Общая характеристика спорта. Массовый спорт и спорт высших достижений. Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)? Виды спорта высших достижений

Как известно, существует Первым приходилось заниматься в жизни, пожалуй, любому из нас. Благодаря ему люди укрепляют здоровье, совершенствуют физическую форму и улучшают свои Этот вид спорта помогает продлить годы активной жизни и бороться с нежелательными воздействиями вредных факторов экологии и напряженного ритма современной жизни.

Немного о массовом спорте

Целями его являются укрепление здоровья людей, улучшение собственного физического состояния и активный отдых. В ходе массового спорта человечеством совершенствуются собственные возможности и накапливается физический потенциал. Функции, присущие ему, можно назвать развивающими, воспитательными, коммуникативными. Этот вид спорта служит объединению отдельных людей в социальные группы и в целом развитию каждой из наций.

В условиях современной жизни важность осуществления всего комплекса задач по подготовке высокопрофессиональных и востребованных кадров для массового вида спорта - физкультуры - более чем очевидна. Одновременно нынешнее российское общество испытывает серьезные сложности в развитии этого самого массового спорта. Заключаются они в недостатке оборудования и хорошего инвентаря, нормального информационного оснащения спортзалов, слабой методической и программной базе, низкой зарплате преподавателей физкультуры и, к сожалению, постепенно снижающемся профессионализме. В результате всех этих факторов система физического воспитания в нашей стране в последние годы и десятилетия серьёзно отстаёт от мирового уровня.

Спорт высших достижений: цели и задачи

Но сегодня мы хотим поговорить о другой разновидности. Это спорт высших достижений . Задачи и цели, стоящие перед ним, совершенно иные. Что же представляет собой так называемый большой спорт? Своими целями он принципиально отличается от массового, ведь - в получении максимально сильных результатов и побед в крупных состязаниях.

Каждое высшее достижение или серьезный успех спортсмена не только его личное дело, но и часть общенационального достояния. Ведь победы и рекорды, добытые на крупнейших соревнованиях международного уровня, укрепляют авторитет страны в глазах мирового сообщества. Именно потому никого не удивляют миллиардные аудитории зрителей, собирающиеся у экранов телевизоров в дни крупнейших спортивных форумов. Развитие спорта высших достижений - одно из направлений внутренней политики любого государства.

Что еще важно

Наряду с данной очевидной для всех ценностью большого спорта имеется и не столь наглядная, но тем не менее важная особенность, присущая ему в настоящее время. Спорт высших достижений - это практически единственный вид деятельности, позволяющий задействовать в работе организма рекордсмена на максимально полном уровне все физические и психические ресурсы.

Это дает возможность исследовать предел природных человеческих возможностей и определять варианты целенаправленного развития физических способностей людей для применения в профессиональной и общественной сфере и повышения работоспособности.

Спорт - дело государственной важности

Чтобы одолеть поставленную цель, существуют специально разработанные системы физических упражнений и комплексной подготовки. Правильное выполнение их ведет к достижению максимально возможных результатов. Разработкой таковых в целях развития спорта высших достижений заняты ведущие НИИ страны. Полученные на основе исследования индивидуальных возможностей человека в конкретном виде спорта результаты позволяют разрабатывать для массовой практики физического воспитания оптимальные и самые эффективные методы и средства совершенствования.

Рекорды, добытые в олимпийских, национальных, международных и прочих соревнованиях, - главный показатель спорта высших достижений. Это основа морального стимула, на котором держится развитие массовых его видов и физкультурных занятий. Личный пример российских чемпионов, побеждающих на международной арене, стимулирует людей к активным занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, воспитанию подрастающего поколения путем приобщения к движению.

О мотивации и психологическом эффекте

В современном мире проблемы человека в сфере большого спорта серьёзно и подробнейшим образом изучаются. Спорт - та самая среда, в которой возможно моделирование самых разных экспериментальных ситуаций и условий. Спортсмены добровольно идут на испытание максимальными психическими и физическими нагрузками с целью выявления и демонстрации предельных психофизических человеческих возможностей. Ради чего же это делается? В качестве мотивации выступают и честолюбие, и мотив самоутверждения, и множество прочих факторов вплоть до банальной меркантильности.

Каждый из видов спорта высших достижений имеет свою собственную специфику, под влиянием которой формируются те или иные психические качества. Востребованность их не только в спорте, но и в обыденной жизни и профессиональной деятельности очевидна и не вызывает сомнений. Например, всем известно - командные игры спортивного характера воспитывают в человеке умение соотносить собственные действия с действиями других, формируют коллективизм, сознательную дисциплину и коммуникабельность.

