Открытый классный час "я хочу расти и жить на чистой, красивой планете земля". Хочется жить на чистой планете

Наверняка каждый из нас имел возможность наблюдать за красотой природы нашего необъятного мира. Мы видим её в любое время года: весной, когда удаётся созерцать расцвет всего живого, летом, когда в ваши окна, не боясь потревожить сон, с самого утра проникают лучи солнца, осенью, когда природа заставляет плакать тучи, выжимая из них всё, что не смогла выжать за лето, зимой, когда где, как ни в лесу, можно увидеть все особенности этого времени года: блеск снежных сугробов, лежащих вдоль лесных тропинок, хвойные домики с снежными крышами, располагающиеся на ветках зелёных сосен, замёрзшие озера, во льду которых можно увидеть своё отражение одновременно с картиной подводного мира, сдёрнув с него сверкающее снежное одеяло.

Все времена года красивы по-своему, у каждого из них чувствуется своя атмосфера, если вы живёте в хороших экологических условиях. Но далеко не в каждом озере зимой можно увидеть своё отражение, не говоря уже о подводном мире. Причина этому одна — безответственность. Многие люди не отдают отчёта в своих действиях, когда в очередной раз бросают фантики, окурки и бутылки в водоёмы. Не говорю уже о производственных выбросах в моря и океаны.
Каждый из нас считает, что запасов воды на нашей планете предостаточно, и каждый окажется отчасти прав, но при нынешнем обращении с ней мы так или иначе ухудшаем экологические условия на Земле. Возможно, что от одного брошенного фантика в воду ничего не изменится, но ведь так рассуждает не один, не два, и не десять человек, а в тысячи раз больше, соответственно и фантиков, брошенных в воду, в тысячи раз больше. Все мы прекрасно понимаем, какие могут быть последствия от такого отношения к водным ресурсам планеты: экологические катастрофы, смерти не только животных, но и людей от отравления или увечий, полученных во время водных процедур, засухи, из-за которых вымирают и флора, и фауна.
Думаю, что каждый из нас хочет быть уверенным в том, что, купаясь в местных озёрах, он не получит увечий, наступив на разбитую бутылку или не отравится, если случайно нахлебается воды во время купания. Вместе мы можем как ухудшать условия жизни, так и улучшать: спровоцировать рост пригодного для потребления ресурса или сделать его совсем непригодным, засоряя реки и водоемы или очищая их от мусора. Я, как обитатель нашей общей планеты, хочу сделать её хотя бы чуточку чище и призываю вас помочь не только мне, но и всем нам, ведь я далеко не единственный, кто хочет жить в чистоте и не бояться окунуться в местные озёра.
Почему вдруг меня взволновал это вопрос? Совсем недавно, побывав на том берегу озера Еткуль, я был неприятно поражен, возмущён, ведь вся прибрежная полоса вдоль дороги не просто замусорена, она загажена всевозможными отходами жизнедеятельности. Чего там только нет, но вы, живущие в Еткуле и прилегающих сёлах, знаете это не хуже меня. Доколе мы будем относиться к нашей малой Родине наплевательски, варварски, грубо и беспощадно. Дорогие земляки! Одумайтесь, вспомните, что у вас есть или будут дети, внуки, и им тоже надо жить на чистой планете!
Лесков Егор, ученик 10 класса МБОУ «Еткульская СОШ»

Разделы: Внеклассная работа

Цели:

  1. Формировать экологические знания учащихся;
  2. Привить любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе;
  3. Систематизировать и расширять знания детей о лекарственных растениях.

Задачи: развивать воображение, коммуникативную сторону речи на основе совместной игровой деятельности; воспитывать любовь к природе и родному краю.

Оборудование к занятию: аудиозапись песни “Уголок России”; аудиозапись с голосами птиц; таблица; рисунки учащихся, карточки с иллюстрациями животных, растений, картина “Лес”. Плакаты: “Война – экологическое бедствие”; “Эко – мир моей семьи”; “Красота спасает мир”; “Возьмемся за руки друзья!”; “Вода – источник всего во Вселенной”; “Лес – наше богатство, береги его”.

Форма проведения занятия: игра-путешествие.

Место проведения: спортивный зал.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни “Уголок России”

Воспитатель: Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Ребята! Сегодня мы с Вами побеседуем о самом важном для каждого человека в отдельности и для всего человечества в целом.

