Вечная броня. Обитаемые башни: за и против Первый танк с необитаемой башней

В башне LCTS 90MP установлена цифровая стабилизированная дневная/ночная система управления огнем для стрельбы из 90-мм пушки

Несмотря на широкое распространение дистанционно управляемых боевых модулей в последнее время, башни с экипажами все еще имеют будущее.

Защитники обитаемых башен приводят аргументы в пользу того, что на поле боя нет замены прямому визуальному наблюдению и что использование видео- и оптических систем наблюдения может только дополнять их в ограниченной степени.

Тот факт, что и по сей день существуют компании, предлагающие обитаемые решения, и что новые бронированные машины и модернизации, разработанные армиями первого ряда, например британские программы WCSP (Warrior Capability Sustainment Programme – программа продления возможностей БМП Warrior) и Scout SV, получают обитаемые башни, является подтверждением востребованности их возможностей.

Разделительная линия

Впрочем, рынок башен многогранен и бельгийский производитель CMI полагает, что есть разделение между более богатыми странами НАТО, которые могут позволить себе более сложные технологические системы, и остальным миром. Компания CMI делает акцент на втором рынке, потратив много времени и сил на его завоевание.

Исполнительный директор компании CMI Джеймс Кодл сообщил, что в ненатовских странах к дистанционным системам проявляется весьма умеренный интерес, напротив, из-за «веры в глаз» и в связи с отсутствием доверия к изображению на экране обитаемые системы остаются неотъемлемой составной частью боевых машин армий этих стран.

Тем не менее, он считает, что преимущества дистанционно управляемых боевых модулей (ДУБМ) касательно эффективности массы являются «настолько существенными, что тенденция разработки и интеграции необитаемых систем продлится еще долгое время».

Масса является критическим фактором в менее развитых странах, где инфраструктура и физические особенности местности означают, что будет затруднительно поддерживать ОБТ Leopard 2 с общей массой 60-70 тонн. Следовательно, акцент делается на тактической мобильности.

Кодл заметил, что CMI хотела предложить высокую летальность при меньшей массе и поэтому разработала башенную систему XC-8, которая может принять пушку калибром от 105 мм до 120 мм и которую можно установить на машину конфигурации 8x8, например Piranha III от General Dynamics или AMV от Patria.

A на выставке Eurosatory в этом году башня XC-8 была установлена на гусеничную БМП CV90 и очень схожую машину K-21 от Korean Doosan DST, хотя Кодл и заметил, что в Азии интерес был «почти эксклюзивно к колесам» понятно, что также существует начальный интерес в установке обитаемых башен на гусеничные платформы.

«Они заинтересованы иметь что-нибудь гораздо легче, чем ОБТ, но с таким же огневым могуществом», – отметил Кодл.




Выставка Eurosatory 2014. Башня XC-8 на гусеничной БМП CV90

Исторический интерес

Господин Кодл добавил, что исторически башни с 90-мм пушками были наиболее популярны среди крупных калибров и, хотя некоторые может быть и списали их, но объективно в них существует потребность и компания CMI до сих пор производит эти башни. Также на выставке Eurosatory 90-мм башня CSE 90LP (low-pressure – низкое давление) от CMI была показана на машине Textron Commando 6x6, которую производитель экспортирует в Колумбию и Афганистан.




На выставке Eurosatory компания CMI показала свою башню CSE 90LP, установленную на БТР Textron Commando 6x6

CSE 90LP также была установлена на БТР-3E 8x8 в качестве «пробного шара» на рынке модернизаций для того, чтобы посмотреть, захотят ли заказчики больше огневого могущества в комбинации с более легкими машинами.

Компания CMI уже поставила партию башен CSE 90LP и продолжает реагировать на потребности рынка. Эта башня в индонезийской армии установлена на бронетранспортеры Doosan Black Fox 6x6 и была официально принята на вооружении в начале 2014 года. «Я могу гарантировать, что вы увидите ее на многих машинах в предстоящий год или два», – сказал Кодл.

Компания CMI также предлагает такого же калибра башню LCTS 90MP (medium pressure – среднее давление), которая в основном отличается от CSE 90LP начальной энергией, что позволяет стрелять бронебойными оперенными снарядами. «Эта башня может устанавливаться на машины Pandur 6x6 или Piranha II 8x8 общей массой 15 тонн, которые теперь могут уничтожить танк T-55 снарядом этого типа».

Впрочем, он отметил, что рынок 90-мм башен не столь уже огромен: «Это тот случай, когда одного только желания таких компаний как, например GD, недостаточно для разработки 90-мм башни, поэтому это в большой степени ниша, где CMI имеет монополию. Это хороший бизнес для нас, но слишком маленький для нового участника или кого-то еще».


Башня 105-120 мм XC-8 была показана на разных платформах, включая CV90

Что касается технологии башен, то здесь важнейшей системой, от которой зависит масса всей башни, является автомат заряжания. По словам Кодла, чтобы получить 105-мм башню, у которой была бы достаточно небольшая общая масса, повышающая тактическую мобильность, необходимо ручное заряжание заменить автоматической системой.

«Автоматы заряжания отнюдь не новы, но в контексте продаваемой 105-мм системы я думаю, мы первые. Были другие экспериментальные системы. Но разница в том, что изготавливаем, чтобы продать потребителю для реального использования», – сказал он, отметив, что компания CMI обеспечила себе первого заказчика на свою башенную систему CT-CV 105HP. В сфере меньших калибров, а именно обитаемых средних башен в диапазоне 25-40 мм, есть еще куда двигаться, здесь CMI разработала двухместную башню, которая также может управляться дистанционно.

«Формально мы не запустили ее в широкую продажу, но она фактически доработана, существует и стреляет», – заметил Кодл, хотя не стал говорить о том есть, ли у компании CMI первый заказчик на это особое изделие.

«В частности, что касается 105-мм пушки, то здесь не имеет смысла ставить новую дорогую башню на старую машину, стоимость одной значительно превышает стоимость другой и тогда будет несогласованность возможностей. Если взглянуть на все башни, то аргументы в пользу модернизации не столь сильны», – сказал Кодл.

Наибольшими рынками сбыта для компании являются Ближний Восток и Азия, также не менее важны Южная Америка и Африка. Кодл сказал, что на этих рынках сбыта (кроме западного) «озабочены сложностью пользовательских интерфейсов, которые используют наши продвинутые системы».

Современные системы управления огнем могут быть просты в использовании, но проблема зачастую появляется, когда возникает непредвиденная неисправность и характеристики системы полностью меняются. Экипаж затем должен понять, что пошло не так. «Вот почему в промышленно развитых странах покупают большие и дорогие моделирующие системы, поэтому инструктор может смоделировать ошибку в системе, когда экипаж ведет стрельбу. Но во многих других странах мира это представляет собой проблему, всецело новую парадигму касательно обучения и способности оператора справляться с проблемой», – отметил Кодл.

