Онр 2 уровня характеристика дизартрия. Характеристика уровней общего недоразвития речи у детей: симпотмы и коррекция ОНР. Направления коррекционно-развивающей работы

Очень многие родители уже обратились в наш центр за помощью по избавлению детей от общего недоразвития речи. Чаще всего в нашей практике встречались случаи с ОНР 2 уровня, успешная коррекционная работа по которым проходила с использование современных методик и приемов.

Основным отличием ОНР 2 уровня от 1, является использование ребенком для общения не только мимики, жестов и лепета, но и простых словосочетаний и предложений. Основные характерные черты:

  • У ребенка развит активный и пассивный словарь, в котором присутствуют и глаголы и существительные, правда используемые слова отличаются неточностью значения;
  • Многие звуки в речи употребляются с искажением или вовсе отсутствуют;
  • Отсутствуют навыки фонематического анализа и синтеза.

Малыш с ОНР 2 уровня сможет перечислить предметы, которые находятся вокруг него или объяснить простые действия, рассказать небольшой текст о себе или своей семье. Однако, в речи могут неправильно употребляться некоторые слова, а незнакомые ему заменяться на жесты.

ОНР 2 уровня также выражается в неумении распознавать существительные среднего рода и в скудном запасе прилагательных в лексиконе, однако, дети способны различать множественное, единственное число и времена глаголов.

Нужно отметить, что диагноз «ОНР 2 уровень речевого развития» не ставится деткам младше 4 лет.

Логопедическая работа по выявлению ОНР 2 уровня

Чтобы логопед мог выявить ОНР 2 уровня, ему необходимо провести беседу с родителями и будущим пациентом. От родителей потребуется подробная информация о здоровье ребенка, перенесенных им заболеваниях, полученных травмах, психоэмоциональном состоянии. В процессе беседы с малышом, логопед должен выявить навыки и способности общения:

  • Пределы словарного запаса и его примерный объем;
  • Способность формировать словосочетания и предложения;
  • Сформированность органонов речи и слуха;
  • Навык восприятия и осмысления слов;
  • Способность формулировать мысли;
  • Чистота и правильность произношения слов и предложений;
  • Умение распознавать структуру слова, деление на слоги;
  • Правильное использование ударений, предлогов, окончаний.

Особое внимание будет уделено оценке развития общих навыков: памяти, осмысления, активности в познании окружающего мира и пр.

Коррекционная работа по ОНР 2 уровня

Целью логопедической работы с ОНР 2 уровня должна быть подготовка детей к активной речевой деятельности и исправление нарушений в этой сфере. Занятия с детьми могут проводиться как в центре в небольших группах, так и в индивидуальном порядке на дому. В любом случае логопед уделит должное внимание каждому ребенку и его проблеме. Однако, если малыш плохо идет на контакт с чужими людьми и замыкается в себе в новой обстановке, то лучше предпочесть занятия дома, в привычной для него обстановке. Есть смысл провести хотябы несколько первых занятий в таком формате.

Работа с ОНР 2 уровня будет заключаться в следующем:

  • Упражнения с органами артикуляционного аппарата, направленные на активацию различных движений;
  • Работа по подготовке базы, которая послужит для усвоения отсутствующих звуков у ребенка;
  • Усвоение отсутствующих звуков, их различение и наработка автоматизации произношения;
  • Отработка восприятия разницы между различными формами слов, окончаниями, предлогами; множественным и единственным числом, временными формами глаголов;
  • Работа над произношением трудных слов и другие приемы.

Помните, что от своевременной постановки диагноза и принятия соответствующих мер зависит результат логопедической работы с ОНР 2 уровня. Если в 3 года малыш не произносит слова и простые предложения, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Запишитесь на прием любым удобным для способом и специалисты «Логопед 0+» проведут диагностику с последующей коррекцией.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, установленных в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями:

Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Просвещение,2009;

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. -- М., 1991;

Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

Эти программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Характеристика речи детей с ОНР II уровня речевого развития.

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дай пить молоко; «бáска атáть ни́ка» — бабушка читает книжку; «дадáй гать» — давать играть; «во изи́ асáня мя́сик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три ежа, «мóга ку́каф» — много кукол, «си́ня кадасы́» — синие карандаши, «лёт бади́ка» — льет водичку, «тáсин петакóк» — красный петушок и т. д.В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тиди́т а ту́е» — сидит на стуле, «щи́т а тóй» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйка хвот» — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.

Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тю́фи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юкá» — рука, локоть, плечо, пальцы, «сту́й» — стул, сиденье, спинка; «миска» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «ли́ска» — лисенок, «мáнька вóйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандáс» — карандаш, «аквáя» — аквариум, «виписéд» — велосипед, «мисанéй» — милиционер, «хади́ка» — холодильник.

Цель программы - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать лексико-грамматические средства языка и связную речь.

Задачи программы - развитие понимания речи; активизация речевой дея-тельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие произно-сительной стороны речи; развитие самостоятельной фразовой речи.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНР (II ур.) разделено на 3 периода обучения:

I период - 2 половина сентября- ноябрь, 11 недель, 29 занятий-3 занятия в неделю.

II период - декабрь -февраль, 13 недель, 34 занятия - 3 занятия в неделю.

III период - март- май, 14 недель, 36 занятий - 3 занятия в неделю.

Всего 99 занятий в год.

1-я половина сентября - обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Форма организации обучения - подгрупповая и индивидуальная.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

1.Активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2.Подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3.Постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.

Цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

На подгрупповых занятиях проводится работа по:

1.Развитию лексико-грамматических средств языка(развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения).

2.Развитию связной речи (обучение детей самостоятельному высказыванию, выработка умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание).

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной категории, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность подгрупповых занятий - 3 раза в неделю, индивидуальных- 2 раза в неделю.

Цель подгрупповых занятий - развитие понимания речи; активизация ре-чевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие самостоятельной фразовой речи.

На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Направления коррекционно-развивающей работы:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты

Учебно-тематический план коррекционно-развивающей программы:

Звуковая сторона речи

Смысловая сторона речи

Произношение

Фонематическое восприятие

Сентябрь,

октябрь, ноябрь

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков

Изолированно;

В слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

В словах;

В предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков;

Изолированно;

В обратных слогах;

В закрытых слогах;

В стечении с согласными;

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.

Развитие понимания устной речи;

Развитие умения вслушиваться в обращенную речь;

выделять название предметов, действий,

признаков;

понимание обобщающего значения слов;

подготовка к овладению диалогической формой общения;

практическое усвоение некоторых форм словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;

усвоение притяжательных местоимений «мой—моя»;

практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;

овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;

усвоение навыка составления короткого рассказа.

декабрь, январь, февраль

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

Изолированно;

В открытых слогах (звук в ударном слоге);

В обратных слогах;

В закрытых слогах;

В стечении с согласными;

В словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

По твердости — мягкости. по глухости — звонкости: а также:

В обратных слогах;

В словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

Дифференцируемые звуки;

Определенный заданный звук.

Определение места звука в слове;

Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

Осуществление анализа и синтеза прямого слога;

Выделение согласного звука в начале слова;

Выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

По твердости — мягкости

По глухости — звонкости:

В обратных слогах;

В слогах со стечением двух согласных;

В словах и фразах;

Составление предложений с определенным словом;

Анализ двусловного предложения;

Анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;

практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;

различение и выделение названий признаков по вопросам: какой-какая-какое;

усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

употребление предлогов: в-на-из-под.— совершенствование навыка ведения диалога;

сравнение предметов с выделением сходных качеств;

составление простого описания предмета;

закрепление навыка построения простого предложения;

распространение предложения путем введения однородных членов;

усвоение конструктно-сложных предложений;

составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;

заучивание простых стихов.

март, апрель,

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

В прямых и обратных слогах;

В слогах со стечением трех согласных;

В словах и фразах;

В стихах и коротких текстах;

Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;

закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк;

усвоение слов-антонимов;

закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;

расширение значений предлогов. — совершенствование диалогической формы речи;

распространение предложений;

составление рассказа по картинке, серии картин;

составление рассказа описания, пересказ;

усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

Планируемые результаты логопедической работы:

правильно артикулировать поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

дифференцировать изученные звуки;

находить в предложении слова с заданным звуком;

соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

использовать в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

Распределение тем по месяцам:

Сентябрь: «Осень».

Октябрь: «Наше тело» «Овощи», «Фрукты», «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда».

Ноябрь: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда».

