Урок в православной школе ной всемирный потоп.  Сотворение мира, грехопадение и всемирный потоп. Раздел: иисус. иисус любит детей

Урок 22.Ной. Ковчег. Потоп. Буква Ять

Задачи:

· ребёнок узнает, что зло обладает притягательной силой и распространяется очень легко;

· задумается о том, что человеку дана свобода воли, власть над своими чувствами и желаниями и что нужно научиться управлять ими;

· поймёт, что нужно уметь отличать добро от зла, что добро есть следование нравственным (Божественным) заповедям и захочет свой выбор делать в сторону добра;

· узнает, что, по православному вероучению, душа человека бессмертна, и во время потопалюдям была дана ещё одна возможностьвыбора добра или зла, раскаяния или озлобления;

· получит представление об истории человечества до потопа и о том, что она дошла до нас при помощи древнейшей письменности -шумерийской клинописи.

№ м-ф

Названия медиафайлов

01/видео

Праведный Ной: 1 мин 40 с

Праведный Ной

03/видео

Решение Бога очистить землю водою: 41 с

04/видео

Ной начинает строить ковчег: 26 с

Проповедь Ноя

06/видео

Посадка в ковчег: 38 с

07/видео

Шествие зверей в ковчег: 21 с

08/видео

Начало потопа: 33 с

Потоп

10/видео

Потоп: 21 с

Араратские горы

12/видео

Коней потопа: 30 с

13/видео

Ной выходит из ковчега: 1 мин 32 с

14/видео

Жертвенник. Радуга: 1 мин 19 с

I.Старославянская азбука. Урок 12

II.От детей Адама и Евы род человеческий быстро умножился. Люди в то время жили долго, до 900 лет и более. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди, которые старались жить и во всём поступать по воле Божией, а от Каина нечестивые и злые.

· Как вы думаете, почему в Библии потомки Сифа называются «сыныБожии», а потомки Каина - «сыны человеческие» 1 ? (Потомки Сифа исполняли не свою волю, а Божию, а потомки Каина, наоборот, не Божию волю, а свою, человеческую; а воля человеческая была уже повреждена злом).

Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но потом стали брать себе в жёны дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худые злые обычаи,и начали забывать истинного Бога.

Не так много времени прошло со дня смерти Адама, а нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа - праведный Ной со своим семейством (м-ф 01/видео. Праведный Ной: 1мин 40 с) .

· Как вы думаете, каких людей можно назвать праведными?

Праведными называют людей, которые живут так, как заповедал Господь, и своё сердце направляют к любви и добру.

Ной (м-ф 02. Праведный Ной) прожил 950 лет, он был последний из людей, кто достиг такой глубокой старости. После него силы человеческие стали ослабевать, и люди могли доживать только до 400 лет .

Видя великое зло, которое люди творили на земле, Бог дал людям на исправление 120 лет .Но люди не только не исправились, но стали ещё хуже.

Тогда Господь определил очистить землю водою от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить на земле, для дальнейшего умножения людей.

Он велел Ною построить ковчег (большой корабль), войти в него со своим семейством:Ной с женой и три его сына - Сим, Хам и Иафет, сжёнами, всего 8 человек. Также взять с собою всяких птиц и животных земных, которые не могут жить в воде; чистых (то есть тех которых можно употреблять в жертву и в пищу) - по семи пар, а нечистых - по две пары, чтобы они снова могли размножаться после потопа; и запас пищи для себя и для животных (м-ф 03/видео. Решение Бога очистить землю водою: 41 с) .

· Откройте тетрадии прочитайте, как об этом говорится в Библии.

«И воззрел Бог на землю,- и вот она растлена, ибо всякая плоть извратила свой путь на земле. И раскаялся Господь, что создал человека на земле… пусть будут дни их 120 лет.

Ной же обрёл благодать пред очами Господа.

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот Я истреблю из с лица земли… наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть…

Сделай себе ковчег из дерева гофер…и устрой в нём нижнее, второе и третье жильё.…и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтобы они остались с тобою в живых: мужского пола и женского…возьми себе всякой пищи…

И сделал Ной всё, как повелел ему Бог» (м-ф 04/видео. Ной начинает строить ковчег: 26 с)

· Читаем: «И воззрел Бог на землю». Можно подумать, что какое-то время Бог «не взирал» на землю и не видел, как жили люди.А вы как думаете?

(В ходе рассуждения подвести детей к мысли, что «воззрел» в смысле принял решение положить конец злодеяниям на земле.)

· Что вы понимаете под « всякой плотью»? Что такое плоть? (Плоть- это тело).

· Кто обладает плотью? (Люди и животные).

Ребята, обратите внимание, что и нечестивых людей и животных Господь назвал одним словом«плоть». Почему?

· Для этого надо вспомнить по Чьему образу сотворён человек? (По образу и подобию Божию).

· В чём заключается образ и подобие Божие? (Бог господствует над видимым и невидимым миром, человек создан для господства над всею землёю , человек наделён разумом, словом, свободой выбора, способностью любить и творить добро).

· Можно ли сказать, что человек, который творит зло, является образом Божиим? Почему?

На прошлом занятии мы читали слова Господа, обращённые к Каину. Давайте перечитаем их: « … если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним».

