Андрей боголюбский годы. Андрей боголюбский - биография, информация, личная жизнь. Внешняя и внутренняя политика

Японское название Японии Nihon (日本) состоит из двух частей – ni (日) и hon (本), оба из которых являются китаизмами. Первое слово (日) в современном китайском произносится rì и обозначает, как и в японском, «солнце» (передаваясь на письме его идеограммой). Второе слово (本) в современном китайском произносится bӗn. Его первоначальное значение – «корень», и передающая его идеограмма представляет собой идеограмму дерева mù (木) с добавленной внизу чёрточкой, обозначающей корень. Из значения «корень» развилось значение «происхождение», и именно в этом значении оно вошло в название Японии Nihon (日本) – «происхождение солнца» > «страна восходящего солнца» (совр. кит. rì bӗn). В древнекитайском слово bӗn (本) имело ещё и значение «свиток, книга». В современном китайском оно в этом значении вытеснено словом shū (書), однако остаётся в нём в качестве счётного слова для книг. Китайское слово bӗn (本) было заимствовано в японский как в значении «корень, происхождение», так и в значении «свиток, книга», и в форме hon (本) означает книгу и в современном японском языке. Это же китайское слово bӗn (本) в значении «свиток, книга» было также заимствовано и в древнетюркский язык, где после добавления к нему тюркского суффикса -ig приобрело форму *küjnig. Тюрки принесли это слово в Европу, где оно из языка дунайских тюркоязычных булгар в форме кънига попало в язык славяноязычных болгар и через церковнославянский распространилось в другие славянские языки, включая русский.

Таким образом, русское слово книга и японское слово hon «книга» имеют общий корень китайского происхождения, и тот же самый корень входит в качестве второго компонента в японское название Японии Nihon.

Надеюсь, всё понятно?)))

Если говорить об истории нашей страны, то в ней хватает ярких фигур. О каких-то людях известно почти все, а о ком-то мы не знаем фактически ничего. Объединяет их то, что их жизнь оказала огромное влияние на развитие России. Одним из таких деятелей является Андрей Боголюбский. Исторический портрет его говорит о том, что личностью он был незаурядной.

Краткие сведения

Принято считать, что будущий князь родился между 1120 и 1125 годом. Являлся вторым (или третьим, точно неизвестно) сыном князя Юрия Долгорукого. Его мать - дочь известного в то время половецкого хана Аепы Осеневича, ради союза с которым и был устроен этот брак.

Почему же так важен для истории нашей страны будущий князь Андрей Боголюбский? Исторический портрет говорит, что он был важнейшей политической и духовной фигурой в 1160-1170 годах, так как он не только способствовал созданию мощного Владимиро-Суздальского княжества (на месте бывшей Ростовской вотчины своего деда, Владимира Мономаха), но и превратил город Владимир-на-Клязьме в центр политической и духовной жизни Руси. Тем самым он потеснил на этой «должности» Киев.

Деятельность князя до восшествия на престол Владимира

О том, что делал и как жил Андрей Боголюбский (краткая биография которого приведена в статье) до 1146 года, мы не знаем абсолютно ничего. Но есть все же надежные сведения о том, что после 1130 года он женился на дочери боярина Кучки. Последний оставил свой след в истории тем, что был владельцем обширных земельных наделов по берегам

Его отец, всегда мечтал воцариться на Киевском престоле. И удобный предлог вскоре представился. В 1146 году киевляне пригласили на княжение который приходился Долгорукому родным племянником. Началась упорная и ожесточенная борьба, в которой приняли участие не только все политические силы Руси, но даже поляки и половцы, никогда не упускавшие случая нажиться на очередной смуте.

Юрию дважды удавалось овладеть городом, но и дважды довелось быть оттуда изгнанным. Только в 1155 году, когда Изяслав умер (быть может, в 1154 году), он сумел окончательно подчинить себе Киев. Его счастье длилось не так уж и долго: деятельный князь сам преставился уже в 1157 году. Андрей на протяжении всей этой восьмилетней борьбы не раз доказывал свою беспримерную храбрость. Его воинские таланты и аналитический ум не раз сослужили добрую службу отцу.

Первое появление на политической сцене

Впервые молодой князь Андрей Боголюбский (краткая биография которого полна такими моментами) ярко проявляет себя в вышеупомянутом 1146 году, когда с Ростиславом, своим родным братом, выбивает князя Ростислава (союзника Изяслава) из его собственной столицы. Когда Долгорукий в очередной раз захватывает Киев, Андрей получает в дар от него Вышгород (недалеко от Киева).

Кроме того, он сопровождал отца в походе на Волынскую волость, являвшуюся уделом Изяслава. Под Луцком, в котором засел Владимир (родной брат Изяслава), он едва не погиб уже в 1149 году. Князь настолько увлекся преследованием врагов, что далеко ускакал от своих воинов. Его коня ранили, со стен города в него метали камни, а какой-то дюжий дружинник Владимира уже изготовился пронзить Андрея рогатиной.

В тот день поминали мученика Федора, которому и взмолился князь: отбиваясь от врагов, он из последних сил сумел пробить вражеский заслон. Своим же окончательным спасением он был обязан верному коню. Тот, будучи смертельно израненным, все же сумел донести своего хозяина до его дружинников. За это Андрей устроил своему другу пышные похороны. Его конь упокоился на берегу реки Стырем. Современники отмечали, что князь был на редкость скромным и простым человеком: он никогда не искал одобрения своего отца, предпочитая все делать по чести, был религиозен. Впрочем, Долгорукий эти качества наверняка видел, потому как очень любил своего сына.

Миротворческая деятельность Андрея

После осады Луцка Изяслав начал просить мира. Только благодаря тому, что Долгорукий прислушивался к мнению сына, а тот крайне не любил бессмысленных междоусобиц, мирный договор был подписан.