Декабрь: «Посуда», «Новогодний праздник», «Домашние животные», «Зима», «Зимние забавы».

Январь: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Дикие животные зимой», «Домашние птицы».

Февраль: «Домашние птицы», «Перелётные птицы», «Продукты питания», «Наша армия», «Семья», «Ранняя весна».

Март: «Ранняя весна», «Мамин праздник», «Весна», «Транспорт», «Первые весенние цветы», «Комнатные растения».

Апрель: «Комнатные растения», «Дикие животные весной», «Игрушки», «Аквариумные рыбки», «Насекомые».

Май: «Правила дорожного движения», «Почта», «Лето. Цветы на лугу».

Литература

1. Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Просвещение,2009.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. -- М., 1991.

3. Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвити-ем речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

4. Т.Б Филичева, Т.В Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

5. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.

6. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002

7. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

9. Г.С.Швайко. Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988

10. Н.В.Соловьёва. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009

11. Н.В.Нищева. Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001

12. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

13. А.В. Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001

ОНР 2 уровень - это явное нарушение речевого развития у детей с нормальными показателями интеллекта, слуха, при котором наблюдаются заниженные способности к вербальному общению.

Аббревиатура ОНР расшифровывается как . Дошкольник говорит отдельными словами и короткими фразами, допуская массу грамматических ошибок. Распространенные предложения в речи не присутствуют, активный словарный запас крайне беден. Одновременно с нарушениями лексического строя наблюдаются расстройства фонематического слуха, артикуляции.

Вопросами ОНР занималась профессор НИИ Дефектологии Р. Е. Левина. На основании ее научных трудов сегодня проводится разработка коррекционных программ для детей с логопатологиями.

Причины

Характеристика ОНР 2 уровня указывает на полиэтиологическую природу речевого дефекта. То есть виновником развития нарушения становятся физические, биологические и социальные предпосылки. Основными провоцирующими факторами являются:

  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт между матерью и ребенком;
  • родовая асфиксия;
  • травмы головы, полученные при рождении и на первом году жизни;
  • инфекции с нейротоксикозом;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • педагогическая запущенность;
  • дефицит общения;
  • наследственность
  • отрыв от дома, или синдром госпитализма.

Зачастую ОНР является последствием комплекса причин. Это важно учитывать при диагностике и коррекции речевого дефекта.

Симптомы

Общее недоразвитие речи 2 уровня характеризуется следующими симптомами:

  • У ребенка диагностируется (возрастная задержка речевого развития).

Первые слова появляются к 2 годам, фраза после 3 лет. К 4 годам кроха строит предложение из 3-4 слов, в большинстве случаев, не согласовывая грамматические формы лексем друг с другом.

  • Местоимения, предлоги, союзы используются редко.
  • Ударения ставится ошибочно, чаще на последний слог.
  • Дошкольнику проще перечислить названия предметов, явлений, чем составить из этих слов текст.
  • Совершаются многочисленные ошибки в родовых окончаниях глагола, существительных, прилагательных. Средний род не воспринимается вовсе.
  • Отвечая на вопросы, дошкольник использует начальные формы глаголов и существительные в именительном падеже.
  • Есть смешения числовых категорий.
  • До 4-5 лет ребенок с ОНР 2 уровня помогает себе жестами, аморфными словами.
  • В сложных словах нарушается слоговая структура. Малыш переставляет слоги, опускает их. Навыки словообразования отсутствуют.
  • Дефекты звукопроизношения в словах. При этом изолированная фонема произносится четко.
  • В 70-80% случаев у детсадовцев со 2 уровнем ОНР есть сопутствующие заболевания: , СДВГ, ЗПР, парезы артикуляционных мышц.

Многочисленные проблемы с развернутой речью приводят к сложностям понимания высказываний малыша. Это может стать причиной отчужденности, замкнутости, нежелания принимать участие в коллективных играх, выступать на утренниках в ДОУ со стихом. То есть нарушается вербальный, психо-эмоциональный контакт с обществом. Хотя дома проблем с общением не наблюдается, родители понимают речь ребенка, его жесты.

