Сообщение о морали кратко. Что такое мораль

"Нет человека, что был бы как остров"
(Джон Донн )

Общество состоит из множества индивидов, которые во многом похожи, но также чрезвычайно различны по своим устремлениям и взглядам на мир, опыту и восприятию действительности. Мораль - то, что нас объединяет, это те особые правила, принятые в людском сообществе и определяющие некий общий взгляд на категории такого плана, как добро и зло, правильно и неверно, хорошо и плохо.

Мораль определяется как нормы поведения в обществе, которые сформировались за многие века и служат для верного развития человека в нем. Сам термин происходит от латинского слова mores, которое означает принятые в обществе правила.

Черты морали

У морали, которая во многом является определяющей для регуляции жизни в обществе, есть несколько основных черт. Так, ее основополагающие требования для всех членов социума одинаковы вне зависимости от положения. Они действуют даже в тех ситуациях, которые находятся вне зоны ответственности правовых принципов и распространяются на такие сферы жизни, как творчество, наука, производство.

Нормы общественной морали, иначе говоря традиции, значимы в общении между конкретными индивидами и группами людей, позволяют "говорить на одном языке". Правовые принципы навязаны обществу, и их невыполнение несет за собой последствия разной тяжести. Традиции и нормы морали же являются добровольными, на них каждый член социума соглашается без принуждения.

Виды моральных норм

На протяжении веков принимали различные виды. Так, в первобытном обществе непререкаемым был такой принцип, как табу. Люди, которые провозглашались как передающие волю богов, жестко регламентировали как запрещенные действия, которые могли угрожать всему социуму. За их нарушение неминуемо следовала суровейшая кара: смерть или изгнание, что в большинстве случаев было одним и тем же. Табу до сих пор сохранилось во многих Здесь в качестве нормы морали примеры следующие: нельзя находиться на территории храма, если человек не принадлежит касте духовенства; нельзя иметь детей от своих родственников.

Обычай

Норма морали является не только общепринятой, в результате вывода ее какой-нибудь верхушкой, ею может быть и обычай. Он представляет собой повторяющийся порядок действий, который особенно важен для того, чтобы сохранять определенное положение в обществе. В мусульманских странах, к примеру, больше всего чтятся именно традиции, нежели другие нормы морали. Обычаи, основанные на религиозных верованиях, в Средней Азии могут стоить жизни. Для нас, более привыкших к европейской культуре, аналогом является законодательство. Оно имеет такое же влияние на нас, как на мусульман традиционные нормы морали. Примеры в данном случае: запрет на выпивание алкоголя, закрытая одежда у женщин. Для нашего славянско-европейского общества обычаями является: печь блины на Масленницу, праздновать Новый год с елкой.

Среди моральных норм также выделяют традицию - порядок действий и образ поведения, который сохраняется в течение долгого времени, передаваясь из поколения в поколение. Своего рода, традиционные нормы морали, примеры. В данном случае к ним относятся: праздновать Новый год с елкой и подарками, может, в определенном месте, или ходить в баню под Новый год.

Моральные правила

Существуют и моральные правила - те нормы общества, которые человек сознательно определяет для себя сам и придерживается этого выбора, решая, что именно для него приемлемо. Для такой нормы морали примеры в данном случае: уступать место беременным и пожилым людям, подавать руку женщине при выходе из транспорта, открывать перед женщиной дверь.

Функции морали

Одной из функций является оценивающая. Мораль рассматривает события и поступки, которые имеют место в социуме, с точки зрения их полезности или опасности для дальнейшего развития, а затем выносит свой вердикт. Разного рода действительность оценивается в понятиях добра и зла, формируя среду, в которой каждому ее проявлению может быть дана оценка как положительная, так и отрицательная. С помощью данной функции человек может понять свое место в мире и сформировать свою позицию.

Не менее важное значение имеет и регулирующая функция. Мораль активно влияет на сознание людей, зачастую действуя лучше, чем правовые ограничения. С детства с помощью воспитания у каждого члена общества формируются определенные взгляды на то, что можно делать, а чего нельзя, и это помогает ему корректировать свое поведение таким образом, чтобы это было полезно для него самого и для развития в целом. Нормы морали регулируют как внутренние воззрения человека, а значит, его поведение, так и взаимодействие между группами людей, позволяя сохранять заведенный уклад, стабильность и культуру.

