Массовое мероприятие: организация, места проведения, обеспечение безопасности. Успех городов: массовые мероприятия, которые вдохновляют Какие бывают массовые мероприятия

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:

Сабантуй, Акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);

по периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);

по способу возникновения – организованные, спонтанные;

по возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) Цель публичного мероприятия;

2) Форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:
Сабантуй, Акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);

по периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);

по способу возникновения – организованные, спонтанные;

по возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) Цель публичного мероприятия;

2) Форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Современные массовые мероприятия являются выражением общественной активности, способом организации населением своего досуга, удовлетворения духовных и культурных потребностей, участия в общественных процессах и политической жизни, приобщения к спорту и искусству. В жизни людей присутствует большое количество всевозможных массовых мероприятий: от свадебных церемоний до уличных шествий, от театральных спектаклей до повсеместных народных гуляний. Отдельное массовое мероприятие, порой, способно поразить своими масштабами и размахом.

Классификация массовых мероприятий

Классифицировать мероприятия, являющиеся массовыми, можно следующим образом:

По целям и задачам:

  • культурные;
  • спортивные;
  • зрелищные;
  • рекламные и коммерческие: торговые ярмарки, презентации, распродажи;
  • деловые приемы и встречи: собрания, приемы, фуршеты и прочее;
  • духовные: молебны, шествия и другие.
  • общественные: конференции, конгрессы и симпозиумы;
  • политические: встречи, заседания, приемы и так далее.
  • культурные: народные гуляния, фестивали;
  • спортивные;
  • событийные: выставки, показы и прочее;

По значимости:

  • международные;
  • государственные;
  • региональные;
  • местные;
  • локальные;
  • частные.

По способу возникновения:

  • заранее подготовленные, запланированные;
  • стихийные.

По месту проведения:

  • в помещениях и специальных сооружениях;
  • на местности (в черте населенного пункта, за его чертой).

По периодичности проведения:

  • повседневные;
  • сезонные;
  • периодические;
  • разовые.

По доступности:

  • свободного доступа;
  • с ограничениями (к примеру, закрытые клубные мероприятия).

По уровню безопасности:

  • высшей категории (с присутствием высокопоставленных государственных или зарубежных лиц);
  • первой категории (с участием должностных лиц регионального значения, известных людей);
  • второй категории (без участия VIP).

Организация и подготовка массового мероприятия

Организация массовых мероприятий - сложное и ответственное занятие. Одних организаторских способностей явно будет недостаточно. Потребуются разносторонние знания, достаточный опыт, хорошо развитая интуиция и предусмотрительность, а также немалое количество денег, в зависимости от грандиозности задуманного.

При организации какого-либо мероприятия следует знать и помнить, что «во главе угла» всегда стоит закон. Чтобы планируемое массовое мероприятие не превратилось в стихийное бедствие, нужно следовать букве закона, четко выполнять все действующие требования, закрепленные законодательно, следовать определенным правилам и рекомендациям.

Собрание людей подобно водному потоку - в обычных условиях течет по руслу, но при разгуле стихий способно «выйти из берегов», сметая и круша все на своем пути. Люди эмоциональны, они способны впадать в панику, страх перед чем-либо не оставит человека в безмятежном состоянии.

Поэтому при организации массовых мероприятий нужно уметь предусмотреть многое, в первую очередь обеспечить безопасность всех участников. А впоследствии продумать, как сделать максимально комфортным их времяпрепровождение. И лишь в последнюю очередь заняться просчетом своей планируемой прибыли (если мероприятие носит коммерческий характер).

Проведение массовых мероприятий может принести большую прибыль в случае грамотной организации и подготовки, но может нанести и серьезный финансовый ущерб, если будут допущены ошибки во время подготовительного этапа.

Законодательная база

Организация массовых мероприятий регламентируется действующими ФЗ и другими нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Законы, регулирующие организацию и проведение мероприятий (массовых): основным законом является 54-ФЗ (19.06.2004) в последней редакции,

Выбор места проведения

Массовое мероприятие может быть проведено на любой территории, пригодной для этой цели. Наиболее популярные места массовых мероприятий:

  • помещения;
  • сооружения;
  • улицы;
  • площади;
  • спортивные арены;
  • парки;
  • скверы;
  • загородные участки и прочее.

