Для чего нужны были евнухи. Тайная жизнь гаремов. Историческая правда о «группенсексе» и евнухоподобных гомосексуалах. Восстановление утраченных гениталий

Которые стали производиться на человеке. Еще 4 000 лет назад цари древней Ассирии приказывали лишать половых органов свое ближайшее окружение, чтобы предотвратить насильственный захват власти.

Позже кастрации подвергались жрецы. Считалось, что если человек служит божествам, то он должен лишиться чего-то важного. А что может быть важнее способности продолжать род?

В Древнем Риме мужская сила считалась божественным даром, поэтому римляне не лишали половых органов даже рабов. Когда империя пала от рук варваров, основным очагом жизни стал Константинополь. Этот чудный город смешал в себе европейское с азиатским, тут кастрация была в порядке вещей.

Когда в 1453 году турки захватили столицу Византии, в гарем султану стали поступать отборные евнухи прямиком из Египта.

Примерно до середины XV века евнухам отрезали только яички. Однажды султан Мехмед II заметил, что у меринов несмотря на кастрацию не убавляется пыл и они всё же залезают на кобыл, поэтому приказал отрезать мальчикам половые органы под корень.

Операцию проводили, когда претендент на место в охране гарема достигал 8-летнего возраста. После кастрации детям вставляли бамбуковые палочки для мочеиспускания и по горло закапывали в песок на несколько дней. Выживали не все, однако сильнейших ждала лучшая жизнь.

Первой ступенькой в карьере евнуха был пост охраны. Проявив себя на службе, они могли стать прислужниками, затем надсмотрщиками. Наиболее успешные из них становились великими начальниками, обзаводились собственными домами и даже женились .

Впрочем, женщины, которые выходили за богатых кастратов, жаловались, что в постели они хуже зверей.

Пророк Мухаммед запрещал кастрировать мусульман , ссылаясь на волю Аллаха. Поначалу в Стамбул евнухов поставляли христиане. Однако запросы новых султанов росли, гаремы расширялись, требовалось больше охраны. Стали набирать популярность мальчики из Африки.

Во времена правления Мурада III при дворце служили только черные евнухи . Самыми ценными были рабы из Судана, за них просили больше всего денег. Дело дошло до того, что ближайшим советником султана стал черный, а белых постепенно вытеснили из окружения правителя Османской империи.

Посредником между султаном и гаремом был кизляр-ага. Через этого человека проходила вся важнейшая информация о положении дел в империи. Люди, занимающие этот пост, продавали информацию европейским послам и налаживали хитроумные коррупционные схемы. Они также управляли значительной частью собственности владыки империи, что приносило им огромные доходы.

Интересную карьеру построил парень из Венеции, Газанфер . Еще мальчиком он попал в плен к турецким пиратам. Уже в сознательном возрасте он согласился на кастрацию, чтобы поступить на службу во дворец к султану. Он очень понравился султану Селиму, отцу того самого Сулеймана Великолепног о, который назначил его капы-агасы - начальником белых евнухов.

Постепенно Газанфер обретал всё большую власть. Дошло до того, что султан стал ценить его мнение больше, чем советы великого визиря. Однако своя шкура оказалась дороже. Когда произошло восстание янычар, оин поставили преемнику Селима, Мураду, ультиматум: либо его жизнь, либо жизнь Газанфера. Султан пожертвовал другом.

Под влиянием главного евнуха Хаджи Мустафа, молодой султан Ахмед I построил в Стамбуле знаменитую Голубую мечеть на площади Ипподром. Несмотря на пустующую после войны с Австрией и крестьянского восстания казну.

В XVII веке евнухи стали настолько сильны, что смогли выбирать, кого сажать на престол Османской империи. Капы-агасы Узун Сулейман и вовсе убил регента Кесем-султан , чтобы посадить на престол умалишенного Сулеймана II, который провел в клетке 39 лет, вместо его брата Мехмеда IV.

Такое безобразие в среде высших чинов империи продолжалось до середины XIX века, когда османы попали в зависимость от европейцев. Начались реформы по образцу цивилизованных стран, вследствие чего евнухи потеряли власть.

