Сущность, структура и особенности рынка образовательных услуг. Разработка стратегии продвижения бренда обучающего центра сферы услуг на российский рынок на примере бренда "академия колористики и геометрии натальи туниковской"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

N.YU. SHORNIKOVA,

the candidate of economic sciences,

Moscow State Industrial University

FEATURES OF THE EDUCATION MARKET

The article reviews the structure, characteristics and problems of educational services market. Educational institutions after other Russian structures have found the place in system of market relations, it is more than that, the market of educational services only is formed. Educational institutions need competently organized management and new marketing decisions, certainly, taking into account specificity of the given market which consists in strong dependence on the state.

Key words: educational services, labor market specialist, nonstate paid schools, the Moscow educational market.

Н.Ю. ШОРНИКОВА,

кандидат экономических наук,

Московский государственный индустриальный университет

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье рассматриваются структура, особенности и проблемы рынка образовательных услуг. Образовательные учреждения позже остальных российских структур нашли свое место в системе рыночных отношений, больше того, рынок образовательных услуг только формируется. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях, разумеется, с учетом специфики данного рынка.

Ключевые слова: образовательные услуги, рынок труда, специалист, негосударственные платные школы, московский образовательный рынок.

Формирование современного рынка образовательных услуг началось в 90-х годах прошлого века. С переходом страны на рыночную экономику установились два основных сегмента – государственный и негосударственный. Но сейчас это деление не отражает многообразия образовательного рынка. Поэтому специалисты выделяют три основных современных сегмента.

«Белый» сегмент представлен платными отделениями государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами (вождения, бухгалтерского учета, программирования, иностранных языков, повышения квалификации и т.п.).

«Серый» сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных заведений, а также частных лиц, которые не оформляют документы должным образом. Это может быть искажение статистических данных и налоговой отчетности или введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме («добровольных пожертвований») без должного оформления.

«Черный» сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления необходимых лицензий или распространяющими свою деятельность далеко за рамками, установленными лицензией, а также системой взяток и поборов при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов и т.д., широко распространенной в секторе государственного высшего образования.

Вузы и другие образовательные учреждения позже остальных российских структур нашли свое место в системе рыночных отношений, больше того, рынок образовательных услуг еще находится на стадии формирования. Этим и объясняется большой объем «черного» и «серого» сегмента рынка. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях, разумеется, с учетом специфики данного рынка. Специфика же заключается в сильной зависимости от государства. Главное противоречие менеджмента большинства учреждений системы образования состоит в несоответствии между внутренней системой управления и необходимостью поведения организации как участника рыночных отношений.

Московский образовательный рынок значительно отличается от общероссийского. Отчасти это объясняется налаженными контактами с зарубежным образованием. С одной стороны, появились новые учебные заведения, предлагающие образовательные услуги высокого качества и по соответствующей цене, а с другой – предложения по низким и даже сверхнизким ценам слабых и сомнительных программ обучения.

Закономерным был выход московских вузов на неосвоенный региональный рынок. Профессионально-образовательные программы, которые принесли с собой в регионы филиалы-дилеры, были ограничены и однообразны по содержанию. Обязательно присутствовали специальности: «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Экономика», «Менеджмент». Но с 2008 г. деятельность представительств в регионах была законодательно прекращена.

Что касается объема рынка, то расходы по статье «Образование» в 2001 г. имели около 60% семей российского среднего класса – от 4 до 6 миллионов семей. Средний уровень расходов на образование в семьях, где имелась такая статья, составил 800–900 долларов за год на одну семью. Сейчас стоимость обучения в вузах колеблется от 18 тыс. руб. до 300 тыс. руб. за семестр. Кроме того, огромную роль играет географический фактор, ведь не секрет, что обучение в столичных вузах намного дороже, чем на периферии.

По данным ВЦИОМ, москвичи тратят в среднем на 40% больше денег, чем жители других больших городов, и в два раза больше, чем жители Санкт-Петербурга. Это объясняется и уровнем дохода в Москве, и более высоким предложением в этой сфере. Стоимость образовательных услуг напрямую зависит от престижа учебного заведения и от востребованности специальностей на рынке труда.

По оценкам экспертов, выпускники экономических вузов по-прежнему остаются самыми популярными на рынке: на их долю приходится свыше 40% спроса. Востребованность данного рода специальностей не ослабевает уже много лет, несмотря на то, что многие говорят о «перепроизводстве» экономистов. Такая популярность объясняется растущим интересом к малому и среднему бизнесу, предпринимательской деятельности. Смежные профессии, такие, как финансовые аналитики и аудиторы, тоже пользуются большой популярностью на рынке труда.

