Общая характеристика политической системы ссср и рсфср. Политическая система ссср

Подробное решение параграф § 17 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Почему политическая система, сложившаяся в СССР в 1930-х гг., получила название «сталинский социализм»?

Потому что в СССР установился режим единоличной власти И.В. Сталина

Какую роль играла коммунистическая партия в советской политической системе 1930-х гг.?

Коммунистическая партия стала основной политической силой в в советской политической системе 1930-х гг. Такой режим называется однопартийная диктатура.

1. Какие изменения в советском обществе были отражены в Конституции 1936 г.?

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища

4. Расскажите о репрессивной политике, проводимой в СССР. Оцените её последствия.

Убийство С.М. Кирова

Борьба за власть. Сталин стремился избавиться от потенциальных и бывших конкурентов

Уничтожение потенциальной «пятой колонны» - тех на кому советское руководство не могло доверять в условиях международного кризиса

Ликвидация командного состава Красной Армии, который не был лично преданным Сталину.

5. Назовите массовые общественные организации, действовавшие в СССР. Какова была их роль в жизни страны, советского народа?

Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС)

Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ)

Сеть массовых организаций охватывала все слои советского общества и объединяла представителей различных профессий

1. Как в данных документах эпохи отразилось формирование режима личной власти Сталина?

В первом документе Рютин обвиняет Сталина за те методы, которыми он добился единовластия в партии и в стране. Второй документ показывает создание культа личности Сталина.

2. На основании известных вам фактов подтвердите или опровергните утверждения авторов документов.

Рютин прав, т.к. Сталин укреплял свою власть при помощи террора и устранения несогласных и конкурентов. Второй документ, возвеличивая Сталина, приписывает ему все мыслимые и немыслимые заслуги и в частности то, что Сталин был основоположником коммунизма, хотя теория была разработана Марксом и Энгельсом и переложена на российский реалии Лениным.

1. Дайте характеристику «сталинскому социализму». Запишите в тетради основные его черты.

Сталинский социализм – политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и правящей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем над всеми сторонами жизни общества

2. Какие права, провозглашённые в Конституции 1936 г., позволяли назвать Основной закон СССР самым демократичным в мире? Как на деле в СССР соблюдались заявленные права и свободы граждан?

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища. Многие нормы Конституции оказались формальными. Под контролем партии проходили выборы заранее подобранных кандидатур в Советы всех уровней на безальтернативной основе. Любой гражданин мог быть арестован без санкции суда и прокуратуры

3. Раскройте понятие «культ личности» на исторических примерах.

Культ личности - возвеличивание отдельной личности, как правило, государственного деятеля). Например это возвеличивание Сталина, как это показано на примере второго документа на стр. 147.

5. В чём состояли особенности советской политической системы 1930-х гг. по сравнению с 1918-1920 гг., 1921 - 1928 гг.?

Особенностями политической системы 1930-х стало формирование единоличной диктатуры Сталина в противовес коллективным формам 1920-х гг. Также особенностью является размах репрессий, с помощью которых контролировалась элита и все общество.

6. В 1930-е гг. появился тезис: «Сталин - это Ленин сегодня». Как вы считаете, правомерно ли связывать сталинизм и ленинизм или это разные системы взглядов и идей? Сравните сталинскую и ленинскую политику построения социализма в стране по следующим признакам: экономическая основа системы (форма собственности); принцип и методы осуществления власти; цели государства, его идейно-теоретические основы, методы реализации задач. Подготовьте сообщение по данной теме.

Да правомерно, хотя Сталин во многом отошел от ленинских принципов построения социалистического государства. В частности Ленин подразумевал отмирание государства на пути движения к социализму и склонялся к преимуществу коллективного руководства, в то время как Сталин провозгласил идею отмирания государства через его усиление, благодаря чему смог сформировать централизованную систему единоличного управления страной. Но при этом идейно-теоретическое основы построения государства оставались одинаковыми – идеи коммунизма, хотя методы его построения опять же разнились. Сталин предполагал форсированные методы, в то время как Ленин после перехода к НЭПу согласился, что процесс трансформации должен быть более плавным и постепенным без резких скачков.

Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности

В чём заключалась противоречивость национальной политики в СССР в 1920-1930-е гг.?

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги материала для самостоятельной работы и проектной деятельности.

Проведение индустриализации в основном в восточных регионах, где были запасы природных ископаемых;

Появление новых союзных, автономных республик и округов: к 1940 г. в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР;

Проведение жесткой централизованной политики;

Русификация всех республик (преподавание в школах, вузах на русском языке);

Реализация плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию».

2. Раскройте региональную и национальную специфику индустриализации в СССР.

Индустриализацию национальных районов не только строительство предприятий промышленности, но и процесс освоения природных богатств, создания национальных квалифицированных кадров инженерно-технических работников и рабочих.

В республиках, кроме РСФСР и УССР, был очень низок процент рабочего класса и инженерно-технического состава. Поэтому в формировании квалифицированных кадров в союзных республиках важная роль принадлежала работникам центральных промышленных регионов.

Если в масштабе СССР обеспечивалось преимущественное развитие тяжёлой промышленности, то в отдельных республиках преобладали отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Так обстояло дело в начальный период индустриализации в республиках Средней Азии, Закавказья.

Новые отрасли хозяйства в республиках создавались с учётом потребностей всей страны, если для этого имелись сырьевые ресурсы. Так, в Белорусской ССР возникли машиностроительная, химическая, топливная (торфяная), швейная, трикотажная и другие отрасли промышленности.

3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР в 1930-ые годы.

В 1930-е гг. в СССР появились новые союзные и автономные республики. Возникают Казахская и Киргизская ССР, упраздняется Закавказская федерация, а Грузия, Армения и Азербайджан вошли в СССР на правах союзных республик. Были созданы Еврейская автономная область, 8 национальных округов и 14 национальных районов на Крайнем Севере. Всего во второй половине 1930-х гг. в СССР входило 11 союзных республик, 22 автономные республики, 9 автономных округов, 9 национальных округов. В 1940 г. в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР.

По Конституции 1936 г. за каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действовал общесоюзный закон. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.

Утверждение в обществе административно-командной системы управления и режима личной власти И.В. Сталина оказывало влияние на национальную политику. Под видом федерации в СССР утверждается жёсткое централизованное унитарное государство. Ни одна советская республика не обладала правом принимать любые решения без согласования с Центром. Право свободного выхода из СССР носило формальный характер. В Конституции не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.

4. Как реализовывался план ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию»?

Централизация всех сторон общественной жизни требовала большего единства национальных республик. Произошёл определённый поворот и в национальной политике. Уже в 1930-1931 гг. на Украине и в Белоруссии были репрессированы представители национальной интеллигенции по делу о так называемых контрреволюционных националистических организациях «Союз освобождения Украины» и «Союз освобождения Белоруссии». Они необоснованно обвинялись в создании независимого национального государства. К 1933 г. речь велась уже о разоблачении сторонников «националистического» уклона во всех союзных республиках. Н.А. Скрыпник, старый член большевистской партии, член Политбюро ЦК КП(б)У и нарком просвещения, в 1928 г. утвердил новое украинское правописание. В 1933 г. его обвиняют в том, что он стремился «оторвать украинский язык от русского» и продать его «польскому, немецкому и другим западным языкам». Череда разоблачений «национал-уклонизма» прошла и по Белоруссии. Здесь одновременно боролись с местными белорусскими, еврейскими и польскими националистами внутри КП(б) Белоруссии.

На XVII съезде партии в 1934 г. И.В. Сталин в отчётном докладе выделил необходимость борьбы с «национал-уклонизмом». Раньше указывалось, что главную опасность представляет великодержавный шовинизм. По всем национальным республикам прокатилась волна разоблачений партийно-советских работников за националистические уклоны. Руководителей всё чаще стали присылать из Центра. Обычно местных руководителей заменяли русскими или послушными представителями местных народов. В 1937-1938 гг. фактически полностью были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы.