Воспитательная функция морали выражается в том, что под ее воздействием человек начинает ориентироваться не только на свои потребности, но и на потребности окружающих его людей, общества в целом. У индивида формируется сознание ценности нужд и других участников социума, что, в свою очередь, приводит ко взаимоуважению. Человек наслаждается своей свободой до тех пор, пока она не нарушает свободу других людей. сходные у разных индивидов, помогают им лучше понимать друг друга и гармонично действовать вместе, положительно воздействуя на развитие каждого из них.

Мораль как результат эволюции

К основным моральным принципам любого времени существования общества можно отнести потребность совершать добрые дела и не причинять зла людям вне зависимости от того, какое положение они занимают, к какой национальности принадлежат, последователями какой религии являются.

Принципы нормы и морали становятся необходимыми, как только индивиды вступают во взаимодействие. Именно возникновение социума их и создало. Биологи, сосредотачивающиеся на изучении эволюции, говорят о том, что в природе также существует принцип взаимной полезности, который в человеческом обществе реализуется через мораль. Все животные, которые живут в социуме, вынуждены умерять свои эгоистические потребности для того, чтобы быть более приспособленными к дальнейшей жизни.

Многими учеными мораль рассматривается как результат социальной эволюции человеческого общества, являясь таким же естественным проявлением. Они говорят о том, что многие принципы нормы и морали, которые являются основополагающими, сформированы с помощью естественного отбора, когда выживали только те индивиды, которые могли корректно взаимодействовать с другими. Так, в пример приводят родительскую любовь, которая выражает необходимость оберегать потомство от всех внешних опасностей, для того чтобы обеспечить выживание вида, и запрет на инцест, который уберегает популяцию от вырождения через смешивание слишком похожих генов, что приводит к появлению слабых детей.

Гуманизм как основной принцип морали

Гуманизм является основополагающим принципом нормы общественной морали. Под ним понимают убеждение в том, что у каждого человека есть право на счастье и бесчетное множество возможностей для того, чтобы это право реализовать, и что в основе каждого общества должна лежать идея о том, что каждый его участник имеет ценность и достоин защиты и свободы.

Основная может быть выражена в общеизвестном правиле: "относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе". Другой человек в этом принципе рассматривается, как заслуживающий тех же благ, что и любой конкретный человек.

Гуманизм предполагает, что общество должно гарантировать основные права человека, такие как неприкосновенность жилища и переписки, свободу вероисповедания и выбора места жительства, запрет принудительного труда. Социум должен прилагать усилия к тому, чтобы поддерживать людей, по тем или иным причинам ограниченным в своих способностях. Способность принять таких людей отличает человеческое общество, которое не живет по законам природы с естественным отбором, обрекая на гибель недостаточно сильных. Гуманизм также формирует возможности для человеческого счастья, вершиной которого является реализация его знаний и умений.

Гуманизм как источник общечеловеческих норм морали

Гуманизм в наше время обращает внимание общества на такие общечеловеческие проблемы, как распространение ядерного оружия, экологические угрозы, необходимость развития и снижения уровня производства. Он говорит о том, что сдерживание потребностей и вовлеченность каждого в решение проблем, которые стоят перед всем социумом, может произойти только через повышение уровня сознательности, развитие духовности. Он образует общечеловеческие нормы морали.

Милосердие как основной принцип морали

Под милосердием понимают готовность человека помогать нуждающимся в этом людям, сострадать им, воспринимая их мучения как свои и желая облегчить их страдания. Многие религии обращают пристальное внимание на этот моральный принцип, особенно буддизм и христианство. Для того чтобы человек был милосерден, необходимо, чтобы у него отсутствовало разделение людей на "своих" и "чужих", чтобы он видел в каждом "своего".

В настоящее время большой акцент делается на том, что человеку следует активно помогать тем, кто нуждается в милосердии, причем важно, чтобы он не только оказывал практическую помощь, но и был готов поддержать морально.

Равенство как основной принцип морали

С точки зрения морали, равенство призывает к тому, чтобы поступки человека оценивались вне зависимости от его общественного положения и достатка, а с общей точки зрения, чтобы подход к человеческим поступкам был универсален. Такого рода положение дел может быть только в хорошо развитом обществе, которое достигло определенного уровня в экономическом и культурном развитии.

