Экологические проблемы района. Природные особенности и ресурсы республики бурятия


Поставщиками импортной продукции в республику являлись в 2009 году 25 стран мира. Основные торговые партнеры: Украина (49%), Китай (19,7% импорта), Монголия (13,1%), Белоруссия (11,9%).

Товарная структура импортных поставок, осуществляемых предприятиями и организациями респу-блики, характеризуется высоким удельным весом продукции машиностроения – 70% (машины, обору-дование, транспортные средства). Из прочих наиболее крупных статей на продовольствие и сельско-хозяйственное сырье приходилось в 2009 году 21,6%, металлы и изделия из них – 4,1%.

Железнодорожный транспорт

В республике представлен тремя участками железных дорог общего пользования общей длиной 1 227 км, которые принадлежат Восточно-Сибирской же-лезной дороге – филиалу ОАО «РЖД» и обслуживаются двумя ее отделениями. В первую очередь это участок Транссибирской железной дороги от станции Выдрино до станции Петровский завод, представляющий двухпутную электрифицированную магистраль. Второй участок – однопутная неэлек-трифицированная железная дорога Улан-Удэ – Наушки – Государственная граница с Монголией. Тре-тий – участок Байкало-Амурской магистрали от западной границы республики до станции Таксимо – электрифицированный, однопутный, далее на восток, до станции Хани – не электрифицированный, однопутный.

На Восточно-Сибирской железной дороге в долгосрочной перспективе предусмотрено произвести электрификацию Южного хода ВСЖД (Улан-Удэ – Наушки), что позволит увеличить грузопоток через станцию Наушки в Монголию и Китайскую Народную Республику. В целях освоения месторождений Восточного производственно-инфраструктурного комплекса, в частности, промышленного освоения месторождений Озерного рудного узла планируется строительство железной дороги Новоильинск – Озерный ГОК – Таксимо на участке «Новоильинск-Озерный ГОК». В рамках реформирования желез-нодорожного транспорта планируется завершить создание пригородной пассажирской компании в г. Улан-Удэ.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт является самым популярным и доступным транспортом в республике. На его долю приходится свыше 80% всех пассажирских перевозок. Общая протяженность автомобильных дорог в республике составляет 9153 километра. В настоящее время 97% автотранспортных перевозок и 80% пассажирских осуществляется частными и акционерными компаниями.

Воздушный транспорт

Наиболее значимая и актуальная задача по развитию воздушного транспорта в республике связана с развитием аэропорта г. Улан–Удэ.

Международный аэропорт «Улан-Удэ» – центр пересечения воздушных трасс между Юго-Восточной Азией и европейской частью РФ, а также кроссполярных маршрутов из Юго-Восточной Азии в Север-ную Америку через Северный Полюс. Аэропорт Улан-Удэ имеет неоспоримые преимущества перед аэ-ропортами Восточно-Сибирского региона ввиду своего нахождения вблизи основных кроссполярных трасс (Polar-2, Polar-3), а также наилучших метеоусловий. Стратегическое расположение аэропорта делает его идеальным местом для технической посадки, дозаправки и наземного обслуживания гру-зовых самолетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. До 100% рейсов основной грузовой трассы прошлого десятилетия «Китай – Москва – Европа» выполнялось именно через аэропорт Улан-Удэ.

Модернизация комплекса международного аэропорта Улан-Удэ, предусматривающая создание на его базе грузового терминала на маршруте Азия-Европа, будет осуществляться в рамках ФЦП «Эконо-мическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Результатом проекта станет повышение конкурентоспособности аэропорта, увеличение грузо- и пассажиропотоков, в том числе, в страны Юго-Восточной Азии. Особая роль аэропорту Улан-Удэ отводится в развитии особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань»: через него планируется направить основной поток туристов.

Таблица 9

Характеристика транспортных путей региона

Железные дороги, тыс. км

Речные пути, тыс. км

дороги, тыс. км

Площадь территории, тыс. км

Густота ж-д путей, км/10000км.²

Густота речных путей, км/1000км.²

Густота авто-дорог, км/1000км.²

р.Бурятия

*

Вывод:

Республика Бурятия имеет достаточно разветвленную и развитую транспортную инфраструктуру, представленную различными видами транспорта.

