Партии и их характеристики таблица. «Основные политические партии современной России». Определение термина политическая партия

В повседневной жизни и, особенно, в СМИ мы часто слышим разговоры о политических партиях, их лидерах, победах и поражениях. При этом в массовом сознании отношение к политическим партиям, партийным функционерам и их деятельности разное: от восторга до равнодушия, а то и до немотивированного неприятия. Что же такое политические партии, когда и как они возникли, какую роль играют в политической жизни общества, чем отличаются одна от другой?

Партия (лат.) – «часть» целого, более крупной общности. Родина современных политических партий Европа. Современные политические партии – это добровольные общественные организации, объединяющие наиболее активных приверженцев той или иной идеологии, политической цели или лидера, и служащие для завоевания и использования государственной власти или влияния на власть. Иными словами, политические партии – это особые, отличные от всех иных многочисленных и разнообразных по составу, предназначению и задачам добровольных самодеятельных общественных организаций.

В истории формирования политических партий выделяют 3 этапа (М. Вебер):

1. Аристократические кружки (котерии). Это немногочисленные группировки знати периода средневековья, соперничавшие за влияние на английского короля.

2. Политические клубы – более многочисленные и разнообразные по социальному составу группы политически активных людей, характерные для начала буржуазной эпохи во многих европейских странах.

3. Политические партии , положившие начало современному партийному строительству. Профессиональное исследование этого процесса стало предметом специального раздела политической науки, названного «партологией».

Первая партия современного типа была основана в 1861 г. в Англии. Это Либеральная партия, выражавшая интересы нового нарождавшегося предпринимательского класса – буржуазии, боровшейся против абсолютизма за равные права и свободы для всех граждан. Первая массовая рабочая партия («Всеобщий германский рабочий союз») была создана в 1863 г. в Германии Ф. Лассалем. А уже к концу XIX в. массовые, в основном социал-демократические, партии появились в большинстве стран Западной Европы. В России это была РСДРП, нелегально созданная в 1898 г. для борьбы против царского самодержавия.

Политические партии отличаются большим разнообразием. Однако для всех их характерны общие признаки, выделяющие партии среди иных многочисленных и разнообразных самодеятельных общественных организаций.

Общие отличительные признаки политических партий

1. Наличие формальной организации сверху донизу, включая высшие, промежуточные (региональные) органы партии, первичные (местные) организации и рядовых членов. Членство в партиях строится исключительно на добровольной основе и может быть как индивидуальным (персональным), так и коллективным (ассоциированным).

2. Приверженность той или иной идеологии, политической цели либо партийному лидеру, наличие партийной программы, вокруг которых и объединяются члены партии.

3. Активное участие в политической борьбе – борьбе за власть. Как метко заметил в своё время А. Лебедь, активный сподвижник первого президента России Б. Ельцина, «для политической борьбы ничего лучше партий в мире не придумано».

4. Главный отличительный сущностной признак любой самостоятельной политической партии заключается в её стремлении к своей главной политической цели – к завоеванию государственной власти, участию во власти или влиянию на власть.

Как следует из перечисленных признаков, политические партии существенно отличаются от всех иных общественных организаций, включая профсоюзные, молодёжные, женские, творческие и многие другие, непосредственно не связанных с политикой и не преследующих собственно политических целей, т.е. владения государственной властью или участия в этой власти.

Функции политических партий:

    Главная из них – борьба за государственную власть, то есть за право формирования высших органов государственной власти и использования их полномочий для реализации партийных целей и задач. Благодаря этому своему основному предназначению политические партии представляют собой постоянно и открыто действующую альтернативу существующей государственной власти, а также друг другу. Тем самым они, как никакие другие общественные организации, создают и поддерживают в обществе конкурентную политическую среду как для правящих в данный исторический период партий, так и для всех других своих политических соперников, также стремящихся к власти.

    Разработка и навязывание обществу и государству методами партийной пропаганды своих партийных идеологии, целей и программ развития.

    Отбор и воспитание кадров политических руководителей и управленцев, необходимых как для текущей партийной работы, так и для будущего (в случае прихода к власти) руководства государством. Таким образом, партии формируют политическую элиту общества, готовую (и политически, и профессионально) возглавить государство после возможного прихода к власти.

    Вовлечение в свои ряды новых членов, политическая социализация и мобилизация населения, особенно молодёжи, на реализацию партийных целей и задач.

    Представление и отстаивание на государственном уровне интересов классов, групп и слоёв населения, соответствующих природе и идеологии партии.

Таким образом, политические партии выступают исключительно важными инструментами формирования и функционирования реальной политики. Их место и особая роль в жизни общества заключаются в следующем:

    Политические партии – это вторые по силе влияния на общественные процессы и политической значимости после государства институты политической системы общества.

    Это основные институты гражданского общества, непосредственно связывающие его с государством и представляющие в нем интересы различных конкурирующих классов и групп населения.

    Партии – главные носители, политические знаменосцы и движущие силы демократии, без которых она невозможна. Как справедливо заметил известный западный исследователь О. Ренни, «следует признать, что политические партии создали демократию и что современная демократия немыслима иначе, кроме как через партии».Поэтому не случайно, демократические государства не только терпимо, но и бережно относятся к партиям даже в тех случаях, когда их политическая активность представляется госорганам и чиновникам назойливой, неуместной, «мешающей решать государственно-значимые задачи». Об этом свидетельствуют соответствующие положения в конституциях, специальные законы о партиях, а также, нередко, и государственное финансирование их деятельности.

Основные источника финансирования политических партий:

1. Возможные партийные членские взносы. Размер и периодичность внесения членами партии взносов в общую партийную кассу регламентирует сама партия. Имеются партии, не обязывающие своих членов платить членские взносы.

2. Возможное частное финансирование (спонсорство). Частное финансирование, как правило, регламентируется государством с целью недопущения возможного превращения партий в «политические филиалы» отдельных финансово-промышленных групп, компаний или так называемых олигархов.

