Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик – что это такое. Тест на тип темперамента! Насколько легко вывести вас из себя

Сангвиник, меланхолик и холерик. Каждый из них обладает определенными качествами и отличительными чертами. В реальной жизни классических «чистых» темпераментов практически не встречается. У каждого человека чаще всего присутствуют качества всех четырех темпераментов. Просто некоторые черты являются доминирующими. Например, в сангвиник-холерик преобладают качества двух

Сангвиники очень быстро сходятся с другими людьми, жизнерадостны, умеют легко переключаться с одного вида деятельности на другой, однако, не любят монотонной и однообразной работы. Они легко могут контролировать свои эмоции, быстро приспосабливаются к новой обстановке и активно контактируют с другими людьми. Речь у представителей данного темперамента эмоциональная, быстрая, с выразительной мимикой, четкая и громкая. Сангвиник и холерик в этом немного схожи между собой. Представители сангвинического темперамента не выносят монотонности. Если раздражители и события быстро сменяют друг друга, постоянно присутствуют новые впечатления, они проявляют себя с активной стороны. Если воздействия однообразны и длительны, то сангвиник быстро теряет к ним интерес и начинает скучать. Сангвиник-холерик может при этом проявлять легкую раздражительность

Холерики очень подвижные, быстрые, легковозбудимые и неуравновешенные. Психическая деятельность у них проходит интенсивно и бурно. Возбуждение при этом преобладает над торможением, что свойственно данному типу нервной деятельности. Это красочно проявляется в порывистости, несдержанности, вспыльчивости и раздражительности человека. В смешанном темпераменте сангвиник-холерик данные качества смягчаются, что делает его представителя более спокойным и уравновешенным.

У людей с холерическим характером резкие жесты, несдержанная торопливая речь, порывистые движения и выразительная мимика. Сила чувств у таких личностей очень велика, а их проявление отличается живостью и яркостью. Человек с данным характером подвержен резким переменам настроения. Неуравновешенность сильно сказывается на его повседневной деятельности.

Холерик чем-то увлекается, с энтузиазмом берется за дело, преодолевает трудности, работает на подъеме, демонстрируя при этом свою порывистость и скорость движений. Однако когда его нервная энергия истощается, наступает лавинообразный спад активности. Настроение резко меняется, и представитель данного темперамента начинает вести себя раздражительно и агрессивно, проявляя при этом крайнюю эмоциональную несдержанность. На этой почве очень часто возникают конфликтные ситуации. В смешанном темпераменте сангвиник-холерик тяжесть некоторых отрицательных качеств последнего обычно уменьшается.

Очень многие негативные свойства холерического склада характера могут компенсироваться качествами, которые имеют в арсенале другие "Чистые" холерики и сангвиники, как и представители других складов характера, практически не встречаются. В чертах среднестатистического человека находят отражение все типы темпераметра.

Пройдите этот тест на тип темперамента, чтобы оценить свои реакции на происходящие события!

Кратко о главном:

1. Темперамент — генетическая проблема или приобретенный дар?
2. Как научиться распознавать людей по темпераменту личности?
3. Какими бывают типы темперамента?
4. Оцените себя! Тест на тип темперамента!

Темперамент — генетическая проблема или приобретенный дар?

Понятие «темперамент личности» ввел основатель медицины Гиппократ. Уже тогда он разделил людей на четыре основные категории, которые актуальны и на сегодняшний день.

Иногда темперамент личности путают с характером, но это не верно!

Темперамент – это врожденные особенности человека, которые влияют на его поведение, скорость реакции на события и раздражители, уравновешенность, саморазвитие и т.д. А характер – это совокупность приобретенных качеств, например, целеустремленность, смелость, бесстрашие и т.п.

Как научиться распознавать людей по темпераменту личности?

Зная темперамент человека, можно:

  • предугадать его реакцию;
  • узнать его образ жизни;
  • понять, что ему нужно;
  • без труда найти подход;
  • понять, в каких сферах деятельности он будет успешен!

По сути, это ключик к любому! Как его подобрать? Читайте ниже!

Какие бывают типы темперамента?

Сангвиник – это море позитива. Человек бодр, активен, оптимистичен, быстро и четко реагирует на перемены. Если сердится, то не скрывает своих эмоций, с интересом изучает все новое, склонен к частой смене увлечений.