Мы говорим о красоте и чистоте природы и о том, какую роль играет экология для жизни нашей планеты Земля. А так как мы живем с Вами в г.Омске, то я Вам предлагаю сегодня совершить путешествие по экологической тропе нашего края.

Красив наш город Омск. Совсем недавно его называли городом – садом, но сегодня он почетное название утратил. А почему? У нас в городе много заводов, фабрик и также много парков и скверов. Но сейчас не все люди относятся бережно к природе: засоряют реки, ломают деревья, не используют очистительные сооружения и наша планета превращается в черный шар.

Ученик:

Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – Океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Воспитатель держит глобус.

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными – экологами проводится “врачебный” осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибнет?

Многие серьезные специалисты указывают на гигантские “гнойники” на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение. “Шрамы” на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и “легкие” планеты – леса. “Полысение” планеты сегодня отчетливо видно из космоса.

Символом чистоты и красоты нашей страны является русская березка. О ней много сложено песен и стихов.

Ученик:

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся – но не ломится! (А. Прокофьев)

Воспитатель: - Но часто березовый сок добывают варварским способом. Воткнут топор в белую кору и хлещет живительная влага, как кровь из раны. Сколько деревьев загублено таким образом?! А нужно зачистить наружную кору и на этом месте коловоротом провернуть углубление на три – четыре сантиметра. Это не повредит дереву. Сок потечет бойкой струйкой.

Не нужно думать, что наши леса неиссякаемы. Уничтожить дерево можно за несколько минут, а новое вырастает только через десятки лет.

Надо не только посадить дерево, но его вырастить и сберечь.

Малая родина – это наш островок жизни. И куда бы в будущем нас ни завела судьба, будем помнить.

Прослушивание аудиозаписи песни (слова и музыка Б. Ярцева)

Над бульваром задумались клены,
Бродит в небе луна, не спеша,
Я люблю этот город зеленый,
У могучей реки Иртыша.
Я люблю его верной любовью,
Той, что первому чувству сродни.
Хороши, говорят, вечера в Подмосковье,
Только в Омске не хуже они.

Физминутка

А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас стал цветочком, который прорастает из-под земли и тянется к солнцу, радуется жизни. (Проходит под “Вальс цветов”. П.И. Чайковского).

Воспитатель: А сейчас ребята, отправимся в путь на поляну лекарственных трав. Чтобы побывать на поляне лекарственных растений, нужно преодолеть препятствие и отгадать загадки.

  1. Погулять выводят летом ребятишек поутру. Не нужны коляски детям, если мама… (кенгуру)
  2. В цирке можно посмотреть, как танцует вальс… (медведь)
  3. В лунке плавает без звука, стережет добычу… (щука)
  4. По двору пройти боюсь – там живет драчливый… (гусь)
  5. Вот живая голова – из дупла глядит… (сова)
  6. Чернокрылый друг пернатый прочь летит от нашей хаты. Не печалься и не плачь – к нам весной вернется… (грач).

Полоса препятствий:

И.п.: стоя в одну колонну. Вся дистанция 20 м.

Инвентарь: гимнастическая скамейка, “козел” высотой 80 см., мат, 5 барьеров высотой 50 см., мат, гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка.

Задача: по команде “Марш!” бег до гимнастической скамейки, дальний конец которой поднят на подушку “козла”, лечь на скамейку животом – подняться вверх по скамейке, подтягиваясь руками, соскок на мат, кувырок вперед, под барьерами проползти по-пластунски, забраться по гимнастической стенке до конца, сесть верхом на гимнастическую скамейку, установленную одним концом в последнюю перекладину гимнастической стенки, съехать вниз на мат, бег с барьерами, кувырок назад, бег – финиш.

Полоса препятствий – это зона повышенной опасности. Главное – научить детей преодолевать все препятствия.

Закончив полосу препятствий, мы попадем на поляну лекарственных растений. Богата и разнообразна флора Омской области, на ее территории произрастают 952 вида растений. Давайте поближе познакомимся с травами.

Коррекционно – развивающее упражнение на классификацию. На столе карточки: береза, ромашка, ель, белка, мать-и-мачеха, курица, поросенок, ворона, смородина.