7 августа 1929 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза ССР». Ставилась задача унификации новых латинизированных алфавитов. Так начался переход на новый алфавит всех тюркоязычных народов СССР. С 1923 по 1939 г. на латиницу было переведено более 50 языков (всего в 1939 г. в СССР письменность имели 72 народа).

С 1932-1933 гг. кампания по латинизации пошла на убыль. Первым документом новой буквенной реформы стало постановление Президиума ЦИК СССР от 1 июня 1935 г. о переводе на кириллицу языков народов Севера. В печати появились многочисленные письма-обращения рабочих и колхозников о том, что латиница им не подходит. Отмечалось, что с ростом культурного уровня народов СССР латинизированный алфавит перестал удовлетворять потребности развития языков. Он не обеспечивал условий к сближению с культурой великого русского народа.

Таким образом, многие языки прошли через двойную реформу алфавита. В 1939 г. большинство языков народов СССР перевели на кириллицу.

В массовом порядке закрывались национальные газеты, русифицировалось начальное образование. В декабре 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) признало вредным существование особых национальных школ (финские, эстонские, латышские, немецкие, греческие и др.). Наркоматам просвещения национальных республик было рекомендовано реорганизовать указанные школы в школы обычного типа. 13 марта 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) издают постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях.

Увеличивалось количество школ, где преподавание велось только на русском языке. На русский язык было в основном переведено преподавание в высшей школе. Вместе с тем в средних и высших учебных заведениях сохранялось преподавание на языках народов СССР, что в значительной мере способствовало формированию национальных элит.

Фактическое признание русского языка государственным языком СССР создавало условия для межнационального общения. Русское население в национальных республиках, которое значительно увеличилось, чувствовало себя более комфортно. Молодое поколение в национальных республиках приобщалось к государственному языку и получало знания, необходимые для успешного продвижения в различных сферах общественной жизни.

В национальной политике руководство СССР в 1930-е гг. приступило к реализации плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию».

5. Назовите особенности политики «коренизации», проводимой в 1930-ые годы.

Советская политика «коренизации», проводимая в 1920-е гг., была направлена на исправление дореволюционного курса на русификацию. Она формировала уважение к советской власти и укрепляла новую власть в национальных регионах. Вместе с тем такая политика способствовала определённой разобщённости, замкнутости союзных республик, что не соответствовало общему курсу развития союзного государства.

Цели национальной политики, проводимой в СССР в 1930-е гг.:

Создание единой общности – русский народ

Единение народов для проведения индустриализации

Преодоление отставания национальных окраин

Подготовка национальных кадров для индустрии

2. Почему руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике?

Руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике потому, что признание русского языка государственным языком СССР создавало условия для межнационального общения. Русское население в национальных республиках, которое значительно увеличилось, чувствовало себя более комфортно. Молодое поколение в национальных республиках приобщалось к государственному языку и получало знания, необходимые для успешного продвижения в различных сферах общественной жизни.

3. Приведите факты, доказывающие свёртывание курса на развитие национальных культур в СССР в 1920-х гг.

На XVII съезде партии в 1934 г. И. В. Сталин в отчётном докладе выделил необходимость борьбы с «национал-уклонизмом». Раньше указывалось, что главную опасность представляет великодержавный шовинизм. По всем национальным республикам прокатилась волна разоблачений партийно-советских работников за националистические уклоны. Руководителей всё чаще стали присылать из Центра. Обычно местных руководителей заменяли русскими или послушными представителями местных народов. В 1937-1938 гг. фактически полностью были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы.

Немцы, финны, корейцы беспочвенно обвинялись в антисоветской деятельности и шпионаже. В Белоруссии и Украине признавалось нецелесообразным сохранять национальные районы, сельсоветы. Десятки тысяч финнов, поляков, немцев депортировали из приграничных районов Ленинградской области, Украины. Больше всех пострадали от депортаций корейцы. В сентябре 1937 г. более 170 тыс. человек из них были переселены с Дальнего Востока в Казахстан и Узбекистан.

4. Опишите достижения в сфере национального образования в СССР в 1930-е гг. Используйте краеведческий материал.

В 1920-1930-х гг. советское руководство стремилось быстрыми темпами осуществить преобразования во всех сферах жизни общества, в том числе повысить образовательный уровень населения, ввести всеобщее начальное обучение. Это было вызвано потребностями модернизации экономики страны для преодоления тяжелых последствий Первой Мировой и гражданской войн, стремлением догнать развитые европейские страны, в том числе и по уровню образования. Главную роль в решении этой задачи играл учитель.

Государственная политика в отношении учительства включала в себя следующие основные задачи:

1. повысить общеобразовательный и профессиональный уровень педагогов;

2. улучшить материально-правовое положение школьных работников;

3. «перевоспитать» дореволюционную учительскую интеллигенцию в духе советских идей, воспитать новых педагогов, полностью поддерживающих политику большевистского руководства.

На качество работы учителей оказывал влияние их общеобразовательный уровень, который в начале 1920-х гг. оставался низким. Благодаря деятельности различного рода учебных заведений к 1929 г. в Уральской области количество учителей удалось увеличить более чем на треть, однако высшее образование было только у 4,2% школьных работников, низшее и среднее незаконченное - у 30%, что накануне введения всеобщего начального обучения было явно недостаточным. Это было следствием неудовлетворительного финансирования курсов повышения квалификации учителей, перевода финансирования специальных педагогических учебных заведений на местный уровень. В то же время задача введения всеобщего начального обучения требовала расширения профессиональной подготовки преподавателей общеобразовательных школ, увеличения сети педагогических учебных заведений.

Партийно-советскому руководству стало ясно, что без чрезвычайных мер невозможно быстрыми темпами подготовить достаточное количество учителей для введения всеобуча. Поэтому в 1930-х гг., по сравнению с предшествующим периодом, значительно усиливается роль административно-командных и насильственных методов в пополнении учительских рядов.

Под административным давлением в трудовых коллективах и общественных организациях стали проводиться мобилизации «добровольцев» на педагогическую работу, использовались и другие методы привлечения общественности к учительскому труду. Местные руководители, ощущавшие острую нехватку в преподавательских кадрах, искали решение этой проблемы при помощи новых, по большей части надуманных форм. В начале 1930-х гг. такими формами стали месячники «борьбы за кадры» и бригады по вербовке студентов в педтехникумы и педвузы.

Проводившиеся мероприятия позволили увеличить количество учителей в школах, но одновременно привели к значительному понижению образовательного уровня педагогов. Вследствие этого необходимость педагогической подготовки большинства выдвиженцев выходила на первый план.

Самой распространённой формой подготовки учителей в первой половине 1930-х гг. были краткосрочные педагогические курсы. Это объяснялось тем, что такая система позволила в короткие сроки подготовить большое количество школьных работников с наименьшими финансовыми затратами для государства. Педагогические курсы создавались при пединститутах и педтехникумах. По сравнению с педагогическими курсами 1920-х гг. продолжительность обучения планировалось увеличить с 1,5 месяцев до одного года. Но в 1930/31 уч. г. в связи с острой нехваткой учителей, вызванной потребностями ускоренного введения всеобуча, проводились трёхмесячные и даже двухмесячные курсы. Изменился и принцип комплектования курсов. Если в 1920-х гг. на курсы посылались, как правило, по желанию педагоги, проявлявшие активный интерес к школе и общественной жизни, то в 1930-е гг. на курсы мобилизовывались с предприятий в основном члены ВЛКСМ и профсоюзных организаций. Большее место в учебных планах отводилось общественно-политической подготовке учительства в духе советской идеологии.