Холерик , как правило, вспыльчив и неуравновешен, может быть безрассудным и непредсказуемым. Он очень эмоционален, часто агрессивен, ревнив, склонен к завышенной самооценке и подавлению окружающих. Холерики обычно имеют хмурый вид, негативно настроены по отношению к окружающим, страдают от переутомления и перепадов настроения.

Меланхолик – спокойный и вдумчивый человек, как правило, раним, доверчив и медлителен. Склонен к заниженной самооценке, резким перепадам настроения в худшую сторону, подвержен депрессиям. Он всегда старается неукоснительно следовать инструкциям. Любое нововведение может его расстроить до слез. Иногда таких людей называют домоседами и занудами, но они лучше всех проявляют себя в хозяйстве.

Флегматик – уравновешен и невозмутим, его почти невозможно вывести из себя. Даже если рассердится, то моментально остывает. Очень редко проявляет эмоции, сложно приспосабливается к новым обстоятельствам, не особо сообразителен и находчив. Старается придерживаться строгого плана. Флегматик не может выполнять несколько задач сразу, но зато он всегда внимателен, настойчив и последователен.

Как определить свой темперамент личности?

Оцените себя! Тест на тип темперамента!

«Чистый» тип темперамента можно встретить крайне редко. Подавляющее большинство людей обладает смешанным темпераментом, которому присущи черты различных темпераментов личности, но все же какой-то один обязательно преобладает.

В этом тесте четыре группы утверждений, которые описывают различные типы темпераментов. Вы можете либо согласиться с ними, либо нет. Свои ответы фиксируйте на бумаге.

Итак, начнем самопознание!

Что думает про себя холерик?

  • Я крайне суетлив и неусидчив.
  • Я часто разражаюсь и вспыхиваю по пустякам.
  • Терпение – это не обо мне.
  • В общении с людьми я могу быть резким и грубым.
  • Я инициирую различные собрания и мероприятия.
  • Мне свойственно упрямство.
  • Я находчив и изобретателен в споре.
  • Я не могу работать в определенном темпе.
  • Я склонен к риску.
  • Я вовсе не злопамятен.
  • У меня быстрая и темпераментная речь.
  • Я бываю очень неуравновешенным.
  • Я не способен мириться с недостатками других людей.
  • Мне нравится отпускать колкие замечания.
  • Я не скрываю своих эмоций.
  • Я склонен к быстрому принятию решений.
  • Интересуюсь всем новым.
  • Мои движения могут быть резкими.
  • Если цель намечена, я не отвлекаюсь ни на что другое.
  • Мое настроение может очень резко измениться.

Что думает про себя сангвиник?

  • Я вполне могу назвать себя позитивным человеком.
  • Как правило, я полон энергии, и знаю, как ею распорядиться.
  • У меня не часто получается довести дело до логического конца.
  • Я могу переоценить свои возможности.
  • Я быстро могу усвоить новую информацию.
  • Я не зацикливаюсь на чем-то одном и склонен к смене увлечений.
  • Я не переживаю по поводу неудач, они бывают у всех.
  • Я запросто могу приспособиться к любым условиям.
  • Я увлеченно могу заниматься любым делом.
  • Я могу бросить начатое, когда пропадает к нему интерес.
  • Мне не сложно переключиться с одной работы на другую.
  • Я устаю от однообразного труда.
  • Я без труда завожу знакомства, у меня полно друзей и приятелей.
  • Я достаточно вынослив, и могу работать столько, сколько нужно.
  • Я громко разговариваю, могу быстро и четко высказать свою мысль.
  • Я сохраняю самообладание в непредвиденных ситуациях.
  • Я всегда доброжелателен по отношению к окружающим.
  • Я быстро засыпаю и легко просыпаюсь.
  • Порой я склонен к необдуманным решениям.
  • Я бываю невнимателен в беседе, могу потерять нить разговора.

Что думает про себя флегматик?

