Современное мировоззрение и его типы. Исторические типы мировоззрения. средневековая философия основные проблемы

Самым важным в жизни человека является то, как он воспринимает этот мир. В зависимости от того, как мы к нему относимся, формируется очень многое в нашем поведении и в отношении, и в индивидуальном осознавании жизни. Темой данной статьи станет проблема определения мировоззрения. Что означает данное понятие, и каковы его типы?

Характеристика мировоззрения

Это самая ключевая проблема, которой занимается философия. Эта наука исследует, анализирует, изучает отношение человека к тому, что его окружает. Не просто связку «мир», не просто человека в отрыве от него, от культуры, от цивилизации. Философия исследует взаимосвязь, взаимоотношение, взаимопроникновение среды и человека.

Альбер Камю подметил, что мир сам по себе совершенно неразумный и бессмысленный; абсурдным считал он также желание человека наделить все окружающее антропоморфными чертами, назвать его человеческим. Без развитого комплексного подхода к жизни невозможно представить себе полноценную личность, поэтому нельзя переоценить роль мировоззрения в жизни человека. Понимание этого факта благоприятно скажется на развитии индивидуума.

Роль мировоззрения в жизни человека

В сборнике знаменитого одно время советского философа Щедровицкого Георгия Петровича говорится о том, что человеку сегодня, как ни печально, мышление как таковое не нужно, мы не используем его в современном мире. На первый взгляд эта фраза может показаться парадоксальной и непонятной, не встраивающейся в наш привычный уклад, в наше представление о себе и мышлении. Но если поразмыслить над высказыванием Щедровицкого, можно обнаружить в нем здравое зерно. Современный человек живет в очень стабильном мире без упоминания, конечно, тех пограничных точек, когда мы сталкиваемся со смертью близких, болезнями, стихийным бедствием, катаклизмами. Солнце с завидным постоянством светит над головой, нет ядерной войны, а каждый день напоминает день сурка, и это очень привычная ситуация. Более того, за нас с вами уже много подумали очень известные ключевые аналитики современности, когда решали, что нам есть, что нам покупать из одежды, что представляет собой идеальный человек, взаимоотношения между людьми, любовь, дружба. Именно они заложили нам в голову идею об «американской мечте». Так люди учатся погружаться в состояние постоянства.

Современные трактовки

В чем заключается роль мировоззрения в жизни человека? Сегодняшние философы и психологи определяют мышление как способность человека решать одни логические задачи, создавать другие, ставить вопросы, которые еще не ставились до них, умение находить выход из сложных запутанных противоречивых ситуаций, основываясь на «рацио», то есть рациональном компоненте своей жизни.

Если проанализировать наше повседневное бытие, то мы, к сожалению, в подавляющем большинстве скажем, что трудно участвовать в такого рода процессах, то есть нам непросто решать логические задачи. Многим из нас гораздо удобнее закрыть глаза на возникшую проблему, уверить себя, что все пройдет само собой, нужно просто подождать или переложить ответственность на других. И все это вытекает из человеческого восприятия. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

Мысли материальны?

Мы помним о том, что мысли можно воплотить в жизнь, вкладывая в это какой-то мистический подтекст. Да, они на самом деле имеют свойства материализовываться, но работает все не по щелчку пальцев.

В зависимости от того, как мы думаем, какие именно вещи представляем себе, что именно проецируем, в конце концов выстраивается наша реальная жизнь. Так какую роль в жизни человека играет мировоззрение? На этот вопрос можно найти бесчисленное количество ответов. Однако одно из наиболее популярных и известных сегодня определений звучит следующим образом: «Мировоззрение - это совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в нем, о возможностях и способах превращения возможностей в действительность».

Эта трактовка предполагает подход к каждой отдельной ситуации индивидуально в зависимости от конкретной ситуации, создающей тот или иной фон для действий. Все люди по-разному относятся к своим возможностям и превращают их в действительность, имеют различные совокупные представления о том, что есть хорошо, а что есть плохо. получили название «О сущем и о должном»: то, что есть, и то, что должно быть на самом деле.