Спорт - основа всего

Занятия им воспитывают такие основополагающие качества человеческого характера, как мужество, надежность, высокая работоспособность. Возможности спортивных занятий в деле укрепления здоровья, коррекции физических функций организма, осанки и телосложения, улучшения психической устойчивости очень и очень велики.

Какими же общими понятиями оперирует спорт высших достижений? Это, согласно определению, деятельность, направленная на достижение высших результатов в определенном виде спорта, получающих признание общества, повышение собственного престижа и престижа своей спортивной команды на высшем уровне. Кроме того, речь идет о национальном статусе, как уже было упомянуто.

Тренировки и еще раз тренировки

Добиваться подобных достижений в сфере большого спорта позволяет лишь постоянная деятельность тренировочно-соревновательного характера, связанная с огромным физическим и психическим напряжением. Ответственность, возлагаемая на спортсмена - участника престижных соревнований, весьма высока. Каждая ошибка или неудачный старт могут обойтись очень дорого, что составляет одну из специфических черт спорта высших достижений.

С другой стороны, большой спорт является закономерным и логическим продолжением общедоступных его видов. Ему присуща определённого рода преемственность относительно методов и средств тренировки. Он стимулирует массовые проявления спортивного движения путем создания неких высших ориентиров.

Каким он бывает

Назвать спорт высших достижений однородным нельзя. В наши дни можно говорить о целом ряде различных направлений в нём:

  • любительском (достиженческом) спорте;
  • профессиональном спорте;
  • который, в свою очередь, может быть ориентирован на достижения либо носить ярко выраженный зрелищный характер.

Говоря о любительском (достиженческом) спорте, следует отметить современные тенденции в нем к приобретению всех признаков профессионального спорта в части, касающейся требований к нагрузкам и организации системы тренировок, а также соревнований. Обычно представители любительского спорта высших достижений имеют определенный социальный статус. Это студенты, учащиеся либо военнослужащие. Данный статус позволяет им причислять себя к любителям. Впрочем, заработки чемпионов в данной сфере ничем не уступают заработкам профессионалов.

Спортсмены-любители и профессионалы

Подготовка спортсменов-любителей практически всегда ориентирована на крупнейшие соревнования - речь идет об Олимпийских играх и чемпионатах мира, России или Европы. Успех в подобных престижных состязаниях ведёт к повышению рейтинга спортсмена, что позволяет в будущем при переходе в ряды настоящих профессионалов обеспечить себя более высокими гонорарами.

Главные различия между профессионально-коммерческим и любительским спортом достижений в том, что первый ориентирован не только на спортивные законы, но и на законы бизнеса. Готовят спортсменов-профессионалов при помощи определенных целевых установок, направленных на успешное выступление в последовательной серии стартов и связанное с этим реальное вознаграждение. Здесь важную роль играет "стоимость" каждого атлета на арене "спортивного рынка".

Профи - какие они?

Условно спортсмены-профессионалы делятся на три большие группы. Первая состоит из тех, у которых стремление успешно выступить на престижных международных соревнованиях сочетается с участием в состязаниях коммерческого характера. Вторую группу составляют высокорезультативные спортсмены, которые не настроены на борьбу за звание чемпиона в крупнейших чемпионатах. Их главное занятие - выступления по приглашению и завоевание успехов в соревнованиях кубковых и коммерческого характера.

В третью группу входят так называемые спортсмены-ветераны, специализация которых нередко - спортивные игры, единоборства. Они поддерживают не самую высокую степень физической подготовки, но очень достойный технический уровень в сочетании с немалым артистизмом, направленным на успех у зрителей и соответствующие ему немалые заработки.

Что такое тренировка

Под спортивной подготовкой (тренировкой) понимается использование имеющихся методов, средств, знаний и условий, которые позволяют добиваться главной цели спорта высших достижений - готовности спортсмена к результатам, воздействуя определенным образом на его развитие. Задачей подготовки, как было сказано выше, служит получение максимального достижения в состязательной деятельности.

Набор средств, методов и принципов тренировок в сфере массового спорта отличается от спорта высших достижений незначительно. Отечественная спортивная теория, говоря о физических качествах человека, подразумевает функциональные свойства его организма, которые управляют двигательными возможностями.

Немного о физических качествах

Принято вести речь о пяти основных физических качествах - силе, быстроте, выносливости, гибкости и ловкости. Проявление их зависит от функциональных характеристик организма и подготовленности его к нагрузкам.

В частности, под силовыми способностями (силой) в сфере физического воспитания понимается способность к преодолению внешнего сопротивления либо противодействию таковому при помощи мышечного напряжения. Рост силы сопровождается ростом и утолщением мышечных волокон. Всем известно, что мышечных групп существует много. Развивая определенные из них, возможно изменить телосложение (наглядный пример - гимнасты-атлеты).

