Гигиенические требования к урокам. Требования к расписанию уроков

Основные гигиенические требования к организации и проведению урока.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные гигиенические требования к организации и проведению урока.
Рубрика (тематическая категория) Медицина

В ходе учебной четверти, желательно использовать несколько технологий. Их выбор зависит от возраста͵ контингента учащихся, их работоспособности, состояния здоровья и др.

Уроки-лекции утомляют значительно быстрее, чем уроки-беседы и в связи с этим проводятся в специализированных, профильных классах при подготовке к экзаменам. Использование на уроке одной трудоемкой образовательной технологии в непрофильных классах и нозидательный тон учителя способствуют раннему развитию утомления.

1. Учётпродолжительности активного внимания учащихся данного возраста соответствует продолжительности усвоения нового учебного материала (6 лет –5–7 мин; 10–12 лет – 20 мин; 15–16 лет –30 мин).

2. Доступность ипоследовательность излагаемого учебного материала;

3. Чередование различных видов деятельностии отдыха .

В ходе комбинированного урока крайне важно чередовать различные виды деятельности (практическая работа͵ рассказ, беседа, тестовые задания, самостоятельная работа͵ доклады и т.д.). Следует помнить, что при использовании одного вида деятельности (лекция, беседа, диктант, самостоятельная работа͵ продолжительное слушание музыки) или одной технологии развивается запредельное (охранительное) торможение нейронов коры головного мозга. В классе появляются дисциплинарные нарушения. Возникновение подобного рода физиологических нарушений учитель должен предотвратить. При первых признаках утомления нужно изменить вид деятельности. Можно использовать интересный рассказ, демонстрацию наглядного материала, музыкальную паузу, здоровьесберегающие методы. Чередование различных видов деятельности в процессе урока способствует более равномерному распределœению нагрузки на различные виды анализаторов. Учащимся, особенно начальных классов, нельзя предлагать только один вид деятельности, крайне важно переключать детей с одной формы работы на другую. С физиологической точки зрения это имеет большое значение, поскольку при разнообразных видах деятельности включаются в работу различные виды анализаторов, и возникает возбуждение в соответствующих зонах коры головного мозга, а невозбужденные участки коры отдыхают. В них по принципу отрицательной индукции появляется торможение. Это способствует увеличению продолжительности работоспособности учащихся.

Виды отдыха на уроке (релаксация) – проведение физкультминуток, упражнений для глаз, музыкальных пауз, аутотренинга, фитотерапии и др.
Размещено на реф.рф
Важно заметить, что для старших школьников они проводятся на 25–30-й минуте урока, а для младших – по истечении 10–15 минут урока.

4. Чередование на уроке различных методов обучения (словесных, наглядных и практических) .

5. Утомление и переутомление учащихся

Различают два типа утомления. Первый тип – компенсированное утомление (скрытое утомление). Это преодолеваемое утомление, при котором сохраняется работоспособность благодаря волевым усилиям человека. Второй тип – некомпенсированное утомление , развивающееся вслед за компенсированным утомлением. Главным его признаком является резкое снижение работоспособности. В значительной степени оно проявляется в конце уроков, учебного года. Установлено, что утомление, в первую очередь, развивается в нервных центрах коры головного мозга вследствие дефицита в них медиатора (норадреналина, серотонина и др.) и проявляется субъективным чувством усталости. При утомлении в нейронах коры больших полушарий нарушается баланс между процессами возбуждения и торможения.

Учителю нужно помнить, что утомление учащихся приводит к снижению не только работоспособности, но и дисциплины в классе. По этой причине его крайне важно предупредить. В этой связи важно своевременно использовать здоровьесберегающие технологии, учитывать индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности и состояние здоровья ребенка.

У школьников подвижного (сангвиников) и смешанного типов ВНД утомление протекает в течение двух стадий (фаз).

Первая фаза утомления характеризуется ослаблением торможения, повышением возбудимости нейронов коры (по И.П. Павлову это ʼʼохранительное возбуждениеʼʼ). У учащихся появляется двигательное беспокойство, нарушается дисциплина, снижается качество, скорость и точность выполняемых заданий, Эту стадию можно снять, уменьшив учебную нагрузку. Вместе с тем, нужно переключить учащихся на другой вид деятельности: перейти от лекционной формы изложения к беседе, от беседы к графической работе, опросу учащихся, тестовым заданиям и др.
Размещено на реф.рф
В случае если двигательное беспокойство и возбудимость учащихся не ликвидированы и учитель заставляет учащихся интенсивно работать, повышает голос, то развивается вторая стадия утомления. Задача же учителя – не пропустить даже первые признаки утомления и предотвратить его развитие.