«Большая часть мирового рынка ищет более простые и менее сложные интерфейсы управления между человеком и системой, и я считаю, что это большая проблема».

Улучшенные возможности

Для западного и других современных оборонных рынков действуют многолетние комплексные программы и компании конкурируют за возможность добавить технологии, повышающие возможности башен.

Немецкий производитель Rheinmetall изготавливает башню Lancer. Руководитель подразделения по производству башен Андреас Ридель сказал, что в ней установлена современная система управления огнем (СУО) с тепловизором третьего поколения, камерой высокого разрешения и лазерным дальномером на 10 км с полностью стабилизированной линией прицеливания для командира и стрелка. В СУО этой башни включены дополнительные системы информационной осведомленности и распознавания и слежения за целями.


Во время последних испытаний башня Lancer была установлена на БМП Boxer 8x8

В башне Lancer установлены цифровые системы и электрические приводы, в башне нет больше гидравлики. Броня обеспечивает защиту Уровня 4 в соответствии со стандартом STANAG, который может быть повышен до Уровня 5 или 6 с целью усиления фронтальной защиты. На башню можно устанавливать также противотанковые ракетные комплексы с целью повышения огневого могущества для уничтожения целей с усиленной защитой.

Башня была развернута испанской морской пехотой на четырех машинах Piranha IIIC, которые были поставлены в конце 2012 года.

«Изначально по программе на четыре таких машины хотели установить среднекалиберные башни OTO Melara Hitfist, но они посмотрели на то, что Hitfist предлагает касательно характеристик и уровня технологии, и тогда испанская пехота решила установить башни Lancer», – похвастался Ридель.

Минимальные модификации

Башня Lancer была предложена для канадской программы по машине ближнего боя еще до того, как она была закрыта. Компания Rheinmetall предлагает ее для платформы ARTEC Boxer, хотя она совместима и с другими шасси 8x8.

Возможна модернизация более старых БМП типа Rheinmetall Marder и установка этой башни на другие бронированные машины.

«Вам нет нужды модифицировать машину кроме, может быть, пространства для опорного погона башни и корзины», – сказал Ридель. – На машины Marder установлена 20-мм башня и вы можете легко заменить ее при минимальных доработках машины и без модификации башни».

Он добавил, что большинство заказчиков хотят обновить огневое могущество, что означает более крупные калибры, большее количество типов боеприпасов с разным воздействием плюс современная СУО. Движение к более крупным калибрам – это применение особых типов боеприпасов, например бронебойных и универсальных воздушного подрыва.

Компания Rheinmetall предлагает также дополнительные возможности, например увеличение боезапаса готовых боеприпасов в башне до 252 штук. Башня позволяет также удовлетворить потребности в 40-мм калибре за счет установки пушки ATK MK44 Bushmaster.


Компания Denel Land Systems, изготавливающая башню LCT 90, делает акцент на предоставлении комплексной боевой системы, которая включает также и шасси-носитель

За и против

Как и Кодл из CMI, господин Ридель также считает, что рынок экипажных башен имеет уверенное будущее, поскольку потребность в прямом обзоре поля боя еще долго останется первостепенным для бойцов. Он утверждает, что имеется не так уж много преимуществ при использовании дистанционных башен, как обычно считается.

Ридель отметил, что заявления о том, что ДУБМ экономят массу и легче по сравнению со своими обитаемыми аналогами ложны. «Это не совсем правда. При подобном сравнении люди забывают сознательно, что необитаемым башням необходим экипаж для работы с ним и если вам необходим экипаж два человека, тогда вы должны разместить командира и стрелка, их полный человеко-машинный интерфейс плюс их сиденья где-то внутри машины».

«ДУБМ дешевле потому, что имеется значительное число подсистем, встроенных в эти башни, но они имеют худшую защиту. Если вам необходим определенный уровень возможностей, например круглосуточные поисково-ударные возможности, тогда необходимы две оптические системы, одна из них панорамная система обзора и вторая для командира. Это и определяет уровень цен».

«Имеется множество подсистем и то же самое можно сказать о защите. Необитаемые башни не дешевле только потому, что в них нет людей».

Различные варианты

Южноафриканская компания Denel Land Systems не рассматривает рынок как чисто рынок башен, скорее она предоставляет комплексные боевые системы, которые включают и транспортное средство для башни. Исполнительный директор Стивен Бюргер сказал, что существуют рынки для дистанционных и обитаемых башен и это зачастую дело доктрины и предпочтений заказчика.

Он заметил, что заказчики достаточно подкованы и сами знают, что хотят касательно башенных решений, отметив при этом контракт с Малайзией по машине Badger, которая представляет собой сочетание шасси FNSS 8x8, системы управления от Thales и башню от Denel.

«У меня большой заказ в Малайзии на поставку башен для БМП и имеется три решения: 30-мм пушка в обитаемой башне, комбинация 30-мм и ПТУР, и третья – это дистанционная система. В рамках требований пользователя по БМП они признали тот факт, что им нужны все решения».

Парк малазийских Badger будет состоять из 69 машин с 30-мм башнями, 54 машин с ПТУР и 30-мм пушкой и 54 с дистанционно управляемой башней.


CSE 90LP предлагает возможность круглосуточной работы и широкий диапазон воздействия на цель

Модульный подход

С точки зрения Бюргера, если машина участвует в наступательных операциях, тогда предпочтительны обитаемые башни. Если машина в командирском варианте и башня необходима для самообороны, тогда дистанционный вариант предпочтительнее.

«Модульность очень важна и тогда нужны два типа башен. Одна высокого класса, полностью стабилизированная с ночными возможностями, что-то сравнимое с танком, но меньше и легче. А также башня низшего технического уровня и они обе необходимы».

Он добавил, что огневое могущество сегодня – это не единственное требование к башне. Очень важны стабилизация, ночные прицелы, интегрированная СУО и способность прицелов проводить рекогносцировку для идентификации с правильной согласованной работой всех систем.

Машины должны также иметь возможность двойного применения, чтобы работать как командирский вариант и в этом случае программное обеспечение также должно быть функционально гибким. Кроме того, следует учитывать защиту, точность и простоту пополнения боекомплекта что, по мнению Бюргера, очень важно для обитаемых башен.


Прогресс в конструкции орудийных систем означает для экипажа больше пространства в башнях

Ключевой компонент

Самой важной частью башни является ее фундаментальный смысл – орудие. Совместное предприятие между BAE Systems и Nexter компания CTAI находится в процессе квалификации вооружения для британского министерства обороны и французского управления по закупкам вооружений, которое будет устанавливаться на бронированные машины следующего поколения.