Другая характеристика - быстрота - представляет собой комплекс таких функциональных человеческих свойств, которые непосредственно определяют скоростные характеристики движения человека в совокупности с его двигательными реакциями. Неправильно путать быстроту движений и скорость перемещения. Например, у конькобежца скорость по сравнению с бегуном-спринтером значительно больше, но второй опережает его по частоте (быстроте) движений. Именно потому новейшие исследования в области теории спорта предпочитают термин "быстрота" заменить на понятие скоростных способностей.

Условности классификации

Возвращаясь к разделению современного спорта высших достижений на профессиональный и любительский, следует упомянуть, что современные его разновидности, к которым относится и олимпийский спорт, можно считать смешанными видами, в качестве субъектов которых выступают как спортсмены-любители, так и профессионалы. Именно потому подобное разделение носит достаточно условный характер, ведь на олимпийских соревнованиях в последнее время выступает всё большее число профессионалов.

Помимо прочего подобная классификация выкидывает "за борт" огромную часть тех спортсменов, что заняты видами спорта, не включенными в программу Олимпийских игр или чемпионатов мира и отдельных стран.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение 2
  • 1. Определение понятия «спорт» 3
  • 4
  • Заключение 14
  • 15

Введение

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport -- «игра», «развлечение») -- организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.

Спорт высших достижений-- это модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений -- это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п.

Цель данной работы: изучение и характеристика таких понятий как массовый спорт и спорт высших достижений.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1.Определение понятия «спорт»

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков.

Спорт -- составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека.

Спорт, в широком понимании этого слова, представляет собой непосредственно подготовку спортсменов, систему соревнований, а также специфические отношения в сфере этой деятельности.

Спорт как деятельность соревновательная по своей сути максимален, независимо от уровня квалификации спортсменов.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» - смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

Наиболее полно понятие «спорт» в его современном понимании отражает Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в соответствии с которым«Спорт - составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям».

Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях.

Однако эти рассуждения хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Спорт во всем мире развивается по нескольким направлениям: общедоступный (массовый) спорт и спорт высших достижений.

Более подробно об этом мы рассмотрим в следующей главе.

2. Массовый спорт и спорт высших достижений

Как уже было отмечено выше, современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Эти понятия отражают различный уровень и многогранность спортивной деятельности, в которой принимают участие спортсмены любители и профессионалы различной квалификации. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличий.

Общедоступный (массовый) спорт ориентирован на достижения базовой физической подготовленности и спортивных результатов массового уровня.

Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича - М.: Гардарики, 2000. - С.259. Цель занятий различными видами массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Массовый спорт включает в себя:Чикуров А.И. Физическая культура/ А.И. Чикуров. -Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2008 - 22 с.

- студенческий спорт;

- профессионально-прикладной спорт;

- физкультурно-кондиционный спорт;

- оздоровительно-рекреативный спорт.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодёжи приобщается ещё в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине«Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт . Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед, накрупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Там же. Таким образом, спорт высших достижений - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.

Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникать в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности. Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализовываться в конкретном спортивном результате.

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация. Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим):

- спортивные разряды: 5-й, 4-й (только в шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать;

- спортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России». Спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями: занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба и добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений. В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.

Спорт высших достижений представляет собой деятельность, направленную на выявление максимально возможных, с точки зрения физиологии человека, результатов в каком либо виде спорта. Высшие достижения в этой деятельности имеют не только личное значение, но и становятся общенациональным достоянием. В настоящее время в современном спорте высших достижений выделяют(рис. 1):Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С.320-321. :

1) любительский спорт;

2) профессиональный спорт;

3) профессионально-коммерческий спорт, который в свою очередь, имеет следующие направления: достиженческо-коммерческий спорт; зрелищно-коммерческий спорт.

Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.

Рисунок 1 - Структура социальной практики спорта

спорт физический массовый достижение

Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.

Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого супердостиженческого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в состояние наивысшей готовности спортивной формы только 2-3 раза в годичном цикле. В течение длительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако не максимальный уровень подготовленности.

Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.

К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.

Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача -- успешное выступление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.

К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, особенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.

Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций. По статистическим данным, в Российской Федерации число занимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школах следующее: начальной подготовки - 70,6%;начальной и углубленной специализации - 27,1%;спортивного совершенствования - 1,7%;высшего спортивного мастерства - 0,45%.

Как видим, в спорт высших достижений переходит всего около 2% занимающихся.Из 2 млн. детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс. становятся высококвалифицированными спортсменами. Там же. - 321.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.