В 1930-х гг. пополнение учительских кадров начальных и неполных средних школ начало осуществляться и за счёт выпускников специальных педагогических учебных заведений - педагогических техникумов (с 1937 г. они стали называться училищами) и вузов. Однако, несмотря на расширившуюся сеть этих учебных заведений, вплоть до конца 1930-х гг. решить кадровую проблему неполных средних и средних школ не удалось. В сельской местности на Урале из-за отсутствия учителей не велись такие предметы как история, иностранные языки, география, математика, русский язык и другие предметы, даже в выпускных классах.

Значительную часть требуемого количества учителей планировалось подготовить на педагогических курсах: 30% учителей начальной школы и 20% преподавателей неполной средней и средней школ Свердловской области. На краткосрочных курсах Челябинский облоно планировал подготовить около 50% учителей необходимых для ликвидации дефицита педагогических кадров. Заменить в полной мере стационарной подготовки краткосрочные курсы не могли, а выпуски из педтехникумов и педвузов были незначительными. Поэтому в условиях резкого увеличения количества преподавателей школ Урала уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки даже к началу 1940-х гг. оставался низким. Хотя необходимо отметить, что выпуски учителей из средних и высших специальных педагогических учебных заведений, начавшиеся во второй половине 1930-х гг., сыграли определённую роль в повышении общеобразовательной подготовки уральских учителей.

Существенные изменения в 1920-1930-х гг. произошли в материально-правовом положении учительства. С одной стороны, новая экономическая политика в первой половине 1920-х гг. позволила улучшить материальное положение советских людей, в том числе и учителей. С другой стороны, задача по повышению жизненного уровня учителей, ставившаяся партийными органами, не была решена в этот период. Рост цен на основные продукты питания опережал рост заработной платы. Размер оплаты труда учителей школ I ступени (в то время начальные школы) так и не достиг уровня заработной платы рабочих крупной промышленности. Выплата заработной платы систематически задерживалась на срок от одного до нескольких месяцев и более, что также сказывалось на социальной защищённости этой категории граждан государства. Материальные трудности усугублялись жилищным кризисом, который в равной степени затрагивал как городское, так и сельское учительство Урала. Тяжёлые условия жизни, отсутствие необходимого количества учреждений здравоохранения, общественного питания, приводило к росту заболеваемости среди педагогов. Невнимательное отношение к ним со стороны властных органов, вмешательство в дело образования некомпетентных чиновников приводило к тому, что права учителей нарушались довольно часто. Типичными для 1920-х гг. были случаи перевода учителей в течении учебного года из школы одного района в школу другого и увольнение с работы без объявления причин.

В начале 1930-х гг. уровень жизни педагогов по сравнению с предшествующим периодом, значительно снизился, что отражало изменения социально-экономической обстановки в отношении всех слоев населения советского государства. Попытки партийно-советских органов директивным порядком решить эту проблему результатов не принесли. Об улучшении положения можно говорить только со второй половины 1930-х гг. По сравнению с концом 1920-х гг., средняя заработная плата учителей начальных школ увеличилась в пять раз, учителей средних школ - в 3,7 раза. Однако в некоторых районах Свердловской и Челябинской областей продолжались задержки с выплатой зарплаты вплоть до конца 1930-х гг.

Пагубное воздействие на состояние учительского корпуса оказали репрессии 1937 - 1938 гг. К расстрелу и длительным срокам заключения внесудебными органами были приговорены как руководители народного образования, так и простые учителя.

Изменения в общественно-политической жизни страны в 1920-х гг., связанные с переходом к новой экономической политике, ознаменовали новый этап во взаимоотношениях между советской властью и учительством. С этого момента начинают проводиться широкие кампании по политической переподготовке учительства, одной из задач которых было «перевоспитание» дореволюционной учительской интеллигенции в духе марксистско-ленинской идеологии, привлечь учителей к пропаганде социалистической идеологии в обществе. Уральское учительство в этот период принимало участие в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, кампаниях по перевыборам в советы, распространении государственных займов, книг идеологического содержания и т.д. Отличительной чертой этой «общественной нагрузки» было отсутствие в большинстве случаев какой-либо оплаты и принудительный ее характер.

В 1920-х гг. происходит становление новой советской школы. Начался коренной пересмотр подходов к содержанию и методам образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах.

Эти радикальные преобразования неоднозначно оценивались в учительской среде. Большей части уральских учителей, особенно с дореволюционным стажем работы, отказ от предметного метода изучения основ наук, домашних заданий, экзаменов, классной системы, т.е. методов обучения свойственных дореволюционной школе не был понятен. Поэтому новые учебные программы медленно прививались в педагогической практике. И дело здесь, на наш взгляд, во все не в консерватизме «старого» учительства, а в том, что эти революционные преобразования школьной системы вели к ухудшению навыков письма, счета и чтения. Во многом благодаря этой «консервативной» части просвещенцев в 1920-е гг. на Урале удалось сохранить традиционные подходы в обучении детей. Влиянием дореволюционного учительства на взгляды молодых учителей, наряду с другими причинами, на наш взгляд, можно объяснить и невысокий процент учителей-членов ВКП(б), низкую посещаемость учителями кружков и курсов политического просвещения.

В 1930-х гг., по сравнению с предшествующим периодом, усиливается административно-командное давление на педагогов. Спускаемое сверху планирование, административный нажим на работников органов народного образования и учителей с требованием любой ценой осуществить стопроцентный охват обучением. Ощущение своего бесправия и страх перед чиновниками заставлял идти на фальсификацию итогов работы по всеобучу.

Подчинение профессиональной деятельности учителей интересам бюрократической системы, политизация и идеологизация учительского труда негативно влияло на такую составляющую воспитательной работы, как нравственное воспитание. Это, в свою очередь, приводило к рецидивам детского хулиганства, половой распущенности, примеры которых можно было наблюдать как в городской, так и сельской местности. Учителей, основной своей задачей считавших обучение и воспитание детей, а не участие в различных идеологических акциях партийно-советские чиновники обвиняли во внедрении «враждебных методов преподавания в советской школе». В основном это были преподаватели, много лет отдавшие народному просвещению.

Вместе с тем, на наш взгляд, противопоставлять «старое» и «новое» учительство не вполне правомерно. Скорее всего, большая часть дореволюционной учительской интеллигенции ко второй половине 1930-х гг. приняла новые правила игры, установленные государством. Тем более, что идея введения всеобщего обучения активно поддерживалась в дореволюционных педагогических кругах. Большую роль, на наш взгляд, сыграли и мотивы морального порядка, связанные с особенностями социальной психологии российской интеллигенции, к которым можно отнести глубоко укоренившуюся традицию и идею служения народу, патриотизм, преданность своему делу, своей профессии, осознание необходимости своего труда для общего блага. Рычагами, которые позволили партийно-советским органам ускорить этот процесс, было сочетание «мягких» и «жестких» мер командно-административного воздействия на старую учительскую интеллигенцию. Основную роль в этом процессе, на наш взгляд, сыграла, с одной стороны, работа аттестационных комиссий, которые удаляли из учебных заведений людей с враждебной с их точки зрения антисоветской идеологией, с другой стороны присвоение учительских званий людям лояльным власти, повышало престиж учительской профессии, а вместе с тем и гарантировало рост материального благосостояния.

В начале 1930-х гг. произошел отказ от педагогических экспериментов 1920-х гг. Содержание школьных программ и учебные планы были переработаны в системе единомыслия, единообразия, установки на «усреднение и выравнивание» личности. Отказ от исследовательских методов обучения, распространенных в 1920-е гг. привел к преобладанию методов получения готовых знаний. Одновременное присутствие в школьной системе образования общегуманистического содержания и прагматических политических задач привело к формированию крайне идеологизированного сознания учащихся. «Классовый подход» к людям, событиям, явлениям оправдывал пренебрежение к человеческой жизни.