Право на мнение

Как утверждает философия, играет и должно играть огромную роль в жизни человека мировоззрение в современном мире, потому что все это в целом помогает человеку формировать мнение. Настоящее, свое собственное, неподдельное, оригинальное, не подверженное какому-то стандартному шаблонному поведению, пропитанному заготовленными ярлыками, предрассудками, стандартными установками. Само явление и его структура будут представлены ниже в статье.

Понятие, типы, уровни

Что же на самом деле это такое, и какую роль мировоззрение играет в жизни человека? Используемое в привычном для нас ключе понятие впервые употребил представитель классической немецкой философии Фридрих Шеллинг. Он предположил, что есть такая интересная вещь под названием «взгляд на мир» и что этим воззрением обладает каждый человек.

Сегодня мы говорим о том, что определение «мировоззрение» включает в себя несколько компонентов: во-первых, это мироощущение, мировосприятие, это собственно уровень мировоззренческий, и миропонимание. Рассмотрим подробнее.

Мироощущение

Это первичное пребывание человека в этом мире, уровень комфортного либо дискомфортного нахождения в окружающей среде. Особенности мировоззрения заключаются в том, что даже у младенцев, которые еще не являются в полном смысле личностями, которые еще не социализированы, уже имеют зачатки мировоззренческого уровня.

Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно увидеть необычные вещи. К примеру, поза ребенка, когда он спит, раскидав в стороны руки и ноги. Это положение полного принятия мира, когда ребенок чувствует себя в безопасности и уюте, ему хорошо и комфортно.

И есть другой тип детей, которые живут в домах малютки, от которых отказались родители. Эти дети, которым еще далеко до становления личности, редко кричат. По одной простой причине: потому что понимают, что им кричать бесполезно, ведь все в таких местах происходит в строго определенные часы. Таким образом уже этот несформировавшийся человек заботится о том, чтобы ресурсы не тратились напрасно. Он сохраняет свои силы и энергию.

И вот такой момент нахождения комфортности - это уровень нашего эмоционального чувственного состояния, наших настроений, переживаний, текучих, пластичных, изменчивых эмоциональных состояний. По той же причине, проснувшись и увидев на улице снежную сказку, красоту, мы ощущаем, что внутри что-то встрепенулось, появилась радость. А если за окном дождь, слякоть, состояние очень неприятное, мы включаем грустную музыку и впадаем в меланхолию.

Образ жизни, который ведут люди, не поддается такому жесткому осмыслению, развитию мировоззрения.

Мировосприятие

Компонент нашего мировосприятия - это то, как мы смотрим на мир, взаимоотношения, это уровень рассудка, здравого смысла, уровень формирования элементарных связей между собой, другими людьми, индивидом и окружающим. Уровень мировоззрения, как уже упоминалось, - совокупность более общих представлений о себе и месте в этом мире.

Миропонимание

Это уже совокупность (система) понятий, которые являются отвлеченными абстрактными дефинициями, то есть взаимосвязи между представлениями, которые существуют в психике каждого человека. К особенностям мировоззрения можно отнести еще тот факт, что оно может существовать и без языковых средств, у нас есть внутреннее ощущение, и мы можем не высказывать его вслух.

Но миропонимание невозможно без языкового аналога, то есть нельзя уяснить и понять какие-то вещи без их проговаривания.

Элементы мировоззрения

В компоненте современного мировоззрения обычно в литературе выделяют четыре элемента. Во-первых, это познавательный и когнитивный аспект, все те практические, элементарные, которые каждый из нас приобретает на протяжении всей своей жизни. Как правило, на него оказывают огромное влияние такие моменты, как географическая составляющая (место рождения человека), исторический момент (эпоха), присутствующий в жизни абсолютно любого человека эмоциональный фон, темперамент, особенности нервной системы, отличительные черты среды, в которой мы вырастаем, характер (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), акцентуация характера (педантизм, абсолютная свобода).

Сюда также можно отнести такое явление, как нормы и ценности. Важно учесть нормы религиозные, социальные, ценностные, исторические.

Мировоззрение и жизненные ценности зависят не только от страны, эпохи, географии, но еще и от пола. Все это закладывается в нас практически с самого момента появления на свет. Например, до сих пор девочки и мальчики воспитываются по-разному, то есть их по-разному учат относиться к боли, к другому человеку.