Представитель компании CTAI сказал, что на 40-мм пушку получен полный сертификат безопасности от британского министерства обороны на бронебойные и практические выстрелы. В настоящее время идет квалификация фугасного снаряда точечной детонации, сертификация которого завершится в середине 2015 года, а за ним последует боеприпас воздушного подрыва. Затем будут проведены стрельбовые испытания из британской машины WCSP и позднее Scout SV.

«Компания CTAI работает с министерством обороны по выдаче контракта на серийное производство. По плану машины должны быть поставлены в 2017 году и нам надо иметь готовое к интеграции вооружение, чтобы компании Lockheed Martin и General Dynamics могли делать свою часть работы», – сказал он.

Компания будет готова в следующем году к контракту на серийное производство, затем примерно в 2018-2019 году CTAI начнет поставки для французской машины EBRC.

Проведя оценки в 2008 году, британское министерство обороны выяснило, что вооружение калибра 40 мм необходимо для борьбы с крупными целями. Представитель компании сообщил, что проблема состоит в том, что когда вооружение такого размера установлено в башне для экипажа не остается достаточно пространства. Даже в случае с 35-мм пушкой, установленной на БМП CV90, тело стрелка касается башни с одной стороны и вооружения с другой и он не может увидеть другого человека пока не поднимется ствол и казенная часть внутри башни не опустится.

Представитель компании сказал, что CTAI фактически решила эту проблему, сняв заднюю часть казенника, повернув его и сместив индуктор в сторону.

Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.cmigroupe.com
www.rheinmetall.com
www.denellandsystems.co.za
www.cta-international.com
www.baesystems.com

Танки по-прежнему остаются важной фигурой на поле боя, способной переломить исход сражения. Одни страны используют задел, оставшийся в танках еще с 80-х годов прошлого века — таких, как М1 Abrams или Leopard 2, другие создают новые боевые машины, максимально отвечающие требованиям военных или внешних заказчиков (так поступили Южная Корея, Турция и Китай), или же конструируют принципиально новые танки (Россия).

МВТ-3000 (Китай)


Фото: МВТ 3000

Китай широко экспортирует не только дешевую бытовую технику, но и вооружение, в частности – танки. И здесь серьезную конкуренцию китайским боевым машинам составляют русские танки Т-90СМ. Основной боевой танк МВТ-3000 призван превзойти конкурентов на рынке вооружений по соотношению «цена — качество». Защита лобовой проекции танка китайской бронемашины представляет собой многослойную комбинированную броневую преграду и сопоставима по толщине с таковой у немецкого Leopard 2. В дополнение ко всему танк оборудован навесной динамической защитой.

Основным вооружением является пушка — пусковая установка калибра 125 мм, способная вести огонь управляемыми ракетами на дистанцию в пять километров. МВТ-3000 оснащается 1300-сильным дизельным двигателем, который разгоняет 51-тонный танк до 71 км/ч, запас хода составит порядка 500 км. Создатели предусмотрели возможность форсирования мощности мотора до 1500 л.с. Боевая машина оснащена современными системами прицеливания и наблюдения. Например, в распоряжении механика-водителя имеется неохлаждаемый тепловизор третьего поколения. Разработка МВТ-3000 была начата в 2012 году, а выпуск планируется организовать в 2016 году.

ROTEM K2 (Южная Корея)


ROTEM K2, более известный как K2 Black Panther – это перспективный боевой корейский танк, серийное производство которого было начато в 2014 году. Танк вооружен мощной 120-мм гладкоствольной пушкой с длиной ствола 55 калибров, которая была создана на основе немецкого орудия фирмы Rheinmetall.
Боекомплект орудия – 40 снарядов, 16 из которых размещаются в механизированной укладке автомата заряжания, остальные 24 – в специальных укладках в боевом отделении танка. Скорострельность орудия – 15 выстрелов в минуту. В боекомплекте пушки имеется снаряд KSTAM с самонаводящимися боевыми элементами. Стрельба таким боеприпасом ведется на дальность от 2 до 8 км, снаряд автоматически корректируется в полете, а суббоеприпасы способны поражать технику противника в самую незащищенную часть – верхнюю полусферу.
Лобовая броня танка защищает от 120-мм бронебойного подкалиберного снаряда APFSDS, который широко используется на Западе. Танк обладает продвинутой системой управления огнем, способной самостоятельно обнаруживать, производить опознавание, сопровождать и обстреливать цели без участия оператора.
Отдельного внимания заслуживает гидропневматическая подвеска танка, которая благодаря наличию системы ISU обеспечивает автоматическое индивидуальное управление узлами подвески каждого опорного катка, позволяет танку «присесть», «пригнуться», наклониться в любую сторону и убирает вибрацию при движении по пересеченной местности.

Altay (Турция)

Altay призван стать основным боевым танком турецкой армии, хотя он позиционируется как собственная разработка, но это не так. 60% узлов и агрегатов Altay позаимствовано у корейского K2 Black Panther, а внешне машина очень похожа на немецкий Leopard 2. Танк находится в эксплуатации с 2015 года, пока их построено всего четыре, но в планах турецких военных – получить не менее 1000 таких боевых машин.
По сообщению основного подрядчика проекта компании Otokar, масса Altay составляет порядка 60 тонн. Танк вооружен модифицированной пушкой немецкой фирмы Rheinmetall с длиной ствола 55 калибров. За подвижность танка отвечает немецкий дизель мощностью 1500 л.с.
Altay оснащен дистанционно управляемым модулем с 12,7 мм и 7,62 мм пулеметами и защищен комбинированной броней. Экипаж танка – четыре человека.

TARIQ AB9C4 (ЮАР-Иордания)

Иорданское конструкторское бюро King Abdullah II Design and Development Bureau совместно с южноафриканскими специалистами разработали танк четвертого поколения TARIQ AB9C4. Основной изюминкой танка стала необитаемая башня Falcon с малой площадью передней части. Правда, создать такой модуль самостоятельно специалистам вышеназванных государств не удалось, поэтому основную работу сделали швейцарские и британские фирмы.

В качестве основного орудия выбрана 120-мм гладкоствольная пушка CTG, способная вести огонь всеми типами современных западных боеприпасов. Орудие было создано швейцарской фирмой RUAG Land Systems, по значению предельной нагрузки на разрыв ее стали – 1300МПа – оно значительно превосходит 120-мм гладкоствольную пушку фирмы Rheinmetall, чей показатель – 1030МПа.