Диагностика

Обследование дошкольника с нарушениями речи проводится комплексно. Потребуются заключения логопеда, невролога, детского психиатра. Маршрут диагностики ОНР состоит из нескольких этапов:

  • Беседа с родителями для сбора анамнеза, выяснения возможной причины дефекта речи.
  • Оценка уровня сформированности навыка говорения у ребенка.
  • Исключение или подтверждение сопутствующих заболеваний, задержек в развитии.
  • Изучение строения речевого аппарата для обнаружения органических нарушений.

Окончательный диагноз ставится на основание заключения консилиума. Для направления малыша в логопедический детский сад необходимо пройти ПМПК. На комиссию нужно представить характеристику на дошкольника из ДОУ или от психолога. С ребенком и родителями проведут беседу, дадут рекомендации о последующем обучении. Программу индивидуальной работы по требованиям ФГОС составит педагог образовательного учреждения.

Лечение ОНР - это трудоемкий процесс. Полагаться только на педагогов ДОУ нельзя, обязательно занимайтесь дополнительно дома, больше говорите с ребенком и слушайте его высказывания.

Коррекция

Составляя план коррекционной работы при ОНР 2 типа, логопед разбивает его на несколько блоков:

  1. Развитие навыка понимания чужой речи
  2. Расширение словарного запаса
  3. Составление слов
  4. Развитие фонематического слуха
  5. Формирование умения составлять простые и распространенные предложения
  6. Развитие навыка связного высказывания на свободные темы

Преодолеть речевые дефекты при ОНР 2 типа невозможно без медицинской помощи. В работу нужно включить узких специалистов: невролога, педиатра, реабилитолога, психолога. Воспитанник ДОУ должен получать медикаментозную помощь, эмоциональную поддержку.

Остановимся на каждом этапе педагогической работы отдельно. Приведенные примеры упражнений, заданий можно использовать с детьми от 3-4 лет и старше.

Понимание чужой речи и расширение словарного запаса

Два этапа коррекции речевого дефекта неразрывно связаны друг с другом. Чем больше малыш знает слов, понимает их значение, тем лучше осознает смысл сказанного собеседником.

Основная задача занятий по развития навыка общения - установление контакта между учеником и педагогом (дефектологом, логопедом), расширение пассивного словарного запаса дошкольника. Реализовать запланированные цели можно быстрее, если использовать наглядные образцы и доступные для понимания ребенком ситуации. Обязательно подключайте к словам мимику и жесты.

Развитию навыка понимания чужой речи не нужно отводить отдельное время. Используйте любые предлоги для обращения к ребенку с речью: просите помочь, принести что-то, комментируйте режимные моменты.

Приведем несколько примеров таких ситуаций:

  • Дети собираются на прогулку

Воспитатель обращается к ним и командует: “Сначала надеваем колготки, потом кофточки…”. На первых порах можно показывать вещи, помогать с выбором предмета из ящика.

  • Просьбы

“Принеси мячик”, “Подними кубик”. Постепенно просьбы становится более узкими: “Возьми на верхней полке синюю книгу”, “Покажи, где сидит кукла в красном платье”.

  • Раскладываем игрушки по местам

Мишка сядет на диван, зайка ляжет в кроватку, кубики будут стоять на столе.

Для различения словоформ используйте парные картинки:

Рыбки плывут – рыбка плывет.

  • Времена глагола

Маша ест суп, Маша будет есть суп, Маша поела суп.

  • Падежные формы существительных

Малыш надевает шубку. Шубка висит в шкафу.

  • Притяжательные местоимения, прилагательные

Мой носок, папин носок. Здесь можно использовать просьбы: дай твой карандаш, дай Машин карандаш.

  • Пространственные понятия

Помогают привлечь использование предлогов. Мяч лежит на столе, под столом, у стола. Используйте просьбы: положи книгу на колени, под стул, у кровати.

Словарный запас пополняйте с помощью логопедических лото на разные темы: “Животные”, “Времена года”, “ “, “ “, “Транспорт”. Изучайте не только наименования предметов, но и глаголы, связанные с ними.

Например, при обсуждении темы о животных спрашивайте ребенка: дикое или домашнее животное, какого оно размера, какого цвета, чем питается и т.д.

Обучение составлению слов

Дошкольнику с ОНР 2 уровня тяжело сказать слова ласково, то есть прибавить к ним суффиксы – еньк-, -к-, -онок- и другие. Давайте такие задания:

  • Большой – маленький.

Арбуз-арбузик, заяц-зайчонок.