Втора фаза утомления у подвижного типа детей характеризуется усилением торможения нейронов коры головного мозга и ослаблением возбуждения (по И.П. Павлову - ϶ᴛᴏ ʼʼохранительное торможениеʼʼ). Она наблюдается у младших и средних по возрасту школьников. Учащиеся же старшей школы могут продолжать работу, поскольку у них развиты самоконтроль и самосознание. Ввиду вышесказанного признаки начального и последующего утомления у них бывают внешне не выражены. Во время второй фазы утомления дети становятся равнодушными, не реагируют на замечания учителя, его не слышат. Утомление второй фазы можно снять только в процессе отдыха на перерыве. По этой причине учителю важно своевременно заметить первые признаки утомления на уроке, возникающие в первой его фазе.

Для учащихся младших классов характерны свои особенности утомления. Как известно, у детей первого класса нет навыков письма, игры на инструменте. Процесс овладения письмом, игрой на инструменте осуществляется мелкими червеобразными мышцами кисти, которые у детей 6–8 лет слабо развиты. Во время же письма, игры на музыкальном инструменте, движения большого пальца объединяются с движениями указательного и среднего. Такая деятельность кисти у ребенка 7 лет еще не установилась, а нервные центры, которые управляют этими движениями, работают с большим напряжением и быстро утомляются. По этой причине максимальная продолжительность непрерывного письма для детей 1-го класса – 10 минут, а для учащихся 8–11 классов – 25 –30 мин. Далее нужно прейти к другому виду деятельности. Аналогичным образом должна регламентироваться и продолжительность игры на инструменте.

Учителю также следует помнить, что у младших школьников сильно выражена двигательная доминанта. Длительное торможение учителœем этой доминанты во время урока вызывает у детей значительное утомление. К примеру, долгое сидение вызывает у младших школьников утомление соответствующих нервных центров коры головного мозга, отвечающих за сокращения мышц спины, шеи, предплечья, кисти и т.д. По этой причине младшим школьникам нужно давать возможность активно двигаться на перерывах, лучше на свежем воздухе в теплое время года под присмотром дежурного учителя. На занятиях нужно переключение на другой вид деятельности. К примеру, на уроке музыки чередуют следующие формы работы: пение, слушание музыки и рисование, музыкальный диктант, танцевальные движения под музыку и др.

Переутомление - ϶ᴛᴏ продолжительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушениями деятельности систем организма и требующее длительного отдыха. Переутомление проявляется в нарушении психических функций. При переутомлении у школьников наблюдается раздражительность, ослабление психофизиологических процессов – внимания, мышления, памяти. Часто проявляются головная боль, расстройство сна, потеря аппетита͵ снижение зрения, раздражительность, плаксивость и т. д. При переутомлении необходимы длительный отдых, соблюдение строгого режима в школе и дома.

Основные гигиенические требования к организации и проведению урока. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные гигиенические требования к организации и проведению урока." 2017, 2018.

Выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности ученика в ходе учебного занятия. Эти требования обусловлены тем, что…

  • обеспечение на уроке условий для правильного функционирования организма - важный фактор здоровьесбережения учащихся;
  • нормальное протекание физиологических процессов является необходимым условием успешной психической деятельности личности, эффективности познавательных процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления.
Рассмотрим основные из этих требований.

1. Оптимальный воздушный режим. Данное требование реализуется посредством вентиляции помещения. Любой учебный класс-кабинет должен быть оборудован вентиляционной системой, кроме того, рекомендуется проветривать класс на переменах. Ещё строже требования к воздушному режиму в таких учебных помещениях, где во время урока проводятся опыты и лабораторные работы, где учащиеся трудятся физически или испытывают иные интенсивные физические нагрузки. Так, в кабинете химии обязательно должен быть вытяжной шкаф , а в учебной мастерской или в спортзале после каждого урока необходимы не только проветривание, но и влажная уборка для снижения запылённости воздуха.

2. Достаточная освещённость. Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение .

На качество естественного освещения решающее влияние оказывают расположение классного помещения, количество и размер окон. Окна должны быть большими, а шторы на окнах не препятствовать поступлению света. Важно, чтобы свет не заслоняли растущие на улице деревья, а также постройки, расположенные рядом. Идеальный вариант - окна, выходящие на солнечную сторону. Классы-кабинеты с таким расположением рекомендуется предоставлять для учащихся начальной школы и для учебных предметов, занятие которыми требует постоянного напряжения зрения для чтения, письма, рисования, черчения (соответственно, наилучшей освещённости требуют кабинеты русского языка, математики, изобразительного искусства).

Качество искусственного освещения зависит от количества и расположения в учебном кабинете осветительных приборов, а также от типа и мощности ламп. Искусственное освещение на уроке должно обеспечивать хорошую освещённость поверхностей классной доски и рабочих мест учеников.

Освещённость измеряется в люксах (сокращение: лк ), которые приняты для обозначения интенсивности светового потока, падающего на один квадратный метр поверхности. Световой поток измеряется в люменах (сокращение: лм ).
Пример. Обычная лампа накаливания мощностью 40 Вт даёт световой поток 415 лм. Согласно нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, освещённость поверхности классной доски должна составлять 500 лк. Если площадь доски 2 кв. метра, то направленного светового потока двух таких ламп для её искусственного освещения будет недостаточно.