Снижается спрос на юристов, которые совсем недавно лидировали в рейтингах самых востребованных профессий. Эксперты видят причину этого явления в том, что рынок перенасыщен данными специалистами. Слишком много выпускников в 90-е годы выбрали эту популярную профессию. Тем не менее многие и сегодня выбирают второе высшее образование по данной специальности (29%). Скорее всего, это связано с тем, что люди хотят получить недостающие юридические знания, но работать в дальнейшем собираются по-прежнему по своей специальности.

Второе место занимают технические специальности, особенно в области информационных технологий. Спрос на IT-специалистов вполне объясним ростом технического прогресса. Такие специалисты теперь нужны везде, особенно на производстве. Интересно, что предприятия готовы брать совсем молодых людей, с минимальным опытом работы и даже без опыта вообще. Особенно высоко котируются представители инженерно- технических специальностей. Среди специалистов, которым эксперты предрекают хорошие перспективы на ближайшие годы, значатся инженеры-химики, технологи пищевой промышленности и инженеры-строители, так как на рынке товаров широкого потребления ожидается открытие ряда новых крупных предприятий. Кроме того, быстрыми темпами развивается рынок сырья, упаковки и оборудования для пищевого производства.

В значительной степени на формирование рынка образовательных услуг оказывает появившееся недавно направление – дистанционное обучение. Оно позволяет сделать услуги качественного образования более доступным и открывает новые перспективы и для потребителей, и для продавцов.

Негосударственным учебным заведениям сейчас приходится преодолевать множество трудностей. Это и высокая арендная плата за помещения, и жесткая налоговая политика государства. Помимо этого, негосударственные образовательные учреждения вынуждены вкладывать огромные средства в «раскрутку», ведь торговая марка государственных образовательных учреждений давно оплачена государством. К этому остается добавить расплывчатую нормативную базу в сфере негосударственного образования, трудности в регистрации и получении лицензии, прохождения аккредитации и аттестации. Таким образом, условия, созданные государством для частных образовательных структур, отрицательно влияют на рост конкурентоспособности в пределах исследуемого рынка.

Рынок образовательных услуг имеет характерные отраслевые отличия от других секторов рынка, проявляющихся в особенностях содержания (контента), технологий и условий реализации образовательных услуг, профессиональных компетенций сотрудников учреждений сферы образования, в составе заинтересованных сторон рынка образовательных услуг. Однако от того, что, например, по содержанию образовательная услуга является единством обучения и воспитания, она не перестает быть объектом рыночной заинтересованности различных экономических субъектов и, следовательно, предметом конкурентного взаимодействия этих субъектов.

Речь идет не об искусственной товаризации (commodification) образования, а о рациональных основах выражения субъектами рынка образовательных услуг своих интересов. Состав заинтересованных сторон рынка образовательных услуг разнообразен. Таковыми являются производители, продавцы, прямые и косвенные потребители образовательных услуг, посредники, провайдеры, модераторы, координаторы. На этом рынке действуют потребители образовательных услуг, плательщики за образовательные услуги, работодатели – косвенные пользователи результатов образовательной деятельности, учреждения и работники сферы образовательных услуг, компании – создатели элементов образовательных услуг (например, IT-компании, издательства, другие производители контента и технологий), государство.

Каждый из перечисленных участников рынка образовательных услуг реализует свой интерес к сфере образования, что не только делает данных субъектов заинтересованными сторонами этого рынка, но и подчиняет их действия рациональной логике рыночного поведения. Например, государство является носителем специфического государственного интереса к сфере образовательных услуг. Именно поэтому оно выступает как разработчик и проводник политики в сфере образовательных услуг, а отнюдь не потому, что формирует вертикаль административной власти в обществе. Административная власть становится административным ресурсом, который позволяет государству формулировать и успешно удовлетворять свои, государственные интересы, например, посредством стимулирования экспорта образования, поддержки национальных лидеров образования, обеспечения наилучших форм доступа к качественному образованию.

Все стороны рынка образовательных услуг заинтересованы в повышении конкурентоспособности своих партнеров на этом рынке. Серьезные работодатели томятся в ожидании конкурентоспособных работников и охотно сближаются с конкурентоспособными вузами; руководство российского Минобрнауки, реализуя национальный проект «Образование», намеревается делать ставку на конкурентоспособные вузы и на качественных специалистов, абитуриенты выбирают качественные и рейтинговые вузы, конкурентоспособность которых признается академическими кругами и бизнес-сообществом. Имеются все необходимые предпосылки сотрудничества заинтересованных сторон рынка образовательных услуг в таких важных сферах модернизации российского образования, как формирование нового поколения государственных образовательных стандартов и формулирование профессиональных компетенций выпускников учреждений сферы образовательных услуг.

Вместе с тем реалии современных отношений на российском рынке образовательных услуг не оставляют сомнений в том, что сотрудничество заинтересованных сторон рынка образовательных услуг не исключает их соперничества, напротив, предполагает его наличие.