3. Доходы от собственной производственной деятельности партий (в основном за счёт производства своей агитационно-пропагандистской печатной, аудио и видеопродукции).

4. Возможное государственное финансирование, когда партиям, прошедшим в парламент, выплачиваются денежные бонусы в объёме, пропорциональном количеству полученных на выборах голосов избирателей. Иными словами, финансовую поддержку государства получают не все, а только те партии, которые пользуются доверием значительной части избирателей.

Денежные средства расходуются партиями на содержание штатных сотрудников своих руководящих органов, на аренду (или содержание собственных) помещений для офисов и предвыборных штабов, на проведение массовых партийных мероприятий, обеспечение избирательных кампаний, помощь ветеранам партий и иные цели.

Мы уже отмечали многообразие политических партий. Для того чтобы в нём было легче ориентироваться, политологи производят научную классификацию или типологию политических партий.

Типология современных партий осуществляется по различным основаниям:

1. В зависимости от способа формирования и условий приобретения членства различают (М. Дюверже) кадровые и массовые партии .

Кадровые партии формируются «сверху» вокруг авторитетных политических деятелей или групп, как правило, только для проведения выборов. Такие партии не акцентируют внимание на своей идеологической ориентации. Они имеют мощные профессиональные штабы и свободное членство, не обязывающее рядовых членов состоять и постоянно работать в конкретных организациях партии. Принадлежность к подобным партиям рядовой гражданин определяет самостоятельно, демонстрируя это своей политической позицией преимущественно на выборах и референдумах. Большинство современных российских (проправительственных, а также мелких) партий создавались в 90-е годы как кадровые под предстоящие выборы и исчезали с политической арены вскоре после их проведения. Кадровые партии с течением времени могут приобретать отдельные черты и свойства массовых партий.

Массовые партииформируются, как правило, «снизу», являются централизованными, дисциплинированными организациями с фиксированным уставным членством. Работают такие партии постоянно, а не только на выборах. Придают большое значение общности взглядов, идейному, идеологическому единству. Чаще всего это коммунистические, социал-демократические, популистские, харизматические, патриотические, а также националистические, фашистские и подобные им партии.

2. В зависимости от главных оснований деятельности различают доктринальные, прагматические и харизматические партии.

Доктринальные партии во главу угла ставят идеологию, то есть преимущественно отдалённые цели, подчиняя им текущие, повседневные дела и проблемы. К доктринальным партиям относятся коммунистические, религиозные, националистические и им подобные партии.

Прагматические или патронажные партии, наоборот, на первый план ставят текущие задачи и проблемы, ориентируются на практическую целесообразность своих действий. Например: победа на выборах, повышение (снижение) налогов, защита экологии (партии «зелёных»), улучшение условий труда, быта, отдыха и т.д. Кредо таких партий, даже если они и придерживаются определённых идеологических принципов, можно было бы выразить формулой одного из основоположников социал-демократии Э. Бернштейна: «Конечная цель – ничто, движение – всё».

Харизматические партии – партии, объединяемые харизматическими лидерами и следуемые за ними независимо от предлагаемой ими идеологии или практических целей.

3. В зависимости от общей идейно-политической ориентации партии подразделяются на правые илевые . Делению на правых и левых в политике положила начало Великая французская революция (1789 г.). В зале Учредительного (конституционного) собрания революционной Франции справа сели сторонники восстановления королевской власти – представители привилегированных сословий в лице дворянства и крупных землевладельцев. Слева – революционеры-республиканцы, выступающие за власть средней и мелкой буржуазии и малоимущих, народного большинства. В современной политической истории к крайне правым относят партии, выражающие преимущественно интересы крупного бизнеса, как локомотива экономического развития, к левым – партии, отстаивающие интересы трудящихся, беднейших слоев населения.

4. В зависимости от политической идеологии партии делятся на: либеральные, коммунистические, социал-демократические, консервативные, патриотические, националистические, фашистские, религиозные и т.д. В широкой палитре современных политических партий к правым обычно относят преимущественно либеральные и консервативные, к левым – коммунистические и социал-демократические партии. Партии, стремящиеся избежать крайностей правового и левого флангов в своей идейно-политической ориентации, называют себя «правоцентристскими», «левоцентристскими» или собственно «центристскими».

5. В зависимости от способов и средств политической деятельности различают партии: парламентские (основывающие свою работу на участии в деятельности парламентов) инепарламентские (игнорирующие парламентские методы политической борьбы, предпочитая работать непосредственно в массах; легальные (действующие открыто на законных основаниях) инелегальные (сознательно или вынужденно находящиеся в подполье, действующие нелегально).

6. В зависимости от отношения партий к правящему режиму они подразделяются на:

    Правящие – находящиеся у власти, т.е. имеющие большинство мест или доминирующие в парламентах.

    Оппозиционные, т.е. находящиеся в оппозиции к правящему режиму, несогласные с ним.

    Консервативные – выступающие за сохранение режима.

    Реформистские – выступающие за совершенствование режима.

    Революционные – ставящие своей целью насильственное свержение

существующего политического режима.

7. В зависимости от состава своих членов партии могут подразделяться:

    По социальному составу – на рабочие, аграрные, пенсионеров и т.д.

    По этническому (национальному) составу (например, баскская партия «Эрри батасуна» в Испании).

    По демографическому составу (например, старейшая в Европе Женская объединённая партия Бельгии).

    По культурологическим привязанностям, увлечениям своих членов (к примеру, весьма известная в Германии партия любителей пива).

Таким образом, политические партии отличаются большим многообразием по своему внутреннему устройству, составу, организации, основаниям, формам и методам деятельности и другим критериям. Зная это многообразие, легче ориентироваться в вопросах партийного строительства, делать взвешенные выводы и оценки относительно идеологических ориентаций и деятельности различных партий и их лидеров.

