Где в новом завете написано про питание. Библейская пища. Уроки кулинарии от Авраама, Сарры и Агари. Авраам, Сарра и три религии

Автором этой модели питания является американский натуропат Джордан Рубин, который начал искать спасение от болезни Крона в Священном Писании. Подражая рациону людей эпохи Ветхого Завета, он нашел решение проблемы. Свои изыскания натуропат изложил в книге под названием «Диета Создателя». Также его модель питания называют библейской диетой.

Правила

40 дней библейской диеты, безусловно, сразу ассоциируются со временем поста Иисуса Христа в пустыне. Скорее всего, такая длительность применения этого способа питания преследует лишь цель подчеркнуть его особый характер. На самом же деле принципов диеты можно придерживаться гораздо дольше.

Период из 40 дней делится на 3 этапа. Первый из них, длящийся 2 недели , — это фаза, в которой едят рыбу, мясо и овощи. Из меню следует исключить хлеб, крупы, макаронные изделия, фрукты и бобовые.

Второй этап диеты предусматривает расширение меню за счет зерновых, каш.

Третья фаза — это время, когда в рацион можно включить фрукты (в том числе цитрусы) и бобы. Только на этом этапе диеты вводятся периодические посты: каждую неделю третьего этапа автор рекомендует один день голодать. В эти сутки можно пить только воду и свежие овощные соки.

На всех трех стадиях не ограничивается количество потребляемых овощей и мяса. Однако автор подчеркивает, что они должны поступать к столу из проверенных, желательно экологически чистых источников. Не допускается употребление искусственно разведенной рыбы и животных с птицефабрики – из-за потенциального риска присутствия в мясе токсинов, тяжелых металлов, гормонов и антибиотиков.

Конечно, в «библейском» рационе нет места сладостями, газированным напиткам и фаст-фуду.

Библейская диета характеризуется, прежде всего, низким уровнем переработки употребляемой пищи, на что обращается особое внимание. Следует выбирать продукты с кратчайшим сроком годности и списком ингредиентов на этикетке. По словам автора, «философия Творца» основана на потреблении человеком еды, являющейся дарами природы — свежими и обработанными в минимальной степени. Таким образом, диета эта основывается не на контроле количества потребляемых калорий, а на употреблении «правильных» продуктов и исключения тех, которые, по мнению автора, не вписываются в питание людей Ветхого Завета.

Приемы пищи должны быть регулярными, без спешки. Нужно наслаждаться едой, которая для нас является даром свыше.

Как уже было сказано, все продукты должны быть свежими, иметь минимальную степень переработки и по возможности быть экологически чистыми.

  • Необработанные зерна злаков — просо, кукуруза, рожь, ячмень, овес.
  • Орехи — кешью, бразильские, пекан, миндаль.
  • Фрукты – но только в третьей фазе диеты.
  • Семечки — кунжут, тыква, лен, подсолнечник.
  • Говядина и мясо птицы — вареное или запеченное, предпочтительно птиц свободного выгула или скота, пасшегося на зеленом лугу.
  • Жиры — оливковое масло, льняное масло.
  • Дикая рыба — треска, сельдь, палтус, лосось, скумбрия.
  • Молочные продукты — кефир, паста, йогурт.

Эффективность

Веры в результативность диеты — пусть даже и библейской – недостаточно для того, чтобы она принесла ожидаемые плоды. Схема, предложенная Джорданом Рубином, может быть проверена всеми – как верующими, так и неверующими. Ведь библейская диета лишена религиозной подоплеки и по сути является достаточно хорошо проработанной моделью питания, полезной с точки зрения и улучшения здоровья, и потери жира.

Первые две недели диеты основаны на ограничении потребления углеводов. Это благоприятно влияет на сахарный обмен и чувствительность к инсулину и приводит к довольно быстрому уменьшению массы тела — частично за счет потери воды, связанной с мышечным гликогеном, частично за счет активации глюкагона в ответ на низкий запас углеводов. Адекватное потребление белка, жира и клетчатки, полученной из овощей, обеспечивает чувство сытости и запас калорий на нужном уровне.

После двухнедельной фазы низкоуглеводной диеты количество углеводов постепенно увеличивается. Это предотвращает потенциальные побочные последствия слишком длительного ограничения источников глюкозы в рационе. Диета не лишена витаминов, минералов и антиоксидантов, получаемых из фруктов и овощей, полноценных белков и незаменимых жирных кислот. Правильно проведенная библейская диета действительно может привести к потере жировой ткани, улучшению инсулиновой чувствительности и сахарного обмена, регулированию липидного профиля, исчезновению хронических воспалительных процессов, характерных, в частности, для аутоиммунных заболеваний, например, болезни Крона или ревматоидного артрита.

Побочные эффекты

Не существует универсальной диеты абсолютно для всех, даже если эта диета «спроектирована» самим Творцом. Применяя такую систему питания, стоит помнить о ее индивидуализации. В некоторых случаях из рекомендованных автором продуктов будут пригодны не все. Например, целиакия может привести к необходимости отказа от глютеновых зерновых во второй фазе диеты. Аллергия на белки молока или непереносимость лактозы связаны с требованием исключения из меню молочных продуктов, а болезнь Хашимото — с игнорированием источников гойтрогенов.

Также стоит отметить, что первый этап диеты, базирующийся на низком потреблении углеводов, не должен длиться дольше, чем предписывает автор. Это особенно важно, если человек болен гипотиреозом, если у него развился синдром усталости надпочечников или же он ведет активный образ жизни.

