Председатель совета министров российской империи. Последний председатель совета министров российской империи

12 (24) ноября 1861 г. в России был учреждён Совет министров как совещательный орган по общегосударственным делам. Неофициально Совет стал функционировать ещё с октября 1857 г., а первое его заседание состоялось 19 (31) декабря 1857 г.

Совет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно.

В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров, а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором.

Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений.

С 1863 г. число поступавших в Совет дел резко уменьшилось, он собирался всё реже, а после 11 (23) декабря 1882 г. заседания и вовсе прекратились.

Деятельность Совета министров была возобновлена 3 (16) февраля 1905 г. в связи с необходимостью проведения государственных преобразований. По закону 19 октября (1 ноября) 1905 г. Совет стал выступать в новом качестве высшего государственного органа страны.

Лит.: Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Создание Совета министров Российской империи // Правоведение. 1993. № 2; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977; То же [Электронный ресурс]. URL:

1 ноября 1905 года граф Сергей Витте был назначен первым председателем Совета Министров России. До этого председателем Совета министров был лично царь.

Николай II пошел на назначение Витте на эту должность вопреки воле своей жены Александры Федоровны дворцового окружения. «Не так страшны конституция и парламент, как граф Витте на посту председателя Совета министров. Он затмит тебя!» - говорила императрица мужу.

Тем не менее страх перед революцией и западными кредиторами (Витте имел хорошую репутацию у европейских банкиров) заставил Николая II все же назначить графа председателем Совета министров.

Первым шагом Витте на этом посту стало приглашение к себе на дачу на Каменном острове редакторов всех крупных петербургских газет, чтобы через СМИ объявить о создании коалиционного кабинета. Однако из этой затеи у него ничего не вышло. Редакторы заявили господину Витте, что «не верят правительству», и потребовали вывести из Петербурга войска.

В результате Витте не получил любви и признания ни у либеральной части российского общества, ни у окружения царя. После пяти месяцев на посту председателя Совета министров Витте попросил у царя выход в отставку. Николай II с легкостью принял ее.

Пост председателя Совета министров просуществовал до февральской революции 1917 года, его занимали семь человек.

7 председателей Совета министров Российской империи

Сергей Юльевич Витте(1849-1915)

Витте начал служебную деятельность в управлении Одесской железной дороги. Участвовал в работе Комиссии по исследованию железнодорожного дела в России. В 1889 году был назначен директором Департамента железных дорог при Министерстве финансов, а в конце 1892 - министром финансов. Витте активно содействовал железнодорожному строительству, в том числе Транссибирской магистрали и Китайско-Восточной железной дороги. В 1897 году провел денежную реформу, введя золотой стандарт рубля, что способствовало притоку иностранных инвестиций.

Летом 1905 году Витте был направлен в Портсмут для заключения мирного договора с Японией, где он смог добиться минимальных потерь для России. За это он был возведен в звание графа.

Под руководством Витте был составлен манифест 17 октября 1905 года, провозглашавший «свободы совести, слова, собраний и союзов», и вводивший представительный орган — Государственную думу. Одновременно с обнародованием манифеста Витте был назначен первым председателем Совета министров. Он был сторонником жестких мер по подавлению революционных настроений, но в то же время пытался сотрудничать с либералами.

Иван Логгинович Горемыкин (1839-1917)

В 1895 году Горемыкин был назначен министром внутренних дел. При нем в 1897 году прошла первая всеобщая перепись населения. Горемыкин выступал против политики правительства Витте, полагая, что она подрывает устои государства.

За пять дней до начала сессии Первой Государственной думы Горемыкин был назначен председателем Совета министров, после чего боролся с парламентом все 72 дня его существования. После роспуска первого созыва Думы 8 июля 1906 года Горемыкин был заменен Петром Столыпиным.

В январе 1914 года Горемыкин возвратился на должность председателя Совета министров, которую занимал еще два года. В феврале 1917 он был арестован, давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Погиб во время нападения на свое имение летом 1917 года.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911)

С 1884 года служил в Министерстве внутренних дел. В феврале 1903-го Столыпин был назначен предводителем Саратовской губернии, где руководил подавлением крестьянских волнений. В апреле 1906 года Столыпина назначили министром внутренних дел, а в июле он занял должность председателя Совета министров. Столыпин провозгласил курс социально-политических реформ, начал проведение аграрной реформы. Под его руководством был разработан ряд других законопроектов: по реформе местного самоуправления, о всеобщем начальном образовании, о веротерпимости и др.

На жизнь Столыпина было предпринято 11 покушений. После первого из них в августе 1906 года Советом министров был принят указ о военно-полевых судах. В течение девяти месяцев было вынесено больше тысячи смертных приговоров.

3 июня 1907 года 3 Николай II подписал указ о роспуске II Государственной думы. Процедура выборов в Госдуму была изменена в пользу правых партий. Третьеиюньский переворот считается концом революции 1905-1907 годов.

1 сентября 1911 года Столыпин был смертельно ранен агентом киевского охранного отделения Дмитрием Богровым. Конечных целей его реформы так и не достигли.

Владимир Николаевич Коковцев (1853-1943)

После убийства Столыпина председателем Совета министров был назначен Владимир Коковцев, который с 1904 года занимал должность министра финансов. Он считал, что до окончания столыпинской аграрной реформы в приоритете должна быть промышленность. За 11 лет управления Коковцева финансами значительно возросли государственные доходы.

В конце января 1914 года он был вынужден уйти в отставку из-за разногласий с правыми партиями и Распутиным. В качестве компенсации он получил титул графа. В июне 1918 года Коковцев несколько дней находился под арестом, а после освобождения вместе с женой эмигрировал во Францию.

Борис Владимирович Штюрмер (1848-1917)

Штюрмер был назначен председателем Совета министров 20 января 1916 года. С марта по июль он также был и министром внутренних дел, а с июля - министром иностранных дел. Штюрмер поддерживал монархистов, состоял в «Русском собрании» и «Русском окраинном обществе». В 1915 году был избран почетным членом «Отечественного патриотического союза». Боролся против революционного движения и оппозиции в Госдуме. При отставке 10 ноября 1915 года получил чин обер-камергера. Во время Февральской революции был арестован, скончался в тюремной больнице.

Александр Федорович Трепов (1862-1928)

В 1915 году Трепов стал главой Министерства путей сообщения. При нем строилась Мурманская железная дорога, на широкую колею была переведена ветка Вологда-Архангельск. Трепов учредил Управление шоссейных дорог в составе министерства. Пытался бороться с влиянием Распутина, добиться отставки министра внутренних дел А. Протопопова. Сам был отправлен в отставку 27 декабря 1916 года. После Октябрьской революции эмигрировал, стал одним из лидеров белого движения. Умер в Ницце.