3. Надлежащий тепловой режим. Температура воздуха на уроке тоже должна быть комфортной для организма. Для разных учебных кабинетов оптимальный режим температуры варьируется от +15 до +22 градусов Цельсия. Самые низкие температуры рекомендуются для помещений, пребывание в которых связано с высокой физической активностью. Так, в спортзалах и учебных мастерских оптимальной температурой считается +15…+17 градусов, а в обычных учебных кабинетах - +18…+21.

4. Чередование различных видов учебной деятельности. Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость учеников, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на уроке учебно-познавательную деятельность школьников, учитель должен избегать утомительного однообразия. В начальной школе на уроках обязательны физкультминутки.

5. Соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников. Это требование особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев в классе должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя - проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами, при необходимости напомнить им о том, что надо отрегулировать поверхность стола, а если потребуется, то помочь это сделать.

6. Использование специального учебного и лабораторного оборудования. Оборудование для образовательных организаций проходит обязательную сертификацию, при которой особо учитывается его безопасность и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся. Например, лабораторная мебель для школ имеет существенные отличия от «взрослых» аналогов, а станки и приспособления для учебных мастерских гораздо компактней и травмобезопасней, чем производственное оборудование.

Перемены в школе нужны для отдыха и восстановления работоспособности. Первое условие правильной организации перемен - это их достаточная продолжительность. Самая маленькая перемена должна продолжаться не менее 10 мин. Это минимальное время, необходимое для снятия утомлеиия и восстановления работоспособности. Если перемена будет недостаточна, то скопившаяся потенциальная энергия проявится на следующем уроке и дети будут плохо себя вести. В графике должны быть предусмотрены две большие перемены: (10 - 20 - 20 - 10; 10 - 10 - 20 - 20 - 10). Во время больших перемен дети принимают пищу. Перемена продолжительностью до 30 мин нерациональна: на следующем уроке много времени будет потрачено на врабатывание.

Перемена должна быть полной противоположностью уроку. Нельзя во время перемены «занимать мозг», повторяя уроки, читая, играя в шашки или шахматы. Ученики должны выйти из классов, в которых проводится сквозное проветривание. Во время перемен окна в коридорах и рекреациях должны быть закрыты. В теплое время года школьники проводят перемены на пришкольном участке. Учитель не ограничивает двигательную активность детей. Очень хорошо организовать на перемене подвижные игры. Однако необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились, и помнить об опасности травм.

За гигиеническую норму принята длительность малых перемен -- 10 мин, большой -- 30 мин или двух больших по 20 мин каждая. Недопустимо сокращение длительности перемен в школе за счет задержки детей на уроке или преждевременных звонков с перемены. Полезны подвижные перемены, проводимые на свежем воздухе. Задача администрации школы -- обеспечить условия для двигательной активности учащихся, исключающие вероятность травматизма. В холлах и коридорах школы не должно быть предметов, при падении на которые ребенок может получить травму. Игры на свежем воздухе заканчиваются за 2--3 мин до звонка на очередной урок. Подвижные перемены удовлетворяют до 10 % суточной потребности детей в движениях, составляющей для учащихся 11--15 лет около 20 тыс. шагов в день.

Гигиенические требования к уроку

Учебно-воспитательный процесс в школе строится в соответствии с гигиеническими нормативами и рекомендациями. Основной документ, регламентирующий гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса, -- СанПиН 14-46 - 96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования».

В подготовительных и первых классах продолжительность урока равна 35 мин. В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, рекомендуется сокращать продолжительность урока в этих классах до 30 мин, во 2 - 3 - до 35 мин, 4 -9 классах - до 40 мин. По согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора до 40 мин могут сокращаться уроки в лицеях, гимназиях, профилированных школах. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

Структура урока едина во всех классах. Условно урок делится на три части: вводную, основную, заключительную. Учебная нагрузка должна увеличиваться постепенно, достигая максимума к середине урока, после чего снижается к концу занятия. В начале урока (10 - 15 мин) идет врабатывание. Это время отводится для организационных вопросов и опроса учеников. Во время основной части урока, в период наилучшей работоспособности, учитель объясняет новый материал, наиболее активно используя это время. Продолжительность непрерывного объяснения должна ограничиваться периодом активного внимания неустойчивой работоспособности учеников. Для 6 - 7-летних детей это не более 15 мин, в средних классах - приблизительно 25 - 30 мин, в старших -30 - 35 мин. Учитель должен знать, что характер объяснения влияет на сроки возникновения утомления. Так, объяснение нового материала в форме лекций утомляет больше по сравнению с объяснением, которое проводится в форме беседы, делающей урок более живым, эмоциональным, интересным, учащиеся легче усваивают и запоминают новый материал. Интерес к излагаемому материалу длительно поддерживает работоспособность на должном уровне. И напротив, отсутствие интереса, невыразительная, монотонная речь или недоброжелательность учителя способствуют быстрому развитию запредельного торможения.

