Краткая биография Циолковского Константина. Интересные факты и фото. Реферат: Циолковский. Биография и основные научные труды Циолковский его достижения

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935)

Константин Эдуардович Циолковский - выдающийся учёный, изобретатель и инженер, создавший основы расчёта реактивного движения и разработавший конструкцию первой космической ракеты для исследования безграничных мировых пространств. Широта и изумительное богатство творческой фантазии соединялись у него со строгим математическим расчётом.

Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 г. в селе Ижевском Рязанской губернии, в семье лесничего. О своих родителях К. С. Циолковский писал: "Характер моего отца был близок к холерическому. Он всегда был холоден, сдержан. Среди знакомых отец слыл умным человеком и оратором... У него была страсть к изобретательству и строительству. Меня ещё не было на свете, когда он придумал и устроил молотилку.

Увы, неудачно. Мать была совершенно другого характера - натура сангвиническая, горячка, хохотунья, насмешница и даровитая. В отце преобладал характер, сила воли, а в матери - талантливость".

В К. Э. Циолковском соединились лучшие человеческие качества родителей. Он унаследовал сильную, непреклонную волю отца и талантливость матери.

Первые годы детства К. Э. Циолковского были счастливыми. Летом он много бегал, играл, строил с товарищами в лесу шалаши, любил лазать на заборы, крыши и деревья. Часто запускал змея и отправлял ввысь по нитке коробочку с тараканом. Зимой с восторгом катался на санках. Девяти лет, в начале зимы, К. Э. Циолковский заболел скарлатиной. Болезнь была тяжёлой, и вследствие осложнений на уши мальчик почти совершенно потерял слух. Глухота не позволила продолжать обучение в школе. "Глухота делает мою биографию малоинтересной, - писал позднее К. Э. Циолковский, - ибо лишает меня общения с людьми, наблюдения и заимствования. Моя биография бедна лицами и столкновениями".

Лет с четырнадцати он начинает самостоятельно систематически заниматься, пользуясь небольшой библиотекой своего отца, в которой были книги по естественным и математическим наукам. Тогда же в нём пробуждается страсть к изобретательству. Юноша строит воздушные шары из тонкой папиросной бумаги, делает маленький токарный станок и конструирует коляску, которая должна была двигаться при помощи ветра. Модель коляски прекрасно удалась и хорошо ходила при ветре.

Отец К. Э. Циолковского весьма сочувственно относился к изобретательству и техническим затеям сына. К. Э. Циолковскому было всего 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для самообразования и совершенствования. Он считал, что наблюдения над технической и промышленной жизнью большого города дадут более рациональное направление его изобретательским стремлениям.

Но что мог сделать глухой юноша, совсем не знавший жизни, в Москве? Из дома К. Э. Циолковский получал 10-15 рублей в месяц. Питался одним чёрным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, реторты, ртуть, серную кислоту и прочее для различных опытов и самодельных аппаратов. "Я помню отлично, - писал он в своей биографии, - что кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек".

Кроме производства физических и химических опытов, К. Э. Циолковский много читал, тщательно прорабатывал курсы начальной и высшей математики, аналитической геометрии, высшей алгебры. Часто, разбирая какую-нибудь теорему, он старался сам найти доказательство. Это ему очень нравилось, хотя и не всегда удавалось.

"Одновременно меня страшно занимали разные вопросы, и я старался сейчас же их решать с помощью приобретенных знаний... Особенно мучил меня такой вопрос - нельзя ли применить центробежную силу, для того чтобы подняться за атмосферу, в небесные пространства?" Был момент, когда К. Э. Циолковскому показалось, что он нашёл решение этой задачи: "Я был так взволнован, - писал он, - даже потрясён, что не спал целую ночь, бродил по Москве и всё думал о великих следствиях моего открытия. Но уже к утру я убедился в ложности моего изобретения. Разочарование было так сильно, как и очарование. Эта ночь оставила след на всю мою жизнь: через 30 лет я ещё вижу иногда во сне, что поднимаюсь к звёздам на моей машине, и чувствую такой же восторг, как и в ту незапамятную ночь".

Осенью 1879 г. К. Э. Циолковский сдал экстерном экзамен на звание учителя народного училища, а месяца через четыре был назначен на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. На своей квартире в Боровске К. Э. Циолковский устроил маленькую лабораторию. У него в доме сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, загорались огни, вертелись колёса и блистали иллюминации. "Я предлагал, - писал об этих годах К. Э. Циолковский, - желающим попробовать ложкой невидимого варенья. Соблазнившиеся угощением получали электрический удар. Посетители любовались и дивились на электрического осьминога, который хватал всякого своими лапами за нос или за пальцы, и тогда у попавшего к нему - волосы становились дыбом и выскакивали искры из любой части тела".

В 1881 г. 24-летний К. Э. Циолковский самостоятельно разработал теорию газов. Эту работу он послал в Петербургское физико-химическое общество. Работа получила одобрение видных членов Общества, в том числе и гениального химика Д. И. Менделеева. Однако её содержание не представляло новости для науки: аналогичные открытия были сделаны несколько раньше за границей. За вторую работу, названную "Механика животного организма", К. Э. Циолковского единогласно избрали членом Физико-химического общества.

С 1885 г. К. Э. Циолковский начал усердно заниматься вопросами воздухоплавания. Он поставил своей задачей создать металлический управляемый дирижабль (аэростат). К. Э. Циолковский обратил внимание на весьма существенные недостатки дирижаблей с баллонами из прорезиненной материи: такие оболочки быстро изнашивались, были огнеопасны, обладали весьма незначительной прочностью, и наполняющий их газ быстро терялся вследствие их проницаемости. Результатом работы К. Э. Циолковского было объёмистое сочинение "Теория и опыт аэростата". В этом сочинении дано теоретическое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой (железной или медной); для пояснения сути дела в приложениях разработаны многочисленные схемы и чертежи.

Эта работа над совершенно новой задачей, без литературы, без общения с учёными, требовала невероятного напряжения и сверхчеловеческой энергии. "Работал я два года почти непрерывно, - писал К. Э. Циолковский, - я был всегда страстным учителем и приходил из училища сильно утомлённым, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты. Как же быть? Времени было мало, да и сил также, и я придумал вставать чуть свет и, уже поработавши над своим сочинением, отправляться в училище. После этого двухлетнего напряжения сил у меня целый год чувствовалась тяжесть в голове".

В 1892 г. К. Э. Циолковский значительно дополнил и развил свою теорию цельнометаллического дирижабля. Результаты научных изысканий по этому вопросу К. Э. Циолковский издал на свои собственные скудные средства.

Наиболее важные научные достижения К. Э. Циолковского относятся к теории движения ракет и реактивных приборов. Долгое время он, как и его современники, не придавал большого значения ракетам, считая их делом забавы и развлечений. Но в конце девятнадцатого столетия К. Э. Циолковский начал теоретическую разработку этого вопроса. В 1903 г. в журнале "Научное обозрение" появилась его статья "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В ней была дана теория полёта ракеты и обоснована возможность применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений.