· Какая главная мысль в этой фразе? (После грехопадения грех влечёт человека к себе, но Человеку дано господство над грехом, т.е. человек может и должен управлять своими мыслями, чувствами, желаниями, страстями.)

· Как Бог, по православному вероучению, помогает человеку справиться со своими желаниями и страстями. (Каждый день Бог говорит с человеком голосом совести, советует как поступить в той или иной ситуации. Но, человек должен быть всегда начеку, т.к. мы можем принять советы падшего ангела - беса. Чтобы не спутать эти два голоса, прежде чем принять решение, человек должен дать себе ответ: добро или зло он будет творить).

· Какотличить добро от зла? (Добро - это то, что угодно Богу: любить друг друга, не обижать друг друга, помогать друг другу, не завидовать, не гневаться, не брать чужого, не обманывать… Зло - это то, что угодно падшему ангелу - ненависть, брань, зависть, гордыня, ложь, воровство, обиды…)

Человек должен помнить: у него дар свободы выбора, Бог только советует, как поступить, решение принимаетсам человек.

Православная Церковь учит: человек даст ответ за свои дела перед Богом. За злые поступки человек понесёт наказание, добро будет вознаграждено. Есть даже такая пословица: « За добро Бог отплатчик».

· «И воззрел Бог на землю, - и вот она растлена », что вы понимаете под землёю? (Подвести к понятию, что не сама земля была растлена, а те, кто живёт на ней).

· Как понимаете слово «растлена»? (На земле творились беззакония, зло в великом множестве. Вся земля была наполнена злом.)

Человек сотворен по образу и подобию Божьему. Перед самым потопом люди настолько укоренились во зле и исказили в себе образ Божий, что недостойны были и самого имени «человек» , потому и назвал их Господь не людьми, а плотью и землёю .

· Давайте подумаем, а как животные могли «извратить свой путь на земле»?

Для этого нам надо «вернуться» в 6-й день творения. Бог покорил человекуживотных, но после грехопадения, человек потерял господство над животными, более того звери стали нападать на людей.

· Но Бог не полностью отнял власть человека над животными. Подумайте, в чём выражается милосердие Божие к людям? (У человека осталось господство над домашними животными, без которых людям не выжить).

Ною было 500 лет, когда он начал строить ковчег, а потоп начался, когда Ною было уже 600 лет.

· Кто может сказать, сколько лет Ной строил ковчег?

· Как вы думаете, за те 100 лет, пока Ной строил ковчег, люди интересовались, зачем он это делает?

Конечно, на протяжении 100 лет Ной говорил людям, что если они не одумаются и не прекратят творить зло, Господь их истребит с лица земли (м-ф 05. Проповедь Ноя) . Бог дал людям такую долговременную отсрочку наказания для исправления .

За 7 дней до начала потопа,Бог повелел Ною войти со своим семейством и с животнымив ковчег (м-ф 06: Посадка в ковчег: 38 с).

7 дней продолжалась «посадка» пассажиров в ковчег.

· Как вы думаете, мог Ной сам собрать в ковчег всех животных: и зверей, и змей, и птиц поднебесных? (Нет, животные сами шли по повелению Божию).

Давайте представим это грандиозное шествие всех животных в ковчег (м-ф 07/видео. Шествие зверей: 21 с).

· Могло ли оно остаться незамеченным для людей?

Если бы люди одумались и захотели искренне покаяться, то отвратили бы от себя бедствие потопа. Но даже это необычное явление не вразумило людей.

И тогда…читаем дальше: «Во 2-й месяц в 17-й день вошёл Ной и все звери по роду их в ковчег. И затворил Господь за ними. И разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и лился дождь на землю 40 дней и 40 ночей » (м-ф 08/видео. Начало потопа: 33 с).

· Сколько дней и ночей лил дождь?

· Как вы думаете, мог Бог за один день или даже за одно мгновение навести потоп?
· Почему он этого не сделал?

До самого последнего момента Бог желал, чтобы люди своё сердце от зла обратили к добру. Человек, не единожды предупреждённый о надвигающейся катастрофе, имел возможность даже перед самым потопом избегнуть наказания. Но люди не обратили своё сердце к Богу, и от погибели спасся только праведный Ной с семьей (м-ф 09. Потоп).

Бог так долго терпел беззаконие людское ещё и потому, чтобы никто из потомков Ноя не мог упрекнуть Его в немилосердии. 120 лет, которые Господь дал людям для исправления, яснопоказали, что люди и не думали исправляться, и что Господь справедливо навёл на род человеческий такое наказание .

Через 40 дней вода покрыла всю землю и потопила всех людей и животных, и никто уже не мог спастись, кроме тех, кто был в ковчеге (м-ф 10/видео. Потоп: 21 с).

Как говорит Библия, вода на земле усиливалась 150 дней (5 месяцев) Но как Ною узнать, что поверхность земли уже обсохла, и можно самому выходить и выпускать всех животных, ведь он находится на вершине высокой горы?

· Как же Ной поступил? (Предположения детей).

Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли. Ворон улетел и прилетел обратно.

· Как вы думаете, почему ворон обратно прилетел? (Ворон питается

падалью, и если бы уже показалась земля с останками животных, он бы нашёл себе пищу).

