Понятие девиантного поведения его причины типы девиаций. Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков. Виды, типы и формы девиантного поведения

Далеко не все люди подчиняются правилам, принятым в обществе, следуют рамкам морали, этики и законов. Девиантное поведение личности определяется поступками людей, противоречащими установленным социальным нормам в определенном сообществе.

Слово «девиантное» английского происхождения, означает оно «отклонение». В конечном итоге, личностей с девиантными поступками ожидает общее порицание, изоляция, лечение либо наказание. Но почему люди, зная о последствиях, склонны демонстрировать поведенческие расстройства? Они больны?

Девианты - люди, чьи поступки противоречат принятым нормам поведения

Поведенческие реакции девиантного типа обладают сложной природой. Они формируются у человека под влиянием многочисленных и разнообразных факторов. Свою лепту вносят среда обитания, наследственность, воспитание, врожденные черты характера, сфера деятельности. Психологи выделяют две группы основных факторов, влияющих на развитие этого синдрома.

Биологические причины

Факторы биологического характера обусловлены существованием каких-либо особенностей человеческого организма (анатомических либо физических). При корректировке девиантности в данном случае требуется и некое медицинское вмешательство. Биологические причины подразделяются на следующие разновидности:

Генетические. Наследственные факторы, приводящие к возникновению девиантности, зарождаются у человека еще в процессе внутриутробного развития.


Что такое «девиантное поведение»

У ребенка очень велики шансы проявить себя впоследствии девиантной личностью в следующих случаях:

  • имеется отягощенная наследственность;
  • неполноценное, скудное питание будущей матери;
  • материнские заболевания нервно-психической этиологии;
  • беременная женщина принимала алкоголь, наркотики, курила;
  • перенесенные при беременности инфекционные болезни, черепно-мозговые травмы.

Психофизиологические . Эти причины связаны с внешним воздействием на человеческий организм стрессов, длительных конфликтов, серьезных психоэмоциональных нагрузок. Сюда входят и причины, вызывающие токсические и аллергические заболевания (неблагоприятная экология, работа на вредном производстве).


К чему приводит девиантность

Физиологические . В эту категорию медики относят какие-либо внешние признаки, негативно влияющие на формирование адекватной социальности у человека:

  • грубые дефекты речи;
  • внешняя непривлекательность (отталкивающая внешность);
  • яркие недостатки в конституции человека (косолапость, деформации).

Такие недостатки провоцируют негативное восприятие обществом самой личности, что провоцирует анормальные взаимоотношения с окружающими. Часто зачатки и признаки девиантного поведения физиологического характера проявляются уже с детства.

Психологические причины

Для зрелого формирования человека необходимы здоровые психологические условия. В зависимости от воздействия окружения у ребенка формируются два направления психического развития:

  1. Приобщение и уважение к окружающей социальной культуре.
  2. Отчуждение и неприятие социальной среды, где существует личность.

Если в детстве ребенок ощущает постоянную нехватку материнской любви, опеки – у него сформируется защитная реакция на враждебное общество . Как результат, развиваются различные невротические расстройства, комплекс неполноценности, эмоциональная лабильность (неустойчивость, скачки настроения).

Нередко развиваются и различные психические патологии, задержка развития, заболевания невротического спектра. Все это создает платформу для будущего девиантного поведенческого расстройства.


Причины девиантного поведения

Для подобных личностей характерно проявления примитивности мышления, инфантилизм, стремление к получению развлечений. Одновременно формируется и ярко выраженная эгоцентричная позиция. Появляется показная демонстрация пренебрежения к нормам поведения, криминальные склонности и отсутствие чувства ответственности за поступки.

Виды девиантного поведения

Поведенческие модели девиантов психологи условно подразделяют на три большие группы:

Дисциплинарные нарушения . Личность проявляет асоциальное и деструктивное поведение. То есть ведет себя в несоответствии с общепринятыми нормами. Сюда можно отнести постоянные нарушения дисциплины в школе, которые становятся нарочито показными, конфликт в семье между поколениями.

Ярким примером девиантности, рождающейся на конфликте поколений, становятся различные молодежные неформальные течения: панки, рокеры, хиппи.

Правонарушения и преступления . Такие формы проявления девиантного поведения называются «делинквентными».