Пушка снабжена автоматом заряжания, в котором размещается 17 снарядов, остальная часть боекомплекта размещена во внутренней части башни. Экипаж TARIQ AB9C4 состоит из двух человек, которые размещены в корпусе ближе к башне. Все вооружение дистанционно управляемое. Это опытный танк, работы над которым еще не закончены. Пойдет ли он в серию, пока неизвестно.

Т-14 «Армата» (Россия)

Т-14 «Армата» сегодня единственный принятый на вооружение танк с необитаемой башней. Его многослойная комбинированная лобовая броня способна выдержать попадание любого современного и перспективного типа противотанковых снарядов и ракет.
Экипаж танка – три человека – размещается отдельно от боекомплекта в специальной бронекапсуле, что существенно повышает его шансы на выживание. Днище Т-14 прикрывает V-образное бронирование, кроме того, танк оборудован дистанционными миноискателями, подключенными к системе уничтожения мин.

«Армата» оснащена активной системой «Афганит», способной уничтожать на подлете кумулятивные гранаты, противотанковые управляемые ракеты и подкалиберные снаряды.

Первые экземпляры танка вооружены 125-мм гладкоствольной пушкой — пусковой установкой, в последующем серийные машины получат 152-мм орудие. Снаряды этой пушки, получившей индекс 2A83, могут на дальности 5100 метров пробить метр гомогенной брони.

За подвижность Т-14 отвечает 12-цилиндровый четырёхтактный Х-образный дизельный двигатель мощностью 1500 л.с., а активная подвеска нивелирует раскачивание при движении. Танк находится в эксплуатации с 2015 года.

Танки в последние десятилетия хоронили чаще и упорнее, чем любые другие виды вооружения. В последние годы, ознаменовавшиеся резким сокращением танкового парка большинства развитых стран по сравнению со временами «холодной» войны, вопрос о будущем танка вновь стал одним из самых обсуждаемых среди специалистов и любителей. В России интерес к проблеме особенно вырос после сокращения танкового парка в первой половине 2010-х годов с 23 до примерно 6–7 тысяч единиц, и демонстрации в 2015 году первых машин нового семейства «Армата». Радикальное сокращение одновременно с попытками модернизации переживают и танковые части многих других армий.


Так, в Германии танковый парк, насчитывавший в конце 80-х годов более 2000 машин, сократился до немногим более двухсот единиц, количество танков в строю и в резерве армии и Корпусе морской пехоты США упало с более чем 10 тысяч единиц до 5 с небольшим тысяч, ряд стран отказался от танков полностью.

Вместе с тем, несмотря на радикальное сокращение количества танков в целом, отказываться от них вообще ведущие военные державы не намерены. Здесь наблюдение за сокращениями может сыграть плохую шутку - подобно тому, как кто-либо, глядя на резкое сокращение числа авианосцев в ВМС США и Великобритании после окончания Второй мировой войны, заявил бы о том, что эти корабли скоро сойдут со сцены.

В случае с танками, исходя из опыта последних конфликтов, сегодняшнего уровня оснащения вооруженных сил развитых государств, а также того, что реально может быть достигнуто в обозримом будущем, можно утверждать, что, как минимум, в течение ближайших 3–4 десятилетий основные боевые они сохранят свое значение главной ударной силы частей и соединений сухопутных войск. Танки, будучи объективно самыми защищенными, живучими и тяжеловооруженными боевыми машинами на поле боя, по-прежнему будут определять боевую устойчивость подразделений сухопутных войск в большинстве видов боевых действий.

Подвинуть танк с этого места могут только принципиальные открытия и изобретения в области физики - скажем, создание антигравитационных двигателей, что позволит создать боевые машины совершенно иного уровня - но пока ничто не предвещает столь эпохальных перемен.


Либо, что более реально - скачок в развитии ИТ и робототехники, который позволит создать роботизированные боевые машины с совершенным искусственным интеллектом. Такие машины, в отличие от имеющихся и перспективных роботов, не будут зависеть от крайне уязвимых для современной радиоэлектронной борьбы линий связи и смогут действовать полностью автономно, вытеснив традиционные танки и другую технику. Тем не менее, эта задача с учетом уровня современной техники и перспективных разработок пока также представляется неразрешимой, и, кроме того, даже в армиях роботов, наверняка, сохранятся тяжелобронированные многоцелевые боевые машины с мощным вооружением, которые станут наследниками танков.

Очевидно, что среди машин, которым предстоит действовать на поле боя 25-30 лет спустя, окажется очень много знакомых имен. Модернизированные Т-72 и Т-90, «Леопард-2», М-1 «Абрамс», «Меркавы», «Челленджеры» и прочие достижения конструкторской мысли 70-х годов, усовершенствованные в 80-х, модернизированные в 90-х и продолжающие совершенствоваться сейчас, в основном, в плане начинки и обвеса, по-прежнему будут находиться в строю армий вполне развитых стран. У менее развитых стран сыщутся и более старые машины: Т-55, ранние Т-72, многочисленные модернизированные (и не очень) изделия западного танкопрома: от М-60 до ранних версий второго «Леопарда».


Наследник Т-34

Разумеется, на поле боя выйдут и новые машины, но их будет очень немного, и похвалиться новинками смогут буквально единицы стран из числа тех, что сегодня производят основные боевые танки. При этом первой ласточкой, что уже очевидно, будет российская машина, известная как Т-14 «Армата».

«Армата», созданная в рамках разработки целого семейства машин на унифицированной платформе, построен по новой компоновке с необитаемой башней и размещением экипажа из 3 человек в бронекапсуле, отделенной от башни и автомата заряжения. Такая компоновка, во-первых, резко уменьшает лобовую проекцию танка, особенно в ее наиболее поражаемой верхней части, что делает машину трудноуязвимой, а во-вторых, значительно повышает шансы экипажа выжить в случае результативного попадания. В-третьих, необитаемая башня облегчает оснащение танка крупнокалиберным орудием. В настоящее время на «Армате» стоит 125-миллиметровая пушка, однако известно, что при необходимости она может быть оснащена и 152-миллиметровым орудием, создававшимся для перспективного танка Т-95, который не был принят на вооружение из-за излишней дороговизны. Размещение подобного орудия на танке прорабатывалось еще в советские времена (например, ленинградский «объект 292»).

Увеличение калибра основного вооружения диктуется необходимостью обеспечить надежное поражение как существующих, так и перспективных бронемашин противника, в том числе и с учетом их возможной модернизации, однако с учетом прекращения развития большей части программ новых танков в западных странах, военные сочли возможным обойтись модернизированной 125-миллиметровой пушкой.

