Московский государственный университет печати. Стимулы и мотивы самообразования школьников

То есть на уроках в школе или другом учебном заведении, существуют альтернативные методы образования. Порой они бывают даже эффективней уроков, так как подбираются индивидуально.

Что такое самообразование?

Самообразование представляет собой способ получения новых знаний без участия преподавателей и вне стен учебного заведения. Этот метод обучения способствует развитию мышления. Образование и самообразование являются неотъемлемыми частями полноценного развития личности.

Самосовершенствование развивает уверенность в себе. Человеку необходимо стремиться к получению новых знаний и никогда не останавливаться на достигнутом. Это залог успешного будущего.

Самообразование в некоторых случаях способно полностью заменить процесс получения знаний в школе или других учебных заведениях. Это прежде всего подходит детям, которые по тем или иным причинам не могут посещать учебные заведения, но стремятся к новым знаниям. Работа по самообразованию должна быть в этом случае организована родителями или самим ребенком, если он уже взрослый и может самостоятельно распределять свое время.

Самообразование дошкольников. В чем суть?

В дошкольном возрасте ребенок усваивает новые знания с большой скоростью. Познание мира происходит в процессе игры. В этом случае образование проходит естественно и не слишком утомляет ребенка. В таком возрасте заставить ребенка учиться невозможно. Если он не хочет, то сидение часами за книгой, повторение слогов и букв ничем не помогут.

К дошкольникам необходим другой подход в обучении. Их самообразование должно проходить в форме игры. Это могут быть различные развивающие интеллект занятия, которые будут интересны ребенку. Дома родители сами могут выделить те занятия, которые нравятся их детям, и на их основе обучать. Например, ребенку нравится складывать пазлы. Эта игра как нельзя лучше подходит для самообразования. Можно приобрести или самостоятельно сделать пазлы с буквами и цифрами.

Самообразование в детском саду

Самообразование в ДОУ ограничено рамками заведения и возможностями воспитателя. Но при правильном подходе учить детей в коллективе даже легче, чем каждого ребенка в отдельности. В коллективе дети быстро учатся друг у друга.

Чтобы ребенку было интереснее получать новые знания, процесс дошкольного обучения в детском саду должен быть правильно организован. Самообразование педагога, роль которого выполняет воспитатель, должно также происходить постоянно. Применение современных методик раннего развития детей в коллективе способствует проявлению не только интеллектуальных способностей, но и творческих.

Самообразование в ДОУ имеет свои сложности. Уровень развития детей, которые ходят в одну группу, может сильно различаться. Тогда некоторые детки просто не будут успевать за другими и потеряют интерес к игре или занятию. Главная задача воспитателя - вовремя заметить, что ребенку стало скучно, и умело втянуть его в процесс снова. Либо, если таких детей большинство, быстро сменить

В чем состоит самообразование школьника?

Школьная программа построена так, что большую часть знаний школьнику необходимо получать самостоятельно. Что такое самообразование в школе, можно понять, просмотрев дневник ребенка. Множество заданий на дом предполагает, что, кроме обучения на уроках, школьник будет заниматься и дома.

Иногда такая система получения знаний, наоборот, тормозит развитие детей. Вместо того чтобы научиться чему-то новому, ребенок должен решать десятый однотипный пример. А некоторым детям и десяти примеров недостаточно, чтобы усвоить новую тему.

Любознательность детей не ограничивается только школьной программой. Тем более что программа для детей составляется взрослыми, и интересы ребенка в ней мало учитываются. Человеку любого возраста нужно развиваться в разных направлениях, но предпочтение должно отдаваться тем занятиям, которые представляют наибольший интерес.

Например, ребенок не любит математику, но прекрасно относится к литературе. В таком случае заставлять его целыми днями подтягивать математику не стоит, ни к чему хорошему не приведет. Какие тогда занятия должны войти в самообразование? Математика должна остаться приоритетным предметом в школе и на консультациях с преподавателем. Самостоятельно ребенок мало что сможет выучить, если ему это совсем не интересно.

Какое бывает самообразование в школьном возрасте?

Самообразование ребенка может быть дополнением к основной школьной программе или развитием творческого потенциала. Также самообразование может полностью заменить занятия в учебном заведении.

В качестве дополнения к школьным занятиям самообразование присутствует в учебном процессе каждого ребенка. Все преподаватели задают домашние задания по пройденным на уроках темам. Это делается с целью проверить, насколько ученик усвоил полученный материал. Также такой метод обучения применяется для закрепления пройденного материала.

Подобным способом можно подтянуть те темы предметов, которые ребенку не удается усвоить. Например, если ему непонятны какие-то правила орфографии, то стоит позаниматься по этой теме дома. Если ребенок сам хочет понять сложную для него тему, то занятия дома ему будут только в радость. В противном случае без помощи педагога не обойтись.

Развитие творческого потенциала

Способы развития творческих задатков ребенка могут рассматриваться как самообразование. Воспитание детей включает в себя также направление его энергии в правильное русло.

Если ребенок подвижен и активен, то ему просто необходимы занятия спортом для выплеска лишней энергии и формирования характера.

Вовремя заметить необычные способности ребенка входит в круг обязанностей родителей и преподавателей. Если ребенок предпочитает занятия музыкой, то насильно отдавать его в спортивную секцию не лучшее решение. тоже важно, но не в ущерб интересам самого ребенка. Не стоит исполнять свои несбывшиеся мечты за счет детей. Обеспечить ребенку полноценное развитие — первоочередная задача родителей.

Как научить, если ребенок не хочет учиться?

Существует категория родителей, которые утверждают, что их ребенка ничего не интересует, и работа по самообразованию не проводится. Чаще всего такие родители просто не умеют общаться со своими детьми и не замечают их интересов. Если ребенку не уделять достаточного количества внимания, то можно пропустить важные моменты в его становлении как личности.

Если ребенку нравится сидеть за компьютером, то не обязательно он не хочет учиться. Может, ему не нравится читать книги. В таком случае можно воспользоваться помощью электронных пособий и всевозможных презентаций. Только стоит учесть, что то время, которое ребенок проводит за монитором, не должно превышать допустимых для его возраста норм. И если он учится за компьютером, то играть он должен на улице.