Что такое «делинквентное поведение»

В социологии, рассматривая синдром девиантности, выделяют следующие виды преступлений:

  1. Против личности. Наиболее тяжкие виды девиантности: убийства, насилие, изнасилование, драки, телесные повреждения.
  2. Беловоротничковая. Девиантность такой формы присуща людям, занимаемым определенные посты и социальную значимость (политики, руководители, менеджеры крупного звена). Это неуплата налогов, взятки, злоупотребление служебным положением, шантаж, вымогательство, намеренный выпуск недоброкачественной продукции.
  3. Организованная. Девиантное поведение этого вида отличается «феодальным» характером. То есть личность, стоящая во главе организации, не контактирует с непосредственными исполнителями преступлений. Организованная девиантность связана с теневыми экономическими структурами: игорный бизнес, продажа оружия, наркотиков, организация притонов, борделей, кража в особо крупном размере, перепродажа краденного.
  4. Государственные. Девиантное поведение, из-за которого страдает безопасность определенного государства и ее гражданам. К таким проявлениям относят терроризм, шпионаж. В эту группу входят и преступления, совершаемые самим государством против народа: расовые и этнические преследования, депортация народов определенных национальностей.
  5. Безжертвенные. Еще одним видом преступлений, рассматриваемых в социологии, являются такие законодательные правонарушения, при которых невозможно определить жертву. Примеры девиантного поведения безжертвенной группы: занятия проституцией, аборты, самоубийства, порнография, наркомания, алкоголизм.

Психические заболевания, приводящие к преступлениям . Психически больные люди, склонные к неадекватным действиям и потенциально считающиеся опасными для общества, автоматически становятся девиантами . Таких больных в целях безопасности, определяют в специализированные изолированные учреждения лечебного типа.

Позитивная девиантность

Девиантное поведение – отличительная черта общества. Без девиантности не было бы нормального развития любого сообщества. Ведь мир состоит из людей, совершенно разных характеров, взглядов, привычек. Личность – глубоко индивидуальное создание и далеко не всегда действует по общепринятым нормам поведения.


Сравнение позитивного и негативного девиантного поведения

Девиация играет важную роль в развитии любого человеческого общества. При некоторых моментах девиантность играет роль положительную, неся некую функциональную нагрузку.

Что такое девиантное поведение и какую положительную роль оно приносит обществу:

  1. Наличие девиантов способствует более тесному сплочению людей разных социальных групп. Отдельным людям девиантное поведение помогает осознать собственную индивидуальность, адаптируя человека к внешним условиям.
  2. Девиантность проявляет существующие границы дозволенного в определенном обществе. Выявляется, до каких пределов общество способно терпеть негативных девиантов.
  3. Девиантные личности помогает выявить наличие имеющихся в обществе проблем (дефектов). Например, рост спекулянтов выявляет огрехи в экономической сфере страны, одновременно снимая проблему пополнения общества дефицитными товарами.
  4. Девианты способствуют развитию сообщества и в сфере правоохранения. Резкий рост нарушений в конкретной области указывает на существующую проблему этой сферы и помогает проводить некие меры (принятие законов, нормативных актов, улучшение проверочных структур).

Благодаря такому явлению, как девиантность, мир узнал великих гениев творческого и научного склада. Девиантным поведением отличались многие выдающиеся люди: Сальвадор Дали, Никола Тесла, Ван Гог, Джонатан Свифт, Эрнест Хемингуэй, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Эдгар По, Роберт Шуман.

Симптомы девиантного поведения

Положительная девиантность отмечается у одаренных людей, обладающих гиперспособностями. А вот если в развитии и жизни человека присутствуют неблагоприятные факторы, приводящие к появлению асоциальной девиантности, у одаренной личности формируются различные нарушения в нервно-эмоциональном складе, невротические состояния и психиатрические заболевания .