Справочно

Представленный, как и встречающиеся в политологической литературе иные подходы к типологии политических партий, – это методологический инструмент для оценки и выработки собственного отношения к той или иной из них как для профессиональных политиков, так и для рядовых граждан. Однако пользоваться этим инструментарием в каждом конкретном случае необходимо творчески, с учётом конкретно-исторических и ряда иных условий и обстоятельств. Так, идеологическая типология партий предполагает наличие чётких представлений о содержании соответствующих политических идеологий. Дело в том, что многие партии не содержат в своих названиях чётких указаний на свою идеологическую, социальную, национальную и т.п. принадлежность. В сегодняшней России это, например, партии «Единая Россия», «Правое дело», «Справедливая Россия», «Яблоко». Однако в своих программных документах некоторые из них прямо заявляют о своих идеологических ориентациях: «Единая Россия» – левоконсервативной, «Правое дело» – либеральной (точнее – праволиберальной), «Справедливая Россия» – социал-демократической, Яблоко – социал-либеральной. Другие партии, наоборот, носят идеологически окрашенные названия (например, КПРФ, ЛДПР). Однако политические программы и практически политическая деятельность некоторых из них, в частности ЛДПР, не всегда совпадают с заявленными идеологическими ориентациями, а нередко и противоречат их основному содержанию. Поэтому если судить об идеологической ориентации той или иной партии только по декларируемому названию, можно легко впасть в заблуждение. Гораздо важнее заявляемая партией в её программных документах и, главное – отстаиваемая на деле – позиция по важнейшим политическим проблемам внутренней и внешней политики государства.

Итак, современные политические партии – это по историческим меркам сравнительно молодые, особые, добровольные общественные организации, выполняющие исключительно важные функции в общественной, политической и государственной жизни. Выражая многообразие общественных интересов в своих программах и политической деятельности, партии являются непременным условием демократического устройства общества и государства.

Определение термина политическая партия.

Конституционное определение термина политическая партия .

- Политическая партия и политологическая литература.

Типология политических партий.

Идеальные типы партий.

Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства.

Наименования политических партий.

Цвета и эмблемы партий.

Финансирование партий.

Трансформация статуса партии как политического института.

Политическая партия, партия

П артия - э то группа людей, объединённых общностью идей, интересов или выделенных для выполнения какой-либо работы.

Политическая партия - это стабильная иерархическая политическая , объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Политическая партия - это независимое общественное объединение предприятий, имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности выражающее политическую волю своих членов и сторонников.

Политическая партия это общественная фирма (объединение предприятий ), непосредственно ставящее перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев.

Политическая партия - это общественное объединение предприятий , главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществ­ление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе основного Закона государства и действующего законодательства.

Политическая партия - это компания , объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает ос­новные направления политики государства.



Определение термина политическая партия

Политическая партия - это объединение предприятий, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.

Политическая партия - это политическая , выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов.

В отличие от профсоюзов, молодежных, женских, антивоенных, национальных, экологических и иных организаций, реализующих функцию выражения и защиты интересы определенных социальных слоев и групп премущественно в роли групп давления на государственные структуры, политические партии ориентируются на непосредственное использование политической власти .

Нередко в определении политических партий делается акцент на их роли в избирательном процессе . К. фон Бейме характеризует партии как общественные компании, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти. Однако такой подход не учитывает, что в зависимости от своей идеологической платформы или сложившейся обстановки та или иная политическая партия может добиваться завоевания власти или участия в ее осуществлении не только парламентскими методами, соблюдая принятые в обществе правила политической борьбы, но и прибегая к насилию.

Первые политические партии появились еще в Древней Греции (разуме­ется, не в том виде, в каком они существуют сейчас). Для современных поли­тических партий характерно, в частности, то, что они:

Представляют собой политические фирмы;

Представляют собой компании общественные (негосударственные);

Являются устойчивыми и достаточно широкими политическими объеди­нениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

Имеют свою программу и устав;

Построены на определенных организационных принципах;

Имеют фиксированное членство (хотя, например, республиканская и демо­кратическая партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

Опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице го­лосующих за представителей партии на выборах.

В демократических государствах запрещаются партии, которые использу­ют подрывные, насильственные методы борьбы за , партии фашистско­го, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение основного Закона страны , и с дисциплиной военного и полувоенного типа.

Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конститу­цию и демократический режим внутрипартийной жизни. Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти. В международном документе Копенгагенской встречи 1990 г., в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе (СБСЕ) записано, что партии не должны сливаться с государствам. Эта запись предостерегает от повторения опыта тоталитарных однопартийных ре­жимов, в том числе и советского, когда единственная партия поглотила не только , но в значительной степени и гражданское общество. В та­ких случаях образуются так называемые «партийные государства». Сама по себе концепция «партийного государства» («государства партий») изначально ничего плохого в себе не несет: она служила лишь обоснованием необходи­мости правового регулирования деятельности партий. Основная идея этой концепции - признание партий как необходимых элементов функциониро­вания демократических государственных институтов.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Наиболее важной представляется функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Затем эти обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур.

Это функция представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, то есть обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, то есть функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты, осуществляя функцию политического рекрутирования. Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций.


Конституционное определение термина политическая партия.

В конституциях разных стран, в том числе и в российской, нет юридичес­кого определения политической партии. В этих конституциях определяются только цели и задачи партий: политические партии «содействуют выражению мнений голосованием» (ст. 4 основного Закона государства Франции); партии способствуют «выражению народной воли и фирмы политической власти» (ст. 47 Кон­ституции Португалии). Более точно функция политической партии определе­на в основного Закона страны Италии: партии создаются для того, чтобы «демократичес­ким путем содействовать определению национальной политики » (ст. 49). Аналогичное содержание имеет и ст. 29 основного Закона государства Греции : «Партии долж­ны служить свободному функционированию демократического режима».

В конституциях этих государств закреплены принципы свободного обра­зования партий, многопартийность, политический плюрализм. Идея полити­ческого плюрализма состоит в том, что в обществе существуют разнообраз­ные интересы и, следовательно, их выражают различные партии, которые конкурируют в борьбе за власть, за голоса избирателей.