Проявление интереса к работе самого компьютера и компьютерных программ может также говорить о творческом потенциале. Если ребенок проявляет желание понять принцип работы, а тем более если у него это получается, то не стоит ограничивать его. Желания родителей могут не совпадать с интересами ребенка. Возможно, это будущий компьютерный гений.

Самообразование вместо образования

В отличие от образования самообразование способствует развитию свободной личности, не ограниченной рамками учебного заведения. Общение в коллективе сверстников необходимо, но иногда развитие ребенка превосходит уровень его одноклассников. И тогда школьная только тормозит его развитие.

Позволяет самостоятельно построить комфортный график своего обучения. Конечно, это под силу только взрослым детям, которые точно знают, чего хотят и что для них важно. К такому способу обучения обращаются профессиональные спортсмены или другие творческие личности, образ жизни которых не позволяет им посещать учебные заведения.

Люди с ограниченными физическими возможностями также могут получить образование экстерном. Не все учебные заведения оборудованы для особенных детей, но некоторые школы и лицеи принимают экзамены у детей на домашнем обучении и выдают аттестаты по итогам завершения образования.

Чего лишает ребенка домашнее образование?

Для некоторых полное самообразование может быть неприемлемым. Это связано прежде всего с тем, что ребенок в итоге может сознательно отказываться от общения с детьми. Для развития социальных навыков человека общение со сверстниками должно начинаться с самого раннего возраста.

Если родителями было принято решение оставить ребенка на домашнем то дефицит общения с детьми должен компенсироваться в других сферах его жизни. Например, играми со сверстниками во дворе или посещением разнообразных секций и кружков.

Особое внимание следует уделить режиму ребенка на домашнем обучении. Он должен быть подобран с учетом его интересов и включать в себя обязательные предметы школьной программы в нужном количестве.

Организация самообразования ребенка

Помочь ребенку реализовать свои таланты несложно, если знать, что такое самообразование, а также как его организовать. Прежде всего это касается дополнительных занятий, посещений секций, кружков. Этот вид самообразования направлен на развитие индивидуальных качеств ребенка.

Посещая различные выставки и музеи, человек получает общие знания, которые ему всегда пригодятся в жизни. Если прививать ребенку с детства любовь к искусству, то в будущем эти знания дадут о себе знать хорошим вкусом.

Этот же принцип действует для тех, кто предпочитает картинам выставки технических новинок. Увиденное однажды всегда найдет свое отражение в собственной деятельности человека.

Как перейти на самообразование в школе?

Перейти на домашнее обучение в школе можно в любой момент образовательного процесса. Список необходимых документов нужно узнавать в конкретном учебном заведении. Главным условием получения аттестата об окончании школы является успешная и своевременная сдача экзаменов по предоставленному плану.

Для детей с ограниченными возможностями план подбирается индивидуально, и сроки сдачи экзаменов могут отличаться для каждого ребенка. По согласованию с администрацией школы дети могут посещать некоторые занятия, например лабораторные работы, проведение которых дома невозможно.

Дистанционное обучение

Наиболее распространенный вид самообразования — это дистанционное обучение в вузах. Программы получения высшего образования в домашних условиях встречаются во многих учебных заведениях. Такое обучение приемлемо прежде всего для взрослого человека. Самообразование руководителя и постоянное стремление к развитию своих умений позволяют повысить эффективность труда всего коллектива. Правильная организация работы является залогом успешности предприятия.

Что такое самообразование в высшем учебном заведении? В университеты в основном поступают самостоятельные личности, которые уже определились с целями в жизни. И часто их стремления не совпадают с финансовыми возможностями. В этом случае дистанционное образование позволяет зарабатывать и при этом учиться в свободное время. Программы включают в себя процесса с последующей сдачей экзаменов. Полное дистанционное образование подразумевает и сдачу экзаменов через Интернет в режиме онлайн-тестов.

Самообразование взрослого человека

Процесс обучения не должен заканчиваться при достижении определенных результатов. Человеку свойственно стремиться к новым знаниям. Особенно это касается некоторых профессий. Развитие цивилизации основано на развитии отдельных личностей.

Повышение уровня профессиональных качеств человека отражается не только на его деятельности. Например, самообразование педагога влияет на уровень развития его учеников. Чем больше знает учитель, тем больше может получить знаний его ученик.