Если приспособить «диету Создателя» к индивидуальным потребностям и придерживаться ее главных принципов — низкой степени переработки продуктов, активного употребления овощей, регулярности и наслаждения едой, то негативных побочных эффектов возникнуть не должно. Библейская диета – это, несмотря на название, не очередная чудо-диета, а способ питания, основанный на возвращении к истокам — продуктам непереработанным, свежим и полученным от самой природы.

Лекция доктора биологических наук Т.Ю. Угаровой
БИБЛЕЙСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ЗДОРОВЬЕ В СВЕТЕ ДАННЫХ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Фундамент, которому можно доверять

Последние 50 лет человечество стремительно теряет здоровье. Сейчас медики числят свыше 10 тысяч болезней человека и постоянно возникают новые. И старые инфекции, которые были объявлены побежденными (холера, чума, и др.) в наши дни снова поднимают свою голову. Бичом цивилизованных стран стали так называемые "дегенеративные болезни". Это, прежде всего, болезни сердечно-сосудистой системы, рак, диабет, дисбактериозы, остеопороз, и др. Многие люди чувствуют хроническую усталость. Дегенеративные болезни не являются сейчас только болезнями пожилого возраста, они стремительно молодеют. Медиков не удивляет остеопороз у подростков, гипертония и атеросклероз у 15-ти летних. Более того, уже у 3-5-ти летних детей обнаруживаются изменения в сосудах.

Все это происходит, несмотря на огромные успехи медицины в деле диагностики, хирургического вмешательства и лекарственной терапии отдельных заболеваний. Создается впечатление, что все эти успехи медицины бьют мимо цели. Представьте себе водопроводный кран, засоренную раковину и лужу на полу. Похоже, что медицина все более и более эффективно занимается вытиранием луж на полу и не заботится о том, чтобы прочистить раковину. Т.е. лечится болезнь, вытирается лужа, но здоровье из рук медицины мы получить не можем, потому что медицина не занимается здоровьем. И люди начинают поиск альтернативных путей к здоровью, причем предложений - огромное количество.

Нам буквально со всех сторон обещают здоровье. И среди этих предложений есть такие, я бы сказала, "зловредные болотные огоньки ", которые заводят нас в очень опасную трясину - опасную, прежде всего, для нашего духовного здоровья, а, следовательно, и здоровья физического. Хотелось бы опереться на какой-то незыблемый фундамент, такой, которому можно доверять. Я предлагаю опереться на Библию.

У некоторых, наверное, возникает вопрос, как может Библия, книга, написание которой началось почти 3,5 тысячи лет назад и закончилось почти 2 тысячи лет назад, помочь нам в поисках здоровья? Что может сказать эта книга о реалиях современной жизни? И могут ли что-то посоветовать ее авторы людям, живущим в современной экологической ситуации, при стрессах и гиподинамии? Ответ зависит от того, что представляет собой эта книга. Если Библия - это творение человеческого гения, то ее авторы, безусловно, ничего не могут посоветовать людям, живущим в условиях современного мегаполиса. Но если Библия - это откровение любящего Бога, то, значит, там должны быть ответы на все вопросы современности, и в ней мы сможем найти незыблемые, вечные рекомендации по нашему здоровью.

Когда я взялась проанализировать рекомендации Библии по здоровью, то я поняла, что прикоснулась к колоссальной теме, которая не может быть раскрыта в одной лекции. Поэтому решила ограничить лекцию одним частным вопросом, и этот вопрос такой: Какие же рекомендации дает нам Священное Писание по вопросу питания? Почему именно питания? Потому, что пища - главный фактор в ряду других важных факторов, которые определяют наше здоровье. На этом сходятся все авторитеты древности и нашего времени. Итак, сегодня мы будем рассматривать библейские рекомендации по питанию. Так какую же диету предлагает нам Библия?

Первоначальная (райская) диета - вегетарианская

О диете, которая была дана на заре человечества, мы читаем на второй странице Библии. Вот библейский текст:
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, которая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу" Быт. 1:29

На языке современной науки это означает, что нам предлагаются в пищу травянистые семенные растения, их плоды и семена, а также плоды древесных семенных растений. Эти пищевые растения нам хорошо известны: зерновые и бобовые культуры, овощи, пряно-вкусовые травы - все это "травы, сеющие семя", а также фрукты и орехи - "плоды древесные". Из этого растительного многообразия Библия в качестве главного выделяет зерно, хлеб. Слово "хлеб" появляется уже на следующей странице Библии (Быт. 3:19) и красной нитью проходит через все Священное Писание. Хлеб в Библии является символом пищи, необходимой для физической жизни, к хлебу применяется эпитет "насущный", что означает жизненно необходимый, чрезвычайно важный для жизни. Вспомним строку из молитвы Господней: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день". Мтф. 6:11

А вот поэтический отрывок, в котором говорится о хлебе, как о благословении:

"Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; Напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее; венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук. Источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью, луга одеваются стадами и долины покрываются хлебом, восклицают и поют". Пс.64:10-14

О хлебе, т.е. о зерне, говорится во множестве других текстов Библии, которые я не могу привести здесь. Нет сомнения, что именно хлеб, зерновые культуры предлагаются как основа питания.

Интересно, что в русской крестьянской традиции был поистине библейский взгляд на пищу. Пословица "Хлеб всему голова" отводит зерну первое место в питании. Известно крестьянское отношение к хлебу, как к чему-то совершено священному. Никто не мог выбросить крошки со стола, т.е. все понимали, что хлеб, это что-то такое, данное человеку, что определяет само его существование. Нет хлеба - голод, есть хлеб - изобилие.

В Библии есть потрясающее свидетельство, что зерно с добавлением бобовых является тем достаточным минимумом, на котором человек может существовать долгое время. Пророк Иезекииль по повелению Господа должен был 390 дней питаться такой пищей:

"Возьми себе пшеницы, и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы, по числу дней, в которые ты будешь лежать на боку твоем; триста девяносто дней ты будешь есть их. И пищу твою, которою будешь питаться, ешь весом по двадцати сиклей в день".