  • Как правило, я уравновешен и очень спокоен.
  • Я все свои действия совершаю в намеченной последовательности.
  • Мне свойственны рассудительность и осторожность.
  • Я умею долго ждать.
  • Я не склонен к пустой болтовне, пусть говорят другие.
  • Я спокойно высказываю свои мысли, не проявляю эмоции в разговоре.
  • Мне свойственны терпение и сдержанность.
  • У меня нет незавершенных дел.
  • Я не распыляюсь по пустякам.
  • Если дело стоящее, могу выложиться по полной программе.
  • Я стараюсь придерживаться плана в любом деле.
  • Я всегда контролирую эмоции.
  • Я обычно не реагирую ни на похвалу, ни на критику.
  • Я снисходительно отношусь к шуткам в свой адрес.
  • Я верен своим увлечениям.
  • Мне некомфортно переключаться на другой вид деятельности.
  • Со всеми у меня одинаковые отношения.
  • Мне свойственны педантичность и аккуратность.
  • Я тяжело привыкаю к переменам.
  • Мне свойственны выдержка и хладнокровие.
  • Я постепенно привыкаю к людям, не могу завязать приятельские отношения.

Что думает про себя меланхолик?

  • Я стеснителен в обществе и очень застенчив.
  • Я теряюсь в непривычной обстановке.
  • Я не могу запросто подойти и заговорить с незнакомцем.
  • Я не уверен, что на что-то способен.
  • Меня не тяготит одиночество, я отношусь к нему спокойно.
  • Мои неудачи подавляют меня.
  • Я могу погрузиться в себя и долго не выходить из этого состояния.
  • Я часто и быстро устаю.
  • Я не умею громко разговаривать.
  • Мне проще подстроиться, чем отстаивать свою точку зрения.
  • Я очень впечатлительный, порой могу растрогаться до слез.
  • Мне приятно, когда меня хвалят.
  • Критику переношу очень болезненно.
  • Я всегда строг в отношении себя, и требователен к окружающим.
  • Мне свойственны подозрительность и мнительность.
  • Меня легко ранить и обидеть.
  • Я ухожу в обиду с головой и долго переживаю.
  • Я не могу делиться с окружающими своими мыслями и чувствами.
  • Обычно я не проявляю активности, слишком робок.
  • Я не привык спорить и безропотно выполняю любые указания.
  • Мне нравится, когда окружающие проявляют ко мне сочувствие.

Результаты теста на тип темперамента!

Соответственно, чем больше положительных ответов, тем ярче выражен у вас данный тип темперамента.

Чтобы определить процентное соотношение, подсчитайте сумму всех положительных ответов. Затем число положительных ответов для определенного типа умножьте на 100% и разделите на общее количество положительных ответов.

Что получилось?

Тип темперамента, набравший более 40% считается основным.

Тип темперамента, которому соответствует от 30 до 39% считается ярко выраженным.

Тип темперамента, набравший от 20 до 29% проявляется лишь в определенных обстоятельствах.

Тип темперамента, набравший меньше 20% проявляется крайне слабо.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Гиппократ (около 460 года до н. э., - около 370 года до н. э.)- знаменитый древнегреческий целитель, врач и философ. Вошёл в историю как «отец медицины» (

С давних времён выделяют четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Что же такое темперамент? Это индивидуальная характеристика личности, выражающаяся в особенностях деятельности высшей нервной системы. Считается, что темперамент – это врожденное свойство, а характер, формирующийся на его основе, является приобретенным.

Сферы проявления:

  • Общая активность (инертный, активный, пассивный, стремительный, спокойный)
  • Моторная сфера (ритм, быстрота, темп, количество движений)
  • Эмоциональность (импульсивность, чувствительность, впечатлительность)

С античных времён была выявлена своеобразная взаимосвязь между темпераментом и особенностями организма. Ещё Гиппократ в 5 веке до н.э. обосновал отличительные свойства психической деятельности человека физиологическими свойствами, а именно преобладанием той или иной жидкости в теле.

Происхождение слова «холерический» имеет греческие корни. Chole в переводе означает «желчь». Сангвинический тип (от лат. sanguis – кровь), меланхолический (лат. melanacholle)– «чёрная желчь», флегматический (лат. phlegma) – «слизь». Таким образом, Гиппократ выделил типы темперамента, основываясь исключительно на физиологической природе организма.

Индивидуумы различаются по степени общей активности, то есть взаимодействии с окружающим миром. Некоторые из них отличаются выраженной пассивностью и вялостью, другие же, напротив, крайне активные и быстрые в действиях. Различным типам темперамента соответствуют такие внешние проявления свойств характера, как медлительность, необщительность, или же наоборот, говорливость, развитые коммуникативные качества, быстрота и резкость движений, внешняя подвижность.