Альтруизм как основной принцип морали

Данный принцип морали может быть выражен в фразе "Возлюби ближнего, как самого себя". Альтруизм предполагает, что человек способен сделать нечто хорошее для другого человека безвозмездно, что это не будет услугой, на которую необходимо ответить, а бескорыстным порывом. Этот моральный принцип очень важен в современном обществе, когда жизнь в больших городах отдаляет людей друг от друга, создает ощущение, что забота о ближнем без умысла невозможна.

Мораль и право

Право и мораль находятся в тесном контакте, поскольку вместе формируют правила в обществе, однако имеют ряд существенных различий. Соотношение и морали позволяет выявить их различия.

Нормы права документированы и разрабатываются государством как обязательные к выполнению правила, за несоблюдение которых неминуемо следует ответственность. В качестве оценки используются категории законного и незаконного, и оценка эта является объективной, построенной на регламентирующих документах, таких как конституция и различные кодексы.

Моральные нормы и принципы более гибкие и разными людьми могут быть восприняты по-разному, также могут зависеть от ситуации. Они существуют в обществе в виде правил, которые передаются от одного человека другому и нигде не зафиксированы документально. Нормы морали достаточно субъективны, оценка выражается через понятия "правильно" и "неправильно", их несоблюдение в ряде случаев не может привести к более серьезным последствиям, нежели общественное порицание или просто неодобрение. Для человека нарушение моральных принципов может привести к мукам совести.

Соотношение норм права и морали прослеживается во многих случаях. Так, моральные принципы "не убий", "не укради" соответствуют законам, прописанными в Уголовном кодексе, о том, что покушение на человеческую жизнь и его имущество приводит к уголовной ответственности и лишению свободы. Возможен и конфликт принципов, когда правовое нарушение - например, запрещенная в нашей стране эвтаназия, которая рассматривается как убийство человека, - может быть оправдано моральными убеждениями - человек сам не хочет жить, нет надежды на выздоровление, болезнь причиняет ему невыносимые боли.

Таким образом, различие норм права и морали выражается только в законодательстве.

Заключение

Нормы морали родились в обществе в процессе эволюции, их появление не случайно. Они нужны были раньше, чтобы содержать общество и уберегать его от внутренних конфликтов, и по-прежнему выполняют эту и другие функции, развиваясь и прогрессирую вместе с обществом. Нормы морали были и останутся неотъемлемым элементом цивилизованного общества.

В регуляции поведения человека, межличностных и социальных отношений играют роль многие факторы, одним из которых является мораль.

Некоторые ценности и нормы могут немного варьироваться в зависимости от эпохи, народа, класса или общества.

Но все же принципы морали остаются неизменными практически во все времена и во всех уголках земного шара: не убивать, не воровать, не лгать, не делать другим того, чего не желаешь себе.

Что такое мораль

Мораль - это система общепринятых норм поведения, направленных на улучшение и регуляцию отношений между людьми. Определение термина принадлежит древнеримскому философу Цицерону.

Главные вопросы, на которые отвечает мораль, связаны с пониманием добра и зла. Что можно и нужно делать, а чего нельзя? За что люди уважают друг друга, а за что - нет? Другими словами - это свод негласных правил о том, как нужно жить, существующих для того, чтобы люди оставались людьми.

Из сказанного выше ясно, что мораль является предметом изучения этики. Зачастую эти два понятия воспринимают как синонимы. Различаются же они тем, что последняя больше относится к теории, а первая - к практике.

Существует этика общепринятая и отдельных эпох и профессий (журналистская, медицинская и т. д.).

Теории метаэтики

Селия Грин выделяет два типа морали:

  • территориальный и
  • племенной, или народный.

Территориальная мораль парадоксальна тем, что люди в ней разделены на «своих» и «чужих» якобы с целью выживания. При этом необъяснимым является факт гостеприимства к «чужим».