Распределить на 2 группы, объясни, почему ты так разделил? Назови каждую группу одним словом (растения и животные).

Как приятно в теплый солнечный день прогуляться по лесной поляне, подышать ароматом полевых цветов. Летают шмели, бабочки, прыгают кузнечики. Там и тут пестреют ромашки, васильки, колокольчики. Да разве все перечислишь!

На фоне слов звучит песня Ю.Антонова “Не рвите цветы, не рвите…”

На ромашку как на балерину
Издали любуется лесок.
У нее на лепестки накинут
Паутинки легкий волосок.
Ветер листья гонит по дорожке,
Вянут травы – осень настает,
Лишь ромашка на упругой ножке
Кружится, танцует и цветет! (Т.Белозеров)

Воспитатель: В Омской области встречаются ромашка обыкновенная, или аптечная. Настой из этих цветов служит противовоспалительным средством от многих болезней.

Познакомимся поближе с многолетними растениями, которые называются мать-и-мачеха. Цветок растет весной, до появления листьев, цветки золотисто-желтые, собранны в небольшую корзину, когда растения отцветает, появляются плотные округло-сердцевидные листья на длинном сочном черенке. Сверху листья зеленые, жесткие и холодные (мачеха). Снизу листья – беловойлочные от обилия длинных перепутанных волосков, снизу лист мягкий, теплый (мать). С давних пор применяется в народной медицине как противовоспалительное средство для лечения органов дыхания. В сочетании с другими лекарственными травами используется при лечении язв, нарывов, фурункулов…

Ученик: Фиалка душистая. Встречается в лесах, парках. Цветет в апреле – мае. Цветки сине-фиолетовые, иногда белые, имеют пять лепестков, из которых два направлены вверх, два в бок, один вниз. В сырую погоду цветоножка сгибается и цветок оказывается под листом. Цветки пахучие, из них добывают эфирное масло.

На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед.
Но кто-то ей поклониться
И бережно возьмет

Е. Серова.

Ученик: Липа, недаром в народе получила название медового дерева. В конце июня в липовом лесу или даже в близи одиноко стоящего дерева витает медовый аромат, который привлекает пчел. Слетаются пчелы на цветущие липы не зря. Это дерево относится к числу самых обильных медоносов. А липовый мед считается лучшим, среди множества сортов меда. К тому же липа – лекарственное растение. Настои из соцветий липы оказывают потогонное, мягчительное, противовоспалительное и противомикробное действие. Они применяются внутрь, например при бронхите, наружно в виде полоскания при ангине.

Ученик: Рябина – дитя солнца. Она растет в основном в незаметных местах. В России произрастает 34 вида рябины. Наиболее распространенный вид в нашей зоне – рябина обыкновенная.

Плоды рябины содержат яблочную кислоту, дубильные вещества, много сахара, значительное количество витаминов С,Р, каротина (провитамина А). Как раз именно витаминов А, С, Р часто не хватает в нашем рационе, особенно в зимне-весенним период.

Органические кислоты в плодах способствуют улучшению пищеварения, повышают пищеварительную способность желудочного сока.

В народной медицине рябина используется как мочегонное, кровоостанавливающее и противодизентерийное средство.

Воспитатель: Травник (польза лекарственных растений) - Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника). Какое болотное растение можно использовать вместо йода? (торфяной мох). Какая ягода заменит лимон? (клюква). Листья от какого растения заменяют лимон? (черная смородина). Какими лечебными свойствами обладают ромашка, мать-и-мачеха, фиалка?

Полезная травка (зарисовка по представлению).

Итог: выставка рисунков.

Как можно назвать нашу выставку? (Лесная аптека). Мы с Вами побывали в путешествии, узнали о лекарственных травах, определили главный вопрос: что же такое экология и от чего она зависит. К природе надо относиться бережно, Природу надо охранять и не загрязнять окружающую среду. Надо любить природу родного края.

«Я ХОЧУ ЖИТЬ НА ЧИСТОЙ ПЛАНЕТЕ!»

«Встал утром, умылся, привел себя в порядок -

И сразу же упорядочи свою планету».

Сент-Экзюпери

Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Мы тонем в мусоре.