Наиболее важными и оригинальными открытиями К. Э. Циолковского в теории реактивного движения являются исследование движения ракеты в пространстве без тяжести, определение коэффициента полезного действия ракеты (или, как называет К. Э. Циолковский, утилизация ракеты), исследование полёта ракеты под влиянием тяжести в вертикальном и наклонном направлениях. К. Э. Циолковскому принадлежит подробное изучение условий взлёта с различных планет, рассмотрение задач о возвращении ракеты с какой-либо планеты или астероида на Землю. Он исследовал влияние силы сопротивления воздуха на движение ракеты и дал подробные расчёты необходимого запаса горючего для того, чтобы ракета пробила слой земной атмосферы. Наконец, К. Э. Циолковский выдвинул идею составных ракет или ракетных поездов для исследования космических пространств.

Результаты трудов К. Э. Циолковского в теории ракет стали сейчас классическими. В первую очередь нужно отметить закон К. Э. Циолковского, касающийся движения ракеты в безвоздушном пространстве под действием только реактивной силы, и его гипотезу о постоянстве относительной скорости истечения продуктов горения из сопла ракеты.

Из закона К. Э. Циолковского следует, что скорость ракеты возрастает неограниченно с увеличением количества взрывчатых веществ, причём величина скорости не зависит от быстроты или неравномерности сжигания, если только относительная скорость выбрасываемых из ракеты частиц остаётся постоянной. Когда запас взрывчатого вещества равен весу оболочки ракеты с людьми и приборами, тогда (при относительной скорости выбрасываемых частиц в 5700 метров в секунду) скорость ракеты в конце горения будет почти в два раза больше той, которая нужна, чтобы удалиться навсегда из поля тяготения Луны. Если запас горючего в шесть раз больше веса ракеты, то в конце горения она приобретает скорость, достаточную для удаления от Земли и превращения ракеты в новую самостоятельную планету - спутника Солнца.

Работы К. Э. Циолковского по реактивному движению не ограничиваются теоретическими расчётами; в них даны и практические указания инженеру-конструктору по конструированию и изготовлению отдельных деталей, выбору топлива, очертанию сопла; разбирается вопрос о создании устойчивости полёта в безвоздушном пространстве.

Ракета К. Э. Циолковского представляет собой металлическую продолговатую камеру, похожую по форме на дирижабль или аэростат воздушного заграждения. В головной, передней, её части находится помещение для пассажиров, снабжённое приборами управления, светом, поглотителями углекислоты и запасами кислорода. Основная часть ракеты заполнена горючими веществами, которые при своём смешении образуют взрывчатую массу. Взрывчатая масса зажигается в определённом месте, вблизи центра ракеты, а продукты горения, горячие газы, вытекают по расширяющейся трубе с огромной скоростью.

Получив исходные расчётные формулы для определения движения ракет, К. Э. Циолковский намечает обширную программу последовательных усовершенствований реактивных аппаратов вообще. Вот основные моменты этой грандиозной программы:

  1. Опыты на месте (имеются в виду реактивные лаборатории, где производятся опыты с неподвижно закреплёнными ракетами).
  2. Движение реактивного прибора на плоскости (аэродроме).
  3. Взлёты на небольшую высоту и спуск планированием.
  4. Проникновение в очень разрежённые слои атмосферы, т. е. в стратосферу.
  5. Полёт за пределы атмосферы и спуск планированием
  6. Основание подвижных станций вне атмосферы (вроде маленьких и близких к Земле лун).
  7. Использование энергии Солнца для дыхания, питания и некоторых других житейских целей.
  8. Использование солнечной энергии для передвижения по всей планетной системе и для индустрии.
  9. Посещение самых малых тел солнечной системы (астероидов или планетоидов), расположенных ближе и дальше, чем наша планета, от Солнца.
  10. Распространение человеческого рода по всей нашей солнечной системе.

Исследования К. Э. Циолковского по теории реактивного движения написаны с широким размахом и необычайным взлётом фантазии. "Избави меня боже претендовать на полное решение вопроса, - говорил он, - Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль".

Отдавшись мечте о межпланетных путешествиях, К. Э. Циолковский писал: "Сначала можно летать на ракете вокруг Земли, затем можно описать тот или иной путь относительно Солнца, достигнуть желаемой планеты, приблизиться или удалиться от Солнца, упасть на него или уйти совсем, сделавшись кометой, блуждающей многие тысячи лет во мраке, среди звёзд, до приближения к одной из них, которая сделается для путешественников или их потомков новым Солнцем.

Человечество образует ряд межпланетных баз вокруг Солнца, использовав в качестве материала для них блуждающие в пространстве астероиды (маленькие луны).

Реактивные приборы завоюют людям беспредельные пространства и дадут солнечную энергию в два миллиарда раз большую, чем та, которую человечество имеет на Земле. Кроме тoгo, возможно достижение и других солнц, до которых реактивные поезда дойдут в течение нескольких десятков тысяч лет.

Лучшая часть человечества, по всей вероятности, никогда не погибнет, но будет переселяться от солнца к солнцу, по мере их погасания... Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен. А если это так, то невозможно сомневаться и в достижении бессмертия".

Сочинение К. Э. Циолковского о составной пассажирской ракете 2017 года читается, как увлекательнейший роман. Описания жизни людей в среде без тяжести поразительны по остроумию и проницательности. Так и хочется погулять по садам и оранжереям, которые летят в безвоздушном пространстве быстрее современного артиллерийского снаряда!

Основные работы К. Э. Циолковского теперь хорошо известны за рубежом. Так, например, известный учёный и исследователь реактивного движения в космическом пространстве профессор Герман Оберг писал в 1929 г. К. Э. Циолковскому: "Многоуважаемый коллега! Большое спасибо за присланный мне письменный материал. Я, разумеется, самый последний, кто стал бы оспаривать Ваше первенство и Ваши услуги по делу ракет, и я только сожалею, что я не раньше 1925 года услышал о Вас. Я был бы, наверное, в моих собственных работах сегодня гораздо дальше и обошёлся бы без тех многих напрасных трудов, зная Ваши превосходные работы".

В другом письме тот же Оберт говорит: "Вы зажгли огонь, и мы не дадим ему погаснуть, но приложим все усилия, чтобы исполнилась величайшая мечта человечества". Ракеты К. Э. Циолковского подробно описаны в ряде научных и популярных журналов и книг.

В технических журналах за рубежом в 1928-1929 гг. была проведена широкая дискуссия по обоснованию вывода основного уравнения ракеты. Итоги дискуссии показали полную и безупречную справедливость формулы К. Э.. Циолковского для закона движения ракеты в пространстве без тяготения и без сопротивления среды. Его гипотеза о постоянстве относительной скорости отброса частиц из корпуса ракеты принята в большинстве теоретических исследований учёных всех стран.