Весь боезапас основного орудия планируется разместить под башней. Забегая вперед, отметим, что это дает принципиальное преимущество Т-14 над перспективными западными проектами, в которых планируется сохранить размещение боезапаса в кормовой части башни, что увеличивает ее размеры по сравнению с башней Т-14 и повышает вероятность мгновенного уничтожения танка при попадании в отсек боезапаса.

Защиту танка, помимо традиционной комбинированной броневой защиты и встроенной динамической защиты, обеспечивает комплекс активной защиты «Афганит», способный уничтожать или сбивать с курса приближающиеся к танку снаряды.

Принципиально возросли возможности системы управления огнем. С учетом новой компоновки, экипаж потерял возможность кругового обзора поля боя собственными глазами через перископы, и на системы обнаружения и целеуказания ложится значительно большая нагрузка. Система обнаружения и целеуказания имеет оптический, тепловизионный, инфракрасный каналы. Кроме того, в нее будет включен лазерный дальномер и радиолокационная станция, а информация об обстановке будет выводиться на экраны, которые создадут эффект «видения сквозь броню».

Т-14, несмотря на больший вес по сравнению с современными российскими машинами (более 50 тонн против 46,5 тонны у Т-90), имеет не меньшую подвижность. Танк оснащается дизельным двигателем мощностью в 1500 лошадиных сил, что обеспечивает энерговооруженность почти в 30 лошадиных сил на тонну веса и отличные характеристики подвижности. В целом, если конструкторам удастся полностью реализовать свои замыслы, то Т-95 может стать для нового, пятого поколения боевых машин тем же, чем в свое время стал Т-34, - образцом для подражания.

Что у них?

Как это ни удивительно в сегодняшней обстановке, но в настоящее время Россия оказывается очевидным лидером в разработке новейшего боевого танка. Большинство остальных развитых стран предпочитают модернизировать существующие машины. По этому пути пошли и США, после того как глобальный экономический кризис заставил богатейшую страну западного мира отказаться от амбициозной программы «Future Combat System» (FCS), в рамках которой разрабатывались различные боевые машины, включая и основной боевой танк. Сыграло роль еще и то обнаружившееся обстоятельство, что ни один из проектов танка FCS не обеспечивал радикального превосходства над возможной модернизацией танка М1, которое оправдывало бы резкий рост цены.

Здесь следует отметить, что США в принципе повезло несколько больше, чем России. Спорить о сравнительных характеристиках советских машин позднего поколения и «Абрамса» можно до хрипоты, но одно преимущество американца остается несомненным - намного более простая модернизация, позволяющая, фактически, построить новый танк на имеющейся основе. То же самое можно сказать и об остальных современных танках Запада.

В итоге, в 2009 году было объявлено о том, что в ближайшие десятилетия вооруженные силы США будут оснащаться танком М1А3 (пока имеющим «экспериментальный» индекс Е3). Новая машина будет иметь меньший вес - в пределах 55 тонн против сегодняшних 62. Это снижение будет достигнуто за счет новой башни с автоматом заряжания, созданной по образцу французского танка «Леклерк». Танк предполагается также оснастить дизельным двигателем, новейшей системой управления огнем и, возможно, новой пушкой/пусковой установкой, разрабатывавшейся в рамках программы FCS. Эти танки, которые планируется строить на основе находящихся на базах хранения машин М1 и М1А1, будут находиться на вооружении как минимум до 40-х годов параллельно с танками М1А2.

Кризис сказался и на планах других стран, что привело к очередному витку объединения усилий.

В Германии в начале 2010-х годов была заморожена программа «Neue Gepanzerte Platforme» (NGP), где так же, как и на перспективной российской машине, предполагается размещение вооружения в необитаемой башне. Наследника «Пантер», «Тигров» и «Леопардов» предполагалось вооружить 140-мм гладкоствольной пушкой/пусковой установкой.

Франция, имеющая в настоящее время на вооружении один из самых современных основных боевых танков - «Леклерк», созданный в 80–90-х годах, также планирует в ближайшие десятилетия обойтись его модернизацией - в основном путем установки более мощного орудия и более совершенной системы управления огнем.

Тем не менее, появление «Арматы» заставило европейских танкостроителей задуматься о создании перспективной машины. Летом 2015 года стало известно о том, что два европейских производителя бронетехники - германская фирма Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и французская Nexter Systems - договорились о создании совместного концерна на паритетной основе.

Новая фирма будет называться KANT (KMW and Nexter Together), штаб-квартиру концерна разместят в Амстердаме. Сделка будет завершена к январю 2016 года, оба участника получат в проекте долю по 50 процентов.

Слияние стало одной из крупнейших подобных сделок на оборонном рынке Евросоюза и создает на нем нового сильного игрока в секторе вооружений для сухопутных войск. Образовавшийся в результате концерн обеспечен портфелем заказов на сумму в 9 миллиардов евро при общем уровне годовых продаж более 2 миллиардов евро. На его предприятиях будут работать около 6 тысяч человек.

Одной из причин, подтолкнувших компании к объединению, как утверждают во французском военном ведомстве, стало желание укрепить экспортное направление работы обеих фирм. В структуре продаж Nexter доля поставок для инозаказчиков составляет 56 процентов, в структуре продаж KMW она доходит до 80 процентов. На целом ряде тендеров по поставке техники сухопутных войск (скажем, для стран Прибалтики или в Катар) компании до недавнего времени выступали как конкуренты.

Krauss-Maffei Wegmann - германский машиностроительный концерн, крупными акционерами которого являются семья Боде (группа Wegmann) и корпорация Siemens. Объем продаж в 2014 году составил 747 миллионов евро. К основным видам продукции относятся, в частности, танки типа Leopard 2, БМП Puma, БТР Boxer, самоходные артустановки PzH 2000.

Месяцем ранее появилась информация о желании немцев и французов совместно создать новую боевую машину, о чем сообщила газета Die Welt.

Новый танк должен быть создан к 2030 году - к этому времени истекает срок службы танков «Леопард-2», которые стоят на вооружении армий нескольких стран Европы. «Технические требования к системе уже были представлены и определены в рамках германо-французского сотрудничества», - уточнил госсекретарь Министерства обороны ФРГ Маркус Грюбель (Markus Grübel). По его словам, в течение трех лет - с 2015 по 2018 год - должны быть разработаны технологии и концепции при участии немецкой промышленности.

Издание предполагает, что решению о создании нового танка предшествовал доклад Федеральной разведывательной службы Германии (Bundesnachrichtendienst, BND) о наращивании Россией боевой мощи. Кроме того, представленные 9 мая на Параде Победы в Москве танки Т-14 на платформе «Армата», по данным немецкой разведки, были опытными образцами, серийное же производство - двух тысяч танков - начнется только через несколько лет.