На нашей планете, каждый год собирается более полутора триллиона тонн твердых бытовых отходов, и к тому же, эта цифра каждый год увеличивается. Безобразное загрязнение планеты началось, когда изобрели пластик, и тогда уровень полимерных отходов резко возрос во всех развитых странах. Если раньше мусорные свалки городов состояли из остатков продовольствия и канализационных стоков. То в наши дни первое место занимают: бумага, стекло, металлы, пластик, который разлагается более ста лет и за счет океанских течений сбивается в гигантские острова.

Цель моей работы : привлечь внимание к данной проблеме.

Задачи исследования

Описать влияние отходов на окружающую среду:

доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;

предложить свои способы вторичной переработки бытовых отходов.

Объект исследования : охрана окружающего мира

Предмет исследования : отходы производства и потребления, возможность их вторичного использования и переработки.

V. Гипотеза исследования

Возможно, данные отходы загрязняют экологическую обстановку. Попробую предложить, как их можно вторично использовать.

VI. Методы исследования

Мною использовались следующие методы исследования: анализ; наблюдение; сравнение; обобщение.

Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый эдикт (т.е. документ), запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города. С тех пор мусор сваливали на выделенных площадках (полигонах).

После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом - приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен.

Впервые проблемой переработки мусора занялись в Англии 200 лет назад. В конце XIX века там появился первый завод по сжиганию мусора . Сегодня в Европе утилизация мусора подразумевает его сортировку и использование в качестве вторсырья.

Самый распространенный мусор на планете - сигаретные окурки . Ежегодно их выбрасывается 4.500.000.000 штук.

Мусор всегда играл главенствующую роль в человеческой культуре. Удивительно, что он оставил свой след и в религии . Например, участок земли под Иерусалимом, куда сбрасывали и периодически сжигали отходы, в Библии назван Геенной Огненной. Для христиан Геенна стала одним из обозначений Ада. Не менее известен один из 12-ти подвигов, которые совершил герой древнегреческих мифов Геракл - он решил проблему отходов, накопившихся в конюшнях царя Авгия.

Каждую секунду в мире появляется 3,8 кг «экологически безвредного мусора»: объедки, яичная скорлупа, кожура от картофеля и прочее. Он составляет 29 % от среднестатистической мусорной корзины современного человека. Что же касается других составляющих, то 25% - это картон и бумага, 13% - стекло, 11% - пластик, 4% - металл и 18% - другие материалы.

Если в море бросить бумажную салфетку, то она исчезнет через три месяца, спички растворятся через шесть месяцев. Брошенный окурок проплавает в море от одного года до пяти лет, а пакет из полиэтилена – от десяти до двадцати лет. Пластиковая бутылка, при условии, что на нее попадает солнечный свет - 150 лет; Изделия из нейлона растворятся через тридцать-сорок лет, а консервная банка через пятьсот! Пройдет тысяча лет , и только после этого исчезнет стандартная стеклянная бутылка!

Во всем мире ежегодно более 100000 млекопитающих, птиц и рыб погибают из-за выброшенных полиэтиленовых пакетов. Животные съедают их или задыхаются.

Сегодня вынося из дома мусор, мы редко задумываемся о том, что же с ним происходит дальше. А происходит вот что: в России бытовые отходы, в основном, свозятся на полигоны или попросту – свалки. Самыйбольшой мусорный полигон в мире расположен в Америке. В местности Fresh Kills. Он занимает площадь в 1200 га, что равняется 1700 футбольным полям. Каждый день на него привозят 13 тыс. тонн отходов.

Лучше всего со своим мусором справляетсяШвеция, перерабатывая 52% от общего количества отходов. За ней следует Австрия (49,7%) и Германия (48%). Нам, с 25%, есть на кого равняться.

Ежегодно в мире на свалку выбрасывается 7000000 тонн одежды, из которых только 12% перерабатывается и повторно используется.

Естественный почвенный покров способен ежегодно поглощать 42 млн тонн отходов - с накопленными на сегодняшний день объемами он справиться уже не может.

Есть и еще одна проблема - свалочный газ, образующийся в результате гниения отходов. Наполовину он состоит из метана, выделение которого оказывает пагубное воздействие на озоновый слой. В России полигонов, которые соответствуют всем экологическим требованиям пока не много, остальное - самые обыкновенные свалки, которые будут загрязнять окружающую среду еще около 100 лет после их закрытия.