Научные интересы К. Э. Циолковского вовсе не ограничивались вопросами реактивного движения, но к созданию теории полёта ракеты он последовательно возвращался всю свою творческую жизнь. После работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами", опубликованной в 1903 г., К. Э. Циолковский печатает в журнале "Воздухоплаватель" в 1910 г. статью "Реактивный прибор как средства полёта в пустоте и. в атмосфере". В 1911-1914 гг. появились три работы К. Э. Циолковского о космических полётах. После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила более широкий размах. Он переиздаёт с дополнениями свои основные работы по ракетам. В 1927 г. он печатает работу о космической ракете (опытная подготовка), затем работу "Ракетные космические поезда", где даётся подробное исследование движения составных ракет. Несколько статей он посвящает теории реактивного аэроплана:

"Основной мотив моей жизни, - говорил К. Э. Циолковский, - не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы - может быть, скоро, а может быть, и в отдалённом будущем - дадут обществу горы хлеба и бездну могущества". Эта настойчивость исканий - стремление создавать новое, забота о счастье и прогрессе всего человечества - определяла всё содержание жизни этого замечательного человека. Долгое время имя К. Э. Циолковского оставалось малоизвестным даже в России. Его считали чудаком-фантазёром, мечтателем-идеалистом. Научные заслуги К. Э. Циолковского получили свою истинную оценку только после Великой Октябрьской социалистической революции.

За шесть дней до своей смерти, 13 сентября 1935 г., К. Э. Циолковский писал в письме к И. В. Сталину: "До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина - Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным... Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти - подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды".

Жизнь К. Э. Циолковского - настоящий подвиг. В труднейших условиях он проводил свои теоретические и экспериментальные изыскания. Жизнь вдохновенного калужского самоучки - образец творческого дерзания, целеустремлённости, уменья преодолевать препятствия, настойчивого стремления двигать вперёд науку и технику своего времени.

Главнейшие труды К. Э. Циолковского : Избранные труды, Госмашметиздат, 1934, кн. I - Цельнометаллический дирижабль, кн. II -Реактивное движение (Ракета в космическое пространство, 1903; Исследование мировых пространств реактивными приборами, 1926); Космическая ракета. Опытная подготовка, 1927; Ракетные космические поезда, 1929; Новый аэроплан, 1929; Давление на плоскость при её нормальном движении в воздухе, 1929; Реактивный аэроплан, 1930; Стратоплан полу реактивный, 1932.

О К. Э Циолковском : Моисеев Н. Д., К. Э. Циолковский (опыт биографической характеристики), в т. I Избр. трудов К. Э. Циолковского; Рынин Н. А., Хронологический список сочинений К. Э. Циолковского, там же; Его же, К. Э. Циолковский, его жизнь, работа и ракеты, Л., 1931; К. Э. Циолковский (сборник статей), изд. Аэрофлота, M., 1939; История воздухоплавания и авиации в СССР, М., 1944.

Люди годами пытались найти ответы о строении Вселенной, смотрели на загадочные звезды и мечтали о покорении космоса. Константин Эдуардович Циолковский приблизил человечество к покорению воздушного пространства.

Его труды послужили стимулом к созданию мощнейших ракет, самолетов и орбитальных станций. Прогрессивные и новаторские идеи мыслителя часто не совпадали с общественным мнением, но ученый не сдавался. Гениальные исследования Циолковского прославили российскую науку в мировом сообществе.

Детство и юность

Осенью 1857 года в семье Циолковских родился мальчик. Родители ребенка жили в селе Ижевское Рязанской губернии. Константином младенца назвал священник при крещении. Эдуард Игнатьевич (отец) считался отпрыском обедневшего дворянского рода, корни которого уходили в Польшу. Мария Юмашева (мать) – татарка по происхождению, получила образование в гимназии, поэтому могла сама обучать детей грамоте.


Мама научила сына письму и чтению. Букварем Константина становятся "Сказки" Афанасьева. По этой книге смышлёный мальчик складывает буквы в слоги и слова. Овладев техникой чтения, любознательный ребенок познакомился с многочисленными книгами, которые присутствовали в доме. Старшие братья и сестры Циолковского считали малыша выдумщиком и фантазером и не любили слушать детские «бредни». Поэтому Костя вдохновенно рассказывал младшему братишке собственные размышления.

В 9-летнем возрасте ребенок заразился скарлатиной. Мучительная болезнь дала осложнение на слух. Тугоухость лишила Константина большей части детских впечатлений, но он не сдался и увлекся мастерством. Вырезает и клеит поделки из картона и дерева. Из-под рук одаренного малыша выходят саночки, часы, домики и крошечные замки. Изобрел и коляску, которая ездила против ветра, за счет пружины и мельницы.


В 1868 году семья вынуждена переехать в Киров Вятской губернии, так как отец потерял работу и направился к братьям. Родственники помогли мужчине с работой, пристроив лесничим. Циолковским достался купеческий дом – бывшее владение Шуравина. Через год подросток вместе с братом поступает в мужскую «Вятскую гимназию». Педагоги оказались строгими, а предметы сложными. Учеба дается Константину тяжело.

В 1869 погибает старший брат, который учился в Морском училище. Мама, не пережив утрату ребенка, через год скончалась. Костя, горячо любивший матушку, погружается в траур. Трагические моменты биографии отрицательно сказались на учебе мальчика, который и до этого не блистал отметками. Ученика 2 класса из-за неуспеваемости оставляют на второй год, а сверстники жестоко издеваются над глухотой.


Из 3 класса отстающего школьника отчислили. После этого Циолковский вынужденно занялся самообразованием. Находясь в домашней обстановке, подросток успокоился и вновь принялся много читать. Книги давали необходимые знания и не упрекали юношу, в отличии от педагогов. В родительской библиотеке Константин обнаружил труды именитых ученых и с упоением взялся за изучение.

К 14 годам одаренный мальчик развивает собственные инженерные способности. Самостоятельно создает домашний токарный станок, с помощью которого мастерит нестандартные вещицы: движущиеся коляски, ветряную мельницу, деревянный локомотив и даже астролябию. Увлечение фокусами побудило Константина к созданию «волшебных» комодов и ящиков, в которых таинственным образом «исчезали» предметы.

Учеба

Отец, осмотрев изобретения, поверил в талантливость сына. Эдуард Игнатьевич отправляет юное дарование в Москву, где ему надлежало поступить в Высшее техническое училище. Планировалось, что жить будет у папиного друга, которому написали письмо. По рассеянности Константин обронил листок с адресом, запомнив только название улицы. Прибыв на Немецкий (Бауманский) проезд, снял комнату и продолжил самообразование.

Из-за природной стеснительности юноша не решился на поступление, но остался в городе. Отец присылал ребенку 15 рублей в месяц, но этих денег катастрофически не хватало.


Молодой человек экономил на еде, так как тратил финансы на книги и реактивы. Из дневников известно, что умудрялся прожить на 90 копеек в месяц, питаясь только хлебом и водой.

