчают храмы, посвящённые Святой Троице, потому что зелёный в православной традиции - цвет Святого Духа. Также зелёные купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвящённые святому, могут быть ещё серого либо серебряного цвета.

Чёрные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Значение количества куполов на храме.

1 купол символизирует Единого Бога, 3 - Святую Троицу.

5 куполов обозначают Спасителя и четырёх евангелистов.

7 куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

9 куполов символизируют девять ангельских чинов.

13 – Спаситель и 12 апостолов.

33 купола (бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чём говорит цвет храма? Цвет храма часто даёт ответ на вопрос, какому празднику или какому святому посвящена та или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящён в честь Преображения или Вознесения Господня. Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящён мученику (мученикам).

Если цвет церкви зелёный, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если жёлтый, то строилась в честь святителя.

Найти православный храм в любом городе легко по форме купола и его окраске. Интересно, что барабаны бывают световые и декоративные, а купола, расположенные на декоративном основании, называют главками.

Купола и их количество

Главой церкви принято называть покрытие купола, расположенного на так званом барабане. Количество глав над храмом также не является случайным числом.

33-купольный храм в честь Преображения Господня в Усть-Медведицком монастыре, Волгоградская область

Количество, символика и цвета куполов - посвящение храма Богу, Святой Троице, Богоматери или кому-то из святых или мучеников.

  • один купол - символ Единого Всевышнего Творца;
  • три - Святая Троица;
  • пять глав символизируют Спасителя и приближенных к Нему апостолов;
  • семь куполов над храмом - символ семи церковных Таинств;
  • девять чинов Ангелов - семь глав;
  • Иисус и 12 апостолов - прообраз тринадцатиглавого храма.
На заметку! Количество глав может доходить до 33 - число земных лет Иисуса.

Специфическая форма куполов православных храмов

У историков нет единого мнения по поводу появления на Руси храмов с верхом сферической формы и вытянутой верхушкой. Килевидный верх напоминает древнерусский шлем и подобен постройкам византийских архитекторов.

На исторических рисунках видно, что церковные постройки в домонгольской Руси были покрыты посводными куполами, которые были заимствованы с Византии. Такие главы встречались в Киеве, Чернигове, Смоленске.

Шлемовидная форма купола напоминала о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла

Шлемовидными главами церквей в XIV-XVI веках был богат Владимиро-суздальский край, затем они стали появляться в княжествах Москвы и Твери, а затем и по всей Руси.

С середины XVI века русские храмы стали покрываться луковичными главами. Простому христианину, не обладающему глубокими архитектурными знаниями, трудно с первого взгляда увидеть разницу между этими верхами.

Луковичные главы отличаются от шлемовидных только соотношением диаметров купола и барабана.

У первых диаметры барабанов меньше диаметра купола, а у шлемовидных - наоборот. Высота луковичного верха равняется его диаметру, а у глав, подобных шлему, ширина больше высоты.

Позаимствованная с Византии сфероподобная форма покрытия храмов со временем вытягивалась, преобразуясь в подобие шлема - символ защиты и луковичные купола, напоминающие форму огня или свечи.

Луковичные главы храма - символ пламени свечи

Как по цвету купола определить его посвящение

Православные зодчие сходятся на том, что сфера главы храма - прообраз небес, поэтому важна не только форма верха, но и его цвет:

  • Золотом, символом славы Господней, покрываются главы церквей, посвященных Иисусу и 12 великим православным праздникам. Такое покрытие в храме Христа Спасителя. Три дара принесли мудрецы в подарок новорожденному Иисус, ладан, миро и золото, символ вечности, царствования и славы.
  • Серебряные купола означают, что это постройка имеет покровителя в виде святого, белыми покрытиями славятся постройки в честь Преображения Господнего и Его Вознесения.
  • Синие покрытия с желтыми звездами напоминают о рождении Иисуса в рождественскую ночь, храмы Пресвятой Богородицы легко узнаваемые по голубому цвету куполов, символу чистоты и непорочного зачатия.
  • Цвет вечной жизни зеленый - посвящение Духу Святому, Святой Троице.
  • Редко можно встретить церкви с красным покрытием, символом крови и мученичества, святой мученик - хранитель такой церкви.
  • Яркая окраска и замысловатые формы, украшающие храм Василия Блаженного, символизируют Небесный Иерусалим.
  • В монастырях принято главы окрашивать в черный цвет, примером может служить Покровский монастырь, хранитель мощей Святой Матронушки Московской.
Важно! Все цвета являются условными, храмы, купола которых не имеют цветного покрытия, а изготовлены из дерева, наполнены тем же Божьим присутствием, что и церкви с великолепными главами.