В 1830 году в империи запретили торговлю белыми рабами. Это сильно ударило по рынку кастратов. В 1871 году под запрет попала продажа чернокожих. Таким образом эпоха евнухов закончилась.

Евнух

’евнух - кастрат, мужчина, лишенный посредством операции яичников, вследствие чего потерявший не только способность к воспроизведению потомства, но и соответствующие физические функции. У кастрированных изменяются и некоторые внешние характерные черты мужчин - исчезает борода, округляются черты, слабеет голос, но разум не притупляется и физическая сила иногда даже увеличивается, поэтому евнухи с древнейших времен ставились на служение (и часто высокое) при дворах и гаремах восточных царей. Закон относится отрицательно к этому (Втор.23:1), но евнухи были при дворах как израильских (3Цар.22:9), так и иудейских царей (4Цар.24:12 ; 1Пар.28:1). (см. скопцы)


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Синонимы :

Смотреть что такое "евнух" в других словарях:

    евнух - евнух, а … Русский орфографический словарь

    - (греч. eunuchos, от eune постель, и echo стерегу). Вообще скопец, кастрат; преимущественно же имеющий надзор за гаремом на Востоке; оскопленный слуга. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕВНУХ 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

    евнух - и устарелое евнух. В литературном языке XIX века ударение евнух было широко распространено. Например, у А. Пушкина: «Там жены по базару ходят, На перекрестки шлют старух, А те мужчин в гаремы водят, И спит подкупленный евнух» (Стамбул гяуры нынче … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (1749) Евнух (др. греч. εὐνοῦχος охраняющий ложе) кастрированный (оскоплённый) мужчина … Википедия

    Слуга, прислужник, кастрат, скопец Словарь русских синонимов. евнух см. кастрат Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    - (евнух устар.), евнуха, муж. (греч. eunuchos, букв. охраняющий ложе). Кастрированный служитель в гареме. «Пред ним отворялися двери, встречал его мрачный евнух.» Лермонтов. || Кастрат (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (греческое eunuchos блюститель ложа), кастрат, наблюдающий за гаремом … Современная энциклопедия

    - (от греч. eunuchos блюститель ложа) кастрат, наблюдающий за гаремом … Большой Энциклопедический словарь

    ЕВНУХ, а, муж. Скопец слуга в гареме. Не е. кто н. (о том, кто свободно общается с женщинами, не чужд любовных связей). | прил. евнушеский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж. скопец, каженик, кастрать; страж при гареме мусульман. Евнушок, евнушонок, то же, малолетний. Евнухов, ему принадлежащий: евнуший, евнушеский, им свойственный, к ним относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Книги

  • Библиотека античной литературы (комплект из 10 книг) , . Вашему вниманию предлагается комплект из 10 книг серии "Библиотека античной литературы"…

Само слово «евнух» в переводе с греческого означает «хранитель ложа». Вопреки распространенному в настоящее время мнению евнухов лишали не пениса, а тестикул. При определенных условиях у евнухов сохранялась возможность испытывать сексуальное возбуждение, что позволяло им заниматься сексом. Но вот детей они не могли иметь ни при каких условиях. Именно это стоит считать основной причиной для проведения процедуры оскопления. Правители и вельможи подобным образом избавляли себя от угрозы рождения незаконных детей-бастардов, сохраняя чистоту крови. Евнухи чаще всего охраняли гаремы своих повелителей, наводили там порядок, занимались организационными вопросами, были единственными мужчинами на его территории. Их работа щедро оплачивалась, а риск появления незаконного наследника у одной из жен или наложниц сводился к нулю.

Добровольная и принудительная кастрация

Мужчины становились евнухами и по принуждению, и добровольно. Многие бедные семьи отдавали своих сыновей на эту службу. Кастрация в детском возрасте переживалась в некотором роде легче, поскольку юноши не осознавали в полной мере, чего они лишались. Гормональная перестройка организма в подростковом возрасте происходила иначе, тело перестраивалось под изменившиеся обстоятельства, набирая лишние килограммы. Такие добровольные евнухи щедро вознаграждались правителями, принимавшими их на службу. Со временем они могли достигнуть действительно высоких должностей. В большинстве восточных стран евнухи могли стать финансовыми советниками, военачальниками, чиновниками.