Ежедневно с 10:00 до 16:00 сидит в Чертковской библиотеке, где изучает математику, физику, литературу, химию. Здесь Константин знакомится с основоположником русского космизма - Федоровым. Благодаря разговорам с мыслителем юноша получил информации больше, чем смог бы узнать у профессоров и педагогов. Три года понадобилось юному дарованию, чтобы полноценно освоить программу гимназии.

В 1876 тяжело заболел отец Циолковского и вызвал сына домой. Вернувшись в Киров, молодой человек набрал класс учеников. Изобрел собственную методику преподавания, которая помогала детям полноценно усваивать материал. Каждый урок демонстрировал наглядно, что облегчало закрепление изученного.


В конце года умер Игнат – младший брат Константина. Мужчина тяжело перенес это известие, так как с детства любил Игната и доверял сокровенные тайны. Спустя 2 года семейство вернулось в Рязань, планируя купить доходный дом. В этот момент между отцом и сыном происходит ссора, и молодой учитель покидает семью. На деньги, заработанные репетиторством еще на Вятке, снимает комнатку и подыскивает новых учеников.

Для подтверждения квалификации мужчина экстерном сдает экзамены в Первой гимназии. Получив свидетельство, по распределению отправляется в Боровск, к месту государственной службы.

Научные достижения

Молодой теоретик ежедневно чертит графики и планомерно составляет рукописи. Дома постоянно экспериментирует, в результате чего в комнатах гремит миниатюрный гром, блистают крошечные молнии, самостоятельно танцуют бумажные человечки.

Научный совет «РФХО» постановил включить Циолковского в ряды ученых. Сотрудники комитета поняли, что гений-самоучка внесет весомый вклад в науку.


В Калуге мужчина написал труды по космонавтике, медицине, космической биологии. Константин Циолковский известен не только изобретениями, но и удивительными размышлениями о космосе. Его «космическая философия» расширила границы жизненного пространства и открыла перед человеком дорогу в небо. Гениальный труд «Воля вселенной» доказал человечеству, что звезды гораздо ближе, чем кажется.

Список научных открытий

  • В 1886 году разработал аэростат, ориентируясь на собственные чертежи.
  • На протяжении 3 лет ученый муж прорабатывает идеи, связанные с ракетостроением. Пытается ввести в эксплуатацию металлический дирижабль.
  • Математическими чертежами и выкладками подтверждает теорию о допустимости запуска ракеты в космос.
  • Разработал первые модели ракет, стартующих с наклонной плоскости. Чертежи профессора использовались при создании артиллерийской установки «Катюша».
  • Построил аэродинамическую трубу.

  • Спроектировал двигатель с газотурбинной тягой.
  • Создал чертеж моноплана и обосновал идею двукрылого самолета.
  • Придумал схему поезда, движущегося на воздушной подушке.
  • Изобрел шасси, которое выдвигается из нижней полости летательного аппарата.
  • Исследовал виды топлива для ракет, рекомендовав смесь водорода и кислорода.
  • Написал научно-фэнтезийную книгу «Вне Земли», в которой рассказал об удивительном путешествии человека на Луну.

Личная жизнь

Свадьба Циолковского состоялась летом 1880 года. Женившись без любви, рассчитывал, что подобный брак не будет мешать работе. Супругой стала дочка вдовствующего священника. Варвара и Константин прожили в браке 30 лет и произвели на свет 7 детей. Пятеро малышей умерли еще во младенчестве, а оставшиеся двое погибли взрослыми. Оба сына совершили суицид.


Биография Константина Эдуардовича пестрит трагическими событиями. Ученого преследуют смерти родных, пожары и наводнения. В 1887 до тла выгорел дом Циолковских. В огне погибли рукописи, чертежи и модели. 1908 год не менее печален. Вышедшая из берегов Ока затопила жилище профессора, уничтожив уникальные схемы и машины.

Научные достижения гения не оценили работники Социалистической академии. От голодной смерти Циолковского спасло Общество любителей мироведения, назначив ему пенсию. Власть вспомнила о существовании талантливого мыслителя только в 1923, когда в прессе опубликовали доклад немецкого физика о космических полетах. Государство назначило русскому гению пожизненную дотацию.

Смерть

Весной 1935 года врачи диагностировали у профессора рак желудка. Узнав диагноз, мужчина составил завещание, но отказался лечь на госпитализацию. Измученный постоянными болями осенью согласился на операцию.


Медики экстренно удалили опухоль, но остановить деление раковых клеток не смогли. На следующий день в больницу доставили телеграмму от , который пожелал скорейшего выздоровления.

Великий ученый умер осенью этого же года.

  • Оглох после скарлатины,
  • Самостоятельно за 3 года изучил университетскую программу,
  • Известен, как феноменальный педагог и любимец детворы,
  • Считался атеистом,
  • В Калуге построен музей, где размещены фотографии и предметы быта ученого,
  • Мечтал о идеальном мире, где отсутствуют преступления,
  • Предлагал расчленять убийц на атомы,
  • Рассчитал протяженность полета многоступенчатой ракеты.

Цитаты

  • «Мы должны оставить все внушённые нам правила морали и закона, если они вредят высшим целям. Всё нам можно и всё полезно - вот основной закон новой морали».
  • «Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».
  • «Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубины космоса, но отнюдь не самоцель … Будет иной способ передвижения в глубину космоса, приму и его. Вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса».
  • «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
  • «Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ: нет всемогущего бога, но есть Вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей».
  • «Невозможное сегодня станет возможным завтра».

Библиография

  • 1886 - Теория аэростата
  • 1890 - К вопросу о летании посредством крыльев
  • 1903 - Естественные основы нравственности
  • 1913 - Выделение человека из царства животных
  • 1916 - Условия жизни в других мирах
  • 1920 - Влияние разной тяжести на жизнь
  • 1921 - Мировые катастрофы
  • 1923 - Значение науки о веществе
  • 1926 - Простой солнечный нагреватель
  • 1927 - Условия биологической жизни во вселенной
  • 1928 - Совершенство вселенной
  • 1930 - Эпоха дирижаблестроения
  • 1931 - Обратимость химических явлений
  • 1932 - Возможен ли вечный двигатель?

Русский советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября (5 сентября по старому стилю) 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии в семье лесничего.

С 1868 года вместе с родителями Константин Циолковский жил в Вятке (ныне Киров), где учился в гимназии .

После перенесенной в детстве скарлатины он почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжить учебу в гимназии, и с 14 лет Циолковский занимался самостоятельно.

С 1873 по 1876 год он жил в Москве и занимался в библиотеке Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека), изучал химию и физико-математические науки.

В 1876 году он вернулся в Вятку и .

Осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамены в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ.

В 1880 году он был назначен преподавателем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске. В 1892 году он был переведен на службу в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище.

Циолковский практически с самого начала трудовой деятельности совмещал преподавание с научной работой. В 1880-1881 годах, не зная об уже сделанных открытиях, он написал свою первую научную работу "Теорию газов". Вторая его работа, вышедшая в те же годы, "Механика животного организма", получила положительные отзывы крупнейших ученых и была издана. После ее публикации Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.