Двадцать сиклей - это 230 г в день. Кроме 230 г многозернового хлеба у пророка была только вода. Это была скудная пища, которая символизировала нехватку продовольствия во время осады Иерусалима, но для нас важно то, что она обеспечивала жизнь и активную проповедническую деятельность пророка в течение 13 месяцев! Это подтверждает ценность зерновых культур для обеспечения основного обмена, и бобовых как источника белка.

/ответ на вопрос из зала:/
Что такое полба?
- Что такое полба? Полба - это сорт пшеницы, но сорт особенный, все-таки это полба. Полбу сейчас сеют мало по причине относительно низкой урожайности, но, по-видимому, полба ценна в пищевом отношении, она упоминается в Библии многократно.

Питание людей после потопа

После потопа условия на земле меняются в худшую сторону, резко сокращается продолжительность жизни людей. Людям предстоит расселиться "по всему лицу земли", освоить места обитания пригодные и не пригодные для земледелия. Характер питания меняется - наряду с растительной пищей дается пища животного происхождения.

"Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте". Быт. 9:3,4

Все языческие народы, которые рассеялись по земле, могли употреблять в пищу все, что они находили: беспозвоночных и позвоночных животных, водных и наземных, травоядных и хищных, птиц и насекомых - "все движущееся, что живет, будет вам в пищу". Отметим два момента:

1. произошла не замена одной диеты на другую, а существенное расширение данной ранее. Пища животного происхождения была добавлена к основной, т.е. к растительной пище: "как зелень травную даю вам все".

2. вводится фундаментальный запрет на употребление крови. Кровь должна быть слита, люди не следует употреблять ее в пищу.

Диета для народа Божьего: существенные ограничения

По прошествии времени Господь избирает Себе особый народ и дает ему Закон. Заметное место в Законе отводится предписаниям по питанию. Использование животной пищи было существенно ограничено, причем ограничения касались как видового состава животных, разрешенных в пищу, так и в отношении того, какие части животного можно есть.

Согласно Синайскому законодательству основная пища животного происхождения - это мясо травоядных копытных животных, но далеко не всех:
"Всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте". Лев.11:3.
Если исключить неактуальных для современного россиянина оленя и серну, то остается мясо крупного рогатого скота, овец и коз, т.е. говядина, баранина и козлятина. Категорически запрещена свинина. Об этом в Библии говорится неоднократно. Лев. 11:7,8;Ис.65:4; 66:17.
Запрещены в пищу все хищные животные и грызуны, а также все пресмыкающиеся ("ползающие на чреве").
Птиц можно есть, но не всех. В весьма длинный список запрещенных птиц вошли хищные и рыбоядные птицы, а также птицы, питающиеся падалью и птицы-мусорщики. Лев.13-19. Не привожу библейские тексты, они очень объемные.
Из водных и водоплавающих были разрешены в пищу те, "у которых есть перья и чешуя". Лев.11:9. Следовательно, разрешена покрытая чешуей рыба, а отсечены все водные беспозвоночные животные (например, устрицы и омары) - они попали в пищу запрещенную для избранного народа.

Второе ограничение было дано на части, которые можно употреблять в пищу. Повторен данный ранее безусловный запрет на употребление в пищу крови:

"И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота". Лев.7: 26.

А вот тексты, которые запрещают использование жира животных (тука). Обратите внимание, как скрупулезно перечисляются все жировые отложения, как подкожные, так и внутренние, которые необходимо отделить от мяса:

"Тук ее(овцы), весь курдюк, отрезав его по самую хребтовую кость, и тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях, и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками он отделит это; священник сожжет это на жертвеннике; это пища огня..." Лев.3:9-11.

(Здесь говорится об овцах, но аналогичные тексты есть о другом скоте)

"Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших: никакого тука и никакой крови не ешьте" Лев.3:17.

Так было предписано избранному еврейскому народу.

Почему многие христиане едят свинину?

Многие христиане не считают эти предписания для себя обязательным. Почему? В среде первохристиан были острые споры по поводу Синайских законов вообще и о пищевых запретах в честности. В Новом завете, в книге "Деяния апостолов" мы читаем, что Первый Иерусалимский собор, на котором присутствовали апостолы Иисуса Христа, постановил не возлагать на христиан, пришедших из язычников, "никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины". Деян.15:20, 28, 29.

Таким образом, видовые ограничения были сняты, но остался запрет на кровь, т.е. христианам нельзя употреблять в пищу ни кровь, ни мясо, из которого не сцежена кровь(удавленина). Отказ от употребления крови очень важен, он несомненно имеет принципиальное значение, если повторяется трижды: для всех людей земли (завет с Ноем), для избранного народа и для христиан. Позже тот же жесткий запрет на кровь был дан в Коране для мусульман.

Итак, если христиане едят свинину, других "нечистых" животных или животный жир, они не несут на себе формального греха. Но я думаю, что предписания по питанию, данные евреям, разумно рассматривать как совет любящего Бога, данный всем народу Божию, и вообще всем людям. Будем ли мы пренебрегать Божиими советами, прямо относящимися к нашему здоровью? Да, формального греха мы не несем, если едим такую пищу, но вместе с апостолом Павлом мы можем сказать:
"Мне все позволительно, но не все полезно" 1 Кор.6:12.
и к этому безусловно надо прислушаться.