Стремление человека к саморазвитию в профессиональном плане положительно отражается на карьерном росте и делает его ценным, незаменимым сотрудником для организации. Специалисты в своей области всегда учитывают новые тенденции в определенной сфере деятельности.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения и вводятся новые учебные разделы. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности. Для того чтобы достаточно глубоко усваивать программу, необходимо развитие теоретического мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых условиях.
Надо сказать, что подростки во многом еще остаются на том уровне учебной деятельности, который можно обозначить как «мнемически-репродуктивный». Несмотря на общее повышение требований к самостоятельности их мышления, многие подростки во время уроков слушают учителя иногда весьма пассивно, рассчитывая на то, что учитель им все объяснит. Своей основной задачей учащиеся считают понимание и запоминание того, о чем говорится в учебнике и что им объясняет учитель, чтобы потом ответить на уроке - воспроизвести написанное в учебнике и рассказанное учителем, иногда - с некоторыми практическими действиями (демонстрация опытов или решение задач).
Слова, сказанные по этому поводу известным советским педагогом В. А. Сухомлинским более 15 лет назад, сохраняют свое значение и до сих пор. В. А. Сухомлинский отмечал, что трудности учения в старших классах связаны со сложившейся ранее установкой на запоминание, заучивание обобщений, не основанных на самостоятельном анализе фактов. Причина трудностей, которые испытывают некоторые ученики-старшеклассники, заключается, по мнению педагога, в неумении пользоваться обобщающими понятиями в целях познания окружающей действительности, а неумение это рождается потому, что обобщающие понятия, выводы, умозаключения не формируются путем исследования явлений и фактов, а заучиваются.
А вот что говорят сами ученики: «Существует большой разрыв в содержании и способах работы до VIII класса, когда можно учиться не уча, и в IX-X классах, когда проблемы возникают на каждом шагу» (X класс). Старшие ребята сами отмечают, что многие из них плохо подготовлены к обучению в IX-X классах. У них нет умения самостоятельно работать с учебным материалом, они не умеют обрабатывать материалы, поступающие из других, внеучебных источников.
Это противоречие между уровнем учебной деятельности, который сложился и закрепился у некоторых учащихся за время обучения в средних классах школы, и требованиями, которые предъявляет учебная деятельность в старших классах, и является движущей силой умственного развития старших школьников. Противоречие это разрешается по мере перехода учащихся на новый, более высокий уровень учебной деятельности, связанный с развитием теоретического мышления, навыков самообучения.
Отношение старших школьников к учению тоже изменяется. Ученики взрослеют, обогащается их опыт; они понимают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учению, которое приобретает непосредственный жизненный смысл. Старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания, или, как говорят, самообучаться. Потребность в знаниях - одна из самых характерных черт современного старшеклассника.
В числе некоторых других особенностей отношения к учению старших школьников следует отметить избирательное отношение к учебным предметам. Значительно реже встречается общее, одинаково равное положительное отношение ко всем учебным предметам. Подобное явление наблюдается, как мы отмечали, и у подростков. Но есть одно существенное различие. Избирательное отношение к учебным предметам подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания. У старших школьников существует и другая важная причина избирательного отношения к учебным предметам - наличие у многих юношей и девушек сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью.
При определении своего отношения к учебному предмету старшие школьники, как показали исследования Н. Д. Левитова, исходят из следующих соображений: 1) мировоззренческое значение предмета (насколько он помогает понять законы развития природы и общества, разобраться в общественных явлениях); 2) общественное значение предмета, его роль в научной, общественной, культурной и хозяйственной жизни страны; 3) познавательное значение предмета (насколько он расширяет кругозор, дает интересные, нужные знания, раскрывает неизвестное); 4) практическое значение предмета для данного ученика (связь с намеченной профессией, возможность овладеть полезными умениями и навыками); 5) легкость усвоения данного предмета, к которому ученик чувствует себя более способным; 6) хорошее преподавание данного предмета. Проведенное нами исследование показало, что из перечисленных мотивов для старших школьников наиболее значимы практический (связь в профессией, возможность получить полезные умения и навыки) и познавательный. Далее шло общественное значение предмета. Мотив хорошего, интересного преподавания был четвертым, значительно уступая по значимости первым трем.
Что касается вопроса об интересе старших школьников к конкретным учебным предметам, то полученные психологами данные очень разноречивы. По-видимому, учащиеся отдают предпочтение математике, физике, литературе и биологии, химии, независимо от местных профессиональных традиций и потребностей. Этот интерес школьников определяется темпами развития указанных наук, широтой их применения в различных отраслях производства, широтой проникновения в другие области науки, значимостью этих наук в жизни страны (из материалов М. А. Меньшиковой).
Исследования показали также, что отношение к учению старших школьников зависит и от того, насколько учитель ориентируется в преподавании на их индивидуальные особенности. Интерес снижается, если учитель ориентируется только на возможности среднего ученика. Несколько снижается интерес к учению у сильных учеников потому, что они не работают с полной самоотдачей, у слабых - потому, что они не справляются с усвоением материала.
Многие учителя отмечали, что у части старшеклассников снизился интерес к учению. Преувеличивать это явление не следует. Многочисленные исследования показывают, что причины его многосторонни. Во-первых, сказывается резко избирательное отношение некоторых старшеклассников к школьным предметам (интересуются одним-двумя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным), что не может считаться положительным фактом. Вторая причина - слабая подготовленность школьников к самостоятельной, творческой работе, которая требуется в IX-X классах. Третья причина, о которой только что говорилось,- ориентировка учителя лишь на среднего ученика. Наконец, имеют значение и рассуждения некоторых учеников: в вуз при современном конкурсе шансов попасть нет, а поэтому и не стоит хорошо учиться. Впрочем, исследования показывают, что в последнее время появляется явное повышение интереса к учению. Это связано с тем, что наметились определенные сдвиги в организации учебного процесса: во-первых, учителя успешнее реализуют принцип развития активного и самостоятельного мышления учащихся, что повышает их интерес к учению; во-вторых, обучение начинает больше индивидуализироваться: учителя находят возможности приобщать к активной деятельности сильных учащихся и уделять больше внимания слабым.
Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в определенной области: старший школьник активно знакомится с нужной литературой, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми.
Познавательные интересы в старшем школьном возрасте приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер.
Школьников отличает широта и разносторонность интересов: возрастает интерес к технике, естествознанию, общественно-политическим вопросам, философско-этическим проблемам (чести, жизненной цели, счастья, долга, любви, дружбы), спорту. О широте и разносторонности интересов свидетельствует огромное количество самых разнообразных вопросов, которые юноши и девушки задают во время лекций, бесед, встреч с учеными.