В 1883 году он написал работу "Свободное пространство", где впервые сформулировал принцип работы реактивного двигателя.

С 1884 года Циолковский работал над проблемами создания дирижабля и "обтекаемого" аэроплана, с 1886 года — над научным обоснованием ракет для межпланетных полетов. Систематически занимался разработкой теории движения реактивных аппаратов и предложил несколько их схем.

В 1892 году вышел в свет его труд "Аэростат металлический управляемый" (о дирижабле). В 1897 году Циолковский сконструировал первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью .

Он разработал методику эксперимента в ней и в 1900 году на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел.

В 1903 году в журнале "Научное обозрение" появилась первая статья Циолковского по ракетной технике "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой была обоснована реальная возможность применения реактивных приборов для межпланетных сообщений.

Она прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть статьи, опубликованная в журнале "Вестник воздухоплавания" в 1911-1912 годах, вызвала большой резонанс. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой "Дополнение к "Исследованию мировых пространств реактивными приборами".

После 1917 года его научная деятельность получила поддержку государства . В 1918 году Константин Циолковский был избран членом Социалистической академии общественных наук (с 1924 года — Коммунистическая академия).

В 1921 году ученый оставил педагогическую работу. В эти годы он работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя.

В 1926-1929 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатого ракетостроения, решил важные задачи, связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения, посадкой космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы, рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, выдвинул идеи о создании ракеты — искусственного спутника Земли и околоземных орбитальных станций.

В 1932 году он разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов с гиперзвуковыми скоростями.
Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, осуществимость межпланетных полетов и освоения человеком космического пространства. Он первым рассмотрел вопросы о медико-биологических проблемах, возникающих при длительных космических полетах. Кроме того, ученый выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули для управления полетом ракеты, использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля и многое другое.


Рус. ученый и изобретатель, сделавший ряд крупных открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений.

Род. в с. Ижевском Рязанской губ., в семье лесничего. После перенесенной в детстве тяжелой болезни (скарлатины) Ц. почти полностью потерял слух и был лишен возможности учиться в школе и активно общаться с людьми. Занимался самостоятельно; с 16 до 19 лет жил в Москве, изучая физико-математич. науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 Ц. экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 был назначен учителем арифметики, геометрии и физики в Боровское уездное училище Калужской губ. К этому времени относятся первые научные исследования Ц. Самостоятельно, не зная об уже сделанных открытиях, он в 1881 разработал основы кинетич. теории газов. Вторая его работа - "Механика животного организма", получила благоприятный отзыв знаменитого физиолога И. М. Сеченова, и Ц. был принят в чл. Рус. физико-химич. об-ва.

Главные работы Ц., выполненные после 1884, были тесно связаны с тремя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллич. аэростата (дирижабля), хорошо обтекаемого аэроплана и ракеты для межпланетных путешествий. Большинство научных исследований по цельнометаллич. дирижаблю было выполнено Ц. в 1885-92. Описание и расчеты аэроплана были опубл. в 1894. С 1896 Ц. систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Великой Окт. социалистич. революции он много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов.

Результатом исследовательской работы Ц. по дирижаблю было соч. "Теория и опыт аэростата" (1887), в к-ром дано научное и технич. обоснование конструкции дирижабля с металлич. оболочкой. К работе были приложены чертежи, поясняющие детали конструкции. Дирижабль Ц. выгодно отличался от предшествовавших ему конструкций рядом особенностей. Во-первых, это был дирижабль переменного объема, что позволяло сохранять постоянную подъемную силу при различных температурах окружающего воздуха и различных высотах полета. Возможность изменения объема конструктивно достигалась при помощи особой стягивающей системы и гофрированной оболочки. Во-вторых, газ, наполняющий дирижабль, можно было подогревать за счет тепла отработанных газов, пропускаемых по змеевикам. Третья особенность конструкции состояла в применении для увеличения прочности гофрированной тонкой металлич. оболочки, причем волны гофра располагались перпендикулярно к оси дирижабля. Выбор геометрич. формы дирижабля и расчет прочности его тонкой оболочки были впервые выполнены Ц.

Однако, прогрессивный для своего времени, проект дирижабля Ц. не был поддержан; автору было отказано даже в субсидии на постройку модели. Обращение Ц. в ген. штаб рус. армии также не имело успеха. Печатный труд Ц. "Аэростат металлический управляемый" (1892) получил нек-рое число сочувственных отзывов, и этим дело ограничилось.

В 1892 Ц. переехал в Калугу, где вел преподавание физики и математики в гимназии и епархиальном училище. В научной деятельности он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Ц. принадлежит замечательная идея постройки аэроплана с металлич. каркасом. В статье "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина" (1894) даны описание и чертежи моноплана, к-рый по своему внешнему виду и аэродинамич. компоновке предвосхищал конструкции самолетов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Ц. крылья имеют толстый профиль с округленной передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Ц. построил в 1897 первую в России аэродинамич. трубу, разработал методику эксперимента в ней и позднее (1900) на субсидию Академии наук выполнил продувки простейших моделей и определил коэффициенты сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работы над аэропланом также не получили признания у представителей официальной рус. науки. На дальнейшие изыскания в этой области Ц. не имел ни средств, ни даже моральной поддержки.

Важнейшие научные результаты получены Ц. в теории движения ракет. Мысли об использовании принципа реактивного движения для целей летания высказывались Ц. еще в 1883, однако создание им математически строгой теории реактивного движения относится к самому концу 19 в. В 1903 в статье "Исследование мировых пространств реактивными приборами" на основании общих теорем механики Ц. дал теорию полета ракеты с учетом изменения ее массы в процессе движения, а также обосновал возможность применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений. Строгое математич. доказательство возможности применения ракеты для решения научных проблем, использования ракетных двигателей для создания движения грандиозных межпланетных кораблей целиком принадлежат Ц. В этой статье и в последовавших продолжениях ее он впервые в мире дал основы теории жидкостного реактивного двигателя, а также элементов его конструкции.

В 1929 Ц. разработал весьма плодотворную теорию движения составных ракет или ракетных поездов; он предлагал к осуществлению два типа составных ракет. Один из типов - последовательная составная ракета, состоящая из нескольких соединенных одна за другой ракет. При взлете толкающей является последняя (нижняя) ракета. После использования ее топлива она отделяется от поезда и падает на землю. Далее начинает работать двигатель ракеты, оказавшейся последней. Эта ракета для оставшихся является толкающей до момента полного использования своего топлива, а затем также отделяется от поезда. К цели полета доходит лишь головная ракета, достигающая значительно более высокой скорости, чем одиночная ракета, т. к. она разогнана отброшенными в процессе движения ракетами.

Второй тип составной ракеты (параллельное соединение ряда ракет) был назван Ц. эскадрильей ракет. В этом случае, по мысли Ц., все ракеты работают одновременно, до момента использования половины своего топлива. Затем крайние ракеты сливают оставшийся запас топлива в полупустые баки остальных ракет и отделяются от ракетного поезда. Процесс переливания топлива повторяется до тех пор, пока от поезда останется лишь одна головная ракета, набравшая очень высокую скорость.