Таким образом, современная система спортивных школ и клубов работает как на спорт высших достижений, так и на общедоступный (массовый) спорт (рис. 2).

Рисунок 2 - Модель структуры современного спорта

Нельзя не сказать ещё об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остаётся в тени. Сегодня спорт высших достижений -- пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.

Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой.

Заключение

Завершая работу, кратко отметим следующее. Современное спортивное движение в мире имеет два главных направления: массовый, общедоступный спорт(спорт для всех) и спорт высших достижений.

Массовый спорт - составная часть спорта, основным содержанием который является рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. Характеризуется соревновательной деятельностью, доступен для большого числа людей при систематических тренировочных занятиях, широко используется с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности. В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.

Спорт высших достижения - составная часть спорта, представляющая системы организованной подготовки спортсменов высокой квалификации и проведение соревнований с целью достижения максимальных результатов. Характеризуется как двигательная деятельность, преодолевающая кажущиеся пределы человеческих возможностей. Занимает в определённый период жизни спортсмена одно из доминирующих положений в общем режиме его жизнедеятельности и требует особой его организации в соответствии с закономерностями достижения высших спортивных результатов. Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, на Олимпиадах и т.п. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Студенческий спорт занимает своё особое место в движении молодёжи.

Список используемых источников

1. Лукьяненко В.П.Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П.Лукьяненко. - Ставрополь: Изд-во СГУ. - 2001. - 224 с.

2. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича -М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 480 с.

4. Чикуров А.И. Физическая культура / А.И. Чикуров. -Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2008 - 22 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Государственные и общественные органы управления физической культурой и спортом в Белоруссии. Олимпийский спорт высших достижений и его характеристика. Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта и кризисные ситуации высших достижений.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2011

    Спорт высших достижений: понятие и этапы подготовки участников. Формирование и развитие системы управления данным процессом. Направления совершенствования развития спорта высших достижений в Чувашской Республике, анализ и оценка дальнейших перспектив.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Место спорта в системе общественных ценностей. Характеристика спорта высоких достижений. Подготовка спортсменов массового спорта и спорта высоких достижений. Характерные признаки спорта. Особенности спортивной деятельности. Оценка показателей в спорте.

    реферат , добавлен 10.11.2016

    Формирование паралимпийского движения в Украине. Закон "Про основи соціальної захищенності інвалідів в Україні". Работа Украинского и региональных центров "Инваспорт": лечебно-реабилитационная; массовый спорт инвалидов; спорт высших достижений.

    реферат , добавлен 27.11.2007

    Система физической культуры и спорта в РФ. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие достижений. Пропаганда физической культуры и спорта. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, их социальная защита.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2009

    Основные направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Информационно-пропагандистская работа по привлечению людей в массовый спорт. Характеристика, содержание и реализация государственной программы развития, ее результаты.

    реферат , добавлен 12.02.2010

    Понятие спорта как составляющей части физической культуры. Отличия спорта от физической культуры. Соревновательно-эталонная, эвристически-достиженческая, оздоровительно-рекреативная функции спорта. Функция социализации личности. Основные виды спорта.

    презентация , добавлен 16.03.2014

    История студенческого спорта, его особенности и классификация. Основные отличия профессионально-коммерческого спорта от достиженческого любительского. Значение спорта в элективном курсе физического воспитания студентов, направления его развития.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2011

    Отличительные характеристики спорта высших достижений и современного олимпийского движения. Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта высших достижений. Маркетинг в олимпийском движении. Олимпиада "Сочи-2014" - национальный PR-проект.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Нужно ли заниматься спортом? Спорт – это неотъемлемая часть каждого из нас. Спорт – это то, что приносит радость и удовольствие. Спорт – это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей! Как же спорт влияет на наше здоровье?

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях. В настоящее время в рамках спортивного движения выделяют два основных направления: массовый спорт и спорт высших достижений.

1.1. Цель и задачи массового спорта.

Массовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время

Цель массового спорта – повышения уровня физической подготовленности и здоровья народа

Задачи массового спорта:

Повышение функциональных возможностей отдельных систем организма человека.

Совершенствование физического развития и телосложения.

Повышение общей и профессиональной работоспособности.

Овладение жизненно необходимыми умениями и навыками.

Цель и задачи спорта высших достижений.

Спорт высших достижений есть специально организованная деятельность, направленная на всестороннее и гармоничное развитие физических и психических качеств, в процессе тренировок и соревнований.

Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержание и укреплении авторитета страны на международной арене.