Функции морали

К основным функциям морали относятся:

  • Воспитательная - формирует правильный взгляд на жизнь, способна влиять на человека вне зависимости от его возраста. Воспитательная функция является одной из главных в процессе становления личности.
  • Регулятивная - диктует основные нормы поведения в обществе.
  • Оценочная - дает понимание всего происходящего с позиции разделения на добро и зло. Отвечает на вопросы: Что нужно и чего нельзя делать? Как необходимо поступать в разных ситуациях? За какие поступки хвалят, а за какие - осуждают?
  • Контролирующая - позволяет делать вывод о нравственности действий и контролировать их со стороны совести и социума .
  • Интегрирующая - объединяет всех общими моральными устоями, ее задачей является сохранность единства и мира в обществе, а также духовности каждого.

Структура морали

Важная ниша в структуре морали - система ценностей, состоящая из совокупности общественных и индивидуальных нравственных взглядов и идеалов.

Ценности делятся на первостепенные, имеющие самый высокий уровень значимости, и второстепенные.

Высшая ценность - жизнь человека, его отношение к ближним и к миру в целом. Относительно этого ориентира и выстраивается весь иерархический ценностный ряд : любовь, мирное сосуществование, альтруизм, честность, ответственность, храбрость, стремление к самосовершенствованию, трудолюбие и др.

Следует заметить, что эта иерархия может меняться в процессе развития личности - например, подростки, не осознавшие в полной мере значимости своих действий, могут пойти на какое-либо преступление и нанести вред жизни других людей только лишь ради одобрения своих сверстников. Или например чувство ответственности - оно также проявляется с разной силой, в зависимости от возраста, семейного положения и занимаемого места в обществе.

Правильную систему ценностей важно формировать еще в детстве, убеждая словом и личным примером.

В обществе пропагандируется идеализированная ценностная система, то есть та, при следовании которой человек будет совершать как можно меньше ошибок в отношениях с другими. Однако каждый имеет право выбирать - следовать этой системе или же быть приверженцем другой, если она, конечно, не переходит границы правовых норм. Данное решение называется моральным выбором.

Моральные устои

Понятие устоев подразумевает определенные взгляды на то, каким должно быть поведение человека в разных сферах его жизни - как подобает вести себя в семье (взаимоуважение, доверие, любовь и т. д.), на работе (вовремя приходить, честно выполнять порученные задания, быть вежливым с сотрудниками и начальством), с родственниками, друзьями (помогать и выручать в трудных ситуациях, всячески поддерживать), со знакомыми и незнакомыми людьми (быть вежливыми, тактичными и доброжелательными). Здесь приведен идеалистический пример устоев. На самом же деле, далеко не всем людям близки данные взгляды и нормы поведения.

Также в систему моральных устоев включаются понятия о предпринимаемых действиях в различных жизненных ситуациях, например: перевести через дорогу бабушку или уступить место в общественном транспорте и т. д.

Устои развиваются и могут немного изменяться на протяжении всей жизни человека, но заложенные с детства, фундаментальные, в основном остаются неизменными.

Кроме того, их можно разделить на общественные и индивидуальные. Например: не воровать - это общественное правило, а вот вернуть потерянный кошелек - признак устоявшихся личных высокоморальных законов индивида.

Сходство и различие между правом и моралью

Право и мораль тесно связаны друг с другом: они служат для поддержания порядка в межличностных и общесоциальных взаимодействиях. То, что является правовыми нормами, обязательно входит и в систему моральных принципов, например: нельзя наносить телесные повреждения другим, воровать и т. д. Отличия морали от права:

  • За действия, запрещенные правовой системой следует установленное государством административное или криминальное наказание и осуждение общественности, а за нарушение моральных принципов - только осуждение со стороны общественности.
  • Правовые нормы устанавливаются государством, а моральные - обществом.
  • Право имеет конкретные, установленные законы, мораль - передается в устном формате и не имеет порой четких формулировок.

Религиозная мораль

Одной из обязательных задач религии является поддержание моральных ориентиров и воспитание в человеке желания следовать этим им.

Можно сказать, что основной функцией религиозной морали является разъяснение того, что является «добром», а что - «злом», что полезно человеку и обществу , а что - вредоносно.

Ответы на данные вопросы дают разные религии мира с той разницей, что монотеистические религии (христианство, иудаизм, ислам) более четко разграничивают понятия «добро» и «зло» и основаны на 10 заповедях Моисея. Исходя из этих основных моральных принципов складываются все последующие - второстепенные.