Работодатели, не удовлетворенные качеством образовательных услуг, стремятся сосредоточить в своих руках рейтинги вузов, дискуссионные трибуны и колонки в средствах массовой информации. Некоторые партии и объединения создают специализированные комитеты и комиссии по образованию, а многие крупные компании – собственные корпоративные университеты, намереваясь отобрать контингенты обучаемых и финансовые потоки у вузов, отставших от прогресса. Студенты, недовольные платой за обучение, пользуются правом на расторжение договора и на переход в другой вуз, чем оказывают серьезное конкурентное давление на партнеров по договору.

Бессмысленно говорить о конкурентоспособности российского образования, не обеспечив субъектам рынка образовательных услуг реального права на участие в конкуренции, на самостоятельное завоевание, отстаивание и удержание конкурентных преимуществ, сочетающегося с обязанностью самостоятельного устранения конкурентных недостатков. Тем более недопустимо, когда искусственные преимущества гарантируют финансовое превосходство «вузов вне конкуренции» над их соперниками.

Итак, можно сказать, что:

В последние годы рынок образовательных услуг претерпевает качественные изменения, главную роль в которых играет Болонский процесс;

Лидирующее место на рынке образовательных услуг занимает Москва. В настоящее время в столице 112 государственных вузов и более 250 негосударственных;

Повышению качественного уровня образовательных услуг способствует демографическая ситуация в стране, особенно ее прогнозирование на ближайшие несколько лет, а следовательно, можно ожидать повышения конкурентной борьбы вузов. Это коснется двух показателей – качества образования и востребованности на рынке труда выпускников;

Одной из самых актуальных проблем для негосударственного сегмента рынка образовательных услуг остается отсутствие четкой нормативной базы и барьера со стороны государства при лицензировании учебных заведений;

Одной из самых перспективных форм развития образовательных услуг является дистанционное обучение, которое позволяет получить желаемое образование, не выходя из дома;

В целом взгляд на систему образования как на рынок образовательных услуг, где встречаются продавец и покупатель, находится на стадии формирования. Потребитель пока не может в полной мере воспользоваться предоставленными правами, продавец же не готов в полной мере мобильно и адекватно реагировать на образовательный запрос общества.

В настоящее время такой товар как образование становится элементом рыночных отношений. Оно выступает как продавец образовательных услуг, и как общественный институт формирования рыночного сознания общества.

Рынок образовательных услуг сформировался в нашей стране относительно не давно, в ходе прививания принципов рыночной экономики к системе социально-экономических отношений и в процессе реформирования системы образования происходит формирование самого рынка образовательных услуг. На рынке образовательных услуг появились учебные заведения различных форм собственности, различных типов, предоставляющие широкий спектр образовательных услуг, что создает между ними огромную конкуренцию.

Определение рынка образовательных услуг неоднозначно и имеет различные подходы.

Так с позиции Щетина В.П., рынок образовательных услуг - это рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа 2007. №3. С. 25-28..

Багиев Г.А., к примеру, понимает рынок образовательных услуг как систему экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем Багиев Г.А. Маркетинг. - СПб.: УЭиФ, 2007. С. 256..

По мнению Бортника, рынок образовательных услуг это материальные взаимодействия участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги Бортник Е.М. Управление связями с общественностью.-М.: ФБК-Пресс, 2007. С. 127..

Исходя из вышеперечисленных понятий, можно сформулировать следующее определение рынку образовательных услуг, которое наиболее полно подходит к выбранной в дипломной работе проблеме. Рынок образовательных услуг - это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги Шахриманьян И. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг 2003. № 1. С. 11-15..

Рынок образовательных услуг можно рассмотреть с точки зрения образовательных программ, т.е. специфике предоставляемых услуг.

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.) и комментариями к нему все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу. Это является двумя основными направлениями на рынке образовательных услуг.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа 2007. №3. С. 25-28..

Изучение всего объема предметов основной программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества.

С другой стороны рынок образовательных услуг можно поделить по другой классификации следующим образом, исходя из конкретики предоставляемых услуг:

К первой группе относят следующие виды программ:

§ дошкольного образования;

§ начального общего образования;

§ основного общего образования;

§ среднего (полного) общего образования Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).

Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности».

Вторую группу образовательных программ составляют:

Программы начального профессионального образования - имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;

Программы среднего профессионального образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;

Программы высшего профессионального образования, освоение которых необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах;

Программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа 2007. №3. С. 25-28..

Исходя из этой классификации можно сказать, что первая группа имеет значительное преимущество, так как регламентирована законом. Большинство из видов является обязательным и бесплатным. Вторая группа по своей сути является независимой и мало регулируемой. Единственное требование - наличие лицензии на ту, или иную деятельность.

Допускается также сочетание различных форм получения образования, Стоит отметить, что получение ряда профессий и специальностей в вечерней и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

Одной из важнейших классификаций рынка образовательных услуг является организационно-правовая форма представителя услуги. Можно выделить следующие виды:

Государственными,

Муниципальными,

Негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).