Потом Ной выпустил голубя, который возвратился обратно в ковчег, т.к. и он не смог найти себе пристанища, потому что поверхность земли была ещё покрыта водою. Подождав ещё 7 дней, Ной снова выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли. Но раз голубь вернулся, значит, земляещё не обсохла до конца. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла.

Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всей своей семьей и выпустил всех животных, бывших с ним (м-ф13/видео. Ной выходит из ковчега: 1 мин 32 с).

И устроил Ной жертвенник, то есть место для принесения жертв, и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц.

Бог принял жертву Ноя и благословил его и сыновей его и дал обетование, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле за грехи людей, то есть не будет никогда всемирного потопа : «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею…и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти… » В знамение этого обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании (м-ф 14/видео. Жертвенник. Радуга: 1 мин 19 с).

При внуках и правнуках Ноя появилась древнейшая шумерийская клинопись. Клинопись - это письмена из чёрточек в форме клиньев, самая первая письменность на Земле. Согласно ей, Ной родился через 126 лет после смерти Адама. Адам беседовал с дедом Ноя Мафусалом, и тот из уст Адама услышал историю о сотворении мира, о жизни в раю, об общении с Богом, о грехопадении, о том, что Бог обещал послать Спасителя. Дед Мафусал передалэто Ною, Ной - своим потомкам, а те уже всё это записали при помощи клинописи. Вот так до нас дошла древнейшая история человечества .

· Чему нас учит эта история? (У человека есть два пути: к добру и ко злу. Право выбора остаётся за человеком. Выбирая между добром и злом, человек должен помнить, что зло рано или поздно будет наказано, а добро вознаграждено. Зло - это дорога в погибель, добро -путь к спасению.)


Файлы для скачивания:

Главная > Урок

Тема: Ноев ковчег, урок 1-й.

История Ноя и всемирного потопа, описываемая в книге Бытия, является, пожалуй, наилучшей иллюстрацией того, что человечество во все времена своего существования не отличалось праведностью перед Богом. Нам, по иронии судьбы, всегда свойственно думать примерно так: « В наше время люди стали хуже, моральный уровень человечества падает всё ниже и ниже, раньше, в прежние времена, всё было гораздо лучше!» Однако, уже в самом начале истории (Быт.6; 5-6) ясно говорится о том, что «развращение человеков на земле» было велико до такой степени, что Бог «раскаялся» в том, что создал людей и решил уничтожить их. И только один человек обретает праведность перед лицом Господа – это Ной. Ему Бог поручает построить ковчег и спастись в нём от всемирного потопа.

Что касается самого сказания о всемирном потопе, согласно различным историческим и географическим источникам, это стихийное бедствие действительно произошло около 1637г. до РХ и нашло отражение, прежде всего, в вавилонских и шумерских легендах. Схожее описание всемирного потопа есть и в книге Бытия. Праведный человек, Ной, получает возможность спастись и строит для этого, по указанию Бога, ковчег – огромный крытый корабль, способный перенести потоп. В Быт. 6; 14-17 описано, как Ной должен был построить этот ковчег. В указаниях по строительству ковчега упоминается дерево гофер – это прочная древесная порода Древнего Востока, похожая на современный кипарис или родственное ему дерево. Это дерево отличалось прочностью и надёжностью, устойчивостью к природным стихиям.

Для подготовки к урокам, посвящённым истории Ноя и всемирного потопа, рекомендуется самостоятельно прочитать эту историю в Быт. 6- 9- начиная с гнева Бога по отношению к человечеству и заканчивая спасением Ноя и заключением завета с ним. Поскольку истории Ноя будут посвящены два урока, рекомендуется «разбить» её так:

Урок 1: расскажите детям о том, как Бог разгневался на людей и решил их уничтожить с помощью потопа. Закончите рассказ тем, как Ной начал собирать животных для того, чтобы и их взять с собой в ковчег.

Урок 2: расскажите детям о том, как начался сам потоп и как ковчег плавал по поверхности воды. Далее скажите, что Бог «вспомнил о Ное», прекратил потоп. Закончите рассказ заключением Богом завета с Ноем и обязательно расскажите о радуге.

К первому уроку, кроме чтения текстов из Библии, рекомендуется подготовиться не совсем обычным образом. Если есть возможность, позаботьтесь о том, чтобы помещение позволяло провести оба эти занятия в форме интересной и увлекательной игры. Вам понадобятся нехитрые предметы, которые, по идее, всегда можно найти под рукой: несколько стульев, книги, одно или два покрывала, фонарик и несколько игрушек, изображающих животных – желательно, «парных»- например, козёл и коза, корова и бык – и так далее. Перед занятием расставьте игрушки по аудитории так, чтобы их можно было хорошенько поискать. Фонарик можно тоже спрятать. Заранее подготовьте покрывала, книжки и стулья- желательно, чтобы они были удобными и не очень тяжёлыми.

В начале урока прочтите с ребятами короткую молитву:

Господь Иисус, Ты к нам приди

И на уроке помоги. Аминь.