Восприимчивость к эмоциональным воздействиям, смена настроения и чуткость в совокупности представляют уровень эмоциональности человека. Холерический тип ассоциируется, прежде всего, с раздражительностью, импульсивностью, крайней степенью эмоциональности. Флегматический темперамент характеризуется медлительностью и спокойствием, сангвинический – жизнерадостностью и общительностью. Характерные черты темперамента для меланхолика – это грусть и ранимость.

Типы темперамента определяются как врожденные свойства личности, которые определяют психологическую деятельность, взаимодействие с окружающим миром и людьми. Свойствами темперамента принято считать экстраверсию или же интроверсию, пластичность и ригидность, активность (неактивность), сенситивность, эмоциональную возбудимость. Следует отметить, что в чистом виде не встречается ни один из вышеперечисленных типов темперамента.

В характере каждого человека присутствуют черты всех четырёх основных типов (в некоторых случаях трёх), разница заключается лишь в процентном соотношении представленных черт характера, которые присущи тому или иному типу темперамента.

Флегматик

Преобладающие черты характера – доброжелательность и спокойствие, пассивность и терпеливость. Таким образом, можно сказать о том, что в психологической деятельности индивида с таким темпераментом процесс торможения превалирует над возбуждением. Он осмотрителен, отличается рассудительностью. Внушает доверие и надежен. Любит заниматься трудовой деятельностью, усидчив и полностью отдается работе.

В общении с людьми проявляет лояльность и терпение , старается не замечать недостатки и слабости других. Относится ко всем ровно и доброжелательно. Не даёт попросту обещаний, держит слово, не любит говорить о пустых вещах. Если он испытывает серьёзные душевные волнения или же его постигают неудачи, внешне он будет казаться невозмутимым и спокойным, не показывая своего плохого настроения. Такого человека трудно вывести на какие-либо эмоции, будь то негативные или позитивные. Он не любит выражать чувства в открытую, стараясь держать их внутри себя.

Тип малоподвижный, инертный, придерживающийся на рабочем месте определённого порядка. Он осторожен, сначала думает, все взвешивает и лишь потом приступает к действиям. Его нельзя назвать необщительным человеком. Он хорошо ладит с людьми, но общается в меру. Тяжело переключаются с одного дела на другое.

Интересы и увлечения меняются редко . В этом плане он традиционен и консервативен. Ему сложно включиться в новую работу и привыкнуть к непривычной обстановке. Несмотря на свою флегматичность, он способен достичь успехов в работе благодаря своему терпению, упорству и настойчивости.

Холерик

Порывистый и страстный, отличающийся высокой степенью подвижности и быстротой реакции. Настроение у него меняется часто и резко, порой безосновательно. Он подвержен эмоциональному воздействию извне. Реагирует на происходящее крайне эмоционально, бурно выражает чувства, и по этой причине быстро истощается.

Совершенно неуравновешен и не умеет контролировать свои эмоции. Холерик нередко впустую растрачивает свою энергию. У него отсутствует равновесие нервных процессов. Это боец, задористый, довольно агрессивный и сильный по характеру. При этом всем чувствительный и оптимистично настроенный.

Ему нравится строить грандиозные планы, он амбициозен. Часто меняет интересы и не доводит дело до конца, даже если изначально был увлечен им и переключается на новое занятие. Продуктивность в работе неустойчивая, часто меняет интересы. Любит учиться новому. В общении с людьми не отличается сдержанностью . Прямолинеен и быстро разражается. Холерик характеризуется непостоянством, неуравновешенностью и беспокойным характером. Стремится к лидерству.

Меланхолик

Отличается чувствительностью и ранимостью. Он глубоко переживает из-за неудач и различных событий. Склонен анализировать свои ошибки и углубляться в мысли. Слабо реагирует на какие-либо внешние факторы, погружен в себя. Он не может скрывать своё настроение: ему не хватает усилий воли, чтобы побороть свои астенические переживания. Эмоционально раним и очень впечатлителен.

Часто расстраивается, если терпит неудачи. Погружается в свои переживания, анализирует и рассуждает. Очень болезненно воспринимает критику. Обижается на высказывания , которые поступают в его адрес. Настроен пессимистично. Часто видит мир в серых красках. Тревога преобладает. Его можно назвать тихим и необщительным человеком, который привык сдерживать проявление эмоций. Для меланхолика важно хорошо выполнить работу, пусть даже на ее выполнение будет затрачено много времени.