Вполне объективным процессом представляется нам установление единых типов общеобразовательной школы - начальной, неполной средней и средней. Эта преемственность позволила создать благоприятные условия подготовки кадров для советской промышленности.

Формирование чувства государственного патриотизма становится одной из приоритетных задач в школьной воспитательной работе во второй половине 1930-х гг. На наш взгляд в идее советского патриотизма можно наблюдать преемственность с русским дореволюционным патриотизмом. Прослеживается ярко выраженная тенденция военизации школьного образования, как накануне Первой Мировой войны так и Великой Отечественной войны.

В 1920 - 1930-х гг. произошли серьезные изменения в жизни уральского учительства. Во многом, благодаря целенаправленной государственной политике, к концу 1930-х гг. удалось повысить жизненный уровень учителей, решить проблему всеобщего начального обучения, развить сеть специальных педагогических заведений. Вместе с тем, политика партийно-советского руководства направленная на политизацию образования привела к формированию учителя нового типа, отличительными чертами которого были идеологизированное сознание, государственный патриотизм, агрессивность по отношению к мнимым и настоящим «врагам», преобладание коллективных ценностей над индивидуальными проявлениями личности. Созданная командно-административная система делала зависимыми школьных работников от партийно-советских чиновников различного ранга, сковывала творческую инициативу педагогов. Не удалось «революционным» путем в кратчайшие сроки кардинально поднять образовательный уровень учителей.

В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено и в очередной раз в России встал вопрос о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет "Об учреждении Совета народных комиссаров", как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.

В ходе выборов большевики получили лишь 40% мест в Учредительном собрании. Даже в союзе с представителями единственной поддерживающей их партии - левых эсеров, они не могли образовать правящего большинства. Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой.

Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большевиков, и Декретом ВЦИК от 6 (19) января 1918 года оно было распущено.

В связи с тем, что надежды большевиков на легитимацию политического режима с помощью Учредительного собрания не оправдались, встал вопрос о придании ему законности иным способом, что было сделано путем принятия 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов первой российском Конституции.

Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125 тыс. избирателей.

Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим на непостоянной основе, и поэтому в период между его заседаниями высшей властью в стране объявлялся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК).

Объем компетенции съезда Советов выходил далеко за рамки законодательного органа включил полномочия исполнительного органа государственной власти. Более того, ряд вопросов не мог быть решен коллегиальным органом такого масштаба. Подавляющее большинство вопросов компетенции съезда одновременно входили в компетенцию ВЦИК. К исключительной компетенции съезда Советов Конституция относила лишь два вопроса: установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров.

Таким образом, Всероссийский съезд Советов, являясь высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала ВЦИКу. Этот вывод подтверждает практика законодательной деятельности этого периода.



После образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти.

С образованием СССР правовой статус России изменился, возникла необходимость ее конституционного закрепления. Новая Конституция РСФСР, принятая в 1925 году, воспроизводила конструкцию законодательных органов и порядок их формирования, закрепленные прежним Основным законом. Однако произошли некоторые изменения в объеме компетенции законодательных органов. К исключительным полномочиям съезда, помимо ратификации мирных договоров и установления и изменения конституционных начал, теперь относилось право окончательного утверждения частичных изменений Конституции РСФСР, принятых сессиями ВЦИК, а также окончательного утверждения конституций автономных республик.

Изменения в социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его политического руководства обусловили принятие в 1936 году новой Конституции СССР. По аналогии новые конституции принимали и входящие в него союзные республики. В Российской Федерации Конституция была принята 21 января 1937 года Чрезвычайным ХVII Всероссийским съездом Советов.

Новая Конституция внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. К числу достоинств следует отнести: замену двухступенчатой системы единственным высшим законодательным органом - Верховным Советом; закрепление на конституционном уровне института депутатской неприкосновенности; закрепление института всеобщих, равных, прямых выборов Верховного и других Советов при тайном голосовании.

Роль ВЦИК в новой структуре государственной власти выполнял Президиум Верховного Совета. Он издавал указы, содержащие важнейшие нормативные предписания, а также за ним закреплялось право толкования законов РСФСР. При подобной практике фактическим законодательным органом государственной власти в стране оказывался не Верховный Совет, а избираемый из его состава Президиум. В дополнение к этому необходимо отметить и практику выборов депутатов Верховного Совета, исключавшую возможность выдвижения нескольких кандидатов на один мандат.

В Конституции РСФСР 1978 года появилась норма, устанавливающая, что проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются на его заседаниях, а также появился перечень субъектов законодательной инициативы в Верховном Совете, а также то, что законы РСФСР принимаются не только Верховным Советом, но и народным голосованием (референдумом).

В России с октября 1917 по 1989 гг. сложилась не имеющая аналогов в развитых странах система органов государственной власти. Съезды Советов (позже - Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными органами лишь формально, осуществляли лишь отдельные законодательные функции. На практике эту роль выполняла партийно-государственная бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров (до марта 1946 года - Совет Народных Комиссаров).

Значительные изменения в политической жизни СССР и РСФСР начались с 1990 года, что нашло свое отражение в организации государственной власти реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов. с последующими дополнениями и изменениями. Процесс внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ 1978 года осуществлялся непоследовательно, без какого-либо заранее разработанного плана государственно-правовой реформы,

В 1989 году состоялись выборы народных депутатов СССР и в 1990 году – народных депутатов РСФСР на альтернативной основе. Принцип "полновластия Советов", несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР. Поэтому одномоментно преодолеть этот подход и за сравнительно короткий срок создать теорию и практику российского парламентаризма невозможно. В силу отмеченных причин рассматриваемая Конституция РФ в редакции 1992 года носит переходный характер и соединяет в структуре и организации деятельности государственной власти как элементы прежней концепции "полновластия Советов", так и элементы парламентаризма.

Система органов государственной власти, по Конституции РФ, основана на принципе разделения властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Однако в нарушение этого основополагающего принципа высшим органом государственной власти объявлялся Съезд народных депутатов Российской Федерации. Тем самым съезд был поставлен над системой государственных органов, основанной на принципе разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий. Более того, съезд наделялся правом принимать к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, нарушив тем самым принцип разделения властей не только по горизонтали, но и по вертикали (между федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением).

Для осуществления значительного объема законодательных полномочий помимо съезда предусматривался еще один орган: Верховный Совет, который именовался как орган съезда народных депутатов, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти. Формула статьи, закрепляющей правовой статус Верховного Совета, предполагала, что он не должен быть чисто законодательным органом государственной власти, поскольку соединял в себе полномочия двух, а то и трех ветвей власти.

В соответствии с Конституцией Верховный Совет формировался не избирателями, а съездом народных депутатов из его состава. Хотя элементы репрезентативности в подборе членов Верховного Совета всё же присутствовали и даже использовался нетрадиционный для нашей страны принцип их ротации, в данном случае можно говорить о попытке партийно-государственной бюрократии воспроизвести традиционную для нашей страны двуединую систему законодательных органов: съезд Советов - ВЦИК, Верховный Совет - Президиум, съезд народных депутатов - Верховный Совет.

Верховный Совет имел двухпалатную структуру, причем палаты различались по специфике деятельности, были равноправны и обладали равными полномочиями в законодательном процессе, рассматривали одни и те же законопроекты. Заседания палат проходили преимущественно раздельно.

Принятием закона съездом или Верховным Советом законодательный процесс не завершался. За этим следовала процедура подписания закона президентом. Хотя формальных различий в юридической силе законы, принятые съездом или Верховным Советом, не имели, процедура их подписания была различной. В частности, законы, принятые съездом, подлежали лишь обнародованию президентом. Его подпись под ними носила формальный характер, поскольку он не обладал по отношению к ним правом вето. На законы, принятые Верховным Советом, президент в установленный 14-дневный срок мог наложить отлагательное вето, которое преодолевалось обычным большинством голосов депутатов каждой из палат. На практике депутаты в большинстве случаев соглашались с замечаниями президента и вносили в текст законов необходимые изменения.