Die Welt отмечает, что когда разработка новой машины будет завершена, им это будет танк очень высокого уровня.

В июне 2016 года был продемонстрирован, возможно, один из первых образцов вооружения будущего европейского танка. Образец гладкоствольного 130-миллиметрового орудия с длиной ствола 51 калибр был показан фирмой Rheinmetall Weapon and Munition на прошедшей в Париже выставке вооружений Eurosatory-2016.

Пушка этого типа создается с 2015 года на собственные средства компании. Демонстрируемый образец был закончен в мае 2016 года. По словам представителей компании, испытания начнутся после выставки.

Орудие оснащено увеличенной зарядной каморой, внутренняя поверхность ствола выполнена с хромированным покрытием, внешняя - с теплозащитным кожухом. Дульный тормоз на представленном образце не наблюдается.

Для пушки предусмотрено использование двух типов выстрелов: бронебойный подкалиберный снаряд с удлиненным вольфрамовым сердечником и осколочно-фугасный снаряд с программируемым подрывом.

По заявлению производителя, могущество боеприпасов разрабатываемой пушки должно превзойти могущество их аналогов, используемых в 120-миллиметровой танковой пушке Rheinmetall L55, на 50 процентов.

Своя разработка перспективного танка есть у Великобритании. Эта машина также создается в русле общих тенденций - уменьшение экипажа, установка более крупнокалиберной пушки, совершенствование системы управления огнем и так далее. Правда, по имеющейся информации, танк-преемник «Челленджера», разрабатываемый по программе Mobile Direct Fire Equipment Requirement (требования к системе для ведения огня прямой наводки с ходу), планируется оснастить пушкой с электромагнитным ускорением снаряда. Не исключено, что в этом вопросе англичане станут новаторами, сумев первыми поставить такое орудие на серийную машину.

Остальные страны-танкостроители пока либо не имеют своих программ разработки принципиально новых танков: основная масса перспективных машин, будь то турецкий «Алтай», индийский «Арджюн» или японский «Тип 10» представляет собой комбинацию уже известных технических решений в классической компоновке. Китай, последние десятки лет занимающийся копированием конструкций российской и западной разработки, судя по всему, продолжит это делать и впредь. У стран следующего эшелона шансов на создание своей собственной перспективной машины еще меньше.

Каковы итоги?

Говоря об основных тенденциях мирового танкостроения в целом, можно выделить следующие основные направления:

1. Рост массы боевых машин прекратился. Все перспективные проекты, кроме модернизированных «Меркав» - спецмашин для специальных театров военных действий, - имеют вес в пределах 50–55 тонн.

2. Рост огневой мощи продолжается. Перспективные танки планируется оснащать тяжелыми орудиями, а в дальнейшем - и их усовершенствованными версиями с электромагнитным ускорением и так далее.

3. Все без исключения перспективные танки планируется оснастить орудиями с автоматом заряжания, что свидетельствует в пользу этого магистрального пути развития, на который отечественное танкостроение встало уже более 40 лет назад.

4. Главную роль в повышении боевых возможностей танков станут играть системы управления огнем, комплексы активной защиты и другое дополнительное оборудование, с помощью которого боевые возможности уже находящихся в строю танков могут быть значительно увеличены.

Что подешевле?

Очевидно, что танки нового поколения, равно как и «ультимативные» варианты модернизации современных машин будут не по карману странам третьего мира, при этом многие из них располагают внушительными запасами старой техники, в первую очередь, наиболее распространенных танков холодной войны типа М60 и Т-72. Такой рынок предполагает наличие большого количества предложений по модернизации этих танков, и подобные предложения появляются все чаще.

Одно из наиболее свежих предложений такого рода - вариант модернизации танков М60 Patton от компании Raytheon, более известной в качестве одного из основных разработчиков средств ПВО и ПРО. Фактически Raytheon выступает как системный интегратор программы, включающей в себя использование разработок разных компаний. Ключевой элемент модернизации, получившей название The M60A3 Service Life Extension Program (SLEP), - повышение боевой мощи танка за счет установки 120-миллиметровой гладкоствольной пушки M256, которая должна заменить прежнее 105-миллиметровое нарезное орудие M68.

«У вас есть "железо" 1960-1970-х годов изготовления. Производство многих комплектующих к нему давно утрачено, - поясняет руководитель программы модернизации Римас Гузулайтис, - но многие страны продолжают эксплуатировать это вооружение и нуждаются в его усовершенствовании, устранении недостатков, повышении точности и убойности».

«Мы берем орудие от М1А1, - продолжает он. - Оно значительно более точное, намного более мощное, при этом оно легче и позволяет использовать широкую гамму боеприпасов, производимых партнерами по НАТО».

Как отмечают в Raytheon, совершенствование машины не ограничивается новым орудием. В ходе модернизации М60 получит новый дизельный двигатель, мощность которого возрастет с 750 до 950 лошадиных сил, новую систему управления огнем с дневным лазерным прицелом и ночным тепловизионным, электрический привод вращения башни и, конечно, усиление защиты - как дополнительное бронирование, так и блоки динамической защиты.


Частично рынок уже осваивается «Уралвагонзаводом», ведущим серийную модернизацию Т-72Б российской армии в вариант Т-72Б3, однако этот бизнес интересует и других производителей. Свои варианты предлагают бывшие партнеры СССР по Варшавскому договору - от Польши до бывших югославских республик, а также республики бывшего СССР.

Совершенствование идет, главным образом, по тем же направлениям: улучшение броневой защиты - за счет дополнительных броневых листов в лобовой части танка и современных версий динамической защиты типа «Контакт-5» или «Реликт», модернизация системы управления огнем, установка современных прицелов, в ряде случаев - дистанционно управляемых модулей вооружения.

Из наиболее примечательных вариантов усовершенствования Т-72 можно назвать демонстрирующийся «Уралвагонзаводом» с 2013 года танк в обвесе для городского боя. От стандартной машины он отличается значительно усиленной броневой защитой - дополнительным бронированием бортов и кормовой части башни, наличием бульдозерного отвала для разгребания завалов, усиленной бронезащитой зенитной пулеметной установки и улучшенной системой управления огнем. Появление этой машины именно сейчас легко объяснимо боевыми действиями в Сирии, где танки активно используются в качестве средства поддержки пехоты, в том числе в городах. Т-72 демонстрируют высокую живучесть даже в исходном варианте, и модернизация позволит значительно повысить эффективность этих машин в неблагоприятных для бронетехники городских условиях.

Наиболее радикальный вариант модернизации Т-72 - его превращение в машину принципиально иного класса, боевую машину поддержки танков (БМПТ). Исследования в этом направлении ведутся с 1990-х годов. По мнению некоторых специалистов, машины такого типа резко уменьшают потребность в пехотном сопровождении танка, принимая на себя большую часть функций по уничтожению опасных для танка целей. Ключевые козыри БМПТ - развитая система управления огнем и многофункциональность боевого модуля.