В партнеры они зачастую выбирают себе легкомысленных и жизнерадостных людей , противоположных себе. Среди меланхоликов много философов, художников, музыкантов и поэтов. Им нравится искать решения в сложных проблемах. Любая неприятность повергает его в состояние страха, тоски и безысходности. Тяжело приспосабливаются к новому окружению и теряются.

Отличаются мнительностью. Не уверены в себе, нерешительны и крайне чувствительны. Меланхолики малоподвижны. Им трудно наладить контакт с людьми, они замкнуты и склоны к одиночеству. Голос тихий, движения замедлены и скованы. Как правило, интересы и склонности меняются крайне редко.

Сангвиник

Данный тип темперамента чем-то схож с холерическим. При этом сангвиник может контролировать свои эмоции. Он горячий, эмоциональный и обладает высокой подвижностью. Активный и трудолюбивый, не боится выполнять сложную работу, но только лишь если увлечен ею. В этом случае он демонстрирует высокую продуктивность и поглощен рабочим процессом. Если занятие ему неинтересно, то сангвинику становится скучно, и он демонстрирует безразличие.

Сангвиников отличает выразительная мимика, они открыто проявляют эмоции и легко идут на контакт с людьми. Быстро реагируют на события и окружающую обстановку. Как правило, они без особого труда забывают о неприятностях и справляются со своими переживаниями легче, нежели меланхолики. Сангвиники жизнерадостны, разговорчивы, в поведении непринужденные. Отличаются общительностью. Движения и речь быстрые. Легко приспосабливаются к новым условиям. Стараются занять лидирующую позицию.

Они не любят попросту беспокоиться , легко управляют своим настроением. В сложной непривычной обстановке умеют сохранять самообладание. В новом коллективе чувствуют себя легко и комфортно. Любят проявлять инициативу и привлекать к себе внимание, однако ему бывает сложно придерживаться определенной позиции.

Тесты::: Кто Вы - флегматик или меланхолик?

Кроме предыдущих двух типов темперамента, существуют еще два - флегматический и меланхолический. Если сангвиники и холерики отличаются высоким уровнем энергетики, активны и подвижны, их эмоциональное состояние легко угадать по лицу, то с флегматиками и меланхоликами дело обстоит иначе. Главное их сходство - слабое внешнее проявление чувств. Например, вы беседуете с человеком, он абсолютно спокоен, правда, не особенно разговорчив, а спустя какое-то время узнаете, что именно в этот день он женился, причем на любимой женщине. Но отличие между меланхоликом и флегматиком все-таки есть. Меланхолик очень впечатлителен, он может две недели страдать из-за того, что сосед забыл с ним поздороваться. А флегматик, напротив, очень спокоен, его почти невозможно выбить из привычной колеи. При этом флегматики медлительны: на то, чтобы завязать шнурки, у них уходит пятнадцать минут. Если вы "не нашли себя" в предыдущих двух тестах, попробуйте этот.

1. Вы потратили на уборку весь выходной день, пошли выносить мусор, а вернувшись, обнаружили, что ваш ребенок принес домой уличного щенка и после их пятиминутной игры придется все начинать сначала. Вы:
ляжете на диван и подождете - может быть, хоть раз в жизни повезет и именно в ближайшие полчаса начнется конец света. После него, говорят, будет не до уборки.
пожмете плечами, отправите их играть на улицу и все начнете сначала.

2. Знакомый, с которым вас никогда не связывали особенно теплые отношения, предлагает вам корзинку грибов, собранных им собственноручно. Возьмете ли вы их:
нет, вдруг он хочет отравить.
да, но на всякий случай тщательно их переберете, вдруг он не очень хорошо в них разбирается?

3. Представьте, что вы выиграли очень крупную сумму в лотерею. Вы:
предполагаете, что люди вам начнут завидовать, и поэтому начинаете нервничать и избегать друзей.
покупаете самое необходимое с таким расчетом, чтобы осталось кое-что и на черный день.

4. Допустим, вашего супруга (супругу) по службе назначают не на ту должность, на которую вы надеялись. Вы:
считаете, что это лучше, чем увольнение, и начинаете экономить на домашних расходах.
переживаете так, будто случилось непоправимое, - что может быть страшнее, чем несправедливость по отношению к самому дорогому человеку.