Николай Дмитриевич Голицын (1850-1925)

С 1871 года занимал различные должности в Министерстве внутренних дел. С 1914 года - действительный тайный советник. В 1915-м Голицын был назначен председателем Комитета по оказанию помощи русским военнопленным, которому покровительствовала императрица. По ее требованию 27 декабря 1916 года Голицын был назначен председателем Совета министров. Он также пытался добиться отставки Протопопова, зато был против роспуска Государственной думы.

Во время Февральской революции Голицын был арестован вместе с другими министрами, давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. После этих событий он остался в России, но перестал заниматься политической деятельностью, работая сапожником и охранником общественных огородов. В начале 1920-х Голицына трижды арестовывали по подозрению в контрреволюционной деятельности, на третий раз по постановлению Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) он был расстрелян.

Думская монархия в лицах. Председатели Совета Министров.

17 октября 1905 года вышел Манифест Императора Николая II , ознаменовавший собой фактический конец Самодержавной монархии в России. По новой редакции «Основных государственных законов», Император сохранял за собой всю полноту исполнительной власти, но его законодательные права были ограничены. Законы могли быть приняты лишь после их одобрения Государственной Думой и Государственным Советом.
Это новое государственное устройство получило название «Думской монархии ».
19 октября 1905 года была проведена реформа исполнительной власти - вышел Высочайший указ Правительствующему сенату «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». Учреждался Совет министров - в составе министров и главноуправляющих отдельными частями, «принадлежащими к общему министерскому устройству», с правом прочих главных начальников участвовать в Совете «по предметам своего ведомства». Председатель Совета министров назначался императором и имел право:
1. Участвовать по делам всех ведомств в Государственной Думе и Государственном совете и замещать в этих учреждениях любого министра или главноуправляющего.
2. Входить к императору с всеподданнейшими докладами по делам, рассмотренным в Совете министров и требующим Высочайшего разрешения, а также по прочим делам по собственному усмотрению.
3. Запрашивать необходимые сведения и объяснения у начальников отдельных ведомств и частей управления.
4. Приглашать на заседания Совета лиц, не имеющих статуса члена Совета министров.
5. Вносить дела на рассмотрение Совета министров.
6. Контролировать всеподданнейшие доклады министров и главноуправляющих, присутствовать при таких докладах императору.
За время существования Думской монархии Председателями Совета Министров было 7 человек, один из которых (И.Л.Горемыкин) дважды назначался на этот пост.

Председатели Совета Министров Российской Империи :

1. гр. Витте Сергей Юльевич (1849 - 1915)
сын Юл.Фед.Витте (1814-1868) и Екат. Андр.Фадеевой (1819-1898).
женат 1-ым браком на Над.Андр.Иваненко (ум.1890), 2-ым браком на Матильде Ив. Нурок (1863-1924), детей не имел.
Министр путей сообщения в 1892 г.
Министр финансов 1892 - 1903 гг.
Председатель Комитета Министров 1903-1905 гг.
Председатель Совета Министров с 19.10.1905 г. по 22.04.1906 г.
последний чин - действительный тайный советник (1899 г.)

2. Горемыкин Иван Логгинович (1839-1917)
сын Логг.Ив.Горемыкина (1809-1864) и Кап.Ив.Манкошеевой (1818-1856)
женат на Алекс.Ив. Капгер (1845-1917) и имел детей: Александру (1817-1917), Татьяну (1872-1965) и Михаила (1879-1927)
Министр внутренних дел в 1895-1899 гг.
Председатель Совета Министров с 22.04. по 08.07. 1906 г. и с 30.01.1914 г. по 20.01.1916 г.
последний чин - действительный тайный советник 1 класса (1916 г.)
Убит вместе с женой и дочерью во время разбойного нападения.

3. Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911)
сын Арк. Дм.Столыпина (1822-1899) и кн.Нат.Мих.Горчаковой (1827-1889),
женат на Ол.Бор. Нейдгардт (1859-1944) и имел детей: Марию(1885-1985), Наталью (1891-1949), Елену (1893-1985), Ольгу (1895-1920), Александру (1897-1987) и Аркадия (1903-1990).
Министр внутренних дел в 1906 -1911 гг.
Председатель Совета Министров с 08.07.1906 г. по 11.09.1911 г.
последний чин - гофмейстер двора (1906 г.).
Убит террористом.

3. гр. Коковцев Владимир Николаевич (1853-1943)
сын Ник.Вас. Коковцева (1814-1873) и Агл. Ник. Страховой, женат на Анне Фед. Оом (1860-1950), имел дочь Ольгу (1881 -после 1945).
Министр финансов в 1904 -1905 и 1906-1914 гг.
Председатель Совета Министров с 11.09.1911 г. по 30.01.1914 г.
последний чин - действительный тайный советник (1905 г.)
Умер в эмиграции.

4. Штюрмер Борис Владимирович (1848-1917)
сын Вл. Вильг. Штюрмера (1819-1890) и Эрм.Ник. Паниной (1830-1874), женат на Елиз.Вас.Струковой (1865-1917), и имел сыновей: Георгия (1880-после 1917) и Владимира (1883 - после 1917).
Председатель Совета Министров с 20.01. по 10.11. 1916 г.
Министр внутренних дел в 1916 г.
Министр иностранных дел в 1916 г.
последний чин - обер-камергер двора (1916 г.)
Умер в заключении.

5. Трепов Александр Федорович (1862-1928)
сын Фед.Фед.Трепова (1809-1889) и Веры Вас.Лукашевич (1821-1866), женат на Соф. Дм. Казиной (1863-1941), имел дочерей: Софью (1884-1947) и Елену (1885-1960).
Министр путей сообщения в 1915-1916 гг.
Председатель Совета Министров с 10.11. по 27.12.1916 г.
последний чин - егермейстер двора (1905 г.).
Умер в эмиграции.

6. кн. Голицын Николай Дмитриевич (1850-1925)
сын кн. Дм.Бор.Голицына (1803-1864) и Соф.Ник.Пущиной (1827-1876), женат на Евг.Андр.Грюнберг (1864-1934) и имел детей: Дмитрия (1882-1928), Николая (1883-1931),Александра (1885-1974), Софью (1886-1891), Евгения (1888-1928), Ольгу(1891-1892).
Председатель Совета Министров с 27.12.1916 по 02.03.1917 г.
последний чин - действительный тайный советник (1914 г.).
Репрессирован большевиками.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА

Летию со дня кончины посвящается

Верный слуга Государя

История написания этой статьи о выдающемся государственном деятеле России времен царствования, мною горячо любимого Святого Государя Императора Николая II, началась удивительным образом.

В июле 1999 года меня пригласили посетить квартиру в историческом центре Петербурга, на Стремянной улице, которая, как мне сказали, принадлежала Министру, служившему верой и правдой своему Императору.