«Учительская газета» сообщала об одной из таких встреч. Это был своеобразный вечер вопросов и ответов, который продолжался около четырех часов: старшеклассники расспрашивали ученых о проблемах физики и техники, о квантовых машинах, о кибернетике («Может ли в принципе кибернетическая машина выйти из-под контроля человека и подчинить его себе?»). Здесь были и вопросы по астрономии - о происхождении двойных и тройных звезд, о взаимодействии галактик, о существовании антимиров, о природе гравитации. По физиологии были заданы многочисленные вопросы («Есть ли кристаллическая жизнь?»; «Можно ли вырастить вирусы с заранее заданными свойствами?»; «Почему мы не видим цветных снов, а только черно-белые?»; «Каковы современные представления о передаче мысли на расстояние?»; «Возможен ли переход от гипотермии к анабиозу?»). Современные десятиклассники интересуются проблемами космонавтики, возможностями освоения других планет и исследования их с помощью автоматов типа «луноход», возможностями поиска жизни в пределах других звездных систем, создания искусственного кодового языка для связи с внеземными цивилизациями и т. д.
Такая глубина и разносторонность интересов старших школьников ставит в трудное положение учителей. Не всегда они могут достаточно глубоко и полно ответить на столь сложные вопросы, для этого надо систематически следить за специальной литературой, научными журналами. Исследования показывают, что роль учителя как источника внеучебной (точнее, внепрограммной) иформации снижается от класса к классу и из года в год. Учителям следует это иметь в виду и постоянно повышать свой научный уровень, стараясь не оставлять без ответа ни одного сверхпрограммного вопроса ученика.
О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа. Старшие школьники активно участвуют в математических, физических, химических, биологических, исторических олимпиадах - районных, городских, областных, республиканских и всесоюзных (в последнее время очень популярными стали и телевизионные олимпиады), вечерах занимательной науки, викторинах. Растет сеть школ с углубленным изучением ряда предметов (математики, физики, химии, иностранного языка), все большим успехом пользуются у старшеклассников научно-популярная литература и кинофильмы.
Наблюдения показывают, что кружковая работа старшеклассников наиболее эффективна тогда, когда она ведется под руководством опытных и знающих преподавателей, на началах творческой самодеятельности, когда школьникам предоставляется широкий простор для творческой активности и инициативы (инициатива создания этих кружков принадлежит самим школьникам, они организуют и планируют работу, даже заседания часто ведутся старостами кружков или членами правления школьных научных обществ). Такая организация кружковой работы наиболее соответствует возрастным особенностям старших школьников.
Кружки, специальные школы и классы, научные секции, факультативные курсы, олимпиады предоставляют оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. Этот возраст благоприятен для развития не только художественно-изобразительных, музыкальных способностей, но и математических, литературных, конструктивно-технических. Именно в 15-17 лет может ярко проявляться талантливость в той или иной области, создаются продукты творчества, имеющие объективную ценность (несложные математические изыскания, носящие оригинальный характер, конструирование технических устройств и приборов - многие из них представлены на Выставке достижений народного хозяйства в Москве,- создание ценных в художественном отношении стихотворений и рассказов и т. д.). Учителям следует иметь это в виду и, содействуя всестороннему развитию способностей всех старшеклассников, выявлять тех юношей и девушек, которые обладают высокой степенью развития способностей. Необходимо создавать наиболее благоприятные возможности для дальнейшего развития таких способностей (организовать консультации специалистов, помочь школьнику связаться с работниками соответствующей кафедры вуза или лаборатории научного учреждения, литературного кружка при редакции газеты, помочь старшекласснику устроиться во внешкольный кружок или научное общество и т. д.).
При переходе от подросткового возраста к старшему школьному изменяется и отношение к искусству кино, которое по-прежнему продолжает занимать видное место в жизни школьников. Однако оно постепенно становится не столько средством отдыха, развлечением, времяпрепровождением, сколько средством познания жизни, источником раздумий и размышлений. Наиболее популярными картинами становятся и серьезные, умные произведения. По данным Т. Н. Мальковской, в числе любимых картин старшеклассники называют «Щит и меч», «Твой современник», «Гамлет», «Война и мир». Старшеклассники отмечают, что фильмы привлекают их идеей и содержанием, актерским исполнением, режиссерским мастерством, психологическими характеристиками, и только незначительная часть старшеклассников считает кинофильмы средством развлечения.
Опрос большого количества старшеклассников, проведенный сотрудниками Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР, показал, что юноши и девушки хотят, чтобы литература и кино показывали им «правду жизни», «современную жизнь без прикрас и сглаживания острых вопросов». «Обычно ищешь в кино ответы на вопросы своей жизни. Ищешь, но находишь очень редко» (IX класс); «Больше всего люблю книги и фильмы, которые заставляют думать о жизни, размышлять. Но таких книг и фильмов мало, особенно о молодежи» (IX класс).
Старшие школьники много читают. Художественная литература привлекает старшеклассников как источник духовного развития; многие школьники любят перечитывать понравившиеся произведения. Литература, как и кино, перестает быть средством развлечения, отдыха. Отметим важную особенность, на которую указывает Т. Н. Мальковская: в руководстве чтением старшеклассников удельный вес школы снизился. Основным источником информации о новинках художественной литературы стали газеты и журналы, радио и телевидение, библиотеки, в меньшей степени - родители и друзья и в весьма незначительной степени - учителя. Приходится отметить нежелательное явление - снижение роли учителя в руководстве духовным и умственным развитием старших школьников.
Остановимся на развитии познавательных процессов в старшем школьном возрасте. Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими. В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, мышлением), а также вниманием, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности.
Наблюдение становится еще более целенаправленным и систематичным. Развивается такое качество личности, как наблюдательность. При этом, как правильно указывал Н. Д. Левитов, необходимо следить, чтобы учащиеся не разбрасывались в своих наблюдениях, подчиняли наблюдение поставленной задаче, не спешили с выводами, пока не накопится достаточное количество наблюдаемых фактов.
В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преобладает произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики старшеклассников. Оно только приобретает специфический характер, более отчетливо связываясь с интересами старших школьников, в частности с их познавательно-профессиональными интересами. При этом ведущая роль в активной познавательной учебной и общественной деятельности сохраняется все-таки за произвольной памятью. Дословное заучивание, основанное на повторении, не является в этом возрасте распространенным.
Учащиеся отчетливо понимают, в каких отдельных случаях оно необходимо (при заучивании некоторых строгих определений, формулировок, законов). Старшие школьники неизмеримо шире, чем подростки, пользуются приемами запоминания - составлением планов и схем текста, конспектов, выделением и подчеркиванием основных мыслей, сравнением, соотношением нового с уже известным. Наряду с этим старшеклассники иногда пренебрежительно относятся к тем приемам смыслового заучивания, которые, по их мнению, свойственны «маленьким», например повторению, чередующемуся с воспроизведением отдельных фрагментов учебного текста. У старших школьников, как правило, создается дифференцированная установка на запоминание (они отмечают, что нужно запомнить дословно, что необходимо передать своими словами, а что достаточно только понять, а запоминать не требуется). Многое из того, что говорилось выше о памяти, с полным основанием можно отнести и к характеристике внимания старших школьников. Дифференцированность интересов определяет избирательность внимания, значительное увеличение роли послепроизвольного внимания. Но в отличие от подросткового возраста, где послепроизвольное внимание возникает лишь эпизодически, в старшем школьном возрасте оно может быть постоянным при наличии устойчивых жизненных интересов.
