Сценарии детских игровых программ по экологии. Экологические сценарии для летнего лагеря

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННО – ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«СКОРАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ»

Выходит Маша, в руках клочок бумаги

Маша: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мне приснился необыкновенный сон:
Будто облачко влетело в моё окно
И с него на подоконник слетел лист бумаги.
На нём было написано,
В чём секрет здоровья.
Только я начала читать –
Прилетели гуси-лебеди,
Выхватили у меня этот листок и улетели,
А у меня только один клочок остался.
Проснулась я и вижу:
В руках у меня этот клочок.
Написано: «Секрет здоровья прост» и всё,
А гуси-лебеди эти прилетели из сказки,
И живут они у Бабы-Яги.
Я должна прямо сейчас
Отправиться на поиски избушки Бабы-Яги для того,
Чтобы забрать листок бумаги,
Который унесли эти птицы.

Маша уходит. Появляется Леший, поёт песню на мотив «Собака бывает кусачей». Выходит Маша.

Маша: А вот, кажется и лес, в котором Баба-Яга живет.
Здравствуйте, уважаемая Баба-Яга!

Леший: Какая я тебе Баба-Яга?!

Маша: Извините, а вы кто?
И где Баба-Яга?

Леший: Моя подруга Бабуся-Ягуся сейчас отсутствует,
Она в салоне красоты марафет наводит.
А кто ты, чего хотела-то?
Маша: Я Маша.
Гуси-Лебеди унесли секрет здоровья,
Наверно, они его Бабе-Яге отдали.

Леший: Принесли Гуси какую-то бумажку.
Читать я, правда, не умею,
Да отпускать тебя жалко,
Больно ты аппетитная, хорошенькая, чистенькая.

Маша: Я умываюсь, чищу зубы, руки с мылом мою,
Иначе от микробов не спасёшься.

Леший: Это кто же такие?
И меня одолеть могут?

Маша: Они могут погубить каждого,
У кого грязные руки, уши, ногти, одежда!

Леший осматривает себя, плачет

Маша: Не плачьте, я вам помогу.
Всё начинается с личной гигиены.
Вот держите эту расческу.

Леший: Знаю, у Яги такая была,
Бросишь её – и встанет лес густой.

Маша: Нет. Просто, когда вымоете волосы,
Аккуратно расчешитесь.
Ещё подарю вам зеркальце.

Леший: Это я знаю! Бросишь зеркальце –
И появится озеро серебристое.

Маша: Нет, это другое зеркальце.
Если в него посмотришь,
То сразу видно, чистый ли ты,
И ещё я подарю вам мыло.

Леший: Что же будет, если бросишь мыло?

Маша: Зачем же мыло бросать?
Им нужно мыться и стирать.

/ Игра «Стирка» /

/ показывает бумагу /

Маша: А вот здесь есть все инструкции!

/ Леший хочет взять лист, но Маша не даёт /

Маша: Только в обмен на нашу бумагу!
Леший: Ты уйдёшь, а мне будет скучно.

Маша: А вы займитесь каким-нибудь полезным делом.

Леший: Каким ещё делом?

Маша: Возьмите у Бабы-Яги экологически-чистый транспорт – метлу.
Значит, вы можете стать экологом.
Займитесь очисткой реки,
Ведь реки – это артерии земли.
Засорились реки, и стало плохо земле.

Леший: Ой, как интересно! Согласен.
/ отдает листочек, где написано «гигиена» /
Давай свои инструкции - вот бумага.
Но я совсем забыл!
Я оторвал кусочек, чтобы сделать подарок Царевне Несмеяне.
Я сделал ей смешную рыбку,
Но она так и не рассмеялась.

Маша: Скорее проводите нас к ней!

Леший: Хорошо, пойдёмте!
Леший и Маша уходят

Появляется Царевна Несмеяна, поёт песню на мотив «Розовый слон»

Я Несмеяной с детства зовусь,
Я улыбнуться даже боюсь.
Скучно, тоскливо, грустно всегда,
Я не смеюсь нигде, никогда.
Кто-то сказал мне: ты не грусти,
Смейся и пой, танцуй и шути.
Кто-то хотел меня рассмешить,
Но продолжаю слезы я лить.
Входит Маша

Маша: Отчего здесь так сыро?

Царевна Несмеяна: Это потому, что я всё время плачу!

Маша: Но ведь это вредно для здоровья!
Хорошее настроение излечивает многие болезни.

Царевна Несмеяна: Никто не может вылечить меня!
Никто меня не рассмешит!

Маша: А если это мне удастся,
Ты подаришь свою рыбку?

Царевна Несмеяна: Ладно, всё равно мне некуда выпустить её,
Вода везде грязная, поэтому я и плачу.

Маша: Я знаю, как тебе помочь!
Надо очистить родник, углубить.
Ведь многие болезни – именно от грязной воды.
А пока
· рыбок из грязного водоема
Нужно переселить в чистый.
Мы с ребятами тебе поможем.

Игра «Перелови рыбу»

Царевна Несмеяна: Спасибо, Маша!
Возьми мою рыбку
/ на листочке, из которого сделана рыбка, написано «чистый воздух и вода» /

Маша: Но тут опять не всё!