Символика православных накупольных крестов

История

История куполов началась ещё в доисторические времена [уточнить ] , но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне , возведённом примерно в 128 году нашей эры.

Виды куполов

Поясной купол

Поясной купол

Поясной купол отличается от «настоящего купола» тем, что он состоит из отдельных горизонтальных слоёв. Каждый следующий слой немного выступает над предыдущим и поддерживатеся консолью , в самом верху сходясь к центру. Примером такого купола является сокровищница Атрея .

Купол-луковица

Купол-луковица

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России , Турции , Индии и на Среднем Востоке . Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви . Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковками. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, барабан , на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Хотя самые ранние сохранившийся посторойки с таким типом купола относятся к 16-го веку, иллюстрации из старых хроник свидетельствуют, что они были использованы уже не позднее конца 13 века. Как и шатры , купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже. Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан . Известным инженером -архитектором , специализировавшимся на куполах православных церквей, был Сергей Николаевич Падюков (1922-1993), сконструировавший купола и участвоваший в постройке и реконструкции 44 церквей в США.

Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры , которая отличает Россию от других православных народов и христианских конфессий . Во многих западных странах силуэт церкви с такими куполами часто ассоциируется с Россией в целом. Исторически первыми примерами подобных русских церквей являются деревянный предшественник Софийского собора в Новгороде с 13-ю куполами (989 г.) и первый храм на месте каменной Десятинной церкви с 25-ю куполоми в Киеве (989-996 гг.). Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской архитектуре, например, 13 куполов символизируют Христа с 12 апостолами , а 25 куполов - еще и с 12 пророками Ветхого Завета . В сравнении с византийскими (парусными) куполами, купола русских церквей обычно меньшего размера и часто покрываются позолотой или ярко окрашиваются.

Овальный купол

Овальный купол

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Само название происходит от латинского слова ovum , означающего яйцо . Чаще всего овальные купола связывают с именами архитекторов Бернини и Борромини , однако первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант"Андреа-ин-Виа-Фламина (называемой также Сант’Андреа-дель-Виньола). Строительство было заказано папой Юлием III в 1552 году и окончено в следующем году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Полигональный купол

Полигональный купол

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции , возведённый Филиппо Брунеллески .

Парусный купол

Парусный купол

Также называемые византийскими куполами , парусные купола представляют из себя парус , основания которого не просто образуют арки для поддержки купола над ним, а сходятся к центру пространства, таким образом сами образуя купол. Такие купола похожи на квадратный парус, закреплённый снизу в четырёх углах и поддуваемый снизу.

Купол-блюдце

Большой купол-блюдце

Купол-блюдце представляет собой неглубокий, с малым углом между горизонталью и поверхностью у основания. Геометрически, горизонтальное сечение таких куполов является окружностью, а вертикальное - сектор окружности (то есть её часть). Купола-блюдца ниже, чем другие виды куполов. Многие из самых больших существующих в наше время куполов имеют такую форму.

Купола-блюдца приобрели популярность в XVIII веке , и остаются популярными по сей день. Зачастую они используются как элемент внутреннего дизайна помещения, располагаясь в пространстве чердачных помещений. В этом случае купол оказывается не виден снаружи, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Часто, такие купола украшают орнаментами или фресками .

Такие купола иногда использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей . Большинство мечетей Индии , Пакистана , Ирана и Афганистана покрыты куполом-блюдцем.

Купол-зонтик

Купол-зонтик

Купола-зонтики разделены на сегменты рёбрами, расходящимися от центра к основанию купола. Материал между рёбрами расположен в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Центральный купол Софийского собора построен по такой схеме, что позволило архитектору расположить витражи между рёбрами на основании купола. Главный купол собора Святого Петра также имеет такую форму.

Известные купольные конструкции

Самое крупное в мире купольное перекрытие - над стадионом в Оите (Япония). Его пролет 274 метра, оно покрывает 43 000 зрительских мест.

Купол в религии

Купола занимают важное место в христианской и мусульманской архитектуре. Большинство православных церквей и мусульманских мечетей, а также многие католические соборы венчаются куполами.

Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов.

В искусстве

  • песня «Купола Российские» В. Высоцкого 1979 года (известна также в исполнении Г. Лепса )
  • песня «Купола» М. Круга
  • Купола церквей - популярный мотив наколок в тюремной символике .

См. также

Ссылки

Примечания

СИМВОЛИКА КУПОЛОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВ

Купол (итал. Cupola - купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

Главное в храме - купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой.

Русское искусство, начиная с Х в. и вплоть до конца ХVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Богослужение в великом православном храме Византии - храме Святой Софии города Константинополя повлияло на послов князя Киевского Владимира. «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты… » Именно это переживание красоты как святости было положено в основу нового искусства на русской земле. Византийскими мастерами было возведено много храмов в традициях византийского зодчества.

ФОРМА КУПОЛА

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма - символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в Х11 в. купола напоминают воинский шлем.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы - символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". В учебном пособии А. В. Бородина «Основы православной культуры» написано, что главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита

"Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся".

Е.Н. Трубецкой

Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9. НО шатровые покрытия запрещаются, но эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей.

КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом

Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм

тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

ЦВЕТ КУПОЛА

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Православная церковь в Лондоне.

Луковицевидный купол, который от куполов храма Василия Блаженного отличается некоторой приплюснутостью.

Старинный храм в г. Вологде. Обратите внимание на кресты с полумесяцем в основании. Скорее всего, кресты значительно старше самого здания и его луковицевидных куполов. Эти кресты могли стоять на деревянном храме, на месте которого построили этот - каменный.

Знаменитые Кижи в Карелии. Шедевр деревянного зодчества. Огромное количество куполов и все луковицевидной формы. Почему-то считается, что луковицеобразные купола сначала появились на деревянных храмах, и только потом их стали возводить на храмах каменных. Но ведь такой купол-главу устроить сложнее, чем шлемовидный, а тем более, сферический. Так что же так выпендривались северные русичи? У церкви и исторической науки нет ответа на этот вопрос.

Но ведь луковицеподобные купола называют чаще главами, а название "купола" больше подходит сферическим покрытиям и шлемовидным. Так может, эти главы первоначально символизировали главы богов языческих? А христианская церковь на Руси приспособила этот обычай под христианство? Ведь приспособили же языческие праздники под христианские, и храмы христианские на месте языческих капищ стоят и по сей день.

Конические купола Армяно-грузинского типа

Сферические и шлемовидные купола Византийско-древнерусского типа

На этом фото мы видим храм с так называемыми шлемовидныыми куполами. От луковицевидных куполов эти отличаются тем, что наибольший диаметр имеют в основании. На куполах установлены четырехконечные кресты с полумесяцем в основании. Сочетание креста с полумесяцем не вполне понятно. Скорее всего, это символ солнца (крест) и луны (серп). А что симолизирует шар в основании креста?

Храм в городе Владимире с шлемообразными куполами. Но малый купол, установленный на колокольне, имеет типично грушевидную форму, и на нем установлен четырехконечный крест с полумесяцем в основании. На больших же куполах кресты без полумесяца четырехконечные. Интересно, чем объясняется такое разнообразие куполов и крестов на древних Владимирских храмах?

Храм Преображения Господня (г. Белгород) был построен в 1813 году на средства прихожан. Сферические позолоченные купола с шестиконечными православными крестами, полумесяцем и шаром в основании. На храме установлено пять куполов и один на колокольне.

Северная Осетия. Православный храм одним сшлемовидным куполом на церкви и сложным коническим в основании и луковицевидным сверху куполами на колокольне. Думаю, что соединение куполов разного типа происходило не сразу. Сначала были установлены конические купола, а много позже конический над башней церкви заменили шлемовидным, а на колокольне поверх конического поставили луковицеобразный маленький купол. Так апостольскую церковь превратили в православную.

Харьков. Храм в честь спасения Царской семьи
возведен в 1888 г., при советской власти был разрушен. Здесь мы также видим смешение всех стилей. Огромный купол в виде шлема, конуса на башенках и на колокольне. Православные кресты с полумесяцем внизу и шарообразными утолщениями. Храм построен под старину, но выглядит очень эклектично и, по-моему, излишне напыщенно.