Существовала и принудительная кастрация. В Китае, например, подвергали оскоплению захваченных в плен врагов. В этом случае такая процедура имела сразу два значения. Во-первых, кастрация унижала врага, во-вторых, сохранялась чистота нации, поскольку кастрированный враг уже не мог стать отцом, «испортив» семейное древо победителей.

В некоторых религиозных культах оскопление совершалось в качестве своеобразной жертвы божеству. Евнух-монах подобным образом отрицал все плотское, греховные мысли и отдавал себя полностью религиозному служению.

Сам институт евнухов возник у персов, ассирийцев и византийцев, чуть позже он получил широкое распространение в Китае. Именно в Китае евнухи образовали настоящую, прочную касту, которая давала отпор любому храбрецу, который посягал на их . У персов и ассирийцев отношение к евнухам всегда было скорее презрительным, суровые воины относились к ним без капли уважения.

Некоторые древние обычаи народов мира удивляют или потрясают даже сегодня человека, ранее незнакомого с ними. Часть из подобных традиций много веков назад отжила свое, а другие находят свое отражение и сегодня, пускай и в измененной форме.

В такие моменты сложно не радоваться тому, что традиция принудительной кастрации сегодня практически полностью исчезла, хотя еще несколько веков назад кастратов было достаточно много , особенно при дворах различных шахов и султанов. О том, кто такие евнухи, мы постараемся рассказать в этой статье.

История возникновения традиции

Образованному человеку сложно даже предположить ситуацию, в которой группа людей будет лишать одного из них мужского достоинства . Но в период античности и средневековья такая практика была привычной, особенно на востоке.

Евнухи часто становились очень влиятельными персонами при дворе, заправляя различными ведомствами или казной королевства. Увечье не мешало им занимать высокие посты в армии, и даже выступать в качестве полководцев.

Но современная культура обычно представляет евнухов в качестве служителей гаремов султанов. Справедливости ради стоит отметить, что эту роль они часто занимали в более близкую историческую эпоху, но сама социальная группа имеет древнюю историю .

Зародился институт евнухов еще в Ассирийском царстве, а позднее распространился на Египет и Китай. Завоевательная экспансия Римской империи привела к тому, что невиданный ранее в Европе класс стал набирать все большее могущество.

После распада империи многие ее достижения и традиции были напрочь забыты, но именно этой было суждено сохраниться на длительное время.

Евнухом называют человека, который подвергся оскоплению в подростковом или детском возрасте . Существует информация и о том, что евнухами становились в половозрелом возрасте, но обычно подобная процедура носила более унизительный характер с целью избавиться от угрозы со стороны кастрата (например, исключить узурпацию власти).

Эта традиция, которая сегодня выглядит особенно варварской, была запрещена повсеместно. Но в древние времена ее не считали особо жестокой и применяли достаточно часто.

Какие задачи ставили перед евнухами? Перечень работы, которую в различное время мог выполнять такой человек, выглядит достаточно разнообразно:

  • обеспечить порядок внутри гарема;
  • наблюдать за повелителем во время отдыха;
  • обеспечивать выполнение экономических функций;
  • выполнять задачи, связанные с предотвращением заговоров или подкупом политических противников;
  • сохранить превосходное сопрано, которое может мутировать с взрослением.

Особенно следует заметить, что подобная традиция не редко использовалась и в религиозных целях. В частности, лишая послушника мужского достоинства, планировалось исключить у него греховные мысли и избавить его от любых искушений.

Как было отмечено ранее, данную процедуру применяли и в качестве наказания. К примеру, вплоть до нового времени кастратами становились те, кто позволяли себе насилие над женщинами или детьми.

Учитывая особенности медицины средних веков, можно только предполагать, насколько подобная операция была болезненной. Она наносила ужасающие раны, которые не редко приводили к смерти по причине заражения или шока. Психика человека получала неизгладимые изменения, которые невозможно было исправить любыми известными методами.