Признаки девиантного поведения

Чтобы понять, что у человека (взрослого или ребенка) формируется девиантные рефлексы, обратите внимание на симптомы, которые сопутствуют данному синдрому. Перечислим их:

  • необычные хобби, увлечения;
  • быстрая смена приятелей, друзей;
  • врожденное импульсивное поведение;
  • повышенная агрессивность, упрямство;
  • попытки ухода из дома, конфликтность;
  • наличие комплексов и низкой самооценки;
  • склонность к различным фобиям, страхам;
  • неумение доводить начатое дело до конца;
  • сложность при адаптации личности в социуме;
  • растущие проблемы с успеваемостью в школе;
  • проблемы со сном, частые простуды (в детском возрасте);
  • проявление инфантилизма (незрелость в личностном развитии);
  • прирожденная рассеянность, нарушение концентрации и внимания;
  • слабая воля, несформированное представление об ответственности;
  • наличие невротических расстройств, проявления депрессивных состояний.

Девиантное поведение может проявляться как отдельными симптомами, так и большим набором присущих ему признаков. Каждый случай девиантности индивидуален.

Что делать с девиантом

Девиантность относится к самым стойким поведенческим проявлениям разумного общества. Проблема девиантов актуальна всегда. Корректируя поведение таких личностей, психологи разрабатывают целые комплексы различных мероприятий.

Профилактика

Специалисты различают три вида профилактических работ по раннему выявлению и устранению девиантного поведения:

  1. Первичная. Ориентирована на возраст детей и подростков. Ее целями становится воспитание у подрастающей личности таких качеств характера, как воля, усидчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость.
  2. Вторичная. Работа с детьми, подростками, проживающими в неблагоприятной среде, с социально сложными условиями. Целью вторичной профилактики девиантности является изменение негативных условий жизни подрастающего поколения.
  3. Поздняя. Такая профилактика направляется на решение узкопрофильных задач в коррекции девиантного поведения в рамках предупреждения рецидивов и негативных последствий уже сформированных девиантов. Работа ведется с помощью приближенных к девиантам лиц, обладающих стойким социальным поведением.

Терапия девиантности

Коррекцией запущенных форм девиантных проявлений (игровая зависимость, алкоголизм, наркомания, клептомания) занимаются медики (психиатры и психотерапевты). Корректировка осуществляется одновременно с медицинским лечением в амбулаторных условиях.

Психотерапевтическая работа может проводиться как с одной личностью, так и в условиях коллективной группы.

Эффективными становятся тренинги по саморазвитию, умению управлять собой, занятия, направленные на борьбу с фобиями, низкой самооценкой и иными негативными установками . При работе с девиантом особое, очень важное условие занимает вспомогательная консультация с близкими человека. Поддержка со стороны родных, друзей помогает в работе психотерапевта и улучшает жизнь девиантной личности.

Девиантность (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. Когда родители спрашивают, что такое девиантное поведение детей, увидев этот термин, например, в характеристике ребенка, объяснить это можно следующим образом. Поведение дошкольника или подростка не вписывается в рамки общепринятого, противоречит ему или даже несет угрозу для окружающих.

Определение понятия в каждой науке разделяется, так в социологии девиантность – это угроза для окружения человека в физическом и социальном плане, отклоняющееся поведение мешает развитию, как самого ребенка (подростка), так и общества в целом. Медики считают, что причины девиантного поведения у детей заложены в нарушениях их нервно-психических структур. А психологи утверждают, что девиантные формы поведения детей развиваются в результате ошибочного примера перед глазами, как нужно правильно решать конфликтные ситуации, а также когда истинная реальность просто игнорируется.

Причины девиантного поведения детей настолько разнообразны, что сложно выделить одну главную и ведущую из них. В большинстве случаев провоцирующими факторами выступает целый комплекс проблем, как биологической природы, так физиологического и психического плана. Специфика окружения, в котором растет и развивается ребенок, также играет немаловажную роль в возможном проявлении девиантных форм поведения детей.

Медико-биологические факторы включают в себя врожденные, приобретенные в течение жизни и наследственные причины. Врожденные факторы – это внутриутробные травмы плода в период беременности, токсикоз у матери, отравление химическими препаратами, болезни инфекционной и соматической природы у будущей роженицы, а также употребление спиртного, наркотических и табачных изделий в период вынашивания ребенка. Такие причины негативно сказываются на созревании и развитии нервной системы плода, впоследствии это может привести к появлению возрастных кризов и проявлениям отклоняющегося поведения.