Наряду с послепроизвольным вниманием в старшем школьном возрасте возрастает значение произвольного внимания, на что указывает И. В. Страхов, который исследовал случаи, когда ученики, непосредственно не интересуясь учебным материалом, сосредоточивают внимание на нем, понимая жизненное значение изучаемых явлений.
Заметно развивается и совершенствуется способность к переключению и распределению внимания. Последнее, в частности, сказывается в формирующемся умении одновременно и слушать объяснения учителя, и вести запись лекции-беседы, следить и за содержанием, и за формой своего ответа. Старшие школьники гораздо больше, чем подростки, способны противостоять отвлекающим раздражителям, действующим на них в процессе учебной работы.
Отметим в заключение и еще одну особенность внимания, характерную для старших школьников,- его избирательность.
Избирательность внимания у некоторых учащихся проявляется и в том, что, воспринимая учебный материал, они всегда стараются оценить его значение, воспринять его через призму практической значимости. Установив, что данный раздел важен, ученик активно воспринимает его. Если же школьнику кажется, что материал несущественный, он ослабляет свое внимание. Интересно, что эта своеобразная пульсация внимания нередко происходит непреднамеренно: старшеклассник не всегда отдает себе отчет в колебаниях собственного внимания. Обычно внимание старшего школьника непроизвольно сосредоточивается на предмете именно тогда, когда речь идет о применении на практике определенных знаний из этой области.
Под влиянием специфической организации учебной деятельности существенные изменения происходят в мыслительной деятельности старших школьников, в характере умственной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, написание рефератов, все чаще и чаще старшему школьнику приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале, в результате чего мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического диалектико-материалистического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.
С развитием мышления растет культура речи школьников, формируется умение правильно выражать свои мысли, усложняется структура речи, обогащается словарь.
К концу обучения старший школьник должен овладеть умением самостоятельно мыслить, овладеть методикой и техникой самостоятельной умственной работы, самостоятельного добывания знаний, или, как говорят, овладеть умением самообучаться. И такая организация обучения, которая направлена на формирование и развитие этих умений, как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям умственного развития старших школьников.
Отсутствие самостоятельности в мыслительной деятельности - один из существенных недостатков в работе старших школьников, который объясняется такой постановкой учебной задачи, когда от школьника не требуется размышления, самостоятельной мысли, собственного мнения, когда все сводится к воспроизведению чужих мыслей, чужой аргументации. В связи с этим учителям следует учесть, что старшие школьники склонны обращать большое внимание на аргументированность и доказательность тех или иных положений. Принимать на веру все сказанное учителем или прочитанное в учебнике старший школьник не желает, слепо следовать авторитетам не в его правилах. Он стремится убедиться в истинности того, с чем ему приходится знакомиться на уроках. И напрасно некоторые учителя обвиняют старшеклассников в скептицизме и критиканстве (хотя и это нередко бывает - таковы возрастные особенности учащихся IX-X классов). Следует не только удовлетворять, но и поощрять эту свойственную старшему школьнику и полезную для его умственного развития требовательность к убедительной аргументированности, обоснованности и доказательности усваиваемых знаний, потребность иметь собственную точку зрения. Своя точка зрения - не значит всегда отличающаяся от общепринятой; своя - это именно своя, плод своей мысли, итог самостоятельного думания, а не навязанное со стороны. Задача учителя - так направить ход обсуждения, чтобы ученик самостоятельно пришел к правильному заключению.
При изучении точных наук ученику труднее демонстрировать свойственную ему критичность и наличие своей особой точки зрения, чем при изучении таких предметов, как история или литература.
Потребность самостоятельно оценить литературное произведение со свойственной учащимся критичностью мышления и категоричностью суждений, да еще при неразвитости вкусов или недостатке общей культуры, приводит порой к поверхностному пониманию достоинств художественного произведения. Так, например, десятиклассница заявила, что она не принимает большинства стихотворений В. Маяковского, что «он очень груб, некоторые его стихи просто неприлично читать, а ведь учительница сама протестует, когда грубость проявляют юноши». В подобных случаях учителям нельзя уклоняться от ответа или выражать недовольство: «Оставь свои мысли при себе!»
Девятиклассница Е. К., умная и развитая девушка, знакомясь с героями романа Тургенева «Отцы и дети», заявила, что Аркадий ей нравится гораздо больше, чем Базаров; «Аркадий симпатичнее, вежливее, веселее, а Базаров груб, высокомерен, отчужден и холоден». И, подумав, добавила: «До ужаса он все-таки мне не нравится!» На наше предложение высказать свою точку зрения в классе дальновидная девушка воскликнула; «Да что вы! За это попадет!»
Интересный случай произошел в одной из московских школ. В классе разбирали произведение М. Горького «Мальва», говорили обычными стандартными, заученными фразами. Один десятиклассник попросил разрешения высказать свою точку зрения: «Я совсем не прихожу в восторг от того, от чего приходите в восторг вы. И мне кажется, что вы это делаете по профессиональному долгу. Вот вы в восторге от языка Горького, а мне его язык претит. Возьмите слова «море смеялось». Меня это не только не трогает, а удивляет и вызывает смех. Я стремлюсь себе представить это смеющееся море и представляю его в виде толстой тетки, курносой, красной, о маленькими прищуренными глазками, глупо улыбающейся счастливой улыбкой, а щеки ее шевелятся, как вода от ветра. И от фразы: «Солнце было счастливо тем, что светило; море - тем, что отражало его ликующий свет»,- мне становится смешно. Ну зачем так пишут и что все это должно значить? Неужели нельзя писать просто?» (из материалов Н. С. Лукина).
Учительнице следовало бы поговорить с классом об определенных изобразительных средствах языка, с помощью которых человек передает свои мысли, разъяснить роль аллегорий, эпитетов и метафор. Однако разговор не состоялся. Учительница холодно выслушала ученика и назвала его выступление своеобразным выпадом. Изменил ли ученик свое мнение? Понял ли он что-нибудь? Если и понял, то только то, что надо отвечать по учебнику и оставлять свое мнение при себе. Позиция учителя неправильна и в том отношении, что косвенно воспитывает лицемерие, привычку говорить одно, а думать при этом совсем другое (кстати, упомянутая выше ученица писала сочинение по роману «Отцы и дети», восхищалась Базаровым, критиковала Аркадия и получила «пятерку»). «Боюсь я этих собственных мнений!» - воскликнула однажды учительница литературы. Но бояться надо другого - того, что все ученики, как по заказу, будут изъясняться казенными, стереотипными фразами при полном отсутствии хотя бы попытки высказать собственное мнение, сформулировать оригинальную мысль.
Как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания, изучения основ наук, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение. И только относительно этого школьного возраста можно серьезно говорить о формировании подлинно коммунистического мировоззрения, для чего необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Школьная программа предполагает, что учащиеся получают многие знания самостоятельно, изучая учебники, познавательную литературу и другие источники. Более того, известно, что наибольшего успеха в учебе добиваются те ребята, которые стараются изучать материалы, выходящие за рамки обычной обязательной школьной программы. Стремясь открыть для себя новые знания, дети развивают в себе умение самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, навыки трудолюбия и дисциплины. И вряд ли кто-нибудь подвергнет сомнению то, что все эти качества понадобятся ребятам и во взрослой жизни - дальнейшей учебе и работе.

