Формирование крупной земельной собственности. Вотчина – это форма землевладения

Главным в социальном развитии X – XI веках в Древней Руси существовала общинное землевладение. В начале Х века в южных районах земледеление было залежным: участок целины распахивался и использовался в течение нескольких лет после его забрасывали до восстановления плодородия почвы. А в северных районах использовалась подсечная система земледелия: предварительная подрубка определенного участка леса и последующее его выжигания.

Формирование феодальной экономики в русских землях относится к периоду существования древнерусского государства – Киевской Руси. Его экономической основой была феодальная собственность на землю. Формально земля и ресурсы принадлежали классу феодалов, фактически оказывались лишь во временном пользовании. Таким образом, формирующаяся феодальная собственность была частной по форме, государственной по содержанию.

Экономическое развитие Киевской Руси было связано с организацией форм крупного земледелия. Период Х-серед. ХII в. представляет начальный этап складывания индивидуальной крупной земельной собственности в форме вотчины. Феодальная вотчина была формой абсолютного землевладения, поэтому первоначально существовали княжеские вотчины, с ХI в. появляются вотчины у дружинников и церкви.

Феодальная вотчина владение, находящееся в полной собственности феодала. Оно передавалось по наследству и могло служить объектом купли-продажи.

Период феодальной раздробленности (XII-пер. пол. XV вв.) протекал под знаком татаро-монгольского нашествия. Это время водораздела социально-исторических путей развития Западной Европы и России. Оно сопровождалось небывалым материальным истощением экономики страны, нарушением хозяйственных связей и изоляцией от Европы.

Основная форма землевладения – феодальная собственность развивается преимущественно в форме крупных княжеских, боярских и церковных (кафедральных и монастырских) вотчин. При этом сохраняется иммунитет церковной собственности – в соответствии с ярлыком, получаемым от Золотой Орды, имущество церкви не облагалось данью и не могло быть отчуждено. Совершенствование системы регулирования отношений собственности коснулось изменения лишь формы, но не ее содержания: наряду с абсолютным вотчинным владением земли существуют элементы условного держания:

· институт кормления – право на получение дохода (кормы) с населения определенных земель;

· поместье – земля на условиях службы (обязанность являться по зову князя на коне, вооруженным, со вспомогательным персоналом, за свой счет). Поместье не отчуждается и не передается в другие руки.

Основным источником формирования поместной системы землевладения были черные (свободные) земли, а также конфискованные у непокорных бояр владения.

Эксплуатация зависимых крестьян осуществлялась преимущественно через взимание различных форм феодальной ренты.

Формы феодальной ренты в русских землях:

· господствующая форма – натуральный оброк (доля урожая, определялась обычаями – стариной);

· отработочная рента (обработка господской земли; посев и другие повинности);

· денежная рента (оброк деньгами) имела особое значение в новгородских и псковских землях.

Основой русской экономики (сер. XV — сер. XVII вв.) оставалось сельское хозяйство, базирующееся на феодальной собственности на землю при сохранении частновладельческих (вотчина, «пожалованная вотчина», поместье), церковно-монастырских, дворцовых, казачьих и черносошных хозяйств.

    Восстановительный период экономики после Великой Отечественной войны

    Советский Союз закончил войну с огромными потерями. На фронтах, на оккупированной территории, в плену погибло свыше 27 млн. советских граждан. Было разрушено 1710 городов, свыше 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий. Прямой ущерб, нанесенный войной, превышал 30 % национального богатства. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял четвертый пятилетний план развития экономики. Намечалось не только восстановить народное хозяйство, но и превзойти довоенный уровень производства промышленной продукции на 48%.

    В народное хозяйство намечалось вложить 250 млрд. руб. (столько же, сколько за три предвоенных пятилетки). В годы войны вся экономика была перестроена на военный лад, выпуск товаров народного потребления был фактически прекращен. На руках населения скопилась огромная масса денег, не обеспеченных товарами. Чтобы снять давление этой массы на рынок, в 1947 г, была проведена денежная реформа. Деньги, находившиеся на руках населения, обменивались в соотношении 10:1. Проведение реформы позволило упразднить карточную систему, введенную в годы войны. Как и в 30-е годы проводились государственные займы у населения. Это были жесткие меры, но они позволили оздоровить финансовое положение страны.

    Восстановление разрушенной промышленности шло быстрыми темпами. В 1946 г. наблюдается определенный спад, связанный с конверсией, а с 1947 г. начинается устойчивый подъем. В 1948 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден, а к концу пятилетки он превысил уровень 1940 г. Рост составил 70 %, вместо запланированных 48%. Это было достигнуто за счет возобновления производства на территориях, освобожденных от фашистской оккупации. Восстановленные заводы оснащались оборудованием, произведенным на заводах Германии и поставленным в счет репараций. Всего в западных районах было восстановлено и вновь пущено 3200 предприятий. Они производили мирную продукцию, оборонные же предприятия остались там, куда были эвакуированы – на Урале и в Сибири.

    После войны правительство СССР продолжало курс, начатый в годы первых пятилеток на увеличение индустриальной мощи страны, являющейся основным фактором существования государства в условиях жесткой конфронтации между социализмом и капитализмом.
    Строятся промышленные гиганты: Калужский турбинный, Минский тракторный, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат и др. Государственные резервы на начало 1953 года выросли по сравнению с довоенным уровнем: цветных металлов – в 10 раз; нефтепродуктов – в 3,3 раза; угля – в 5,1 раз. Республики Прибалтики, Молдавии, западных областей Украины и Белоруссии, вошедшие в состав СССР накануне войны, превращаются из аграрных в индустриальные. Быстро создается атомная промышленность. В 1948 г. на Урале вступил в строй комбинат «Маяк» (Челябинск-40), на нем были сооружены первые отечественные ядерные реакторы – конверторы для получения плутония. Комбинат «Маяк» стал первым ядерным центром страны. Именно здесь были получены первые килограммы плутония –239, из которого были изготовлены заряды первых атомных бомб. Параллельно развитию производства атомного оружия происходит становление ракетной промышленности.

    Развернувшаяся гонка вооружений, жесткое противостояние капитализма и социализма, восстановление разрушенного народного хозяйства СССР требовали, прежде всего, колоссальных средств на развитие индустрии, отсюда в послевоенные годы гораздо меньше средств направлялось на развитие легкой и пищевой промышленности – производство потребительских товаров росло медленно, ощущалась нехватка самого необходимого.

    Сложное положение было в сельском хозяйстве. От общего объёма ассигнований в четвёртой пятилетке на его развитие направлялось всего 7%. Как и в годы первых пятилеток, основная тяжесть восстановления и дальнейшей индустриализации страны легла на деревню. Государство вынуждено было для развития индустрии изымать в виде налогов и обязательных поставок свыше 50% продукции колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукции не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. По трудодням колхозник получал в год меньше, чем рабочий зарабатывал в месяц.

Внешняя политика России в конце начале ХХ века Внешнеполитическая концепция России вначале после распада СССР Развития капитализма в России Особенности исторического процесса в России XVIII века

В феодальном обществе право собственности в среде феодалов определяется их взаимной связью и связью с государством, то есть системой вассальной зависимости, а в крестьянской среде системой запретов на распоряжение. От различий этих отношений зависит и различия в статусе собственности. В дореволюционных исследованиях шло в основном обсуждение вопросов о существовании родовой и частной собственности, мнение о коллективных формах земельной собственности преобладало.