К наследственным факторам развития девиантного поведения детей относят генетические нарушения, в частности, мутации хромосом и патологический обмен, в результате чего могут развиться патологии умственного развития, дефекты зрительной и слуховой систем, а также проблемы нервно-психического развития ребенка. Наследственные причины напрямую влияют на характеристики малыша, его темперамент, социальную приспособленность, умение подстраиваться к условиям жизни и контактировать с окружающими.

Приобретенными причинами называют длительные заболевания неврологической и соматической этиологии, в результате чего возникают задержки эмоционального, психического, речевого развития, а личность ребенка формируется с патологическим уклоном – он растет агрессивным, неустойчивым и социально неприспособленным.

Признаки девиантных форм поведения у детей дошкольного возраста возникают по следующим причинам:

Как видно, девиантные дети – результат не только врожденных и наследственных проблем, но также неправильного воспитания и неблагополучной обстановки в семье.

Признаки девиации у детей и подростков

Дети с девиантными формами поведения своей целью в жизни считают достижение материальных благ любой ценой, причем количество таких детей и подростков неуклонно растет. Учеба, работа (как в физической, так в духовном плане, над собой) потеряли значимость, параллельно отмечается рост подростковой преступности.

Молодые люди пытаются самоутвердиться любой ценой, привлечь к себе внимание сверстников, прослыть смелыми, часто выбирая для этого неверные способы. Отклоняющееся поведение может даже включать попытки суицида, что объясняется отклонениями в развитии. Часто такое поведение возникает как реакция на жизненные обстоятельства.

Если ребенок дошкольного возраста физически не развит, имеет большой вес или, наоборот, слишком худой, это становится поводом для насмешек с самого раннего возраста. И без того неустойчивая психика малыша испытывает стресс, ребенок всеми силами пытается влиться в коллектив сверстников, совершая рискованные и неоправданные поступки на спор, либо проявляя агрессию к окружающим. Такие дети часто убегают из дома и прогуливают школу.

Девиации у подростков проявляются неустойчивым настроением, выраженным упрямством и агрессией. В возрасте 11-15 лет подростки определяются с интересами, сексуальной ориентацией, мировоззрением. Часто в эти периоды и начинаются проявления девиантных поведенческих форм, которые разделяются на виды:

Отдельной формой проявления девиации можно назвать поведение, основывающееся на повышенном половом влечении. Интимные расстройства и последующие девиации возникают в результате замедленного или ускоренного полового созревания и проявляются эксгибиционизмом, подростковым гомосексуализмом и манипуляциями чужими половыми органами (животных, детей младшего возраста).

Коррекция нарушений

Работа с детьми дошкольного возраста с девиантными формами поведения направлена на устранение сложившихся стереотипов и на перестроение отношений с ровесниками. Для этого существуют следующие способы:

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста, с девиантными формами поведения, должно вестись регулярно и непрерывно. Лучшие формы для коррекционной работы – игры (коммуникативные и подвижные), проигрывание сложных ситуаций, музицирование, танцы, чтение, ритмические упражнения со словами.

Дети дошкольного возраста положительно реагируют на сказки, они идентифицируют себя с главным героем, формируя понятия о добре и зле, усваивая моральные нормы, правила и ценности. Помимо игровых занятий, малышу нужен твердый режим дня – контроль за просмотром телевизора и рациональное питание.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантных расстройств поведения должна дополнять психологическую поддержку. Необходимы групповые занятия в группе или школьном классе на выработку доверия между детьми, на устранение насмешек и пренебрежения, на объединение учащихся в одну социальную группу, без деления на лидеров и изгоев.

Особенности работы с детьми с девиантными отклонениями в поведении (в возрасте 11-15 лет) состоят в разработке особой программы. Она должна включать следующие пункты:

  • воспитательно-профилактические программы, направленные на процесс социализации подростков и на работу с появившимися отклонениями;
  • организация досуга;
  • индивидуальные занятия по устранению негативных и антисоциальных установок;
  • привлечение к здоровому образу жизни;
  • увеличение числа детских клубов;
  • экстренные службы психологической помощи для молодежи, оказавшейся в трудных жизненных ситуациях.