В зависимости от того, к какому из вышеперечисленных типов относится образовательное учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления им платных образовательных услуг. Так в ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждения вправе оказывать … платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами» Там же. Виды платных образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Так же согласно законодательству доход от указанной деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестироваться в него же. Хотя практика чаще всего показывает иное.

Предоставление платных образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями регламентируется ст. 46 Закона РФ «Об образовании»: «негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся … в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных стандартов» Там же. Подобная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату), его развитие и совершенствование. Негосударственное образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный договор с обучающимся (или его родителями), в котором определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы, права, обязанность и ответственность сторон и т. д.

Как уже было сказано выше как общеобразовательные, так и профессиональные программы могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования.

В Комментариях к Закону РФ «Об образовании», определение дополнительной образовательной услуги - «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов» Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).

Согласно Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т.п.

Дополнительное образование осуществляется посредством ряда образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации предусматривается в рамках каждого из четырех уровней профессионального образования.

По существу, это «надбазовое», а зачастую и последипломное образование. На рынке образовательных услуг дополнительного образования различной направленности могут предоставляться:

§ в образовательных учреждениях дополнительного образования:

§ в учреждениях повышения квалификации,

§ в институтах усовершенствования специалистов,

§ в центрах повышения квалификации,

§ на курсах различной направленности,

§ в центрах профессиональной ориентации,

§ в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества,

§ в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;

§ посредством индивидуальной педагогической деятельности. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал 2002. № 6. С. 5-16.

Важно также отметить, что система дополнительного профессионального образования рассматривается как часть системы образования взрослых. Основная особенность этой системы определяется тем, что ее контингент составляют взрослые люди, как правило, сочетающие учебу с работой, имеющие общее или высшее образование. В связи с этим образовательный процесс в сфере дополнительного образования имеет ряд отличительных особенностей. К их числу относятся: потребность в обосновании (смысле), осознание назревшей необходимости обучения, практическая направленность, потребность в самостоятельности, использование жизненного опыта и др. Но самое главное это то, что данная сфера слабо регулируема и независима.

Рыночная ориентация образовательного учреждения предполагает следующие установки и решения в отношении его деятельности:

Оказываются только те образовательные услуги, которые пользуются будут пользоваться с учетом лага времени на оказание образовательных услуг спросом на рынке. В соответствии с этим осуществляется перестройка потенциала и всей системы работы образовательного учреждения;

Ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсив-но обновляется с учетом требований общества и научно-технического прогресса. Соответственно процессы и технологии оказания образовательных услуг гибки и переналаживаемы;

Цены на образовательные услуги формируются под значительным влиянием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса;

Коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг;

Научно-педагогические исследования ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере исследований и прогнозирования конъюнктуры рынка образовательных услуг;

В организационной структуре образовательного учреждения формируется подразделение маркетинга Багиев Г.А. Маркетинг. - СПб.: СПбУЭиФ, 2007. С. 38..

Основой рынка рынка образовательных услуг являются субъекты данного рынка рынка осуществляющие свою деятельность. Они продают, покупают образовательные услуги, при этом вступая между собой в определённые экономические отношения по поводу купли-продажи данных услуг и имеют различные задачи. Одни имеют задачей получение прибыли, другие получение образования.

Основными субъектами рынка образовательных услуг являются:

Государство,

Фирмы, организации и предприятия,

Учащиеся, студенты, слушатели,

Посредники.

Функциями организаций-потребителей являются:

Информирование образовательных учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

Установление особых требований к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиций профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества образовательных услуг;

Определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;

Полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Маркетинг в вузах. - М.: Инфра-М, 2008. С. 46. .

Одним из субъектов продвижения образовательных услуг является государство и органы его управления. Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

Создание и поддержание имиджа образования, как среди населения, так и работодателей;

Финансирование государственных образовательных учреждений;

Правовая защита субъектов маркетинга образовательных услуг;

Установление перечней профессий и специальностей Уткин Э.А. Управление связями с общественностью. - М.: Инфра-М, 2007. С. 254..

Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока ещё находятся в стадии формирования, развёртывания своей PR активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции

Из выше перечисленного можно отметить, что наиболее активными участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство.

На данный момент рынок образовательных услуг весьма обширен, но не переполнен, поскольку в условиях современной жизни, людям становиться необходимо постигать более новые и современные профессии. Предоставление образовательных услуг становиться все больше бизнесом, чем образованием граждан. Ассортимент образовательных услуг на рынке так же весьма обширен. В условиях рыночной экономики он может существенно изменяться, так как вузы вынуждены учитывать требования рынка. Собственно образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения.