  • Прибавь приставку.

Ел-поел, сказал – рассказал. При этом важно обращать внимание на изменение лексического значения слова.

Для изучения состава слова эффективны игры парами. Например, дети должны “спорить”: у меня нос – а у меня носик, у меня дом – а у меня домик. Соревновательный момент добавляет в рабочий процесс нотку забавы.

Развитие фонематического слуха

Важный компонент логопедической работы для устранения дефекта постановки ударений и звукопроизношения. На начальном этапе нужно показать детям разнообразие звуков в природе: шуршите бумагой, скрипите, слушайте вой ветра, пение птиц, шум воды. Обращайтесь за помощью к музыкальным инструментам (барабаны, скрипка, металлофон). Ребенок должен различать и называть не только источник звука, но и ощущать их громкость, мелодичность. Раздавайте карточки с изображением инструментов, дети пробуют изобразить, как он звучит.

Следующие этап - это различение звуков речи:

  • Чем отличаются существительные рот-кот, каша-Маша?

Дошкольник должен назвать звуки, которые не совпадают.

  • Сходные формы слов.

Поколочу – дам по калачу.

  • Неправильное эхо.

Ученик должен повторить за педагогом слово, изменив 1-2 звука. Например, я несу – я пеку, дочка Маша – дочка Глаша.

Составляем предложения

Практику начните с простых фраз из 2 слов: я пришел, надеваю шубку, люблю компот. Постепенно учите дошкольника составлять предложения из 3 членов. Можно использовать следующий вид заданий:

  • Что он делает?

Распечатайте картинки, где дети занимаются спортом, гуляют или собирают урожай. Задача дошкольника рассказать, что он видит, но придумать несколько действий для одного персонажа. Например, Маша стоит на лестнице и собирает груши. Ваня, Катя, Вова гуляют. Важно подбирать однородные сказуемые или подлежащие.

Подбираем по картинке дополнения к сказуемому. Например, Мальчик рисует (что?) дом, гриб, ежика.

  • У меня есть.

Детям раздаются предметы (фрукты, игрушки, книжки) по 2-3 в руки. Каждый должен рассказать, что у него есть. “А у мены раскраска, карандаши, краски. А у меня мышонок, кукла и грибок”.

Логопед проговаривает набор слов: лепит, мышку, Маша. У воспитанников должно получиться: Маша лепит мышку.

  • Развернутые ответы на вопросы.

Что ты делаешь? Чем любит заниматься мама? Что видишь за окном?

Я рисую солнышко, мама любит петь и танцевать, я вижу за окном лужи и деревья.

Обязательно уделяйте время развитию памяти и внимания. Используйте игры “Найди лишнее на картинке”, “Кто быстрее отыщет предмет” (спрятанный в группе или на картинке), “Найди ошибку”. Последнюю игру проводят так:

  • Педагог говорит предложение и намеренно совершает в нем грамматическую ошибку.

Например, Маша и Ваня собирала груши с дерева.

  • Дети должны повторить предложение, суметь найти и справить ошибку.

При составлении и произношении слов, фраз предложений следите за ударениями, артикуляцией подопечного. Не бойтесь остановить, поправить, попросить произнести правильный вариант.

Развиваем связную речь, умение составить собственное высказывание

Занятия по формированию навыка самостоятельной речи проводите в форме дружеской беседы. Предложите воспитанниками следующие задания:

  • Опиши картинку.
  • Что изменилось за окном?
  • Кто что сегодня надел?
  • Пересказ услышанного текста. Можно задавать наводящие вопросы, опираться на иллюстрации.
  • Восстанови последовательность по картинкам.
  • Сопряженное проговаривание.

Используйте рассказы в режимных моментах. Дети озвучивают процесс одевания на улицу: сначала я надену штанишки, потом ботинки, завяжу шапку. Параллельно задавайте вопросы: какого цвета у тебя носочки? Какая шапка у Лены (вязаная, меховая)? Красивые у тебя ботиночки?

Первые 3-4 месяца рекомендуется проводить индивидуальные занятия, потом дети группируются по 2-3 человека. Когда дошкольники выходят с логопедом и дефектологом на контакт, не стесняются говорить и отвечать на вопросы, можно переходить к массовым играм и фронтальному опросу. Подкрепляйте интерес к занятиям похвалой, сюрпризами, играми. Урок должен длиться не более 15 минут, поскольку дети с ОНР ослаблены, страдают низкой работоспособностью.