Для того чтобы вовремя распознать и скорректировать девиантные расстройства в поведении ребенка, родители должны знать особенности его характера, уделять достаточное время общению, вырабатывать отношения, основанные на доверии. Зная тип характера и темперамента ребенка, подбирая варианты погашения конфликта и избегая негативных социально-психологических воздействий, можно вовремя предотвратить отклонения в поведении и развитие девиаций.

Все мы разные и по-разному ведём себя в обществе. Среди различных типов поведения выделяют девиантное.

Девианты отличаются от других - нестандартным мышлением и неклассическими путями достижения своих целей.

Асоциальное поведение, чаще всего имеет отрицательный окрас, хотя оно не является абсолютно негативным.

Понятие (определение) и виды

– это действия, которые отличаются от установленных стандартов и зачастую переходят границы закона, отклонения от общепринятых правил.

Понятие весьма абстрактное, оно отталкивается от стандартного поведения и рамок «нормальности», однако в каждом обществе таковые могут отличаться. Поэтому то, что считается девиантным поведением в одной группе людей, во второй называется нормой.

Причины такого поведения

Точные причины данного поведения еще досконально не изучены. Они рассматриваются с точки зрения социологии, психологии, педагогики, медицины и криминалистики, поэтому на сегодняшний день их обнаружена масса в любой из областей жизни. Весьма логично заявить, что для асоциального поведения существует целый комплекс причин.

Основные из них следующие:

  1. Несогласованность целей и средств, которые общество предлагает для их достижения.
  2. Маргинализация, обуславливающая снижение уровня ожиданий и потребностей социума.
  3. Социальные патологии, в частности психические заболевания, алкоголизм, наркомания, ухудшение генетического фонда населения.
  4. Психические причины, среди которых слабоумие, психопатия, дегенеративность, навязчивые страхи.
  5. Туманность мотивации, вроде наставления «делай как можно лучше» - других, не позволяющих адекватно вести себя в конкретной ситуации.
  6. Социальное неравенство.
  7. Войны, техногенные и природные катаклизмы, нарушающие психику людей.

Не менее важной причиной считается излюбленное обществом навязывание ярлыков.

Человек, который случайно попал в тюрьму, выйдя из неё априори будет девиантом, ведь нормально относиться к нему мало кто станет.

Факторы, определяющие его развитие

Факторами, определяющими развитие асоциального поведения, можно назвать аддикцию, то есть, стремление убежать от своего внутреннего дискомфорта, поменять своё измененное социально-психическое состояние, решить конфликт внутри себя любыми путями.

Именно этому чаще всего девиантами становятся люди, не обладающие возможностью сделать это легально. Общество давит их, не даёт самореализоваться, ставит ярлыки и всячески напоминает про низкий социальный уровень личности. В итоге последняя считает мир несправедливым, идёт на девиантные поступки, которые, по её мнению, мир заслуживает.

Некоторые девианты говорят, что для них это был единственный вариант, чтобы позволить себе жить, а не исключительно существовать.

Примеры девиантного поведения

Так как девиантным мы можем назвать любое поведение, выходящее за рамки нормальности, указанной в обществе, примеры могут быть любые.

Каннибализм – девиантное поведение почти во всём мире, но ученые до сих пор находят африканские племена людоедов, где каннибализм считается адекватным образом жизни.

В нашем обществе девиантами можно назвать всех, кто пытается сбежать от действительности, используя для этого любые средства, воздействующие на психику, будь то курение, алкоголизм, наркотики или странное поведение, граничащее с безумием.

Например - бунт, который утроили девушки несколько лет назад в Москве, ходя почти без одежды по городу – яркий пример подобного поведения.

Примеры такого поведения в обществе

Если говорить про общество и на более конкретных примерах, то девианты – это:

Девиантом можно родиться, а можно стать, точно так же, как от данного поведения можно избавиться, при желании.

Конфликтность в семейных отношениях

Семья – первый образец поведения, с которым сталкивается человек. Поэтому конфликты в семье, побои, насилие и оскорбления априори приводят к девиантному поведению. Личность «ломается» или наоборот – бунтует, требуя справедливости и уважительного к себе отношения. В конфликтных семьях у детей два пути – стать агрессивной личностью или спокойным маньяком. Девочки из таких семей с детства отдают своё тело всем желающим, чтобы взамен получить хотя бы долю любви.

Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

Формы девиантного поведения в организации

Существует несколько форм ненормального поведения в организации, которые были составлены социальными работниками и психологами:

Инновация – подчинение заданным целям, но совсем не средствам для их достижения. Например, вор может желать разбогатеть, как любой нормальный человек, но достигает данной цели неадекватным путём грабежа.

Ритуализм – цель кажется человеку недостижимой, но он продолжает следовать традициям. В этой форме сейчас живёт большинство граждан СНГ, ежедневно ходя на работу, но не получая наслаждения, продвижения по карьерной лестнице и чувствуя свою нереализованность.

Ретретизм – уход из обществами в следствии несогласия, как с целями, так и со средствами их достижения. Так ведут себя монахи, путешественники, пилигримы.

Мятеж, бунт – попытка создать и ввести свой социальный порядок, изменив цели и средства. Яркий пример – Эрнесто Че Гевара.

Нормальной считается форма подчинения, когда индивидуум подчиняется и цели, и средствам её достижения, указанными обществом.

Чем характеризуется человек – девиант?

Девиант отличается от других людей, его можно охарактеризовать следующими утверждениями:

  • вызывает негативную оценку со стороны общественности;
  • приносит ущерб себе или другим;
  • поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;
  • согласует свои действия с общей направленностью личности;
  • выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

Девиантное поведение находится в пределах медицинской нормы, однако сопровождается специфическими явлениями социальной дезадаптации.

Позитивные и негативные девиации в психологии

Отклонения от норм социума могут быть не только негативными, а и позитивными. Святые люди, гении, первооткрыватели, художники, поэты, писатели, скульпторы, философы – все они девианты, которые мыслят творчески, неординарно. Однако они приносят обществу пользу.

Негативные девиации делятся на две группы:

  • приносящие вред окружающим;
  • приносящие вред самому девианту.

В последнем случае говорится обо всём, что разрушает человеческую личность – от принятия алкоголя и наркотиков до суицида.

Причины девиантного поведения детей и подростков

Данный термин применим к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности.

Среди детей и подростков данное поведение встречается наиболее часто, так как эта социальная группа более уязвима.

К причинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

  • наследственность;
  • ошибки воспитания;
  • конфликты в семье;
  • деформация характера;
  • психические заболевания;
  • психические и физиологические отклонения;
  • негативное влияние СМИ;
  • несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребенка.

Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого.

Проблемы социального характера

Проблемы социального характера заставляют вести себя неадекватно в первую очередь детей и подростков, которые только знакомятся с тем, как устроено общество.

Чтобы девиантность не приобрела острые формы, нужно расширить доступ к легальным способам достижения успеха во всех сферах жизни, соблюдать социальное равенство, совершенствовать законодательство, стремиться к адекватному правосудию.

Именно отсутствие этого всего является социальной проблемой, которую нужно исправлять на государственном уровне.

Профилактика и работа с девиантными детьми

Первоначальная профилактика нацеливается в первую очередь на детский и подростковый возраст. В её рамках выявляются и корректируются условия и факторы, вызывающее асоциальное поведение.

Социологи забирают детей у неблагополучных родителей и отдают хорошим семьям с правильным примером поведения. Педагоги и психологи в школах проводят работы по улучшению поведения и мировоззрения учащихся, объясняют, как устроен мир, и что ожидает, если действовать деструктивно.

Работа с девиантными детьми весьма сложна и требует профессиональной подготовки. Поэтому так важно выпустить из учебных заведений опытные и разумные кадры, которые могут помочь изменить судьбы детей и подростков.

В заключение

Девиантное поведение почти всегда поддаётся корректировке при помощи профессионалов и собственного желания девианта. Однако в некоторых случаях оно имеет позитивную роль в обществе. Девиация как разрушает, так и строит общественную мораль и духовность. Она является неотъемлемым атрибутом здорового мира.

Не пропустите. . .

Несмотря на то, что в обществе установлены определенные рамки и правила поведения, человеку свойственно их нарушать. Каждый имеет свое неповторимое мышление, которое накладывает отпечаток на общение с окружающими. Порой это становится причиной такого явления, как девиантное поведение. Примеры такого нестандартного мышления достаточно многочисленны, и, к счастью, не всегда негативны.

Определение понятия

Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:

  • С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
  • С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
  • С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.