Отношение Библии к молоку, меду и соли

Чтобы поставить точки над i в Библейской диете, надо сказать, что еврейскому народу вместо жира животных было дано оливковое масло, лучшее из растительных масел; что из "плодов древесных" первое место было отдано винограду; что Библия хорошо относится, в отличие от многих современных диет, к молоку и меду, и к соли тоже:
"Соль - это добрая вещь" - это слова Иисуса Христа. Мк. 9:50
Безусловно, речь не идет о злоупотреблениях. Воздержание в использовании даже полезных продуктов необходимо, это то, что идет из всего духа Библейского.

Библейский запрет на генетически модифицированную пищу

И последнее, что я хочу сказать о библейской диете. В Библии мы находим запрещение на использование генетически модифицированной (геноинженерной) пищи. Генная инженерия считается величайшим достижением последних десятилетий. И то, что в Библии есть четкое запрещение на создание генетически модифицированных организмов, говорит о том, что Библия - не творение человеческого гения, а именно глас Божий к человечеству: "Кто имеет уши слышать, да слышит!" - как часто говорил Иисус.

Неужели Библия говорит нам о явлении, возникшем спустя тысячелетия после ее написания? Да, и очень убедительно и определенно. На первых страницах Бытия при описании растений, рыб, пресмыкающихся, птиц и животных настойчиво, семнадцать раз подряд, семнадцать раз для непонимающих и не желающих прислушаться к этому, повторяется: "по роду ее", "по роду его", "по роду их" (Быт.1:11,12,21,24,25; 6:20; 7:14). Еще 30 лет назад этот рефрен мог показаться архаичным и не несущим особо важной смысловой нагрузки, но пришло время, и смысл раскрылся. Библия категорически против смешения, перемешивания генного материала, чем занимается генная инженерия.

Едим ли мы пищу, полученную из ГМО (генетически модифицированных организмов)? Да, безусловно. И чем дальше, тем больше. К началу века 90% мирового производства сои и 75% кукурузы - это ГМО. Чужеродные гены вводят коровам, чтобы скармливать несвойственные им корма, рыбам, чтобы быстрее росли, растениям, чтобы выносили повышенную пестицидную нагрузку. А что стоят "запахи, идентичные натуральным", которыми взбадривают многие продукты, например, фруктовые соки или лапшу из пакетиков. Какой запах желаете? Ананаса, чеснока, винограда или грибов? Любые пищевые запахи в вашем распоряжении, ими торгуют в электричках, ими широко пользуется пищевая промышленность. В натуральных продуктах запах - это краткая аннотация, если хотите, реклама, сотен полезных веществ, которые организм получит из данного продукта. За запахом "идентичным натуральному" ничего не стоит, никакой пользы, но есть реальная угроза аллергической реакции.

Отрицательные последствия ГМО для живой природы и здоровья человека многообразны, а отдаленные последствия - пугающие. Полным ходом идет биологическое загрязнение планеты, которое будет пострашнее химического загрязнения. Я не могу на этом останавливаться, это может быть предметом отдельной лекции. Скажу одно - использование геноинженерной пищи уже дало огромную вспышку аллергии. Соя за последние десять лет вышла в лидирующую десятку аллергенов. Никогда не было, чтобы соя была мощным аллергеном. И это будет касаться всякой пищи с использованием ГМО.

/ответ на вопрос из зала:/
Поясните подробнее, что такое геноинженерная пища?
- Что такое геноинженерная пища? Генетическая инженерия с жизнью обращается как с техникой: берется генный материал живого, ДНК, режется, клеится, берутся куски ДНК с генами одного организма, встраиваются в геном другого, абсолютно неродственного организма. В результате получаются сконструированные по воле человека генетические монстры, ГМО, когда в помидоре, например, имеется ген рыбы, в корове - ген бактерии, в бактерии - ген человека и т.д. Люди знают, чего они хотят, они режут, кроят, комбинируют, но не задумываются о последствиях. А побочные эффекты очень страшные. Предупреждение в Библии было дано, но человек, как всегда, не прислушался. Будем ли мы обвинять Бога во всех бедствиях, нас постигающих?

Алкоголь опасен

Библия предостерегает от неумеренного употребления алкоголя: Вот один из текстов

"Не смотри на вино, как оно краснеет, как искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид" Пр.23:31

Любители выпить могут поразмышлять над таким глубоким текстом: "Дай секеру погибающему". (Сикера - виноградная водка).

Доктор биологических наук Т.Ю. Угарова

«БЛАГОСЛОВЕННАЯ ТРАПЕЗА. Библейские истории и рецепты» - так называется книга Энтони Чиффоло и Рейнера Хессе, которую выпустило издательство «КоЛибри, Азбука-Аттикус». Авторы - священник Рейнер Хессе и историк и издатель Энтони Чиффоло посвящена миру Ветхого и Нового Заветов, праздникам, ритуалам и обыденной жизни библейских героев.

Тут и отрывки из Священного Писания, и исторические комментарии, и главное — рецепты блюд, которые вкушали библейские герои и апостолы. При желании читатель и сам сумеет приготовить нечто похожее на то, что ели наши далекие предки, и таким образом совершить увлекательное путешествие в прошлое, а шедевры мировой живописи помогут сделать это путешествие еще более ярким.

Мы знакомим читателей сайт.Кухня с выдержками из нее. Перед вами - первая часть.

Гостеприимство Авраама

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего.

Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре, и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки, и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

(Бытие, 18:1-8)

Авраам, Сарра и три религии

Точная дата рождения Аврама неизвестна. Поскольку единственным источником наших сведений о нем является Библия, некоторые ученые видят в нем не историческую личность, а своего рода персонификацию какого-то кочевого племени. Как следует из Книги Бытия, жизнь Аврама в Уре, страна Харран, проходила неприметно.