Царевна Несмеяна: Я совсем забыла,
Что Кощей Бессмертный оторвал кусочек
И спрятал его у себя.

Маша: Отправляемся на поиски Кощея.

Уходят
Выходит Кощей. Поет песню на мотив «Песенки про жирафа»

Путь людей по жизни быстротечен,
Я ж один такой на целый свет.
Я неуязвим, бессмертен, вечен,
Потому что знаю я секрет.
До чего же, до чего же
Обожаю секреты,
Не хочу. Чтоб люди жили,
Не болея при этом.
Обмануть меня невозможно,
Ведь секрет запрятал я надёжно.
Выходит Маша

Маша: Здравствуйте, Кощеюшка!

Кощей: Какой я вам Кощеюшка,
Я новый русский Кощан!
А вам кранты, раз меня потревожили / хватается за зубы /
Ой-ой-ой!

Маша: Что случилось?

Кощей: Зубы болят! И чистил, и жвачку жевал

Маша: Жвачку тоже надо в меру
А вот питаться можно лучше.
А то вон – одни кости остались. / трогает/
Худенький, щупленький!
Вам обязательно нужны витамины,
Поэтому ешьте больше фруктов и овощей.

Кощей: Всё куплю! / говорит по телефону /
Подъезжайте
Как не можете подъехать?
Какая ещё мусорная свалка?
А в объезд? Овраг обвалился?
А на вертолёте? Из-за пыли ничего не видно?
Всё! Это конец!

Маша: Это можно всё исправить, пока не поздно.
Возле оврага надо посадить деревья и кустарники,
Они и почву закрепят и воздух очистят.

Кощей: Спасибо, что подсказала, а со свалкой что делать?

Маша: А на ваши деньги постройте завод по уничтожению мусора.
У меня и инструкции естьв обмен на ваш секрет.

Кощей: Да какие проблемы? Меняемся! / хватается за поясницу /
Ой, что-то меня прихватило.

Маша: Это всё потому, что ты зарядку по утрам не делаешь.

Кощей: Да я и не умею вашу зарядку делать.

Маша: А мы тебя научим.
Музыкальная игра «Зарядка»
Кощей: Ничего я вам не отдам!
Разве можно верить Кощану?
Давайте, делайте ноги отсюда, пока я добрый!
Маша: Придётся привести последний аргумент.
Как вы посмотрите на это? / показывает яйцо /
В этом яйце – игла, на конце иглы

Кощей: Хватит, хватит, молчи, услышат.
Да я пошутил, что и пошутить нельзя?!
/ отдаёт бумагу, где написано «витамины» и уходит /

Маша: Вот теперь я могу прочитать рецепт здоровья,
Все кусочки на месте.
«Секрет здоровья прост: гигиена, чистый воздух и вода, зарядка, витамины»
Появляются все герои
Царевна Несмеяна: Спасибо, Маша и ребята!
Вы научили меня ухаживать за родниками,
Теперь вода в них чистая
И всем рыбкам там живётся хорошо.

Кощей: А я создал «Скорую экологическую помощь»:
Сажаю деревья и занимаюсь уничтожением отходов.

Маша: Очень важно чтобы наша планета была чистой,
Ведь от этого зависит и наше с вами здоровье.
Берегите планету и будьте здоровы!
Все поют песню на мотив «Чунга – чанга»
Чудо – средство для здоровья есть,
Всё по пальцам можно перечесть:
Гигиена – это будет раз,
Настроенье – как сейчас у нас!
Это два, а три – зарядка.
Чтобы было всё в порядке,
Надо спортом заниматься, закаляться.
А четыре – витамины,
Для болезней нет причины,
Надо только очень, очень постараться.
Сможем мы здоровье накопить,
Чтоб нам стало радостнее жить,
Чтоб заботу мы могли с тобой
Подарить планете голубой.
Чтобы реки не мелели,
Родники чтоб звонко пели,
Чтобы всех зверей согрели мы любовью.
Чтоб здоровы были дети
На счастливой на планете,
Мы желаем всем и каждому здоровья!
Всем здоровья!

Заголовок 1Заголовок 215

Сценарий мероприятия «Зеленое царство Берендея» для учащихся начальной школы

Шелягина Анна Вячеславовна, педагог-организатор МБУ ДО СЮН, г. Новокузнецк.

Мероприятие посвящено теме леса и предназначено для учащихся начальной школы. Его основная задача - воспитание бережного и ответственного отношения к лесным ресурсам через актуализацию знаний детей о значении леса в жизни человека, правилах поведения в природе, растениях леса и т.д.
Данный конкурс может быть использован учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами для разработки и проведения классных часов, внеурочных занятий, тематических праздников.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Приветствуем вас на нашем мероприятии, которое сегодня посвящается лесу. Кто может мне ответить: «Что же такое лес?» (ответы детей). Правильно, верно. А я отвечу вам на этот вопрос одной увлекательной историей. Послушайте, пожалуйста.
Сказка «Как один художник решил нарисовать лес».