По Конституции РФ в редакции 1992 года съезд народных депутатов провозглашен высшим органом государственной власти, обладающим не только законодательными, но и рядом учредительных функций по отношению к органам исполнительной и судебной власти. Если исходить из того, что съезд - это парламент, то таким образом в России была учреждена парламентская республика.

На основании решения референдума 1990 года в стране был учрежден пост президента. В соответствии с Конституцией он избирался гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Первые выборы президента состоялись 12 июня 1991 года, на которых Президентом РФ был избран Б.Н.Ельцин.

Получалось, что в стране действуют два представительных (в широком смысле этого слова) органа власти, права которым в равной мере делегированы избирателями. Это соответствует конструкции президентской республики. Однако ни президентская, ни парламентская формы правления не предусматривают наличия двух законодательных органов государственной власти. Такую конструкцию породила только республика советского типа.

Таким образом, характер формы правления и организации государственной власти можно определить как президентско-парламентскую республику советского типа.

Смешанные формы правления, как показывает практика, не бывают устойчивыми, и кризис этой формы правления в России исторически был вполне закономерен, о чем свидетельствуют события октября 1993 года, которые были инициированы президентским указом "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В результате была прервана деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и в корне изменена система органов власти страны.

Идея о том, что социалистическая демократия - это управление всего народа, была реализована в нашей стране через механизм Советов. Но те формы и институты, через которые народ оказался поголовно вовлеченным в процесс управления, привели не к отмиранию государства (по марксистскому учению), а к его усилению и отчуждению от народа.

Великое завоевание революции - советская форма организации власти - столкнулась с серьезными трудностями при выполнении возложенных на него задач по выработке законов и контролю за деятельностью исполнительных органов. Первоначальная, рожденная творчеством масс идея представительства рабочих, крестьян и солдат в Советах имела очень большое значение, давая возможность представителям народа из "низов" высказывать свои суждения по тем или иным жизненно важным вопросам. Представители всех слоев общества олицетворяли общую волю народа, через выражение которой новая власть узаконивала свои первые, кардинальные для нового строя решения. На начальном этапе становления политической системы Советы выглядели в определенном смысле как органы прямой демократии, где представители всех классов через наказы избирателей выявляли волю народа. Однако как в теории, так и на практике не отказались от представительной формы организации высших органов власти. Представительство это было необходимо для обеспечения "технического" формирования общей волн, а вовсе не для установления представительной демократии, при которой представители различных интересов гражданского общества избираются в органы власти и профессионально занимаются своим делом. На практике из-за того, что принцип прямой демократии был реализован в сочетании с принципом формально-представительной демократии, законодательная власть так и осталась в зачаточном и аморфном состоянии.

В итоге не получилось ни прямой демократии, т.е. действительной возможности непосредственно участвовать в формировании общей воли и ее реализации при принятии законодательных решений, ни нормальной системы представительной демократии, т.к. представитель оказался, в сущности, лишенным самостоятельности. В сложившейся политической системе он стал выступать всего лишь в роли посредника, который через наказы на том или ином уровне власти передает волю своих избирателей. Поэтому в политической системе для подобного представителя - делегата не нашлось самостоятельного места. Поэтому законодательная власть не превратилась в сферу профессиональной деятельности. В наших условиях законодательные органы превратились в своеобразные "референдумы депутатов", а реальная власть оказалась в руках исполнительных органов, никем не выбираемых и никому не подотчетных. В таких условиях выразителем интересов и воли всех выступало государство.

Обращает на себя внимание и следующая особенность становления политической системы советского общества. В 20-е годы, когда партия держала курс на оживление Советов, расширение демократии, партийное руководство осуществлялось через членов партии, работавших в тех или иных учреждениях, через коммунистические фракции Советов, общественных организаций. Партийные органы постепенно усвоили стиль прямого и непосредственного командования Советами, профсоюзами, комсомолом, органами государственного управления. Политически главное здесь состояло в господстве Коммунистической партии, что нашло свое закрепление в Конституции СССР. Конституция определяла Коммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, как ядро его политической системы. Практика командования и фактической подмены государственных органов дополнялись практикой сращивания партийного и государственного аппарата с аппаратом профсоюзов и общественных организаций. Сращивание общественных организаций с партийно-государственным управленческим аппаратом вело к их бюрократизации, снижало творческий потенциал и самодеятельное начало. Все это привело к тому, что советская политическая система потеряла гибкость, способность адекватно реагировать на развивающиеся общественные процессы.

Поэтому во второй половине 50-х - начале 60-х годов руководством страны была предпринята попытка демократизации институциональных элементов политической системы, в частности, повышения роли Советов, ликвидации чрезмерной централизации управления, активизации общественных организаций. Однако эти меры не носили комплексного характера, но вовлекали в должной мере массы и дело политической реформы.

После октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, освободившего от руководства партией Н.С.Хрущева, когда к руководству партией и страной пришли новые силы во главе с Л.И.Брежневым, процесс бюрократизации политических структур вновь усилился, хотя внешне этот процесс прикрывался парадными фразами о развитии демократии. На деле же росло отчуждение людей от политики, от власти, усиливалось противоречие между застывшей, бюрократической политической системой и социально-политическим развитием общества. Установился жестко авторитарный режим с некоторыми элементами тоталитаризма.

Во второй половине 80-х годов обстановка начала принципиально меняться. Начало переменам во всех сферах общественной жизни положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС.

Вначале процесс, именуемый перестройкой, задумывался как всеобщее упорядочение, совершенствование, ускорение, обновление на базе минимального сдвига политического курса вправо и такого же умеренного сдвига от авторитарно-тоталитарного к авторитарно-либеральному режиму. Однако и эта весьма умеренная программа, казавшаяся очень смелой и потому названной революционной, на деле не осуществилась. Номенклатура делегировала власть и право персональных перестановок лидеру-реформатору, обязав его провести модернизацию политической системы, не меняя ее основополагающих структур и сохраняя основные прерогативы аппарата. Так продолжалось три года перестройки. Но с весны 1988 года этот процесс вырвался из-под контроля, началось во многом его стихийное развитие. Выражением кризиса официальных структур власти стал бурный процесс формирования самодеятельных общественных организаций. Там, где они получили массовую поддержку (например, народные фронты и прибалтийских и других республиках), эти организации стали полноценными участниками политических процессов.

Результаты выборов народных депутатов СССР в 1989 году, когда впервые были выставлены альтернативные кандидатуры, показали, что правящая партия находится в кризисе и что грядут существенные политические перемены. Отмена 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС означала отстранение ее от монопольного управления государственными и общественными делами. Август 1991 года привел к прекращению деятельности КПСС в стране. Восстановленная впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации стала лишь одной из действующих политических партий.

После распада Советского Союза в декабре 1991 года начинается новый период истории российского государства в качестве самостоятельного, независимого, с установлением принципа разделения властей.

Под политической системой общества подразумевалась система государственных учреждений и общественных организаций. Существовавшие наряду с ними третий институт - религиозные организации - из политической системы советского общества исключался.

Как видим, не приемля буржуазного парламентаризма и отвергая принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), Ленин придерживался модели пролетарского государства, совмещающего в одном органе функции законодательной, исполнительной и судебной властей.