Включайте в занятия динамические паузы, чтобы снять физическое и эмоциональное напряжение. Это может быть , разминка туловища.Рейтинг автора

Анна Ровенская

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №…

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………………

Характеристика

На К…. Егора, 10.12.20…. года рождения.

Посещающего МДОУ №… с 28.08.2015.

Местожительство: ……………………………………………………………………………………..

Егор воспитывается в полной семье(мама - ……….., папа- ………….) ,

процесс воспитания под контролем: родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Многоязычия, нарушений речи у близких родственников нет.

Период адаптации проходил хорошо, ребенок легко привык к новой обстановке.Навыками самообслуживания владеет достаточно. Социально-бытовые навыки соответствуют возрастному развитию, осмысленно пользуется предметами личной гигиены.

Мелкая моторика рук развита плохо, в общей отмечается задержанная переключаемость движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Не усидчив, быстро утомляется, отвлекается.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Общее звучание речи невнятное: говорит односложно, использует первые слого слов. В свободной деятельности говорит много, но непонятно для окружающих. Многие слова употребляет в приближенном значении. Плохо понимает суть пространственных отношений. Затрудняется в классификации предметов, подборе обобщающих слов. Словарный запас недостаточный. Активный словарь в количественном отношении беднее, чем пассивный. Навыками словообразования и словоизменения не владеет. Затруднено понимание грамматических структур выражающие временные и пространственные отношения. Искажена звукослоговая структура слова. Грубо нарушена слоговая структура слова.

Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы происходит замедленно, с отставанием от нормы. Восприятие у Егора фрагментарно, замедленно, неточно.Отдельные анализаторы работают неполноценно, ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже –слуховое, поэтому объяснение учебного материала успешнее при наличии наглядной опоры. Внимание - неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.У Егора более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия.

Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет программа группы. Неспособен к устойчивой целенаправленной деятельности, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении заданий на занятиях, недоразвитие произвольных видов ведет к неуспеваемости у Егора по всем занятиям.

Поведение мальчика соответствует более младшему возрасту.Значительно отстает Егор и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не может хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии. Педагогами отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости. Не подчиняется требованиям взрослых.

Характеристику составили и подписали:

Заведующий МДОУ №…

Зам.зав.по ОВР

Педагог-психолог

Воспитатели

Название состояния «общее недоразвитие речи» говорит само за себя – оно означает, что в организме что-то идет не так, и, как следствие, неправильно формируются навыки выражения своих мыслей и эмоций с помощью слов. Общее недоразвитие речи 2 уровня – это уже серьезное расстройство, во время которого нарушено формирование лексической, грамматической и родного для ребенка языка. Эта патология может серьезно навредить уровню жизни и снизить шансы на полноценное социальное развитие, поэтому с ней необходимо бороться – и чем раньше, тем лучше.

ОНР 2 уровня: особенности

В медицинской практике принятая единая классификация нарушений в формировании речевых навыков. , их характеристика поможет определить степень расстройства в каждом индивидуальном случае. К этой патологии относят и совсем неговорящих детей (хотя к их возрасту начальные речевые навыки уже должны быть сформированы), и детей, которые стараются выразить свои мысли, но не могут правильно использовать слова, и тех детей, чья проблема состоит только в правильном произношении.

Характеристика для ОНР 2 уровня имеет следующие особенности:

  • ребенок старается выразить свои мысли не только с помощью нечленораздельных звуков и жестов, но уже может использовать отдельные, часто встречающиеся слова, однако только в искаженной форме (не каждый взрослый человек сможет понять, что с помощью этих слов ребенок хотел сказать);
  • проблема возникает в постановке ударений, верно ребенок может их поставить только в том случае, если правильный вариант ударения в слове – на последний слог;
  • ребенку трудно сформировать мысль в единую последовательность: он может пользоваться перечислением (предметов вокруг себя, своих действий и т. д.), но составить несколько предложений с нужной последовательностью слов и выражения мысли он не может;
  • в речи совершенно не используются синонимы – слова со схожим смыслом могут выражаться только с помощью жестов и обозначений;
  • в речи не используется и не распознается средний род у существительных;
  • на вопросы ребенок отвечает только в именительном падеже, тем самым упрощая себе задачу в построении грамматической конструкции.