Он женился на женщине по имени Сара, но детей у них не было. Когда Авраму исполнилось семьдесят пять лет, он, согласно Писанию, получил от Господа повеление покинуть Харран и идти в страну Ханаан, располагавшуюся между Средиземным морем, рекой Иордан и Мертвым морем (примерно там, где теперь находится государство Израиль). Следуя этому повелению, Аврам должен был оставить свой народ, пересечь пустыню и поселиться среди чужеземцев. А главное, отныне он должен был чтить единого Бога. За отказ от прежних верований Господь обещал ему многочисленное потомство, которое унаследует землю Ханаанскую, хотя Аврам и жена его были уже в преклонных летах, а Сара ни разу не смогла зачать.

В ту пору богатство мерилось не только золотом и стадами, но еще и количеством жен и детей, поэтому над Аврамом смеялись соседи, ведь детей у него не было, а жена всего одна. Удрученная своей бездетностью Сара убедила мужа взять в наложницы ее служанку-египтянку Агарь, по некоторым версиям, дочь фараона. Агарь родила сына и назвала его Измаил. Но Сара, страдавшая теперь от ревности, изгнала Агарь с сыном в пустыню.

Авраму было тогда восемьдесят шесть лет, и он уже не надеялся на законных наследников. Но, как сообщает Книга Бытия, вмешался Господь. Когда Авраму исполнилось девяносто девять лет, Бог явился ему и «поставил с ним завет»: Бог изменил имена Аврама и Сары — отныне они стали зваться Авраам и Сарра — и обещал, что в течение года у них родится сын. Аврааму же надлежало сделать обрезание и себе, и своим домочадцам мужского пола в знак того, что и они, и все потомки их — народ Божий.

Как рассказывается в приведенном выше отрывке из Книги Бытия, когда Авраам сидел при входе в свой шатер, к нему приблизились «три мужа» — возможно, сам Господь и два ангела, и он принял их с добром и гостеприимством, а они подтвердили, что у Сарры будет сын. Год спустя Сарра родила Исаака.

Так, в соответствии с иудейской традицией Авраам — через Исаака и его детей — считается праотцем еврейского народа. А согласно традиции исламской через Измаила Авраам стал прародителем и всех арабских народов. Евреи, мусульмане, а также христиане почитают Авраама за его верность завету с Богом и веру во всемогущество Божие, а его гостеприимство по отношению к странникам все три монотеистические религии рассматривают как пример, которому необходимо следовать.

Меню встречи у дубравы Мамре

Авраам приготовил для своих гостей простую еду, можно сказать, что он угостил их чем-то вроде древнего фастфуда. Дело происходило вблизи Хеврона, города, расположенного в тридцати километрах к югу от современного Иерусалима, на высоте девятисот с лишним метров над уровнем моря. Сюда, как рассказывается в Писании, и явились три мужа, и Авраам «поспешил» приготовить для них еду, ведь он не ждал гостей в знойный полдень, когда принято отдыхать.

Сарре было велено сделать хлебы; обязанность молоть муку и печь хлеб возлагалась на обитательниц женской части дома, чаще всего на жену хозяина. Муку смешивали с водой и скатывали из теста колобки. Колобки приминали руками, выкладывали на разогретую огнем землю, сверху посыпали горячими углями и оставляли до готовности. Этот процесс был непродолжительным.

А вот приготовление тельца из стада требовало гораздо больше времени, но странники, к счастью, не слишком торопились. Обычно тушу, по-видимому, зажаривали целиком, но, чтобы сэкономить время и не томить гостей, могли разрубить ее на небольшие куски и приготовить их на вертеле над огнем. Многие ученые считают, что мясо подавали с зер- новым или овощным блюдом.

Десертом служили кувшин верблюжьего молока, сыр или творог; кулинар XXI века, обладающий чувством юмора, может добавить к этому меню «ангельский пирог».

Авраам выставил это или подобное угощенье в Мамрийской дубраве, под сенью раскидистых деревьев — в наше время такое место сочли бы идеальным для пикника.

Нижеследующие рецепты рассчитаны на обед для шести-восьми персон, но, если вы хотите организовать его на природе, придется немного потрудиться заранее. Многие ингредиенты, входящие в состав этих блюд, упоминаются в Библии: дрожжи (Левит, 10:12), мука, репчатый лук, лук-порей и чеснок (Числа, 15:4;11:5), шафран, корица, орех (Песнь Песней, 4:14; 6:11), мед (Третья Книга Царств, 14:3), мята, оливковое масло (Евангелие от Луки, 11:42; 16:6), цикорий — одна из “горьких трав” (Исход, 12:8), яич- ные белки (Книга Иова, 6:6), телятина (Первая Книга Царств, 6:7), виноград, тмин (Книга Пророка Исаии, 1:8; 28:25), козий сыр (Вторая Книга Царств, 17:29).

Не бойтесь заменять эти ингредиенты другими, которые окажутся под рукой, — у вас все равно получатся божественные яства!

Рецепты времен Авраама

Ячменные лепешки от Сары

Самое простое блюдо, скажете вы… но ведь и самое вкусное!

Потребуется: 1 чайная ложка сухих дрожжей, ¼ чашки теплой воды, 1 чашка кислого молока, ½ чайной ложки пищевой соды, ½ чашки ячменной муки, ½ чашки ржаной муки, ½ чашки семян тмина, ½ чашки турецкого гороха (нута), ½ чашки молотой полбы, ½ чайной ложки соли, столовая ложка оливкового масла.