Город Томск. Православный храм со сферическими куполами, над которыми надстроены башенки и на одной из них установлен шпиль с крестом, а над двумя другими – небольшие луковицеобразные позолоченные купола. Здесь тоже налицо эклектика стилей.

Другого места памятнику В.И. Ленину в Томске не нашли. Что ж, как говорят, противоположности сходятся.

Церковь Архангела Михаила на Кубинке. Здание было построено в византийской традиции. На сферический купол установлен крест с полумесяцем и шаром в основании. Стиль явно не русский.

Константинополь. Бывший Софийский храм, а ныне мечеть. Сферические купола - это от христианского храма, а вот башни с коническим верхом – это типично мусульманская более поздняя архитектура. Но бог-то один, ему, вероятно, все стили нравятся, ему без разницы, на каком языке молятся, в храме или вне. Интересно, а как глухонемые молятся? Да, я думаю, что можно молитвы к богу и без слов отправлять, и без попов, и без ксендзов, и без мулл.

Смешанный тип куполов

Ярославль. Древний храм со сложной системой куполов. Позолоченные луковицевидные купола-главы с крестами венчают сферические шлемообразные купола. В архитектуре этого храма нет аляповатой царственности как, например, в храме Василия Блаженного.

Астрахань. Никольский храм. Система куполов очень похожа на предыдущий храм в Ярославле. По всей вероятности, такой смешанный стиль соединение куполов и глав был свойственен православной церкви в Золотой Орде. Хотя вполне возможно, что купола луковицевидной формы на этих храмах появидись позже, когда Ярославль и Астрахань вошли в состав Московской Руси.

Таким образом, мы смогли увидеть многие храмы, и не только христианские. Вероятно, следует различать купола, выполняющие роль крыш на башнях храмов, и главы, которые собственно крышами храмов не являются. Настоящими главами можно считать только луковицеобразные. Шлемовидные купола все же являются крышами, а не главами. К русским элементам в храмовом строительстве следует отнести луковицеобразные главы и шлемовидные купола. Шлемовидные купола, характерные для Византии, на Руси не прижились. Думаю, что луковицеобразные главы устанавливались на дохристианских храмах и постепенно, по мере проникновения христианства на север России, служителям христианской церкви пришлось смириться с пристрастием русичей к главам-луковицам на храмах. Так луковицеобразные главы были канонизированы.

Купола церквей в византийском стиле в виде сфер не прижились и в Киевской Руси, хотя самые первые храмы строились в типично византийском стиле, и на Софийском храме в Киеве купола были сферические. Но по мере продвижения на север, уже во Владимире и Смоленске сферические купола удлинились и стали шлемовидными с оттянутым окончанием. Шлемовидные купола были похожи на привычные русскому человеку луковицевидные главы языческих храмов. В такие храмы народ пошел. Ну а когда на храмы поставили луковицеобразные главы, то в такую христианскую церковь пошли почти все. Представлять дело так, что строительство храмов с куполами и главами пришло к нам из Византии, а до этого народ на Руси жил в землянках, носил невыделанные шкуры вместо одежды, не знал письменности, – значит сильно заблуждаться и искажать историю. Храмы на Руси строили задолго до принятия христианства, и железо выплавляли, и трехпольную систему земледелия создали, и Византию хлебом кормили. Христианские проповедники поступили очень хитро, они почти все языческое перевели в христианскую обрядность, в результате получился гибрид византийского христианства и традиционной религии. Кстати, почему древнюю религию русских называют языческой? Может, потому, что ее каноны не были записаны в книги, а передавались изустно через "языци", а вместо священного писания у русских было священное запоминание? Нам втемяшили в головы, что древние наши предки молились идолам, то есть скульптурам, поэтому были дикими. А разве иконы и изображения на крестах не идолы? Разве христиане молятся не идолам? По-моему, разумнее молиться Солнцу, Земле, Океану, Атмосфере и богу Всевышнему, который создал все это. Да, во всем сущем есть частица божественного начала, даже в человеке она есть, в одном больше, в другом меньше.

Индия, Дели, храм Гурдвара.

Луковицеобразные купола на храмах в Индии очень похожи на купола на храмах в России. Почему? В Византии, Армении, Грузии, Западной Европе луковицеобразных куполов-глав нет, а в Индии есть. По-моему, объясняется это очень просто: луковицеобразные купола – это изобретение еще древних ариев, когда они жили на севере Восточной Европы. Часть ариев ушла в Индию и унесла туда эту традицию, а часть осталась на прежнем месте и продолжала ее. Когда на прародину ариев пришло христианство, то традиции храмовых куполов-глав были канонизированы и православной церковью. Так что традиции в архитектуре очень живучи.