Оценив Советы как порождение демократического творчества пролетарских масс, он остановил свой выбор на республике Советов. Советы давали возможность раз и навсегда избавиться от профессионального управленца - чиновника. Однако в силу ряда обстоятельств (а главным образом, общей культурной отсталости народных масс) они не смогли справиться с громадным объёмом властных и управленческих функций и заменить "разбитый" госаппарат. Ленин разработал новую концепцию государственности, поставив в центр политической системы не Советы, а коммунистическую партию как авангард пролетариата. Советы же оказались лишь рычагом управления государством в руках партии. Ленин был убеждён, что помимо партии в России нет другой политической силы, способной возглавить народ в борьбе за спасение страны от территориального расчленения и повести его к социализму. Так возникло теоретическое обоснование монополии правящей партии на власть. Став монопольно правящей, партия вступила на путь слияния с государством, что в конечном счёте и привело к подчинению государственных структур и общественных организаций партии.

Термин "государственные учреждения" в литературе и общественной практике применяется в широком смысле как совокупность государственных органов и государственных учреждений, дабы подчеркнуть их отличие от государственных предприятий и общественных организаций.

Основным объектом изучения истории государственных учреждений является система государственных органов и государственных учреждений - основной инструмент для осуществления функции государства: законодательной, исполнительной (управлений), судебной.

Практика государственного строительства выработала несколько терминов для обозначения определённых частей государственного механизма:для Советов всех звеньев - органы государственной власти, для их исполнительно-распорядительных органов - органы государственного управления. Существуют также судебные органы и органы прокуратуры. Органом государства может быть и одно должностное лицо. Государственные органы выступают от имени государства, обладают государственно-властными полномочиями. Их назначение - непроизводственная, не научная или иная деятельность, а принятие управленческих решений и руководство их выполнением.

Государственные учреждения действуют не от имени государства, а от своего собственного, отличаются специфической организационной структурой, обладают определённой компетенцией. Для них типична непроизводственная деятельность в экономической, научной, социально-культурной, административной, воспитательной и т.п. областях.

В настоящем курсе термин "государственные учреждения" употребляется для обозначения всех органов государственной власти, органов государственного управления, судебных органов и органов прокуратуры.

Государственные учреждения можно подразделить на три основные группы по их месту в системе государственного аппарата: высшие, центральные и местные.

Высшие органы (учреждения) являются, как правило, органами законодательства, верховного управления, надзора, суда. Они осуществляют государственное руководство, выступая от имени государства, обладают властными полномочиями.

Центральными органами являются отраслевые, многоотраслевые или функциональные органы управления (наркоматы, министерства, государственные комитеты), исполняющие законы и восстановления высших органов. Большинство центральных органов представляет собой сложную и разветвлённую систему, состоящую из руководящего центра, местных органов, подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. В совокупности они составляют ведомство. Например, ведомство Министерства культуры включает в себя помимо центрального аппарата министерства (его главных управлений, отделов, советов) местные органы управления и учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки, цирки, аттракционы и т.п.).

Местные органы в свою очередь подразделяются на местные органы государственной власти (Советы) и органы управления (исполкомы, их отделы).

Обе части советской политической системы - государственные учреждения и общественные организации - возникли в разное время государственные учреждения - в ходе и после победы революции, общественные организации - ещё до революции.

Главное отличие общественных организаций от государственных учреждений - их добровольная общественная природа.

Сразу же после революции был взят курс на дифференцированный подход к общественным организациям. Он выражался в краткой и жёсткой формуле: контрреволюцию - отсекать, культурно-буржуазный аппарат - использовать. Зарождавшаяся административно-командная система управления стремилась не только проникнуть в государственный механизм (в партийных решениях это называлось "овладеть госаппаратом"), но и опекать общественные организации, усиливая партийное руководство ими.

Основными типами государственного устройства являются: унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство - это единое государство, имеющее единое для всей страны законодательство, единое гражданство, высшие органы государственной власти, оно делится только на административно-территориальные единицы не имеющие признаков государственности. Федерация - это союз государств или государственных образований, объединившихся в одно новое государство. Государства, входящие в федерацию, имеют свое законодательство, свои органы власти и управления, компетенция которых ограничена общефедеральной конституцией. В федерации действует принцип двойного гражданства: общефедерального и той или иной входящей в союз единицы (республики). Конфедерация - это союз государств, в котором объединение проводится в ограниченных пределах, например, для решения внешнеполитических или военных задач. Единого государства при этом не образуется. Единой политической, экономической, налоговой системы в рамках конфедерации нет. Нет и общего гражданства.

По форме государственного устройства Союз Советских Социалистических Республик является федеративным государством.

Особенностью государственного управления советской власти становится административно-командная система управления. Среди причин возникновения АКСУ есть экономические, политические, социальные, исторические, личностные и др. В целом же складывание АКСУ было обусловлено неверными решениями при выборе путей развития экономики, острейшей внутриполитической борьбой, в которой большинство приняло сторону тех, за кем была сила, а не истина, и в ходе которой власть была узурпирована сначала узким кругом партийных верхов, а затем - одним человеком. Главная же причина коренилась в крайне низком уровне общей и политической культуры подавляющего большинства населения.

Основными чертами АКСУ, характерными для всего периода её существования, являются следующие:

1. Умаление роли Советов, отстранение их от власти, подмена лозунга "Власть трудящихся". Эта черта будущей АКСУ проявилась достаточно рано, хотя ещё не была главенствующей. Наряду с успехами по вовлечению трудящихся в управление государством выявилось и другое: низкий культурный уровень трудящихся, малочисленность пролетариата привели к усилению исполнительных органов, большинство структурных частей которых не избиралось, а назначалось. Их реальные права превосходили формальные полномочия выборных органов. В этом Ленин увидел опасность бюрократизации аппарата Советской власти, угрозу его отрыва от трудящихся. В "завещании", он выдвинул в качестве одной из главнейших задач перестройку всего государственного аппарата. Ленин считал, что по мере роста политической грамотности трудящихся Советы действительно превратятся в органы власти "через трудящихся". Однако этого не произошло. Как высшие органы государственной власти съезды Советов из-за низкой компетентности большинства делегатов, а отчасти из-за склонности к "митинговой демократии" не могли претендовать на выработку законов и всё больше склонялись к простому одобрению решений партии.

Противоречие между программной задачей (и правовым положением) Советов и их фактической ролью постоянно углублялось. Демократизм Советов был сведен к формальным процедурам, а исполнительный аппарат встал над Советами. И если на начальном этапе Советы были властью для трудящихся через передовой слой пролетариата, то в 40-80-е годы они стали властью для трудящихся через партийно-государственных функционеров. Это позволяло сохранить власть в руках номенклатурной партийно-государственной администрации. Что касается участия трудящихся в управлении, то это превратилось в формальный лозунг.

2. Главным методом руководства при АКСУ была "чрезвычайность" - совокупность принципов, приемов и методов управления, основанных на массовых репрессиях, судебном и внесудебном принуждении. Объективные условия, в которых вызревала АКСУ, хоть и были сложными, но их никак нельзя рассматривать как чрезвычайные, требующие максимальной концентрации власти. Чрезвычайная система управления, если она и необходима (например, в условиях войны), допустима и оправдана лишь на короткое время.

АКСУ сделала "чрезвычайность" не только основным принципом организации и деятельности всего государственного аппарата, но и образом "жизни". Стратегия ускоренного индустриального развития открыто требовала от советских людей "серьезных жертв" и призывала сознательно идти на них, а там, где энтузиазма и добровольной готовности к жертвам было недостаточно, "репрессии", - говорил Сталин, - являются необходимым элементом наступления".

C начала 20-х годов существующие законы начали толковаться так, чтобы ими можно было прикрыть беззакония. Например, статью 107 УК ("спекуляция") начали применять к крестьянам, отказывающимся сдавать хлеб по госцене, тогда как закон точно определял, что спекуляция - это скупка и перепродажа с целью наживы.

Чрезвычайные меры, вводимые законодательно с середины 20-х годов, неизбежно вели к гипертрофии функций карательных органов, которые все больше стали выходить из-под контроля государства, будучи лишь под контролем вождя.