Еще одна составляющая формирования мировоззрения - это практика. Без претворения его в жизнь этот фактор не существует. Как в свое время сказал Карл Маркс, «практика - критерий истины». То есть мы можем иметь разные взгляды и представления о мире, но без претворения их в реальность успеха добиться невозможно. Мировоззрение, дающее нам какие-либо дивиденды, считается удачным.

Виды мировоззрения

В философской литературе выделяется два вида: обыденное и научное. Сегодня мы говорим о том, что у обыденного мировоззрения наблюдается стихийный характер. Это обозначает, что мы не прикладываем никакого осознанного усилия к формированию мировоззрения, то есть оно обусловлено настоящим моментом, сиюминутной текучей данной ситуацией. Для него характерна методологическая всеядность, то есть впитывание разных взглядов, подверженность чужому мнению без особой критики. Таким образом, обыденный взгляд на мир чисто субъективный, основанный на суждениях, которые в свою очередь имеют тенденцию заменяться, порой даже на противоположные.

Научный же вид характеризуется следующими чертами: логическая непротиворечивость (наличие у человека такой системы, которая позволяет ему объяснять, опираясь на свою систему, все события, которые происходят с ним, выстраивать свою жизнь, совершать какие-то поступки), системность сознания, его структурность, самостоятельность мышления. Такой личности трудно навязать чужое мнение.

Типы мировоззрения

Понятие мировоззрения и его структура могут быть представлены в различных ключах, однако исторически основы мировоззрения сложились из трех типов. Первый тип самый основной, самый глобальный, который возникает раньше всего. Это мировоззрение мифологическое. Оно зарождается в области легенд и преданий.

Человек, находящийся во власти мифологического мировоззрения, - это несвободная личность. Наподобие человека архаического, скованного цепями неволи, который был зависим от всех природных явлений и собственных соплеменников, ведь он не имел права на свое личное мнение. В случае ослушания его могли подвергнуть смерти или остракизму (изгнанию).

Мифологический тип

Мифология по своей сути является фантастическим отражением действительности, которое вместе с тем претендует на статус реальности. Это не просто сказки, легенды, притчи. Это возможность человека описать этот мир.

Но зачем объяснять пространство, окружающее нас? Чтобы перестать его бояться. Потому мифология и имеет антропоморфный характер, ведь все божества, представляющие стихии, наделены человеческим обликом. До сих пор, как и раньше, мифология играет ведущую роль в современном мире. Она сохраняется благодаря той же смысловой нагрузке и заряду, что были рождены в первобытном обществе.

Дело в том, что люди привыкли достраивать целостную картину мира в своем воображении, иначе они чувствуют себя некомфортно в подвешенном состоянии. Крохи имеющегося знания вызывают ужас перед всеобъемлющим неведением, поэтому человек научился самостоятельно преобразовывать пространство вокруг себя.

Религиозный тип

Второй тип - это тип религиозного мировоззрения. Ученые связывают появление религии с развитием классового общества, зарождением неравенства как социального, так и материального.

Так возникла железная необходимость избавиться от возможного общественного напряжения, переворотов, революций. Религия легко и удобно перехватила эстафетный флаг у мифологии в целях избегания смуты. Даже сам термин «релегае» означает «связывать». Религиозное мировоззрение, значение которого состоит в большей прогрессивности для общества, в этом смысле обходит мифологическое. В религии человек имеет право на некую свободу. Особенно ярко это выражено в христианстве через свободу воли: бог управляет мирозданием, а за свою судьбу мы в ответе сами.

Если сравнивать божеств Древней Греции и христианских, то можно увидеть, что греческие боги обладали явственной сущностью и не всегда превосходили человека, в то время как боги в современных религиях являются сверхъестественными. Несмотря на кажущуюся секуляризацию, верования в высших существ уходят с ведущих позиций, однако еще ближайшие годы они точно будут крепко держаться на троне всемирной власти.

Философский тип

Третий тип мировоззрения - философское. Оно характеризуется наличием свободной критической оценки себя, другого человека, мира, общества, своего места в этой жизни.