Создание разумной конструкции составной ракеты является одной из наиболее актуальных проблем, над к-рой работают ученые и инженеры.

Ц. первым решил задачу о движении ракеты в однородном поле тяготения и подсчитал необходимые запасы топлива для преодоления силы притяжения Земли. Приближенно он рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты и вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

Ц. является основоположником теории межпланетных сообщений. Вопрос о межпланетных путешествиях интересовал Ц. с самого начала его научных изысканий. Его исследования впервые строго научно показали возможность осуществления полета с космич. скоростями, несмотря на большие технич. трудности практич. осуществления этих полетов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли, и высказал идею о создании внеземных станций как промежуточных баз при межпланетных сообщениях, подробно рассмотрел условия жизни и работы людей на искусственном спутнике Земли и межпланетных станциях. Ц. выдвинул идею газовых рулей для управления полетом ракеты в безвоздушном пространстве; он предложил гироскопич. стабилизацию ракеты в свободном полете в пространстве, где нет сил тяжести и сил сопротивления. Ц. понимал необходимость охлаждения стенок камеры сгорания реактивного двигателя, и его предложение охлаждать стенки камеры компонентами топлива широко используется в совр. конструкциях реактивных двигателей.

Чтобы ракета не сгорела, как метеорит, при возвращении из космич. пространства на Землю, Ц. предложил специальные траектории планирования ракеты для погашения скорости при приближении к Земле, а также способы охлаждения стенок ракеты жидким окислителем. Он исследовал большое число различных окислителей и горючих и для жидкостных реактивных двигателей рекомендовал следующие топливные пары: жидкий кислород и жидкий водород; спирт и жидкий кислород; углеводороды и жидкий кислород или озон.

При Сов. власти условия жизни и работы Ц. радикально изменились. Его исследованиям правительство оказало всяческое содействие, к ним был проявлен большой интерес со стороны общественных и научных организаций. Ц. была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной работы.

Ц. принадлежит также ряд исследований в других областях знаний: в аэродинамике, философии, лингвистике, труды об общественном устройстве жизни людей на искусственных островах, плавающих вокруг Солнца между орбитами Земли и Марса. Нек-рые из этих исследований являются спорными, нек-рые повторяют результаты, полученные другими учеными. Это хорошо знал и сам Ц., но в условиях дореволюционной Калуги он не мог систематически следить за мировой научной литературой. В 1928 он писал: "Я многое открыл, что было уже открыто ранее меня. Значение таких работ я признаю только для самого себя, так как они давали мне уверенность в моих силах". Исследования Ц. по ракетной технике и теории межпланетных путешествий служат руководящим материалом для совр. конструкторов и ученых, занимающихся созданием реактивных аппаратов. Идеи Ц. успешно претворяются в жизнь.

Соч.: Собрание сочинений, т. 1-2, М., 1951-54; Избранные труды, кн. 1-2, Л., 1934; Труды по ракетной технике, М., 1947.

Лит.: Юрьев Б. Н., Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского, в кн.: Труды по истории техники, вып. 1, М., 1952; Космодемьянский А. А., К. Э. Циолковский - основоположник современной ракетодинамики, там же; его же, Константин Эдуардович Циолковский, в кн.: Люди русской науки, с предисл. и вступ. статьей акад. С. И. Вавилова, т. 2, М.-Л., 1948 (имеется список трудов Ц. и лит. о hеm); Арлазоров M. С., Константин Эдуардович Циолковский. Его жизнь и деятельность, 2 изд., М., 1957

Циолковский, Константин Эдуардович

(17.IX.1857-19.IX.1935) - русский ученый и изобретатель, основатель современной космонавтики и ракетной техники. Род. в семье лесничего в с. Ижевском (бывш. Рязанской губ.). В результате осложнения после перенесенной в детстве скарлатины потерял слух и был лишен возможности поступить в учебное заведение. Самостоятельно изучил физику и математику. В 1879 г. сдал экстерном экзамен на звание учителя, а в следующем году был назначен учителем математики в уездном училище гор. Боровска. С 1898 г. преподавал математику и физику в женском училище в Калуге.

Первые научные исследования Циолковского начались в 80-х годах. В 1885-1892 гг. он провел значительную часть своих исследований по обоснованию возможности постройки цельнометаллического дирижабля. С 1896 г. начал систематически заниматься разработкой теории движения реактивных аппаратов. Им были предложены схемы ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. В 1903 г. в статье "Исследование мировых пространств реактивными приборами" применил общие законы механики к теории полета ракеты переменной массы и обосновал возможность межпланетных сообщений. До Великой Октябрьской социалистической революции идеи Циолковского не были оценены по достоинству. После революции Советское правительство оказало исследованиям Циолковского широкое содействие. Ему была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность работы. В 1929 г. он разработал теорию движения составных многоступенчатых ракет, с большим успехом применяемую в современной космонавтике. Первым разработал идею ракеты - искусственного спутника Земли и изучил условия жизни и работы его экипажа. Он считал, что внеземные станции должны быть промежуточными базами для дальнейшей экспансии человека в Космос. Циолковский является также автором трудов по аэродинамике, философии, им разрабатывались социальные проекты будущего человеческого общества.

В настоящее время труды Циолковского получили мировое признание. Его исследования и идеи, подтвержденные всей практикой современной космонавтики, широко используются при разработке различных космических проектов.

Был почетным членом Русского общества любителей мироведения, почетным профессором Академии Воздушного Флота им. Н. Е. Жуковского. В СССР издано полное собрание сочинений Циолковского в четырех томах, учреждена золотая медаль его имени за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений.

Лит.: Арлазоров М. Циолковский. - М., "Молодая гвардия", 1962. - Циолковский К. Э. Собрание сочинений. Т. 1-4. - М., 1951-1964. - Юрьев Б. Н. Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского. - В кн.: Труды по истории техники, вып. 1. - М., 1952.

Циолковский, Константин Эдуардович

Выдающийся ученый, один из основателей космонавтики, мыслитель. Род. в с. Ижевское, ныне Рязанской обл.; из семьи лесничего, обрусевшего поляка. В детстве почти полностью потерял слух, и с 14 лет учился самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физ.-матем. науки по программам средней и высшей школы. Посещая Румянцевскую библиотеку, познакомился с Н.Ф.Федоровым, к-рый, по признанию самого Ц., заменил ему университетских проф. В 1879 Ц. сдал экстерном экзамен на звание учителя арифметики и геометрии. В 1880 получает диплом учителя, и до 1920 работает в школах Боровска, затем Калуги. Там же занимается науч.-иссл. деятельностью. В центре его науч. интересов были проблемы преодоления смерти человека, проблемы смысла жизни, проблемы космоса, места человека в космосе, возможности бесконечного человеч. существования. Важнейшим средством решения этих задач он считал изобретение ракет и поселение человечества (ввиду конечности Земли) в др. мирах. В 1924 переизд. его статьи о ракете утверждается его мировой приоритет в этой обл. В конце 20-х гг. приобретает мировую известность как глава нового науч. направления - ракетодинамики. Формируется группа изучения ракетного движения во главе с Ф.А.Цандером; из этой группы вышел С.П.Королев. Умер Ц. в Калуге.

