Презентации развитие диалогической речи в начальной школе. Презентация - работа над развитием речи в начальных классах. английской лексике и грамматике

Из всех знаний и умений самым
важным, самым необходимым
для жизненной деятельности является,
конечно, умение ясно, понятно,
красиво говорить на своём языке
В.И. Чернышев

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. слайд 5
Связная речь - это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении.
На экране примерная схема оценки уровня выполнения различных видов заданий. Данную схему мы используем для определения уровня состояния речи детей, поступающих в 1 класс. слайд 6

Монологическая речь - это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монологическая речь - наиболее трудный для обучающихся начальной школы вид речевой деятельности. Монолог ребенка становится понятен слушателям тогда, когда все его части взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Развитие связной речи является первым и самым важным условием успешности обучения ребенка в школе.

Только обладая хорошо развитой связной речью можно давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений литературы и, наконец, непременное условие для написания программных изложений и сочинений.
Результаты обследования устной речи детей, поступающих в первые классы МОУ СОШ №9 это 112 человек показывают, что качество связной устной речи у 46 человек находятся низком уровне и ниже среднего, что составляет 41 %. Основными недостатками развития монологической речи детей младшего школьного возраста являются: искажение логики и последовательности высказывания, фрагментарность, отвлечение от темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (неоправданно большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое, лексические повторы). слайд 6
Сейчас на экране вашему вниманию представлены профили состояния устной речи обучающихся 1 класс. состояние речи детей бело проанализировано по предыдущей схеме детям предлагались различные виды заданий. По результатам коррекционного обучения на конец года наблюдалась положительная динамика.


Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи и возможно только при наличии определенного уровня сформированного словарного запаса и грамматического строя речи. В основе предлагаемой системы работы по развитию монологической речи на логопедических занятиях лежит комплексный подход, направленный на решение на одном уроке разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития и развития высших психических функций школьников с нарушениями речи. Развитию монологического высказывания мы уделяем внимание на всех логопедических занятиях, это постоянное направление в работе по развитию речи младших школьников.

Ведущим принципом системы уроков развития речи является взаимосвязь речевых, коррекционных и воспитательных задач. От класса к классу материал каждой задачи постепенно усложняется, варьируется содержание упражнений. Непосредственными задачами уроков развития устной речи являются:

  • Расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Постоянное повышение речевой мотивации учащихся.
  • Одновременное развитие всех сторон устной речи
  • Организация связных высказываний школьников.

Система работы по развитию монологического высказывания ориентирована на комплексный характер развития всех сторон речи с учетом возможностей школьников каждого уровня обучения и предусматривает следующий путь. Сначала отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Этим обеспечиваются элементарные формы общения. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлеченного характера, и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной, а затем к составлению устных и письменных связных текстов, т.е. монологической речи. слайд 7

Так в 1-м классе ставится задача сформировать потребность в общении, опираясь на развитие и коррекцию высших психических функций. Основное внимание уделяется работе над словом, расширению диапазона лексических групп, формированию умения точного отбора слов. слайд 8

Во 2-м классе приоритет отдан развитию навыков и умений связного устного высказывания - описательному и повествовательному текстам с разными вариантами связи: лексическим повторам, синонимической заменой. Большое внимание отведено также формированию коммуникативной функции речи: диалогу (все варианты) и монологическому высказыванию с опорой на содержательные компоненты. слайд 9

3-4-й класс - завершающий этап, учитывая, что школьники уже имеют определенный уровень сформированности психических процессов, ими накоплен жизненный и языковой опыт, основное внимание уделяется развитию связной диалогической и монологической речи. слайд 9
На следующей таблице вашему вниманию предлагаются этапы, которые мы используем в коррекционно работе по развитию связной речи.
На каждом возрастном уровне решаются определенные комбинации речевых задач, обусловленные принципом преемственности. Решение каждой задачи: проходит с учетом III этапов: слово, предложение, текст.