Всего через год Изяслав снова смог войти в Киев благодаря тому, что горожане были к нему расположены. Изгнав Долгорукого, князь не захотел останавливаться на достигнутом, решив отправить восвояси и его сыновей. Начать он решил с Ростислава, который на ту пору княжил в Переяславле. Но на помощь брату пришел Андрей. Вдвоем они сумели остоять город. Долгорукий также не сидел на месте и, при содействии князя Володимирка, повторно захватил Киев. Андрею была поручена оборона в Пересопице, где можно было эффективно защищать границу со стороны Волыни.

Изяслав прислал к нему гонцов с наказом просить отца о даровании племяннику волостей «по Горынь». Но на сей раз Андрей не смог смягчить своего отца, который страшно прогневался на Изяслава. Тогда тот призвал на помощь племена угров, при помощи которых, и при активном содействии киевлян, снова смог занять многострадальный город. Юрий был вынужден отступить в Городец-Остерский, куда вскоре прибыл Андрей.

Поражение Долгорукого

В 1151 году Юрий снова развязал войну, в которой Андрей показал не меньшую доблесть, чем при осаде Луцка. Впрочем, все было безуспешно, войска Долгорукого были разбиты. Сам он был блокирован в Переяславле Изяславом, а потому был вынужден поклясться племяннику в том, что отказывается от своих претензий на Киев, пообещав через месяц уйти в Суздаль. Андрей, по своему миролюбивому обычаю, сразу ушел в свой любимый Суздаль, горячо уговаривая отца отказаться от глупой и бессмысленной войны и последовать его примеру. Упрямый Юрий все же сделал еще одну попытку закрепиться на Киевской земле: он засел в Городке, но Изяслав его снова разбил и, под угрозой заточения, сумел заставить дядю уйти.

Занятие Суздальского престола

В 1152 году Андрей участвовал в отцовском походе на город Чернигов. Это событие было уникально тем, что Долгорукий сумел поставить под свои знамена не только множество русских князей, но и союзных им половцев. Но город сводная дружина не смогла взять, так как на выручку осажденным прибыл Изяслав Мстиславич. Когда в 1155 году Юрий все же сумел взойти на Киевский престол окончательно, он посадил Андрея на княжение в Вышгороде. Но молодому князю не нравились те места, а потому он, устав от бесконечных раздоров, без воли отца ушел в Суздальскую землю. В тех землях правление Андрея Боголюбского привело к появлению нового и очень сильного княжества.

Туда набожный Андрей увез вышгородский клир, а также меч святого Бориса и Богородичный образ, который сегодня известен по всему православному миру как Владимирская икона Божьей Матери. Этим он так расположил к себе местную знать, что воля его отца, обиженного на сына из-за отказа того занять Вышгородский престол и завещавшего Суздаль младшим братьям Андрея, была не выполнена: бояре отправили тех восвояси, а престол единогласно предложили Боголюбскому. После этого он затеял реформы, результатом чего стал перенос столицы Суздальского княжества во Владимир.

Княжение Великое (1157-1174)

Памятуя о кровавых и губительных для государства войнах, которые развязывал отец, первоначально Андрей Боголюбский (годы правления - с 1157 по 1174) все свои силы направил на создание крепкого и единого княжества. Около 1161 года он выдерживает столкновение с рядом младших Юрьевичей, каждый из которых желал княжить единолично.

В результате он изгоняет всех своих младших братьев, жену Долгорукого и целую плеяду других родственников в Византию, где те находят прибежище и покровительство у императора Мануила I Комнина. Кроме того, князь изгнал практически всех бояр своего отца, что ярко указывает на невероятную масштабность предпринятых им реформ.

Отношения с церковью

В это время разгорелся жаркий конфликт с Ростовским епископом Леон(т)ом, которого князь в промежутке между 1159-1164 годами дважды изгонял из города. Причиной столь ярой вражды князя, отличавшегося большой набожностью, с церковью, послужило стремление епископа ввести византийскую практику. А внутренняя политика Андрея Боголюбского никогда не отличалась стремлением к уступкам.

Речь идет о русском обычае отмены постов в среду и пятницу, если на тот день приходился церковный или великий праздник. Епископ против таких «вольностей» отчаянно протестовал. Подоплека этого спора была именно церковной, не стоит усматривать в нем попытку князя оспорить главенство Византии: подобные конфликты в то время были распространены по всей Руси, к ним был причастен не только Андрей Боголюбский. Кратко излагая, можно предположить, что остроты этому противоречию придавала и непростая церковно-политическая ситуация, сложившаяся на Руси в то время.

Дело в том, что Андрей всерьез вознамерился отделить Киевскую митрополию от Ростовской. Князь хотел поставить над Ростовской митрополией своего любимца, епископа Феодорца, что шло вразрез с политикой не только Киевских, но и Ростовских церковных деятелей. Разумеется, Андрей получил категорический отказ Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Впрочем, за усердие и искреннее участие делам церкви князю было даровано разрешение на перенос резиденции епископа во Владимир.

Но сделано это было только в 1169 году. Из-за каких-то острых разногласий с Феодорцем, Андрей Боголюбский высылает того в Киев, где бывшего епископа жестоко казнят.

Строительство монастырей

Андрей Боголюбский (исторический портрет которого мы описываем) до сих пор почитается в Церкви не только за его реформаторскую деятельность в духовной сфере, но и за деятельное участие в строительстве множества церквей и монастырей. Все эти архитектурные объекты уникальны тем, что несут на себе отчетливую печать западноевропейского церковного строительства. Во многом связано это было с тем, что в их возведении принимали участие галицкие артели камнетесов и строителей. Впрочем, это имеет интерес только для архитекторов, тогда как важно совершенно другое.