Затем начните рассказывать историю Ноя- примерно, таким образом:

Мы с вами уже много раз говорили о том, как важно учиться быть послушными, как важно слушаться Бога и наших родителей. В нашей Библии мы можем прочитать много поучительных историй об этом. Бог сотворил людей и очень хотел, чтобы они слушались Его, не делали плохих поступков. Но люди забыли Бога и совершали много дурного в жизни. Бог очень разгневался и решил жестоко наказать людей. Он сказал: « Зря я их создал, всё равно от них нет никакого прока- люди Меня не слушаются!» И решил Бог наслать на землю всемирный потоп- огромное наводнение. Чтобы уничтожить людей. Но был на земле человек, которого звали Ной. Он был единственным человеком, который остался верным Богу, слушал Его и любил Его. Поэтому Бог решил не уничтожать Ноя. А помочь ему спастись во время всемирного потопа. Он сказал Ною: «Вот, я нашлю на землю огромное наводнение. Все люди и все животные должны будут умереть, но ты останешься жив. Построй из дерева ковчег, а когда потоп начнётся, войди в него- ты и твоя семья». Ковчег, ребята, это огромная деревянная лодка, в которой есть несколько отверстий. Лодка эта крытая- можно даже сказать, что этот ковчег был похож на большую подводную лодку из дерева! Этот ковчег должен был плавать по земле, как по огромному океану, всё время, пока длился потоп.

И вот Ной начал строить свой ковчег! Ему нужно было торопиться- потоп мог вот-вот начаться! Ной и его семья должны были отправиться в долгое и опасное путешествие, но только так они могли спастись! И очень хорошо, что Бог предупредил их заранее! ..Давайте и мы с вами сегодня поиграем в игру, которую так и назовём: «Ноев ковчег». Построим вместе свой ковчег!

Начните вместе с ребятами «строительство ковчега»! Заранее позаботьтесь о том, чтобы в аудитории было достаточно пространства для этого. Возьмите несколько стульев. Расставьте их так, чтобы спинки стульев были обращены наружу. Оставьте место для «входа в ковчег»- желательно, чтобы «вход» не был слишком узким! Накройте «сооружение» покрывалами - так, чтобы образовалась «крыша», а концы покрывал опускались на обращённые наружу спинки стульев. «Укрепите» покрывало, чтобы оно не спадало- положите на спинки несколько книг. Чем покрывало длиннее, тем лучше! Задача в том, чтобы построить ковчег как можно быстрее, но при этом не забывать и о его «надёжности» и «прочности»!

Ну вот, наш ковчег готов! Конечно, мы все очень хотим залезть в него и опробовать- как там внутри, не так ли?! Но это ещё не всё. Дело в том, что Бог повелел Ною сделать ещё кое-что очень важное. Ной должен был взять в ковчег не только людей (членов своей семьи), но и птиц, и животных, и насекомых! И всех он должен был взять с собой по паре- чтобы, когда потоп закончится, на земле продолжался род животного мира!

В этом месте предложите ребятам найти пары животных- игрушки, расставленные по аудитории. Когда дети найдут все игрушки, пусть положат их в «ковчег», но сами не торопятся туда залезать. Скажите ребятам, что само путешествие в ковчеге состоится на следующем уроке. Постарайтесь организовать процесс так, чтобы «ковчег» остался в аудитории до следующего воскресенья.

Урок: учись быть послушным

Библейская история: Ноев ковчег

Заинтересовка: Игра с масками животных. Ребенок закрывает глаза, ему надевается маска. Задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», ребенок должен угадать, что за маска ему надета.

маски я брала отсюда:

http://www.sparklebox.co.uk/topic/roleplay/masks/animal-masks.html#.VRU_5vysU9U

Сегодня, ребята, мы узнаем историю, когда все эти животные собрались в одном месте.

Библейская история :

  1. Ной - праведный человек. Бог говорит с Ноем.
  2. Бог повелевает Ною строить большой корабль. Ной послушался Бога.
  3. Ной строит ковчег.
  4. Соседи смеются над Ноем.
  5. Ковчег построен.
  6. Животные заходят в ковчег (включить запись голосов животных, дети перечисляют, кого они слышат).
  7. Ной и его семья в ковчеге.
  8. Воды потопа пришли на землю.
  9. Вода убывает с земли.
  10. Ной выпускает ворона, голубя.
  11. Ной и вся его семья выходят из ковчега.
  12. Радуга – завет Бога с людьми.

Повторение:

Игра с движениями «Повторяй за мной»

Поставьте детей лицом к вам, чтобы они повторяли за вами движения. Вы говорите, показывая :

«Очень-очень давно Ной (покажите бороду одно рукой)

построил (жест: строить – постучите сжатыми кулаками друг о друга)

большой ковчег (покажите ладошки, сложенные лодочкой).

Бог (показать вверх – на небо)

сказал Ною, что собирается послать на землю очень большой дождь (двумя руками сверху вниз, имитируя струи дождя) .

Дождь пошел (показать),

и вода поднялась (показать руками выше головы) .

И все, кто зашел в ковчег (показать) были спасены. Бог заботится о послушных Ему людях.

Игра:

Детки, давайте спасем животных от потопа. Мы будем задавать вопросы, за правильные ответы будем давать пары зверей. Вы потом их раскрасите и прикрепите к картинке, как будто они идут в ковчег.