В двух словах - где угодно. При единственном «если». Если это не запрещено законом и не создаст угрозы безопасности.

Законодательные ограничения в выборе места проведения

Существуют отдельные места, где изначально запрещены мероприятия. Даже нет смысла согласовывать этот вопрос с представителями территориальной администрации, так как факт их разрешения будет являться грубейшим нарушением должностных обязанностей, а, следовательно, нарушением закона. Это влечет за собой неминуемое наказание - от «поставить в угол» до «посадить на нары». Итак, под запретом территории, находящиеся вблизи:

  • опасных объектов производства и иных объектов с повышенными требованиями техники безопасности;
  • путепроводов;
  • нефтепроводов;
  • газопроводов;
  • линий электропередач, высоковольтных станций;
  • телевизионных и радиовышек;
  • воинских частей;
  • исправительных и иных учреждений;
  • детских площадок.

А также ряд других территорий, указанных в ФЗ.

Публичные мероприятия

Существует понятие «публичное мероприятие». подробно описано в 54-ФЗ. Оно характеризуется как открытое, доступное и мирное собрание (акция) людей, организованная лицом или группой лиц либо общественной организацией, политической партией, религиозным обществом. Цели такого мероприятия могут быть различными: реализация гарантированного права свободы слова и выражения своего отношения по поводу чего-либо, оглашение требований, обсуждение социальных вопросов, политики и экономики и многое другое. Есть пять основных видов публичных мероприятий:

  • собрание, митинг;
  • демонстрация, шествие;
  • пикетирование.

В роли организаторов данного мероприятия не могут быть: несовершеннолетние и недееспособные. А также представители запрещенных в РФ партий и организаций, религиозных общин и т. д. Проведение массовых мероприятий подобной формы не может быть начато ранее семи часов утра и заканчиваться позднее двадцати трех часов (по местному времени).

Культурно-массовые мероприятия

Невозможно переоценить пользу, которую приносят культурно-массовые мероприятия. Их основное предназначение - духовное развитие общества. Такого рода мероприятия имеют ряд направлений:

  • гедонистическое, представляющее собой развлекательный характер, способствующее развлечь людей, временно отвлечь от проблем житейских, зарядить позитивом и дать волю ярким эмоциональным всплескам;
  • образовательное, способствующее получению новых полезных знаний, расширению кругозора, и самообразованию населения;
  • развивающее, направленное на формирование эстетических вкусов, совершенствование творческих способностей;
  • воспитательное, прививающее самоорганизацию, формирующее систему духовных ценностей;
  • социальное, дающее стимул к социальной активности;
  • художественно-творческое, приобщающее к культурно-творческому процессу.

Культурно-массовые мероприятия - это фестивали, смотры, конкурсы (регионального и федерального уровня, а также международные), увеселительные праздничные мероприятия, тематические концерты, познавательные программы, выставки, ярмарки и многое-многое другое.

Спортивно-массовые мероприятия

Спортивные состязания, физкультурно-массовые мероприятия - свидетельство того, что общество вовлечено в процесс физического развития и совершенствования, стремится к новым спортивным достижениям. Спортивно-массовые мероприятия, проводимые на территории России, многообразны и впечатляют своей масштабностью.

Это и профессиональные соревнования практически по всем известным видам спорта, и физкультурно-оздоровительные мероприятия различных уровней и всевозможной направленности. Как говорится, было бы только желание. Возможностей и благоприятных условий заняться профессиональным спортом и физической культурой - хоть отбавляй. Физическому развитию в России уделяется большое внимание. И это не случайно.

Здоровье нации - первостепенная государственная задача

Здоровье человека - это совокупность показателей его физического, духовно-психологического состояния. Физическая культура - одна из составляющих культуры общечеловеческой. Справедливо крылатое выражение, заимствованное от латыни (Децим Юний Ювенал), - «в здоровом теле - здоровый дух».