Великолепие и истинно божественная красота выстроенных тогда храмов наглядно показывала превосходство православия над языческими культами. Андрей Боголюбский построил не только церкви - он возвел крепкий фундамент православия на своей земле.

Кроме того, все это способствовало просвещению Ростово-Суздальской земли. Многие иностранные послы, как писали современники, «да видять истиньное христьяньство и крестяться». Проще говоря, Андрей был еще и талантливым миссионером, который способствовал массовому переходу людей в православие. Церковь отметила это. Так, портрет Андрея Боголюбского был запечатлен на множестве икон того времени.

Но князь вовсе не был рьяным духовником, жившим в отрыве от дел земных. Во-первых, мы уже указывали важность строительства храмов в деле просвещения. Во-вторых, строя церкви на ранее не освоенных землях, Андрей способствовал их активному включению в хозяйственную деятельность. Дело в том, что храмовники отлично собирали подати, причем получалось это у них куда лучше, чем у светских правителей. Наконец, искренне благодарны реформатору историки.

Именно Андрей Боголюбский, годы правления которого были ознаменованы многими важными событиями, утвердил в Ростовском княжестве упорядоченное летописание, в котором самое деятельное участие принимали монахи Успенского собора. Существует также небезосновательное предположение, что именно он принимал участие в создании Устава святого Владимира, который и по сей день лежит в основе множества церковных документов.

Укрепление княжества Владимирского

Не стоит думать, что Андрей Боголюбский был начисто лишен властных амбиций. Так, основной направленностью многих его реформ стало будущее возвышение Владимирского княжества. Упиралось все в необходимость подчинения своей власти Новгорода и Киева. Когда князь, оказавшийся еще и талантливым политиком, успел решить вопросы с рязанскими князьями, но они проявили себя как его верные союзники, участвуя во всех воинских походах княжества Владимирского. Окрыленный успехом, Андрей Боголюбский начинает прямо вмешиваться во внутреннюю политику независимого Новгорода, требуя от его знати возведения на престол только угодных ему князей.

Когда в 1160 году на престол Новгорода сел Святослав Ростиславич, который был враждебен лично князю Владмирскому, князь Андрей Боголюбский послал горожанам недвусмысленное письмо: «Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода добром и лихом». Новгородцы убоялись грозных слов, сразу изгнали Святослава и усадили на княжение Мстислава, который приходился Андрею Боголюбскому родным племянником. Но уже в 1161 году отец Святослава мирится с Андреем, и вместе они снова сажают на княжение в Новгороде изгнанного князя. Неудивительно, что правление Андрея Боголюбского привело к его конфронтации с южными князьями, справедливо усмотревшими в нем прямого конкурента их самостоятельности.

Расширение сфер влияния

К концу 1160 года интересы князя вышли далеко за пределы его земель. Если в период правления Смоленского (двоюродного брата Андрея) существовал специальный договор, который разграничивал сферы влияния между разными князьями, то после его смерти внезапно оказалось, что перевес сил в политической жизни указывает на полное превосходство Владимирского княжества. К этому привела грамотная политика Андрея Боголюбского.

Поход на Киев

Когда город был завоеван волынским князем Мстиславом Изяславичем, который имел в союзниках галицких князей и поляков, Боголюбский сразу отправился в поход «одиннадцати князей». Среди них были не только верные Рязанцы, но даже наследники Ростислава Рюрик и Давид, Роман Ростиславич Смоленский, черниговские правители Олег и Игорь Святославичи, а также князь дорогобужский Владимир Андреевич. Говоря современным языком, Андрей создал мощную союзническую коалицию.

Сильное и опытное войско с лету взяло Киев (Андрей Боголюбский имел к городу много личных счетов) в 1169 году, причем «град стольный» был разграблен подчистую. Впрочем, киевлянам никто не сочувствовал, так как незадолго до того с ними в очередной раз возникла новая церковная конфронтация. Дело в том, что митрополит Константин II наложил запрет на служения киево-печорского игумена Поликарпа, который поддержал Андрея в достопамятном «постовом» споре. После завоевания Киева на его престол был посажен младший брат Андрея Глеб Юрьевич. В те времена это однозначно указывало на то, что Киев стал подчиненным городом. Таким образом, политика Андрея Боголюбского дала свои плоды.

Новгородский поход

Зимой 1169-1170 года был предпринят поход на Новгород. Связано это было с пересечением интересов двух княжеств в Подвинье, где в то время шла интенсивная колонизаторская экспансия. В бою Суздальско-Владимирское войско потерпело поражение. Сохранилось предание о том, что Новгород удалось отстоять только благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы посредством иконы «Знамение». В честь этого события была написана икона «Битва новгородцев с суздальцами».

Впрочем, новгородцам это не слишком помогло. Уже через год, зимой 1171-1172 года, они были вынуждены признать власть Связано это было с тем, что его войска попросту перекрыли подвоз хлеба с южного направления. В 1172 году на Новгородский престол был посажен Юрий, сын Андрея. Вскоре власть его признали и Ростиславичи, заключившие с Боголюбским военный союз. Таким образом, к тому времени внешняя политика Андрея Боголюбского стала весьма напоминать поведение его отца, Юрия Долгорукого.

Кризис правления

К тому времени территория Владимиро-Суздальского княжества значительно расширилась с восточного направления за счет земель (после закладки Городца-Радилова). Кроме того, расширение произошло за счет присоединения части северных территорий. Так, удалось захватить Заволочье (Подвинье).

Но в 1170 годах начинают нарастать признаки кризиса во внешней и внутренней политике. Сам факт постоянных воинских походов и военного устрашения указывает, что иных аргументов у владимирского князя просто не было, а деятельность Андрея Боголюбского к тому времени была направлена только на удержание власти. Устроенный в 1172 году поход против волжских булгар не был в должной мере поддержан союзническими войсками Муромских и Рязанских князей.