Оно является одним из самых прогрессивных мировоззрений на данный момент. Ведь оно выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональный аспект, независимо от чувственного осознания себя в этом мире. Это умение использовать «рацио», интеллект. Самым важным в философском мировоззрении является выработка собственного мнения, взгляда на жизнь. Оно может быть присуще абсолютно любому человеку, необязательно философу.

Можно ли поменять мировоззрение?

Не секрет, что на протяжении всей жизни взрослый человек растет психологически над собой, приобретая новые знания и опыт. Иногда совершенно крутые повороты способны изменить человека до неузнаваемости. Бывало такое, что ярые церковные фанатики становились заядлыми атеистами, бывало и наоборот. Успешные люди могут бросить многомиллионный бизнес и отправиться путешествовать или жить в какую-нибудь деревеньку. Мировоззрение - как пластилин, его можно мять, менять и строить через совершенствование, стремление к нравственным идеалам, путешествуя по свету. Для познания самого себя нужно читать немало философской и психологической литературы.

Мировоззрение в ХІХ веке

После распада СССР многие люди испытали ми ровоззренческий кризис, который появился из-за крушения надежд и идеалов, заложенных в коммунистическом обществе. Сейчас все базируется на потреблении, все всего достойны, понятия чести, уважения, любви ушли на второй план. Эпоха потребителей заложила мысль в обществе: "Жизнь - удовольствие". Это чистый гедонизм во всем его проявлении. С другой стороны, это не такой уж и плохой способ отвлечь людей от негативных мыслей.

Надеемся, данная статья максимально ясно осветила понятие мировоззрения и его структуру, ведь простота изложения - залог понимания информации.

Как выяснили психологи и социологи, ключевую роль в нашей жизни играет именно мировоззрение, его виды и формы. От этих факторов зависит наше отношение к окружающей среде, к людям, с которыми приходится общаться, к своему собственному «я». Мировоззрение определяет наши принципы, мысли, корректирует систему чувств и впечатлений, влияет на ассоциации и симпатии.

мировоззрение. Его виды и формы

Как гласит мудрая поговорка, судьба не дается человеку, он строит ее сам. Сделать это можно, имея определенный багаж знаний, опыт, содержательный Все это формирует наши вкусы, наши мысли и побуждения, чем, собственно, и является мировоззрение. Его виды и формы напрямую зависят от государства, в котором проживает человек, от исповедуемой ним религии, а также от воспитания и которые привили ему с детства опекуны или родители. Каждая личность в нашем мире начинает формироваться именно с детских лет. Следовательно, то, что привито в ранние годы, служит основной для всех суждений и действий в дальнейшем, по крайней мере до тех пор, пока не произойдет переломный момент.

Теоретический аспект

Суть мировоззрения заключается в том, что оно определяет человека, делает его кем-то в обществе, одним словом - играет самую важную роль в его жизни. Поэтому важно, чтобы жизненные взгляды одного индивида совпадали с теми нормами морали, которые являются приемлемыми в его обществе как в широком понимании слова, так и в узком. В первом случае речь идет о государстве как об одном целом. В каждой стране есть определенная религия, конституция, традиции, которые проявляются в поведении людей по отношению друг к другу. «Семейное» мировоззрение, его виды и формы зависят уже от конкретной группы людей. Кто-то тяготеет к познанию науки, кто-то хочет постричься в монахи.

Примеры мировоззрения

Взгляд на мир конкретного человека также очень сильно зависит от типа его темперамента. Более «взрывные» люди, легкие на подъем и непостоянные, как правило, имеют более богатый жизненный опыт. В юные годы они отличаются вспыльчивостью, «набивают себе шишки», нередко стремятся познать все и вся. С годами это превращается в огромный опыт, взбалмошность уходит, а ее сменяет величие и гордость.

Если же человек изначально спокоен, он, скорее всего, примет все то, что его окружает. Если семья, в которой он вырос, верующая, Бог будет близок и ему. Прежде чем совершить нечто глобальное, что в корне сможет поменять жизненный ход, этот индивид тщательно все взвесит. Нередко такие люди занимаются и наукой, имеют дело с точными данными и статистикой.