Главной транспортной артерией республики являются Транссибирская железнодорожная магистраль. Протяженность автомобильных дорог общего пользования и ведомственных с твердым покрытием – 10тыс.км.

Развитая сеть автомобильных дорог позволяет перевозить грузы автотранспортом в большинство населенных пунктов области.

Глава V I . Экологические проблемы района.

При взаимодействии общества и окружающей природной среды (ОПС) в процессе производства происходит изменение ландшафтов и их компонентов, что влияет на здоровье и образ жизни людей. Чтобы оценить последствия человеческой деятельности и выявить пути рационализации природопользования на исследуемой территории, необходимо определить уровни воздействия населенных пунктов на окружающую среду. Республика Бурятия представляет собой комплекс, в котором жители в процессе жизнедеятельности оказывают воздействие на состояние ОПС.

Для определения уровня такого воздействия необходимо рассчитать среднюю экологическую плотность населения (ЭП ср) путем корректировки численности населения на коэффициент концентрации загрязнения:

K 1 =1; K 2 =1,5; K 3 =2,0,

где K 1 – соответсвует численности населения до 500 тыс.чел.; K 2 – от 501 тыс. до 1,0 млн чел.; K 3 – свыше 1,0 млн чел.

Затем выявить уровень воздействия (УВ) городского поселения на природную среду. УВ определяется по формуле:

УВ=ЭП ср /K ср,

где K ср – табличный показатель, учитывающий экологическую ситуацию и значимость состояния почвы (K п), атмосферы (K a), водного бассейна (K в) республики Бурятия.

K ср =K п +K a +K в /3.

Таким образом:

1,4+1,1+1,25/3=1,25 - К ср

377100*1=377100;

377100/1,25=3168 – уровень воздействия Улан-Удэ;

25500/1,25=2400 – уровень воздействия Северобайкальска;

23500/1,25=14400 – уровень воздействия Гусиноозерска;

19500/1,25=14800 – уровень воздействия Кяхты.

Республика Бурятия является одним из наиболее экологически чистых регионов Российской Федерации.

Основные виды негативных техногенных воздействий связаны лишь с небольшой частью территории республики, относящейся к промышленным центрам и прилегающим к ним зонам.

Экологическая ситуация в Бурятии умеренно острая. Наибольшее воздействие на водные объекты республики оказывает жилищно-коммунальное хозяйство г. Улан-Удэ (более 40% суммарного объема загрязненных сточных вод). На территории республики обнаружены 4 участка загрязненных подземных вод, крупнейший находится в зоне деятельности Селенгинского ЦКК. На 3 промышленных узла (Улан-Удинский, Гусиноозерский и Нижнеангарский) приходится около 70% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу республики.

Основные экологические проблемы региона:

– загрязнение атмосферного воздуха, в том числе выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта;

– загрязнение поверхностных водных объектов;

– возрастающее количество отходов производства и потребления.

Воздушный бассейн

Формирование на территории Республики Бурятия высокого уровня загрязнения атмосферы обусловлено выбросами предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды и автотранспорта.

За последние пять лет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в Республике Бурятия увеличились на 18,1 тыс.т.

Таблица 10

Основные показатели воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы

Забор воды из природных водных источников для использования 1) , млн м 3

Сброс загрязненных сточных вод 2) , млн м 3

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный

воздух, тыс. т:

от стационарных источников

от автотранспорта

Нарушено земель в связи с несельско-хо-зяй-ственной деятельностью, га

Отработано нарушенных земель, га

Образование отходов производства и потребления 3) , тыс. т

из них использовано и обезврежено

*Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2007. С. 90-92; Россия в цифрах

Причины загрязнения атмосферы:

– увеличение количества сжигаемого топлива, в качестве которого использовались смеси различных углей на предприятиях по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды;

– увеличение объемов производства на предприятиях по добыче прочих полезных ископаемых;

– наличие в холодное время года (преимущественно зимой) длительных периодов с неблагоприятными для рассеивания вредных примесей в атмосфере метеорологическими условиями, т.е при действии антициклона – когда мощные инверсии температуры образуют задерживающий слой, распространяющийся на сотни километров и препятствующий переносу примесей в верхние слои атмосферы.