I этап - «Слово». слайд 10

В словарной работе особое внимание уделяем семантическому аспекту:
. подбор синонимов и антонимов к изолированным словам, словосочетаниям;
. замена слов в словосочетании (прозрачный воздух - свежий, чистый);
. подбор наиболее точного по смыслу слова: (несмотря на … погоду, дети пошли гулять;
. составление предложений со словами синонимического ряда (помощь - первая, неотложная, скорая);
. составление словосочетаний и предложений со словами, относящимися к разным частям речи;
. нахождение многозначных слов (омонимов) в пословицах, поговорках, загадках.
Существует несколько способов объяснения нового слова. Опыт работы показывает, что в работе с младшими школьниками с различными речевыми нарушениями наиболее продуктивным является использование различных наглядных средств: показ соответствующих предметов, их действий и признаков, Для этого мы предоставляем учащимся разного рода помощь: показ другого, резко отличного объекта при сравнении (белка, заяц, ворона); демонстрация предмета, его изображения в целостном или фрагментарном виде (рисунок дерева, кустарника травы) — для формирования общего понятия; запись плана наблюдения (цвет арбуза, цвет дыни; форма арбуза, форма дыни); конкретизация вопросов при сравнении летней и зимней одежды (какую одежду носят только зимой или только летом. Эти задачи решаются легче с использованием мультимедийных презентаций, компьютерных игр, алгоритмов для составления последовательного рассказа. слайд 10

II этап - «Предложение». слайд 11

Работа над предложением ведется в трех направлениях. Первое направление - это отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности. Второе - это работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного и полного отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции, развития интонационных умений. Третье направление - это формирование грамматического плана предложения, т.е. отработка навыка правильного соединения слов, правильного их размещения. На логопедических занятиях все эти направления представляют единое целое. Работа над предложением начинается с его смыслового плана, с создания наглядных опор и объяснения тех связей, в которых вступают предметы и явления окружающего мира. Также ведется работа по формированию умения обдумывать словосочетания, правильно связывать слова в предложения. Вот несколько примеров схем построения предложений.
Метод наглядного моделирования - линейная схема построения предложений представлена в картинках. слайд 12
Еще один вариант работы над предложением - Составь предложение. Здесь используя слова первого столбика необходимо составить целое предложение. слайд 13
На логопедических занятиях мы совершенствуем умение пользоваться в речи простыми распространенными предложениями. Кроме того, осуществляем практическую работу над опережающим освоением более сложных синтаксических конструкций. В результате создаем речевую основу для последующего изучения в старших классах некоторых теоретических сведений о сложных предложениях. Например, знакомясь с различными лексическими темами, на которые мы создает базовые презентации, ученики 4-го класса могут научиться строить сложное предложение с придаточным причины. Для этой цели учитель-логопед дает образец вопроса и ответа: Почему у гуся на лапках перепонки? У гуся на лапках перепонки, потому что он водоплавающая птица, используя в ответе часть слов из вопроса. Опираясь на записанный образец, школьники отвечают на серию подобных вопросов: Почему некоторые птицы улетают на юг? Почему воробей остается зимовать? Почему синица зимой прилетает ближе к людям? и т.д. слайд 14
Далее хочу показать систему работы над предложением в графических схемах. В первом классе формируем понятие о предложении, написании слов в предложении. Во втором классе - раскрываем различные связи слов в предложении. В третьем и четвертом классах отрабатываются части речи, главные и второстепенные члены предложения, отличия словосочетания от предложения. слайд 15
На следующем слайде представлены схемы сложных предложений, которые используются детьми в 4 классе. Это предложения с местоимениями, синонимами, однородными членами предложения. Такие схемы предупреждают лексические повторы, помогают грамматически правильно строить предложения с однородными членами.

III этап - «Текст». слайд 16
Опыт работы показывает, что работа с текстом требует использования дополнительных приемов, которые обеспечивают смысловую целостность и языковую связность высказывания.
К основным методам обучения детей связной монологической речи авторы относят:

I - обучения пересказу;
II - обучение рассказыванию по восприятию:
1. описание игрушек;
2. описание натуральных предметов;
3. рассказывание по картинке;

III - обучение рассказыванию по представлению (из личного опыта);

IV - обучение рассказыванию по воображению (творческие рассказы).

После того как дети овладевают умением последовательно давать содержание услышанного, учим их составлять пересказ. Этот вид работы требует умения выделять сюжетные линии в рассказе. Пересказ - более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ, цель которого передать содержание услышанного кратко, выбрав самое главное. Любому виду рассказа должны предшествовать словарная работа, анализ текста, четкая целевая установка. После этого переходим к составлению самостоятельных рассказов.

Каждое упражнение, каждое задание, включенные в занятие, направлены на развитие связной устной речи, на то, чтобы школьники использовали слова, словосочетания, предложения в связном тексте, высказывании. Для устранения однообразия в работе по составлению текста используем различные виды планов, модифицируя их. Эта задача решается на первом лексическом занятии, в работе над письменной связной речью. Так, картинный план слайд 17 можно представить в виде отдельных предметных картинок или серии сюжетных картинок. Символический план может быть полностью выполнен графически: несколько полосок разного цвета подскажут ребенку, что нужно рассказать о цвете; нарисованные геометрические фигуры - о форме предмета; большая и маленькая полоски - о его величине и др.