Самообразование младшего школьника

Что такое самообразование? Ответ кроется в самом термине: это учебная деятельность вне стен школьного заведения, обычно связанная с изучением материалов, выходящих за рамки школьной программы. Занимаясь самообразованием, школьник сам отбирает наиболее интересные ему материалы, выбирает время, когда ему удобно уделить внимание учебе.

Лучше, если родители помогут с определением подходящих источников знаний. Ведь сейчас всем желающим доступны интересные книги, документальные фильмы и познавательные веб-ресурсы. Еще не так давно возможностей получить новые знания было намного меньше. В наше время благодаря быстрому развитию технологий у стремящихся к саморазвитию детей есть возможности, о которых не могли и мечтать их родители, бабушки и дедушки. Благодаря такому разнообразию намного проще сохранять мотивацию и стремление получать знания. Методики и источники информации можно комбинировать, выбирая удобные форматы.

Заниматься самообразованием непросто, необходимо составить удобный график и наметить конкретные задачи, важно относиться к учебному процессу ответственно, искать мотивацию и настраивать себя на усердную работу.

Как повысить эффективность домашнего обучения?

Школьник должен понимать, что самообразование не отменяет обычную школьную программу, списки литературы, задачи по математике, тесты по иностранному языку - все это остается в силе.

Занимаясь самообразованием, важно соблюдать несколько правил и рекомендаций:

  • грамотно распределять силы и учиться самоконтролю,
  • уметь концентрироваться на учебном материале,
  • учиться эффективно распоряжаться временем и сохранять мотивацию.

Стремление школьника к самообразованию - это одно из важнейших условий получения качественных знаний. Если ученик будет искренне стремиться к новым знаниям, проявлять интерес к занятиям и ежедневно трудиться, то он сможет добиться намного больших успехов, чем те дети, которые относятся к учебе как к скучной неинтересной обязанности.

Методы самообразования школьников

Существует множество материалов и методик, используемых в самообразовании:

  • семинары, тренинги и курсы,
  • использование различных познавательных материалов - книг, документальных фильмов в и других источников,
  • применение образовательных интернет-ресурсов.

Для школьников самым доступным решением являются учебные сайты, пользоваться которыми можно в любое удобное время.

Одним из лидеров в области учебных онлайн-проектов является сайт . На портале в свободном доступе размещены видеоуроки по всей школьной программе всех классов. Лекции созданы с участием опытных преподавателей, режиссеров и специалистов по компьютерной графике. Уроки познакомят учащихся с самыми разными темами: грамматикой английского языка, химическими элементами и реакциями, значимыми историческими событиями и глобальными проблемами современности.

Для того чтобы открыть знания, выходящие за рамки школьного курса, воспользуйтесь разделом В рубрике «Экспериментаниум» вы найдете видеоуроки на актуальные и интересные темы:

  • возможности нанотехнологий,
  • основы астрофизики,
  • использование физики в медицине,
  • факты о невесомости и микромире холодных морей.

Как люди, жившие в старые времена, развлекались без Интернета и телевидения? Правда ли, что каждое дело имеет свой характерный запах? Ответы на эти вопросы можно найти в разделе «Учёные - детям».

Здесь же можно посмотреть лекции А.В. Савватеева по математике и углубиться в такой увлекательный предмет, как астрономия.

На сайте собраны видеоуроки по всей школьной программе, включая русский язык, историю России и всеобщую историю. Пользоваться материалами портала очень просто. Чтобы приступить к изучению программы, достаточно выбрать интересующий вас предмет, класс и тему. В дополнение к видеоурокам также опубликованы текстовые конспекты с фотографиями, рисунками и цитатами, ссылками на дополнительные источники в сети Интернет.

В составе портала сайт также есть отдельный проект - . С его помощью ребята смогут освоить школьную программу при обучении в форме семейного образования. А помогут им в этом опытные преподаватели - мастера своего дела. Многие из учителей отмечены учеными степенями, наградами и премиями.!

Период старшего школьного возраста можно охарактеризовать как начальную стадию физической зрелости. Завершается период полового созревания, и старшие школьники уже готовы к достаточно большим физическим и умственным нагрузкам.

Активно происходит включение молодых людей во взрослую жизнь с ее нормами и правилами. В целом этот период в жизни человека характеризуется уверенностью в себе, жизнерадостностью и способностью к высокой самооценке. Усиливается общественная направленность личности. Имеют место собственные оценки тех или иных явлений действительности, собственные взгляды и мнения. Очень бурно происходит рост самосознания. Юношество самокритично и критично к окружающим. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная .

Основные новообразования. Все новообразования познавательных процессов закончились в подростковом возрасте, а в юности идет укрепление и совершенствование того, что уже сложилось. Среди личностных новообразований наиболее важными являются: чувство взрослости, необходимость самоопределения (выбор профессии и жизненного пути), формирование мировозрения и самостоятельности суждений, стремление к самовоспитанию.