Когда я оказался внутри этих прекрасно отреставрированных апартаментов, меня буквально окутала необыкновенная радость. Восторг! Ощущение неописуемого Царского величия и благодати - таковы были мои ощущения. Но самое главное - я увидел и одновременно почувствовал присутствие здесь в этих покоях Святого страдальца Царя Мученика Николая. Он смотрел на меня, в мое сердце и говорил: "Здесь жил и служил Мне верный слуга"…

Все мое тело наполнилось некой радостью и умилением. На какой то миг в почти пустых покоях предстали вещи, книги, ковры и утварь, как они были во время пребывания здесь владельца, но главное - портреты Государя Императора Александра III и его сына Святого Царя Николая Александровича (1868 – 1918 гг .). В огромном зале, где я увидел светлый образ Святого Царя Мученика, незримо предстал его портрет. Его Императорское Величество Николай II Александрович предстал в полный рост, в парадной, белого цвета военной форме.

И снова прокатилось по залам, в самом сердце и моем теле: "Он любил Меня и был предан Мне " .И в миг все исчезло!

Несколько дней я оставался под сильным впечатлением от увиденного.

Некоторое время я не знал, кому именно принадлежала эта квартира. А ведь Государь только упомянул о нем. О владельце, как бы предвидя мои вопросы, сомнения, и искушения – кто же он, этот верный слуга Государя. Враг тотчас искусил меня – в первый день, в ответ на мой вопрос я услышал от смотрителя апартаментов: «Она кажется, Витте принадлежала». От этого имени мне стало нехорошо.

Но, днем позже, истинная владелица апартаментов, православная образованная женщина, к тому же супруга одного из высших чиновников «Лукойла» ответила определенно и твердо: "Нет, нет, что Вы. Она принадлежала не Витте, а Коковцову. Министру финансов". Увы! Я впервые слышал эту фамилию.

Женщина продолжала и тотчас попросила: "Найдите что-нибудь о нем. И напишите мне кратко, указав источники". Не колеблясь и помня об образе и словах Государя, я дал свое согласие. Но и тогда я еще не осознал, что образ Святого Царя Мученика Николая как бы указывал мне о том же – узнай, вникни и напиши о нем.

На этом удивительные события не закончились. Позднее, я узнал от доверенных лиц удивительные обстоятельства, связанные с этими апартаментами и их владельцем, который пытался их продать. Но безуспешно. И не потому лишь, что запросил за то высокую цену. Просто как будто кто-то не отпускал, не отдавал эти стены в руки нечестивых и непорядочных господ. Кто только не переступал порог этих апартаментов - и богатые евреи, и небедные мусульмане, и отягощенные долларами язычники, респектабельные иностранцы и т. п. Все они были здесь не один раз, но... Как будто сам Святой Государь не позволял им стать новыми хозяевами. Все эти обстоятельства подвигли меня заняться розыском материалов о владельце необычного, необыкновенно красивого, элегантного и, по своему, величественного жилища.

Прошло несколько лет, но до сих пор я с восхищением вспоминаю свой единственный визит в квартиру Владимира Николаевича Коковцова. Именно так звали этого человека. Эта история в который раз убедила меня в Святости Государя Мученика Николая II Александровича и в том, что он и теперь хозяин земли Русской, пекущийся о своих подданных.

Посвящаю этот материал своему трагически погибшему брату во Христе Александру Калоеву, приведшему меня в эти апартаменты, и позволившему соприкоснуться с чудесным изъявлением воли Божией.

Владимир Николаевич

Коковцов

IV.1853 – 16 (29).I.1943 гг.)

Председатель Совета Министров Российской Империи

И сторический портрет личности, безусловно, требует погружения в эпоху, в которой жил и творил на благо Отечества каждый верноподданный Российской Империи. Человек, о котором пойдет речь сегодня, не только верой и правдой служил своему Отечеству, но, по воле Божией, в трагические и судьбоносные моменты ее истории, оказывался в центре событий.

Я глубоко убежден – моим современникам будет полезно узнать о неповторимой истории служения Престолу и Отечеству этого государственного деятеля. Ведь он благополучно созидал в один из самых значительных периодов Русской истории – в эпоху Царствования Святого Государя Императора Николая II (1894-1917 гг .) Александровича. Герой моего повествования был другом Святого Государя, и лично принимал участие во встречах и беседах с членами Святой Царской Семьи.

Жизнь Владимира Николаевича Коковцова почти неизвестна русскому читателю. А между тем, в ней много сторон, которые могли быть примером для подражания. Редкий человек, а тем более политик или чиновник признается в своих заблуждениях и ошибках. Он – признался. И даже более того - раскаялся. В.Н.Коковцов всегда имел на все происходящее свое мнение, свой взгляд. Многие из них и теперь, как никогда, современны и точны, а потому полезны…

Владимир Николаевич Коковцов происходил из старинного дворянского рода, которому принадлежало родовое имение Горна-Покровское в Боровичском уезде Новгородской губернии, пожалованное его предку Царем Алексеем Михайловичем. Дед Владимира Николаевича был Ярославским совестным судьей. Родился будущий Председатель Правительства Российской Империи в Великом Новгороде в семье чиновника. Образование получил во 2-й Петербургской гимназии и Императорском Александровском лицее, который окончил в декабре 1872 году с золотой медалью и чином титулярного советника. Внезапная смерть отца помешала ему посвятить себя научной карьере, и он всецело предался государственной службе, в то время как до несчастья уже подал документы на юридический факультет Петербургского университета. Так, промыслом Божиим, как бы пресеклась юридическая династия рода Коковцовых и началась новая, в которой В.Н.Коковцов достиг высшей ступени государственной иерархии, не запятнав себя изменой и клеветой в адрес Святого Государя Мученика и России.

I. Начало служения

44 года жизни отдал Владимир Николаевич государственной службе Российской Империи.

Он начал служить в 1873 – 1879 гг. на штатной должности в Департаменте Министерства юстиции, где занимал должности младшего, старшего помощника столоначальника, столоначальника статистического, а затем уголовного отделений. В 1878 году командирован за границу для изучения постановки тюремного дела. По возвращении в Санкт-Петербург, в 1879 г. переведен на службу в Министерство внутренних дел и назначен инспектором 5-го класса. В 1882 г. он назначен помощником начальника Главного тюремного управления Министерства внутренних дел и на этой должности участвовал в подготовке «Уставов о ссыльных содержащихся под стражей ».

В августе 1888 г. в возрасте 35 лет Владимир Николаевич произведен в действительный статские советники. С 1890 г. он уже помощник статс-секретаря Государственного совета и председатель Хозяйственного комитета Государственной канцелярии. В том же году Государем Императором Александром III Миротворцем он пожалован орденом Святого Станислава 1-й степени. В 1891-1892 гг. – исполняющий должность статс-секретаря, а в 1892-1895 гг. – статс-секретарь Департамента государственной экономии Государственного совета, где он подробно изучил вопросы бюджета и государственного хозяйства. В том же 1895 году он пожалован Святым Государем Императором Николаем II Александровичем одной из высшей государственной наградой России орденом Святой Анны 1-й степени.