Особенности маркетинга образовательных услуг

по дисциплине «Маркетинг в отраслях»

Выполнила:

студентка гр.МК-14-1Б

Самутина Анна Владимировна

Проверил:

Профессор кафедры МиМ

Комаров Сергей Владимирович

Пермь, 2017

1. Текущее состояние рынка, тенденции и прогноз. 3

1.1. Структура рынка образовательных услуг и его текущее состояние. 3

1.2. Тенденции и прогнозы.. 8

2. Описание потребителей. 14

2.1. О высшем образовании в России. 14

2.2. Сегментация. 15

2.3. Анализ конкурентов. 16

2.4. Ценообразование. 20

3. Анализ маркетинга ПНИПУ. 23

3.1. Товарная политика. 23

3.2. Распределительная политика. 24

3.3. Коммуникационная политика. 25

Текущее состояние рынка, тенденции и прогноз.

Структура рынка образовательных услуг и его текущее состояние.

Для того, чтобы начать говорить о маркетинге в сфере образовательных услуг, необходимо для начала разобраться со структурой образования в России: понять особенности, закономерности и составляющие этого рынка.

Рынок образования, в целом, представляет собой 4 большие группы: это дошкольное образование, среднее, высшее и дополнительное. Среднее и дополнительное образование еще делится на подгруппы. С точки зрения потребительского восприятия/ поведения большинства Россиян, первые 3 большие группы считаются основными ступенями образования, а четвертая группа - дополнительное образование –воспринимается как необязательная. Хотя в действительности, обязательным в России является только среднее общее (11-летнее) образование, все остальные виды так же, как и дополнительное относится к категории «по желанию».

Весь рынок образовательных услуг (все 6 групп: 4 больших группы с учетом подгрупп) поделен еще по видам предоставления образовательных услуг (традиционное, онлайн, дистанционное, смешанное образования) и видам формы собственности образовательного учреждения (государственные и частные).

Вертикально система образования в Российской Федерации выглядит следующим образом:

По данным «Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий» проведенного по инициативе «Нетология групп» и размещенного на сайте http://edumarket.digital, партнерами которого стали авторитетные исследовательские платформы и образовательные учреждения.

В 2016 году структура всего российского рынка образования была поделена следующим образом:

С точки зрения финансирования, наибольшую долю в структуре российского рынка образования занимает среднее общее образование. Скорее всего, это связано с тем, что данный вид образования в России является обязательным и в большинстве случаев государственным (т.е. финансируется государством). В денежном выражении, только 5% рынка занимают частные школы. В количественном выражении, по данным Росстата на 2014/2015 учебного года в России зарегистрировано 751 частная организация, что приблизительно равно 2% от общего числа общеобразовательных организаций.


Источник: Росстат

Второе место по финансированию занимает дошкольное образование. Такая высокая доля денежных средств, связана с тем, что дошкольное образование является одним из элементов социальной политики государства и предоставление детских садов (или выплат вместо их посещения), согласно российскому законодательству, является обязанностью государства. Хотя, само посещение ребенком государственного детского сада в России не является обязательным. Этот факт создает благоприятную среду для развития частных детских садов. Уже 9,7% от общей доли денег в сфере дошкольного образования относятся к частному бизнесу. Это перспективное направление, так как государство постоянно проводит программы по повышению рождаемости, а количество государственных учреждений дошкольного образования постоянно сокращается.

Источник: Росстат

Высшее образование в России тоже имеет большую долю финансирования со стороны государства. Однако, в общем рейтинге, занимает третье место. Это связано с тем, что государственные учреждения высшего образования имеют право принимать студентов на платной основе, которые совместно с бюджетными средствами обеспечивают финансирование ВУЗа. В денежном выражении, доля частного бизнеса составляет всего 8,9%. Однако в количественном, по данным Росстата, в период 2014/2015 года было зарегистрировано 402 частные организации, предоставляющие услуги высшего образования. Этот составляет 42% от общего числа ВУЗов.

Источник: Росстат

Остальные группы образовательных услуг в России финансируются гораздо в меньшем объеме. Наиболее высокая доля частного бизнеса сосредоточена в направлении дополнительного образования.

Можно заметить, что в таблице, кроме тех групп, которые выделены в первой структуре, отдельно выделено «языковое обучение». Данное разделение зависит от подхода. В первой таблице оно включено в дополнительное образование, а во второй вынесено отдельно, т.к. по критерию денежных средств это направление занимает весомое значение.

По данным вышеуказанного исследования, в целом, рынок образовательных услуг составляет 1,8 трлн. руб.

Однако, Министерство Образования заявляет о несколько других цифрах: «Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2016 году по разделу «Образование» составляют 3 058,98 млрд. рублей. (т.е. 3,1 трлн. руб., что больше чем 1,5 раза выше суммы заявленной в исследовании). При этом расходы федерального бюджета на образование составляют 9,18% или 564,31 млрд. рублей. Большая доля расходов консолидированного бюджета приходится на «Общее образование», полномочия по финансированию которого относятся к компетенции субъектов Российской Федерации (47,17% или 1 442,88 млрд. рублей).
В структуре расходов федерального бюджета на образование большая доля расходов приходится на «Высшее и послевузовское профессиональное образование» и составляет  86,18% или 486,30 млрд. рублей» . Куда пропала разница между бюджетом заявленным Министерством Образования, и бюджетом о котором говорят практикующие организации и независимые статистики остается только гадать.