Один художник решил нарисовать лес.
-Что такое лес? - размышлял он. - Конечно деревья.
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похоже
они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и
положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а
через некоторое время увидел сухие стволы.
-Это не лес!- послышался голос старичка - лесовичка из угла
картины.
-Без цветов, без трав - не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
-А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
-Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался старичок -
лесовичок. Дорисовал, но все равно лес стал чахнуть.
-Нарисуй жабу и ящерицу!
-Нет! - сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье - то фырканье.
-Вот это лес! - сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а
притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи
жителей. И все они и есть лес.
(Авторы: Брыкина Н.Т.,Жиренко О.Е.,Барылкина Л.П.)
Лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
(Выбегает Незнайка).
Незнайка: (запыхавшись) Ох, еле успел! Как же вы про меня–то забыли?! Я тоже в лес пойду!
Ведущий: А ты готов к такому походу, Незнайка?
Незнайка: Тоже мне! Велика важность! Готов, конечно! Вот, даже рюкзак взял!
Ведущий: Одного рюкзака мало будет, Незнайка!
Незнайка: Что ж вы раньше не сказали? Я б еще чемодан прихватил!
Ведущий: Да ты не понял, Незнайка! В лес не чемодан нужно брать! А хорошее настроение и обязательно - багаж знаний!
Незнайка: А что все остальные взяли с собой в лес?
Ведущий: А вот давай у самих ребят и спросим, как они к походу подготовились.
1.Домашнее задание: представление команд
«Лесные робинзоны», «Берендеи», «Лесовички»,
«Хранители лесных сокровищ», «Знатоки леса».


Посмотри, Незнайка, какие дружные команды у нас на станции натуралистов. Таких любителей леса не страшно в поход брать, уж они-то не подведут!
Незнайка: Ой, ой, ой! Подумаешь! (Копошится в рюкзаке). Зато у меня много вкусненького: жвачка, конфетки, кока- кола! Всю дорогу жевать можно! И магнитофон есть, в лесу слушать, чтобы не скучно
было!
Ведущий: Эх, Незнайка! Страшно тебя с таким набором в лес–то пускать. Ты же себя вести в природе не умеешь.
Незнайка: Чего?! Я - то не умею? Да я все знаю! Надо в лесу погромче разговаривать, чтобы не заблудиться или музыку слушать на полную катушку, чтоб медведь не напал! Если холодно - костер посильнее развести...
Ведущий: Ох, Незнайка, Незнайка! Придется тебя многому научить.Поможете, ребята? Давайте, напомним нашему незадачливому путешественнику, как следует себя вести в природе.
Конкурс - эстафета «Правила поведения в лесу».


1.Не ломать ветки деревьев, не рубить деревья.
2.Не шуметь в лесу.
3.Не оставлять в лесу мусор.
4.Не оставлять не потушенным костер. Не разжигать его вблизи деревьев.
5.Не рвать цветов и редких растений.
6.Собирая грибы, ягоды, орехи, оставлять плоды другим - обитателям леса.
7.Не разорять муравейники.
8.Не брать домой лесных животных.
9.Не разорять птичьи гнезда.
10.Не ловить красивых насекомых.
11.Ходить по тропинкам.
12.Весной не брать с собой собак - они могут поймать еще неокрепшее потомство лесных зверьков и птиц и др.
13.Не заезжать в лесную зону на автомобилях.
Ведущий: Молодцы, друзья! Теперь ты понял, Незнайка, как себя в лесу вести следует?
Незнайка (застенчиво): Кажется, понял.
Ведущий: Что ж, тогда можно в лес за новыми знаниями и впечатлениями отправляться.
Разбежались грибы по лесному откосу,
Перестал врачевать умный дятел березу.
Шаловливый ручей что-то быстро лепечет.
На ладонь мне отчаянно прыгнул кузнечик.
Совещаются тихо о чем-то травинки.
Муравей, как разведчик, изучает ботинки.
И захлопали радостно листья в ладоши:
К нам пришел человек! И не злой, а хороший!

Незнайка (машет руками): Ой, ой, ой! Кто это в меня вцепился?!
(отряхивается). Это же колючки! Вот противный репей, прицепился! И зачем он только здесь растет, только мешает. Пусть бы росли в лесу ромашки да огоньки. А вот репей здесь совсем лишний!
Ведущий: Это почему же он лишний, Незнайка?
Незнайка: А потому что ромашки и огоньки - красивые, а лопух - он и есть лопух!
Ведущий: В природе лишнего не бывает, дружок! Но с цветами лесными лопуху, конечно, не тягаться. Хотя и лопух – растение полезное. А я предлагаю сейчас нашим ребятами самим выбрать лишнее растение или животное в ряду других.
III. Конкурс «Выбери лишнее».
Участники получают конверты с наборами рисунков:
1.береза, рябина, осина, лиственница. (лиственница - хвойное дерево)


2.кукушка, синица, свиристель, поползень.(кукушка-перелетная птица)


3.бурундук, еж, медведь, белка .(белка зимой не спит)


4.подорожник, медуница, мята, вороний глаз .(вороний глаз - ядовитое растение)


5.белый гриб, подберезовик, подосиновик, бледная поганка .(поганка - ядовитый гриб)