Верования, где присутствует многобожие (языческие, или народные) - также могут пропагандировать некоторые правила из присутствующих в монотеизме, но в них часто встречаются противоречия, носящие иногда фатальный характер.

Моральные, или этические кодексы

В разных религиях были сформулированы основополагающие принципы морального поведения. Известны следующие этические кодексы:

  • Десять заповедей Моисея - признаются христианством, иудаизмом и исламом, а также являются базовыми для всей мировой морали.
  • Золотое правило - относиться к другим так, как хочешь чтобы они относились к тебе.
  • Семь законов потомков Ноя - против убийства, прелюбодеяния, богохульства, идолопоклонничества, воровства и др.
  • Яма и нияма в индуизме - запрет насилия, воровства, лжи, распущенности, жадности.
  • Восьмиступенчатый путь буддизма

У морали много аспектов, с ее помощью регулируется и упорядочивается вся психоэмоциональная сфера, начиная от индивидуальной порядочности и заканчивая международными отношениями.

Кроме этики, исследованием этого предмета также занимается социология морали, которая изучает природу формирования различных ценностных систем в отдельных социальных группах и причины возникающих социальных конфликтов, вызванных несовпадением моральных ценностей, а также возможные способы их предотвращения.

Мораль - неотъемлемое условие существования общества. Ее задача заключается в том, чтобы сделать жизнь каждой отдельной личности и социумов в целом как можно лучше, воспитав в людях правильных жизненных приоритетов, ценностей и устоев, превращающих индивида в высоконравственного члена общества.

набор норм и ценностей, нарушение которых возмущает общественность, поскольку касается основных и универсальных проблем, сложившихся в отношениях между людьми