В настоящее время в основного Закона страны Российской Федерации правовое положение политиче­ских партий приведено в соответствие с мировыми демократическими стан­дартами: признаны политический плюрализм, в борьбе за власть посредством завоевания голосов избирателей, запрещены партии тота­литарного типа, исповедующие насилие как главное средство политической борьбы (ст. 13 основного Закона государства РФ ). Партия организуется по инициативе учре­дителей и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции России . Ее деятельность может быть запрещена, если она преступает конституционные рамки, нарушает тре­бования основного Закона страны и закона, предъявляемые к политическим партиям.


Политическая партия и политологическ ая литератур а.

В политологической литературе политическая партия (от лат. pars, partis -часть) определяется как наиболее активная и организованная часть общест­венного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Или, более полно, как «специализированная организационно упорядоченная груп­па, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе».

И партии, и государство являются политическими организациями, поли­тическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». При этом подчеркивается, что государство является центральным звеном полити­ческой системы, которое устанавливает «правила игры» для всех политичес­ких сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической си­стемы в единое целое.

Думается, однако, что такая конструкция, как «политическая система», во многом требует пересмотра. Она была удобна для советского политического мышления, когда все политические институты должны были находиться в од­ной упряжке, вращаться вокруг одного политического «ядра».

Баланс политических сил, их равновесие и взаимодействие, существую­щие в свободном, демократическом обществе, - это система особая. В любом случае, это не та политическая система, какой она была представлена в совет­ском государствоведении и тоталитарном политическом мышлении. С точки зрения современных представлений, наряду с государством следует учиты­вать и интегрирующую роль гражданского общества, его определяющее вли­яние на государство. А ведь политические партии являются одним из инсти­тутов гражданского общества.

Вместе с тем, в отличие от партий, государство выражает интересы об­щества в целом, является официальным представителем всего народа. В этой связи государство обладает только ему присущими возможностями и атрибу­тами - «рычагами» политической власти, за обладание которыми и борются политические партии с тем, чтобы с помощью механизма государственной власти обеспечить реализацию своих программ. Правящие политические пар­тии, то есть те, которые уже тем или иным путем получили доступ к механиз­му государственной власти, осуществляют власть главным образом через рас­становку членов своих партий на важнейшие государственные посты.

Cоциолог Роберт Михельс отмечал, что любая централизованная , в частности политическая партия, представляет собой корпорацию, конкурирующую с другими, ей подобными.

Т ипологи я политических партий.

Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны. Однако они имеют целью глубокое проникновение в природу партий и их возможности.

Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и компании их внутренней жизни. По этому признаку он выделял кадровые и массовые партии.

Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению предприятий элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение — проведение и фирма предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов имеет обычно «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных по такому принципу, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать подобные партии кадровыми.

В организационной структуре политической партии обычно выделяются четыре основных элемента: 1) высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая роль; 2) стабильный аппарат управления, выполняющий указания партийных руководителей и осуществляющий связь с членами партии; 3) члены партии, активно участвующие в ее деятельности; 4) пассивные члены партии и примыкающие к ней сторонники, в незначительной степени оказывающие влияние на партийную жизнь.

Различия в организационной структуре, условиях приобретения и особенностях партийного членства, во многом зависящие от места и роли партии в обществе, характера ее связей с политической и социальной средой, лежат в основе широко распространенного в западной политологии деления современных партий на кадровые и массовые - классической типологии, предложенной М. Дюверже. Кадровые партии отличаются ориентацией на проведение предвыборных кампаний, невысокой численностью, достаточно свободным членством и относительной автономией своих базовых структурных организаций - комитетов, создаваемых по территориальному принципу из числа постоянных активистов, а также опорой по преимуществу на профессиональных политиков и представителей финансовой элиты, способных обеспечить партии материальную поддержку (типичными примерами являются две ведущие партии США - демократическая и республиканская). Массовые партии, впервые возникшие в Европе в распространения всеобщего избирательного права, могут объединять в своих рядах до нескольких сотен тысяч человек на основе фиксированного членства, обладают достаточно жесткой структурой и характеризуются строгой внутренней дисциплиной, которая подразумевает выполнение решений вышестоящих органов, съездов и конференций не только нижестоящими партийными организациями и рядовыми членами, но также и парламентариями, избранными от имени партии и при ее поддержке (на таких принципах первоначально основывались рабочие, социал-демократические и социалистические партии; впоследствии подобная организационная структура с усилением акцента на централизм в руководстве и подчинение меньшинства большинству стала использоваться коммунистическими партиями, а в более “мягком” виде - некоторыми буржуазными и появившимися несколько десятилетий назад менее идеологизированными “электорально-массовыми” или “избирательными” партиями, которые нередко называют “всеядными”).

Существуют и другие подходы к типологии политических партий. Так, по характеру участия в осуществлении государственной власти различают правящие и оппозиционные партии; последние в зависимости от их места в политической системе подразделяются на легальные, полулегальные и нелегальные. По способу связи с парламентской фракцией выделяются “жесткие” и “гибкие” партии: в первом случае при принятии важных политических решений депутаты должны голосовать в строгом соответствии с позицией, выработанной партийным руководством или съездом (например, лейбористская и консервативная партии Англии); напротив, “гибкость”, свойственная, в частности, обеим ведущим партиям США , означает, что конгрессмены или сенаторы воспринимают точку зрения руководящих партийных органов только как “рекомендацию”, голосуют более свободно, и в результате между президентом и членами конгресса от той же партии могут возникать острые противоречия.

В зависимости от идейно-политической ориентации в условной системе координат “левые-правые” выделяются “слева направо” коммунистические, социалистические и социал-демократические, либерально-демократические, консервативные, неоконсервативные и праворадикальные (в том числе фашистские) партии.