За 10 - 15 мин до окончания урока у школьников начинается утомление. Заключительная часть урока отводится для тренировочного воспроизводства. Характерно, что младшие школьники «не умеют по-настоящему утомиться». При продолжительной работе у них развивается запредельное, или охранительное, торможение, которое предохраняет клетки коры головного мозга от перевозбуждения и переутомления. Старшие школьники могут продолжать работу при утомлении, что и приводит к переутомлению.

В школе практикуется проведение сдвоенных уроков. Органами санитарно-эпидемиологического надзора допускается объединение двух уроков для проведения лабораторных и контрольных работ, уроков информатики, труда, изобразительного искусства, для предметов с повышенным и углубленным уровнем их изучения, а также при выполнении программы но лыжной подготовке. В процессе проведения сдвоенного урока обязательно чередование практической и теоретической частей, заданий по самоподготовке. На обоих уроках обязательна физкультурная пауза, перемена между уроками - не менее 10 мин. Заблаговременно, перед уроком, класс должен быть проветрен.

В ходе учебной четверти, желательно использовать несколько технологий. Их выбор зависит от возраста, контингента учащихся, их работоспособности, состояния здоровья и др.

Уроки-лекции утомляют значительно быстрее, чем уроки-беседы и поэтому проводятся в специализированных, профильных классах при подготовке к экзаменам. Использование на уроке одной трудоемкой образовательной технологии в непрофильных классах и нозидательный тон учителя способствуют раннему развитию утомления.

1. Учетпродолжительности активного внимания учащихся данного возраста соответствует продолжительности усвоения нового учебного материала (6 лет –5–7 мин; 10–12 лет – 20 мин; 15–16 лет –30 мин).

2. Доступность ипоследовательность излагаемого учебного материала;

3. Чередование различных видов деятельностии отдыха .

В ходе комбинированного урока необходимо чередовать различные виды деятельности (практическая работа, рассказ, беседа, тестовые задания, самостоятельная работа, доклады и т.д.). Следует помнить, что при использовании одного вида деятельности (лекция, беседа, диктант, самостоятельная работа, продолжительное слушание музыки) или одной технологии развивается запредельное (охранительное) торможение нейронов коры головного мозга. В классе появляются дисциплинарные нарушения. Возникновение подобного рода физиологических нарушений учитель должен предотвратить. При первых признаках утомления надо изменить вид деятельности. Можно использовать интересный рассказ, демонстрацию наглядного материала, музыкальную паузу, здоровьесберегающие методы. Чередование различных видов деятельности в процессе урока способствует более равномерному распределению нагрузки на различные виды анализаторов. Учащимся, особенно начальных классов, нельзя предлагать только один вид деятельности, необходимо переключать детей с одной формы работы на другую. С физиологической точки зрения это имеет большое значение, поскольку при разнообразных видах деятельности включаются в работу различные виды анализаторов, и возникает возбуждение в соответствующих зонах коры головного мозга, а невозбужденные участки коры отдыхают. В них по принципу отрицательной индукции появляется торможение. Это способствует увеличению продолжительности работоспособности учащихся.

Виды отдыха на уроке (релаксация) – проведение физкультминуток, упражнений для глаз, музыкальных пауз, аутотренинга, фитотерапии и др. Для старших школьников они проводятся на 25–30-й минуте урока, а для младших – по истечении 10–15 минут урока.

4. Чередование на уроке различных методов обучения (словесных, наглядных и практических) .

5. Утомление и переутомление учащихся


Различают два типа утомления. Первый тип – компенсированное утомление (скрытое утомление). Это преодолеваемое утомление, при котором сохраняется работоспособность благодаря волевым усилиям человека. Второй тип – некомпенсированное утомление , развивающееся вслед за компенсированным утомлением. Главным его признаком является резкое снижение работоспособности. В значительной степени оно проявляется в конце уроков, учебного года. Установлено, что утомление, в первую очередь, развивается в нервных центрах коры головного мозга вследствие дефицита в них медиатора (норадреналина, серотонина и др.) и проявляется субъективным чувством усталости. При утомлении в нейронах коры больших полушарий нарушается баланс между процессами возбуждения и торможения.

Учителю надо помнить, что утомление учащихся приводит к снижению не только работоспособности, но и дисциплины в классе. Поэтому его необходимо предупредить. В этой связи важно своевременно использовать здоровьесберегающие технологии, учитывать индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности и состояние здоровья ребенка.

У школьников подвижного (сангвиников) и смешанного типов ВНД утомление протекает в течение двух стадий (фаз).