Социальная политика

Историки говорят, что к такому положению привела сама деятельность Андрея Боголюбского. Постоянное военное и фискальное давление привело к тому, что отношения князя со знатью стали расстраиваться. Причем касалось это не только Ростовских бояр, но и тех верных князю людей из Владимира, которых он возвысил из служивого класса. Вскоре нарушились отношения и с Ростиславовичами. Андрею поступил донос, в котором говорилось о том, что его брата Глеба отравили, причем назывались имена некоторых киевских бояр, которые были причастны к этому. Князь потребовал Ростиславичей выдать указанных в доносе людей.

Но они сочли, что донос не имеет под собой достаточных оснований, а потому ослушались приказа. Разгневавшись, князь Андрей Боголюбский повелел им уходить из тех городов, в которых они правили по его воле. Князь Роман повиновался, но прочие правители оскорбились. Они послали Андрею послание, в котором прямо указали на свое доброе к нему отношение, но предупредили, что будут вынуждены пойти на князя Владимирского войной, если тот продолжит принуждать их к послушанию.

Ответа не последовало. Тогда Ростиславичи захватили Киев, изгнали оттуда брата Боголюбского, Всеволода, а на княжение усадили собственного брата Рюрика. Другой брат Андрея, Михаил, которого осадили в Торческе, заключил с ними союзное соглашение, но при этом потребовал, дабы под его руку перешел Переяславль.

Узнав об этих событиях, Боголюбский отправил к братьям Ростиславичам посла, который еще раз передал им его приказ оставить города, находящиеся под их княжением, и уходить «к себе восвояси». Послу не повезло: Мстислав, старший из князей, не привык бояться и трепетать, а потому приказал побрить гонца налысо и остричь ему бороду. Он повелел тому передать Андрею: «До сих пор мы почитали тебя как отца… но коли ты посылаешь ко мне послов с речами такими, путь Бог рассудит нас». Современники князя свидетельствовали, что Боголюбский страшно потемнел лицом, услышав такие слова, а после повелел собрать огромное войско (до 50 тысяч) и идти на Мстислава в Вышгород.

Социальный портрет Андрея Боголюбского к тому времени претерпел разительные изменения: вместо миротворца и аккуратного политика появился жесткий и жестокий деятель, в котором все яснее просматривались черты его властного отца. В конечном итоге это плохо отразилось на внутренних делах княжества.

Утеря влияния

Его летописец по тому поводу с сокрушением отмечал, что доблестный во всех отношениях князь Андрей Боголюбский (биография которого до того не имела таких моментов) поддался неуемному гневу и гордыне, а потому и сказал столь дерзкие и злые слова. Присоединив к своему воинству еще и Смолян (поневоле), а также войска некоторых русских князей и половцев, он отправился в поход. Вот только настолько хорошо оборонял Вышгород, что все огромное войско обратилось в бегство.

Князь Андрей полностью утратил свое влияние на южных правителей. Но и у тех было не все так гладко: всего через год в их владениях началась смута, связанная с утратой Киевского престола, а потому Ростиславичи отправили послов к Боголюбскому с тем, чтобы просить его о Киевском престоле для князя Романа. Никто не знает, чем бы закончились переговоры, но в это время Андрей Боголюбский, исторический портрет которого мы привели в этой статье, умирает.

Князь Владимирский, Ростовский и Суздальский, великий князь Киевский (с 1157 года).

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года. Он был старшим сыном великого князя и дочери половецкого хана Аепы.

Летописи начинают упоминать об Андрее Боголюбском во время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киевский престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья - Вячеслав и Юрий.

В 1149 году Андрей Юрьевич получил от в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. В 1155 году Андрей Юрьевич вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле вновь вернулся во , увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти в 1157 году Андрей Юрьевич унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Юрьевич изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину.

В «Суждальской земле» он сделал столицей княжества , превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами с Золотыми, Серебряными, Медными воротами. Неподалеку от князь заложил на реке Нерли «себе город камен, именем », по которому и получил свое прозвище.

Андрей Боголюбский завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины. За три года он превратился в могущественного князя, сумевшего создать на северо-востоке Руси будущий политический центр государства. В 1164 году Андрей Боголюбский совершил победоносный поход на волжских болгар, а в 1169 году его войска взяли и разграбили Киев.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 на 30 июня 1174 года великий князь был убит в группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально он был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы, позднее останки неоднократно переносились. Около 1702 года Андрей Боголюбский был канонизирован православной церковью в лике благоверного.

Достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков про Андрея Боголюбского

    ✪ История России. Андрей Боголюбский. Выпуск 10

    ✪ «Святой благоверный князь Андрей Боголюбский»

    ✪ 07. Андрей Боголюбский.flv

    ✪ Андрей Боголюбский

    Субтитры

Происхождение прозвища

Согласно сообщению позднего «Жития Андрея Боголюбского» (1701 г.), Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром, своей основной резиденции . Исследователь С. В. Заграевский на основе более ранних источников обосновал иную ситуацию: город Боголюбов получил своё название по прозвищу Андрея, а прозвище было обусловлено древнерусской традицией именования князей «боголюбивыми» и личными качествами князя Андрея .

До княжения во Владимире

Единственные сведения о дате рождения Боголюбского (ок. 1111 года) содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева . Годы его молодости в источниках почти не освещаются.

Осенью 1152 года Андрей вместе со своим отцом участвовал в 12-дневной осаде Чернигова , закончившейся неудачей. По сведениям поздних летописцев, Андрей получил тяжелое ранение под стенами города.

Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю.

По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал посёлок Боголюбово , который со временем стал его основным местопребыванием.