Методы оскопления в каждой стране были свои. Так в китайской традиции принимали определенные меры, чтобы снизить кровопотерю. Использовался специальный инструмент, позволяющий провести операцию за один подход, не оставляя рваных ран.

В Египте оскопление производилось с особой жестокостью. Для этого использовалась шерстяная нить, которой перевязывались половые органы. Нить скручивалась до момента, пока резким рывков мужское достоинство просто вырывали. Естественно, уровень смертности был максимальным.

Кто такой евнух в гареме?

Понятие гарем возникло задолго до появления первых исламских государств. Самые крупные гаремы могли насчитывать несколько тысяч девушек, а у персидских царей гаремы даже располагались в нескольких городах.

Чтобы обеспечить «сохранность» наложниц, правителю требовались люди, которым он мог доверять. Именно так и появились первые евнухи, задачи которых были довольно сложными. Гарем всегда был источником интриг, которые не редко приводили к кровавым последствиям внутри дворца, отвлекая правителя от более важных дел, либо и вовсе лишая его жизни.

Так как посягательств на наложниц со стороны евнуха быть не могло, то именно такие слуги обеспечивали жизнь внутри гарема. Они не только обеспечивали охрану, но и следили за порядком в женском обществе.

В восточных монархиях большое значение придавалось чистоте династической крови, которая легитимировала притязания монарха на происхождение от богов и на верховную власть. Чтобы исключить даже гипотетическую возможность неверности, половозрелых мужчин в покои своих жён и наложниц монархи не допускали.

Придворное значение евнухов могло быть конвертировано в политический авторитет. Не имея возможности продолжить род и основать собственную династию, евнухи не рассматривались монархами в качестве политических конкурентов и служили послушными исполнителями царской воли, отчего часто пользовались доверием властителя и влиянием при дворе.

Для евнухов характерны высокий рост и пухлое телосложение . Собранные статистические данные позволяют предположить о большей (в пределах погрешности в районе 14-17 лет) продолжительности жизни евнухов по сравнению с мужчинами, имеющими сопоставимый социальный статус .

В древнем мире

Первые сведения о наличии евнухов (частично кастрированных) происходят из Ассирии . В 19 в. до н.э. ассирийские цари стали назначать евнухов, прежде занятых исключительно во дворце и в царской страже, наместниками завоёванных земель, ибо не опасались того, что они попытаются организовать сепаратистский мятеж и основать собственную династию. У ассирийцев практику оскопления будущих царедворцев переняли персы и некоторые другие народы Ближнего Востока. Один из персидских евнухов, именем Багой , в период междуцарствия узурпировал бразды государственного правления. Другой персидский евнух с этим именем прославился любовной связью с Александром Македонским .

В Риме и Византии

В Восточной Римской империи основным предназначением евнухов оставалось обслуживание византийского императора и императрицы в покоях Большого дворца . Благодаря беспрепятственному доступу к императору евнухи долгое время имели влияние и на государственные дела; армянин Нарсес прославился как полководец. Известно о евнухах-царедворцах в норманской Сицилии .

В Османской империи

Если византийских евнухов часто «поставляли» ко двору их собственные родители в надежде, что, разбогатев, сын протянет руку помощи бедствующим родственникам , евнухи, которые обслуживали гарем османского императора всё в том же Константинополе , набирались из числа пленных мальчиков иностранного происхождения, в основном чернокожих. Белых евнухов привозили с Балканского полуострова, чёрных евнухов - из Африки. При дворе существовали позиции главного белого и главного чёрного евнухов. Последний, именуемый по-турецки кизляр-ага , руководил разветвлённой сетью соглядатаев и имел большой вес при дворе. Аналогичная позиция существовала и в Крымском ханстве .