Первая фаза утомления характеризуется ослаблением торможения, повышением возбудимости нейронов коры (по И.П. Павлову это «охранительное возбуждение»). У учащихся появляется двигательное беспокойство, нарушается дисциплина, снижается качество, скорость и точность выполняемых заданий, Эту стадию можно снять, уменьшив учебную нагрузку. Кроме того, надо переключить учащихся на другой вид деятельности: перейти от лекционной формы изложения к беседе, от беседы к графической работе, опросу учащихся, тестовым заданиям и др. Если двигательное беспокойство и возбудимость учащихся не ликвидированы и учитель заставляет учащихся интенсивно работать, повышает голос, то развивается вторая стадия утомления. Задача же учителя – не пропустить даже первые признаки утомления и предотвратить его развитие.

Втора фаза утомления у подвижного типа детей характеризуется усилением торможения нейронов коры головного мозга и ослаблением возбуждения (по И.П. Павлову – это «охранительное торможение»). Она наблюдается у младших и средних по возрасту школьников. Учащиеся же старшей школы могут продолжать работу, поскольку у них развиты самоконтроль и самосознание. Ввиду вышесказанного признаки начального и последующего утомления у них могут быть внешне не выражены. Во время второй фазы утомления дети становятся равнодушными, не реагируют на замечания учителя, его не слышат. Утомление второй фазы можно снять только в процессе отдыха на перерыве. Поэтому учителю важно своевременно заметить первые признаки утомления на уроке, возникающие в первой его фазе.

Для учащихся младших классов характерны свои особенности утомления. Как известно, у детей первого класса нет навыков письма, игры на инструменте. Процесс овладения письмом, игрой на инструменте осуществляется мелкими червеобразными мышцами кисти, которые у детей 6–8 лет слабо развиты. Во время же письма, игры на музыкальном инструменте, движения большого пальца объединяются с движениями указательного и среднего. Такая деятельность кисти у ребенка 7 лет еще не установилась, а нервные центры, которые управляют этими движениями, работают с большим напряжением и быстро утомляются. Поэтому максимальная продолжительность непрерывного письма для детей 1-го класса – 10 минут, а для учащихся 8–11 классов – 25 –30 мин. Далее нужно прейти к другому виду деятельности. Аналогичным образом должна регламентироваться и продолжительность игры на инструменте.

Учителю также следует помнить, что у младших школьников сильно выражена двигательная доминанта. Длительное торможение учителем этой доминанты во время урока вызывает у детей значительное утомление. Например, длительное сидение вызывает у младших школьников утомление соответствующих нервных центров коры головного мозга, отвечающих за сокращения мышц спины, шеи, предплечья, кисти и т.д. Поэтому младшим школьникам надо давать возможность активно двигаться на перерывах, лучше на свежем воздухе в теплое время года под присмотром дежурного учителя. На занятиях нужно переключение на другой вид деятельности. Например, на уроке музыки чередуют следующие формы работы: пение, слушание музыки и рисование, музыкальный диктант, танцевальные движения под музыку и др.

Переутомление – это продолжительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушениями деятельности систем организма и требующее длительного отдыха. Переутомление проявляется в нарушении психических функций. При переутомлении у школьников наблюдается раздражительность, ослабление психофизиологических процессов – внимания, мышления, памяти. Часто проявляются головная боль, расстройство сна, потеря аппетита, снижение зрения, раздражительность, плаксивость и т. д. При переутомлении необходимы длительный отдых, соблюдение строгого режима в школе и дома.