Великое княжение

Андрей Боголюбский приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии . По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Взятие Киева (1169)

Однако вскоре в Новгороде наступил голод, и новгородцы предпочли заключить мир с Андреем на всей своей воле и пригласили на княжение Рюрика Ростиславича, а ещё через год - Юрия Андреевича .

Осада Вышгорода (1173)

После смерти на киевском княжении Глеба Юрьевича () Киев по приглашению младших Ростиславичей и втайне от Андрея и от другого главного претендента на Киев - Ярослава Изяславича Луцкого занял Владимир Мстиславич, но вскоре умер. Андрей отдал киевское княжение старшему из смоленских Ростиславичей - Роману. В 1173 году Андрей потребовал от Романа выдачи киевских бояр, заподозренных в отравлении Глеба Юрьевича, но тот отказался. В ответ Андрей приказал ему вернуться в Смоленск, тот послушался. Андрей отдал Киев своему брату Михаилу Юрьевичу , но тот вместо себя послал в Киев брата Всеволода и племянника Ярополка . Всеволод просидел в Киеве 5 недель и был взят в плен Давыдом Ростиславичем. В Киеве ненадолго вокняжился Рюрик Ростиславич.

После этих событий Андрей через своего мечника Михна потребовал и от младших Ростиславичей «в Русской земле не быти»: от Рюрика - уйти к брату в Смоленск, от Давыда - в Берладь . Тогда младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками», и остриг бороду послу Андрея, чем дал повод началу военных действий.

Кроме войска Владимиро-Суздальского княжества, в походе участвовали полки из Муромского, Рязанского, Туровского, Полоцкого и Городенского княжеств, Новгородской земли, князья Юрий Андреевич, Михаил и Всеволод Юрьевичи, Святослав Всеволодович , Игорь Святославич ; численность войска оценивается летописью в 50 тыс.чел. . Ростиславичи избрали другую стратегию, нежели Мстислав Изяславич в 1169 году. Они не стали защищать Киев. Рюрик заперся в Белгороде , Мстислав в Вышгороде со своим полком и полком Давыда , а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла . Всё ополчение осадило Вышгород, чтобы взять в плен Мстислава, как приказал Андрей. Спустя 9 недель осады Ярослав Изяславич , чьи права на Киев не признали Ольговичи , получил такое признание от Ростиславичей , двинул волынские и вспомогательные галицкие войска на помощь осаждённым. Узнав о приближении противника, огромное войско осаждавших стало беспорядочно отступать. Мстислав совершил успешную вылазку. Многие, переправляясь через Днепр , утонули. «Так-то, - говорит летописец, - князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку». Киевским князем стал Ярослав Изяславич. Но на протяжении последующих лет ему, а затем и Роману Ростиславичу пришлось уступить великое княжение Святославу Всеволодовичу Черниговскому, с помощью которого после гибели Андрея во Владимире утвердились младшие Юрьевичи.

Походы в Волжскую Булгарию

Смерть и канонизация

Поражение войск Андрея Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт Андрея с видными боярами (недовольство которых проявлялось ещё во время неудачного похода войск Боголюбского против волжских булгар в 1171 году) и привело к заговору приближённых бояр против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит своими боярами.

Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. Согласно Ипатьевской летописи, тело князя остался взять лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин, который отнёс его в церковь. Только на третий день после убийства игумен Арсений отпел великого князя . Игумену Феодулу (настоятель владимирского Успенского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и похоронить в Успенском соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе, по предположению Игоря Фроянова , из-за недовольства князем, сочувствуя заговору .

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его уже единственный в то время сын не выступал в качестве претендента на княжение, подчинившись лествичному праву .

Череп был отправлен в 1939 году в Москву Михаилу Герасимову , затем возвращён во Владимир в 1943 году; в конце 1950-х мощи оказались в Государственном историческом музее , где оставались до 1960-х. В 1982 году они были осмотрены судебно-медицинским экспертом Владимирского областного бюро СМЭ М. А. Фурманом, который подтвердил наличие множественных рубленых повреждений скелета князя и преимущественную их левостороннюю локализацию

23 декабря 1986 года Совет по делам религий принял решение о целесообразности передачи мощей в Успенский собор города Владимира. 3 марта 1987 года произошла передача мощей. Они были переложены в раку на то же место в Успенском соборе, где они находились в 1174 году .

Реконструкция облика

В межвоенные годы останками князя Андрея Боголюбского заинтересовался антрополог М. М. Герасимов , и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом - подлинник (1939) хранится в ГИМ; в 1963 году Герасимов выполнил повторную работу для Владимирского краевед­ческого музея. Герасимов считал, что череп «европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности» (наследственность по женской линии - «от половцев»).

В 2007 году по инициативе Московского Фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого, созданного Распоряжением Правительства Москвы № 211-РМ от 16 марта 1999 года, ФГУ Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование черепа князя. Исследование было проведено профессором В. Н. Звягиным с использованием программы СranioMetr. Оно подтверждает краниологическую экспертизу черепа князя, выполненную коллегой Герасимова В. В. Гинзбургом , добавляя к ней такие детали как горизонтальная профилировка лица, седловидная деформация темени и поворот плоскости лица на 3-5° вправо, однако относит облик князя к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы и отмечает, что признаки североевропейской или южноевропейской локальных рас отсутствуют в нём с вероятностью Pl > 0,984, в то время как монголоидные особенности полностью исключаются (вероятность Pl ≥ 9 х 10-25).

Браки и дети

Прославление

Андрей Боголюбский был прославлен Русской православной церковью в 1702 году, когда его мощи были обретены и положены в серебряную раку (сооружённую на вклад патриарха Иосифа) во владимирском Успенском соборе, почитание установлено было в день памяти чтимого на Руси святителя Андрея Критского - 4 июля по юлианскому календарю.