В 3-4-м классах наряду с картинно-символическим планом работа над построением связного высказывания проводится с опорой на словесный план в виде вопросительных или назывных предложений. Вопросительный план, как более легкий для составления ответа, используется тогда, когда описание предмета или явления представляет для учащихся определенную сложность. Такой план четко ограничивает содержание высказывания.
С целью развития связной речи учащихся используем графические схемы и предметные картинки, алгоритмы составления связного высказывания. Схема помогает учащимся целенаправленно воспринимать, затем анализировать и воспроизводить рассказ. Вот пример алгоритма связного высказывания.

Все эти направления мы реализуем не только в устной речи, но и в работе над самостоятельной письменной речью. Работа над изложением, сочинением проходит на 3-4 занятиях. Лексическая задача решается на первом занятии, орфографическая работа проходит на втором занятии. На третьем — реализация полученных умений и навыков, т.е. написание; коррекция ошибок — на четвертом.

Работу над межфразовыми средствами связи ведем в двух направлениях: отбор специальных слов и словоформ, обеспечивающих связь предложений в тексте, и преодоление словарно-стилистических ошибок, развитие у учащихся умения более точно выражать свои мысли. В процессе работы над текстом составляем синонимический ряд (заяц, зверек, он, беляк), пользуясь которым учащиеся преодолевают определенную стереотипность в употреблении слов, называющих один и тот же предмет; учатся правильно использовать видо-временные формы глагола с учетом одновременности или разновременности протекания действия (Мы были на экскурсии. Падал пушистый снег. Все деревья стояли в инее. и т.д.); заменяют менее точные слова более точными (Шея у лебедя длинная вместо большая и др.).

Работу над содержательной и языковой сторонами текста осуществляем одновременно. Коллективно обговаривается каждый пункт плана и так же коллективно исправляются стилистические ошибки в оформлении текста. По ходу составления (одним учеником или несколькими) отдельных предложений рассказа остальные дети вносят стилистические и логические исправления. После отработки предложений по каждой картинке школьники воспроизводят весь рассказ или описание самостоятельно, ориентируясь на серию картинок или полоски как на план. слайд 18 .

В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них, различных приемов мыслительной обработки материала: деления текста по смыслу на отдельные части, выделения смысловых опорных пунктов, составления плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей и тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану. Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказываний, как рассуждение, - т.е. связным учебным высказыванием. Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивание своей точки зрения.

Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за учителем или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т. д.

Необходимо приучить детей повседневно использовать приобретенные речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. С этой целью используется ряд специальных заданий на привлечение их внимания к составу предложения и связи слов в предложении. слайд 18

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. слайд 19

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
Работа с деформированным текстом. Сначала это простые задания, в которых надо лишь правильно составить предложение, а затем уже предлагаются предложения и детям нужно установить их порядок, чтобы получился текст. Установить нужный порядок предложений в тексте или стихотворении. слайд 19

Таким образом, основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т. е. научить пользоваться речью как средством общения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Развитие речи учащихся начальных классов Смирнова Лидия Александровна учитель начальных классов КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1»

2 слайд

Описание слайда:

Развитие речи младших школьников – одна из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов. Речь ребенка - показатель общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности усваивать школьные предметы, свободно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

3 слайд

Описание слайда:

Речь учащихся Речь учащихся часто бывает бессвязна, логически непоследовательна, невыразительна. Речевое однообразие, бедность языковых средств свидетельствуют не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать людей, природу.

4 слайд

Описание слайда:

Развивать речь детей – значит постоянно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мысли. Одна из главных задач педагога – научить детей рассуждать, мыслить. А размышлять может лишь тот, кто умеет говорить. Как развивать речь детей

5 слайд

Описание слайда:

Основная цель всех видов работ по развитию речи – это умение составлять текст, то есть выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях. Эту цель нельзя достичь без формирования различных речевых умений.

6 слайд

Описание слайда:

В развитии речи можно выделить три направления: 1. работа со словарем; 2. работа над словосочетанием и предложением; 3. работа над связной речью.

7 слайд

Описание слайда:

Слово – основная значащая единица языка Признак развития человека – богатый словарный запас. Поэтому, начиная с раннего возраста, работе со словарем придается большое значение. В начальной школе словарная работа проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. В ходе словарной работы я выделяю несколько направлений: 1. обогащение словарного запаса (усвоение новых слов); 2. активизация словаря (включение новых слов в речь, составление предложений, точное применение слова); 3. уточнение словаря (различие между синонимами, подбор антонимов, умение анализировать многозначность слов); 4. исправление ошибочных выражений, ударений.