В имперском Китае

Полностью кастрированные евнухи обслуживали всех без исключения правителей империй и царств Китая на протяжении более двух тысяч лет. Многие императоры использовали евнухов не только для работы в своих гаремах , но и для выполнения разного рода ответственных заданий хозяйственного и административного порядка, в качестве противовеса учёным чиновникам-мандаринам . Во время малолетства императоров некоторые евнухи фактически возглавляли всю вертикаль власти; флотоводец Чжэн Хэ стал подлинным национальным героем. В XVIII-XIX веках евнухам было разрешено усыновлять чужих детей. Последний китайский евнух умер в декабре 1996 года .

Много евнухов было среди придворных и в других странах «китайского мира » - Вьетнаме, Бирме, Сиаме.

Другие кастраты

Оскопление часто применялось в истории не только для получения будущих царедворцев-евнухов, но и как мера наказания. Самооскопление практиковалось некоторыми христианскими сектами для борьбы с «искушениями плоти» (см. скопцы).

Взбунтовалися кастраты,
Входят в папины палаты:
«Отчего мы не женаты?
Чем мы виноваты?» и т. д.

Напишите отзыв о статье "Евнух"

Примечания

Литература

  • Усов В. Н. Жизнь и деяния евнухов.// Азия и Африка сегодня. 1998.№ 9. С.56-60; № 10. С.54-59
  • Усов В. Н. Евнухи в Китае. М., 2000.
  • Усов В. Н. Евнух. // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 6 томах. Институт Дальнего Востока РАН. Том 4. Историческая мысль, политическая и правовая культура. М., 2009,с. 498-501.
  • Воскресенский Д. Н. Усов В. Н. Книга дворцовых интриг. Евнухи у кормила власти. М., 2004.
  • // Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск, 2004, с. 27-39
  • // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М., 2003, с. 157-163

Ссылки

Отрывок, характеризующий Евнух

Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия.
Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится.
И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.
Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.
– Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас?
Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.
Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.
Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?
Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.
Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.
Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?
Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:
– «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.
Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.
Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Свадьба Наташи, вышедшей в 13 м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья.
События последнего года: пожар Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчаяние Наташи, смерть Пети, горе графини – все это, как удар за ударом, падало на голову старого графа. Он, казалось, не понимал и чувствовал себя не в силах понять значение всех этих событий и, нравственно согнув свою старую голову, как будто ожидал и просил новых ударов, которые бы его покончили. Он казался то испуганным и растерянным, то неестественно оживленным и предприимчивым.
Свадьба Наташи на время заняла его своей внешней стороной. Он заказывал обеды, ужины и, видимо, хотел казаться веселым; но веселье его не сообщалось, как прежде, а, напротив, возбуждало сострадание в людях, знавших и любивших его.
После отъезда Пьера с женой он затих и стал жаловаться на тоску. Через несколько дней он заболел и слег в постель. С первых дней его болезни, несмотря на утешения докторов, он понял, что ему не вставать. Графиня, не раздеваясь, две недели провела в кресле у его изголовья. Всякий раз, как она давала ему лекарство, он, всхлипывая, молча целовал ее руку. В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья – главную вину, которую он за собой чувствовал. Причастившись и особоровавшись, он тихо умер, и на другой день толпа знакомых, приехавших отдать последний долг покойнику, наполняла наемную квартиру Ростовых. Все эти знакомые, столько раз обедавшие и танцевавшие у него, столько раз смеявшиеся над ним, теперь все с одинаковым чувством внутреннего упрека и умиления, как бы оправдываясь перед кем то, говорили: «Да, там как бы то ни было, а прекрасжейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь… А у кого ж нет своих слабостей?..»
Именно в то время, когда дела графа так запутались, что нельзя было себе представить, чем это все кончится, если продолжится еще год, он неожиданно умер.
Николай был с русскими войсками в Париже, когда к нему пришло известие о смерти отца. Он тотчас же подал в отставку и, не дожидаясь ее, взял отпуск и приехал в Москву. Положение денежных дел через месяц после смерти графа совершенно обозначилось, удивив всех громадностию суммы разных мелких долгов, существования которых никто и не подозревал. Долгов было вдвое больше, чем имения.
Родные и друзья советовали Николаю отказаться от наследства. Но Николай в отказе от наследства видел выражение укора священной для него памяти отца и потому не хотел слышать об отказе и принял наследство с обязательством уплаты долгов.