К задачам спорта высших достижений относятся:

– достижение высокого спортивного результата;

– победа на состязаниях и соревнованиях;

– стимулирование физического, психического и духовного развития;

– способствование практическому познанию собственной работоспособности и собственных умений, а также укреплению уверенности в своих силах;

– приобщение к коллективу и формирование социального поведения;

– расширение опыта и обогащение эмоциональной жизни спортсменов путем рациональной организации досуга.

1.3. Классификация видов спорта.

В настоящий момент существует несколько наиболее распространенных классификаций видов спорта. Наиболее широкое распространение получила классификация видов спорта, входящих в программу летних и зимних олимпийских игр:

– циклические (гребля, плавание, лыжи, велосипедный, конькобежный, беговые виды легкой атлетики);

– ациклические (скоростно-силовые) виды спорта (прыжки, метания, тяжелая атлетика);

– координационно-сложные виды спорта (гимнастика спортивная и художественная, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и т.д.);

– единоборства (борьба, бокс и т.д.)

– спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и т.д.);

– многоборья (легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье, лыжное двоеборье и т.д.).

Спортивная классификация.

Спортивная классификация – программно-нормативный документ, устанавливающий нормы для присвоения спортивных званий и разрядов, требования и порядок выполнения установленных нормативов.

2.1. Цель и задачи спортивной классификации.

Цель единой всероссийской спортивной классификации: способствовать привлечению граждан России к активным занятиям спортом, повышать уровень всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства, занимающихся спортом.

1) Устанавливать разрядные нормы и требования, а также условия их выполнения с учетом уровня развития вида спорта в России и в мире и задачами, стоящими по развитию конкретных видов спорта.

2) Определять порядок присвоения спортивных званий и разрядов по видам спорта, признанным в установленном порядке в Российской Федерации.

3) Содействовать развитию видов спорта посредством совершенствования системы и организации проведения соревнований.

2.2. Виды спортивных званий и разрядов и условия их присвоения.

В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные звания и разряды:

Спортивные звания: «Мастер спорта России международного класса» (МСМК) или «Гроссмейстер России»; «Мастер спорта России» (МС).

Спортивные разряды: «Кандидат в мастера спорта» (КМС); I разряд; II разряд; III разряд; I юношеский разряд; II юношеский разряд; III юношеский разряд.

Спортивные звания присваиваются гражданам Российской Федерации, а спортивный разряд подтверждается раз в два года.

Спортивные разряды и звания присваиваются только по результатам официальных соревнований за выполнение норм и требований, при соблюдении условий их выполнения.

Нормы и требования для присвоения спортивных званий и разрядов, а также условия их выполнения устанавливаются исходя из уровня развития вида спорта, пола и возраста спортсменов.

Нормы выражены в мерах длины, веса и времени Международной системы мер (СИ), других количественных показателях.

Требованиями для присвоения спортивных разрядов и званий являются:

1) занятое место на соревнованиях определенного ранга;

2) необходимое количество побед над спортсменами соответствующего разряда или звания в течение одного года;

Для присвоения спортивных званий условия выполнения норм и требований должны предусматривать:

1) количество стран (или субъектов Российской Федерации), спортсмены которых участвовали в соревнованиях;

3) количество проведенных выступлений, поединков, игр и т.п.;

4) минимальный возраст спортсмена;

5) количество судей соответствующей квалификации (на соревнованиях всероссийского уровня и ниже);

6) количество стартов, проведенных поединков, игр в предварительной (отборочной) стадии соревнований, иные особые условия, исходя из специфики вида спорта и системы проведения конкретных соревнований.

Для присвоения спортивных разрядов условия выполнения норм и требований должны предусматривать:

1) количество проведенных выступлений, поединков, игр и т.п.;

2) количество соперников в виде программы;

3) минимальный возраст спортсмена;

4) количество судей соответствующей квалификации;

5) иные особые условия, исходя из специфики вида спорта.

Для присвоения спортивного звания МСМК, «Гроссмейстер России» нормы и требования выполняются при обязательном участии спортсмена в официальных соревнованиях международного уровня, на которых он выступал за сборную команду России, а также в случае установления или повторения рекорда Европы или мира.

Если для присвоения МСМК в виде программы предусмотрены только разрядные нормы и российские спортсмены выиграли в нём медаль последних олимпийских (параолимпийских, сурдолимпийских) игр, то в этих случаях звание МСМК может быть присвоено за результат, показанный на чемпионате или розыгрыше Кубка России.

Для присвоения звания МС обязательным условием является участие в судействе соревнований не менее 3-х судей всероссийской или международной категории.