Кроме того, стоит учесть фактор увеличения количества предприятий, предоставивших ежегодный статистический отчет (предприятия государственного управления и обеспечения военной безопасности), чьи показатели увеличили сумму выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников.

Водные объекты

Основными источниками загрязнения поверхностных водных объектов являются промышленные предприятия и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, превышающих ПДК водного объекта.

Самая большая нагрузка на р. Селенгу отмечается в районе г. Улан-Удэ, где сбрасываются сточные воды с правобережных и левобережных очистных сооружений МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ.

В поверхностные водные объекты в 2007 году сброшено 510,59 млн.м³, в том числе бассейна оз. Байкал – 449,5 млн.м³, бассейна Енисея – 1,08 млн.м³, в водные объекты бассейна Витима – 60,02 млн.м². Из них загрязненных сточных вод – 49,53 млн.м.³, произошло снижение в сравнении с 2006 г. на 2,88 млн.м³ (5,5%). В 2007 году сброс сточных вод осуществляли 44 водопользователя через 53 выпуска.

В общем объеме сбросов загрязненных сточных вод (49,53 млн.м²) содержится 26350 тонн загрязняющих веществ (в 2006 г. – 52,41 млн.м², содержащих 28839 тонн загрязняющих веществ).

Таблица 11

Сравнительные данные сброса загрязняющих веществ в водные объекты

Наименование показателей

Увеличение

Уменьшение

Взвешенные

Вещества

Нефтепродукты

Сухой остаток

Сульфаты

Азот аммонийный

Фосфор общий

БПК(полный)

ХПК(хим. потребление кислорода

*Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2009. С. 90-92; Россия в цифрах

Вывод:

Экологическая обстановка в Республике Бурятия остается сложной: сохраняется высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха и окружающей среды в большинстве городов республики, продолжается антропогенное воздействие на экосистему озера Байкал.

Заключение.

Республика Бурятия располагает значительным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, который выступает важным фактором обеспечения благоприятной природной среды и дальнейшего экономического развития.

Республика Бурятия располагает крупной предварительно оцененной сырьевой базой урана, уникальными запасами разнообразных сортов нефрита, кварца, цинка. Сырьевая база золота республики составляет более 2% от общих запасов России. В настоящее время только золотодобыча вносит ощутимый вклад во все уровни бюджета республики Бурятия. Байкальский регион располагает большими возможностями для развития любительской охоты и рыбной ловли, сбора грибов, ягод и орехов.

Туризм признан стратегическим направлением социально-экономического развития Республики Бурятия. По своим туристским активам республика является одним из наиболее конкурентоспособных регионов России.

Происходят положительные изменения в области планирования развития и организации туризма на местном уровне, что является фактором, повышающим управляемость отраслью и снижающим негативные экономические, экологические и социально-культурные результаты неконтролируемого развития туризма. Продвижение турпродукта Бурятии на профессиональных туристских рынках способствует развитию международных связей, привлечению инвестиционных ресурсов не только в сферу туризма, но и в другие перспективные отрасли экономики, развитию перспективных предприятий и проектов, что в конечном итоге приводит к увеличению турпотока в республику.

Список литературы.

    Российские статистические ежегодники (2008,2009,2010)

    Лапидус Б.М. Регионалистика: Учебное пособие для вузов, М., 2000

    Географические атласы России. Различные издания.

    Экономическая география транспорта / под ред. Н.Н Казанского. М., 1991

    Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Учебник., М., 2002

    Большая энциклопедия транспорта. Под редакцией В.П. Калявина, Спб.,1998.

    Экономическая и социальная география России: Учебник./ под ред. А.Т. Хрущева.М., 1999

  1. www.infobaikal.ru

    МБОУ «Верхне – Талецкая СОШ

    Проект ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ Бурятии

    Выполнила: Ппронина Дарья

    ученица 2 «а» класса


    Бурятия …древняя и удивительная земля у Байкала. Взгляните на карту - республика бережно обнимает и, словно на ладонях, держит чашу Байкала с чистой питьевой водой, одним из главных сокровищ современного мира.

    Байкал занимает особое место в нашей истории, культуре, легендах и преданиях.



    Цель: выяснить экологические проблемы Республики Бурятии

    Задачи:

    • попытаться найти пути их решения.