А.П.Алексеев

Космич. философию Ц. определял как знание, основанное только на авторитете "точной науки", в связи с чем ее нередко относят к естественно-науч. направлению космизма. Но на самом деле космич. филос - мировоззренч. система, она содержит подробно разработанную метафизику и этику. Включая нек-рые фрагменты науч. картины мира, мировоззренч. концепция Ц. выходит далеко за границы оснований науч. познания. Видное место в ней отводится вере, в т.ч. религ. Разрабатывая идею "первопричины", или "причины" Вселенной, Ц. приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога. Неявным образом космич. филос. Ц. испытала сильное влияние теософии и оккультизма. Характерная черта космич. филос. состоит в том, что в ней синтезированы разнообразные течения зап. (Платон, Левкипп, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и вост., преимущественно эзотерической филос. мысли. Этим обусловлена ее глубокая ан-тиномичность. Исходным принципом космич. филос. Ц. выступает принцип атомистического панпсихизма. По Ц., "неделимую основу или сущность мира" составляют "атомы-духи" ("идеальные атомы", "первобытные духи"). Это - элемент метафиз. субстанции, отличный от элементарных частиц совр. физики. "Атомы-духи" - простейшие "существа", обладающие "чувствительностью". В своей космич. этике Ц. фактически отрицал личностную основу человеч. "Я". Для него "Я" -. это ощущение "атома-духа", находящегося в живом веществе. Именно "атомы-духи" - подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному,- "союз" таких атомов, живущих в согласии друг с другом (Этика или естественные основы нравственности // Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 372). Принцип монизма выражает в космич. филос. единство: а)субстанциальной основы мира; б) материального и дух. начал Вселенной; в) живой и неживой материи ("все живо и только временно находится в небытии, в форме неорганизованной мертвой материи" (Научная этика // Очерки о Вселенной. М., 1992. С.119); г) единство человека и Вселенной. К числу осн. относятся в космич. филос. также принципы бесконечности , эволюции и антропный принцип. Вселенная, согласно космич. филос., - это целостный живой организм, к-рый "подобен добрейшему и разумнейшему животному" (Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы // Очерки о Вселенной. С.43). Такое понимание космоса, восходящее к платоновской традиции, Ц. явно противопоставлял образу Вселенной класс. естествознания. В бесконечном времени может существовать множество космосов, так же как они существуют и в бесконечном пространстве. Выступая против признания принципа возрастания энтропии, Ц. говорил о "вечной возникающей юности" Вселенной. Все процессы он считал периодическими и обратимыми. В этом и состоит эволюционизм космич. филос., к-рый включает также идею бесконечного возрастания могущества некосмического разума. "Смысл" Вселенной Ц. видел в стремлении материи к самоорганизации, неизбежности возникновения высокоразвитых космич. цивилизаций. Идея единства человека и космоса нашла у Ц. выражение в форме двух дополнительных по своему содержанию принципов космизма: 1) принцип, к-рый сам Ц. формулировал так: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной" (во-первых, "причина" и "воля" космоса почти фаталистически детерминируют деятельность и поведение человека; во-вторых, метафизика человеч. судьбы получает в космич. филос. оригинальную интерпретацию: смерти нет); в ритмах космич. эволюции смерть сливается с "новым совершенным рождением", этим для каждого существа обеспечивается субъективное ощущение "никогда не кончающегося счастья"; 2) принцип, к-рый можно сформулировать следующим образом: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т. е. человечества и др. космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности". Оба эти принципа у Ц. сосуществуют. Он считал, что для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида "хомо сапиенс", совершенствование биол. природы человека путем естеств. и искусств, отбора. Высокоразвитые космич. цивилизации, посещая миры, на к-рых развивается "несовершенная, неразумная и мучительная жизнь", вправе уничтожать ее, заменяя "своей совершенной породой" (Космическая философия // Очерки о Вселенной. С.230). В отдаленном будущем космич. разум посчитает благом для себя обратиться в лучистую энергию.

В.В.Казютинский

Соч.: Грезы о Земле и небе. Калуга , 1895 ; Нирвана. Калуга , 1914 ; Горе и гений. Калуга , 1916 ; Богатство Вселенной. Калуга , 1920 ; Живая Вселенная , 1923 ; Монизм Вселенной. Калуга , 1925 ; Будущее Земли и человечества. Калуга , 1928 ; Общественная организация человечества. Калуга , 1928 ; Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга , 1928 ; Ум и страсти. Калуга , 1928 ; Двигатели прогресса. Калуга , 1928 ; Любовь к самому себе , или Истинное себялюбие. Калуга , 1928 ; Прошедшее Земли. Калуга , 1928 ; Цели звездоплавания. Калуга , 1929 ; Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. Калуга , 1929 ; Научная этика. Калуга , 1930. Избранные труды. Кн.1 , 2. Л. , 1934 ; Собр. соч. Т.1-4. М. , 1951-1964 ; Мысли о будущем. Высказывания К.Э.Циолковского. Калуга , 1958 ; Рукописные материалы К.Э. Циолковского. См. : Труды Архива АН СССР. М. , 1966. Вып.22 ; Монизм Вселенной // Русский космизм. М. , 1993 ;

Космическая философия // Там же.

А.П.Алексеев

Циолковский, Константин Эдуардович

Выдающийся рус. ученый-основоположник космонавтики, оригинальный мыслитель и писатель-фантаст. Род. в с.Ижевском (Спасского у. Рязанской губ.), в детстве потерял слух и с 14 лет занимался самообразованием, в 1879 г. экстерном сдал экзамен на звание учителя и всю жизнь преподавал в школах Боровска и Калуги физику и математику. Во время занятий в Румянцевской б-ке в Москве познакомился с философом и библиографом Н.Федоровым , к-рый "заменил... университетских профессоров"; не без влияния федоровской "Философии общего дела" созрели собственные филос. воззрения Ц. - причудливая эклектическая смесь дерзких науч. проектов, обращенных в будущее (Ц. можно считать пионером отечественной футурологии ), заимствованных элементов мистицизма и оккультизма , своеобразного религ. утопизма; все вместе принадлежит традиции рус. "космизма" (см. Религия, Философия, Утопия ). В конце 19 - нач. 20 в. опубликовал (часто за собственный счет) осн. науч. работы, заложившие фундамент совр. космонавтики (см. Космические полеты ); науч. заслуги Ц. были в пол. мере признаны только после Окт. революции, ученому была назначена персональная пенсия, а все его осн. работы переизд. и стали достоянием науч. сооб-ва.