В декабре 1895 – марте 1896 гг. Владимир Николаевич становится товарищем Государственного секретаря, а в 1896 и до начала нового века (1902 г.) занимает должность товарища Министра финансов при С.Ю.Витте. В этот период времени он руководит казначейской частью. При его активном участии разработано и проведено знаменитое преобразование питейной системы в России, при котором государство после столетнего перерыва взяло под контроль производство спиртных напитков что, тем самым, существенно пополнило казну государства.

В мае 1896 года, после Коронационных торжеств Владимир Николаевич Коковцов, наряду с другими выдающимися государственными деятелями России был пожалован Святым Государем Императором Николаем II Александровичем чином тайного советника. В нем он прослужил 9 лет. Три года спустя в 1899 году последовало Высочайшее пожалование орденом Святого Владимира 2-й степени. Так завершился в его жизни XIX век.

В мае 1900 года на 48-м году жизни Владимир Николаевич назначается сенатором, а в 1902-1904 гг. он уже занимает одну из высших ступеней в государстве – должность Государственного секретаря Российской Империи. Пройдет еще год и в январе 1905 года в разгар Русско-японской войны и организованной врагами внутренней смуты Владимир Николаевич будет назначен статс-секретарем Его Императорского Величества.

О восхождении В.Н.Коковцова по служебной лестнице сдержанно, ревностно и как всегда саркастично и предвзято повествует в своих мемуарах его учитель и наставник - масон, Министр финансов, граф Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915 гг. ).

Из его воспоминаний мы узнаем некоторые подробности о восхождении В.Н.Коковцова:

"Сперва он служил в тюремном управлении, а потом в Государственной канцелярии и дошел до поста Статс-секретаря департамента экономии. Министр финансов имел всегда больше всего дело с этим департаментом. Когда открылся пост одного из товарищей (заместителей – здесь и далее прим. А.Р.) Министра финансов, то Председатель департамента Сельский (Д.М. - граф, статс-секретарь, Председатель Государственного Совета в 1905 - 1906 гг. ) и другие члены просили меня взять на это место Коковцова, так как им будет удобнее всего иметь дело с ним. Я его взял, и он служил у меня лет шесть (1896 - 1902 гг.)... я сделал Коковцова моим товарищем... покуда не был, не без моего сильного содействия, назначен Государственным Секретарем, я рекомендовал его Государю (Святой Царь Мученик Николай II (1894 – 1917 гг. )) на эту должность"... (С.Ю.Витте, "Избранные воспоминания", 233, 462 стр . ).

Надо сказать о том, что обстоятельства последних назначений были трагичными.

II. Трагическое возвышение

2 апреля 1902 года в Великий пост, в день памяти Святых мучеников в обители Святого Саввы убиенных (†796 г.) в здании Мариинского Дворца, где располагался Государственный Совет, был сражен пулей эсера, социалиста-революционера С.Балмашева 49-летний Министр внутренних дел, егермейстер (в 1899-1902 гг.) Дмитрий Сергеевич Сипягин. Эта трагедия, всколыхнувшая все русское общество, повлекла за собою множественные изменения в составе Правительства Российской Империи.

Святой Государь Император Николай II Александрович не колеблясь назначает на место убиенного Министра нового слугу Престола. Его должность занимает 55-летний Вячеслав Константинович фон Плеве (1846 - 1904 гг .).

На оставленный им пост Государственного секретаря претендует несколько достойных и опытных мужей Отечества, однако, по настоянию младшего сына Государя Императора Николая I Подвиголюбивого (1825 - 1855 гг. ), Великого Князя, генерал–фельдмаршала Михаила Николаевича (1832 - 1909 гг .) Государственным секретарем Империи назначается Владимир Николаевич Коковцов.

Граф С.Ю.Витте об этом пишет весьма сдержано:

"Замечательно, что Председатель Государственного Совета - Великий Князь Михаил Николаевич, желавший, чтобы Государственным Секретарем после Плеве был назначен Коковцов, не решался сам просить о том Государя, а потому, обратился ко мне с просьбой, чтобы я рекомендовал Государю назначить Коковцова Государственным Секретарем. Я исполнил желание великого князя, и рекомендовал Императору Николаю II назначить Коковцова Государственным Секретарем, за что Великий Князь меня очень благодарил…" («Избранные воспоминания», 233 стр .). И продолжает далее:

"Когда он был у меня товарищем, то касался только дел бюджетных и налоговых и не имел никакого отношения к делам банковым и вообще кредитным, каковыми делами занимался мой другой товарищ, Романов (П.М. - в 1897 - 1905 гг. товарищ Министра финансов – прим. А. Р.). Содействовал же я этому назначению, опасаясь, что последует гораздо худшее…" (463 стр .). Опасениям Витте не суждено было сбыться – Коковцов справился в столь трудный момент истории с возложенными на него Богом и Государем обязанностями. Впрочем, он поступал так всегда.

III. По воле Божией

О ставаясь на высоких должностях, В.Н.Коковцов принимает самое деятельное участие в разрешении острейшего в начале XX века в России "крестьянского кризиса ".

12 ноября 1901 года Высочайшим Указом было объявлено об учреждении обширной Комиссии, на которую возлагались особые полномочия. Суть же выражалась словами Высочайшего Указа:

"Для всестороннего обсуждения вопроса об экономическом упадке центра, в связи с условиями хозяйственной жизни других частей Империи…".

Председателем этой Комиссии, как пишет выдающийся историк и летописец С.С.Ольденбург в своем непревзойденном труде "Истории Царствования Императора Николая II" , был назначен товарищ Министра финансов В.Н.Коковцов.

К участию в ней были приглашены представители ведомств, специалисты-теоретики и земские деятели из числа сельских хозяев. Комиссия, - "…целью которой было всестороннее обследование сельскохозяйственной проблемы, не могла дать быстрого ответа на поставленные вопросы; она занялась собиранием обширного материала: и только через два года - в октябре 1903 года - собралась на пленарную сессию для подведения итогов своих работ…" (С.С.Ольденбург, стр. 174-175 ).

С 10 по 24 октября 1903 года под Председательством В.Н.Коковцова Комиссия завершила свою работу, высказав несколько "безобидных" пожеланий: о финансовой помощи земствам, о кустарной промышленности, об упорядочении переселенческого дела, о сокращении выкупных платежей. Все рекомендации Комиссии Коковцова, по воле Божией, в силу обстоятельств и под давлением революционных, смутных событий, были исполнены. Таким образом, последующее вскоре назначение Владимира Николаевича Государственным секретарем Российской Империи не было случайным.