Много ли стран может похвастать тем, что их лидер «гоняет шайбу» по льду или борется на татами? Многие лидеры способны удержаться на лошади? Не говоря уже о том, что без седла. Эти строки далеки от политической и иной пропаганды. Обычная констатация фактов.

Суть в другом. День бега, день спортивной ходьбы, день плавания, день спортивной гимнастики и так далее. Можно перечислять и перечислять. Спортивно-массовые мероприятия для детей и взрослых, семей и пожилых людей, «Кожаный мяч», «Золотая шайба» - это только перечисление самых известных и популярных мероприятий, полюбившихся россиянам. А сколько подобных остается «за кадром»? Множество.

Массовые пробеги, лыжные гонки, заплывы в бассейне и на открытой воде, туристические походы, сплав на байдарках, массовые спуски на горных лыжах, всего не перечислить, даже если задаться целью. Вот это не реклама ли? Это ли не гордость за нацию (образное выражение, под которым следует понимать весь многонациональный российский народ)?

Организация и проведение культурно-массовых мероприятий

Культурно-массовое мероприятие – понятие очень широкое и включает в себя проведение праздников, фестивалей, торжеств. На культурно-массовых мероприятиях органически соединяются искусство и спорт, духовная и физическая культура, что заставляет зрителей глубоко сопереживать искусству артистов театра, кино и эстрады, оперы, балета и цирка, приводит к достижению новых вершин в творчестве артистов и нового качества воздействия на зрителя. Культурно-массовые мероприятия - многожанровые зрелища, в которых сочетаются мастерство огромного числа профессиональных и самодеятельных артистов и коллективов: солистов-певцов и хоров, коллективов классического балета и народного национального танца, артистов цирка и музыкантов (как солистов, так и целых оркестров – малых и больших, сводных и образцово-показательных) и т.д.

Все работники исполнительских искусств являются действующими лицами культурно-массового мероприятия. С их непосредственным участием создаются патриотические и комические, ритуальные и театральные, эпические и исторические спектакли; рождаются яркие зрелища, в которых используются цветные костюмы, вымпелы, флаги, другой разнообразный инвентарь.

Не случайно сегодня режиссеры культурно-массовых мероприятий, где бы они не работали – в большом городе или маленьком поселке, они стремятся к объединению театрализованных и физкультурно-спортивных средств, как способу более активного и более мощного художественного воздействия на людей.

Современная ситуация характеризуется значительными сложностями в организации культурно-массовых мероприятий. Одной из острейших проблем остаются такие проблемы, как: 1) рациональное строительство, размещение и использование концертных площадок; 2) оснащение музыкантов музыкальными инструментами.

Наряду с фактами очевидного дефицита концертных площадок и репетиционных помещений наблюдается тенденция столкновения различных интересов вокруг этих объектов проведения культурно-массовых мероприятий. Наиболее характерными конфликтами в этом плане являются:

Борьба различных ведомств за владение помещениями, их реконструкцию (например, ведомство культуры и спорта, музыкальной общественности, органов охраны памятников и др.);

Трудность совмещения интересов коммерческих фирм, реконструирующих объекты культурно-массовых мероприятий, и работников исполнительских искусств, которые пользуются плодами этой реконструкции, т.е. происходит потеря концертными и театральными объектами своего облика, стилевого единства, акустических и эстетических характеристик;

Сложность, неразработанность концепции культурных комплексов, сосредоточенных на одном объекте и совмещающих в себе функции проката концертных программ, зрелищных и развлекательных мероприятий, обеспечения репетиций музыкальных концертов и т.д.

Сегодня в выигрыше оказались те, кто мобилен в передвижении, легок на вариации, способен удовлетворять самые разнообразные вкусы и запросы. Это, как правило, артисты эстрады, небольшие ансамбли, всевозможные шоу-группы. Солидные коллективы, требующие больших материальных затрат на перемещение и организацию культурно-массового мероприятия, в условиях рынка стали абсолютно неконкурентоспособными. Рассмотрим более подробно проблемы, имеющие место в организации труда работников исполнительских искусств.