НФ тв-во Ц. неотделимо от его науч. деятельности, с одной стороны, и его филос. воззрений - с др.; эту лит-ру ученый рассматривал как одно из средств популяризации науч. знаний, поэтому все его романы правильнее было бы именовать "НФ очерками". Герой книги "На Луне" (1893 ) перемещается на Луну во сне, хотя основополагающая науч. работа Ц. "Свободное пространство" была написана четырьмя годами раньше; но уже в след. соч. - "Изменение относительной тяжести на Земле" (1894 ) - описан грандиозный "тур" по Солнечной системе с размышлениями относительно внеземной жизни и перспектив астроинженерии ; последовавшие затем "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения" (1895 ; др. - "Тяжесть исчезла" ) представляют собой мысленный эксперимент; самой "лит." остается повесть "Вне Земли" (рук. 1896; фрагм. 1918 ; 1920 ), загадочный и так и не объясненный пролог к к-рой наводит на мысль о любопытных, но неосуществленных лит. замыслах Ц. Все его НФ произв. изд. под одной обложкой в сб. "Путь к звездам" (1960 ).

Эти работы, как и "фантаст.-филос." (мн. не были изд. до самого последнего времени), объединяют неск. основополагающих идей, составляющих основу философии Ц. Космич. пространство мыслилось ему не пустым "вместилищем", а сценой, на к-рой действует множество разнообразных форм внеземной жизни - от самых примитивных до бессмертных и практически всемогущих (см. Бессмертие, Боги и демоны, Религия, Сверхразум ). Для самого человечества, в полном согласии с Н.Федоровым , Ц. предполагал неизбежной "схватку со смертью", в процессе к-рой человек будет постепенно совершенствовать свое тело, превращая его в некое автотрофное существо, питающееся лучистой энергией и практически независимое от окружающей среды (см. Биология, Сверхчеловек ). В этой перспективе космический полет - не самоцель, а только первый шаг на пути трансформации земного разума во всезнающего и всемогущего властелина пространства и времени. В целом влияние идей Ц. на процесс "космизации" общественного сознания в 20 в., и, как следствие, на космич. НФ трудно переоценить.

Вл. Г., Р. Щ.

Н.А.Рынин "К.Э.Циолковский, его жизнь, работы и ракеты" (1931).

Б.Н.Воробьев "Циолковский" (1940).

Д.Дар "В добрый час" (1948), Д.Дар "Баллада о человеке и его крыльях" (1956), М.С.Арлазоров "Константин Эдуардович Циолковский, его жизнь и деятельность (1857-1938)" (1952; доп. 1957).

М.С.Арлазоров "Циолковский" (1962).

А.А.Космодемьянский "Константин Эдуардович Циолковский" (1976).

Циолковский, Константин Эдуардович

Русский ученый и изобретатель в области воздухоплавания, авиации и ракетной техники, основоположник современной космонавтики. Автор многочисленных научных трудов. Разработал проект цельнометаллического дирижабля. Первым выдвинул идею постройки аэроплана с металлическим каркасом. В 1897 г. построил аэродинамическую трубу и разработал методику эксперимента в ней. Разработал теорию полета ракетных самолетов в стратосфере и схемы самолетов для полетов с гиперзвуковыми скоростями. В 1954 г. АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского "За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений". Его имя носят Московский авиационный технологический институт, Гос. музей истории космонавтики, кратер на Луне.

Циолко вский, Константин Эдуардович

Род. 1857, ум. 1935. Ученый, изобретатель, основоположник современной космонавтики. Специалист в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

17 сентября 1857 года в Рязанской губернии на свет появился человек, без которого невозможно представить космонавтику. Это Константин Эдуардович Циолковский – ученый-самоучка, который обосновал идею, что именно ракеты нужно использовать для полетов в космос.
Он искренне верил в то, что человечество достигнет такого уровня развития, что будет способно заселять просторы Вселенной.

Циолковский - дворянин

Отец Эдуард Игнатьевич работал лесником и был, как вспоминал сын, из обедневшего дворянского рода, а мать Мария Ивановна происходила из семьи мелких помещиков. Она же обучила его грамматике и чтению.
«Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги - вещь немудреная и вполне мне доступная».
«Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным».

Циолковский с детства страдал глухотой

Маленький Константин в детстве переболел скарлатиной, отчего ему было трудно учиться в мужской гимназии в Вятке (современный Киров), куда переехал в 1868 году. Вообще, Циолковского часто наказывали за всякие шалости в классе.
«Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы».
«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».

Ученый не получил образования

Циолковский был отчислен из гимназии. А когда юноше было 16 лет, ему не удалось поступить в московское техническое училище. После этого Константин занимался только самообразованием и репетиторством. В Москве он грыз гранит науки в библиотеке Румянцевского музея. По воспоминаниям Циолковского, ему так не хватало денег в столице, что он в буквальном смысле питался только черным хлебом и водой.
«Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».
«Проникни люди в солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны мира? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камушка или раковины не раскроет еще тайн океана».


Здание, где чаще всего занимался Циолковский

Циолковский по профессии был учителем

Вернувшись домой в Рязань, Константин с успехом сдал экзамены на звание уездного учителя математики. Он получил направление в Боровское училище (территория современной Калужской области), где обосновался в 1880 году. Там же педагог писал научные исследования и работы. Не имея связей в научном мире, Циолковский самостоятельно разработал кинетическую теорию газов. Хотя это было доказано четверть века назад. Говорят, сам Дмитрий Менделеев сообщил ему, что он открыл Америку.
«Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую ценность, но это очень драгоценное свойство людей».
«Время, возможно, существует, однако мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».

Коллеги сначала не понимали Циолковского

В 1885 году ученый всерьез увлекся идеей создать аэростат. Он отправлял доклады и письма в научные организации касательно этого вопроса. Однако получил отказ: «Г-ну Циолковскому оказать нравственную поддержку, сообщив ему мнение Отдела о его проекте. Просьбу же о пособии на проведение опытов отклонить», - писали ему из Русского технического общества. Тем не менее, педагогу удалось добиться того, чтобы его статьи и труды регулярно издавались.
«Теперь, наоборот, меня мучает мысль: окупил ли я своими трудами тот хлеб, который я ел в течение 77-ми лет? Поэтому я всю жизнь стремился к крестьянскому земледелию, чтобы буквально есть свой хлеб».
«Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума. Ее нет, потому что существование атома в неорганической материи не отмечается памятью и временем, последнего как бы нет. Множество же существований атома в органической форме сливаются в одну субъективно непрерывную и счастливую жизнь - счастливую, так как иной нет».

Иллюстрация из книги «На Луне»

Циолковский раньше всех узнал, каково быть на Луне

В своей научно-фантастической повести «На Луне» Циолковский писал: «Медлить более было нельзя: жара стояла адская; по крайней мере, снаружи, в местах освещенных, каменная почва накаливалась до того, что пришлось подвязать под сапоги довольно толстые деревянные дощечки. Второпях мы роняли стеклянную и глиняную посуду, но она не разбивалась - так слаба была тяжесть». По признаниям многих, ученый в точности описал лунную атмосферу.
«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».