Взаимодействуя в борьбе за завоевание власти или участвуя в ее осуществлении, политические партии образуют партийную систему, которая отражает специфику положения каждой партии в государственной и гражданской структуре общества, а также особенности межпартийной конкуренции в ходе борьбы за завоевание власти или участие в ее осуществлении. Р.-Ж. Шварценберг показал, что в странах Запада фактический уровень межпартийной конкуренции во многом предопределяется утвердившейся в обществе избирательной системой: пропорциональная избирательная система нередко приводит к возникновению “полной многопартийности” - появлению пяти и более партий, обладающих примерно одинаковой степенью политического влияния; введение “избирательного барьера”, когда партии, претендующие на парламентское представительство, должны набрать определенный минимум голосов от общего числа избирателей, способствует постепенному формированию “умеренной многопартийности”, представленной 3-4 влиятельными политическими силами; мажоритарная система в два тура голосования ведет к образованию двухблоковой системы (“несовершенной двухпартийности”), мажоритарная система с голосованием в один тур - к формированию устойчивых двухпартийных систем.Однако в развивающихся странах характер партийных систем в значительной степени испытывает воздействие исторических и национально-культур

ных факторов: мажоритарная избирательная система нередко приводит к тому, что на выборах в течение длительного времени, причем с постоянным большим преимуществом, побеждает одна и та же партия, получающая тем самым возможность практически единолично формировать стабильные органы власти. Основными причинами, вследствие которых другие политические силы не могут составить действительную конкуренцию подобной “господствующей” партии, следует назвать отсутствие необходимого количества общепризнанных лидеров, наличие устойчивых консервативных традиций в обществе, малочисленность и большое количество партий, не имеющих достаточного опыта демократической борьбы за власть.

В последние годы ряд зарубежных исследователей фиксируют падение роли политических партий: в странах Запада - на фоне активизации общественно-политических движений непартийного типа, в развивающихся странах - на фоне тенденций к широкой этатизации партий.


Идеальные типы партий .

партии элиты

народные/массовые партии

этнически-направленные партии

избирательные объединения предприятий

партии тех или иных движений.

Каждый из этих типов также имеет дальнейшие ответвления: например, избирательные треста делятся на индивидуальные партии, партии большинства, программные объединения предприятий.

Ключевую роль в этом отношении сыграл Морис Дюверже, разграничивший два типа партий: "кадровые" и "массовые". Расцвет "кадровых партии", или, как их еще называют, "партий элит" - XIX век, когда власти народа еще только развивалась, а избирательное право было ограничено. Такие партии чаще всего представляли интересы господствующих классов.

В первой половине XX века вместе с введением всеобщего избирательного права на первый план выходят "массовые" партии. Эти партии ориентируются уже на более широкие слои. Они многочисленны, сплочены, имеют четкую идеологию, во главе их находится централизованная иерархизированная организационная структура. Будущее, как считал Дюверже, было именно за массовыми партиями.

Следующий этап эволюции/деградации был подмечен Отто Киркхаймером. В 1950-х-1960-х годах на материале немецких реалий им был сформулирован тезис о "всеохватных" партиях. Массовые партии, стремящиеся получить как можно большее число голосов, "уже не могут стоять на уникальной идеологической платформе, им приходится становиться "всеохватными", то есть жертвовать идеологией во имя электоральной поддержки.

Однако тот же Киркхаймер подметил еще одну решающую тенденцию: "всеохватные" партии начали постепенное слияние с государством. Данная тенденция в 1995 году была концептуализирована Ричардом Кацем и Питером Мейром как теория "картельных партий", возникновение которых они наблюдали начиная с 1970-х годов. "Картельная" партия - новый этап эволюции/деградации партий. Они все больше отдаляются от избирателей, их начинает интересовать не проведение той или иной политики, но сам факт пребывания у власти. Более того, они попадают в зависимость от государственных субсидий. Крупные партии сливаются друг с другом, образуя картель, стремящийся к удержанию власти и вытеснению конкурентов.

Не все исследователи разделяют эту четырехчастную схему эволюции от партий элит к картельным партиям через массовые и всеохватные партии. Выдвигаются и иные концепции, претендующие на описание сложившегося положения. Однако почти все исследователи солидарны в одном: на наших глазах происходит стремительное выхолащивание народного правления , сопровождающееся эрозией репрезентативных институтов.

Если принять во внимание данный , то легко предположить возникновение в ближайшем будущем нового феномена: мы рискнем назвать его "партия всего народа". Это будет партия, сочетающая в себе элементы "всеохватной", "картельной" и иных моделей. Такая партия будет нацелена на захват всего электората посредством превращения имеющихся в обществе классовых и идеологических противоречий, запускающих партийную конкуренцию, во фракционные разногласия. Эти разногласия отныне будут разрешаться не в процессе публичной политики, но посредством элитного диалога. Известный отечественный политолог Виталий Иванов в своем исследовании истории "Единой Российской Федерации" вслед за Юрием Пивоваровым называет такое элитное объединение предприятий "властной плазмой", внутри которой должны "протекать, разрешаться и гаситься конфликты", способные "разрушить режим и строй снаружи".

Однако не все так просто: "партиям всего народа", к которым можно отнести помимо "Единой Российской Федерации" еще и Либерально-демократическую партию Японии, Индийский национальный , почти всегда не удается достигнуть поставленной цели. Ведь никакое самое большое, самое рыхлое объединение предприятий не способно включить все политические идентичности, отразить интересы и ценности сразу всех слоев населения. Какая-нибудь одна непокорная, бунтующая радикальная идентичность неизбежно вываливается. Исламисты в арабских странах, индуистские фундаменталисты в Индии, наследники Ленина и радикальные последователи Гайдара в Российской Федерации. Любопытней всего то, что в какой-то момент именно эта бунтующая идентичность может оказаться наиболее востребованной, наиболее приемлемой для всего общества просто в силу своей особости и принципиальной неуступчивости.