Основные потребности этого возраста: освободиться от контроля и оценок взрослых; потребность в общении с «избранными» взрослыми и со сверстниками противоположного пола.

Ведущие мотивы - это мотивы будущего.

В старшем школьном возрасте происходит систематизация полученных знаний, усвоение теоретических основ различных дисциплин, обобщение знаний в единую картину мира, познание философского смысла явлений.

Мотивы учения . В старшем школьном возрасте, как правило, интерес к учению (к его содержанию и процессу) повышается, т.к. включаются мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни. Имеет место сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов. Ярко выражена произвольная мотивация, т.к. хорошо осознаются причины отношения к учебе. Старшеклассники уже готовы к самообразованию.

К старшему школьному возрасту складывается исследовательское отношение к учебным предметам и умение находить и ставить проблему. Поэтому в учебном процессе их привлекает сам ход анализа задач, сравнение различных точек зрения, дискуссии и объяснения, которые заставляют думать. У старшеклассников уже довольно хорошо развернуто абстрактное мышление.

В этом возрасте формируется «индивидуальный стиль деятельности», который, по определению Е.А. Климова, является индивидуально-своеобразной системой психических свойств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в уравновешивании своей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.

Особую роль в старшем школьном возрасте играет отношение к своим способностям. Последние активно сопоставляются с требованиями выбираемой профессии. Но, чтобы действительно выявить наличие тех или иных способностей у старшеклассников, необходимо предварительно выделить сферу преимущественных интересов, т.к. способности реализуются именно там. Об этом следует помнить воспитателям, учителям, родителям и психологам.

Меняется в этом возрасте и роль учителя: он выступает уже скорее как консультант по предмету.

Юность - это эпоха «бури и натиска». Это период, когда существует огромная потребность в признании собственной оригинальности, и хочется любыми путями обратить на себя внимание. Ощущение собственной неповторимости сопровождается повышенным вниманием к своей внешности, и поэтому имеет место постоянное сравнение себя с другими. Новое открытие своего внутреннего мира переживается вместе с чувством «бездны одиночества» («Меня никто не понимает»). Размышления о себе происходят всюду.

Страстная жажда нового жизненного опыта сочетается в юности со страхом перед жизнью.

Общий эмоциональный фон юности более сглажен в сравнении с подростковым периодом: наблюдается заметное улучшение коммуникации и снижение уровня тревожности.

Формирование мировоззрения происходит на фоне высокого уровня критичности к самому себе и к другим. Обычно предъявляются жесткие моральные требования к взрослым и, особенно, к учителям.

Среди основных противоречий возраста можно выделить следующие:

    1. Стремление к воле и самовоспитанию сочетается с полным игнорированием конкретных приемов по самовоспитанию волевых качеств, рекомендуемых взрослыми.

    2. Чуткость к оценке себя другими маскируется внешним безразличием.

    3. Стремление к идеалу «в большом» сочетается с совершенной беспринципностью «в малом» .

    4. Желание и стремление казаться выдержанным и взрослым сталкивается с ребячьей непосредственностью в речи и поведении.

Э. Шпрангер (1924) условно выделил три типа юности:

    1. Резкие, бурные изменения, наличие внешних и внутренних конфликтов.

    2. Плавное усвоение норм и ценностей без заметных изменений в личности подростка.

    3. Быстрая психологическая перестройка личности и формирование собственного будущего.

Э. Эриксон (1968) считает центральным психологическим процессом юности формирование личной идентичности , т.е. чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Кризис идентичности состоит из серии личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Эриксон указывает, что в случае, когда не формируется личная идентичность, то возможно возникновение неадекватной идентичности , которая проявляется в:

    Уходе от психологической интимности: избегании тесных межличностных отношений;

    - «размывании» чувства времени, неспособности строить жизненные планы, в страхе взросления и перемен;

    Неумении реализовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности, распылении продуктивных творческих способностей;

    Формирование «негативной идентичности» выражается и в отказе от самоопределения и выборе отрицательных образцов для подражания.

Джейм Марша (1966) выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения:

«Неопределенная, размытая идентичность» - индивид не выработал четких убеждений, не столкнулся с кризисом идентичности.

«Досрочная, преждевременная идентичность» - индивид включился в соответствующую систему отношений, но не самостоятельно, не в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений и следуя чужому примеру.

«Мораторий» - индивид в процессе нормативного кризиса самоопределения выбрал из многих вариантов тот единственный, который и может считать своим.

«Зрелая идентичность» - кризис завершен, индивид перешел от поисков себя к самореализации.

Как правило, «Я» юноши - это сумма каких-то идентификаций с другими людьми. В связи с активным развитием самосознания юношеству доступно более широкое и глубокое понимание других людей.

Образно говоря, в этот период ребенок окончательно «входит во взрослый мир» со всеми его достоинствами и недостатками. Поэтому очень остро, подчас, встает вопрос о взаимоотношениях уже взрослых детей с родителями, которые не могут принять взрослость и самостоятельность своего чада, которому они отдали столько сил и лет жизни и которого до сих пор считают ребенком.

Такая позиция отчасти объясняется имеющимися противоречиями в поведении юноши: с одной стороны, он хочет автономии и самостоятельных решений и действий, а, с другой, не готов (или не желает) нести ответственность за их последствия, перекладывая этот груз на плечи родителей.

В семейной ситуации в данный период большое значение имеет общий эмоциональный тон. Если родителям (прежде всего им, т.к. они умнее и опытнее) удается гармонично сочетать предоставление ребенку свободы и одновременное осуществление контроля, тогда есть шанс, что конфликты будут сглажены и установится дружеское взаимопонимание и доверие между сторонами.

На период ранней юности приходится и становление морального облика, и нравственного самоопределения личности, происходящее на фоне начала поры любви и зарождения интимных отношений с людьми противоположного пола.

Среди нравственных проблем в центре внимания оказываются вопросы добра и зла, порядочности и беспринципности, справедливости и беззакония, т.е. такие вопросы, правильность решения которых выходит за пределы личных отношений и затрагивает человеческое существование в целом.