К категории смердов относились как свободные, так и зависимые крестьяне, все смерды платили дань. В период развития феодальных отношений на Руси шел процесс перехода смердов в зависимое состояние. Русская Правда указывает на наличие двух категорий смердов: свободных и зависимых. право собственность холоп феодал русь

Свободный смерд сам отвечает за свои преступления: «То ти урочи смердом оже платять кияжю продажаю» (ст. 45 «Пространной Правды»). Однако большую часть крестьян составляли зависимые смерды, которые по своему бесправному положению были близки к холопам: «А за убийство смерда или холопа платить 5 гривен»; «Если умрет смерд, то его наследство идет - князю, если у него в дому будут дочери...» (ст. 90).

Смерды - это основная масса феодальнозависимого населения, которое в большинстве своем состояло в общине. С развитием феодальных отношений часть смердов-общинников сохранила независимое от частных владельцев положение, а большая часть их попала под власть частных владельцев. Форма зависимости смерда от феодала определялась тем, на чьей земле он жил.

Наряду с холопами, закупами, смердами в документах упоминаются наймиты. Термин «наймит» применялся в Древней Руси к разным категориям людей и употреблялся в трех значениях:

  • 1. Лицо, обязавшееся выполнять за вознаграждение определенную работу.
  • 2. Арендатор.
  • 3. Закладной человек (наймит - закуп).

Во всех случаях под наймом понимается договор между человеком, который обязуется трудиться, и человеком, который будет пользоваться результатами труда. В процессе развития феодальных отношений на Руси унифицировалось правовое положение, феодальнозависимого крестьянства.

В Х-ХI вв. общинные пережитки на Руси были еще довольно значительны. Однако определять степень наличия коллективных и индивидуальных форм собственности весьма трудно из-за недостатка источников. В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет об индивидуальной собственности (конь, оружие, одежда и т. д.). Скорее всего, в развитых районах, где действовало княжеское законодательство, индивидуальная (частная) собственность играла решающую роль.

Собственник по Русской Правде имел право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты при посягательствах. Объектами права собственности выступает весьма обширный круг вещей - кони и скот, одежда и оружие, торговые товары, сельскохозяйственный инвентарь и многое другое.

Другие источники свидетельствуют о наличии в рассматриваемый период индивидуального крестьянского хозяйства. Однако они указывают на существование сел, погостов, вервей, весей сельских населенных пунктов с коллективными формами владения землей. Вероятно, это соседские общины с индивидуальной формой собственности на дворовый участок и, периодическими переделами пахотной земли. Платежи налогов князю не препятствовали населению распоряжаться землей по коллективному усмотрению, т.к. единицей обложения данью была не земля, а двор, хозяйства.

Собственность феодалов возникала как частная и основанная на княжеских пожалованиях. В ХI в. летописи упоминают о селах княжеских дружинников, в XII в. таких свидетельств уже гораздо больше. Вотчины бояр были частной собственностью. Князья раздавали земли под условием службы (владения бенефициальго типа, временного или пожизненного).

О. Раков считает, что были наследственные бенефиции. Условные держания могли быть и в самой боярской иерархии. Княжеская раздача земель сопровождалась получением иммунитетов (независимых действий в этих владениях) - судебных, финансовых, управленческих. В Русской Правде нет сведений о землевладении феодалов, но в Пространной Правде упоминаются лица, жившие на этих землях: тиун боярский (ст. 1), боярские холопы (ст. 46), боярский рядович (ст. 14).

Земельная собственность церкви возникла на основе государственных пожалований в виде десятины. В дальнейшем она росла за счет вкладов, покупок и т.д.

Субъектами права собственности могли быть только люди не рабского состояния. Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно обстоятельно. Собственность и ее содержание, а также различные виды владения не имели специальных обобщающих терминов, однако на практике законодатель различал право собственности и владение.

Собственник имел право на возврат своего имущества (коня, оружия, одежды, холопа) из чужого незаконного владения на основе строго установленной процедуры, и за причиненную «обиду» назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства при необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. 13, 14,-15, 16 Краткой Правды; ст. 34, 35 Пространной Правды).

Общий принцип защиты движимой собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному хозяину и заплатить ему штраф в качестве компенсации за убытки. Движимое собственное (включая холопов) считается в Русской Правде объемом полного господства собственника: при спорах о его возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются между собой. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых операций и т.д.) несли в случае причинения убытков и истребления вещи ответственность перед третьими лицами в полном объеме (ст. 116, 117).

Иными словами, законодатель понимал, что право собственности определяется волей самого собственника. Защита движимой собственности, если это не было связано с уголовным преступлением, не носило сословного характера, и каждый был вправе равнозначно определять ее судьбу.

По Русской Правде общество не хотело знать раба, а знало только его господина, который и отвечал за раба перед обществом. Раб не имел права собственности; не только все приобретенное трудом раба, но и жена и дети раба составляли собственность его господина. Закон не признавал за рабом даже прав семейных; так, если раб переходил во владение другого господина -- жена и дети его оставались у прежнего господина.

Законодательство о холопах построено на идее: холоп есть вещь господина. Отсюда вытекают узаконения, в силу которых господин должен был платить за все обиды и долги холопа и выкупать его; за свои преступления раб не подлежал наказанию: раба князь не казнил, за него в ответе господин, хотел -- платил, не желал -- отдавал истцу; за него закон не вступался, не назначал за убийство, им совершенное, и за другие преступления пени в княжескую казну. За все это расплачивался сам господин, который мог убить раба, продать, заложить и т.п. Воля господина была единственным законом для раба. Закон дозволял продажу свободного человека в рабы, строго наблюдая при этом, чтобы продажа свободного человека совершалась с его согласия и чтобы при ней не было насилия и обмана.

Кроме того, Русская Правда предоставляла значительные льготы при освобождении раба. При покупке раба закон взимал в пользу князя 30 кун, а при отпуске раба на волю -- 9 кун, и те взимались, кажется, более для того, чтобы господин раба перед самим судом засвидетельствовал свою волю о даровании рабу прав свободного человека, после чего последний не мог уже подвергнуться притязаниям на него прежнего господина как на собственность.

Русская Правда, желая обеспечить свободу проданного раба, даже признает особый класс свободных людей, известный под именем изгоев, находившихся под защитой церкви. Освобожденные рабы считались изгоями до тех пор, пока не причислялись к какой-либо общине и тогда из-под защиты церкви поступали под защиту своей общины.

В Русской Правде отражены нормы наследственного права, известно наследование по закону и наследование по завещанию. Русская Правда определила два различных порядка наследования по закону: один - для бояр, другой - для смердов. «Если умрет кто из бояр или дружинников, то князь не наследует, а получают наследство дочери, если сыновей не останется" (ст. 9l). «Если смерд умрет бездетным, то наследует князь, если останутся в доме незамужние дочери, то выделить на них некоторую часть; если же будут замужем, то не давать и части (ст.90).