Таким образом, бюрократизация партийной жизни грозит обернуться ее парадоксальной радикализацией. Впрочем, данный вывод пока не более, чем наше, весьма вероятно, поспешное предположение.


Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства .

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы Конгресса США.

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии имеют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её влияние закреплено законодательно и является неоспоримым. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР.

В системах с правящей партией оппозиционные партии разрешены; могут даже присутствовать глубокие демократические традиции, но «альтернативные» партии представляются не имеющими реальных шансов получить над властью. Пример из новейшей истории — Россия в начале XXI века. В некоторых случаях правящая партия может долгое время удерживать страну под своим контролем всеми средствами, включая фальсификации результатов выборов. В последнем варианте разница с однопартийной системой носит лишь официальный характер.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и . При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

В государствах, подобных Канаде и Британии , могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).


Реферат по политологии

на тему

«Основные политические партии современной России»

Студентки заочного отделения

Экономического факультета

Группы ЭС-4Ф-09

Антоненко Милы Викторовны

Преподаватель Копанев В.Н.

Г. Мурманск

Введение……………………………………………………………….....

1. «Единая Россия»………………………………………………………

2. Коммунистическая партия Российской Федерации………………...

3. Либерально-демократическая партия России……………………….

4. «Патриоты России»……………………………………………………

5. Российская объединённая демократическая партия «Яблоко»…….

6. «Справедливая Россия»……………………………………………….

7. «Правое дело»………………………………………………………….

Введение

В России существует множество партий; демократических, коммунистическо-социалистических, националистических и т.д. Все они защищают чьи-то интересы.

Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые.

Рассмотрев основные партии России, попробуем разобраться с идеологией и целями Российских партий.

Для более лучшего понимания идеологий партий возьмем несколько определений, они помогут более четко представить политическую направленность партий:

1. Полити́ческая па́ртия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат для реализации объявленных перед выборами программ.

2. Центризм в политике - политическая позицияполитического движения или группы, промежуточная между правыми и левыми движениями или группами, отказ от левого и правого экстремизма.

3. Социальный консерватизм - политика центризма, направленная на сохранение ценностей 1990-х годов.
Социальный консерватизм имеет аналитический характер, константами которого прежде всего являются порядок и свобода. Свобода в понимании социал-консерваторов не подразумевает освобождение от ответственности за экономические, политические, моральные и другие преступления.

4. В политикелевыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. К ним относят социализм, социал-демократию. К леворадикальным (или ультралевым) направлениям относятся, например, коммунизм и анархизм. Противоположностью являются правые.

5. Либерали́зм (фр. libéralisme ) - философская, политическая и экономическаятеория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

6. Демократия (греч.δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») - вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ.

7. Этатизм (государственничество) (от фр. État - государство) - мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

8. Национали́зм (фр. nationalisme ) - идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

9. Патриоти́зм (греч.πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

10 . Консервати́зм (фр. conservatisme , от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма.

11 . Попули́зм (от лат. populus - народ) - политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам.

Согласно информации с вебсайта Министерства Юстиции Российской Федерации , по состоянию на 15 августа 2009 года , в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий.

1. « Единая Россия »

Лидер : Владимир Путин

Штаб-квартира : Москва

Идеология : центризм, социальный консерватизм

Количество членов : 1 931 667

Мест в нижней палате : 315 из 450

Партийная печать: газета «Единая Россия» (закрыта в 2008 году)

Сайт : Edinros.er.ru/er/

«Еди́ная Росси́я» - российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря2001 года на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство» (лидер - Сергей Шойгу), «Отечество» (Юрий Лужков) и «Вся Россия» (Минтимер Шаймиев) как Всеросси́йская политическая па́ртия «Еди́нство и Оте́чество - Еди́ная Росси́я».

Символом партии является обращённый шествующий медведь. Съезд партии, прошедший 26 ноября 2005, принял решения по изменениям в символике партии: вместо медведя коричневого цвета символом партии стал медведь белого цвета, по контуру очерченный синим цветом. Над изображением медведя - развевающийся российский флаг, под изображением медведя - надпись «Единая Россия». Семантика медведя активно используется партией, в том числе путём различных аллюзий. Так один из разделов официального сайта партии называется «Бер лога».

Идеология: центризм, социальный консерватизм.

Цели: 1. Обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, интересам большинства населения Российской Федерации.

2. Формирование общественного мнения в Российской Федерации в соответствии с основными положениями Программы Партии, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления, и влияние на формирование их политической воли, выражаемой ими в голосовании на выборах и референдумах.

3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) Партии на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

История: Всероссийская Партия "Единство и Отечество"- Единая Россия" была создана на основе объединения Общероссийского Союза "Единство" и "Отечество" и общественно-политического Движения "Вся Россия".

27 октября 2001 года в Москве прошел Третий Съезд партии "Единство" и второй - Союза "Единство" и "Отечество", на котором в этот Союз вступило движение "Вся Россия".
Во время работы Съезда были внесены изменения в Устав, давшие юридическое основание для дальнейшего преобразования Союза в партию.

Параллельно с подготовкой Съезда специалисты из "Единства" и "Отечества" работали над двумя важнейшими документами, которые определили, какой будет вновь создаваемая Партия. Это Программа и Устав.

До вынесения на Учредительный Съезд партии "Единство и Отечество", который прошел 1 декабря 2001 года в Кремлевском Дворце съездов, оба документа прошли широкое обсуждение в регионах, в том числе и в Новгородской области.

В итоге 1 декабря делегаты Съезда новой партии приняли Программу и Устав, а также проголосовали за преобразование Союза "Единство" и "Отечество" во Всероссийскую партию. Также были избраны руководящие органы новой партии.
Партия "Единство и Отечество" - стала принципиально новой политической структурой, в которую на равных условиях вошли три политические силы. Преследуя единые цели и отстаивая общие интересы, "Единство", "Отечество" и "Вся Россия" образовали единую партию, разделив ответственность за ее будущее.
Основной задачей партии стало "завоевание и удержание власти демократическим путем". Изменились требования к уровню подготовки руководящих кадров и специалистов, основная масса которых прошли отбор и специальное обучение. Активно велось партийное строительство, росли ряды партии, создавались новые первичные организации. К концу 2003 года в составе регионального отделения состояло около 2 тысяч членов Партии.