    Объектом изучения является родной край


    Наиболее распространенная экологическая проблема Республики- загрязнение водоёмов.

    • Промышленные стоки
    • Канализационные и прочие стоки

    • С/х стоки
    • Население

    Наибольший вред природе

    Байкала наносят предприятия

    целлюлозно-бумажной

    промышленности.

    Кроме того, многие реки, впадающие

    озеро, несут и массу других отходов.


    Иркутский ТЭК и другие предприятия

    района используют, в основном,

    низкосортный бурый уголь,

    поставляющий в атмосферу тысячи тонн золы и углекислого газа.

    Атмосферные

    осадки, очищая атмосферу, переправляют

    основную массу этого в

    озеро Байкал.


    Незаконная рубка лесных

    насаждений.

    Уменьшение площади лесов нарушает процесс круговорота кислорода и углерода в биосфере. Несмотря на то, что катастрофические последствия сведения лесов уже широко известны, уничтожение их продолжается.


    лесных пожаров в Бурятии

    77 тысяч гектаров, 115 тысяч, 129 и 132,5 тысячи гектаров на утро 26 августа – такова сумасшедшая кривая лесных пожаров в Бурятии

    77 тысяч гектаров, 115 тысяч, 129 и 132,5 тысячи гектаров на утро 26 августа – такова сумасшедшая кривая лесных пожаров в Бурятии

    В этом году Бурятия оказалась в числе регионов, где сложилась самая неблагоприятная ситуация с лесными пожарами.

    132,5 тысячи гектаров леса – такова сумасшедшая кривая лесных пожаров в

    Бурятии




    Да, сможем!

    1. Принимаемые последние годы меры (ряд предприятий были закрыты, т.к не обзавелись очистными сооружениями) несколько улучшили ситуацию, но о полном решении проблемы говорить пока ещё рано.

    2.Решению проблемы может способствовать лес и экологи каждый сезон высаживают саженцы растений.

    3. Предотвращению пожаров способствует запрет въезда в лес в пожароопасный период.

    4. Утилизация мусора – весьма эффективный способ решения проблемы, но для этого необходимо изменить привычное поведение людей, поскольку требуется сортировать хозяйственный мусор, собирая отдельно металл, бумагу и стекло .


    При взаимодействии общества и окружающей природной среды (ОПС) в процессе производства происходит изменение ландшафтов и их компонентов, что влияет на здоровье и образ жизни людей. Чтобы оценить последствия человеческой деятельности и выявить пути рационализации природопользования на исследуемой территории, необходимо определить уровни воздействия населенных пунктов на окружающую среду. Республика Бурятия представляет собой комплекс, в котором жители в процессе жизнедеятельности оказывают воздействие на состояние ОПС.

    Для определения уровня такого воздействия необходимо рассчитать среднюю экологическую плотность населения (ЭПср) путем корректировки численности населения на коэффициент концентрации загрязнения:

    K1=1; K2=1,5; K3=2,0,

    где K1 – соответсвует численности населения до 500 тыс.чел.; K2 – от 501 тыс. до 1,0 млн чел.; K3 – свыше 1,0 млн чел.

    Затем выявить уровень воздействия (УВ) городского поселения на природную среду. УВ определяется по формуле:

    УВ=ЭПср/Kср,

    где Kср – табличный показатель, учитывающий экологическую ситуацию и значимость состояния почвы (Kп), атмосферы (Ka), водного бассейна (Kв) республики Бурятия.

    Kср=Kп+Ka+Kв/3.

    Таким образом:

    1,4+1,1+1,25/3=1,25 - Кср

    377100*1=377100;

    377100/1,25=3168 – уровень воздействия Улан-Удэ;

    25500/1,25=2400 – уровень воздействия Северобайкальска;

    23500/1,25=14400 – уровень воздействия Гусиноозерска;

    19500/1,25=14800 – уровень воздействия Кяхты.

    Республика Бурятия является одним из наиболее экологически чистых регионов Российской Федерации.

    Основные виды негативных техногенных воздействий связаны лишь с небольшой частью территории республики, относящейся к промышленным центрам и прилегающим к ним зонам.