  • Формы организации обучения
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Глава 6.
  • § 2. Историческая эволюция методов обучения
  • § 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения
  • Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
  • § 4. Классификация методов обучения ю. К. Бабанского
  • 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • 2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников
  • 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении
  • § 5. Классификация методов продуктивного обучения а. В. Хуторского
  • Методы продуктивного обучения
  • § 6. Характеристика отдельных методов обучения
  • § 7. Дидактические основания выбора и оптимального сочетания методов обучения
  • Вопросы и задания по материалам главы 6
  • Библиографический список
  • Глава 7.
  • 1.2. Основные понятия педагогической инноватики
  • 1.3. Структура инновационного процесса
  • 1.4. Типология педагогических нововведений
  • 1.5. Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности
  • 1.6. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
  • Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)
  • 1.7. Закономерности протекания инновационных процессов
  • § 2. Учитель и дидактические инновации. Основания выбора инновационной технологии
  • 2.1. Учитель и дидактические инновации
  • 2.2. Мотивация инновационной деятельности учителя
  • 2.3. От многообразия выбора к авторским технологиям
  • 2.4. Критерии внедрения педагогических новшеств
  • § 3. Современные технологи обучения: общая характеристика
  • 3.1. Сущность понятия, история возникновения и развития
  • 3.2. История возникновения и развития учения о педагогической технологии
  • 3.3. Общий обзор педагогических технологий обучения
  • § 4. Отечественные авторские школы и технологии
  • 4.1. Авторская школа: характеристика феномена
  • 4.2. Школа радости в. А. Сухомлинского
  • 4.3. Школа Жизни Шалвы Амонашвили
  • XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни
  • Хv. Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы жизни
  • 4.4. Дидактическая система в. Ф. Шаталова
  • В. Ф. Шаталов: о формирования мнемонической деятельности
  • 6.5. Педагогическая технология с. Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
  • 6.6. Уроки г. Д. Лавровой: уроки любви и сердечности, уроки жизни
  • 6.7. И еще авторские школы…
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Глава 8.
  • 1.1. Концепции, ориентированные на психическое развитие
  • 1.2. Концепции, учитывающие личностное развитие
  • 1.3. Концепция поэтапного формирования умственных действий
  • § 2. Технологии личностно-ориентированного образования
  • Личностно-ориентированное обучение. Концепция и. С. Якиманской
  • 2.2. Технология разноуровневого обучения
  • 2.3. Технология адаптивного обучения
  • § 3. Технологии обучения с помощью компьютерных и аудиовизуальных средств
  • 3.1. Технология программированного обучения
  • 3.2. Автоматизированные технологии обучения
  • 3.3. Технологии и средства мультимедиа
  • 3.4. Компьютерные технологии дистанционного обучения
  • 3.5. Интернет в школе
  • § 4. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся
  • 4.1. Технология коллективного обучения
  • (Обучение в сотрудничестве)
  • 4.2. Технология проблемного обучения
  • 4.3. Технология проектного обучения
  • 4.4. Игровые технологии в обучении
  • § 5. Зарубежные дидактические системы
  • 5.1. Дидактическая система Джона Дьюи: основание новой парадигмы
  • 5.2. «Обаятельная как детство» педагогика Марии Монтессори
  • 5.3. Вальдорфская школа р. Штейнера
  • Вальдорфская педагогика р. Штайнера
  • Вопросы и задания по материалам главы 8
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Глава 9.
  • § 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты
  • 2.2. Функции и объекты контроля в образовательном процессе
  • § 3. Принципы контроля, педагогические требования к его осуществлению
  • 3.1. Принципы диагностирования и контролирования
  • 3.2. Педагогические требования к организации контроля
  • § 4. Виды контроля в обучении
  • § 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении
  • 5.1. Методы контроля и самоконтроля в обучении
  • § 6. Оценка результатов обучения
  • 6.1. Взгляд из 1966 года на суть школьной оценки
  • 6.2. Современное представление об оценках
  • § 7. Отметка в системе оценивания: прошлое, настоящее, будущее
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • § 2. Планирование учебной деятельности
  • 3.1. Диагностика и прогнозирование при подготовке к уроку
  • Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы165
  • 3.2. Виды планирования учебной деятельности
  • Готовясь к уроку, учитель не может не учитывать состояние материально-технической базы школы: чем основательнее будут продуманы эти вопросы перед уроком, тем лучше будут последующие результаты.
  • 3.3. Методы планирования учебной работы
  • Электронный ресурс
  • По материалам книги:
  • Дидактика средней школы168
  • § 4. Структура плана учебных занятий
  • 4.1. Структура плана учебной работы
  • 4. 2. Разработка и структура плана творческого урока
  • § 4. Классики педагогики о том, как подготовиться и провести хороший урок
  • Вопросы и задания по материалам главы 10
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Библиографический список по курсу «дидактика»
  • Периодика (2006–2011)
  • Электронные ресурсы
  • Дидактика средней школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktica. Ru/osnovy-obshhej-didaktiki – Дата обращения: 19.05.2012.
  • Владимир Иванович смирнов дидактика.
  • Часть II.
  • Технологии процесса обучения
  • III. Гигиенические требования к уроку:

      температурный режим;

      физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

      освещение;

      предупреждение утомления и переутомления;

      чередование видов деятельности;

      соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

      соответствие классной мебели росту школьника.

    IV. Требования к технике проведения урока:

      урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;

      темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

      необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт;

      доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда;

      оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

      обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

      учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника 18 .

    § 6. Многообразие форм организации обучения

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    ПЕДАГОГИКА /

    ПОД РЕД. Ю. К. БАБАНСКОГО

    Практикумы и семинары . Одной из форм организации обучения, дополняющей урок, является практикум . Практикумы проводятся с учащимися старших классов и представляют собой лабораторные или практические занятия, в ходе которых школьники выполняют определенный цикл работ в соответствии с программой. Практикумы проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках. По сравнению с обычными лабораторными работами и практическими занятиями, они характеризуются большей самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению заданий.

    Семинары проводятся в старших классах обычно после изучения основных разделов программы преимущественно по предметам гуманитарного цикла. Использование этой формы организации обучения позволяет провести теоретические обобщения изученного материала, научить учащихся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения, готовит школьников к участию в общественной жизни и продолжению образования.