Каждая команда должна найти среди своих картинок лишнюю и объяснить, почему она не может стоять в ряду с другими.
Дополнительные вопросы к участникам:
1.Почему лиственница стоит между лиственными и хвойными деревьями? (сбрасывает на зиму иголки)
2.Чем кукушка вообще отличается от всех птиц нашего края? (не выводит потомства сама)
3.Как белка проводит зиму? (делает запасы загодя)
4.Какие еще, кроме вороньего глаза, вы знаете, ядовитые лесные растения, в названиях которых звучит упоминание животного? (волчье лыко)
5.Как отличить поганку от съедобного гриба? (это ядовитый гриб с белой шляпкой на тонкой ножке с волнистой юбочкой)
Ведущий: Ты видишь, Незнайка, сколько всего интересного наши ребята о лесе знают.
Незнайка (заносчиво): Подумаешь! Знайки - зазнайки!
Ведущий: Не знайки, а знатоки! И вовсе не зазнайки. Ведь наши ребята готовы и с другими своими знаниями поделиться! Верно,ребята? Давайте и с нашим героем поделимся!
V. Викторина «Мы о лесе знаем всё».
Вопросы:
1.Какой лес шумит, а какой шелестит? (шелестит лиственный лес,а хвойный лес шумит, гудит. Когда дует ветер, листья деревьев соприкасаются друг с другом и создают звук, похожий на шепот. Хвоинки не соприкасаются друг с другом, но задерживают поток воздуха, создавая гул).
2.Почему лесные дороги после дождя не просыхают намного дольше, чем в городе? (В лесу ветер задерживается кронами деревьев, потому циркуляция воздуха идет медленнее и испарение воды замедляется).
3.Можно ли в лесу вырубать дуплистые деревья? (Нельзя. В дуплах живут лесные обитатели: птицы, белки, летучие мыши и другие обитатели).
4.Какая земляника слаще: та, которая растет под деревьями, или та,которая на открытой поляне? (Образование крахмала и сахара в плодах земляники протекает только при участии света. При недостатке света сахара будет образовываться меньше. Поэтому слаще земляника вырастет на поляне).
5.Почему в сосновом лесу на земле можно увидеть много отмерших сучьев? (Сосна - светолюбивое растение. Сучья этих деревьев получают мало света и отмирают. А зеленеют только верхушки деревьев.)
Незнайка: А я зато про лес поговорку знаю!
Ведущий: Это какую же, Незнайка?
Незнайка: Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит! Вот!
Ведущий: Молодец, Незнайка! А объяснить, что она означает сможешь?
Незнайка: Конечно! Это значит, что как бы вкусно волка человек не кормил, а в лесу ему все равно лучше. Волк - ведь дикое животное, в лесу его дом.
Ведущий: Ах, какой ты, Незнайка, сообразительный! Ты прав. Лес необходим в природе. Ведь в нем живет столько живых существ: птицы, звери, насекомые, лягушки, ужи... Без леса им не прожить. А теперь мы вместе с ребятами подумаем, для чего еще нужен лес. «Почему мы с лесом дружим, почему он всем нам нужен?»
V. Конкурс «Почему мы с лесом дружим, почему он всем нам нужен»
Каждой команде предлагается набор слов из известных пословиц и поговорок о лесе. За одну минуту команда должна «восстановить» поговорку и объяснить её экологический смысл.
1.Защищает, помогает, лес, ветра, от, урожаю. (Лес от ветра защищает, урожаю помогает.) Лес - наш друг; задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
2.Не губи, леса, много, леса, береги, мало, леса, посади, нет.(Много леса - не губи, мало - леса - береги, нет леса - посади.)Лес - наше богатство! Человек должен беречь лес и пополнять природные ресурсы: не рубить деревья, а сажать их.
3.Радует, зеленый, взгляд, наряд. (Зеленый наряд радует взгляд.) Леса имеют и эстетическое значение в жизни человека. Лес восхищает свой красотой, богатством, поражает своим разнообразием. Человек, побывавший в лесу, чувствует себя бодрым, умиротворенным, радостным.
4.Чем, в, дров, дальше, лес, тем, больше. (Чем дальше в лес, тем больше дров).Чем глубже заходишь в лес, тем гуще он становится, увеличивается количество деревьев, не всегда можно пройти такую чащобу, пробраться через бурелом. Обычно в таких местах и заготавливают дрова, добывают древесину.
5.Жить, леса, голодному, возле, не быть. (Возле леса жить - голодному не быть). Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Незнайка: А я и не знал, что лес так важен для человека и в природе!
Ведущий: Как же не знал, Незнайка? Без леса ни одно существо не выживет. Ведь лес - это еще и настоящая фабрика кислорода!
Без леса мы просто бы не смогли дышать, ведь растения на свету производят кислород и поглощают углекислый газ. А мы все дышим кислородом.
Незнайка: Ой, а я об этом не подумал. Зато я теперь твердо знаю, что лес надо беречь, уважать и любить.

ЭКОПОЛИС

Возраст участников: 13-15 лет.

Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий.
    Первое задание - разминка.
    (см. приложение, страница 3)

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    ЭКОПОЛИС

    Интеллектуально-познавательная игровая программа по ЭКОЛОГИИ

    Возраст участников: 13-15 лет.

    Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Каждая команда готовит название, эмблему, девиз-слоган. Игровые задания и методические приемы игр, конкурсов могут использовать в поурочной работе учителя биологии, ботаники, географии. В состав жюри входят 2 педагога-предметника (география, ботаника, химия).

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Одно из основных правил экологии гласит: «В природе все связано со всем». Человек как природное существо также связан со всем. Все живые организмы живут в тесном соседстве, но человек в ходе своей хозяйственной деятельности нарушает сообщество растений и животных. Поэтому необходимо тщательнейшим образом учитывать все возможные последствия каждого случая вмешательства человека в жизнь природы.
    Первое задание - разминка.
    Вам предлагается расшифровать текст телеграммы (см. приложение, страница 3) , написанной на листе ватмана разноцветными кружочками. На каждый кружочек дается загадка, отгадав которую и записав начальные буквы ответа можно прочесть телеграмму.

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    Ведущий объясняет правила выполнения задания.

    • Команда выбирает из разложенных на столе карточек с буквами одну. По сигналу ведущего команда пишет список животных и птиц на данную букву. Засекается время - 1 минута. По истечении срока ведущий заменяет цвет ручки. Команда выбирает другую букву и пишет список растений и деревьев, название которых начинаются с этой буквы.
    • На листе ватмана каждая команда изображает биоценоз из тех элементов, которые есть среди перечисленных ею в обоих списках. Если команда затрудняется, то ведущий предлагает внести в модель дополнительные элементы, но за это команда получает минус 1 балл.
    • Из карточек антропогенного воздействия: загрязнение площади нефтью, обезвоживание и засоление окружающих территорий, радиационный выброс по соседству, загрязнение окружающей среды минеральными удобрениями, физическое истребление некоторых элементов - команда выбирает любую. Обсуждает 3 минуты и дает свои объяснения относительно вреда данного вида воздействия на биоценоз, предлагает мероприятия, которые могли бы исправить нанесенный ущерб.

    Конкурс оценивается по 5-балльной системе: полнота, правдоподобность биоценоза; объяснение влияния антропогенного воздействия; мероприятия по исправлению ущерба.

    Ведущий. Жители города часто осознают, что их окружает неблагоприятная экологическая среда из-за наличия в городе промышленных предприятий. Но если закрыть заводы, то будут недовольны рабочие и те люди, которые пользовались продукцией завода. Что можно сделать для улучшения ситуации? Следующий конкурс называется «Экополис».

    Командам дается карта местности, на которой предлагается построить город. 3000 бонов выделяется на строительство города. Надо создать оптимальные условия жизни для 30 000 человек, из которых 45% - трудоспособное население; 30% - дети и обучающаяся молодежь; 25% - пенсионеры.

    Команде необходимо расставить объекты на карте, создать хорошие социальные условия жизни для населения города, получить за год 1000 бонов дохода при минимальном количестве ущерба, произвести подсчет бюджетных поступлений и экологического ущерба за год.

    Команды получают карточки с символами объектов (см. приложение, страница 3) . Время работы - 15 минут.

    Ведущий. Послушайте рассказ, назовите ошибки, совершенные школьниками.
    «...Громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
    Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Мишка повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. В лесу много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
    С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Весело прошел день».

    Команды составляют список ошибок.

    Ошибки

    1. Громкая музыка в лесу распугает птиц и зверей.
    2. Вырывать грибы и сбивать несъедобные нельзя - разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, исчезает сообщество «грибы - деревья».
    3. Для костра собирают сухие ветки, а не ломают. В жару костры разводить запрещено.
    4. Полиэтилен разрушается плохо, в течение 220 лет, банки - 100 лет.
    5. Костер следует забросать землей или залить водой.
    6. Трогать яйца птиц нельзя - птица может не сесть на яйца.
    7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес.
    8. Не следует что-то проталкивать в муравейник, нарушаются взаимоотношения в сложном сообществе.
    9. Прятаться во время грозы под деревом опасно.
    10. Цветы рвать не надо, их сорванная жизнь недолговечна.

    Проводится подведение итогов игры, награждение победителей.

    Ведущий.

    Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда ее жалей:
    В увеселительных походах
    Не растопчи ее полей;
    В вокзальной сутолоке века
    Ты оценить ее спеши:
    Она - твой давний добрый лекарь,
    Она - союзница души.
    Не жги ее напропалую
    И не исчерпывай до дна.
    И помни истину простую:
    Нас много, а она - одна.
    В. Шефнер

    Таблицы для конкурсного задания «Экополис»:

    Производственная сфера

    Объект Стоимость объекта Доход от объекта Сумма экологического ущерба в год Количество работающих
    Нефтехимический комбинат 1000
    350
    300
    4000
    Целлюлозно-бумажный комбинат 800
    180
    800
    6000
    Металлургический завод 1000
    200
    180
    6000
    Кирпичный завод 500
    250
    30
    1600
    Пищекомбинат 700
    150
    80
    1400
    Часовой завод
    500
    150
    5
    1500
    Тепличное хозяйство
    300
    70
    5
    300
    Завод по переработке урана
    1500
    1000
    700
    4000
    Механический завод
    800
    220
    30
    5500
    Швейная фабрика
    270
    100
    2
    1500
    Строительная фирма
    500
    250
    15
    1000