"Партия" - понятие многозначное. Если задать вопрос: "Что такое партия товара?", ответ будет одним. А если мы рассматриваем возникают совершенно другие понятия и определения. Что такое партия продукции, мы в этой теме не рассматриваем. Нас интересует именно понятие, связанное с политикой. Рассмотрим его подробно.

Понятие "партия" в политике

Особое место в ряду субъектов такого вида деятельности, как политическая, занимают партии. Они выступают посредниками между государством и гражданами. Ответ на вопрос, что такое партии, ставший классическим определением, предложил Шварценберг Роже Жерар (родился в 1943 году), французский политолог. По его мнению, политическая партия - действующая непрерывно организация, которая существует как на местном, так и на национальном уровнях. Она нацелена на отправление и получение власти, стремится к широкой поддержке масс с этой целью.

Признаки партии

Продолжим наш ответ на вопрос, что такое партии. Рассмотрим подробнее их признаки. В партии объединяются самые активные представители тех или иных социальных групп, которые имеют схожие с ними идейно-политические взгляды и стремятся так или иначе к государственной власти.

Можно выделить следующие признаки партии:

Долговременное функционирование, организованность, наличие правил внутрипартийной жизни и формальных норм, отраженных в уставе;

Наличие первичных организаций (местных отделений), которые поддерживают с национальным руководством регулярные связи;

Направленность на завоевание власти и распоряжение ею (группами давления называют такие, которые не имеют данной цели);

Добровольность членства, наличие поддержки народа;

Присутствие общей стратегии, цели и идеологии, выраженных в соответствующей политической программе.

Функции партии

Они выполняют в современном обществе ряд специфических внешних и внутренних функций. Это также нужно упомянуть, отвечая на вопрос, что такое партии. Выделим и те, и другие функции, остановимся подробнее на них.

Внутренние касаются обеспечения финансирования, набора новых членов, налаживания между местными отделениями и руководством эффективного взаимодействия и т. д.

Внешние функции - определяющие для деятельности партии. Это защита, отстаивание и выражение интересов больших и групп, интеграция внутри них людей на основе общих целей, а также мобилизация масс для того, чтобы решать важные актуальные социальные задачи. К ним относятся также разработка идеологии, распространение политической культуры, подготовка различных кадров для действующих политических институтов, участие в создании элиты, а также возможностей для социализации личности в сфере политики. Кроме того, внешние функции - участие в их организация и борьба за управление, а также за государственную власть.

Виды партий

Можно выделить несколько типологий, по которым делятся политические партии.

Так, выделяют по идеологической ориентации такие как коммунистическая, консервативная, либеральная партия.

"Что такое федеральная партия?" - спросите вы. Ее выделяют по следующему, территориальному признаку. По нему партии бывают региональные, федеральные и другие. То есть данный признак показывает, на какой территории существуют они.

По социальной базе - предпринимательские, крестьянские, рабочие и проч.

По отношению к преобразованиям в обществе - реакционные и прогрессивные, реформистские и революционные, умеренные и радикальные.

По участию во власти - парламентские и непарламентские, легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные.

Однако самой известной является классификация по организационному строению, по которой выделяются массовые и кадровые партии.

Кадровые партии

"Что такое партии кадровые?" - спросите вы. Они ориентированы на участие парламентариев, профессиональных политиков и объединены вокруг политического комитета - группы лидеров. Они обычно элитарны и немногочисленны, финансируются из частных источников. Активизируется деятельность таких партий во время выборов.

Массовые партии

Напротив, массовые партии являются многочисленными, финансируются они из членских взносов. Это централизованные организации, имеющие уставное членство, отличающиеся дисциплинированностью и организованностью, проводящие на местах широкую пропагандистскую работу, поскольку заинтересованы в том, чтобы численность их росла (и, соответственно, увеличивались суммы взносов). Массовые партии стремятся к мобилизации народных масс, а кадровые - элит.

Можно разделить их также на "правые" и "левые". Что такое "правые" партии? Они выступают против коренных реформ, за сохранение существующего режима. "Левые" - за изменение его, воцарение социального равенства, проведение масштабных реформ. К ним относятся социал-демократические, анархические, социалистические и коммунистические партии, а также другие политические доктрины.

Мы рассмотрели теоретически, какие бывают виды, а также что такое партия. "Единая Россия" относится к "правым" или "левым"? Попробуйте самостоятельно ответить на этот вопрос. Что такое коммунистическая партия, мы все примерно представляем и без определения.

Группы давления, общественные организации, массовые движения также принадлежат к групповым субъектам такой деятельности, как политическая.

В последние несколько десятилетий появились также так называемые универсальные партии (по-другому - партии всех избирателей). В строгом смысле слова они не являются таковыми. В отличие от традиционных партий, ориентирующихся в своей деятельности на электоральные группы, данные объединения стремятся привлечь различные группы избирателей на свою сторону. Характерными их чертами являются следующие: особый тип играющего роль своеобразного мировоззренческого символа лидера-интеллектуала, необязательное фиксирование в данном объединении членства, а также отсутствие каких-либо четко определенных социальных интересов. Главная функция - защита действующего политического курса, а не агрегация и артикуляция интересов общества. Поэтому связаны они больше с государством, чем с народом.

Партийные концепции

Отвечая на вопрос, что такое политическая партия, необходимо определить также партийные концепции. Партия - некоммерческое добровольное социальное объединение по политическим принципам и идейным соображениям, стремящееся к достижению определенных политических целей и применяющее для этого политические средства.

В нее входят, как уже отмечалось, наиболее активные это их классовое или политическое объединение, выражающее непосредственно их интересы, состоящее из самых активных представителей, осознающих данные интересы, борющихся за владение властью или удержание ее, а также осуществление общих целей.