  1. Что Бог повелел построить Ною?
  2. Кто помогал Ною строить ковчег?
  3. Ной был Божий человек. Что построил Ной? (ковчег)
  4. Как называют таких людей, как Ной? (послушными)
  5. Что делали люди, видя, как Ной строит ковчег?(смеялись)
  6. Что произошло потом, когда все – Ной, его семья и все-все животные вошли в ковчег?(пошел сильный дождь)
  7. Кто принес Ною масличную ветвь?
  8. Почему Ной, его семья и все звери были спасены Богом от дождя? (Они были послушны)
  9. Что хочет Бог от нас? (Бог хочет, чтобы мы были послушными)
  10. Что делают послушные дети? (выслушать ответы детей, помочь, если они затрудняются ответить).
  11. А как вы слушаетесь старших?

Золотой стих:

«Дети, будьте послушны…во всем…»Кол.3:20

На кусочках радуги написаны слова стиха. Дети собирают радугу и читают стих.

Применение:

Скажите, правильно ли поступают дети?

  • Мама с Таней переходят дорогу. Таня: «Мама, я уже большая, зачем ты держишь меня за руку, отпусти»!
  • Катя сидит рядом с мамой и сестренкой (задействовать одного ребенка) на служении. Во время молитвы Катя начинает громко разговаривать с сестренкой. Мама: «Катя, тише!» Катя: «Все равно никто не слышит!»
  • Игнат был в гостях у друга. Когда его друга не было в комнате, Игнат включил электронную игрушку в розетку, и игрушка вышла из строя. Об этом никто не узнал. Игнат решил честно в этом признаться.
  • Подруга пригласила Свету на день рождения в воскресенье, именно в то время, когда у неё воскресная школа. Света подумала: «Воскресная школа будет в следующий раз, а день рождения – нет. Я пойду к подруге».
  • Семья готовится к обеду. Мама приготовила борщ. - Лена, подмети пол, - говорит ей мама. Но Леночка взяла нож и принялась резать хлеб.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Всемирный потоп Презентацию подготовила Михалина Светлана Александровна МБОУ «НОШ № 29» Сергиев Посад

Всемирный потоп Сей корабль огромный, славный Спас в беде народ избранный. Сквозь потоп направил бег, Ну а звался он ……………. ковчег

От детей Адама и Евы род человеческий быстро размножился, люди в то время жили долго, до 900 лет и более. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди – «сыны Божии», а от Каина нечестивые и злые - «сыны человеческие».

Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но впоследствии стали брать себе в жены дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худшие обычаи и забывать истинного Бога. Через продолжительное время нечестье между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа – праведный НОЙ со своим потомством.

Милосердный Бог дал людям на покаяние 120 лет. Это время могло послужить людям для раскаяния, вразумления. Ной не переставал призывать людей к исправлению их жизни, пробуждению совести, обращению к Богу. Но они лишь насмехались над Ноем и его семьей, которые сохраняя верность господу, выполняли Его задание.

Тогда Господь решил очистить землю водою от нечестивого рода человеческого. Бог повелел Ною построить ковчег, в котором могли поместиться семья Ноя и животные.

Получив откровение от Бога, Ной приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию - из де­рева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина - 50 локтей и высота - 30 локтей 1 . Наверху бы­ло сделано длинное отверстие по всему ковчегу, в локоть шири­ной, для света и воздуха, а сбоку - дверь. Он должен был состо­ять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему [Гос­подь] Бог...» (Быт. 6, 22).

Когда ковчег был готов, Ной, по велению Божию, вошёл в него со своею женою, тремя сыновьями и их жёнами.

И по указанию Божию взял с собою всех животных и птиц по паре для продолжения рода. Взял и запас пищи на год.

В тот день, когда Ной, выполнив все указания, вошел со своею семьей в ковчег, воды потопа пришли на землю.

40 дней и 40 ночей шел дождь, и «умножилась вода и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножилась, и ковчег плавал по поверхности вод»

По окончании 150 дней вода стала постепенно убывать. На седьмом месяце остановился ковчег на горах Араратских (в Армении) .

Когда вода значительно ушла с земли, Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, который отлетал и вернулся.

Потом Ной выпустил голубя, но и он вернулся, потому что вода была еще на поверхности земли.

Через 7 дней Ной снова выпустил голубя, и он вернулся к вечеру с масличным листом в клюве. Ной подождал еще 7 дней и снова выпустил голубя, который улетел и не вернулся, потому что земля освободилась от воды и подсохла.

Ной с семьей вышел из ковчега и выпустил из него всех животных, пресмыкающихся и птиц, которые спасались на ковчеге.

Тогда устроил Ной жертвенник и принес жертву всесожжения от всех животных и птиц и сынов его. И разрешил Господь людям есть мясо животных.

И сказал Господь: «Я поставлю завет Мой с вами и потомством вашим после вас». И было обещано, что больше не будет потопа для истребления земли.

И установил Господь, что знамением вечного завета между Богом и землею будет радуга в облаке.

Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были: Сим, Иафет и Хам.

Ной начал возделывать землю, насадил виноградник и научился делать вино. Ной выпил вина и, охмелев, заснул нагим в шатре своем. А его младший сын Хам, увидев наготу отца своего, рассказал об этом братьям своим. Братья Сим и Иафет вошли в шатер и укрыли отца одеждой. Проспавшись и узнав о случившемся, Ной проклял Сына Хама. Которого звали Ханаан. А Сима и Иафета благословил за их почитание к отцу.

Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди доживали только до 400 лет.

Всё, что предсказал Ной своим сыновьям в точности исполнилось. Потомки Сима - симиты поселились в Азии, по преимуще­ству на Аравийском полуострове с прилегающими к нему страна­ми; потомки Хама - хамиты поселились почти исключительно в Африке, а потомки Иафета - иафетиты заселили всю южную часть Европы и Среднюю Азию, где образовали Арийское царство. Истинная религия сохранится у потомков Сима - симитов, или семитов (евреев), в их племени явится Искупитель мира. Потомки же Иафета вселятся в шатры Симовы, т. е. они уве­руют во Христа, в то время как симиты (евреи) откажутся от Него.

Кафедральный собор в Монреале

КРЕСТОСЛОВИЦА 2 4 3 5 1 6 н о й м и с к е в о л е ч в к г е п о т п т ф а 1. Сын Ноя. Его потомки сохранили веру в Единого Истинного Бога. 2. Благочестивый человек, построивший ковчег. 3. Кто был создан Богом в шестой день? 4. Как назывался корабль, построенный Ноем? 5. Всемирный …? 6. Сын Ноя, от которого произошли европейские народы

Список литературы Закон Божий для семьи и школы. Протоиерей Серафим Слободской. Переиздано в России в 2003 г. Шевченко Л.Л. Православная культура. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. М., 2004 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E1%EE%F0_% CC%EE%ED%F0%E5%E0%EB%E5



Послушание Ноя угодно Богу Бытие 7-9

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ УРОКА

Инсценируйте историю.

Расскажите, как Ной послушался Бога.

Сделайте аппликацию к истории.

Расскажите детям об их послушании.

Повторите и выучите новую рифму.

Поблагодарите Бога за спасение Ноя.

О чем этот урок

Этот и следующий уроки посвящены истории о Ное. Вам потребуется два занятия, чтобы передать детям этот важный рассказ о послушании Ноя и его семьи, о его огромном ковчеге, губительном наводнении и радуге знаке завета Бога с человеком. Рассказывая историю, помните, что она повествует о спасении. В ней говорится о приговоре, вынесенном падшему человечеству, выборе жизни или смерти, о Божьем завете с человеком и будущем искуплении. Но по существу она рассказывает о том, как Бог спас одну семью от потопа который все уничтожил.

Данный урок подчеркивает послушание Ноя. Послушание должно быть ответным чувством на Божию любовь и доброту. Другими словами, это не что то, посредством чего мы заслуживаем прощения, но наш практический ответ на зов Божий, на Его милосердие. Рука Господня всегда протянута к нам, и мы скорее можем рассчитывать на Его любовь и помощь, даже дети могут рассчитывать на любовь своих родителей. Ваша задача на этом уроке дать детям типичное представление о Ное. На протяжении всей истории он представляет собой предмет насмешек со стороны своих соседей. Люди смеялись буквально над всеми его действиями: над постройкой гигантского ковчега в сухой долине, над тем, как Ной загонял в него зверей и собирал для них корм. Однако Библия описывает Ноя, как человека, который «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6,8). Что может быть лучше для человека, как угодить Богу, и что может быть более значительным для маленьких детей? Конечно, важность угождать, быть послушными родителям и учителям. Бог был доволен послушанием Ноя. Он также может быть доволен послушанием каждого человека. В мире, пропитанном убийствами и кровавым насилием, Ной был безупречен. В поколении, которое насмехалось и отвергало Бога, один Ной смиренно «ходил пред Богом» (ст. 9). Из всех семей на земле, только одна была праведной. Ной имел в себе благородство и силу противостоять беззакониям того времени. Он был исключением. Но в итоге эта история должна быть сконцентрирована на Божьей доброте. Праведность Ноя и его послушание были исключением в то время, однако они должны быть правилом для каждого из нас. Бог имеет право ожидать послушания от каждого из Своего творения. И все заслуживают смерти за непослушание Ему.  Также Бог был очень огорчен тем, что созданные Им люди оказались на таком печальном жизненном пути, низко пали и так далеко ушли от своего первоначального положения и предназначения, что «все мысли и помышления в сердце их было зло во всякое время* (ст. 5). Тем не менее, Он решил спасти одну семью, чтобы произвести от нее новое начало. Детально об этом новом начале будет рассказано в следующем уроке.

ВСТУПЛЕНИЕ

Материалы 1. Карточка с изображением животного (каждому ребенку). 2. Маркер или фломастер. 3. Нитки или безопасные булавки.

Этот урок постройте на теме «послушание». Расскажите вашим трехлетним детям о том, как Божии люди ответили на Его доброту и любовь. Даже маленькие дети могут соприкасаться с этой любовью, и они должны понять через историю о Ное, что нам также необходимо отвечать Богу послушанием. Для того чтобы подготовить детей к слушанию истории о Ное, принесите на урок по две фигурки каждого животного. Покажите карточки малышам и дайте каждому возможность выбрать животное по желанию, а также попросите их всех ответить, что это за животное, Напишите на карточках названия зверей, которых они изображают. Приколите их детям (каждому) на одежду или прикрепите нитку и оденьте на шею. Спросите у учеников, что общего во всех карточках? Да, там изображены животные! Попросите детей найти парные изображения два жирафа, два слона, два зайца, две птицы и т.д. Скажите им, что карточками с изображениями животных они воспользуются позже, а сейчас у Вас есть для них Библейская история. Попросите детей внимательно слушать, чтобы в сегодняшнем рассказе найти своих животных.