    Социальная сфера и сфера бытового обслуживания

    Объект Стоимость объекта
    Доход от объекта
    Сумма экологического ущерба
    в год
    Количество работающих
    Школа
    50
    -
    -
    70
    Детский сад
    50
    -
    -
    50
    Сквер
    20
    -
    -
    1
    Дом культуры
    50
    10
    -
    50
    Магазин
    30
    40
    2
    20
    Автопарк
    200
    100
    50
    80
    Дом быта
    140
    70
    5
    90
    Стадион
    30
    5
    -
    20
    Парк
    20
    5
    -
    10
    Бассейн
    50
    15
    1
    15
    Ателье
    75
    20
    -
    45
    Санаторий
    200
    30
    -
    80
    Театр
    80
    5
    -
    28
    Кабельное телевидение
    150
    70
    -
    20
    Салон красоты
    80
    20
    2

    Дополнительные условия

    Зашифрованный текст конкурсного задания «Телеграмма».

    Пример карты для конкурса "Экополис"

    Сценарий игровой программы

    «Зелёная планета собирает друзей»

    Цель: создание условий для формирования экологической культуры у участников программы; воспитание коммуникативности, чувства ответственности, умения работать в команде, коллективизма.

    Оборудование: - презентация;

    - разрезанные картинки;

    - бумага, цветные карандаши, фломастеры;

    Карточки с заданиями;

    Платочки по числу команд (для завязывания глаз);

    Верёвочки по числу команд (для завязывания ног);

    Чёрный ящик;

    Пакеты для сбора мусора, мусор;

    Воздушные шарики;

    Яблоки по количеству команд;

    Фонограмма песни Н.Королёвой «Маленькая страна», слова песни;

    Картинку зелёной планеты, цветные кружочки – «смайлики», клей;

    Ход мероприятия:

    Ведущий: Здравствуйте! Я рада приветствовать всех участников нашей программы «Зелёная планета собирает друзей». Сегодня к нам в гости пришли не только экологи, но и ребята из других творческих объединений.

    (Деление на команды по разрезанным картинкам).

    1 задание «ВИЗИТКА»

    В: ваша задачапридумать название команды и оформить её визитку, которая будет отражать интересы и характер членов команды (5 баллов).

    Ведущий: команды представлены и нам пора начинать игровую программу. Хотя люди и считают, что они достаточно хорошо изучили природу, но тем неменее она преподносит и преподносит нам свои неожиданные подарки, раскрывает секреты и тайны. И вы должны сегодня преодолеть, выполнить и раскрыть все приготовленные

    для вас природные секреты, тайны и неожиданности.

    2

    В: прежде чемзаниматься изучениемтаинств природы мы проверим, знаете ли вы экологический словарь. Найдите пары соответствия слова и его значения. (Правильный ответ – 1 бал)





    6. Гречиха е) вулкан.


    11. Чистотел л) диета.
    12. Антилопа м) баня.

    (Ответы: 1 – и; 2 – з; 3 – к; 4 – а; 5 - г; 6 – б; 7 – д; 8 – е; 9 – ж; 10 – в; 11- м; 12 – л)

    Шуточная игра «УКРАДЕННОЕ СОЛНЦЕ»

    В: для участия в игре потребуется по четыре человека из команды. Правила игры: на стуле со связанными ногами сидит игрок - «солнце», которого охраняет другой игрок- «туча». У «тучи» завязаны глаза. Задача «спасателя» - освободить «солнце» из плена «тучи», развязав у «солнца» ноги. «Туча» препятствует этому. Если она прикоснулась к спасателю «солнца», то он проиграл, и его должен заменить другой представитель команды. Выигрывает та команда, игрок которой освободит «украденное солнце». (Победитель приносит команде - 2 балла).

    3 задание «ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»

    В: вам нужно из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. (Правильный ответ – 1 бал)

    Внимание на экран.

    Вопрос 1 (1 слайд):

    - в Чёрное море,
    - в Средиземное море,
    - в Каспийское море.

    Вопрос 2 (2 слай):
    Цунами является последствием:
    - шторма,
    - подводного землетрясения,
    - столкновения кораблей.

    Вопрос 3 (3 слайд):

    - Красного моря,
    - Белого моря,
    - Синего моря,
    - Жёлтого моря.

    Вопрос 4 (4 слайд):
    Что растёт на дне морском?
    - морской лопух
    - морской лук
    - морская капуста

    Вопрос 5 (5 слайд):
    Кто в море не живёт?
    - морская черепаха
    - морской чёрт
    - морская свинка
    - морской окунь
    - морской ёж

    Вопрос 6 (6 слайд):

    - луна
    - солнце
    - ветер

    4 задание «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

    В: ваша задача, задавая однозначные вопросы для ответов «Да» или «Нет» угадать, что находится в чёрном ящике.

    Экологическая ЗАДАЧА

    Шла из леса тетя Зина,
    Сто грибов несла в корзине.
    Подошел Лисичкин Колька
    – Тетя Зина, белых сколько?
    - Сыроежек много было
    Я считала, но забыла,
    Белых меньше в десять раз,
    Это помню как сейчас.
    Есть тут парочка маслят
    И десяточек опят…
    - Ну а белых, белых сколько?
    - Вот не помню да и только!
    Кто подскажет тете Зине,
    Сколько беленьких в корзине?