Здесь куполов и глав нет, но обратите внимание на крышу этого храма. Она трехскатная со светелкой, как у типично русских домов. Случайно ли это сходство? Думаю, что нет – не случайно, как не случайны слова в санскрите, которые всякому русскому понятны без перевода: веды, агни... Что символизирует шикарный головной убор на голове жреца? Правильно, Солнце.

Купола и главы индийских и мусульманских храмов

Индия. Храм Лотоса в городе Дели.

Примерно так могли выглядеть языческие храмы на Руси до принятия христианства. Купола-главы в виде луковиц, каждая символизирует определенную ипостась единого бога: самый большой купол, вероятно, посвящен самому всевышнему богу Кришне.

Индия. Город Адмитсар. Оказывается, индийцы часто украшают свои нехристианские храмы луковицеобразными храмами-куполами. Они бывают позолоченные и не позолоченные, гладкие и ребристые.

Так что луковицеобразные купола – это особенность арийской культуры, а мы являемся ариями не в меньшей степени, чем индийцы и иранцы.

Таким образом, на приведенных примерах храмов разных религий можно убедиться, что православные храмы Руси и России больше похожи на храмы мусульманские и индийские, чем на католические и Византийские. В этой статье я хотел не столько объяснить происхождение формы куполов и глав, возводимых над православными христианскими храмами, сколько обратить внимание на проблему их происхождения, на неслучайность распространения глав в форме луковиц в России и в Индии. Наша дохристианская история гораздо богаче и интересней, чем принято считать, и нам не следует об этом забывать. У меня не вызывает сомнения то, что цивилизация ариев-ориев сформировалась на территории Северо-Восточной Европы в эпоху голоценового оптимума. Похолодание вынудило часть из них уйти на юг в Индию и Иран, но часть осталась на месте, распавшись на множество этносов, населяющих сегодня Восточную Европу и Западную Сибирь. Темных пятен незнания на истории Руси-России гораздо больше, чем светлых пятен знания.

Процитируем здесь слова кн. Е.Н.Трубецкого из работы "Два мира в древнерусской иконописи":
"Мы чувствуем, что в этом луковичном стиле в Древней Руси строились не одни храмы, но и все, что жило духовной жизнью, - вся церковь и все мирские слои, в ней близкие, от царя до пахаря. В древнерусском храме не одни церковные главы - самые своды и сводики над наружными стенами, а также стремящиеся кверху наружные орнаменты зачастую принимают форму луковицы. Иногда эти формы образуют как бы суживающуюся кверху пирамиду луковицы. В этом всеобщем стремлении ко кресту все ищет пламени, все подражает его форме, все заостряется в постепенном восхождении. Но, только достигнув точки действительного соприкосновения двух миров, у подножия креста, это огненное искание вспыхивает ярким пламенем и приобщается к золоту небес. В этом приобщении - вся тайна того золота иконописных откровений, о котором мы уже достаточно говорили: ибо один и тот же дух выразился в древней церковной архитектуре и живописи.
В этой огненной вспышке весь смысл существования "святой Руси". В горении церковных глав она находит яркое изображение собственного своего духовного облика; это как бы предвосхищение того образа Божия, который должен изобразиться в России."

Использованные источники информации

Информация о куполах мечетей взята на сайте по адресу: http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/arx/AK.htm#got

Новые технологии в храмоздательстве куполов церквей. Сайт по адресу: http://www.npf-lad.com/

Статьи храмовой тематики – Исторические типы куполов. Сайт: http://hram.www108.ru/art.php?rids=3&ids=3

Купола Мусульманская архитектура. Строительные приёмы. Сайт: Купола http://arttobuild.ru/

Крестово-купольные храмы Древней Руси. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Купол. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/

КУПОЛА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА. Сайт: http://www.roschinohram.ru/page65.php

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА. Сайт: ModernLib.Ru

Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси.

Заграевский С. В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. – М.: Алев-В, 2008 г. ISBN 5-94025-096-3. http://www.zagraevsky.com/glavi.htm

Часть фотографий для этой статьи позаимствованы мной с сайтов Google Earth и официального сайта Архангельской области.