Образ Андрея Боголюбского в кино

  • Князь Юрий Долгорукий ( ; Россия) режиссёр Сергей Тарасов , в роли Андрея Евгений Парамонов.

См. также

Примечания

  1. Точная дата и даже год рождения неизвестны.
  2. Сиренов А. В. Житие Андрея Боголюбского // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей. Москва - Владимир, 2009. С. 228.
  3. Заграевский С. В. К вопросу о происхождении прозвища князя Андрея Боголюбского и названия города Боголюбова // Материалы XVIII международной краеведческой конференции (19 апреля 2013 г.). Владимир, 2014.
  4. «Владимирский самовластец» (неопр.) . Дата обращения 29 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  5. Соловьёв С. М. датирует это событие 1154 годом. Подробнее см. Ростислав Ярославич (князь муромский)#Смерть .
  6. Лаврентьевская летопись. В лето 6683
  7. Л.Войтович КНЯЗІВСЬКІ ДИНАСТІЇ СХІДНОЇ ЄВРОПИ
  8. В. В. Богуславский. Славянская энциклопедия. Том 1. Стр. 204.

…История, отверзая гробы, поднимая мёртвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления, вновь созидая Царства, и представляя воображению века с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия…

Н. М. Карамзин

В 1934 году в руки сотрудников Института истории феодальных обществ (современный Институт Археологии) был прислан неполный скелет «неизвестного», без бирок и опознавательных знаков, лишь с сопроводительным листом, в котором рентгенологов-антропологов просили провести беспристрастную экспертизу останков и ответить на вопросы: возраст человека, его антропологический тип и главное - отчего и как умер этот человек?

Такая секретность в исследовании этих с виду непримечательных останков, должна была уберечь учёных от искушения приблизить свои выводы к желаемому результату. Через непродолжительное время пришёл ответ экспертов: перед нами останки мужчины, приблизительно пятидесяти лет, ростом около 170 см.

Человек физически сильный, проживший активную жизнь, несмотря на частично сросшиеся шейные позвонки, а также на болезни, выявленные у него (спондилёз и остеохондроз), значительно ограничивающие подвижность этого человека.

На основании изучения особенностей эндокринной системы было выдвинуто предположение, что человек был легко раздражителен, возбудим и крайне сильно проявлял свои эмоции, видимо, не стесняясь своей реакции даже на самые незначительные события.

Тип его черепа был определён антропологом В. В. Гинсбургом как северный, близкий к курганным славянским, при наличии несомненных монголоидных черт. Скошенный назад лоб, всегда, из-за сросшихся позвонков, гордо поднятая голова - всё это придавало «неизвестному» властный, жесткий, непреклонный вид.

Проанализировав все останки, ученые пришли к выводу, что перед ними воин, участвовавший во многих сражениях, о чём говорили рубцы от старых заживших ран, получить которые можно было лишь на поле боя или в поединке, но были и новые раны, не успевшие зарасти, полученные непосредственно перед смертью.

Кто же это? Возможно, это воин сложивший свою голову на поле брани?

Но характер «новых» ран говорил о другом: этот человек был предательски убит. Многочисленные раны, нанесённые разнообразным оружием: рубящие, предположительно, мечами и саблями, колющие - копьями или кинжалами - все раны были нанесены с боков или со спины по совершенно беззащитному человеку. У экспертов не было никаких сомнений: «Это нападение нескольких человек, с определенной целью - не ранения, хотя бы и тяжелого, а убийства тут же, на месте, во что бы то ни стало».

Таким образом, предположения и надежды археологов оправдались: анонимная антропологическая экспертиза стала последним подтверждающим фактором, позволившим дать окончательный ответ на вопрос, кто этот человек. Перед исследователями оказались останки святого благоверного великого князя владимирского Андрея Юрьевича, жестоко убитого в ночь с 29 на 30 июня 1174 года в Боголюбове.

Несмотря на радость историков от оправдавшихся надежд, ответ на этот вопрос породил множество новых неизвестных. Было доподлинно известно, от чего погиб великий князь, но как это произошло и почему? Кто его убил и зачем? А также какое значение это событие имело для современников князя, и почему погибший насильственной смертью от рук убийц великий князь Андрей Юрьевич не был причислен Русской Православной Церковью к лику святых? Этого не произошло ни сразу после его смерти в 1174 году, ни через десять лет, ни даже через сто. Он был канонизирован около 1702 года, т. е. лишь спустя 528 лет после своей смерти…

Фигура Андрея Юрьевича всегда привлекала всех интересующихся историей людей. - не просто князь, он веха в истории русской государственности; идеи, воплощаемые им в жизнь, нашли отражение в деяниях последующих поколений великих русских князей и царей. В его жизни и смерти как в зеркале отразились непростые политические и социальные отношения эпохи.

Андрей Боголюбский родился в 1112 году в семье ростовского князя Юрия Владимировича, более известного по прозвищу Долгорукий, и дочери половецкого хана Аепы. Его отец провёл свою жизнь в постоянной борьбе за великокняжеский киевский престол, занять который в конце концов удалось, но счастья ему это так и не принесло, уже через несколько лет правления он был отравлен.

После смерти отца в 1157 году Андрей Юрьевич становится великим князем и сразу же проявляет себя выдающимся правителем и неординарной личностью. Принимая титул великого князя, но не отправляясь княжить в Киев, он впервые, по сути, разрушает сложившуюся до того времени традицию: раз великий князь - значит князь киевский.

Великий князь теперь княжит на Ростово-Суздальской земле. Получив землю, он решает укрепиться на ней и, пользуясь правом сильного, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества трёх своих братьев, двух племянников, мачеху и почти всех приближенных отца. Следующим его шагом к упрочению собственной власти становится борьба с боярской аристократией.