    В соответствии с принятым планом устанавливается программа подготовки к семинару каждого учащегося и класса в целом, распределяются задания, рекомендуется для изучения литература (обязательная для всех). Темы сообщений, рефератов и докладов учащихся на семинаре ставятся преимущественно в проблемной форме. Учитель руководит их подготовкой, дает необходимые консультации.

    Семинарское занятие начинается обычно с краткого вступления учителя, в котором указываются основные задачи данного семинара, выдвигаются проблемы для обсуждения. Семинарские занятия рассчитаны на проявление школьниками высокой активности и самостоятельности, которые обеспечиваются тщательной их подготовкой и хорошо продуманным проведением. Иногда бывает целесообразно предварительно не распределять темы рефератов, сообщений или докладов, поручая готовиться каждому ученику по всему плану проведения семинарского занятия и быть готовым к выступлению по собственной инициативе или по вызову преподавателя. Такая методика подготовки к семинару оправдывает себя в тех случаях, когда в плане его нет особенно сложных вопросов, требующих более глубокого изучения отдельными учащимися. Иногда, кроме основных докладчиков, готовятся и их оппоненты, участие которых в обсуждении вопросов активизирует проведение семинара. В процессе занятия необходимо вызывать дискуссию, не обходя острые и злободневные проблемы. В конце занятия учитель подводит его итоги, по возможности связывая их с конкретными задачами обучения.

    Факультативы и их организация . Учебные предметы, изучаемые учащимися по выбору и желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний и практических навыков, называют факультативами. В учебный план общеобразовательной средней школы включены факультативные занятия, представляющие собой одну из эффективных форм группового дифференцированного обучения, рассчитанную на расширение знаний, приобретенных при изучении обязательных учебных программ, развитие познавательных интересов, способностей и профессиональную ориентацию учащихся.

    Факультативные занятия проводятся по специальным программам, рассчитанным на соблюдение преемственности между обязательными и факультативными курсами, повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. При определении перечня факультативов школа исходит не только из личных желаний учащихся, но и из возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.

    Учебные экскурсии. Учебные экскурсии ‒ это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета.

    Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы: в природу (природоведческие экскурсии), на промышленные и сельскохозяйственные предприятия (производственные экскурсии), в музеи, к историческим местам и памятникам (исторические экскурсии). Бывают экскурсии географические, литературные и др. В ряде случаев практикуется проведение комплексных экскурсий одновременно по нескольким учебным предметам. Они предоставляют широкие возможности осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объекта наблюдений в его целостности, экономного использования времени.

    Дополнительные занятия с учащимися . Чтобы оказать помощь школьникам в устранении пробелов в знаниях и для предупреждения отставания, проводят дополнительные занятия. Эта форма организации обучения используется также для удовлетворения потребностей отдельных учащихся в углубленном изучении каких-либо отраслей научного знания, техники или искусства (в тех случаях, когда эту задачу не удается решить с помощью факультативов). Дополнительные занятия проводятся учителями в школе во внеучебное время. Они могут быть групповыми и индивидуальными, проводиться как консультации или самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством и с помощью учителя.

    Консультации учителя бывают текущими, тематическими и обобщающими (например, при подготовке к экзаменам или зачетам)

    Дополнительные занятия с отстающими учащимися организуются по мере необходимости. Установив на уроках пробелы в знаниях у отдельных учеников, учитель выясняет причины этих пробелов и на дополнительных занятиях принимает меры к их устранению. Дополнительные занятия позволяют полнее учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышают уверенность их в своих силах и интерес к изучению предмета

    Для удовлетворения потребностей учащихся в более основательном изучении отдельных предметов или разделов программы учитель проводит с ними индивидуальные занятия, дает им задания повышенной трудности и рекомендации по изучению дополнительной литературы.

    Домашняя учебная работа. Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя.

    Исходя из дидактического требования учить учащихся на уроке, некоторые педагоги отрицают возможность домашних заданий ученикам. Такая точка зрения несостоятельна, так как, во-первых, изучение программного материала нельзя ограничить работой в классе, особенно с учащимися старшего школьного возраста, а во-вторых, домашняя учебная работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело.

    Выполнение учащимися домашних заданий дополняет учебную работу на уроках, обеспечивает подготовку к изучению нового материала, расширение и углубление уже приобретенных знаний, формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков.

    Нельзя ограничивать домашние задания механическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества стереотипных задач и упражнений. Для того чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать к ней интерес у учащихся, в содержание заданий на дом следует включать наблюдения и несложные опыты, решение задач несколькими способами, чтение научно-популярной, технической и художественной литературы, подготовку самостоятельных выводов и заключений (на основе сравнений, измерений и т. п.).

    Одновременно с индивидуальной учитель организует и коллективную домашнюю работу учащихся, особенно при выполнении ими практических заданий (наблюдений, измерений, экспериментов).

    Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на, уроке. Заключается она в выработке у учеников навыков самостоятельного решения вопросов, в разъяснении содержания и методики выполнения задания на дом.