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОРАЛЬ

от лат. moralis - нравственный) - нравственность, форма нормативно-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей. Принадлежа одновременно индивидам (личностям) и об-ву (общностям, соц. группам) как активным субъектам, состоящим при их относительной противоположности друг другу в сущностном единстве, взаимообусловленности и взаимодействии, М. выступает одним из сложившихся в обществ. практике путей и способов соединения свободы личности с обществ. необходимостью, адаптирующего включение индивидов в обществ. жизнь и разрешение противоречий между ними. В ряду др. близких ей форм включения индивидов в обществ. жизнь (право, политика и т. д.) М. исторически первоначальна. Она глубоко входит во внутренний мир человека и имеет более широкое, универсальное применение. Ключевое ее отличие - действие без употребления прямой власти одних людей над другими, независимость от извне исходящих решений и велений. Для функционирования М. достаточно собственной власти человека над самим собой, силы его личного сознания и поддержки обществ. мнения. Специфика и сущность М., следовательно, состоят в том, что она есть прежде всего и главным образом осознание людьми общественно необходимого типа поведения и его реализация в свободных действиях с опорой на личные убеждения и обществ. мнение. М. - явление естественно-историч., надстроечное, развивающееся в силу того, что об-во порождает как известные общие функции, без к-рых оно не может обойтись, так и ряд специфич. "органов" (явлений) для выполнения этих функций, одним из к-рых и выступает М. Вместе со всей обществ. надстройкой она имеет общее функциональное назначение - содействовать воспроизводству и изменению обществ. жизни путем формирования и использования субъективных качеств людей: их сознания, чувств, воли, поведения. Эту общую функцию она выполняет специфич. средствами и в специфич. формах. Вместе с др. надстроечными явлениями она в своем реальном содержании зависит от базиса, на к-ром складывается, и потому конкретно-исторически предстает в виде различн. развивающихся и сменяющих одна другую моральных систем, каждая из к-рых представляет интересы базисной для нее соц. общности. В структуре различн. моральных систем повторяются все их основные компоненты, относительное значение и конкретные характеристики к-рых, однако, от системы к системе меняются. Это прежде всего моральное сознание. В нем обществ. необходимость находит выражение в мысленной форме, но не как познанная в своей сущности, а в особом преломлении и часто без прямого понимания - в косвенных представлениях о морали; в нормативно-оценочном признании одних проявлений активности людей как правильной, должной, т. е. как моральных норм, а других - как их нарушения. Для передачи таких представлений формируются в нравственном сознании понятия добра и зла, долга, совести, чести, достоинства и т. п., помогающие выносить суждения обо всех конкретных действиях людей - моральные оценки. Эти нормы и оценки - свои в каждой системе: ими санкционируется особый тип поведения людей, особый его выбор. Иной компонент М. - поступки и складывающееся из них поведение людей. Это действия, взятые в отношении к нравственным нормам, ситуативное воплощение М. во внешней активности людей. Особый компонент М. - моральные качества личности. Выступая внутриличностным эффектом (рез-том действия), М. образует моральный склад личности. Свое место в структуре М. занимают также нравственные позиции личности, межличностные и иные моральные отношения. Первые, складываясь на основе моральных качеств людей, означают то или иное устойчивое отношение к возможным вариантам поведения в определенных ситуациях (участие, невмешательство и т. п.), вторые означают связь между моральными субъектами (личностями, классами, группами, коллективами и т. п.), возникающую на основе взаимооценки ими нравственных качеств и позиций друг друга, их состоявшегося или ожидаемого поведения. Наконец, самостоятельным компонентом М. могут считаться нравственные чувства, эмоции, переживания людей, т. е. восприятие нравственной стороны жизни помимо рационального реагирования на нее. Как и в структуре, в функциях различа систем М. обнаруживаются большая повторяемость и общность. Любая моральная система сложнофункциональна, причем характеризуется и интегральным единством действия, и большой дифференцированностью функций. Общепринятая модель функций М. еще не выработана, и различн. авторы называют различн. их наборы. В качестве частных проявлений интегральной функции М., относящихся к разным уровням и сферам ее активности, т. е. более или менее обособляющихся ее особых функций, могут быть указаны: нормативизация поведения людей как утверждение нек-рого определенного его типа, норм, и тем самым реализация интересов определенной соц. общности; приложение нор и оценок данной системы М. к конкретным ситуациям и актам поведения людей; воздеиств на склад личности, содействие приобретени людьми уверенности в правильности их поведения; влияние на всю поведенческую активность людей. Именно функции М. придают значение ценностей всем ее проявлениям. В рассмотренных общих аспектах все моральные системы тождественны и выступают как единое во все времена явление М. В этом они раскрывают стороны общечеловеческого в них. Однако в ином отношении моральные системы выступают каждая обособленно от остальных, противостоя им с большей или меньшей силой, вплоть до прямой враждебности и взаимоборства. Соответственно, в каждой отдельной моральной системе все нормы оценки и др. проявления наполняются конкретным содержанием, выражающим ее направленность на поддержку интересов именно данной общности. Однако нередко в моральной системе ее ведущая норма не выносится на уровень прямого ее осознания, а существует и функционирует латентно. Создавая свои моральные системы, восходящие классы (общности) обычно начинают с решительного отвержения предшествующих моральных систем. Но фактически новое здесь рождается только на базе исторически предшествующего, старого, к-рое и служит отправным, хотя во многом отрицательным образцом развития, подвергаемом критич. пересмотру с преобразованием его содержания, сопровождаемым, однако, значительным использованием уже имеющихся моральных форм. Лит. см. к ст. Нравственность. Р.В. Петропавловский

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок,

убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их

отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и

поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного

мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.

степени зависят от историко-культурных факторов, традиций, а также от

идентификации источников.

В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости,

достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии”

Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное

распределение функций, которое отличает ее, та особая последовательность работы

психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать

поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых

доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия.

Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов

личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное

сознание, нравственное поведение.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы

прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может

только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в

теснейшем взаимодействии. Общественные отношения первобытного строя являются

кровнородственными. Члены общины ведут происхождение от единого предка. Род

составляет основу всей общественной жизни. Родоплеменная структура возникает

естественно.

P1.Термин мораль

Мораль такая же динамическая регулятивная система, как и право. Ее

исторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб (и

более крупно –«кровная месть» «мне отмщение и аз воздам» и т.д.) до начал

неэквивалентных - «ударят по правой щеке, подставь левую», т.е. до начал

терпимости (толерантности, как определяют эти начала) , прощения, покаяния,

воздаяния за зло добром т.д.

Существует несколько научных определений морали:

Термин “мораль” по содержанию – латинский аналог древнегреческого ethos (этика).