В традиции марксизма партии рассматриваются в качестве высшей формы классовой организации, охватывающей самую активную ее часть, отражающей политические интересы и преследующей в своей деятельности долгосрочные цели. В качестве партии выражают отношение к власти, участвуют в общественно-политических мероприятиях, создаются во имя упрочения и сохранения власти или изменения ее.

В другой традиции, либерально-демократической, они трактуются как определенные политические силы, организованные, объединяющие представителей единой политической традиции и служащие для участия во власти или завоевания ее с целью реализации целей, которые преследуют приверженцы партии. Они, воплощая право личности на политическое объединение с другими людьми, отражают некоторые общегрупповые цели и интересы разнородных слоев общества (религиозных, национальных, социальных и др.). Люди через этот институт выдвигают к государству свои групповые требования и получают от него одновременно обращения за поддержкой для того, чтобы решить некоторые политические вопросы.

Элементы, являющиеся обязательными для любой политической партии

Для того чтобы лучше понять, что такое политическая партия, выделим элементы, являющиеся обязательными для любой из них. Любая партия - это носитель некоторой идеологии, или она хотя бы выражает определенную ориентацию видения человека и мира. Это объединение, относительно продолжительное по времени существования, то есть организация, имеющая определенное территориальное измерение (местное, региональное, национальное, а иногда и интернациональное) и структуру. Цель любой партии - завоевании власти или участие вместе с другими в ней.

Каждая из партий хочет обеспечить для себя поддержку населения - от включения в ряды своих членов до создания широкого круга сочувствующих лиц.

Признаки и роль политической партии

Среди основных признаков можно выделить: наличие организационной структуры, уплату членских взносов, наличие устава и программы, организационную связь между представителями партии, партийную дисциплину, участие в формировании правительственных и парламентских учреждений, создание общественного мнения.

Роль ее в жизни социума: это связующее звено между государством и народными массами, руководитель общественной классовой борьбы, регулятор социально-политической общественной жизни.

Основная задача партии - участие во власти, захват ее.

Функции политической партии

1. Теоретическая:

Анализ состояния, а также теоретическая оценка различных перспектив общественного развития;

Выявление интересов различных общественных групп;

Выработка тактики и стратегии борьбы за обновление социума.

2. Идеологическая:

Отстаивание и распространение в массах своих нравственных ценностей и мировоззрения;

Пропаганда своей политики и целей;

Привлечение населения в ряды и на сторону партии.

3. Политическая:

Борьба за власть;

Подбор на выборные должности кандидатов, кадров для выдвижения в местное и центральное руководство, правительство;

Проведение различных избирательных кампаний.

Понятие, функции и структура политических партий

Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Политические партии выступают в своем государстве творцами текущей политики, они преследуют определенные цели, добиваясь государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В нормально организованной политической системе действуют несколько партий, каждая из которых отражает интересы своего класса или большой группы людей, не связанных классовыми признаками. Деятельность партий связана с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.

Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других институтов общества, которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются на защиту социально-экономических интересов их членов, политические партии нацелены на завоевание и осуществление власти. Для этой цели они создавались, за нее и ведут борьбу.

Политическая партия хотя и выражает устремления определенного класса или слоя общества, в то же время представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Среди функций политических партий выделяют:

1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

2) активизацию и интеграцию определенной части людей;

3) борьбу за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;

4) подготовку и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение своих сторонников, организацию контроля за парламентской деятельностью;

5) разработку партийной идеологии, создание и реализацию политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

6) политическое воспитание общества в целом или его части;

7) подготовку и выдвижение кадров.

Политическая партия – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной личности, стремящихся к обладанию политической властью или к участию в ее осуществлении в государстве.

Сущность политической партии – это выражение и защита интересов определенных социальных групп и слоев общества. Есть три способа образования политической партии: путь «сверху» предполагает формирование партии на базе парламентской группы, политической элиты; путь «снизу» предполагает формирование партии на основе общественных движений или объединений сторонников конкретной идеологии; комбинированным является способ возникновения, когда соединяются встречные усилия элитарных кругов и рядовых граждан.

В отличие от социальных движений и ряда других организаций, политические партии имеют непосредственное отношение к власти. Они стремятся к ее завоеванию или к влиянию на нее. Политические партии характеризуются степенью внутренней организованности. В некоторых партиях существует фиксированное членство. Внутренняя жизнь партии определяется ее уставом, внешняя – конституцией страны, называющей ее права и обязанности в обществе. Также партию отличает наличие программы действий и определенной идеологической системы ориентации.

Основными признаками партии являются: идеология, система общих ценностей и норм поведения добровольное, организованное объединение людей; нацеленность на осуществление политической власти; выражение и защита политических интересов определенных социальных групп; наличие определенной программы деятельности партии; особый социальный статус, стремление к оказанию прямого влияния на политическую жизнь, важная роль в проведении выборных кампаний; специфическое положение в государстве, в том числе связь с частями государственного механизма, участие в их формировании и функционировании; особый правовой режим, т. е. конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование ее деятельности; общественная база партии.

Структура политической партии состоит из трех уровней:

Блок избирателей, массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой в течение избирательных кампаний. Принадлежность к данной группе основана на приверженности, а не на фактическом членстве;

Официальная партийная организация. Лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, партийный архив, рядовые члены партии. В случае успеха на выборах в составе партии выделяются «законодатели» и «члены правительства», которые становятся вторым руководящим звеном партии;

Партия в системе правления, должностные лица в государственном аппарате, получившие посты в силу принадлежности к соответствующей партии президент, губернаторы, члены парламента и т. д.

Виды политических партий

Политические партии выражают интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества, поэтому их много и они имеют разные программы и цели.

Принято классифицировать политические партии по следующим критериям:

1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.;

2) по идейным основаниям деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего, на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному, качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические;

8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т. п.