5. Вы заболели, врач выписал вам рецепт на лекарства. Вы:
выясните у врача, какое из лекарств является самым необходимым, купите его обязательно и будете принимать строго в соответствии с инструкцией.
купите все, что выписал врач, заодно узнаете в аптеке, нет ли чего-нибудь еще от вашей болезни и пополните свою домашнюю аптечку запасами этого средства - а вдруг именно оно спасет в дальнейшем?

6. Охватывает ли вас желание все бросить и куда-нибудь убежать?
такие мысли приходят в голову очень редко, к тому же все дела распланированы на год вперед и совсем не хочется нарушать этот порядок, так как вы привыкли все делать вовремя.
да, такое случается частенько, но вы считаете, что верно не только утверждение, что хорощо там, где нас нет, но и - плохо там, где мы есть. Поэтому думать о бегстве довольно бессмысленно.

7. Вам поручили очень сложную и ответственную работу. Ваших знаний и умения достаточно, но придется приложить все силы. Не успели вы выполнить и четверти задания, как столкнулись с трудностью, которая вам кажется непреодолимой. Вы:
попросите увеличить срок на ее выполнение. Если постараетесь все проделать еще более тщательно и аккуратно, все обязательно получится.
сразу опустите руки. Если хотят - пусть увольняют, но вы не сможете этого сделать.

8. Вы уже опоздали на работу, застряв в пробке, хотя находитесь на середине пути.
будете спешить изо всех сил, борясь за каждую минуту, попробуете сменить вид транспорта, лишь бы опоздание было менее значительным.
такое случается довольно редко. Обычно вы рассчитываете свой путь с учетом всех возможных неприятностей, которые могут случиться по дороге. Но раз уже опаздываете, то отнесетесь к этому философски - подождете, пока движение наладится.

9. Вы коротали вечер у себя дома в компании с собственной персоной, как вдруг погас свет. После двадцати-тридцати минут, проведенных в полной темноте, тишине и одиночестве, вы:
зевнете и уляжетесь спать - похоже, так и не доведется заняться делами, запланированными на вечер, так пусть хоть время зря не пропадает.
будете сходить с ума от страха и беспокойства - с детства боитесь темноты. К тому же напрочь выбивает из колеи срыв планов.

10. Проверяете ли вы по нескольку раз, закрыта ли входная дверь, прежде чем ложитесь спать:
нет, поскольку твердо уверены в том, что закрыли ее, никогда не забываете это сделать.
да, это просто напасть какая-то - сразу напрочь из головы вылетает, сделали вы это или нет.

Гиппократ выделял 4 вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.

Сангвиник

Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.

Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок-холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Подведем итоги

  • Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
  • Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
  • Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
  • Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Основа темперамента

Каждый человек уникален, отличается способами выражения эмоций, чувств и по-разному реагирует на происходящее в окружающей действительности. Если один индивид сохраняет в любой ситуации спокойствие, то другого даже малейшие неприятности могут привести в отчаяние. Данные особенности человеческого поведения во многом зависят от различий в деятельности нервной системы.

Темперамент, как психобиологическая основа личности

Психическая деятельность человека, которая характеризуется при помощи ее динамических особенностей (темпа, быстроты и интенсивности), является темпераментом. Он характеризует не убеждения личности, взгляды или интересы, а ее динамичность, поэтому не является показателем ценности.

Можно выделить следующие компоненты, определяющие основу темперамента:

  • Общая активность психической деятельности человека, которая выражается в степени стремления действовать, проявлять себя в различных занятиях, преобразовывать окружающую реальность. Существуют две крайности общей активности: с одной стороны, пассивность, инертность, вялость, а с другой - стремительность. Между этими двумя крайностями располагаются представители различных темпераментов;
  • Двигательная или моторная активность выражается в быстроте, интенсивности, резкости, силе мышечных движений и речи индивида, его подвижности, говорливости;
  • Эмоциональная активность выражает чувствительную основу темперамента, то есть восприимчивость и чуткость личности к эмоциональным воздействиям, ее импульсивность.

Также темперамент человека имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках. По этим признакам можно судить о некоторых его свойствах. Когда говорят о темпераменте, то в основном имеют в виду психические различия у людей, связанные с интенсивностью, глубиной и устойчивостью эмоций, впечатлительности, энергичности действий.

Существует несколько теорий, определяющих основы темперамента. Но при всем многообразии подходов к этому вопросу большинство ученых признают, что это своего рода биологический фундамент, на котором личность формируется как социальное существо.