Для присвоения спортивных разрядов обязательным условием является участие в судействе соревнований:

– «Кандидат в мастера спорта» – не менее 2-х судей всероссийской категории и выше;

– I разряда – не менее 3-х судей первой категории и выше.

3. Спортивные соревнования, их цели и задачи .

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с выяснением преимущества в степени физической подготовленности и в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования по видам спорта проводятся с целью:

– популяризация вида спорта среди больших кругов населения;

– повышение мастерства спортсменов;

– выявление сильнейших спортсменов.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище, которые позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются задачи совершенствования физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, вследствие высокой психической напряженности превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера.

3.1. Виды спортивных соревнований.

Выделяют следующие виды спортивных соревнований: личные, командные и лично-командные. В личных соревнованиях определяются места всех участвующих спортсменов, победители и призеры. В лично-командных соревнованиях, кроме личных мест участников по занятым ими местам, определяются также и места участвующих команд. Характерной особенностью лично-командных соревнований является то, что все участники, в том числе и спортсмены одного коллектива, соревнуются между собой.

В командных соревнованиях определяются только места, занятые командами, в отличие от лично-командных, в командных соревнованиях участники одной команды соревнуются только со спортсменами других команд.

Принято также делить на тренировочные, подводящие и главные соревнования. К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Серии соревнований неодинаковой направленности на определенных этапах подготовки могут играть сначала тренировочную, затем подводящую роль к главным состязаниям. Количество стартов в этих сериях определяется из вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена.

3.2. Способы проведения спортивных соревнований.

Наиболее часто встречающимися способами проведения соревнований являются: круговой, отборочно-круговой, смешанный и способ прямого выбывания.

При проведении соревнований круговым способом все участники соревнований встречаются со всеми противниками поочередно. Результаты встреч (победы, поражения, ничьи, оцененные в очках) учитываются при определении порядкового места, занятого спортсменом (командой). Высшее место присуждается команде, набравшей большую сумму очков.

При проведении соревнований отборочно-круговым способом команды разделяют на предварительные группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы. Затем команды, занявшие лучшие места в группе, переходят в следующий тур соревнований. Этих участников вновь разбивают на группы, которые проводят поединки между собой для следующего отбора, вплоть до финальной встречи, в которой и определяют победителя соревнований.

При смешанном способе все команды предварительно участвуют в 1-3 турах, проводимых отборочно-круговым способом. Затем победители предварительных соревнований встречаются между собой по жеребьёвке способом прямого выбывания. Количество финалистов, как и количество победителей предварительных соревнований, определяется Положением о соревнованиях. Финальные поединки проводятся круговым способом.

В соревнованиях, проводимых способом выбывания, команда, проигравшая поединок, выбывает из дальнейших соревнований.

3.3. Система построения спортивных соревнований для студентов вузов.

Построения спортивных соревнований для студентов строится по принципу пирамиды:

Первый уровень – основу составляют соревнования между учебными группами, курсами, факультетами по наиболее популярным видам спорта. Целью данного этапа является проведение первенства высшего учебного заведения по виду спорта и формирование сборной команды университета. Руководит этой работой кафедра физического воспитания, или спортивный клуб, опираясь на помощь общественных инструкторов или штатных преподавателей кафедры.

Второй уровень – составляют соревнования, проводимые между вузами города или области. Вузы на этих соревнованиях представлены сборными командами. Ходом спортивной борьбы на этом этапе непосредственно руководят федерации по видам спорта. Так, например, в Москве они действуют под руководством Московского «Буревестника».

Третий уровень – составляют соревнования между командами, занявшие 1-3 место в ходе региональных соревнований. Руководство соревнованиями на данном этапе осуществляет Российский студенческий спортивный союз. Команда,занявшая первое место, имеет право участвовать на всемирной Универсиаде среди вузов.

1. Массовый спорт и спорт высших достижений. Спортивная классификация

Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это массовый спорт и спорт высших достижений.
С помощью массового спорта люди во всём мире «обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, ритма информационной жизни» (5, С.47). Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха. Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой).
В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи. Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене.
Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов.
Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой.
Единая спортивная классификация необходима для того, чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта. Спортивная классификация «объединяет все культивируемые в стране виды спорта, содействует их массовому развитию и единой направленности в применении как основных средств физического воспитания и спорта» (3, С.74). Это система присвоения спортивных званий и спортивных разрядов. Существуют национальная и международная спортивная классификация.
Современная спортивная классификация включает в себя более чем 60 видов спорта. Можно разделить все виды спорта по характеру их воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.
Симметричные виды спорта, при занятиях которыми правая и левая половины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения или действия (спортивная гимнастика, конькобежный спорт, беговые виды легкой атлетики, лыжные гонки, плавание, тяжелая атлетика и др.).
Асимметричные виды спорта, при занятиях которыми обе половины теля спортсмена выполняют разные действия (бадминтон, баскетбол, бокс, метание, стрельба, настольный теннис, фехтование и др.).
Смешанные виды спорта, при занятиях которыми происходит частая смена спортивной рабочей позы, обе половины тела спортсмена испытывают постоянно и часто меняющиеся симметричные и асимметричные нагрузки (все веды борьбы, волейбол, многоборья, регби, ручной мяч, футбол, хоккей и др.).
2. Студенческий спорт