8 слайд

Описание слайда:

Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

9 слайд

Описание слайда:

С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений. Фонетическая зарядка. Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду…) Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…) Как кричит осел? (Иа-иа!) Как вскрикивают от испуга? (Ой!) Самолёт взлетает: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьётся в стекло: з-з-з.

10 слайд

Описание слайда:

Чтение чистоговорок Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стул стоит в углу. Оль-оль-оль - мы купим соль. Ра-ра-ра - начинается игра. Ги-ги-ги – Гена, маме помоги. Га-га-га – У меня болит нога. Гу-гу-гу – Мыть посуду не могу. Ги-ги-ги – Не гуляй из-за ноги. Гу-гу-гу –Вот гулять то я могу Га-га-га – Не болит уже нога. (При чтении раздела «О труде и трудолюбии» Шо-шо-шо –Буду делать хорошо. Ать-ать-ать – Дома маме помогать. Жать-жать-жать- Малышей не обижать. Ать-ать-ать – Взрослых уважать. Рать-рать-рать – Никогда не врать. Рить-рить-рить- Грубых слов не говорить Ся-ся-ся – Хорошо учиться (При чтении раздела «Что такое хорошо и что такое плохо» Чтение скороговорок. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. У маленькой Сани сани едут сами. У Сени и Сани сом с усами. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. У ужа- ужата, У ежа – ежата. Коси коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

11 слайд

Описание слайда:

Проведение игры " Я начну, а вы продолжите…" Плачет киска в коридоре. У нее большое горе. Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски! Качу, лечу во весь опор. Я сам шофер, я сам мотор. Нажимаю на педаль И машина мчится вдаль… Подарил мне папа льва, Ох и струсил я сперва. Я два дня его боялся, А на третий он сломался.

12 слайд

Описание слайда:

Замени фразеологические обороты словами-синонимами. В час по чайной ложке (медленно) Рукой подать (близко) Кривить душой (лгать) Повесить нос (грустить) Себе на уме (хитрый) Гонять лодыря (бездельничать) Во все лопатки (быстро) Раз два и обчелся (мало) Куры не клюют (много) Кожа да кости (худой)

13 слайд

Описание слайда:

Подбери слова, противоположные по смыслу Подбери слова близкие по значению Ум-глупость. Храбрость- трусость. Богатство- бедность. Печаль- радость. Слабый – сильный. Сладкий- горький. Здоровый – больной. Маленький – большой Свежесть –прохлада, холодок. Ребята – дети, школьники. Бой – битва, сражение. Работа – дело, труд. Зной – жара, духота.

14 слайд

Описание слайда:

Упражнение «Скажи наоборот»: У Пьеро лицо грустное, а у Буратино... У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса... У Карабаса Барабаса волосы длинные, а у Пьеро... У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро... У Буратино глаза добрые, а у Карабаса Барабаса... У Буратино нос длинный, а у Мальвины...

15 слайд

Описание слайда:

Отгадывание загадок. Работа по развитию у детей навыков доказательств при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложных предложений. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Лежал, лежал Да в речку побежал. Белые мухи на поле сели.

16 слайд

Описание слайда:

Пояснение пословиц Чище мойся – воды не бойся. Себя губит, кто других не любит. Худо тому, кто не делает добра никому. Труд человека кормит, а лень портит. Птица красна пером, а человек - умом. Январь – году начало, а зиме – середина.

Развитие диалогической речи в практике работы МАДОУ

Подготовила: учитель-логопед

Е.К. Сумина


Известный русский лингвист Л. П. Якубинский: « Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения».

Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно». Для диалога характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности;

в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки ».


Диалогические умения

I группа - Собственные речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
  • поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника); проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать своё мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться связно;
  • говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога

II группа - Умения речевого этикета :

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие.

III группа - Умение общаться в паре, в группе из 3- 5 человек, в коллективе.

IV группа - Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы.

V группа - Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.


Методические приёмы обучения детей диалогической речи в практике МАДОУ

  • разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог)
  • беседы с детьми (подготовленные разговоры)
  • приём словесных поручений
  • чтение литературных произведений
  • чтение стихов по ролям – один из приёмов
  • специально организованные речевые ситуации
  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации)

Современные методические приемы и технологии

тризовские игры

проблемно-диалогическая

технология


Спасибо за внимание!

Творческих Вам успехов!