Тут нужно сделать небольшую ремарку: князь тогда не обладал полнотой власти, часто он был лишь первым среди равных, ему всё время приходилась оглядываться на бояр и старшую дружину, иначе, потеряв их поддержку или вступив с ними в конфронтацию, он мог просто-напросто потерять всю свою реальную власть, оставив себе лишь красивый титул князя.

Андрей Боголюбский же вознамерился пресечь и эту сложившуюся традицию. Он, игнорируя все препятствия, шагает к самовластию, сосредотачивая власть в своих руках. Как избавиться от постоянных интриг и боярского влияния? Он поступает прямолинейно и просто: переносит столицу княжества в суздальский пригород - город Владимир-на-Клязьме.

В этой новой столице всё будет так, как хочет он: разворачивается грандиозное строительство, строится Успенский собор, поражавший современников своей роскошью, дорогу к нему открывают Золотые ворота, подобные киевским. Великий князь с не меньшей пышностью обставляет и свою загородную резиденцию - укреплённый город-замок Боголюбово-на-Нерли, где находилась жемчужина Владимиро-Суздальского княжества - великолепный дворовый храм князя, посвященный Рождеству Богородицы.

Пол собора был выложен отполированными до блеска медными плитами, хоры были выложены майоликовыми плитами, в зеркальной поверхности которых играли блики солнца и свечей. Обилие драгоценной утвари, фресок, дорогих тканей - сочетание всего этого с прекрасным интерьером изумляли каждого, кто видел убранство храма, что подчеркивало величие князя.

Ипатьевская летопись передаёт глубокий символизм происходящего по сути прямо отождествляя Андрея с Соломоном, церковь в Боголюбове - с ветхозаветным храмом Господним в Иерусалиме, а Владимир - с Киевом как Новым Иерусалимом. Видимо, так было задумано самим Андреем, и именно так всё это воспринималось его современниками.

Светская власть князя крепла, возводимые им храмы прославляли его величие, но этого было недостаточно. Осознавая влияния Церкви на умы людей, Андрей Боголюбский решает использовать её колоссальные возможности в своих политических целях. Он продвигает идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества, по сути именно он инициирует принятие новых государственных праздников - Спаса и Покрова, и при нём создаётся целый цикл литературных произведений: «Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа», «Житие Леонтия Ростовского» и т. д.

Сосредоточив в своих руках колоссальную власть в Ростово-Суздальской земле, великий князь продолжает свою политику, перенеся её за пределы своего княжество: вот и Киев, и Новгород лежат у его ног, и нет на Руси человека могущественнее великого князя Андрея Боголюбского. Но когда человек достигает вершины и не удерживается на ней, есть лишь один путь - вниз.

Восстаёт Киев, и тогда Андрей Юрьевич собирает грандиозный поход на Киев, какого не знала ещё Русская земля. Войско состоит из всех подчиненных ему княжеств: здесь и ростовцы, и суздальцы, рязанцы, муромцы, новгородцы, белозёрцы, владимирцы, переяславцы. По приказу князя под его знамёна встали дружины сопредельных земель черниговского, курского, полоцкого, смоленского и других князей.

Однако пути Господни неисповедимы: под стенами Киева войско потерпело сокрушительное поражение, и ему пришлось с позором разойтись. Власть постепенно стала утекать из рук Андрея Боголюбского, и неизвестно, чем бы это могло закончиться, если бы не мученическая смерть, подведшая итог его земной жизни.

Возвращаясь к теме убийства князя, необходимо задать себе вопрос, а можем ли мы вообще спустя восемьсот лет разобраться в хитросплетениях событий той злополучной для Андрея Боголюбского ночи?

На этот вопрос мы можем ответить: да, это возможно. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях сохранилась так называемая «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» - текст, рассказывающий о заключительных часах жизни князя в земной юдоли.

Этот текст много раз изучался историками, и классическое, буквальное его понимание представляет перед нами такую картину последних часов жизни князя: перед убийством Андрея заговорщики для придания себе уверенности спустились в винные погреба и хорошенько там напились. Потом, в конце концов собравшись с духом, они отправились к спальне князя.

Решив сначала проникнуть к нему хитростью, один из заговорщиков постучал и назвался Прокопием, именем одного из доверенных слуг князя, но то ли князь узнал по голосу говорившего, то ли выпито было слишком много - князь распознал обман, дверь не отпер и, до конца оставаясь князем-воином, бросился к мечу, по преданию принадлежавшему св. Борису, но меч был похищен ключником князя, который тоже участвовал в заговоре. Так князь, по слову которого вся Русь становилась под копьё, оказался абсолютно беззащитен.

Заговорщики начали ломать дверь, и когда она упала, бросились на князя. Проведя большую часть своей жизни в военных походах, князь был не простым соперником - даже безоружный, он представлял собой угрозу, к тому же многие заговорщики были пьяны, однако численный перевес (их было около 20 человек) и холодное оружие довершили - дело. Князь упал. Подумав, что он мёртв, заговорщики снова отправились в погреба.

Тем временем князь очнулся и, несмотря на раны, нанесённые ему, попытался скрыться. Решив осмотреть, а скорее просто ограбить тело князя, заговорщики не нашли его в его спальне, но смогли отыскать его по кровавому следу. В летописи сказано, что увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец - принимаю его я». Убийцы довершили своё дело, тело князя лежало на улице, пока люд грабил его величественные хоромы.

Древнерусские тексты никогда не стоит понимать буквально, все они пронизаны аллюзиями на Священную историю; летописцы никогда не ставили своей задачей заниматься бездумным хроникёрством. Летопись была актуальным произведеним, в котором образованный читатель того времени мог увидеть гораздо больше, нежели современный. В этом отношении очень интересен т.н. «рассказ об отрубленной руке» подробно рассмотренный И. Н. Данилевским, и именно его предположения на данный момент являются самыми интересными.