Повседневная учебная работа, зачётно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики ― всё это требует от учащихся и студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психо-физической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, но факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоёмкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учёбе (4).
Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности. Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, ― это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких и др.).
Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» воспринимает их как активный отдых, как разрядку от однообразного аудиторного учебного труда. И чем выше заинтересованность студента в этих занятиях, тем выше и сам разносторонний психофизический эффект такой физической нагрузки. Право студента на выбор различных видов спорта на каждый предстоящий учебный год (а в некоторых вузах и семестр) только поддержит его интерес к таким занятиям, ведь его мотивация ― отдых. Перерастает ли этот интерес в более серьёзное увлечение определённым видом спорта ― решать только ему, но хотелось бы, чтобы он понимал сущность воздействия такого активного отдыха на физическую и умственную работоспособность, на продуктивность учебного и профессионального труда.

  • Лекция 1. Тема: Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента План:
  • 1. Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества
  • 2. Ценности физической культуры и процессы, связанные с их приобретением
  • 3. Средства и основные составляющие физической культуры
  • 4. Профессиональная направленность и социальные функции физической культуры
  • 5. Физическая культура в структуре высшего профессионального образования
  • 6. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодёжи
  • 7. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента
  • 8. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие
  • 9. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии
  • 10. Регулирование работоспособности и профилактика утомления у студентов в процессе учебного года
  • Тема 2. Тема: Социально-биологические основы адаптации организма к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания План:
  • 1. Физическая культура как фактор социального развития человека
  • 2. Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система
  • 3. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма
  • 4. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека
  • 5. Физическое развитие человека
  • 6. Двигательная активность, ее влияние на устойчивость и адаптационные возможности человека
  • Лекция 3. Тема: Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности План:
  • 1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления и сохранения
  • 3.2. Структура и влияние образа жизни на здоровье человека
  • 3.3. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 3.4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни
  • 3.5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки
  • 3.6. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий
  • 3.7. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности
  • 3.8. Основы биомеханики естественных локомоций человек
  • Тема 4. Физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе
  • 4.1. Методические принципы и методы физического воспитания
  • 4.2. Основы и этапы обучения движениям
  • 4.3. Физические качества и их развитие в процессе физического воспитания
  • 4.4. Разновидности физической подготовки
  • 4.5. Основные понятия и составляющие системы спортивной подготовки
  • 4.6. Зоны интенсивность и энергозатраты при физических нагрузках
  • 4.7. Формы занятий физическими упражнениями
  • 4.8. Массовый спорт и спорт высших достижений
  • 4.9. Спортивная классификация
  • 4.10. Студенческий спорт
  • 4.11. Индивидуальный выбор студентом видов спорта или системы физических упражнений
  • 4.12. Краткая характеристика основных видов спорта и систем физических упражнений
  • 4.13. Организационно-правовые основы противодействия применению допинга в спорте и профилактика его употребления
  • Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий
  • 5.1. Мотивация выбора и формы организации самостоятельных занятий
  • 5.2. Организационно-методические основы самостоятельных занятий
  • 5.3. Физиологические основы самостоятельных занятий
  • 5.4. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
  • Тема 6 Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов
  • 6.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка как подсистема физического воспитания, ее цели и задачи
  • 6.2. Факторы, определяющие конкретное содержание ппфп студентов
  • 6.3. Организация, формы и средства ппфп в вузе
  • 6.4. Психофизиологическая характеристика профессионального труда студентов
  • 6.5. Содержание и контроль ппфп студентов в процессе их обучения в вузе
  • 6.6. Производственная физическая культура, ее цели, задачи, методические особенности
  • 6.7. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры
  • Методико-практический модуль
  • 2.1. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда
  • 2.2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте
  • 2.3. Основы методики самомассажа
  • 2.4. Оценка двигательной активности и суточных энергетических затрат
  • 2.5. Методы исследования и оценки уровня здоровья
  • 2.6. Методы исследования и оценки функционального состояния
  • 2.7. Методы регулирования психоэмоционального состояния
  • 2.8. Методы самооценки уровня физической подготовленности
  • 2.9. Методические основы построения учебно-тренировочного занятия, планирования и контроля физических нагрузок
  • 2.10. Методы исследования и оценки физического развития
  • 2.11. Методы самоконтроля состояния здоровья и функциональной подготовленности
  • 2.12. Методики самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки
  • Модуль самоконтроля
  • Глоссарий
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 300012, Г. Тула, просп. Ленина, 92
  • 300012, Г. Тула, просп. Ленина, 95
  • 4.8. Массовый спорт и спорт высших достижений

    Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества), которую можно рассматривать, как в широком, так и узком смысле слова.