    Экологическая ситуация в Бурятии умеренно острая. Наибольшее воздействие на водные объекты республики оказывает жилищно-коммунальное хозяйство г. Улан-Удэ (более 40% суммарного объема загрязненных сточных вод). На территории республики обнаружены 4 участка загрязненных подземных вод, крупнейший находится в зоне деятельности Селенгинского ЦКК. На 3 промышленных узла (Улан-Удинский, Гусиноозерский и Нижнеангарский) приходится около 70% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу республики.

    Основные экологические проблемы региона:

    – загрязнение атмосферного воздуха, в том числе выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта;

    – загрязнение поверхностных водных объектов;

    – возрастающее количество отходов производства и потребления.

    Воздушный бассейн

    Формирование на территории Республики Бурятия высокого уровня загрязнения атмосферы обусловлено выбросами предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды и автотранспорта.

    За последние пять лет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в Республике Бурятия увеличились на 18,1 тыс.т.

    Таблица 10

    Основные показатели воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы

    Забор воды из природных водных источников для использования1) , млн м3

    Сброс загрязненных сточных вод2), млн м3

    Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный

    воздух, тыс. т:

    от стационарных источников

    от автотранспорта

    Нарушено земель в связи с несельско­хо­зяй­ственной деятельностью, га

    Отработано нарушенных земель, га

    Образование отходов производства и потребления3), тыс. т

    из них использовано и обезврежено

    Вынужден обратится "городу и миру" в связи с тем, что экологические и экономические проблемы Бурятии, ровно как и моя позиция по ним, оказались предметом не всегда добросовестных обсуждений в ходе подготовки к предварительному голосованию (праймериз) партии "Единая Россия" по определению кандидата в депутаты Государственной Думы.

    1. Считаю необходимым сокращение водоохранной зоны озера Байкал. Сейчас она непомерно велика - от 10 до 80 км. Ее жители испытывают и будут испытывать серьезные трудности. Возьмем для примера п. Турка. На кладбище осталось несколько свободных мест, но ни расширить старое, ни создать новое нельзя. Скорее всего, придется пользоваться кладбищем в п. Турунтаево - не ближний свет. Именно в Турунтаево теперь придется вывозить твердые бытовые отходы (а лицензия на их перевозку у кого-либо в Турке есть?). Не говоря уже о том, что машины могут двигаться по дорогам с твердым покрытием и стоять на стоянках с твердым покрытием - много ли их в Турке? Запрещена также эксплуатация зданий без канализации и системы переработки мусора. А где тогда жить?

    Да, ограничение на приватизацию земельных участков связано со ст. 27 Земельного кодекса, но в моем распоряжении есть судебное решение, в котором указано на позицию прокуратуры, что любое строительство в водоохранной зоне запрещено.

    Нельзя забывать и о рыбоохранной зоне, утвержденной тем же распоряжением от 05.03.2015. В 500-метровой зоне сочетаются все ограничения водоохранной и прибрежной защитной зон, например, нельзя пахать землю и пасти скот. Причем есть, кому следить за этими запретами - рыбоохрана.

    2. Я не осуждаю инициативу изменения Закона об охране озера Байкал и Водного кодекса, уменьшения водоохранной зоны до 500 м. Просто считаю более продуктивным изменение распоряжения о водоохранной и рыбоохранной зонах. Но для этого придется менять постановление о Байкальской природной территории и ее зонировании, то есть сокращать Центральную экологическую зону. Считаю, что лучше формальных 500 м проект Института географии им. Сочавы СО РАН с шириной водоохранной зоны от 40 м до 5 км. Но если проще будет изменить законы и утвердить зону в 500 м, это все равно лучше, чем нынешняя ситуация.

    3. Я никогда не высказывался против разработки Холоднинского месторождения. Действительно, я предлагал оформить его памятником природы по примеру практически всех эксплуатирующихся месторождения Швеции. То есть сохранить эталонные целики и обнажения, которые необходимы, в том числе, и для обучения персонала ГОК. Уже в лицензионном соглашении записаны обязательства недропользователя по подземной добыче, переработке и размещению отходов за пределами Байкальской природной территории. В настоящее время разработка месторождения невозможна из-за неблагоприятной конъюнктуры на цинк и некоторые другие металлы, отсутствия проекта, инвесторов и так далее, и тому подобное. И не надо нас пугать ЮНЕСКО - на территории Участка Всемирного природного наследия "Национальный парк Какаду" в Австралии разрабатывается урановое месторождение. Зато отработка Холоднинского месторождения позволить прекратить сток штольневых вод с запредельными концентрациями кадмия и других тяжелых металлов, убрать рудные отвалы на крутом берегу Холодной, ликвидировать загрязнения от разрушенных поселка Перевал, электростанции и керносклада на берегу Тыи.