Смысл этих статей, ограничивающий право наследования смердов, заключается не в том, что дочери смерда не могут продолжить трудовой эксплуатации земельного участка. Все дело в стремлении князей к дальнейшему обогащению, в том числе и за счет выморочного хозяйства смерда. Бояре же, являвшиеся крупными землевладельцами, отстаивали право собственности на вотчины и право передачи их по наследству. Интересна по содержанию ст.92, где в первой части воля умершего главы семьи выражена в форме завещания. Закон представлял завещателю полную, неограниченную свободу распоряжения, он не был органичен кругом наследников. Наследователь мог лишать некоторых детей наследства вообще. Если завещания не было, то по закону имущество переходило детям (сыновьям). Статья 106 сформулирована более четко: «А мать (пусть) дает свое (имущество) тому сыну, который (был) добр (по отношению к ней, пусть он от первого мужа или от второго), а если все ее сыновья будут неблагодарны, то может отдать (свое имущество той) дочери, которая ее кормила». Русское право наследования имело еще некоторые особенности. Дочери при наличии сыновей наследства не получали (ст. 95). Младший сын имел преимущество перед своими старшими братьями в наследовании двора отца (ст. 100). «Меньшему сыну отцовский двор».

Дети одной матери, но разных отцов, наследовали имущество своих отцов. Но если умирал отчим, растратив имущество своих пасынков, то его дети были обязаны уплатить своим единоутробным братьям все, что их отец утратил из имущества пасынков (ст. 104, 105).

Жена не являлась наследницей основной массы имущества своего супруга (ст. 93), а получала только долю (выдел). Русской Правде известно деление детей на законных и незаконных. Под последними (ст. 98) подразумевались дети рабыни - наложницы, после смерти отца они не могли наследовать его имущество, но получали с матерью свободу.

Нормами Русской Правды о наследовании закреплялись как права, так и обязанности наследников. Так, на наследников возлагалась обязанность выделить часть имущества церкви на помин души (ст. 92 и 93), а на наследников- сыновей - обязанность выдать сестер замуж, «как они могут».

В тесной связи с наследованием находится опека. Она назначалась в случае смерти отца, малолетства детей, вторичного замужества матери или в связи с се смертью. Опекун принимал на себя известные юридические обязанности по сохранению имущества опекаемых до совершеннолетия, в противном случае он возмещал убытки.

2. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между дву­мя жизненно важными функциями древнего общества – земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непро­изводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священно­служители, воины, купцы и др. Драгоценная утварь и призведения художественного ре­месла, поступавшие по трансконтинеталь­ным путям из Византии и Европы оседали в сокровищницах знати и мо­настырей или превращались в личную собственность, а в да­ль­нейшем служили атрибутами светской и духовной власти феодалов.

Феодальное землевладение в Древней Руси осуществля­лось следующими способами:

Налогообложения свободных собственников-производителей (полюдье, дань, об­рок и др.); исполнения земледельцами-производителями различных повинностей; непосредственной эксплуатацией зависимого труда (с признаками рабовладения); использованием наемного труда; правом владельца на перераспределение, куплю-продажу, наследование, разреше­ние межевых споров, отчуждение и т.п.

Сочетание и соотношение приведенных выше факторов могло значительно изменять­ся для земель (так называли территории и поселения, объединенные по признакам гео­графии и принадлежности племенным союзам), волостей и различных хозяйств – индивидуальных, сельских общин, городских, вотчинных, мо­на­стырских и др. – в зави­симости от местных условий, отношений и со временем. На­иболь­шее значение в киевс­кий период – в этом сходятся многие исследователи,– как в общем объеме сельскохозяйс­твенного производства, так и в отношении численности свя­занного с ним населения имело налоголожение свободных общинников – земельная ре­нта.

Отношения феодального землевладения, сложившиеся в киевский период, законода­тельно отраженные в Русской Правде, оказались черезвычайно консервативными, но­сили наследственный классово-сословный характер, но не охватывали всего земледельче­ского населения – летописи говорят о существании черносошного крестьянства (люди); а в по­сле­ду­ю­щие века – приняли форму государственного крепостного права, пережитки кото­рого сохранились до XX в.

Через несколько веков после киевского периода в степных низовьях Днепра и Дона воз­никла и распространилась другая форма землевладения – свободное воору­женное зем­леделие (казачество), сыгравшее видимую роль в освоении и развитии Юга.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ

Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло про­исходить лишь в относи­тельно мирной и лояльной среде. Так возникали во­лости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения свя­занные с город­ским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.

Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первона­чально могло с ним совпадать.

Центром административно-территориального владения князя (княжества, земли), где находилась его дружина, резиденция, администрация и казна – был стольный город. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Полоцке, в Ростово-Суздаль­ской земле князья имели городские теремные дворы и загородные резиденции, среди которых известны: Вышгород («Ольгин град»), новгородских князей – на Городище и в селе Ракома (Ярослав), Смядынь под Смоленском, ростов-суздальских – Владимир, Боголюбово – Андрея и др.

Отношения с населением окняженных территорий строились путем:

1. непосредственного руководства князем территориальных военных формирований и действий (дружина, городские ополчения, войны и др.);

2. прямого налогообложения различных видов деятельности (дань, полюдье, торговые пошлины, судебные штрафы и издержки);

3. получения доходов от частных владений (промыслы и вотчинное ремесло);

4. торговли.

Грамоты тех лет дают сведения о княжеской дружине и последующем возникновении гражданской княжеской администрации, в которую к XII в. вхо­дили: посадник, даньщик, черноборец, подъ­ездной, писчий, тиун, мытник, вирник, емец и др.

Возникновение постоянной прослойки профессиональных воинов в восточнославянском обществе по данным современных источников датируется VI-VII вв. Дружина князя существовала за счет его доходов и делились на старшую, состояв­шую из «княжих мужей» (позднее – боярская дума), и младшую – постоянно находившийся при князе вооруженный от­ряд. Старшие дружинники принимали участие военных, админисративных, политиче­ских, торговых, финансовых и других делах князя. Младшие дружинники находились при князе, прожи­вая в гридницах, а в невоенное время кроме ратной службы выполняли ис­полнительные обязанности, участвовали в охоте, сборе даней и др.

С конца XI ст. взаимоотношения внутри княжеской династии, приобретают черты вассалитета|, однако, на протяжении всего домонгольського| времени, они имеют характер и родственных отношений|родственных|, что является характерной чертой древнерусского феодализма.

В Галицко-Волынской земле был случай, когда княжеский стол занял боярин: в 1210 г. «Володислав (боярин) въеха в Галич, вокняжися и сидя на столе».

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Еще в X веке упоминаются княжеские села, в XII веке встречаются описание частных владений с феодально зависимым населением. Такими были: Оьгины – Ольжичи, Бере­стове – Владимира, Ракома – Ярослава, Бельчицы под Полоцком и др. У князя мог­ло быть не­сколько таких во­лостей, расположенных на значительном удалении друг от друга, ко­торые могли наследоваться, передаваться другим владельцам, жертвоваться церкви.

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с юж­ных земель, позд­нее – распространяется к северу и северо-вос­току.

В XI в. на Ру­си возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укреплен­ные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – бо­ярство, которое фор­ми­ровалось из старшей дру­жины и общинной знати. Доходы дружи­ников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – че­ля­ди и холопов, однако, в целом, частных земель­ных владе­ний феодалов было относительно немного, основную часть на­селения составляли сво­бод­ные об­щин­ники.