Даже враги признавали за ним талант руководителя, чувствующего пульс своего времени. По мнению графа Витте, В.Н.Коковцов, - "...один из самых выдающихся финансистов в банковской сфере,… который, вследствие своей натуры, легче плавает по различным течениям…», - и является, - "…лицом более характерным…" (С.Ю.Витте, «Воспоминания», 233, 413 стр .). Многие его современники также считали Коковцова наиболее достойным претендентом на должность Министра финансов Российской Империи.

Господу было угодно возложить на него тяжкое бремя ответственности в самый трагический для Российской Империи момент.

IV. Назначение в дни войны

27 января 1904 года внезапным нападением на Русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, началась война с Японией:

"Известие о начале войны поразило, всколыхнуло Россию... всюду почувствовали: на Россию напали... В первый период войны это настроение преобладало: на Россию напали и надо дать отпор врагу"… (С.С.Ольденбург, 230 стр. ).

В первые же дни войны Святой Государь Император Николай II назначает Коковцова Министром финансов со словами :

"Помните, Владимир Николаевич, двери этого кабинета всегда открыты для Вас, в любое время, когда Вы захотите прийти"…

Святая Императрица Александра Федоровна (1872-1918 гг .) также была хорошо расположена к Коковцову. Уже после назначения, в ходе их первой беседы, она сказала:

"Я желала увидеть Вас, чтобы сказать, что как Царь, так и Я, просим Вас всегда быть полностью искренними с Нами и говорить Нам правду, не колеблясь, как бы она не была неприятна для Нас . Верьте Мне, что, несмотря на это, Мы отблагодарим Вас за нее со временем…» (Р.Мэсси, "Николай и Александра", 202-203 стр. ).

Преданный Государю и Отечеству Министр оказанное ему высокое монаршее доверие полностью оправдал. Летописец Государя С.С.Ольденбург писал:

"Новый Министр финансов В.Н.Коковцов успешно выпускал внешние займы на французском и отчасти на германском рынке для покрытия военных расходов, не вводя новых налогов и сохраняя свободный размен банковских билетов на золото …" (249 стр .). Более того, в трудный период внешней агрессии и внутреннего бунта ему удалось разместить ряд внутренних займов. Высочайшее доверие Святой Царской Семьи решительно меняет всю его жизнь.