Современной юности не свойственны ни детская наивность, ни всеотрицающий негативизм, как это было несколько лет назад. Современной молодежи присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь и гораздо большая независимость и самостоятельность. Хотя надо иметь ввиду, что далеко не все дети способны в старшем школьном возрасте быть очень разумными, практичными и самостоятельными. Здесь уже вмешиваются факторы индивидуально-психологического порядка и семейного благополучия.

У многих ребят в юношеском возрасте отмечается повышенная невротичность и проявление акцентуированных черт характера. Наблюдаются быстрые и непредсказуемые переходы от одного настроения к другому или усиленная инвертированность.

По отношению ко времени, все устремления и надежды связаны с будущим. Возникает в этом возрасте и идея необратимости времени. Вместе с тем для ранней юности характерна идея физического бессмертия и абсолютная уверенность в благосклонности судьбы. Этот феномен, в частности, проявляется в опасных, угрожающих жизни и здоровью поступках молодых людей. Идет своеобразная «игра со смертью», «проверка судьбы» в полной уверенности, что все обойдется и сойдет с рук.

Поэтому воспитателям, учителям, родителям необходимо помнить о всех закономерностях, феноменах и «подводных камнях» данного возраста, быть очень внимательными и осторожными в своих высказываниях и действиях. Юность необычайно впечатлительна и ранима. Примеров тому, в том числе и крайне трагических, мы можем найти в жизни немало.

Один из важнейших аспектов старшего школьного возраста - первая любовь и поиск партнера противоположного пола для интимно-личностного общения и любви. Это период первого опыта близких эмоциональных отношений между юношами и девушками. В этих отношениях формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека.

Нередко первая любовь проносится через всю жизнь, и люди остаются вместе до старости. В воспитательном процессе важно сделать акцент именно на нравственную основу отношений между людьми противоположного пола, поскольку именно эта основа является залогом стабильных, надежных и теплых отношений, что, в конечном итоге, способствует нормальному развитию личности и сохранению психического здоровья человека.

6. Психологические проблемы юношества.

7. Психология профессионального выбора в старшем школьном возрасте.

8. Взрослые дети и их родители.

    1. Левитов Н.Д. Психология характера. М.,1969.

    2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.,1983.

    3. Снегирева Т.В., Платон К.Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и юношеском возрасте. Кишинев,1988.

    4. Психологическое сопровождение выбора профессии: Метод. пособие. М.,1998.

    5. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников.

    6. Мышанова Н.Н. Страхи здоровых людей. Спб.,1997.

    7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.,1981.

Дата публикации: 10.08.2016

Самообразование - это самостоятельная познавательная деятельность, осуществляемая человеком, желающим получить максимально полные знания в интересующей его области.

Обучаясь самостоятельно, мы имеем возможность лично определить предмет для изучения и источники информации. Чаще всего последними выступают книги и научно-исследовательские работы, лекции, курсы и семинары по теме изучения.

Возможна ли эффективная учеба без самообразования?

Под словом «образование» принято понимать знания, полученные в школах, вузах и прочих учебных заведениях. Но в широком смысле, образование - это процесс формирования ума, способностей и характера личности.

Учиться без самообразования возможно: выполнять только четко определенные учебной программой и преподавателем задания, получить диплом, а потом устроиться на среднестатистическую работу без амбиций добиться чего-то большего. Но вопрос в том, всех ли устроит такой расклад?

Есть люди, которым такой план кажется достаточным, но есть и другие - стремящиеся к постоянному личностному и профессиональному развитию, улучшению качества жизни и самосовершенствованию. Для них минимума образования, который дают стандартные учебные заведения, мало.

Поэтому будет правильно ответить на поставленный вопрос так: учиться без самообразования можно, а вот учиться эффективно - вряд ли.

Самообразование - важная способность для любого человека. Особенно сегодня, в век информационных технологий, когда глобальная сеть дает неограниченные возможности к познанию нового. Информация стала доступной, но многие не умеют или не желают ее использовать.

Главный недостаток сложившейся системы школьного образования в том, что нас учат многим вещам, но не учат основному: как научиться учиться. А это очень важный момент, ведь научившись обучать себя сам, человек сможет освоить что угодно. К сожалению, в вузах этому тоже не обучают, хотя слово студент в переводе с латинского «studiosus» обозначает «самообучающийся».

Особенности самообразования

Речь не идет о том, что нужно забросить школу и не получать высшее образование, просто в дополнение к нему нужно подключать самообразование. Это расширит кругозор, подарит уверенность в себе, даст преимущество при получении работы, позволит начать зарабатывать больше.

Цель самообразования состоит в повышении образовательного уровня и квалификации. Оно направлено на раскрытие собственных способностей и творческого потенциала. И в этом его главная ценность.

Народная мудрость гласит: «Век живи, век учись». Даже будучи очень опытным человеком, нужно быть открытым для новых знаний. Это поможет чувствовать себя комфортно в постоянно меняющемся мире и работать результативно, используя передовые методики и технологии.

Принципиальные моменты в эффективном самообразовании - это заинтересованность и правильная постановка задачи. Важно понимать, как глубоко и в каком объеме вы хотите изучить предмет, зачем вам это нужно.

Когда цель поставлена, нужно определиться, как мы будем ее достигать. Одним из наиболее эффективных способов обучения являются курсы с практическими занятиями . Их программа рассчитана на изучение основных теоретических моментов и закрепление полученных знаний на практике. Параллельно с курсами будет не лишним интересоваться публикациями по теме изучения, посещать семинары, мастер-классы, читать дополнительную литературу.

Как эффективно обучаться самостоятельно?

И напоследок, несколько советов, как научиться учиться эффективно:

  • не завышайте планку: лучше делать понемногу, но каждый день;
  • не распыляйтесь: мозгу трудно сконцентрироваться сразу на нескольких вещах;
  • устраняйте преграды: правильно организованное рабочее место и выключенный телефон помогут сконцентрироваться;
  • копите багаж знаний: не останавливайтесь на достигнутом, освоив одно, беритесь за другое.

Желаем вам всегда оставаться «голодными» к новым знаниям, расти, развиваться и радоваться жизни!