Источник: МинОбрНауки


Тенденции и прогнозы

Глобальная тенденция №1: XXI век – век господства информации. В сознании потребителей укореняется идея непрерывного, на протяжении жизни, обучения. Информация, знаний и образование становится ключевым фактором конкурентоспособности.

Посмотрим, как данный тезис представлен в России. Для этого вновь обратимся к статистике:

Источник: «Индикаторы образования – 2016»

Источник: «Индикаторы образования – 2017»

В России концепцию непрерывного пока разделяет и претворяет в жизнь сравнительно малая часть аудитории: в массе своей россияне привержены традиционной модели образования, которая предполагает конечность учебного процесса по достижении некоей цели (освоение профессии, получение диплома и др.). По данным статистики только 15% россиян из 100 реализуют данную идею. Россия находится на последних местах в рейтинге непрерывного образования в европейских странах. Однако, если сравнить с данными 2016 года, то видна положительная динамика. Результат поднялся на 4%, что является довольно высоким показателем за год.

Что касается осознания того, что образование дает конкурентоспособность на рынке труда, то эта идея более жизнеспособна. Согласно исследованию, опубликованному фондом общественного мнения (ФОМ) 8 июля 2014 года :

«Каждый третий россиянин считает, что люди с высшим образованием зарабатывают больше, чем те, у кого его нет, 29% уверены, что уровень их зарплат примерно одинаковый, 11% сказали, что окончившие вуз получают даже меньше. Тем не менее 57% опрошенных убеждены, что сегодня и юношам, и девушкам лучше прежде всего получить высшее образование, а потом уже начать зарабатывать деньги. С 2005 года с 14% до 35% увеличилось число считающих, что в вуз можно поступить без значительных денежных затрат».

Основные графики по исследованию:

Представленные выше графики позволяют сделать выводы о трех основных трендах относительно высшего образования в России:

1. Высшее образование в России все больше воспринимается людьми как база, которая позволит обеспечить хороший заработок.

2. Более 50% россиян считают, что высшее образование обязаны получить как мужчины, так и женщины.

3. Высшее образование все больше воспринимается как доступное.

Глобальная тенденция №2: IT – технологии являются направляющим фактором развития общества и инноваций во всех сферах деятельности. Образование не исключение. Образовательные технологии или EdTech предполагают стремительное встраивание интернета и дистанционного обучения в систему образовательных услуг.

«Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий» систематизировало все очевидные тенденции и тренды и составило прогноз развития образовательных услуг.

Весь российский рынок образования на конец 2016 г. имел объем 1,8 трлн. руб. За следующие пять лет он возьмет планку 2 трлн руб. Укрепляются позиции частного бизнеса. По итогам 2016 г. доля негосударственного сектора в российском образовании составила 19,2%, или 351,7 млрд руб. К 2021 г. она незначительно изменится в процентном отношении, зато в абсолютном значении вырастет до 385,4 млрд руб.

На текущий момент проникновение онлайн-технологий в российское образование находится на уровне 1,1%. За ближайшие пять лет показатель поднимется до 2,6%. В денежном выражении «цифровизированная» часть отрасли увеличится с нынешних 20,7 млрд руб. до 53,3 млрд руб.

В 2017–2023 гг. мировой EdTech вырастет более чем по 5% в год. Сегодня он измеряется суммой порядка $165 млрд. Восточная Европа - в числе наиболее быстрорастущих региональных рынков в онлайн-образовании. В свою очередь, драйвер Восточной Европы - Россия. При самом консервативном сценарии среднегодовой рост российского онлайн-образования в ближайшие пять лет будет находиться на уровне 20%. Среди растущих наиболее стремительно - компании, занимающиеся цифровыми образовательными решениями, которые основаны:

· на игровых механиках (+22,4% в год до 2021 г.);

· на симуляции реальных процессов (+17%).

Одна только ниша обучения языкам с помощью игр в 2016 г. измерялась $315,7 млн. В России в эти направления сейчас идут прежде всего игроки b2b-сектора.

В мировом масштабе максимальный потенциала роста - у сегментов дошкольного и корпоративного образования, изучения иностранных языков, репетиторства. Те же направления на подъеме в России, и именно к ним относятся компании с максимальной высокой рыночной стоимостью и с наиболее удачно выстроенной монетизацией. Показательно, что 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн. Вместе с тем в общем среднем образовании проникновение онлайна близко к нулю, в дополнительном же «интернетизация» чрезвычайно быстрая.