Все эти законы были не только беспредельно жестоки, но и необыкновенно растяжимы: их можно было применять за любой проступок и осудить по ним на любой срок. Ужесточение уголовного законодательства за счет огромного количества "чрезвычайных" законов, направленных в первую очередь на охрану социалистической собственности, и было основой АКСУ.

"Чрезвычайщина" сохранялась и в последующие годы, так как оставалась одной из характерных черт АКСУ, средством поддержания политической стабильности и "порядка". В 30-80-е годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась.

На протяжении 30-50-х годов в качестве универсального средства решения всех проблем АКСУ использовала репрессии. Первая волна репрессий пришлась на 1929-1933 гг., когда на селе была проведена так называемая "революция сверху", преследовавшая цель ликвидировать кулачество. Вторая - 1937-1938 гг., когда было предпринято уничтожение всех потенциальных соперников Сталина в борьбе за власть. Третья волна (40-50-е годы) имела целью навечно законсервировать административно-командную систему. Репрессии, в ходе которых когорта революционеров постепенно сменялась армией чиновников, способствовали созданию тотальной бюрократии.

3. Выдвижение на первый план государственного аппарата, его увеличение и сращивание с партийным аппаратом. АКСУ потребовала реорганизация всего государственного аппарата, сложившегося в начале нэпа. Однако Сталин, к этому времени уже оценивший возможности и силу аппарата, не провел какой-нибудь единовременной и сокрушающей реформы. Он медленно и постепенно реформировал госаппарат. В чем это выражалось?

Во-первых, в конце 20-х - начале 30-х годов происходил стремительный рост всего управленческого аппарата, что постепенно обескровливало Советы как органы власти. Шло дробление, разукрупнение почти всех наркоматов - и промышленных, и непромышленных.

Разукрупнение наркоматов преследовало цель превратить крупные отраслевые центры, своеобразные штабы отраслей, какими были эти наркоматы, в подотраслевые, узкоспециализированные ведомства, деятельность которых легче было контролировать. Одновременно с этим происходило "перетряхивание" госаппарата: в 1929 г. в результате "чистки" госаппарата 10 % служащих были из него удалены. Все это привело к тому, что на рубеже 20-30-х годов в госаппарате сложилась кризисная ситуация, а в качестве выхода из нее предлагалось все то же администрирование, т.е. очередная реорганизация.

Во-вторых, с середины 20-х годов особенно быстро разрастался исполнительный аппарат, и именно та его часть, которая связана с административными мерами принуждения: органы НКВД, узкоспециализированные органы контроля (финансового, санитарного, планового и т.п.), всевозможные "инспекции" и "уполномоченные". Все они были централизованы, действовали в масштабах Союза ССР, независимо от Советов. Всеобщий административный надзор осуществлял вновь созданный в 1934 г. Наркомат внутренних дел СССР.

В-третьих, в 20-е годы возникает и развивается такой феномен, как ведомственность. Возникшие в начале 30-х годов после упразднения ВСНХ отраслевые наркоматы быстро превращались в замкнутые центры административно-хозяйственных систем, что отвечало потребностям индустриализации страны.

В-четвертых, АКСУ породила такое явление, как сращивание партийного и советского аппаратов. В первые годы после революции функции партийных и советских органов не были четко разграничены. Однако в то время партийный аппарат и государственный еще уравновешивали друг друга. Но уже к середине 20-х годов Советы (наряду с профсоюзами, комсомолом и т.п.) были превращены в "приводной ремень" от партии к трудящимся. Партия встала над обществом, ее руководство встало над партией и оказалось вне контроля. Партийные руководители на местах приобрели власть, которая в силу своей не подконтрольности оказывалась выше закона.

В чем выражалось это сращивание партийного и государственного аппаратов?

Все экономические вопросы, включая разработку и утверждение планов, решались на съездах партии, а не в Советах. Все основные постановления по этим вопросам принимало Политбюро. Все "чрезвычайные законы" хотя и издавались от имени ЦИК и СНК СССР, но разрабатывались и принимались в Политбюро, в аппарате ЦК. Сама партия из организации, коллективно вырабатывающей решения, все более превращалась в организацию, проводящую решения, в своего рода наркомат. Коллективное руководство на всех уровнях - от высшего до низового подменялось единоличным, хотя формально демократические процедуры соблюдались.

Ни конституции, ни правовая теория не предусматривали вмешательство партийных органов в непосредственное управление государственной жизнью. Но на практике оно с каждым годом усиливалось.

4. АКСУ держалась в значительной мере на номенклатурном принципе управления всем обществом. Назначение и перемещение руководящих кадров всего государственного аппарата по воле "партийных верхов" - вот стержень АКСУ. Именно он обеспечивал личную зависимость назначаемых от тех, кто был на верху управленческой пирамиды.

Номенклатура - это перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате (а позднее - и в общественных организациях), кандидатуры на которые предварительно рассматриваются, рекомендуются, утверждаются и отзываются партийным комитетом - от райкома (горкома) до ЦК партии. Номенклатура - явление, присущее однопартийной системе, при которой в стране действует политическая партия, претендующая на роль руководителя всего государства. Это "гениальное изобретение" Молотова и Кагановича было введено в конце 1923 г. Сила номенклатуры состоит в изначальной незаконности, а значит - бесконтрольности и безответственности.

Номенклатуры не оставались неизменными, они ежегодно пересматривались и в разные года включали различное число должностей. Номенклатура делилась на два списка: № 1 и № 2. К первому из них были отнесены должности, на которые руководители назначались только по постановлению Политбюро ЦК партии, ко второму - должности, назначение на которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Кроме того, дополнительно к номенклатуре № 1 вводился список "выборных должностей", на которые назначение производил ЦК. Подбор и назначение на должности, не входившие в списки № 1 и № 2, должны были производиться по спискам, устанавливаемым каждым государственным учреждением по согласованию с Орграспредотделом ЦК, - так называемая "ведомственная номенклатура" № 3. Номенклатуры обладали рядом особенностей. Во-первых, общее количество назначаемых распределялось по трем спискам следующим образом: по списку № 1 (на март 1926 г.) проходило 27,8 %, № 2 - 29,4, № 3 - 42,8 % всех назначаемых. Во-вторых, по трем спискам проходили учреждения только общесоюзные и только одной республики - РСФСР; госаппарата других союзных республик в номенклатурах нет. В-третьих, по ним проходили не только государственные учреждения, но и общественные организации: профсоюзы, все кооперативные центры, кооперативные банки, ЦК комсомола, МОПР, Осоавиахим и т.п. В-четвертых, назначались по трем номенклатурам не только члены партии, но и беспартийные. В 1925 г. Орграспредотдел утверждал кандидатуры директора Госцирка и начальника Центрального управления конвойной стражи НКВД СССР, вице-консула в Мукдене и торгпреда в Италии, всех членов коллегии Главметалла ВСНХ СССР и список народных заседателей (еще не избранных!) Верховного суда СССР, ректора Политехнического института в Ленинграде и заместителя уполномоченного ВСНХ во Франции и т.п.

Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся. Вся власть в СССР по Конституции принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР по Конституции 1936 г. составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность по Конституции была представлена либо государственной, либо колхозно-кооперативной собственностью.

Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. как тогда считалось, навечно.

Конституция закрепляла важнейший социалистический принцип распределения: "от каждого по способности, каждому по труду", Объявляла труд обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина СССР.

В главе II Конституции "Государственное устройство" закреплялись принципы советского социалистического федерализма, добровольности объединения советских союзных республик, закреплялся их суверенитет.

Каждая союзная республика имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывавшую особенность республики. За каждой республикой конституционно сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия.

В главах с III по VIII Конституция СССР 1936 г. рассматривала организацию, систему и порядок деятельности высших органов власти автономных республик, местных органов власти.

Высшие органы власти в СССР.