Физиологические основы темперамента

Первым данный термин ввел древнегреческий врач Гиппократ, который положил начало гуморальной теории. Он объяснял особенности темпераментов людей различными соотношениями жидких веществ в организме: крови, желчи и лимфы. Если преобладает желтая желчь - это делает человека горячим, импульсивным или холериком. У подвижных, веселых людей (сангвиников) преобладает кровь, а у спокойных и медлительных (флегматиков) - лимфа. Меланхолики отличаются грустным и боязливым характером, и как утверждал Гиппократ, у них преобладает черная желчь.

Согласно конституционной теории, которую вывели Кречмер и Зиго, природную основу темперамента определяют особенности общего строения организма человека, а также его отдельных органов. В свою очередь, телосложение индивида зависит от протекания эндокринных процессов в его организме.

Но наиболее обоснованной была признана неврологическая теория, которую предложил Иван Петрович Павлов. По его мнению, физиологической основой темперамента является набор приобретенных особенностей и врожденных свойств нервной системы.

Индивидуальные различия нервной деятельности при этом проявляются соотношением двух главных процессов - возбуждения и торможения, которые обладают тремя важными свойствами:

  • Сила процессов, которая выражается в способности нервных клеток выдерживать продолжительное или концентрированное воздействие раздражителей. Это определяет выносливость клетки. О слабости нервных процессов свидетельствует высокая чувствительность или переход клеток в состояние торможения вместо возбуждения, при воздействии на них сильных раздражителей. Эта особенность нередко ложится в основу темперамента;
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется равным соотношением возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса проявляются в равной степени, у других преобладает один из них;
  • Подвижность нервных процессов представляет собой быструю или медленную смену возбуждения на торможение и обратно, когда это требуют условия жизни. Таким образом, при неожиданных и резких изменениях подвижность обеспечивает приспособление индивида к новой обстановке.

Комбинации указанных свойств, по утверждению Павлова, определяют тип нервной системы и являются природной основой темперамента:

  • Слабый тип, при котором человек не способен выдерживать сильное, длительное и концентрированное возбуждение и торможение. В слабой нервной системе клетки обладают низкой работоспособностью. Хотя, при воздействии сильных раздражителей отмечается высокая чувствительность;
  • Сильный уравновешенный тип характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, отличается преобладание возбуждения над торможением;
  • Сильный уравновешенный подвижный тип - нервные процессы сильны и уравновешены, однако, их быстрота и подвижность нередко приводят к неустойчивости связей;
  • Сильный уравновешенный инертный тип, при котором процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешены, но отличаются малой подвижностью. Представители данного типа всегда спокойны, их трудно вывести из себя.

Таким образом, основу темперамента составляют индивидуальные свойства психики, которые отражают динамику психической деятельности человека. Они проявляются независимо от его целей, мотивов, желания и остаются практически неизменными в течение всей его жизни.

Учение о темпераменте

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение — более слабую реакцию. У индивидов с большей не-устойчивостью, наоборот, сильное раздражение может — в зависимости от очень изменчивого состояния личности — вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».

Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности, в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в другой момент. Эти различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенным выражением темперамента является, далее, скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно еще отличать их темп (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними) и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя темперамент, надо опять-таки иметь в виду не только среднюю скорость протекания психических процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам и наоборот — от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других — как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут совер-шаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут совершаться порывистыми толчками. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Однако сенсомоторная реакция никак не может служить ни исчерпывающим, ни адекватным выражением темперамента человека. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних будто кто-то, по словам А. М. Горького, «всю кожу с сердца содрал», до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие — «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие — сильное или слабое, — которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление — даже сильное — оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости — в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, — и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а также скорости, ритме и темпе психомоторики человека — в его практических действиях, речи, выразительных движениях. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент. При первой же встрече, при кратковременном, иногда даже мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о его темпераменте.

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический — сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический — слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т. е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер в зависимость прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.

Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет в конечном счете не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.

В основу своей классификации типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных критерия, а именно силу, уравновешенность и лабильность коры.

Исходя из этих основных признаков, он в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы:

  1. Сильный, уравновешенный и подвижный — живой тип.
  2. Сильный, уравновешенный и инертный — спокойный, медлительный тип.
  3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением — возбудимый, безудержный тип.
  4. Слабый тип.