Мировоззрение также может иметь философский или мифологический характер. В первом случае человек различными способами пытается обосновывать все явления в жизни. Он во многом ищет свою мораль, логическую (или не совсем такую) подоплеку. Нередко таким людям свойственен СПГС, поэтому часто им рекомендуют не погружаться слишком глубоко в свои рассуждения. Люди с мифическим мировоззрением отличаются мечтательностью, оторванностью от мира сего. Для них многие события видятся сказкой, люди ассоциируются с различными вымышленными героями.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях нарастания социальных противоречий и кризисных явлений в жизни современного общества особую роль играет философское знание, определяющее характер мировоззренческих и ценностных ориентаций людей. Несмотря на известную инерционность мышления, связанную с негативным отношением к философии как науке, не дающей практических результатов, следует отметить, что такого рода представления не соответствуют современным реалиям.

На данное обстоятельство указывал еще Аристотель, отмечавший, что из всех искусств наиболее прекрасным является философия при всей ее практической бесполезности, ибо она изучает вечное, сохраняющееся, непреходящее. Сегодня можно с уверенностью сказать, что таким вечным является сохранение жизни людей в условиях кризисных явлений в экологической, экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни современного общества.

Философия всегда была ориентирована на формирование новых ценностей по отношению к миру в целом. Особую значимость это обстоятельство приобретает в переломные, критические эпохи, что присуще и современному этапу развития цивилизации. В такие эпохи всегда происходит напряженный поиск путей дальнейшего развития человечества, а задача самой философии состоит не только в прояснении мировоззренческих структур, определяющих образ мира и жизни людей, но и в выявлении смысложизненных установок новых ценностей.

Такая задача, связанная с определением стратегии выживания человечества, и напрямую зависит от философских разработок, усвоения студентами новых мировоззренческих ориентаций в условиях глобализации.

Именно философия, аккумулировавшая многовековый опыт человеческой культуры должна помочь людям осмыслить новые вызовы времени и наметить стратегические направления достижения стабильного будущего. Отражая самосознание современной эпохи, философия занимает центральное место среди дисциплин гуманитарного профиля, способствуя формированию новых взглядов на место и роль человека в природе.

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

РАЗДЕЛ I . ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы

В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает себя, людей, мир, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения.

Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.

Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Благодаря наличию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.

Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.

Поскольку убеждения опираются на ценности (убеждения еще можно объяснить как осознанную необходимость следования тем или иным ценностным ориентирам), то в совокупности они образуют нормативно-регулирующий механизм жизни человека в обществе. Ценности составляют содержание принципов мышления и действия.

Ценность – это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека.

Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.

В ходе исторического развития ценности постоянно обновляются. В жизни современного общества особую значимость приобретают экологические ценности, выражающие деятельность по сохранению природы и обеспечению нормальных природных условий человеческого существования.

Во все времена основополагающую роль в выборе жизненной позиции играли материальные и духовные ориентиры и ценности. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.

Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.

Ценности и идеалы всегда скорректированы с социально-экономическими, духовными и, в целом, конкретно-историческими особенностями культуры. Идеалы связаны с разрешением противоречия между существующими экономическими, политическими, социальными и другими условиями развития человека и его постоянным стремлением к совершенствованию этих условий и самого себя.

Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.

Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционально окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием.

Мировоззрение складывается в процессе деятельности человека, его адаптации к социальным и природным условиям существования и выполняет активную роль в практическом изменении человеком окружающей действительности и самого себя.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: 1) познавательный, опирающийся на общие знания о мире, природе, обществе, человеке; 2) ценностный, включающий ценности, идеалы, убеждения; 3) эмоционально-чувственный, основывающийся на мироощущение, мировосприятии, т. е. определенном переживании своего рационального и деятельностного отношения к миру, событиям в нем; 4) практический, задающий содержание и направленность человеческого поведения и деятельности по отношению к природе, обществу, самому человеку с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.

Мировоззрение , таким образом, это не только обобщенная система знаний о мире, обществе, самом человеке, его роли и месте в них, но также совокупность убеждений, ценностей, идеалов, регулятивных норм поведения и деятельности человека в его отношениях с миром и обществом.

В современной учебной литературе по философии принято выделять пять основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, повседневно-обыденное и научное.

Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое. Мифология (от греч. mifos – предание, log о s – учение) – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо сообразовывать свое поведение.

Характерными чертами мифологического мировоззрения выступают: представления об органическом единстве и взаимопревращаемости человека и явлений природы; наделение предметов природы человеческими качествами (антропоморфизм); взгляды о подобии, отсутствии границ между живым и неживым (гилозоизм); нерасторжимость чувственно-образного и рационального отражения реальности, веры и знания (синкретичность мифа).

Что такое мировоззрение и для чего оно необходимо современному человеку? В чем состоит сущность мировоззрения? Менялось ли на протяжении истории мировоззрение и его роль в жизни человека?

В век, когда достаточно нажать кнопку и получить ответ на любой вопрос, есть ли необходимость заглядывать внутрь себя, чтобы дать правильную оценку того, что мы собой представляем и какими глазами смотрим на мир?

Мировоззрение личности обусловливает ее поведение, стереотипы мышления, влияет на определение моральных ценностей и личностных качеств. Это видение человеком себя в мире и восприятие им мира вокруг себя. Между понятиями «философия» и «мировоззрение» часто не видят различия. Между тем характеристики мировоззрения гораздо шире.

Философия – это установки, идеи, которые становятся базой для мировоззрения. Формирование личности и ее поведения, определение идеологических и психологических рамок деятельности людей, выстраивание критериев для взаимоотношений с миром – это функции мировоззрения.

Что и как влияет на процесс формирования

Система тесно связанных между собой ценностей, эмоций, идеалов и действий формирует целостную личность. Именно поэтому понятие мировоззрения занимало ученые умы с давних времен. Мировоззрение человека формируется из общепринятых в его кругу норм и представлений о жизни и мире, о людях и природе, о науке и культуре.

Можно выделить пути формирования мировоззрения, т.е. несколько кругов влияния:

  • В первую очередь это семья – именно здесь человек получает первое определение того, кто он и каков мир вокруг.
  • Вторым слоем влияния является ближайшее окружение – друзья и люди, обладающие авторитетом, с которыми происходит непосредственное общение.
  • Третий слой – авторитеты, с которыми нет непосредственного общения, но мнение и воззрения которых человек может узнавать через книги, СМИ и т.д.
  • К четвертому слою влияния можно отнести общие идеологические нормы и принципы, существующие в его государстве или принятые в мире в целом.

Мы видим, что формирование мировоззрения происходит под влиянием большого количества факторов. Каждый из указанных слоев работает на определение и выработку качеств личности, на формирование его взглядов, идеалов, на его эмоциональный уровень, создает стереотипы, устанавливает внутренние правила и требования – «часы», по которым человек живет всю жизнь.

Особенно важным в формировании мировоззренческой позиции личности является период детства и юношества. В то время, когда авторитет родителей и взрослых велик и является безоговорочным, необходимо не только прививать ребенку бытовые навыки, но и обязательно объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо».

Если ребенок с детства погружен в определенную мировоззренческую среду, то и в дальнейшем он будет искать окружение, где люди живут по таким же критериям. Если же с детства не заложены четкие мировоззренческие принципы, в подростковом возрасте ребенок не сможет принимать правильные и безопасные решения, давать адекватную оценку людям и событиям.

Подростки с большим недоверием относятся к миру взрослых и часто самоутверждаются через отрицание тех ценностей, которые им навязывают. То есть если ближний круг не сформировал в личности устойчивых принципов, то повлиять на его мировоззренческую позицию может любой авторитетный лидер той социальной группы, в которой человек оказался. Именно поэтому люди попадают в секты или иные радикальные группы.

Как же защитить себя и близких, что необходимо знать? В первую очередь давайте разберемся, из чего же состоит мировоззрение и какие его компоненты наиболее уязвимы для стороннего негативного влияния.

Компоненты мировоззрения, оказывающие наибольшее влияние на формирование личности:

  • Знания, полученные личностью.
  • Эмоции, т.е. реакции людей на определенные события или среду.
  • Правила, которые люди применяют в жизни.
  • Поступки и действия.