Высшим органом государственной власти в СССР по Конституции был Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР, который состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Законы считались утвержденными, если они были приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями с согласия Президиума Верховного Совета.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Высшим органом власти в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР, избираемый на совместном заседании обеих палат.

В главе V Конституции СССР определялась компетенция правительства СССР – Совета народных комиссаров, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. Он был подотчетен Верховному Совету СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

СНК объединял и направлял работу общесоюзных и республиканских народных комиссариатов и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений. По Конституции 1936 г. было 8 общесоюзных наркоматов. Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР, руководили народные комиссары СССР. Они в области своей компетенции имели право издавать приказы и инструкции, а также проверяли исполнение постановлений и распоряжений СНК СССР.

В главе IX Конституции, которая называлась "Суд и прокуратура", были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. По конституции 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами союзных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР.

Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их закону, который на практике нередко нарушался.

В главе X Конституции СССР 1936 г. закреплялись основные демократические права и свободы граждан СССР: право на демократические права и свободы граждан СССР; право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы и т. д.

Конституция не ограничивалась формальным фиксированием прав граждан, а поясняла гарантии этих прав. В частности, провозглашая право на труд, Конституция устанавливала, что это право обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил Советского общества, ликвидацией безработицы. Право на материальное обеспечение гарантировалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в их пользование широкой сети курортов.

В Конституции СССР были закреплены не только права, но и обязанности граждан СССР: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, укреплять общественную социалистическую собственность. Защиту СССР Конституция 1936 г. рассматривала как почетную обязанность каждого гражданина СССР.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

Каждый гражданин имел один голос, и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Особенность Конституции СССР 1936 г. состояла в том, что она не содержала программных положений. По форме эта Конституция была самой демократической. Но она была бездействующим Основным Законом: ее демократические принципы были перечеркнуты чрезвычайными мерами, и в реальной жизни большинство ее положений воплощения не имели.

Конституция РСФСР 1937 г.

В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции союзных республик. Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Конституция РСФСР 1937 г. во многом повторяла Конституцию СССР 1936 г. Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. РСФСР сохраняла за собой право выхода из СССР.

Граждане всех других республик пользовались на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами России. Каждая автономная республика в составе РСФСР имела свою Конституцию, учитывавшую особенности данной республики. Главы с III по VIII Конституции посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились в России в соответствии с Конституцией СССР.

Высшим органам власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет. Высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР являлся СНК. Он состоял из председателя, его заместителей, председателя Государственной плановой комиссии РСФСР.

Местные органы власти РСФСР были построены в соответствии с конституцией СССР. Особенностью Конституции России 1937г. является структура отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов.

Глава IХ говорит о бюджете РСФСР. Он составлялся СНК РСФСР и вносился им на утверждением Верховного Совета РСФСР, который публиковался для всеобщего сведения. Верховный Совет РСФСР избирал бюджетную комиссии, которая докладывала Верховному Совету свое заключение по бюджету.

Глава Х "Суд и прокуратура" полностью соответствует главе IХ Конституции СССР. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР. Прокурор РСФСР назначался сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчинялся только прокурору СССР.

Понятие и общая характеристика политической системы советского общества

Проводя характеристику политической системы советского общества следует отметить, что в специальной литературе традиционно отмечается ее уникальность – соответствующая система практически не имела аналогов в иных зарубежных странах ни до, ни после себя. В наиболее общем виде политическая система советского общества может быть определена следующим образом:

Определение 1

Политическая система советского общества – совокупность партийно-государственных учреждений, и, в меньшей степени, иных общественных объединений, в процессе функционирования которых происходило отправление политической власти и формирование курса политико-государственного развития в СССР.

Важной особенностью политической системы советского общества выступает ее светско-атеистический характер, результатом утверждения которого в политической системе выступает то, что традиционно выделяемый компонент соответствующей системы – религиозные организации, был полностью исключен из политической системы советского общества.

Кроме того, значительные особенности политической системы советского общества наблюдались и в рамках характеристики ее партийной организации – в Советском союзе на конституционном уровне утверждалась руководящая роль единственной Коммунистической партии, деятели которой одновременно занимали все ключевые государственные посты. Иными словами, одним из признаков политической и государственной системы советского общества выступало сращивание партийного и государственного аппарата.

Продолжая характеристику политической системы советского общества, представляется необходимым также отметить, что государственные учреждения, как ядро соответствующей политической системы, подразделялись на три основные группы исходя из их места в системе государственного аппарата:

  1. Высшие органы государственной власти, выступавшие от имени государства, в руках которых сосредотачивалась вся полнота государственной и политической власти (например, законодательные органы, органы верховного управления, надзора, судебных органов, и т.д.);
  2. Центральные органы – отраслевые, межотраслевые и функциональные органы политико-государственного управления в советском обществе, сфера компетенции которых была представлена исполнением общеобязательных властных предписаний (наркоматы, государственные комитеты, министерства, и иные государственные органы и государственные учреждения).
  3. Местные органы государственной власти (Советы) и органы управления (Исполнительные комитеты и их отделы).

Еще одной значительной отличительной чертой, характеризовавшей всю политическую систему советского общества, выступала присущая ей административно-командная система управления, подробная характеристика которой будет проведена ниже.

Административно-командная система как основа политической системы советского общества

Как было отмечено выше, ключевой особенностью политического устройства советского общества постепенно выступали административно-командная система управления. При этом анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в числе ключевых признаков соответствующей системы выступало:

  • Умаление роли и постепенное отстранение от власти Советов, обусловленное, с одной стороны, стремлением высших государственных властей к централизации и усилению власти в стане, а с другой – низким культурным уровнем трудящихся, малочисленностью пролетариата, и, в результате, постепенным усилением роли исполнительных органов, большинство структурных частей которых не избиралось, а назначалось сверху.
  • Ключевым методом политико-государственного руководства в условиях административно-командной системы была «чрезвычайность» - система принципов, приемов и методов государственного управления, основанных на массовых репрессиях, судебном (а нередко – и внесудебном) принуждении, и т.д. Кроме того, в условиях чрезвычайности нередко допускалось и оправдывалось длительное сохранение соответствующих начал в условиях советской политической реальности;
  • На первый план в политической системы выдвигался государственный аппарат, планомерно увеличивавшийся и постепенно объединившийся с аппаратом коммунистической партии. При этом рассматриваемая тенденция обозначилась уже в первые годы существования советской власти – уже в 20-30 гг. XX века, постепенно наблюдался стремительный рост всего управленческого аппарата, возникал и развивался такой феномен как ведомственность, сращивание партийного и государственного аппарата и т. д.

Номенклатурный принцип управления как признаком политической системы советского общества

Рассмотренная выше административно-командная система управления в советской политической системе преимущественно основывалась на номенклатурном принципе управления всем обществом. В соответствии с данным началом назначение и перемещение руководящих кадров всего государственного аппарата производилось по воле и решению высших партийных чиновников, что обуславливало существование личной зависимости назначаемых от тех, кто был наверху соответствующей номенклатурной пирамиды.

Определение 2

Номенклатуры – это перечень ключевых должностей государственного (а впоследствии – и партийного) аппарата, кандидатуры на замещение которых предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались, а нередко – и отзывались партийными комитетами соответствующих уровней, от районного до Центрального комитета КПСС.

Кроме того, номенклатуры в советской время подвергались постоянным корректировкам, а не оставались неизменными – они ежегодно пересматривались и в разные года включали различное число должностей.

Номенклатура делилась на два списка, к первому из которых были отнесены должности, на которые руководители назначались только по постановлению Политбюро ЦК партии. В свою очередь, ко второму списку – должности, назначение на которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Кроме того, дополнительно к номенклатуре № 1 вводился список «выборных должностей», на которые назначение производил сам Центральный комитет компартии.