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Материалы 1. Коробка из под обуви для ковчега. 2. Липкая лента. 3. Ножницы, мелки или маркеры. 4. Маленькие игрушечные животные (или печенье в виде животных). 5. Большой кусок прочной цветной бумаги для крыши.

Ковчег Вы будете собирать во время рассказа Библейской истории детям. Можете раскрасить его, имитируя дерево. С одной стороны ковчега прорежьте дверь, а плотный лист бумаги прикрепите вверху в виде крыши. Ваш готовый ковчег будет выглядеть примерно так: Бог был очень огорчен. Папы не слушались Его. Мамы тоже. Даже маленькие мальчики и девочки забыли любить и слушаться Бога. Поэтому Бог был огорчен. Он так опечалился, что даже пожалел, что создал растения, животных и людей в Своем мире. Могло ли что-нибудь в этом плохом мире порадовать Его? Да! Был один человек в Божьем мире, который очень радовал Бога. Его имя Ной. Ной любил Бога! Он слушался Бога! И так поступали жена Ноя, его три сына и их семьи. Бог был счастлив оттого, что семья Ноя по прежнему любила Его, хотя все остальные люди Его не слушались и не любили. И потому Бог решил остановить все плохие дела, которые они делали. Да! Он решил уничтожить Свой мир и все живое в нем. Все? Нет не все. Бог пообещал спасти Ноя и его семью особенным путем.

Вот послушайте: Бог пришел к Ною и повелел ему построить лодку. Нет, это была не маленькая лодка. О, нет! Это должна была быть большая, очень, очень большая лодка, которая называется ковчег. Как много работы было у Ноя! Как много времени ему нужно было, чтобы построить этот ковчег. Как вы думаете, Ной послушался Бога? (Дайте возможность детям ответить). Да, он действительно послушался, и сразу сделал то, что повелел ему Бог. Он пошел и немедленно приступил к построению большого, пребольшого ковчега. Сначала Ной должен был собрать все свои инструменты. Он нашел свою большую пилу, молоток и гвозди. А также приготовил много, много дерева. «Что ты делаешь, Ной? спрашивали его соседи. Что ты строишь?» «Я строю ковчег», отвечал Ной. «Ковчег? Что ты будешь с ним делать? Здесь же нет воды для того, чтобы он плавал». Соседи Ноя смеялись над ним, но Ной сохранял спокойствие и продолжал работать. Он верил тому, что сказал ему Бог, и таким образом, слушался Его. Ной вставал каждое утро и прибивал, прибивал и прибивал один кусок дерева к другому. (Начинайте рисовать доски со всех сторон коробки из-под обуви).

Вы только подумайте, сколько ему нужно было досок для строительства такого огромного ковчега. Иногда Ной очень уставал, но не переставал работать. Нет! Бог сказал ему, что ковчег должен быть большим и очень устойчивым. Почему? Потому что он должен выдержать людей, много, много животных и птиц. Поэтому Ной продолжал пилить доски и забивать гвозди. Это продолжалось много, много времени дольше, чем вы ждете свой день рождения или Рождество. (Нарисуйте гвозди на досках). В конце концов, корпус большого ковчега был построен. Но на этом работа не закончилась. В ковчеге еще не было двери. Эта дверь должна была быть особенной, чтобы через нее могли войти внутрь животные разных размеров; и большие, и маленькие. (Прорежьте в коробке дверь, откройте и закройте ее, показывая детям, как она работает). Для ковчега нужна была также и крыша. Ною потребовалось очень много времени, чтобы построить такую большую крышу, но он сделал и это. (Приклейте липкой лентой крышу). И вот, наконец, ковчег, был построен. И он был дел точно таким, каким Бог повелел Ною его сделать. Ной слушался Бога. Он выполнил каждую даже самую маленькую вещь, которую Бог поручил ему.

Соседи Ноя удивленно смотрели на большой ковчег. «Что за непонятную вещь ты построил, Ной? Зачем тебе такая большая лодка? Что ты будешь с ней делать?» Ной попытался рассказать людям о Божьем плане. Он объяснил, что Бег очень недоволен тем, что все люди: мамы и папы, девочки и мальчики не слушаются Его. И поэтому Он решил погубить землю и всех живущих на ней. Люди не послушались Бога и потому не смогли попасть в ковчег и спастись. Нет! Один только Ной и его семья, птицы и животные поплыли в ковчеге. И вот настало "то время, когда Бог сказал Ною и его семье войти в ковчег и взять с собой животных. По двое из каждого вида зверей и птиц вошли в него. (Откройте дверь ковчега). Первыми вошли... (Начинайте двигать игрушечных животных по направлению к ковчегу; пусть дети перечисляют их названия по мере того, как они «входят» внутрь). Снова и снова новые животные подходили к ковчегу. Их было очень много. Одни прыгали, другие бежали, третьи шли вперевалку, четвертые летели. Наконец-то, все они вошли в ковчег. И вся семья Ноя также вошла в него. И вся еда, которая нужна была людям и животным, чтобы кушать во время плавания, была с ними. Когда все было готово, Кто-то закрыл дверь ковчега. Как вы думаете, Кто это был? Это был Бог. Правильно! Это Он очень плотно закрыл дверь. А затем, как вы думаете, что Ной услышал? (Приложите руки к Вашим ушам). Шшш! Начали падать дождевые капли все быстрее, быстрее, быстрее. Начался очень сильный дождь. Как были счастливы Ной и его семья! Им было уютно и безопасно в ковчеге. И они сказали: «Спасибо Тебе, Бог. Спасибо Тебе, что Ты сохранил нас и мы в безопасности!»