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Макаров, С. В.
Создание Совета министров Российской империи
/С. В. Макаров.
//Правоведение. -1993. - № 2. - С. 101 - 105
  • Статья находится в издании «Известия высших учебных заведений: »
  • Материал(ы):
    • Создание Совета министров Российской империи [Журнал "Правоведение"/1993/№ 2]
      Макаров С.В.
      Проблема координации деятельности органов исполнительной власти особенно остро проявилась в России в XIX-XX вв. Тенденция следования западноевропейским моделям и образцам в построении государственного аппарата не получила существенной реализации в России начала XIX в. Реформы Александра I носили половин-чатый характер, что объясняется не только отсутствием традиций парламентаризма, но и неблагоприятными социально-экономическими условиями, неподготовленностью страны к преобразованиям, которые имели бы более радикальную направленность.
      В, О. Ключевский, имея в виду крепостническую сущность России, писал, что «целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн душ обоего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были со-гласованы с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены или задуманы».1 По его мысли, «новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, должны были вырастать из отношений, как следствие вырастает из своих причин».2 Иными слова-ми, до тех пор, пока существовало крепостное право, в России объективно ограничи-валась возможность преобразований государственного аппарата. Дальнейшее совер-шенствование системы органов государственной власти и управления стало возмож-ным только после проведения крупномасштабных реформ середины XIX в., прибли-зивших Россию к практическому воплощению идей представительной власти в XX в.
      Как отмечают исследователи, реформы 60-х годов XIX в. имели со стороны пра-вительства вынужденный характер. Причем ситуация в России, по их мнению, отли-чалась тем, что преобразования, либеральные по своей направленности, преследова-ли консервативные цели, а именно - сохранение самодержавия путем приспособления его к новым историческим условиям. Однако этот тезис представляется достаточно спорным, если вспомнить, что Россия в рассматриваемый период вряд ли созрела для преобразований более радикальных, в том числе для введения представительного прав-ления, в пользу чего свидетельствует неприятие официальными кругами проектов пра-вительственного «конституционализма» 60-80-х годов (П. А. Валуева, М. Т. Лорис-Меликова и др.).3
      Самодержавие, как и любая иная система организации власти, подвергаясь влия-нию социально-экономической действительности, стремилось обеспечить стабильность своего существования и вынуждено было приспосабливаться к изменениям в социаль-ной и экономической сферах, в том числе затрагивающим саму основу общества. Здесь имеет смысл говорить не о консервативности целей, преследуемых властью, а о консервативности государственной власти вообще, и особенно в периоды быстрого экономического развития и значительных изменений в системе общественных отно-шений.
      Буржуазный характер реформ середины XIX в. позволяет отнести их к тем факторам, которые положительно сказались на развитии России в дальнейшем. Проведен-ные преобразования имели, вне сомнения, качественный характер и явились достаточ-ными для преодоления кризиса и улучшения дел в государстве.
      Все отмеченные особенности, касающиеся реформ 60-х годов XIX в., в равной мере относятся и к созданию нового административного органа России - Совета ми-нистров (1857-1882 гг.).
      Проблема обеспечения единства государственного управления и проведения со-гласованной правительственной политики стояла перед Россией еще при царствова-нии двух последних императоров, но так и не была решена. Как справедливо заме-чал С. Ю. Витте, существующий Комитет министров (образован в 1802 г.), на кото-рый возлагались большие надежды, объединенным правительством не являлся. По его словам, «Комитет представлял высшее административное учреждение, которое весьма мало служило к объединению правительства, в него вносилась масса админи-стративного хлама - все, что более или менее точно определено законами, а также важные законодательные акты, которые рисковали встретить систематическое и упор-ное сопротивление со стороны Государственного совета».4 Кроме того, важнейшие вопросы в основном решались при личных беседах императора с министрами и главно-управляющими, что вносило дезорганизацию в и без того запутанное управление империей. Для России XIX в. характерно также существование многочисленных ко-митетов и комиссий, имевших, как правило, чрезвычайный характер и создававшихся для рассмотрения определенных вопросов, актуальность которых заставляла самодер-жавие действовать оперативнее, но прежними методами.
      Создание Совета министров имело, кроме того, и особый политический подтекст. Ввиду неудовлетворенности дворянства и высших государственных кругов характером и содержанием готовящихся реформ, и особенно реформы крестьянской, а также консервативности состава существующих органов государственной власти и управления, для подготовки и проведения реформ требовался орган, который не зависел бы от других институтов государственной власти и действовал бы под непосредственным контролем императора. Вероятно, секретность создания Совета министров также объясняется этими причинами.
      Таким образом, острая социальная обстановка в Российской империи накануне реформ требовала от правительства оперативности, обдуманности и согласованности действий, что являлось явно недостижимым при сохранении прежних методов и структуры исполнительной власти. То, что не было доведено Александром I до логи-ческого завершения, превратилось в одну из самых актуальных задач в государ-стве.
      В 50-х годах XIX в. еще достаточно робко ставился вопрос о представительных началах организации власти, поэтому сохранение самодержавия в прежнем виде и его необходимость не вызывали сомнений среди дворянства. Существующие проекты сво-дились к замене всеподданнейших докладов министров и главноуправляющих на си-стему коллективных докладов и различались только в частностях. Роль учреждения, призванного решить данную задачу, отводилась либо Государственному совету, либо Комитету министров, либо вновь создаваемому органу. Мнения расходились также по вопросу о необходимости личного участия императора в заседаниях «объединенно-го правительства».
      В данный период в России практически отсутствует возможность реализации западноевропейской модели «кабинета» во главе с премьер-министром по причине тесной взаимосвязи ее с парламентаризмом и угрозы ограничения самодержавных прав монарха. Неудивительно, что Александр II, по свидетельству П. А. Валуева, желал только таких улучшений в государственном управлении, которые не затра-гивали бы «основ правительства».5 Самодержавие не собиралось отказываться от прежнего порядка всеподданнейших докладов по наиболее важным государственным ведомствам - военному, финансов и иностранных дел.
      На новый орган управления возлагались надежды по обеспечению коллегиально-сти и регулярности функционирования учреждения, проведению согласованной пра-вительственной политики, осуществлению эффективного контроля над министерствами и ведомствами, объединению отраслей государственного управления и т. д. Критике подвергались как излишняя централизация в министерствах и ведомствах, так и от-сутствие единства правительственных мер, противоречия в действиях руководите-лей различных частей управления. На бесконтрольность министров, например, указы-вал Н. А. Жеребцов в адресованной императору записке в феврале 1856 г.8 Источ-ник самоуправства министров автор записки видел в системе министерского управле-ния и принципе единоначалия, пришедших в Россию из Европы. Здесь же автор пред-лагал учредить орган для совместного предварительного обсуждения дел представи-телями различных ведомств с последующим рассмотрением в установленном ранее порядке, что неминуемо привело бы к еще более усложненному процессу принятия решений.
      Таким образом, перед самодержавием стояли две, на первый взгляд, несовмести-мые задачи-обеспечение единства государственной политики и ограничение мини-стерского произвола. Обе задачи предполагалось решить с помощью нового государ-ственного органа, который рассматривал бы дела, имеющие комплексный характер (т. е. затрагивающие несколько отраслей управления), а также осуществлял бы контроль за деятельностью министров и ведомств, тем самым инспектируя решение дел ведомственной компетенции.