Различные версии модернизации старых машин неизбежно будут предлагаться и впредь - цена и сроки разработки танков нового поколения практически не оставляют иных вариантов совершенствования танкового парка тем, кто не готов платить за новые машины от 5-6 миллионов долларов за единицу и выше. И даже страны, разрабатывающие и строящие технику нового поколения, включая и Россию с ее новинкой - Т-14 «Армата» и другими машинами на этой платформе, потратят на замену основной части парка весьма длительное время. Результат предсказать несложно: многим танкам холодной войны предстоит встретить в строю столетие со дня создания своего первого варианта - не исключено, что и со дня физической постройки.

Начиная с 2006 года в средствах массовой информации периодически появляются сведения о создании и скорейшем поступлении на танка четвертого поколения. Прошло почти десятилетие, а даже изображения опытного образца никто не видел. Известно только, что создателем является Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения в Нижнем Тагиле. На параде 9 мая 2014 года ожидается появление на публике нового образца тяжелого вооружения. В течение двадцати лет разработок проект шифровался по-разному: “Совершенствование 88”, Объект 195, Т- 95, Т-99 "Приоритет". Иногда сюда же относят названия “Черный орел” и “Армата”. Следует обратить внимание, что отождествлять “Армату” с предшествующими проектами, и особенно с Т-95, не следует, это совершенно новое изделие.

В конце восьмидесятых наши инженеры заглянули в будущее

Проектирование нового образца боевой машины началась в 1988 году. Основной идеей было повышение выживаемости экипажа и возможность модернизации систем вооружения без кардинальных переделок машины. Для удовлетворения этому требованию предлагалось сделать башню необитаемой. То есть осуществлять наведение орудия или стрелкового вооружения на цель, выбирать тип боеприпаса и совершать выстрел должна была автоматика. Сам же экипаж следовало поместить в изолированной, хорошо защищенной бронекапсуле. Должен был получиться танк с совершенно новой компоновкой и мощнейшей защитой. Политические потрясения последнего десятилетия прошлого века не позволили в полной мере реализовать задуманное. Да и уровень развития электроники того времени вряд ли дал бы возможность создать высокоэффективную боевую систему. Эту концепцию воплотили в металле спустя несколько лет уральские танкостроители создав Объект 195. Фото танка, укрытого брезентом, не могут помочь составить представление о конструкции автономной артиллерийской установки.

Неоконченный детектив

В связи с высоким уровнем секретности проекта создания танка четвертого поколения, возникла путаница в наименовании машин. Возможно, что разночтение инспирировано самим заказчиком, Министерством обороны. Подробности многих разработок становятся известными спустя много лет, после утраты их актуальности или выхода в широкий тираж. До сих пор наличествует множество досужих домыслов о причинах отказа от производства новых машин два десятилетия назад. В 90-е годы отечественные танкостроительные концерны переживали не лучшие времена. Каждый завод искал собственные пути выживания. Омские танкостроители на основе газотурбинного танка Т-80 разработали Объект 640, получивший название “Черный орел”. Машина была представлена на закрытом показе в 1997 году в Кубинке. Немного раньше, в 1995 году Уралвагонзавод начал разрабатывать свой вариант Несмотря на применение инновационных технологий пассивной защиты и систем вооружения, обе машины - Объект 195, “Черный орел” - являлись глубокой модернизацией танков третьего поколения. А это военных не очень утраивало.

Футуристический экстерьер

Танк Объект 195 был доведен до нескольких опытных образцов. Модели, значащиеся под одним шифром далеко не идентичны. По замыслу военных стратегов высота новой боевой машины не должна была превышать двухх метров. Этим параметрам, по идее, должен был соответствовать Объект 195. Фото, однако, запечатлело машину высотой около трех метров с массивной артустановкой, укрытой брезентом. Маловероятно, что это предсерийный образец. Необитаемая башня должна быть очень компактной. Скорее всего, будущая универсальная платформа испытывалась в качестве мобильной базы для перспективных систем вооружения. Ведь военные задумали создать универсальное шасси. Одним из модулей должен быть танк Объект 195. Фото иных конструкций, если они существуют, до сих пор никому заполучить не удалось.

Требования к танку 4-го поколения

К концу первого десятилетия нового тысячелетия, наконец, сформировалась концепция перспективного танка. Новая боевая машина будет революционным шагом в развитии сухопутных боевых платформ. В связи с этим она должна воплотить следующие требования:

  • Возможность максимальной вероятности уничтожения цели снарядом.
  • Гарантируемое выживание экипажа в случае поражения танка кумулятивными или кинетическими боеприпасами.
  • Боевая единица является сегментом сетецентричной системы сухопутных вооруженных сил.
  • Шасси должно быть универсальным, для возможности размещения на его базе боевых машин другого назначения и а также техники инженерного обеспечения войск.
  • Возможность поэтапной модернизации.

Вооружение вне конкуренции

Оснасить объект 195 предполагается гладкоствольным орудием 135-152-мм с начальной скоростью полета снаряда не менее 1980 м/с. Если в качестве основного орудия будет принята шестидюймовая пушка 2А83, то боезапас составит 42 единицы подкалиберных, осколочно-фугасных и кумулятивных снарядов. Традиционно, эксклюзивной особенностью отечественных машин является возможность запуска из ствола орудия управляемых ракет. Вместе с орудием вращается и весь боекомплект. Автоматическая заряжающая система обеспечивает скорострельность не менее 15 выстрелов в минуту. На поворотном лафете орудия будут смонтированы пулеметы калибром 7,62 и 14,5 мм с возможностью ведения огня по а также четыре малогабаритных ЗУР 9М311. Одним из вариантов легкого вооружения является 30-мм автоматическая пушка, спаренная с основным орудием.

Система управления огнем и противодействия

Полноту визуальной информации обстановки на поле боя танкисты будут получать не только посредством наблюдения через Из-за того, что экипаж лишен возможности кругового обзора (башня будет необитаемой), систему управления огнем предполагается оснастить комплексом передающих устройств и несколькими экранами внутри кабины. На мониторы поступает информация от других машин подразделения. Экипаж будет видеть "сквозь броню” во всех направлениях. Обеспечить высокую эффективность вооружения должна обеспечить штатная радиолокационная система и На лазерное устройство возлагаются функции активного противодействия системам наведения противника. Активная установка сама найдет оптику врага и нейтрализует ее пучком света. Машины будут оснащаться системой распознавания ”свой-чужой”, исключающей поражение от дружественного огня в условиях высокоманевренного боя. Комплекс состоит из установок “Штора-2” и ”Арена-Э”.