Несмотря на почти полное совпадение результатов экспертизы и текста «повести об убиении Андрея Боголюбского» было выявлено небольшое несоответствие. Глава заговорщиков Петр отрубает правую руку князю, после чего тот умирает. Экспертиза же говорит, что правая рука была нетронута, а вот левая рассечена во многих местах.

На это несоответствие долго не обращали внимания - ну мало ли, ошибся древний книжник, с кем не бывает. Но наше покровительственное отношение летописцу не требуется, он знал, что писал, и знал, какая рука была отрублена. Например, на миниатюре в Радзивиловской летописи (XV век!) возле лежащего князя стоит женщина и держит его отрубленную руку - и именно левую. Так что же всё это значит?

Мир средневекового человека насыщен символами, раскрывающими смысл явлений. Основной книгой, на которой базировалось мироустройство того времени, являлось Священное Писание, где и предложил искать ответ И. Н. Данилевский. В Евангелии от Матфея сказано: «И если правая рука тебя соблазняет, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё ввержено в геенну» (Мф. 5:30). Каким же образом правая рука могла «соблазнять» великого князя?

Здесь нам потребуется углубиться в другой документ, где присутствует мотив отрубленной руки, а именно в Лаврентьевскую летопись, где идёт речь о владыке Феодорце, ставленнике князя, которого тот хотел поставить во главе новой Владимирской митрополии, отделившись от митрополии Киевской.

Грандиозные планы князя не увенчались успехом. Его гордыня и поведение владыки Феодорца вызвали всеобщее осуждение со стороны общественности того времени. Не встретила одобрения ни сама идея, ни методы, которыми князь и его ставленник добивались своей цели. Например, из своей епархии был изгнан Ростовский епископ Нестор, противившийся князю. Только вмешательство Патриарха Константинопольского остановило процесс разделения русской митрополии на две части. Но это не остановило Андрея с Феодорцом.

В 1168 году на Собор в Киеве Боголюбский через Феодорца писал князю киевскому Мстиславу, что митрополита Константина следовало бы снять и поставить нового с помощью Совета епископов, да и вообще нужно подумать, не отказаться ли от столь хлопотной и затратной власти Патриархов. Однако Мстислав испугался и, несмотря на все хлопоты Феодорца, на это не решился.

Тогда Феодорец отправился с дарами к Патриарху и начал уверять его, что на Руси нет митрополита, и просить, чтобы он его поставил митрополитом. Патриарх не согласился. Тогда тот стал умолять хотя бы об епископской кафедре в Ростове. Патриарх сжалился и уступил. Тогда Феодорец, не заезжая за благословлением к митрополиту и всячески игнорируя его, отправился на епископскую кафедру.

Узнав обо всём этом, митрополит написал игуменам и пресвитерам Ростовской епархии, чтобы те не служили с Феодорцем, пока тот не примет у него благословения. Власть митрополита оказалась ещё больше, и даже миряне перестали просить благословения у нового епископа, что лишь сильнее разозлило Феодорца. И когда наконец все сроки уже вышли, и Феодорец всё же явился в Киев, он был схвачен людьми митрополита, и там «…его осекоша, и языка урезаша, яко злодею еретику и руку правую отсекоша…»

Всё, что делал Феодорец, будучи ставленником Андрея Боголюбского, он не мог делать без его ведома, а значит, вина за весь церковный кризис и попытку узурпировать церковную власть лежит и на самом князе - а это очень тяжкое преступление. И всё же, несмотря на все его прегрешения, по тем временам очень серьёзные, летописец относится к нему с почтением, говоря, что великий князь Андрей Боголюбский «кровью мучинечскою умывся пригрешении своих», т. е. в конце своей мученической смертью искупил свои грехи.

Таким образом, мы ответили на несколько очень важных вопросов: как погиб князь, как к нему относились его современники и почему же его не причислили к лику святых сразу после смерти - видимо, всё ещё не улеглась память о его прегрешениях. Остаётся последний вопрос, кто и почему убил князя?

Разбирать вопрос, кто именно убил князя, достаточно сложно: видимо у каждого из убийц были свои мотивы - жадность, обида и т. д. Их объединяло одно - желание убить князя, для нас главное - почему?

В течение всей своей жизни князь стремился сосредоточить в своих руках максимальную власть, он сражался со старыми устоявшимися порядками: городским вече, боярской аристократией. Изменилось и окружение князя: он меняет, по словам И. Н. Данилевского, «личную преданность дружины, где он был „первым среди равных“, на рабскую преданность „милостников“, „подручников“ и холопов, которые полностью зависят от господина, а потому боятся его и ненавидят, несмотря на все его милости».

Здесь ещё можно вспомнить, что были изгнаны родственники князя и дружина его отца. Князь Андрей «хотя самовластець быти», а это понятие для того времени - чуть ли не претензия на богоравность: «Аше ли хощеши разумети, что есть самовластець, что ли подъ властию то разумеи: апостоли под властею, а Спас - властелин» .

Это желание стать «самовластцем» противопоставило его всем его родным, последователям, холопам, даже неудача похода на Киев - не результат бездарности князя как полководца, а скорее неприятие войском новых ценностей, отказ выступать против традиций, в результате чего - низкий боевой дух и неуверенность в собственных силах.

Пройдут столетия, и будет монгольское нашествие, по сути изничтожившее старые дружинные порядки, как, впрочем, и самих дружинников, и на Руси вновь появятся «самовластцы»: цари и великие князья, окруженные уже слугами-дворянами и холопами-боярами, по слову своему устанавливающие новые митрополии, осуществившие мечту Андрея Боголюбского, взявшие под контроль Патриаршество. Но всему этому в XII веке ещё не место. Убило князя само время и сила традиций, в которых он жил, и в медленном течении которых не смог существовать.