Положение смердов, составлявших основную массу общинников-земледельцев, могло значительно отличаться в за­ви­симости от ме­стных условий и вида собственности: от зажи­точного или даже богатого с использованием на­емного и другого труда, до – бедного и бесправного. В случае смерти зем­ледельца (смерда или холопа) – при отсутствии на­след­ников – его имущество при­над­лежало собст­вен­нику, которым могли быть: князь, боярин, монастырь и др.

Русская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным зем­левладе­нием, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укреплен­ное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.

С конца XII в. на смену дружинной организации приходит двор на­чина­ется про­цесс образования дворянства. В дальнейшем круп­ные землевладельцы име­ли свои вооруженные отряды. Частные земле­владельцы имели бóльшее значение в Новгроде – к ним относились бояре и разбогатевшие купцы, которые составляли совет, избиравший посадника и тысяцкого.

В киевский период регулярно обрабатываемые поля, приусадебные участки и др. находились в частной собствен­ности. В Р.П. имеются указания на бортовые, ролейные, дворовые межи и межевые знаки (знамения), что позволяет говорить о дальнейшем развитии феодального хо­зяй­ства, при этом не оговари­вается чья это межа: производителя, об­щины или феодала; она различает пахотные земли, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловища.

Вервь – веревка, которая использовалась при выделении наделов и определении межей – это поселение земледельцев, состоящее из нескольких индивидуальных хозяйств (дымов), совместно использующих определенный участок земли; так называли не всякую сельскую общину – также использовали названия: весь, селище, село и др; она могла включать и несколько деревень. Возникновение верви в условиях Руси, где не было недостатка свободной земли, было связано с определенным этапом развития, – когда производители стали выбирать лучшие земли, селиться и совместно их использовать.

В Древней Руси сельская родовая или территориальная община имела самоуправление (старосты и др.), платила круговой порукой некоторые виды налогов и исполняла повинности; в пе­рио­д раннего феода­лизма характерные отношения еще не охватили всего населе­ния она длительное время сохраняла дохри­сти­анские родо­пле­мен­ные традиции.

После принятия христианства (988 г.) в Киеве была создана митрополичья кафедра. Позднее в Белгороде, Чернигове, Василеве, Переяславле, Юрьеве возникают отдельные епископии. Возникновение церковно-монастырского землевладения может быть отнесено ко второй половине XI в. в южной Руси, и не ранее второй четверти XII в. – в Новгороде и на северо-востоке. Пер­воначальными источниками недвижимости были дары, пожертвования или завещания. В дальнейшем церковь имела земельные владения с феодально зависимым населением и до­ходы с церковных судов по особым видам преступлений. Подве­домственны церков­ному суду были: развод, умыкание, чародейство, волхвование, ведов­ст­во, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды, убийство вне­брачных детей и др. Митрополит Киевский, владыка Новгородский и епископы русских епархий имели собст­венные вооруженные отряды. В системе феодального землевладения X-XIII вв. церковь занимает свое место поздно, когда другие институты – княжеский и боярский уже суще­ствовали.

В отличии от князей и бояр, наделы монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светских землевладельцев.

КОЛОНИЗАЦИЯ

Другой, параллельный путь возникновения феодального землевладения – это колони­зация незаселенных или неосвоенных территорий. В киевский период она успешно про­дол­жалась на территории Руси, севере и северо-востоке: поселения новгородцев и суз­дальцев появились на побережье Белого моря и в Предуралье. Отношения местными пле­менами такими, как: Чудь, Норома, Ямь, Чудь Заволочская, Пермь, Печора, Югра были сравни­тельно мирными. Вой­ны, которые иногда возникали не приводили к массовыми расправами или истреб­лению мест­ного на­селения. Материальная культура ряда северных памятников этого периода содержит сочетание славянских и финских элементов. Вслед за колонизацией из Новгородской и Владимир-Суздаль­ской земель на Двине и Выге появились поселения земледельцев, боярские вотчины и монастыри. Са­мой отдаленной колонией Новгорода была Вятская земля.

Правильная колонизация южных степей остановилась в X в. где-то по линии Воин (Желни) – Лтава – Донец; и рече Володимеръ: «Се не добро, еже малъ городъ около Киева. И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от словенъ, и от кривич, и от чюди, и от вятичь. и от сихъ насели грады; бе бо рать от печенегъ»; и вовсе была прекращена половцами в XII в.; славянские поселения Се­верного При­черноморья пришли в упадок – Тмутаракань последний раз упоминается в летописи в 1094 г.

НАСЛЕДОВАНИЕ

Киевская Русь не имела наследственного права землевладения (княжеского и бояр­ского). Попытки Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сы­новей, братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, про­тиводействию местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследство в Русской земле, однако, на протяжении двух столетий шла борьба двух принципов наследства: по очереди всех братьев, а потом по очереди сы­новей старшего брата; либо только по лини старших сыновей, от отца – старшему сыну.

На съездах в Любече (1097 г.), Витичеве (1100 г.) и Долобоке, созванных благодаря усилиям Владимира Мономаха, князья целовали крест, что больше не будут участвовать в междоусобицах и обязыва­лись совместно бороться против нарушителей согласия, но в Любече сказали твердо: «каж­дый да держит отчину свою». В (1111 г.) объединенное вы­ступление князей под руководством Владимира привело к успеху в Задонских степях на реке Сал, после чего Русь более 20 лет не знала нашествий кочевников.

Последним Великим Князем Киевской Руси был Мстислав (1125-1132 гг.) сын Моно­маха. В 1169 г. сын Ю.Долгорукого князь А.Боголюбский, возглавил коалицию против Киева, ослаблен­ного внутренними и внешними конфликтами, захватил его и отдал своему брату, а затем и сам пал от рук «кучкового семени» – по­сле чего Ки­евская Русь окончательно распалась на полтора десятка независимых земель; в таком виде она сущес­т­во­вала вплоть до второй черверти XIII в.

Процесс христианизации – приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации – католические и православные церкви. 2.Принятие христианства в Киевской Руси. Российское государство, в котором мы живем, ведет свое начало от IX века. Племена, образовавшие это государство, существовали еще ранее. В начале своей исторической...

... – в постиндустриальном. В современной общественно-экономической литературе история рассматривается на этапах первобытной эпохи, рабовладельческого общества, средневековья, индустриального и постиндустриального общества. Экономической истории зарубежных стран посвящены многочисленные работы, среди которых одни носят обобщающий характер и рассматривают развитие какой-либо отрасли хозяйства в...

Хозяйство, структура феодального землевладения, формы собственности, категории крестьянства (IX-XV вв.).

Основные понятия: путь «из варяг в греки», «уроки», «погосты», полюдье, феодализм, вотчина, смерды, бояре, десятина, виды феодально-зависимых крестьян, община, натуральное хозяйство, дворяне, феодальный иммунитет, колонизация, «ордынский выход», феодальная раздробленность, удельное княжество, Юрьев день, закрепощение крестьянства, опричнина, земщина, засека, помещики, урочные лета, заповедные годы, ясак, тягло, мануфактура, протекционизм, «Табель о рангах», «манифест о вольности дворянской», месячина, экстенсивное и интенсивное развитие, меркантилизм, свободная торговля.