    На уроках, используются приемы самостоятельной работы с учебником, справочной литературой, проведения наблюдений и опытов, самопроверки и др., которые необходимы ученику при выполнении домашних заданий. Кроме того, нужно обязательно добиться отчетливого представления учащихся о том, что надо сделать и как следует выполнять задание в домашних условиях.

    Объем домашних заданий определяется в соответствии с предельными нормами времени, записанными в Уставе средней общеобразовательной школы. Общий объем домашних заданий учащимся на каждый день требует координации, так как учителя нередко дают задания по своему предмету, не согласовывая их объем с другими учителями, работающими в данном классе. Такую координацию должен осуществлять классный руководитель, чтобы не допускать перегрузки школьников домашними заданиями.

    Помощь родителей заключается в том, чтобы создать необходимые условия (ученик должен иметь дома рабочее место, удовлетворяющее установленным гигиеническим требованиям, и нужные пособия), приучить школьников выполнять задание по предмету, как правило, в день его получения, а не накануне срока выполнения, соблюдать основные правила: выполнять сначала более сложные задания (теоретические и письменные), осуществлять систематический самоконтроль, делать перерывы через каждые 30‒40 минут или после выполнения задания по предмету (если оно потребовало меньшей затраты времени) 19 .

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    КРАЕВСКИЙ В. В., ХУТОРСКОЙ А. В.

    ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА

    Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Для учеников, интересующихся определенным курсом, могут создаваться предметные кружки и подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии). Состав кружков формируется на добровольных началах из учащихся параллельных классов или из разновозрастных учеников. Руководство кружками осуществляют учителя - предметники.

      углубленное изучение наиболее интересных вопросов курса;

      знакомство с деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей, с новейшими достижениями науки и техники;

      проведение вечеров, посвященных юбилеям ученых или научным открытиям;

      организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.

    На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (школьные академии и т. п.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

    Олимпиады и конкурсы. Эти формы обучения стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности и формируют дух состязательности. Олимпиады школьного уровня могут проводиться по любым предметам. Как правило, школьные олимпиады предшествуют районным, областным и республиканским. В последнее время много различных олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет. Кроме олимпиад и конкурсов организуются выставки детского технического творчества, для которых отбираются лучшие работы школьников, что придает импульс развитию их способностей в соответствующих отраслях знаний и деятельности. Достижения детей позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении открывать и развивать таланты.

    Конференции. Школьная учебная конференция приближает учащихся к научным формам деятельности. Учащиеся самостоятельно выбирают тему доклада, выполняют небольшое исследование и готовятся к выступлению.

    Конференция проводится в рамках отдельного класса и учебного курса, а также может иметь общешкольный характер. Разновидностью конференций является симпозиум , на котором учитель формулирует общую проблему, а ученики выступают со своими суждениями по данной проблеме, предварительно подготовив свои выступления письменно.

    Конференции более эффективны, чем традиционное повторение и закрепление материала на уроках, поскольку при умелой организации участие в них дает ученикам возможность сопоставлять различные точки зрения и в свободной дискуссии отстаивать свою позицию. Школьная учебная конференция применяется в основном в старших классах.

    Консультации . Сопутствующими формами обучения являются консультации, назначение которых – помощь ученикам в освоении отдельных тем или разделов курса, а также в углубленном изучении предмета. Во время консультаций ученики задают вопросы, сами пытаются дать ответы, слушают разъяснения педагога или приглашенных специалистов.

    Консультации могут быть общеклассными, групповыми или индивидуальными. Консультационное общение учит школьников точности формулирования возникающих проблем.

    Консультации могут стать поводом для проведения специальных занятий, посвященных выявленным проблемам или потребностям учеников. Такие занятия призваны восполнять выявленные пробелы, создавать основу успешности дальнейшего обучения.

    Экзамен . Цель данной формы обучения – систематизация, выявление и контроль знаний учащихся. Это способ признания успехов или неудач в обучении, который формирует ответственность школьников, мобилизует их силы на переосмысление, повторение и обобщение образовательных результатов.

    К формам проведения экзамена относятся: ответы на экзаменационные билеты; выполнение творческой работы; контрольное исполнение тестов; участие школьников в соревнованиях; защита исследований или других работ учеников. В последнее время распространен Единый государственный экзамен, в ходе которого в тестовой форме проверяется базовый уровень общеобразовательной подготовки выпускников школ. Он может выступать одновременно вступительным экзаменом в вузы.

    Подготовительной к экзамену формой обучения являются зачеты . Соревновательные и творческие формы экзаменов привлекают ребят возможностью попробовать свои силы. Особенно это относится к учащимся старших классов. Для младших школьников экзамены проводятся в игровой, занимательной форме.

    Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях необычной ситуации. Экзамен становится этапом самоутверждения, сферой проявления многих личностных качеств школьников 20 .