      Совет министров создавался в секретном порядке, без рассмотрения в каких-либо органах Российской империи. Документальные сведения, характеризующие процесс его создания и деятельность в первые годы, крайне немногочисленны, но позволяют по-лучить достаточно точное представление. Обсуждение создания нового органа проис-ходило по старой, давно испытанной схеме, которая была наиболее приемлема и применялась при решении особо важных государственных вопросов, т. е. посредст-вом личной переписки императора с высшими должностными лицами государства и обсуждения дел на царских приемах. Известно, что существовали две записки главноуправляющего II отделения Д. Н. Блудова, посвященные созданию Совета министров. О содержании одной из них можно судить по черновому наброску к записке,7 подготовленному И. Д. Деляновым по указанию Блудова с целью дальнейшего пред-ставления записки Александру II. Кроме того, до нашего времени сохранилась запи-ска неизвестного автора на французском языке «Внутренние реформы»,8 в которой отсутствует дата составления и не указана страна происхождения документа. Пред-ставляют интерес еще два документа: записка управляющего Комитета министров А. П. Суковкина от 29 ноября 1957 г. с замечаниями, сделанными рукой императора,9 и так называемая «программа»,10 которая, по мнению исследователей, регулиро-вала деятельность Совета министров до 1861 г.11
      Автор «Внутренних реформ» отводит Совету министров Российской империи ос-новную роль в выработке и проведении предстоящих в стране реформ. Анализируя необходимость создания нового государственного органа, неизвестный автор ссылается на опыт западноевропейских государств и незавершенный план государственных пре-образований М. М. Сперанского. В записке рассматриваются недостатки существую-щей системы управления, не позволяющие проводить единую политику правительства, обеспечить согласованность действий высших государственных учреждений и должностных лиц.
      Документ, подготовленный И. Д. Деляновым, дает более полное представление о предполагавшемся месте Совета министров в системе правительственных учрежде-ний России, а также об организации деятельности и компетенции нового органа. Записка составлена в форме всеподданнейшего доклада императору и соответствовала его пожеланиям и взглядам на решение проблемы управления. Черновой набросок содержит исправления. Правка чернилами имеет место только на первых четырех листах текста и сделана, вероятно, самим Деляновым. В тексте присутствуют также карандашные исправления, принадлежащие, по всей видимости, руке Блудова. Окон-чание записки, а именно пункты 2-7 компетенции Совета министров, разработаны Деляновым в двух вариантах, последний из которых и был выбран Блудовым, судя по карандашной помете на полях.
      Согласно записке, Совет министров должен представлять собой орган «совокуп-ного доклада» министров императору, т. е. выполнять функции, свойственные Коми-тету министров в 1802-1805 гг., но позднее им утраченные. Заседания должны про-водиться в присутствии и под наблюдением императора, заменять личные доклады министров по всем делам, кроме тайных, иметь упрощенные формы делопроизводства. Новый государственный орган именуется автором записки «Ближним Советом» при императоре, на который возлагается выполнение задач исключительно совещательного характера. К компетенции будущего Совета министров были отнесены: 1) предвари-тельное обсуждение законопроектов до их представления в Государственный совет, причем право вносить предложения в Совет министров принадлежало каждому члену Совета; 2) совещания о принятии мер в случае нарушения общественного спокойст-вия и безопасности; 3) совещания по делам о правах сословий; 4) совещания по делам об изменении системы внутреннего управления; 5) совещания по экономическим вопросам (подати, пошлины, сборы, торговые сношения); 6) совещания по делам путей сообщения; 7) предварительное рассмотрение сметы ежегодных доходов и расходов Российской империи и Царства Польского, Кроме того, в Совете министров должны были обсуждаться все всеподданнейшие доклады министров и главноуправля-ющих, за исключением дел, подлежащих особой тайне.
      Записки Блудова были переданы управляющему Комитета министров А. П. Суковкину с поручением составить проект положения о новом государственном органе. В уже упомянутом документе от 29 ноября 1857 г. Суковкин изложил неясные для него вопросы, ответы на которые Александр II дал непосредственно в самой запи-ске. Согласно замечаниям императора, все дела, кроме секретных, срочных, а также министерств императорского двора, военного, морского и иностранных дел, должны рассматриваться в Совете министров. Дела представляются непосредственно мини-страми и главноуправляющими через управляющего делами Комитета министров, ре-золюции на докладе подготавливаются вносившим его министром или управляю-щим делами Комитета министров и впоследствии утверждаются императором. В со-став Совета были введены министры и главноуправляющие, а также председатель Государственного Совета и Комитета министров А. Ф. Орлов и известный государ-ственный деятель Я. И. Ростовцев.
      С учетом замечаний императора, составлен еще один документ, называемый в переписке либо «программой», либо «высочайшим повелением» и подготовленный, по утверждению В. Г. Чернухи, тем же Суковкиным.12 «Программа» не имела следов письменного утверждения императором, но именно она являлась тем законодательным актом, который регулировал деятельность Совета министров с 1857 по 1861 г. Трудно согласиться с мнением, довольно распространенным среди исследователей, о неофициальном или полуофициальном характере Совета министров до 1861 г. Сам факт секретности учреждения Совета и отсутствие документов, письменно удостове-ряющих волеизъявление императора, недостаточны для подобного утверждения. «Про-грамма» могла быть зачитана или доведена до сведения заинтересованных лиц иным путем и тем самым приобрела силу закона. В 1861 г. произошло изменение и пись-менное оформление организационно-правовых начал деятельности Совета министров, что вряд ли можно назвать конституированием Совета ввиду необоснованности при-знания Совета 1857-1861 гг. полуофициальным органом власти.
      «Программа» необычайно мала по объему и содержит лишь основные принципы деятельности Совета министров. Она гласит: «Для рассмотрения дел, получающих Высочайшее разрешение по личному докладу Министров и Главноуправляющих, Го-сударю Императору благоугодно иметь при Себе, под личным Своим председательст-вом - Совет Министров». Все дела, ранее лично докладывавшиеся министрами им-ператору и посылавшиеся через I Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, теперь должны поступать в Совет министров. Исключение составляли только дела секретные и срочные. Дела представляются министрами и главноуправляющими через управляющего делами Комитета министров по форме, принятой в Главном штабе Военно-учебных заведений. Резолюции подготавливаются самими министрами и главноуправляющими или управляющим делами Комитета ми-нистров в случае сложности и необходимости изложения обсуждения соответствую-щего дела, проводившегося в Совете. Рассмотрение дел Государственным советом и Комитетом министров осталось без изменений.
      Совет министров стал очередным совещательным органом при императоре, но обладал некоторыми особенностями рассмотрения дел, выгодно отличающими его от других органов государственной власти и управления. О дате, времени проведения и повестке заседаний членам Совета сообщалось с помощью извещений. Совет мини-стров не имел собственной канцелярии, его бумаги хранились у управляющего дела-ми Комитета министров. Собирался Совет нерегулярно, первоначально - в среду, за-тем - в четверг, но с постоянными пропусками и нарушением установленного поряд-ка. В отсутствие императора заседания не проводились. Решения Совета министров имели форму «высочайших повелений», а право решать рассматриваемые вопросы принадлежало исключительно Александру II. Если обсуждение дел в Комитете мини-стров или Государственном совете оформлялось соответственно «положениями» и «мнениями», которые затем выносились на утверждение императора, то в Совете министров вопросы решались непосредственно, что превращало Совет в более эффек-тивный орган управления, чем все до него существовавшие.
      Несмотря на многие положительные моменты, цель создания Совета министров как места, где должны обсуждаться всеподданнейшие доклады министров и главно-управляющих, полностью реализована не была. На первом заседании Совета 19 де-кабря 1857 г. рассматривается наибольшее число вопросов-17,13 но крайне незначительных по содержанию. В дальнейшем число докладов сокращается, а начальники ведомств предпочитают решать возникающие вопросы прежним путем, при личных встречах с императором. Не суждено было осуществиться намерению, изложенному в черновом наброске Делянова: «Чрез совокупное в оном (Ближнем Совете - С. М.) рассмотрение представлений разных Министерств устранится возможность несоглас-ности в принимаемых, или предназначаемых, в том или другом ведомстве мерах и утвердится хотя мало-помалу столь желательное единство, в самом духе их и на-правлении, облегчится Верховный надзор Вашего Императорского Величества за по-ложением и ходом дел и, что также имеет свою важность, могут равномерно быть устранены, предварительными оных обсуждениями, ненужные или несвоевременные предположения об отмене законов существующих, или о постановлении новых».14 Несомненно, что министрам и главноуправляющим было намного выгоднее решать вопросы наедине с царем, лишая своих оппонентов возможности воспрепятствовать благоприятному для министра решению и высказать критические замечания по пред-лагаемому проекту.