Для устранения ОНР 2 уровня необходима коррекционная работа – для полноценного дальнейшего развития ребенку необходимо научиться выражать свои мысли и взаимодействовать в социуме. Начинать ее ранее четырех лет (как, впрочем, и ставить сам этот диагноз) – бессмысленно, ведь до этого возраста уровень речевых навыков находится на самой ранней стадии формирования.

Однако грамотно наблюдая за комплексным развитием ребенка, можно сделать прогноз на и принять соответствующие меры, чтобы не дать патологии проявиться в более старшем возрасте.

Симптоматика

Для каждого уровня общего недоразвития речи медиками определен ряд характерных признаков, указывающих на принадлежность патологии именно к этой стадии. Кроме того, у ребенка, страдающего любой из форм проявления ОНР, наблюдаются также сопутствующие симптомы:

  1. у него плохо получается что-либо запоминать (слова, названия, последовательность действий и т. д.);
  2. отсутствует интерес познавать новое, узнавать новые факты и исследовать мир вокруг себя;
  3. внимательность и концентрация находятся на очень низком уровне;
  4. умственная деятельность ниже, чем у сверстников.

Отличительные симптомы именно второго уровня патологии включают в себя следующие проявления:

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

  • употребляя словосочетания и фразы, ребенок использует только простые конструкции, часто встречается их искажение;
  • общий словарный запас значительно ниже, чем у сверстников;
  • нет навыков словообразования;
  • при ОНР 2 уровня наблюдается : страдает фонетика и ребенок не может внятно произносить отдельные звуки и слова, часть из них «глотается», часть произносится с неестественным голосовым нажимом и т. п.

Важно! Даже если вы видите, что у вашего малыша наблюдаются несколько или все вышеперечисленные симптомы, не ставьте диагноз ему самостоятельно! Только грамотный специалист сможет правильно определить степень нарушения речевого развития и дать соответствующие рекомендации и справки: например, логопедическое заключение – ОНР 2 уровня требует направления на лечение к профильному врачу.

Лечение

Коррекционная работа над ОНР 2 уровня – это целый комплекс мер, направленный на всесторонне развитие способности малыша к самовыражению через речь. Для того чтобы лечение было эффективным, врачом-логопедом обязательно составляется индивидуальный маршрут ребенка с ОНР 2 уровня: в нем учитываются все особенности личности ребенка, его характера, темперамента и внешней среды, в которой малыш постоянно находится.

Перспективный план работы с ОНР 2 уровня включает в себя:

  1. терапия направлена не только на улучшение качества произношения, но и на способности ребенка к полному пониманию того, что он произносит;
  2. улучшается произношение отдельных звуков и их сочетаний;
  3. ребенок учится формировать осмысленные фразы (не только произносить заученные сочетания слов, но и понимать смысловые особенности тех или иных конструкций);
  4. развитие лексического и грамматического понимания языка.

Важно! Главное правило успеха выполнения корректирующих заданий для ОНР 2 уровня – это их четкая последовательность и распределение по сложности. Логопед, проводящий занятие, должен хорошо понимать, на каком этапе развития находится речь, и исключать слишком трудные, или наоборот – слишком легкие упражнения.


Осложнения

Осложнения при ОНР 2 уровня – это, как правило, развитие патологии на дальнейшую, самую критическую стадию – . Произойти это может только в одном случае: если корректировке речевого расстройства не было уделено достаточного внимания.

То есть родителям всегда необходимо замечать любые отклонения в развитии своего малыша и вовремя принимать меры, не рассчитывая, что опасное состояние пройдет само, без их участия.

Профилактика

Гарантировать отсутствие этой патологии нельзя: она может сформироваться в случае негативного влияния различных внешних факторов. Однако провести профилактическую работу и снизить риски можно, следуя нескольким простым рекомендациям:

  • во время беременности будущая мама малыша должна полностью исключить любые вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков и т. д.) из своей жизни;
  • с самого рождения ребенка родители должны строго следить, чтобы любые инфекционные заболевания лечились немедленно и не вызывали осложнений;
  • когда ребенок начнет говорить, родители должны уделять ему как можно больше внимания и делать все возможное, чтобы хорошо развить этот навык у своего малыша.