    (Ответ: 80 сыроежек, 8 белых грибов).

    5 задание «КРИПТОГРАММА»

    В: расшифровать шифровку, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали (7 слайд)

    Ключевые слова:

    1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)

    6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

    10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)

    12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

    Шифровка:

    Ответ: Береги лес – наше богатство.

    6 задание «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АБОРДАЖ»

    В: Но что это? Нам пришли телеграммы!

    Срочные! Вот, пожалуйста:

    1 телеграмма

    «Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили». Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

    (Ребята отвечают на вопрос. Все ответившие получают жетоны)

    По одному человеку от команды участвуют в конкурсе «Кто быстрее уберет поляну». Участникам завязывают глаза, и они ищут разбросанные предметы. После окончания конкурса подводится итог. (Баллы команды получают по количеству собранного мусора по мере убывания).

    2 телеграмма

    Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду. Хулиганы вы этакие».

    Так ворона и погибнуть может! Поэтому следующая экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене.

    А насколько вы быстро можете грызть мы сейчас посмотрим.

    Испытание для одного участника команды. Вам нужно съесть яблоко.

    3 телеграмма

    Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки? Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится?

    (Дети отвечают, что озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей, и получают жетоны).

    Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?

    Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т. д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.

    Каждой команде надо надуть по два воздушных шарика до того чтобы они лопнули. (Баллы начисляются по мере убывания).

    Ведущий :
    - Такое хорошее настроение – прямо петь хочется! А вам? Есть какая-нибудь хорошая песня про экологов (к залу)? А у меня есть.

    Исполнение песни «Маленькая страна экологов» (на мотив Н.Королёвой «Маленькая страна»)
    1.Есть в одном городе чудесном
    Чернушкой зовется он
    Маленький уголочек детства
    Счастье найдешь ты в нем
    Там детский смех всегда искрится,
    Там зла и горя нет,
    Там суждено мечтам всем сбыться,
    И удивить весь свет.
    Припев :


    Где она, где она.

    Там, где душе светло и ясно,
    Там, где всегда весна.

    2. В эту страну приходят дети,
    Мир вокруг нас познать.
    И совершив свое открытие,
    Юным ученым стать.
    Здесь вам всегда про все расскажут,
    Знаний откроют дверь,
    Много чудес земных покажут,
    Много чудес, поверь!
    Припев :
    Маленькая страна экологов, маленькая страна
    Кто мне расскажет, кто подскажет,
    Где она, где она.
    Маленькая страна экологов, маленькая страна,
    Там, где душе светло и ясно,
    Там, где всегда весна.
    ***
    Маленькая страна экологов
    Маленькая страна,
    Здесь хорошо учиться детям,
    Им второй дом она.
    Маленькая страна экологов,
    Маленькая страна,
    Здесь вам всегда открыты двери –
    Здесь жизнь любви полна!

    Рефлексия мероприятия : а сейчас вот на этих цветных кружочках нарисуйте своё настроение, т.е. смайлик и приклейте его на «Зелёную планету» экологов.

    В: сейчас каждая команда должна выбрать участника, который принёс команде большое количество баллов.

    Подведение итогов. Награждение.

    Приложение

    Задание «Бестолковый словарь»

    Команда

    1. Косинус а) это такой лес, в котором хорошо дремать.
    2. Заморить червячка б) греческий грипп.
    3. Покладистое животное в) любитель плавать кролем.
    4. Дремучий лес г) это сложный многоклеточный организм.
    5. Тетрадь д) сброс промышленных отходов.
    6. Гречиха е) вулкан.
    7. Чернослив ж) популярный эстрадный певец.
    8. Изверг з) опрыскать сад химикатами.
    9. Известняк и) уборочная страда.
    10. Кролик к) верблюд с поклажей.
    11. Чистотел л) диета.
    12. Антилопа м) баня.

    Задание «Правильный выбор»

    Команда ________________________________

    Задание «Криптограмма»

    Команда ________________________________

    Шифровка:

    12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

    ___________________________________________________________________ .

    Ответы для жюри.

    Задание «Бестолковый словарь»

    Ответы: 1 – и; 2 – з; 3 – к; 4 – а; 5 - г; 6 – б; 7 – д; 8 – е; 9 – ж; 10 – в; 11- м; 12 – л

    Задание «Правильный выбор»

      В какое море впадает великая русская река Волга?
      - в Чёрное море,
      - в Средиземное море,
      - в Каспийское море.

      Цунами является последствием:
      - шторма,
      - подводного землетрясения,
      - столкновения кораблей.

      Какого моря в природе не существует?
      - Красного моря,
      - Белого моря,
      - Синего моря,
      - Жёлтого моря.

      Что растёт на дне морском?
      - морской лопух
      - морской лук
      - морская капуста

      Кто в море не живёт?
      - морская черепаха
      - морской чёрт
      - морская свинка
      - морской окунь
      - морской ёж

      Что влияет на морские приливы и отливы?
      - луна
      - солнце
      - ветера

    Задание «Криптограмма»

    Ответ: Береги лес – наше богатство.