ПЛАН:

3.1. Хозяйство, структура феодального землевладения, формы собственности, категории крестьянства (IX-XV вв.).

3.2. Хозяйство, структура феодального землевладения, формы собственности, категории крестьянства (XVI-XVIII вв.).

3.3. Основные этапы закрепощения крестьян.

3.4. Эволюция промышленного производства в России.

3.5 Мануфактура, ее организационные формы и виды.

3.6. Концепция меркантилизма и её реализация в России.

Хозяйство, структура феодального землевладения, формы собственности, категории крестьянства (IX-XV вв.).

Хозяйство. Основу хозяйства Древней Руси составляло пашенное земледелие разных типов. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах – сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.

О важности земледелия говорит тот факт, что засеянные земли назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности – «житом» (от глагола «жить»). К IX – X вв. появилось большое количество земель, расчищенных из под леса. Применялась переложная система (перелог), известно было двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие (подсека).

В хозяйствах крестьян имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, домашняя птица. Развивались рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). Спрос на пушнину возник с развитием торговли, что усилило в хозяйстве роль охоты.

Крестьянская община . Она называлась «миром» или «вервью» и состояла из одного большого села или нескольких разбросанных поселений, а также из больших семей и мелких крестьянских хозяйств, которые самостоятельно обрабатывали землю. Все члены верви были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления). Помимо земледельцев в общине жили и ремесленники: кузнецы, гончары и др. В ранний период Древнерусского государства крестьянские общины существовали повсюду и являлись объектом притязаний со стороны некоторых феодалов.

В XII – XIII вв. основой хозяйства в русских землях продолжало оставаться пашенное земледелие, которое было связано со скотоводством, сельскими промыслами и подсобным домашним ремеслом. Все это обусловливало натуральный характер крестьянского и вотчинного хозяйства.

Большое распространение получила паровая система севооборота (двух- и трехпольная), увеличивавшая, по сравнению с подсекой и перелогом, площадь пахоты и уменьшавшая угрозу полного неурожая. В огородничестве и на пашне начинается удобрение почвы навозом. Растет и площадь окультуренной земли, особенно в результате усиления колонизации новых земель в связи с тем, что крестьяне стремились вырваться из феодальной зависимости уходом на «вольные земли».

Нашествие монголо-татар привело к длительному упадку экономического развития русских земель и положило начало отставанию их развития от передовых западных стран. Огромный ущерб был нанесен сельскому хозяйству. Пришли в упадок старые земледельческие центры Руси (центральные районы Северо-Восточный Руси, Киевская земля), жители которых спасались в лесных местах Верхнего Поволжья и в Заволжье, мало доступных для завоевателей. Ослабились экономические связи северо-восточных и северо-западных русских земель, захваченных позднее поляками и литовцами.

Почти целое столетие потребовалось для того, чтобы восстановить домонгольский уровень хозяйства и обеспечить его дальнейший подъем. В XIV-XV вв. началось восстановление восточной Руси, сравнительно закрытой от набегов завоевателей дремучими лесами, реками и озерами. Быстрее восстанавливались заброшенные пашни и осваивались новые земли (особенно к северу и северо-востоку от Волги), возникали и новые сельские поселения – слободы, деревни, села.

Главным в развитии сельского хозяйства и в повышении его продуктивности было увеличение площади пахотных земель и совершенствование приемов обработки земли.

Пашенное земледелие было связано с домашним скотоводством, огородничеством и различными промыслами: рыболовством, охотой. Бортничеством, добычей соли, болотных руд, практиковалось и пасечное пчеловодство. Натуральное крестьянское и феодальное хозяйства были неотделимы от домашнего крестьянского и вотчинного ремесла. Рыночные контакты крестьянского и феодального хозяйства оставались слабыми. Более прочными они были в Новгородской земле, где в ряде районов крестьяне занимались промысловой добычей соли и железной руды, а феодалы поставляли на внешний рынок продукты пушного и морского промысла.

Земледелие . Большую ценность представляла земля с работающим на ней населением. Экономической основой Древней Руси было крупное феодальное землевладение князей, бояр, мужей-дружинников, а после принятия христианства – церкви.

Разновидностью земельной собственности были «черные», государственные земли. Права князей, как верховных собственников этих земель, выражались в свободном распоряжении этими землями (дарение, продажа, обмен) вместе с жившими на них «черными» крестьянами. Для «черных» земель было характерным общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением, приусадебным участком и пашенной землей, наличие выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем представителей княжеской администрации – наместников и волостей.

К середине XI века все чаще земли попадают в частные руки. Пользуясь своей силой, собственники присваивали себе обширные земли, на которых работали пленные, превращавшиеся в постоянных работников. В личных владениях строились хозяйственные дворы, возводились хоромы и охотничьи дома. В этих местах хозяева сажали своих управителей и создавали здесь собственное хозяйство. Владения рядовых свободных общинников окружались княжескими землями, в которые переходили лучшие земельные участки, леса, водные пространства. Постепенно многие общинники оказывались под влиянием князя и превращались в зависимых от него работников.



Как и в других европейских странах, на Руси создавался княжеский домен, который представлял собой комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими главе государства. Подобные владения появились и у братьев великого князя, его жены и родственников.

Земельные владения княжеских бояр и дружинников. Археологические материалы, которые обнаружены в курганах IX-X вв. с погребениями бояр и дружинников, подтверждают наличие вокруг крупных городов боярских вотчин (от слова «отчина» - наследие отца, так назывались поздние имения, которые можно было передавать по наследству и отчуждать), где жили бояре и дружинники. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее крестьянских миров, но верховная собственность на это владение принадлежала великому князю. В ранний период российской государственности великие князья предоставляли местным князьям и боярам право на сбор дани с тех или иных земель, которые давались в кормление (система содержания должностных лиц за счет местного населения), а вассалы великого князя передавали часть этих «кормлений» своим вассалам из числа собственных дружинников. Так складывалась система феодальной иерархии.

Конец XIII – начало XIV вв. – это время роста феодального землевладения, когда князья владеют многочисленными селами. Становится все больше вотчин как крупных, так и мелких. Основным путем развития вотчины в это время было пожалование князем земли с крестьянами.

Феодалы делились на высшие слои – бояр и на так называемых слуг вольных, обладавших широкими иммунитетными правами. Но с конца XIV в. эти права урезывает усиливающая княжеская власть. Наряду с боярами и слугами вольными существовали и мелкие феодалы-землевладельцы – так называемые слуги под дворским (дворские – управляющие княжеским хозяйством в отдельных волостях, которым подчинялись мелкие княжеские слуги), получавшие от князя небольшие участки земли за службу. Из этих землевладений в последствии развилась поместная система.

В XV в Москве в связи с начавшейся централизацией власти и ее укреплением все сделки с земельной собственностью власть непосредственно берет под свой контроль.

Церковные земельные владения. В XI в. появились церковные земельные владения, которые великие князья предоставляли высшим иерархиям церкви – митрополиту, епископам, монастырям, церквам. Церковное землевладение, в виде кафедрального и монастырского, особенно быстро росло в XIV-XV вв. Князья наделяли церковных собственников обширными иммунитетными правами и льготами. В отличие от боярских и княжеских имений, монастырские вотчины не делились, что ставило церковное землевладение в более выгодное положение и способствовало превращению монастырей в богатые в экономическом отношении хозяйства. Крупнейшими землевладельцами стали Троице-Сергиев, Кириллов близ Белоозера, Соловецкий на островах в Белом море. Большими земельными богатствами располагали и новгородские монастыри. Значительная часть монастырей, основанных в XIV-XV вв. и ставших крупными землевладельцами, находилась в районах, куда направлялась крестьянская колонизация.