Знания личность получает через общение и через чтение. Это два важных источника информации, которые в свою очередь порождают эмоциональные реакции на окружающий мир и те правила жизни, которые личность принимает и в соответствии с которыми совершает определенные действия.

Таким образом, в основе всего лежит знание или информация. Люди принимают и реагируют на разную информацию по-разному. Если человека поместить в среду, где будет однотипная негативная информация, человек изменится, поменяется его поведение и эмоции, он станет более агрессивным, озлобленным. Если же человек будет получать позитивную информацию – он преобразится в лучшую сторону. Подумайте, какую информацию получаете вы и каков ваш круг общения.

Сказка – ложь, да…

В ходе развития человечества сформировалось несколько типов мировоззрения, которые принято связывать именно с историческими эпохами. Такой подход не является абсолютно верным, поскольку в наше время можно обнаружить все три типа и даже их комбинации.

Рассматривая исторические типы мировоззрения, мы найдем отличия компонентов, составляющих их.

Первый тип – мифологический. Знания, которые получает человек, обладающий мифологическим мировоззрением, переданы устно и направлены на получение им ограниченной и искаженной картины мира. Мифологическое сознание отводит деятельности человека второстепенное значение.

Главные вопросы в жизни людей решают боги или их земные представители. При этом эмоции и поступки людей по отношению к миру четко регламентированы – ведь все в руках богов. Из такого же постулата исходят правила поведения и действия самого человека.

В наше время типичным примером мифологического сознания можно считать религиозные секты. В них человек и вся его деятельность полностью подчиняется лидеру, который провозглашает себя «богом» и устанавливает нормы и правила поведения, регулирует эмоции своих последователей и навязывает им свои знания о мире.

Второй тип – религиозный. В отличие от первого типа, знания содержатся в религиозных книгах, поэтому создается видимость того, что человек сам нашел эти знания в процессе чтения. Таким образом повышается их ценность. Кроме того, в религиозном мировоззрении четко отделен мир земной от мира духа.

Правила и нормы хотя и менее жесткие, но основываются на авторитете религиозных лидеров. Адепты религиозного мировоззрения живут ради получения каких-то благ не в земном мире, а в сакральном, мире, который будет после смерти. Данный тип мировоззрения присутствует в любой религиозной конфессии.

Третий тип – философский или научный. Человек сам ищет и находит знания, имеет возможность анализировать и проверять их на практике. На основе полученных знаний о мире он формирует свою картину мира и представление о человеке. Нормы поведения такого человека основаны на принципах гуманизма. Его эмоции и действия подчинены его знаниям о том, что хорошо для мира и человечества.

К сожалению, третий тип встречается реже, чем религиозное или мифологическое сознание. Ведь заявить о своей индивидуальности и искать свой путь в мире гораздо сложнее.

Основные типы мировоззрения с точки зрения того, какие знания положены в его основу: житейское (основывается на бытовых познаниях), религиозное (получено из религиозной литературы), научное (основано на изучении теории и опытах) и гуманистическое (основано на ценности человека).

Кризис – что делать

Мы видим, насколько важно, чтобы вопрос, что такое мировоззрение и какова роль мировоззрения в жизни человека, не оставался лишь темой для научных дискуссий. В деятельности людей именно мировоззрение становится фундаментом и точкой опоры.

При разрушении системы ценностей в жизни человека может произойти мировоззренческий кризис. Он может быть краткий или долговременный, чаще всего случается в возрасте 40-44 лет. Такие периоды характеризуются, как правило, сменой мировоззрения личности или серьезной его корректировкой.

Главное – не паникуйте. Кризис – это возможность пересмотреть то, до чего не доходили руки долгие годы, заняться тем, за что вы не решались взяться и откладывали на потом. Ищите то, что вам по душе, меняйте то, что вам не нравится, что тяготит.

Смените круг общения, найдите тех, кого объединяют с вами общие интересы. Оградите себя от любой негативной информации и вечно недовольных людей – ведь мы с вами пришли к выводу о том, что именно информация является основой нашей мировоззренческой системы.