    4. Считаю лучшим кандидатом из 20 выдвинувшихся действующего депутата Государственной Думы Михаила Викторовича Слипенчука, буду за него голосовать 22 мая и всех призываю к этому же решению.

    Экологическая ситуация в Республике Бурятия и в районе байкальской природной территории регулярно анализируется и оценивается Минприроды России.

    Основные факторы воздействий на окружающую среду связаны, во-первых, с функционированием национальной экономики и, главным образом, производственного комплекса, во-вторых, с трансграничным переносом загрязняющих веществ и, в-третьих, с наличием долгосрочных не решенных проблем, в-четвертых с отсутствием возможности реализации трудового потенциала населения вне данного объекта промышленности, ведь известно, что СЦКК является практически градообразующим предприятием.

    К 2006 году в районе байкальской природной территории сохранился характерный для последних лет набор проблемных экологических ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды и деградацией природно-ресурсного потенциала. К основным из них относятся проблемы загрязнения водного массива хозяйственно-бытовыми стоками населенных пунктов прибрежной зоны, путем стечения приточных вод реки Селенга, которая является крупнейшим притоком озера Байкал, а так же выбросами технических стоков предприятий и комбинатов региона. Загрязнение воздушного бассейна над акваторией озера Байкал, загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение и деградации почв, образование и накопление отходов, вырубка лесов в водосборном бассейне и промысловое, любительское и браконьерское изъятие биоресурсов.

    Проблема загрязнения Байкала, поступающего с водами реки Селенги в 2006 году оставалась наиболее масштабной. Основные источники загрязнения р. Селенги находятся в Республика Бурятия. Здесь расположены крупные промышленные центры, такие города как Улан-Удэ и Селенгинск. В Улан-Удэ - городские очистные сооружения дают 35% всех сбросов в Селенгу. В 2000 г. пробы воды, отобранные в реке Селенга в непосредственной близости от г. Улан-Удэ содержали загрязняющие вещества в концентрациях, несколько раз превышающих ПДК. Так, было отмечено превышение допустимых концентраций по фенолам в 2-8 раз и ХПК (химическое потребление кислорода) в 2 раза. Также было отмечено превышение ПДК по ионам меди, железу, БПК, нитратам, цинку и нефтепродуктам, по содержанию фосфора и нитратов.

    В 1973 г. рядом с г. Селенгинск в 60 км от озера Байкал был построен Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (СЦКК). В 1991 г. на нем впервые во внутрироссийской практике была введена система замкнутого водооборота. По заявлениям предприятия сброс сточных вод в реку Селенгу полностью прекращен. Однако, комбинат продолжает загрязнять атмосферный воздух, ежегодно образуется более 10,000 м 3 твердых отходов, содержащих тяжелые металлы и хлорорганические соединения, которые, просачиваясь, попадают с водами Селенги в Байкал.

    Используемые в сельскохозяйственной деятельности химические вещества смываются дождями в реку Селенга и затем попадают в озеро Байкал. Общая площадь сельскохозяйственных угодий республики Бурятия занимает 11,2% всей территории Республики Бурятия. Отходы животноводства и эрозия почвы также отрицательно влияют на качество воды в озере Байкал.

    Исследование концентраций загрязняющих веществ в донных отложениях и воде в верхней и нижней дельте реки Селенга, проведенные в 2001 г. показали превышение ПДК в 1,5-2 раза для таких тяжелых металлов как медь, свинец и цинк.

    В целом экологическая ситуация создаваемая Селенгинским целлюлозно-картонным комбинатом (СЦКК) на территории Республики Бурятия на протяжении последних лет оставалась относительно стабильной. Воздействия на окружающую среду хотя и возрастали, однако темпы такого роста были ниже темпов экономического развития и не вызывали заметного обострения экологических проблем. В перспективе, необходимо перейти от современной стадии стабилизации экологической ситуации к ее улучшению в условиях экономического роста.