Основной формой феодального землевладения XIV-XV вв. оставалась крупная княжеская, боярская и церковная вотчина. Стремясь к увеличению доходности владений, крупные землевладельцы (князья, бояре, монастыри) предоставляли часть неосвоенных земель своим дворцовым и военным слугам в условное держание. Причем, последние из них обязаны были заселить эти земли призванными «со стороны» крестьянами и завести хозяйство. С завершением образования Русского государства эта форма феодального землевладения стала основой материального обеспечения дворян.

Таким образом, восстановление подорванного нашествием завоевателей хозяйства и новый экономический подъем в русских землях происходили в направлении дальнейшего развития и укрепления феодального землевладения, крепостнического хозяйства и феодальных отношений вширь и вглубь. Этот характер экономического развития русских земель предопределил ряд особенностей объединительного процесса на Руси.

Сельское население. Хозяйство феодала держалось на использовании многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов. Смерды были самой многочисленной группой населения Древнерусского государства. Это был крестьянин-общинник, который имел свое хозяйство. Смерды подразделялись на две группы: свободных и попавших в зависимость. Из среды разорившихся смердов выходили другие группы зависимого населения. При содействии великокняжеской власти и церкви проходил процесс закрепощения смердов-общинников и захвата общинных земель.

Рядовичи . Зависимыми людьми были рядовичи, которые заключали с господином договор, «ряд» и выполняли различные работы в вотчине согласно этому «ряду».

Закупы . Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп, т.е. смерд, который обращался за помощью к боярину и получал от него участок земли и «купу» - ссуду деньгами или в виде инвентаря, семян, тягловой силы.

Изгои . Существовало несколько терминов, обозначавших различные категории неполноправного населения: изгой, человек, порвавший связь с общиной, пущенник, прощенник, кому были прощены их долги или преступления, или те, кого церковь выкупала у государства (например, воры, за которых выплачивались штрафы).

Рабы и холопы . Значительную роль в феодальных хозяйствах играли холопы, неполноправные люди, как в городе, так и в сельской местности. В XI-XII вв. их стали привлекать к сельскохозяйственным работам и заставлять трудиться на своего господина. Источниками холопства являлись плен, женитьба на холопке. Холопами становились проворовавшиеся и нарушившие договор рядовичи и закупы. Холопы в древней Руси существенным образом отличались от рабов в античном мире: убийство их каралось законом, за неимением других свидетелей холопы могли давать свидетельские показания. К концу XI-XII вв. церкви удалось добиться смягчения положения холопов.

Зависимость сельского населения усиливалась в связи с развитием собственности. В положении сословий прослеживаются новые черты. Исчезли многие старые термины, обозначавшие различные категории населения (смерды, изгои, закупы и др.), и появились к концу XIV в. новый термин – крестьяне (так стали называться все сельское население). Это свидетельствовало о приобретении различными категориями сельского населения общих черт, характерных для крестьянства как класса феодального общества.

В крестьянстве уже четко разделяются две основные категории:

- крестьяне-общинники , жившие на государственных черных землях и зависимых от государства, а также известные под названием черносошных;

- крестьяне владельческие , ведшие свое хозяйство на надельной земле в системе феодальной вотчины (княжеской, боярской, монастырской, поместной) и лично зависимые от феодалов.

1. Крестьяне-общинники выплачивали государственную ренту, выполняли различные повинности, но не были лично зависимыми от феодала. Права князей, как верховных собственников «черных» земель, выражались в свободном распоряжении этими землями в виде дарения, продажи, обмена вместе с жившими на них «черными» крестьянами.

2. Крестьяне-владельческие. Для середины XV в. распространено было кабальное холопство, представлявшего собой временную потерю свободы за получение от землевладельца или другого богатого человека денежной ссуды до уплаты долга с процентами. Вступление в холопское состояние, связанное с утратой личной свободы, было средством избежать разорительного государственного тягла (комплекс натуральных и денежных повинностей). Пока долг не был выплачен, кабального холопа можно было продать и купить, как всякого другого холопа. Практически уйти из холопства можно было лишь путем перехода к другому хозяину, который мог уплатить прежнему владельцу долг с процентами.

Сопротивление крестьян. О протесте народных масс в древней Руси летописцы сообщают очень скупо. Распространенной формой сопротивления зависимых людей были побеги от своих господ. Массовые движения вызывали обложение киевскими князьями данью населения новых земель и увеличение размеров дани. Примером может служить восстание в Древлянской земле против князя Игоря и его дружины а X веке. При князе Владимире Святославовиче, по данным летописи 996 г., «умножились разбои». Разбоем называли выступления крестьян против своих господ. При князе Ярославе Мудром и его сыновьях произошло несколько крупных восстаний смердов в Ростово-Суздальской земле и на Белоозере (1024, 1071, 1091 гг.). Некоторые восстания возглавлялись языческими жрецами – волхвами. Борьба за языческую веру связывалась в сознании смердов с защитой прежней общинной свободы. Свидетельства о социальных протестах содержит и «Русская Правда», где говориться о нарушении границ земельных владений, убийстве вотчинной администрации, массовых хищениях имущества господ.

В последующие века борьба крестьян против наступления на их земли и свободу принимала различные формы: потравы и покосы господских полей и лугов, их запахивания, поджоги хозяйских усадеб, бегства, убийства отдельных господ и правительственных агентов, вооруженные выступления, перераставшие в народные восстания. Крестьяне вели борьбу против захвата монастырями общинных земель. «Разбойники» убили немало основателей монастырей. Под сообщениями источников о «разбоях» и «разбойниках» часто скрывались факты вооруженной борьбы крестьян против феодалов.

В XV в. усилились побеги крестьян и холопов от господ. На переходы крестьян во время полевых работ власти и феодалы смотрели как на побеги. Крестьяне протестовали против захватов их земель, передачи боярам, монастырям, против увеличения норм барщинных работ и оброчных поборов. Причиной волнений крестьян служили частые неурожаи и голод. Участники выступлений громили села бояр, их дворы и кладовые в городах.

Формы собственности на землю в России 9-17 век особенности крепостного права.

В IX-XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как раннефеодальную. В это время еще только закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским населением по поводу производства продукции, сбора налогов.

После принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными земельными собственниками. Церковь принимала княжеские пожалования, она захватывала земли свободных общинников и т.д.

Спорным является вопрос о времени возникновения феодального землевладения в Древней Руси. Некоторые авторы относят его появление к IX-X векам, но большинство полагает, что в X в. существовали лишь отдельные княжеские семьи, хозяйство в которых носило более скотоводческий (даже коневодческий) характер, и уже во второй половине XI - первой половине XII века образуются феодальные вотчины.

В Древнерусском государстве отдельной хозяйственной единицей с коллективной собственностью на землю, орудиями и продуктами труда была родовая община. Она располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, печище, городище). Производство и потребление внутри родовой общины было совместным.