      Противоречие в государственном управлении, когда, с одной стороны, требова-лось обеспечить единство и согласованность правительственных мер, а, с другой - министры не были заинтересованы в передаче дел своего министерства в Совет мини-стров, не удалось разрешить путем создания нового органа. Как пишет В. Г. Чернуха, «проблеме единства государственного управления суждено было быть „вечной" проблемой государственной жизни России XIX-начала XX в., неразрешимой в усло-виях самодержавия с его личным произволом, стремлением к вмешательству в дела всех ведомств. . .».15 Даже Александр II на полях записки Валуева от 22 сентября 1861 г. возмущенно писал, что «гг. министры, под разными предлогами постоянно старались и стараются избегать внесения туда (в Совет министров, - С. М.) дел..».16 На рассмотрение Совета министров дела выносились большей частью по повелению императора, что явно не соответствовало положениям «Программы», в соответствии с которыми все вопросы, докладывавшиеся ранее императору лично, за исключением особо секретных и срочных, должны обсуждаться в Совете. Необходимо отметить, что Совет министров не в состоянии был выдержать такую нагрузку, так как импе-ратор рассматривал дела практически ежедневно.
      С момента создания до реорганизации в 1861 г. в Совете проведено 62 заседания, посвященных большей частью не самым актуальным для России проблемам. Наиболее значительные из них - вопросы о порядке представления министрами и главноуправляющими всеподданнейших отчетов, о торговых правах иностранцев, о цензуре, отчеты министерств и главных управлений об их текущей деятельности и др. 27 августа 1859 г. состоялось секретное заседание Совета по крестьянскому вопросу. Активность Совета министров с течением времени заметно уменьшается, а после 1882 г. его деятельность прекращается вовсе.
      Незавершенность преобразований в центральном государственном управлении привела к дальнейшему обострению проблемы обеспечения его единства. Но в 1861 г. проекты преобразования государственного аппарата уже тесно связываются с идеей об учреждениях представительных и в значительно большей степени опираются на западноевропейские образцы. В это время получает распространение идея объединенного правительства с однородным составом и во главе с премьер-министром (А. И, Кошелев, Н. А. Серно-Соловьевич и др.).17 В записке П. А. Валуева от 22 сентября 1861 г.18 обосновывается необходимость преобразования Комитета министров, в который, по его мнению, должны войти «совещания министром», рассматривающие по за-явлениям министров, кроме военного, морского и иностранных дел, вопросы, затраги-вающие интересы нескольких ведомств. Особые совещания, по замыслу Валуева, должны были проводиться после окончания обычных заседаний Комитета, содержание этих заседаний необходимо было фиксировать в специальных «мемориях», ко-торые затем направлялись императору. Вопросы, входившие в компетенцию Государ-ственного совета или Комитета министров, либо вносились на утверждение императора посредством всеподданнейших докладов, либо рассматривались по установленно-му порядку. Хотя совещания и не выносили окончательного решения, их деятель-ность не зависела от императора, последний только извещался о ней. Несомненно, такой порядок мог в некоторой мере стеснять монарха в принятии решений, а пото-му и был им отвергнут. Император допускал лишь нерегулярные совещания министров, да и то после обсуждения вопроса с ним лично и в соответствии с принятым им решением, с целью последующей разработки дела, но не для решения его по существу.
      В конце 1861 г., по поручению Александра II, Валуев подготовил два документа; «Общие соображения»19 и «Предположения».20 В первом анализировалась деятельность; Совета министров и подвергались обоснованной критике недостатки работы нового органа. Второй документ - значительно более важный, содержал проект император-ского повеления, названный «Дополнительные правила о внесении дел в Совет мини-стров и о порядке рассмотрения этих дел в Совете». «Правила» определяли компе-тенцию Совета министров и порядок его деятельности. Проект Валуева был пре-поднесен императором 1 ноября 1861 г. на совещании высших должностных лиц государства от собственного имени и принят с незначительными изменениями. Подго-товка окончательной редакции документа поручалась государственному секретарю В. П. Буткову и управляющему делами Комитета министров Ф. П. Корнилову. Под-готовленный ими проект претерпел очень незначительные изменения, сделанные рукой Александра II, был переписан и утвержден императором 12 ноября 1861 г.21
      Совет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно. Председательствовал на заседа-ниях император. Рассмотрению в Совете подлежали: 1) «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствова-нию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; 2) меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; 3) сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, тре-бующих «общего соображения»; 4) заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчетов министерств и главных управлений. Таким образом, круг дел, вносимых в Совет министров, точно не определялся, и из него (по сравнению с 1857 г.) было исключено положение о рассмотрении Советом докладов министров и главноуправляющих.
      Полезное стремление ограничить Совет от незначительных и маловажных вопро-сов обернулось возвратом к прежнему механизму принятия решений. Любой вопрос вносился в Совет по особому разрешению императора, что, по существу, «похоро-нило» всякую возможность создания объединенного правительства. Деятельность Со-вета министров ставилась в прямую зависимость от воли императора, что, несом-ненно, сказалось на его работе в дальнейшем. Кроме того, сами министры относились к Совету отрицательно и видели в нем источник ограничения свободы своих дейст-вий. Следует согласиться с высказыванием отечественных исследователей о том, что «Совет министров не мог стать центром объединения правительственной деятельности».22 «Препятствовало этому неправоправное положение членов Совета, а также его председателя, которым являлся сам царь, пользовавшийся неограниченной властью. Такое положение лишало Совет качеств коллегиального органа и превращало его в личный Совет императора, где совместное обсуждение вопросов служило лишь сред-ством для определения позиции самого царя».23 Сохранение института всеподданней-ших докладов также отрицательным образом сказалось на деятельности Совета ми-нистров, который постепенно сократил число своих заседаний (с 1874 г. не более одного заседания в год).
      Таким образом, попытки создать объединенное правительство с однородным со-ставом потерпели неудачу. Не были введены ни должность первого министра, ни по-рядок рассмотрения дел без участия императора. Частично удалось реализовать лишь задачи текущего момента, вызванные проведением реформ, решение же проблемы координации государственного управления было отложено до начала XX в.
      * Ассистент юридического факультета С.-Петербургского государственного уни-верситета. С В. Макаров
      1 Ключевский В. О. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. М., 1958. С. 259.
      2 Там же.
      3Голицин Н. В. Конституция гр. Лорис-Меликова // Былое. 1918. № 4-5 С. 134, 193.
      4 Витте С. Ю. Воспоминания: В 3 т. Т. 2. М., 1960. С. 259.
      5 Валуев П. А. Дневник: В 2 т. Т. 1. М., 1961. С. 104.
      6 РГИА. Ф. 1250. Оп. XVI. Т. «Бумаги Д. Н. Блудова». Л. 3-39.
      7 Там же. Ф. 1604. Оп. I. Д. 23. Л. 1-17.
      8 Там же. Ф. 1275. Оп. I. Д. 1. Л. 8-12 об.
      9 Там же. Л. 2.
      10 Там же. Л. 16-1 об.
      11 Чернуха В. Г. Внутренняя политика царизма с сер. 50-х до нач. 80-х гг. XIX в. Л., 1978. С. 149.
      12 Там же.
      13 РГИА. Ф. 1275. Оп. I. Д. 2. Л. 3 об.
      14 Там же. Ф. 1604. Оп. I. Д. 23. Л. 4-5.
      15 Чернуха В. Г. Внутренняя политика царизма с сер. 50-х до нач. 80-х гг.
      XIX в. С. 155.
      16 РГИА. Ф. 1093. Оп. I. Д. 338. Л. 8.
      17Серно-Соловьевич Н. А. Публицистика. Письма. М., 1963. С. 183; Кошелев А. Конституция, самодержавие и земская дума. Лейпциг, 1862. С. 34. 18 РГИА. Ф. 1093. О. I. Д. 338. Л. 3-13
      19 Там же. Ф. 908. Оп. I. Д. 143. Л. 1-6 об
      20 Там же. Л. 7-10 об.
      21 ПСЗ, 3-е собр. Т. XXXVI. № 37619; РГИА. Ф. 1275. Оп. I. Д. 1. Л. 76- 77а.
      22 Васильева Н. И., Гальперин Г. Б., Королев А. И. Первая рос-сийская революция и самодержавие: (Государственно-правовые проблемы). Л., 1975.
      23 Там же.

    JV7Conn.JokerV7Connection

    error "8000ffff"

    ExecCmd failed: GetMarc008 Joker server V7 error: Îáðàáîò÷èê êîìàíäû GetMarc008 íå íàéäåí.

    /inc/joker.inc , line 19