В латинском языке есть слово “mos” (множественное число – “mores”),

обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с

целью обогащения языка образовал прилагательное “моральный” (moralis) для

обозначения этики, назвав её philosophia moralis. Уже позднее, предположительно

в IV веке, появляется слово “мораль” (moralitas), в качестве собирательной

характеристики моральных проявлений.

В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама

нравственность”, а нравственность в свою очередь как “правила, определяющие

поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а

также выполнение этих правил, поведение”

Мораль и нравственность – одно и то же. В научной литературе и в практическом

обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются

установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а

под нравственностью – степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние,

уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий

Мораль (лат. мoralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики

; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения

человека. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть

согласованны в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии

подчинятся определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и

выполняет Мораль наряду с другими формами общественной дисциплины,

тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое.

Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его

общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных

местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.

Другое определение морали дает С.А. Комаров: «Мораль (нравственность) – это

взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение

условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и

несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и

порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

В современной философской литературе под моралью понимается нравственность,

особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из

основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

В то же время, и моральные установки внутри одной культурной традиции могут

существенно различаться в разных ситуациях. Одним из наиболее ярких примеров

такого варианта является библейская притча о человеке, готовом принести в

жертву Богу своего единственного сына, согласно божественному повелению.

Разумеется, убийство невинного ребенка является совершенно не соответствующим

нормам христианской морали. Однако в случае, если этого хочет Бог, такой

поступок для христианина перестает быть антиморальным (хотя остается личной

трагедией), поскольку источником установлений, составляющих систему морали

для христианина, является Бог, а значит, ни одно его повеление по определению

не может быть не моральным.

Еще более изменчивыми являются моральные нормы и приоритеты, разделяемые

различными субъектами, поскольку в этом случае дополнительным действующим

фактором становятся также особенности психики и личный опыт каждого

отдельного человека.

Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла,

честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются

моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и

действий людей.

Современная наука о морали приходит к убеждению, что совокупность

переживаемых людьми моральных чувств и признаваемых ими моральных принципов

не поддается сведению на единую верховную аксиому, из которой все они

вытекали бы, как выводы из логической посылки.

Не существует никакого единого морального постулата, исходя из которого можно

было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все

без исключения суждения, подводящие явления под категории "добра" и "зла",

«нельзя распутать сложного и запутанного узора морального мира, найдя начало

одной его нити, ибо узор этот образован из нескольких переплетающихся и взаимно

перекрещивающихся нитей ».

Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую

из этих нитей от других и показать, каким образом они сплетаются в живую

ткань моральной жизни.

Совокупность моральных идей и чувств может быть сведена, таким образом,

только к ряду независимых друг от друга основных принципов. Каждый из

последних служит внутренней основой целой массы явлений морали и дает начало

особой замкнутой системе морали; но сами эти принципы друг от друга уже не

зависят и потому не обосновывают один другого.

Наоборот, каждый из них в качестве моральной аксиомы вступает в коллизию со

всеми остальными и ведет с ними борьбу за абсолютное верховенство в царстве

морали. "Каждая из твоих добродетелей, - говорит Ницше своим образным языком,

Жаждет высшего развития; она хочет всего твоего духа, чтобы он стал ее

глашатаем, она хочет всей твоей силы в гневе, ненависти и любви; каждая

добродетель ревнует тебя к другой"

Исходом этой борьбы может быть полное и частичное вытеснение одним принципом

всех других либо распределение между ними власти на отдельные компетенции

каждого из них (так, например, в общественной жизни и в жизни личной

господствуют совершенно различные и противоречащие друг другу нравственные

принципы, так что то, что считается хорошим в первой, признается дурным во

второй, и наоборот); возможно даже и отсутствие всякого исхода, вечная борьба

моральных чувств в душе у человека, своего рода "Burgerkrieg in Perma-nenz"

P2. Функции морали.

Мораль не имеет объективной реальности. Можно смотреть в микроскоп, телескоп

или осциллограф хоть всю жизнь и не узреть ни капли морали. Там её и нет. Всё

это лишь в вашей голове. Она существует только лишь в нашем воображении.