Приготовление: Распустить дрожжи в теплой воде. Размешать пищевую соду в кислом молоке. Высыпать всю муку в миску, добавить соль, дрожжи и молоко с содой, перемешать. Всыпать семена тмина и месить тесто руками 10 минут. Выложить тесто в миску, накрыть пищевой пленкой и поставить подниматься на пару часов, пока оно не увеличится в объеме вдвое. Выложить готовое тесто на хорошо смазанную доску и месить несколько минут.

Разделить тесто на 8 равных частей, скатать в колобки. Раскатать каждый колобок на лепешки примерно 15 сантиметровв диаметре. Накрыть влажной салфеткой и отставить минут на 20.

Разогреть сковороду до средней температуры. Налить несколько чайных ложек оливкового масла и выпекать лепешки по отдельности по 2 минуты с каждой стороны, надавливая тыльной стороной ложки, чтобы образовались пузырьки как при жарке блинов. Каждую лепешку завернуть в салфетку, чтобы не остыли, и подавать к столу как можно скорее.

Выход: 8 порций.

Суп из полбы

Суп из полбы (цельнозерновой пшеницы) — вкусная и здоровая «увертюра» к библейской трапезе

Потребуется: 1 чашка полбы (цельнозерновой пшеницы), 4 чашки горячей или холодной воды для замачивания, 5 чашек томатного соуса, 1½ чашки черных бобов, 6 нашинкованных картофелин, 4 головки измельченного чеснока, 4 чайные ложки тмина, 1 столовая ложка куркумы, ½ чайной ложки черного перца, 2 нашинкованных зеленых перца.

Приготовление: Замочить на ночь полбу в холодной воде. Если времени нет, засыпьте крупу в миску, залейте горячей водой и поместите в небольшую кастрюлю с кипящей водой. Поставьте на огонь и держите на водяной бане, пока вся вода не выкипит. Зерна станут мягкими.

Выложите полбу вместе с остальными ингредиентами в большую кастрюлю и варите на медленном огне 1 час. Готовый суп подавайте горячим.

Выход: 8 порций.

Ближневосточная овощная запеканка

В этой запеканке собран целый «огород» ближневосточных овощей — от баклажа- нов и огурцов до фасоли и тыквы

Потребуется: 2 крупных баклажана, соль по вкусу, 2 больших огурца, 2 маленьких зеленых перца, 1 маленький красный перец, 1 маленький желтый перец, 100г зеленой фасоли, ½ чашки оливкового масла, 2 большие луковицы, 3 головки измельченного чеснока, 2 желтые тыковки, разрезанные на кубики, 20 помидоров черри, разрезанных пополам, ½ чайной ложки свежемолотого перца, 100 г лимской фасоли (по желанию), горсть свежего базилика (по желанию).

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. Баклажаны очистить от кожуры, разрезать на кусочки, посолить. Выложить на блюдо и отставить. Огурцы мелко покрошить, перцы нашинковать; зеленую фасоль разрезать пополам. ¶Часто помешивая, поджарить баклажаны с половиной порции оливкового масла до коричневого цвета. Вынуть баклажаны, масло не сливать. Добавить оставшееся масло и жарить лук до золотистого цвета. Всыпать измельченный чеснок, накрыть крышкой и тушить 1 минуту. Не пережарьте!

В большую кастрюлю уложить слоями баклажаны, огурцы, тыкву, перцы, зеленую фасоль. Добавить смесь лука и чеснока, сверху положить половинки черри-помидоров. Посыпать солью и перцем.

Если у вас найдется лимская фасоль, положите ее сверху вместе с луком и чесноком и добавьте немного баклажанов. Посыпать базиликом, солью и перцем; залить водой так, чтобы она покрывала овощи, сверху положить мелкие сухарики. Запекать 1-1½ часа, пока овощи не станут мягкими. Можно подавать с козьим сыром.

Выход: 8 порций.

Верблюжье молоко

Верблюжье молоко, в отличие от коровьего или козьего, обладает специфическим вкусом. Чтобы оно лучше усваивалось, пить его следует медленно, небольшими глотками. Подавать холодным или подогретым.

Потребуется: 6 чашек верблюжьего молока, 2-3 чайные ложки сахара, 1 чайная ложка шафрана, ½ чайной ложки кардамона или мускатного ореха.

Приготовление: Вылить молоко в миску, добавить сахарный песок и поставить на медленный огонь. Добавить шафран и кардамон или мускатный орех, кипятить 2-3 минуты. Добавить еще сахару по вкусу. Подавать в подогретых кружках.

Выход: 8-12 порций.

Финики с медом и творогом

Потребуется: 2 чашки жирного свежего творога, 2 столовые ложки меда, 1 столовая ложка измельченных грецких орехов, ¾ чайной ложки молотой корицы, ⅛ чайной ложки мускатного ореха, веточка мяты.

Приготовление: Выложить творог, мед, орехи, корицу и мускатный орех в небольшую глубокую охлажденную посуду. Размешать до получения однородной массы. Измельчить листья мяты и высыпать сверху на творожную массу.

Использовать как начинку для фиников, освобожденных от косточек, или намазать сверху на сельдерей или цикорий; эта паста также хороша с поджаренным хлебом с корицей.

Мясо на углях

Кебаб — самый эффективный способ приготовить большое мясное блюдо в считанные минуты

Потребуется: 1 кг говядины или телятины, порубленной на кубики, 6 небольших луковиц или лук-порей, 1 большой баклажан, разрезанный на ломтики, 2 желтые тыковки, разрезанные на ломтики, горсть помидоров черри, измельченный чеснок (по вкусу), соль и перец ямайский, перец натуральный, йогурт и сироп от абрикосового или персикового варенья, хлеб с жесткой корочкой.