Укрепляет свои позиции, особенно в высшем и профессиональном образовании, смешанное обучение (blended learning) - сочетание дистанционного формата учебы с очными, аудиторными занятиями. То же, с определенным запозданием, происходит в России: показателен пример «Нетологии-групп», которая вернулась к миксу «онлайн - офлайн» в рамках курса «Директор по онлайн-маркетингу». Смешанное обучение характерно прежде всего для длительных, комплексных программ, предполагающих приобретение сложных профессиональных навыков.

Все важнее в онлайн-образовании становится видео контент: как в формате онлайн стриминга, так и в виде потребления on-demand video (видео разработанного под конкретного потребителя). Требования к качеству материалов поднимаются. Задача глобального EdTech - анализ и прикладное применение big data, технологий машинного обучения, AI. В частности, для нужд адаптивного обучения, при котором контент и задания, сам темп учебного процесса подстраиваются под «конкретного студента».

Краткие основные выводы:

1. Происходит развитие образовательных технологий основанных на онлайн – образовании (дошкольное и корпоративное образование, изучения иностранных языков, репетиторство) и дистанционном / смешанном обучение (в высшем и профессиональном образовании).

2. Наиболее стремительно развиваются компании, занимающиеся цифровыми образовательными решениями, которые основаны: на игровых механиках и симуляции реальных процессов.

3. Усиливается роль образовательного видео контента. Контент, задания и темп учебного процесса подстраиваются под «конкретного студента».

Образовательная услуга:

Характерные черты образовательной услуги:

Нематериальность - саму по себе услугу нельзя выделить в некоей вещной форме,нельзя хранить и перемещать услугу, а также осуществлять с ней иные действия, возможные для материального объекта (можно. Например, записать лекцию, но в полной мере она не будет произведена – не будет визуальной, звуковой или эмоциональнойсоставляющей);

Неотделимость от субъекта, оказывающего услугу - услуга оказывается только в процессе деятельности субъекта, эту услу гу оказывающего. Прекращение деятельности означает прекращение услуги (учитель вышел из класса - его деятельность по оказанию образовательной услуги прекратилась, и прекратилась (прервалась) сама услуга);

Возможность потребления услуги только в процессе ее оказания - прекращение услуги означает одновременно прекращение ее потребления (Учащиеся не могут получать от учителя знания и навыки, если учитель вышел из класса);

Неэквивалентность услуги и результата ее потребления - В процессе передачи знаний от учителя к учащемуся происходит двойное преобразование информации: первый раз в процессе передачи учителем (от собственных представлений в формы, до- ступные для восприятия), второй - в процессе усвоения учеником, т. е. от доступных для восприятия форм к собственным представлениям учащегося:

Учитель передает учащимся свои знания, умения и навыки, используя для этого доступные ему средства, приемы и мето- ды, преобразуя имеющуюся у него информацию в формы, необходимые и удобные для ее усвоения учащимися;

Учащиеся воспринимают передаваемые знания в меру сво- их способностей и особенностей восприятия, формируя у се- бя (заметим - индивидуально, каждый в отдельности) свое представление о передаваемых учителем знаниях, свои ин- дивидуальные знания, умения и навыки, формируют свой, новый образ воспринимаемой информации.

Образовательная услуга (и любая другая тоже) является благом, поскольку приносит какую-то пользу тому, кто ее потребляет. И это дает основания для определения цены этой услуги, т. е. некоторого денежного эквивалента пользы, полученной потребителем. Образовательная услуга – это и результат производства, и объект потребления, поэтому ее перемещение от производителя к потребителю представлено в форме товарообмена процесса (с одновременным потреблением). Иначе говоря, производитель услуги получает денежный эквивалент, а потребитель, заплативший деньги, получает нематериальное благо, представляющее для него некую пользу. Никакой разницы между куплей-продажей товаров в виде материальных объектов этот процесс, в общем виде, не имеет.

Ценность услуги заключается в наращивании способностей человека, т. е. для получения возможностей заработать больше денег.

Рынок:

Образовательная услуга может продаваться и покупаться, как товар. Соответственно, на отношения купли- продажи образовательных услуг действуют все законы рыночных отношений и условия обеспечения устойчивости этих отношений:

Покупатели образовательных услуг должны иметь надежную информацию о происходящем на рынке, о ценах и качестве услуг у разных продавцов;

Для новых производителей образовательных услуг должны быть созданы возможности свободно и быстро войти и утвердиться на рынке;

Не должно существовать преимущества крупномасштабного производства, разоряющего малые предприятия и ведущего к монополии;

Распределение доходов должно быть более или менее равномерным, поскольку от этого зависят суверенитет потребителя и устойчивость рыночной экономики.

Коротко говоря, основным условием устойчивости рыночных отношений является полная свобода и, одновременно, полное же равноправие участников: производители должны иметь возможность оказывать любые образовательные услуги, не мешать друг другу, не препятствовать появлению других производителей; потребители должны иметь возможность потреблять те услуги, которые считают нужным, и выбирать производителя.