Непробиваемый танк

Объект 195 - тяжелый танк (по сравнению со своими предшественниками). Базовая модель Т-72 весит 41 тонну, последняя производная этой серии Т-90 - 46,5 тонн. Перспективная модель на 10 тонн массивней. Совершенствование пассивной защиты повлекло увеличение боевой массы. Комбинированная многослойная броня предусматривает наличие интегрированной динамической защиты нового поколения. Эквивалент системы бронирования против воздействия подкалиберных боеприпасов равен 1000 мм, против кумулятивных снарядов - не менее 1500 мм.

Силовая установка

Конструкторы оснастили танк Объект 195 челябинским дизелем В-92С2Ф2. Это временная мера, силовая установка не отвечает современным требованиям. Мощность всего 1130 л. с., подвижность перспективного танка незначительно превышает показатели основной боевой машины предыдущего поколения. В качестве штатного агрегата предполагается установка дизеля 12Н360Т-90А. Мотор четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Система охлаждения жидкостная. Рабочий объем - 34,6 л. Мощность не менее 1650 л. с. обеспечивает тяговооруженность боевой машины не менее 30 л. с. на тонну. Двигатель располагается вдоль боевой машины и агрегатируется с АКПП.

Тактико-технические характеристики Объекта 195

Если отождествлять перспективную машину с Т-95, то характеристики танка четвертого поколения следующие:

  • Максимальная боевая масса - 55 тонн.
  • Габариты: длина корпуса 8 000 мм, ширина 2 300 мм, высота 1 800 мм.
  • Экипаж - 3 (2) человека.
  • Двигатель - дизель1650 л.с.
  • Скорость по проезжей части составляет более 70 км/ч.

Танк умер. Да, здравствует танк!

В 2008 году казалось, что близок тот момент, когда танковые войска начнут получать лучший в мире образец техники. Несколько опытных образцов Т-95 (Объект 195) были направлены для прохождения государственных испытаний. Через два года состоялся бенефис перед лицом ответственных чинов Министерства обороны. Ведомство отказалось от дальнейшего финансирования проекта. По крайней мере, эта формулировка является официальной версией в течение нескольких последних лет. “Уралвагонзавод” на собственные средства завершил создание проекта. Одной из причин отказа от принятия на вооружение нового образца перспективного танка явилось моральное устаревание технологических решений, принятых в основу его разработки. Также была пересмотрена генеральная концепция комплекса тяжелых боевых платформ. Пришло время модульного принципа формирования облика боевой машины. За основу будущей подвижной системы поля боя был принят Объект 195.

Итак, Объект 195 - “Армата” или нет?

Очевидно, что у актуального проекта другой рабочий индекс. Однозначно и то, что многолетние наработки 195-го проекта и "Черного орла" не будут преданы забвению. Руководством Вооруженных сил поставлена задача в 2015 году начать производство новой машины. Принимая во внимание короткие сроки реализации задачи, “Армата” воплотит основные концепции экспериментальных предшественников. Сохранится компоновка и технологические решения. В то же время для удешевления производства придется отказаться от некоторых компонентов защиты и вооружения. Т-14 (такое обозначение получил новый основной танк) несколько меньше, на четыре-пять тонн легче, технологичнее и дешевле в изготовлении. В целях снижения цены и упрощения производства откажутся от широкого использования титановых элементов пассивной защиты.

Т-14 «Армата» Первое место занимает танк Т-14 — новейший российский основной танк с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Представленный на Параде Победы в 2015 году он привлек к себе внимание как российских, так и зарубежных военных экспертов.Необходимо заметить, что сравнение Т-14 с другими танками выходит за рамки просто таблиц с ТТХ.Американский журнал The National Interest попытался сравнить Т-14 и Abrams, однако отметил, что Т-14 имеет множество защитных технологий, которых нет не только в Abrams, но и ни в одном танке мира.Минобороны заказало производителю танков Т-14 «Уралвагонзаводу» первую партию из 100 боевых машин.Т-90 «Владимир» Следующим в списке топ-5 идет основной боевой танк российской армии - Т-90. Последняя модификация танка Т-90СМ оснащена системой управления огнем, которая превосходит мировые аналоги. СУО, позволяет экипажу поражать движущиеся цели, в том числе когда танк сам находится в движении, с высокой вероятностью попадания в цель с первого выстрела почти при любых погодных условиях.Помимо традиционного артиллерийского вооружения, Т-90 имеет возможность стрельбы ПТУР «Инвар-М». Пуск ракет осуществляется при помощи основного орудия танка, наведение ракет осуществляется по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме.
В период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым основным боевым танком.Т-72Б3 Модернизированный до версии Т-72Б3 занимает третью строчку. Он обладает 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ресурсом. Благодаря ее модернизации появилась возможность использовать новые «удлиненные» бронебойные подкалиберные снаряды типа «Свинец-1/2».На танк установлен белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, а также модернизированный под новые снаряды автомат заряжания.Т-80У Т-80 - уникальный танк с газотурбинным двигателем. Накануне празднования Дня танкиста в России было объявлено о подписании долгосрочного контракта на модернизацию самых быстрых и маневренных танковых болидов советской и российской армии.Танк оснащен системой управления огнем СУО 1А33, пушкой 2А46-2, системой запуска дымовых гранат 902А «Туча».Бывший министр обороны Сирии Мустафа Тлас в интервью корреспонденту Shpiegel дал высокую оценку танку Т-80.«Новый советский Т-80 не только сравним с «Леопардом-2», но и превосходит его, даже по мнению западных наблюдателей… Т-80 — ответ Москвы на «Леопард-2». Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире», - сказал Тлас.
Сегодня на хранении находятся более 3 тысяч танков Т-80 различных модификаций.Т-55 Т-55 - один из самых массовых советских танков. Несмотря на то, что он является средним танком, он стал первой в мире боевой машиной, оборудованной автоматической системой противоатомной защиты. Т-55 стал для своего времени пионером нового поколения боевых машин, способных вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия.На последнюю модернизированную версию танка Т-55М6 была установлена башня от Т-72Б с 125-мм пушкой, а позади башни контейнер с автоматом заряжания на 22 выстрела; встроенная динамическая защита башни и корпуса; двигатель В-46-5М мощностью 690 л.с.; новая система управления огнем. Корпус удлинён, добавлен шестой опорный каток. Возможна установка опорных катков от Т-55, Т-72 и Т-80.Всего за все время производства Т-55 было изготовлено свыше 20 тысяч танков. В России до сих пор находятся на хранении свыше 2800 танков Т-55.