С точки зрения субъектно-объектой науки мир представляет собой совершенно

бесцельное пространство, не имеющее цены. Смысла нет ни в чем. Нет ничего

верного и нет ничего неверного. Всё лишь функционирует, как механизм. Нет

ничего морально неправильного в лености, во лжи, краже, самоубийстве, убийстве,

геноциде. Ничего морально неправильного нет, ибо никакой морали не существует,

есть лишь функции.

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно

объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего

она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от

природы, то человек - существо историческое - составляет свою судьбу сам. Для

него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может

быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не

завершены.

Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще

нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего

и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы

только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере

называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно

человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество

движется в направлении добра - это не иллюзия или благое пожелание, это

сущность морали.

Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления

и реализуются функции морали. Специфическая сущность морали конкретно

раскрывается во взаимодействии сформированных функций:

Регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую,

отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей));

Воспитательной, (содержит в себе отчасти

оценочно-императивную, мотивационную);

Познавательной, (содержит ориентирующую и прогностическую);

Оценочно-императивной,

Ориентирующей,

Мотивационной,

Коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.

Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью

требований морали, но и норм права, административных установлений,

технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать

нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Элементами морального регулирования являются:

Идеал, выражающий представление общества, классов,

социальной группы о нравственном совершенстве;

Система норм, соблюдение которых является необходимым условием

функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;

Особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию

моральных норм, в том числе общественное мнение.

Регулятивная. Особенностью регулирования поведения людей является его

оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно,

регуляцию от всякой иной, вне моральной. В нравственном освоении человеком

действительности органически сливаются оценка и повеление (императив).

Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том,

что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию,

ориентируясь по моральным ценностям.

Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом.

Особенно ее значение раскрывается по методу "от противного": общественное

единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие

нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и

для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения

этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет,

пока ты не выберешь его сам.

Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из

обывательского болота. Здесь я сама предъявляю себе требования, и сама же их

выполняю. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию

поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В

критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой

человека. Как перед смертью - когда дела уже не сделать и тело не спасти -

остается спасать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на

поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.

Познавательная. Подчинена функции регулирования поведения, точнее,

оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как

науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального

выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду

не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих

культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают

его потребностям и интересам.

Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в

понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное

исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла

явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его

особенность - человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в

мире, то "нашего" мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим

усилиям. Потому на нас ложится ответственность за себя и за других.

Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в

качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой,

можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с

объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы

умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность

наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью.

Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к

нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его

любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их

перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека

человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого

другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько

воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими"

соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не

только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее,

т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у

нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности

поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом

свою автономию.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный

анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности

они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования

проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для

успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное

проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

То, что сегодня обычно называется "моралью", охватывает лишь один из этих

наборов моральных кодексов, социально-биологический кодекс. В субъектно-

объектной метафизике этот единственный социально-биологический кодекс

считается незначительной, "субъективной", физически не существующей частью

вселенной. По мере углубления в эти вопросы понятно, что разделение статичных

моральных кодексов весьма важно. По существу они представляют собой небольшие

самодостаточные моральные империи, так же изолированные друг от друга, как и

статические уровни, чьи конфликты они разрешали:

1. Есть моральные кодексы, устанавливающие превосходство

биологической жизни над неживой природой.

2. Есть также моральные кодексы, провозглашающие

превосходство социального порядка над биологической жизнью: обычные нормы

морали, запрещение наркотиков, убийства, прелюбодеяния, воровства и тому

подобное.

3. Есть моральные кодексы, устанавливающие превосходство

интеллектуального порядка над социальным: демократия, суд присяжных, свобода

слова, свобода печати.

4. Есть динамическая мораль, которая не является кодексом.

Её можно было бы назвать "кодексом Искусства" или чем-нибудь в этом роде, но

искусство обычно считается настолько побочным явлением, что такое название

просто подрывает всю его важность.

Получалось так, что статичные структуры, которые связывают и удерживают один

уровень организации, часто на другом уровне организации вынуждены сражаться

за своё существование. Мораль - это не простой набор правил. Это очень

сложная борьба конфликтующих структур ценностей. Этот конфликт - то, что

остаётся от эволюции. Новые структуры по мере развития приходят в

противоречие со старыми. И каждый этап эволюции оставляет после себя ворох

Из этой борьбы между конфликтующими статическими структурами возникают концепции