Однако если кризис оказался глубок и вы не можете самостоятельно справиться с затянувшимся состоянием, не стесняйтесь обращаться за помощью, даже если раньше никогда этого не делали. Прозреть по отношению к самому себе – вот что самое важное в жизни. И тогда все встанет на свои места. Автор: Руслана Капланова

Новосибирский колледж электроники

По курсу “Обществознание”

Мировоззрение человека

Выполнил

студент 122 группы

Прудников С.Г.

Проверила

Черепанова Е.В.

Новосибирск 2003

Введение..............................................................3

1.Что такое мировоззрение? .......................................4

2.Каким бывает мировоззрение? ................................4

3.Три основных типа мировоззрения.........................5

3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5

3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6

3.3 Научное мировоззрение..........................................7

4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8

5.Общество и формирование мировоззрения..............8

5.2 Тоталитарное общество...........................................8

5.1 Демократическое общество....................................9

6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9

7.Вывод………………………………………………..10

8.Список используемой литературы...........................13

Введение.

В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже

пальцев, нет двух человек с одинаковойсудьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек

с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что

его ничто не объединяет с другим?

Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,

место жительства, положение в обществе, язык, возраст.

Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может

быть разное место жительства, различное место в жизни

общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть

объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –

ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень

знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов

развития человечества, так же как и анализ духовного мира

наших современников, показывает, что одним из важней –

ших элементов является мировоззрение.

1.Что такое мировоззрение?

В самом простом, наиболее распространённом понимании

мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они

предполагают, с одной стороны, мир, который окружает

человека, а с другой – то, что связано с деятельностью

человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –

зрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного

мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –

бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону

мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение

представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он

живёт в ладу, в гармонии с ним?

Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –

ного мира человека.

2.Каким бывает мировоззрение?

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –

сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –

тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

своими духовными ценностями.

Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.

Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –

дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность

родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –

венного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –

тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –

щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –

Классификация типов мировоззрения может быть раз –

личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

3.Три типа мировоззрения

Распространено выделение следующих типов мировоз –

зрения: обыденное, религиозная, научное.

3.1 Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в

процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды

человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно,

особенно если человек не интересовался мировоззренчес –

кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –

тельно философию, не знакомился с содержанием религи –

озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –

яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –

но общается с различными людьми; ощутимо и влияние

общедоступных средств массовой информации. Но преоб –

ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –

зрение опирается на непосредственный жизненный опыт

человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт

других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного

сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –

Обыденное мировоззрение распространено очень широко,

поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви

зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –

ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный

3.2 Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в

таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,

Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.

Напомним, в религии содержится и определенная картина

мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –

вленные на формирование его определенного образа жизни,

на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет

сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно

отнести тесную связь с мировым культурным наследием,

ориентацию на решение проблем, связанных с духовными

потребностями человека, стремление дать человеку веру в

возможность достижения поставленных целей.

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –

ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –

достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их

игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –

словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит

задача выработки нового пути мышления,

“о соразмерности

Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –

ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой

именно тип согласия может быть установлен между лабо –

раторной табуреткой и церковной скамьей”.

3.3 Научное мировоззрение

Является законным наследником того направления мировой

Философской мысли, которое в своем развитии постоянно

Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания,принципы взаимоотношения

человека с естественной и искусственной средой обитания.

Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –

статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован –

ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём

целей и идеалов, органическую связь с производственной и

социальной практической деятельностью людей. Но нельзя

закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –

обладающего места. Человек, человечество, человечность –

это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –

черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –

тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –

ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он

примет всеобъемлющий характер, может стать решающим

облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –

ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая

направленность.

Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –

ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес –

кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на –

чале пути к широкому овладению его основами.

Сознательно формируемое мировоззрение

В обществе издавна существовало и сознательное стремле –

ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение,

в рамках которого была бы осмыслена вся история челове –

чества, его познавательная и преобразовательная деятель –

ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми –

ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,

опираясь на то или иное направление в философии. Созна –

тельное стремление выработать целостное мировоззрение

проявляют различные социальные группы людей, полити –

ческие партии, которые видят в нем основу не только своего

духовного единения, но и программ конкретных действий

по преобразованию общества.

Мировоззрение такого типа может строиться на самых

разных философских основаниях.

Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при –

чём в первом случае его разработка осуществляется с опо –