Приготовление: Последовательно насадить на шампуры кубик мяса, немного лука, ломтик баклажана, ломтик тыквы, два томата и так далее. Измельчить несколько головок чеснока в небольшой посуде; растирая чеснок пальцами, рассыпать его поверх мяса и овощей. Смешать в чашке соль, перец и ямайский перец; посы- пать смесью каждый шампур. Жарить, переворачивая, над горячими углями, стараясь не пережарить.

Во время приготовления смачивать йогуртом или сиропом от варенья. Нарезать хлеб толстыми ломтями, вынуть мякоть и, сняв с шампуров, разложить мясо с овощами в хлебные «плошки». Сверху украсить приправой сумах (1-2 столовые ложки).

Для приготовления приправы взять одну мелко нашинкованную луковицу и ½ чашки рубленой петрушки.

Выход: 8 порций.

Ангельский пирог

Если вы никогда не пробовали домашней ангельской пищи, вас ждет истинное наслаждение!

Потребуется: 1 чашка муки, 1½ чашки сахарной пудры, 12 яичных белков, 2 столовые ложки холодной воды, 1½ чайной ложки винного камня, 1 чашка сахарного песка, ½ чайной ложки соли, 1½ чайной ложки ванили, ½ чайной ложки измельченного миндаля, взбитые сливки, 1 чашка сушеной шелковицы (можно заменить другими ягодами).

Разогреть духовку до 180 градусов. Просеять муку в большую металлическую миску. Добавить сахарную пудру и просеять смесь два-три раза. Взбить яичные белки, воду и винный камень миксером до образования пены. Взбивать до загустения, постепенно всыпая сахарный песок. Добавить соль, ваниль и миндаль и взбивать до образования тугого теста. Понемногу высыпать муку с сахарной пудрой во взбитую яичную смесь и тщательно перемешать.

Выложить полученное тесто в высокую несмазанную форму. Выпекать примерно 35-40 минут, протыкая сверху соломинкой и определяя по ней готовность пирога (к соломинке не должно прилипать тесто). Вынуть из духовки, дать остыть и переложить на блюдо. Подавать со взбитыми сливками или с ягодами.

Выход: 8 порций.

Э. Чиффоло, Р. Хессе Благословенная трапеза. Библейские истории и рецепты / Энтони Чиффоло, Рей- нер Хессе: пер. с англ. Н. Цыркун. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. — 368 с.

Из Библии можно узнать и о том, что надо делать, чтобы надолго сохранить свое здоровье. Опубликовано на веб-портале со ссылкой на poleznoznati.info

А это правда! Многие продукты, упомянутые в Библии, обладают удивительными целебными свойствами.

Мед
Мед очень часто упоминается в Библии. Неудивительно, что его также называют жидким золотом. Все потому, что мед обладает массой полезных свойств, и многими питательными веществами, среди которых витамин B, кальций, медь, фосфат, железо, магний, калий и аминокислоты. Потребление меда может предотвратить или избавить от многих проблем со здоровьем, среди которых солнечные ожоги, аллергии, заживляет раны или устраняет тошноту. Мед надо употреблять с фруктами и йогуртом.

Чечевица
Чечевица содержит много питательных веществ, среди которых витамин B, клетчатка, медь, цинк, калий или фосфор. Кроме того, чечевица насыщает организм необходимым количеством ферментов и выводит токсины. Чечевица лечит воспаление и является хорошим антиоксидантом. Благодаря высокому содержанию клетчатки, чечевица чрезвычайно полезна для здоровья, поддерживает хорошее пищеварение и защищает сердце. Употребляйте чечевицу с соусом карри.

Пшено (Просо)
В Библии упоминается просо как зерно без глютена. Неудивительно, что люди были гораздо более здоровыми в библейские времена. Все потому, что они потребляли очень часто пшено. В нем не содержится глютен, поэтому она замечательно подходит людям, страдающим аллергией на глютен. В просо много минералов, магния и клетчатки. Это зерно и крупа из него, предотвращает развитие сердечных заболеваний, снижает кровяное давление и лечит мигрень. Кроме всего прочего, просо может защитить вас от рака и предотвратить диабет 2 типа. Замените рис пшеном.

Гранат
Гранат – отличный источник витаминов А, С и Е. Эти витамины являются антиоксидантными и могут бороться с воспалением, обеспечивают здоровый внешний вид кожи и укрепляют иммунитет. Кислоты которые содержатся в гранате полезны для сердца и предотвращают рак. Гранат замедляет процесс старения, снижает уровень холестерина и ускоряет обмен веществ.

Оливковое масло
В Библии часто говорится об оливковом масле. Это масло широко используется в средиземноморской диете. Оливковое масло содержит много олеиновой кислоты, которая улучшает иммунитет, значительно снижает риски развития рака, уменьшает воспаление, нормализует уровень сахара и холестерина в крови. Оливковое масло богато витамином Е и очень полезно для кожи. В оливковом масле содержится много антиоксидантов. Употребляйте в пищу только высококачественное оливковое масло холодного отжима.

Обязательно включите в свой рацион питания эти чудесные, проверенные на протяжении многих столетий продукты.