Деление типов нервной системы на сильный и слабый не ведет к дальнейшему симметричному подразделению слабого типа, так же как и сильного, по остальным двум признакам уравновешенности и подвижности (лабильности), потому что эти различия, дающие существенную дифференциацию в случае сильного типа, при слабом оказываются практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации.

Намеченные им типы нервных систем И. П. Павлов связывает с темпераментами, сопоставляя четыре группы нервных систем, к которым он пришел лабораторным путем, с древней, от Гиппократа идущей классификацией темпераментов. Он склонен отожествить свой возбудимый тип с холерическим, меланхолический с тормозным, две формы центрального типа — спокойную и оживленную — с флег-матическим и сангвиническим.

Основным доказательством в пользу той дифференциации типов нервной системы, которые он устанавливает, Павлов считает различные реакции при сильных противодействиях раздражительного и тормозного процессов.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент — это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п.

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма — как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности. Однако динамические свойства деятельности человека несводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных осо-бенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом.

Темперамент не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.

Так, сколь значительную роль ни играют в впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными раздражителями, а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером, мировоззрением. В силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказывается опосредованной и избирательной.

Впечатлительность опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и т. д. — всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.

Точно так же смена эмоций и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе, несомненно, тоже влияют на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен взаимоотношениями личности с окружающим и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. Все сказанное об опосредованности впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относится к импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определяется их соотношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов, их опосредующих и контролирующих.

Несводимы к органической жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. Они поэтому опосредованы и обусловлены во всех своих психических свойствах, в том числе и динамических, характеризующих темперамент, отношением человека к окружающему, целями, которые он себе ставит, потребностями, вкусами, склонностями, убеждениями, которые обусловливают эти цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом его деятельности и оборотом, который она для него получает. Динамические особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений индивида с его окружением; они будут одними в адекватных для него условиях и другими в неадекватных. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у человека — с исторически развивающимися условиями его общественного бытия и практической деятельности.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чуждом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде.

Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обусловливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев.

Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе орга-ническими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т. п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Говоря о том, при каких условиях темперамент в игре актера может быть убедительным, Е. Б. Вахтангов писал: «Для этого актеру на репетициях нужно главным образом работать над тем, чтобы все, что его окружает в пьесе, стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами — тогда темперамент заговорит "от сущности". Этот темперамент от сущности — самый ценный, потому что он единственно убедительный и безобманный». Темперамент «от сущности» единственно убедителен на сцене потому, что таков темперамент в действительности: динамика психических процессов не является чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее важных для него взаимоотношений с окружающим. Темперамент — пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.

Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, — от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества у человека, который не приучился контро-лировать свои поступки размышлением над их последствиями, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом — на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем — чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.

Итак, темперамент — динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Влияние темперамента

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности: сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная - трудность перестройки привычных движений; эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач. Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

Структура темперамента

Темперамент - термин, образованный от латинского temperamentum (надлежащее соотношение черт) и tempero (смешиваю в надлежащем соотношении). К настоящему времени проблема темперамента достаточно подробно изучена, и потому в науке существует большое разнообразие определений данного свойства личности.

Б.М. Теплов дал следующее определение: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - другой».

Таким образом, можно утверждать, что темперамент - это совокупность психодинамических свойств нервной системы, биологический фундамент, на котором формируется личность.

Так как психика — свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента - это их обусловленность свойствами нервной системы, которые составляют физиологическую основу темперамента. При этом от каждого типа нервной системы (с его специфическими свойствами) зависит только один тип темперамента.

Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят от соотношения эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента. Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они.

В результате попыток такого анализа было выделено три главных, ведущих, компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наибольшее значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

По содержанию с первым компонентом темперамента особенно тесно связан второй компонент - двигательный, или моторный, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).

Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. Основными характеристиками эмоциональности считают впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.

Впечатлительность выражает чуткость субъекта к эмоционально значимым воздействиям.

Импульсивность означает скорость, с которой эмоция побуждает к действиям без их предварительного обдумывания и сознательного планирования. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость смены одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в поведении человека единую структуру, что дает возможность ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Проявление темперамента

Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

  1. определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;
  2. нахождение совокупности сильных и слабых сторон;
  3. создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;
  4. упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.

Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».

Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожденных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его особенности при обучении и воспитании.

Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе методической тактики обучения и стиля общения с учащимися. В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы, холерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого переключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуверенность в себе. Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент — природная основа проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».