Сегодня проблема свалок решается просто - излишний мусор сжигают, но в исходящем дыме содержатся 400 опасных для человека веществ, которые накапливаются в организме и стимулируют развитие заболеваний.

И в нашем городе, остро стоят проблемы переработки, утилизации отходов производства и потребления. Один из выходов решения проблем связанных с переработкой и утилизацией отходов - это вторичная переработка отходов.

За один год переработка вторичных металлов в мире позволяет сберечь ресурсы, достаточные для того, чтобы обогреть и осветить около 150 млн. частных домов. Энергии, сохраненной при переработке одной стеклянной бутылки, достаточно, чтобы лампочка в 100 Ватт горела в течение 4 часов.

Довольно многие компоненты ТБО могут быть переработаны в полезные продукты.

Стекло обычно перерабатывают путем измельчения и переплавки (желательно, чтобы исходное стекло было одного цвета). Стеклянный бой низкого качества после измельчения используется в качестве наполнителя для строительных материалов (например, т.н. «глассфальт»). Во многих российских городах существуют предприятия по отмыванию и повторному использованию стеклянной посуды.

Стальные и алюминиевые банки переплавляются с целью получения соответствующего металла. При этом выплавка алюминия из баночек для прохладительных напитков требует только 5% от энергии, необходимой для изготовления того же количества алюминия из руды, и является одним из наиболее выгодных.

Бумажные отходы различного типа уже многие десятки лет применяют наряду с обычной целлюлозой для изготовления пульпы – сырья для бумаги. Из смешанных или низкокачественных бумажных отходов можно изготовлять туалетную или оберточную бумагу и картон. К сожалению, в России только в небольших масштабах присутствует технология производства высококачественной бумаги из высококачественных отходов (обрезков типографий, использованной бумаги для ксероксов и лазерных принтеров и т.д.). Бумажные отходы могут также использоваться в строительстве для производства теплоизоляционных материалов и в сельском хозяйстве – вместо соломы на фермах.

Переработка пластика в целом – более дорогой и сложный процесс. Из некоторых видов пластика можно получать высококачественный пластик тех же свойств, другие после переработки могут быть использованы только как строительные материалы. В России переработка пластика не производится. .

Отходы изношенных шины модно использовать для производства резиновой крошки - используемой для дорожного строительства. Существую и другие пути выхода:

Можно реконструировать мусороперерабатывающие заводы;

создать новые экологически безопасные полигоны;

обновить мусороперерабатывающую промышленность .

Сортировка мусора и его использование.

Практически весь мусор может приносить людям пользу. В Сан-Франциско 90% мусора подлежит использованию, что фактически приближает этот город к безотходному производству и потреблению.

Но главное, что я поняла это надо начать с себя. Если каждый начнет следить за чистотой не только у себя в квартире, но и в своем подъезде, улице, ближайшем парке, то на планете станет намного лучше. Мы с вами должны сохранить планету зеленой и чистой для наших с вами детей. Давайте вместе поможем нашей планете сохранить природные богатства и не задохнуться от мусора!,

Список литературы

1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс», 1974. – 79 с.

2. Беляков В. И., Дегтерев С. Н. Способ переработки твёрдых бытовых отходов в компост. / Владимир/, спецвыпуск, №1, 1997. 31 – 34с.

3. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля. – М. : «Росмэн» - 2003. – 203с.

4. Дивилов С. Куда девать отходы. / Наука и жизнь/, 1997. - №7, 78 – 81 с.

5. Михеев А. В., Галушин В. М., Иноземцев А. А., Гладков Н. А. Охрана природы. – Просвещение, 1981. – 198с.

6. Новиков Ю. В. Охрана окружающей среды. – М.: «Высшая школа», Экология. – М.: «Дрофа» 2003. – 153 с.

7. Новиков Ю. В. Природа и человек. – М.:Просвещение, 1991. – 219 с.

8. Ревель П., Ревель Ч. Загрязнение воды и воздуха. /Среда нашего обитания/. М.: Мир, 1995. – 321с. КН.2.

9. Ульянов В. Н. О существующих методах обезвреживания твёрдых бытовых отходов. Владимир, спецвыпуск, №1,1997. – 22-27 с.