В период феодальной раздробленности продолжается рост боярских вотчин (их рост можно считать одной из причин феодальной раздробленности). К XII веку вотчины стали более сильными и независимыми, что позволяло боярам продолжать наступление на общинные земли.

В середине XII века в междуречье Оки и Волги образовалось Владимиро-Суздальское княжество. Сюда переместился политический и экономический центр Древней Руси.

В новом краю формировалось активное сельское население при очень небольшом удельном весе городского населения. Люди занимались ремеслом, рыболовством, охотой. Торговля, в отличие от Киевской Руси, не имела такого же влияния, поэтому хозяйство долгое время оставалось натуральным.

С XII-XIII веков в феодальной собственности Владимиро-Суздальского княжества утвердилась иерархическая структура землевладения. Во главе иерархической лестницы стоял старший князь, который являлся верховным владетелем по отношению к феодалам, занимавшим более низкую вассальную ступень и непосредственно зависящим от старшего князя. Эти, в свою очередь, тоже могли иметь своих вассалов. Наследники старшего князя, получившие в полную собственность земли, становились «удельными князьями», а их владения назывались «уделами» (кстати, эти термины в Киевской и Новгородской Руси были совершенно неизвестны). Такие наследные землевладельцы становились полновластными господами в своих уделах по отношению к живущим на их территории земледельцам, у них появились юридические полномочия собирать подати, разрешать судебные споры. Подобная вассальная система достаточно крепко удерживала власть над крестьянами.

В данных условиях привилегированной формой землевладения по-прежнему оставалась боярская вотчина, которая представляла собой крупную независимую хозяйственную единицу. Как правило, вокруг нее сосредоточивались хозяйства зависимых от вотчинников вассалов. Боярин практически беспрепятственно господствовал над большими территориями и проживавшими там земледельцами. Вотчинные хозяйства оставались почти полностью натуральными, все основные потребности удовлетворялись за счет той продукции, которая производилась внутри вотчин.

Церковные землевладения по своим размерам не уступали боярским вотчинам. Особенно крупными земельными угодьями обладали такие монастыри, как Троице-Сергиевский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и др. Эти владения закреплялись за церковью навечно.

В период господства вотчинного хозяйства все более заметную роль стало играть поместное, или условное землевладение. Князья, бояре все чаще приглашали к себе на военную службу различных людей: младших княжеских и боярских детей, разорившихся феодалов. За выполнение службы землевладельцы давали им участки земли - «поместья» в условное пользование на период служения собственнику земли. После окончания срока службы поместье могло быть отобрано. Из таких приглашенных формировалось новое сословие «служилых людей», которые по отношению к крестьянству приобретали такие же права, как и феодалы. Служилые люди составляли так называемый «двор» князей и бояр, поэтому позже их стали называть «дворяне».

На протяжении XVI века феодальное землевладение продолжало укрепляться и развиваться.

В этот период вотчинники по-прежнему сохраняли феодальный иммунитет, поддерживаемый великим князем, в связи с чем крупные феодалы были заинтересованы в сильном государстве. Но, с другой стороны, великие князья (а позже и цари), стремясь к самодержавию, постоянно ограничивали права и привилегии феодалов-вотчинников. На протяжении XVI века верховная власть России была вынуждена вести двоякую политику по отношению к феодалам, поддерживая одних и подавляя других. В этой сложной борьбе центральная власть искала опору в служилых дворянах, которые поддерживали великих князей и царей, т.к. зависели от них.

В середине XVI века поместные земли составляли половину феодальных владений, в конце века - подавляющее большинство. В первую очередь государство раздает помещикам «черные земли», т.е. свободные, с сидящими на них «черносошными», т.е. свободными крестьянами. Затем по разным причинам государство отбирает земли у вотчинников-бояр и передает дворянам. Особенно интенсивно перераспределялись земли в годы «опричнины», когда она сопровождалась массовыми казнями.

Дворянин обычно не имел большого количества крестьян. В среднем на Московского дворянина приходилось 24 крестьянина.

После Смуты на престол был избран первый царь новой династии - Михаил Романов. В первые же годы, чтобы отблагодарить тех, кто помог его избранию, и завоевать расположение других, царь раздал много земель. Земли раздавались не в поместья, что было бы платой за службу, а в вотчинную, в наследственную собственность. Чтобы привлечь на свою сторону дворян, «выслуженные» поместья закреплялись за ними тоже в наследственную собственность. Поместье считалось «выслуженным», если уже несколько поколений его владельцев продолжало службу. Таким образом, вотчины и поместья сблизились по своему юридическому статусу. Сглаживалась разница между боярами и дворянами. Число феодалов увеличилось многократно.

Петровские реформы были направлены против старой боярской аристократии, не желавшей перемен и укрепления сильной централизованной власти. Петр I опирался на поместное дворянство. С целью экономической поддержки дворянства Петр издал в 1714 г. Указ о единонаследии, по которому происходило окончательное слияние двух форм собственности (вотчины и поместья) в единое юридическое понятие - «недвижимая собственность». Оба вида хозяйств уравнивались во всех отношениях, поместье становилось также наследным, а не условным хозяйством, их нельзя было дробить между наследниками. Имения передавались по наследству только одному из сыновей, как правило, старшему. Остальные получали наследство деньгами и прочим имуществом, они были обязаны поступать на военную или гражданскую службу.

Характерной чертой аграрных отношений эпохи феодализма являлось внеэкономическое принуждение крестьян. Это внеэкономическое принуждение выступало в самых разных формах, начиная от простой сословной неравноправности вплоть до крепостного права. Но и крепостное право могло выражаться как в насильственном прикреплении крестьян к земле, запрете менять местожительство, так и в приближающейся к рабству собственности землевладельца на личность крестьянина.

До конца XI века бояре получали землю без крестьян. Во-первых, бояре сажали на землю своих холопов. Прежде холопы были заняты лишь в домашнем хозяйстве господина, теперь им начали выделять участки земли, чтобы они жили за счет своего хозяйства и выполняли повинности для господина. Во-вторых, бояре закабаляли крестьян. Хозяйство крестьянина постоянно подвергалось угрозе разорения: неурожай, гибель лошади и т.д. Крестьянин вынужден был обращаться к феодалу за ссудой и тем самым попадал к нему в зависимость.

С XIII века в летописях постепенно исчезли названия различных видов крестьян: закупов, изгоев, рядовичей. Словом «крестьяне» или «христьяне» стали называть русских православных людей в отличие от татар, которые были сначала язычниками, а потом стали мусульманами. Но так как подавляющую часть всего населения Руси составляли земледельцы, термин «крестьяне» стал относиться только к ним.

В период феодальной раздробленности основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Главной рабочей силой как вотчины, так и поместья были зависимые крестьяне, которых условно можно разделить на несколько групп. Одну из них составляли «старожильцы», уже в течение нескольких поколений жившие на землях данного феодала. И хотя юридически они были свободными, экономически все больше зависели от феодала, превращаясь в крепостных людей. Следующая группа состояла из «новоприходцев», которые недавно переселились из других вотчин или поместий. Феодалы, заинтересованные в новых работниках, давали им ссуды в виде семян, скота, леса на постройку дома. Через некоторое время новоприходцы переходили в разряд должников, так как не могли полностью и в срок расплатиться с феодалом, что приводило к их закабалению.