    В первом варианте спорт представляется соревновательной деятельностью, специальной подготовкой к ней, специфическими отношениями в этой сфере деятельности, взятые в целом.

    Во втором варианте спорт – это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой являются:

      система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям;

      унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;

      регламентация поведения соревнующихся, в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.

    Принципиальное отличие спорта от других видов занятий физическими упражнениями заключается в том, что в его основе лежит эффект соперничества. Спорт является средством удовлетворения зрелищных запросов человека, имеет большое агитационное и воспитательное значение, способствует привлечению к занятиям физическими упражнениями.

    В настоящее время спортивное движение разделяют на два основных направления:

      массовый (общедоступный) спорт;

      спорт высших достижений.

    Массовый спорт представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта. Данное спортивное движение способствует укреплению здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышению общей и специальной работоспособности, овладению отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активному отдыху, достижению физического совершенства.

    Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

    Массовый спорт включает в себя:

      школьно-студенческий спорт;

      профессионально-прикладной спорт;

      физкультурно-кондиционный спорт;

      оздоровительно-рекреативный спорт.

    Школьно-студенческий спорт ориентирован на формирование базовой физической культуры, достижение и оптимизацию общей физической подготовленности в системе образования – воспитания.

    Профессионально-прикладной спорт выступает в роли средства подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды единоборств в частях спецназа и т.д.).

    Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые участвуют в массовых официальных соревнованиях.

    Оздоровительно-рекреативный спорт представляет собой средство здорового отдыха, восстановления и оздоровления организма, сохранение определенного уровня работоспособности.

    Массовый спорт является фундаментом спорта высших достижений, предопределяя определенную преемственность в отношении средств и методов спортивной подготовки.

    Спорт высших достижений предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

    Спорт высших достижений условно разделяют на три основных направления:

    1. Супердостиженческий (любительский) спорт;

    2. Профессиональный спорт;

    3. Профессионально-коммерческий спорт.

    Представителями супердостиженческого (любительского) спорта , как правило, являются студентами, учащимися, военнослужащими, что дает им право называть себя любителями, хотя их заработки почти сравнялись с доходами спортсменов-профессионалов. Поэтому эта разновидность спорта высших достижений все больше приобретает черты профессионального спорта, особенно в плане физических нагрузок и организации тренировочно-соревновательной деятельности. Спортсмены-«любители» всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования – Олимпийские игры, чемпионаты Мира, Европы, России, успешное выступление в которых позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, при переходе в чистые профессионалы, добиться более высокой оплаты.

    В отличие от супердостиженческого любительского спорта, профессионально-коммерческий спорт развивается как по законам бизнеса, так и по закономерностям спортивной подготовки. Система их соревнований заключается в успешных выступлениях в длинной серии стартов с материальным вознаграждением за каждый из них, в соответствии с их спортивным рейтингом. Поэтому, спортсмены-профессионалы постоянно поддерживают высокий, но не максимальный уровень подготовленности длительное время.

    Разновидностями профессионального спорта являются: достиженческо-коммерческий спорт и зрелищно-коммерческий спорт. В рамках достиженческо-коммерческого спорта выступают спортсмены-профессионалы, стремящиеся успешно участвовать как в главных соревнованиях (Олимпийские игры, чемпионаты Мира, Европы), так и в сериях различных кубковых и коммерческих стартов. К представителям зрелищно-коммерческого спорта можно отнести спортсменов-профессионалов, которые стремятся успешно выступить в различных коммерческих соревнованиях по приглашению, а также спортсменов-ветеранов, которые, как правило, специализируются в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены-профессионалы поддерживают достаточно высокий уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, позволяющий демонстрировать высокое спортивное мастерство ради зрителей и высоких гонораров.

    Основное отличие между двумя основными направлениями спортивного движения заключается в том, что в массовом спорте спортивная деятельность человека занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни по отношению к учебной или трудовой деятельности, а в спорте высших достижений спортивная деятельность человека имеет доминирующее значение.