Несостоятельность рыночного механизма:

- естественная монополия : возникает в тех случаях, когда эффект роста масштаба производства так велик, что одна единственная фирма сможет обеспечивать весь рынок данного вида продукции или услуг, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем другие конкурирующие фирмы. В этой ситуации конкуренция является нерентабельной, а в ряде случаев просто бессмысленной. Естественная монополия предполагает наличие некоторого ” естественного“ ресурса, доступ к которому носит в некотором смысле ограниченный характер, или ограниченного спроса, который может быть удовлетворен ограниченным числом производителей.

”Ограниченный“ спрос - спрос на образовательные услуги: численность детей, которые обучаются в школе, хотя и значительна, но ограничена общей численностью детей соответствующей возрастной группы и фактором их расселения по территории. Поэтому и спрос на соответствующие образовательные услуги также ограничен. Если, например, в областном центе имеется высшее учебное заведение (или несколько), то создавать новое имеет смысл только при наличии достаточно большого рас- хождения между контингентом студентов и числом желающих по- лучить высшее образование. Создание нового учебного заведения будет сопряжено со значительными издержками и, на этой основе, существенной ценой на образовательные услуги, превышающей, естественно, цену уже действующего учебного заведения. Следовательно, образование в силу ограниченности спроса на его услуги несет в себе элемент естественной монополии.

(противодействие развитию отдельных категорий учебных заведений (частных, например) под вывеской борьбы за качество образования, затруднение в открытии новых учебных заведений (лицензии, аттестация, аккредитация), закрытие доступа частных учебных заведений к бюджетным средствам, в том числе на проведение научных исследований, и прочее. Справедливости ради следует отметить, что этими же средствами достигается улучшение деятельности существующих учебных заведений, но проблему монополии это не снимает)

- внешние эффекты: потребление этого блага индивидом оказывает влияение на других агентов.

Для работодателей: более квалифицированные работники;

Для сограждан: более разумный выбор;

- общественное благо : согласно Беляеву С.А., образование не является общественным благом, а относится к благам частным, обладающим чертами общественного блага.

Причем набор этих черт и их оценка зависят от общественного восприятия образования и, вероятно, различны в разные исторические периоды. Возникает естественный вопрос: ” Почему образование в таком случае оплачивается преимущественно государством, т. е. обще- ством?“. Ответ, скорее всего, относится к категории ” так сложилось исторически“. На определенном этапе общественная оценка отнесла образование к благу более общественному, чем частному, не заботясь при этом об определении количественного значения этой оценки. Эта оценка была соответствующим образом законодательно оформлена, государство приняло на себя обязательства по финансовому обеспечению образования. Теперь отказаться от го- сударственного финансирования образования или уменьшить его масштабы практически невозможно. Все мероприятия по ” экономии“ бюджетных средств сокращения расходов не дают.

(Общественные блага:

Предельные издержки предоставления индивидуальному потребителю равны нулю;

Потребление характеризуется значительными внешними эффектами, т. е. последствия потребления проявляются не сразу, вне сферы потребления данного товара (услуги), масштабы последствий могут существенно превышать потребление;

Предотвращение доступа к общественному благу дополнительных потребителей либо технически невозможно, либо требует ” запретительно“ высоких издержек.)

Образование в качестве блага доступно только для тех, кто его непосредственно получает, т. е. для учащихся. В целом в государстве это действительно многие. Но непосредственно потреблять это благо могут только те, кто учится в конкретном классе или учебной группе, поскольку образовательная услуга потребляется в процессе ее оказания. Потребляют услугу классами или группами по двадцать пять человек (или меньше, или немного больше), в число которых можно попасть или не попасть, даже находясь на тер- ритории государства, региона или муниципального образования. О причинах ” непопадания“ говорить не будем, важно, что даже в школу бывает проблематично поступить. Ограничить доступ в класс легко.

Главная проблема рынка: Важной отличительной особенностью образовательной услуги как товара считается выраженная асимметрия информации , т.е. невозможность (по некоторым оценкам - принципиальная невозможность) оценить качество приобретаемой услуги в момент ее потребления. В чем причина асимметрии информации? Возможно, она не одна и состоит в том, что при осуществлении купли-продажи образовательной услуги:

Отсутствует общепринятая и общепонятная терминология, позволяющая продавцу и покупателю одинаково понимать характеристики услуги и оценивать ее пользу;

Результат потребления услуги проявляется далеко не сразу (так называемый временной лаг) и, возможно, не в ожидаемой степени (можно переплатить или не доплатить, в зависимости от спроса или актуальности после получения образования);

Отношения касаются не материального объекта, а невещественного взаимодействия;

Имеет место ”нормальное“ искажение информации (о чем уже говорилось выше).


Похожая информация.