Практическое применение

Проведите практическую деятельность, инсценируя сегодняшнюю историю. Начните вместе с детьми «строить» ковчег. Если вы имеете достаточно картонных кубиков, то отгородите ими большую площадь и назовите это ковчегом. (Не забудьте оставить место для двери). Если у вас нет кубиков, то попросите детей помочь Вам расставить стулья и, таким образом, вы получите огороженное место. Другой вариант это очертить на полу мелом или выложить лентой площадь ковчега, оставив открытое место для двери. После того, как вы огородили площадь ковчега, сядьте в него и обговорите, как вы будете инсценировать историю о Ное. Скажите детям, что Вы будете Ноем, а они будут животными, которые пришли в ковчег. Попросите детей еще раз посмотреть на свои карточки, чтобы знать, какое животное они будут представлять в этой игре. Затем дайте им время найти свою пару, напоминая этим, что животные пришли по двое. Вы можете разрешить нескольким парам показать, как они будут заходить в ковчег (топать, как «слоны», вытянув руки вперед в виде хобота; прыгать, как зайцы; бежать галопом, как лошади и т.д.). Затем попросите детей разойтись в разные стороны комнаты. При этом они должны сохранять пары, взявшись за руки. Начните вкратце рассказывать сегодняшнюю историю, подходя к тому месту, где животные заходят в ковчег. И потом позовите их, называя каждую пару, войти и заполнить ковчег. Когда все соберутся внутри ковчега, спросите у детей, Кто закрыл дверь (закройте кубиками, стульями или лентой отверстие для двери). Затем вспомните, чем заканчивается история, спросив у учеников, что же случилось, когда Бог закрыл дверь ковчега. Напомните детям, что Ной и его семья были очень благодарны Богу за тот чудесный путь, которым Он их спас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материалы Картинка к Библейской истории. (Каждому по одной). Оставаясь в ковчеге, закончите урок молитвой. Попросите детей присоединиться к Вам. (Повторите молитву несколько раз перед тем, как вы склоните головы и будете молиться вместе). Не забудьте отдать детям домой картинки по Библейской истории.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Легкая закуска. Для легкой закуски приготовьте печенье в виде различных животных, которое будет напоминанием о сегодняшней истории. Поставьте на стол Ваш ковчег и предложите детям наполнить его этими «животными». После печенье можно съесть.

2. Аппликация к истории. Прикрепите большой лист бумаги к стене. Нарисуйте мелом или фломастером контуры ковчега. Затем раздайте детям заранее приготовленные фигурки животных.

3. Попросите учеников мелками или фломастерами разукрасить их. Затем Вы называете одного за другим всех животных, а дети, чье животное будет названо, подходят и приклеивают его клеем или липкой лентой к ковчегу. Проследите, чтобы животные были парами. Если хотите, то Вы можете также вырезать деревья, солнце, тучи, цветы и др., и приклеить их к аппликации. Пригласите родителей после урока посмотреть на сделанную вшей работу.

4. Игра: «Спрятанные животные». Перед уроком вырежьте животных (каждого вида по два). Спрячьте этих животных в разных местах классной комнаты так, чтобы дети, после недолгих поисков, могли их найти. Поставьте ваш ковчег посреди класса и скажите ученикам, чтобы они, по мере того, как будут находить фигурки зверей, складывали их в него. Напомните при этом, что животных должно быть по два. Для подсказки Вы можете Называть их: слон, заяц, лошадь, черепаха, белка, жираф, утка. Проследите за тем, как животные будут «входить» в ковчег. Позвольте детям проверить набор животных, чтобы убедиться в том, что их в ковчеге действительно подвое.

5. Можешь пи ты мне сказать? Здесь несколько вопросов, которые Вы или кукла Аня можете задать детям по теме сегодняшнего урока. 1. Что Бог сказал сделать Ною? 2. Послушался ли Ной Бога? 3. Что построил Ной? 4. Можешь ли ты рассказать мне случай, когда ты слушался кого-нибудь? (Дайте возможность ответить каждому ребенку).

ЕСЛИ У ВАС ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ

1. Поставьте сцену «вхождения» в ковчег.

2. Если у Вас есть возможность, то покажите детям фильм о Ное или послушайте вместе с ними аудио рассказ.

3. Используйте разную литературу о Ноевом ковчеге. Это могут быть книга, журналы, детские Библии в картинках.

4. Сегодня вы можете сделать:

Аппликацию к сегодняшней истории;

Раздать детям формочки в виде животных и тесто или пластилин для того, чтобы они могли выдавливать различных зверюшек;

Вырежьте фигурки животных из картона.