    Экологическая ромашка. Беседа с элементами игры

    Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4 классов.

    Ход игры

    Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

    За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

    Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

    Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

    Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

    1. Карточки-задания.

    Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

    солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

    Ответ:

    2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

    3. Отгадайте загадки.

    Чернокрылый, красногрудый,

    И зимой найдет приют.

    Не боится он простуды:

    С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

    Окраской - сероватая,

    Походкой - мешковатая,

    Повадкой - вороватая,

    Крикунья хрипловатая. (Ворона.)

    Длиннохвоста, белобока,

    И зовут ее... (сорока).

    Живет в дупле пустом,

    Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет,

    Крошки собирает. (Воробей.)

    Кто без нот и без свирели

    Кто же это? (Соловей.)

    Всех прилетных птиц черней,

    Враг личинок, друг полей,

    Взад-вперед по пашне вскачь.

    А зовется птица - ... (грач).

    Хоть я птичка-невеличка,

    У меня, друзья, привычка:

    Как начнутся холода,

    Прямо с севера сюда. (Синичка.)

    4. Расшифруйте криптограмму:

    12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

    Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

    6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

    10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

    12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

    Ответ: Береги лес - наше богатство.

    5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

    Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

    Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

    6. Пофантазируйте: что было бы, если...:

    Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

    Не стало бы воды?

    Исчезли бы птицы?

    7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

    Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

    Я - женьшень, чудесный корень.

    Если кто-то сильно болен,

    Разыщите корень мой,

    И поправится любой.

    Вам настойка из женьшеня

    Аппетит вернет и смех,

    Ведь женьшень обозначает

    Чудо - «корень-человек».

    На тропинке, на дорожке -

    Всюду чирьева трава,

    Или просто подорожник -

    Всем знакома, не нова!

    Привязал листок к нарыву.

    День-другой пройдет - и диво!

    Ты здоров без докторов.

    Вот простой листок каков!

    Липа - средство от простуды,

    Знают все о том повсюду.

    Хоть невзрачен липы цвет,

    Но полезней чая нет.

    При ангинах и простудах

    Пьют целебный липы чай.

    Говорят, когда болеют:

    «Ну-ка, липа, выручай!»

    Есть герань, гвоздика, кашка -

    Есть аптечная ромашка.

    Про ромашку надо знать.

    Белый крошечный цветочек -

    Для припарок, для примочек.

    Если воспаление,

    Отвар - успокоение.

    Семена мои целебны -

    При гастритах пьют настой.

    Корни - убивают яды

    И снимают в почках боль.

    У меня одна беда:

    Зацветаю я когда,

    То цветов моих краса

    Всем бросается в глаза.

    И в букеты рвут меня,

    Я боюсь их как огня!

    Я прошу вас, пощадите

    И пионы зря не рвите!

    В нас не только фитонциды,

    Что микробам так страшны,

    Мы содержим витамины,

    Что, бесспорно, всем нужны.

    И поэтому, чтоб реже

    Приходилось вам болеть,

    В каждом доме лук, чеснок

    Круглый год должны иметь.

    Тот, кто с нами крепко дружит,

    Никогда не занедужит.

    В доме много аромата,

    Если в доме сохнет мята.

    Мятная лепешка,

    Настоя мяты ложка -

    Нету больше тошноты,

    Нету в горле хрипоты.

    Валидол, зубная паста -

    Всюду мята, мята, мята!

    Собираем не напрасно

    Эту травушку, ребята!

    Перечислите, какую пользу приносят растения.

    8. Сделайте правильный выбор.

    Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

    ЗИМА Набухают почки.

    Листопад.

    …………… Прилетают грачи.

    ………….. Бабье лето.

    ВЕСНА Грибная пора.

    Сбор клюквы.

    …………… Уборка зерновых.

    ЛЕТО Сенокос.

    Птицы вьют гнезда.

    Рождество.

    ОСЕНЬ Ледоход.

    9. Отгадайте загадки.

    Очень прочен и упруг,

    Строителям - надежный друг.

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы станут и заметны. (Гранит.)

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу -

    Она понадобится сразу. (Глина.)

    На кухне у мамы

    Помощник отличный,

    Он синим цветком

    Расцветает от спички. (Природный газ.)

    Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

    Он черный и блестящий,

    Друг наш настоящий.

    Он несет в дома тепло,

    От него в домах светло.

    Помогает плавить стали,

    Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

    Без нее машина даже

    Километра не пройдет,

    Самолеты, вертолеты

    Не отправятся в полет,

    Не поднимется ракета.

    Отгадайте, что же это? (Нефть.)

    Росли на болоте растения...

    А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

    Она варилась долго в доменной печи,

    Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

    10. Какому животному принадлежит хвост?

    С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

    С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

    У нее хвост вместо руля. (Птица.)

    Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

    У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

    Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.

    У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

    У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

    В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

    11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.

    Ответ: Красная книга.

    Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

    12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

    Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

    В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

    13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

    Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется... (порошей).

    Если снежинки слипаются на лету, мы называем их... (хлопьями).

    Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)

    Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

    Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

    На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

    Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).