Введение

II. Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, управление силами и средствами

III. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения нарушений порядка организации и проведения массовых мероприятий

IV. Взаимодействие органов внутренних дел с государственными органами и общественными объединениями при проведении массовых мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

порядок массовый мероприятие нарушение

Введение

Жители и гости любого большого города, так или иначе, достаточно часто или редко, непосредственно сами, или опосредованно через родственников, друзей, знакомых, соседей, коллег и т.п. сталкиваются с проблемой физической безопасности. Практика показывает, что этот риск резко увеличивается во время проведения различных массовых мероприятий. Массовые мероприятия имеют большое социальное и культурное значение в жизни, подчеркивая функции, они удовлетворяют потребность горожан в культурном отдыхе, повышая гордость граждан за свой город и статус в России. Организация культурно-массовых, спортивных и общественно-политических мероприятий - один из критериев, по которому жители города судят о деятельности Правительства Москвы, общественных организаций, правоохранительных органов.

Новое качество проблемы общественной безопасности связанное с её обострением обусловлено рядом факторов (социально-экономических, правовых, политических и т.д.) как всеобщих, так и специфических. К первым относятся: изменения форм общественного строя, вызвавшие растущее стремление населения выражать свое мнение в формах непосредственной демократии (демонстрации, митинги) провал социально-экономических "реформ", вынуждающих порой население идти на крайние меры выражения своего недовольства путем целенаправленных массовых протестных действий: рост демократического правосознания, развитие института "прав человека", осознание своих гражданских прав, свобод и обязанностей, с одновременным ростом правосознания относительно мер, принимаемых правоохранительными органами при выполнении своих функций; активизация религиозной жизни, выражающаяся в многотысячных религиозных празднествах; развитие массовой и рок культуры, вкупе с необходимостью экономической поддержки крупных спортивных и зрелищных комплексов, окупающихся лишь при наличии многотысячной аудитории; значительное увеличение рисков связанных с угрозой индивидуальной и коллективной безопасности со стороны международного терроризма и национального экстремизма; рост объема производства и потребления алкоголя, его всеобщая доступность; распространение наркотиков; дальнейшая маргинализация населения, превращение его в "толпу". Нельзя не отметить влияние низкой профессиональной этики и журналистской культуры в средствах массовой информации, разжигающих порой негативные общественные настроения.

Тема работы "Охрана общественного порядка и обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий" является актуальной на сегодняшний день, когда довольно часто возникают различные опасные ситуации - беспорядки на стадионах во время спортивных матчей, концертов, накаленная обстановка во время выборов. Деятельность милиции при таких ситуациях имеет первостепенное значение.

I. Понятие и виды массовых мероприятий. Задачи органов внутренних дел и особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий

1.1 Основные понятия и виды массовых мероприятий

Массовое мероприятие - это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан. Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Виды массовых мероприятий: По содержанию:

Общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);

Культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);

Спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады). По значимости:

Международные;

Региональные;

Местные.

По способу возникновения:

Организованные;

Спонтанные.

По месту проведения:

В зданиях, сооружениях:

На открытой местности.

По периодичности проведения:

Разовые;

Повседневные;

Периодические.

По возможности участия:

Общедоступные;

Ограниченные количеством участников или социальным статусом.1

1.2 Задачи ОВД и особенности охраны во время мероприятий

Задачи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

1. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.

2. Оказание содействия в организации массового мероприятия.

3. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других нарушений, обеспечение общественной безопасности.

4. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения.

5. Обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

6. Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.

Силы ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

Силы милиции общественной безопасности: строевые части патрульно-постовой службы милиции, в т.ч. ОМОН; личный состав строевых подразделений ДПС ГИБДД: строевых подразделений милиции ведомственной охраны: строевых подразделений медицинских вытрезвителей; участковые уполномоченные милиции;

Специальные моторизованные оперативные части внутренних войск;

Силы криминальной милиции и других служб: уголовный розыск, ОБЭП, следствие, экспертно-криминалистические подразделения, сотрудники штабов, кадров и др.

Мероприятия, проводимые в подготовительный период:

1. Создается оперативный штаб. Определяется его состав и обязанности членов.

2. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.

3. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

4. Производится расчет необходимого количества сил и средств.