Однако вотчины, не говоря уже о поместьях, были лишь островками в море крестьянских общин. Даже во 2-й половине XV века в Северо-Восточной Руси преобладали еще земли черных крестьян. Уровень эксплуатации крестьянства в XIV - первой половине XV века был еще невысоким./При слабом развитии товарно-денежных отношений феодал ограничивался получением лишь тех продуктов сельскохозяйственного производства, которые он мог потребить. Поэтому натуральный оброк был основным видом феодальной ренты. Отработочная рента существовала в виде отдельных повинностей, не играла заметной роли нигде, кроме монастырских хозяйств. Денежная рента занимала совсем небольшое место, И поскольку еще не было сильной централизованной власти, в стране не существовало единых правовых норм для закрепощения крестьян.

Развитие экономики России в XV-XVI веках связано было прежде всего с постепенным закрепощением крестьян. В соответствии с законами и старыми обычаями крестьяне имели право перехода от одного хозяина к другому, надеясь найти на новом месте лучшие условия жизни. С годами крестьянам становилось все труднее переходить на новые места, так как постоянно росла их задолженность землевладельцам.

Постепенно феодалы и церковь начали требовать от крестьян увеличения оброка. Помимо натурального оброка с конца XV века заметно возросло количество различных повинностей и отработок в пользу феодала. Барщина стала достигать четырех дней в неделю. Крестьяне не выдерживали такого гнета, бежали на Дон, Южный Урал, в Заволжье.

При Иване III в 1497 г. был издан Судебник, по которому устанавливались правила перехода крестьян от феодала к феодалу. Был утвержден период: одна неделя до осеннего Юрьева дня (26 ноября по старому стилю) и одна неделя после, но предварительно крестьянин должен был уплатить «пожилое» за проживание и пользование землей феодала. В конце XV - начале XVI веков сумма «пожилого» равнялась 1 рублю с человека (стоимость одного рабочего коня или 100 пудов ржи, или 7 пудов меда). Введение такого условия заметно ограничивало возможности крестьян на свободное перемещение и стало первым законодательным шагом к закрепощению крестьян. Массовое бегство крестьян (особенно после неудачной Ливонской войны и опричнины) вело к усилению крепостного права. В 1582-1586 гг. впервые были установлены «заповедные года», во время которых запрещался переход крестьян на Юрьев день. В 1591-1592 гг. проводилась перепись земель и населения. Были составлены «писцовые книги», т.е. юридический документ, где была указана принадлежность крестьян какому-либо владельцу ка период переписи. Можно предположить, что в 1590-1595 гг. фактически произошла полная отмена Юрьева дня по всей стране. В тоже время были установлены «урочные лета», в течение которых объявлялся сыск беглых крестьян. По указу 1597 г. был определен пятилетний срок убежавших с 1592 г.

В период Смуты процесс закрепощения усилился.

В 1607 г. был объявлен 15-летний срок сыска. Когда свободный переход крестьян был практически запрещен, его сменил крестьянский вывоз, или своз. Богатые феодалы перед Юрьевым днем выкупали крестьян, заплатив за них долги, а затем вывозили их в свое хозяйство. Юридическое положение крестьян не менялось. От этого процесса страдали больше всего мелкие и средние помещики.

Итак, в конце XVI - начале XVII века в положении крестьян произошли столь важные перемены, что приходится говорить о переломном этапе в истории становления крепостного права. И хотя официального крепостного права не было, основная часть крестьян находилась в зависимости от феодалов. В течение XVII века власть феодалов над крестьянами непрерывно возрастала. Они полностью распоряжались крестьянами, обменивали их, дарили, закладывали, подвергали телесным наказаниям.

В январе 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное уложение, по которому устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян. Крестьяне со своей семьей, имуществом объявлялись собственностью феодала.

Уже в XVI веке большая часть сельскохозяйственных угодий оказалась в руках землевладельцев и церкви. Лишь на севере, в бассейне рек Печора и Северная Двина, почти не было феодальных владений. Там проживали черносошные крестьяне, подчинявшиеся непосредственно государству. Категория государственных крестьян находилась в более благоприятных условиях, чем частновладельческие крестьяне. Они платили только налог государству («тягло»), хотя он был самым высоким в государстве. Главное отличие черносошных крестьян состояло в том, что они, сидя на государственной земле, располагали правом ее отчуждения: продажи, заклада, передачи по наследству. К столь же важным особенностям черносошных крестьян относится их личная свобода. Владельческие крестьяне в XVII веке уже составляли в общей сложности 89,6% тяглового населения страны, численность черносошных крестьян постоянно уменьшалась. Существовала еще одна категория крестьян - дворцовые, обслуживающие непосредственно нужды царского двора. Они управлялись дворцовыми приказчиками, имели своих выборных старост и некоторое самоуправление. По своему положению они были близки к государственным крестьянам.

Царствование Петра I сопровождалось развитием крепостничества. Оно было связано с осуществлением грандиозного по масштабам мероприятия - переписи податного населения и изменения налогового обложения. До переписи единицей обложения был двор, после переписи - мужская душа. В результате податной реформы1 доходы государства возросли в 3 раза. Для многих категорий населения перепись имела социальные последствия. Если раньше кабальные холопы получали свободу после смерти своего господина, то во время первой ревизии их приравняли к крепостным и наравне с ними обязали платить подушную подать. Они превратились в наследственную собственность помещика.

До проведения переписи около миллиона крестьян не принадлежали никому и платили государственную подать. В то же время помещичьи, монастырские, дворцовые крестьяне помимо податей в пользу государства платили оброк своему владельцу или выполняли барщину. Податная реформа объединила все эти категории сельского населения (здесь были черносошные крестьяне Севера, ясачные люди Среднего Поволжья и др.) в единый разряд государственных крестьян и приравняла их по размерам платежей к помещичьим, монастырским, дворцовым.

На положении крестьян тяжело отражался рост государственных повинностей. По сравнению с XV II веком возросли постойная и подворная повинности: крестьяне обязаны были обеспечить на время постоев воинские команды продовольствием, а лошадей - фуражом.

Показателем развития крепостнических отношений в стране было расширение дворянского землевладения, укрепление феодальной собственности на землю. С 1682 по 1710 гг. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тысячами крестьянских дворов.

Во 2-й половине XVIII века продолжало ухудшаться и без того бесправное положение крестьян. При Екатерине II завершается процесс превращения крестьян в «рабов», как их и называла Екатерина и ее современники.

Самой темной стороной крепостного права был неограниченный произвол помещиков в распоряжении личностью и трудом крепостных. При Екатерине II, с одной стороны, возрастала власть помещиков над крестьянами, с другой - расширялась область крепостного права. Она раздала в частные руки до 800 тыс. казенных крестьян обоего пола. Указом 1783 г. был запрещен переход крестьян от одного владельца к другому в Малороссии, и таким образом здесь установилось крепостное право. Рост помещичьей власти при Екатерине достиг своего предела. В 1765 г. помещикам было дано право ссылать крестьян на каторжные работы. Сенатский указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться на своих помещиков -государственная власть отказалась защищать крестьян от произвола их господ, что вело к злоупотреблениям. Телесные наказания и тюремное заключение крепостных помещики применяли по своему усмотрению, развивалась торговля крепостными людьми.