Основные причины

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Характеристики девианта

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Примеры девиантного поведения в обществе

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Примеры позитивного девиантного поведения

Позитивное девиантное поведение - это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман - это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Негативное девиантное поведение

Вред самому индивиду и окружающим несет негативное девиантное поведение. Примеры - это преступления, проституция, алкоголизм, наркомания, а также многие другие противозаконные и аморальные действия. Нередко люди, которые совершают подобные действия, попадают в руки правоохранительных органов или на принудительное лечение к психотерапевтам. Кроме того, само общество создает фон презрения негативным девиантам.

Примеры ситуаций девиантного поведения

Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:

  • Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
  • Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников - это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
  • Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
  • Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения "Преступление и наказание" Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе "Горе от ума" Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе "Анна Каренина" Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В "Педагогической поэме" Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения "Гобсек" Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Примеры из истории

Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:

  • Один из ярчайших примеров девиантного поведения - это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
  • Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
  • Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
  • Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.

Детское девиантное поведение

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, - это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

  • Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
  • Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
  • Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно - детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых - вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Девиантное поведение подростков

Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым. Даже если дети ведут себя нормально, крайне важно не упустить этот период. Тревожным сигналом может стать смена предпочтений в музыке и одежде, а также первые проявления грубости. Если вовремя не принять воспитательные меры, это может привести к таким последствиям:

  • побег из дома и бродяжничество;
  • курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
  • воровство;
  • объединение в "плохие" компании;
  • преступная деятельность;
  • увлечение экстремистскими идеями;
  • ранняя половая жизнь;
  • опасные для жизни увлечения.

Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление. Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии. Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.

Заключение

Примером девиантного поведения является алкоголизм, бродяжничество, бандитизм и многие другие явления, с которыми активно борется общество. Как правило, причина кроется в проблемах детского возраста, социальной несправедливости, а также врожденных психических отклонениях. Но стоит понимать, что девиация - это не всегда плохо. Например, развитием научно-технического прогресса мы во многом обязаны людям с положительными девиациями.

Девиантное поведение

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии . Эмиль Дюркгейм , написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (), считается одним из основоположников современной девиантологии.Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.

Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях .

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

Антидисциплинарное поведение;

Асоциальное;

Противоправное;

Аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

Патологические;

Непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

- «реакции»;

- «развития»;

Формы девиантного поведения

Гемблинг (игровая зависимость)

Суицидальное поведение

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Девиантное поведение в антиутопии

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту »; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды - холодные игрушки » Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия ; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа « » девиантны любые личные отношения . Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения самого общества. Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы »; в котором девиантом считается личность,имеющая душу, способная любить и мыслить отвлеченно от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Литература

  • Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. ISBN 5-7695-1782-4
  • Гилинский, Я. Девиантология. - 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. - 528 с.
  • Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. 242 с. ISBN 5-87555-132-1

Ссылки

  • Психология девиантного поведения: девиантное поведение, предмет, цели, задачи. Система профилактики и коррекции. (рус.) . Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  • О программе подготовки специалистов в области педагогики и психологии девиантного поведения
  • Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях крупного города

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Девиантное поведение" в других словарях:

    См. Отклоняющееся поведение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ … Философская энциклопедия

    девиантное поведение - (от лат. deviatio отклонение) см. отклоняющееся поведение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    девиантное поведение - «отклоняющееся поведение» Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией человека. Это понятие социологии и… … Справочник технического переводчика

    Девиантное поведение - (deviant behavior) — (иногда – «отклоняющееся поведение»), устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией … Экономико-математический словарь

    См. ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Девиантное поведение - (от лат deviatio отклонение) поведение, отклоняющееся от нормы, нарушающее существующие в данном обществе общепринятые (в т.ч. правовые) нормы, общественно опасное или социально вредное … Энциклопедия права

    Совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алког … Психологический словарь

    Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм: нравственных, а иногда и правовых. Поведение в основном обусловлено социально психологическими девиациями личности (прежде всего микросоциально психологической запущенностью). Является проявлением ситуационных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - (DEVIANT BEHAVIOUR) Наиболее адекватным способом понимания исследований девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения или социологии девиантности является понимание их как реакции на традиционную криминологию. Криминология и социология девиантности … Социологический словарь