П ациенты часто меня спрашивают, хочет ли Бог, чтобы люди бы­ли вегетарианцами. Ответить на этот вопрос можно и «да» и «нет». Первых людей Бог создал вегетарианцами, И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древес­ный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу; а всем зверям зем­ным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. — Бытие 1:29, 30 Этот план претерпел изменения, когда Бог сказал Ною: «„.Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все…’* (Бытие 9:3). Имелось лишь единственное исключение: «Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте» (стих 4). Этими словами Бог открыл человеку доступ к гигантскому «шведскому сто­лу1′, полному яств, приготовленных из всего многообразия обитаю­щих на земле животных. Однако в главе 11 Левита и главе 14 Второзакония Бог через Мо­исея дал израильскому народу указания о здоровом питании. Он подробно рассказал, каких животных, птиц и рыб можно есть. К примеру, людям было позволено есть только тех животных, которые жевали жвачку и имели раздвоенные копыта: коров, овец и коз. Эти правила, как мы уже сегодня знаем, имеют под собой вполне науч­ное обоснование.
Божий план для Церкви

Евреи соблюдали эти правила на протяжении многих веков, бла­годаря чему их тела были сильными и здоровыми. В Библии сказа­но, что в пустыне среди двух миллионов евреев не было ни одного немощного (см.: Псалом 104:37). Их поистине феноменальное здо­ровье было следствием одного лишь правильного питания! Иисус также придерживался этих правил - никогда не ел свини­ну, моллюсков, сома и другие запрещенные Богом продукты. Вне всякого сомнения, Христос не был вегетарианцем, однако, как ре­лигиозный еврей, Он старательно исполнял все предписания отно­сительно пищи. После Его смерти и воскресения все эти правила претерпели кардинальные изменения, и мы с вами теперь живем не по закону, но по милости и благодати Божьей, Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосуди­тельно, если принимается с благодарением, потому что освя­щается словом Божиим и молитвою, — 1-е Тимофею 4:4,5 Апостолы и пресвитеры также давали свои рекомендации (см,: Деяния 15:28, 29), призывая верующих не есть пищи, пожертвован­ной идолам, и не употреблять кровь или мясо животных, которые были задушены. Однако нигде и никогда они не говорили о необхо­димости неукоснительно следовать правилам питания, изложен­ным в главе 11 Левита и главе 14 Второзакония. Будучи христианином, вы вольны есть все, что вам заблагорассу­дится. Ваш рацион не лишит вас спасения, но, регулярно наполняя свой желудок вредной пищей, вы попадете на небеса гораздо рань­ше положенного. Павел писал, что все ему позволительно, но не все полезно (см.: 1-е Коринфянам 6:12). В свой рацион необходимо включать лишь такие продукты питания, которые полезны для организма. Христианам следует быть для этого мира живым сви­детельством, и неверующие люди, глядя на нас, должны тут же заме­чать, что мы не такие, как все, причем не только в том, что каса­ется наших взглядов и отноше­ний, но и в нашем внешнем виде, который в значительной степени отражает то, что мы едим.
Назад к истокам

Если Бог является одним и тем же вчера, сегодня и во веки веков, как сказано в Послании к Евреям 13:8, какое же меню является для нас наиболее подходящим? Лично я глубоко убежден, что первона­чальный и самый лучший Божий план для всего человечества - ве­гетарианство — должен иметь особый вес в глазах каждого из нас. Я не призываю вас становиться адептами радикальной вегетариан­ской диеты, так же, как и Бог В конце концов, ведь именно Он ска­зал Петру «встань, заколи и ешь» (Деяния 10:13). Однако я не могу не заметить, что вегетарианцы, как правило, живут дольше и в мень­шей степени подвержены всевозможным болезням сердца и раку. -Результаты одного из исследований показывают, что вероятность сердечного приступа у вегетарианцев в возрасте до 65 лет на 45 про­центов ниже, чем у мужчин того же возраста, употребляющих мясо2, Сама Библия дает нам реальный пример неоспоримых преиму­ществ вегетарианской диеты, В Книге пророка Даниила Даниил вместе с другими еврейскими детьми, служившими при дворе вави­лонского царя, должен был в течение трех лет получать не только образование, но и самую изысканную пищу с царского стола. Одна­ко Даниил не хотел оскверняться этими яствами, потому что, сделав это, он неминуемо нарушил бы еврейские законы, изложенные в главе 11 Левита и главе 14 Второзакония. Ему и еще трем молодым евреям было позволено в течение десяти дней заменять царскую еду овощами, зернами и водой. По прошествии этого времени молодые люди выглядели заметно лучите и здоровее своих сверстников. Спу­стя еще три года Даниил и его товарищи предстали перед царем На­вуходоносором и оказались в десять раз мудрее всех его придворных магов и колдунов, На мой взгляд, это одно из наилучших свидетельств исключи­тельной пользы диеты из овощей > злаков и воды. Пожалуйста, не поймите меня неправильно: я вовсе не призываю полностью отказаться от мяса. Если кто-то вдруг начнет уговари­вать вас исключить из своего рациона некоторые виды мяса, вы во­все не обязаны его слушать, потому что все творение Божье являет­ся хорошим, и вы, благословив, можете им наслаждаться* Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некото­рые от веры., запрещающих… употреблять в пишу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благо- дарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не пре­досудительно, если принимается с благодарением. — 1-е Тимофею 4:1-4 Здесь крайне важно быть умеренными и воздержанными, осо­бенно при употреблении мяса. Полезная пища делает нас физичес­ки здоровыми и мудрыми, а вредная вынуждает опускаться гораздо ниже своего потенциала. Что же собой представляет эта вредная, или, как я ее называю, «мертвая», пища? Очень скоро вы откроете для себя и самую темную сторону мира еды, узнав, каких из этих продуктов всеми силами следует избегать.

ПО КИРПИЧИКУ ВОЗВОДИМ ЗДАНИЕ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Задайте себе следую­щий вопрос: «Что бы сегодня ел Иисус?» Изначально Бог создал челове­ка вегетарианцем. Однако мы более не живем по закону — мы живем по милости и благодати Божьей. Все творение Божье является добрым до тех пор, пока принимается с благодарением.

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ . Начиная с сегодняшнего дня вер­нитесь к истокам. Ешьте больше овощей, фруктов и полезных орехов. Белому хлебу предпочитайте хлеб из цельного зерна,